Портрет композитора М.П.Мусоргского
Портрет Мусоргского писан в Петербурге, в феврале 1881 года, в четыре сеанса, незадолго до смерти композитора, в Николаевском военном госпитале, где тот находился. Портрет принадлежит к числу лучших портретов Репина. Стасов справедливо считал его «одним из величайших созданий всего русского искусства».
В этом портрете с особой ясностью проявляется качество Репина-портретиста: исключительная жизненная правдивость, объективность и непосредственность изображения портретируемых. Неоднократно отмечалось, что, глядя на лучшие репинские картины и на портрет Мусоргского в особенности, чувствуешь, что между художником и портретируемым не было никакой преграды, никакой предвзятости.
Изобразив больного музыканта в халате с расстегнутой рубашкой, непричесанным, Репин создает образ большой жизненности и впечатляемости. Он не скрывает человеческих слабостей, недостатков великого человека, «этой гениальной силы, так глупо с собой распорядившейся физически», но и в таком его больном и неприглядном состоянии показывает богатство его духовной жизни.
Поразительны эти с таким мастерством написанные глаза гения с их одновременно и пристальным и каким-то отсутствующе-задумчивым выражением. В задумчивой печали одутловатого от болезни лица заключено богатое содержание и глубокая человечность.
Если в сочетании внешней неприглядности и внутреннего благородства портретируемого Репин достигает большой жизненной правды, то в общей трактовке портрета выявляется высокое понимание художником человека. Его красота и духовное величие, его творческий гений живут и проявляются даже в болезни, и сквозь кору всего «слишком человеческого». Недаром Репину так удавались портреты творческих людей.
При своем появлении этот портрет произвел большое впечатление. Крамской был поражен: «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», — передавал Стасов слова Крамского.
Портрет был действительно новаторским и по решению портретной задачи и по характеру живописи. Законченный, целостный, глубоко содержательный образ сохранял све. жесть и остроту первого впечатления. Портретная характеристика не развертывается постепенно перед зрителем, а дана как бы сразу; она метко схвачена художником и остро выявлена в своих характернейших чертах.
Соответственно и живопись, тонкая и сложная, сохраняет трепетность и свежесть этюда. Писанный в интерьере, портрет решается в рассеянном свете пленэрной живописи. Он весь в свету и писан без земель, одними хроматическими, светлыми цветами.
В этом отношении он родствен картине «Не ждали», к которой близок и по своему светлому легкому и прозрачному колориту. С большой тонкостью сочетаются оливково-зеленый цвет халата с малиновыми отворотами, желтовато-розовый цвет лица, рыжеватые волосы и почти белый, слегка голубоватый фон.
Как обычно, энергично лепя формы широким мазком, Репин накладывает их очень легко жидко разведенной краской.
Новаторством был светлый фон, на котором фигура и лицо портретируемого смотрятся как более темное пятно. Это придавало особое значение силуэту в характеристике модели и в композиционном строении портрета.
Портрет Мусоргского открывает в творчестве Репина-портретиста новую манеру, которая проявится в ряде работ самого разного характера, таких, как портрет В. В. Стасова 1883 года (так называемый «дрезденский»), портрет В. И. Икскуль (1889) и др.
, вплоть до портретов членов Государственного совета, писавшихся в начале 900-х годов для известной картины. Это те новые приемы портретной характеристики, тот новый стиль портретной живописи, который получит развитие в творчестве репинского ученика В.
Серова.
Источник: http://ArtPoisk.info/artist/repin_il_ya_efimovich_1844/portret_kompozitora_m_p_musorgskogo/
Черная энергетика картин Ильи Репина
Картины великого русского художника Ильи Ефимовича Репина (24 июля 1844 — 29 сентября 1930) считают магическими и загадочными. Есть мнение, что художник было экстрасенсом и заряжал свои работы невиданной силой.
Его легендарную картину «Иван Грозный и сын его Иван» сопровождает дурная слава. Ее владелец, меценат Третьяков, вспоминал, чем закончилось ее выставление на публике: «Люди рыдали, впадали в ступор, валились на землю». Наконец, в один ужасный день молодой иконописец Абрам Балашов бросился на картину с ножом и изрезал холст.
Вандала связали и доставили в психбольницу, но это не спасло хранителя галереи. Увидев случившееся, он впал в безумие, выбежал из галереи и бросился под поезд.
Полотно удалось реставрировать, но странные совпадения продолжились. После написания картины у самого художника Репина отсохла правая рука, а натурщиков, позировавших для картины, постигла страшная участь. Художник Мясоедов, с которого был написан образ царя, вскоре в гневе чуть не прикончил своего малолетнего сына, которого тоже звали Иваном.
Трагедия постигла и натурщика, с которого художник писал образ убитого царевича. Писатель Всеволод Гаршин, автор многих чудесных сказок, в том числе и «Лягушки-путешественницы», впал в тяжелую депрессию и во время одного из приступов выбросился с четвертого этажа в лестничный пролет. Разбился, и через пять дней умер в страшных мучениях в больнице Красного Креста.
Когда-то, остановив свой выбор на нем, Репин заметил: «В лице Гаршина меня поразила обреченность: у него было лицо человека, обреченного погибнуть. Это было то, что мне нужно для моего царевича».
С течением времени дурные свойства картины исчезли. Но мистические особенности происходили и с другими работами Репина — например, с одним из самых известных его портретов «Портрет Мусоргского», который он написал незадолго до смерти композитора.
Вот что пишет по этому поводу Корней Чуковский:
«Бурлаки на Волге» — всемирно известная картина Репина, которую Достоевский назвал «торжеством правды в искусстве». По слухам здоровенные мужики, позировавшие Репину для полотна «Бурлаки на Волге», тоже преждевременно отдали Богу душу.
Монументальное полотно «Торжественное заседание Государственного совета» было заказано Репину правительством. И, судя по всему, опрометчиво.
Дело не в качестве картины: с задачей Репин справился достойно. Художнику удалось разместить на огромном холсте 60 фигур, не уязвив при этом достоинства ни одного из персонажей и не оказав предпочтения никому, даже председательствующему императору Николаю II.
Однако рок, сопровождающий картины художника, не отступил. Картина была завершена к концу 1903 года.
А в 1905 году грянула первая русская революция, в ходе которой полетели головы изображенных на полотне чиновников. Одни лишились постов и званий, другие и вовсе поплатились жизнью: министр В. К.
Плеве и великий князь Сергей Александрович, бывший генерал-губернатором Москвы, были убиты террористами.
К счастью, погибли не все. Выжили те, кого рисовал не сам Репин. Известно, что в создании полотна Репину помогали его ученики: фигуры правой части, по репинским этюдам, писал Борис Кустодиев, левой — Иван Куликов. Чиновники, написанные учениками, спаслись от страшной участи.
Источник: http://paranormal-news.ru/news/chernaja_ehnergetika_kartin_ili_repina/2016-05-08-12183
Репин : Мир искусства
Февраль 15, 2013
Илья Ефимович Репин (1844–1930) родился в г. Чугуеве, бывшей Харьковской губернии, в семье военного поселенца. Первые уроки рисования он получил в местной школе топографов, а затем в мастерской Чугуевского иконописца Бунакова. В 1864 году Репин поступил в Академию художеств, которую блестяще закончил в 1871 году.
Находясь в Академии, Репин с увлечением читал сочинения русских революционных демократов – Белинского, Добролюбова, Чернышевского. Его внеакадемическим наставником в искусстве был И. Н. Крамской. Идеи шестидесятников были той закваской, на которой поднялось замечательное искусство Репина.
Программной работой Репина была картина на тему «Воскрешение дочери Иаира», небольшой эскиз которой представлен в Третьяковской галерее. Выполняя академическую программу, Репин в то же время работал над своей собственной темой, ничего общего не имеющей ни с античной, ни с библейской мифологией.
Эта тема была подсказана ему самой жизнью. Совершая однажды прогулку по Неве, Репин увидел группу бурлаков, тянувших баржу. Контраст между группой оборванных людей, обращенных во вьючных животных, и нарядной гуляющей толпой глубоко поразил Репина.
У него возникло решение запечатлеть эту сцену, как бы воплотившую в себе кричащие противоречия русской жизни.
Первоначальный замысел картины вполне отвечал духу обличительной жанровой живописи 60-х годов с ее тяготением к изображению резких социальных контрастов. Художник хотел контрастно противопоставить бурлаков господскому обществу. Однако в процессе работы замысел картины претерпел существенные изменения.
Близко наблюдая бурлаков (Репин дважды ездил на Волгу, где изучал их жизнь), знакомясь с их биографиями, Репин открыл в них целый мир, сам по себе достойный изображения. Окончательный вариант картины изображает только ватагу бурлаков, тянущих бечевой судно. Эта картина, называющаяся «Бурлаки на Волге», находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
В Третьяковской галерее представлен небольшой эскиз картины и ее вариант «Бурлаки, идущие вброд» (1872).
Бурлаки на Волге
«Бурлаки» Репина показывают совершенно новое и неизвестное искусству 60-х годов отношение к теме народа. Раньше народ выступал главным образом как жертва насилия и угнетения, изображался с целью обличения несправедливости общественного устройства. Репина он интересует сам по себе. Он видит в бурлаках могучие и самобытные характеры, ощущает в народе огромную силу.
После окончания «Бурлаков» Репин провел три года (1873– 1876) вне России, преимущественно в Париже, в качестве пенсионера Академии художеств. Во Франции Репин создал ряд произведений, рисующих природу и быт этой страны. По возвращении на родину художник с необыкновенной жадностью впитывает в себя впечатления русской жизни.
Он много работает, создавая в одни и те же годы и жанровые картины, и портреты, и полотна на исторические сюжеты. К числу лучших произведений этих лет принадлежит «Протодиакон» (1877). Эту картину Репин писал как портрет определенного лица – Чугуевского дьякона Ивана Уланова. Но по своему значению это больше, чем индивидуальный портрет.
«Вы неверно называете этюдом портрет диакона – это даже более, чем портрет,– это тип, словом, это картина»,– писал Репин П.М. Третьякову. И действительно, «Протодиакон», создавая необычайно живой индивидуальный образ, одновременно является типом, настолько все элементы его характеристики подчинены раскрытию социальной сущности этого образа.
Налитое кровью, мясистое лицо протодиакона, украшенное синим носом и бровями, которые Стасов сравнивал с пиявками, растопыренная пятерня, лежащая на животе, самый колорит картины, насыщенный горячими оттенками и как бы передающий жар тучной плоти, – все создает необычайно яркий образ «льва духовенства», в котором «ни на одну йоту не имеется ничего духовного», который весь «плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев бессмысленный, но торжественный и сильный…» (Стасов). В «Протодиаконе» еще больше, чем в «Бурлаках», выразился пафос искусства Репина.
В 70-е годы Репин создал несколько картин, посвященных теме революционного народничества. Первым произведением в цикле революционных жанров явился эскиз «Под конвоем» (1876).
В нем художник при помощи немногих, но весьма выразительных элементов сумел вызвать представление о необъятной, печальной и нищей стране, создать ощущение ее придавленности.
Унылый осенний пейзаж составляет выразительный фон для изображенной на переднем плане телеги, запряженной тремя тощими лошадьми, на которой увозят в далекую ссылку политического «преступника». Он сидит между двумя жандармами с шашками наголо.
Вся эта небольшая группа на фоне безлюдного пространства вызывает у зрителя то же чувство затерянности, одиночества, тоски, от которого ежится сидящий в телеге человек, одетый в серую арестантскую одежду, а ямщик с какой-то отчаянной удалью погоняет лошадей.
Арест пропагандиста
В 1878 году Репиным был написан первый вариант картины «Арест пропагандиста», второй, основной вариант которой датируется 1880–1892 годами. Лучшее в картине – образ самого пропагандиста. Он выделен из полумрака избы красным цветом своей рубахи.
Этот красный цвет, привлекая к фигуре пропагандиста внимание зрителя, помогает художнику выразить и внутреннее содержание образа, подчеркнуть горячую страстность натуры пропагандиста. Репин верно передал ту атмосферу недоверия и непонимания, которая разделяет пропагандиста и крестьян, то есть тех, за кого он боролся. В этом проявилась глубина репинского проникновения в жизнь.
Крестьянство не пошло за народниками. Но это не помешало художнику увидеть истинную красоту и благородство в пропагандисте-революционере.
Образ революционера еще раз был показан Репиным в картине «Отказ от исповеди» (1879–1885). Картина исполнена суровой трагической сосредоточенности. Действие происходит в тюремной камере. Священник пришел сюда к заключенному, чтобы исповедать его перед казнью.
Выступающее из мрака бледное лицо приговоренного выражает гордую непреклонность, сознание своей правоты и нежелание «смириться».
В этом героическом и суровом образе художник утверждает духовную красоту подвижников революции, способных идти на любые испытания ради освобождения народа.
Отказ от исповеди
В Третьяковской галерее представлен эскиз картины «Запорожцы». Сюжетом для этой картины послужило историческое предание о том, как запорожцы на предложение турецкого султана Магомета IV перейти к нему на службу ответили письмом, полным самых острых насмешек и «соленых» словечек.
Сочиняющими это знаменитое послание они и предстают в картине Репина. Глядя на них, мы как бы слышим смех запорожцев в полной гамме его оттенков, от хихиканья до громового хохота.
В «Запорожцах» очень сильно проявилось одно из важнейших качеств репинского искусства: яркое ощущение художником богатства человеческой натуры, разнообразия характеров, красоты сильно выраженной индивидуальности.
Запорожцы
Но с особой силой любовь и интерес к человеку проявились в портретных работах Репина, которые, без сомнения, принадлежат к числу наиболее высоких достижений русского искусства XIX века. Портретную галерею Репина отличает огромная широта социального охвата. Он портретировал всех: от бурлаков и русских мужиков до царских сановников.
Репин создал замечательные крестьянские портреты («Мужик с дурным глазом», 1877) и великолепные по характерности портреты царских сановников (этюды к картине «Заседание Государственного совета»: «Портрет И.Л. Горемыкина и Н.Н. Герарда», «Портрет С.Ю. Витте», 1903).
Но при всей широте репинского интереса к человеку на первом месте для него стояли «люди, дорогие нации»,–выдающиеся деятели русской культуры.
«Портрет композитора М. П. Мусоргского» (1881) явился значительным достижением художника. Репин писал Мусоргского незадолго до смерти композитора, когда Мусоргский находился на излечении в военном госпитале. Портрет был сделан всего за четыре сеанса.
Портрет Мусоргского поражает нас жизненностью образа. Кажется, что Репин, создавая его, руководствовался только непосредственным впечатлением от натуры, как она предстояла ему в данный момент и при данных обстоятельствах.
Мы видим Мусоргского именно таким, каким он был в последние дни своей жизни: с отекшим от болезни лицом, всклокоченными волосами, одетым в серый больничный халат. Но портрет Мусоргского захватывает нас вовсе не только живостью передачи непосредственного впечатления.
Он потрясает глубиной человеческого содержания, внутренним трагизмом образа.
Изображая больного, измученного жизнью Мусоргского, художник не переставал ощущать в нем огромную, несломленную болезнью духовную силу, яркую колоритность характера.
Репин мастерски использовал те немногие возможности, которые давала больничная одежда – малиновые отвороты халата, видную из-под него вышитую русским узором рубаху,–для того, чтобы оттенить красочность в самом внешнем облике композитора.
Изображая лицо Мусоргского, художник стремился показать его характерную особенность – мягкость, открытость. Он дал лицу прямой поворот и почти прямое освещение, написал его, как говорил Стасов, «все в свету», то есть без сколько-нибудь резких теней.
Открытость лица Мусоргского являлась для Репина не только его внешней отличительной чертой. Она связывалась в представлении художника с внутренним обликом композитора, с его душевной открытостью и сердечной чистотой.
Благодаря повороту, найденному художником для головы Мусоргского, лоб оказался наиболее освещенной частью лица. Беспорядочно спутанные пряди волос оттеняют мраморную гладь этого широкого умного лба, почти лишенного морщин. Но едва ли не самой большой выразительностью обладают глаза Мусоргского.
В мягком свете этих глаз перед нами раскрывается чистота взгляда этого человека на жизнь, ясность его ума, незамутненная болезнью, кротость его широкой души. И одновременно этот взгляд раскрывает для нас трагедию Мусоргского.
Он со своей большой и открытой душой чувствует себя бессильным противостоять натиску темных сил, понимает, что сломлен ими.
В галерее репинских портретов особое место занимает изображение знаменитой актрисы П.А. Стрепетовой. Репин писал Стрепетову дважды. Первый раз он изобразил ее в роли Лизаветы из драмы Писемского «Горькая судьбина» (1881).
Однако портрет не удовлетворил автора, и в 1882 году он сделал новую попытку изобразить актрису. На этот раз усилия художника увенчались большим успехом, несмотря на то, что созданное им произведение не является вполне портретом.
Оно называется по имени артистки «Актриса Пелагея Антиповна Стрепетова» и имеет в подзаголовке слово «этюд».
Создавая этот образ, Репин, видимо, больше стремился к тому, чтобы запечатлеть яркую экспрессию лица Стрепетовой, раскрыть определенное психологическое состояние, чем дать глубокую портретную характеристику прославленной актрисы. Это является причиной, по которой данное изображение Стрепетовой кажется нам этюдом для какой-то картины, где ее состояние получит объяснение в сюжете.
И все же, не являясь портретом в точном смысле этого слова, этюд Репина раскрывает в Стрепетовой наиболее в ней существенное: то, что сделало ее одной из лучших трагических актрис русской сцены,– живую, страдающую человеческую душу. Яркое выражение человеческого страдания, при этом страдания, сдержанного усилием воли, лишенного аффектации, глубокого и подлинного, делает этот этюд Репина шедевром его искусства.
Среди портретов, созданных Репиным, должно отметить «Портрет основателя галереи П. М. Третьякова» (1883). В отличие от других репинских портретов, где изображение человека давалось на нейтральном фоне, Третьяков представлен в одном из залов своей галереи.
Такое решение портрета было подсказано художнику стремлением увековечить образ Третьякова именно как основателя замечательного музея русского национального искусства.
Изображенный в уединении со своими картинами Третьяков, кажется, мысленно пробегает всю историю их собирания, сознавая, что дело всей его жизни близко к завершению.
Портрет основателя галереи П. М. Третьякова
Репин прекрасно уловил свойственную Третьякову строгую манеру держаться. Самое лицо Третьякова, иконописно правильное, обрамленное окладистой бородой, вызывает представление о нем, как о человеке почти аскетического склада. Его черный, наглухо застегнутый сюртук усиливает это впечатление.
Однако в умных, спокойных глазах Третьякова читается духовная одаренность. Его рука с длинными тонкими пальцами – это рука человека тонкой психологической организации.
Таков правдивый, ничего не утаивающий, написанный с большим уважением к изображенному человеку и сознанием его огромной заслуги перед русским искусством образ Третьякова на портрете Репина.
Тема человека в его отношении к природе особенно интересует Репина. Одно из лучших его произведений 90-х годов картина «Осенний букет» (1892) изображает дочь художника В. И. Репину на фоне осеннего сада, с букетом цветов в руках.
Фигура девушки, несколько сдвинутая с центральной оси картины и откинутая назад, вызывает впечатление замедленного движения в своей плавности прекрасно вяжущегося с неторопливым течением осеннего дня. Чуть ленивому выражению ее глаз отвечает безвольное движение рук, держащих поникшие цветы.
Гармония человека с природой ощущается и в колорите картины, построенном на сочетании осенних красок. Рыжеватые краски, данные в букете осенних цветов и в пейзаже, повторены в одежде девушки.
Репин прожил огромную жизнь. Он умер восьмидесяти шести лет. Его творческая энергия была поистине неистощимой. Когда в старости у него отнялась правая рука, он научился писать левой и продолжал работать.
В русском искусстве XIX века трудно назвать другого художника, который бы создал столь же широкую картину современной ему жизни, с такой глубиной раскрыл присущие ей противоречия, с такой силой выразил народный характер и показал красоту революционного подвига.
Как организовать детский праздник 13.
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Мадонна Фиренце
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
«Купающаяся в ручье женщина»
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
«Пейзаж с замком Стен»
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Святой Себастьян
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
«Похищение сабиянок»
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
«Венера» Веласкеса
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
«Лавки» Снейдерса
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Мастер женских полуфигур
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Творчество Артсена
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Нидерландская «Голгофа»
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Исцеление иерихонского слепца
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
Ночное кафе
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Едоки картофеля
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Портрет Томаса Мора
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
Юдифь
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Фрески Дионисия
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Гентский алтарь
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Тайны «Помолвки»
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак
Источник: http://ourarts.ru/?p=920
Мусоргский Портрет Репина
Офорт с портрета исполнен И. Е. Репиным в 1886 в связи с установкой надгробного памятника Мусоргскому в Александро-Невской лавре в Санкт Петербурге. И. репин посетил Николаевский военный госпиталь, где находился Мусоргский и в течение четырех дней писал знаменитый портрет композитора.
История всей жизни в одном портрете: какие тайны композитора Мусоргского удалось запечатлеть Репину
Упреки Стасову в недооценке Сурикова были правильны (см. Я счастлив, что видел эту сцену. «Искусство», 1946, стр. Композитор Модест Петрович МусоргскийСложно сказать, что стало решающим фактором, сломившим его волю.
После ее смерти он написал горький романс «Надгробное письмо». Это начало самого мрачного периода в жизни композитора. Это придает портрету особую глубину и драматичность. Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете. аль сам надорвешься.
» Крамской, правда, тоже умел передавать » задумчиво глядящие» глаза.
Вот в Ваших «Бурлаках», например (они передо мною воочию) и вол и козел и баран и кляча и, прах их знает, каких только домашних там нет, а мусиканты только разнообразием гармонии пробавляются, да техническими особенностями промышляют, «мня типы творить».
так удавались портреты творческих людей. И. Суриков. И радости и горести – радости до счастья, горести до смерти – все в этих часах, которые лучами освещают или омрачают все прочие эпизоды моей жизни» (5).
Он не скрывает человеческих слабостей, недостатков великого человека, «этой гениальной силы, так глупо с собой распорядившейся физически», но и в таком его больном и неприглядном состоянии показывает богатство его духовной жизни.
Поясняя основную тему своей оперы «Борис Годунов», композитор писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею.
И. Репин. Последствия алкоголизма оказались фатальными: цирроз печени, болезнь сердца и воспаление спинного мозга. Он уже задумывался об опере на тему о Пугачевском восстании. Писанный в интерьере, портрет решается в рассеянном свете пленэрной живописи. Сублимируя внутреннюю силу индивидуалист Модест Петрович с головой уходил в музыку.
Художник Илья Репин: портрет композитора Модеста Мусоргского
Это уже восходит к чему-то божественному, возвышенному.
Краткость обзора выставки, которую Стасов оценивает очень положительно, а особенно умолчание о картине Сурикова, возможно, вызваны тем обстоятельством, что в день открытия выставки 1 марта 1881 года народовольцами был убит Александр II и под живым впечатлением происшедшего события «Утро стрелецкой казни», по ряду ассоциаций, воспринималось очень остро. Я попытался разрешить ее в опере».
Соответственно и живопись, тонкая и сложная, сохраняет трепетность и свежесть этюда. «Что этот Репин нынче делает, — сказал он, — просто непостижимо. Среди его учеников, . Или – освободили колонну пленных. Переписка», т. II, «Искуство», 1949, стр.
- Портрет Мусоргского, Репин, 1881
- Описание картины Ильи Репина «Портрет Мусоргского»
- Портреты Мусоргского – этапы жизни великого композитора
- Портрет Мусоргского Репина (Школьные сочинения)
Внутренняя свобода, строгий взгляд, как будто будущий композитор что-то решает для себя. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
И если приблизится к картине, то можно заметить, что форма лица, линия одежды выполнена широким мазком. Несмотря на периодические запои, он продолжал вдохновенно творить: сюита «Картинки с выставки», оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оставшиеся незавершенными, – сколько еще гениальных произведений могли бы появиться, если бы смерть не забрала Мусоргского на 43-м году жизни.
- Описание картины Репина «Портрет Мусоргского»
- Самое интересное в виде мозаики
- Илья Репин «Портрет Мусоргского»
- Описание картины Репина Портрет Мусоргского
- О жизни и творчестве выдающихся художников
В этих своих качествах портрет Мусоргского, написанный в самом начале 1880-х годов, значительно опередил (как то было в предшествующее десятилетие с Бурлаками) современное ему состояние русской живописи, предвосхищая то, что ближе к концу десятилетия появилось в ранних портретах Валентина Серова и Константина Коровина.
Он жил только творчеством, создавая романсы на стихи нового друга, графа А. А. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. За работу возьмется – уж о другой промышляет, что дальше тянет.
Именно в это время были написаны «Картинки с выставки», фортепьянная сюита на память друга-художника Гартмана.
Даже и руки не прикладывая, везет: смотрит и видит, а не только смотрит.
Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на нейтральном светлом фоне (стена больничной палаты) » гасит» болезненную красноту лица яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок.
Крамской, отмечая, что девятая выставка «особенно велика и, решительно можно сказать, особенно интересна», заявил, что Товарищество обогатилось новым и не известным до сих пор талантом «первого разряда (т. е.
Дочь В. Стасова вспоминала: «Светский по виду, такой элегантный и как будто поверхностный, Мусоргский стал своей музыкой, своим незабвенным глубоким исполнением вызывать такие глубокие размышления, такие глубокие чувства».
Несмотря на периодические запои, он продолжал вдохновенно творить: сюита «Картинки с выставки», оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оставшиеся незавершенными, – сколько еще гениальных произведений могли бы появиться, если бы смерть не забрала Мусоргского на 43-м году жизни. Портрет композитора М. П.
Мусоргского, 1881Картина была написана за несколько дней до смерти композитора. Но в музыке ему удалось достичь небывалых высот. Дочь В.
Стасова вспоминала: «Светский повиду, такой элегантный и как будто поверхностный, Мусоргский стал своей музыкой, своим незабвенным глубоким исполнением вызывать такие глубокие размышления, такие глубокие чувства». Он сам сочинил сюжет «Хованщины» и начал писать ее, а также «Сорочинскую ярмарку» по мотивам Гоголя. Так-то, коренник.
Вот отрывок из письма (1873 года) Мусоргского Репину: «Так вот как, славный коренник. А «яз» в качестве пристяжной, кое-где подтягиваю, чтоб зазору не было, – кнута боюсь. Сходство черт лица и выражение поразительны. Но тот женился и нанес дружбе и сотрудничеству непоправимый для Мусоргского удар. Я попытался разрешить ее в опере».
- Почему тишина гораздо важнее, чем мы думаем
- Влюбляйся в то место, где ты находишься
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Подпишитесь на новостную рассылку музея
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. «Борис Годунов» называют вершиной творчества композитора, произведением, стоящим в одном ряду с шедеврами мирового оперного искусства.
Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
То-то вот: народ хочется сделать: сплю и вижу его, ем и помышляю о нем, пью – мерещится мне он, он один цельный, большой неподкрашенный и без сусального.
Развитое воображение позволяло вкупе с вином избегать горестной реальности и творить. Полотно выполнено в светлом, легком и прозрачном колорите. «Выставка передвижников», «Заметки о 24-й выставке передвижников» и комментарии к ним, т. 3).
Они стремились к одному: изобразить жизнь во всей полноте, перенесённой в искусство. Под тяжелыми душевными переживаниями она вновь пробудилась.
Я и чую, в которую сторону толкать надо и везу, тяну свой гуж и возницы не надо, а ну как препятствие: гуж-то оборвется, ась.
Он его представил в халате с малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, с наклоненною немного головою, что-то глубоко обдумывающим.
Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. Создания его займут великую страницу в истории русской музыки. Сразу после знакомства они очень сблизились друг с другом, почувствовали некое родство.
Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенное от внешнего мира — эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи. И, всё-таки, возникает вопрос, как же возникла идея написания этого портрета.
P. S. Его поместили в больницу. Поясняя основную тему своей оперы «Борис Годунов», композитор писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. Среди его учеников, . При своем появлении этот портрет произвел большое впечатление.
Несмотря на периодические запои, он продолжал вдохновенно творить: сюита «Картинки с выставки», оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оставшиеся незавершенными, – сколько еще гениальных произведений могли бы появиться, если бы смерть не забрала Мусоргского на 43-м году жизни. В нем чувствуется готовность служить, следовать долгу, самоконтроль и сила воли. Больничный халат, растрепанные волосы и борода не отвлекают нас от лица абсолютно больного человека. Но для него, конечно, в портрете Мусоргского особенно поразительны были недостижимая широта и свобода письма, пленэристическая осветленность пространства — светлое лицо на светлом же фоне (у Крамского — всегда освещенные лица на темных фонах): форма моделируется не светотенью, а градациями цвета. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят.
С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Автор книги мемуаров «Далёкое близкое».
Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Как это случилось. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Рядом справа его фотография с братом в 1858 году. Однако перед нами все равно предстает сильная личность, которая может гордиться тем что его жизнь прожита не зря.
Ведь он не думал о смерти. 63). Они уже давно были знакомы через Стасова.
Ф. Шаляпин в роли Бориса Годунова. «Борис Годунов» называют вершиной творчества композитора, произведением, стоящим в одном ряду с шедеврами мирового оперного искусства. «Искусство», 1948, стр.
Портрет Мусоргского открывает в творчестве Репина-портретиста новую манеру, которая проявится в ряде работ самого разного характера, таких, как портрет В. В. Стасова 1883 года (так называемый «дрезденский»), портрет В. И. Икскуль (1889) и др.
, вплоть до портретов членов Государственного совета, писавшихся в начале 900-х годов для известной картины.
Модест Петрович больше не служил. Об этом обстоятельстве писал Сурикову Репин 3 марта: «Картина ваша почти на всех производит большое впечатление нападают, ярее всех паршивая академическая партия Ну, а потом случилось событие, после которого уже не до картин пока» («В. Голенищева-Кутузова.
Он весь в свету и писан без земель, одними хроматическими, светлыми цветами. То, что их объединяло можно назвать «правдой» в искусстве. был поражен: «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – передавал Стасов слова Крамского Крамской Иван Николаевич Великий русский художник и рисовальщик, мастер жанровой исторической и портретной живописи.
Но этот, этот портрет будет, пожалуй, еще изумительнее. «Борис Годунов» называют вершиной творчества композитора, произведением, стоящим в одном ряду с шедеврами мирового оперного искусства. Это моя задача. Репин раскрывает поразительный контраст жизни внутренней и внешней.
Среди его учеников, . А немцы – не прошел и месяц (. ) с начала войны, а у них уже сплошные украинские батальоны, воюющие на стороне немцев. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». В 1881 году И. Репин жил в Москве. Тройка хотя и в разброде, а все везет, что везти надо. Умерла любимая женщина и композитор безмерно страдал.
Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенное от внешнего мира — эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. Помещение, вся обстановка, бесконечное попечение, заботливость — все это было в госпитале в отношении к Мусоргскому таково, что он многим из друзей и приближенных, навещавших его (в том числе и мне), много раз повторял, что ему тут так хорошо, как будто он находится у себя, дома, среди самых близких родных и сердечнейших попечений. Портрет Мусоргского был выполнен всего за 4 дня (4 сеанса) – со 2 по 5 марта 1881 года в Петербурге, в больничной палате Николаевского военного госпиталя.
Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни. Еще в военном училище пробудилась тяга к возлияниям. 47). Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881Картина была написана за несколько дней до смерти композитора.
«Невероятно, как этот превосходно воспитанный гвардейский офицер, с прекрасными светскими манерами, остроумный собеседник в дамском обществе, неисчерпаемый каламбурист вскоре оказывался в каких-то дешевых трактирах, теряя там свой жизнерадостный облик, уподобляясь завсегдатаям типа » бывших людей», где этот детски веселый бутуз с красным носиком картошкой был уже неузнаваем. Я попытался разрешить ее в опере». Это моя задача. Как и масса роялей в кустах (например, в виде не менее тупых, чем украинцы, немцев). В 1881 году у него случился приступ белой горячки. Е. Репин и В. В. Стасов.
Стасов справедливо считал его «одним из величайших созданий всего русского искусства». А 28 марта композитор скончался. Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881.
Вон посмотрите его портрет Писемского — какой chef doeuvre. Рассудочность, самоуглубленность присутствует в каждой его черте. Посмотрите на эти глаза: они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, — а много ли на свете портретов с подобным выражением. » Крамской, правда, тоже умел передавать «задумчиво глядящие» глаза.
Переписка с П. М. Третьяковым». В такую-то пору увиделся с Мусоргским и Репин.
Неужели это он. 154–155). Но в музыке ему удалось достичь небывалых высот. Но в музыке ему удалось достичь небывалых высот.
Только ковырни – напляшешься – если истинный художник. Мы знаем Мусоргского как гения музыки, повелителя мелодии. В творчестве Репина это уникальный случай, когда художник создал портрет человека, находящегося «перед лицом вечности», наедине с самим собой, не позирующего и не являющего миру свое «сословное амплуа».
Но для него, конечно, в портрете Мусоргского особенно поразительны были недостижимая широта и свобода письма, пленэристическая осветленность пространства — светлое лицо на светлом же фоне (у Крамского — всегда освещенные лица на темных фонах): форма моделируется не светотенью, а градациями цвета. Репин.
Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе.
Оттого-то и портрет вышел у него таков, что без волнения и радости не взглянет на него никто из тех, у кого есть истинное художественное чувство в душе. Друзья сложились и выплачивали ему небольшую пенсию. О чем мной и было им доведено. По силе, глубине, оригинальности и народности таланта он близко к ним примыкал.
Письма». Репин. Среди его учеников, . Не понимаю — это страшно меня взорвало («И. Этот портрет писан бог знает как быстро, огненно — всякий это видит. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано.
Сходство черт лица и выражение поразительны. Вдруг пройти молчанием такого слона.
Мусорянин» (3).
Портрет, представленный ниже, показывает, что Модест Мусоргский держится несмотря на удары, которые наносит ему судьба: распалась «Могучая кучка», пресса злобно нападала на его сочинения, спектакль «Борис Годунов» почти перестали ставить. Вопреки всему, ему хотелось творить и радоваться жизни. И. Е. Репину привелось увидать Мусоргского в последний раз в начале поста. Ему 17 лет.
Неужели это он. Большой театр, 1912Интересы Мусоргского одной музыкой не ограничивались – он увлекался философией историей, литературой. Печально есть. Репин смог не только фотографически точно и реалистично запечатлеть внешние черты позирующего, но и передать саму суть его характера.
В этом отношении он родствен картине «Не ждалиНе ждали. Это моя задача.
создает образ большой жизненности и впечатляемости. Сложно сказать, что стало решающим фактором, сломившим его волю. Поясняя основную тему своей оперы «Борис Годунов», композитор писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. Репин сразу же заявил критику:. Я сердит на Вас за пропуск Сурикова.
За четыре сеанса с 14 по 17 марта И. Репин создал портрет М. П. Сложно сказать, что стало решающим фактором, сломившим его волю. Мусоргского.
Кстати интересно – ну почему каждый попаданец (просто в этой книге, наверное, чаша переполнилась) обязательно начинает детально рассказывать о том, сколько и какого хабара он взял и каковы его ТТХ. Среди его учеников, . Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
накладывает их очень легко жидко разведенной краской.
Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на нейтральном светлом фоне (стена больничной палаты) «гасит» болезненную красноту лица яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок.
Действительный член Академии художеств с 1903. Его красота и духовное величие, его творческий гений живут и проявляются даже в болезни и сквозь кору всего «слишком человеческого».
Источник: http://aquareller.com/wdr/201808/musorgskiy-portret-repina/
И.Е.Репин. Портрет Мусоргского.docx — Курс лекций. История картин. И.Е.Репин «Портрет Мусоргского». История изобразительного искусства. ДХШ
Поиск материалов:Количество Ваших материалов: 0.Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатно
История всей жизни в одном портрете: какие тайны композитораМусоргского удалось запечатлеть РепинуИ. Репин. Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881. ФрагментЕдинственным прижизненным портретом великого композитора МодестаМусоргского был знаменитый портрет кисти Ильи Репина.
Художник написал еговсего за 4 сеанса, за 10 дней до смерти композитора, в то время, когда тот находился влечебнице. Репин смог не только фотографически точно и реалистично запечатлетьвнешние черты позирующего, но и передать саму суть его характера.
Именно такимвидели Мусоргского современники, таким он представляется и сейчас – с горделивойосанкой, но тяжелым мутным взглядом, всклокоченными волосами и отекшим лицом –
следами долгих лет алкогольной зависимости.
Слева – Модест Мусоргский, офицер лейбгвардии Преображенского полка, 1856.
Справа – Модест Петрович Мусоргский (справа) с братом, 1858 Репин ни в чем не льстил композитору – он изобразил его в больничном халате,накинутом поверх нижнего белья, с красноватым носом, недвусмысленно указывающимна нагубную привычку, с непричесанными волосами. При этом его лицо и поза полныдостоинства и мужественности. Он словно предчувствует скорую кончину, но готовпринять то, что его ожидает.
Модест Петрович Мусоргский, 1865
Светлый фон, напоминающий облака, контрастирует с видом больничного халата. Отэтого атмосфера картины становится еще более драматичной, но не мрачной, неугнетающей – напротив, она производит впечатление грандиозности и величия.
Благодаря стремлению Репина отобразить действительность во всей ее непригляднойправде этот портрет называют самым лучшим и самым «похожим» из всех изображенийМусоргского.И. Репин. Эскиз портрета М. П. МусоргскогоНа портрете передано и физическое, и душевное состояние композитора.
Идеолог«Могучей кучки», членом которой был Мусоргский, Владимир Стасов был потрясен
этой работой: «Это невероятно! И подумать только, написано всего за четыре сеанса!
Из всех, знавших Мусоргского, не было никого, кто не остался бы в восторге от этогопортрета – так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру,весь внешний облик Мусоргского».И. Репин. Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881Картина была написана за несколько дней до смерти композитора.
И этот портрет сталсвоеобразным подведением итогов, словно на нем запечатлена история всей жизниМусоргского. Некоторые критики писали, что в глазах композитора на этом портретезвучит его музыка – неукротимая и мощная. Дочь В.
Стасова вспоминала: «Светский повиду, такой элегантный и как будто поверхностный, Мусоргский стал своей музыкой,своим незабвенным глубоким исполнением вызывать такие глубокие размышления,
такие глубокие чувства…».
Источник: https://znanio.ru/media/kurs_lektsij_istoriya_kartin_ierepin_portret_musorgskogo_istoriya_izobrazitelnogo_iskusstva_dhsh-49624/59794
В рамке : илья репин и его мистика в картинах
Сегодня не вызывает споров утверждение, что Илья Ефимович Репин – один из величайших русских живописцев. Но его творчество сопровождало одно весь странное обстоятельство – многие, кому посчастливилось стать его натурщиками, вскоре отправлялись в мир иной. И хотя в каждом из случаев для смерти были некие объективные причины, совпадения настораживают…
«Бойтесь кисти живописца — его портрет может оказаться более живым, чем оригинал», — писал ещё в XV веке Корнелий Агриппа Неттесхеймский. Творчество великого русского художника Ильи Репина стало тому подтверждением.
Пирогов, Писемский, Мусоргский, французская пианистка Мерси д'Аржанто и другие натурщики стали «жертвами» художника. Только мастер начал писать портрет Федора Тютчева, поэт скончался.
Даже здоровые мужики, которые позировали Репину для картины «Бурлаки на Волге», по слухам, преждевременно отдали душу Богу.
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
Сегодня эта картина известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына». Именно с этой картиной Репина приключилась жуткая история.
Когда её выставили в Третьяковке, полотно производило странное впечатление на посетителей: одни перед картиной впадали в ступор, другие рыдали, а с третьими случались истерические припадки.
Даже самым уравновешенным людям перед картиной становилось не по себе: уж слишком много крови было на холсте, уж очень она реалистично выглядела. 16 января 1913 года молодой иконописец Абрам Балашов разрезал картину ножом, за что его отправили в «жёлтый» дом, где он и умер.
Картину же отреставрировали. Но на этом трагедии не закончились. Художник Мясоедов, который позировал Репину для образа царя, в приступе гнева чуть не убил своего сына, а литератор Всеволод Гаршин – натурщик для царевича Ивана – сошёл с ума и закончил жизнь самоубийством.
«Торжественное заседание Государственного совета»
В 1903 году Илья Репин завершил монументальную картину «Торжественное заседание Государственного совета». А в 1905 случилась Первая русская революция, в ходе которой многие государственные чиновники, запечатлённые на картине, сложили головы. Так, бывший генерал-губернатором Москвы великий князь Сергей Александрович и министр В. К. Плеве были убиты террористами.
Портрет премьер-министра Столыпина
Писатель Корней Чуковский вспоминал: «Когда Репин писал мой портрет, я в шутку сказал ему, что, будь я чуть-чуть суевернее, ни за что не решился бы позировать ему, потому что в его портретах таится зловещая сила: почти всякий, кого он напишет, в ближайшие же дни умирает.
Написал Мусоргского – Мусоргский тотчас же умер. Написал Писемского – Писемский умер. А Пирогов? А Мерси д'Аржанто? И чуть только он захотел написать для Третьякова портрет Тютчева, Тютчев в том же месяце заболел и вскоре скончался.Присутствовавший при этом разговоре писатель-юморист О. Л.
д'Ор сказал умоляющим голосом:– В таком случае, Илья Ефимович, сделайте милость, напишите, пожалуйста, Столыпина!Все захохотали. Столыпин был в то время премьер-министром, и мы его ненавидели. Прошло несколько месяцев. Репин сказал мне:
– А этот ваш Ор оказался пророком.
Еду писать Столыпина по заказу Саратовской думы
».Своё согласие на предложение написать портрет премьер-министра Репин дал не сразу, искал самые различные предлоги, чтобы отказаться. Но Саратовская дума выполняла все предъявляемые художником требования, и отказываться было уже просто неудобно.Художник решил изобразить Столыпина не царедворцем в мундире с орденами и всеми регалиями, а в обычном костюме. Портрет – свидетельство того, что Репина интересовала личность, а не государственная персона. Официоз и торжественность портрету придаёт только темно-красный фон. После первого сеанса Репин рассказал друзьям: «Странно: портьеры у него в кабинете красные, как кровь, как пожар. Я пишу его на этом кроваво-огненном фоне. А он и не понимает, что это фон революции…» Как только Репин закончил портрет, Столыпин уехал в Киев, где и был убит. «Спасибо Илье Ефимовичу!», — зло шутили Сатириконцы.В 1918 году портрет поступил в Радищевский музей Саратова и с тех пор там и находится.
«Портрет пианистки графини Луизы Мерси д*Аржанто»
Ещё одной «жертвой» Репина стала графиня Луиза Мерси д'Аржанто, чей портрет Репин написал в 1890 году. Правда, не стоит забывать, что в то время француженка, которая первой познакомила западную публику с музыкой молодой русской школы, была тяжело больна и даже не могла позировать сидя.
Портрет Мусоргского
Портрет великого композитора Модеста Мусоргского был написан Репиным всего за четыре дня — со 2 по 4 марта 1881 года. Скончался композитор 6 марта 1881. Правда, здесь вряд ли уместно говорить о мистицизме.
Художник приехал в Николаевский военный госпиталь сразу после того, как зимой 1881 году узнал о смертельной болезни друга. Он сразу поспешил к нему, чтобы написать прижизненный портрет.
Здесь поклонники мистики явно путают причину со следствием.
Вот такие мистические и не очень истории связаны с картинами Ильи Репина. Сегодня от его картин в обморок никто не падает, поэтому можно смело отправляться в Третьяковку и другие музеи, где хранятся его полотна, чтобы насладиться творчеством настоящего мастера кисти.
Источник : Культурология РФ
Источник: https://russiaartnews.com/news/inframe/ilja-repin-i-ego-mistika-v-kartinah