Описание картины исаака левитана «весна пришла»

Картина Левитана «Весна. Большая вода» или Край, напоминающий рай :

В этой статье расскажем о жизни и творчестве знаменитого художника Исаака Левитана, который был мастером пейзажей, красота которых поражает до глубины души. Талант, мастерство художника вызывают восторг и восхищение. Вашему вниманию будет предоставлено одно из многих произведений гения, а именно картина Левитана «Весна. Большая вода».

Биография художника

Исаак Левитан появился на свет в 1860 году в обедневшей еврейской семье. Совершенно недавно были обнаружены доказательства того, что Левитан не был родным ребенком, его усыновили в младенчестве, его отец приходился ему родным дядей. Этот факт объясняет в дальнейшем скрытность двух братьев и отсутствие записи о рождении художника.

Отец мальчика работал на строительстве переводчиком, в совершенстве владея немецким и французскими языками, в связи с этим ему предложили работу в Москве.

В столицу семья переезжает в 1870-х годах, этот период связан с поступлением Левитана в Московское художественное училище. Мальчик учится легко, все давалось ему без труда, но при этом он проявляет невероятное усилие в работе.

Семья не могла в полной мере оплачивать учебу молодого человека. Вскоре пришла беда: семья потеряла своего единственного кормильца-отца, оказавшись на грани бедности.

С учетом этого факта училище берет оплату на себя, так как талант молодого художника не должен был быть напрасно потерянным. Одаренный еврейский мальчик вызывал раздражение у русских преподавателей, Левитан не получает диплом художника, ему выдали документ с записью “учитель чистописания”.

В те годы было совершено покушение на жизнь царя Александра II человеком еврейкой национальности. В связи с этим все евреи были высланы за территорию города Москвы и других крупных городов в том числе.

В течение всей своей жизни Левитан много и плодотворно работает. Художник оставил после себя ряд пейзажных полотен, мастерство которых впечатляет по сей день зрителя. Знакомство с А. П. Чеховым оставило большой след в жизни каждого из них. Дружба и соперничество объединяло этих двух мужчин.

Чехов в своем художественном произведении «Попрыгунья» описал ситуацию, возникшую в жизни Левитана. Любовный треугольник художника был выставлен на обозрение публики, тем самым вызвал недовольство художника. Ввиду неспокойной жизни, бедного детства, напряженного труда здоровье художника резко ухудшается.

Он умирает в 1900 году, оставив после себя много незаконченных работ, одно из них – известное «Озеро».

В 1897 году появилось знаменитое произведение Левитана «Весна. Большая вода». Картина пробуждения природы нежна и одновременно пронзительно реалистична, полная свежести, легкой лирики.

Пробуждение весны. Детальное описание картины

После долгой снежной зимы снега начинают таять, приближающаяся весна превращает их в воду. Каждый год в средней полосе России мы наблюдаем явление – половодье.

В школьном сочинении по картине Левитана «Весна. Большая вода» обязательно следует описать этот момент. Холодная вода, затопив все прибрежные области, заполняет территорию равнин.

Тихая радость, умиротворяющее спокойствие заполняют всю природу.

В описании картины Левитана «Весна. Большая вода» необходимо отметить, что художник показывает зрителю пробуждение после зимнего сна русской природы. В это время мы можем увидеть первые весенние краски, которыми с нежностью и осторожностью весна покрывает природу.

Холодная, чистая и прозрачная вода подобна зеркальному полотну. Нежно и беззащитно смотрятся деревья на фоне разлившейся воды. И без того тонкие и стройные березки, освещенные весенним солнцем, кажутся розовыми, от этого кажутся еще более трогательными. Картина Левитана «Весна.

Большая вода» наполнена светом и дышит началом весны. Именно передача света доподлинно удалась Левитану. Кажется, что свежее дыхание весны коснулось вашего лица.

Ветхая старая лодочка прибилась на краю берега, вдали виднеются небольшие крестьянские дома, часть которых окружила растаявшая весенняя вода.

В сочинении по картине Левитана «Весна.

Большая вода» необходимо показать связующую нить между зрителем и произведением художника, появляется возможность стать соавтором картины, углубившись в ее описание, изучив детали и особенности передачи игры света. Лодка, виднеющиеся вдали дома: все это наводит на мысли о жизни людей той эпохи. Высокая зеленая ель создает контраст с тонкими и еще голыми березами.

Цветовая палитра полотна

В своей картине «Весна. Большая вода» Левитан использовал нежные оттенки голубого, зеленого, желтого цветов. Преобладает голубая гамма, которая растворяет в отражении воды желтовато-серые стволы деревьев. Небо обнажено, легкие воздушные облака заполняют небесные дали.

Пронзительные оттенки неба и растаявшей воды заметно разнятся, мы можем видеть переходы от темно-голубого цвета до бледного, почти белого оттенка. Картина Левитана «Весна. Большая вода» написана нежными и прозрачными красками.

Краски настолько мягкие, как сама русская природа ранней весной.

Лирическое настроение от картины

Описание картины Левитана «Весна. Большая вода» производит позитивное впечатление, которое наполняет оптимизмом и вселяет надежду, связанную с весенним пробуждением природы, на новые перемены к лучшему.

При этом создается впечатление невероятной хрупкости и такой естественности русской природы. Лирическое настроение заполняет все пространство. Вода, заполнившая собой все вокруг, напоит землю и даст начало новой жизни.

Такие простые и одновременно бесценные фрагменты жизни запечатлены на картине Левитана «Весна. Большая вода».

Заключение. Итог

В заключение, подводя итоги сказанному, хотелось бы еще раз отметить, что описание картины Левитана «Весна. Большая вода» дается легко, полотно приносит удовольствие для восприятия. Отсутствует некая печаль, которая свойственна ранним работам художника. Все это указывает на то, что 90-е годы в творчестве художника прошли под девизом лиризма.

Творчество Левитана, картина «Весна. Большая вода», кстати, принадлежит Третьяковской галерее, на сегодняшний день актуально и интересно зрителю, поражает красотой, точностью передачи реальной жизни.

Источник: https://www.syl.ru/article/367735/kartina-levitana-vesna-bolshaya-voda-ili-kray-napominayuschiy-ray

Образовательный портал

Цепелева Евгения Викторовна

учитель начальных классов МБОУ “СОШ № 61 г. Владивостока”

                   Конспект урока русского языка  (4 класс)

Тема урока:

Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода.»

Цели урока:

1.     Формировать умение описывать содержание картины.

2.     Формировать умение раскрывать замысел художника и передавать свое отношение к картине.

3.     Учить отбирать материал по теме.

4.     Формировать умение использовать в тексте средства языковой выразительности.

Ход урока:

1. Вступительное слово о художнике.

Сегодня на уроке будем учиться писать сочинение по картине. Это картина известного русского художника Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода».

– Исаак Ильич Левитан написал около 1000 картин, многие из которых стали мировыми шедеврами и хранятся в лучших музеях.

-Что такое шедевр? / Шедевр – исключительное по своим  достоинствам произведение искусства./

– Картина, которую мы сегодня  будем описывать, находится в Москве в Третьяковской галерее.

– Современники называли Левитана «поэтом русской природы». Как вы думаете почему?

– Да, художник очень любил русскую природу. И умел показать, что очарование и прелесть, заключаются в простоте русского пейзажа.

– Долгие годы Левитан жил в бедности, видел страдания народа. Быть может этим вызвана легкая грусть и задумчивость в большинстве его пейзажей.

– Что такое пейзаж? (слайд № 6)/Пейзаж – это рисунок, картина, изображающая природу/

– А как назвать художника, изображающего пейзаж? /пейзажист/

2. Знакомство с картиной.

/Слайд №4)- Итак, перед вами  репродукция с картины Левитана «Весна. Большая вода». Прежде, чем мы начнем работу над картиной, скажите, что такое репродукция?(слайд №6)

/Репродукция – воспроизведение картины фотографированием или типографским способом/

– Теперь я предлагаю вам внимательно и спокойно рассмотреть эту картину.

– Какое время года изобразил на своей картине художник? (Левитан в своей картине   «Весна. Большая вода»смог передать неповторимую пору – наступление весны. И все узнали, что весна бывает разной.

-Теперь подберём к сочинению эпиграф. Вспомним, что такое эпиграф? (слайд № 6)

Читайте также:  Описание фрески доменико гирландайо «тайная вечерня»

 –  Я  подобрала вот этот. Вы можете подобрать свой.

/Дети смотрят, учитель читает:(слайд № 2)

Теплом повеяло

Утром из леска

И земля поверила,

Что весна пришла

 – Картина называется «Весна. Большая вода».(слад №2) Каким словом можно заменить словосочетание «большая вода»? /половодье/

-Что такое половодье , когда оно бывает?(слайд №3)

– Где мы уже встречались с этим явлением природы?

(Некрасов Н.А. «Дед Мазай и зайцы»)

3. Анализ картины.

Наша задача описать картину так чтобы человек, читающий ваше сочинение, мог точно и ясно представить себе, что изображено на картине Левитана «Весна. Б.в.»

/приготовьте листы подготовки/

– При обсуждении пользуйтесь материалом и записывайте по ходу работы: слова, предложения, которые показались вам интересными и вы хотели бы их использовать в сочинении.

– Итак, посмотрите на картину. Что занимает большую часть картины? /вода/

– Какая вода у Левитана? /прозрачная, чистая, голубая …/

– Почему голубая? /Отражается небо/

А каким видите весеннее небо? /голубое, прозрачное, высокое, чистое, лазурное – *лазурное –светло-синее/(слайд № 8)

– Справа на картине мы видим, как вода затопила небольшой лесок (или лес)?

– Какие это деревья? /молоденькие, тонкие …/(слайд №9)

– Что про них еще можно сказать? /Кажется, что деревья любуются на свое отражение в воде/

– Какие деревья выделяются, расположены ближе к нам? /Березки.

 Вот эта красавица даже изогнулась, чтобы лучше себя рассмотреть/

– Какие деревья кроме берез видите? /елочка, сарая осина/

– Как вы думаете, зачем художник изобразил эту старую осину с сучьями, похожими на корявые пальцы? /все познается в сравнении, чтобы подчеркнуть прелесть молоденьких березок/

– Посмотрите сквозь рощицу. Что вы там видите?

– Зачем художник написал эту рощицу такой прозрачной? /от этого картина как бы дышит, наполняется чистым, свежим воздухом/

-А теперь перенесем взгляд на левый берег реки. Что видим на переднем плане? /лодка-челнок – маленькая лодка, выдолбленная из одного куска дерева/(слайд № 10)

-Какой день изображен на картине? /Солнечный, ясный …/

-Почему сказали солнечный?  Ведь солнца на картине нет. /Солнца нет, но вся картина пронизана солнечным светом. Его лучи мы чувствуем на стволах, на берегу, где протянулись тени

– Какие краски выбрал художник для изображения этого нежного времени года? /Мягкие, нежные, спокойные…/Для передачи неповторимости весны Левитан взял яркие краски. На картине преобладает желтый цвет, что придает картине позитивность. Благодаря этому, картина заряжает всех хорошим настроением)

-Какие чувства вызывает у вас эта картина? /Покоя, радости, ожидания. Еще далеко до пышной зелени, цветения.  Это, то удивительное состояние, когда природа уже проснулась, но уже находится в светлом ожидании праздника./

Давайте еще раз проговорим, что же мы увидели на картине. (слайд №5)

/Учитель: Художник изобразил половодье. Разлилась река. Кругом вода. Справа на картине мы видим, как вода затопила небольшой лесок. Это совсем молоденькие, тонкие деревца.

Кажется, что они любуются на свое отражение в зеркальной глади  воды. Ближе к нам расположены березки. Эти красавицы даже изогнулись. Чтобы получше рассмотреть себя. Вдалеке, сквозь рощицу мы видим небольшую деревню.

На переднем плане картины у берега стоит забытая кем-то лодка.

Голубая вода, высокое чистое небо, прозрачная рощица, и нам кажется, что картина наполнена воздухом, пронизана солнечным светом.

Используя мягкие, нежные краски, художник изобразил природу в состоянии ожидания праздника./

4. Составление плана.

– Чтобы написать сочинение, мы должны соблюдать законы построения текста.

-Сколько частей в тексте? Какие?

Примерный план сочинения:

1.Пришла весна.

2.Весенний разлив.

3.Весна вступает в свои права (небо, воздух, солнце, деревья)

4.Моё отношение к картине.

5. Запись текста.

6. Проверка работ.

7. Итог урока

Приложения

Опоры для каждого ученика.

Приложение 1.

ПАМЯТКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ.

Сколько частей обычно мы выделяем в сочинении?

(Три части: вступление, основная часть, заключение)

О чём можно написать во вступлении? (О художнике и его творчестве, о наступающей весне).

Составьте устно вступление вашего сочинения. (Учащиеся предлагают различные варианты).

Каким будет первый пункт нашего плана?

1.И.И.левитан – великий пейзажист.

(Весна – удивительное время года).

О чём вы должны написать в основной части? (Описать то. Что изображено на картине).

2.Описание картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода».

Вспомните, в какой последовательности мы описывали картину:

а) вода;

б)небо;

в)деревья;

г)лодка – челнок;

д)дома;

е)солнечный день.

Что вы напишите в заключение? (Что понравилось в картине; какие чувства вызывает картина; о чувствах художника, переданных в картине; о своих впечатлениях).

Как можно озаглавить заключительную часть?

3.Мои впечатления от картины.

4.Словарно – орфографическая работа.

-Обратите внимание на написание следующих слов, которые вы можете использовать в своих работах.

(Слова написаны на доске. Учащиеся читают их, обращая внимание на орфограммы).

-Подберите синонимы к слову пейзажист. (Художник, мастер кисти, живописец).

Эти слова вы будете использовать в сочинении, чтобы не было повторов.

Природа пробуждается – как по другому можно сказать? (просыпается, оживает)

Изобразил – продолжите ряд синонимов. (Показал, передал).

На доске записаны слова:

Пейзажист

Около тысячи

В лучших музеях

Третьяковская галерея

Природа пробуждается

Изобразил

Половодье, разлив

Кристально – чистая

Прозрачная

Спокойная

Отражения

На песчаном берегу

5.Выбор эпиграфа.

-Какой эпиграф можно подобрать к сочинению? (Ученики предлагают подготовленные эпиграфы).

Можно использовать один из эпиграфов, которые вы видите на доске.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

А.С.Пушкин

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег.

Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идёт! Весна идёт!»

Ф.И.Тютчев

Всё в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Н.И.Рыленков

-Где пишется эпиграф?

6.Самостоятельная работа учащихся по написанию сочинения.

7.Редактирование сочинения.

Учащиеся используют памятку по редактированию сочинения, обращают внимание на содержание, логику, полноту изложения, точность употребления слов; проверку орфографии и пунктуации.

8.Чтение сочинений.

9.итог урока.

Приложение 2.

Весна – это удивительная пора года, когда все вокруг преображается, обновляется. Воздух становится чистым, ароматным. И природа постепенно просыпается после зимней спячки. И кажется, что все неприятности остались позади. И как-то вдруг наступает половодье. Реки выходят из берегов, отвоевывая себе новые территории.

И, к сожалению, вода не смотрит, где ей поселиться. По этой причине весной некоторые деревеньки оказываются отрезанными от остального мира. А единственным средством связи становится утлая лодочка. Из-за этого Левитан выносит лодку на передний план. Он показывает, что при внешней незначительности ее значение велико.

Вдали Левитан изобразил обычные деревенские дома, которых много в русских селах. Своими серыми крышами, выглядывающими из воды, они больше напоминают скворечники, чем жилище для людей. И эти дома стоят так далеко друг от друга, что становится немного грустно. Большую часть картины занимает река, которая вышла из берегов.

Она заняла все место, нашла себе новых друзей. Еще больше оторванность домов друг от друга подчеркивают деревья, которые стоят возле самой воды. Для передачи неповторимости весны Левитан взял яркие краски. На картине преобладает желтый цвет, что придает картине позитивность. Благодаря этому, картина заряжает всех хорошим настроением.


Левитан в своей картине «Весна. Большая вода» смог передать неповторимую пору – наступление весны. И все узнали, что весна бывает разной.

На первом плане изображена река. Время года – весна, поэтому река написана оранжево – жёлтыми и голубыми цветами. Она разлилась и забрала старую лодку в свои воды. Река затопила часть деревьев, стоящих у берега. Снег только что растаял, поэтому большая часть деревьев ещё не успела одеться в листву. Тени деревьев падают на воду и отражаются тёмными тонами: коричневыми, красными и бордовыми. На втором плане изображен островок с растущими на нём берёзками. Эту небольшую часть земли вода еще не успела залить. Деревья кажутся очень блеклыми, т.к. солнце падает именно на этот остров. Но все равно небольшая часть островка остаётся в тени. На эту часть падает коричневая тень от деревьев. На заднем плане изображён свободный от воды участок земли. Деревья закрывают большую часть острова, но мы отчётливо видим два светлых дома. Вода затопила два других дома. Дома, собирая блики воды, кажутся сине – зелёными.Когда я смотрю на эту картину, я чувствую тепло весеннего солнца и прохладу зеркальной воды. Мне кажется, что сейчас к лодке подбежит дед Мазай, а на островок выбегут зайцы. Мазай сядет в лодку и поплывёт спасать ушастых.Приложение 3.Словарно – орфографическая работа.( Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода» )Небо:бледно – голубое,лазурное,светлое,ясное,ласковое,бездонное.Лучи:играют,улыбаются,скользят,пробиваются,радуются.Тени:ложатся,тянутся,ползут,отражаются.Облака:кучевые,похожие на кусочки ваты,на белых барашках и т.д.Деревья: смотрятся в воду, набираются сил, красуются, танцуют, живут, дышат.Берёзки, листвы на них нет, белоствольные, тоненькие, стройные, нежные.Старая осина.Ёлочки, зелёные,стройные.Полоска земли:Слева на картине видна полоска земли. Она узкая в виде дуги. На ней видны тёмно – фиолетовые тени. К берегу причалила лодка. Это челнок, сделанный из осины.Люди:Их на картине нет, но чувствуем их присутствие. Мы видим лодку, домики, сараи.Приложение 4.Три части: вступление, основная часть, заключение. 1 часть . Вступление.О художнике и его творчестве, о наступающей весне. И.И. Левитан – великий пейзажист.Весна – удивительное время года.2часть . Основная.Описание картины И.И. Левитана  «Весна. Большая вода». (Описать то, что изображено на картине).а) вода;б) небо;в) деревья;г) лодка – челнок;д) дома;е) солнечный день.3 часть. Заключительная.Мои впечатления от картины. Что понравилось в картине;  какие чувства вызывает картина; о чувствах художника, переданных в картине; о своих впечатленияхСловарно – орфографическая работа.ПейзажистОколо тысячиВ лучших музеяхТретьяковская галереяПрирода пробуждаетсяИзобразилПоловодье, разливКристально – чистаяПрозрачнаяСпокойнаяОтраженияНа песчаном берегуВыбор эпиграфа.Можно использовать один из эпиграфов, которые вы видите на доске.Гонимы вешними лучами,С окрестных гор уже снегаСбежали мутными ручьямиНа потоплённые луга.А.С.ПушкинЕщё в полях белеет снег,А воды уж весной шумят-Бегут и будят сонный брег.Бегут, и блещут, и гласят…Они гласят во все концы:«Весна идёт! Весна идёт!»Ф.И.ТютчевВсё в тающей дымке:Холмы, перелески.Здесь краски не ярки, и звуки не резки.
Читайте также:  Описание картины сальвадора дали «жемчужина»

You have no rights to post comments

Источник: http://ext.spb.ru/site/2359–4-q-q-.pdf

Сочинение-описание по картине Левитана “Весна – большая вода” вариант 1

Исаак Левитан, великий русский художник, в своей работе “Весна – большая вода” запечатлел прекрасный миг пробуждения природы. Точнее, прекрасный день – весенний день ее пробуждения. Он нарисовал картину апрельского половодья.

Солнечная погода на картине ослепляет зрителя. Ярко-голубое небо укрывает землю воздушным пологом, “барашки” редких белых облаков украшают его, как кружева. Наверное, это один из первых ярких весенних дней, один из первых по-настоящему теплых дней. Но лед на реке уже успел растаять, значит, благоприятная погода успела устояться.

Вода залила все окрестности. На дальнем плане картины видны какие-то деревянные строения. Может, это овины, амбары, сараи, а может быть, даже избы. Видно, что они купаются в воде.

Тонкие изящные деревца тоже стоят “по колено” в зеркальной воде, в которой ярко-синим цветом отражается небо. Одно толстое дерево выделяется среди своих собратьев. Все они наблюдают за своими рыжими отражениями в этой воде.

Небольшая лодочка “припаркована” у края суши. Людей нет. Тишина.

Деревья еще не успели распустить свои листочки, не украсились зеленью, поэтому одеты еще в цвет прошлогодней своей листвы. Или же в золотистый! Смотря как называть, как воспринимать.

Я заметил, что впечатление от картины очень зависит от самого зрителя, его настроения. Я сам внимательный зритель и наблюдал

по самому себе. Когда устал, то все краски кажутся тусклыми, а когда радостен – сам дорисовываешь в своем воображении яркие, радующие глаз штрихи.

Картина навевает такое чувство умиротворения, такое ощущение света, что, наверное, она способна лечить людей. Или же, по крайней мере, исцелять души. О большой духовной силе русского искусства говорят и искусствоведы, и люди непосвященные, простые. Картина Левитана о весне – настоящий пример этому, шедевр, чудесный своей простотой.

Сочинение-описание по картине Левитана “Весна – большая вода” вариант 2

На картине Исаака Левитана “Весна – большая вода” мы видим неброский русский пейзаж. Весной разлилась река. Молоденькие березки, стройная ель и другие деревья оказались “по колено” в воде. Весеннее половодье подтопило даже какие-то домики или сараи – вон их видно на горизонте. Добраться до них теперь можно только на лодке.

Левитан изобразил пейзаж, до боли знакомый каждому из нас. Ведь в нашей стране почти везде есть реки и озера, которые разливаются по весне. И каким душевным, нежным и родным кажется нам эта картина “большой воды”! Ее красота тонкая, неяркая и изящная, как вся русская природа. И одновременно глубокая, как русская душа.

Весеннее солнце на картине как будто напоило деревья и землю своим теплом. И деревца тянутся ввысь, в весенние просторы неба, светятся янтарным светом! На янтарном фоне белеют тоненькие березки. В пейзаже нет кричащих красок, тем не менее, он просто приковывает к себе взгляд.

Художник не пожалел на своем полотне места для изображения небесных широт. Даже когда просто смотришь на пейзаж “Весна – большая вода”, то становится легче дышать. Сразу вспоминается окрыляющая свежесть в воздухе, которую обычно ощущаешь весной!

Мастер не упустил ничего, даже рисунка теней на водной глади. Его образуют как темные, неясные тени, так и янтарные отражения деревьев. Исаак Левитан не зря считается величайшим художником, воспевшим природу России. Он умел показать гармонию, прелесть самых простых вещей вокруг нас.

Взгляд зрителя, созерцающего картину, уводят вдаль водные просторы “большой воды”. Вот и неказистая крестьянская лодочка ждет у берега. Она отвезет куда нужно: к затопленному сарайчику, в деревню на другой берег. А может, даже за поворот реки, на неизведанные еще просторы.

(No Ratings Yet)

Источник: http://fable.in.ua/sochinenie-opisanie-po-kartine-levitana-vesna-bolshaya-voda-variant-1/

Левитан И.И

Для увеличения – нажмите на изображение

Автопортрет. 1880-е

Вот это идеал пейзажиста – изощрить свою психику до того, чтобы слышать “трав прозябанье”. Какое это великое счастье!

Левитан И.И.

Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси – реки разлились, оживает все… Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист.

Левитан И.И.

 Левитан Исаак Ильич (1860–1900) родился 30 августа (18 по старому стилю) в Сувалкской губернии Литвы. Его родители, евреи, были весьма бедны, хоть и неплохо образованы. У будущего великого художника был брат и две сестры, и чтобы дать детям хорошее образование, Левитаны переехали в Москву.

Там Авель, старший ребенок в семье, начал обучаться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а еще через пару лет, в 1873 году, в это же училище поступил и Исаак. Надо сказать, что 13-летнему начинающему художнику несказанно повезло, поскольку его учителями стали такие мэтры, как Поленов, Саврасов и Перов.

Вскоре родители умерли, и дети их оказались на краю настоящей нищеты – и в этот момент Исаака взял в свой «пейзажный» класс А. Саврасов. За короткое время юный живописец достиг некоторого мастерства, так что даже был награжден за две выставочные работы малой серебряной медалью и денежной премией, которая позволила ему продолжить учение.

Читайте также:  Описание картины михаила нестерова «святая русь»

Как истинному гению, 16-летнему Исааку курс давался достаточно легко, однако он не успокаивался на этом и продолжал работать тем упорнее, чем лучше и «живее» становились его полотна. 

Увы, счастье долгим быть не могло… За чужие прегрешения, за покушение на царя-освободителя Александра II, в 1879 году все евреи были в срочном порядке выселены из второй столицы и ему пришлось заниматься самообразованием.

Несмотря на то, что закончить обучение Исааку не удалось, практически все его работы последующих лет, вплоть до 1884 года, выполнены на вполне профессиональном и очень чувственном уровне – он писал пейзажи Останкино и Звенигорода (Саввинская слобода), к этому периоду относятся картины «Дуб», «Сосны», «Последний снег» и некоторые другие. Однако достаточно часто его одухотворенные пейзажи вызывали раздражение зрителей, которые считали, что русские пейзажи может и должен писать только русский… Происхождение сыграло с Левитаном недобрую шутку – он все же закончил в 1885 году училище, однако ему не выдали диплом художника – словно в насмешку над здравым смыслом, начальство посчитало достаточным обозначить его статус словами «учитель чистописания».

И, само собой, у бездипломного живописца совершенно не было средств к существованию, ему пришлось уехать в забытую богом деревню Максимовку – и на сей раз судьба ему улыбнулась: по соседству в гостях бывали иногда Чеховы, Антон и Михаил, с которыми Левитан познакомился. Тогда же стали покупать некоторые его полотна, что упрочило материальное положение Исаака Ильича, однако у него в таком молодом возрасте обнаружилась вдруг сердечная болезнь. В 1986 году поездка в Крым не только помогла ему поправить здоровье, но и вдохнула новые силы, и художник даже организовал выставку своих живописных работ, а еще через год он изыскал возможность отправиться на берега Волги, о чем давно уже мечтал, тем более что волжские пейзажи изумительно писал его учитель Саврасов, и ездил после этого еще неоднократно.

На высоких волжских откосах и в городе Плёс он написал около двухсот прекрасных картин – к слову, после этого небольшой сонный городок стал настоящей Меккой для пейзажистов.

А в самом конце 80-х годов художник смог, наконец, побывать в Италии и Франции и лично познакомиться с работами импрессионистов и мастеров барбизонской пейзажной школы.

Видимо, именно после этого путешествия и полученных впечатлений Левитан стал задумываться о «пейзаже настроения», как особом жанре живописи.

После возвращения в Россию Исаак Ильич вошел в знаменитое Товарищество передвижников, собравшее лучших представителей различных художественных школ и жанров и финансируемое Сергеем Морозовым, известным меценатом и ценителем искусства. Именно он, кстати, дал Левитану возможность работать в Москве в прекрасно подготовленной мастерской. В 1892 году на двадцатой Передвижной выставке он экспонировал свои картины «Лето», «Октябрь», «Осень» и «У омута».

Но империя жила по своим правилам, и в этом же году художника в очередной раз вынудили покинуть Москву как «некрещенного еврея», ему пришлось жить в окрестных губерниях – и продолжать писать.

К данному времени относится его знаменитая «Владимирка», цепляющая душу какой-то унылой серой безнадежностью, что не странно, если вспомнить, что именно по этому тракту гнали в Сибирь этапы кандальников… Вскоре стараниями друзей Исаак Ильич смог вернуться.

В следующие годы живописец несколько раз проживал в усадьбах у своих друзей в Тверской губернии – видимо, именно там и возникла у него идея «самой русской его картины», как писали критики, говоря о полотне «Над вечным покоем».

Однако там же случилась у него и любовная драма – в него влюбилось сразу несколько женщин, и эти непростые отношения отравляли все последние годы его жизни. По сути, любовь, которая должна окрылять, «помогла» ему уйти из жизни раньше времени.

К слову, Левитан, как и многие творческие люди, был влюбчив, и это даже несколько охладило его дружеские отношения с А.П. Чеховым, который некоторые личные нюансы его отношений с женщинами использовал в своих рассказах (впрочем, через несколько лет друзья помирились).

Сам художник об этом писал так: «Почему я один? Почему женщины, бывшие в моей жизни, не принесли мне покоя и счастья? Быть может потому, что даже лучшие из них – собственники. Им нужно все или ничего. Я так не могу. Весь я могу принадлежать только моей тихой бесприютной музе, все остальное – суета сует…»

В 1895 году живописец снова побывал в Европе, а по возвращении написал еще одну блистательную свою картину – «Март».

Однако сложности с женщинами, болезнь сердца и общий настрой постоянно приводили его к депрессии, так что он даже пытался покончить с собой, хотя многие это приняли как театральный жест.

После этого его навестил Чехов и, будучи под сильнейшим впечатлением от встречи, написал «Чайку» и «Дом с мезонином», что снова вызвало у Исаака Ильича сильнейшую обиду.

В этом же году он написал картину, которая стала настоящей жемчужиной среди его работ, «Золотую осень». Поистине, и одной этой картины хватило бы, чтобы навсегда вписать имя Левитана в историю, как имя настоящего гения. Это полотно, а также «март» и «Ненюфары» приобрел для своей галереи П.М. Третьяков.

В следующем Левитан побывал в Финляндии, где продолжал писать – в это время он завершил работы «Крепость», «Скалы» и еще несколько столь же сильных работ в открытом им жанре «пейзаж настроения».

И тогда же переболел тифом, что еще больше усугубило его и без того некрепкое здоровье, болезнь стала прогрессировать и перешла в стадию неизлечимой, что подтверждается письмами Чехова, который осматривал своего друга.

Однако проделанная художником гигантская работа принесла все же свои плоды и заслуженную славу – в 1898 году Исаак Ильич стал академиком и преподавателем в училище, которое закончил лишь 13 лет назад.

Тогда он мечтал создать для русских пейзажистов большую мастерскую и назвать ее «Дом пейзажей», однако по состоянию здоровья был вынужден выехать в Ялту, где в это же время находился и Чехов – жаль говорить, но былая дружба к ним уже не вернулась… Так и не поправившийся Левитан вернулся в Москву, все время проводил в мастерской – а в это время в Париже на Всемирной выставке с огромным успехом проходила выставка его лучших картин.

Художник умер, так и не успев узнать, какой успех принесла ему эта экспозиция.

А в мастерской остались недописанными около сорока его картин, в том числе «Озеро», которая вполне могла бы стать его лучшим творением – и, тем не менее, оно было показано публике в следующем году на посмертной выставке живописца. А много позже, весной 1941 года, прах Левитана перенесли на Новодевичье кладбище и захоронили рядом с его другом Чеховым.

Умер Алексей Иванович в Петербурге 18 октября 1894 года.

*   *   *

Галерея (255 изображений)

*   *   *

 Историко-биографический фильм “Исаак Левитан. Постижение любовью” (Из коллекции “Тайники русского музея” видеостудии “Кварт”)

Год выпуска: 2008

Продолжительность: 00:26:01
Формат: avi
Размер: 174 Мб

Режиссер: Г. Иванова

Невозможно представить себе русскую живопись без полотен Левитана, Россию без поэтического воплощения ее красоты и печали великим художником.

Этот фильм о жизни и судьбе Исаака Левитана, о постижении любовью русской природы.

Скачать для ознакомления: Исаак Левитан. Постижение любовью

Источник: http://gorenka.org/index.php/levitan-i-i

Ссылка на основную публикацию