Описание картины ивана куликова «старик за чтением» (портрет старообрядца)

Староверы. Отличия «древлеправославной» службы от «общеправославной»

?► Неизвестный художник. «Спор о вере». XVIII в.Холст, масло. 68 х 83,2 см.

Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург.

Терминология.Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют инославной – нововерцами или никонианами. Приверженцы старообрядчества, за исключением единоверцев, до 1905 года в Российской империи официально именовались «раскольниками» и преследовались церковными и светскими властями.В старообрядческой литературе XVII – первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался. Старообрядцы называли себя по-разному: староверами, древлеправославными христианами… Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие». В сочинениях старообрядческих начётчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишённые церковно-вероисповедного единства.

Крестное знамение.

Во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трёхперстное. Два перста – символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста – символ Святой Троицы.

Трёхперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трёхперстного крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.

Согласия и толки.

Старообрядчество далеко неоднородно. Есть несколько десятков согласий и ещё больше старообрядческих толков. Существует даже поговорка: «Что ни мужик, то толк, что ни баба, то согласие».

Главных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы. Крупнейшее старообрядческое объединение в современной России – Русская православная старообрядческая церковь – относится к поповцам.

Имя Иисуса Христа.

В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени «Ісус» (под титлом «Ic»).

Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналога которому нет в славянском языке, поэтому произношение «Іисус» (под титлом «Іис») более соответствует Вселенской практике звучания имени Спасителя. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

Различия в Символе веры.

В ходе «книжной справы» были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна». Из смыслового противопоставления свойств, таким образом, было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого».

Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть. Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианами.

Например, о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из определения свойств Духа Святого исключено слово «Истиннаго».

Дореформенный текст «Новообрядческий» текст
Ісусъ, (Ісъ) Іисусъ, (Іисъ)
Рожденна, а не сотворенна Рожденна, не сотворенна
Его же царствію несть конца Его же царствию не будет конца
И воплотившегося от Духа Свята, и Марии девы вочеловечшася И воплотившегося от Духа Свята и Марии девы, ивочеловечшася
И воскресшаго в третий день по Писаниих. И воскресшаго в третий день по Писанием.
Господа истиннаго и животворящаго Господа животворящаго
Чаю воскресения мертвым Чаю воскресения мертвых

Тексты книг.В результате «книжной справы» патриарха Никона в в 1650-х – 1660-х годах в богослужебных и духовных книгах изменилось написание многих слов. Старое написание получило наименование старомосковского извода, а новое написание, соответственно, новомосковского (синодального) извода: диякон – диакон, священноинок – иеромонах, Иеросалим – Иерусалим, молитвен(н)ик – молитвослов, Октай – Октоих, па́вечерница – повечерие, полиелео́с – полиелей, Полуношница – Полунощница, Предотеча – Предтеча, протопоп – протоиерей, Псалтырь – Псалтирь, Пятьдесятница – Пятидесятница, стехера – стихира, Сопостат – Супостат, Потребник – Требник, Устав – Типикон, християне – христиане, Часовник – Часослов, чюдотворец – чудотворец.

Крестный ход.

К середине XVII века в Русской церкви установился всеобщий обычай совершать крестный ход посолонь («по солнцу», по часовой стрелке).

Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческим образцам, но нововедения были не приняты старобрядцами.

В результате новообрядцы совершают движение во время крестных ходов противосолонь, а старообрядцы совершают крестные ходы посолонь.

Одежда.

В большинстве течений одобряется присутствие христиан в древнерусской молитвенной одежде: кафтанах, косоворотках, сарафанах и т. п.

Крест.

Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, тогда как после реформы Никона в православии равночестными были признаны четырёх- и шестиконечные кресты. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы». На нательных крестах у староверов нет изображения Христа, поскольку считается, что это личный крест человека.

Сугубая и трегубая аллилуия.

В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение слова «аллилуия» во время пения в честь Святой Троицы было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе, Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже».

По мнению новообрядцев тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице.

Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова «аллилуиа» («хвалите Бога»).

Поклоны на службе.

На службах в старообрядческих церквях развита строгая система поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные. Поклоны бывают четырёх видов: обычный – поклон до персей или до пупа; средний – в пояс; малый земной поклон – метание (от греч.

«метанойя» – покаяние); великий земной поклон (проскинеза). Метания были запрещены Никоном в 1653 году. Он разослал по всем московским церквям «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны».

Богослужение.

У старообрядцев богослужение проходит по Иерусалимскому уставу в версии древнерусского типикона «Церковное око», нет характерных для новообрядчества сокращений и замен. Кафизмы, стихиры и песни канонов исполняются полностью.

Не используются акафисты (за исключением «Акафиста о Пресвятой Богородице») и другие позднейшие молитвенные сочинения, не служится великопостная служба Пассия, имеющая католическое происхождение.

Во время службы в старообрядческой церкви принято складывать руки крестом на груди, поддерживается синхронность обрядовых действий (ритуал соборной молитвы): крестное знамение, поклоны и пр. совершаются молящимися в одно и то же время.

Чётки.

Православные и старообрядческие чётки отличаются. В православных чётках может быть разное количество бусин, но чаще всего используются 33 бусины, по числу земных лет жизни Христа, либо количество, кратное 10 или 12.

В старообрядчестве практически всех согласий активно используется лестовка – чётки в виде ленты со 109 «бобочками» («ступенями»), разделёнными на неравные группы. Лестовка символически означает лестницу от земли на небеса.

Обряд Крещения.

Старообрядцы приемлют Крещение только троекратным полным погружением, тогда как в православных церквях допускается Крещение обливанием и частичным погружением.

Церковное пение.

После раскола старообрядцы не приняли ни новый многоголосный стиль пения, ни новую систему нотной записи. Сохраняемое старообрядцами крюковое пение (знаменное и демественное) получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками – «знаменами» или «крюками».

В Старообрядческой церкви пению уделяется высокое воспитательное значение. Петь надо так, чтобы «звуки поражали слух, а заключающаяся в них истина проникала в сердце». Певческая практика не признаёт классическую постановку голоса, молящийся человек должен петь своим естественным голосом, в фольклорной манере.

В знаменном пении нет пауз, остановок, все песнопения исполняются непрерывно. Во время пения следует достигать однородности звучания, петь как бы в один голос.

Состав церковного хора был исключительно мужским, но из-за малочисленности певцов в настоящее время практически во всех старообрядческих моленных и церквах основу хоров составляют женщины.

► СУРИКОВ Василий Иванович (1848-1916) «Рука боярыни Морозовой». Этюд для картины «Боярыня Морозова».Холст, масло.

28 x 23 см.Государственная Третьяковская галерея, Москва.► БОТКИН Михаил Петрович (1839-1914) «Старовер». 1877 г.Дерево, масло. 32 x 24 см.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

► НЕЯСОВ Василий Андреевич (1926-1984) «Портрет старовера». 1964 г.Холст, масло. 80 х 65 см.► КУЛИКОВ Иван Семёнович (1875-1941) «Портрет старообрядца (Старик за чтением)». 1911 г.Холст, масло.

Читайте также:  Описание картины константина коровина «портрет хористки»

Муромский историко-художественный музей.

Иконопись

Ещё до церковного раскола в русской иконописи наметились изменения, вызванные влиянием западноевропейской живописи. Старообрядцы активно выступали против нововведений, отстаивая традицию русской и византийской иконы.

► «Иоанн Богослов в молчании». XVII в.Дерево, темпера. 31 х 26 см.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва.

Фон иконы закрыт серебряной басмой с растительным орнаментом. Живопись под тонким слоем потемневшей олифы. Серебряная басма московской работы XVII века. Композиция известна только по русским памятникам конца XVI -XVII в.

Особенностью её является поднесение евангелистом к устам пальцев правой руки, сложенных в жесте именословного благословения. Приведённое название иконографии, возможно, принадлежит старообрядческой среде.

► «Никола Зарайский с житием». XVIII в. Дерево, темпера. 92,7 x 72,0 см.

Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Ипатьевский монастырь».

Клейма: 1. Рождество свт. Николы. 2. Поставление в епископы. 3. Избавление отрока Димитрия от потопления. 4. Погребение свт. Николы. Фигура святителя помещена в условно изображенный киот с городчатым килевидным завершением. Порядок расположения житийных клейм нарушен. Для клейм выбраны сюжеты, акцентирующие святительское служение свт. Николы и его чудесную помощь на водах.

Возможно, образ происходит из стоявшего близ Галичского или Чухломского озера Никольского храма или посвящённого святому придела. Двуперстное знамение правой руки святителя намеренно подчеркнуто, что указывает на связь образа со старообрядческой средой.

► «Спас Нерукотворный». XIV в.Дерево, темпера. 164 х 113 см.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва.

Икона была раскрыта и заново прописана в старообрядческой мастерской.Стиль иконы, ориентированный на древние образцы, характерен для иконописания, связанного со старообрядческой средой.

► «Св. Алексий, св. Варлаам, св. Евдокия». Конец XIX в.56 х 43,5 см.

Частная коллекция.

К старообрядческой церкви принадлежали:РЯБУШИНСКИЕ – династия российских предпринимателей, в том числе РЯБУШИНСКИЙ Павел Павлович (1871-1924) – видный российский общественный и политический деятель, издатель.ТРЕТЬЯКОВЫ – купцы и предприниматели, в том числе ТРЕТЬЯКОВ Павел Михайлович – меценат, основатель Третьяковской галереи.МОРОЗОВЫ – род купцов и промышленников XVIII–XX вв., в том числе МОРОЗОВ Савва Тимофеевич (1770-1862) – российский предприниматель и меценат, основатель династии Морозовых.МАЛЬЦЕВЫ – купеческая династия Поволожья, «хлебные короли».ПРОХОРОВЫ – династия промышленников, владельцы знаменитой Трехгорной мануфактуры.СОЛДАТЁНКОВ Козьма Терентьевич (1818-1901) – московский предприниматель, известный книгоиздатель, владелец художественной галереи.ЩУКИН Сергей Иванович (1854-1936) – московский купец и коллекционер искусства.ПЛАТОВ Матвей Иванович – войсковой атаман Донского казачьего войска, генерал от кавалерии.ГРОМОВ Василий Федулович (1798/1799-1869/1874) – купец 2-й гильдии, лесопромышленник XIX века, известный своей благотворительностью и вкладом в садоводство.ЗОТОВ Григорий Фёдотович (1775 — ?) – уральский мастеровой, заводской управляющий, организатор горного дела, основатель города Карабаш, основоположник каслинского художественного литья.ДЕВОРРА (в миру Евдокия Петровна Нарышкина, урождённая Гамильтон) – тётка царицы НАТАЛЬИ КИРИЛЛОВНЫ, жена думного дворянина Фёдора Полуэктовича НАРЫШКИНА.ЛЫКОВЫ – отшельники, ушедшие в Саянскую тайгу в 30-х годах от преследований и сталинских законов.

А так же, согласно Википедии:

КОРЖАКОВ Александр Васильевич (р. 1950) – глава службы безопасности президента Бориса Николаевича Ельцина.ЛИХАЧЁВ Дмитрий Сергеевич (1906-1999) – российский и советский учёный, филолог, искусствовед, общественный деятель.

► КРАМСКОЙ Иван Николаевич (1837-1887) «Портрет Павла Михайловича Третьякова». 1876 г.Холст, масло. 59 x 49 см.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.► ГОРАВСКИЙ Аполлинарий Гиляриевич (1833-1900) «Портрет Козьмы Терентьевича Солдатенкова». 1857 г.Холст, масло. 69 x 56 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва.► БИЧИ Генри Уильям (1753-1839) «Портрет донского атамана Матвея Платова». 1814 г.Холст, масло. 76,5 х 63,5 см.

Константиновский дворец, Стрельна.

Источник: https://the-morning-spb.livejournal.com/99020.html

Шарф в картине И.С.Куликова

Добрый день, уважаемые читатели блога http://street-fashion-guide.ru!

Продолжаем разговор о картинах, на которых изображены платки. И сегодня представляем картину И.С. Куликова «Портрет старообрядца (Старик за чтением)».

Портрет старообрядца (Старик за чтением), 1911 г.

Иван Семенович Куликов (1875 – 1941 гг.) родился в городе Муроме в семье крестьян — выходцев из деревни Афанасово Муромского уезда. Отец художника был специалистом кровельного и малярного дела.

Благодаря рекомендациям своего бывшего учителя черчения и рисования уездной школы Куликов знакомится с художником А.И.Морозовым и впоследствии поступает в школу Общества поощрения художеств. Осенью 1896 года Куликов становится вольнослушателем Академии художеств при мастерской художника В.

Е.Маковского, а затем переходит к И.Е.Репину. B 1901—1902 годах он принимал участие в работе над картиной Репина «Заседание Государственного совета» вместе с Б.М.Кустодиевым. С 1903 по 1905 года Куликов посещает Италию и Францию.

С 1919 года Куликов работал в Муромском музее, где он руководил художественным отделом. Благодаря ему многие предметы прикладного искусства, картины, архивные документы, книги, исторические реликвии были спасены от разграбления. Куликова называли великим мастером портретов и бытовых сцен.

Очень удачно получались у него сцены из жизни простого народа.

На картине мы видим старообрядца за чтением. На шее у него шарф, видимо в избе прохладно. Спокойная мудрость отражена у него на лице. Вообще Куликову всегда удавались портреты, за них он неоднократно получал золотые и серебряные медали Академии Художеств.

Вы так же можете ознакомиться с другими статьями на эту тему

  • Интересное о шейных платках и шарфахСколько написано о платках и  шарфах, но открываются новые интересные факты, и мы все больше можем узнать об этом универсальном аксессуаре. Например, шейный платок именно во времена Людо…
  • Как выбрать платок на веснуНаконец-то наступили долгожданная весна.  Пора снимать тяжелые шубы, теплые пуховики и облачаться в весенние куртки, пальто и плащи. Ну а какой же самый актуальный аксессуар весной? Конечно же — пл…
  • Зимние головные уборы от Goorin BrothersВ этом сезоне дизайнеры известной американской  марки  Goorin Brothers разработали интересные модные зимние головные уборы.  После долгого путешествия по Северной Америке  дизайнеры модного б…
  • Законодательницы стиля в платкахНе секрет, что платки, шарфы и палантины пользуются популярностью не только у простых людей, но и среди знаменитостей немало ценителей этих аксессуаров. Законодательницы моды и стиля — признанные з…
  • «Метеоритный дождь» из шарфовНа фоне последних событий фотохудожники придумали следующий фотоколллаж. Шарфы, подобно метеоритам стремительно приближаются к земле. …
  • Способы завязывания платков и шарфовХотя бы раз в жизни каждая женщина задавалась вопросом, как красиво завязать шарф. Существует очень много способов завязывания шарфов. Остановимся на интересных и оригинальных вариантах. Гусени…
  • Как носить платки (показывает и завязывает Александр Васильев)Любая женщина хочет прекрасно  выглядеть. И помогут ей в этом модные советы от известных модных критиков Александра Васильева и Эвелины Хромченко. В программе «Модный приговор» они показывают и рас…

Статья была создана в категории Картины. Понравилась стать?Можете подписаться на обновления RSS 2.0 feed. Вы можете оставить комментарий, или trackback с Вашего сайта.

Источник: http://street-fashion-guide.ru/interesnoe/pictures/sharf-v-kartine-i-s-kulikova.html

Педагогическая система П.П. Чистякова Методика преподавания композиции. — презентация

1 Педагогическая система П.П. Чистякова Методика преподавания композиции<\p>

2 В истории мирового изобразительного искусства преподавательская деятельность Павла Петровича Чистякова по своей плодотворности является, пожалуй, уникальной. В.М. Васнецов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, В.И. Суриков и многие другие замечательные русские художники не только признавали его своим учителем, но и преклонялись перед его системой рисования, умением разглядеть индивидуальность каждого начинающего художника и помочь наилучшим образом использовать проявленную самобытность.<\p>

3 Понятно, что собственная работа Чистякова- художника оставалась на втором плане, хотя начинал П.П. Чистяков исключительно многообещающе. После получения вольной (а будущий «всеобщий педагог русских художников» родился в семье крепостных) юный Павел Чистяков, проявивший в детстве великую тягу к рисованию, поступил (1849) в Академию художеств, где обучался исторической живописи под руководством П.В. Басина.<\p>

4 БАСИН Петр Васильевич «Чердак здания Академии Художеств» 1831 «Землетрясение в Рокка- ди-Папа, близ Рима» «Женщина с поднятой рукой» 1843 «Портрет О. В. Басиной, жены художника». Между «Сусанна, застигнутая старцами в купальне». 1822<\p>

5 Учась в Академии художеств профессиональному мастерству, он доходил до сути каждого задания, каждого упражнения собственным разумением, все менее доверяясь учителям. Чистякова не удовлетворяла система академического рисунка, чуждого живой динамики и объективных законов натуры и лишь послушно следующего внешней видимости форм. Его не удовлетворяли академические принципы работы с цветом, который не выходил за пределы условной раскраски и служил в основном светотеневой, тональной проработке форм. Его не удовлетворяли шаблонные композиционные схемы, не могущие вместить нового содержания. И самое главное в системе академического преподавания он обнаружил страшный разрыв профессионального образования и художественного воспитания, без чего Чистяков не мыслил самого преподавания. Уже тогда закладываются основы его будущей системы, и тогда же он начал преподавать.<\p>

6 В Академии он получил вначале малую золотую медаль за вполне зрелую картину «Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту» (1860). Дипломная работа П. Чистякова (1861) «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежащий некогда Дмитрию Донскому», не только принесла ему большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу, но и за общую композицию и динамизм отдельных персонажей картины признание критиков и знатоков.<\p>

7<\p>

8<\p>

9 По возвращении из Рима (1870) академик и адъюнкт- профессор Академии художеств П.П. Чистяков полностью отдается преподавательской работе, изредка радуя почитателей своими картинами: Боярин (1876), Портрет матери (1880), Старик за чтением (1880).<\p>

10 У меня цель двинуть, направить русское искусство по более просторному и широкому пути. П.П. Чистяков Учитель многих русских художников П. П. Чистяков создал стройную систему обучения рисунку, живописи и композиции. Творческое отношение рисующего к натуре определяло характер работы над произведением. Под образным решением Чистяков понимает не суммирование характерных особенностей действительности, а выявление в картине отношения художника к окружающей жизни, которое обусловливает разработку общего строя композиции и художественных образов. Основное внимание в построении композиции Чистяков уделяет выявлению в каждом сюжете внутреннего содержания, «внутреннего подтекста».<\p>

11 Занятия композицией по системе Чистякова включали два основных раздела. Первый преследовал цель выработать понимание картинной плоскости как определенного целого, в котором размещение предметов создает то или иное «напряжение». Если это «напряжение» не уравновешивалось в самой картинной плоскости, то нарушалась необходимая для правдивой передачи натуры замкнутость изображения и возникало ощущение искусственности. Известные чистяковские упражнения на различное размещение точек в рамках, постановку натюрмортов и предметов в интерьере, определение зрительного центра среди многих вещей предполагали поиски наилучшего композиционного построения и достижения целостности рисунка, этюда, наброска. Основной задачей этих упражнений являлось ознакомление с конструктивными особенностями организации картинной плоскости. Молодому художнику необходимо было понять, как строятся пространственные планы и заполняется пространство в картинной плоскости, какими средствами достигается наиболее строгое целостное решение<\p>

12 Второй раздел в системе обучения Чистякова работа над композициями с ясно выраженным жанровым содержанием. Они представляли собой скорее этюды с натуры, в которых художник мог что-то добавить, а что-то опустить. Сюжетная композиция здесь использовалась прежде всего для верного построения действия, поиска соответствующего типажа и т. п. Эти задания могут быть названы композицией в прямом смысле слова. В них присутствовал момент если и не сочинения, то во всяком случае составления сюжета молодой художник учился подыскивать необходимые атрибуты, строить сцену, трактовать сюжет как действия людей, развитие их поступков и т. д. Благодаря этому ее свойству ни один из учеников его не походил на другого. Учитель бережно сохранил зерна самобытности в них и не только сохранил, но, как мудрый садовод, приумножил и облагородил в этом великая жизненная, правда, педагогики Чистякова, его особая заслуга перед русским искусством.<\p>

13 Педагогическая система П.П. Чистякова включала в себя вопросы отношения художника к действительности, психологии творчества, восприятия искусства, воздействия художественных произведений на зрителя и пути активизации этого воздействия, а также анализ 1 1 изобразительных средств. Фундаментальным устоем педагогической системы П.П. Чистяков выдвинул закон целостности. К другому основополагающему понятию композиции он относил закон уравновешенности. Понятие контраста он формулировал как художественную воздейственность и даже агрессивность изобразительного средства в искусстве, так как это заставляет зрителя активно реагировать на произведение. Обучая учеников координировать в работе значения веса, объема предметов, цвета, их положение в пространстве, он фактически заложил основы выражения в картине визуального движения предметов, динамического равновесия композиции, психологии художественного творчества. П.П. Чистяков учил молодых художников смотреть на натуру параллельным взглядом обоих глаз, как бы вдаль, сквозь предметы и тем самым сформулировал одно из важнейших положений психологии художественного восприятия.<\p>

14 К концу педагогической деятельности Чистякова число его учеников было огромно. Не говоря уже об академических классах, где через его руки прошло несколько сот учащихся, большинство русских художников второй половины XIX века, соприкоснувшихся с Академией художеств, в той или иной мере пользовались его советами и указаниями. А многие прошли у него систематическую школу. В их числе — Е. Поленова, И. Остроухов, Г. Семирадский, В. Борисов-Мусатов, Д. Кардовский, Д. Щербиновский, В. Савинский, Ф. Бруни, В. Матэ, Р. Бах и многие другие. Но лучшим свидетельством роли Чистякова в истории русского искусства служит плеяда выдающихся мастеров — Суриков, Репин, Поленов, Виктор Васнецов, Врубель, Серов.<\p>

15 Завершить тему о ««Педагогической системе П.П. Чистякова». Методика преподавания композиции» следующими высказываниями П.П. Чистякова: Способность прирастать к задуманному сюжету, им жить, о нем только и думать всюду и везде и постепенно, шаг за шагом, достигать осуществления его, законно и на верных данных, есть способность создать творить творчество….Всякому лицу, действующему в картине, дайте роль слова даже, и тогда она, т. е. картина, будет вполне историческая классическая, по крайней мере в композиции….Делайте только то, что помогает выразить смысл сюжета и что красиво идет к оному. Подумайте хорошенько. Поднимете задачу эту создавайте, пишите; нет бросайте. Художник должен, взирая на окружающее, вдумываться. Он делает выводы, заключения и построения.<\p>

16 …Картине нужен план, сначала подумайте, как и откуда пришли люди и зачем. Как они оказались на этих местах. Старайтесь располагать их свободнее, чтобы они могли двигаться. Но если по смыслу, для силы нужно фигуры сдвинуть, то и обмануть можно для цели….Колорит в композиции есть то, когда смотришь на одну фигуру и видишь, что она отвечает другим, то есть когда все поет вместе. Набор фигур и каждое свое наоборот….Какой сюжет такая и живопись. Кто видит цель, тот видит дело….Сочинять следует энергично, но долго, и всегда, и везде. …законы, на которых стоят все искусства, всегда были, есть и будут одни и те же, потому что они лежат в самой сущности природы.<\p>

17 Способность прирастать к задуманному сюжету, им жить, о нем только и думать всюду и везде и постепенно, шаг за шагом, достигать осуществления его, законно и на верных данных, есть способность создать творить творчество….Всякому лицу, действующему в картине, дайте роль слова даже, и тогда она, т. е. картина, будет вполне историческая классическая, по крайней мере в композиции….Делайте только то, что помогает выразить смысл сюжета и что красиво идет к оному. Подумайте хорошенько. Поднимете задачу эту создавайте, пишите; нет бросайте. Художник должен, взирая на окружающее, вдумываться. Он делает выводы, заключения и построения….Нужно писать и рисовать картину не как малевание на холсте, а как будто бы холст есть только рама или стекло, сквозь которые видна сцена.<\p>

18 …Не начинайте никогда писать картины, не нарисовав всего отлично, а рисовать не начинайте, не сочинив хорошенько сюжет и не решив, как будете писать….Картине нужен план, сначала подумайте, как и откуда пришли люди и зачем. Как они оказались на этих местах. Старайтесь располагать их свободнее, чтобы они могли двигаться. Но если по смыслу, для силы нужно фигуры сдвинуть, то и обмануть можно для цели….Колорит в композиции есть то, когда смотришь на одну фигуру и видишь, что она отвечает другим, то есть когда все поет вместе. Набор фигур и каждое свое наоборот….Какой сюжет такая и живопись. Кто видит цель, тот видит дело….Сочинять следует энергично, но долго, и всегда, и везде.<\p>

19 В ученике всегда нужно вызывать веру в себя, к каждому ученику нужно подходить сообразно его наклонностям и особенностям, и в зависимости от знаний давать советы, что одному может быть на пользу, другому во вред, один может переварить, а другой — подавиться, а потому не надо ученика перегружать правилами. Все указания должны делаться во-время и в меру: правда, кричащая не на месте,- дура. Искусство не ремесло, не фраза пустая, а песня, спетая во всю мочь и от всей души…..Будь скромным, требовательным к себе, не делай ничего без ума, сознавай и давай отчет во всем, что ты делаешь и для чего делаешь, проверяй себя на лучших произведениях искусства, в которых ты должен разобраться и понять, почему они хороши.<\p>

20 Джованнина, сидящая на подоконнике, 1864 г.<\p>

21 «»Се,Человек» П.П. Чистяков, 1871г.<\p>

22 Последние минуты Мессалины, жены римского императора Клавдия<\p>

23 Любой педагог мечтал бы о таких словах признательности от своих учеников: «Желал бы называться Вашим сыном по духу» (Васнецов), «После Вас глаза открываются, и начинаешь опять строго относиться к себе, а рядом с этим и смелости больше является» (Поленов), «Вы наш общий и единственный учитель» (Репин). Стасов называл Чистякова «всеобщим педагогом русских художников». «Единственным (в России) истинным учителем незыблемых законов формы» почтительно назвал П. П. Чистякова В. А. Серов….Великий мудрец был Павел Петрович и как художник был исполнен такого изящества и такта в обращении. Как он привязывал к себе и роднил всех, кому посчастливилось общение с ним. (И.Е. Репин) «Когда я начал занятия у Чистякова, мне страсть понравились основные его положения, потому что они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено». М.А. Врубель испытывал постоянную потребность общения с Чистяковым, чтобы у него «хлебнуть подкрепляющего напитка советов и критики».<\p>

24 П.П. Гнедич — русский писатель, историк искусства, драматург. Воспоминания Исключением из преподавателей являлся Павел Петрович Чистяков. Это был тверской мужичонка, с хитрыми прищуренными глазами, большеголовый, маленький, с ястребиным носом. Кончил он академический курс чуть ли не тридцати лет. Он написал две известные программы на малую и большую золотую медаль: «Патриарха Гермогена в тюрьме» и «Ссору на свадьбе Василия Темного». Обе композиции трактованы театрально, особенно первая; ни дать ни взять поставлена живая картина в клубе художников. Но по технике и по экспрессии эти композиции достойны внимания. Надо удивляться, как простой русский парень, плохо знакомый с археологией, мог написать эти робкие и в то же время блестящие композиции. Они были не только головой выше произведений его учителей, — начиная с «Осады Пскова» Брюллова, но бесконечно выше картин последующих художников — Плешаковых, Невревых, Венигов и прочих. Еще не ставилась на сцену «Смерть Иоанна Грозного», еще Шишков не писал своих бонбоньерочных декораций, а Шварц не делал своих композиций, — а уж Чистяков прокладывал новые дороги в компановке исторических сцен. Из глупо-наивной темы — «Софья Витовтовна срывает пояс с Василия Косого на свадьбе Василия Темного» — он сделал реальную жанровую сцену. Если Академия осталась верна своим заветам в измышлении тем, то юный конкурент ей ответил: — А я, матушка, не напишу по твоим указкам: вот тебе работа совсем по- новому.<\p>

25 Карл Брюллов « Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году»<\p>

26 И.Е. Репин «ЗАПОРОЖЦЫ ПИШУТ ПИСЬМО ТУРЕЦКОМУ СУЛТАНУ» г.<\p>

27 В.И. Суриков «Боярыня Морозова». 1887<\p>

28 В.М. Васнецов «ПОСЛЕ ПОБОИЩА ИГОРЯ СВЯТОСЛАВОВИЧА С ПОЛОВЦАМИ»1880 г.<\p>

29 В.Д. Поленов. «Христос и грешница» (Кто из вас без греха?) 1888г.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/40368/

Шарады

Slide 1

Словесные головоломки для детей

Slide 2

РАЗМИНКА Собери слово За каждый правильный ответ участник получает 1 балл. Всего – 5 баллов.

Slide 3

Шарада — разновидность игр со словами Слово «шарада» произошло от французского «charade» — слово, которое нужно найти. Это последнее слово-отгадка разбито на части, имеющие, самостоятельное значение. 

Slide 4

Выступающая на верхних этажах здания площадка с перилами. +

Slide 5

Большой кусок толстой ткани на мачте, надуваемый ветром и приводящий в движение судно. +

Slide 6

Тонкая непряденая нить растительного, минерального или искусственного происхождения. +

Slide 7

Косметическое гигиеническое средство для ухода за кожей.  +

Slide 8

1. Млекопитающее из группы антилоп, отличающееся стройностью и быстротой бега. 2. Марка многоместного легкового автомобиля, микроавтобуса. +

Slide 9

Проверь себя Ответы Балкон Парус Волокно Лосьон Газель

Slide 10

1 ТУР Слова – «перевертыши» Поменяй местами буквы в слове так, чтобы получилось новое слово (картинки помогут справиться с заданием). За каждый правильный ответ можно получить 2 балла. Всего – 12 баллов.

Slide 11

Анаграмма – словесная головоломка Анаграмма (греч.  ) – это перестановка букв в слове, приводящая к новому слову

Slide 12

Переставьте буквы в данном слове так, чтобы получилось новое слово Пехота ?

Slide 13

Переставьте буквы в данном слове так, чтобы получилось новое слово Подвода ?

Slide 14

Переставьте буквы в данном слове так, чтобы получилось новое слово Обрыв ?

Slide 15

Переставьте буквы в данном слове так, чтобы получилось новое слово Ракета ?

Slide 16

Переставьте буквы в данном слове так, чтобы получилось новое слово Метрика ?

Slide 17

Переставьте буквы в данном слове так, чтобы получилось новое слово Старик ? картина Ивана Куликова «Старик за чтением»

Slide 18

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Потеха 4. Карета Водопад 5. Материк Выбор 6. Стирка

Slide 19

2 ТУР Собери слово Из двух коротких слов, переставляя буквы, собери одно слово (определение в скобках помогут справиться с заданием). За каждый правильный ответ можно получить 3 балла. Всего – 24 балла.

Slide 20

Из двух слов путем перестановки и сложения букв составь новое слово Бак + лук = (твёрдая набойка на подошве обуви под пяткой)

Slide 21

Из двух слов путем перестановки и сложения букв составь новое слово Сом + сок = (Мир, вселенная, пространство, предполагающее бесконечность его распространения во все стороны)

Slide 22

Из двух слов путем перестановки и сложения букв составь новое слово Ров + ока = (домашнее молочное животное, самка крупного рогатого скота)

Slide 23

Из двух слов путем перестановки и сложения букв составь новое слово Рак + тина = (произведение искусства, обладающее законченным характером)

Slide 24

Из двух слов путем перестановки и сложения букв составь новое слово Кран + лава = (народный праздник с шествиями, уличным маскарадом)

Slide 25

Из двух слов путем перестановки и сложения букв составь новое слово Рак + ус = (серый заяц, сохраняющий одинаковую окраску зимой и летом)

Slide 26

Из двух слов путем перестановки и сложения букв составь новое слово Бок + нал = (в архитектуре— разновидность террасы — выступающая площадка с перилами)

Slide 27

Из двух слов путем перестановки и сложения букв составь новое слово Оса + трон = (отрезок, соединяющий две соседние вершины многоугольника)

Slide 28

ПРОВЕРЬ СЕБЯ 1. Каблук 5. Карнавал 2. Космос 6.Русак 3. Корова 7. Балкон 4. Картина 8. Сторона

Slide 29

3 ТУР Полуфинал Из трех коротких слов составь одно слово, используя определение в скобках. За каждый правильный ответ можно получить 4 балла. Всего – 8 баллов.

Slide 30

Из трех слов путем перестановки и сложения букв составь новое слово Рак + ус + ель = (вращающееся устройство для катанья по кругу с сиденьями в форме кресел)

Slide 31

Из трех слов путем перестановки и сложения букв составь новое слово Крот + сеть + нос = (местность, окружающая что-либо, окружающее пространство)

Slide 32

ПРОВЕРЬ СЕБЯ 1.Карусель 2. Окрестность

Slide 33

Финал Словесная пирамида Построй «пирамиду» (в основании пирамиды лежит какое-нибудь длинное слово, следующее состоит из тех же самых букв, кроме одной, дальше еще на одну букву меньше и т.д.) За каждое составленное слово – 5 баллов.   Всего – 20 баллов.

Slide 34

СОБЕРИ ПИРАМИДУ Древнеегипетский бог солнца, верховное божество древних египтян.  Сын в отношении к другим детям одних родителей. Группа семейств цыган, кочующих вместе. Занятие, труд. Подсвечник или держатель для лампы, прикрепляемый к стене. Цирковой или спортивный гимнаст.

Slide 36

ПРИНИМАЙ ЗАСЛУЖЕННЫЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ 1 место 1 место

Источник: http://www.slideboom.com/presentations/2084813/%D0%A8%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%8B

Ссылка на основную публикацию