Описание картины карла брюллова «эдип и антигона»

Брюллов Карл Павлович — русский художник

Русский художник Брюллов Карл Павлович . Автор картин: Автопортрет 1834г; Афинская школа; Бахчисарайский фонтан; Вечерня; Вирсавия; и многих других.

Брюллов Карл Павлович (1799-1852)

Карл Петрович Брюллов — выдающийся русский исторический живописец, портретист, пейзажист, автор монументальных росписей; обладатель почетных наград: больших золотых медалей за картины «Явление Аврааму трех Ангелов у дуба Мамврийского» (1821 г.

) и «Последний день Помпеи» (1834 г.), oрдена Анны III степени; Член Миланской и Пармской академий, Академии Святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный сообщник Парижской академии искусств.

В семье академика орнаментальной скульптуры П.И.Брюлло все семеро детей обладали художественными талантами. Пятеро сыновей: Федор, Александр, Карл, Павел и Иван стали художниками.

Но слава, выпавшая на долю Карла, затмила успехи других братьев.

Между тем он рос слабым и тщедушным ребенком, семь лет практически не вставал с постели и был истощен золотухой настолько, что «стал предметом отвращения для своих родителей».

Мальчик очень любил рисовать, казалось, карандаш стал продолжением его руки. В 10 лет Карла приняли в Петербургскую академию художеств,в стенах которой он провел 12 лет.

Карл закончил академию с «целой пригоршней» золотых и серебряных медалей, но, продемонстрировав свою независимость, отказался остаться в ее стенах на пенсионерский срок для совершенствования мастерства. В1819 г. Карл поселяется в мастерской брата Александра, работающего на строительстве Исаакиевского собора помощником Монферрана.

Его дни заполнены рисованием заказных портретов. Так совпало, что заказчикам П.Кикину и А.Дмитриеву-Мамонову понравились портреты, выполненные Брюлло, и что именно они, эти заказчики, потом вошли в совет Общества поощрения художников.

Создав по их просьбе картины «Эдип и Антигона»(Тюменский краеведческий музей) и «Раскаяние Полиника» (местонахождение неизвестно), Карл заслужил пенсионерскую поездку в Италию (подробнее) на четыре года, для себя и брата. Перед отъездом с Высочайшего повеления братья изменили фамилию предков, добавив букву «въ» — теперь они стали Брюлловы.

С легкой душой уезжал Карл из дома летом 1822 г., но он тогда не мог знать, что вернется в Россию только через 13 лет и не увидит больше ни родителей, ни младших братьев.

В музеях Италии юный художник изучает живопись прошлых веков и впитывает впечатления от увиденного. Покоренный грандиозной «Афинской школой» Рафаэля, Карл на протяжении четырех лет работает над ее копией, поразив в итоге всех своим мастерством.

Приступы жестокой лихорадки и нервное напряжение валили его с ног, но кипучая и неугомонная натура не знала меры ни в чем.

Активная светская жизнь, многочисленные новые знакомства не помешали Брюллову за годы, проведенные в Италии, создать огромное количество разнообразных произведений.

Брюллов честно пытался «отработать» свое пенсионерство, начиная по заказам Общества поощрения художников картины на античные и библейские сюжеты. Но эти темы не были ему близки. На этих полотнах он «нарабатывал» колорит, создавал свои характерные приемы, изучал обнаженную модель и не завершил их.

По-настоящему Брюллов работал только над созданием жанровых сцен из итальянской жизни. Для картины «Итальянский полдень» (1827 г.

) Брюллов выбрал моделью невысокую, плотную, налитую соком, как виноградная гроздь, женщину, которая, покоряя обаянием и безудержной радостью бытия, символизирует расцвет человеческих сил. И такую же статную, уверенную и независимую женщину встретил Карл в 1827 г. на одном из приемов.

Графиня Юлия Павловна Самойлова стала для него художественным идеалом, ближайшим другом и единственной любовью. Ее красота была равна идущей из сердца доброте. Брюллов с упоением писал ее портреты.

Вместе с Самойловой Карл отправляется осматривать развалины Помпеи и Геркуланума, даже не подозревая, что эта поездка приведет его к самой вершине творчества. Брюллов был потрясен увиденным — знание о трагедии не смогло затмить остроты восприятия.

Художник почувствовал, что нигде больше не найти такой поразительной картины внезапно прервавшейся жизни. Жители древней Помпеи своей гибелью заслужили бессмертие.

Брюллов еще не раз возвращался в разрушенный город, перед его мысленным взором вставала картина, на которой слепая стихия не просто отнимала человеческие жизни, но и обнажала души.

Картина «Последний день Помпеи» (1827-1833 гг.) стала пиком творческих достижений, единым всплеском яркого таланта и виртуозного мастерства художника. Толпы зрителей в Риме, Милане, Париже (золотая медаль 1834 г.) и Петербурге были заворожены грандиозностью замысла и исполнения. Полотно была подарено заказчиком Анатолем Демидовым царю Николаю I.

Побывав на выставке своей картины в Париже, Брюллов возвращается в Италию, но не находит в себе сил работать. Он начинал один холст за другим, но не оканчивал их, чувствуя усталость. Карл Павлович понимал, что «загостился в чужих домах», но и в Россию возвращаться не хотелось.

Художник с радостью примкнул к экспедиции В. П. Давыдова (1835 г.) на Ионические острова и в Малую Азию. В путешествии по Гpeции  он создает подкупающие живым взволнованным чувством работы «Утро в греческой деревне Мирака», «Развалины храма Зевса в Олимпии», «Раненый грек» и другие.

После этого художник отправился в Турцию, но осенью 1835 г. по строгому предписанию царя был вынужден вернуться в Россию, чтобы занять должность профессора в Академии художеств.

Глубокой осенью 1835 года Брюллов выехал ив Константинополя в Россию. Возвращение на родину определило новый этап творчества художника. Впечатлительны и чуткий, Брюллов был глубоко взволнован, вступив на родную землю и услышу русскую речь.

Первый русский город, который он посетил по возвращении в России была Одесса. В честь прославленного мастера были устроены торжественные обеда приемы. Одесский генерал-губернатор гр. М. С. Воронцов стал хлопотать пер( министром императорского двора — П. М.

Волконским о дозволении продлить художник срок пребывания в Одессе. Брюллов любовался красотой приморского города, его архитектурой, одним из творцов которого был знакомый ему по Академии А. И. Мельников, монументом И.П.Мартоса и другими достопримечательностями, однако задержаться в нем отказался.

Брюллов торопился в Москву, куда он приехал 25 декабря.

Впечатление, произведенное на него древней столицей, где он был впервые, был огромно. Брюллов не уставал восхищаться величием Кремля, где все напоминал о недавних потрясениях, пережитых русскими людьми.

В Москве, как ни в одно другом русском городе, живо вставала в памяти героическая эпопея 1812 года.

Рискуя навлечь гнев императора, требовавшего незамедлительного возвращены художника в Петербург, Брюллов решил отложить свой отъезд из Москвы

Любовь пришла к художнику в 40 лет. Он познакомился с очень одаренной пианисткой, ученицей Шопена Эмилией Тимм, дочерью рижского бургомистра. С портрета работы Брюллова смотрит утонченно красивая девушка, от которой веет юной свежестью.

Но у Эмилии было горькое прошлое. За внешней чистотой скрывалась грязная связь с родным отцом, и в этом грехе она честно призналась Карлу. Художник был ослеплен любовью и жалостью и решил, что его искренние чувства все одолеют. Они обвенчались(1839г.

) Через два месяца, пройдя через бесконечные притязания отца Эмилии, через грязь, выплеснувшуюся на публику, и скандал в обществе, с Высочайшего позволения 21 декабря 1839 г. этот брак был расторгнут по причине разности в возрасте и «нервной возбудимости» художника.

Эмилия оставила Брюллову только боль и страдания.

 Между тем в Россию в блеске своей красоты и веселья вернулась графиня Самойлова и вновь закружила Карла в вихре светской жизни. Воспрянув духом, он создает ее парадный портрет картину «Графиня Ю. П. Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини» (1839-1841). Для себя Брюллов решил: «Моя жена — художества», — и продолжал напряженную работу.

Но в 1847 г. тяжелая простуда, ревматизм и больное сердце на семь долгих месяцев приковали художника к постели.

Самым большим разочарованием Брюллова было то, что он, признанный исторический живописец, не создал ни одного масштабного полотна на материале русской истории. Свой поединок с картиной «Осада Пскова» (1836-1843 гг.) он проиграл.

Вначале вмешивался в работу царь, потом художник писал портреты, да к тому же он, по сути, и не знал простого русского народа.

27 апреля 1849 г. по настоятельному совету врачей Брюллов навсегда уезжает из России. Лечение на острове Мадейра облегчения не приносило.

Весной 1852 г. Брюллов вместе с семьей Титгони переезжает в местечко Манциану близ Рима. Там 11 (23) июня 1852 г. неумолимое время остановилось для него. Художник был похоронен на кладбище Монте Тестаччо, римском кладбище для иностранцев-некатоликов. Тестаччо..

Картины художника

Автопортрет 1834г

Афинская школа

Бахчисарайский фонтан

Вечерня

Вирсавия

Вольтижер

Всадники. Портрет Е.И.Мюссара и Э.Мюссар

Всадница

Гений Искусства

Голова Вакха

Греческий инсургент

Греческое утро в Мираке

Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя

Деревня св.Рокка близ города Корфу

Евангелист Марк. Эскиз росписи паруса Исаакиевского собора

Исповедь итальянки

Итальянка, ожидающая ребенка

Итальянский полдень

Итальянское утро

Монахини монастыря Святого Сердца в Риме, поющие у органа

Нарцисс, смотрящий в воду

Натурщик. Этюд

Нума Помпилий у нимфы Эгерии

Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году

Плафон. Эскиз росписи большого купола Исакиевского собора

Портрет A.Н.Рамазанова

Портрет А.А.Абаза

Портрет А.М.Горностаева

Портрет А.Н.Демидова Сан-Донато

Портрет А.Н.Львова

Портрет А.П.Брюллова

Портрет В.А.Жуковского

Портрет В.А.Перовского

Портрет Вел.Кн.Елены Павловны с дочерью

Портрет Владимира Корнилова на борту брига «Фемистокл».

Портрет Г.Г.Гагарина

Портрет Григория и Варвары Олениных

Портрет Джульетты Титтони в виде Жанны ДАрк.

Портрет Е.И.Тон, жены художника К.А.Тона

Портрет Елизаветы Дурновой

Портрет И.А.Крылова

Портрет К.А. и М.Я.Нарышкиных

Портрет Кикиной Марии Ардалионовны

Портрет М.А.Оболенского

Портрет М.Ланчи

Портрет М.М.Бек с дочерью

Портрет М.С.Воейковой

Портрет Микеланджело Ланчи

Портрет П.В.Кукольника

Читайте также:  Описание картины осипа браза «портрет антона павловича чехова»

Портрет С. Ф Щедрина

Портрет С.А.Соболевского

Портрет У.М.Смирновой

Портрет Ф.А.Бруни

Портрет Ю.П Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком

Портрет Ю.П Самойловой с приёмной дочерью Амалией

Портрет автора и бар. Е.Н.Меллер-Закомелььской с девочкой, в лодке

Портрет актера В.В.Самойлова

Портрет архитектора А.П.Брюллова, брата художника

Портрет архитектора К.А.Тона

Портрет архитектора и художника А.П.Брюллова

Портрет в мундире академиста

Портрет великой княгини Елены Павловны

Портрет великой княжны Марии Николаевны. Этюд

Портрет великой княжны Ольги Николаевны

Портрет генерал-одъютанта графа Василия Алексеевича Перовского

Портрет гр. А.А.Перовского

Портрет графини О.И.Орловой-Давыдовой с дочерью

Портрет детей Волконских с арапом

Портрет императрицы Александры Федоровны

Портрет капитана А.М. Костинича

Портрет княгини А.А.Багратион

Портрет княгини Е.П. Салтыковой

Портрет княгини М.П.Волконской

Портрет князя А.Н.Голицына

Портрет музыканта М.Ю.Виельгорского

Портрет неизвестного

Портрет неизвестной в тюрбане (графиня Мария Разумовская).

Портрет певицы А.Я.Петровой

Портрет певицы Джудитты Пасты

Портрет певицы Полины Виардо Гарсия

Портрет певицы Ф.Персиани-Такинарди

Портрет писателя Александра Струговщикова

Портрет писателя Нестора Васильевича Кукольника

Портрет писателя и политического деятеля Тарентского архиепископа Джузеппе Капечелат

Портрет поэта и драматурга гр. А.К. Толстого в юности

Портрет сестер А.А. и О.А.Шишмаревых

Портрет скульптора И.П.Витали

Последний день Помпеи

Прогулка

Профиль головы Глинки

Сатир и вакханка

Сладкие воды близ Константинополя. Левый и правый фрагменты

Смерть Инессы де Кастро

Спящая Юнона

Турчанка

У Богородицкого дуба

Эрминия у пастухов

Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского

Источник: https://wearts.ru/ruartist/38

Брюллов Карл. Биография, названия, описание картин

Карл Павлович Брюллов (23.12.1799, Санкт-Петербург — 23.06.1852, Манциана, Италия) — русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель академизма.

 Биография Карла Брюллова.

Карл Брюллов родился в такой семье, в которой почти каждый ее член обладал способностями к живописи.

Он и четверо его братьев стали замечательными художниками, но слава, выпавшая на долю Карлу, затмила успехи его братьев.

В детстве он часто болел, был слабым и тщедушным, но с самого раннего возраста его тянуло к рисованию, он делал заметные успехи, и уже в 10 лет его приняли в Петербургскую академию художеств.

После окончания академии с большим количеством медалей и поощрений, он отказывается оставаться в ее стенах и получать пособие и зарабатывает на жизнь написанием заказных портретов. после написания великолепных по своей композиции картин «Эдип и Антигона» и «Раскаяние Полиника», Брюллов получает возможность изучить искусство Италии, заслужив пенсионерскую поездку сроком на четыре года.

В Италии молодой художник впитывает впечатления и полностью отдается изучению живописи прошлого. Мастерски выполнив копию знаменитой картины Рафаэля «Афинская школа», он просто поражает зрителей своим профессионализмом.

Напряженная работа валила его с ног, вызывая мучительные приступы лихорадки, но художник уже не мог остановиться — за годы, проведенный в Италии, Карл Брюллов пишет большое количество самых разнообразных по стилю и жанру произведений.

Наиболее заметные из них — «Итальянский полдень», «Вечерня» и, конечно, «Последний день Помпеи».

Полотно «Последний день Помпеи» стала вершиной творчества, таланта и мастерства живописца. Множество завороженных зрителей собирала она и в Риме, и в Милане, и в Париже, и в Петербурге. Картина была подарена Николаю I.

После написания величайшего своего полотна, Карл Брюллов испытывает какую-то душевную пустоту. Множество картин, которые он начинает в тот период, остаются неоконченными. В конце концов, он отправляется в путешествие по Греции и Малой Азии.

Там он создает душевные, мягкие работы «Развалины храма Зевса в Олимпии», «Утро в греческой деревне Мирака» и другие. К сожалению для художника, закончить это путешествие ему не удалось, строгое послание царя заставляет его вернуться в Россию.

Но в России, где он не был 13 лет, Карл Брюллов чувствует себя чужим. Пылкая любовь и последовавший неудачный брак с Эмилией Тимм, дочерью бургомистра, оставили художнику боль и горькие воспоминания. Тогда он решает для себя, что «моя жена — художества», и с головой погружается в работу.

Напряженный труд ухудшает и без того слабое здоровье художника. В 1849 году по совету врачей Брюллов уезжает из России на остров Мадейра, где, однако, лечение не приносило заметных результатов. И в 1852 году сердце художника останавливается навсегда.

Описание картин Карла Брюллова:

Источник: http://opisanie-kartin.ru/category/bryullov-karl/

Карл Павлович Брюллов: известные картины с названиями, творчество художника

Карл Павлович Брюллов (1799 г., Санкт-Петербург — 1852 г., Манциана, Италия) — известный русский живописец, монументалист, акварелист, мастер портрета. Обладатель нескольких наград от Академии художеств, присужденных его полотнам. Золотой медалист выставки, проводившейся в 1834 году в Париже.

На творчестве Брюллова выросла целая плеяда русских художников и иностранных живописцев.

Особенности творчества Брюллова: искусствоведы относят стиль его письма к академизму и романтизму, однако талант этого живописца выходит за рамки общепринятых определений.

Находясь в постоянном поиске собственного стиля, художник экспериментировал с различными техниками и материалами. Живопись была для Брюллова не только инструментом для отображения окружающего мира, но и средством самовыражения.

В своих произведениях он сумел органично соединить наследие великих мастеров античности и эпохи Ренессанса с собственным взглядом на живопись.

Известные картины Брюллова: «Нарцисс», «Итальянское утро», «Итальянский полдень», «Всадница», «Последний день Помпеи», а также портреты И.Крылова, А.Голицына, А.Брюллова и пр.

Рождение в семье художника предопределило будущее Карла: отцом его был Павел Брюлло — гравер, резчик по дереву, мастер миниатюры и, по совместительству, преподаватель в Академии художеств Санкт-Петербурга. Как и его братья, юный Карл с детства стал постигать азы рисования.

Будучи от рождения болезненным ребенком, он практически все время проводил в постели, однако с прилежанием выполнял задания, полученные от отца: нарисовать некоторое количество человеческих фигур и лошадей.

За невыполнение можно было лишиться обеда или ужина, поэтому мальчик прилагал все усилия, чтобы избежать наказания. Такая методика принесла свои плоды — поступив в 10-летнем возрасте в Академию художеств, Карл Брюллов восхищал преподавателей своим мастерством и усердием.

Обучение Брюллова в Академии продолжалось до 1821 года; в этот период были созданы его первые картины — «Нарцисс» (1819 г.) и «Гений искусства», написанный в период с 1817 по 1820 гг. и признанный Советом Академии как образец для копирования.

С легкостью справляясь со всеми заданиями и будучи приятным в общении юношей, Брюллов снискал расположение учителей и однокурсников и нередко помогал последним, поправляя их экзаменационные работы.

По окончании обучения Брюллов получил золотую медаль, дававшую ему право на статус пенсионера с положенной заграничной поездкой, однако президент Академии принял странное решение: оставить выпускника на 3 года под предлогом совершенствования навыков. В учителя Брюллову определили А. Ермолаева — живописца, не отличавшегося мастерством. Просьбу Карла Павловича Брюллова поменять преподавателя отклонили, и тогда живописец отказался ехать за границу.

Неожиданное предложение от Общества поощрения художников позволило юному живописцу вновь поверить в свои силы. Чтобы продемонстрировать свое мастерство, Брюллов должен был нарисовать несколько полотен на заданные темы, а взамен ОПХ обещало профинансировать путешествие за рубеж.

В условия поездки входили обязательные отчеты об увиденном и новые полотна, которые художнику следовало регулярно отправлять в Общество.

Такой шанс был уникальным для начинающего художника Брюллова, и тот постарался использовать его, написав картины «Раскаяние Полиника» и «Эдип и Антигона», убедившие комиссию в правильном выборе.

Сменив в 1822 году фамилию Брюлло на Брюллов, художник с братом Александром отправился в увлекательное турне по Европе. По прибытии в Рим живописец получил первое задание от Общества: ему следовало скопировать «Афинскую школу» — фреску Рафаэля. Этой работой он завершил свое ученичество: последующим картинам Брюллова с названиями, говорящими нам о том, где черпал вдохновение гений кисти, был уготован сногсшибательный успех. Так, полотно «Итальянское утро», написанное в 1823 г., вызвало в Петербурге фурор: современников Брюллова поразила свежесть его письма и оригинальность трактовки обычного с виду сюжета. ОПХ преподнесло это произведение в дар Николаю I, а тот, находясь под впечатлением, наградил художника перстнем с бриллиантом и заказал ему парную картину. Брюллов пишет в 1827 г. «Итальянский полдень», но ОПХ раскритиковало картину, опираясь на недовольный отзыв императора, и живописец решил прекратить сотрудничество с Обществом. Разрыв с ОПХ позволил живописцу полностью посвятить себя заказам от соотечественников и итальянской знати: их количество обеспечивало финансовую независимость от Общества. Фото картин Брюллова, написанных им в этот период, демонстрируют нам всю самобытность его таланта и разнообразие художественных приемов, которые Карл Павлович применял для наиболее полного раскрытия характера и внутреннего мира персонажей. На его полотнах видны элементы, присущие барокко, классицизму и реализму, картины изобилуют бытовыми деталями и тщательно выписанной обстановкой.

Помимо портретов, Брюллов также пишет акварели — сочные, воздушные, наполненные солнцем и романтизмом. Акварельной живописи Брюллова присуща характерная манера письма: они представляют собой сочетание контрастных цветовых пятен, при помощи которых художнику удавалось передать настроение изображенных на акварелях людей и очарование природы.

1830 год можно назвать судьбоносным для живописца: он приступает к работе над монументальным полотном, посвященным событиям в античном городе Помпеи, который погиб во время извержения Везувия.

В предварительную подготовку входили поездки на раскопки, зарисовки с натуры, изучение научных трудов. На создание полотна у Брюллова ушло 3 года.

Результат превзошел все ожидания живописца: его новаторский подход к изображению исторического сюжета был с восторгом воспринят европейской и российской публикой. Николай I, ознакомившийся с этим произведением, выразил желание лично встретиться с Брюлловым — встреча произошла в 1836 году.

Заказчик картины, меценат А. Демидов преподнес ее императору в дар. Поначалу полотно находилось в Эрмитаже, а спустя некоторое время Николай I презентовал ее Академии художеств. Сегодня этот шедевр является частью экспозиции Русского музея.

Вернувшись в Петербург, Карл Павлович Брюллов занял должность руководителя исторического класса Академии. Он был популярен среди местной знати как искусный портретист — из-под его кисти вышли портреты И.Крылова, В.Жуковского, Н.

Кукольника, Ю.Самойловой, А.Струговщикова и других современников.

Он также участвовал в росписи лютеранской церкви и Исаакиевского собора, однако ввиду тяжелых условий, негативно повлиявших на здоровье художника, его освободили от работ.

По настоянию врачей в 1849 году художник Брюллов отправился на Мадейру для укрепления здоровья. Спустя год он приехал Италию и, прожив там до 1852 года, скончался от припадка удушья в городке Манциана, расположенном неподалеку от Рима. Произведения, созданные живописцем в последние годы его жизни, отличаются своеобразным романтизмом и театрализацией.

На этой странице мы собрали для вас лучшие картины Брюллова, созданные им в разные периоды творчества — чтобы посмотреть их в большом размере, пройдите быструю регистрацию на нашем сайте и наслаждайтесь произведениями, которые по праву входят в мировую сокровищницу искусства.

Источник: https://artchive.ru/artists/334~Karl_Pavlovich_Brjullov

Великий русский живописец – Карл Брюллов

Карл Брюллов 12 декабря 1799 – 23 июня 1852

Читайте также:  Описание картины михаила нестерова «святая русь»

Брюллов Карл Павлович появился на свет в Петербурге 23 декабря 1799 г. Отец его, Павел Иванович, – академик орнаментальной скульптуры. В связи с этим неудивительно, что все семеро детей в семье имели художественные способности. Более того, пятеро сыновей – Иван, Павел, Александр, Федор и Карл – стали художниками. Наибольшая слава, однако, выпала на долю последнего.

Когда Карлу исполнилось 10 лет, он был принят в петербургскую Академию художеств. Мальчик с самого начала обучения выделялся среди сверстников серьезной подготовкой, которую он получил под руководством отца, а также ярким талантом. Карл Павлович страстно любил рисовать. Ради этого он иногда даже имитировал приступы золотухи, отправлялся в лазарет и там писал портреты друзей .

Карл Павлович в 1819 году поселился у своего брата Александра в мастерской. Брат его был помощником Монферрана на строительстве знаменитого Исаакиевского собора. Брюллов в это время зарабатывал себе на жизнь созданием портретов на заказ.

В числе его заказчиков были люди, которые позже вошли в Совет Общества поощрения художников. Карл Павлович по их просьбе создал “Раскаяние Полиника” и “Эдипа и Антигону”.

За это ему была предоставлена возможность совершения четырехлетней пенсионерской поездки в Италию вместе со своим братом.

«Эдип и Антигона»

Вместе с Александром в 1822 г. отправился в Рим. Здесь братья изучали искусство мастеров, относящихся к эпохе Возрождения. Карл Павлович много времени отдавал обучению, однако и светская жизнь его была достаточно насыщена. За время, проведенное в Италии, художник написал множество различных произведений.

В работах “Итальянский полдень” и “Итальянское утро”, которые были созданы для отчета отправившего его за границу Общества поощрения художников, автор обратился к будничным сценам сбора винограда и утреннего умывания, а не к мифологическим или историческим сюжетам. Картину “Итальянское утро” оценил сам Николай I.

Он подарил эту работу императрице.

«Итальянское утро»

«Итальянский полдень»

Карл Брюллов в итальянский период своего творчества сосредоточился на портретной живописи. Среди его произведений нужно отметить созданный около 1832 года портрет графини Ю. Самойловой с арапчонком, в 1828 году – музыканта М. Виельгорского, в 1832 году – Джованины Паччини (знаменитая “Всадница”), а также автопортрет, написанием которого около 1834 года была отмечена биография Карла Брюллова

«Портрет графини Юлии Павловны Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком»

Вернувшись в Россию, художник создал в Москве несколько работ, имеющих более интимный характер. Среди них следует назвать портреты А. Толстого, А. Погорельского, а также И. Витали за работой.

Несколько позже, живя уже в Петербурге, Карл Павлович создал портреты И. Крылова (в 1841 году) и В. Жуковского (в 1838 году).

Примечательно, что последнюю работу он выполнил специально для лотереи, которая была организована для сбора средств для выкупа Т. Г. Шевченко из крепостной зависимости.

«Портрет баснописца Ивана Андреевича Крылова»

«Портрет В. А. Жуковского»

На одном из приемов, состоявшихся в 1827 году, художник познакомился с Самойловой Юлией Павловной. Эта графиня стала для Карла Павловича любовью, ближайшим другом и художественным идеалом. Вместе с ней художник отправился в Италию на развалины городов Геркуланума и Помпеи, которые погибли в 79 г. н. э. из-за извержения вулкана.

Брюллов, вдохновившись описанием этой трагедии римского автора Плиния Младшего, который был ее очевидцем, понял, что это событие станет темой его следующего произведения. Художник в течение трех лет собирал материал на раскопках и в археологических музеях.

Он стремился к тому, чтобы каждый предмет, представленный на его полотне, соответствовал той эпохе.

«Портрет Ю.П Самойловой с приёмной дочерью Амалией»

“Последний день Помпеи”

Шесть лет продолжалась работа над картиной под названием “Последний день Помпеи”. В процессе ее создания автор сделал множество набросков, эскизов и этюдов, а также несколько раз изменял композицию. Когда картина была представлена публике (произошло это в 1833 году), она вызвала настоящий взрыв восторга.

До этого ни одна из работ, относящихся к русской школе живописи, не была удостоена такой большой европейской славы. На выставках в Париже и Милане в 1834 году ее успех был потрясающим.

Брюллов в Италии стал почетным членом сразу нескольких академий искусств, а во французской столице он был удостоен Золотой медали.

« Последний день Помпеи » (фрагменты)

В мае 1835 г. художник отправился в экспедицию В. П. Орлова-Давыдова, которая направлялась в Турцию и Грецию. На бриге “Фемистокл” он приехал из Афин в Константинополь. Командиром этого корабля был В. А. Корнилов. Его портрет, созданный в 1835 году, является одной из лучших акварелей, которыми отмечена биография Карла Брюллова.

Творчество его под впечатлением от экспедиции впоследствии пополнилось целой серией акварелей, картин и графических рисунков.

Среди них следует отметить работы 1835 года “Раненый грек” и “Турок, садящийся на коня”; “Турчанку” , созданную в период с 1837 по 1839 год; картины 1849 года “Бахчисарайский фонтан”, “Сладкие воды в Константинополе” и “Гавань в Константинополе”.

«Портрет В. А. Корнилова»

«Сладкие воды близ Константинополя»

«Турчанка»

«Бахчисарайский фонтан»

Знакомство с А. С. Пушкиным стало важным событием его биографии.

После его прибытия в Петербург государь потребовал от Карла Павловича, чтобы тот писал портреты членов императорской фамилии. Однако он всякий раз находил причины, чтобы не выполнить работу.

Придворные поражались дерзости, с какой художник относился к высокопоставленным лицам. Брюллов отстаивал творческую независимость, он сумел заставить всех уважать себя.

В 1847 году ревматизм, тяжелая простуда и больное сердце приковали живописца к постели на 7 лет. Однако и в это время он продолжал работать.

По совету врачей в апреле 1849 г. Брюллов навсегда покинул Россию. Однако лечение на о. Мадейра не принесло ему облегчения. Художник создал несколько портретов. Самым известным среди них является изображение М. Ланчи, относящееся к 1851 году.

Тем не менее Карл Павлович не получал удовлетворения от работы. Весной следующего года он переехал в Марчиано под Римом. Биография Карла Брюллова оканчивается 23 июня 1852 г. Именно тогда умер художник.

Его мастерская была наполнена набросками с изображением сцен из итальянской народной жизни .

«Портрет археолога Микеланджело Ланчи»

Этот портрет был последней работой Брюллова, но одной из первых картин, купленных П.М. Третьяковым для своей коллекции.

Он приобрёл его в Италии в первые годы своей собирательской деятельности, и для России это имело большое значение, т.к. очень немногие последние работы художника вернулись на родину.

Микеланджело Ланчи – итальянский  археолог, востоковед, в 1827-1833 гг. участвовал в раскопках Помпеи. Во время написания портрета Ланчи шёл уже восьмой десяток, но Брюллов увидел в старом человеке вечную молодость, которая даруется далеко не всем людям, а только тем, у которых пытливая душа, горячее сердце, умение глубоко мыслить.

“Всадница” —написанная художником в 1832 году по просьбе графини Юлии Самойловой. Даже на ошейнике собаки художник изобразил фамилию Самойловых. Впервые картина была выставлена в 1832 году в галерее Брера в Милане. Далее полотно находилось у самой графини. 

В 1896 году “Всадница” была приобретена для Третьяковской галереи. Сначала предполагалось, что на холсте изображена графиня собственной персоной, но искусствоведы, изучив более поздние полотна Брюллова, смогли доказать, что это не так.

На картине изображены Джованина и Амалиция Пачини – воспитанницы графини Юлии Самойловой. Художник назвал свою картину “Джованин на лошади”.

В Италии есть гравюры этой картины, которые считаются портретом певицы Малибран, которая достаточно знаменита и приходится сестрой Полине Виардо

Картина “Всадница” по праву считается образцом портретной живописи 19 века. Брюллов сумел создать идеально правильные пропорции, непревзойденное буйство красок, и отлично проработать детали. На данный момент картину можно увидеть в Третьяковской галерее.

Источник: https://multiurok.ru/files/vielikii-russkii-zhivopisiets-karl-briullov.html

Биография Карла Брюллова

Опубликовано: 19.02.2017 – 19:09

Брюллов Карл Павлович (1799-1852) – великий русский живописец, виртуозный мастер портретов, его кисти принадлежит бессмертное творение – картина «Последний день Помпеи».

Детские годы

Карл появился на свет 23 декабря 1799 года в городе Петербурге.

Исторические корни семейства Брюлло брали своё начало во Франции. Там семья жила, пока не была изгнана из страны в конце ХVII века после отмены Нантского эдикта, так как принадлежала к протестантам. Убежав из Франции, Брюлло обосновались в немецком городе Люненбурге.

А оттуда в поисках лучшей жизни прадед Карла Брюллова, Георг Брюлло, уехал в 1773 году в Россию. Его пригласили на императорский фарфоровый завод работать на должности орнаментного скульптора. Георг прибыл с младшим сыном и двумя внуками от покойного старшего сына.

Одним из внуков был отец Карла Брюллова – Павел (Пауль).

Павел Иванович Брюллов родился в 1760 году. Он стал мастером живописной миниатюры и гравёры, очень силён был в искусстве резьбы по дереву.

В петербургской Академии художеств Павел Брюллов занимался преподавательской деятельностью, вёл класс орнаментальной скульптуры, имел звание академика. Мама Карла Брюллова, Мария Ивановна Шрёдер, имела немецкие корни.

Кроме Карла в семье Брюлловых было ещё пятеро детей – две девочки и три мальчика.

Ребёнком Карл рос очень болезненным, в возрасте семи лет переболел золотухой (это старое название наружного туберкулёза кожи и лимфатических узлов). Во время болезни мальчик на некоторое время оказался полностью прикованным к постели.

Несмотря на то, что Карл был слабым и часто болел, отец с ранних лет усердно заставлял его изучать искусство живописи. Павел Иванович был очень строгим родителем.

Он давал сыну домашнее задание по рисованию, и если тот его не выполнил, то лишал ребёнка завтрака на следующий день. Карл видел, какой у него трудолюбивый отец, и очень хотел быть на него похожим.

В то же время мальчик побаивался своего папу, потому что однажды ослушался его и был физически наказан, в результате чего оглох на левое ухо.

Читайте также:  Описание картины микеланджело буанарроти «леда и лебедь»

Тем не менее Карлу искусство живописи очень нравилось, он осваивал навыки, с удовольствием обучался, в различных ракурсах изображал животных и людей. В 1805 году ушёл в отставку отец, и с этого времени сын помогал ему, когда тот трудился над разными частными заказами. Например, отец часто брал Карла с собой на работу, когда оформлял Кронштадтскую церковь.

ТЕСТ: Сможете ли вы добиться успеха?

Пройдите этот тест и узнайте сможете ли вы добиться успеха.

Начать тест

Годы учёбы в Академии

Все мальчики в семье Брюлловых учились в Петербурге в Императорской Академии художеств. В 1809 году, в возрасте десяти лет, поступил туда на учёбу и маленький Карл. Его зачислили на казённое содержание, проучился он здесь 12 лет.

Среди сверстников он сразу выделился своею одарённостью и отличной домашней подготовкой. Любознательный и талантливый мальчик обратил на себя внимание преподавателей, причём ученик был одарён разносторонне, не только в предметах живописи.

Легко и блестяще Карл справлялся с любыми учебными заданиями, чем снискал уважение и популярность среди сверстников, они часто обращались к Брюллову за помощью.

Нередко его просили однокурсники подправить их экзаменационные работы, Карл никогда не отказывал, причём делал это с удовольствием и даже за небольшую плату.

Одним из преподавателей юного Брюллова был русский художник Андрей Иванович Иванов. Педагог сразу рассмотрел в мальчике недюжинный талант, выделял его среди остальных учеников и помогал.

Карлу даже было разрешено обучаться вразрез строгой программе. Сначала надо было пройти курс копирования, потом рисовать с гипсовых голов и фигур, далее с манекенов и лишь после этого с живой натуры.

Брюллову намного раньше, чем всем остальным, разрешили рисовать собственные композиции.

Ещё во время обучения в Академии Брюллов создал своё первое значимое произведение – полотно «Гений искусства». Над этой работой художник трудился почти три года. Картина была написана пастелью, в соответствии со всеми академическими требованиями.

Классическим канонам в этой работе соответствовало всё – характер подсветки, пропорции лица и тела, чёткие контуры, устойчивые формы.

Академический Совет признал её образцом для копирования, сейчас «Гений искусства» выставлен в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.

В этом же музее хранится сейчас и вторая картина Карла Брюллова «Нарцисс, смотрящий в воду», написанная в 1819 году.

В классе Андрея Иванова студентам поставили задачу написать мужскую фигуру юноши, который расположился полулёжа и склонился над водой.

В Академии для этого обычно служили натурщики, которые принимали соответствующую позу, а ученики, молодые художники, рисовали с них свои картины.

Брюллов чувствовал какую-то неудовлетворённость от отсутствия вокруг пейзажа. И тогда он оправился на Чёрную речку в Строгановский сад.

Густые садовые заросли навеяли воображению Карлу присутствие мифологических образов, а также множество мелких живых деталей.

Так появился мягкий солнечный лучик, который с трудом пробивается через листву, или одинокий листик, томно упавший на водную поверхность.

Академический этюд превратился в написанное маслом на холсте законченное произведение живописи. За эту работу Карл Брюллов получил вторую золотую медаль Академии художеств. Картина настолько поразила его педагога Андрея Иванова, что он выкупил «Нарцисса» для своей частной коллекции.

В 1819 году старший брат Карла Александр был приглашён на работу в качестве помощника Монферрана на строительство Исаакиевского собора. Карл съехал из родительского дома и поселился в мастерской у брата.

В 1821 году Брюллов окончил Академию художеств. Им была написана выпускная работа – картина «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского». За это произведение Карл был удостоен первой большой золотой медали по классу исторической живописи. Вместе с медалью он получил право на пенсионерскую поездку за границу.

Однако президент Академии художеств настоял на том, чтобы Брюллова оставили в учебном заведении ещё на три года, дабы усовершенствовать своё мастерство. Наставником Карлу поставили художника Ермолаева А. И.

, который был мало одарён и среди студентов не имел авторитета. Брюллов попросил заменить ему учителя, но молодому художнику отказали.

И тогда Карл сам отказался от пенсионерской поездки за границу и от продолжения учёбы в Академии.

Итальянский период

В то время в Петербурге как раз образовалось Императорское Общество поощрения художников. Его основала группа меценатов, чтобы содействовать развитию изящных искусств. Общество обратило внимание на молодого живописца и предложило выполнить несколько работ на заданные темы, пообещав потом оплатить поездку за границу.

Брюллов написал для Общества два полотна – «Эдип и Антигона», «Раскаяние Полиника». Авторитетное жюри осталось довольно работами художника, в результате чего Карл и его брат Александр стали первыми пенсионерами Общества поощрения художников. Они поехали в Италию, при этом взамен обязались:

  • регулярно присылать подробные отчёты о том, какие изучили произведения зарубежного искусства;
  • рассказывать о полученных впечатлениях;
  • а также рисовать и предоставлять новые картины.

В конце лета 1822 года братья Брюлловы отбыли в Италию. В эту страну тогда стремились все люди искусства – литераторы, скульпторы, музыканты, художники, архитекторы. Эта древняя страна, словно магнит, притягивала к себе творческих людей.

Путь Брюлловых пролегал через множество городов: Рига, Кенигсберг, Дрезден, Берлин, Мюнхен, Мантуя, Верона, Падуя, Болонья. Во время путешествия Карл работал по заказам, писал портреты, изучал творчество Тициана.

Почти через год, в конце весны 1823 года, братья прибыли в Рим.

Природа Италии Брюллова очаровала, сам воздух и окружающая действительность способствовали его вдохновению, художник с головой окунулся в работу. До этого основными темами в его картинах были религия и история. Отныне же его увлекла жанровая живопись. Первой такой работой стало полотно «Итальянское утро».

Когда картина прибыла в Петербург, все были поражены: насколько оригинально художник трактовал сюжет, и каким свежим было само написание. Меценаты Общества поощрения художников презентовали это полотно императору Николаю I.

Он был в восторге и подарил Брюллову бриллиантовый перстень, а также заказал ещё одну картину, парную к «Итальянскому утру».

Брюллов выполнил императорский заказ и написал картину «Итальянский полдень», по-другому её трактуют как «Итальянка, снимающая виноград». Но полотно не понравилось ни императору, ни меценатам из Общества.

Брюллов не воспринял их критику и разорвал отношения с Обществом поощрения художников. Таким образом, он лишил себя финансовой поддержки из России, но к тому моменту художник в ней уже не нуждался. В Италии он успел зарекомендовать себя как отличный портретист.

Итальянская знать и многие русские вельможи засыпали его заказами на портреты, Брюллов был покупаемым и модным.

С 1827 года в творчестве Карла появилось новое увлечение: он писал небольшие акварели со сценками из итальянской жизни. Они получались лёгкими и воздушными, художник воспевал в них непревзойдённую итальянскую природу и красивых замечательных итальянцев. Приезжие аристократы с огромным удовольствием раскупали эти работы в качестве сувенира из Италии.

Самые известные из таких акварелей:

  • «Итальянка, ожидающая ребёнка»;
  • «Сон монашенки»;
  • «Прерванное свидание»;
  • «Гуляние в Альбано»;
  • «Итомская долина перед грозой».

В 1828 году произошло извержение Везувия. Находясь под этим впечатлением, русский меценат Анатолий Николаевич Демидов заказал Брюллову историческое полотно под названием «Последний день Помпеи».

Художник тщательно трудился над картиной, кропотливо исследовал архивы, выезжал на место раскопок древней Помпеи.

Ему удалось силою своего таланта проникнуть через всю толщь времени и создать шедевр, при виде которого возникают одновременно два чувства – ужас и восхищение.

Художник трудился над картиной три года и создал самое знаменитое своё полотно, которое прославило его на весь мир. «Последний день Помпеи» выставлялся в Лувре и принёс своему создателю первую премию Парижского салона.

Затем заказчик полотна Демидов А. Н. увёз его в Россию и презентовал императору. Николай I подержал картину в Эрмитаже, а потом передал в Академию художеств.

Сейчас шедевр обрёл постоянное место в Санкт-Петербургском Русском музее.

«Последний день Помпеи» произвёл сенсацию в Европе, а когда полотно увидел император России Николай I, то пожелал встретиться с Брюлловым и передал художнику распоряжение о возвращении на родину.

Последние годы

В 1836 году Брюллов приехал в Россию. Его торжественно приняли в Академии художеств, присвоив звание младшего профессора и назначив руководить в Академии историческим классом. Наряду с занимаемыми должностями, Брюллов продолжал писать, особенно востребованными были его портреты. Также Карл Павлович принял участие в росписи лютеранской церкви на Невском проспекте.

В 1843 году его пригласили на роспись Исаакиевского собора. К 1848 году он завершил работу над эскизами и над созданием всех основных фигур плафона, но приступить к живописи ему не удалось, он попросил освобождения по состоянию здоровья.

У Брюллова обострился ревматизм, это осложнило работу сердца. Медики рекомендовали ему лечение на острове Мадейра. Оттуда он поехал в местечко Манциан под Римом, где проходил курс лечения минеральными водами. 23 июня 1852 года у художника случился приступ удушья, после которого он скончался. Похоронили живописца в Италии на протестантском кладбище Монте Тестаччо.

В жизни художника был длительный роман с женщиной, которая стала в его творчестве главной музой и натурщицей, это была графиня Юлия Самойлова. В 1838 году Карл заключил брак с 18-летней Эмилией Тимм, который продержался ровно месяц. Ни одна из женщин наследников Брюллову не родила.

Источник: http://stories-of-success.ru/karla-bryullova

Ссылка на основную публикацию