Выставка Константина Коровина. Живопись, похожая на музыку. Цветы
Ретроспективная выставка работ знаменитого русского художника Константина Коровина в Третьяковской галерее на Крымском Валу продолжает свою работу. Она посвящена 150-летию со дня рождения живописца.
Русский Серебряный век является неотъемлемой частью того, что принято называть «прекрасной эпохой».
Под этими словами подразумеваются десятилетия, отделяющие конец 19-го столетия от начала Первой мировой войны.
И Константин Коровин с его искристым импрессионизмом выражает атмосферу «прекрасной эпохи», хотя время было достаточно смутное. Недаром Коровина называют живописцем радости и счастья.
С 1900-х годов натюрморт становится одним из ведущих жанров в творчестве Константина Коровина. Излюбленными сюжетами художника становятся рыбы, фрукты, охотничьи трофеи, вино, цветы, преимущественно фиалки и розы. Более всего внимание живописца привлекают розы с их росистой влажностью, обилием оттенков и чувственной прелестью.
Константин Коровин. Розы в голубых кувшинах. 1917
Обычно Коровин приезжал на свою гурзуфскую дачу в мае и был там недолго, так как остальную часть лета проводил в своей северной мастерской в Охотине.
Но этот короткий весенний период всегда был наполнен творчеством, после чего появлялись картины с яркими, сочными садовыми цветами. Именно в цветах Константин Коровин раскрывал свое жизнеутверждающее искусство задушевнее и искреннее всего.
Например, его «Розы в голубых кувшинах» (1917) выделяются среди прочих коровинских жанров тех лет.
Константин Коровин. Букет бумажных роз. 1912
Это красочное жизнеутверждение проявляется даже при изображении искусственных цветов – «Букет бумажных роз» (1912). Купленные им на вербных базарах букеты бумажных цветов занимают все стены мастерской. Художника вполне устраивают и искусственные цветы, потому что его интересуют декоративные эффекты, музыка общего. Для каждого букета подбирается соответствующая ваза, иначе «цветы не поют».
Константин Коровин. Терраса. Париж. 1908
Фон натюрмортов – часто все то же окно, за которым сверкает огнями ночной Париж – «Терраса. Париж» (1908) и «Гвоздики и фиалки» (1908).
Константин Коровин. Гвоздики и фиалки. 1912
На полотне «Розы» (1916) пышные цветы в вазах видны на фоне любимой Коровиным русской деревни.
Константин Коровин. Розы. 1916
Иногда фоном для цветов и фруктов является море в Гурзуфе – «Гурзуф» (1916).
Константин Коровин. Гурзуф. 1916
Константин Коровин воспринимал пейзажи северной русской деревни как первозданный рай. Но тем не менее в картины с яркими, пышными, южными цветами он вносил свой идеал «спасающей красоты».
Продолжение рассказа о жизни и творчестве художника Константина Коровина следует…
Выставка в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу открыта до 12 августа.
Источник: https://valentina-site.ru/russkie-hudojzniki/konstantin-korovin/vyistavka-konstantina-korovina-zhivopis-pohozhaya-na-muzyiku-tsvetyi
Константин Коровин: биография, произведения художника :
Большой русский художник Коровин Константин Алексеевич ярко и празднично воспринимал жизнь.Он отражал на своих полотнах первые впечатления от увиденного, поэтому они так свежи, их колорит в основном светел.
Воздухом и удивлением перед красотой мира наполнил Константин Коровин произведения, которые он писал на Севере, в Европе, в Париже, на русском юге. Все, над чем работал К. Коровин, исполнено духа преображения.
Детство и юность
Константин Коровин родился в семье старообрядцев в 1861 году. Его дедушка выбился из крестьян во владельца ямщицкого извоза. Детство мальчика и его брата Сергея прошло в Москве в полном достатке. Колоритный дед мог сидеть, укрывшись тулупом, в зале в стиле ампир и слушать Баха.
Отец, вложив средства в постройку железной дороги, разорился. Семья из Москвы переехала в Мытищи. Мать, образованная дворянка, не могла допустить, чтобы дети остались без образования.
Так как у них у обоих были художественные наклонности, то они один за другим поступили в Московское училище живописи.
Годы учебы (1875-1886)
Константин Коровин в четырнадцать лет открыл двери архитектурного отделения, а через год перевелся на художественное. Это десятилетие характеризуется не только формированием художника, но и ужасным, нищим существованием братьев. К. Коровин учился в классе В. Перова и А. Саврасова, а позже – В. Поленова.
Это был период расцвета или засилья, как угодно, бытового жанра, и пейзажи начальство не жаловало. Когда учение подходило к концу, то добровольно покончил счеты с жизнью отец художника. Позже умерла его мать. Семья Поленова приняла большое участие в жизни Константина, обогрела и приютила его.
Это отразится в жанровой работе 1888 года.
«Поленово. За чайным столом»
Летний солнечный день. На отрытой веранде, за которой всеми красками бушует зеленый сад, мы видим уютную семейную картину: за столом, накрытым белоснежной скатертью, сидит за чаем интеллигентная семья.
Стол – это натюрморт с начищенным до зеркального блеска медным самоваром, бело-синей фарфоровой посудой, которая еще сильнее подчеркивает белизну скатерти и блузок, в которые одеты три женщины, и белую фуражку офицера.
Он, в ярком черном мундире, также становится декоративным акцентом, хотя все внимание уделено двум женщинам. У одной из них в руках рукоделье, вторая, обращенная к нам в профиль, ведет беседу.
В этой светлой работе чувствуются импрессионистические тенденции, которые позже в полную силу разовьются в творчестве художника. Представляем: импрессионист Константин Коровин, картины с названиями: «Сирень», «Крым. Гурзуф», «Осень», «На берегу моря», «Розы и фиалки», «Розы и фрукты», «Розы», «Ночной Париж» и многие другие. Это будут жанровые сцены, натюрморты и пейзажи.
Знакомство с Мамонтовым в 1884 году
В этом году Константин Коровин оканчивает училище и не получает звания художника. Он продолжает учиться еще два года. В 1888-1889 годах он вместе с С. И. Мамонтовым побывал в Италии, Париже, Испании. Его очень заинтересовал итальянский городской пейзаж.
Венеция на его картине предстает не городом-праздником, не гордом масок и маскарадов, а обычным трудовым городом.В темной воде канала на первом плане скопились гондолы, которые ждут пассажиров. Двух-трехэтажные дома, выполненные охрой, золотятся на солнце и отражаются в стоячей воде.
Плотная застройка показывает нехватку пространства и тесноту города на воде. Небо не лазурное, а покрыто сероватыми облаками. Художник другими глазами посмотрел на венецианский пейзаж, увидев в нем не великолепие дворцов и памятников, а обыденную, повседневную жизнь.
Чуть позже он предпримет самостоятельное путешествие в Париж, но работать будет мало, а больше смотреть, учиться, скучать по России. Поэтому Коровин с радостью примет предложение С. Мамонтова поехать на Север. Но прежде он напишет небольшой деревенский пейзаж.
«Зимой», 1894 год
Это до боли знакомый и то же время новый взгляд на русскую деревню в средней полосе. Черная лошадка под красной дугой стоит запряженная в сани около ветхого, посеревшего от времени заборчика.
Рядом – осина, две березки и такая же серая, как забор, маленькая изба. Вот и все украшения пейзажа. Впереди перед лошадкой – наезженная дорога по необъятному полю под серым небом. Художник заставил играть два цвета на своей картине: белый и серый.
Они не дают впечатления однообразия и скуки, столько оттенков нашел в них живописец.
Коровин и Серов в экспедиции
В 1894 году два закадычных друга отправились на работу в Архангельск, Мурманск и Северную Норвегию. Там были созданы эскизы и законченные работы. С севера привез Коровин Константин Алексеевич произведения, которые заняли выдающееся место в русской живописи: «Зима в Лапландии», «Ручей св. Трифона в Печенеге». Одну из работ мы представим на суд наших читателей.
«Гаммерфест. Северное сияние», 1895 год
Этот пейзаж написан на севере Скандинавии. Это одно из самых лучших произведений художника. Оно находится сейчас в ГТГ. В этой высокой и узкой картине все линии подчеркивают вертикали, которым она подчинена. Город сжимают высокие дома, которые своими очертаниями напоминают о скалах.
На доме слева на первом плане ритмично поднимаются вверх черные окна. Рядом стоит полузаброшенная лодка с длинной оголенной мачтой. От нее на темную мерцающую холодную воду падают глубокие тени. А на заднем плане сверкает и отбрасывает багровые и синие отблески на угрюмые стены домов северное сияние.
Его призрачные столбы накладывают неповторимый отпечаток на весь город.
Нижегородская выставка
После поездки на север С. Мамонтов привлек художника к организации выставки, призванной познакомить зрителя с жизнью и бытом северян. К. Коровин сделал проект деревянного павильона, приложил немало сил, чтобы украсить его различными панно, чучелами животных и птиц, связками сушеных рыб, лишайником.
В целом он был доволен такой творческой и необычной работой, которая вызвала отклик у многих. После этого его назначили организатором «Русской деревни» на Всемирной выставке в Париже. Константин Коровин получил признание в Европе, был награжден золотыми и серебряными медалями и орденом Почетного легиона.
Женитьба и рождение сына
В 1897 году художник вступает в гражданский брак с А. Я. Фидлер. У них родился сын Алексей, который впоследствии станет художником и скончается в 1950 году в Париже.
Работа в театре
Сначала была большая работа в театре С. Мамонтова, где он познакомился с Ф. И. Шаляпиным и через всю жизнь пронес с ним дружбу. Коровин создавал эскизы к костюмам Шаляпина, написал не один его портрет.
В 1911 году он создаст истинный шедевр в стиле импрессионизма, с которым Коровин был хорошо знаком и которым свободно владел.
Он посадил свою модель в низкое кресло ясным солнечным днем, на веранде перед изысканно накрытым столом.
Натюрморт на столе как нельзя лучше раскрывает широту и барственность натуры певца: пышный букет роз, ваза с фруктами, откупоренная бутылка дорогого вина, бокал, наполненный красным вином.
Все это на фоне зеленого сада, который заглядывает в помещение. Повсюду играют голубые тени. Федор Иванович одет в белый костюм с синим шелковым кашне и находится в отличном расположении духа.
Эту радость поставил целью передать живописец всеми художественными средствами, что с блеском ему удалось.
Крымские пейзажи
На юге Коровин Константин Алексеевич произведения пишет яркие, наполненные светом и соленым воздухом моря и горными ароматами. Почти везде присутствуют розы – любимые цветы живописца. Они написаны крупными мазками, художник их просто «лепит» на своих полотнах. Пейзаж «Гурзуф» пленяет очаровательным женским портретом в белом на фоне синего моря и голубого неба.
Солнце слепит глаза обворожительной незнакомке. Пышный букет роз лежит на зеленом стуле, который, как и бордовые перила, отбрасывает на сероватый каменный пол глубокие синие тени. Радость бытия сквозит в каждом южном пейзаже.
Еще никто не знает, что вот-вот Австро-Венгрия втянет в войну всю Европу, а в России начнутся революция за революцией и сломается хрупкая жизнь миллионов людей.
А ранее художник в 1910 году познакомится с драматической актрисой Н. И. Комаровской, которая станет на непродолжительное время его женой. Когда больной художник, почти лишенный новой Советской властью возможности работать, уедет за границу, то она останется в России и успешно продолжит работу в театре, скончается в 1967 году.
Эмиграция
В 61 году К. Коровин должен бросить Родину и, как перекати-поле, через Ригу и Берлин выехать во Францию. Он еще не знает, что это навсегда. В Париже, где он обосновался, художник первое время работает в Гранд-Опере.
Кроме того, Коровин Константин Алексеевич картины пишет на темы Парижа: его площади, бульвары, узкие улочки и кафе, освещенные солнцем или ночными огнями фонарей. Позже он потеряет зрение и, чтобы заработать на жизнь, начнет писать рассказы. Он скончается в 1939 году.
Константин Коровин, биография которого перемежала достаток и скудость, не забыт. Из его работ регулярно устраивают выставки.
Выставка Константина Коровина
Чуть больше четырех месяцев до 12.02.17 года работает выставка произведений Константина Алексеевича в Казани. Она постоянно собирает большое количество поклонников его творчества.
На ней можно познакомиться не только с 48-ю работами живописца, а еще с документами и фотографиями. В 7 залах размещены в том числе ранее лежавшие в запасниках монументальные панно, выставлявшиеся в 1900 году на Всемирной выставке в Париже, о которой мы упоминали выше.
На выставке видно, что его работы нисколько не устарели и созвучны нашему времени.
Источник: https://www.syl.ru/article/291076/konstantin-korovin-biografiya-proizvedeniya-hudojnika
Художник Константин Алексеевич Коровин | Картины
Рубрика: картины и живописьОпубликовано 31.08.2018 · Комментарии: 2 · На чтение: 11 мин · Просмотры:
Москворецкий мост
Художник Константин Алексеевич Коровин – великий русский живописец, писатель и театральный художник, талантливый педагог.
Сегодня я хочу рассказать вам о действительно великом русском художнике Константине Коровине.
Задача, скажу честно, совсем не простая. Всё дело в том, что сайт о живописи я веду уже не первый год и у меня есть все основания утверждать, что из огромного числа посетителей этого сайта (а в год это более 1 миллиона человек) такие «мелочи», как биография художника для большинства – это скучно и не важно.
Поэтому всегда перед оформлением поста стоит вопрос: Как писать? Подробно и с расстановками или общими мазками, в два – три предложения.
Вот и с биографией Константина Коровина та же самая история… Я постараюсь изложить только самые интересные и значимые события, которые случились в жизни художника, и опущу подробности, которые (по моему мнению) будут интересны только тем, кто желает изучить биографию и творчество художника уже не в качестве любителя живописи.
Биография художника Константина Алексеевича Коровина
Художник Константин Коровин родился в 1861 году в купеческой семье. Я ещё расскажу о его родителях, но прежде хочется вспомнить ещё об одном человеке, роль которого в судьбе будущего художника сложно оценить в полной мере. Это дедушка Михаил Емельянович. Человек совсем не простой.
С одной стороны – старообрядец, владелец ямского извоза, купец первой гильдии. Чувствуете, как это звучит. Но есть ещё и другая сторона – в своё время Михаил Емельянович очень сильно помог будущему известному русскому пейзажисту Льву Каменеву.
В дедушкином доме частым гостем был Илларион Прянишников.
Однако, в первую голову, он был купцом и главой своей семьи – своего сына (отца Константина) он определил в университет, пристроил к коммерции. Но у сына не было деловой хватки отца и после смерти Михаила Емельяновича отец Константина очень быстро привел дело к банкротству, и семья была вынуждена перебраться в подмосковную деревню Большие Мытищи.
Портрет кисти В.А. Серова
С этого момента воспитанием детей (Кости и его старшего брата Сергея, который впоследствии тоже стал художником) занималась мама Аполлинария Ивановна, которая достаточно прилично рисовала, много музицировала.
В 1875 году Константин идет по стопам своего старшего брата и поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако, поступает на факультет архитектуры.
Почему он вдруг решил заняться архитектурой? Нужно сказать, что в этот период времени семья возвращается в Москву. Живут они дружно, но практически в полной нищете.
Возможно, это обстоятельство и побудило будущего художника избрать более перспективную, в материальном плане, профессию.
Целый год Константин боролся с судьбой, а в 1876 году твердо решил, что хочет заниматься только и исключительно живописью, и перевелся на отделение живописи.
Его учителями стали Алексей Саврасов, а в последствии – Василий Поленов. Именно эти два мастера живописи оказали на формирование будущего художника наибольшее влияние.
Нужно сказать, что в это же период в училище трудились не менее серьезные мастера живописи: Павел и Евграф Сорокины, Василий Петров, Илларион Прянишников. В своих воспоминаниях для этих педагогов Коровин не пожалел добрых слов, но… Вот что он пишет:
В 1882 году Саврасов из-за тяжелой болезни оставляет училище. Можно предположить, что именно это событие стало причиной поступления Константина в Петербургскую Академию художеств. Однако, в академии он учится всего несколько месяцев. Вот как вспоминает этот период своей жизни сам художник:
Коровин возвращается в московское училище и попадает в класс Поленова, который заменил ушедшего Саврасова.
Поленов так заинтересовал школу и внес свежую струю в нее, как весной открывают окно душного помещения. Он первый стал говорить о чистой живописи, как написано, говорил о разнообразии красок, — так запомнил его преподавание Коровин.
И это Поленов рассказал своим ученикам о импрессионизме. Это он «заразил» Коровина духом импрессионизма.
А в 1883 году Константин пишет картину «Портрет хористки», которая впоследствии будет названа «первой ласточкой импрессионизма в России».
Администрация училища отмечает премиями работы Константина, выполненные по заданным темам, дважды награждает работы художника серебряными медалями, но… Ему не простили попыток писать иначе. В 1884 году Коровин получает звание «неклассного художника».
Ещё два года упорного труда в стенах училища не помогли достигнуть высшего звания – «классный художник». Педагоги были непреклонны и примерно наказали выскочку.
Справедливости ради скажу, что таким выскочкой был не один Коровин – со званием «неклассного художника» покинул стены училища и Левитан.
И тут на выручку несправедливо наказанным художникам пришел Поленов – он познакомил своих выпускников с Саввой Мамонтовым. Молодежь понравилась Савве Ивановичу и он взял их под свою опеку.
С этого момента Коровин много работает, как театральный декоратор. Увы, практически не сохранилось эскизов декораций, но современники отмечали особую воздушность произведений автора.
Вот что говорит о этом этапе своего творчества Коровин:
Художник своими декорациями делает то же, что и певец, окрыляющий своим звуком фразу автора… Его обязанность по отношению к исполнителю — это выделить меру последнего на фоне цвета.
В 1887 году Коровин выезжает в Париж. Великий город ошеломляет и вдохновляет:
Сейчас я должен был бы написать не столько про душевные порывы художника, сколько про обретение им нового видения своего творчества, о «групповой композиции наполненной светом и воздухом», «чистоту красок и серебряные рефлексы», «светоносность и одновременно воздушность».
Вы не подумайте – я не ерничаю. Это очень важно, но для глубокого понимания творческого становления художника лучше обратиться к его воспоминаниям, а не к моей биографической справке.
Я не смогу в двух-трех предложениях всё это описать, а мы договорились, что биография будет максимально краткой.
В 1892 году художник снова посещает Францию, живет и работает в стране целый год. Эта поездка – ещё один этап в творчестве Коровина. Он самым скрупулезным образом изучает современную французскую живопись:
А вот, что он пишет Аполлинарию Васнецову:
Коровин возвращается в Россию и готовится к путешествию на русский Север. Эту поездку организовал Савва Мамонтов, который решил прокладывать Северную железную дорогу.
А для популяризации Русского Севера он решил отправить в творческую экспедицию Коровина и Серова – художники должны были заинтересовать своими произведениями русскую общественность, что могло стать своеобразным толчком для более активного освоения северных земель.
Можно подумать, что Савва Мамонтов был приличным кровососом – взять художника из Парижа и отправить его на север. Нет, Савва Иванович отлично разбирался в людях. Вот что написал сам Коровин о своем путешествии (из воспоминаний Серова):
Работы, написанные художником на севере поразили публику и навсегда отбили у критиков охоту говорить о «легкомыслии коровинского письма». Более того, эти работы были настолько хороши, что и Серов, работавший рядом с Коровиным, попал под влияние «серебряных гамм».
Впоследствии Игорь Грабарь писал:
Последнее десятилетие девятнадцатого века Константин Коровин работает в самых разных областях: оформляет выставочные павильоны, готовит декорации для Частной оперы, и в этот же период сближается с Федором Шаляпиным, для которого создает костюм Ивана Грозного, и пишет.
Я не буду перечислять все этюды, картины, декорации, выставочные павильоны, эскизы театральных костюмов – только на простое перечисление всего созданного в этот период уйдет очень много времени, а ещё нужно рассказать о достоинствах, о отзывах критиков и т.д., и т.п. Поэтому, с вашего позволения и по достигнутой ранее с вами договоренности, я этот перечень публиковать не буду. Много было сделано. Да, с 1901 году Коровин начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Наконец к художнику приходит официальное признание – в 1905 году его избирают академиком. Он много работает, но его личная жизнь просто разваливается. Брак оказался неудачным. Умер первый ребенок Коровина, а младший сын, которого художник любил просто самозабвенно, в 1913 году попал под трамвай и лишился ног. В этот же период умирает старший брат Сергей Коровин.
Публика ничего этого не знает. Не желает делиться своей болью и сам художник, у него свой особый взгляд на творчество:
Он много и плодотворно работает. За окнами проходят революции, а он продолжает писать. Я не хочу описывать период жизни Константина Коровина от революций и до его иммиграции в 1922 году – это безумие и мерзость.
Однако, жизнь в Париже оказалась только немногим лучше жизни в постреволюционной России – картины покупали за малые деньги, авторские гонорары были мизерными. У французов сменилась мода на живопись, а у русской эмиграции просто не было денег на картины и литературные труды художника.
В 1939 году русский художник Константин Коровин скончался прямо на улице от внезапного сердечного приступа.
Картины художника Константина Алексеевича Коровина
«Ловля рыбы». Эскиз панно для павильона «Крайний Север» на Нижегородской ярмарке
Розы и фиалки
Розы
Северная идиллия
На террасе
Цветы и фрукты
Розы и яблоки
Фёдор Шаляпин
Геммерфест. Северное сияние
У балкона. Испанки Леонора и Ампара
Крым. Гурзуф
Бумажные фонари
Летом
Ручей
Рыбы, вино и фрукты
Осень. На мосту
Мальвы в Саратовской губернии
Осень
Розы и фрукты
На берегу моря
Маскарад
Натюрморт с синей вазой
Сирень
За чайным столом
Гурзуф
Натюрморт с синей вазой
Дама в кресле
Гурзуф
Севастополь вечер
Натюрморт с розами и фруктами
У открытого окна
Пристань в Гурзуфе
Розы
Зимнее солнышко
Девушка с гитарой
Розы в голубых кувшинах
Настурции
Мостик
Источник: https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/xudozhnik-konstantin-alekseevich-korovin-biografiya-i-kartiny.html
Коровин
Масштаб экспозиции прекрасно иллюстрирует первая же строчка официального пресс-релиза: «Долгожданную и столь масштабную ретроспективу К.
Коровина (представлено около 240 лучших произведений из Третьяковской галереи, 22 музеев России, из Казахстана и Белоруссии, а также из частных коллекций) Галерея проводит в своих залах спустя девяносто лет после первой выставки, организованной в 1922 году при жизни художника».
Двадцать два музея представили картины Мастера из своих фондов! В том числе, кстати, поделился и Тульский музей изобразительных искусств.
Впечатление от выставки можно передать одним словом — восторг! Лена выразилась ещё эмоциональнее — «просто вынос мозга!» Оно и понятно, если для простого обывателя эта выставка — праздник, яркое и красочное путешествие во времени и пространстве, то для художника — ещё и таинство приобщения к технологии.
Где ещё можно понять, как из совершенно неожиданных красок, казалось бы небрежно набросанных на холст, рождается совершенно фантастический эффект материальности – вплоть до осязаемости – внутрихолстового мира.
Речь идёт, конечно же, не столько о ранних сдержанных по цвету работах художника, сколько о тех, где ярко и смело использованы приемы нашего любимого импрессионизма.
И в этой смелости и виртуозности Коровину, пожалуй, не было равных среди прочих — тоже любимых нами, но других — мастеров Союза русских художников, в составе которого, кстати, блистали такие имена как И. Я. Билибин, А. М. Васнецов, М. А. Врубель, Н. К. Рерих.
Не будем здесь пересказывать биографию Константина Коровина — тем, кто с ней, а также (вдруг) с его творчеством не знаком, настоятельно рекомендуем к посещению специальный сайт этого проекта Третьяковской галереи.
Правда, перед этим хочется предупредить таких зрителей о неадекватном качестве интернет-версий картин. На сайте есть также «Виртуальная экскурсия по выставке «Константин Коровин. Живопись. Театр.
К 150-летию со дня рождения» — там картинки поменьше, но зато цветопередача гораздо ближе к действительности, чем в «Галерее».
Несмотря на то, что у нас дома уже есть два альбома Коровина, мы очень обрадовались, увидев в продаже специально изданный к выставке альбом-каталог, превосходящий по количеству произведений даже состав представленной экспозиции — в него вошли работы из сорока семи музейных собраний России и музеев ближнего зарубежья. Даже не посетив выставку, мы решили непременно приобрести каталог, но, покидая Галерею, решили ещё раз его полистать перед покупкой. Нас ждало страшное, просто ужасное разочарование! Организовав такую масштабную выставку, Третьяковская галерея даже не удосужилась потрудиться сделать качественное репродуцирование! Репродукции в каталоге все убиты! Убиты просто в хлам!!! Ни на йоту не соответствуют тому, что мы только что видели! Уже дома мы пересмотрели наши старые альбомы — тот же кошмар, и чуть ли не те же ужасные репродукции. «Напечатано в полном соответствии с качеством предоставленного электронного оригинал-макета» — оправдывается ОАО «Ярославский полиграфкомбинат», печатавший серию «Великие художники». А в тексте читаем про игру перламутра на платье в знаменитом портрете Т. С. Любатович, который в книге напечатан сплошь оттенками грязно-зелёного и бурого, «перламутр» же безнадёжно провалился в радикально белый…
Вместо альбома мы решили купить электронный каталог «Константин Коровин. Живопись. Театр», в надежде, что файлы хотя бы можно поправить в редакторе по свежей памяти. Да и увеличить их для разглядывания можно всё покрупнее, чем в книге.
Но, к сожалению, на диске оказались всё те же кошмарные репродукции, что и в каталоге, и в Интернете, на сайте выставки.
Судя по файлам, складывается впечатление, что какой-то вредитель прогнал репродукции картин через какой-либо автоулучшатель изображений — на некоторых потери в светах или тенях таковы, что представить по ним, как выглядят оригиналы, уже невозможно. Хорошо хоть с размером не очень пожадничали… И хоть что-то более-менее уцелело.
Совершенно непонятен подобный подход Галереи к сохранению и популяризации творческого наследия такого художника как Коровин, у которого все полотна выстроены на филигранно выверенных соотношениях цветов, убрав которые (плохой репродукцией), так легко создать совершенно ложное впечатление об авторе и его картинах.
Впрочем, глядя на наши альбомы Врубеля, думается, что это система — и если тут не заговор, то налицо банальные разгильдяйство и лень.
Ну вот как так можно? В первый раз за столько десятков лет такая масштабная выставка Коровина — и такой подход, а? Работники культуры, искусствоведы, редакторы, ау! Неужели таких бешеных миллионов стоит сделать качественное репродуцирование? Судя по тому, что открытки к выставке печатались в одной хорошо знакомой тульской типографии а не где-то в Москве, (открытки, кстати, отпечатаны на порядок лучше каталога), бюджет либо сильно экономили, либо… А Третьяковка ещё и деньги за фотографирование берёт! Причём соразмерно стоимости билета: хочешь снимать — плати двойную цену. Нормально? Это что, услуга такая — право на фотографирование? Лучше б, если сами не могут, дали бы людям поснимать, да «спасибо» бы сказали, скачивая потом наши фотки из Интернета. Глядишь, хоть на сайте нормальные репродукции появились бы. Ан нет — в залах выставки царит полный запрет на фото!
Но вернёмся в зал. Там всё-таки праздник, который ни одна ложка дёгтя испортить не сможет.
Огромная площадь экспозиции поделена на две зоны: театральные декорации и эскизы и — основа выставки — станковая живопись, которая в свою очередь разнесена по разделам «Творчество 1880–1890-х годов», «Портрет», «Север», «Охотино. Деревенские пейзажи», «Париж», «Крым», «Ноктюрны», «Натюрморт», «Предреволюционное искусство», «Эмиграция».
Собранные из картин разных лет, такие не похожие друг на друга разделы «Париж» и «Север» производят одинаково мощное эмоциональное воздействие на зрителя. Монументальные, кажущиеся неброскими на фоне цветов и ноктюрнов, полотна русского севера при ближайшем рассмотрении оказываются наполнены цветом. Например, надолго заворожившее нас «Северное сияние».
Издали почти монохромное, такое цветное вблизи! Ну а Париж!.. Париж поражает и затягивает игрой цветов, фантазией и видением Художника! Все эти виды из окон на ночные улочки заставляют задерживаться перед картинами как перед настоящими окнами, и, отринув существующую где-то в боковом зрении реальность, погружаться в суету парижских бульваров.
Как же это красиво!
Константин Коровин. Париж. 1912.
Но нас, конечно, чуть ли не сильнее всего манил раздел с родным и зовущим названием — «Крым». И то, что крымские пейзажи даже выделяют в особую веху творчества Константина Коровина, не может не греть наши крымофильские души. Кажется, что мы только вчера были у его памятника в Гурзуфе!
Художник приехал в Ялту в 1904 году навестить тяжело болевшего А. П. Чехова, а чуть позже сам приобрёл участок земли на берегу гурзуфского залива.
Сам разработал проект четырнадцатикомнатной виллы «Саламбо», законченной в 1910 году, сам придумал и выполнил красочное убранство интерьеров, которое отразил потом на картине «У открытого окна. Портрет дочерей Ф.И.
Шаляпина», и, наконец, создал там целую коллекцию несомненных живописных шедевров!
Константин Коровин. У открытого окна. Портрет дочерей Ф.И.Шаляпина. 1916.
В заключение хочется опубликовать на страничках своего дневника несколько наших попыток приблизить не слишком удачные репродукции с диска-каталога к нашему восприятию увиденных на выставке картин. Надеемся, что не сильно нарушим чьи-либо права. А чуть позже расскажем о других увиденных нами в Третьяковке экспозициях.
Константин Коровин. Кафе в Ялте. 1905.
Константин Коровин. На берегу моря в Крыму. 1909.
Константин Коровин. Балкон в Крыму. 1910.
Константин Коровин. На берегу моря. 1910.
Константин Коровин. Крым. Фруктовая лавка. 1911.
Константин Коровин. Гурзуф вечером. 1912.
Константин Коровин. Гурзуф. 1914.
Константин Коровин. Крым. Гурзуф. 1914.
Константин Коровин. Пристань в Гурзуфе. 1914.
Константин Коровин. Высокий берег. 1916.
Константин Коровин. Пристань в Гурзуфе. 1916.
Источник: https://crimeaphile.livejournal.com/67993.html
Коровин Константин Алексеевич
Первый русский импрессионист. Русским художником исполнено множество пейзажей, портретов и натюрмортов. Мастерски создавал декорации для театра.
Детство Коровин провёл у деда. Михаил Иванович Коровин, дед художника, был поначалу простым ямщиком. Позднее он стал владельцем ямщицкого извоза, обслуживающий почтовый тракт Москва – Новгород.
Отец Алексей Михайлович не смог продолжить дело деда, и семья испытывала материальные тяготы. Мать художника, Аполинария Ивановна, происходила из дворянского рода Волковых. Оба родителя любили рисовать, в их доме гостили известные художники 1860-70-х годов Л.Л. Каменев и И.М.
Прянишников. В четырнадцать лет Коровина, вместе с братом Сергеем, направляют обучаться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавали И.М. Прянишников, В.Г. Перов, Е.С. Сорокин, А.К. Саврасов, а с 1882 года – В.Д. Поленов.
Больше всего оказал влияние на Коровина А.К. Саврасов, в то время он руководил пейзажным классом. Другом Коровина стал И.И. Левитан.
По пути Коровина прошли многие художники русской школы. В 1894 году написанный пейзаж Коровиным «Зимой» стал программным в русском пейзаже. Позднее к этой теме обратились Серов и Левитан. Большая серия этюдов была исполнена художником после путешествия по России и Европе. Характерны для творчества Коровина натюрморты с цветами, особенно с розами.
В 1884 году Коровин знакомится с С.И. Мамонтовым, который пригласил его работать в Московской частной опере под руководством Поленова. Где Коровин создавал декорации на протяжении 14 лет. Коровин стал самой знаменитой фигурой изобразительного искусства в Москве. Близкими его друзьями были В.А. Серов и Ф.И. Шаляпин. Современники восхищались разнообразием талантов русского художника.
В 1900 году Коровин возглавляет художественный отдел по оформлению Кустарного павильона (его ещё называли «русской деревней) на Всемирной выставке в Париже. Он получил одиннадцать наград, среди них две золотые. Французское правительство наградило Коровина орденом Почётного легиона.
В 1901 году Серов пригласил Коровина преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. в их портретно-жанровой мастерской учились ведущие живописцы объединений «Голубая роза» и «Бубновый валет». При содействии Коровина был создан журнал «Мир искусства».
В 1905 году русский художник примкнул к рядам Академии художеств.
В 1900 году была сделана новаторская постановка А.А. Горским «Дон-Кихота» на музыку Л.Ф. Минкуса. Оформляли постановку Коровин и А.Я. Головин. Этот случай положил начало работы Коровина в Большом театре. Коровин нашёл новый стиль в оформлении сцены.
В спектаклях декоративное оформление активно участвовало, связывая пространство, костюмы со сценическим действием и музыкой. Лучшие его театральные работы – «Конек-Горбунок» Ц. Пуни (1901), «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (1907), «Золотой петушок» Н. А.
Римского-Корсакова (1909), «Хованщина» М. П. Мусоргского (1912).
С 1910 года Коровин главный декоратор и консультант московских императорских театров.
С 1917 года русский художник становится активным участником культурных преобразований. Однако, он довольно быстро уходит в тень. В 1923 году И.Э.
Грабарём, в Третьяковской галерее, была организована прощальная выставка, посвящённая творчеству Коровина. Вскоре Коровин покидает новую страну, едет в Париж, где продолжает много работать в театре.
Его ностальгические чувства проявились в литературном творчестве.
Известные произведения Коровина Константина Алексеевича
Картина «Портрет хористки» исполнена в 1883 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Картина была показана в 1889 году на передвижной выставке.
И только спустя 11 лет художник получил за неё золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Развитие художественного мастерства Коровина началось с этой картины.
В этой картине нет любования моделью, какой-либо её идеализации.
Эта женщина некрасивая. Даже несколько уродливая
К. Коровин
Новое для России видение натуры настороженно почувствовали современники.
Живая и остроумная наблюдательность художника
Слова современников
Ценность этой картины заключается в её случайности и непринуждённости. Основным в стиле мастера является не композиционное построение, а поиск цветовых решений. Коровин прекрасный колорист.
Картина написана большими мазками. В сущности это этюд, превращённый из вспомогательного инструмента в самостоятельное произведение.
Создавая картину, художник ставил перед собой задачу создания её цветового образа.
Картина «Париж. Бульвар Капуцинок» исполнена в 1911 году, находится в Государственной Третьяковской галерее. Коровин написал картину энергичными, сильными, уверенными мазками.
Хотя он не уделяет особого внимания мелким деталям, они возникают в воображении зрителя. Колорит, выполненный в оттенках серого, зелёного, голубого, красного, оживляет картину.
Перед зрителем бурлит и кипит жизнь парижского бульвара.
Когда смотришь на картину с близкого расстояния, создаётся впечатление, что ты видишь палитру художника. Свою целостность картина приобретает, стоит только посмотреть на неё издалека. Постепенно приближаясь к ней, не сводя глаз, вы обязательно окажитесь в гуще событий, происходящих на полотне.
Картина «Розы и фиалки» написана в 1912 году, находится в Государственной Третьяковской галерее. В 1910-х годах мастер увлекался натюрмортами с цветами, в которых воплотились его новаторские поиски в области театральной декорации.
На картине, на фоне открытого окна с видом на вечерний парижский бульвар – натюрморт с розами, маленьким букетом фиалок, ярким апельсином, сахарницей и кофейником. Этот натюрморт освещён изнутри комнаты, что делает его неестественно ярким, а на улице только свет фонарей, их призрачное мерцание. Игра света, преображающая реальность прекрасно передана художником.
Шедевр Коровина К.А. – картина «Зимой»
Картина «Зимой» исполнена в 1894 году, находится в Государственной Третьяковской галерее. Этюд «Зимой» стал программным для целого направления в русском пейзаже (достаточно заметить, что этим неприхотливым мотивом с запряженной в сани лошадкой, его колористической интонацией в ближайшие годы воспользовались И. И. Левитан и В. А. Серов).
Этот пейзаж олицетворяет любовь к родной природе. В сущности это обычный зимний пейзаж. Со двора старого бревенчатого дома приготовился выехать в санях крестьянин.
Ворота уже открыты, лошадь было двинулась, да хозяин что-то забыл, вернулся в дом, даже дверь за собой не закрыл. На заднем плане картины простирается безбрежная даль полей и лесов.
Картина выполнена в мягком колорите серо-голубых и сиренево-серых красок со множеством тёплых и холодных оттенков. Рельефные мазки передают и фактуру снежной корки, и влажность зимнего воздуха.
Коровин, как и его учитель А.К. Саврасов, поэтизирует русскую природу, создаёт лирический пейзаж северной природы. На картине мы видим поэзию пасмурного дня, понурую лошадку, стоящую в ожидании.
- Христос беседует с Некодимом
- У балкона. Испанки Леонора и Ампара
- Мальвы Саратовской губернии
Источник: http://rus-artist.ru/2013-11-27-09-21-59.html