Женские образы К.Маковского
Автопортрет К.Маковского
Девушка в костюме Флоры
КОНСТАНТИНЕГОРОВИЧМАКОВСКИЙ (1839-1915)
Автопортрет
Творческое наследие Константина Егоровича Маковского уникально и велико — в его творчестве сплелось много направлений – классицизм, романтизм, его считали также предтечей импрессионизма.
Сын художника-любителя, в доме которого часто бывали К.
Брюллов, Тропинин, — портретист, пейзажист, исторический живописец (преимущественно широко известный и популярный своими картинами на сюжеты из русского боярского быта XVII века), Константин Егорович Маковский был талантливым и чрезвычайно работоспособным художником.
О признании его таланта говорит уже то, что уйдя из Санкт-Петербургской Академии искусств и официально не получив диплома об ее окончании, К.Маковский получил в 1867 г. звание профессора, а затем и академика.
Картины художника получали первые награды на международных выставках. Мировая слава Маковского была настолько велика, что именно его американцы пригласили написать первый президентский портрет Теодора Рузвельта. В России К.Маковский был признанным и модным художником.
Сын художника вспоминал, что, работая над чьим-нибудь портретом, его отец успевал сделать его практически целиком уже за первый сеанс позирования. Но, чтобы его не заподозрили в халтуре, вынужден был еще месяц «доделывать» полотно. О себе художник говорил довольно самокритично: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Я зарабатывал громадные деньги и жил с царственной роскошью.
Успел написать несметное количество картин… Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в которой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству.
»
После революции картины художника, вероятно, как воплощение буржуазного вкуса, не соответствующее веянию времени, были убраны в запасники музеев, распроданы и раздарены правительственными чиновниками, и теперь их легче найти в частных коллекциях и художественных музеях мира.
В пятидесятые годы прошлого века одной из самых известных его картин для широкой публики, возможно, была милая жанровая картина «Дети, бегущие от грозы». Ныне картины К.Маковского занимают почетное место в мировых художественных галереях и желанные гости антикварных салонов и аукционов.
ru.wikipedia.org/wiki/Маковский,_Константин_Егорович
Портрет Юлии, жены художника
Долгие годы неизменной музой художника была его вторая жена Юлия Леткова. Тридцатипятилетний художник встретился с юной Юлией после смерти своей первой жены, на ее втором балу в Санкт-Петербурге, куда родители вывезли молодую девушку, которой было тогда пятнадцать, сразу же влюбился и очень скоро добился от ее родителей согласия на брак с ней.
Портрет дочери художника Оленьки
Портрет О.С. Макаровой, жены брата К.Маковского, Владимира
Портрет Марии, третьей супруги художника
(в образе Джульетты) – «Ромео и Джульетта»
СВЕТСКИЙ ПОРТРЕТ
По заказу императора, художник выполнил ряд портретов императорской семьи
Портрет императрицы Александры Федоровны
Портрет великой княжны Марии Николаевны
Многие великосветские красавицы хотели иметь портреты, написанные К.Маковским.
Кокетства в ней ни капли нет —
Его не терпит высший свет. А.Пушкин
Портрет княгини Марии Михайловны Волконской
Портрет графини С.П. Строгановой
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Всё тихо, просто было в ней,
Она казалась верный снимок
Du comme il faut… А.Пушкин
Портрет графини Е.П. Шереметьевой
«Она сидит покойна и вольна — А.Пушкин»
А между тем, за ее спокойствием, за непроницаемым взором сильной женщины угадываются радости и печали прожитых лет.
Портрет неизвестной
«Никто б не мог ее прекрасной
Назвать; но с головы до ног
Никто бы в ней найти не мог
Того, что модой самовластной
В высоком лондонском кругу
Зовется vulgar. » А.Пушкин
Портрет В.В.Бахрушиной, урожденной Носовой
«Куда бы ты ни поспешал,Хоть на любовное свиданье,Какое б в сердце ни питалТы сокровенное мечтанье,-Но встретясь с ней, смущенный, тыВдруг остановишься невольно,Благоговея богомольноПеред святыней красоты.»
А. Пушкин
Портрет девушки с розовым бантом
Портрет госпожи Вивьен
Женский портрет
Все непритворно в ней:
желаний томный жар,
Стыдливость робкая,
Харит бесценный дар,
Нарядов и речей
приятная небрежность. А.Пушкин
Портрет Юлии Маковской
На этом портрете В.А. Морозова, выданная отцом замуж за своего дядю А.А. Морозова, который был намного ее. После его смерти до совершеннолетия своих сыновей успешно управляла всеми делами мужа. Настоящая бизнесвумен 19 века. Прославилась щедрой благотворительностью.
Из своих путешествий в южные страны, художник привез весьма колоритные зарисовки национальных женских образов.
Восточная женщина (цыганка)
Девушка в бурнусе
Портрет темноволосой красавицы
Но с особенным удовольствием художник изображал типы русских и украинских девушек.
Русская красавица
Украинка
Маковский написал две картины «Гладильщица». Эти картины написаны в совершенно новом для художника стиле, содержащим истоки импрессионизма. Хотя бы с одной из них хотелось бы вас познакомить.
Парижанка в жемчужном ожерелье
Женские «головки» К.Маковского быстро вошли в моду. Появлявшиеся в самом массовом дореволюционном журнале «Нева», гравированные воспроизведения картин художника неизменно сопровождались эпитетами блестящие, грациозные, милые, а за всем эти стояли виртуозность и блестящее мастерство художественного исполнения.
Пожалуй наиболее известен цикл картин К.Маковского, изображающих жанровые сцены в «русском стиле» и портреты боярышень в русских национальных костюмах 17 века. Милые лица девушек с прозрачными глазами, обрамленным густыми темными ресницами, нежным маленьким ртом, тоненьким носиком редко кого оставляют равнодушным.
» Всё в ней гармония, всё диво,Всё выше мира и страстей;Она покоится стыдливоВ красе торжественной своей;Она кругом себя взирает:Ей нет соперниц, нет подруг;Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.»
Александр Пушкин
Портрет княгини З.Н. Юсуповой в русском костюме
Боярыня (портрет Юлии Летковой)
Боярышня с подносом
За чаем
Молодая боярыня
Чарка меду
Русская красавица в кокошнике
Боярышня у окна (с прялкой)
Боярышня за прялкой
Боярышня у окна
Девушка в жемчужном ожерелье
Портрет царевны Софьи
К.Маковский скончался в Санкт-Петербурге в 1915 году, став жертвой, почти как Гауди одиннадцать лет спустя, несчастного случая,
связанного с трамваем. Трамвай врезался в его экипаж. Он получил тяжелые травмы головы и врачи не смогли его спасти.
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43959876415/next
Любимые женщины Константина Маковского
— Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Я зарабатывал громадные деньги и жил с царственной роскошью. Успел написать несметное количество картин, — писал сам Маковский. — Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в которой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству.
Любил он и женщин. Константин Егорович был очень любвеобильным мужчиной. Ко времени знакомства с первой женой у него уже была внебрачная дочь Наталья, Наталья Лебедева, которая только в 1877 году получила фамилию Маковская, плод его студенческого увлечения.
Женский портрет, 1860
В 1867 году он женился на юной, подававшей надежды актрисе Александрийского театра — Елене Тимофеевне Бурковой (сценическая фамилия Черкасова), внебрачной дочери графа В.А.
Адлерберга, бывшего министром Двора при Николае I, получившей образование в Швейцарии. Леночка внесла в его рассеянную «богемную» жизнь много любви и чуткой общительности.
Она была хрупка, болезненна и не могла считаться красивой, но от внешности ее и от всей «манеры быть» исходила неизъяснимая прелесть.
Это был счастливый брак людей, имеющих общие интересы и духовные запросы, но счастье длилось недолго. Сначала почти сразу же после рождения в 1871 году умер сын Владимир. В том же году у Елены обнаружили туберкулез. Врачи говорили, что спасти ее может теплый сухой климат, и Маковский повез жену в Египет. Однако ничего не помогло, и в марте 1873 года художник овдовел.
В саду, 1870
Константин Егорович в молодые годы имел обаятельную внешность, беспечную праздничную веселость нрава, привычку к быстрым решениям, трудолюбие и жадность к утехам жизни. Он был всегда в духе, приветливый, нарядный, холеный, пахнущий одеколоном и тонким табаком, беззаботный, обворожительный, ловкий, с необыкновенно крепким здоровьем.
Откинутая назад пышно-кудрявая голова с рано облысевшим сжатым у висков лбом сообщала чисто-русскому лицу в темно-русой бороде вид открытый и независимый. Внимание к знаменитому, балованному художнику, всегда приобретало оттенок восторженного поклонения.
В обществе бывал он неизменно приятен и словоохотлив, на лицах появлялась улыбка, когда Константин Егорович входил в комнату.
Автопортрет (таким увидела его вторая жена Юлия Павловна Леткова)
Безутешным вдовцом Константин Маковский оставался недолго. В 1874 году на балу в Морском корпусе он встретил пятнадцатилетнюю Юлию Павловну Леткову, приехавшую поступать в консерваторию (у нее был красивый голос, лирическое сопрано), которая вскоре стала его женой.
Встреча Константина Егоровича с Юлией Павловной состоялась на балу в Морском корпусе. Ей шел всего шестнадцатый год, но казалась она старше уменьем держать себя в обществе и умственной зрелостью. Судя по тогдашним плохим фотографиям, она была очень красива.
Константин Егорович влюбился с первого взгляда, и не отходил от нее весь вечер. На следующий день влюбленный «профессор живописи» поспешил пригласить всех к себе — «помузицировать». К ужину Константин Егорович повел юную Леткову под руку и, усаживая ее за стол рядом с собою, громко сказал — так что все слышали: «Вот и отлично…
Будьте у меня хозяйкой!». Так началась их помолвка…
Через две недел после вечера на Гагаринской набережной решено было сыграть свадьбу, как только невесте исполнится шестнадцать лет. 22 января 1875 года в Почтамтской церкви состоялось венчание. Невесте было 16, женику 36 лет.
На протяжении полутора десятилетий Юлия Павловна Маковская – жена художника – была его музой, моделью для портретов, исторических картин и мифологических композиций. Данный портрет занимает среди них особое место, привлекая совершенством модели, красотой живописи и мастерством исполнения.Современники в один голос восхищались красотой Юлии Павловны. Репин называл ее «ангелом неизреченной красоты». По семейной легенде, появление портрета было случайным. Жена поднялась в мастерскую к художнику, нарядившись в темно-красный бархатный капот и голубую ленту. Константин Егорович, увлеченно работая над каким-то холстом, поначалу не обратил на нее внимания, и она, надувшись, села в кресло и стала рассеянно разрезать страницы книги ножом из слоновой кости. Художник обернулся, тут же поставил на мольберт первый попавшийся под руку узкий холст и набросал силуэт жены с книгой в руках. В три сеанса портрет был окончен, и о нем заговорил весь город.«Это малиновое платье так и звенит – острой высокой нотой среди тусклых тонов наших серых будней», – писал один из современников. |
Весной 1875 года супруги поехали в Париж. Константин снял мастерскую на бульваре Клиши и квартиру на Брюссельской, наискось от четы Виардо. Тургенев, портрет которого Маковский написал ранее, был их частым гостем. В доме Виардо собирались артисты — русские и парижане, часто бывали художники.
Женский портрет (Ю.П.Маковская)
Маковские вернулись из Парижа через год с новорожденной дочкой, а в конце лета случилось горе — девочка умерла от скарлатины. Семнадцатилетняя мать очень тяжело перенесла смерть перворожденной, но молодость взяла свое, и вскоре она стала опять ожидать прибавления семейства, а на поправку поехала в Ниццу.
Константин Егорович, навещавший её, когда отпускала работа в Париже, нашел венецианскую раму и вставил в нее свою молодую жену, обмотав ей голову чем-то вроде тюрбана вишневого цвета, прикрепив к нему страусовое перо. В несколько сеансов был написан первый ее портрет «в красном берете» который стал родоначальником прославленных женских портретов.
Портрет в красном берете (Ю.П.Маковская)
15 августа 1877 года в доме Переяславцева на набережной у Николаевского моста, родился сын Серёжа — будущий художественный критик, эссеист, поэт, редактор и издатель «Аполлона», замечательного русского журнала, альманаха.
Можно сказать, что Сергей буквально с пеленок стал моделью для отцовских картин. Позже он вспоминал, что его очень долго одевали по детской моде тех лет и отращивали локоны, который так нравились Константину Маковскому. Можно вспомнить картины «В мастерской художника» (которую сам Константин Маковский называл «Маленький вор»), «Маленький антиквар», «Сережа».
В мастерской художника, 1881
В 1879 году у Маковских родилась Елена, в 1883 – сын Владимир, которого крестил великий князь Алексей Александрович, брат Александра III. Им тоже суждено было стать моделями Константина Егоровича.
Мастерская, в которой дети позировали отцу, сама по себе была источником сильных впечатлений: она вся была увешана персидскими коврами, африканскими ритуальными масками, старинным оружием, клетками с певчими птицами.
В китайских вазах стояли кисти, страусовые и павлиньи перья, диваны украшали многочисленные парчовые подушки, а столы — шкатулки из слоновой кости. Естественно, детей тянуло в кабинет отца, и позирование не было им в тягость.
Семейный портрет. Ю.П.Маковская с детьми Сергеем и Еленой
В 1889 году Константин Маковский ездил на Всемирную выставку в Париже, на которой он экспонировал несколько своих картин. Там он познакомился с 20-летней Марией Алексеевной Матавтиной (1869-1919) и увлекся ей. Плодом этого увлечения стал родившийся в 1891 году внебрачный сын Константин. Художник был вынужден признаться во всем жене.
И она не простила измены. 18 ноября 1892 года Юлия Павловна подала ходатайство «о предоставлении ей права проживать с тремя детьми по отдельному паспорту от мужа и об устранении последнего от всякого вмешательства в дело воспитания и образования детей». 26 мая 1898 года был оформлен официальный развод. Юлии Певловне было всего 39 лет! Константину Егоровичу 59 лет.
Портрет жены художника Ю.П.Маковской, 1887
Оставшиеся 56 лет жизни Юлия Павловна прожила в семье сына Сергея. Она в эмиграции, во Франции, помогала сыну писать очерк об отце, который писать ему было особенно тяжело; он так и не смог его простить.
А Константин Маковский 6 июня 1898 года женился на Марии Матавтиной, и суд узаконил их детей. К тому времени родились также дочери Ольга и Марина. После появился на свет и сын Николай. Художник продолжал использовать в качестве моделей и детей от третьего брака и свою новую жену.
Мария Алексеевна Маковская (Матавтина)
Константин Егорович Маковский умер 17 сентября 1915 года в результате несчастного случая. Он возвращался в свою васильеостровскую мастерскую на извозчике. Лошади испугались трамвая, нового вида транспорта, и рванули, перевернув коляску.
Константин Егорович выпал из этой коляски, получив удар головой о мостовую, который вызвал очень серьёзное ранение, потребовавшее операции. После операции он пришел в себя, но сердце не выдержало слишком сильной дозы хлороформа. Константин Егорович умер, не приходя в сознание.
Так оборвалась 74-х летняя блестящая жизнь, полная трудов, радостей и успеха.
По материалам
http://www.liveinternet.ru
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
Источник: https://nasch-dom.in/blog/43326113389
Маковский константин Егорович, картины с названиями и биография художника
Русский художник Константин Маковский (8 (20) июня 1839, Москва — 17 (30) сентября 1915, Петроград) — один из участников «Бунта 14», некоторое время сотрудничал с передвижниками. Писал также в рамках академизма, модерна, во многих работах заметны элементы барокко.
Обучался в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, потом — в Академии художеств, которую не окончил. Его картины ценились очень дорого. Широко известен «боярскими» работами и портретами, в том числе детскими портретами.
Особенности творчества художника Константина Маковского: работы в «боярском стиле», изображающие богатую, красочную, идеалистическую жизнь прошлых веков.
Идеализация присуща и его портретам, в особенности детским и даже картинам передвижнического периода, о чем подробнее можно прочесть в дальнейшей биографии художника.
Маковский был самым дорогим живописцем своего времени в России. А еще — баловнем фортуны и любимцем женщин. Кисть его легко скользила по холсту, и многие портреты к концу первого сеанса оказывались готовы. А чтобы заказчику не казалось, что он за какие-то пару часов расстается с серьезной суммой, Маковский нередко заявлял, что позирование окончено, но ему теперь придется тщательно поработать над портретом. После чего выпроваживал позировавшего, убирал готовый портрет в дальний угол, более не прикасался к нему, а через месяц отдавал заказчику, убежденному, что над его обликом художник денно и нощно трудился, не покладая рук.
Кажется, что биография Маковского представляет собой череду успехов. Детство — очень счастливое. Дом Егора и Любови Маковских был тем, что называют культурным центром. Позже Константин скажет: «Всем, что я умею, я обязан отцу». Мама же считалась одной из самых красивых женщин Петербурга.
Она обладала великолепным сопрано, выступала и преподавала в академии Рубинштейна. Отец, бухгалтер по профессии, по призванию был человеком искусства. Он славился своими миниатюрами на кости, а поскольку состоял в комиссии по строительству Храма Христа-Спасителя, то был хорошо знаком и с дворцовой живописью, и с иконописью.
Отец художника стал одним из учредителей Натурного класса, на базе которого было создано Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там старший сын собрал полный комплект наград. Впрочем, правильнее говорить «отец художников». В семье было пятеро детей. Константин — старший.
Владимир и Николай тоже стали художниками, увлеклась этой стезей и одна из двух дочерей, вторая стала певицей. Одним словом, идеальное детство художника — это о Константине Маковском.
Путь в Академию художеств был естественным следующим шагом, и Маковский его сделал. Успешная учеба и очередные награды тоже вполне закономерны. А вот участие Константина Маковского в беспрецедентном выступлении учащихся против академических ограничений, получившем название «Бунт 14», выбивается из гладкой колеи его успешной судьбы. Не миновало Маковского и знаменитое Товарищеское общество передвижных выставок. Для него были написаны прекрасные «Дети, бегущие от грозы», «Селедочница» и другие картины, изображающие быт крестьян и рабочей бедноты. То есть призыв повернуться к народу он услышал. И до чего же хорош народ в его изображении! «Во-первых, это красиво»…
Но вот ведь какое дело: идеи коммуны и общего дела (а также бюджета) совершенно не казались привлекательными Константину Маковскому, у которого его собственное дело шло отлично. Да и народнические мотивы явно не были его любимой темой.
Он начал выставляться отдельно, все чаще писал портреты светских особ, за которые они готовы были очень щедро платить. Путешествие на Восток окончательно прояснило для Маковского сферу его интересов. Писать народ — да, сирых и убогих — нет. Дело это достойное, но за за этим к кому-то другому.
И в самом деле, «Селедочницу» легко представить в нарядном платье в аристократическом салоне. Кстати, за нее он получил звание академика.
Павел Третьяков, чье благосклонное внимание тогда чрезвычайно ценилось, крайне редко приобретал картины Константина Маковского, считая цены на них завышенными. Курьезный случай: когда Пороховщиков заказал картину «Славянские композиторы», Константин Маковский согласился ее исполнить за 25 тысяч рублей, а Илья Репин в итоге написал за 1,5 тысячи…
За границей весьма прохладно относились к народническим мотивам русской живописи, а вот Русь Маковского — нарядная, богатая, боярская, идиллическая, в кокошниках да богатых парчовых нарядах — очень ценилась. Маковского покупали нарасхват в Европе и Америке.
Он был особо приближенным художником Александра II (тот называл Маковского «мой живописец»). Его работы сравнивали с портретами Ренуара (Константин — Огюст, и еще пара для сравнения — 1, 2).
Его самого называли то русским Рубенсом, то русским Макартом, провозглашали предвестником русского импрессионизма.
Он очень любил жизнь и пользовался всеми ее благами. В его доме царила роскошь, которая и не снилась русским художникам. Маковский увлекся коллекционированием антиквариата.
Специалисты говорят, что далеко не всегда при этом он демонстрировал вкус, чаще у него просто загорались глаза, и он мог спустить огромные деньги, чтобы «купить всё». Впрочем, упреки во всеядности он заслужил и как художник.
Брался за любые сюжеты, которые готовы были щедро оплатить, и, что удивительно, вкладывался в них с полной отдачей — блеск, легкость, сияние его кисти заметны во всех работах, к которым он приложил руку.
Ну и, конечно, легко достигающие успеха, обласканные и богатые не были любимцами русской публики — не тот менталитет, не та эпоха. Так что блеск его жизни не давал покоя современникам, упрекавшим Маковского в поверхности и идеализации. Впрочем, признаемся, зачастую эти упреки справедливы.
«Лучшие красавицы наперебой позировали мне… Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей…», — писал Константин Маковский о себе.
Правда, в конце жизни, по воспоминаниям некоторых современников, Маковский разочаровался в радостях этого мира, отсыпанных ему щедрой рукой.
Как будто всё утратило смысл и стало подобно бракованным елочным игрушкам, которые «не радуют»: и богатство, и вдохновение, и дети, и деньги, и любившие его прекрасные женщины. Кстати, о женщинах.
За плечами три брака, и все счастливые — это о нем. По поводу третьего мнения расходятся, но начнем с первого.
В 27 лет Константин Маковский женился на артистке театра Елене Бурковой. Помимо взаимной любви их объединяли общие интересы. Елена тоже хорошо рисовала и обожала музыку. В их доме часто бывали музыканты, особенно молодая пара благоволила участникам «Могучей кучки».
Счастье оказалось недолгим: вскоре родился и почти сразу же умер сын, еще через пару лет туберкулез отнял и жену. Утешение художник обрел быстро: уже в следующем, 1874 году он встретил свою главную музу — юную Юлию Леткову. Едва дождавшись, когда ей стукнет 16, 36-летний Константин Маковский женился на красавице Юлии.
С нее написаны самые известные портреты Маковского (1, 2). Юлия в течение полутора десятка лет была его главной вдохновительницей и моделью. Первая их дочь умерла от скарлатины.
Позже молодая жена родила художнику еще двух сыновей и дочь: Сергей Маковский — в будущем известный искусствовед, редактор и издатель альманаха «Аполлон», Елена — художница, младшим был Владимир (крестник великого князя Алексея Александровича). Дети фигурируют на многих портретах Маковского.
Идиллию нарушила Всемирная выставка 1889 года в Париже. Там Константин Маковский познакомился с красивой 20-летней девушкой. Через два года Мария Матавтина родила сына. Художник вынужден был признаться во всем жене, и Юлия подала на развод. До официального развода Мария родила еще двоих детей, а в 1900-м году, уже в официальном браке — четвертого.
Дальше сведения биографов расходятся. К примеру, сын художника и его второй жены, Сергей, равно как и близкий друг семьи артистка Ольга Пыжова вспоминают, что Маковский очень опустился в третьем браке, был несчастен, жаловался на то, что супруга его изводит и дурно воспитывает детей.
В других источниках читаем, что это как раз Юлия проявила себя слишком меркантильной, и якобы из-за нее он даже не хотел возвращаться из Парижа в Россию. Пожалуй, до истины не докопаться. Точно известно лишь то, что Маковскому было 76 лет, когда экипаж, в котором он ехал, врезался в трамвай. Художника выбросило на мостовую, и от полученных травм он скончался.
Так в 1915 году закончилась жизнь баловня судьбы, любимца женщин, очень дорого художника Константина Маковского. Всё его имущество было завещано третьей жене, которая вскоре объявила аукцион, и распродала собранную им в течение всей жизни коллекцию русской старины. Мария приобрела поместье, в котором планировала устроить фамильный склеп и перевезти прах мужа.
Но в игру вступили другие силы, грянула революция, и этим планам было не суждено осуществиться.
Источник: https://artchive.ru/artists/1214~Konstantin_Egorovich_Makovskij
Женский портрет Художник Константин Маковский
В наше время, слыша фамилию Маковский, любители живописи вспоминают Владимира Маковского, а только потом его старшего брата Константина.А между тем, в конце 19 века ценители искусства, и в России, и за рубежом, работы Константина ставили несравненно выше.
Один из крупнейших художников России 19 века, активный член творческого объединения передвижных выставок, человек огромного таланта и неподражаемого мастерства.А ещё он страшно любил жизнь во всех её проявлениях. Настолько любил, что это даже мешало ему работать.
И это не моя фантазия – художник сам, в конце жизни, упрекнул себя в некоторой праздности.Да, судьба была благосклонна к Константину Егоровичу Маковскому. Его картины любила публика – большая часть творческого наследия художника оказалась в частных коллекциях. Что особенно обидно – в зарубежных частных коллекциях.
В современных российских музеях сложно увидеть подлинники картин Константина Маковского – их действительно очень мало.Так, например, известная картина «Боярский свадебный пир в 17 веке» была продана американскому ювелиру Шуману за невероятную по тем временам сумму в 60 000 рублей.
Третьяков посчитал «нескромной» сумму в 20 000 рублей, которую за картину просил Маковский. Пока шёл торг, картину увидел американец и сразу предложил Маковскому тройную цену.
Да, Константин Егорович не бедствовал, любил роскошь и просто обожал женщин.
Сватья баба
Биография художника Константина Егоровича Маковского Будущий художник родился в июне 1839 года в Москве, в семье известного художника и общественного деятеля Егора Ивановича Маковского.
Два брата художника и сестра, впоследствии, стали знаменитыми и действительно выдающимися художниками.Много лет спустя Константин писал:Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу.
В 1857 году Константин Маковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
После окончания училища Константин поступил в Петербургскую Академию искусств. Учился с большим желанием и вскоре получил Малую золотую медаль за историческую картину «Агенты Димитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова».
Боярышня в кокошникеРусская красавица в кокошникеРусская красавица
Однако, Константину Егоровичу не пришлось стать блестящим выпускником Академии – в 1863 году он присоединился к 14 ученикам академии, которые отказались писать выпускную работу на тему скандинавских мифов.
Все «бунтари» были со скандалом выдворены из стен академии с дипломами художников 2 степени. Именно эти бунтари и организовали впоследствии Товарищество передвижных художественных выставок.
А до Товарищества была Артель художников под руководством Ивана Крамского, в которой Маковский разочаровался после нескольких лет сотрудничества. В тот период художник писал картины о повседневной жизни, жанровые сценки.
Нужно сказать, что в отличии от остальных участников «Группы 14», Константин Маковский не порвал полностью с Академией художеств и выставлял свои работы на организованных Академией выставках.
Заметный и существенные изменения в стиле художника произошли после путешествия в Европу, Египет и Сербию. Именно тогда приоритеты Константина Егоровича изменились – он начал уходить от социальных проблем общества к чисто художественным проблемам – форма, цвет, проработанность образов и композиции. В целом к тому, что называется красотой, которая дарит радость.
Боярышня
Уже в 1880 году Константин Маковский стал модным автором портретов и картин на историческую тему.
В 1889 году на Всемирной выставке в Париже художник получил Большую золотую медаль за картины «Демон и Тамара», «Суд Париса», «Смерть Ивана Грозного».
Нужно сказать, что в этот период его отчаянного ругают критики либерального толка, которые называют Константина Маковского предателем идеалов Передвижников, который создает красочный лубки и не хочет писать пороки общества.
В 1915 году художник участвует в учреждении «Общества возрождения художественной Руси». Однако, ему не суждено было работать в Обществе – в экипаж художника врезался трамвай. Константина Егоровича Маковского похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Увы, могила гениально живописца не сохранилась.
Боярышня у окна с прялкойБоярыня у окнаЗа чаем
Вот что написал о себе сам художник:
Я не зарыл своего, богом данного, таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству.
БоярыняПортрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюмеПортрет боярыни в кокошникеАленушкаЧарка медуУ околицыВасилиса ПремудраяЗа прялкой (портрет дочери Ольги)Боярышня с подносом
Источник: https://www.colors.life/post/1182180/
Женские образы художника Маковского | ПРИСТАНЬ ОПТИМИСТОВ
Автопортрет К.Маковского
Девушка в костюме Флоры
КОНСТАНТИНЕГОРОВИЧМАКОВСКИЙ (1839-1915)
Автопортрет
Творческое наследие Константина Егоровича Маковского уникально и велико — в его творчестве сплелось много направлений – классицизм, романтизм, его считали также предтечей импрессионизма.
Сын художника-любителя, в доме которого часто бывали К.
Брюллов, Тропинин, — портретист, пейзажист, исторический живописец (преимущественно широко известный и популярный своими картинами на сюжеты из русского боярского быта XVII века), Константин Егорович Маковский был талантливым и чрезвычайно работоспособным художником.
О признании его таланта говорит уже то, что уйдя из Санкт-Петербургской Академии искусств и официально не получив диплома об ее окончании, К.Маковский получил в 1867 г. звание профессора, а затем и академика.
Картины художника получали первые награды на международных выставках. Мировая слава Маковского была настолько велика, что именно его американцы пригласили написать первый президентский портрет Теодора Рузвельта. В России К.Маковский был признанным и модным художником.
Сын художника вспоминал, что, работая над чьим-нибудь портретом, его отец успевал сделать его практически целиком уже за первый сеанс позирования. Но, чтобы его не заподозрили в халтуре, вынужден был еще месяц «доделывать» полотно. О себе художник говорил довольно самокритично: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Я зарабатывал громадные деньги и жил с царственной роскошью.
Успел написать несметное количество картин… Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в которой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству.
»
После революции картины художника, вероятно, как воплощение буржуазного вкуса, не соответствующее веянию времени, были убраны в запасники музеев, распроданы и раздарены правительственными чиновниками, и теперь их легче найти в частных коллекциях и художественных музеях мира.
В пятидесятые годы прошлого века одной из самых известных его картин для широкой публики, возможно, была милая жанровая картина «Дети, бегущие от грозы». Ныне картины К.Маковского занимают почетное место в мировых художественных галереях и желанные гости антикварных салонов и аукционов.
ru.wikipedia.org/wiki/Маковский,_Константин_Егорович
Портрет Юлии, жены художника
Долгие годы неизменной музой художника была его вторая жена Юлия Леткова. Тридцатипятилетний художник встретился с юной Юлией после смерти своей первой жены, на ее втором балу в Санкт-Петербурге, куда родители вывезли молодую девушку, которой было тогда пятнадцать, сразу же влюбился и очень скоро добился от ее родителей согласия на брак с ней.
Портрет дочери художника Оленьки
Портрет О.С. Макаровой, жены брата К.Маковского, Владимира
Портрет Марии, третьей супруги художника
(в образе Джульетты) – «Ромео и Джульетта»
СВЕТСКИЙ ПОРТРЕТ
По заказу императора, художник выполнил ряд портретов императорской семьи
Портрет императрицы Александры Федоровны
Портрет великой княжны Марии Николаевны
Многие великосветские красавицы хотели иметь портреты, написанные К.Маковским.
Кокетства в ней ни капли нет —
Его не терпит высший свет. А.Пушкин
Портрет княгини Марии Михайловны Волконской
Портрет графини С.П. Строгановой
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Всё тихо, просто было в ней,
Она казалась верный снимок
Du comme il faut… А.Пушкин
Портрет графини Е.П. Шереметьевой
«Она сидит покойна и вольна — А.Пушкин»
А между тем, за ее спокойствием, за непроницаемым взором сильной женщины угадываются радости и печали прожитых лет.
Портрет неизвестной
«Никто б не мог ее прекрасной
Назвать; но с головы до ног
Никто бы в ней найти не мог
Того, что модой самовластной
В высоком лондонском кругу
Зовется vulgar. » А.Пушкин
Портрет В.В.Бахрушиной, урожденной Носовой
«Куда бы ты ни поспешал,Хоть на любовное свиданье,Какое б в сердце ни питалТы сокровенное мечтанье,-Но встретясь с ней, смущенный, тыВдруг остановишься невольно,Благоговея богомольноПеред святыней красоты.»
А. Пушкин
Портрет девушки с розовым бантом
Портрет госпожи Вивьен
Женский портрет
Все непритворно в ней:
желаний томный жар,
Стыдливость робкая,
Харит бесценный дар,
Нарядов и речей
приятная небрежность. А.Пушкин
Портрет Юлии Маковской
На этом портрете В.А. Морозова, выданная отцом замуж за своего дядю А.А. Морозова, который был намного ее. После его смерти до совершеннолетия своих сыновей успешно управляла всеми делами мужа. Настоящая бизнесвумен 19 века. Прославилась щедрой благотворительностью.
Из своих путешествий в южные страны, художник привез весьма колоритные зарисовки национальных женских образов.
Восточная женщина (цыганка)
Девушка в бурнусе
Портрет темноволосой красавицы
Но с особенным удовольствием художник изображал типы русских и украинских девушек.
Русская красавица
Украинка
Маковский написал две картины «Гладильщица». Эти картины написаны в совершенно новом для художника стиле, содержащим истоки импрессионизма. Хотя бы с одной из них хотелось бы вас познакомить.
Парижанка в жемчужном ожерелье
Женские «головки» К.Маковского быстро вошли в моду. Появлявшиеся в самом массовом дореволюционном журнале «Нева», гравированные воспроизведения картин художника неизменно сопровождались эпитетами блестящие, грациозные, милые, а за всем эти стояли виртуозность и блестящее мастерство художественного исполнения.
Пожалуй наиболее известен цикл картин К.Маковского, изображающих жанровые сцены в «русском стиле» и портреты боярышень в русских национальных костюмах 17 века. Милые лица девушек с прозрачными глазами, обрамленным густыми темными ресницами, нежным маленьким ртом, тоненьким носиком редко кого оставляют равнодушным.
» Всё в ней гармония, всё диво,Всё выше мира и страстей;Она покоится стыдливоВ красе торжественной своей;Она кругом себя взирает:Ей нет соперниц, нет подруг;Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.»
Александр Пушкин
Портрет княгини З.Н. Юсуповой в русском костюме
Боярыня (портрет Юлии Летковой)
Боярышня с подносом
За чаем
Молодая боярыня
Чарка меду
Русская красавица в кокошнике
Боярышня у окна (с прялкой)
Боярышня за прялкой
Боярышня у окна
Девушка в жемчужном ожерелье
Портрет царевны Софьи
К.Маковский скончался в Санкт-Петербурге в 1915 году, став жертвой, почти как Гауди одиннадцать лет спустя, несчастного случая,
связанного с трамваем. Трамвай врезался в его экипаж. Он получил тяжелые травмы головы и врачи не смогли его спасти.
Источник: http://maxpark.com/community/1851/content/1345766
«Красивая старина» Константина Маковского
В конце XIX века Россия вспомнила о своих национальных корнях, и тотчас же любовь к старине глубокой завладела умами творческой интеллигенции и вошла в моду.
Государи императоры Александр III и Николай II так увлеклись новым русским стилем, что в 1895 году в Петербурге открылся Русский музей, при Дворе стали давать костюмированные «на русский лад» балы, куда все приглашенные являлись только в русских национальных одеждах.
К.Е. Маковский Боярышня |
К.Е. Маковский Автопортрет |
Константин Егорович Маковский (1839 – 1915) – создатель целого ряда картин на тему русской истории. Творческое наследие этого даровитого живописца уникально. Его талант и мастерство неизменно вызывают восторг, едва глаза зрителя наполняются внешней красотой жизни, давно минувшей.
Однако на смену часто приходит разочарование: а где же тут глубина замысла, в чем, собственно, состоит идея? В простом стремлении показать, в каких хоромах проживали наши предки, как одевались, что пили-ели, чему посвящали досуг, какие обряды неукоснительно выполняли? Хотя, и в этом тоже кроется смысл, не так ли?
Константин Маковский родился в семье, в которой искусство высоко чтили. Глава семейства сам рисовал, собирал картины, много сделал для того, чтобы в Москве открылось Училище живописи, ваяния и зодчества. В дом постоянно приглашались знаменитые мастера живописи того времени. Три сына стали выдающимися художниками.
Константин проучился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества с 1851 по 1857 год и затем отправился шлифовать свой талант в Санкт-Петербургскую Академию художеств. К сожалению, формально Константин Егорович не не окончил Академию. В 1863 году, одним из четырнадцати бунтарей, вместе с Крамским он ушёл из Академии и стал членом Артели художников.
Однако, скоро расстался с товарищами, увлекавшимися жанром и современной демократической литературой, обретя свой собственный стиль. В 1867 году он уже получает звание академика, а в 1869 – становится профессором Академии художеств.
Большое полотно «Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге», написанное в 1869 году, выдаёт весь талант Маковского, с его свободной манерой, жизнелюбием, пристрастием к праздничности и пестроте.
Народное гуляние во время Масленицы
на Адмиралтейской площади в Петербурге.
К. Е. Маковский становится активным участником передвижных и академических выставок, где показывает сцены из крестьянского быта, портреты современников, изысканно одетых и окруженных роскошной обстановкой.
Портреты отличаются большим сходством и привлекательностью, особенно женщины и дети. К сожалению, Маковский «грешит салонностью» и не стремился раскрыть характеры и передать духовный мир своих моделей.
Константин Егорович становится любимцем публики, модным и богатым художником, чью студию в Петербурге осаждают поклонники и желающие иметь портрет его кисти.
Портрет императрицы Марии Фёдоровны,
жены Александра III.
Мастер умело передает портретное сходство модели, не вникая в глубину её внутреннего мира. Императрица написана в блеске бриллиантов. Особенно впечатляют огромные синие сапфиры её ожерелья. Но какие глаза! В них чувствуется и ум, и душа.
Княгиня З.Н. Юсупова в русском костюме. Красота и внешнее обаяние княгини неоспоримы, но что скрывается в сиянии этих светлых глаз? Где русская душа? |
Огромный успех получили созданные после поездки в Египет и Сирию полотна «Перенесение священного ковра в Каире» и «Болгарские мученицы».
Перенесение священного ковра в Каире
Обе картины вызывают восхищение эффектной композицией, насыщенным колоритом, необычным освещением. Костюмы, ткани, драгоценности, всевозможные предметы быта выписаны с особой тщательностью. Сцена убийства болгарской мученицы не столь уж и кровавое зрелище. Алые тонкие струйки красиво сбегают по жемчужно-белой груди непокорной христианки, умирающей на глазах сестры. Юную девственницу убивать не собираются, её насильно отвезут в гарем. Воины крепко, но бережно держат, и, кажется по выражению лиц, особенно чернокожего, утешают ценную невольницу. |
«Болгарские мученицы»
Художник женится на красавице Юлии Павловне, становится отцом детей, хорошеньких, точно херувимы.
Портрет супруги художника с детьми
«Русский стиль» Маковского сложился позднее, после того, как он окончательно расстался с передвижниками и стал устраивать свои выставки самостоятельно. Тогда родился его «боярский цикл» с его занимательными сюжетами, неизменной фантазией и артистизмом.
Несмотря на это, образы героев картин вполне живые. Огромное количество предметов русской старины, выписанных тщательно, с документальной историчностью и этнографической точностью, наполняет полотна. Это – допетровская Русь, 16 и 17 века – времена пращуров.
«Поцелуйный обряд»
Сюжет почерпнут из книги А.К. Толстого «Князь Серебряный». Боярыня явилась на пир, чтобы приветствовать гостей. Каждый гость принимает из её рук чару вина, выпивает и целует хозяйку в губы. |
«Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова»
Эта работа была программной композицией студента Академии художеств Константина Маковского в 1862 году и удостоена Малой золотой медали. Эффектная композиция.
Кузьма Минин на площади Нижнего Новгорода,
призывающий народ к пожертвованиям»
Одна из удачных и интересных работ Маковского. Картина проникнута патриотизмом, хотя автор и здесь не отказывает себе в удовольствии изобразить нарядных русских красавиц. Но разве среди них не могло быть патриоток, горячо любящих отчизну и готовых пожертвовать свои жемчуга и самоцветы?
Сцена из жизни XVII века.
Здесь чару гостю подносит юная дочь хозяина дома. Кто этот гость? Добрый дядюшка, или старый жених? С какой тщательностью выписаны все предметы боярского быта! |
Боярский свадебный пир.
В обиходе высшего ранний брак как для девушки, так и для юноши. Женатый человек мог считаться совершеннолетним. Какая трогательная юная пара! |
«Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем»
Шестнадцатилетний царь в первый раз поступил вопреки желанию своего любимого дядьки Бориса Морозова. Первой избранницей Алексея Михайловича стала не Мария Милославская, а дочь касимовского дворянина Рафа Всеволодского Ефимия.
Против этой белокурой красавицы с подачи Морозова была затеяна интрига. Перед обручением ей так туго стянули волосы, что она, выйдя к жениху, упала в обморок, из-за чего была объявлена порченой и недостойной быть царицей.
Алексей Михайлович женился на угодной Морозову Марии Милославской.
«Одевание невесты к венцу»
Боярыня у окна
Маковский увлеченно копировал натуру в музеях, и сам являлся одним из крупнейших в стране коллекционеров прикладного искусства. Своих детей он очень любил писать в мастерской, в окружении старинной экзотики. |
Портрет сына в мастерской
в образе коллекционера
Константина Маковского сколько угодно можно обвинять в театральности, в отсутствии глубокой идеи. У него был свой особенный путь, его увлекала поэзия далёкого от современности старинного быта. Вечно в поисках образных средств, нужных ему для выражения национального колорита, художник, истинный виртуоз кисти, увлеченно собирал предметы народного искусства, что было новым явлением в России тех лет. Маковский оказался в числе первых собирателей народных сокровищ.
«Святочные гадания» |
Константин Егорович был одаренным художником, посвятившим свой недюжинный талант служению Красоте. Его так влекли историко-археологические подробности, что порой, картины выглядят слишком эффектными, переполненными «красотами» древнерусского быта. Но ведь не зря же сказано, что красота спасёт мир?
Маковский прославился на родине, среди самых разных слоёв русского общества, но за границей познал неизмеримо большую славу, чем кто-либо другой из художников-демократов. Он работал с завидной лёгкостью и признавался, что слишком любил жить и потому не использовал свой талант в полной мере.
Константина Егоровича Маковского вполне можно бы считать любимцем фортуны, если бы не трагический случай, унесший его в могилу в 76 лет. Пролётка, в которой он ехал, была сбита трамваем.
Источник: https://biblioiskusstwo.blogspot.com/2015/11/blog-post.html