«Скрипач на крыше»: Марк Шагал в музыке и цвете
Марк Шагал и сам учился когда-то играть на скрипке, он любил слушать, как играет на скрипке его дядя Ноах, который и стал прототипом скрипача на различных полотнах, в том числе и на знаменитой работе художника «Скрипач на крыше»
В понедельник, 2 мая 2016 года состоится первый концерт из серии «Музыка и цвет», которую инициировал и подготовил симфонический оркестр Ашдода и пианистка Ирина Фридланд. Концерт состоится в центре искусств «Монарт» в Ашдоде в 20:00.
«Скрипач на крыше» — это музыкальный концерт, проходящий «на фоне» картин Марка Шагала, в течение которого музыканты-исполнители и участники концерта объяснят связь художественного искусства и музыки. Дирижер: Реувен Мозес.
В программе: произведения Моцарта, Прокофьева, Брамса, хасидские напевы и отрывки из мюзикла «Скрипач на крыше» Джерри Бока.
Мы все знаем Шагала, как великого художника, но далеко не все осознаем, насколько музыка повлияла на его творчество.
Сам Шагал в своих воспоминаниях так выражал свою любовь к музыке и влияние музыки на него самого: «Цвет – это весь мир! Цвет волнует душу не меньше, чем музыка!»
Любимым композитором Марка Шагала был Моцарт. Именно ему он посвятил несколько из своих работ.
На концерте 2 мая в центре «Монарт» в Ашдоде пианистка Ирина Фридланд постарается ответить на вопрос, почему именно музыка Моцарта так сильно повлияла на Шагала и какой след в целом музыка отразила на творчестве великого художника.
Марк Шагал и сам учился когда-то играть на скрипке, он любил слушать, как играет на скрипке его дядя Ноах, который и стал прототипом скрипача на различных полотнах, в том числе и на знаменитой работе художника «Скрипач на крыше».
Этот концерт, как и последующие концерты нового цикла «Музыка и цвет», будет сопровождаться проецированием на экран картин и анимационных фильмов.
Следующие подобные концерты этого цикла будут посвящены творчеству Рембрандта и его влияния на музыку Баха.
На очередных встречах можно будет увидеть и услышать, как музыка Чайковского перекликается с работами русских художников, как связана музыка Моцарта с искусством 18 века и многое другое.
Ирина Фридланд, пианистка и ведущая
Пианистка, солистка, исполнительница камерной музыки и лектор. На протяжении своей карьеры Ирина выступала на лучших сценах Европы, Америки и Дальнего Востока. В Израиле она выступала в качестве солистки с лучшими оркестрами, записала сольные концерты для радио «Коль а-музыка» и выпустила несколько дисков, имеющих большой успех среди любителей классической музыки.
Источник: http://www.isrageo.com/2016/04/21/shagal-4/
Марк Шагал и музыка на новой выставке в Монреале
Афиша
29 Декабря 2016 ОБНОВЛЕНО 5 Июня 2018 <\p>
Марк Шагал, «Голубой цирк», 1950–1952
Несмотря на нищету, две мировые войны, гонения на евреев и еще множество жизненных обстоятельств, Марку Шагалу удалось не просто счастливо выбраться из русской провинции, но и стать одним из самых выдающихся живописцев XX века. Через все потрясения судьбы маэстро пронес увлечение музыкой. В моменты радости и ужаса она вдохновляла его всегда — влияла на композиционный строй, цветовую палитру, характер мазков. Крайне сильный синтез живописи и музыки в работах маэстро и взялись изучить кураторы Монреальского музея изящных искусств, где 28 января откроется выставка «Шагал: цвет и музыка». |
«Введение в Еврейский театр», 1920
Хотя нет никаких доказательств того, что Шагал музицировал сам, совершенно ясно: вся жизнь маэстро была наполнена музыкой. Она была и в музыкально звучащем идише, и в распевных нигунах в синагоге, и собственно в семье — некоторые из его родственников были музыкантами.Выставка получилась воистину грандиозной: для нее собрали 400 работ, которые охватывают творчество Шагала времен его жизни в России, Париже, Нью-Йорке, Мексике и на юге Франции. Здесь будет представлена живопись, скульптуры, гобелены, керамика, а также костюмы и декорации, которые он создал для театральных постановок. Экспонаты собирали по всему миру, многие удалось получить из частных коллекций. Парижская национальная опера, Нью-Йорк Сити балет и Метрополитен-опера предоставили пять десятков костюмов и декораций с постановок «Алеко» (1942), «Жар-птица» (1945), «Дафнис и Хлоя» (1958–1959), «Волшебная флейта» (1967). В экспозицию вошли и эксперименты с кубизмом и орфизмом, панели для московского Театра еврейского искусства и точный макет потолка Парижской оперы, который Шагал расписывал в 1964 году. |
Фон для балетного представления Игоря Стравинского «Жар-птица» (второй акт), 1945
«Триумф музыки», 1966. «Автопортрет с семью пальцами», 1912–1913
Марк Шагал работает над «Триумфом музыки» в новом здании Метрополитен-оперы в Линкольн-центре, 1966
Попасть на выставку есть все шансы: в Монреале она будет открыта до 11 июня, а потом отправится в Калифорнию — с 30 июля до 7 января 2018 года «Шагал: цвет и музыка» можно будет увидеть в Музее искусств округа Лос-Анджелес. |
«Зеленый скрипач», 1923–1924
ИСТОЧНИК ФОТО: пресс-служба Монреальского музея изящных искусств
Источник: https://www.vogue.ru/peopleparties/afisha/mark_shagal_i_muzyka_na_novoy_vystavke_v_monreale/
Борис Замиховский: Выставка Шагала «Жизнь, любовь, изгнание». После которой я нашел подход к рассмотрению картин Шагала
Несмотря на то, что картины Марка Шагала стали для меня значительно понятнее, они остаются загадочными, таинственными и в чем-то даже более интересными.
Борис Замиховский
Посвящается моим благодарным слушателям Арнольду и Маре Левиным
Мне повезло побывать на выставке работ Марка Шагала «Жизнь, любовь, изгнание» в Еврейском музее на Манхеттене в декабре 2013 года.
К работам были даны хорошие комментарии, которые подтолкнули меня к углублённому рассмотрению его картин, и написанию этого эссе, а также к желанию рассказать, подсказать, дать какой-то ключ к рассмотрению полотен зрителю мало знакомому с жизнью и творчеством Шагала.
Выдающийся художник Марк Шагал ( урождённый Мойше Хацкелевич Сегал) родился 24 июня (6 июля) 1887 года в городе Витебске. Шагал умер 28 марта 1985 году на юге Франции в возрасте 97 лет. Он стал одним из самых известных представителей художественного авангарда ХХ века и одним из основателей новой художественной традиции еврейского народа.
Если за право называться родиной Пикассо спорят по сей день Франция и Испания, то от права считать Шагала своим художником отказывались и Россия, называя его французским художником, и Франция, называя его русским.
Шагала не признавали своим и евреи. Кое— кто утверждал, что он отрёкся от еврейства, ставя ему в упрёк многочисленные фигуры распятого Иисуса Христа на его полотнах. Однако, Шагал никогда не отрекался от еврейства.
Среди его монументальных работ последнего периода жизни вместе с росписью плафона Парижского оперного театра есть росписи в здании Кнессета в Иерусалиме, с полотнами для Metropoliten Opera — витражи в синагоге Хадассы.
Уже в древности в еврейской традиции было принято оценивать человека по его поступкам, по его делам. В действии открывается истинный смысл жизни человека.
В еврейской традиции есть положение, что человек рождается на свет с определённой высокой, богоугодной миссией.
Шагал говорил, что его миссия, его молитвы, его действия в служении Богу — это его работа, его картины! Судить об его еврействе нужно по его работам!
Вторым популярным упрёком, в том числе среди русско-язычных евреев, является «непрофессионализм, примитивность рисунка, странность выбора красок для картин –«какая-то мазня», «некрасивость» его работ».
В 1909 году Шагал впервые выехал во Францию, — «Мекку» художников Европы. В конце XIX века и начале XX там произошла революция в изобразительном искусстве.
От классического искусства отделились новые направления: импрессионизм, примитивизм, символизм, модернизм и прочие. Эти течения объединили единым названием — «Авангард».
Художниками новых направлений работы Шагала были приняты и признаны.
Да, в них был примитивизм , не было искусно выстроенных перспектив, а многие фигуры и предметы были выписаны без соблюдения масштаба. Но это можно было найти и у других художников. Да, он экспериментировал с красками в своих работах, то же делали импрессионисты.
Ценность работ Шагала в другом: это не просто рисунки, а картины, несущие некие смыслы, даже цвета красок на его полотнах несут определённые идеи. Его можно назвать отчасти символистом и, конечно, он был частью знаменитого движения авангарда в изобразительном искусстве. Однако, Шагал — отдельное замечательное явление в живописи.
В «некрасивости» обвинили его и Гитлер с Геббельсом. Они, перед уничтожением работ модернистов, организовали выставку так называемого «дегенеративного искусства» из их работ. На этой выставке были представлены и работы Шагала.
Значительную часть своего детства Марк Шагал провёл в маленьком местечке Лиозно в 40 км. от Витебска в доме деда, типичном доме семьи хасидов, а хасиды — представители наиболее «живой» ветви иудаизма, как я теперь понимаю. Хасиды не застыли, а продолжают развивать религию в ширину и глубину. Духовными лидерами иудаизма в XX веке стали именно руководители Любавичских хасидов.
Хасиды верят в возможность приближения к Богу с помощью посвященности ему, с искренней страстью, даже экстазом. Достижению экстаза помогает музыка, пение, танцы, даже напряженная цирковая акробатика, различные формы страстного творчества. Для Шагала страстным творчеством оказалось рисование. Вероятно, этим объясняются бесчисленные скрипки, скрипачи и циркачи на полотнах Марка Шагала.
Одной из отличительных черт хасидов является призыв к радости в обычной жизни. Это о танцующем хасидском ребе сложена популярная песня на идиш. Вероятно, отсюда жизнерадостность на полотнах Шагала.
Жизнь в религиозном понимании — игра Божественного Промысла с равнозначностью «высокого» и «низкого». Не только люди, но и все животные, все предметы являются творениями божьими, содержащими в себе искры божественного огня.
Да, в еврейской религии животных делят на «чистых» и «нечистых». Во искупление собственных грехов в жертву приносили только чистых животных — ещё один повод испытать сочувствие им.
На полотнах Шагала вы найдёте только чистых животных.
Рассматривая работы Шагала, в глаза бросается их сходство с детскими рисунками. В голову приходит такая картина: мальчишке на день рождения подарили блокнот, карандаши и примитивные краски.
(я сам в детстве получил такой подарок). И на вопрос, а что рисовать, даритель щедро предложил: «Рисуй всё, что хочешь, рисуй жизнь!».
И мальчик начал рисовать жизнь — дома своего местечка, соседей, домашних животных, птиц.
На небольшом куске бумаги ребёнок старался отразить весь окружающий мир – не только людей, животных, но и… музыку, и… свой внутренний, духовный мир, свои радости, печали. Для него понятие «душа», которая может отделиться от тела и летать, была привычным понятием. «Душа», искра есть во всех творениях Бога.
Для него душа — это тот же человек или предмет, только не подчиняющийся законам тяготения.
У Шагала люди, животные, предметы могут свободно летать! Вот на его картине «День рождения» душа влюблённого юноши, только что подарившего замечательный букет жене, рванулась в полёт, но тут же развернулась, (а тело так не может) чтобы шепнуть любимой нежное слово не ушко, от которого и её душа поднимается в полёт.
День рождения (1915 год)
Стремление передавать не только реально видимые вещи стало одним из его творческих кредо.
Однако, главное место, где ребёнком Шагал мог видеть работы настоящих художников, были православные храмы. Образ распятого Христа, как символ мученичества, вошел в душу ребёнка.
В то время люди жили достаточно бедно, даже голодно. Чтобы выживать, семьи на селе, в том числе семья родных Шагала, держали домашних животных. (Естественно, они не держали свиней, как еврейские семьи. Я не встречал изображения свиней, даже поросят на его полотнах.)
В семье Шагала очень тепло относились к домашним животным — козам, курам и особенно корове. Она была любимицей, кормилицей, настоящим членом семьи. Марк даже написал лирическое стихотворение, посвященное корове.
На картинах Шагала корова частый персонаж — то ей дарят цветы, а то она гуляет под зонтиком. Корова — символ доброты, самоотдачи, чистоты и невинности.
Все домашние животные перекочевали с их сельского двора на его детские рисунки, а потом и на полотна уже зрелого художника.
Есть ещё один частый персонаж сельского двора на полотнах художника — птица, главным образом петух. По мнению многих критиков он является символом боевого, мужского начала. Действительно, петух выглядел хозяином, королём в курятнике и на птичьем дворе.
Образ петуха в религии связывают с началом чего-то нового, с символом очистительного огня. В Иудейской традиции петух важная фигура в ритуале искупительной жертвы.
Кроме этого, петух со своей яркой окраской выглядел иностранцем, инопланетянином на сером сельском дворе. Во Франции петух является национальным символом и , возможно, Шагал вспомнил петуха своего детства, за которого ему не было стыдно перед его галльским собратом.
Шагал сам уподобился такому петуху, когда нарядился в красные галифе, заняв во время революции пост уполномоченного Коллегии по делам искусств Витебской губернии. Между прочим, он был деятельным революционером — организовал грандиозный праздник в годовщину революции и художественную школу, куда пригласил работать больших художников , в том числе Малевича.
Есть на полотнах Шагала и рыбы, в том числе и летающие. У их появления есть два
повода. Согласно еврейским пророчествам, второе пришествие Мессии должно произойти в месяц Рыб. С другой стороны, отец Шагала работал, как теперь говорят, в рыбном бизнесе.
Часто рыба выступает как символ свободы. Она может свободно плавать по направлениям всех трёх осей координат. Рыба ещё являются символом плодовитости и общности мужского и женского начала.
Ещё один элемент бытия из детства стал важен для будущего творчества художника -это цирк.
Приезд цирка в маленький город был событием огромного культурного масштаба, особенно для детей, и особенно для талантливого ребёнка с развитым воображением.
Между прочим, цирк играл большую роль в культурной жизни и европейских стран. Цирку посвятили свои работы пуантилист Жоржа Сёра, Пабло Пикассо, Тулуз Лотрек.
Вероятно, Шагал, как и множество детей, мечтал тоже стать клоуном, акробатом. Он открыл для себя, что мир выглядит по-другому, если смотреть на него встав на голову, или лёжа на боку, или с большой высоты.
Он , вероятно, как и все мальчишки, любил залезать на высокое место, на крышу, а может и на колокольню собора, который мы видим на его картинах. Он часто изображает землю и её обитателей с высоты птичьего полёта.
В дальнейшем цирковое начало , выражающееся в перевертывании всего с ног на голову, в преодолении земного тяготения , в связи комического и космического, будет частым гостем на полотнах Шагала.
Есть ещё один удивительный образ на полотнах Марка Шагала — это рука. У этого образа тоже два источника. В еврейской традиции существует рука Бога, несущая благо, защиту. Для творческого человека рука — важнейший инструмент любого творчества.
Шагал хотел, чтобы зритель услышал музыку, музыкальный аккомпанемент к сюжетам его картин. Чаще всего это традиционный инструмент клейзмерских музыкантов — скрипка. Иногда к скрипке приложена рука, возможно, Бога, возможно, Мессии. В любом случае рука творца.
Есть у Шагала несколько картин с изображением уличного скрипача.
Его музыканты, главным образом скрипачи парят над крышами домов. Этот символ с полотен Шагала пошел и в название, суть мюзикла «Скрипач на крыше» и замечательную песню.
На этой картине есть день и ночь. Скрипка красного цвета символа энергичного, жизнерадостного настроя и желтая, как живое существо. На лице скрипача черная краска — знак горя, и зелёная — знак жизнелюбия его мелодий. Он самозабвенно парит над местечком, над городом. Под его музыку воспаряет ещё чья-то душа на заднем плане.
Уличный скрипач (1912-13 год)
Огромное значение в картинах Шагал придаёт цвету, который является одним из главных героев и агентов смысла в его картинах. Как символист он использует и цвета в качестве символов. Шагал интересовался и знал значение цветов в христианской живописи и русской иконописи.
В одной статье приводится такое толкование цветов на его полотнах.
Зелёный — цвет травы, деревьев, природы, жизни и обновления. Это и цвет любви к жизни. На его полотнах зелёным может быть не только трава, деревья, но могут быть части лица, части тела человека или животного.
Красный цвет — цвет огня, крови, мучений, но в его полотнах чаще означает ЖИВОТВОРЯЩУЮ силу, энергию и душевное тепло.
Синий и голубой цвет в христианской религии — это цвет Богоматери, объединяющий в себе всё земное и небесное. Они ещё и символизируют бесконечность неба, океана и вечный мир.
Шагал рисует синим и фиолетовым ушедшую, но незабытую любимую жену Беллу.
Желтым цветом он пользовался, чтобы выделить живое тело.
Белый цвет символизирует чистоту, простоту, невинность и СВЯТОСТЬ. Но белый цвет есть и сумма всех остальных цветов.
Коричневый — это цвет земли, праха, всего тленного, временного.
Черный — цвет зла, горя, смерти, но и символ тайны.
Необходимо обратить внимание, что часто лица, тела закрашены цветом не полностью, там художник оставил островки белого цвета, чтобы передать возможность изменения настроения, состояния души героя.
Рисуя свой мир не под надзором опытного художника, самоучка вырабатывал своё представление о композиции. И поскольку он хотел написать, рассказать как можно больше об окружающем мире, то он добавлял образы на оставшемся пространстве своих рисунков.
Исходя из творчества Шагала следует, что его раннее детство и даже отрочество были счастливыми периодами в его жизни, когда он был окружен заботой и любовью в семье. Окружающий мир его детства, прочно вошел в художественный мир великого художника, возможно, как ностальгия, но и своеобразная форма философского осмысления жизни. Вероятно, отсюда жизнеутверждающий оптимизм Шагала.
Надо отметить, что в искусстве еврейского народа тогда ещё не сформировалась своя развитая художественная традиция из-за закона: «Не сотвори себе кумира». Одним из положений традиции был отказ от рисования людей, вещей. Однако, в еврейской культуре хорошо разработаны литературные традиции. Связь любого творчества со «словом», сформировалась естественно с древних времён.
Каждый ребёнок изучал Тору и усваивал идеи изучения, обсуждения, обозначения идей, смыслов, даже неоднозначность смыслов литературных образов. Шагал постарался эти обозначения смыслов перенести на свои полотна. Одним из таких образов являются старинные дедушкины часы, выражающие важность категории времени, свойственное еврейской ментальности.
Другой пример. Рог в Библии — эмблема могущества, чести и славы. Часто на его полотнах ангелы трубят в рог или фанфары.
Кроме бытового отражения жизни евреев и еврейского местечка, в творчестве Шагала отразились и религиозные традиции еврейского народа. Отразилась и традиционная определённая значимость, символизм художественных образов и даже их многозначность. Отразилась и традиционная еврейская иррациональность, невольно раздражающая множество зрителей.
Вот разбор нескольких ярких и характерных работ Марка Шагала с этой выставки.
«Juggler» -жонглёр, хотя что в переводе с английского означает фокусник. (в других источниках — акробат.) то есть в этой картине Шагал создал образ человека цирка.
Это фигура с телом атлета и головой птицы. За его спиной раскрыты крылья, как у ангела, ведь его можно тоже считать посланцем Бога, чтобы украсить серую, однообразную жизнь людей. Его правая мощная, босая нога опирается на землю родного местечка Шагала с покосившимися домиками.
Однако, нижняя зона окрашена красным цветом, цвет доброй энергии на его полотнах. Такого же, даже более красного цвета, кисть правой руки циркача, предназначенной творить чудеса. Через эту руку перекинуты гибкие, как на полотнах Дали, знаменитые дедушкины часы — символ власти и безвластия времени.
Вторая нога циркача поднята перед грудью, но она деликатно уменьшена в размере и наряжена в маленькую туфельку.
На правой стороне тела видим музыканта, играющего на скрипке. Он нарисован на зеленом фоне, который Шагал часто использует для обозначения природной радости, благополучия. Таким же цветом окрашен головной убор циркача. Ведь в голове его должна быть радость, которую он старается нести людям.
Чтобы у зрителя не было сомнения, что картина про цирк, он помещает внизу посреди местечка на красном фоне цирковую арену и девушку, несущуюся по ней на лошади. В правом верхнем углу картины другая девушка раскачивается на цирковой трапеции. Эта девушка окрашена в голубой цвет, который на полотнах Шагала часто означает грусть.
Наверное, девушка, рискующая здоровьем, жизнью, должна вызывать сочувствие.
Если тема цирка представлена в работах многих художников, то тема заключения брака и любви в браке, разработанная Шагалом по-своему уникальна в изобразительном искусстве.
Жонглер (1943 год)
Вторая картина, которую я хочу разобрать — это картина «Падение ангела». Так объясняли себе религиозные люди катастрофы. В центре картины огромный красный ангел, падающий вниз головой. Эта беда сбивает с ног человека в верхнем углу. Под ним нарисован пожилой еврей, чьей заботой является спасение свитка Торы.
Рядом с ним маленький диск солнца, символ маленькой надежды в больших катастрофах. Под ним желтоватый телёнок — символ непобедимой жизни и синяя скрипка со смычком — образ живой, но печальной музыки. В правом нижнем углу местечко, на которое обрушивается беда. Над ним фигура распятия — символ невинного страдания, мученичества.
Справа от распятия два символа надежды — высокая свеча и красная Мадонна с младенцем, которой не может повредить огненный ангел.
Падший ангел (1923-33-47 гг.)
Несмотря на то, что картины Марка Шагала стали для меня значительно понятнее, они остаются загадочными, таинственными и в чем-то даже более интересными.
Библиография
Википедия.
Еврейская электронная энциклопедия.
Мэри Либина. Элементы еврейской национальной традиции в творчестве Шагала.
Корнелия Ичина. Об источниках божественной традиции в творчестве Марка Шагала.
Источник: http://club.berkovich-zametki.com/?p=10568
«Колорит»: Вечное распятие. Символика в картинах М.Шагала
Марк Шагал (1887 – 1985) занимает особенное место в истории мирового изобразительного искусства. Интерес к его творчеству связан не только с неповторимым стилем художника, но и с исчезнувшим самобытным восточноевропейским еврейским миром, к которому он восходит.
Сам Шагал предпочитал, чтобы к нему относились просто как к художнику безотносительно к различным верованиям и идеологиям. Быть «еврейским», местечковым художником он не хотел.
География его жизни красноречиво говорит об этом желании: Шагал жил и творил в Санкт-Петербурге, Витебске, Париже, Берлине, Москве, Нью-Йорке, Венеции, Приморских Альпах.
Как отмечает Б.
Харшав, «еврейство» Шагала не было традиционным и представляло собой пестрый набор идей, почерпнутых из самых разных, подчас несовместимых культурных систем и движений: традиционное вероучение литовских хасидов и народная, «бытовая» религиозность его родителей, возрождение светской еврейской (на идише) литературы и культуры и подъем ивритской культуры в сионистской Палестине, националистические настроения, характерные для нью-йоркских светских еврейских кругов в 1940-е годы, возникшие как реакция на Холокост, а затем – на образование нового Государства Израиль, и высокоинтеллектуальный мир евреев, ассимилированных с доминантной культурой – русской, французской или английской». И все же художественный мир Шагала – это мир еврейский, с присущими ему символами, ассоциациями, аллегориями, мотивами, образами.
Свой среди чужих, чужой среди своих
История полна примеров, когда несколько стран боролись за право называться родиной того или иного художника. Как раз Шагала при всей его мультикультурности нельзя отнести к примеру подобного соперничества. Европа однозначно считала его русским художником, а в России его воспринимали как представителя французского искусства.
Да и среди евреев он не обладал неоспоримым статусом «своего». Например, Даймонт в книге «Евреи, Бог и история» указывал на отсутствие в еврейской культуре национального художника, а самого Шагала называл представителем Парижской школы живописи.
При этом интересны слова Шагала по этому поводу: «Иногда, бессонными ночами, я лежу и думаю: может, я и создал несколько картин, которые все же дадут мне право называться «еврейским художником».
Творческая биография Шагала позволяет говорить о том, что он, преодолев влияние натурализма, двигался к подобию русского фовизма и переосмыслению французского кубизма.
Поскольку история искусства представлялась ему перевернутой с ног на голову, вполне естественно, что он мог воспринимать себя как предшественника одновременно и экспрессионизма, и сюрреализма.
Со временем, ощущая недостаток исторической перспективы в собственном творчестве, он берется за иллюстрации к Библии – для него это было возвращение и к детству, и к своей предыстории, как иудейской, так и христианско-европейской.
Сегодня большинство искусствоведов и исследователей творчества Шагала склоняются к тому, что это великий национальный художник, хотя его творчество и выходит за пределы сугубо еврейской культуры.
Но что может быть подтверждением такой точки зрения? Как сами картины говорят о принадлежности Шагала к этой древнейшей культуре? Во-первых, об этом говорит тематика картин, связанная прежде всего с религией еврейского народа, тесная связь слова и изображения, специфическое представление времени и т.д.
Конечно, в основном Шагал получил признание как французский художник (сохраняя еврейские темы и образы в своем творчестве), стал своим в кругу французской культурной элиты и в то же время никогда не утрачивал связи с еврейской культурой, с большим сочувствием относился к литературе на идише и к нарождающемуся Государству Израиль.
Визуализация хасидизма
Символическое содержание картин Шагала берет свое начало в том религиозном учении, которое исповедовали все его родные и близкие. Речь идет о хасидизме. Но знатоком хасидского учения сам Шагал не являлся.
Скорее можно утверждать о влиянии на него хасидского мировоззрения, отраженного в фольклоре и традиционном укладе многих еврейских семей.
Это мировоззрение отличается оптимизмом и восторженным отношением к жизни, любовью к музыке и танцам, уверенностью в том, что служить Богу можно, даже исполняя самую черную работу, – религиозное чувство и духовные устремления человека гораздо важнее, чем ученые знания и доводы рассудка.
Поэтому сам Шагал занимался творчеством, слушая Моцарта, а также с энтузиазмом создавал декорации к балетным и театральным постановкам.
Наверное, самым важным для искусства Шагала было понятие «битуль а-еш» – «отрицание существования», то есть «перенесение реального, материального мира в высшую, духовную плоскость». Отсюда такой непривычный мир явлен нам на полотнах художника.
Шагал не был глубоко верующим. Скорее творчество воспринималось им как служение Богу, как язык общения с ним.
Эта идея воплощена, например, на картине «Музыка», где изображен Моцарт с нотами в руках, а в углу мы видим ангела, играющего на трубе. Сразу вспоминаются слова Моцарта о себе: «Я дудка Бога».
И действительно, Шагал рассматривает здесь вдохновение как боговдохновение, используя при этом один из самых распространенных в его творчестве символов вышнего мира – ангела. Ангела мы найдем на многих картинах Шагала.
Зачастую он символизирует связь духовного мира с нашим, земным, их переплетение, то есть наши действия «здесь» отражаются «там». Ангел – это посредник между мирами, осуществляющий и указывающий на связь между ними.
Символичен у Шагала и цвет. Цветопись является важнейшей стилистической особенностью живописи Шагала. Например, на многих полотнах в зеленый цвет выкрашены не только деревья, но и целые города, животных, а также лица людей.
Естественно, к реализму это не имеет отношения. Зеленый цвет для Шагала цвет жизни. Поэтому, например, у влюбленных людей на картинах Шагала зеленые лица – они источник жизни, ведь любовь и есть условие продолжения жизни.
Безусловно, центральным символом у Шагала является Иисус Христос. Художник написал много картин, посвященных его распятию, причем трактовка образа Спасителя не всегда соответствует евангельской.
Так, на картинах «Белое распятие», «Желтое распятие», «Исход» и некоторых других Христос не является вочеловечевшимся богом, приносящим себя в жертву.
Христос Шагала символизирует вечные страдания еврейского народа, недаром фигура Христа изображена на фоне еврейских погромов.
Сам Христос выступает представителем еврейского народа, подвергающегося гонениям, а вовсе не искупителем человеческих грехов.
Этот образ можно и расширить: тогда Христос будет символизировать страдания всего человеческого рода.
Но в любом случае на смерти Христа по Шагалу «хождения по мукам» для всех людей не заканчиваются, хотя фигура будто спящего, а не убитого Мессии обещает его пробуждение и избавление мира от зла.
В заключении надо сказать, что традиционный еврейский воображаемый мир был внеисторичен, его тексты лишены повествовательности.
Идишская литература приобрела фольклорную, сказовую форму: она бытует в качестве живой разговорной речи, орнаментальной, богатой на ассоциации, параллели и неожиданные сопоставления.
Заслуга Шагала заключается в том, что он смог визуализировать этот стиль, сделать его зримым: «на одном полотне сосуществуют разные времена и самые разные реалии, не пересекающиеся в обыденной жизни».
Рекомендуем прочесть:
1. А.Штейнберг, Е.Мищенко – «Еврей из Витебска – гордость Франции. Марк Шагал».
2. М.Либина – «Элементы еврейской национальной традиции в творчестве Шагала».
Источник: http://concepture.club/post/rubrika_2021/kolorit-vechnoe-raspjatie-simvolika-v-kartinah-mshagala
Муза и «День рождения» Замечательная история любви..
…Ты так прекрасно взлетел… Мы назовём это – «День рождения «
Понять Шагала можно путем «вчувствования», а не «уразумения». «Небо, полет – главное состояние кисти Шагала», – отмечал Андрей Вознесенский.
«Я ходил по Луне, – говорил художник, – когда еще не существовали космонавты. В моих картинах персонажи были в небе и в воздухе…»
Марк Шагал . Картина «День рожденья » (1915 год).
В 1990 году полотно «День рождения» было продано на «Сотбис» в Нью — Йорке за 13,5 миллиона долларов…
Любовь вошла в творчество Шагала в образе Беллы. Вошла, чтобы остаться навсегда, наполняя картины и жизнь новым смыслом. Их долгий счастливый брак стал для художника воплощением таинства бытия. Он по себе знал, насколько глубокой и чувственной бывает любовь, как наделяет это чувство способностью летать.
В 1915 году Марк Шагал женился на Белле Розенфельд, дочери богатого ювелира и с этого момента художник рисовал для своей жены, она стала частой героиней его картин. Позднее в дневнике Марк Шагал признавался, что ни одну картину он не мог закончить без одобрения супруги.
Белла получила прекрасное образование: изучала литературу, историю и философию, занималась актерским мастерством в одной из студий К.С. Станиславского. Но главное – Белла и Марк с первой же встречи стали предельно близки друг другу, слились душами.
Шагал так говорил о ней: «Ее молчание было моим молчанием. Глаза – моими глазами. Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом… На бледном лице сияют глаза.
Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа».
Белла Розенфельд была очень похожа на самого Шагала. Хотя была красавицей, а он красавцем отнюдь не был. А еще Белла была одухотворенной и воздушной. Занималась в студии Станиславского, пробовала себя в литературе, интересовалась философией..
. В ее присутствии Марк испытывал невиданное чувство невесомости, парения и покоя. Часто он так ее и рисовал -безмятежно парящей в небе, и себя, летящим рядом с ней – над заборами, над свиньями, над столбами, над обыденным и милым Витебском.
Она ждала его четыре года, пока художник знакомился с мировыми шедеврами в Париже. Они были друг для друга единственными близкими людьми и ничего друг от друга не скрывали. И за границей, и в нетопленной, промозглой Малаховке Белла оставалась его музой. Даже женившись второй раз в 1952 году, Шагал не уставал повторять, что только девушка из Витебска была для него всем.
В качающихся, изгибающихся пространствах предметы, увиденные под разными углами, сползают со своих мест и зависают в невесомости; человеческие фигуры взмывают вверх и плывут как в сновидении. Эти ирреальные произведения, отмеченные тонкой красочностью, выразительным живописным рисунком, пронизаны ощущением нежности и одухотворенности.
Марк Шагал и Белла.
«Сама не помню как я в конце концов узнала, когда у тебя день рождения. И когда этот день настал, я с утра пораньше побежала за город и собрала большой букет…
— Стой, не двигайся!
Я все еще держала цветы. Сначала порывалась поставить их в воду. Завянут же. Но очень скоро про них забыла. Ты так и набросился на холст, он, бедный, задрожал у тебя под рукой. Кисточки окунались в краски. Разлетались красные, синие, белые, черные брызги. Ты закружил меня в вихре красок. И вдруг оторвал от земли и сам оттолкнулся ногой, как будто тебе стало тесно в маленькой комнатушке. Вытянулся, поднялся и поплыл под потолком. Вот запрокинул голову и повернул к себе мою. Вот коснулся губами моего уха и шепчешь…
Я слушаю музыку твоего голоса, густого и нежного. Она звучит и в твоем взоре, и вот мы оба, в унисон, медленно воспаряем в разукрашенной комнате, взлетаем вверх. Нам хочется на волю, сквозь оконные стекла. Там синее небо, облака зовут нас. Увешанные платками стены кружатся вокруг нас, и кружатся наши головы. Цветущие поля, дома, крыши, дворики, церкви все плывет под нами…
— Тебе нравится моя картина?
Ты вдруг опять стоишь на ногах. И смотришь то на холст, то на меня. То отстраняешься, то наклоняешься к мольберту.
— Еще доделать? Или можно оставить так? Скажи, где подправить?
Ты говоришь как будто сам себе. Ждешь и боишься моего ответа.
— Прекрасно. Ты так прекрасно взлетел… Мы назовем это «День рождения». У тебя отлегло от сердца.
— А завтра придешь? Я напишу новую картину… И мы опять будем летать».
Из мемуаров Беллы Шагал (Розенфельд)
«Горящие огни».
При написании использовались источники:
http://www.art-urok.ru/mark_shagal6.htm , http://www.m-chagall.ru/
Источник: https://drakoshkas.livejournal.com/285895.html
Марк Шагал: биография, творчество, личная жизнь и картины художника
Родители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком. Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. Марка Шагала считают своим не только в России и Беларуси, но и во Франции, США и Израиле — во всех странах, где он жил и работал.
Ученик Леона Бакста
Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. Начальное образование он получил дома, как и большинство евреев в то время, изучал Тору, Талмуд и древнееврейский язык. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище.
С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Мэтр еврейского ренессанса был академистом, работал в бытовом и портретном жанре, а его ученик, напротив, склонялся к авангарду.
Но смелые живописные эксперименты юного Шагала настолько потрясли опытного учителя, что тот стал заниматься с молодым художником бесплатно, а через некоторое время предложил юному Шагалу поехать в Петербург и учиться у столичного наставника.
В Петербурге в те годы выпускались авангардистские художественные журналы, проходили выставки современного западного искусства.
В Петербурге он занимался в школе Общества поощрения художников и в студии Говелия Зейденберга, учился живописи у Льва Бакста. В это время формировался художественный язык Шагала: он писал ранние работы в духе экспрессионизма и пробовал новые живописные приемы и техники.
В 1909 году Шагал вернулся в Витебск. Он вспоминал, как бродил по городским улицам в поисках вдохновения: «Город лопался, как скрипичная струна, а люди, покинув обычные места, принимались ходить над землей. Мои знакомые присаживались отдохнуть на кровли. Краски смешиваются, превращаются в вино, и оно пенится на моих холстах».
На многих полотнах художника можно увидеть этот провинциальный городок: покосившиеся заборы, горбатые мосты, кирпичные улочки, старую церковь, которую он часто видел из окна своей мастерской.
Здесь, в Витебске, Шагал встретил свою единственную любовь и музу — Беллу Розенфельд.
Почти на всех его полотнах с женскими образами изображена Белла Розенфельд — «Прогулка», «Красавица в белом воротнике», «Над городом».
Парижские картины на ночных рубашках
В 1911 году Шагал познакомился с депутатом Государственной думы Максимом Винавером, и тот помог художнику выехать в Париж. Тогда в столице Франции проживало много русских художников-авангардистов, писателей и поэтов.
Они часто собирались вместе с зарубежными коллегами, обсуждали новые направления в живописи и литературе. На таких встречах Шагал познакомился с поэтами Гийомом Аполлинером и Блезом Сандраром, издателем Гервартом Вальденом.
В Париже Шагал во всем видел поэтику: «В вещах и в людях — от простого рабочего в синей блузе до изощренных поборников кубизма — было безупречное чувство меры, ясности, формы, живописности».
Шагал посещал занятия сразу в нескольких академиях, параллельно изучая творчество Эжена Делакруа, Винсента Ван Гога, Поля Гогена.
При этом художник говорил, что «никакая академия не дала бы мне всего того, что я почерпнул, бродя по Парижу, осматривая выставки и музеи, разглядывая витрины».
Через год он переехал в «Улей» — здание, в котором жили и работали бедные иностранные художники. Здесь он написал «Невесту с веером», «Вид Парижа из окна», «Я и деревня», «Автопортрет с семью пальцами».
Денег, которые высылал ему Винавер, хватало только на самое необходимое: питание и аренду мастерской. Холсты стоили дорого, потому все чаще Шагал писал на натянутых на подрамники кусках скатерти, простынях и ночных рубашках.
Из-за нужды он продавал свои картины дешево и оптом.
Шагал не вступал в объединения и группы. Он считал, что в его живописи нет направления, а есть только «краски, чистота, любовь».
В сентябре 1913 года издатель Герварт Вальден пригласил Шагала поучаствовать в первом немецком Осеннем салоне. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран.
А через год Вальден организовал персональную выставку Шагала в Берлине — в редакции журнала Der Sturm. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. У художника появились последователи.
Искусствоведы связывают развитие немецкого экспрессионизма в те годы в том числе с живописью Шагала.
Шагал — основатель Витебского художественного училища
В 1914 году Шагал вернулся в Витебск и на следующий год женился на своей возлюбленной Белле Розенфельд. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы.
От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Над картинами в это время Шагал работал нечасто: много внимания приходилось уделять работе и семье. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида.
В редкие моменты, когда Марк Шагал бывал в мастерской, он писал виды Витебска, портреты Беллы, полотна, посвященные войне.
После революции Марк Шагал стал уполномоченным по делам искусств в Витебской губернии. В 1919 году он организовал Витебское художественное училище в одном из национализированных особняков.
Учащиеся школы занимались плакатами с лозунгами, рекламными вывесками, а к годовщине Октября расписывали стены и заборы революционными сюжетами. Марк Шагал создал в училище систему свободных мастерских.
Художники, которые руководили мастерскими, могли использовать собственные методы обучения. Здесь преподавали Казимир Малевич, Александр Ромм, Нина Коган.
Своему старому учителю, Юделю Пэну, Марк Шагал предложил возглавить подготовительное отделение.
Однако в коллективе вскоре возникли разногласия. Школа приобрела супрематический уклон, и Шагал уехал в Москву. В Москве художник учил рисованию детей в колонии для беспризорников, писал декорации для Еврейского камерного театра. Он не оставлял мысли вернуться в Париж, но пересечь границу в то время было непросто.
Иллюстратор Гоголя, Лонга, Лафонтена
Возможность покинуть СССР появилась у Марка Шагала в 1922 году. Для участия в Первой русской художественной выставке в Берлине художник вывез большую часть своих полотен, а потом выехал с семьей. Выставка прошла с успехом. Пресса публиковала о его творчестве восторженные отзывы, издатели выпускали биографию и каталоги картин Шагала на всех европейский языках.
Художник пробыл в Берлине больше года. Он изучал технику литографии — печати рисунков с помощью оттиска.
Весной 1923 года Шагал вернулся в Париж. Картины, которые он оставил в парижском «Улье», пропали. Некоторые из них художник восстановил по памяти, среди них «Торговец скотом», «День рождения».
Вскоре Марк Шагал снова вернулся к литографии. Его друг, издатель Амбруаз Воллар, предложил создать офорты к «Мертвым душам» Николая Гоголя. Сам двухтомник «Мертвых душ» вышел ограниченным тиражом — всего 368 экземпляров.
Это было коллекционное издание: каждая иллюстрация в книге была пронумерована и подписана художником, а бумага ручной выделки защищена водяным знаком Ames mortes — «Мертвые души».
Один комплект гравюр — 96 работ — Марк Шагал подарил Третьяковской галерее.
Художник готовил офорты и к другим книгам: «Басням» Лафонтена, «Дафнису и Хлое» Лонга, автобиографии «Моя жизнь». А иллюстрации к Библии стали началом нового цикла работ, над которым он трудился всю жизнь. Гравюры, рисунки, картины, витражи и рельефы объединились в «Библейское послание» Шагала.
Монументальное искусство Марка Шагала
В 1934 году картины Шагала, которые хранились в музеях Берлина, были публично сожжены по приказанию Гитлера. Сохранившиеся — выставлены в 1937 году как образцы «дегенеративного искусства». Вскоре после этого Марк Шагал покинул Францию и с семьей отправился в США.
В 1944 году он собрался вернуться в освобожденный от немцев Париж. Но в эти дни скоропостижно умерла Белла. Шагал тяжело переживал утрату. Он не писал картины девять месяцев, а когда вернулся к творчеству, создал две работы, посвященные Белле, — «Свадебные свечи» и «Вокруг нее».
После этого Марк Шагал был женат еще дважды. Сначала на американской переводчице Вирджинии Макнилл-Хаггард, — у пары родился сын Дэвид, — а после — на Валентине Бродской.
Художник продолжал иллюстрировать книги, писал фрески и делал витражи для соборов и синагог. По просьбе Андре Мальро, министра культуры Франции, Шагал выполнил роспись плафона в парижской Гранд-опера. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист.
Шагал разделил плафон на цветные секторы, в каждом из которых изобразил сцены из опер и балетных постановок. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов.
Также Марк Шагал создал мозаики для здания Парламента в Израиле, два живописных панно для Метрополитен-оперы в США.
В 1973 году Марк Шагал посетил СССР. Здесь он провел выставку работ в Государственной Третьяковской галерее, после чего несколько полотен подарил Третьяковке и Пушкинскому музею.
В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции — Большого креста Почетного легиона. В конце этого же года, к юбилею Шагала, в Лувре прошла персональная выставка художника.
Шагал скончался в особняке в Сен-Поль-де-Ванс. Он похоронен на местном кладбище в Провансе.
Источник: https://www.culture.ru/persons/8917/mark-shagal
Шагал: от поэзии к картинам
Марк Шагал – художник, поэт, прозаик, мастер.
B Шагала-художника вдохновляли поэты, и сам мастер
писал стихи и щемящую, поэтичную прозу.
Марк Шагал, «Синий цирк».
«…я начал писать стихи. Словно выдыхал их.
Слово или дыхание — какая разница?..»
— Марк Шагал
Марк Захарович Шагал Петух XX
…Ведь кто-то есть, кто нам дарует жизнь.Ведь кто-то есть, Кто нам назначил смерть.Ведь он бы мог помочь мне, чтоб картина
моя светилась радостью…
Марк Шагал
Марк Шагал Продавец скота
Когда я открываю утром глаза, мне хочется увидеть мир более совершенный,мир любви и дружественности, и уже одно это способно сделать мой день
прекрасным и достойным бытия.
Марк Шагал
Марк Шагал Падение Икара XX
«Жизнь Шагала в том, чтобы рисовать. Эта страна невесомости, где человек ничемне отличается от птицы, а осел живет на небесах, где любая вещь превращается вцирковое действо и где очень удобно ходить на голове, не нуждается в объяснении…В творчестве Шагала своя диалектика, единственным примером которой я признаю
„Сон в летнюю ночь“ Шекспира».
Луи Арагон
Марк Шагал К моей невесте XX
Ты волосы свои несешьнавстречу мне, и я, почуятвой взгляд и трепет, тела дрожь,тебя опять спросить хочу я:где давние мои цветыпод хупой свадебной, далекой?Я помню: ночь, и рядом ты,и в первый раз к тебе прилег я,и погасили мы Луну,и свечек пламя заструилось,и лишь к тебе моя стремилась
любовь, тебя избрав одну.
И стала ты женой моейна годы долгие. Сладчайшей.Дочь подарила — дар редчайшийв наиторжественный из дней…Благодарю, Господь высот,
Тебя за день, за месяц тот.
Марк Шагал. Жена
Марк Шагал, «Красный конь». 1938−44гг
Работы художника, прожившего 97 лет, созданы на разных континентах и
хранят в себе яркие события 20 века.
Обратная сторона художественных работ Шагала — его собственные стихи и проза, эссеи воспоминания. Красоте слова вторит красота линий и цвета, фигуры на полотнах
причудливы и ярки — и слова в стихах создают выразительные образы и пейзажи.
Марк Шагал «Авраам и три ангела». 1940−50гг
Отец…Он снова мне явилсяво сне, собравшись в землю лечь.Об избавлении молился,о том, чтоб ношу скинуть с плеч…Его убил холодный меч.…Ты ждал чудес, ты ждал и плакал,тряс в синагоге бородой.Авраам, Исаак и нежный Иаковвнимали сердца голос твой.Не покладая рук разбитых,
всю жизнь трудился ты —
затем,чтоб нас вскормить, детей несытыхсреди пустых и бедных стен.Твое наследство — ах как зыбко:твой дух, которым я пропах,твоя — в чертах моих — улыбка,
и сила — в двух моих руках…
Марк Шагал. Наследство
Марк Шагал. «Дон Кихот». 1974
Смеясь, как куклу нарядили,Смеясь, играли верных слуг,Смеясь, меня и проглотили…
И — вон как весело вокруг!
Марк Шагал. Старый король
Марк Шагал Танец
Художник вспоминал, что Владимир Маяковский подарил ему свою книгу с
такой дарственной надписью:
«Дай Бог, чтобы каждый шагал, как Шагал».
Мастер посвятил серию работ Владимиру Маяковскому. А Гийом Аполлинер
и Блэз Сандрар посвятили свои стихи Марку Шагалу.
Марк Шагал. Лестница Иакова
Я по миру хожу как в лесу —на руках и ногах.С дерева лист опадает,во мне пробуждая страх.
Я рисую все это, объятое сном,а потомснегопад засыпает лес — картину мою,потусторонний ландшафт,где ядавно уже, долгие годы стою.И жду, что обнимет меня нездешнее чудо,сердце согреет мое и прогонит страх.
Ты появись, я жду тебя — отовсюду.И об руку, ах,
мы с тобой полетим, поднимаясь по лестнице Иакова.
Марк Шагал, «Лестница Иакова». 1973
Марк Шагал, «Пара в голубом пейзаже». 1968−71гг
Я помню:ночь и рядом ты,и в первый раз к тебе прилег я,и погасили мы Луну,и свечек пламя заструилось,и лишь к тебе моя стремилась
любовь, тебя избрав одну…
Марк Шагал. «Желтое распятие». 1942
Если бы солнце сияло мне по ночам!Сплю — в красках намокший, в кровати моейиз картин,и ты, ногою заткнув мне рот,дышать не даешь, меня душишь.Просыпаюсь — в страданьяхвстающего дня и в надеждахнепрорисованных,не воплощенных пока еще в цвете. Бегунаверх, к просохшим кистям,тамя распят с утра, как Христос,
там себя пригвождаю к мольберту. …
Марк Шагал. Картина (отрывок)
Марк Шагал, «Лиса и виноград». 1926−27гг.
Марк Шагал «Мечта». 1927
Марк Шагал Синий дом
Ты помнишь ли меня, мой город,мальчишку, ветром вздутый ворот.Река, из памяти испей-каи вспомни въявь юнца того,что на твоих сидел скамейкахи ждал призванья своего.Там, где дома стоят кривые,где склон кладбищенский встает,где спит река — там золотыеденьки я грезил напролет.А ночью — ангел светозарныйнад крышей пламенел амбарнойи клялся мне, что до высот
мое он имя вознесет…
Марк Шагал. Ангел над крышами
Марк Шагал, «Зеркало». 1915
Марк Шагал Еврей в красном 1915
Марк Шагал Белла в белом воротничке XX
«…Она молчит, я тоже. Она смотрит — о, ее глаза! — я тоже. Как будто мы давным-давнознакомы и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь и что со мнойбудет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее впервый раз.И я понял: это моя жена.
На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа…»
Из книги Марка Шагала «Моя жизнь».
Марк Шагал День рождения 1915
Марк Шагал Дом в местечке Лиозно 1908
«…Одни более, другие менее одаренные, ученики Бакста хотя бы видели дорогу, по которойидут. Я же все больше убеждался, что мне надо забыть все, чему меня учили раньше.Я принялся за работу. Итак, занятие в студии. Обнаженная натура, мощные розовые ногина голубом фоне.Среди учеников графиня Толстая, танцовщик Нижинский.
Я слышал о Нижинском как о незаурядном танцоре, которого уволили из Императорскоготеатра за слишком смелые постановки. Его мольберт рядом с моим. Рисует он довольнонеумело, как ребенок. Бакст, проходя мимо него, только улыбается и похлопывает егопо плечу.А Нижинский улыбается мне, как бы поощряя дерзость, которой сам я не сознавал.
Это сближало нас…»
Из книги Марка Шагала «Моя жизнь».
Марк Шагал Влюбленные в сирени XX
«…Едва научившись говорить по-русски, я начал писать стихи. Словно выдыхал их.Слово или дыхание — какая разница? Я читал их друзьям. Они тоже писали, норядом с моей их поэзия бледнела…Мне хотелось показать мои стихи настоящему поэту, из тех, кто печатается в журналах.
Попросить скульптора Гинцбурга отдать их на суд одного из довольно известныхпоэтов, с которым он был знаком, я не решался. Когда же заикнулся об этом (а чегомне стоило раскрыть рот!), он забегал по мастерской между статуй, крича:
— Что? Как? Зачем? Художнику это не пристало.
Ни к чему! Не дозволено! Незачем!
Я испугался, но сразу и успокоился. Действительно, незачем. Позднее, познакомившисьс Александром Блоком, редкостным и тонким поэтом, я хотел было показать стихи ему.Но отступил перед его лицом и взглядом, как перед лицом самой природы.В конце концов я куда-то засунул и потерял единственную тетрадь моих юношеских
опытов…»
Из книги Марка Шагала «Моя жизнь».
Марк Шагал Юдель Пэн, учитель Марка Шагала. 1914
Сквозь времена и расстояньяко мне спешит учитель мой:— Тебе я отдал свои знанья,теперь ко мне ты — ни ногой…Нет моего учителя, его бородки нет,мольберта нет. Его убил злодей, явясь украдкой.
И утащила черная лошадканавеки ребе старого, куда-то на тот свет.Погасла лампа, и туманвошел, и дом стоит померкнув,через дорогу — истуканзастыл, на палку запертая церковь.
Твои портреты — местные евреи —лежат в грязи, по ним хвостом метет свинья…И горько я, учитель, сожалею,
что одного оставил там тебя.
Марк Шагал. Первый учитель
Марк Шагал Обрученные и Эйфелева башня 1913
«…Никакая академия не дала бы мне всего того, что я почерпнул, бродя по Парижу,осматривая выставки и музеи,разглядывая витрины. И даже толкаясь на рынке, гдепо бедности покупал всего лишь кусок длинного огурца.
В вещах и в людях — отпростого рабочего в синей блузе до изощренных поборников кубизма — было безупречноечувство меры,ясности, формы, живописности; причем в работах средних художниковэто проступало еще отчетливее.
Возможно, никто острее меня не ощутил, как велико, чтобы не сказать непреодолимо,было расстояние, отделявшее до 1914 года французскую живопись от искусства других
стран. По-моему, за границей вообще об этом не задумывались…»
Из книги Марка Шагала «Моя жизнь»
Марк Шагал. «Синий скрипач». 1947
Я сын Твой, ползать рожденный на земле.Ты дал мне краски в руки, дал мне кисть,а как Тебя изображать — не знаю.Вот это небо? Землю? Свое сердце?Руины городов? Горящих братьев?Глаза слезами полнятся — не вижу,куда бежать, к кому лететь.Ведь кто-то есть, кто нам дарует жизнь.Ведь кто-то есть, Кто нам назначил смерть.Ведь он бы мог помочь мне, чтоб картина
моя светилась радостью…
Марк Шагал. «Я сын Твой…»
Источник: artchive.ru
Источник: https://ngasanova.livejournal.com/1595051.html