Борис Замиховский: Выставка Шагала «Жизнь, любовь, изгнание». После которой я нашел подход к рассмотрению картин Шагала
Несмотря на то, что картины Марка Шагала стали для меня значительно понятнее, они остаются загадочными, таинственными и в чем-то даже более интересными.
Борис Замиховский
Посвящается моим благодарным слушателям Арнольду и Маре Левиным
Мне повезло побывать на выставке работ Марка Шагала «Жизнь, любовь, изгнание» в Еврейском музее на Манхеттене в декабре 2013 года.
К работам были даны хорошие комментарии, которые подтолкнули меня к углублённому рассмотрению его картин, и написанию этого эссе, а также к желанию рассказать, подсказать, дать какой-то ключ к рассмотрению полотен зрителю мало знакомому с жизнью и творчеством Шагала.
Выдающийся художник Марк Шагал ( урождённый Мойше Хацкелевич Сегал) родился 24 июня (6 июля) 1887 года в городе Витебске. Шагал умер 28 марта 1985 году на юге Франции в возрасте 97 лет. Он стал одним из самых известных представителей художественного авангарда ХХ века и одним из основателей новой художественной традиции еврейского народа.
Если за право называться родиной Пикассо спорят по сей день Франция и Испания, то от права считать Шагала своим художником отказывались и Россия, называя его французским художником, и Франция, называя его русским.
Шагала не признавали своим и евреи. Кое— кто утверждал, что он отрёкся от еврейства, ставя ему в упрёк многочисленные фигуры распятого Иисуса Христа на его полотнах. Однако, Шагал никогда не отрекался от еврейства.
Среди его монументальных работ последнего периода жизни вместе с росписью плафона Парижского оперного театра есть росписи в здании Кнессета в Иерусалиме, с полотнами для Metropoliten Opera — витражи в синагоге Хадассы.
Уже в древности в еврейской традиции было принято оценивать человека по его поступкам, по его делам. В действии открывается истинный смысл жизни человека.
В еврейской традиции есть положение, что человек рождается на свет с определённой высокой, богоугодной миссией.
Шагал говорил, что его миссия, его молитвы, его действия в служении Богу — это его работа, его картины! Судить об его еврействе нужно по его работам!
Вторым популярным упрёком, в том числе среди русско-язычных евреев, является «непрофессионализм, примитивность рисунка, странность выбора красок для картин –«какая-то мазня», «некрасивость» его работ».
В 1909 году Шагал впервые выехал во Францию, — «Мекку» художников Европы. В конце XIX века и начале XX там произошла революция в изобразительном искусстве.
От классического искусства отделились новые направления: импрессионизм, примитивизм, символизм, модернизм и прочие. Эти течения объединили единым названием — «Авангард».
Художниками новых направлений работы Шагала были приняты и признаны.
Да, в них был примитивизм , не было искусно выстроенных перспектив, а многие фигуры и предметы были выписаны без соблюдения масштаба. Но это можно было найти и у других художников. Да, он экспериментировал с красками в своих работах, то же делали импрессионисты.
Ценность работ Шагала в другом: это не просто рисунки, а картины, несущие некие смыслы, даже цвета красок на его полотнах несут определённые идеи. Его можно назвать отчасти символистом и, конечно, он был частью знаменитого движения авангарда в изобразительном искусстве. Однако, Шагал — отдельное замечательное явление в живописи.
В «некрасивости» обвинили его и Гитлер с Геббельсом. Они, перед уничтожением работ модернистов, организовали выставку так называемого «дегенеративного искусства» из их работ. На этой выставке были представлены и работы Шагала.
Значительную часть своего детства Марк Шагал провёл в маленьком местечке Лиозно в 40 км. от Витебска в доме деда, типичном доме семьи хасидов, а хасиды — представители наиболее «живой» ветви иудаизма, как я теперь понимаю. Хасиды не застыли, а продолжают развивать религию в ширину и глубину. Духовными лидерами иудаизма в XX веке стали именно руководители Любавичских хасидов.
Хасиды верят в возможность приближения к Богу с помощью посвященности ему, с искренней страстью, даже экстазом. Достижению экстаза помогает музыка, пение, танцы, даже напряженная цирковая акробатика, различные формы страстного творчества. Для Шагала страстным творчеством оказалось рисование. Вероятно, этим объясняются бесчисленные скрипки, скрипачи и циркачи на полотнах Марка Шагала.
Одной из отличительных черт хасидов является призыв к радости в обычной жизни. Это о танцующем хасидском ребе сложена популярная песня на идиш. Вероятно, отсюда жизнерадостность на полотнах Шагала.
Жизнь в религиозном понимании — игра Божественного Промысла с равнозначностью «высокого» и «низкого». Не только люди, но и все животные, все предметы являются творениями божьими, содержащими в себе искры божественного огня.
Да, в еврейской религии животных делят на «чистых» и «нечистых». Во искупление собственных грехов в жертву приносили только чистых животных — ещё один повод испытать сочувствие им.
На полотнах Шагала вы найдёте только чистых животных.
Рассматривая работы Шагала, в глаза бросается их сходство с детскими рисунками. В голову приходит такая картина: мальчишке на день рождения подарили блокнот, карандаши и примитивные краски.
(я сам в детстве получил такой подарок). И на вопрос, а что рисовать, даритель щедро предложил: «Рисуй всё, что хочешь, рисуй жизнь!».
И мальчик начал рисовать жизнь — дома своего местечка, соседей, домашних животных, птиц.
На небольшом куске бумаги ребёнок старался отразить весь окружающий мир – не только людей, животных, но и… музыку, и… свой внутренний, духовный мир, свои радости, печали. Для него понятие «душа», которая может отделиться от тела и летать, была привычным понятием. «Душа», искра есть во всех творениях Бога.
Для него душа — это тот же человек или предмет, только не подчиняющийся законам тяготения.
У Шагала люди, животные, предметы могут свободно летать! Вот на его картине «День рождения» душа влюблённого юноши, только что подарившего замечательный букет жене, рванулась в полёт, но тут же развернулась, (а тело так не может) чтобы шепнуть любимой нежное слово не ушко, от которого и её душа поднимается в полёт.
День рождения (1915 год)
Стремление передавать не только реально видимые вещи стало одним из его творческих кредо.
Однако, главное место, где ребёнком Шагал мог видеть работы настоящих художников, были православные храмы. Образ распятого Христа, как символ мученичества, вошел в душу ребёнка.
В то время люди жили достаточно бедно, даже голодно. Чтобы выживать, семьи на селе, в том числе семья родных Шагала, держали домашних животных. (Естественно, они не держали свиней, как еврейские семьи. Я не встречал изображения свиней, даже поросят на его полотнах.)
В семье Шагала очень тепло относились к домашним животным — козам, курам и особенно корове. Она была любимицей, кормилицей, настоящим членом семьи. Марк даже написал лирическое стихотворение, посвященное корове.
На картинах Шагала корова частый персонаж — то ей дарят цветы, а то она гуляет под зонтиком. Корова — символ доброты, самоотдачи, чистоты и невинности.
Все домашние животные перекочевали с их сельского двора на его детские рисунки, а потом и на полотна уже зрелого художника.
Есть ещё один частый персонаж сельского двора на полотнах художника — птица, главным образом петух. По мнению многих критиков он является символом боевого, мужского начала. Действительно, петух выглядел хозяином, королём в курятнике и на птичьем дворе.
Образ петуха в религии связывают с началом чего-то нового, с символом очистительного огня. В Иудейской традиции петух важная фигура в ритуале искупительной жертвы.
Кроме этого, петух со своей яркой окраской выглядел иностранцем, инопланетянином на сером сельском дворе. Во Франции петух является национальным символом и , возможно, Шагал вспомнил петуха своего детства, за которого ему не было стыдно перед его галльским собратом.
Шагал сам уподобился такому петуху, когда нарядился в красные галифе, заняв во время революции пост уполномоченного Коллегии по делам искусств Витебской губернии. Между прочим, он был деятельным революционером — организовал грандиозный праздник в годовщину революции и художественную школу, куда пригласил работать больших художников , в том числе Малевича.
Есть на полотнах Шагала и рыбы, в том числе и летающие. У их появления есть два
повода. Согласно еврейским пророчествам, второе пришествие Мессии должно произойти в месяц Рыб. С другой стороны, отец Шагала работал, как теперь говорят, в рыбном бизнесе.
Часто рыба выступает как символ свободы. Она может свободно плавать по направлениям всех трёх осей координат. Рыба ещё являются символом плодовитости и общности мужского и женского начала.
Ещё один элемент бытия из детства стал важен для будущего творчества художника -это цирк.
Приезд цирка в маленький город был событием огромного культурного масштаба, особенно для детей, и особенно для талантливого ребёнка с развитым воображением.
Между прочим, цирк играл большую роль в культурной жизни и европейских стран. Цирку посвятили свои работы пуантилист Жоржа Сёра, Пабло Пикассо, Тулуз Лотрек.
Вероятно, Шагал, как и множество детей, мечтал тоже стать клоуном, акробатом. Он открыл для себя, что мир выглядит по-другому, если смотреть на него встав на голову, или лёжа на боку, или с большой высоты.
Он , вероятно, как и все мальчишки, любил залезать на высокое место, на крышу, а может и на колокольню собора, который мы видим на его картинах. Он часто изображает землю и её обитателей с высоты птичьего полёта.
В дальнейшем цирковое начало , выражающееся в перевертывании всего с ног на голову, в преодолении земного тяготения , в связи комического и космического, будет частым гостем на полотнах Шагала.
Есть ещё один удивительный образ на полотнах Марка Шагала — это рука. У этого образа тоже два источника. В еврейской традиции существует рука Бога, несущая благо, защиту. Для творческого человека рука — важнейший инструмент любого творчества.
Шагал хотел, чтобы зритель услышал музыку, музыкальный аккомпанемент к сюжетам его картин. Чаще всего это традиционный инструмент клейзмерских музыкантов — скрипка. Иногда к скрипке приложена рука, возможно, Бога, возможно, Мессии. В любом случае рука творца.
Есть у Шагала несколько картин с изображением уличного скрипача.
Его музыканты, главным образом скрипачи парят над крышами домов. Этот символ с полотен Шагала пошел и в название, суть мюзикла «Скрипач на крыше» и замечательную песню.
На этой картине есть день и ночь. Скрипка красного цвета символа энергичного, жизнерадостного настроя и желтая, как живое существо. На лице скрипача черная краска — знак горя, и зелёная — знак жизнелюбия его мелодий. Он самозабвенно парит над местечком, над городом. Под его музыку воспаряет ещё чья-то душа на заднем плане.
Уличный скрипач (1912-13 год)
Огромное значение в картинах Шагал придаёт цвету, который является одним из главных героев и агентов смысла в его картинах. Как символист он использует и цвета в качестве символов. Шагал интересовался и знал значение цветов в христианской живописи и русской иконописи.
В одной статье приводится такое толкование цветов на его полотнах.
Зелёный — цвет травы, деревьев, природы, жизни и обновления. Это и цвет любви к жизни. На его полотнах зелёным может быть не только трава, деревья, но могут быть части лица, части тела человека или животного.
Красный цвет — цвет огня, крови, мучений, но в его полотнах чаще означает ЖИВОТВОРЯЩУЮ силу, энергию и душевное тепло.
Синий и голубой цвет в христианской религии — это цвет Богоматери, объединяющий в себе всё земное и небесное. Они ещё и символизируют бесконечность неба, океана и вечный мир.
Шагал рисует синим и фиолетовым ушедшую, но незабытую любимую жену Беллу.
Желтым цветом он пользовался, чтобы выделить живое тело.
Белый цвет символизирует чистоту, простоту, невинность и СВЯТОСТЬ. Но белый цвет есть и сумма всех остальных цветов.
Коричневый — это цвет земли, праха, всего тленного, временного.
Черный — цвет зла, горя, смерти, но и символ тайны.
Необходимо обратить внимание, что часто лица, тела закрашены цветом не полностью, там художник оставил островки белого цвета, чтобы передать возможность изменения настроения, состояния души героя.
Рисуя свой мир не под надзором опытного художника, самоучка вырабатывал своё представление о композиции. И поскольку он хотел написать, рассказать как можно больше об окружающем мире, то он добавлял образы на оставшемся пространстве своих рисунков.
Исходя из творчества Шагала следует, что его раннее детство и даже отрочество были счастливыми периодами в его жизни, когда он был окружен заботой и любовью в семье. Окружающий мир его детства, прочно вошел в художественный мир великого художника, возможно, как ностальгия, но и своеобразная форма философского осмысления жизни. Вероятно, отсюда жизнеутверждающий оптимизм Шагала.
Надо отметить, что в искусстве еврейского народа тогда ещё не сформировалась своя развитая художественная традиция из-за закона: «Не сотвори себе кумира». Одним из положений традиции был отказ от рисования людей, вещей. Однако, в еврейской культуре хорошо разработаны литературные традиции. Связь любого творчества со «словом», сформировалась естественно с древних времён.
Каждый ребёнок изучал Тору и усваивал идеи изучения, обсуждения, обозначения идей, смыслов, даже неоднозначность смыслов литературных образов. Шагал постарался эти обозначения смыслов перенести на свои полотна. Одним из таких образов являются старинные дедушкины часы, выражающие важность категории времени, свойственное еврейской ментальности.
Другой пример. Рог в Библии — эмблема могущества, чести и славы. Часто на его полотнах ангелы трубят в рог или фанфары.
Кроме бытового отражения жизни евреев и еврейского местечка, в творчестве Шагала отразились и религиозные традиции еврейского народа. Отразилась и традиционная определённая значимость, символизм художественных образов и даже их многозначность. Отразилась и традиционная еврейская иррациональность, невольно раздражающая множество зрителей.
Вот разбор нескольких ярких и характерных работ Марка Шагала с этой выставки.
«Juggler» -жонглёр, хотя что в переводе с английского означает фокусник. (в других источниках — акробат.) то есть в этой картине Шагал создал образ человека цирка.
Это фигура с телом атлета и головой птицы. За его спиной раскрыты крылья, как у ангела, ведь его можно тоже считать посланцем Бога, чтобы украсить серую, однообразную жизнь людей. Его правая мощная, босая нога опирается на землю родного местечка Шагала с покосившимися домиками.
Однако, нижняя зона окрашена красным цветом, цвет доброй энергии на его полотнах. Такого же, даже более красного цвета, кисть правой руки циркача, предназначенной творить чудеса. Через эту руку перекинуты гибкие, как на полотнах Дали, знаменитые дедушкины часы — символ власти и безвластия времени.
Вторая нога циркача поднята перед грудью, но она деликатно уменьшена в размере и наряжена в маленькую туфельку.
На правой стороне тела видим музыканта, играющего на скрипке. Он нарисован на зеленом фоне, который Шагал часто использует для обозначения природной радости, благополучия. Таким же цветом окрашен головной убор циркача. Ведь в голове его должна быть радость, которую он старается нести людям.
Чтобы у зрителя не было сомнения, что картина про цирк, он помещает внизу посреди местечка на красном фоне цирковую арену и девушку, несущуюся по ней на лошади. В правом верхнем углу картины другая девушка раскачивается на цирковой трапеции. Эта девушка окрашена в голубой цвет, который на полотнах Шагала часто означает грусть.
Наверное, девушка, рискующая здоровьем, жизнью, должна вызывать сочувствие.
Если тема цирка представлена в работах многих художников, то тема заключения брака и любви в браке, разработанная Шагалом по-своему уникальна в изобразительном искусстве.
Жонглер (1943 год)
Вторая картина, которую я хочу разобрать — это картина «Падение ангела». Так объясняли себе религиозные люди катастрофы. В центре картины огромный красный ангел, падающий вниз головой. Эта беда сбивает с ног человека в верхнем углу. Под ним нарисован пожилой еврей, чьей заботой является спасение свитка Торы.
Рядом с ним маленький диск солнца, символ маленькой надежды в больших катастрофах. Под ним желтоватый телёнок — символ непобедимой жизни и синяя скрипка со смычком — образ живой, но печальной музыки. В правом нижнем углу местечко, на которое обрушивается беда. Над ним фигура распятия — символ невинного страдания, мученичества.
Справа от распятия два символа надежды — высокая свеча и красная Мадонна с младенцем, которой не может повредить огненный ангел.
Падший ангел (1923-33-47 гг.)
Несмотря на то, что картины Марка Шагала стали для меня значительно понятнее, они остаются загадочными, таинственными и в чем-то даже более интересными.
Библиография
Википедия.
Еврейская электронная энциклопедия.
Мэри Либина. Элементы еврейской национальной традиции в творчестве Шагала.
Корнелия Ичина. Об источниках божественной традиции в творчестве Марка Шагала.
Источник: http://club.berkovich-zametki.com/?p=10568
«Скрипач на крыше»: Марк Шагал в музыке и цвете
Марк Шагал и сам учился когда-то играть на скрипке, он любил слушать, как играет на скрипке его дядя Ноах, который и стал прототипом скрипача на различных полотнах, в том числе и на знаменитой работе художника «Скрипач на крыше»
В понедельник, 2 мая 2016 года состоится первый концерт из серии «Музыка и цвет», которую инициировал и подготовил симфонический оркестр Ашдода и пианистка Ирина Фридланд. Концерт состоится в центре искусств «Монарт» в Ашдоде в 20:00.
«Скрипач на крыше» — это музыкальный концерт, проходящий «на фоне» картин Марка Шагала, в течение которого музыканты-исполнители и участники концерта объяснят связь художественного искусства и музыки. Дирижер: Реувен Мозес.
В программе: произведения Моцарта, Прокофьева, Брамса, хасидские напевы и отрывки из мюзикла «Скрипач на крыше» Джерри Бока.
Мы все знаем Шагала, как великого художника, но далеко не все осознаем, насколько музыка повлияла на его творчество.
Сам Шагал в своих воспоминаниях так выражал свою любовь к музыке и влияние музыки на него самого: «Цвет – это весь мир! Цвет волнует душу не меньше, чем музыка!»
Любимым композитором Марка Шагала был Моцарт. Именно ему он посвятил несколько из своих работ.
На концерте 2 мая в центре «Монарт» в Ашдоде пианистка Ирина Фридланд постарается ответить на вопрос, почему именно музыка Моцарта так сильно повлияла на Шагала и какой след в целом музыка отразила на творчестве великого художника.
Марк Шагал и сам учился когда-то играть на скрипке, он любил слушать, как играет на скрипке его дядя Ноах, который и стал прототипом скрипача на различных полотнах, в том числе и на знаменитой работе художника «Скрипач на крыше».
Этот концерт, как и последующие концерты нового цикла «Музыка и цвет», будет сопровождаться проецированием на экран картин и анимационных фильмов.
Следующие подобные концерты этого цикла будут посвящены творчеству Рембрандта и его влияния на музыку Баха.
На очередных встречах можно будет увидеть и услышать, как музыка Чайковского перекликается с работами русских художников, как связана музыка Моцарта с искусством 18 века и многое другое.
Ирина Фридланд, пианистка и ведущая
Пианистка, солистка, исполнительница камерной музыки и лектор. На протяжении своей карьеры Ирина выступала на лучших сценах Европы, Америки и Дальнего Востока. В Израиле она выступала в качестве солистки с лучшими оркестрами, записала сольные концерты для радио «Коль а-музыка» и выпустила несколько дисков, имеющих большой успех среди любителей классической музыки.
Источник: http://www.isrageo.com/2016/04/21/shagal-4/
Известные картины Марка Шагала
Знаковые труды знаменитого мастера в различных направлениях изобразительного искусства.
Картины Шагала
Марк Захарович Шагал (1887–1985) был русско-французским художником, который работал в различных направлениях искусства, но наиболее известен своей карьерой именно в качестве живописца. Многие критики и историки называют его «квинтэссенцией еврейского художника 20-го века». Произведения Шагала поражают воображение и сочетают кубизм, фовизм и другие абстрактные стили.
Белла с белым воротником
Марк неоднократно рисовал свою возлюбленную и жену — Беллу Розенфельд, дочь богатого русского ювелира. Данный портрет является самым известным образом этой девушки, в котором у ног героини изображены две маленькие фигурки. Предположительно, это автор работы и их дочь Ида.
Посвящение Аполлинеру
В 1910 году Шагал переехал в Париж. По мнению историков и биографов художника, это лучший период творчества в его карьере. Картина «Посвящение Аполлинеру», созданная в это время, вероятно, самая загадочная работа мастера. Отправной точкой при создании произведения послужило восхищение Шагала творчеством Гийома Аполлинера, чья поэзия часто воплощала в себе традиции и современные идеи.
Скрипач
Картина изображает внутреннюю борьбу человека, его смятенное душевное состояние. Это выражается в ряде элементов, в том числе, в цвете. Картина с подчеркнутым религиозным и культурным подтекстом легла в основу известного и популярного мюзикла «Скрипач на крыше» (1964 год).
Прогулка
Созданная в атмосфере восторга и счастья от свадьбы с Беллой Розенфельд, эта работа преисполнена свободой и оптимизмом, которые испытывает автор. В произведении сочетаются элементы кубизма и футуризма, а созданный волнующий образ делает «Прогулку» одной из самых романтичных картин Марка.
Автопортрет с семью пальцами
Среди ранних автопортретов числятся и первые работы в стиле кубизма. Автопортрет демонстрирует художника, работающего над произведением. Характерной особенностью картины стало изображение художника с семью пальцами.
Возможно, это указание на трудности, с которыми автор сталкивается во время творческого поиска.
В окне изображена парижская Эйфелева башня, в то время как Витебск, родина Шагала, представлена в сюрреалистической манере в творческой студии, что создает некоторый конфликт.
Цирковая лошадь
Марк Шагал любил цирк и говорил, что цирковые артисты помогают двигаться к новым горизонтам. Посещение представлений стало одним из любимых занятий художника с первых лет пребывания в Париже. «Цирковая лошадь» — одна из самых известных картин на цирковую тему.
Париж через окно
Картина, особенно фрагмент с Эйфелевой башней, вдохновлена ранним кубизмом и творчеством товарища мастера — Роберта Делоне. В центре композиции — двуликий человек, наблюдающий из окна за мнимыми и реальными образами, которые отражают жизнь художника во Франции и в России.
Невеста
Поразительным свойством работ Шагала была его способность привлечь и удержать внимание зрителя, захватить его воображение через использование цвета. Героиня картины одета в яркое красное платье, а контраст с холодным голубым и серым фоном создает ощущение того, что она готова покинуть холст.
Белое распятие
Эта работа на религиозную тему является одним из самых критикуемых шедевров Шагала. Картина посвящена страданиям Иисуса Христа и еврейского народа. Белое распятие удивительно отличается от живых и абстрактных работ художника. Интересно отметить, что это любимое произведения папы римского Франциско.
Я и деревня
На пике карьеры Шагал создает необычную картину, которая изображает мужчину и козу, уставившихся друг на друга. Полотно насыщено образами русского пейзажа и связанного с народными сказками символизма. Дерзкий и причудливый стиль, идея произведения делают его заметной новаторской работой того времени, а также знаковым трудом в творчестве Шагала.
Загрузка …
Источник: https://artrue.ru/style/abstract/izvestnye-kartiny-marka-shagala.html
Топ-10 самых известных картин Марка Шагала
Живопись всегда привлекала людей своей разнообразностью, красотой отображения мира или, наоборот, уменьшением его совершенства. Художники и их произведения являются отображением эпохи, зеркалом жизни определённых лет.
Сегодня мы поговорим об очень известном человеке, который был не только художником, но и поэтом, сценографистом и иллюстратором, Марке Захаровиче Шагале (7 июля 1887 — 28 марта 1985), а именно о его выдающихся картинах.
10
Зелёный скрипач
Для Шагала, который был евреем, образ скрипача играл важную роль в жизни. Ведь у этого народа скрипач является незаменимым атрибутом на свадьбе, дне рождения ребёнка и похоронах. В своей работе «Зелёный скрипач» художник продемонстрировал весь жизненный цикл человека. Картина была написана в 1923–1924 годах в США.
9
Прогулка
Полотно изображает самого художника с его женой Беллой. Её часто можно увидеть на картинах Шагала, и данная работа является частью триптиха, на каждой из которой художник изображает свою жену. Работа была написана в 1917–1918 годах и демонстрирует уход от обыденности жизни, полет души и неразрывность сердец.
8
Падение ангела
Эту картину художник начал писать ещё в 1920 году, но закончить смог лишь в 1943 в Америке. К созданию шедевра его подвигли катастрофические события, происходившие в то время. На картине мы видим падающего ангела Люцифера, которого изгнал Бог.
7
Я и деревня
Эта работа фактически не имеет повествования. Можно только предположить, что на переднем плане полотна справа изображён сам Шагал – городской житель, который тоскует по тишине и умеренности деревенской жизни.
6
Обнажённая над Витебском
Шагал, нарисовал эту картину спустя 13 лет после того, как покинул родной Витебск. Он почти точно изобразил городской пейзаж, а ещё добавил обнажённую женщину, намекая на то, как сильно он любит город.
5
Окно на даче
Смотря на этот холст, сразу создаётся впечатление, что ты находишься в доме, на даче у лирических героев. Эта работа была написана в счастливые годы художника и на ней мы, как раз, наблюдаем его с супругой Беллой.
4
Часы
Данное полотно так и намекает на быстротечность людской жизни. Слева мы видим маленького человечка у окна, который наблюдает за вечностью мира, а возле него очень большие часы, отсчитывающие минуты и не оставляющие ни малейшего шанса.
3
Большой цирк
В 1968 году художник написал картину «Большой цирк». Здесь мы видим привычную для нас цирковую арену, однако действо происходит за её пределами. Над зрителями и цирком возвышается ангел в колпаке, жертвенное животное с киотом для свитков Торы, и над всем этим возвышается рука Демиурга с циркулем.
2
Юбилей
Данная картина была написана Шагалом в 1923 году. Считается одной из лучших его работ. В 1990 году её продали за 13,5 миллиона долларов. Изображает милый мещанский быт, чувства, надежду, а также молодость и любовь. На ней даже коврик и патефон смотрятся романтично.
1
Над городом
Здесь опять мы видим Беллу – жену Шагала и его любимый город – Витебск. Двое воспарили над городом, их любви нипочём земное притяжение и бренность жизни. На этой картине художник вновь совмещает высокое и обыденное, что является его отличительной чертой, придающее индивидуальность его творчеству.
Любовь и вера – главные темы картин Марка Шагала. Любовь призывала его писать, творить, рисовать… Ему хотелось «летать», но он и никогда не забывал куда движется.
Источник: https://decem.info/top-10-samyh-izvestnyh-kartin-marka-shagala.html
О портрете марка шагала, написанном юделем пэном
Хотите верьте, хотите нет, но такая примета существует: если сфотографироваться рядом со знаменитым портретом работы Юделя Пэна, на котором изображен его ученик Марк Шагал, то в скором времени окажешься в Париже.
Возможно, именно из-за этого чудесного обстоятельства небольшой холст так долго прятали в музейных запасниках. Будь на этом полотне написан кто-то другой, то и не задерживались бы зрители, не улыбались, не задумывались.
Не стань он в скором времени великим художником, мы проходили бы мимо этого полотна, не останавливаясь перед ним надолго.
Мы глядим на этот портрет, зная будущее. Зная тысячи подробностей его биографии, сотни картин, рисунков, скульптур, росписей, витражей и мозаик… Зная его стихи. Но, ясное дело, мы знаем его имя и фамилию — Марк Шагал! Именно этим так притягивает наше внимание голубоглазый мужчина в шляпе, камзоле, перчатках.
Летом 1914 года Марк Шагал приехал из Парижа в свой Витебск — проведать родных. Естественно, встретился и со своим постаревшим учителем. Тот предложил любимому ученику позировать для портрета, а пока будет идти работа, так они обо всем смогут поговорить. Думаю, они наговорились вдоволь. Шагал был общительным и хорошим рассказчиком.
Писался портрет несколько сеансов. Может, учитель и хотел продолжить работу дальше, но у Марка Шагала не было времени. Он был молод, полон всяких задумок, а потому портрет и остался недописанным. В Витебск он приехал не только повидать родных, но и встретиться с Беллой, в которую был влюблен.
Возможно, сразу же из мастерской учителя он спешил к ней на свидание.
Они были очень разными — учитель и ученик. Но то, что Пэн любил своего ученика, видно по работе. Также по этому небольшому портрету можно догадаться, каким он станет художником. Ведь уже были написаны “Скрипач”, “Автопортрет с семью пальцами”, “Посвящение моей невесте”, “Голгофа”, “Вид Парижа из окна”, “Понюшка табаку”, “Продавец скота”, “Я и деревня”…
Может быть, учитель и ученик во время сеансов спорили об искусстве. Может быть, умудренный жизненным опытом Пэн уговаривал Марка вернуться к реализму. Шагал слушал учителя, улыбался. Он знал, что никогда не будет таким, как учитель. Он уже парил над миром вместе со своей Беллой и другими.
На этом маленьком портрете изображен сказочный художник, к тому же влюбленный. Через год он женится на своей Белле, уедет из родного Витебска в Петроград, но вернется и откроет зимой 1919 года Витебское художественное училище, где будет преподавать его учитель Юдель Пэн…
Осенью 1923 года Шагал с семьей уедет из Берлина в Париж. Уедет навсегда. Многие биографы считают, что Шагал поступил мудро, покинув родину.
Ах да, вспомнил. Фотографироваться рядом с портретом голубо-глазого влюбленного мужчины надо в такой же шляпе, как у Шагала. И тогда все непременно сбудется!
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Источник: https://www.sb.by/articles/portret-vlyublennogo-muzhchiny.html
Марк Шагал…. и преодоление земного притяжения
Картина «Обрученные и Эйфелева башня» представляет излюбленный сюжет Марка Шагала: летящие влюбленные. В невесте без труда узнается его вечная Муза, жена Белла, в образе жениха Шагал изобразил самого себя. Люди, преодолевшие земное притяжение – частые герои картин Марка Шагала.
Хотя не совсем верно говорить, что на картинах Шагала преодолена гравитация. Речь даже не о преодолении, которое предполагает борьбу и усилие. Для изображенных Шагалом фигур полет естественен, как дыхание. Мы не преодолеваем сопротивление воздуха для того, чтобы его вдыхать и выдыхать.
И герои картин Шагала не преодолевают силу тяготения – она в их пространстве попросту не действует.
«Обрученные и Эйфелева Башня» показывает нам два любимых города Шагала. Сложно не заметить Эйфелеву башню – ярко-синяя, узнаваемая, она заполняет задний фон. А под ней – Витебск.
Нижний правый угол не оставляет никаких сомнений в том, крыши какого города ютятся под летящим ангелом и парящей башней. «Художником можно быть только в Париже», – говорил Марк Шагал. А признаваясь Парижу в своей бесконечной любви и стремясь сказать о нем лучшее, что только можно, восклицал: «Париж, ты мой Витебск!».
И действительно, в его картинах удивительным образом соседствуют два города.
«Над городом» — одна из самых знаменитых картин Марка Шагала. На ней художник изобразил всё, что у него было важного в жизни на тот момент: самого себя, любимую жену Беллу и Витебск. Отбросив земное притяжение, счастливые влюбленные летят над городом, обнявшись. Под ними расчерченный и опоясанный бесконечными заборами Витбеск – в этом же году Шагал в недолгий период очарования новой властью устроит на этих заборах уникальное граффити, разрисовав их к годовщине Октябрьской революции.Люди часто летают на картинах Шагала. Особенно ему нравилось отправлять в полёт влюбленных. В таких случаях мы видим буквальное воплощение метафоры «летать от счастья».
В книге воспоминаний Беллы Шагал «Горящие огни» есть описание того, как Марк Шагал отправляет их двоих в полет: «Ты бросаешься к полотну, дрожащему под твоей рукой. Обмакиваешь кисти. Хлещет красный, синий, белый, черный. Втягиваешь меня в водоворот красок. И внезапно ты отрываешься от земли и тянешь меня за собой».
Однако летают у Шагала не только от счастья. Полет на его картинах – это даже не преодоление земного притяжения, а простое и естественное состояние человека. Идет ли речь о счастливых влюбленных, цирковых акробатах, обнажённой женщине или еврее, пролетающем над Витебском.
Такова особенность картин Шагала – в них безудержен полет фантазии, но при этом фантастическое абсолютно реально и достоверно.Особый эффект картины «Над городом» создается трогательным сочетанием бытовых моментов и выхода за пределы быта. Пикантная деталь – присмотритесь к нижнему левому углу.
Что происходит под витебским забором? Совершенно верно, кто-то, стянув штаны, справляет нужду. Вот так сюрприз, одна из самых романтичных картин Шагала! В том и романтизм его, в том и прелесть, что всё – едино. И полет, и голый зад, и изящный наряд Беллы, которая ведь тоже представлена отнюдь не как абстрактная идея прекрасной возвышенной дамы.
Если фигура самого художника кубизирована, то Белла написала мягкими округлыми линиями.
Она более чем реальна – кружевные оборки на платье, в подробностях тщательно прорисованные туфельки… Впоследствии искусствоведы не раз удивятся тому, как можно было создать бесконечную симфонию любви, посвятив ее реальной женщине, с которой живешь рядом многие годы.
Вероятно, для этого нужен тот особый взгляд, позволяющий видеть в любимой одновременно и в деталях кружевную оборку платья и полет ее души.Петух, телец, овен, коза и другие животные нередко фигурируют на его полотнах. В том числе Коза-скрипачка, ставшая одним из фирменных знаков Шагала.
Исследователи видят в этих образах библейские корни, апеллируя, с одной стороны, к животным как жертвоприношению и символу искупления грехов, с другой, к знаку чистоты и гармонии. Оптимистичный, светлый, радостный настрой описываемой картины скорее располагает ко второй трактовке.
К тому же, отметим, что образы животных, в частности, козы и петуха, у Шагала нередко сопровождают влюбленных (есть даже картина «Влюбленные и красный петух». И в этом контексте напрашивается отсылка к «Песне песней» как гимну любви и единения влюбленных с природой.
Петух, телец, овен, коза и другие животные нередко фигурируют на его полотнах.
В том числе Коза-скрипачка, ставшая одним из фирменных знаков Шагала. Исследователи видят в этих образах библейские корни, апеллируя, с одной стороны, к животным как жертвоприношению и символу искупления грехов, с другой, к знаку чистоты и гармонии. Оптимистичный, светлый, радостный настрой описываемой картины скорее располагает ко второй трактовке.
К тому же, отметим, что образы животных, в частности, козы и петуха, у Шагала нередко сопровождают влюбленных (есть даже картина «Влюбленные и красный петух». И в этом контексте напрашивается отсылка к «Песне песней» как гимну любви и единения влюбленных с природой.
Сквозным для творчества Шагала является также использование архетипа беременности. Скрипач изображен словно внутри петуха. Подобное мы видим в картине «Материнство» – ребенок в лоне матери. В «Продавце скота» жеребенок изображен в животе кобылы.
Не столь прямолинейно этот образ использован в «Обрученных и Эйфелевой башне» и «Портрете Вавы», где в животе любимой женщины изображены влюбленные.
Они символизируют растущую изнутри силу, соединяющую двоих в одно, и ту бережность, с которой женщина может взращивать и оберегать любовь.
Коза-скрипачка
В «Обрученных» внутри петуха, оторвавшего от земли влюбленную пару и несущего их, счастливых и мечтательных, среди яркого разнообразия мира Шагала (в котором летают ангелы и козы, сияет двойное солнце, а дороги напрямую соединяют Витебск и Париж) изображен скрипач, символ творчества.
Для Марка Шагала, как никого иного, именно любовь была движущей силой жизни и искусства. Он всегда говорил, что главное в жизни, самое сильное в жизни – это любовь. И та сила, которое приносит любовь и переносит влюбленных из места реального в место бесконечное, приносила и ему вдохновение.
Какое бы имя земной женщины эта сила не носила.
Материнство
Портрет Вавы
Продавец скота
Автор текста Алена Эсаулова
Источник: https://alindomik.livejournal.com/5753089.html
Марк Шагал: отрывки из автобиографии
Свою автобиографию Марк Шагал называл «романом своей жизни». Художник написал ее до эмиграции — в Москве в 1922 году. Ее переиздавали несколько раз: сначала книга вышла в 1931 году в Париже, потом ее перевели на другие языки. На русском автобиография Шагала была выпущена лишь в 1994 году.
Марк Шагал. День рождения (фрагмент). 1915
О родном городе художника и его любимом Париже, об учебе и первых этюдах, о современниках и единственной музе — первой жене Шагала Белле Розенфельд. Читаем отрывки «романа жизни».
О витебске
Мой грустный и веселый город!
Ребенком, несмышленышем, глядел я на тебя с нашего порога. И ты весь открывался мне. Если мешал забор, я вставал на приступочку. Если и так было не видно, залезал на крышу.
Плетни и крыши, срубы и заборы и все, что открывалось дальше, за ними, восхищало меня.Что именно — вы можете увидеть на моей картине «Над городом». А могу и рассказать.Цепочка домов и будок, окошки, ворота, куры, заколоченный заводик, церковь, пологий холм (заброшенное кладбище).
Все как на ладони, если глядеть из чердачного окошка, примостившись на полу.
О первых рисунках
Мои этюды: домики, фонари, водовозы, цепочки путников на холмах — висели над маминой кроватью, но куда вдруг все они подевались?
Скорее всего, их приспособили под половые коврики, — холсты такие плотные.
О других талантах
Почему я пел?Откуда знал, что голос нужен не только для того, чтобы горланить и ругаться с сестрами? Так или иначе, голос у меня был, и я, как мог, — развивал его.Прохожие на улице оборачивались, не понимая, что это пение. И говорили:
«Что он вопит как ненормальный?»
Мечтал:«Пойду в певцы, буду кантором. Поступлю в консерваторию».Еще в нашем дворе жил скрипач. Не знаю, откуда он взялся.Днем служил приказчиком в скобяной лавке, а по вечерам обучал игре на скрипке.Я пиликал с грехом пополам.
Он же отбивал ногой такт и неизменно приговаривал:«Отлично!»И я думал:«Пойду в скрипачи, поступлю в консерваторию».Когда мы с сестрой бывали в Лиозно, все родственники и соседи звали нас к себе потанцевать. Я был неотразим, с моей кудрявой шевелюрой.И я думал: «Пойду в танцоры, поступлю…» — где учат танцам, я не знал.
Днем и ночью я сочинял стихи.Их хвалили.И я думал: «Пойду в поэты, поступлю…»
Словом, не знал, куда податься.
Больше всего я любил геометрию.Здесь мне не было равных. Прямые углы, треугольники, квадраты — чудный, запредельный мир. Ну а на рисовании мне не хватало только трона.Я был в центре внимания, мной восхищались, меня ставили в пример.
Но на следующем уроке я снова падал с небес на землю.
О поиске пути
Слово «художник» было таким диковинным, книжным, будто залетевшим из другого мира, — может, оно мне и попадалось, но в нашем городке его никто и никогда не произносил.
В один прекрасный день (а других и не бывает на свете), когда мама сажала в печку хлеб на длинной лопате, я подошел, тронул ее за перепачканный мукой локоть и сказал: — Мама… я хочу быть художником. Ни приказчиком, ни бухгалтером я не буду. Все, хватит! Не зря я все время чувствовал: должно случиться что-то особенное.
Посуди сама, разве я такой, как другие? На что я гожусь?Я хочу стать художником. Спаси меня, мамочка. Пойдем со мной. Ну пойдем! В городе есть такое заведение, если я туда поступлю, пройду курс, то стану настоящим художником. И буду так счастлив!— Что? Художником? Да ты спятил. Пусти, не мешай мне ставить хлеб.— Мамочка, я больше не могу.
Давай сходим!— Оставь меня в покое.
И все-таки решено. Мы пойдем к Пэну.
Один из всех учеников Пэна, я пристрастился к фиолетовым тонам. Что это значило?С чего взбрело мне в голову?
Пэн был так поражен моей дерзостью, что с тех пор я посещал его школу бесплатно.
Но наконец все взорвалось.
Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Решено!
Поступить в школу Бакста, постоянно видеть его — в этом было что-то волнующее и невероятное.Бакст. Европа. Париж.
Уж он-то меня поймет, поймет, почему я заикаюсь, почему я бледный и грустный и даже почему пишу в фиолетовых тонах.
Наверно, я вообще не поддаюсь обучению. Или меня не умели учить. Недаром же еще в средней школе я был плохим учеником. Я способен только следовать своему инстинкту.
Я бродил по улицам, искал чего-то и молился:
«
О париже
Подо мной Париж! Мой второй Витебск!
В Париже я всему учился заново, и прежде всего самому ремеслу.
Повсюду — в музеях и выставочных залах — делал для себя открытия.
Но легче всего мне дышалось в Лувре.
Меня окружали там давно ушедшие друзья. Их молитвы сливались с моими. Их картины освещали мою младенческую физиономию. Я как прикованный стоял перед Рембрандтом, по многу раз возвращался к Шардену, Фуке, Жерико.
То была одна из ячеек «Улья». Так называлась сотня крошечных мастерских, расположенных в сквере возле боен Вожирар.
Войти просто так ко мне нельзя. Нужно подождать, пока я приведу себя в порядок, оденусь, — я работал нагишом. Вообще терпеть не могу одежду и всю жизнь одеваюсь как попало.
Картин моих никто не покупал. Да я и не надеялся, что их можно продать.
А я-то до войны раздавал свои работы направо-налево, сотни четыре разбросано в Германии, Голландии, в Париже.
Ну и ладно. По крайней мере, коль скоро картины достались людям даром, они не поленятся повесить их на стенку.
«Теперь ваши краски поют». То были последние слова, сказанные Бакстом-учителем бывшему ученику.
Об искусстве
Мое искусство не рассуждает, оно — расплавленный свинец, лазурь души, изливающаяся на холст.Долой натурализм, импрессионизм и кубореализм!
Они скучны мне и противны.
О белле
Она молчит, я тоже. Она смотрит — о, ее глаза! — я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз.И я понял: это моя жена.
На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа.
Только открыть окно — и она здесь, а с ней лазурь, любовь, цветы.С тех давних пор и по сей день она, одетая в белое или в черное, парит на моих картинах, озаряет мой путь в искусстве.
Ни одной картины, ни одной гравюры я не заканчиваю, пока не услышу ее «да» или «нет».
Одна ты осталась со мной. Одна ты, о ком не скажу и слова всуе.
Я смотрю на тебя, и мне кажется, что ты — мое творение.
О школе искусств
Вместо того чтобы спокойно писать, я открываю Школу искусств и становлюсь ее директором, или, если угодно, председателем.— Какое счастье!«Какое безумие!» — думала моя жена.Улыбающийся нарком Луначарский принимает меня в своем кабинете в Кремле.
О современниках
На собрании поэтов громче всех кричал Маяковский.Друзьями мы не были, хотя Маяковский и преподнес мне одну свою книгу с такой дарственной надписью:«Чтобы так шагал, как Марк Шагал».
Он чувствовал, что мне претят его вопли и плевки в лицо публике.Зачем поэзии столько шуму?
Мне больше нравился Есенин, с его неотразимой белозубой улыбкой.
Он тоже кричал, опьяненный не вином, а божественным наитием.
Об эмиграции
Источник: https://www.culture.ru/materials/210664/mama-ya-khochu-byt-khudozhnikom-otryvki-iz-avtobiografii-marka-shagala
Шагал Марк (1887 — 1985) (сюрреализм)
Знаменитый художник, начавший писать фантастические картины еще до появления дадаизма. Выходец из Беларуси, но жил во Франции.
В картинах Марка Шагала память о его городе юности Витебске сплетается с парижскими впечатлениями. Воспоминания осаждают художника и, словно выйдя из подчинения, самовольно заполняют холст в причудливом беспорядке.
У него многое повторяется: покосившиеся бревенчатые домишки, летающие над землею люди, козы, гигантские петухи, настенные часы, скрипачи, цветущие деревца и многие другие небрежно набросанные, словно сами собою возникшие существа и вещи.
Марк Захарович Шагал — один из самых фантасмагорических лиричных живописцев XX века. Родился в Витебске, в «местечковой» семье. В 1907 году приехал в Петербург и поступил в частную школу Е.Н.Званцевой, где учился у Л.Бакста. В 1910 голу Шагал уезжает в Париж.
Здесь молодой художник сближается с мастерами французского авангарда, поэтами и живописцами.
Если до приезда в Париж творчество Шагала перекликалось с живописью Ван Гога и было близко экспрессионизму, то теперь оно впитывает сначала влияние фовизма, а затем кубизма и футуризма.
Но искусство Шагала с самого начала неповторимо самобытно. Геометрия не вытесняет из его картин живых персонажей. Эти персонажи взяты художником не «с натуры», а из собственного духовного мира.
Живопись Шагала тех лет пронизана бунтарским духом, окрашена в эксцентричные тона и вместе с тем неизменно несет в себе ощущение тайны бытия. Мир в его картинах одухотворен и целостен, животные уравнены в правах с человеком, но в то время, как человек подчеркнуто активен, в животных воплощено жертвенное начало.
Так, в картине «Я и деревня» энергичному человеческому профилю противопоставлена загадочная кроткая морда коровы.
Уже в этот ранний период живопись Шагала населена персонажами, которые пройдут через все творчество мастера — радостными и нежными влюбленными, парящими над землей, акробатами и и местечковыми музыкантами, раввинами.
В начале первой мировой войны Шагал возвращается на родину. Он работает в Витебске и Москве, преподает, занимается живописью. В 1922 году Шагал снова уезжает в Западную Европу. С 1923 года постоянно живет во Франции.
Во Франции Шагал открывает для себя красоту природы южной Франции — красочные букеты и цветущие деревья отныне становятся неотъемлимой частью его живописи. Мир в его картинах теперь не ломается на грани, а кажется слитным потоком пространства и времени, рождающим из своих глубин отдельные образы.
С начала 30-х годов в шагаловское искусство входят библейские образы, схожие глубиной персонажей с Рембрандтом.
Накануне второй мировой войны и в сороковые годы в картинах Шагала звучат социальные мотивы, темы войны и разрушения, воплощенные в трагических образах страдающих людей и животных, изображении горящих деревень и символических сцен распятия.
В 1933 году пришедшие в Германии к власти нацисты публично сжигали картины художника.
После войны живопись Шагала становится более мягкой, светлой, утонченной и внутренне свободной. Нежнейшие полутона, неуловимые перетекания краски, горение цвета и света, исчезающе-малые детали и контуры, прорисованные тонкой линией — все это призвано передавать не выразимые в словах оттенки чувства и интимные движения человеческой души.
Искусство Шагала представляет собой поэму в красках и линиях. В этой поэме сплавлены личные и мировые события, воспоминания детства и впечатления текущей жизни и собственное «мифотворчество». Хотя искусство художника напоминает волшебную сказку, оно не уводит зрителя в мир чистого вымысла, а истолковывает в глубоких символах саму реальность.
Общая окраска искусства Шагала — жизнеутверждающая.
Искусство Шагала необычайно многогранно. Кроме живописи, он постоянно работает в графике. Им созданы замечательные книжные иллюстрации в технике литографии и офорта. Шагал выполнял ряд монументальных росписей, мозаик, гобеленов, витражей, театральных декораций и эскизов костюмов. В поздний период овладел техникой скульптуры.
В 1937 году Шагал принял французское гражданство. Умер Марк Захарович Шагал 28 марта 1985 года в городе Сен-Поль-де-Ванс в Приморских Альпах (Франция).
Источник: http://cvetamira.ru/shagal-mark-1887-1985-syurrealizm
«Над городом» Марка Шагала. Почему люди летают и козы зеленые?
Марк Шагал. Над городом. 1918 г. Третьяковская галерея, Москва
Картины Марка Шагала (1887-1985 гг.) сюрреалистичны, неповторимы. Его ранняя работа «Над городом» – не исключение.
Главные герои, сам Марк Шагал и его возлюбленная Белла, летят над их родным Витебском (Белоруссия).
Шагал изобразил самое приятное чувство на свете. Чувство взаимной влюбленности. Когда не чуешь под ногами землю. Когда становишься единым целым с любимым. Когда ничего не замечаешь вокруг. Когда просто летишь от счастья.
Предыстория картины
Когда Шагал начал писать картину «Над городом» в 1914 году, они были знакомы с Беллой уже 5 лет. Но 4 из которых они провели в разлуке.
Он – сын бедного еврея-разнорабочего. Она – дочь богатого ювелира. На момент знакомства совершенно неподходящая кандидатура для завидной невесты.
Он уехал в Париж учиться и делать себе имя. Вернулся и добился своего. Они поженились в 1915 году.
Вот это счастье и написал Шагал. Счастье быть с любовью всей своей жизни. Несмотря на разницу в социальном статусе. Несмотря на протесты семьи.
Главные герои картины
С полетом все более-менее понятно. Но у вас может возникнуть вопрос, почему же влюблённые не смотрят друг на друга.
Возможно, потому что Шагал изобразил души счастливых людей, а не их тела. И в самом деле, не могут же тела летать. А вот души вполне могут.
Марк Шагал. Над городом (фрагмент). 1918 г. Третьяковская галерея, Москва
А душам смотреть друг на друга не обязательно. Им главное чувствовать единение. Вот мы его и видим. У каждой души по одной руке, как будто они и вправду уже почти слились в единое целое.
Он, как носитель более сильного мужского начала, написан более грубо. В кубической манере. Белла же по-женски изящна и соткана из округлых и плавных линий.
А ещё героиня одета в мягкий синий цвет. Но с небом она не сливается, ведь оно серого цвета.
Пара хорошо выделяется на фоне такого неба. И создаётся впечатление, как будто это очень естественно – летать над землёй.
Образ города
Вроде мы видим все признаки городка, вернее большого села, которым был 100 лет назад Витебск. Здесь и храм, и дома. И даже более помпезное здание с колоннами. И, конечно, много заборов.
Марк Шагал. Над городом (деталь). 1918 г. Третьяковская галерея, Москва
Но все же город какой-то не такой. Домики намеренно скособочены, как будто художник не владеет перспективой и геометрией. Этакий детский подход.
Это делает городок более сказочным, игрушечным. Усиливает наше ощущение влюбленности.
Ведь в этом состоянии мир вокруг существенно искажается. Все становится радостней. А многое и вовсе не замечается. Влюблённые даже не замечают зеленую козу.
Почему коза зелёная
Марк Шагал любил зелёный цвет. Что не удивительно. Все-таки это цвет жизни, юности. А художник был человеком с позитивным мировоззрением. Чего только стоит его фраза «Жизнь – это очевидное чудо».
Он был по происхождению евреем-хасидом. А это особое мировоззрение, которое прививается с рождения. Оно зиждется на культивировании радости. Хасиды даже молиться должны радостно.
Поэтому ничего удивительного, что он себя изобразил в зеленой рубашке. И козу на дальнем плане – зелёной.
Марк Шагал. Фрагмент с зеленой козой на картине «Над городом».
На других картинах у него даже лица зеленые встречаются. Так что зелёная коза – это не предел.
Марк Шагал. Зелёный скрипач (фрагмент). 1923-1924 гг. Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк
Но это не значит, что если коза, то непременно зелёная. У Шагала есть автопортрет, где он рисует тот же пейзаж, что и в картине «Над городом».
И там коза – красная. Картина создана в 1917 году, и красный цвет – цвет только что вспыхнувшей революции, проникает в палитру художника.
Марк Шагал. Автопортрет с палитрой. 1917 г. Частная коллеция
Почему так много заборов
Заборы сюрреалистичны. Они не обрамляют дворы, как положено. А тянутся бесконечной вереницей, как реки или дороги.
В Витебске на самом деле было много заборов. Но они, конечно, просто окружали дома. Но Шагал решил их расположить в ряд, тем самым выделив их. Сделав их чуть ли не символом города.
Нельзя не упомянуть этого бысстыжего мужика под забором.
Вроде сначала смотришь на картину. И накрывают чувства романтичности, воздушности. Даже зелёная коза не сильно портит приятное впечатление.
И вдруг взгляд натыкается на человека в неприличной позе. Ощущение идиллии начинает улетучиваться.
Марк Шагал. Деталь картины «Над городом».
Зачем же художник намеренно добавляет в бочку мёда ложку … дегтя?
Потому что Шагал не сказочник. Да, мир влюблённых искажается, становится похожим на сказку. Но это все равно жизнь, со своими обыденными и приземлёнными моментами.
И ещё в этой жизни есть место юмору. Вредно все воспринимать слишком серьёзно.
Почему Шагал так неповторим
Чтобы понять Шагала, важно понимать его, как человека. А его характер был особенным. Он был человеком легким, отходчивым, говорливым.
Он любил жизнь. Верил в настоящую любовь. Умел быть счастливым.
И у него действительно получалось быть счастливым.
Везунчик, скажут многие. Я думаю, дело не в везении. А в особом мироощущении. Он был открыт миру и доверял этому миру. Поэтому волей-неволей притягивал к себе правильных людей, правильных заказчиков.
Отсюда – счастливый брак с первой женой Беллой. Удачная эмиграция и признание в Париже. Долгая-очень долгая жизнь (художник прожил почти 100 лет).
Конечно, можно вспомнить очень неприятную историю с Малевичем, который буквально «отобрал» у Шагала его школу в 1920 году. Переманив всех его учеников очень яркими речами о супрематизме*.
В том числе из-за этого художник с семьей уехал в Европу.
Но Малевич невольно спас его. И неудача обернулась удачей. Представьте, что было с Шагалом и его зелёными козами после 1932 года, когда единственно верной живописью был признан соцреализм.
Марк Шагал. День рождения. 1915 г. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк, США
Хотя бы немного представляя, каким был Шагал, начинаешь понимать его удивительные работы. Его страсть к полетам. И заодно его картину «Над городом».
* Супрематизм – направление живописи, отвергающее изображение реалистичных образов (человека и предметов). Картина превращается в набор абстрактных форм (квадратов, кругов и линий). Самое известное супрематическое произведение – «Чёрный квадрат» Малевича.
Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.
Источник: https://arts-dnevnik.ru/nad-gorodom-mark-shagal/