Описание картины меризи да караваджо «мадонна ди лорето» (1604–1606)

Прогулка с Караваджо: церкви и музеи Рима |

Начинается эта прогулка с галереи Боргезе. Именно здесь хранится самое многочисленное собрание полотен мастера: их здесь целых шесть.

Две работы представляют ранний период творчества Меризи — «Юноша с корзиной фруктов» (1593-1594) и «Больной Вакх» (1593-1594), попавшие сюда в результате конфискации имущества художника Джузеппе Чезари (по прозвищу Кавалер д’Арпино), у которого Караваджо работал помощником.

«Мадонна со змеёй» («Мадонна конюхов», 1605-1606), заказанная Караваджо братством папских конюших для их алтаря в соборе святого Петра и отвергнутая ими, была приобретена племянником папы Павла V Боргезе.

«Давид с головой Голиафа» (1605-1606) был создан во время второй поездки Караваджо в Неаполь, по всей видимости, в надежде снискать расположение кардинала Шипионе Боргезе по возвращении в Рим, а «Святой Иероним за книгой» (1605-1606) написан по прямому заказу кардинала в знак признательности за то, что тот вытащил художника из передряги, грозившей обернуться судебным процессом. Ну а шестая картина — это портрет самого папы Павла V (1605-1606).

Оттавио Леони. Портрет Караваджо. 1621 ©WikimwdiaCommon

От галереи Боргезе мы предлагаем отправиться на виллу Людовизи: здесь, на своде небольшого помещения алхимической лаборатории, Караваджо написал маслом по стене Юпитера, Нептуна и Плутона — сыновей Хроноса, повелителя Вселенной.

Затем направимся в Национальную галерею старинного искусства в Палаццо-Барберини: здесь находится картина «Юдифь и Олоферн», написанная Караваджо для банкира Оттавиано Косты. Здесь же можно увидеть «Нарцисса» — работу, атрибуция которой Караваджо долгое время оставалось предметом дискуссий, но после реставрации была окончательно признана.

Следующая точка маршрута — это галерея Дория-Памфили; здесь можно полюбоваться картиной «Отдых на пути в Египет» (это своего рода подведение итогов ученического периода в творчестве Меризи), а также «Кающейся Магдалиной».

Далее следует заглянуть в картинную галерею Капитолийских музеев, где хранятся «Гадалка» (выполненная по заказу кардинала Дель Монте около 1594 г.) и «Иоанн Креститель» — почти забытая картина, чьё обнаружение в 1953 г.

в кабинете римского мэра стало сенсацией. Вероятно, эту работу Караваджо в 1602 г.

заказал Чириако Маттеи; выбор сюжета объясняется тем, что в честь этого святого дворянин Маттеи назвал своего первенца, который и унаследовал полотно после смерти самого Чириако.

Разумеется, есть работа Караваджо и в собрании великолепных музеев Ватикана. Это «Снятие с креста», выполненное между 1602 и 1604 гг.

Обойдя все музеи, мы отправляемся на поиски тех шедевров Караваджо, которые украшают римские церкви.

Прежде всего стоит зайти в церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези: здесь есть капелла Контарелли, для которой художник написал «Призвание» и «Мученичество апостола Матфея», дав собственную оригинальную трактовку одному из характерных проявлений живописи эпохи Контрреформации — настойчивому прославлению святых мучеников Церкви. Здесь же находится вторая версия работы «Святой Матфей и ангел» (первая была отвергнута заказчиком).

Неподалёку от Сан-Луиджи находится церковь Сант’Агостино; в алтаре первой капеллы слева, принадлежавшей семейству Каваллетти, вы увидите картину Караваджо «Мадонна ди Лорето» («Мадонна паломников»).

И наконец, в завершение прогулки по римским церквям, связанным с Караваджо, обязательно посетите Санта-Мария-дель-Пополо. Слева от главного алтаря храма вы увидите капеллу Черази: здесь, по сторонам от центрального алтарного полотна Аннибале Караччи, вы увидите две знаменитые картины Караваджо: «Обращение Савла» и «Распятие святого Петра».

Национальная галерея старинного искусства — Палаццо-Барберини

© projects.dhpress.org

Национальная галерея старинного искусства ведёт отсчёт своей истории с 1895 г., когда были объединены в единое целое две коллекции искусства — Корсини и Торлония. С 1949 г. галерея занимает второй и третий этажи Палаццо-Барберини, где представлены произведения великих живописцев из Италии и со всего мира с XIII по XVIII вв.

На втором этаже можно увидеть «Мадонну с младенцем» Филиппо Липпи, «Форнарину» Рафаэля, «Юдифь и Олоферна» и «Нарцисса» Караваджо, «Et in Arcadia Ego» Гверчино, «Портрет Генриха VIII» Ганса Гольбейна.

В залах апартаментов XVIII в. вы найдёте венецианские ведуты Каналетто, пейзажи Рима и окрестностей Гаспаре Ванвителли, пастельные портреты Розальбы Каррьеры, «Двадцатилетнюю Аннет» Жана-Оноре Фрагонара.

Очень хорошо здесь представлена и живопись XVIII в. Экспозиция выстроена по школам, отличается стабильно высоким уровнем художественного мастерства и позволяет составить полноценное представление об итальянской живописи этого периода. В дополнение к ней есть несколько французских полотен той же эпохи.

«Юдифь и Олоферн» © Wikimedia Commons

Здание Палаццо-Барберини начали возводить в 1625 г.

по проекту Карло Мадерно, которого позднее сменил Франческо Борромини, в свою очередь вскоре уступивший место Джан Лоренцо Бернини; он-то и завершил работы в период между 1629 и 1633 гг.

Мадерно, как считается, создал общий план строения и два крыла, Борромини принадлежит рисунок окон и заднего фасада, а также винтовая лестница с колоннами в правой части дворца. Главный же фасад и парадная лестница — дело рук Бернини.

Здание чрезвычайно богато живописным декором: большой салон второго этажа украшен фресками на тему «Триумф Божественного Провидения», а капелла и галерея расписаны Пьетро да Кортона. «Триумф Божественной Мудрости» в седьмом зале принадлежит Андреа Сакки.

Церковь Сант’Агостино на Марсовом Поле

© cult-turist.ru

Эта церковь построена в 1296 г. по воле папы Бонифация VIII, но завершить строительство удалось лишь в 1420 г. Нынешний облик здания — результат реконструкции в 1479-1483 гг., которую провели Якопо ди Пьетрасанта и Себастьяно Фьорентино. В 1756 г. Луиджи Ванвителли коренным образом переделал интерьер церкви, а также колокольню XV в.

«Мадонна ди Лорето». 1604 © celesteprize.com

В первой капелле слева находится знаменитая картина Караваджо «Мадонна ди Лорето» (1604), а на третьей пилястре слева в центральном нефе вы увидите фреску Рафаэля «Пророк Исайя» (1512). В главном алтаре, спроектированном Бернини и оформленном в 1627 г.

, помещена «Богоматерь с младенцем» и церкви святой Софии в Константинополе. Особенный интерес представляет картина Гверчино «Святой Августин, Иоанн Креститель и Иероним» (1591-1666) в капелле святого Августина, расположенной в правой части трансепта.

Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези

© content.time.com

Французская церковь, заложенная кардиналом Джулио Медичи (впоследствии ставшим папой под именем Климента VII) в 1518 г. и завершённая в 1589 г. Джакомо делла Порта и Доменико Фонтаной, известна тремя картинами Караваджо со сценами из жития апостола Матфея и фресками Доменикино.

«Мученичество апостола Матфея» © magazineroma.it

Широкий фасад эпохи позднего Возрождения, по всей видимости, принадлежит Джакомо делла Порта; пилястры делят его на пять пролётов с тремя порталами и двумя нишами, где размещаются статуи работы скульптора Л’Эсташа (1758). Церковь имеет три нефа с пятью капеллами по обеим сторонам и богатые хоры посередине, отделанные мрамором. Общий стиль интерьера, вне всякого сомнения, — барокко.

Галерея Боргезе

© Wikimedia Commons

Галерея Боргезе — это настоящая шкатулка сокровищ искусства, расположившаяся посреди самого любимого римлянами парка. Своим созданием галерея обязана кардиналу Шипионе Боргезе, построившему эту виллу в начале XVII в. специально для того, чтобы разместить в ней свою коллекцию.

Следует иметь в виду, что галерея была основана именно на базе частной коллекции, поэтому сами работы и их распределение в экспозиции не соответствуют традиционным научным критериям (период, сюжет), а просто отражают вкус и намерения создателей галереи.

«Святой Иероним» © rozmilla.wordpress.com

Жемчужины собрания — это великолепная серия скульптур, созданных для кардинала юным Джан Лоренцо Бернини («Эней», «Похищение Прозерпины», «Аполлон и Дафна», «Давид»), которые словно приглашают нас принять участие в событиях их жизни, картина Тициана «Любовь Небесная и Любовь Земная», шедевры Караваджо и прекрасная статуя Антонио Кановы «Венера Победительница», изображающая принцессу Полину Боргезе, любимую сестру Наполеона.

Капитолийские музеи

© latuaguidadiroma.it

В 1471 г. папа Сикст IV преподнёс гражданам Рима несколько бронзовых статуй. Так появился первый публичный музей на свете.

Собрание Капитолийских музеев выставляется в двух зданиях, стоящих по сторонам от Палаццо-Сенаторио вокруг площади Кампидольо, — Палаццо-деи-Консерватори и Палаццо-Нуово. Два этих здания связаны подземной галереей, где выставляются каменные плиты с надписями и откуда можно попасть в помещение древнеримского архива Табулария, чьи могучие арки видны с римского Форума.

«Гадалка» © artinvest2000.com

Частью экспозиции музеев является оригинал бронзовой конной статуи Марка Аврелия.

Стоит также заглянуть в музейное кафе: оно находятся на великолепной террасе Палаццо-Каффарелли, откуда открывается по-настоящему захватывающий вид. Там можно задержаться на бранч, перекусить сэндвичем или ещё чем-нибудь, выпить чашечку кофе или чая, коктейль или ликёр.

Источник: https://latuaitalia.ru/art/progulka-s-karavadzho-tserkvi-i-muzei-rima/

Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези и полотна Караваджо в Риме

Вы планируете посетить живописную площадь Навона в Риме? Хорошее решение – без нее картинка барочного Рима, увы, никак не складывается. Здесь же находится известная базилика Св. Агнессы, фонтан Четырех рек Бернини, а до Пантеона просто рукой подать.

Однако если вы являетесь поклонником художника-реалиста Караваджо, у вас есть еще две причины слегка задержаться на этом месте. Нужно обязательно посетить базилику Св.

Августина на одноименной площади (см. карту) и насладиться полотном Мадонна ди Лорето.

Вас ждет также второй сюрприз: возможность созерцать самые известные работы зрелого Караваджо в церкви Сан Луиджи деи Франчези (адрес и карта).

О церкви San Luigi dei Francesi, о святых и о работах Караваджо – узнайте в этом материале.

Создание церкви Сан Луиджи деи Франчези

Луиджи – итальянский вариант имени Людовика (фр. Louis). Церковь посвящена великому королю Франции Людовику IX (1214-1270).

Он остался в истории как мудрый государственный руководитель, сумевший примирить церковную и светскую власть, защитить суверенитет Франции и возглавить крестовые походы против неверных.

По его доброй воле из Византии за немалые деньги была выкуплена священная реликвия – Терновый венец, обагренный кровью Спасителя (ныне – в церкви Сент-Шапель на острове Сите в Париже).

Людовик IX отнюдь не являлся приверженцем власти римских пап. Церковь была воздвигнута французской общиной в Риме: на месте бывшей капеллы в конце XV в. была построена французская национальная церковь.

Над ее строительством работал архитектор Доменико Фонтана, по чертежам Джакомо делла Порта. С учетом римского долгостроя отметим, что церковь, включая фасад, возводили с 1518 по 1589 год.

Посвящалась она также святой Богородице, однако с течением времени закрепилось популярное название канонизированного римской церковью Людовика.

Фасад церкви украшают статуи Людовика IX, Карла Великого, святой Клотильды и святой Иоанны из Валуа. Контраст между скромным фасадом и богатым интерьером – частое явление в Риме.

Посетитель, перешагнув порог, оказывается во власти полихромного мрамора, изящных капелл, фресок, надгробий, позолоты, а время вдруг как бы замедляет ход.

Вторая капелла справа поражает фресками Доменикино на тему жития Св. Цецилии.

Однако почти всегда можно увидеть группы любопытных туристов перед пятой капеллой в левом нефе. Не столько потому, что своды расписаны знаменитым Кавальере д'Арпино. Здесь, в капелле Контарелли, витает дух Караваджо.

Капелла Контарелли – три работы Микеланджело Меризи да Караваджо

Караваджо, который до 1599 года писал преимущественно для богатых частных заказчиков, получил заказ на художественное оформление капеллы по воле случая.

Деньги, оставленные в наследство заказчиком капеллы, покойным кардиналом Mathieu Cointrel, были почти на исходе, к тому же, приближался год Юбилея 1600.

Руководитель проекта Кавальере д'Арпино, в отличие от Караваджо, использовал эскизы, которые неоднократно переделывались, в результате чего скорость работы оставляла желать лучшего.

По предложению покровителя Караваджо кардинала Франческо Дель Монте, Кавальер д'Арпино отказался от выполнения задания, а его место занял Караваджо.

О нем знали, что он никогда не использует эскизы, пишет картины при скудном источнике направленного света, накладывая фигуры одну за другой в строгом соответствии с центральной идеей, без лишних фоновых деталей и, главное, используя мастерски контраст света и тени.

При этом рисковали все: ведь Караваджо прославился довольно свободным толкованием традиционных добродетелей, канонов церковной живописи, а его личная жизнь отнюдь не являлась примером добропорядочности. Эффект оказался потрясающим и неожиданным для всех.

Мученичество святого Матфея (1599). Сцена убийства св. Матфея в храме на глазах у прихожан исполнена драматизма. Убегающий мальчик, отпрянувшие фигуры свидетелей, ангел с пальмовой ветвью, как бы протянутая к ней рука апостола и… ничего лишнего. Ни стен храма, ни окон, ни деталей убранства.

А на заднем плане – сам Караваджо, наблюдающий за сценой, но и за нами, зрителями (фото, кликните).

Призвание апостола Матфея (1599). Матфей (в миру – Левий) был сборщиком податей (мытарем). Цитируем отрывок из Евангелия:

Караваджо мастерски перенес сюжет в современность, причем без внимательного наблюдения не сразу становится понятно, кто из сидящих – Левий.

Мастер трижды использовал указующий жест: Спаситель (справа), войдя в помещение и застав врасплох группу людей, считающих дневную выручку, без промедления указывает на Левия. Ему вторит апостол Павел (рядом).

А сомневающийся Левий указывает на себя вопросительно, будто говоря: не ошибся ли ты, Господи? Поток света справа высвечивает его лицо, символизируя луч веры, однако обрывается на последних фигурах, которые никак не реагируют на появление Христа. 

Святой Матфей и ангел (1602). Полотно является центром живописного цикла в капелле. К нему со стороны заказчика были четкие требования, начиная с размеров и заканчивая деталями картины.

Первый вариант алтарной картины (слева), хотя и соответствовал формально требованиям заказчика, был забракован: по мнению священников, апостол Матфей выглядел неграмотным мужиком в неуклюжей позе, что никак не соответствовало важности святого, написавшего первое Евангелие.

Читайте также:  Описание картины диего веласкеса «портрет графа оливареса»

Второй вариант (в цвете, кликните) был принят с восторгом. Мы видим апостола, не просто внимающего словам ангела, но также советующимся с ним и в то же время слегка сомневающимся.

Ангел загибает пальцы, перечисляя доводы в пользу божественного происхождения Христа, апостол Матфей в неустойчивой позе опирается на табурете, который опасно завис над бездной.

Апостол выглядит просвещенным и одухотворенным.

Другие работы Караваджо в Риме

Больной Вакх (1592-1593). Галерея Боргезе.

Мальчик и корзина с фруктами (1593-1594). Галерея Боргезе.

Предсказатель судьбы (1594-1595). Пинакотека Капитолийских музеев.

Кающаяся Магдалина (1595). Галерея Дория Памфили.

Отдых на пути в Египет (1595). Галерея Дория Памфили.

Юдифь, убивающая Олоферна (1599). Дворец Барберини.

Нарцисс (1599). Дворец Барберини.

Распятие святого Петра (1600-1601). Капелла Черази, церковь Санта Мария дель Пополо.

Обращение Савла, или Павел на пути в Дамаск (1601). Церковь Санта Мария дель Пополо.

Обращение Савла, или Павел на пути в Дамаск (1600). Коллекция Одескальки.

Погребение Христа (1602-1603). Пинакотека Ватикана.

Иоанн Креститель (1603-1604). Галерея Корсини.

Мадонна ди Лорето (Матерь паломников, 1604-1605). Церковь Св. Августина.

Мадонна и младенец со святой Анной (1606). Галерея Боргезе.

Святой Иероним в размышлении (1606). Галерея Боргезе.

Давид с головой Голиафа (1609-1610). Галерея Боргезе.

Иоанн Креститель (1610). Галерея Боргезе.

Источник: http://www.rivitalia.com/content/tserkov-san-luidzhi-dei-franchezi-i-polotn

Микеланджело Меризи да Караваджо (Caravaggio)

Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) родился в городке Караваджо, расположенном неподалеку от Милана, в семье Фермо Мериси и Люсии Аратори. В сохранившихся архивных документах того времени говорится, что Фермо Мериси был квалифицированным каменщиком, имевшим право нанимать учеников.
6 апреля 1584 г.

Караваджо подписал 4-х летний контракт о стажировке с миланским мастером Симоном Петерцано, утверждавшим, что учился у самого Тициана.В 1592 г. после ссоры и ранения полицейского Караваджо вынужден был спешно покинуть Милан и перебраться в Рим.

Новоизбранный папа, Климент VIII, намеревался превратить Рим в символ возрожденной и процветающей католической веры. При новом папе началось интенсивное строительство новых и реставрация старых церквей, что привлекло в Рим целую армию живописцев. По приблизительной оценке, численность населения Рима в XVI в.

составляла порядка 100 000 человек и около 2000 из них были художниками. Можно представить насколько сильной была конкуренция, выливавшаяся в ссоры и нередко с кровавым исходом.Караваджо поступил в мастерскую Джузеппе Чезари, одного из самых известных римских художников того времени.

В мастерской Чезари действовала «конвейерная система» и Караваджо поручали рисовать лишь декоративные рамки, цветы и фрукты.

Недовольному этим Караваджо удалось расположить к себе Костантино Спата, преуспевающего торговца картинами, и предложить ему свои работы.

Одному из постоянных клиентов Спата, кардиналу Франческо Марии дель Монте, понравились две картины Караваджо «Шулеры» и «Гадалка», он их приобрел и захотел познакомиться с художником. С этого момента кардинал стал опекать художника, помогая получать выгодные заказы. (Позднее Караваджо создал еще одну версию картины «Гадалка», которая хранится в Лувре).

Свободное время Караваджо проводит в компании своих друзей, молодых задиристых и дерзких художников Просперо Орси, Марио Миннити и Орацио Джентилески. Именно тогда имя Караваджо впервые появляется в криминальных архивах Рима.В июле 1599 г. Караваджо подписал контракт на создание двух больших картин для боковых стен римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези.

С 1600 г. по 1604 г. художник интенсивно работает и пишет множество полотен религиозной тематики: «Иоанн Креститель», «Ужин в Эммаусе», «Распятие Св. Петра», «Жертвоприношение Исаака».

В 1605 г. Караваджо создает полотно «Мадонна ди Лорето» для Часовни Кавалетти в римской церкви Святого Августина.
В 1605 г. папа Павел V заказал художнику изображение Девы Марии для собора святого Петра. Однако написанное полотно «Мадонна со змеёй» отцы церкви посчитали непристойным, недовольные тем, что натурщицей оказалась куртизанка.28 мая 1606 г. Караваджо на дуэли убил некого Рануччио Томассони. Т.к. дуэли были запрещены, совершение убийства во время поединка считалось тяжким преступлением. Караваджо удалось скрыться, но заочно он был приговорен к смертной казни, а это означало что любой человек в папских государствах имел право убить его и получить за это вознаграждение.

Несколько месяцев художник скрывался в поместье семьи Колонна неподалеку от Рима. Там он написал картину «Святой Франциск в размышлении».

Осенью 1606 г. Караваджо перебрался в Неаполь, находящийся вне юрисдикции римских властей. В Неаполе художник создал для церкви Пио Монте делла Мисерикордиа знаменитую алтарную композицию «Семь деяний Милосердия».Из Неаполя Караваджо отправился на Мальту, где надеялся стать рыцарем ордена Госпитальеров. Вступление в орден означало бы автоматическую отмену смертного приговора за убийство, совершенное им в Риме.

Основные работы мальтийского периода включают в себя грандиозное полотно «Усечение головы святого Иоанна Крестителя» и картину «Портрет Алофа де Виньянкура».

14 июля 1608 г. Караваджо становится членом ордена Госпитальеров.Однако в августе 1608 г. Караваджо ввязался в драку, в которой тяжело ранил рыцаря ордена, был арестован и заключен в тюрьму. Из тюрьмы ему удалось бежать на Сицилию, но членство в ордене было аннулировано.

Летом 1609 г. Караваджо вернулся в Неаполь, где написал картины «Отречение святого Петра», «Иоанн Креститель» и «Мученичество Святой Урсулы».

В октябре 1609 г. на его жизнь было совершено покушение, в результате которого лицо сильно изуродовали. Караваджо посчитал, что в покушении замешаны рыцари ордена и, написав картину «Саломея с головой Иоанна Крестителя» с изображением собственной головы на блюде, отправил полотно Великому магистру ордена Госпитальеров с мольбой о прощении.В первых числах лета 1610 г. Караваджо решил перебраться поближе к Риму, т.к. влиятельные друзья сообщили, что в ближайшее время его помилуют.Что произошло после отплытия художника из Неаполя и по какой причине он умер 18 июля 1610 г. в городке Порто Эрколе, неизвестно.Сообщение о смерти Караваджо было опубликовано в Риме 31 июля 1610 г., одновременно с папским указом о помилованииЗнаменитый при жизни, Караваджо был забыт почти сразу после смерти, и «открыт вновь» только в XX в.

Картины Караваджо хранятся в Британской Королевской коллекции, Лондонской Национальной галерее, Национальной галерее Ирландии, Римской галерее старинного искусства, Пинакотеке Ватикана, Галерее Боргезе, Галерее Уффици, Пинакотеке Брера, Галерее Дориа-Памфили, Лувре, Руанском музее изящных искусств, Венском музее истории искусств, Берлинской картинной галерее, Государственном Эрмитаже, Национальном музее Прадо, Мадридском Королевском дворце, Музее Тиссена-Борнемиссы, Метрополитен музее, Художественном музее Кливленда, Галерее Уодсворт Атенеум, Детройтском институте искусств.

Коллекция из 56 картин Караваджо

Источник: http://gallart.by/caravaggio.html

Караваджо

Микеланджело Меризи да Караваджо – известный итальянский художник, автор религиозных картин. В основном рисовал молодых мужчин. Работы автора выставлены в лучших галереях мира – Уффици, Эрмитаж, Метрополитен-музей, Лувр, Прадо.

Детство и юность

В одном из уголков Италии под названием Ломбардия в 1571 году родился будущий художник Микеланджело Меризи да Караваджо. Точного места и даты рождения исследователи до сих пор определить не смогли, а документальные справки не сохранились. Возможно, творец родился в Милане или неподалеку от него – в Караваджо.

Портрет Караваджо

Микеланджело стал старшим сыном в семье строителя. У художника было трое братьев и младшая сестра. Караваджо жили не бедно, так как у отца было хорошее жалование и строительное образование.

Через пять лет после рождения Караваджо в Милане началась эпидемия чумы. Избежать заражения можно было только при помощи переезда в другой город. Но это не помогло. Годом позже после продолжительной болезни умирает глава семьи. Этот период для Караваджо стал непростым.

Художник Караваджо

В биографии художника немало белых пятен. Данные о 8 годах жизни Микеланджело после смерти отца канули в Лету. Известно, что молодой человек в 1584 году отправился учиться к миланцу Симоне Петерцано. После прохождения курса Караваджо должны были дать звание художника, но официальных подтверждений этого факта не сохранилось.

В 1592 году Караваджо столкнулся с новым испытанием – потерей матери. Наследство разделили в равных частях между детьми. Благодаря этим деньгам Микеланджело смог отправиться в Рим. Художник слыл человеком с непростым характером, постоянно ввязывался в драки, попадал в тюрьму.

Живопись

Первые годы жизни в Риме были непростыми для Караваджо. Молодой художник с трудом мог заработать на питание и жилье, но удача повернулась к нему лицом.

Модный в то время живописец Чезари д’Арпино принял Микеланджело на должность помощника в личную мастерскую. Пока еще неизвестный творец создавал натюрморты на картинах д’Арпино.

Во время работы в мастерской автор создает произведения «Мальчик с корзиной фруктов» и «Маленький больной Вакх».

Картина Караваджо «Больной вакх»

Вскоре кардинал Франческо Мария дель Монте стал покровителем Караваджо. Художник получил доступ к творческому обществу Рима. В благодарность Микеланджело подарил кардиналу собственноручно написанную картину «Корзина с фруктами», а потом еще несколько работ – «Лютнист» и «Вакх».

Картина Караваджо «Лютнист»

В этот период из-под кисти Караваджо выходит несколько произведений, вошедших в список мирового наследия. Это «Гадалка», «Амур-победитель», «Нарцисс». Взору художника предстают новые направления – «чистый» натюрморт и «авантюризм» в живописи. Последователи Микеланджело часто использовали их в работах.

Картина Караваджо «Нарцисс»

Караваджо нередко прибегал к религиозной тематике. Из ранних произведений можно выделить «Святая Марфа беседует с Марией Магдалиной», «Святая Екатерина Александрийская», «Святая Мария Магдалина», «Экстаз святого Франциска», «Юдифь и Олоферн», «Отдых на пути в Египет», «Жертвоприношение Авраама».

Картина Караваджо «Юдифь и Олоферн»

В конце XVI века Караваджо написал два цикла картин, повествующих о жизни апостолов. Некоторые работы были переданы церкви Сан-Луиджи деи Франчези, расположенной в Риме. Эти картины посвящены апостолу Матфею. До наших дней дошли два произведения – «Мученичество апостола Матфея» и «Призвание апостола Матфея».

Картина Караваджо «Призвание апостола Матфея»

Еще две капеллы в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме также украшены работами Караваджо. Здесь были расположены «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла».

Сотрудничество с религиозными домами продолжалось достаточно долго. Уже в XVII веке появились картины «Положение во гроб», «Мадонна ди Лорето» и «Успение Марии».

Произведения располагались в церквях Сант-Агостино и Санта-Мария-ин-Валичелла.

Картина Караваджо «Положение во гроб»

Несколько последних лет жизни Микеланджело Караваджо скитался, пытаясь избежать наказания. В творческом плане этот период был богат на шедевры. В это время у Караваджо появились алтарные картины «Мадонна Розария», «Семь дел милосердия», «Бичевания Христа». Их художник писал для Неаполя.

Картина Караваджо «Бичевания Христа»

Будучи на Мальте, Караваджо создал «Святой Иероним» и «Усекновение главы Иоанна Крестителя». На Сицилии из-под кисти маэстро вышли «Погребение святой Луции», «Воскрешение Лазаря», «Поклонение пастухов». На закате жизни Микеланджело пишет картину «Давид с головой Голиафа». Предположительно работа является автопортретом.

Картина Караваджо «Воскрешение Лазаря»

В Лондонской национальной галерее в настоящее время выставлена одна из ранних работ художника – «Мальчик, укушенный ящерицей». Автор написал картину в двух вариантах. Искусствоведы до сих пор спорят, кто изображен на холсте. Существует две версии: возлюбленный Караваджо или сам маэстро.

Картина Караваджо «Мальчик, укушенный ящерицей»

В галерее Дориа Памфили расположена еще одна ранняя работа художника – «Кающаяся Марина Магдалина». Это редкая картина, на которой изображена молодая девушка. Особое внимание Караваджо уделил деталям: на полу лежат украшения, стоит кувшин с напитком, прорисованы узоры на платье.

Картина Караваджо «Кающаяся Магдалина»

В Уффици можно взглянуть на интересную работу Микеланджело. Картина «Медуза» была создана на натянутом на деревянную подложку холсте. Это творение было создано специально для кардинала Франческо Дель Монте, который хотел сделать подарок Фердинанду I, великому герцогу Тосканскому.

Картина Караваджо «Медуза»

Картина «Иоанн Креститель» находится на хранении в Толедском соборе. На полотне изображен молодой юноша. Вокруг этой работы ходит немало слухов. Искусствоведы считают, что авторство может принадлежать одному из последователей Караваджо. Другие утверждают, что картина была написана Микеланджело специально для настоятеля Госпиталя Утешения.

Картина Караваджо «Иоанн Креститель»

В Национальной галерее Ирландии размещена картина «Поцелуй Иуды». В основе работы лежат представления Караваджо о последних днях жизни Иисуса Христа. С этим полотном связана скандальная история. Оказалось, что в Одессе представлена копия картины, которая впоследствии была украдена. Тем временем оригинал и по сей день находится в Ирландии.

Картина Караваджо «Поцелуй Иуды»

В галерее Боргезе, расположенной в Риме, можно познакомиться еще с одной работой Микеланджело Караваджо – «Мадонна с ребенком и Святая Анна». На полотне представлены две женщины и младенец. Фото многих картин Караваджо размещены в специальных альбомах, посвященных мировому искусству.

Читайте также:  Описание картины василия перова «приезд станового на следствие»

Личная жизнь

Микеланджело Караваджо не состоял в браке. При этом мужчина предпочитал рисовать обнаженных юношей, а не женщин. Это привело к тому, что многие стали относить художника к представителям нетрадиционной ориентации. А в XX веке Караваджо даже назвали гей-иконой. Официальных доказательств этого факта до сих пор обнаружено не было.

Шон Бин в фильме «Караваджо»

В 1986 году увидел свет фильм «Караваджо», в котором рассказали о нетрадиционной сексуальной ориентации Микеланджело. Возлюбленного художника сыграл британский актер Шон Бин. Это его первая роль такого характера.

Смерть

В Италии Микеланджело Караваджо известен творчеством, которое вызывало немало споров и скандалов в обществе. К сожалению, он не только картинами вызывал негодование, но и поведением. Нарушитель регулярно преступал закон и находился на грани заточения. У Караваджо отсутствовало разрешение на ношение холодного оружия, но художника это не останавливало.

Караваджо

Микеланджело бросал в официанта поднос, разбивал стекла в чужом доме. Это надоело стражам, поэтому художника ненадолго заточили в тюрьму. А в 1606 году мужчина убил человека. Трагедия случилась во время игры в мяч. Чтобы не оказаться за решеткой, Караваджо сбежал. 4 последних года жизни автор мировых шедевров провел в изгнании.

Микеланджело надеялся на помилование, поэтому прятался недалеко от Рима, но позже уехал в Неаполь. Была в списке путешествий Мальта.

На острове художника посвятили в рыцари за заслуги перед Мальтийским орденом. Но вновь он проявил несдержанный характер и вступил в драку.

Причем оппонентом Караваджо стал высокопоставленный советник ордена. Вскоре художнику удалось бежать из тюрьмы на Сицилию.

Могила Караваджо

Опасность со стороны итальянских властей минула, но появилась новая – представители ордена. В 1609 году Микеланджело сумел уйти от них, но при этом сильно пострадал.

Преследователи изуродовали лицо художнику. Позже Караваджо вновь оказался в тюрьме, но уже по ошибке. Смерть настигла творца 18 июля 1610 года. Микеланджело скончался от малярии.

Великому художнику было 39 лет.

Микеланджело Караваджо похоронили в групповой могиле. Позже останки мужчины нашли. Содержание свинца в костях оказалось превышено в несколько раз. Заметим, что в те времена в краску добавляли этот элемент. Возможно, не малярия убила художника, а профессия.

Портреты Караваджо

Произведения

  • 1593 — «Юноша с корзиной фруктов»
  • 1595 — «Музыканты»
  • 1596 — «Мальчик, укушенный ящерицей»
  • 1597 — «Кающаяся Магдалина»
  • 1597 — «Медуза»
  • 1598 — «Юдифь и Олоферн»
  • 1599 — «Нарцисс»
  • 1600 — «Мученичество Святого Матфея»
  • 1601 — «Распятие Святого Петра»
  • 1602 — «Амур-победитель»
  • 1603 — «Погребение Христа»
  • 1604 — «Иоанн Креститель»
  • 1605 — «Портрет папы Павла V»
  • 1606 — «Мария Магдалина в экстазе»
  • 1607 — «Семь деяний милосердия»
  • 1608 — «Обезглавливание Иоанна Крестителя»
  • 1609 — «Воскрешение Лазаря»
  • 1610 — «Давид с головой Голиафа»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/14363-karavadzho.html

Караваджо в Риме: где увидеть знаменитые шедевры

Талантливый художник, основоположник нового направления, Караваджо в свое время имел репутацию бунтаря и провокатора – он упорно не вписывался в рамки канонов, а его картины шокировали зрителей излишним реализмом. Однако спустя века, именно правдоподобность стала главной причиной популярности Караваджо.

Мы перечислили для вас 9 мест в Риме, где можно увидеть шедевры Караваджо

Добро пожаловать на интересные экскурсии в Риме

Церкви, где хранятся работы Караваджо

1. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези (San Luigi dei Francesi)

В этом храме три картины мастера и на всех трех один и тот же библейский герой – апостол Матфей (Маттео в Италии). На них изображено призвание святого, написание им Евангелия и мученическая смерть.

В картинах этих нет ничего вызывающего и спорного, как в других работах мастера, но и они по меркам тех лет считались довольно смелыми: по мнению духовенства, Матфей изображен на них слишком уж приземленно, отчего святой кажется зрителям простым смертным.

Роспись церкви не обошлась без скандала – первый вариант картины «Матфей и ангел» не прошел цензуру, т.к. апостол был изображен слишком фривольно: он сидел, закинув ногу на ногу.

Живописец был раздосадован тем, что его картину не одобрили, но согласился нарисовать другую.

Второй вариант тоже не отвечает всем требованиям благопристойности – босые ноги Матфея явно диссонируют с торжественностью момента, но ее всё-таки приняли.

2. Базилика Сант-Агостино (Basilica di Sant Agostino in Campo Marzio)

Скромная церковь в двух кварталах от предыдущей, Сан-Луиджи-деи-Франчези, украшена одной из самых известных картин Караваджо – «Мадонна ди Лорето».

Сюжет классический и безобидный, но Караваджо не был бы самим собой, если его детище не вызвало шквал негодования.

Причиной упреков стали всё те же голые пятки: грязные ступни паломников были первым, что бросилось в глаза тем, кто принимал работу.

Фотографический реализм в деталях, который отличал Караваджо от других мастеров, часто становился причиной недовольства заказчиков. Проблема была еще и в том, что живописец писал без эскизов, сразу на чистовую, поэтому у священников, заказывающих картину, не было возможности предварительно ознакомиться с будущим сюжетом, их всякий раз ожидал сюрприз.

3. Базилика Санта-Мария-дель-Пополо (Basilica di Santa Maria del Popolo)

В этой базилике можно увидеть две работы художника: первая посвящена эпизоду из Нового Завета, повествующему об обращении Савла (впоследствии апостол Павел) по дороге в Дамаск; вторая иллюстрирует предание, согласно которому, апостол Петр был распят головой вниз.

Обе картины чрезвычайно драматичны по сюжету и невероятно натуралистичны. Манера Караваджо здесь угадывается безошибочно: темный фон, из которого направленный луч света выхватывает напряженные людские фигуры, скрупулёзно прорисованные в деталях.

Галереи и музеи с картинами Караваджо

4. Ватиканская Пинакотека

Конечно, посетить это место стоит не только ради картины Караваджо: по богатству экспозиции это хранилище шедевров входит в число самых лучших музеев планеты.

Коллекция средневековой живописи здесь весьма представительная: Рафаэль, Тициан, Перуджино. Но даже на их фоне полотно Караваджо выделяется особо – «Погребение Христа» стало неким эталоном среди живописцев, которые обращались к этой теме.

Очень сильная картина, точно передающая трагизм ключевого сюжета Евангелия.

5. Капитолийские музеи (Musei Capitolini)

Здесь можно познакомиться с другой стороной творчества Караваджо – писал он не только на религиозную тематику, на его полотнах также можно встретить бытовые сюжеты. Например, «Предсказатель судьбы» – картина, изображающая уличную гадалку и ее клиента.

Нарисовано предельно жизненно, так что зритель невольно становится случайным свидетелем сценки из повседневной жизни рядовых итальянцев. Кстати, дугой вариант этой картины авторства того же Караваджо выставлен в Лувре.

6. Галерея Боргезе (Galleria Borghese)

Посещение галереи – настоящий праздник для поклонников таланта Караваджо: здесь собрана самая богатая в Риме коллекция его работ. Знаменитые картины на библейские сюжеты («Мадонна и младенец со святой Анной», «Иоанн Креститель», «Давид с головой Голиафа») соседствуют с портретами Вакха и мальчика с корзиной фруктов.

И у каждого из полотен необычная история: так, Вакх – это автопортрет живописца, написанный им во время тяжелой болезни; отрубленная голова в руках Давида – еще один автопортрет, написанный в непростой период скитаний по стране; чрезмерно обнаженный Иоанн Креститель был предметом бурных споров о манере изображения святых автором картины, а полотно с Мадонной не стали даже размещать в церкви, чтобы не смущать прихожан слишком откровенным декольте.

7. Палаццо Барберини (Palazzo Barberini)

Ценители живописи найдут здесь много интересного для себя: в залах Национальной галереи старинного искусства, расположенной в этом дворце, выставлены работы Эль Греко, Тинторетто, Тициана, Рафаэля. Караваджо представлен картинами «Нарцисс» и «Юдифь, убивающая Олоферна», которые написаны в характерном стиле – с тщательной прорисовкой мельчащих подробностей.

8. Галерея Дориа-Памфили (Galleria Doria-Pamphili)

Эта коллекция содержит две картины Караваджо, иллюстрирующих сюжеты из Евангелия: раскаивающаяся Мария Магдалина и святое семейство на отдыхе по дороге в Египет.

Хотя, конечно, сцену, где Иосиф держит партитуру для ангела, играющего на скрипке младенцу Христу, нельзя назвать библейской – такого эпизода в Писании нет.

Глядя на эти картины, становится понятно, что Караваджо умел писать так, как от него ожидали служители церкви – в рамках приличий. Но судя по другим полотнам, так рисовать ему не очень-то хотелось.  

9. Галерея Корсини (Galleria Corsini)

В галерее для Караваджо отведен целый зал. Правда, его кисти принадлежит только одна из картин – «Иоанн Креститель», остальные – его последователям, караваджистам.

Этот вариант портрета Иоанна заметно отличается от того, что выставлен в галерее Боргезе: пророк здесь изображен не настолько обнаженным, чтобы вызвать возмущение духовенства.

При этом Караваджо остался верен себе: каждый мускул на теле юноши нарисован так достоверно, что картина вполне могла бы служить иллюстрацией к учебнику анатомии.  

Конечно же, знакомиться с Караваджо в Риме лучше всего в компании профессионального гида. Добро пожаловать на самые интересные экскурсии в Риме!

Похожие материалы

Источник: http://rome-with-love.ru/karavadzho-v-rime-gde-uvidet

Часовня Кавалетти в церкви Сант-Агостино в Риме

Часовня Кавалетти, церковь Сант-Агостино, Рим.

Что может быть общего между Микеланджело Буонарроти, куртизанкой Фьяметтой и Караваджо? Чтобы ответить на этот вопрос, посетим известную часовню церкви Сант-Агостино в Риме.

Я решилась идти пешком к церкви Сант-Агостино, мне предстояло покорить несколько километров, но это ничего по сравнению с тем, что Гермес Кавалетти и его жена преодолели для того, чтобы добраться до Лорето из Рима во время паломничества.

Добравшись до церкви, прежде чем идти любоваться творением Караваджо, я остановилась напротив третьей колонны слева и погрузилась в размышления о том, что многие известные художники работали здесь.

Поднимаю глаза и осматриваю пророка Исайя, творение Рафаэля, ниже находится скульптура Мадонны с младенцем и Святой Анной, созданная Андреа Контуччи, он же Сансовино.

Рафаэль Санти «Пророк Исайя», скульптура Андреа Сансовино, церковь Сант-Агостино, Рим.

Обернувшись, вижу Мадонну дель Парто, работу Якопо Татти, он же Якопо, тоже Сансовино. С этого места сразу же обращаешь внимание на эти три шедевра.

Якопо Сансовино «Мадонна дель Парто», шестнадцатый век, контрфасад,церковь Сант-Агостино, Рим.

Между концом четырнадцатого и началом пятнадцатого века только построенная церковь Сант-Агостино привлекает для росписей боковых нефов многих художников. Для этих работ также подключили и Микеланджело Буонарроти. В 1500 году в возрасте 25-ти лет его просят написать алтарную картину для капеллы епископа из Кротоне Джованни Эбу, умершего в 1496 году.

На основе архивных документов и исторических исследований предполагается, что часовня Эбу была оформлена самой первой в левом боковом нефе, которая позже перешла в собственность куртизанки Фьяметты и служащего Кавалетти.

Можно представить Микеланджело, который ходит по церкви в поисках темы для оформления алтаря.

Наверняка, сохраняя определенные указания, речь шла о траурной часовне, которая должна быть украшена образом снятого с креста тела Христа.

Это классическая тема изобразительного искусства эпохи Возрождения, с которой ранее столкнулся Микеланджело при создании скульптуры Пьета (Оплакивание Христа) в Соборе Святого Петра в Ватикане (1499 год).

В 1501 году Микеланджело решает покинуть Рим, оставляя проект незаконченным. Он направляется во Флоренцию, забрав с собой уже начатую алтарную картину. Вся ответственность по работе с часовней ложится на плечи Якопо Торни, по прозвищу л’Индако, который до этого занимался росписью стен и апсиды церкви.

Рожденный в 1476 году во Флоренции, л’Индако пошел учиться в мастерскую Доменико Гирландайо. Там он встречает Микеланджело и между ними завязывается крепкая дружба. Вместе они занимались росписью потолка Сикстинской капеллы в Ватикане в 1508 году.

Возможно, эти двое пришли в Рим вместе в конце пятнадцатого века. Город был на пике культурного становления, открывая огромные возможности трудоустройства.

л’Индако заканчивает работу над фресками в часовне Эбу, изображающими Пятидесятницу, вызов Петра и Андрея и Вечерю в доме фарисея Симона. Далее он пишет вместо Микеланджело новую алтарную картину.

К художнику был приставлен малоизвестный миру помощник Андреа, специализирующийся на резьбе по дереву. Он помогал л’Индако с мелкими деталями и подыскивал подходящие материалы для работы мастера.

К сожалению, совместные работы этих двух творцов не дожили до наших дней. Но некоторые искусствоведы предпологают, что гротескная живопись, сохранившаяся на внешней части пилястров часовни, может быть их общим творением. В начале семнадцатого века гротески в связи с плохими условиями хранения были уничтожены и замазаны слоем штукатурки.

Предположительно в девятнадцатом веке рестовраторы занялись восстановлением, частично украсив их позолотой.

Гротесковая живопись, часовня Кавалетти, церковь Сант-Агостино, Рим.

Что касается начатой и незаконченной работы Микеланджело «Погребение Христа», то она теперь хранится в Национальной галерее Лондона.

Эта работа могла бы стать совместным плодом творения Микеланджело и л’Индако, но этого, к сожалению, не случилось.

Читайте также:  Описание картины алексея степанова «на охоте»
Микеланджело Буонарроти «Погребение Христа», 1500-1501, Национальная галерея в Лондоне.

Часовня Эбу остается в первозданном виде на протяжении целого столетия, даже после ее продажи в 1505 году вследствие смерти Якопо Гали (епископа из Кротоне и мецената Микеланджело в Риме) флорентийской куртизанке Фьяметте Кассини.

Куртизанка прибыла в Рим с матерью в конце четырнадцатого века и была замечена в связях с очень влиятельными людьми, среди которых был Чезаре Борджиа (сын Александра VI).

Борджиа был упомянут в одном из заголовков переведенного завещания Фьяметты, в котором статус женщины был обозначен как «честная женщина».

Это значило, что Кассини была не обычной представительницей древнейшей профессии. «Честные» куртизанки зачастую были богатыми и имели множество привилегий, среди которых быть похороненными в церкви Сант-Агостино. В честь куртизанки также была названа площадь недалеко от церкви Сант-Агостино. Точная дата смерти Фьяметты не известна.

Это случилось приблизительно в 1512 году. В 1603 году часовня переходит в управление государственного служащего Ватикана, выходца из Болоньи, Гермеса Кавалетти. Несмотря на то, что капелла была названа в честь Кавалетти, ее неофициально прозвали Капелла делла Пьета ди Фьяметта в честь куртизанки.

В своем завещании Гермес Кавалетти выразил свое желание обновить полностью погребальную часовню своей семьи, доверив эту работу Кристофору Казолани и Караваджо. Они реализовали произведения, которыми мы можем полюбоваться сегодня.

Уничтожив старые картины, Казолани занялся росписью боковых стен, изобразив Марию Магдалину и Гильома Желонского. Апсиду украсила картина с изображением рождения, благовещения и коронации Девы Марии.

В 1606 году алтарь л’Индако, который заменил «Погребение Христа» Микеланджело, был пожертвован монахами Сант-Агостино кардиналу Сципионе Боргезе, в обмен на роскошные ткани для алтаря церкви. Тогда же, картина «Мадонна ди Лорето» Караваджо была готова для размещения на том месте, где и находится и по сей день.

Караваджо «Мадонна ди Лорето», часовня Кавалетти, 1604-0606.

Поражает тот факт, что алтарная картина «Погребение Христа» Микеланджело, была заменена шедевром другого Микеланджело (Меризи), известного как Караваджо, много лет спустя. Представляю себе две картины рядом друг с другом и понимаю, сколько еще интересных фактов скрывает история итальянского изобразительного искусства. Тяжело восстановить последовательность многих историй. Это сложный процесс, который занимает у ученых много времени, от месяца до нескольких лет. Зато теперь мы можем любоваться творением Караваджо, думать о Микеланджело, и быть гордыми за то, что в создании и обустройстве церкви участвовали величайшие исторические личности.

Гермес Кавалетти был членом братства Тринита-деи-Пелигрини и в 1602 году он отправился в паломничество в Лорето, как раз перед тем, как включить в завещание свою волю по строительству часовни в честь Пресвятой Девы Марии из Лорето.

Именно в Лорето хранятся фрагменты стены дома Марии из Назарета. Согласно преданию, не желая допустить разрушения Святого дома, ангелы перенесли его сначала в Дальмацио, а потом в регион Марке.

На самом деле камни дома Марии были перевезены в Лорето в 1294 году с помощью корабля, в качестве приданого Тамары, дочери эпирского деспота Никифора I Комнина Дуки, которую выдали замуж за Филиппа I Тарентского, сына неаполитанского короля Карла II и Марии Венгерской.

Эта картина явно посвящена Гермесу и его жене в честь долгого и сложного пути, который они решились преодолеть вместе пешком. Настоящий смысл картины: паломничество, как метафора земной жизни а также неоспоримая значимость духовных наставлений. Прежде чем покинуть церковь, пытаюсь напоследок запомнить фрагменты картины, которые больше всего привлекают внимание.

Вижу не просто ноги пилигримов и огромных размеров младенца Иисуса, написанного Караваджо. Вижу не только легкие и невесомые ноги Марии. Ничто и никто им не мешают… Чувство легкости… Путь завершился…

Да, сейчас замечаю больше вещей, чем раньше.

Вижу многоуровневую историю часовни, искусства, человечества, заказчиков и всех тех, кто был как-то причастен к оформлению церкви Сант-Агостино.

И вижу тусклый свет, который скрывает тайные стороны одной из самых известных погребальных часовен мира.

Источник: http://www.ciao-bellaitalia.com/2017/01/bazilika-svyatogo-avgustina-v-rime.html

Караваджо в Риме

Караваджо прибыл в Рим в 1592 году, когда он был ещё юным и честолюбивым художником, желающим покорить город.

Потребовалось всего несколько лет, чтобы его нетрадиционное эстетическое видение и яркое, зачастую интенсивное, отображение жизни поразили римское общество.

Материалы биографов XVII века свидетельствуют, что в руках Караваджо легче представить меч, чем кисть. Это подтверждают и документы судебной практики, которые изобличают его то как хулигана, то как вспыльчивого бунтаря, убившего человека.

Однако натуралистический стиль его картин и прослеживание тенденции перекликания религиозных образов с современным миром действительно захватили общественное воображение.

Самой богатой коллекцией картин Караваджо в Риме является Галерея Боргезе (итал. Galleria Borghese) — художественное собрание княжеского семейства Боргезе, которое выставлено в здании на территории виллы Боргезе. Здание галереи построено кардиналом Шипионе Боргезе (1576—1633), который заложил основы художественного собрания.   Он был одним из ранних поклонников творчества живописца, поэтому именно благодаря ему галерея Боргезе имеет шесть подлинных полотен Караваджо.  Две работы были приобретены кардиналом у одного из первых работодателей Караваджо в Риме – это картины раннего периода: «Юноша с корзиной фруктов» (1593-94гг) и «Больной Вакх» (около 1593 г.).  Художник был так беден, что заплатить моделям за позирование не имел возможности, и поэтому рисовал приукрашенных друзей. «Больной Вакх» – это автопортрет живописца, выполненный в холодных пепельных тонах, на котором молодой человек бессильно сжимает кисть винограда. Картина, вероятнее всего, создана Караваджо после выписки из Больницы Утешения, в которой он проходил курс лечения после удара копытом лошади. Бытует и другое мнение, что портрет создан после тяжёлого похмелья.

Более позднего периода картины – «Святой Иероним» (1605 – 1606) и «Святой Иоанн Креститель» (1609-1610).

Самая внушительная работа Караваджо в Галерее Боргезе – это Мадонна деи Палафреньери или «Мадонна со змеёй». Это произведение Караваджо написал по заказу папских конюших (с итальянского «palafrenieri» – «конюхи») для главного алтаря капеллы Святой Анны в соборе Святого Петра в Риме.

На картине, представляющей собой аллегорию Непорочного зачатия, изображены Мадонна и маленький Христос, давящие ногами змею, и Святая Анна, покровительница братства Палафреньери.

Поза Святой Анны, склонившей голову и скрестившей опущенные руки, повторяет привычные в иконографии позы Мадонны или Иоанна Крестителя в сценах Распятия: художник словно напоминает о конечном смысле евангельского рассказа о непорочном зачатии – то есть об Искуплении.

Фигура Святой Анны, едва выступающая из тени благодаря бликам света, уже написана в стиле, типичном для позднего творчества Караваджо.  В соборе работа мастера, чьё искусство выходило за рамки канонов, находилась всего несколько дней.

  Говорят, что новому папе Павлу V она показалась слишком фривольной, что и понятно – мадонна на ней изображена с глубоким декольте, а маленький Христос – и вовсе обнажённым. С Караваджо не раз случалось, что из-за недовольства церковнослужителей его произведения покидали стены храмов и оседали в частных собраниях.

В данном случае картина попала в коллекцию кардинала Шипионе Боргезе, племянника папы, который «посодействовал отказу», чтобы потом купить это произведение за полцены. Согласно путеводителю «Маршрут Караваджо в Риме», картина была приобретена в 1606 году всего за 100 эскудо. Хотя скорей всего причина, по которой её убрали из церкви, заключалась в следующем: художник изобразил Анну, Марию и Христа с такой смелостью и таким реалистическим подходом к созданию образов, как если бы писал кого-нибудь из своих незнатных и небогатых современников.

Между тем слава самого Караваджо росла, и среди коллекционеров и меценатов разгорелось настоящее соперничество, чтобы получить в собственные коллекции картины восходящей звезды на римском художественном небосклоне. Семья Барберини , в частности может похвастаться тем, что в их роскошном дворце, в котором сейчас располагается Национальная Галерея Античного искусства, находятся две картины Караваджо «Юдифь с головой Олоферна» и «Нарцисс».

В то время местом обитания Караваджо была площадь Святого Луиджи деи Франчези (Piazza San Luigi dei Francesi) между Пантеоном и Площадью Навона. Почти все главные события римской жизни художника происходили в пределах пятиминутной ходьбы от этого квартала: от впервые проданных работ до совершенного в 1606 году убийства человека. Детали убийства неясны, некоторые биографы склоняются, что это случилось в результате ссоры. После происшествия Караваджо был вынужден сбежать из города.В те времена площадь Святого Луиджи была шумным местом и одновременно домом для нескольких влиятельных политических лиц. Не смотря на то, что на площади собирались толпы, все знали друг друга. В этом квартале был расположен магазинчик, который как полагают, продал «Гадалку» (1594-95гг) первому покровителю художника – Кардиналу Франческо Марии дель Монте. Эта картина, наряду с «Юным Иоанном Крестителем» (1601-02гг), принадлежавшая тоже дель Монте, находится сейчас в Капитолийских музеях, основанных папой Сикстом IV в 1471 году. Музеи размещаются в трёх дворцах на спроектированной Микеланджело Буонарроти площади Капитолия.

Караваджо, прогуливаясь в течение каждого дня, выбирал моделей для своих картин на улицах Рима, из круга своих друзей и знакомых (фехтовальщиков, живописцев, простых людей, куртизанок).

Большинство его моделей остались неназванным, например, рыжеволосая молодая женщина, позировавшая для его «Кающейся Магдалины» (около 1595) и для девственницы в полотне «Отдых на пути в Египет» (1595-96).

Обе картины находятся в галерее Дориа-Памфили (Doria Pamphilj Gallery), в пяти минутах ходьбы от площади Навона.

Немного известно о Лене – возлюбленной Караваджо, по мнению его современников. Для одних она была бедной честной девушкой, а для других – проститутка. Именно Лена позировала для картин «Мадонна со змеёй», «Мадонна де Лорето» или Мадонны паломников, которая висит в церкви Святого Августина, что расположена за углом от площади Святого Луиджи. Относительно последней картины, придерживаясь видения, которое стёрло барьеры между реальным и божественным мирами, девственница могла оказаться молодой римской матерью, держащей на груди своего сына.

Мадонна ди Лорето

Между 1595 и 1600 годами Караваджо живёт в Палаццо Мадама, в резиденции кардинала дель Монте, где теперь заседает итальянский Сенат. Дворец примыкает к площади Святого Луиджи. Переезд во дворец кардинала было первой большой победой. Благодаря дель Монте, его уполномочили написать три картины для алтаря часовни Контарелли во французской церкви Святого Луиджи. Это была его первая большая работа для церкви, которая и позволила оказаться у всех на устах. Караваджо не принял во внимание строгие художественные правила, диктующие, как должны быть нарисованы религиозные сцены, и его картины ошеломили публику. В «Призвание апостола Матфея» (1599-1600гг) живописец перенёс действие картины в 1600 год, изображая апостола в пабе и часть реальной жизни таверны, с которой Караваджо был тесно знаком.

Позже Караваджо получает заказ на боковые картины для Капеллы Черази (Cappella Cerasi) в церкви Санта Мария дель Пополо в центре Рима. И здесь показывается необыкновенное отличие живописи Караваджо «Распятие на кресте Св. Петра» и «Обращение Св. Павла»  в контрасте с грандиозным образом «Вознесение Марии» другого знаменитого художника того времени Аннибале Карраччи.

Полотном «Положение в гроб» (1602-1604), нарисованным для церкви Божьей матери или Новой церкви (Santa Maria in Valicella), можно насладиться в Картинной Галерее в Музеях Ватикана. Однако в самой церкви, которая находится на Корсо Витторио Эмануэле II недалеко от Святого Луиджи, на месте холста расположена копия, которая в полной мере показывает новизну творчества Караваджо.

Караваджо провёл четыре года своей жизни в бегах в связи со смертным приговором, который навис над его головой из-за убийства. Он скитался по стране, жил в Неаполе, Мальте, Сицилии, но умер в 1610 году после получения папской амнистии по дороге в Рим при таинственных обстоятельствах.

Последняя работа «Давид с головой Голиафа», выставленная сейчас в Галереи Боргезе, как полагают некоторые биографы, была предназначена подарком кардиналу Боргезе, чтобы тот посодействовал смягчению смертного приговора. Голиаф – как будто автопортрет с уловимым сходством, который отражает страх Караваджо перед необратимой действительностью.

Приглашаю всех любителей творчества Караваджо на увлекательную прогулку по Риму с посещением всех тех мест, которые связаны с его жизнью и творчеством.

На экскурсии  Караваджо в Риме вы посетите церкви: San Luigi dei Francesi, Sant'Agostino и Santa Maria del Popolo, где находятся работы Караваджо, а также пройдетесь по тем улицам и площадям,  которые вдохновляли художника, вы увидите дома и дворцы, где жил и создавал свои шедевры Караваджо во время своего пребывания в Риме.

Экскурсии проходят в утреннее время с 09:00 до 12:00, 

либо после обеда с 16:00 до 19:00.

Стоимость экскурсии 130 евро, продолжительность 3 часа.

Ваш гид по Риму Татьяна

+39 3484954363

smortchek@yahoo.com

Источник: https://progulkiporimu.blogspot.com/p/blog-page_20.html

Ссылка на основную публикацию