Описание картины михаила нестерова «горы»

7 «бесстрастных» полотен Михаила Нестерова

31 мая (19 мая по старому стилю) 1862 года родился Михаил Нестеров. Предлагаем вспомнить 7 полотен, на которых выдающийся русский живописец «избегал изображать сильные страсти», отдавая предпочтение тихому пейзажу и человеку, «живущему внутренней жизнью».

Отражением идеи жизни человека в гармонии с природой стала картина «Пустынник», написанная художником во время его жизни в Сергиевом Посаде. Там он знакомится с монахом  Троице-Сергиевой лавры Гордеем, который становится прототипом героя.

Впоследствии, однако, художник намеренно уйдет от портретности, наделяя монаха обобщенными чертами. Вдоль озера по тропке бредет, опираясь на посох, старец в монашеских одеждах. Он задумчив и сосредоточен, но в то же время его лицо наполнено внутренней улыбкой.

Осенний пейзаж пронизывает картину спокойствием и умиротворением.

Художнику удалось в полной мере передать свою убежденность в том, что только жизнь вдали мирской суеты способна напитать человеческую душу покоем, искренностью и стойкостью.

Намеченные художником принципы и идеи будут реализованы в его дальнейшем творчестве.

Картина была куплена Третьяковым за 500 рублей, что позволило получить Нестерову не только материальную независимость (он, в том числе, смог поехать в Италию), но и стала подтверждением: «Он – настоящий художник!»

Замысел цикла картин, посвященных жизни Сергия Радонежского, появился у Михаила Васильевича во время пребывания в Сергиевом Посаде.

«Видение отроку Варфоломею»  — стала первой картиной, идея которой возникла во время посещения имения Абрамцево, куда он был приглашен женой Мамонтова Елизаветой Григорьевной.

Но приступить к работе Нестеров смог только после итальянского путешествия – с большим воодушевлением он выполнил большое количество подготовительных этюдов и рисунков, в том числе и пейзаж, который позже ляжет в основу картины.

Смысловым центром композиции стала фигура мальчика, который уповает на черноризца и просит чуда – освоить грамоту. Согласно преданию, юному Варфоломею (мирское имя преподобного Сергия) никак не давалась грамота. После встречи с монахом, мальчик начал бегло читать.

Осенний пейзаж наполняет картину чистотой и словно дарит способность раскрыть тайные помыслы и желания чистой души мальчика.

Тесно переплетая реальность и видение, Нестеров создает необычную для русской живописи картину – в станковой живописи появляется элемент иконописи.

Золотое сияние вокруг голову схимника рождает массу споров не только среди зрителей и критиков, увидевших картину на очередной выставке передвижников, но и среди коллег-художников, некоторые из которых назовут картину «вредной».

Еще одной картиной, которую художник написал в окрестностях Сергиева Посада, станет «Под Благовест». На первом плане зритель видит двух монахов, читающих Часослов и бредущих вдоль поросли молоденьких березок. В лучах заходящего солнца горят кресты храма.

Монахи настолько углубились в чтение, что не обращают внимания на красоту природы, которая просыпается от зимнего сна. Художник вкладывает в руки молодого инока веточку вербы, сообщая тем самым, что великий праздник Воскрешения Христова совсем скоро.

Кажется, что и в природе, и в людях, изображенных на картине, не осталось ничего земного, а все происходящее проникнуто тишиной спасительной молитвы.

Одной из лучших картин, рассказывающей о монашеской жизни, стало «Молчание», написанное Нестеровым параллельно с работой над «Святой Русью». Взору зрителя предстают две скользящие по заливу у подножия Рапирной горы на Соловках лодки.

Внутренние связи – доминанты полотна – образуют четкий треугольник: две лодки и церковь на вершине горы. На берегу художник располагает еще один храм, тем самым символично иллюстрируя Церковь земную и Церковь небесную. К последней и держат свой путь седовласый старец и юноша. Однако в самой картине нет движения и динамики.

Герои становятся частью природы, умиротворенной и затаившей дыхание перед чем-то великим.

Связь человека с Богом через общение с природой, созерцательная молитва и уход от мирской суеты подчеркивается и общим колоритом: легкое звучание сиреневого, желтовато-розового и серо-фиолетового оттеняют доминанту темного зеленого и черного. Идеи «Молчания» впоследствии будет отражены в «Лисичках» (1914), «Старец. Раб Божий Авраамий» (1914-1916), «В скиту» (1915) и «Соловки» (1917).

Эта картина становится первой работой в новом для мастера жанре портрета. Образ любимой жены был создан Нестеровым в их киевской квартире. Ольга Петровна сидит в кресле рядом со столиком, на котором стоит ваза с азалиями и разбросаны разные безделушки.

На стене – картина Бенуа «Сентиментальная прогулка». Художник не делал набросков к портрету, он писал его прямо с натуры, стараясь поймать секунды жизни любимой женщины, словно предчувствуя разлуку с ней.

В этом же году он напишет и портрет дочери Ольги, которая незадолго до этого перенесет сложную операцию по возвращению слуха. Дочери предстоит еще одно хирургическое вмешательство – трепанация черепа.

Опасаясь за ее жизнь, Михаил Васильевич старался запечатлеть любимую дочь на холсте – в 1906 году он напишет еще «Портрет О.М. Нестеровой», который в 1907 году имел огромный успех у публики и был приобретен для коллекции Государственного Русского музея.

В 1912 году Нестеров заканчивает работу над росписью Покровского храма Марфо-Мариинской обители и приступает к завершению трилогии – картине «Душа народа». Уже написаны «Святая Русь» (1901-1905) и «Путь ко Христу» (1908-1912).

Каждое из полотен появилось в сложное для страны время, и через них Михаил Васильевич символично предлагает выход из сложных ситуаций, который заключается не в бунтах, пропитанных кровью, а в свете истины христианской, веры в Бога и народном единстве.

Вдоль берега Волги в поисках правды и утраченной веры бредут люди, впереди которых – крестьянский мальчик, с надеждой вглядывающийся вперед. Образ мальчика был написан художником со своего сына Алексея. Если на двух предыдущих картинах трилогии присутствует Христос, то здесь его уже нет.

Однако складывается ощущение, что Он только что прошел, а разные люди – царь в шапке Мономаха, священник, схимник, юродивый, слепой солдат с сестрой милосердия — стремятся догнать его. На картине можно также увидеть Достоевского, Толстого и Соловьева.

Эта людская лавина движется за ребенком, который единственный с открытым и чистым сердцем может «догнать» Бога.

В поздних работах Нестерова реже появляются образы русских святых. На первое место выходит полотна, написанные в жанре портрета.

После 1920 года мастер создает портреты своих современников: художников, скульпторов, философов, ученых, литераторов, врачей и актеров. Одной из таких работ становится портрет Васнецова.

Идея написать своего друга родилась у художника еще в 1908 году, но из-за большого количества заказов воплощение замысла было отложено на долгие годы.

Картина была написана в год 70-летнего юбилея Виктора Михайловича. Выдающийся художник-сказочник изображен сидящим в своей мастерской на фоне икон.

Кресло с высокими подлокотниками развернуто таким образом, чтобы зритель отгораживал портретируемого от всего остального мира, а святитель в светлых одеждах с иконы словно призывает Васнецова к беседе.

Седовласый старец смотрит на зрителя сверху вниз, но в его взоре нет высокомерие, скорее подчеркивается значительность его личности. Портрет понравился многим, а сам мастер считал его одной из лучших своих работ.

Фаина Шатрова

Источник: http://russian7.ru/post/7-besstrastnyx-poloten-mixaila-nesterova/

Михаил Нестеров: художник, который написал «Душу народа»

На полотнах художника Михаила Нестерова физический мир спит. Крепко спит и…остывает. Все погружено в зеленовато-желто-голубую дымку; студеный воздух ощущаешь через полотно. Тотальная осень! Тотальное умирание!Создается впечатление, что люди на картинах Нестерова неживые. Почти призраки. Атмосфера безмолвной печали. Но плакать не хочется.

Как, впрочем, и смеяться. И здесь на первый план выходит Духовное, невесомое, призрачное с точки зрения Физического. «Это тоже — поэзия чего-то большого и смутного, выходящего за грани личности. Не поэзия индивидуального вдохновения, но поэзия, говорящая о далях и озаренностях народа.

Надо вглядеться пристально в их картины, надо забыть о многом внешнем, мешающем, случайном, отдаться наваждению — и тогда, тогда вдруг по-иному засветятся краски, и оживут тени, и улыбнется кто-то, таинственный, „на другом берегу“. Так описывал картины Михаила Нестерова знаменитый художественный критик Сергей Маковский.

Что ж нам остается только отдаться этому наваждению и перейти „на другой берег“…

»Пустынник» (1888-1889)

Отражением идеи жизни человека в гармонии с природой стала картина «Пустынник», написанная Михаилом Нестеровым во время его жизни в Сергиевом Посаде. Там он знакомится с монахом Троице-Сергиевой лавры Гордеем, который становится прототипом героя. Впоследствии, однако, художник намеренно уйдет от портретности, наделяя монаха обобщенными чертами.

Вдоль озера по тропке бредет, опираясь на посох, старец в монашеских одеждах. Он задумчив и сосредоточен, но в то же время его лицо наполнено внутренней улыбкой. Осенний пейзаж пронизывает картину спокойствием и умиротворением.

Художнику удалось в полной мере передать свою убежденность в том, что только жизнь вдали мирской суеты способна напитать человеческую душу покоем, искренностью и стойкостью. Намеченные художником принципы и идеи будут реализованы в его дальнейшем творчестве.

Картина была куплена Третьяковым за 500 рублей, что позволило получить Нестерову не только материальную независимость (он, в том числе, смог поехать в Италию), но и стала подтверждением: «Он — настоящий художник!»

«Видение отроку Варфоломею» (1889-1890)

Замысел цикла картин, посвященных жизни Сергия Радонежского, появился у Михаила Васильевича во время пребывания в Сергиевом Посаде. «Видение отроку Варфоломею» стала первой картиной, идея которой возникла во время посещения имения Абрамцево, куда он был приглашен женой мецената Мамонтова Елизаветой Григорьевной.

Но приступить к работе Нестеров смог только после итальянского путешествия — с большим воодушевлением он выполнил большое количество подготовительных этюдов и рисунков, в том числе и пейзаж, который позже ляжет в основу картины.

Смысловым центром композиции стала фигура мальчика, который уповает на черноризца и просит чуда — освоить грамоту. Согласно преданию, юному Варфоломею (мирское имя преподобного Сергия) никак не давалась грамота. После встречи с монахом, мальчик начал бегло читать.

Осенний пейзаж наполняет картину чистотой и словно дарит способность раскрыть тайные помыслы и желания чистой души мальчика. Тесно переплетая реальность и видение, Нестеров создает необычную для русской живописи картину — в станковой живописи появляется элемент иконописи.

Золотое сияние вокруг голову схимника рождает массу споров не только среди зрителей и критиков, увидевших картину на очередной выставке передвижников, но и среди коллег-художников, некоторые из которых назовут картину «вредной».

«Под Благовест» (1895)

Еще одной картиной, которую художник написал в окрестностях Сергиева Посада, станет «Под Благовест». На первом плане зритель видит двух монахов, читающих Часослов и бредущих вдоль поросли молоденьких березок. В лучах заходящего солнца горят кресты храма.

Монахи настолько углубились в чтение, что не обращают внимания на красоту природы, которая просыпается от зимнего сна. Художник вкладывает в руки молодого инока веточку вербы, сообщая тем самым, что великий праздник Воскрешения Христова совсем скоро.

Кажется, что и в природе, и в людях, изображенных на картине, не осталось ничего земного, а все происходящее проникнуто тишиной спасительной молитвы.

«Молчание» (1903)

Одной из лучших картин, рассказывающей о монашеской жизни, стало «Молчание», написанное Нестеровым параллельно с работой над «Святой Русью». Взору зрителя предстают две скользящие по заливу у подножия Рапирной горы на Соловках лодки. Внутренние связи — доминанты полотна — образуют четкий треугольник: две лодки и церковь на вершине горы.

На берегу художник располагает еще один храм, тем самым символично иллюстрируя Церковь земную и Церковь небесную. К последней и держат свой путь седовласый старец и юноша. Однако в самой картине нет движения и динамики. Герои становятся частью природы, умиротворенной и затаившей дыхание перед чем-то великим.

Связь человека с Богом через общение с природой, созерцательная молитва и уход от мирской суеты подчеркивается и общим колоритом: легкое звучание сиреневого, желтовато-розового и серо-фиолетового оттеняют доминанту темного зеленого и черного. Идеи «Молчания» впоследствии будет отражены в «Лисичках» (1914), «Старец.

Читайте также:  Описание картины тициан «диана и актеон»

Раб Божий Авраамий» (1914-1916), «В скиту» (1915) и «Соловки» (1917).

«Душа народа» (1914-1916)

В 1912 году Нестеров заканчивает работу над росписью Покровского храма Марфо-Мариинской обители и приступает к завершению трилогии — картине «Душа народа». Уже написаны «Святая Русь» (1901-1905) и «Путь ко Христу» (1908-1912).

Каждое из полотен появилось в сложное для страны время, и через них Михаил Васильевич символично предлагает выход из сложных ситуаций, который заключается не в бунтах, пропитанных кровью, а в свете истины христианской, веры в Бога и народном единстве.

Вдоль берега Волги в поисках правды и утраченной веры бредут люди, впереди которых — крестьянский мальчик, с надеждой вглядывающийся вперед. Образ мальчика был написан художником со своего сына Алексея. Если на двух предыдущих картинах трилогии присутствует Христос, то здесь его уже нет.

Однако складывается ощущение, что Он только что прошел, а разные люди — царь в шапке Мономаха, священник, схимник, юродивый, слепой солдат с сестрой милосердия — стремятся догнать его. На картине можно также увидеть Достоевского, Толстого и Соловьева. Эта людская лавина движется за ребенком, который единственный с открытым и чистым сердцем может «догнать» Бога.

Источник: https://news.rambler.ru/other/40851155-mihail-nesterov-hudozhnik-kotoryy-napisal-dushu-naroda/

Михаил Васильевич Нестеров, «Святая Русь»: описание и год создания картины

Искусство и развлечения 13 мая 2018

Российская империя была богата на поистине неординарных художников, все они имели свой неповторимый стиль, излюбленные жанры и сюжеты, которые по сей день радуют душу русского человека. Однако не все из них были прославлены как при жизни, так и после кончины, что является досадной несправедливостью.

Таким художником был и М. В. Нестеров — автор множества картин, прославляющих могущество России и православной веры. Самыми знаменитыми его произведениями считаются «Видение отроку Варфоломею», «Тишина», серия работ, посвященных святому Сергию Радонежскому и «Святая Русь». Именно на последней из них будет сфокусировано внимание в данной статье.

Биография художника

Родина М. В. Нестерова — небольшой городок Уфа, в котором он родился в 1862 году.

Атмосфера его семьи была пропитана любовью к вере — родители художника были глубоко религиозными людьми, которые и привили Михаилу Васильевичу особое отношение ко всему, что связано с христианством.

Они поддерживали интерес юного творца к живописи и оказывали значительную поддержку его начинаний, за что художник был им крайне благодарен на протяжении всей жизни.

В возрасте 12 лет Михаил Нестеров переезжает в Москву, чтобы поступить там в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а после этого — в Петербургскую Академию художеств. Учителями, оказавшими на него значительное влияние, были лучшие художники того времени: В. Г. Перов, П. П. Чистяков, И. М. Прянишников, В. Е. Маковский.

В 1883 году в своем родном городе во время летних каникул художник встречает свою первую жену, Марию Мартынову, которая трагически умерла через 3 года после свадьбы во время родов их дочери. После этого Михаил Нестеров будет часто писать героинь своих работ по образу покойной возлюбленной. Смирившись с утратой Марии, он женился во второй раз спустя почти 20 лет после ее смерти.

Его серьезная карьера как профессионала начинает свое развитие 1885 году, когда он получает звание свободного художника.

После этого написанные Нестеровым картины приносят ему все большее признание, среди них работа «Пустынник», купленная небезызвестным П. М. Третьяковым.

Он также берется за роспись множества храмов, черпая вдохновение из европейских святынь, эта деятельность приносит ему небывалое удовольствие.

После Октябрьской революции в жизни творца возникают сложности — его семья вынуждена перебраться на Кавказ, где художника настигает болезнь. Последние 26 лет Нестерова проходят напряженно ввиду того, что большинство создаваемых им работ имеют религиозную тематику, а это идет вразрез с идеологией Советов. Художник скончался на 81 году жизни и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Картина «Святая Русь»

Это одно из самых неоднозначных произведений художника было представлено миру в 1902 году. Основой, на которой стоит сюжет этой картины, являются слова Христа из Евангелия: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз успокою вы». Эта же фраза считается неофициальным вторым названием «Святой Руси» Нестерова Михаила.

Это творение было неблагосклонно принято обществом: многие критики сочли ее противоречащей текущим церковным канонам. В адрес картины также были сделаны замечания о том, что Христос получился отстраненным, безучастным.

Возможно, это связано тем, что его взгляд направлен в противоположную от приходящих к нему людей сторону. Таким образом, общее впечатление людей от этой картины сложилось не очень приятное.

Впоследствии художник признается, что стремился исправить допущенные в этой работе ошибки при написании следующего произведения — «На Руси» (известной также как «Душа народа»), где изобразил Иисуса уже в виде иконы.

Видео по теме

О создании произведения

Год написания «Святой Руси» Нестерова ознаменован постепенно разворачивающимися предреволюционными событиями, но несмотря на это, он смело демонстрирует ее на выставке. Перед тем, как начать работать над произведением, он тщательно изучает местность на Соловках в Архангельской области, рисуя многочисленные этюды и наброски.

Все персонажи картины также имеют свои прототипы в реальной жизни, которых Нестеров рисовал в этом же месте. Исключениями являются лишь образы святых и Христа, взятые с их канонических изображений, а также двух женщин слева на картине, поддерживающих больную, — их художник написал со своих сестры и матери.

Объединив все наработки, собираемые в течение долгого времени, Михаил Васильевич создает это знаменитое произведение.

Смысл, заложенный в полотне

Сюжет картины полон символичности. Действие происходит будто бы во время раннего христианства, когда убранство церквей было очень простым и их облику придавалось не такое большое значение.

Именно поэтому церковь не занимает много места на полотне, и по этой же причине Христос явился людям посреди леса, на природе. Скрытый смысл картины в том, что вся русская земля с великолепием ее природы и людей, на ней живущих, является Святой Русью.

Ее можно также интерпретировать как ответ людям, в чем заключается величие их родины — в чистой православной вере.

Символично и то, что покаяние, которым пронизана «Святая Русь» Нестерова, связано с беспокойством за будущее России. Ведь картина писалась во время, когда предчувствовались серьезные перемены в стране.

Описание картины «Святая Русь» Нестерова Михаила

На самом ближнем плане картины изображены небольшие растения — кустарники, маленькие ели, неокрепшие березы. Даже в этом прослеживается истинное любование художника природой России.

Согласно сюжету картины, центром композиции являются Христос, святые Сергий Радонежский (справа от Христа), Георгий Победоносец (позади) и Николай Чудотворец (слева).

Эти великомученики вызывают глубокое уважение художника, потому их присутствие в произведениях художника не случайно. Церковь за ними изображена без излишней вычурности — деревянная, покрытая толстым слоем снега с серыми куполами.

Выделяя ей такое небольшое пространство на полотне, Нестеров старается акцентировать внимание зрителя в основном на людях и святых.

Центральный план

Люди, которые пришли с покаянием и своими бедами к Иисусу, являются самыми разными — и дворяне, и совсем юные верующие мальчик и девочка, и старцы, и странники. В ногах у святых стоит бедный крестьянин и, вероятно, лежит кто-то близкий ему. Крестьянин просит Христа об исцелении родного человека.

Чуть поодаль стоит молодая девушка в черном платке, чей взгляд пронизан скорбью. Из-за преобладания в ее одеянии мрачных цветов можно предположить, что она овдовела и пришла просить об упокоении души любимого. Справа на картине Михаила Нестерова «Святая Русь» изображены две женщины, которые помогают стоять на ногах больной девушке.

За всем этим скоплением люда виднеются пожилые странницы, кажущиеся совсем не заинтересованными в происходящем.

Дальний план

На заднем плане произведения виднеется безграничный простор Святой Руси: высокие горы, покрытые густым лесом, широкая река. Все укутано снегом и умиротворенно молчит, стараясь не мешать происходящему на картине.

То могущество природы, которое вложил Нестеров в «Святую Русь», подтверждает предположение о том, он считает всю русскую землю наделенной особым даром — всепрощающим, помогающим и исцеляющим.

Примечательно и то, что художник не выделяет пейзаж яркими цветами, как бы немного забывая про него, но зритель все равно чувствует присутствие на полотне безмолвного гиганта — природы.

Палитра картины

Как и во многих других своих произведениях, художник не стремится сделать цветовую гамму «кричащей», чрезмерно насыщенной. Михаил Васильевич как бы старается перевести внимание созерцающего на сюжет, чтобы тот не отвлекался на цвета.

Основные оттенки «Святой Руси» Нестерова — серые, голубые, коричневые. Темных деталей не так много, доминирует сложный серо-голубой холодный цвет — им написаны облачное небо, снег и воздух.

Относительно яркие акценты можно заметить на деталях — платок странницы, корзинка крестьянина, одеяние Георгия Победоносца, цветы на одежде дворянки и одежда больной девушки.

Несмотря на кажущуюся с первого взгляда холодность произведения, оно все же приковывает к себе внимание и удерживает его за счет наличия множества деталей. Зритель невольно задумается о том, что стремился передать художник, и тогда картина играет новыми красками.

Другие произведения Михаила Васильевича

Как упоминалось ранее, «работой над ошибками» после написания «Святой Руси» стало произведение «Душа народа». В данном творении изображен крестный ход и исправлено все то, что вызвало волну негодования у критиков в прошлой работе — это и отсутствие Христа в образе человека, и святых, и бо́льшая проникновенность сюжета.

Картина написана в 1916 году, ее пейзаж соответствует реальному месту у реки Волги. Как и в «Святой Руси», многие ее герои написаны по реальным людям — среди богоискателей изображены небезызвестные писатели — Соловьев, Толстой и Достоевский.

Примечательно, что эти гении слова тоже были глубоко верующими людьми, и по этой причине художник передумал изображать на ней Максима Горького — его сердце было занято идеей революции, а не веры.

Помимо написания связанных с темой православия картин, Нестеров увлеченно расписывает внутреннее убранство храмов. Первая монументальная работа по росписи стен была совершена в храме Владимирского собора в Киеве. Художника так увлек этот вид искусства, что он продолжал работать в храмах на протяжении 22 лет своей жизни.

Далее он расписывал дворцовую церковь Александра Невского в Грузии, где его рукой было создано более 50 работ, после этого — Марфо-Мариинскую обитель, в которой одной из лучших его работ была «Путь ко Христу», затем Спасо-Преображенский собор и Соловецкий монастырь. За все время работы в церквях Михаил Васильевич создал объем работ, несравнимый с количеством картин любого другого монументалиста. Более того, он начал писать совершенно новые для того времени сюжеты — никто до него не изображал святых на фоне природы.

Читайте также:  Описание картины иеронима босха «корабль дураков»

Невозможно переоценить вклад Михаила Нестерова в русское искусство. Создавая самобытные произведения, полные любви к русской вере и природе, художник лучшим образом пропагандировал искреннее уважение к необъятной Родине — России.

Источник: fb.ru

Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).

Источник: http://monateka.com/article/276017/

памяти художника Михаила Васильевича НЕСТЕРОВА..

31 мая исполнилось 150 лет со дня рождения русского художника Михаила Нестерова

Нестеров прожил долгую, восьмидесятидвухлетнюю жизнь, большую часть которой он посвятил искусству.

За это время им было создано несколько сотен произведений

Видение отроку Варфоломею, 1889-1890

(будущего св. Сергия Радонежского)
— одна из самых таинственно-поэтичных и прелестных картин последнего десятилетия XIX века.

Здесь, что редко бывает у Нестерова удался ему и тип юного святого, его застывшая в священном трепете фигура, его поглощенное сосредоточенным восторгом лицо с широко открытыми, уставившимися глазами. Чарующий ужас сверхъестественного был редко передан в живописи с такой простотой средств и с такой убедительностью.

Есть что-то очень тонко угаданное, очень верно найденное в стройной фигуре чернеца, точно в усталости прислонившегося дереву и совершенно закрывшегося своей мрачной схимой. Но самое чудное в этой картине — пейзаж, донельзя простои, серый, даже тусклый и все же торжественно-праздничный.

Кажется, точно воздух заволочен густым воскресным благовестом, точно над этой долиной струится дивное пасхальное пение…

.Н.Бенуа: «Тема «Воскресения» — не моя тема. Для нее недоставало у меня ни мистического воодушевления, ни подлинной фантазии, могущей иногда заменить недостающие художнику духовные свойства.

Картина, выдержанная в реальных тонах, была, быть может, и красива, но холодна и неубедительна, как чудо, как нечто необычайное.

В ней не было ни того, что иногда встречается у примитивистов — у Джотто в Падуе, ни того, что дала в эскизах на тему «Воскресения» болезненно прекрасная фантазия Врубеля…»

Автопортрет, 1915

Фоном портрета он делает высокий обрыв над излучиной реки Белой и бескрайними далями Предуралья. В облике его нет ничего от художника, это не поэт-лирик, а гражданин, задумавшийся о судьбах России.

«На горах.»

1896

«Молчание,»

1903

В 1903 году Нестеров посетил Соловецкий монастырь на Белом море в поисках персонажей для своей картины «Святая Русь». Братия монастыря — крестьяне северных губерний и Сибири поразили его умом, крепостью, деловитостью. «С топором да пилой в лесу Богу молимся», — говорили они о себе.

Вся природа была для них святым храмом. Под впечатлением увиденного в Соловках была написана одна из лучших нестеровских картин «Молчание». Залив у подножия Рапирной горы. Таинственный свет белой ночи. В неподвижных водах отражается темная, поросшая лесом гора.

Словно эхо, повторяют друг друга фигурки монахов в лодках, седобородого старца и юноши. Состояние природы чутко уловлено художником, но он не следует за натурой пассивно. Нестеровское мастерство композиции здесь проявляется в ее лаконизме, выборе крупных планов, скупости обобщающих линий.

Почти буквальное повторение силуэтов монахов использовано Нестеровым как ритм в музыке.

Портрет Ольги Михайловны Нестеровой (Амазонка). 1906

В портрете дочери Ольги ярко проявился нестеровский дар поэтического обобщения и острое чувство стиля. Замысел портрета возник случайно.

Однажды Нестеров увидел дочь в момент возвращения с прогулки верхом и попросил ее остановиться и попозировать так, как она была, — в амазонке и с гибким хлыстом в руке. Художник работал над фигурой и лицом девушки во дворе дома в Уфе.

Но для фона портрета он выбрал другой пейзаж, написав для него этюд на реке Белой в окрестностях Уфы.

Она стала собирательным образом женщины «конца века».

Хрупкая, утонченная, элегантная, сродни блоковской незнакомке, «дыша духами и туманами», она вошла в историю русского искусства как излюбленная героиня символизма.

Она дополнила собой галерею замечательных образов русских женщин от «смольнянок» Левицкого, героинь Рокотова и Боровиковского до «Девочки с персиками» Серова и девушек Борисова-Мусатова.

Трудно поверить, но так это и было — в советскую эпоху поэтическая амазонка Ольга Нестерова оказалась узницей «архипелага ГУЛАГ

«Соловки»

2017

Природа в картинах Нестерова не просто пейзажный фон. Это полноправный, а зачастую и главный «герой» произведения. Она живет своей жизнью, тесно сплетаясь с мыслями, чувствами и переживаниями художника и персонажей, определяет эмоциональную тональность картин, их музыкальность и весь образный лад.

Тоненькие березки белеют в мягкой рыжеве сентября, молодые елочки распахнули свои редкие лапы, рдеет яркая рябина — примета осеннего увядания, в безмятежное зеркало озер опрокинулись берега, и в глубине вод едва дрожит листва осин. Дали дальние открываются с крутых высоких берегов, а под ними спокойно и величаво плывут реки.

То здесь, то там застенчиво ютятся избы или сараи, деревянные часовни или главки старинных церковок. Это пейзаж М. Нестерова, и только его!»

Михаил Васильевич Нестеров, молодой художник из далекой Уфы, ворвался в художественную жизнь России смело и стремительно. Его картина «Видение отроку Варфоломею» стала сенсацией 18-ой Передвижной выставки в Москве.
Юношеские мечты провинциала о признании, о славе начинали сбываться.

Его отец полушутя говаривал, что лишь тогда он поверит в успех сына, когда его работы будут приобретены Павлом Михайловичем Третьяковым, знаменитым московским коллекционером. Попасть в Третьяковскую галерею значило больше, чем иметь академические звания и награды.

И вот уже две картины Нестерова куплены Третьяковым — «Пустынник» и «Видение отроку Варфоломею».

Пустынник  [1888-1889]

Пустынник означает скитальца, странника, путника, отшельника. Главный персонаж картины – седовласый мужчина. У него длинные волосы и борода. Он одет достаточно легко, несмотря на то, что на улице еще кое-где лежит снег. Середина весны, лед на речке уже растаял. Гладчайшая гладь воды словно зеркало, в котором отражается пасмурное небо.

Мужчина идет по берегу. На небе – плотный покров из туч. Зима никак не решится покинуть свои владения, вот и небо, увы, до сих пор затянуто. И редкий луч может пробиться сквозь их завесу.

Голая сырая земля. Тишь, гладь, но совершенно неуютно. Можно почувствовать на себе прохладу того дня.

Подул холодный ветер с реки, пролился легкий дождь – превратности погоды в это период воспринимаются как данность.

Но старцу все нипочем. Ему хорошо и приятно даже в этой обстановке. Он идет и улыбается- ему нипочем эта стужа. Его лапти промокли, и одет он не так тепло, как подобает. Однако, он идет и улыбается тому, что видит. Он счастлив, потому что все законы природы, смена времен года – она незыблема и постоянна.

И вслед за стужей обязательно придет тепло. Он ценит каждый момент этой жизни.

Его мудрость позволяет ему находить нечто особо прекрасное в любой погоде, не ворчать на холод и дождь, а наслаждаться необычностью момента, его особенностью, ведь он – один такой удивительный и уникальный, и этот момент никогда больше уже не повторится.

Тень монаха-старца прямо перед ним – значит, солнце светит за его спиной. Он – такой же как все, обычный человек из плоти и крови. Но в то же время он совершенно иной, духовно инакомыслящий.

Годы поклонения Господу, его крест покаяния и послушания дали ему мудрость и терпимость, с которой у него появился особенный, лишь ему известный и понятный путь. Путь, ведущий к счастью.

Передвижники были идейными вождями русского общества 1870-х — 1880-х годов.

Их выставки посещали люди всех сословий, студенты и курсистки, молодые рабочие, разночинцы-интеллигенты, представители ученой и художественной элиты, высшая знать и члены царской семьи.

Экспонировать свои работы на передвижной было великой честью для начинающего живописца. И вот картины Нестерова приняты

Но не всё так просто. Много пришлось пережить художнику от критиков и передвижников за нарушениеих их  творческих принципов

Творчество Нестерова выросло на почве христианской духовной традиции. Оно вдохновлялось идеей о православии как движущей силе отечественной истории. Христианское мироощущение Нестерова, его любовь к России определяются во многом атмосферой семьи, в которой он вырос.

Нестеров родился в глубоко патриархальной, традиционно религиозной купеческой семье, в Уфе, в предгорьях Урала. Он принадлежал к старинному купеческому роду. Дед его — Иван Андреевич Нестеров, был выходцем из новгородских крепостных крестьян, переселившихся при Екатерине II на Урал.

Он получил вольную, учился в семинарии, затем записался в купеческую гильдию и 20 лет служил уфимским городским головой.Отец Нестерова славился в городе щепетильной честностью и был уважаем до такой степени, что все новые губернаторы и архиереи считали своим долгом делать ему визиты, чтобы представиться.

А он принимал не всех. В доме царила мать, Мария Михайловна, умная, волевая. Близость с родителями сохранилась у Нестерова до конца их дней.

В каждый свой приезд в Уфу он вел с ними, особенно с матерью, долгие задушевные разговоры, а разлучаясь, писал подробные письма о своих творческих успехах и неудачах, неизменно находя понимание и сочувствие. наибольшее влияние на Нестерова оказал Василий Перов.

Его искусство не отличалось высоким качеством рисунка или колорита, — оно волновало начинающего художника умением проникнуть в человеческую душу.

Читайте также:  Описание картины алексея саврасова «гроза»

Свыше двадцати двух лет своей жизни Нестеров отдал церковным росписям и иконам.

«Портрет художника В.М. Васнецова» (1925)

После Октябрьской революции Нестеров стал преимущественно портретистом

Павлов Иван Петрович,
1930-е, ГТГ

В 1890 году Михаила Нестерова пригласили принять участие в росписи Владимирского собора в Киеве вместе с Виктором Васнецовым. Художник принял приглашение и в 1893-1894 годах создал запрестольный образ «Рождество Христово».

В 1894-1896 годах работал над мозаиками храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге.

В 1899-1904 годах принимал участие в росписи церкви Александра Невского в Абастумани (Грузия).

В 1901 году Михаил Нестеров посетил Соловецкие острова, где познакомился с жизнью русского Севера и северных монастырей. Под впечатлением от путешествия художником были написаны картины «Молчание», «Лисичка», «Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая», «Мечтатели», «Соловки».

В 1901-1905 годах Нестеров работал над полотном «Святая Русь». Тему явления Христа народу художник попытался перевести на русскую почву и показать явление Христа русскому народу.

В 1907 году Нестеров согласился на предложение великой княгини Елизаветы Федоровны и взялся расписывать храм Покрова Богородицы при Марфо-Мариинской обители в Москве. Над росписью он работал четыре года вместе с архитектором Алексеем Щусевым.

В 1909-1914 годах в творчестве Михаила Нестерова зазвучала тема тихой человеческой жизни, ничем не замутненной радости бытия. Именно этой теме посвящены работы «Вечерний звон», «Схимник», «Тихие воды», «Старец».

В 1913-1914 годах Нестеров написал шесть великих образов для иконостаса Свято-Троицкого собора в Сумах (Украина) — Христоса, Богоматери, Троицы, Николы, архангелов Гавриила и Михаила.

В 1917 году художником была написана картина «Философы» — двойной портрет Павла Флоренского и Сергея Булгакова.

После революции 1917 года Михаил Нестеров не сразу оставил тему «Святой Руси», он написал такие картины, как «Молитва», «Мать Евпраксия», «У монастырской стены».

В начале 1920-х годов художник вплотную обратился к портретной живописи. В 1923 году Нестеров написал одно из лучших своих полотен — «Девушка у пруда», где изобразил свою дочь Наталью.

Нестеров много писал своих родных и друзей – жену и детей, художников Павла и Александра Кориных и Виктора Васнецова. В каждой модели художник отыскивал и акцентировал только самые главные, определяющие черты, создавая яркие, выразительные характеры.

К 1928 году относятся два автопортрета Нестерова — «Автопортрет в черном» и «Автопортрет в белой блузе». В 1935 году художник написал портреты издателя Владимира Черткова, хирурга Сергея Юдина и физиолога Ивана Павлова. За портрет академика Павлова живописец получил Сталинскую премию.

В 1940 году Нестеров написал необыкновенно динамичный, глубокий портрет скульптора Веры Мухиной, которая лепила летящую фигуру Борея.

Скончался художник в Москве 18 октября 1942 года и был погребен на Новодевичьем кладбище.

Последним его произведением стал пейзаж «Осень в деревне» — уголок русской природы.
«Вот русская речка, вот церковь. Все свое, родное, милое. Ах, как всегда я любил нашу убогую, бестолковую и великую страну родину нашу!..» — этим чувством проникнуто все его искусство.

Осень в деревне. 1942

Михаил Нестеров — обладатель Сталинской премии (1941), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942).

Художник был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1942).


историко-религиозный и портретный жанр  «стиль Нестерова»,.

элементы импрессионизма и модерна


сайт

Источник: https://li-ga2014.livejournal.com/418714.html

Певец «Святой Руси » —жизнь и картины Михаила Васильевича Нестерова

В год 150-летия со дня рождения Михаила Васильевича Нестерова Русский музей выставил около 200 работ великого художника, собранные  из 9 музеев России.

Уроженец Уфы, сын купца  Михаил Нестеров учился живописному ремеслу  в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем в Петербургской Академии художеств. Его учителями были великий пейзажист Саврасов, передвижники Прянишников и Перов.

Может быть, поэтому в его творчестве мы видим соединение языческой любви к просторам земли русской, пронзительной ноты человеческих печалей и антично-византийской идеальной красы русского человека, в которой нет-нет, да проступает мировой петербургский академизм.

 Нестеров мог бы так и остаться в истории русской живописи как художник, обративший свой талант на визуализацию страниц русской истории, подобно Сурикову или Васнецову.

Но в 1885 году двадцатитрёхлетний Нестеров женится на Марии Мартыновской, через год юная жена его погибает при родах, оставляя его вдовцом с дочерью на руках.

(Потом расцветшая дочь Ольга станет прототипом его знаменитой картины «Амазонка», на которой художник запечатлеет  статную элегантную красавицу в алой шляпке, с хлыстиком в руках, на фоне бесконечно печального коричнево-золотого заката над холодной рекой). Личное горе привело успешного живописца к духовному перерождению.

Нестеров становится  ни на кого не похожим мастером, поселяющим в невыразимо нежный  русский пейзаж кротких героев, обращённых всей душой к миру неземному, к свету нетленному.

Эта смесь увядшей или ещё нерасцветшей  красы природы и печати красы вечной на челах и ликах монахов, монахинь, странников, отроков, смесь тлена, заката или сумерек мира с восходом веры и знания о мире ином — основной  приём  и нерв картин Нестерова.

  В 1888 году Нестерова приглашает к себе в Абрамцево Савва Мамонтов, усадьба его расположена неподалёку от мест, где пастушку  Варфоломею странник предсказал его дальнейшее превращение в преподобного Сергия Радонежского, духовного вождя освобождения земли русской от татаро-монгольского ига. Эти святые земли вдохновляют Нестерова на создание «Пустынника» и «Видения отрока Варфоломея», изменивших  стиль художника и его дальнейшую судьбу.

Русская трепетная, ищущая веру и находящая её душа становится главной музой Нестерова. В нынешние времена мрака, адской вседозволенности и отчаяния картины Нестерова – это мировой нектар.

На выставке в Русском музее можно увидеть эскизы Нестерова к росписям Владимирского Собора в Киеве,  храма Александра Невского в Абастумани, храма Марфо‑Мариинской обители в Москве.

Сам Михаил Васильевич критически оценивал  свой опыт церковной живописи.

Действительно, слишком живая и говорящая природа за слишком конкретно-телесными святыми уводит мысли куда-то в сторону от своего назначения на этих эскизах.

Ещё  один пласт творчества Нестерова связан  с Мельниковым-Печерским, обратившим его взоры  к суровой непреклонности старообрядчества.

Картины «На горах», «Великий постриг» и «На Волге» знакомы всем нам ещё по урокам в школе, их трактовали при совке как унылую реальность царизма.

Правда, вместо атеистической надменности эти картины зарождали в душах трепет и тягу к жизни прекрасной и таинственной, к России, которую мы потеряли. Оказалось, что не навсегда.

В 1917 году Нестеров пишет своих знаменитых «Философов»- Павла Флоренского и Сергея Булгакова, словно противопоставляя вождям красных чертей иных вождей. В Русском музее многие впервые увидели полотна Нестерова «Святая Русь», «Страстная седьмица», «Душа народа».

В них — плод размышлений христианского мыслителя и художника Нестерова о пути русского народа к Богу, к своему мировому предназначению. Отзвук этих многофигурных  композиций можно увидеть в полотнах Ильи Глазунова.

Среди персонажей мы видим православных святых, духовенство, русскую интеллигенцию, Достоевского, Льва Толстого, Гоголя, представителей народа. Все они так или иначе тянутся к Христу.

Михаилу Васильевичу Нестерову была дарована долгая жизнь, второй счастливый брак. В 1902 году он женился на Екатерине Петровне Васильевой, стал отцом большого семейства. При Сталине Нестеров превратился в  уважаемого ветерана русского искусства. В 1935 году состоялась единственная после революции персональная  выставка мастера — в виде мероприятия закрытого типа.

Он продолжает работать над христианскими сюжетами, но при этом пишет блестящие по своему реализму и энергетике портреты советских успешных героев труда -скульпторов Шадра и Мухиной, хирурга  Юдина, академика Павлова, в которых невозможно узнать Нестерова- певца печальных тонких берёз. Особенно поражает старичок Павлов с сжатыми кулачками.

Умер Нестеров 18 октября 1942 года.

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_n/nesterov_mv.php

http://bogemnyipeterburg.net/nomer14/nesterov.htm

Источник: https://subscribe.ru/group/pole-chudes/14101219/

Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942)

Михаил Нестеров родился в 1862 году в Уфе в интеллигентной купеческой семье. Мать была настоящей русской женщиной с твердым характером и беззаветно посвящающей себя семье. Отец Михаила был купцом, но торговля всего лишь была способом получения дохода, его очень увлекала история и литература.

Поэтому отец всячески способствовал развитию художественного таланта сына. В 1874 году Нестеров отправляется в Москву, где поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества. Где обучался под руководством Перова и Сорокина.

Проучившись три года, Нестеров переезжает в Петербург и продолжает учебу в Академии художеств.

В 1885 году к Нестерову приходит первый настоящий успех. За картину «Призвание Михаила Федоровича Романова» он получает звание свободного художника. Знаменитый ценитель искусства и коллекционер Третьяков приобретает его картину «Пустынник». Исторические мотивы являются основными в творчестве Нестерова на тот период.

В 1886 году умирает жена художника М.И. Мартыновская, это трагедия сильно повлияла на художника. Он начинает искать утешение в вине. Позже образ жены был запечатлен на многих его картинах.

Нестеров углубляется в религиозную тематику и создает такие работы как «Юность преподобного Сергия», «Святая Русь» . После октяборьской революции он пишет несколько прекрасных портретов В.И. Мухиной, И.П. Павлова и прочих.

В 1942 году Нестеров получает звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, но к сожалению этот год стал последним в жизни великого русского художника. Он умирает 18 октября 1942 года.

Картины Нестерова М.В.:

«Девушка в кокошнике. Портрет М. И. Нестеровой.» 1885

«Видение отроку Варфоломею», 1889-90

«Думы», 1906

«Святая Русь», 1901-06, ГРМ

«Молчание», 1903

«Е. П. Нестерова», 1905, ГТГ

«О. М. Нестерова», 1906, ГРМ

«Осенний пейзаж», 1906

«Портрет Л. Н. Толстого», 1907

«Лисичка», 1914

«Осень в деревне», 1942



Ariel Atom
Бычков Константин

42×30 см

В ожидании жизни
Березий Анастасия

Цена: 3000 р.

37×54 см

Моя деревня
Андреасян Гарник

Цена: 165555 р.

40×50 см

Спасение девушки на пожаре
Abelyashev_Dmitry

21×29 см

Счастливый остров
Татьяна Абрамова

Цена: 1300 р.

30×40 см

Мироздание
Бабошкин Александр

0x0 см

Крым. Скала Дива
Беликов Василий

Цена: 20000 р.

34×24 см

Грустный вечер
Дурманова Анастасия

42×30 см

Сплит Рок Маяк
Крестьянова Марина

Цена: 5 р.

50×35 см

в мире грез( триптих)
Крель Дмитрий

Цена: 70 р.

150×60 см

Забота
Богачева Наталья

Цена: 3000 р.

60×40 см

ворота
Паршиков Владимир

Цена: 18000 р.

30×24 см

Натюрморт с тыквой
Филатьева Марина

Цена: 60000 р.

60×50 см

Ранняя осень в Саянах
Сметанин Владимир

Цена: 38300 р.

90×70 см

Волны у скал
Бузунов Виктор

Цена: 1500 р.

50×35 см

Источник: https://gogetart.art/blog/catalog/31

Ссылка на основную публикацию