Описание картины михаила нестерова «преподобный сергий радонежский»

Михаил Нестеров. Преподобный Сергий Радонежский. Описание картины | Русские художники. Russian Artists

 

М.В.

Нестеров, как и , верил, что для России спасение «из народа выйдет, из веры и смирения его», и на своих полотнах стремился утвердить реальный нравственный идеал, в поисках которого часто обращался к прошлому России. И нашел этот идеал в Сергии Радонежском — основателе Троице — Сергиева монастыря, великом подвижнике, чудотворце, собирателе и заступнике земли русской.

Часто бывая в Троице-Сергиевой лавре, Нестеров вошел в мир народных преданий и верований, связанный с Сергием Радонежским.

Образ Сергия Радонежского не переставал волновать художника на протяжении всей его жизни. За более чем 50 лет творческой работы Нестеров создал 15 больших произведений, посвящённых его излюбленному герою. Первой в этой серии была картина .

Далее следовали «Юность преподобного Сергия» (1892—1897), триптих «Труды преподобного Сергия» (1896—1897), «Преподобный Сергий» (1898) и «Прощание преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (эскизы, 1898—1899).

Последняя картина так и не была полностью написана художником, осталась только в эскизах.

Сергий для художника — не схимник, не подвижник, а исторический деятель — «игумен земли русской». Его деяния М.В. Нестеров изучал не по житиям, а по хроникам да по летописям, поэтому в нестеровских отшельниках и святых нет и тени покаяния и молитвенного экстаза, да и живут они не в закопченной келье, а среди великой русской Природы.

Сам художник так говорил об этом: «Я не писал и не хотел писать историю в красках. Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века, чуткого к природе и ее красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде. Я передаю легенду, сложенную в давние годы родным моим народом о людях, которых он отметил любовью и памятью».

Сергий — Духотворец! Сергий — живая связь с Миром Высшим!

Если пламенный Облик его общечеловечен, то дело, сложенное им, есть дело строения Государства Русского. На всех поворотных пунктах истории, при всех потрясениях, обрушивавшихся на Землю Русскую, неизречённая мощь Преподобного и твердыня духовной Культуры, им заложенная, стоят нерушимым оплотом сил духовных.

Мы видели, как на протяжении столетий мощь Преподобного неотступно питала и хранила любимую им Землю Русскую.

Но история повторяется, и кто может сказать, что наступившие с началом XX столетия годы развала, гонения и кощунственного разрушения святынь снова не сменятся великим, ещё небывалым духовным подъёмом, который в стихийности своей превысит все до него бывшие подвиги?

«Одним из отличительных признаков великого народа, — говорит Ключевский, — служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьёт урочный час, он соберёт свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им, временно, прямую историческую дорогу».

Источник: http://www.tanais.info/art/nesterov17more.html

Сочинение по картине Нестерова «Преподобный Сергий Радонежский»

Тема русской святости является одно из центральных тем, которые в своем творчестве затрагивает художник Михаил Васильевич Нестеров.

Обозревая пройденный жизненный путь, Михаил Васильевич говорил так: «В своем творчестве я избегал изображать страсти, овладевающие человеком, предпочитая вместо этого писать скромный пейзаж людей, живущих полной внутренней духовной жизнью».

Именно это стремление- стремление передать суть жизни человеческой, его неразрывную связь с Богом и отразилось в череде полотен Нестерова, изображающих жизнь русских святых.

Сергий Радонежский стал для Михаила Васильевича некой живой драгоценностью, с таким теплом, любовью и почитанием относился художник к этому святому. Михаил Васильевич верил, что русскому народу для его спасения необходима глубинная вера.

Художник часто посещал Троице-Сергиевскую лавру, где и вошел в мир преданий, различных верований, прочно связанных с именем Сергия Радонежского.

Образ этого святого был пронесен художником через всю его жизнь: он создал 15 произведений, посвященных своему любимому герою.

Удивителен и тот факт, что деяния Сергия Радонежского художник предпочитал узнавать не из житийной литературы, а из хроник и летописей, которые он изучал.

Образ Сергия Радонежского не переставал волновать художника на протяжении всей его жизни. За художником, осталась только в эскизах.

Он говорил, что не писал историю в красках, а писал жизнь русского человека, который действительно любил свою родину и стремился к правде.

Художник с любовью и особым трепетом передал нам с вами легенду, которая была сложена о великих людях, творивших великие деяния.

Михаил Васильевич Нестеров старался доподлинно изобразить даже самые казалось бы незначительные детали. Он долго искал подходящий дуб для первого плана, и, когда уже написал его, увидел с террасы дома настоящую русскую осень. Розоватые дали, дымок, золотистую рощу- все это художник мастерски изобразил на своем полотне.

Изобразив то, что видел, Нестеров испытал чувство «подлинности», некой историчности написанного.

Целая серия так называемых «сергиевских полотен» рассказывает нам о жизни святого, отображает мир души самого художника, который с особой любовью показал обществу то, что чувствовал, то, что ему казалось важным и нужным, то, чем он хотел поделиться с ценителями прекрасного- мир великого человека, человека, о котором слагают предания и легенды.

(1 votes, average: 5.00

Источник: http://school-essay.ru/sochinenie-po-kartine-nesterova-prepodobnyj-sergij-radonezhskij.html

Петро-Павловский кафедральный собор г.Симферополь

Образ преподобного Сергия Радонежского на полотнах М.В. Нестерова (к 150-летнему юбилею со дня рождения художника)

М.В. Нестеров. Пустынник. 1888–1889. Холст, масло. 144,5 x 126,4

Абрамцево. Под этим поэтическим названием скрывается поистине зачарованное место. Старинная барская усадьба, взятая в кольцо вековыми деревьями и пологими холмами, склоны которых густо поросли кустарником.

Сказочные деревянные домики с фигурными коньками и наличниками в русском стиле, будто детской рукой разбросанные в живописном беспорядке.

Чудесная белокаменная церковка с нарядными цветными изразцами и затейливой резьбой по фасаду, словно вышедшая из туманных времен Владимирской Руси…

А дальше, сколько хватает глаз, тянется какой-то очень русский пейзаж. Пейзаж, вынесенный за пределы времени: его чарующая красота существует сейчас – и она же существовала сто, двести, триста лет назад. Светлые леса со стройными березками и пылкою рябью рябин.

Тёмные еловые чащобы, то и дело уступающие место солнечным полянам, перелескам, овражкам. Озерца с прозрачной водой, затейливые речушки и ручейки.

Подернутые ряской болотца, на памяти которых и непроходимое медвежье царство, и первые деревянные храмы, и святой благоверный князь Дмитрий Донской, едущий за благословением на защиту земли Русской.

Абрамцево – одно из тех мест, где с особой силой чувствуется связь между человеком и Богом, между мирским и божественным. Отсюда рукой подать до Троицкой обители на горе Маковец, где святой преподобный Сергий Радонежский жил в непрестанных молитвах и трудах, откуда выросло, век за веком, великолепие Лавры.

У художника, попавшего в окрестности Абрамцева, открывается внутреннее, духовное зрение, позволяющее не только увидеть, что происходит сейчас, но и постичь то, что происходило на этой земле столетия назад.

Конечно, от того, кто хочет душою увидеть события давних дней, требуются немалые усилия: умственные, духовные, душевные… Он должен вглядываться в глубь веков очами сердца, должен, созерцая природу, суметь заглянуть и в собственную душу.

Тогда полученный результат вознаградит его за все творческие усилия. Так было с Виктором и Аполлинарием Васнецовыми, Василием Поленовым и многими другими живописцами, попадавшими в Абрамцево. Так случилось и с Михаилом Васильевичем Нестеровым.

Для него Абрамцево стало животворным источником творческой силы и вдохновения, к которому художник приникал, берясь за работу над очередным творением.

К святому преподобному Сергию Радонежскому (до пострижения – Варфоломею) Михаил Васильевич относился так бережно и любовно, как, пожалуй, ни к одному другому русскому святому. Для него Радонежский чудотворец стал живой драгоценностью. Тепло, ею рожденное, следовало бережно извлечь из потаенных недр души и подарить людям.

Все помнят нестеровское «Видение отроку Варфоломею». На картине запечатлен один из ключевых эпизодов жития преподобного Сергия – его встреча с черноризцем, предсказавшим великую будущность святого. Эта картина – быть может, лучшая из всех вещей Нестерова. На ней художник в полной мере отразил собственное христианское чувство, свою живую веру.

Но мало кто знает: это полотно, безусловно, ярчайшее, не было единственным в своем роде. На протяжении многих лет Нестеров упорно стремился воссоздать облик преподобного, постичь все грани его святости, самую суть его молитвенного делания, преобразившего Русь, – и выразить при помощи красок то, что невозможно передать словами.

В результате художник создал целую серию картин, посвященных Радонежскому чудотворцу.

В 1888 году Нестеров, еще молодой, ищущий собственный путь художник, впервые посещает лесную страну близ Абрамцева. Позже он станет возвращаться сюда снова и снова. Именно здесь, на берегах затейливой речки с красивым именем Воря, художник наконец найдет свое призвание.

Первую славу Нестерову принесли две картины – «Пустынник» (1889) и знаменитое «Видение отроку Варфоломею» (1890). Оба полотна написаны под влиянием абрамцевских пейзажей. Оба были приобретены крупнейшим коллекционером русской живописи П.М. Третьяковым. Вместе с тем, судьба у этих картин разная.

«Пустынника» хорошо приняли и молодые художники, и старые мастера-передвижники, и даже пресса. А вот «Видение отроку Варфоломею» вызвало среди современников Михаила Васильевича яростные споры. Полотно подверглось нападкам со стороны таких корифеев передвижничества, как художник Г.Г. Мясоедов и художественный критик В.В. Стасов.

Разница между двумя картинами, написанными с промежутком в один год, сильна, но не очевидна современному зрителю. В чем же она состояла?

Чтобы понять это, следует со вниманием приглядеться к картинам.

Нестеровский «Пустынник» написан предельно просто и реалистично. Скупой серенький свет. Узкая полоса низкого, набухшего от сырости неба над буровато-серым лесом, над гладким свинцом озерных вод. Первый снег, зацепившийся за жёсткую щетину жухнущей травы. Одинокая молодая ёлочка на переднем плане.

И – две жгуче-красных рябиновых грозди, словно подчеркивающих холодную невзрачность красок поздней осени. Нестеров вывел на полотне типичный, ничем не приукрашенный пейзаж средней полосы России. Каким контрастом на этом унылом фоне смотрится фигура старца! Краски те же: серый, бурый, черный.

Но какое внутреннее сияние исходит от лица отшельника, какой теплой улыбкой озарено его доброе лицо, как светится приглушенное золото его бороды, лежащей на простой черной рясе!

Читайте также:  Описание картины юрия волкова «раненый»

Художник «нащупал» ту единственно верную грань между реальностью и мистикой, которую могли простить ему старшие коллеги-передвижники. Всё, что изображено на картине, – реально. Такие пейзажи, таких стариков, казалось, можно было случайно встретить в любом уголке России-матушки.

Лишь то, что прячется между «строками» нестеровского послания – особое, торжественно-радостное настроение, разлитое по всей картине, – выдает христианский посыл художника. Да еще глаза старца, говорящие о внутренней работе души, – глаза, смотрящие и видящие нездешние предметы, – свидетельствуют о крепкой связи пустынника с Богом.

Товарищи и коллеги Нестерова, ярко выраженные реалисты, подобное принять могли.

М. В. Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1890. Холст, масло.

Не таков «отрок Варфоломей». Вроде бы те же любопытные ёлочки выглядывают из лиственного леса. Вроде бы то же белёсое небо – только не низкое и тяжелое, а высокое, лишенное малейшего намека на дождь – широкой полосой покоится над землей. Но это уже не тот скорбный русский пейзаж, который так часто можно увидеть в ненастное время года.

Золото и багрянец ранней осени явственно проступают на полотне. Но лето еще не сдает своих позиций, еще радует зеленью, еще расшивает золотое убранство луга мелкими голубыми и желтыми цветами. Широким охристым прямоугольником лежит на заднем плане поле. Вдоль неугомонной змейки серебристой реки, повторяя ее затейливые изгибы, тянется дорога.

Природа замерла в ожидании чуда… и это чудо происходит на глазах у зрителя.

Апологеты передвижничества обсуждали между собой «Видение отроку Варфоломею». Они говорили, что нестеровское полотно «…подрывает те “рационалистические” устои, которые с таким успехом укреплялись правоверными передвижниками много лет». Картину обвиняли в тяжких грехах.

«Вредный мистицизм, отсутствие реального, этот нелепый круг (нимб) вокруг головы старика… Круг написан, так сказать, в фас, тогда как сама голова поставлена в профиль». Сторонники реалистического направления в живописи картину «признали… вредной, даже опасной».

И дело не в одном только «неверно» изображенном нимбе.

«Пустынник» – это изображение земного, тленного мира. «Варфоломей» же – отражение мира небесного. Высшая, мистическая реальность прорывается в мир земной, наполняет его до краев, преображает зрителя, делая его чище и совершеннее.

«Видение отроку Варфоломею» – больше чем картина. Это полотно тёплое, нарядное, глубоко символичное… как икона допетровских времен.

На картине нет ничего случайного, ничего лишнего. Всё, что здесь изображено, имеет мощный мистический подтекст. Нарядная деревянная церковка на заднем плане – это приходской храм, в котором преподобный Сергий трижды возвестил свое будущее появление на свет, и одновременно – это прообраз будущей Лавры.

Извилистая тропа – дорога, по которой он придет к храму. Могучий, раскидистый дуб – будущее, которое ожидает Варфоломея: сам Сергий, его многочисленные ученики и последователи преобразят устои русского монашества.

Как это похоже на традиции иконописи – изображать на одной доске события прошлого, настоящего и будущего в столь тесном единстве, будто происходят они в один и тот же миг! Приближает картину к иконе и выбранная художником цветовая палитра.

Охристо-желтый и нарядный багряный, голубовато-зеленый и богатый золотой в сочетании с беловато-бежевым фоном и коричнево-черным акцентом. Это нарядное сочетание красок было одним из излюбленных у древнерусских иконописцев. И оно ох как отличается от привычного вседневного колорита Северо-Восточной Руси!

Столь вольного обращения с реальностью собратья-передвижники Михаилу Васильевичу простить не смогли.

По сути, Нестеров передал на полотне эпизод из жития преподобного Сергия. Передал, не пожертвовав ни единой деталью. Вековой дуб посреди поляны. Инок, достающий просфору. Варфоломей, юная душа которого томится в ожидании неведомого чуда.

И в то же время… так гармонично, так красочно это послание, будто сама природа вызвалась передать его в наш мир. Не словами жития, но эмоцией, прекрасным, преображённым состоянием родной природы художник сумел передать на полотне миг совершающегося чуда.

Мгновение, когда божественный и земной миры соприкасаются, превращаясь в единое целое. То, на что в «Пустыннике» художник лишь намекает, в «Варфоломее» сказано напрямую.

«Пустынник» стал важной ступенью в творчестве Нестерова. Поднявшись на нее и приникнув духовным зрением к окну в горний мир, художник сумел написать «Варфоломея» – заглянуть так высоко, как никогда ему больше не удавалось. Нестеров создал шедевр, подлинное значение которого поняли весьма немногие его современники.

Не сразу осознал масштаб своего творения и сам художник. Снова и снова старался он превзойти «Варфоломея» или хотя бы написать нечто равное по силе, но это ему так и не удалось.

М.В. Нестеров. Юность Преподобного Сергия. 1892–1897. Холст, масло. 247 х 229

Так, на протяжении всех 1890-х годов художник работает над полотнами «Сергиевского цикла». Пишет картину «Юность Преподобного Сергия» (1897), триптих «Труды Преподобного Сергия» (1897), полотно «Преподобный Сергий» (1898), эскизы к большой картине «Прощание Преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (1898-1899).

В 1899 году на Савву Мамонтова, хозяина Абрамцева, обрушивается несчастье: финансовый крах и арест. Это событие отдаляет Нестерова от абрамцевских просторов, от мира сказочной русской природы, а вместе с ними – и от Сергия.

Масштабное полотно «Прощание Преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским», к которому уже было создано несколько эскизов, художник так и оставляет неоконченным. Но личность святого продолжает занимать ум живописца.

Так, уже при большевиках, в 1926 году, появляется новое полотно цикла – «Христос, благословляющий отрока Варфоломея». Однако Нестеров остро чувствует: рядом с самой первой картиной цикла все они серьезно проигрывают.

М.В. Нестеров. Труды преподобного Сергия. Триптих. 1896–1897.

Каждое из «сергиевских» полотен, появившихся на свет после «Видения отроку Варфоломею», написано добротно и основательно. Все-таки Нестеров был настоящий мастер своего дела. Но – мастер, пошедший у своей эпохи на поводу и отказавшийся от дарованного ему прозрения.

Это хорошо видно на примере триптиха «Труды Преподобного Сергия». Протоптанная в снегу тропинка, курящийся над избами дымок, окраина смешанного леса. Разлитый в воздухе блаженный покой, не зависящий от смены времен года.

Как и в «Пустыннике», фоном для трудов святого здесь служит привычный русский пейзаж.

Первое слово, которое хочется применить к картинам – публицистичность. Это попытка образованного и тонко чувствующего художника подстроиться под понимание «простого человека». Под каждым из «Трудов» можно написать несколько слов, в которых исчерпается все содержание картины.

Вот Сергий носит воду, вот рубит избу, а там просто стоит, задумавшись о чем-то; подвиг физический он неизменно сочетает с подвигом молитвенным и… всё. Каждое из трех полотен без труда может быть «рассказано», оно понятно неискушенному зрителю, и в то же время эта внешняя простота лишает картины острой силы «видения», проникающего в самую душу.

В «Трудах», равно как и в других полотнах цикла, нет того живого чувства единения двух миров, которое есть в «Варфоломее». В них нет чуда.

«Видение отроку Варфоломею» не зря считается едва ли не лучшим из произведений Нестерова. Картина настоящая, она словно дышит, на нее завороженно смотришь и не можешь сформулировать словами всю глубину смыслов, в ней сокрытых. Слова лишь выхватывают то тут кусочек, то там – а всей полноты объять не могут. Да и не нужны тут слова, без них всё понятно – картина сама вливается в душу.

На протяжении долгих лет жизни Нестеров сумел в полной мере реализовать полученный от Бога живописный дар. «Пустынник» стал первым, еще робким шагом Михаила Васильевича по выбранному им для себя пути: изображения живой связи, соединяющей человека и Бога.

Первой попыткой нащупать в своей душе что-то важное – и передать на полотне ощущения от увиденного. Двигаясь по этому пути, художник встречал постоянное сопротивление – как внешнее, так и внутреннее.

Художнику мешало собственное образование, вернее – те штампы, которые он приобрел на студенческой скамье наряду с необходимыми навыками. Излишек знаний сковывал его творческий порыв, мешал передать на полотне интуитивно прочувствованную грань между реальностью и христианской мистикой.

Наконец, самая среда, в которой бытовал художник – отрицательное отношение коллег-реалистов, непонимание со стороны коллекционеров, неготовность общества принять картину – нередко препятствовала реализации живописных замыслов.

Когда Нестеров нашел в себе силы преодолеть сопротивление среды, подчиниться божественной интуиции и показать на полотне чудо – ему удалось создать шедевр. Впоследствии художник пошел на поводу у эпохи.

Создавая полотна «Сергиевского цикла», Нестеров попробовал примирить два варианта – чудесный и реалистический, «Варфоломея» и «Пустынника». В итоге ему не удалось в полной мере ни то, ни другое.

Нестеров-публицист, Нестеров-проповедник так и не сумел подняться до высот Нестерова-художника от Бога.

Федорец А. И.

31 мая 2012 г.

Богослов.Ru

Назад к списку

Источник: http://cspp.prihod.ru/articles/view/id/1172616

Сочинение по картине Нестерова “Преподобный Сергий Радонежский”

М. В. Нестеров, как и Ф. М. Достоевский.

верил, что для России спасение “из народа выйдет, из веры и смирения его”, и на своих полотнах стремился утвердить реальный нравственный идеал, в поисках которого часто обращался к прошлому России.

Читайте также:  Описание картины николая рериха «горы»

И нашел этот идеал в Сергии Радонежском – основателе Троице – Сергиева монастыря, великом подвижнике, чудотворце, собирателе и заступнике земли русской.

Часто бывая в Троице-Сергиевой лавре, Нестеров вошел в мир народных преданий и верований, связанный с Сергием Радонежским.

Образ Сергия Радонежского не переставал волновать художника на протяжении всей его жизни. За более чем 50 лет творческой работы Нестеров создал 15 больших произведений, посвященных его излюбленному герою. Первой в этой серии была картина Видение отроку Варфоломею.

Далее следовали “Юность преподобного Сергия” (1892-1897), триптих “Труды преподобного Сергия” (1896-1897), “Преподобный Сергий” (1898) и “Прощание преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским” (эскизы, 1898-1899).

Последняя картина так и не была полностью написана художником, осталась только в эскизах.

Сергий для художника – не схимник, не подвижник, а исторический деятель – “игумен земли русской”. Его деяния М. В. Нестеров изучал не по житиям, а по хроникам да по летописям, поэтому в нестеровских отшельниках и святых нет и тени покаяния и молитвенного экстаза, да и живут они не в закопченной келье, а среди великой русской Природы.

Сам художник так говорил об…этом: “Я не писал и не хотел писать историю в красках. Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века, чуткого к природе и ее красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде. Я передаю легенду, сложенную в давние годы родным моим народом о людях, которых он отметил любовью и памятью”.

Сергий – Духотворец! Сергий – живая связь с Миром Высшим!

Если пламенный Облик его общечеловечен, то дело, сложенное им, есть дело строения Государства Русского. На всех поворотных пунктах истории, при всех потрясениях, обрушивавшихся на Землю Русскую, неизреченная мощь Преподобного и твердыня духовной Культуры, им заложенная, стоят нерушимым оплотом сил духовных.

Мы видели, как на протяжении столетий мощь Преподобного неотступно питала и хранила любимую им Землю Русскую.

Но история повторяется, и кто может сказать, что наступившие с началом XX столетия годы развала, гонения и кощунственного разрушения святынь снова не сменятся великим, еще небывалым духовным подъемом, который в стихийности своей превысит все до него бывшие подвиги?

“Одним из отличительных признаков великого народа, – говорит Ключевский, – служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им, временно, прямую историческую дорогу”.

(Пока оценок нет)
Loading…Вы сейчас читаете сочинение Сочинение по картине Нестерова “Преподобный Сергий Радонежский”Краткое содержание “Доктор Паскаль” »

Источник: http://schoolessay.ru/sochinenie-po-kartine-nesterova-prepodobnyj-sergij-radonezhskij/

Сергий Радонежский

О жизни Сергия Радонежского, иеромонаха Русской церкви, реформатора монашества на севере Руси и основателя Свято-Троицкого монастыря, известно немногое. Все, что мы знаем о «великом старце», причисленному к лику святых, написано его учеником монахом Епифанием Премудрым.

Сергий Радонежский

Позже житие Сергия Радонежского было отредактировано Пахомием Сербом (Логофетом). Из него наши современники черпают информацию об основных вехах биографии церковного деятеля.

В своем жизнеописании Епифаний сумел донести до читателя суть личности учителя, его величие и обаяние. Воссозданная им земная стезя Сергия дает возможность понять истоки его славы.

Его жизненный путь показателен тем, что дает понять, как легко преодолеваются любые жизненные трудности с верой в Бога.

Детство

Дата рождения будущего подвижника точно не известна, одни источники называют 1314 г., другие – 1322 г, третьи склоняются к тому, что Сергий Радонежский появился на свет 3 мая 1319 г. При крещении младенец получил имя Варфоломей. По древнему преданию, родителями Сергия были боярин Кирилл и его жена Мария, проживавшие в селе Варницы в окрестностях Ростова.

Памятник семье Сергия Радонежского

Их усадьба располагалась недалеко от города – в местах, где впоследствии был возведен Троицкий Варницкий монастырь. У Варфоломея было еще два брата, он был средним.

В семь лет мальчика отдали учиться. В отличие от смышленых, быстро схватывающих грамоту братьев, обучение будущему святому давалось с трудом. Но случилось чудо: удивительным образом отрок познал грамоту.

Епифаний Премудрый

Это событие описывает в своей книге Епифаний Премудрый. Варфоломей, желая научиться читать и писать, подолгу и с усердием молился, просил Господа вразумить его.

Однажды перед ним явился старец в черной ризе, которому мальчик поведал о своей беде и попросил, чтобы тот помолился за него и попросил помощи у Бога.

Старец пообещал, что с этой минуты отрок будет писать и читать и превзойдет своих братьев.

Они вошли в часовню, где Варфоломей уверенно и без запинки прочитал псалом. Затем они оправились к родителям. Старец рассказал, что их сын отмечен Богом еще перед родами, когда она пришла в церковь на службу. Во время пения литургии ребенок, находясь во чреве матери, три раза прокричал. На этот сюжет из жития святого живописец Нестеров написал картину «Видение отроку Варфоломею».

Картина «Видение отроку Варфоломею». Художник Михаил Нестеров

С этого момента Варфоломею стали доступны книги о житии святых. При изучении Святого писания у отрока появился интерес к церкви.

С двенадцати лет Варфоломей много времени посвящает молитве и соблюдает строгий пост. По средам и пятницам он голодает, в остальные дни ест хлеб и пьет воду, молится ночами. Марию беспокоит поведение сына.

Это становится предметом споров и разногласий между отцом и матерью.

В 1328-1330 годах семья столкнулась с серьезными материальными проблемами, обеднела. Это стало причиной того, что Кирилл и Мария с детьми перебрались в Радонеж – поселение на окраине княжества Московского. Это были нелегкие, смутные времена.

На Руси властвовала Золотая орда, творилось беззаконие. Население подвергалось регулярным набегам и облагалось непосильной данью. Княжествами управляли князья, назначенные татаро-монгольскими ханами. Все это стало причиной переезда семьи из Ростова.

 

Монашество

В 12-летнем возрасте Варфоломей принимает решение постричься в монахи. Его родители не стали  препятствовать, но выставили условие, что монахом он сможет стать только тогда, когда их не станет. Варфоломей был их единственной опорой, так как другие братья проживали отдельно со своими детьми и женами. В скором времени родители скончались, поэтому ждать пришлось недолго.

Монах Сергий Радонежский

По традиции тех времен перед кончиной они приняли иноческий постриг и схиму. Варфоломей отправляется в Хотьково-Покровский монастырь, в котором находится его брат Стефан. Он овдовел и принял постриг раньше брата. Стремление к строгой монашеской жизни привело братьев на берег реки Кончуры в урочище Маковец, где ими была основана пустынь.

В глухом бору братья построили деревянную келью из бревен и маленькую церквушку, на месте которой в настоящее время стоит собор  Святой Троицы. Брат не выдерживает отшельнической  жизни в лесу и перебирается в Богоявленский монастырь. Варфоломей, которому было всего 23 года, принимает постриг, становится отцом Сергием и остается жить в урочище в полном одиночестве.

Картина «Преподобный Сергий Радонежский. (Благословение)». Художник Сергей Кириллов

Прошло немного времени, и в Маковец потянулись иноки, образовалась обитель, по прошествии лет ставшая Троице-Сергиевой лаврой, существующей и поныне.

Ее первым игуменом был некий Митрофан, вторым игуменом – отец Сергий. Настоятели обители и ученики не брали подаяний от верующих, живя плодами своего труда.

Община разрасталась, вокруг монастыря селились крестьяне, осваивались поля и луга, а прежняя заброшенная глухомань превратилась в обжитую территорию.

Картина «Труды Сергия Радонежского». Художник Михаил Нестеров

Подвиги и слава монахов стали известны в Царьграде. От Патриарха вселенского Филофея преподобному Сергию был послан крест, схима, параман и грамота.

По совету Патриарха в монастыре вводится киновия – общинножительный устав, принятый впоследствии многими обителями Руси.

Это было смелое нововведение, так как в то время монастыри жили по особножительному уставу, по которому иноки обустраивали свою жизнь так, как им позволяли средства.

Киновия предполагала имущественное равенство, питание из одного котла в общей трапезной, одинаковую одежду и обувь, повиновение игумену и «старцам». Такой способ жизни был идеальным образцом отношений среди верующих.

Монастырь превратился в самостоятельную общину, жители которой занимались прозаическими крестьянскими работами, молились о спасении души и всего мира.

Утвердив устав «общего жития» в Маковце, Сергий стал внедрять животворную реформу в других монастырях.

Монастыри, основанные Сергием Радонежским

  • Троице-Сергиевая Лавра;
  • Старо-Голутвин близ Коломны в Московской обл;
  • Высоцкий монастырь в Серпухове;
  • Благовещенский монастырь в г. Киржач, Владимирской обл;
  • Георгиевский монастырь на р. Клязьме.

Троице-Сергиева лавра в Сергиев Посаде

Последователи учений святого основали еще более сорока монастырей на территории Руси. Большая их часть строилась в лесной глуши. Со временем вокруг них появились деревни.

“Монастырская колонизация”, начатая Радонежским, позволила создать опорные пункты для освоения земель и развития Русского Севера и Заволжья.

Куликовская битва

Сергий Радонежский был великим миротворцем, внесшим неоценимый вклад в единение народа. Тихими и кроткими речами он находил дорогу к сердцам людей, призывая к послушанию и миру. Он примирял враждующие стороны, призывая к подчинению князю московскому и объединению всех земель русских. Впоследствии это создало благоприятные условия для освобождения от татаро-монголов.

Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского

Велика роль Сергия Радонежского в битве на Куликовском поле.

Перед боем Великий князь Дмитрий Донской пришел к святому помолиться и попросить совета, богоугодное ли дело воевать русскому человеку против безбожников.

Читайте также:  Описание картины винсента ван гога «ла кро»

Хан Мамай и его громадное войско хотели поработить свободолюбивый, но охваченный страхом, русский народ. Преподобный Сергий дал князю благословение на битву и предрек победу над татарской ордой.

Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву

Вместе с князем он отправляет и двух иноков, нарушая тем самым церковные каноны, запрещавшие монахам воевать. Сергий был готов пожертвовать спасением своей души ради Отечества.

Русское войско одержало поеду в Куликовской битве в день Рождества Пресвятой Богородицы. Это стало еще одним свидетельством особой любви и покровительства Божьей матери на Русской земле. Молитва Пречистой сопровождала всю жизнь святого, его любимой келейной иконой была “Богоматерь Одигитрия” (Путеводительница).

Не проходило дня без пения акафиста – хвалебного песнопения, посвященного Богородице.

Чудеса

Восхождение по пути духовного совершенствования подвижника сопровождалось мистическими видениями. Ему виделись ангелы и райские птицы, небесный огонь и божественное сияние.

С именем святого связывают чудеса, которые начались еще до рождения. Первое чудо, о котором упоминалось выше, произошло во чреве матери. Крик младенца слышали все, кто находился в церкви.

Второе чудо связано с неожиданно раскрывшимися способностями к знаниям.

Сергий Радонежский и медведь

Вершиной духовного созерцания стало явление Пресвятой Богородицы, которого удостоился святой старец.

Однажды, после самозабвенной молитвы перед иконой, его озарил ослепительный свет, в лучах которого он увидел Пречистую Богородицу в сопровождении двух апостолов – Петра и Иоанна.

Монах упал на колени, а Пречистая прикоснулась к нему и сказала, что услышала молитвы и будет впредь помогать. После этих слов она вновь стала невидимой.

Явление Пресвятой Богородицы Сергию Радонежскому

Явление Пресвятой Богородицы было хорошим предзнаменованием для монастыря и всей Руси.

Предстояла большая война с татарами, люди находилиь в состоянии тревожного ожидания. Видение стало пророчеством, доброй вестью о благополучном исходе и грядущей победе над ордой.

Тема явления Богородицы игумену стала одной из самых популярных в иконописи. 

Смерть

Жизненный закат Сергия, который дожил до глубокой старости, был ясным и тихим. Его окружали многочисленные ученики, он был почитаем великими князьями и последними нищими. За полгода до смерти Сергий передал игуменство ученику Никону и отрешился от всего мирского, «начал безмолствовать», готовясь к смерти. 

Памятник Сергию Радонежскому

Когда недуг стал одолевать все сильней, в предчувствии ухода он собирает монашескую братию и обращается к ним с наставлением. Просит «иметь страх Божий», хранить единомыслие, чистоту души и тела, любовь, смирение и страннолюбие, выражающееся в заботе о нищих и бездомных. В мир иной старец отошел 25 сентября 1392 г.

Память

После кончины троицкие монахи возвели его в ранг святых, называя преподобным, чудотворцем и святителем. Над могилой святого был построен каменный собор, названный Троицким. Стены собора и иконостас расписывала артель под руководством Андрея Рублёва. Старинные росписи не сохранились, на их месте в 1635 г. были созданы новые. 

Иконы Сергия Радонежского

По другой версии канонизация Радонежского состоялась позже, 5 (18) июля, когда были обретены мощи святого. Мощи по сей день находятся в Троицком соборе.

Его стены они покидали только при сильнейшей угрозе – во время пожаров и наполеоновского нашествия.

С приходом к власти большевиков мощи были вскрыты, а останки хранились в Сергиевском историко-художественном музее. 

Скромный радонежский игумен обрел бессмертие в памяти последователей, всех верующих и в истории государства. Святого считали своим заступником и покровителем московские цари, посещавшие богомолья в Троицком монастыре. К его образу обращались в тяжелые для русского народа времена. Его имя стало символом духовного богатства России и народа.

Иконы Сергия Радонежского

Датами памяти святого является день его кончины 25 сентября (8 октября) и день прославления святых иноков Троице-Сергиевой Лавры 6 (19) июля.

В биографии святого есть множество фактов самоотверженного служения Богу. В его честь построено множество монастырей, храмов и памятников. Только в столице 67 храмов, многие строились в XVII-XVIII в. Есть они и за границей.

Написано множество икон и картин с его образом.

Чудотворная икона «Сергий Радонежский» помогает родителям, когда они молятся о своих детях, чтобы те хорошо учились. В доме, где есть икона, детки находятся под его покровительством. К помощи святого прибегают школьники и студенты, когда испытывают трудности в учебе и во время сдачи экзаменов. Молитва перед иконой помогает в судебных делах, защищает от ошибок и обидчиков.

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/4773-sergii-radonezhskii.html

Урок русского языка в 9 классе (развитие речи). Сочинение по картине М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею». — презентация

1 Урок русского языка в 9 классе (развитие речи). Сочинение по картине М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею».<\p>

2 Задачи урока: 1.Учить передавать свои впечатления от того, что создано художником. 2.Формировать умения высказывать свои мысли связно и логично. 3.Пробудить интерес к живописи.<\p>

3 Главное в искусстве – это столкновение с большими мыслями художника, который заставляет и зрителя подумать о том большом, что хотел сказать художник. Б. Иогансон<\p>

4 Знакомство с художником. Михаил Васильевич Нестеров Нестеров (1862 – 1942)<\p>

5 Известный живописец, автор талантливых, своеобразных картин, создатель поэтических религиозных образов, связанных с этическими исканиями 1880 – 1910 годов («Видение…», «За Волгой», «Пустынник», «За приворотным зельем» ). В советское время писал глубокие, острохарактерные портреты деятелей советской культуры «И. П. Павлов», «В. И. Мухина». Лауреат Государственной премии СССР (1941 год), заслуженный деятель искусств РСФСР (1942 год). ВолгойПустынникзельем<\p>

6 «За Волгой»<\p>

7 «Пустынник»<\p>

8 «За приворотным зельем»<\p>

9 Что изображено на картине?изображено Что вам известно о людях, изображенных на картине? Что вам известно о событиях, изображенных на картине? В чем особенность пейзажа, на котором разворачиваются события? Помощь!<\p>

10 Замысел картины. «Видение отроку Варфоломею» (1889 – 1890) – одна из наиболее интересных работ художника. Замысел картины о юности Сергея Радонежского возник у М. В. Нестерова в Абрамцеве. В 14 веке в этих краях жил Варфоломей (в монашестве стал Сергием и под этим именем вошел в историю). Сергий Радонежский – один из выдающихся людей своего времени. Он сыграл большую роль в объединении враждующих русских князей накануне Куликовской битвы, основал монастырь, который позже (с 1744 г.) стал именоваться Троице – Сергеевой лаврой. (Лаврами в России называли крупные, наиболее известные монастыри.) Вот, что писал о замысле картины автор: «Интерес картины заключатся должен в поэтичности и простоте трактовке ее. Достигну ли я этих, по – моему, главных условий картины, скажет будущее… Серый, осенний день клонится к вечеру, тихо стоит еловый бор на пригорке, ветер не шелохнет и листочка молодых рябинок и берез, раскинувшихся по откосу сжатого поля, далеко видно кругом, видна и речка, и соседние деревни. За лесом выглядывает погост, на нем благовестят к вечерне… Уже давно Варфоломей ходит по полю. Отец послал его искать лошадей. Он устал, хотел присесть у дуба, подходит поближе, около него стоит благообразный старец. Он молится. После молитвы старец любовно подозвал Варфоломея к себе, благословил его, утешил и дал ему частицу тела Господня, а затем вместе с Варфоломеем пошел в дом отца его…» Словарь<\p>

11 Погост – первоначально центр сельской общины на северо – западе Древней Руси. Позднее центр округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С 18 века погостом называют отдельно стоящую церковь с кладбищем. Позднее сельское кладбище. Благовестят – от благовест – праздничный колокольный звон, совершаемый одним колоколом. Вечерня – одна из христианских церковных служб. Благообразный старец, черноризец – монах. Пресвитер – священник. Пейзаж – фр. Вид, изображение какой-либо местности. В живописи и графике жанр (и отдельное произведение), в котором основной предмет изображения – пейзаж.<\p>

12 Отзыв Паустовского. «Все знают картину Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Для многих этот отрок, этот деревенский пастушок с глубочайшей чистоты синими глазами – белоголовый, худенький, в онучах, — кажется олицетворением стародавней России – ее сокровенной тихой красоты, ее неярких небес, нежаркого солнца, сияние ее неоглядных далей, ее пажитей и тихих лесов, ее легенд и сказок. Самое замечательное в этой картине – пейзаж. В чистом, как ключевая вода, воздухе виден каждый листок, каждый скромный венчик полевого цветка, каждая травинка и крошечная девочка-березка. Все это кажется драгоценным. Да так оно и есть. Это зрелище трав, синеглазых рек, взгорий и темных лесов, что как бы прислушиваются к долетающему вполголоса звону, открывает в нас самих такие даже самому спокойному человеку сдержать невольные слезы. Картина эта – как хрустальный светильник, зажженный художником во славу своей страны, своей России… Этот нестеровский пейзаж ударяет по сердцу каждого, у кого есть сердце. В нем выражена прекрасная сущность русского характера». Какие художественные средства использует Паустовский?<\p>

13 Художественные средства, использованные Паустовским. Эпитеты. Олицетворения и метафоры. Сравнения. Глубочайшей чистоты глаза Девочка – березка Воздух чист, как ключевая вода. Сокровенная красота Травы, синеглазые реки, взгорья и темные леса прислушиваются к долетающему вполголоса звону. Картина эта, как хрустальный светильник, зажженный художником во славу своей страны, своей Родины. Неоглядные дали Тихие леса Пейзаж ударяет по сердцу каждого, у кого есть сердце Скромный венчик Синеглазые реки Родимые земли<\p>

14 Задание: Написать сочинение по картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею», ориентируясь на вопросы: Какую оценку картины дает Паустовский? Как художник реализовал свой замысел? Какие чувства вызывает у вас картина? Поделитесь своим видением картины.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/486402/

Ссылка на основную публикацию