Описание картины михаила нестерова «святая русь»

Михаил Васильевич Нестеров Святая Русь: Описание произведения

Михаил Нестеров писал «Святую Русь» шесть лет. Задумка возникла еще в 1901 году, когда художник решил отойти от росписей церквей и вернуться к станковой живописи. Для поиска типажей Нестеров уезжал в Соловецкий монастырь на Белом море: ему хотелось подробней рассмотреть старинный уклад жизни монахов среди суровой природы.

Нестеров сформулировал цель работы: «Хочу подвести итог моих лучших помыслов, лучшей части самого себя» (так он выразился в письме к своему другу, художнику Александру Турыгину).
Художник хотел создать нечто наподобие Ивановского «Явления Христа народу» – одной из любимейших его картин.

При этом намеревался продемонстрировать, как русский народ сам движется к идеалу – ко Христу. К подобной теме он уже обращался при росписи Марфо-Мариинской церкви в Москве. Многовековая традиция не допускала изображать на фресках никого, кроме святых и лиц, с кем связаны их жития и деяния.

Нестеров же на одной из фресок изобразил простых людей, которые идут ко Христу.
Художник сделал несколько набросков картины на фоне весеннего и осеннего пейзажей. В окончательном варианте изобразил зиму. «Полгода зимы – это удел русского народа», – позже объяснил свой выбор. Работа над картиной сначала велась в Киеве.

Пейзажный фон – первое, что он написал и остался очень доволен работой. Записал в дневнике: «Ничего получилось. Морозно». На полотне изображено 6 мужских и 10 женских фигур, идущих ко Христу.Монах-помор в шапке. По словам Нестерова, именно так выглядел типичный монах Соловецкого монастыря.Мальчик–монашек со скрещенными на груди руками.

Юноша, чей образ художник запечатлел на картине, тоже встретился ему на Соловках. Нестеров отметил болезненный вид молодого человека и решил, что жить тому осталось от силы года два. Не мог удержаться и написал это болезненное выражение. Высокий старец, монах в очках. Прототип – 80-летний монах из Черниговских скитов.

Дети, на которых он опирается, – крестьяне из Мытищ.

Молодая монашка написана с дочери художника-передвижника Григория Ярцева.

Женщина в темном узорном платке – няня Серафима из Уфы. Она послужила моделью для многих женских образов Нестерова.У схимонахини в крайнем правом углу картины – лицо умирающей матери Нестерова. Причем мать впервые разрешила сыну написать с нее портрет только перед смертью.

Женщина, поддерживающая болящую в зеленом – сестра художника, Александра. Ее фигура и лицо написаны поверх фигуры Максима Горького. Да, изначально Нестеров хотел ввести в картину представителей тогдашней интеллигенции.

А с Горьким они сразу сошлись, познакомившись еще в 1900 году. Писатель оказался поклонником таланта Нестерова. «Это всегда упрощает знакомство», – позже написал художник в дневнике. Но в тот раз образ Горького показался Нестерову неуместным.

Представителей интеллигенции он позже изобразит на другой своей символичной картине – «Душа народа».

Возле Христа художник изобразил святителя Николая, Сергия Радонежского и святого Георгия. По словам Нестерова, он выбрал самых почитаемых святых русского народа.

Фигуры святых взяты из иконописных набросков к росписям церквей.

Образ Христа художник писал со священника Константина Руднева, настоятеля церкви в Абастумане, которую до того расписывал Нестеров.

Максимилиан Волошин назвал фигуру Спасителя на картине «манекеном в эффектной позе».

Во время написания «Святой Руси» Нестеров несколько раз открывал свою мастерскую для посетителей. 3 мая 1902 года посмотреть на работы художника пришла барышня Екатерина Васильева. «Святая Русь» особенно впечатлила девушку, и она долго общалась с Нестеровым об этой работе. 7 июля того же года Нестеров и Васильева обвенчались в Кисловодске. Прожили вместе 40 лет. Карина «Святая Русь» стала центральной в нестеровской выставке, которая открылась 5 января 1907 года в Петербурге. Первой за 7 лет. Выставка имела большой успех: бывали дни, когда ее посещали по 2000 человек и более.

Реакция современников была неоднозначной. Например, Лев Толстой сказал о «Святой Руси»: «Он должен был нарисовать Христа таким, каким его видят все эти люди, которые стоят перед ним. Они не могут его видеть в образе итальянского тенора. Это панихида по русскому православию».

Источник: https://artchive.ru/artists/648~Mikhail_Vasilevich_Nesterov/works/15935~Svjataja_Rus

Святая Русь в красках (Михаил Нестеров)

31 марта 1890 года в Москве ждали открытия XVIII .

Среди ее экспонатов была и картина молодого художника «» — художественное воспроизведение известного эпизода из жития святого (в миру Варфоломея)..

По преданию, семилетнему Варфоломею никак не давалась грамота. За это родители часто его бранили, учитель строго наказывал, а товарищи насмехались над ним. Варфоломей глубоко переживал свои неудачи в учении и молил Бога даровать ему разумение грамоты. Молитва его была услышана.

Оригинал статьи на моем авторском сайте.

Однажды, посланный отцом, чтобы привести лошадей с пастбища, отрок увидел в лесу молящегося инока. Варфоломей подошел к старцу, поклонился и стал терпеливо ждать, пока тот закончит молитву.

Наконец, монах повернулся к мальчику, благословил его и спросил, что ему нужно. Варфоломей поведал старцу самое большое свое желание: получить от Господа способности к книжному учению.

Монах помолился за отрока, дал ему съесть частицу просфоры и сказал:— Отныне, дитя мое, Бог даст тебе разум к учению, да такой, что и других сможешь поучать. Частица эта мала, но велика будет радость твоя.

После этого инок хотел продолжить свой путь, но Варфоломей упросил его посетить дом своих родителей.

Те с честью встретили старца и предложили ему угощение. Прочитав молитвы перед началом трапезы, гость велел Варфоломею читать .

— Я не умею, — смущенно ответил отрок.— Господь дарует тебе знание грамоты, — подбодрил его монах.Мальчик послушно открыл книгу и начал бойко читать псалмы. Удивленным родителям инок прорек:— Сын ваш станет избранной обителью Святого Духа и служителем Пресвятой Троицы.

Родители Варфоломея пошли провожать гостя, но тот внезапно стал невидим, из чего они и познали, что это был ангел Божий.

В семье Нестеровых пользовался особой любовью и почитанием. Образок с его изображением был знаком художнику с детства, что во многом предопределило его обращение к «Сергиевской» теме.

На одном из эскизов инок изображен с открытым лицом, а Варфоломей — со спины.

Возможно, это — следы творческого отчаяния художника, которому долго не удавалось найти модель для головы Варфоломея. И вдруг, случайно, на деревенской улице он встретил хрупкую, чахоточную девочку с огромными глазами, «скорбно дышащим ртом» и тонкими, прозрачными ручками. В этом существе «не от мира сего»узнал своего Варфоломея.

Другим источником светлого искусства было глубокое личное горе.

Нестеров был учеником — знаменитого автора мрачной «Тройки» (малолетние подмастерья волокут на санях бочку воды), «Проводов покойника» с детским гробиком, «Сельского крестного хода» с пьяным священником. Под влиянием учителя юный Нестеров поначалу писал такие же остро-обличительные жанровые картины.

Экзамен в сельской школе. 1884

И вдруг на летних каникулах в он встретил юную Марию Мартыновскую. Это была любовь с первого взгляда. «Судьба», «суженая» — излюбленные слова в их письмах. Но родители были против их брака, и они обвенчались без родительского благословения.

Через год, в мае 1886-го, родилась дочь Ольга, и этот день, по словам Нестерова, и был самым счастливым днем его жизни. Но через сутки после родов Маша умерла.

Горе было невыносимым. Нестеров пытался изжить его, воскрешая любимые черты на холсте. Он написал портрет жены в подвенечном платье. «Очаровательней, чем была она в этот день, я не знаю лица до сих пор», — вспоминал Нестеров в старости.

Как ни странно именно после смерти Маши картины Нестерова наполнились гармонией, светом и духом. А женские образы на его полотнах приобрели черты портретного сходства с любимой покойной супругой. Должно было пройти почти два десятилетия, прежде чем он обратил внимание на другую женщину — Екатерину Петровну Васильеву, которая стала его второй женой.

Первой значительной картиной, в которой проявился самобытный нестеровский талант, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 годах.

Нестерову удалось нащупать свой стиль — без уклона в академизм, реализм или модный импрессионизм. Создал он и свой тип русского пейзажа, получивший название «нестеровского» — светлое предвечерие, молитвенная тишина, узорный травяной ковер, тонкие деревца — березки, рябины, вербы, темные елки. Его страна — это, где человек и природа объединены возвышенным молитвенным созерцанием.

Элегия (Слепой музыкант)

Читайте также:  Описание картины маурица эшера «относительность»

«Пустынник» произвел фурор на XVII и был приобретен Третьяковым для своей галереи, что значило больше, чем золотая медаль Академии художеств.

Но вернемся в 1890 год.

Незадолго до открытия XVIII над «Варфоломеем» сгустились тучи. Строгие охранители чистоты передвижнического направления — «таран русской критики» , маститый художник-передвижник, писатель-демократ и издатель решили, что нестеровская картина «неправоверна» — монахи, нимбы, мистицизм, словом, полный набор средневекового мракобесия вместо пропаганды социального равенства и научного прогресса. Нестеров вспоминал: «Судили картину страшным судом. Они все четверо согласно признали ее вредной, даже опасной в том смысле, что она подрывает те “рационалистические” устои, которые с таким трудом укреплялись правоверными передвижниками много лет, что зло нужно вырвать с корнем и сделать это теперь же, пока не поздно».

Было решено повлиять на Третьякова, чтобы он отказался от покупки картины.

К счастью, Третьяков не послушал влиятельных советчиков. «Видение Варфоломея» заняло почетное место в его галерее.

Образ продолжал волновать Нестерова на протяжении всей жизни. Вслед за «» он написал большие картины «Юность преподобного Сергия»

и триптих «Труды преподобного Сергия».

Всего же за более чем 50 лет творческой работы Нестеров создал 15 больших произведений, посвящённых его излюбленному герою.

Свыше двадцати двух лет своей жизни Нестеров отдал церковным росписям и иконам.

Его стремление создать современную религиозную живопись было искренним и сильным.

Убиенный царевич Дмитрий

Художник специально ездил в Италию, чтобы изучить византийское церковное искусство. Но тут его ждала творческая неудача. Из-под его кисти упрямо выходил модерн — с декоративной уплощенностью композиции, рафинированностью и бесплотностью образов, утонченностью серебристого колорита.

. Мозаичная икона в храме Воскресения “” в Санкт-Петербурге.

При взгляде на его «Голгофу» сразу вспоминаешь прерафаэлитов. Апостол Иоанн в эффектном алом плаще выглядит декадентским актером из уайльдовской «Саломеи».

Разве можно сравнить нестеровскую «Голгофу» с «Голгофой» ? Впрочем, сам художник честно признавался, что изображение страстей — не его стихия.

«Все более и более приходил я к убеждению, что стены храмов мне не подвластны. Свойственное мне, быть может, пантеистическое религиозное ощущение на стенах храмов, более того, в образах иконостасов для меня неосуществимо… Решение отказаться от церковной живописи медленно созревало…»

В 1902 году Нестеров пишет картину «», пытаясь применить в ней свой опыт иконописной аскезы. В основе сюжета лежат евангельские слова: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз успокою вы». Все происходит на фоне зимнего пейзажа, навеянного природой , где художник писал этюды для картины.

Богомольцы, пришедшие ко Христу, окруженному наиболее почитаемыми на Руси святыми заступниками — Николаем, Сергием и Георгием, это любимые нестеровские герои — странники, монахи, девушки, дети. Все они написаны по этюдам с реальных лиц, отобранных Нестеровым на или в Хотькове.

Две пожилые женщины на правом плане, поддерживающие больную девушку, — это сестра и мать художника.

Увы, картина «не прозвучала». съязвил, что Христос походит на итальянского тенора.

Нестеров учел это замечание в следующей своей большой картине «Христиане», задуманной как opus magnum. Позже она получила название «На Руси» (Душа народа). Нестеров работал над этим полотном много лет. Закончена она была в 1916 году. Художник задумал показать Россию во всей ее духовной и интеллектуальной мощи. Христос присутствует на полотне лишь в виде старинной потемневшей иконы Спаса.

Нестеров свел в одном крестном ходе людей разных эпох — князей, царей, святителей, блаженных, мужчин и женщин, державшх на своих плечах Россию, обогревавших своим милосердием ее ледяные просторы. Медсестра ведет под руку ослепшего солдата, жертву нового оружия Первой мировой — отравляющих газов.

Нестеров писал раненого с натуры в госпитале. В правой части картины вместе с народом идут христианские писатели —, Толстой, . За фигурой художник поместил его героя, «русского инока» .

Для русской живописи это уникальный случай соединения в одной картине вымышленных и реальных личностей, после Нестерова к этому приему обратится Глазунов.

В ранних вариантах картины Горький тоже побывал в толпе богоискателей, но художник после раздумий убрал его. Нестеров восхищался личностью и творчеством Горького, но после знакомства с ним понял, что смыслом жизни этого человека была не христианская любовь, а революционная борьба.

вполне конкретен — это Волга у Царева кургана. Река, с которой связана едва ли не вся история Россия.

Перед толпой идет мальчик в крестьянском платье с котомкой за плечами и с расписным туеском в руке. Это смысловой центр картины. Образ ребенка отсылает к словам Евангелия: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное».

Нестеровская «Душа народа» воспринимается прежде всего как реплика к ивановскому «». Разумеется со сходным результатом — большое художественное поражение. Приторно-декоративный привкус модерна отравил все. Правда, как известно с давних пор, иные поражения стоят десяти побед.

После Октябрьской революции, которую Нестеров возненавидел сразу и навсегда, все церковные заказы отпали.

Впрочем, он не оставляет религиозной живописи, но пишет эти полотна почти подпольно, на всякий случай помечая их дореволюционными датами, и, конечно, без малейшей надежды когда-либо выставить их на суд советской публики. В «» он предрекает будущее духовное возрождение России через ее веру и ее искусство.

Художник осторожничал не напрасно. Истово верующий и страстно увлеченный русской религиозной философией, до революции он был черносотенцем, членом «». В 1938 году он был арестован и провёл две недели в . Его зять, видный юрист В.Н.Шретер, был обвинён в шпионаже, а затем расстрелян. Дочь художника Ольга была отправлена в ссылку в .

Впрочем, для самого Нестерова все закончилось вручением Сталинской премии (1941).

Автопортрет

В таких условиях практически единственным средством творческого существования стала портретная живопись. С ней был связан новый взлет нестеровского таланта. Лучшие из его портретов — , И. Павлова, С. Юдина, Е. Кругликовой были написаны после семидесяти лет.

Посмотрите, как характер человека можно выразить через… руки.

Портрет хирурга Юдина

Нестеров умер во второй год . Последним его произведением стал пейзаж «Осень в деревне»

«Ах, как всегда я любил нашу убогую, бестолковую и великую страну — родину нашу!..»

Источник: https://sergeytsvetkov.livejournal.com/272673.html

Святая Русь

Не будь Нестеров горячим патриотом — он не стал бы Нестеровым, большим, подлинно национальным художником-поэтом. Однако от одного корня, от одного ствола могут идти разные ветви. И в понимании национального начало заблуждений художника.

Как-то, рассказывая о жарких спорах с соотечественниками, встреченными за границей, он назвал себя и своих оппонентов большими деспотами в любви к родине. Очевидно, мнения спорщиков резко расходились, каждый провозглашал свою концепцию России.

«Деспотизм» Нестерова заключался в упорном нежелании понять, что беды российские не принесены «немцами», а органически присущи России, порождены ее социальным строем.

Оставаясь «на почве XVIII века», то есть идеализируя допетровскую Русь, Нестеров истолковывает, национальное в отрыве от реальной истории, ставя его над временем, над общественными противоречиями, над борьбой классов. В «национальном» для него «высшая поэзия и философия», идеал — «бесконечный, равный или немногим меньше идеала о божестве».

В то же время жажда правды, присущая русскому народу, понималась Нестеровым как религиозная жажда. Русская земля была в представлении художника носительницей христианской истины.

Взгляды Нестерова восходят к учению славянофилов. В их идеологии нищая Россия похвалялась богатством духа. Дух обретал опору в вере. По сути дела, славянофильство жило иллюзиями, которые питались вековой отсталостью России. Славянофилы возвещали ее великое будущее, мечтая об идеализированном патриархальном прошлом.

Читайте также:  Описание картины эдгара дега «танцевальный класс»

Нестеров воспринял славянофильское представление об особом пути России. Оно было тем более заманчивым и утешительным, чем явственнее обнажились ложь и лицемерие европейской цивилизации. Художник в 1880—1890 годах неоднократно бывал за границей.

К этому времени царство «голого чистогана» просвещенных капиталистических государств было видно невооруженным глазом. Буржуазная цивилизация, буржуазная культура, отождествляемые Нестеровым с «немецкими», были для него неприемлемы. Кажется, само слово «цивилизация» произносится им не иначе как сквозь зубы.

Ее «порождения» он с болью и горечью замечает у себя на родине. В одном из писем Нестеров рассказывает о катастрофах, которые чуть ли не каждый день случаются с «чугункой». Художник объясняет причины их тем, что «мелкая сошка, работая по 50 часов без сна, получает по 12 рублей, а господа начальники «движений» и пр.

господа, ездиющие в вагон-салонах получают по 15—20 тысяч». Но, видя это общественное противоречие, эту несправедливость, Нестеров делает неожиданный вывод: «… цивилизация, равенство и братство и к нам помаленьку проникают. И,— совсем мрачно пророчествует он, — не того дождемся, придет время».

Он критикует современность с точки зрения прошлого, с точки зрения той России, которая, отстаивая свою самобытность, фактически оправдывала и благословляла собственную отсталость.

Этой России оставалось взывать к богу, ее опорой могла быть только религия, только церковь.

Вполне естественно, что имя бога с детских лет было для Нестерова синонимом добра и истины. Вот почему его искания, в том числе и религиозного-характера, субъективно связаны с поисками светлого идеала, со стремлением к правде.

Трагедия Нестерова как художника в том, что его праведность объективно служила неправде. Его истина была призвана прикрыть и украсить ложь. Замечательны по своей откровенности слова одного из крупнейших царедворцев — С. Ю. Витте, написанные им уже после революции 1905 года.

«Наибольшая опасность, которая грозит России, — пишет Витте, — это расстройство церкви православной и угашение живого религиозного духа. Если почтенное славянофильство оказало России реальные услуги, то именно в том, что оно выяснило это еще пятьдесят лет тому назад с полной очевидностью.

Теперешняя революция и смута показали это с реальной, еще большей очевидностью.

Никакое государство не может жить без высших духовных идеалов. Идеалы эти могут держать массы лишь тогда, если они просты, высоки, если они способны охватить души людей, — одним словом, если они божественны. Без религии масса обращается в зверей, но зверей худшего типа, ибо звери эти обладают большими умами, нежели четвероногие».

Плодом самообмана Нестерова явилась концепция «святой Руси», а с нею и одноименная картина, работе над которой художник посвятил несколько лет жизни (1901—1905). В письмах он раскрывает замысел своего произведения.

«Среди зимнего северного пейзажа притаился монастырь. К нему идут-бредут и стар и млад со всей земли. Тут всяческие калеки, люди, ищущие своего бога, искатели идеала, которыми полна наша святая Русь.

Навстречу толпе, стоящей у врат монастыря, выходит светлый, благой и добрый «Христос» с предстоящим ему святителем Николаем, Сергием и Георгием (народные святые). Вот вкратце тема моей картины».

В другом месте автор поясняет: «Моя картина обнимает собой не одну эпоху, а ряд их и «подвиг» души народной не иной какой, а религиозный, понимая религиозность в самых обширных проявлениях».

Уже современники, даже из числа людей, благожелательно расположенных к Нестерову, критически встретили произведение художника. Особенно бросался в глаза резкий разрыв между правой и левой частями картины.

По словам Сергея Глаголя, левая часть — «разочаровывает».

Признавая неудачу образов Христа и святителей, критики задавались вопросом: кому принесли свои лучшие чувства, свою веру и надежду русские люди? И, отвечая себе, указывали на «бездушие», на «немое высокомерие» Христа.

Несоответствие между правой и левой частью не было лишь результатом неудачного исполнения. Неудача художника коренилась в его замысле. Согласно этому замыслу, картина, называемая Нестеровым «мистерией», — обобщающее произведение, символичное по своему характеру. Однако «мистерия» трактована как вполне реальная сцена.

Реален проникновенно написанный задумчивый зимний пейзаж, с традиционными для Нестерова елочками и березками, реальны трогательные желтогрудые синицы, сидящие на ветках, реальны люди. Но, убеждаясь в реальности изображенной сцены, зритель невольно ждет ее какого-либо разрешения, он желает развивать ее в своем воображении.

Классические произведения русской живописи, и «Не ждали» Репина, и «Боярыня Морозова» Сурикова, и «Испания» Врубеля, таят в себе потенциальную возможность подобного развития. «Противостояние» народа и Христа в картине Нестерова ничем не может разрешиться и не предполагает никакого развития. Это итог пути народа, итог его исканий.

Дальше идти некуда. Больше ничего не может случиться.

В композиционном решении тематической картины Нестеров делает шаг назад, по сравнению с лучшими работами передвижников. Он возвращается к академизму.

Но надуманность художественного произведения рано или поздно становится очевидной — ибо искусство не позволяет безнаказанно совершать насилие над собой. Ложность сюжетно композиционного построения нестеровской картины обличает лживость ее главной идеи.

Христу, «сошедшему на землю», нечего на ней делать. Ничего он не может дать и страждущей — нищей и убогой — «Святой Руси».

До тех пор пока Нестеров изображал искателей «божьей правды», он оставался в рамках объективности, не навязывая прямо христианской догмы.

Зритель мог и не быть религиозным человеком, но уважать чистоту чувств верующих. Когда же Нестеров показал цель искания страждущего народа, он оказался нетерпимо дидактичным.

Вместе с тем эта «цель», помимо воли художника, обнаружила несостоятельность его проповеди.

Недаром Л. Толстой назвал картину «панихидой русского православия».

Нестеров дошел в своих иллюзиях до логического конца. «Святая Русь» была, можно сказать, героической попыткой «тотальной мобилизации» идеологических ресурсов уходящей России. Эта попытка окончилась полным крахом.

И все-таки Нестеров не оказался вполне верен предвзятой умозрительной схеме. Кажется, «бес сомнения» нет-нет да и дергал его за руку.

Судя по реакции изображенных в картине лиц, Христос наиболее реально зримым остается только для малой девочки да для старика слепого. Недоверчиво косит выразительный глаз инока…

Особенно многозначительно прекрасное лицо молодой женщины, неприступно замкнутой в своей неразделимой печали.

Это замечательное  лицо  заставляет  вспомнить  другие женские я произведениях художника. Живописец оставил нам тип русской который по праву зовут «нестеровским».  Невольно ловишь себя на мысли, что мужского типа он не создал. Мало того.

Вглядываясь написанные Нестеровым в дореволюционную пору,  замечаешь, что его женские образы художественно убедительнее, чем мужские. Там, где Нестеров стремится создать идеал мужчины, он, как правило, слащав и сусален.

В картинах «Юность преподобного Сергия» (1892—1897), «Труды святого Сергия», «Мечтатели» (1903), «Лисичка» (1914) юноши и старцы навязчиво благостны и в чем-то фальшивы. Насквозь театрален и фальшив со святителями в «Святой Руси».

Исключение из этого ряда, пожалуй, «Пустынник», более  непосредственно увиденный в и непритязательный по своей сути. 

Источник: http://ArtPoisk.info/artist/nesterov_mihail_vasil_evich_1862/svyataya_rus/

Михаил Васильевич Нестеров, «Святая Русь»: описание и год создания картины

Российская империя была богата на поистине неординарных художников, все они имели свой неповторимый стиль, излюбленные жанры и сюжеты, которые по сей день радуют душу русского человека. Однако не все из них были прославлены как при жизни, так и после кончины, что является досадной несправедливостью.

Таким художником был и М. В. Нестеров автор множества картин, прославляющих могущество России и православной веры. Самыми знаменитыми его произведениями считаются “Видение отроку Варфоломею”, “Тишина”, серия работ, посвященных святому Сергию Радонежскому и “Святая Русь”.

Именно на последней из них будет сфокусировано внимание в данной статье.

Биография художника

Родина М. В. Нестерова небольшой городок Уфа, в котором он родился в 1862 году.

Атмосфера его семьи была пропитана любовью к вере родители художника были глубоко религиозными людьми, которые и привили Михаилу Васильевичу особое отношение ко всему, что связано с христианством.

Читайте также:  Описание картины клода моне «весна»

Они поддерживали интерес юного творца к живописи и оказывали значительную поддержку его начинаний, за что художник был им крайне благодарен на протяжении всей жизни.

Его серьезная карьера как профессионала начинает свое развитие 1885 году, когда он получает звание свободного художника.

После этого написанные Нестеровым картины приносят ему все большее признание, среди них работа “Пустынник”, купленная небезызвестным П. М. Третьяковым.

Он также берется за роспись множества храмов, черпая вдохновение из европейских святынь, эта деятельность приносит ему небывалое удовольствие.

После Октябрьской революции в жизни творца возникают сложности его семья вынуждена перебраться на Кавказ, где художника настигает болезнь. Последние 26 лет Нестерова проходят напряженно ввиду того, что большинство создаваемых им работ имеют религиозную тематику, а это идет вразрез с идеологией Советов. Художник скончался на 81 году жизни и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Картина “Святая Русь”

Это одно из самых неоднозначных произведений художника было представлено миру в 1902 году. Основой, на которой стоит сюжет этой картины, являются слова Христа из Евангелия: “Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз успокою вы”. Эта же фраза считается неофициальным вторым названием “Святой Руси” Нестерова Михаила.

Это творение было неблагосклонно принято обществом: многие критики сочли ее противоречащей текущим церковным канонам. В адрес картины также были сделаны замечания о том, что Христос получился отстраненным, безучастным.

Возможно, это связано тем, что его взгляд направлен в противоположную от приходящих к нему людей сторону. Таким образом, общее впечатление людей от этой картины сложилось не очень приятное.

Впоследствии художник признается, что стремился исправить допущенные в этой работе ошибки при написании следующего произведения “На Руси” (известной также как “Душа народа”), где изобразил Иисуса уже в виде иконы.

О создании произведения

Год написания “Святой Руси” Нестерова ознаменован постепенно разворачивающимися предреволюционными событиями, но несмотря на это, он смело демонстрирует ее на выставке. Перед тем, как начать работать над произведением, он тщательно изучает местность на Соловках в Архангельской области, рисуя многочисленные этюды и наброски.

Все персонажи картины также имеют свои прототипы в реальной жизни, которых Нестеров рисовал в этом же месте. Исключениями являются лишь образы святых и Христа, взятые с их канонических изображений, а также двух женщин слева на картине, поддерживающих больную, их художник написал со своих сестры и матери.

Объединив все наработки, собираемые в течение долгого времени, Михаил Васильевич создает это знаменитое произведение.

Смысл, заложенный в полотне

Сюжет картины полон символичности. Действие происходит будто бы во время раннего христианства, когда убранство церквей было очень простым и их облику придавалось не такое большое значение.

Именно поэтому церковь не занимает много места на полотне, и по этой же причине Христос явился людям посреди леса, на природе. Скрытый смысл картины в том, что вся русская земля с великолепием ее природы и людей, на ней живущих, является Святой Русью.

Ее можно также интерпретировать как ответ людям, в чем заключается величие их родины в чистой православной вере.

Символично и то, что покаяние, которым пронизана “Святая Русь” Нестерова, связано с беспокойством за будущее России. Ведь картина писалась во время, когда предчувствовались серьезные перемены в стране.

Описание картины “Святая Русь” Нестерова Михаила

На самом ближнем плане картины изображены небольшие растения кустарники, маленькие ели, неокрепшие березы. Даже в этом прослеживается истинное любование художника природой России.

Согласно сюжету картины, центром композиции являются Христос, святые Сергий Радонежский (справа от Христа), Георгий Победоносец (позади) и Николай Чудотворец (слева).

Эти великомученики вызывают глубокое уважение художника, потому их присутствие в произведениях художника не случайно. Церковь за ними изображена без излишней вычурности деревянная, покрытая толстым слоем снега с серыми куполами.

Выделяя ей такое небольшое пространство на полотне, Нестеров старается акцентировать внимание зрителя в основном на людях и святых.

Центральный план

Люди, которые пришли с покаянием и своими бедами к Иисусу, являются самыми разными и дворяне, и совсем юные верующие мальчик и девочка, и старцы, и странники. В ногах у святых стоит бедный крестьянин и, вероятно, лежит кто то близкий ему. Крестьянин просит Христа об исцелении родного человека.

Чуть поодаль стоит молодая девушка в черном платке, чей взгляд пронизан скорбью. Из за преобладания в ее одеянии мрачных цветов можно предположить, что она овдовела и пришла просить об упокоении души любимого. Справа на картине Михаила Нестерова “Святая Русь” изображены две женщины, которые помогают стоять на ногах больной девушке.

За всем этим скоплением люда виднеются пожилые странницы, кажущиеся совсем не заинтересованными в происходящем.

Дальний план

На заднем плане произведения виднеется безграничный простор Святой Руси: высокие горы, покрытые густым лесом, широкая река. Все укутано снегом и умиротворенно молчит, стараясь не мешать происходящему на картине.

То могущество природы, которое вложил Нестеров в “Святую Русь”, подтверждает предположение о том, он считает всю русскую землю наделенной особым даром всепрощающим, помогающим и исцеляющим.

Примечательно и то, что художник не выделяет пейзаж яркими цветами, как бы немного забывая про него, но зритель все равно чувствует присутствие на полотне безмолвного гиганта природы.

Палитра картины

Как и во многих других своих произведениях, художник не стремится сделать цветовую гамму “кричащей”, чрезмерно насыщенной. Михаил Васильевич как бы старается перевести внимание созерцающего на сюжет, чтобы тот не отвлекался на цвета.

Основные оттенки “Святой Руси” Нестерова серые, голубые, коричневые. Темных деталей не так много, доминирует сложный серо голубой холодный цвет им написаны облачное небо, снег и воздух.

Относительно яркие акценты можно заметить на деталях платок странницы, корзинка крестьянина, одеяние Георгия Победоносца, цветы на одежде дворянки и одежда больной девушки.

Несмотря на кажущуюся с первого взгляда холодность произведения, оно все же приковывает к себе внимание и удерживает его за счет наличия множества деталей. Зритель невольно задумается о том, что стремился передать художник, и тогда картина играет новыми красками.

Другие произведения Михаила Васильевича

Как упоминалось ранее, “работой над ошибками” после написания “Святой Руси” стало произведение “Душа народа”. В данном творении изображен крестный ход и исправлено все то, что вызвало волну негодования у критиков в прошлой работе это и отсутствие Христа в образе человека, и святых, и бо́льшая проникновенность сюжета.

Картина написана в 1916 году, ее пейзаж соответствует реальному месту у реки Волги. Как и в “Святой Руси”, многие ее герои написаны по реальным людям среди богоискателей изображены небезызвестные писатели Соловьев, Толстой и Достоевский.

Примечательно, что эти гении слова тоже были глубоко верующими людьми, и по этой причине художник передумал изображать на ней Максима Горького его сердце было занято идеей революции, а не веры.

Помимо написания связанных с темой православия картин, Нестеров увлеченно расписывает внутреннее убранство храмов. Первая монументальная работа по росписи стен была совершена в храме Владимирского собора в Киеве. Художника так увлек этот вид искусства, что он продолжал работать в храмах на протяжении 22 лет своей жизни.

Далее он расписывал дворцовую церковь Александра Невского в Грузии, где его рукой было создано более 50 работ, после этого Марфо Мариинскую обитель, в которой одной из лучших его работ была “Путь ко Христу”, затем Спасо Преображенский собор и Соловецкий монастырь. За все время работы в церквях Михаил Васильевич создал объем работ, несравнимый с количеством картин любого другого монументалиста. Более того, он начал писать совершенно новые для того времени сюжеты никто до него не изображал святых на фоне природы.

Невозможно переоценить вклад Михаила Нестерова в русское искусство. Создавая самобытные произведения, полные любви к русской вере и природе, художник лучшим образом пропагандировал искреннее уважение к необъятной Родине России.

Источник: https://autogear.ru/article/385288/mihail-vasilevich-nesterov-svyataya-rus-opisanie-i-god-sozdaniya-kartinyi/

Ссылка на основную публикацию