Описание картины мстислава добужинского «петербург» (1914г.)

Добужинский Мстислав Валерианович — русский художник

Русский художник Добужинский Мстислав Валерианович . Автор картин: В Скворечниках. Эпилог. Картина по мотивам спектакля «Николай Ставрогин».; В ротах. Зима в городе; Вильно. Базар у стены; Вильно. Ночная сцена; Вильно. Старая стена; и многих других.

Добужинский Мстислав Валерианович (1875-1957)

М. В. Добужинский был сыном артиллерийского офицера, потомка обрусевшего старинного литовского рода.

После первого курса юридического факультета Петербургского университета Добужинский попытался было поступить в Петербургскую Академию Художеств, но не был принят и занимался в частных студиях до 1899 г.

, когда, закончив университет, поехал за границу и продолжил художественные занятия в студиях Мюнхена.

Вернувшись в 1901 г. в Петербург, он сблизился с объединением «Мир искусства» и вошел в число самых заметных его представителей.

Дебютировал Добужинский в графике — рисунками в журналах и книгах, городскими пейзажами, в которых сумел впечатляюще передать свое восприятие Петербурга как города, где величественная классическая архитектура фантасмагорически соединяется с уродливыми реалиями урбанизма XX в.

Тема города сразу сделалась одной из главных в его творчестве, он обращался к ней в пейзажных циклах, создаваемых по следам частых поездок по России и за границу; городской пейзаж оказывается важным компонентом многих его произведений.

Добужинский занимался и станковой графикой, и живописью, успешно преподавал — сначала вместе с Л. С. Бакстом в частной художественной школе Е. Н.

Званцевой, а позднее в разных учебных заведениях; после революции ему доводилось проектировать праздничное убранство улиц, состоять одним из хранителей Эрмитажа и даже читать популярные лекции по искусству. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике.

Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева «Месяц в деревне» (1909).

Большой успех исполненных им декораций положил начало тесному сотрудничеству художника с прославленным театром. Вершиной этого сотрудничества стали декорации к спектаклю «Николай Ставрогин» (1913) по роману Ф. М. Достоевского «Бесы». Острая экспрессивность и редкий лаконизм сделали эту новаторскую работу явлением, предвосхитившим будущие открытия отечественной сценографии.

Театр Добужинский не оставлял и в дальнейшем, но в 1920-х гг. наибольших успехов ему было суждено достигнуть уже в книжной графике. Чуткость к радикальным переменам в искусстве предшествующего десятилетия помогла ему отойти от канонов «мирискуснической» книжной графики.

Это было заметно уже в рисунках к «Свинопасу» Х.-К. Андерсена (1917), за которыми последовали рисунки к «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина и «Тупейному художнику» Н. С. Лескова (1922) и, наконец, к «Белым ночам» Ф. М. Достоевского (1925), ставшие шедеврами русской книжной графики.

В своем движении к новому Добужинский оказался союзником молодых художников, разительно преобразивших тогда оформление детской книги, о чем свидетельствуют его блестящие иллюстрации 1925 г. к «Веселой азбуке» Н. Павловой, «Примусу» О. Э. Мандельштама, «Бармалею» К. И. Чуковского.

Здравое восприятие событий, разворачивавшихся в послереволюционной России, заставило Добужинского в 1925 г. принять литовское гражданство и переехать в Каунас. Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. Сопротивление местных шовинистов лишило его возможности заниматься преподаванием, к чему он очень стремился.

К счастью, у него сложились отличные отношения с Каунасским театром, в котором он оформлял спектакли. Заниматься же книжной графикой не было возможности из-за отсутствия заказов от издательств. Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к «Трем толстякам» Ю. К.

Олеши (1928), исполненные еще по заказу из Москвы, а также к «Евгению Онегину» (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина.

В 1939 г. Добужинский выехал в США для работы с актером и режиссером М. А. Чеховым над спектаклем «Бесы», но из-за начавшейся Второй мировой войны в Литву уже не вернулся.

Последние годы жизни оказались для него самыми трудными — он не сумел и не захотел приспособиться к чуждому для него американскому образу жизни и к нравам американского художественного рынка.

Он часто испытывал материальные затруднения, жил в одиночестве, общаясь лишь с узким кругом русских эмигрантов, и старался использовать всякую возможность, чтобы хоть ненадолго выбраться в Европу.

Картины художника

В Скворечниках. Эпилог. Картина по мотивам спектакля «Николай Ставрогин».

В ротах. Зима в городе

Вильно. Базар у стены

Вильно. Ночная сцена

Вильно. Старая стена

Витебск

Город

Городские типы (Гримасы города).

Дания. Театрик

Домик в Санкт-Петербурге

Из жизни Петрограда

Канал Хаарлем

Кукла

Лондон. Монумент

Мойка у Нового Адмиралтейства

Набережная в Петербурге

Неаполь

Ночь в Санкт-Петербурге

Окно парикмахерской

Омнибус в Вильно

Петербург. 1914г

Петербург. Александринский театр

Петербург. Фонтанка. Летний дворец Петра Первого

Петр Великий в Голландии. Амстердам, верфи Ост-Индской Компании. Набросок

Поцелуй

Провинция 1830-х годов

Провинция. Воронеж

Сад

Садик в городе

Скворечники. Картина по мотивам спектакля «Николай Ставрогин».

Стеклянная улица в Вильно

Улица Тилто в старом Вильно

Улица стекольщиков в Вильно

Учение новобранцев при Николае Первом

Фабрика газов. 1914

Человек в очках. Портрет художественного критика и поэта Константина Суннерберга

Чернигов. Склады

Чернигов. Фотография

Эскиз декораций и мизансцены к комедии И. С. Тургенева «Месяц в деревне»

Источник: https://wearts.ru/ruartist/80

Город Достоевского, город Добужинского

«…Добужинский – пленник Петербурга. Вряд ли мастер когда-нибудь отойдет, выйдет из петербургского мира, и говорить о Добужинском – это говорить об его Петербурге…»

                                                                                              Иван Созонтович Лукаш

                                          М. Добужинский. Автопортрет

  Есть мнение, что у художника, иллюстрирующего классические произведения литературы, есть два верных пути: выражать своими иллюстрациями мысли автора или выражать себя при помощи сюжетных идей автора. Но, видимо, есть третий, не менее творчески продуктивный путь. Иллюстрации М. Добужинского к повести Ф.Достоевского «Белые ночи» заставляют думать, что это так.

   Было бы не справедливо говорить, что вся жизнь Мстислава Валериановича Добужинского была связана с Достоевским. Правда, детство будущего художника прошло в Ямской слободе, в тех местах, где тогда же протекали последние годы писателя.

Они, маленький мальчик и мастер в апогее творчества, хоть и не знали друг друга, но жили друг от друга в нескольких минутах ходьбы, гуляли по одним и тем же улицам, дышали одним и тем же воздухом. Не случайно тот же воздух, те же улицы, что стали когда-то художественным миром Достоевского, входили в душу и формировали творческую натуру Добужинского.

И не случайно главным героем, как отдельных произведений, так и всего творчества этого художника стал Петербург. 
   Он бродил по городу с блокнотом, делал зарисовки: характерные и оригинальные парадные, лестницы, водосточные трубы, брандмауэры – отмечал интересные надписи: вывески, таблички. Он изучал язык Петербурга.

Он вырабатывал на основе языка города, свой собственный художественный язык.

   Его товарищи по «Миру искусства» искали в городе парадности, показной пышности (а приход Добужинского в это объединение художников совпал с подготовкой к празднованию 200-летия Санкт-Петербурга), и находили их во временах «петровских», временах «екатерининских», очень часто не реальных, а надуманных, иллюзорных.

Их творчество было сродни деятельности антиквара, коллекционера, может быть, реставратора. Работы же Добужинского отличались, не уходом в «иные времена, иные миры», но поиском поэтики города в современной художнику повседневности.

   Язык Петербурга, преломившись в сознании Добужинского и став его собственным языком, определил графическую технику большинства работ Добужинского. Чрезмерная «живописность» была чужда этому городу. Городу, созданному словно одним росчерком пера Петра Великого. Городу, навсегда противопоставившему суровость свою суровости дикой северной природы.

 
Художественная суровость – таков корень философии Петербурга, как воспринял ее Добужинский: город, ценный сам по себе, город – произведение чистого искусства, но город, враждебный человеку в самых человеческих проявлениях.
   Вероятно, эта философия и стала точкой соприкосновения художественных миров Добужинского и Достоевского. И видимо, эта философия – причина того, что иллюстрации художника к повести «Белые ночи», выполненные в 1922 году по заказу издательства «Аквилон», стали подлинными шедеврами книжной графики.
   Художник не стремился в своих работах тотально  отразить творчество писателя. Впрочем, это ему навряд ли удалось бы; время для понимания такого явления, как Достоевский, тогда еще не наступило (как, похоже, не наступило и до сих пор).  

   «Достоевский» остался для Добужинского лишь вспомогательной дисциплиной в его главной теме «Петербург». Самое «петербургское» из произведений писателя стало благодатной почвой для нового постижения «символики» Петербурга, его «символизма», его (пусть пока на уровне чувств, на уровне ощущений) метафизики.

 
    В результате город открылся Добужинскому уже не как просто место действия, но как главный персонаж повести, главная и самая активная ее движущая сила, как существо высшего, по сравнению с людьми, порядка.

И эта метаморфоза стала постижением Добужинским трагизма, так как понимали его древние: как столкновение человеческого и божественного, реального и нереального, понятного и непостижимого.
   «Человеческие» персонажи – Настенька и Мечтатель – оказываются у Добужинского лишь частями огромного организма Петербурга.

Они полностью подвластны его «глобальной воле»,  они не существуют отдельно от него. Они могут лишь на какое-то время проявиться на фоне его, но удел их – вновь раствориться в его темных недрах.
   Город, как «живой» персонаж, приобрел человеческие черты. Да, он может быть добрым, окружая героев «благоприятным» фоном.

Но это редко, чаще он жесток, хлеща людей жесткими штрихами дождя, затирая своей темнотой людские индивидуальности. Он может  по-доброму разговаривать, но может и едко посмеяться, передразнив изгибом фонарного столба сутулость походки (сутулость души!) Мечтателя.

   Но все же, именно для этих иллюстраций Добужинский придумал технику «граттография», заключающуюся в том, чтоб на картоне, залитом черным, выскабливать белые места. И в этом поиске белого в черном – отношение Добужинского к Петербургу: городу неудобному, городу неласковому, городу суровому, но навсегда – любимому. 

Вячеслав Дерягин

Иллюстрации к повести Ф. Достоевского «Белые ночи».1922 год

    Белая ночь

Я ходил по Петербургу ночью Белой ночью вдоль пустых каналов, И холодные сжимал перила Наклоняясь над водою черной  Здесь стояла Настенька быть может Это видел юный Достоевский Как глядели безнадежно очи В эту воду темную канала.

 А заря не угасала так же И тоской горели стекла окон И в зеленом небе золотился Тот же самый шпиль Адмиралтейства.  И шаги мои звучали эхом, Когда шел я гулким переулком, Где жилых домов белеют спины За глухою линией заборов.

 И не так ли эхо повторяло Звук шагов таких как я прохожих Одиноких Настеньку искавших Белой ночью средь пустынных улиц?  
М. Добужинскийиюль — окт[ябрь] 1922.

Петербург. Фонтанка. Летний дворец Петра I. 1902

Петербург. Александринский театр. 1902

Петербург. Обводный канал. 1902

Петербург. Банковский мост. 1902

Петербург. Чернышов мост. 1902

Петербург. Мойка у Нового Адмиралтейс­тва. 1903

Троицкий мост. 1903

В ротах (Зима в городе). 1904

Домик в Петербурге. 1905

Садик в городе. 1905

Чернышев мост. Санкт-Петербург. 1906

Окно парикмахерской. 1906

Набережная в Петербурге. 1908

Гримасы города. 1908

Петербург. Измайловский полк. 1909

Панорама Санкт-Петербурга с Медным всадником Фальконе . 1912 (Кликабельно)

Петербург. 1914

Из жизни Петрограда 1920 года. 1920  (Кликабельно)

Петроград. Двор Дома искусств. 1920

Эрмитаж. Летний сад. 1920

Читайте также:  Описание картины михаила нестерова «сестры»

Исаакий в метель. Литография из альбома «Петроград в 1921 году». 1923

Летний сад зимой. Из альбома «Петроград в 1921 году». 1923

Памятник Петру I. Из альбома «Петроград в 1921 году». 1923

Экскаватор. Из альбома «Петроград в 1921 году». 1923

Сфинксы. Из альбома «Петроград в 1921 году». 1923

Английская набережная в снегу. Из альбома «Петроград в 1921 году». 1923

Суд. Из альбома «Петроград в 1921 году». 1923

Из альбома «Петроград в 1921 году». 1923

У обводного канала. Из альбома «Петроград в 1921 году». 1923

Петропавловская крепость. Из альбома «Петроград в 1921 году». 1923

Львиный мост. Из альбома «Петроград в 1921 году». 1923

Вид на Медного всадника и Исаакиевский собор зимой

Владимир Набоков М. Добужинскому

Воспоминанье, острый луч,

Преобрази мое изгнанье,

Пронзи меня, воспоминанье

О баржах петербургских туч

В небесных ветренных просторах,

О закоулочных заборах,

О добрых ликах фонарей.

Я помню, над Невой моей

Бывали сумерки, как шорох

Тушующих карандашей. 

Все это живописец плавный

Передо мною развернул,

И кажется совсем недавно

В лицо мне этот ветер дул

Изображенный им в летучих

Осенних листьях, в зыбких тучах.

И плыл по набережной гул,

Во мгле колокола гудели —

— Собора медныя качели. 

Какой там двор знакомый есть,

Какие трубы! Хорошо бы

Туда перешагнуть, пролезть,

Там постоять, где спят сугробы

И плотно сложены дрова

— Или под аркой на канале,

Где нежно в каменном овале

Синеют крепость и Нева.

В. Сиринъ. 

(1926) 

http://www.grafomanam.net/poem/97903

http://www.artpoisk.info/artist/dobuzhinskiy_mstislav_valer_yanovich_1875

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43847024444/prev

«На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты»

Мстислава Добужинского называют «художником Петербурга» — петербургской классики Томона, Растрелли, Трезини, Росси, Воронихина; Петербурга Пушкина, Гоголя, Достоевского, но также и промёрзшего Петербурга «военного коммунизма» — города руин и продовольственных очередей.

Добужинский часто говорил, что Петербург — его любимый город, но привлекали его не проспекты и площади, а «изнанка»: кирпичные брандмауэры, нагромождения труб, переулки, заполненные штабелями дров. В этих мрачных дворах с глухими стенами в известковых подтёках ему удалось поймать неуловимое — душу города, «томительную и горькую поэзию» непарадного Петербурга.

Мстислав Добужинский. В ротах. Зима в городе, 1904 г.

Мстислав Добужинский. Домик в Санкт-Петербурге. 1905 г.

Мстислав Добужинский. Город

Мстислав Валерианович Добужинский родился 2 августа 1875 года в Новгороде, в семье офицера и артистки. После рождения сына родители развелись, мальчика воспитывал отец, с матерью он виделся редко.

Гимназию он закончил в Вильно, затем перебрался в Петербург, где учился в Императорской школе общества поощрения художеств и школе Антона Ажбе. С 1902 года Добужинский принимал участие в выставках и стал членом объединения «Мир искусства».

Мстислав Добужинский, Городские типы, 1908 г.

Мстислав Добужинский. Петербург, 1914 г.

В 1907 художник познакомился со Станиславским и Мейерхольдом, и сделал свои первые работы как сценограф. На этом поприще его ждал большой успех — придумывать декорации к спектаклям он будет всю свою жизнь.

С 1908 Добужинский начал сотрудничать с журналом «Сатирикон», в этом же году Третьяковская галерея приобрела его работу «Человек в очках». В этот период жизнь художника относительно безоблачна — он известен, востребован и успешен.

Мстислав Добужинский. Человек в очках. Портрет Константина Александровича Сюннерберга, 1906 г. (Третьяковская галерея)

К теме Петербурга Добужинский обращался постоянно — в серии открыток с видами города (1903), и в рисунках для журнала «Сатирикон» (1908-1911), и в иллюстрациях к повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» и книге Н.П. Анниферова «Петербург Достоевского».

Мстислав Добужинский. Уголок Петербурга. Двор. 1904 г.

Добужинский. Петербург. 1914 г.

Подобно многим романтикам, Добужинский поначалу сочувствовал революционному движению, но новоявленная советская действительность угнетает его.

В голодном и холодном послереволюционном Петрограде Добужинский, как и все, столкнулся с бытовыми трудностями: художник стоит в очередях, таскает воду, колет дрова, а по ночам — работает в нетопленой комнате, накинув на плечи шубу. Назло всем невзгодам именно в этот период он создаёт, возможно, лучшие свои вещи — запечатлевает в рисунках и гравюрах безлюдный и израненный облик города.

В 1923 году Комитет популяризации художественных изданий выпустил набор рисунков «Петербург в двадцать первом году. Рисовал на камне М. Добужинский» в двухцветной издательской папке — последнее издание художника в России.

В 1924 году Добужинский эмигрировал в Литву , где принял участие в оформлении спектаклей в парижском театре «Летучая мышь». В 1935 году переехал в Великобританию, затем, в 1939 году, в США.

Добужинский известен не только как живописец и график, но и как невероятно талантливый и плодовитый театральный художник, литератор и, наконец, художник книги. В числе книг, которые он иллюстрировал в разные годы, — «Слово о полку Игореве»; «Дон Карлос» Ф. Шиллера; «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина; «Барышня-крестьянка», «Граф Нулин», «Скупой рыцарь» А. С.

 Пушкина; «Казначейша», «Поэмы» (издания 1941) М. Ю. Лермонтова; «Белые ночи» Ф. М. Достоевского; «Тупейный художник», «Левша» (30 иллюстраций) Н. С. Лескова; «Новый Плутарх» М. А. Кузмина; «Ночной трактир» И. А. Бунина; «Ночной принц» С. А. Ауслендера; «Примус» О. Э. Мандельштама; «Веселая азбука» Н. Павловой; «Три толстяка» Ю. Олеши; «Микель-Анджело Буонаротти» Г. Грима; «Свинопас» Г.

-Х. Андерсена и многие другие.

В наши дни профессор А. Сидоров метко определил его как «одного из лучших читателей среди художников Петербурга».

В Америке и Европе художник провел в общей сложности около 50 выставок. Работы Добужинского хранятся во многих музейных собраниях и частных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Бахметевском архиве (Колумбийский университет, Нью-Йорк).

Скончался Мстислав Добужинский 20 ноября 1957 года в Нью-Йорке. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

Источник: http://www.izbrannoe.com/news/iskusstvo/na-moikh-glazakh-gorod-umiral-smertyu-neobychaynoy-krasoty

Добужинский Мстислав Валерианович (1875 — 1957)

Мстислав Валерианович Добужинский — своеобразнейший мастер городского пейзажа, поэт Петербурга, блестящий театральный декоратор, строгий изощренный художник книги. Добужинский принадлежал к «Миру искусства».

Он считал, что современность бездуховна, уродлива, отравлена торгашеством и лишь художник-творец может вернуть миру утерянную гармонию, лишь он, наследник сокровищ человеческой культуры, должен сберечь красоту, утвердить в искусстве и жизни ее законы.

Отвращение к миру корысти, к миру, лишенному поэзии, заставляло мастеров «Мира искусства» искать мотивы и сюжеты для своих произведений или в прошлом, или в мире образов, навеянных произведениями литературы, воображением. Из всех них Добужинский один наблюдал и претворял явления современности, его художнический взгляд притягивало как раз то, что принес новый век.

Петербург стал главным героем большинства его лучших произведений.

Но это не был город величавых и стройных ансамблей, горделивых дворцов, прекрасных набережных, как у Бенуа, Лансере, а город глухих задворков, угрюмых окраин, подозрительных закоулков, как бы подбирающихся к прекрасно задуманному и совершенно изваянному «граду Петра», разъедающих, оскверняющих его. Лишь осколки старого Петербурга — города, соразмерного человеку, уютного, гармоничного, — фрагментами входят в картины Добужинского.

От пейзажей, изображающих конкретные уголки города, художник приходит в конце 1910-х годов к листам отвлеченно символическим: «Город- спрут», «Безмолвие», создает цикл «Городские сны».

Романтическая символика урбанистических видений Добужинского сродни поэзии его современников — Брюсова, Блока. Романтичен и изобразительный язык произведений Добужинского. Прирожденный график, он пользуется острой, иногда гротескной выразительностью линии, мастерски оттачивает деталь. В рисунках, особенно для книг, обращается к филигранному арабеску и изысканному силуэту.

Заветная страница в истории культуры для Добужинского был стиль и уклад России 30-х — 40-х годов 19-го века — России гоголевской поры.

Добужинский увлеченно работал над созданием декораций для спектаклей: «Месяц в деревне» И.Тургенева, «Николай Старыгин» по Достоевскому. Самое лиричное создание Добужинского — «Белые ночи».

Духовная жизнь героев Достоевского, да и само их существование в книге Добужинского, кажется порождением призрачно-хрупкого, щемяще-неверного мерцания ночного света, претворяющего чеканную оду дневного державного Петербурга в робкую напевную поэзию чистых душ.

Первые послереволюционные годы Добужинский плодотворно работает в области книжной иллюстрации, оформляет «Свинопас» Андерсона, «Тупейный художник» Лескова, «Скупой рыцарь» Пушкина.

В 1924 году Добужинский уезжает в Литву. Затем долгие годы живет в Европе, Америке. В 1943 году пишет декорации к балету на сюжет Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича и либретто к нему. Создает акварельные листы на тот же сюжет. Герой этих листов — город на Неве, навсегда вошедший в творчество художника.

Умер Добужинский в Нью-Йорке почти восьмидесяти лет.

Источник: http://cvetamira.ru/dobuzhinskiy-mstislav-valerianovich-1875-1957-0

Петербург в двадцать первом году. Рисовал на камне М. Добужинский

Вступительная статья С. Яремича. Пг.: Комитет популяризации художественных изданий, 1923. [10] с., [12] л. Ил.  Тираж 1000 экз. В шрифтовой двухцветной издательской папке. 45,4×33,8 см.

Из вступительной статьи:

«Есть ограниченные люди, которых шокирует, что на улицах нашего города пасутся козы и лошади, и мирно бродят, никем не тревожимые, птицы и, вообще, весь этот мир природы и прелесть деревенской тишины, докатившиеся до огромного города.

Но разве может оскорбить чей либо вкус, что на Форуме пасутся стада овец и коров, и дивные арки и колонны обвиты плющем.

как это увековечено на картинах н гравюрах Клод Лоррена, Пиранези, Гюбер Робера, Коро? Без случайного, без контрастов — нет искусства».

К теме Петербурга Мстислав Валерианович Добужинский обращался не раз: и в серии открыток с видами города (1903), и в рисунках для журнала «Сатирикон» (1908-1911), и в иллюстрациях к повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» (1922) и книге Н.П.

Анниферова «Петербург Достоевского» (1923), и в представленной здесь папке с автолитографиями.

Не случайно его называли «художником Петербурга, петербургской классики Томона, Растрелли, Трезини, Росси, Воронихина, Стасова, Захарова; Петербурга Пушкина, Гоголя, Достоевского, но тоже — промёрзшего Петербурга руин, голода и продовольственных “хвостов” периода “военного коммунизма”» — как никто другой он мог передать душу города, его внутреннее бытие. Истинный мастер-график, «поэт линии и ритма», Добужинский достиг в автолитографиях, рисующих облик послереволюционного Петрограда, «предельной высоты».

Из 12 листов наиболее удачными были признаны «Исаакий в метель», «Львиный мост», «Английская набережная в снегу» и «Набережная Пряжки», где «жуть опустевшего и замёрзшего гиганта-города передана очень экспрессивно».

Петроград, каким он был в один из самых трудных для него годов, изображён Добужинским правдиво, без преувеличений. «В отличие от Остроумовой-Лебедевой, запечатлевшей в своих гравюрах и литографиях преимущественно архитектурную красоту Петербурга, — писал Э.Ф.

Голлербах, — художник заглянул и в низины городской жизни, обнял своей любовью не только монументальное великолепие петербургского зодчества, но и жалкое убожество грязных окраин».

Печаталось издание в картографическом заведении «Глобус» (все литографированные листы) и в Государственной типографии им. Ивана Фёдорова (лист с оглавлением).

Часть тиража была выпущена на сине-серой бумаге, часть — на желтовато-серой, а несколько экземпляров — на белой. Помимо обычных экземпляров предусматривались именные и нумерованные — в их состав входили сюиты литографий: двойная (на белой и серой бумаге) и тройная (на белой, серой и голубой бумаге ручной отливки.

Издание заключено в наборную издательскую папку (она двух видов — красная и синяя). В 1924 году Добужинский принял литовское гражданство и навсегда уехал из Советской России. Жил он в Каунасе, Париже, Лондоне, а с 1939 года — в Нью-Йорке.

Но в книге его воспоминаний, написанной в эмиграции, лучшие страницы посвящены всё же Петербургу.

Добужинский, Мстислав Валерианович (1875-1957) — график, книжный график, иллюстратор, карикатурист, живописец, сценограф, монументалист; относится к художникам, творчество которых принадлежит как русской, так и мировой культуре. Литовец по отцу, русский по матери, он родился и жил в России, затем в Литве, Америке, многие годы провёл в Европе.

Крупнейшие театры мира хранят память об оформленных им спектаклях. Его произведения находятся во многих музеях и библиотеках Старого и Нового Света. Добужинский — живописец и график, невероятно талантливый и плодовитый театральный художник, мастер оформления интерьеров, литератор и, наконец, художник книги.

В числе книг, которые он иллюстрировал в разные годы, — «Слово о полку Игореве»; «Дон Карлос» Ф. Шиллера; «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина; «Барышня-крестьянка», «Граф Нулин», «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина; «Казначейша», «Поэмы» (издания 1941) М. Ю. Лермонтова; «Белые ночи» Ф. М. Достоевского; «Тупейный художник», «Левша» (30 иллюстраций) Н. С. Лескова; «Новый Плутарх» М. А.

Кузмина; «Ночной трактир» И. А. Бунина; «Ночной принц» С. А. Ауслендера; «Примус» О. Э. Мандельштама; «Веселая азбука» Н. Павловой; «Три толстяка» Ю. Олеши; «Микель-Анджело Буонаротти» Г. Грима; «Свинопас» Г.-Х. Андерсена и многие другие. Рисунки к «Весёлой азбуке», созданные художником летом 1924 года, отличают изобретательность, красочность и мягкий юмор.

Когда в 1925 году в Ленинграде она вышла, сам художник находился уже вне Советской России: в декабре 1924 года он выехал в Литву, откуда родом были его предки. Сын генерал-лейтенанта артиллерии и оперной певицы, Добужинский сочетал в своём творчестве врождённое благородство дворянина и потомственное изящество артиста.

Читайте также:  Описание картины аполлинария васнецова «расцвет кремля. всехсвятский мост и кремль в конце xvii века»

Родился в семье артиллерийского офицера, потомка обрусевшего старинного литовского рода. В 1884–1886 учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств, затем перевелся во второй класс 1-й петербургской гимназии. В 1887 отца перевели на службу в Кишинев, и мальчик жил там до 1889, до переезда семьи в Вильно.

После окончания Виленской гимназии в 1895 приехал в Петербург и поступил на юридический факультет Петербургского университета. В 1896 пробовал поступить в Академию Художеств, но его не приняли. Повторил попытку в 1901, но с тем же успехом.Одновременно в 1897 посещал Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, частную художественную школу Н. Д.

Дмитриева-Оренбургского, а потом и Л. Е. Дмитриева-Кавказского. К этому же году относится дебют начинающего художника в журналах: он опубликовал два рисунка в «Стрекозе» и «Шуте». В марте 1899 Добужинского исключили из университета за участие в политических студенческих волнениях, но через месяц восстановили. Летом Добужинский окончил университет с дипломом первой степени.

В том же году для получения профессионального художественного образования он отправился в Мюнхен, где занимался у А. Ашбе, а потом и у Ш. Холлоши. Вернувшись в Петербург в 1901, Добужинский изучал офорт и гравюру под началом В. В. Матэ. Провал экзаменов в Академию Художеств не помешал ему посещать академический класс профессора П. О. Ковалевского.

В 1902 Добужинский стал членом объединения «Мир искусства», а в 1903 в связи с его распадом — Союза Русских Художников. Регулярно начал участвовать в выставках этих обществ своими графическими рисунками и городскими живописными пейзажами. Только за 1904 он написал более двадцати работ, посвященных видам Петербурга, Вильно, Новгорода, Ростова-на-Дону и т. д.

— тех городов России, по которым неоднократно путешествовал. В 1905 Добужинский принял участие в организации журнала «Жупел», а после его запрета в 1906 — в организации журнала «Адская почта». Тогда же впервые проявил себя в качестве книжного иллюстратора, оформив повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель».

Продолжал писать серию городских пейзажей, которая обогатилась и лондонскими мотивами, когда в том же 1906 художник посетил Европу. Свои произведения он представил в Париже на Осеннем салоне и в Берлине на Сецессионе. Возвратившись в Москву, Добужинский начал свою преподавательскую деятельность. Он давал уроки в частной художественной школе Е. Н.

Званцевой (1906–1911), в художественном кружке при Петербургском университете (1907–1908), а с 1911 по 1917 — в организованной при его участии Новой художественной мастерской. В 1907 Добужинский познакомился с К. С. Станиславским, В. Э. Мейерхольдом, В. Ф. Комиссаржевской, Ф. Ф. Комиссаржевским и сделал свои первые работы как сценограф. Он сотрудничал с театром В. Ф.

Комиссаржевской, со Старинным театром, с МХТ. С 1908 Добужинский работал в журнале «Сатирикон», в этом же году Третьяковская галерея приобрела его работу «Человек в очках». В 1910 выполнил панно «Петр I в Голландии» для школы Петра Великого в Петербурге. В этом же году вступил в повторно собранный «Мир Искусства» и сделался его секретарем.

В 1911 вышли две Азбуки — «Мира искусства» и «Стивы и Доди» (сыновей художника) с иллюстрациями Добужинского. Художник много путешествовал по городам России и Европы, откуда привозил многочисленные рисунки и акварели. Расписывал интерьеры (имения П. И. Харитоненко Натальевка под Одессой; имения Е. П. Олив Качановка Харьковской губернии).

В Париже в 1914 оформлял балеты для Дягилевской антрепризы («Мидас» и «Бабочки»). Первая мировая война застала художника в Лондоне. Несколько раз Добужинский ездил на фронт в санитарных поездах: на Польский (1914), на Галицийский (февраль 1915), где выполнял натурные зарисовки, которые потом выставлял в Петербурге. В 1916 художник был призван в армию.

Его зачислили в Главное управление Красного Креста. Обучавшийся тайнам ремесла в школах Мюнхена, Венеции, Парижа и Петербурга, он стал художником-космополитом, усвоив уроки, преподанные ему знаменитыми европейскими и русскими мастерами.

Принятый в крут «Мира искусства», Добужинский участвовал во многих мирискуснических выставках, публиковал свои раооты в журналах «Золотое Руно» и «Аполлон», оформлял драматические спектакли в театрах обеих столиц и балеты для труппы С.П. Дягилева. Очень рано Добужинский проявил себя как блестящий и плодовитый художник книги, исполнив иллюстрации к произведениям Н.М.

Карамзина, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, Н.С. Лескова, А.А. Блока. М.А. Кузмина, а также обложки, фронтисписы, виньетки, заставки, марки и концовки ко многим поэтическим сборникам. Над «Весёлой азбукой» Мстислав Валерианович работал летом и осенью 1924 года, уже имея разрешение на отъезд в Литву. Одновременно он оформлял ещё две детские книжки: «Примус» О.Э. Мандельштама и «Бармалея» К.И. Чуковского. Построение «Весёлой азбуки» не отличается оригинальностью: каждой букве алфавита отведена страничка, на которой размещены четверостишие и иллюстрирующий его рисунок. Например, букву «Т» раскрывает слово «трус» и соответствующие ему четыре поэтические строчки:

Ну и трус же этот Ваня,

Побежал скорее к маме.

У цыплёнка грозный вид,

Он за Ванею бежит.

Автор текстов в книге не назван, а в различных трудах, посвящённых творчеству М.В. Добужинского, на это имеются противоречивые указания. Так, в альбоме «Мстислав Добужинский. Живопись, графика, театр» (Составитель А.П. Гусарова. Москва, 1982) упоминается «Весёлая азбука» Павловского, а в откомментированном издании писем художника называется имя неизвестной детской поэтессы Н.

Павловой (Добужинский М.В. Письма. Санкт-Петербург, 2001. с.21).

Рискнём предположить, что речь может идти о Надежде Александровне Павлович (1895-1980), которая как раз в 1925-1930 годах опубликовала серию книг для детей («Капризник Тики», «Паровоз-гуляка», «Весёлая пчёлка»), часть из которых увидела свет в том же ленинградском издательстве «Брокгауз и Ефрон», что и «Весёлая азбука».

Впрочем, главное достоинство этой книги не в текстах, а в оформлении: красочном, изящном, остроумном.  Мстислав Добужинский часто посвящал свои работы знакомым детям, а «Азбуку Стивы и Доди» 1911 года посвятил сыновьям Ростиславу и Всеволоду.

В «Весёлой азбуке» посвящение особое – это автошарж художника, восседающего на весёлом слоне, который держит в хоботе листок с надписью: «Посвящаю мои рисунки Валерику» (Валериан Добужинский – племянник художника, усыновлённый им в начале 1920-х годов). Те же персонажи, уже как старые знакомые, встречают нас и на страницах азбуки с буквами «Д» (Добрый слон) и «Ж» (Живописец).

Буквы здесь одновременно и герои книги, и элементы книжного декора.

«Пляшущие» буквы обрамляют рисованный титульный лист и страницы, на которых поселились Акробат, Бабочка, Водолаз, Градусник, іжик в Ермолке, Злая птичка, Изобретатель, Конькобежец, Лошадка, Маска, Наводнение, Обжора, Пушка, Разбойник, Страус в страхе, Трус, Удочка, Фонарь, Храбрый комар, Цель, Чай, Шуба, Щенок, пЫлЬ, Этна, Юбка, Язык.

Упразднённые реформой алфавита 1917 года буквы «ять», «и» десятеричное, «фита» заняли почётное место под стеклянным музейным колпаком на виньетке в конце книги.Хорошо известно, что век детских изданий недолог, и чем лучше книга сделана, тем меньше у неё шансов уцелеть в руках малолетних читателей.

Несмотря на весьма солидный восьмитысячный тираж, «Весёлая азбука» с рисунками Добужинского до наших дней дошла в единичных экземплярах. С началом революционной эпохи Добужинский развернул бурную общественную деятельность.

В марте 1917 служил в Комиссии по делам искусств при Совете рабочих и солдатских депутатов, стал членом Совета Государственных трудовых мастерских декоративного искусства и профессором в них, после чего в 1919 профессорствовал в Институте истории искусств и на кафедре декоративного искусства при Институте фотографии и фототехники.

В апреле 1918 при участии Добужинского был создан Театр Трагедии в Петербурге, где он заведовал художественной частью и оформил несколько спектаклей. Также занимался оформлением города к первой годовщине Октября. В ноябре 1918 по заданию отдела изобразительного искусства Северно-западного округа отправился в Витебск организовывать художественно-практический институт.

Прожил в Витебске чуть больше года, участвовал в создании Витебского художественного музея, после чего вернулся в Петроград, где осенью 1919 открыл собственную художественную студию. До 1922 работал в созданном при его участии Петроградском Доме искусств (вместе с М. Горьким), преподавал в разных школах, в том числе и в Академии Художеств.

Исполнил декорации для Большого Драматического театра. В 1922 написал серию литографий «Петербург в 1921 году». В 1923 Добужинский отправился в заграничную командировку. Начались его поездки по европейским городам, сотрудничество с Дрезденской оперой, где в 1924 он оформил оперу П. И. Чайковского «Евгений Онегин».

В том же году художник получил литовское гражданство, а в 1926 переехал в Париж, где жил до 1929, когда вернулся в Литву. В парижский период он преподавал в Школе декоративного искусства (1926–1928), в частной Художественной академии Т. Л. Толстой-Сухотиной (1928), сотрудничал с театром-кабаре «Летучая мышь» Н. Ф. Балиева.

Провел в Амстердаме персональную выставку и участвовал в организации выставки «Мира искусства» в Париже. С 1925 Добужинский в качестве художника-оформителя работал для ЛГТ и других европейских театров. В разные годы в ЛГТ он оформил: оперу П. И. Чайковского «Пиковая дама» (1925), оперу М. П. Мусоргского «Борис Годунов», оперу Р. Вагнера «Тангейзер» (1930), балет А. К.

Глазунова «Раймонда», оперу А. П. Бородина «Князь Игорь» (1934), оперу Ю. Карнавичуса «Радзивилл Перкунас» (1936), балет Н. Н. Черепнина «Тайна пирамиды» (1938) и многие другие. В 1931 Добужинский был назначен главным художником ЛГТ, за год выполнял костюмы и декорации от четырех до семи постановок и гастролировал со спектаклями по всему миру.

Мастер также оформлял разнообразные постановки в амстердамском Рикка Хопер театре, в брюссельских театрах Де ла Моннэ и Дю Парк, в дюссельдорфском театре, в Рижской опере, в Чехословацком национальном театре и т. д. С 1928 Добужинский сотрудничал с кинематографом, оформил фильм «Плодородие» по роману Э. Золя «Земля» для парижской фирмы «Сентраль Синема».

В 1937 жил в Париже в связи с работой в кино. В 1938 Добужинский получил предложение от М. А. Чехова принять участие в постановке «Одержимых» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы». С этого времени начался американский период в творчестве мастера, его сотрудничество с Театром-студией Чехова, с которым он в 1939 уехал в США для продолжения работы над «Одержимыми».

В январе 1940 он успешно сдал экзамены на театрального художника и декоратора-исполнителя и сделался членом соответствующих союзов художников в Америке. К этому времени относится исполнение нескольких его сюрреалистических композиций (таких, как «Ундина» и «Четыре ветра») и оформление спектаклей в Метрополитен Опера (Дж.

Верди «Бал-Маскарад», 1940), Америкэн балет Караван («Императорский балет» на музыку Чайковского, 1941), театре «Американский балет» («Русский солдат» на музыку С. С. Прокофьева, 1942) и т. д. В 1943 Добужинский создал серию пейзажей, посвященных блокадному Ленинграду. В 1945 написал сценарий и исполнил эскизы декораций балета «Ленинградская симфония» на музыку Д. Д.

Шостаковича (не осуществлена). После Второй мировой войны одно время жил во Франции, писал книгу своих воспоминаний. Потом переселился в Нью-Йорк, где оформил оперы С. С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» в Центральной городской опере Нью-Йорка и М. П. Мусоргского «Хованщина» в Метрополитен Опера. В последние годы жизни жил преимущественно в Европе: в Париже, Лондоне, Риме. Сотрудничал с итальянскими театрами: в миланском театре Ла Скала оформил балет «Мадемуазель Анго» (1953); в неаполитанском театре Сан Карло — оперу Чайковского «Евгений Онегин» (1954). В Лондоне оформил балет Л. Делиба «Коппелия» в театре Мари Рамбер. Осенью 1957 отплыл в США в связи с необходимостью обменять паспорт. В ноябре того же года Добужинский скончался в доме своего младшего сына в Нью-Йорке. В Америке и Европе художник провел в общей сложности около 50 выставок: в Париже (1926, 1929), Амстердаме (1928), Брюсселе (1928, 1931), Копенгагене (1929), Каунасе (1925, 1930, 1931, 1932, 1937, 1939), Риге (1925, 1930, 1937), Лондоне (1935, 1936, 1955, 1957), Монреале (1943, 1944) и Нью-Йорке (1941, 1945, 1946, 1950, 1951). Посмертные выставки состоялись в Лондоне (1959), Ленинграде (1965), Сполетто (1971), Вильнюсе (1963, 1975), Москве (1975), Нью-Йорке (1979). Работы Добужинского хранятся во многих музейных собраниях и частных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Бахметевском архиве (Колумбийский университет, Нью-Йорк).

Читайте также:  Описание картины ивана куликова «старик за чтением» (портрет старообрядца)

Источник: http://www.raruss.ru/excellent/2700-dobuzjinsky-petersbourg/

Добужинский М.В

Добужинский  Мстислав Валерианович

(1875 – 1957)

Русский художник. Мастер городского пейзажа, иллюстратор, театральный художник. Родился 2 августа 1875 года в Новгороде. Участник художественного объединения «Мир искусства». Творчество Добужинского широко известно во многих странах мира, его работы хранятся в музеях России, Англии, Франции, США, Аргентины и др. стран. М. В. Добужинский умер 20 ноября 1957 года в Нью-Йорке.

В начале творческого пути (1902—1905) испытывал влияние известнейших художников Серебряного века — А. Н. Бенуа и К. А. Сомова. По стилю Добужинский был близок к символистам.

Работал в области станковой и книжной графики (оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»), подобно другим членам «Мира Искусства» писал исторические картины («Пётр Великий в Голландии»). Оформлял театральные спектакли Московского художественного театра («Месяц в деревне»И. С. Тургенева,1909; «Николай Ставрогин» по Ф. М. Достоевскому, 1913), антрепризы С. П. Дягилеваи др.

Добужинский много работал в жанре книжной графики, став автором иллюстраций к рассказу «Ночной принц» С. А. Ауслендера (1909), «Барышне-крестьянке» и другим  произведениям  А. С. Пушкина, «Свинопасу» Андерсена (1922), «Белым ночам» Достоевского (1923), «Трём толстякам» Ю. Олеши (1928) и многим другим произведениям.

Он устраивает также персональные выставки, читает лекции, дает интервью для эмигрантской печати. В 1925 году устраиваются выставки в Прибалтике, в том числе в сентябре-октябре 1925 года состоялась выставка Добужинского в Ревеле. (Добужинский М. В. Письма. — Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2001)

В 1892 году бывал в Силламяэ в гостях на даче дяди Федора  — брата отца Мстислава Валериановича Добужинского – Федора Петровича  Добужинского, юриста, судебного следователя по особо важным делам. [Воспоминания / М. В. Добужинский. — Москва : Наука, 1987. –с. 36]

Письма М.Добужинского и М. Добужинскому, в которых упоминается о его пребывании в Силламяэ и в Эстонии  читать здесь >>>

Читать о М.В.Добужинском больше:

СПРАВКА: 

Добужинский Валериан Петрович 1842-1921.

Генерал-лейтенант артиллерии. Жена Софийская (Борецкая) Елизавета Тимофеевна (1848-1919, дочь новгородского священника, профессиональная оперная певица). Дети: Мстислав, Игорь, Олег, Ольга-Рогнеда, Татьяна.

Добужинский Мстислав Валерианович 1875-1957.График и театральный художник. С 1924 в эмиграции. Жена  Добужинская (Волькенштейн) Елизавета Осиповна (1876-1965). Дети: Вера, Ростислав, Всеволод, Валериан

Добужинский Всеволод Мстиславович 1905-1998. 

Художник, график. Сын Елизаветы Осиповны [Волькенштейн] и Мстислава Валериановича Добужинских, брат Ростислава Мстиславовича Добужинского. В 1924 эмигрировал в Литву, затем уехал в Германию. Учился в Академии художеств в Берлине, специализировался по промышленно-прикладному искусству.

В Париже помогал отцу в работе над декорациями. В 1930-е жил в Литве, в 1939 переехал в Нью-Йорк. Работал художником в промышленных фирмах. Учредил вместе с братом Международное общество друзей искусства М.В. Добужинского. Подготовил с братом и Е.Е. Климовым к изданию «Воспоминания» М.В.

Добужинского (Нью-Йорк, 1976, том I).

Добужинский Ростислав Мстиславович 1903-2000.

Театральный удожник, график. Старший сын ын Елизаветы Осиповны [Волькенштейн] и Мстислава Валериановича Добужинских, брат Ростислава Мстиславовича Добужинского.

В 1998 Ростислав Мстиславович передал в дар Литовской национальной библиотеке в Вильнюсе значительную часть семейного архива; был награжден правительством Литвы Орденом великого князя литовского Гядиминаса 4-й степени.

 Скончался Ростислав Мстиславович 23 июня 2000 года. Похоронен на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

  1. Воспоминания / М. В. Добужинский ; [Академия наук СССР] . — Москва : Наука, 1987. — 477 lk., 36 l. ill. (Литературные памятники) : [краеведение Силламяэ. С. 104, 105]
  2. Короткая книга о Константине Сомове / Ельшевская, Галина Вадимовна. — Москва : Новое литературное обозрение, 2003. — 176 с. : ил. (Очерки визуальности) : [краеведение: Силламяэ. С. 27, 148]
  3. Мстислав Добужинский / автор текста Алла Гусарова. — Москва : Белый город, 2001. — 48 с. : репрод. (Мастера живописи)
  4. Мстислав Валерианович Добужинский : 1875-1957 / Геннадий Иванович Чугунов; редакторы: В.М Домитеева; М.Б Джигарханян. — Ленинград : Художник РСФСР, 1988. — 112 с. : ил., 1 л. портр. (Массовая библиотечка по искусству)
  5. На Парнасе Серебряного века / Сергей Константинович Маковский; послесловие К. Померанцева. — Москва : Наш дом — L'Age d'Homme : Екатеринбург : У-Фактория, 2000. — 400 с., 14 л. ил.
  6. Литва, Латвия и Эстония в творческой биографии Мстислава Добужинского / И. Корсакайте // Искусство Прибалтики : статьи и исследования / [редколлегия: И. Соломыкова… и др.] — Таллин : Кунст, 1981. — с. 167 — 178.
  7. Силламяэ и его дачники / Меймре, Аурика // Топография культуры : деятели русской культуры — дачники в Эстониидеятели русской культуры — дачники в Эстонии /  Меймре, Аурика. — Москва : Флинта : Наука, 2011. 256 с. : ил
  8. Художественное объединение «Мир искусства» / главный редактор А Барагамян; автор текста Е Гришина. — Москва : Директ-Медиа : Комсомольская правда, 2011. — 48 с. : ил. (Великие художники. Том 92 : Художественное объединение «Мир искусства»)

Perioodika artiklid / Статьи из периодики

Источник: http://kodulugu.slib.ee/ru/izvestnye-lyudi-v-sillamyae/item/dobuzhinskij-v-m

Добужинский Мстислав Валерианович. Открытки «Общины св. Евгении»

Открытки с рисунками М.В. Добужинского издания «Общины святой Евгении» из коллекции Э.Б. Файнштейна

В конце ХIХ — начало XXвека многие известные русские художники исполняли рисунки специально для открыток. Местонахождение оригиналов этих рисунков во многих случаях неизвестно, поиски их не дали значительных результатов, и открытки под­час являются их единственными воспроизведениями.

Таковы многие открытки, изданные по рисункам М. В. Добужинского одним из первых русских изда­тельств — «Общиной сестер милосердия Красного Кре­ста» (так называемой «Общиной св. Евгении»). Пред­лагаемый вниманию коллекционеров и любителей изобразительного искусства комплект состоит из вос­произведений открыток, изданных «Общиной» в начале XX века.

История «Общины св. Евгении» весьма примечательна. Возникновение ее первоначально обязано слу­чайной встрече. Художник Гавриил Павлович Кондра­тенко был на этюдах в Крыму. В Севастополе ему повстречалась нищенка, оказавшаяся бывшей сестрой милосердия в русско-турецкой войне 1877—1878 годов.

По ее словам, многих других сестер милосердия по­стигла подобная участь. По возвращении в Петербург художник рассказал о взволновавшей его встрече в общественных кругах. Тогда и было решено создать «Попечительный комитет о сестрах Красного Креста». Организованный в 1882 году, он впоследствии был переименован, в «Общину св.

Евгении». Вначале «Об­щина» существовала на частные пожертвования, а затем, в 1896 году, в поисках средств обратилась к издательской деятельности, и в частности к изданию художественных открыток.

За время своего существо­вания ею было выпущено около 6,5 тысячи наимено­ваний различных открыток, в том числе пятьдесят семь открыток с произведений Добужинского.

Мстислав Валерианович Добужинский родился 2(14) августа 1875 года в Новгороде. С 1885 по 1887 год он учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств, а затем в Мюнхене, в студии Л. Ажбе (1899—1901) и у Ш. Холлоши, позже занимался ис­кусством офорта у известного русского гравера М. М. Матэ.

В 1905 году Добужинский сотрудничал в сатирических журналах «Жупел» и «Адская почта». Широкую известность приобрел его рисунок «Октябрьская идил­лия», исполненный для журнала «Жупел», содержащий гневный протест художника против кровавого царско­го режима.

С 1907 года Добужинский работал над эскизами декораций в «Старинном театре» Н. Н. Евреинова и в Театре В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге, затем оформил двенадцать постановок во МХАТе.

В 1914 году художник принял деятельное участие в организован­ных С. П. Дягилевым знаменитых «Русских сезонах за границей».

Большой общественной и творческой работой ознаменовал Добужинский приход Великой Октябрьской социалистической революции.

В 1924 году он с разрешения Советской власти как литовец выехал в Литву, где преподавал и работал в театре. Впоследствии Добужинский жил в Англии и Америке. (Умер в Нью-Йорке 20 ноября 1957 года.

Многогранное дарование художника позволило ему работать в станковой живописи в жанре портрета и пейзажа, в книжной графике, в театрально-декорационной живописи. Добужинский был одним из организаторов и активным участником творческого объединения «Мир искусства».

Наряду с талантливо исполненными архитектурными пейзажами Петербурга, Вильны (ныне Вильнюса), Гатчины, Царского Села (ныне город Пушкин) художник выполнил замечательные иллюстрации к «Белым ночам» Ф.М. Достоевского, «Свинопасу» X.К. Андерсена и другим литературным произведениям.

Театральное творчество Добужинского особенно ярко проявилось во МХАТе. «Любители театрального искусства высоко оцепили проникновенные декорации к «Месяцу в деревне» (в постановке К. С. Станислав­ского). Великолепно были выполнены художником декорации к операм С. С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир».

Открытки «Общины св. Евгении», отпечатанные с рисунков М. В. Добужинского, посвященные Петербур­гу, обратили на себя внимание сразу же после своего появления. Это были ранние произведения художника, созданные под влиянием «югендстиля», с характер­ным для него декоративно-плоскостным решением пространства.

«Первый Петербург» художника еще не воплотил в себе творческой мощи иллюстратора «Бе­лых ночей» Ф. М.

Достоевского, но и в этих поэтиче­ских акварелях тонко передано неповторимое очарование как бы застывшего в своем величии Петербур­га, его дворцов, мостов, каналов, с чуть подернутой рябью водой, с отражающимися в ней неверными, трепетными бликами фонарей.

В этих работах воплотилась гордость неповторимыми красотами Северной Пальмиры — города Пушкина, Растрелли и Захарова, Росси и Воронихина, 200-летие которого широко отмечалось общественностью. Близкие сердцу каждого русского человека памятные пушкинские места также получили яркое отражение в произведениях этих лет.

На многих своих произведениях Добужинский не ставил авторскую дату. Однако годы издания некото­рых работ были определены искусствоведами в моно­графических исследованиях. Некоторые же даты приходится указывать ориентировочно, анализируя издательские номера воспроизведения.

Так, например, даты создания акварелей «Петербург. Фонтанка. Летний дворец Петра I» и «Петербург. В ротах Измайловского полка» (соответственно № 1861 и 1850 по каталогу «Общины св.

Евгении» на 1 января 1915 года) можно отнести к 1905 году.

Ряд городских пейзажей, как, например, «Улица в Вильне» и «Старая усадьба на Мостовой улице», по анализу издательских номеров и сопоставлению с другими пейзажами, посвященными Вильне, можно отнести к 1910 году.

К сожалению, местонахождение многих произведении Добужинского не установлено. Известно лишь, что на складах «Общины» в Москве, в Б. Златоустинском переулке, и в Петербурге, на Морской, распродавалось много работ известных русских художников, в том числе рисунков Добужинского (по цене от 3 до 250 рублей за каждый).

В объявлении «Общины» в марте-апреле 1905 года приводятся списки оригинальных произведений, пред­назначенных для продажи.

Сто сорок пять рисунков в петербургском складе, сорок шесть — в Москве! То есть до двухсот оригиналов, исполненных специально для открыток сорока восемью русскими художниками.

Из оригинальных рисунков Добужинского в объявлении указываются три: «Царское Село», «Петербург. Мойка. У нового Адмиралтейства» и «Петербург. Троицкий мост».

Но дальнейшая судьба и этих акварелей неизвест­на. Очевидно, многие из них попали в частные собра­ния.

Учитывая интересы коллекционеров-филокартистов, издательство на обороте открыток, входящих в данное издание, указывает соответствующие номера из каталога «Общины св. Евгении».

Э. Файнштейн

Открытка №3553. Петербург. Измайловский полк. 1909Открытка №1861. Петербург, Фонтанка. 1905 (?)Открытка №475. Петербург. Мойка у Нового Адмиралтейства. 1903 г.Открытка №474. Петербург. Троицкий мост. 1903 г.Открытка №2005. Царское село. Китайский театр. 1903.Открытка №1850. Петербург. В ротах Измайловского полка. 1905.Открытка №898. Царское село. Своды Висячего сада. 1903.Открытка №897. Царское село. Ворота Камероновой галереи. 1903.Открытка №470. Петербург. Александровский театр. 1902 г.Открытка №472. Петербург. Банковский мост. 1902.Открытка №473. Петербург. Чернышов мост. 1902.Открытка №2020. Гатчина. Приорат. 1905.Открытка №471. Петербург. Фонтанка. Летний дворец Петра I. 1902.Открытка № 5115. Улица в Вильне. 1910.Открытка №5248. Вильна. Старая усадьба на Мостовой улице. 1910.
Другие произведения М.В. Добужинского можно посмотреть тут:

Источник: https://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2007/10/blog-post_18.html

Ссылка на основную публикацию