Описание картины николая рериха «армагеддон»

Доклад Л.В.Шапошниковой

Пакт Рериха был важнейшим эволюционным действием, которое соединяло в себе метаисторический и исторический процессы, направленные на сохранение и укрепление культуры нашей планеты.

Надо отметить, что идея подобного пакта была предложена Н.К.Рерихом еще до Первой мировой войны. Необходимость такого пакта Николай Константинович интуитивно ощущал еще до того, как он стал его планетарной миссией.

В начале 30-х годов прошлого века за несколько лет до Второй мировой войны возникло движение, которое увенчалось Пактом, получившим название Пакт Рериха. Это был юридический документ, целью которого было защитить культурное наследие планеты и в мирное время, и во время войны.

Пакт был поддержан рядом государств Америки и президентом США Франклином Рузвельтом. К сожалению, Пакт не был подписан Советским Союзом. Собственно, на этом можно было бы остановиться, проведя юридический анализ этого Пакта, его антивоенную направленность и его историю.

Однако сам Пакт Рериха был глубже и интересней по своему смыслу, нежели просто документ в защиту культурного наследия. Пакт Рериха был связан с тремя моментами, проникновение в суть которых открывает еще один смысл Пакта, не менее важный, а может быть, и самый важный.

Эти три момента были следующими: письма Елены Ивановны Рерих Франклину Рузвельту, пророческая серия картин Николая Константиновича и Знамя Мира, символ этого Пакта, имевший глубокий эволюционный смысл.

Нам известно, что в эти же годы (1935-1936) Елена Ивановна написала президенту США ряд уникальных писем. В них был дан блестящий анализ международной обстановки. Елена Ивановна обращала особое внимание на Россию и доказывала необходимость союза США и России в сложившейся ситуации.

Трудно сказать, как Рузвельт отнесся к этим письмам, ответа на них в нашем архиве нет. Возможно, они находятся где-то в другом месте и когда-нибудь мы об этом узнаем. Можно предположить, что эти письма в какой-то степени повлияли на заключение США союза с Россией уже во время войны.

Почти в то же время Н.К.Рерих начинает писать свою пророческую довоенную серию. В 1931 году он пишет «Цветы Тимура».

Мы видим горный пейзаж, башню, на которой горит сигнальный огонь, предупреждающий о военной опасности, и всадника в военных доспехах, седлающего коня. Все ясно на этой картине.

И хотя она относится к совсем другому времени, тем не менее, она символически напоминает нашим современникам о грозящей опасности.

Картина, следующая за ней, «Армагеддон», была написана Рерихом в 1936 г. и изображенное на ней прямо свидетельствует о грядущих событиях. Горящий старинный город и уходящие из него люди. Все то, что потом произойдет в Европе, будет выглядеть так же: разбомбленные горящие города и вереницы беженцев, уходящих в никуда.

Это были картины-предупреждения. Но на них никто не обратил внимания. Надвигалась мировая война, но в это не верили, и все спокойно занимались своими делами. И неожиданно в серии появляется русский былинный богатырь «Святогор» (1938). Какой подвиг предстоит ему совершить, было еще не ясно.

Но со «Святогором» в пророческую серию вошла Россия рядом символических картин. «Армагеддон» (1940). Пламя и дым застилали жилища, в небе отражались сполохи багряного огня. России также грозил Армагеддон, но еще более худший, чем первый.

Если «Святогор» был как бы настроен на подвиг, то «Армагеддон» являлся прямым указанием на войну, в которую неизбежно будет втянута Россия. Не надеясь особо на понимание своих предупреждений, Рерих создает ряд картин о грозящей России войне. «Вестник от Гималаев» (1940) указывал на место, откуда шли предупреждения.

По горному озеру, покрытому утренним туманом, на утлом челне плывет человек. Его лицо неразличимо, его одежда проста, и не надежен челн.

Вслед за этой картиной следует «Богатыри проснулись» (1940). Картина, как и ряд других в этой серии, носила символический характер. В огромной тайной пещере просыпаются русские богатыри в боевых шлемах и кольчугах.

Именно они, по замыслу художника, примут первый удар. Но с Родины шли неутешительные известия. Там не верили в роковое нападение.

И Рерих пишет «Весть Тирону» (1940), положив в ее основу легенду о Тироне, который не поверил вести о грозящем ему убийстве и поэтому погибает.

Картину «Слепой» Рерих написал в начале 1941 года. По улице старинного города мечется человек, который не понимает, что происходит и куда ему бежать. И в этом своем метании он все ближе и ближе оказывается у горящих домов, из которых вырывается пламя и несутся горящие искры.

И, наконец, уникальная картина «Гесэр-хан» (1941), подавляющая своей трагической красотой. Во все небо красные полыхающие краски. И неизвестно, отражение ли это многочисленных пожаров или кровавый закат. На этом страшном фоне маленькая стремительная фигурка всадника, натянувшего лук, из которого вот-вот вылетит стрела, чтобы сообщить людям о неизбежности надвигающейся страшной беды.

И беда пришла на Родину 22 июня 1941 года. Те, которые были ответственны за свою страну, не вняли никаким предупреждениям.Предупреждения, которые шли от Гималаев, были не единственные. Там не верили ни официальным сообщениям, ни донесениям внешней разведки. На полях России началась тяжелая изнурительная война.

1942 год был самым трагическим и в какой-то мере казался безнадежным. И в этот роковой год, когда вражеская армия захватила огромную территорию СССР, Николай Константинович пишет две картины, которые завершают пророческую серию об Отечественной войне 1941-1945 гг. Но тогда до 1945 года было еще далеко. Одна картина была посвящена Александру Невскому.

Русский полководец едет на коне по окровавленному льду после победного Ледового побоища, печально опустив голову. Вокруг лежат убитые русские воины, и он ощущает великое горе за ту страшную цену, которую пришлось заплатить за победу. И эта пророческая картина о цене победы России в Отечественной войне была вполне реальной.

Но тогда, в тяжелом 1942 году, трудно было поверить в победу.

И в том же 1942 году он создал полотно, которое назвал одним всевмещающим словом «Победа». На фоне горного пейзажа русский богатырь мечом уничтожает дракона зла и войны. Эти точные пророческие картины свидетельствуют не только о способностях художника Рериха, но и еще о многом, что окружало его и связывало с процессом космической эволюции.

Эта эволюция была отражена и на символе Знамени Мира, которое было отличительным знаком Пакта Рериха. Символ этот является многосложным. Сам Рерих трактовал его следующим образом: прошлое, настоящее и будущее в едином круге вечности. Три круга времени, охваченные большим кругом вечности. Можно сказать, что это символ Времени.

Известно, что время нашего плотного мира значительно отличается от времени мира высшего состояния материи.

Если в нашем мире время дифференцировано на прошлое, настоящее и будущее, то в мире высокого состояния материи эта дифференциация отсутствует, а прошлое, настоящее и будущее составляет единое целое явление, выраженное на символе Знамени Мира неразрывным кругом вечности.

Таким образом, сочетание дифференцированного времени плотной материи и цельного времени высокого состояния материи представляет собой путь космической эволюции – от дифференцированного времени материи низшего состояния к цельному времени вечности материи высшего состояния.

И в связи с этим мы читаем в этом символе, который нам кажется очень простым, важнейший космический закон – Высшее в космической эволюции ведет за собой низшее. Иначе говоря, без водительства высшей материи низшая не способна к космической эволюции.

Тут же мы можем прочесть и второй не менее важный космический закон: каждое земное явление имеет две стороны – земную и небесную, или космическую, которая связана с высшей материей. Проблема в этом случае состоит в том, видим ли мы эту вторую сторону, ощущаем ли ее и умеем ли мы пользоваться в своем познании реальностью этой стороны. История человечества дает нам далеко не обнадеживающие примеры в этом отношении.

Все три момента, связанные с Великой войной середины XX века и с космической эволюцией, имеют один и тот же источник, без осмысления которого мы можем превратить Пакт Рериха в один из многих обычных международных документов.

Этот источник делает все творчество Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, и особенно их деятельность по Пакту, метаисторическим.

Николай Константинович определил метаисторический процесс на планете Земля как «история помимо историков».

Метаисторический процесс есть слабо изученная или совсем не изученная часть земного исторического процесса, представляющая собой его важнейшую духовную сторону, которая связывает данный процесс с высшей космической материей.

Именно через метаисторический процесс реализуется космический закон: Высшее в эволюции ведет за собой низшее. Для такого водительства должны быть четкие духовные и материальные условия.

Нам известно, что на Земле, начиная с глубокой древности, находится группа Учителей, стоящих на лестнице космической эволюции много выше нас. Их метаисторическое творчество формирует земной метаисторический процесс.

Пакт Рериха является одним из важнейших моментов этого метаисторического процесса. Именно через этот Пакт шла реальная связь земного исторического процесса с космической эволюцией.

Учителя проводят свои идеи через Вестников, воплощенных на Земле со своей особой миссией. В данном случае мы имеем дело с Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем Рерихами. Многим теперь известно, что именно через Рерихов одним из Учителей была передана философия Космической Реальности, или Живая Этика.

В этой философии представлены знания о мироздании, о космической эволюции, о новом космическом мышлении и новой системе познания. Живая Этика представляет собой не только метаисторический источник, но и фундамент космического мышления, который работает в пространстве культуры.

Согласно Живой Этике энергетическое пространство культуры является основой космической эволюции человечества.

Известно, что философия Космической Реальности давалась Елене Ивановне Рерих параллельно с работой Николая Константиновича над Пактом.

Пакт охраны памятников культуры и истории и их учреждений был результатом сотрудничества его авторов с Учителем и полностью основывался на метаисторических идеях философии Космической Реальности.

Именно в Пакте Рериха содержалась творческая возможность продвижения человечества по ступеням космической эволюции.

Читайте также:  Описание картины юрия ракши «проводы ополчения»

Но почему именно памятники и их охрана, в самом широком смысле этого слова, были выдвинуты в Пакте как главная задача? Какое отношение имеют они к метаистории и космической эволюции? Отвечу – самое прямое. Памятники культуры есть энергетика самой культуры.

Известно, что энергетика без материи не существует. Ее нет в свободном состоянии. И без энергетики не существует движения, нет определенных явлений и процессов и в Космосе, и на Земле. Чем выше состояние материи, тем выше ее энергетика.

Огромные ее запасы находятся в памятниках истинного искусства.

«Силы тьмы отлично понимают, – читаем мы в последней книге Живой Этики, – сколько мощных эманаций излучают предметы искусства. Среди натисков тьмы такие эманации могут быть лучшим оружием. Силы тьмы стремятся или уничтожить предметы искусства, или, по крайней мере, отвратить от них внимание человечества.

Нужно помнить, что отвергнутое, лишенное внимания произведение не может излучать свою благотворную энергию. Не будет живой связи между холодным зрителем или слушателем и замкнутым творением. Смысл претворения мысли в произведение очень глубок, иначе говоря, он является притягательным магнитом и собирает энергию.

Так каждое произведение живет и способствует обмену и накоплению энергии.

Среди Армагеддона вы можете убедиться, насколько оказывают воздействия произведения искусства. Целая эпоха заключается в таком беспокойстве о драгоценных произведениях. Наши хранилища наполнены многими предметами, которые люди считают утраченными. Может быть, некоторые из них будут возвращены народам, которые не сумели охранить их.

Немало Мы спасали произведений искусства. Мы видели, как изощрялись темные, чтобы затруднить такие целебные условия. Но Мы знаем из самых Высших сфер, когда нужно помочь человечеству.

В тонком мире уже давно известно это предначертание. Мы не скрываем о мерах спешных, ибо происходящий Армагеддон имеет задачею разложить все энергии человечества. Так надеются темные, но Мы знаем, что противопоставить им.

Так замечайте, куда направляется наша забота»[1].

Этот уникальный фрагмент дает нам достаточно ясное представление об энергетике самых разных произведений искусства, которая является основой космической эволюции.

Поэтому задача сохранения этой энергетики от разрушения и уничтожения является важнейшим моментом в формировании метаисторического процесса, в пространстве которого и реализуется космический закон «Высшее ведет за собой низшее в эволюции».

Именно энергетика искусства и архитектуры является необходимым звеном, через которое осуществляется влияние Высшего на нашу эволюцию. Она же является проводником образов архитектуры из мира высокого состояния материи в плотный мир.

Архитектурные памятники, дошедшие до нашего времени, обладающие энергетикой и красотой, являются в свою очередь связью с космической материей высшего состояния. Если такое архитектурное произведение разрушить, то энергетике нашей эволюции будет нанесен значительный урон, который сразу отзовется и на энергетике культурного поля.

И чем больше уничтожается произведений истинного искусства и архитектуры, тем слабее становится пространство культуры, куда темные немедленно запускают свои подделки и различного рода китчи. Космической задачей Пакта Рериха, созданного в сотрудничестве с Высшим, является защита эволюционной энергетики планеты Земля.

В истории человечества такого Пакта еще не существовало. Его возникновение в XX веке нашей эры было обусловлено кризисным состоянием многих творческих направлений и, в первую очередь, творчества космической эволюции. Выход из этого тяжелейшего положения только один – укрепление энергетики культурного поля страны и планеты. Пакт Рериха до сих пор не осмыслен ни философски, ни духовно. Пора понять его космический характер и происхождение. Ибо Пакт Рериха не только юридический документ, но и целое явление, связанное с метаисторическим познанием и космической эволюцией.

В XX веке СССР не подписал Пакт Рериха, в XXI веке в России продолжается разрушение культуры, ее памятников и идет уничтожение нашей эволюционной энергетики. Те, кто этим активно занимаются, понимают ли они, что творят? Их невежество безгранично. В свое время Н.К.Рерих сказал, что —  невежество самое страшное преступление.

Мы все сейчас являемся свидетелями этого страшного преступления. Я не буду останавливаться на положении с культурой в России. Оно хуже, чем где-либо. Весь вопрос – что с этим делать? И самое значительное и страшное – это попытка различных слоев государства и общества разрушить наследие именно Рерихов, вывести его из творческого и научного пространства.

И, наконец, забыть окончательно о великом явлении Пакта Рериха.

Только противостояние людей, понимающих, что такое культура, красота и их памятники, дадут возможность сохранить бесценное сокровище планеты в целом и нашей страны в частности.

Без прошлого нет будущего, утверждал Н.К.Рерих. Разрушая прошлое, его культурные и исторические памятники, уничтожая их энергетику, мы уничтожаем свое будущее. Пакт Рериха работает на наше будущее.

И от нас самих зависит, сумеем ли мы сохранить свое прошлое для будущего, сможем ли мы реализовать идеи Пакта Рериха о защите культурного наследия этого прошлого. Прошлое с будущим связывает наше настоящее, в котором мы живем, работаем, творим и боремся во имя нашего будущего. Если мы перестанем все это делать, мы убьем наше будущее.

Пакт Рериха есть реальный знак космической эволюции. Это наш ориентир в трудном и сложном эволюционном пути человечества. Пакт Рериха полностью направлен на эту эволюцию, утверждающую Свет, Красоту и Мир.

И не будем забывать, что Пакт Рериха, во всей его полноте, есть космическое явление, связывающее нас через наше культурное наследие с миром высокого состояния материи, которая ведет нас по пути космической эволюции, которая дает нам возможность избегать провалов хаоса и тьмы.

1. Надземное, 122.

Вернуться к основному тексту

Источник: http://www.icr.su/rus/conferencies/2010/Shaposhnikova.php

Н.К. Рерих. Армагеддон Культуры

?yasko (yasko) wrote,
2013-05-09 12:14:00yasko
yasko
2013-05-09 12:14:00Прилетели, долго летели четыре пакета с бумагами и Вашим письмом от 18 Июля. Наверно, какое-то Ваше пись­мо не дошло, ведь прошлое было от 5 Июня, а теперь от 18 Июля, т.е. промежуток в полтора месяца.

А между тем могли быть подробности о покупке Уида, какие картины ему были показаны, каково было отношение, какие были замечания и всякое такое. Большое спасибо за бумаги. Странно, что они будто не знают, что здесь представителя нет, а сношения с Тегераном не налажены. Только сейчас в газете мелькнуло, что сюда скоро едет представитель.

Тогда повидаем его. Вообще, все письма, посланные через Тегеран, остались без ответа. А между тем почему бы Гра­барю, после его письма, не ответить? Сейчас после долгого промежутка пришло Ваше письмо от 3 Июля — вот как бес­порядочно письма идут. Значит, наши предположения о блуждающем письме были основательны.

Спасибо за сведения о покупке Уида — все это показа­тельно. Его соображения об адвокате дельны, но как бы и этот адвокат не ввел бы в огромные, непосильные расходы! Потому мы и полагали, что пока как временная мера не луч­ше ли письменно продолжать протестовать, чтобы последнее слово оставалось всегда за Вами.

Конечно, Вы правы, что расхищение имущества, переданного нации, недопустимо. Но где найдется адвокат, который примет во внимание принци­пиальную основу дела? Может быть, найдется второй Золя, вставший на защиту справедливости, но прежде всего обере­гитесь, чтобы не войти в непосильные расходы.

Дело наше справедливое и красивое и ясное, но как найдется борец за правду? Где он?

Налицо ясное постановление нашего Комитета, доведен­ное до сведения Президента. Отказа не было, ибо Комитет не просил, а именно доводил до сведения о даре своем нации.

Спрашивается, для какого такого «Общества» Хоршу нужны деньги? Почему Уйду показалось, что Хорш в стесненных об­стоятельствах? Какие именно картины были показаны? Сколько Хорш запрашивал, если уступил за тысячу долларов? Всякая деталь показательна.

Вообще, дело можно строить лишь красиво и обществен­но, как оно на самом деле и есть. Прежде среди русских защитников мы могли бы назвать таких, кто не ради денег, но ради истины встал бы против преступников. Но где оно, бескорыстие и благородный подвиг? Может быть, и есть где-то? Отзовись, защитник правды! Если вчера он не объявился, то, может быть, завтра поспешит за правое дело?

Повторяем: мы сообщали Вам, чтобы последнее слово всегда оставалось за Вами. Нам представляется это дело не столько судебным, сколько общественным.

Но для этого дол­жен найтись какой-то гражданин Америки, который скажет, что расхищается собственность нации, приведет текст едино­гласного постановления нашего Комитета и потребует, чтобы картины были переданы в один из существующих музеев Америки.

Кроме 1006 картин, принадлежащих нации и обере­гаемых Корпорацией, там имеются 100 картин, которыми мо­жет распоряжаться Корпорация — у Инге был особый список этих картин.

Наше единогласное постановление 1929 года не было отменено, и если другие постановления нашего Комите­та выполнялись, то нет основания, чтобы именно это торже­ственное единогласное решение было игнорировано. Все лица, подписавшие его, живы.

Пришла Ваша отличная и своевременная статья «Мир че­рез Культуру». Следовало бы включить ее в следующий годо­вой отчет АРКА — полезно. Пришло пароходное письмо от Жина (5 Июля) — милый, славный друг.

Чуется в письме Жина одинокость, а может быть, тревога.

Да и как ей не быть! Вот и сюда дошла тревога об атомических «достижени­ях», что же отстукивается в больших газетах, в центрах! Прочтите «Принципы электричества» Майнарда Шипли. Канзас,  1925, стр. 44.

Думается, что Валентине с ребенком трудно будет ехать в суровые условия. Но Вы правы, им самим видней. Не при­вез ли ее муж еще подробностей о Б.К.?

Нам пишут: «Армагеддон кончен». Отвечаю: ничуть не бывало! Кончен Армагеддон войны, а теперь на человечество надвинулся Армагеддон Культуры. Еще более трудный! Чело­век, смятенный, истощенный, духовно обнищавший, должен сокрушить многих ехидн невежества. И много этих ядовитых кобр, заползающих в жилища.

Большое спасибо за папки — будем надеяться, что теперь, в мирное время, они дойдут без скандала. Пора путям сооб­щения наладиться. Послал Вам статью, бывшую в рижском журнале «Мысль» (1939); там есть дата—1916 — запомните ее.

Может быть, этот материал у Вас и имеется, но, на вся­кий случай, лишний экземпляр не мешает. Также может пригодиться и оттиск «Современники» — каждому защитнику истины это нужно знать. Вам нужно всегда иметь наготове неоспоримые факты.

Читайте также:  Описание картины маурица эшера «относительность»

Итак, будем помнить, что сейчас проте­кает Армагеддон Культуры, и безбоязненно принесем наше мирное оружие — оно непобедимо. Привет, сердечный привет друзьям.

Источник: https://yasko.livejournal.com/1306999.html

Николай рерих

Николай Рерих был всемирно известным художником, археологом, писателем, ученым, лектором, философом, поэтом, мистиком и исследователем. В начале двадцатого столетия он и его жена Елена Рерих служили Посланниками Вознесенных Владык Эль Мории и Майтрейи. Николай вознесся по завершении той жизни.

Он родился в Санкт-Петербурге 9 октября 1874 года – первенец Константина и Марии Рерих. Имя «Николай» означает «тот, кто преодолевает», а «Рерих» – «богатый славой».

Его отец был известным адвокатом и нотариусом, и большую часть своей юности Николай провел в большом семейном загородном имении Исваре, расположенном в девяноста километрах к юго-западу от Петербурга.

Именно там, среди красот северной России, в юном Николае родилась любовь к природе, которую он пронес через всю жизнь. Там же он пристрастился к охоте и проявлял живой интерес к естествознанию, археологии и Российской истории. Он любил музыку и верховую езду.

Его отец желал, чтобы он изучал право, но Николай хотел заниматься искусством. Эта ситуация была разрешена, когда Николай поступил одновременно на юридический факультет Императорского Университета и в Императорскую Академию Художеств.

В 1898 году Николай становится секретарем Общества Поощрения Художеств. В сентябре 1900 года он уезжает в Париж изучать искусство.

Летом 1901 года Николай возвращается в Петербург и женится на Елене Ивановне Шапошниковой. Елена превосходно играла на фортепиано и была выдающейся писательницей в области эзотерической традиции Восточной религии. Она была близнецовым пламенем Николая, его вдохновением и поддержкой в течение всей его жизни. У них было двое детей, Юрий и Святослав.

В начале 1900-х Рерихи много путешествуют по России и Европе. Во время этих путешествий Рерих много рисует, занимается археологическими раскопками, изучает архитектуру, пишет об искусстве и археологии. В 1906 году он получает повышение и становится директором Художественной школы.

В 1907 году он начинает применять свои таланты на сцене как художник по костюмам и декорациям, что приносит ему успех. Он создает декорации и костюмы для Дягилевского балета, включая «Весну священную» Стравинского, а также для оперных постановок, в том числе многих опер Вагнера и Римского-Корсакова.

Семья Рерихов уезжает из России в Финляндию в 1918 году, незадолго до того, как граница между этими двумя странами оказывается закрытой. По приглашению директора Чикагского Института Искусства Рерих в 1920 году приезжает в Соединенные Штаты Америки. Он много путешествует, выступает с лекциями и проводит выставки своих работ.

Находясь в Соединенных Штатах, Рерих основывает Институт объединенных искусств, международное общество художников, названное «Кор Арденс» (что означает «Пылающее Сердце»), и международный центр искусства в Нью-Йорке, названный «Корона Мунди» (что означает «Венец Мира»).

Как дань уважения Рериху в 1923 году в Нью-Йорке был открыт Музей Рериха.

Полотна Рериха вдохновлены историей, архитектурой и религией; многие отображают величие природы. Его картины являются мистическими, аллегорическими и даже пророческими. В его картинах, написанных между 1912 и 1914 годами, часто отражается предчувствие надвигающегося катаклизма.

Одна из них – «Ангел Последний» (1912) – изображает буйный пожар, охватывающий город; над городом, окруженный клубящимися облаками дыма, стоит ангел. Он держит меч и свиток, возвещая о Последнем Суде. В 1936 году, непосредственно перед началом второй мировой войны Рерих пишет картину «Армагеддон».

На ней можно увидеть крыши домов, виднеющиеся через облака дыма, и силуэты марширующих солдат.

Художественный стиль Рериха трудно описать, ибо, как сказал Клод Брэгдон, Рерих принадлежит к избранному братству художников, среди которых да Винчи, Рембрандт, Блэйк, а в музыке – Бетховен.

Их работы обладают «уникальным, глубоким и действительно мистическим свойством, которое отличает их от их современников и не позволяет отнести к какой-либо известной категории или причислить к той или иной школе, так как они походят только на себя, как члены некоего внепространственного и вневременного ордена посвященных».

На Николая Рериха в большой степени повлияла восточная культура. Долгое время он мечтал совершить путешествие по Востоку, чтобы непосредственно изучать древнюю культуру. В 1923 году он отправился в Индию.

Некоторое время он провел в Сиккиме (тогда это было княжество, граничившее с северной частью Индии), где завершал планирование экспедиции в Центральную Азию. Рерих писал о своем восхищении горами: «Все учителя уходили в горы.

Высочайшее знание, самые вдохновенные песни, самые замечательные звуки и краски рождаются в горах. На высочайших вершинах пребывает Высочайшее. Высокие горы стоят, словно свидетели великой реальности».

«Гималаи! Здесь обитают Риши. Здесь раздавались эхом звуки священной Флейты Кришны. Здесь громогласно звучал голос Благословенного Гаутамы Будды. Отсюда произошли все Веды. Здесь жили Пандавы. Здесь – Гесэр-хан. Здесь – Арьяварта. Здесь расположена Шамбала. Гималаи – жемчужина Индии. Гималаи – сокровище мира. Гималаи – священный символ Восхождения».

Оба – и Николай, и Елена Рерих питали большой интерес к восточной философии и религии. Многие картины Николая содержат изображения западных и восточных божеств, святых и мудрецов. Его серия «Знамена Востока» изображает не только духовных лидеров прошлого, но также надежды Востока на лидера будущего. Рерих отразил эту надежду в картинах, изображающих Майтрейю и Мать Мира.

В 1925 году Рерих вместе с Еленой, сыном Юрием и несколькими другими европейцами отправляется в экспедицию по Центральной Азии. Рерих писал о своих целях: «Конечно, мое главное устремление, как художника, было к художественной работе…

Кроме художественных задач, в нашей экспедиции мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древности Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов».

Группа Рериха проделала путь почти в 25 тысяч километров по Центральной Азии в трудном и зачастую опасном походе, длившемся более четырех лет. Несмотря на возникавшие серьезные препятствия, в этом путешествии Рерих написал сотни картин.

Совершая экспедицию, Рерих обнаружил легенды и манускрипты, повествующие о путешествии Иисуса на Восток во время так называемых «утерянных лет» – в возрасте от двадцати до тридцати. Такие же рукописи были найдены и русским журналистом Николаем Нотовичем и Свами Абхеданандой в монастыре Химис в Ладаке.346

По окончании экспедиции по Центральной Азии в 1928 году Рерихи обосновались в долине Кулу, в Индии. Там они основали Гималайский Институт научных исследований «Урусвати» для изучения археологии, лингвистики и ботаники.

Одна из целей Рериха по сохранению культурного наследия мира, которая волновала его всю жизнь, была достигнута в 1935 году, когда представители стран, входящих в Панамериканский Союз, подписали в Белом Доме конвенцию Пакта Рериха.

Согласно этому пакту, страны, находящиеся в состоянии войны, были обязаны щадить музеи, университеты, храмы и библиотеки подобно тому, как поступали с госпиталями.

Над больницами развевался флаг Красного Креста, а над культурными учреждениями – «Знамя Мира» Рериха – стяг с тремя красными сферами в центре белого поля, окруженными красным кругом. Рерих верил, что защита культуры поможет сохранить духовное здоровье наций.

За усилия, направленные на сохранение мира во всем мире с помощью искусства и культуры и защиту сокровищ искусства во время войны, кандидатура Рериха выдвигалась на соискание Нобелевской Премии Мира в 1929 и 1935 годах.

Вторая мировая война прервала его деятельность, так же как и деятельность Гималайского Института научных исследований «Урусвати», и Рерих посвятил себя помощи жертвам войны.

Он также отдавал деньги, полученные от продажи картин и книг, советскому Красному Кресту.

Летом 1947 года Рерих перенес операцию на сердце, но вскоре вернулся к мольберту. Одна из последних картин Рериха называется «Завет Учителя».

Она изображает белого орла, летящего по направлению к ученику, который медитирует в позе лотоса на вершине высокого утеса, возвышающегося над |горной долиной.

13 декабря 1947 года, когда Рерих работал над вариантом этой картины, его сердце внезапно остановилось, и его душа воспарила в высшие октавы. Ему было семьдесят три года.

В своей жизни Николай Рерих нашел время для многих видов деятельности и преуспевал во всем, за что брался. Его духовная жизнь была тем источником, из которого рождалось и литературное, и духовное видение. В одной статье, посвященной характеру и работе своего отца, Святослав Рерих подытожил поиск внутренней духовности художником:

«Он был истинным патриотом и горячо любил свою Родину, но он принадлежал и всему миру. Весь мир был полем его деятельности. Каждая страна представляла для него особый интерес и особое значение.

Каждая философия, каждое учение жизни были для него путем к совершенствованию, и жизнь для него была великими вратами будущего…

Он во всем стремился к прекрасному: и в живописи, и в литературе, и в общественной жизни – это великолепное воплощение необыкновенной, возвышенной мысли…»

Во всех его картинах и литературных трудах прослеживается непрерывная нить важного послания – послания Учителя, призывающего учеников пробудиться и устремиться к новой жизни.

«Добрый и терпеливый, никогда не терявший попусту ни секунды времени, гармонично сочетавший ощущения напряженности и благожелательства, всегда думавший о благополучии окружающих его людей, он как личность являет собой совершенный образец человека, для которого жизнь стала великим подвигом, высоким служением. Всю свою жизнь он щедро дарил свой талант, и лишь в будущем можно будет понять все, сделанное им…

Читайте также:  Описание картины ефима волкова «весной»

Николай Константинович всегда думал, что, в конце концов, главная задача жизни – это самоусовершенствование. Искусство или какие-либо другие творческие достижения могут быть очень большими, но в центре внимания всего остается жизнь самого человека, его личность. Он считал, что его творческая жизнь, его искусство – это только пособники самоусовершенствования.

Он всегда работал над самим собой прежде всего. Он хотел подняться над тем, кем он был, и закончить свою жизнь более совершенным человеком. И в этом он преуспел. Он стал совершенно исключительным человеком, человеком мудрым, замечательных личных качеств.

Я очень много встречал людей во всем мире, но другого такого человека, как Николай Константинович, встретить мне не пришлось».

Вознесенный Владыка Николай Рерих говорит: «Я благодарен за возможность обратиться к вам сегодня, говорить с вами с плана Вознесенных Владык, дабы вы знали: один из вас поднялся до этого уровня, а значит и вы можете достичь того же.

Никогда не уставайте от работы, являющейся вашей дхармой, вашей миссией ради обретения целостности. Никогда не разочаровывайтесь от того, что вас неверно воспринимают или что вы опережаете время в понимании звезд, вселенных, гор и лепестков цветка.

Воистину, я боролся за правое дело и победил».348

Он просит нас призывать к нему и обращает внимание на важность использования фиолетового пламени: «Я прошу вас, чела Вознесенных Владык, включать мое имя в веления и преамбулы, поскольку я тесно сотрудничаю с Эль Морией, К. X., Д. К. и Ланелло. Я работаю с ними в тесном контакте ради объединения всех, кто находится на пути священного огня».

27 июня 1996 года Николая Рерих дал важную диспенсацию, которой мы можем воспользоваться: «Я ЕСМЬ Николай Рерих, ваш наставник Духа. Призывайте меня. Я жду ваших призывов. Я буду отвечать на них так же быстро, как Ланелло».

(Он говорит не только о молитвах, воздаваемых вслух или в своем сердце, но и о призывах, которые он предлагает ежедневно писать в форме небольших писем-просьб и затем сжигать, «отправляя» их Николаю Рериху в эфирные октавы.

Таким же образом (сжигая вечером, перед сном, свои письма-прошения) поступают с письмами к Ланелло в ответ на подобную диспенсацию от этого Владыки. Прим. пер.)

Источник: http://iam-that-iam.net/index.php/nicholas-roerich

Главный СВЯТОЙ Земли Русской

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Рерихи и Сергий Радонежский

Образ преподобного Сергия особо почитался в семье Рерихов. Сергий Радонежский был для Рерихов и их последователей одним из Махатм Шамбалы, и содержание его веры соответствует учению Агни-Йоги (Живой этики).

Образ святого Сергия как вдохновляющий пример «Строителя Русской духовной культуры» занял особое место и в живописи Рериха именно после встречи художника с Великим Учителем (Морией) в Лондоне.

В 20-30-е годы Николаем Рерихом написан ряд картин, посвященных Преподобному Сергию: «Сергий-строитель» (1924), «Часовня Сергия» (1931), «Сергиева пустынь» (1933 и 1936) и другие.

В 1932 году Рерих пишет картину «Святой Сергий Радонежский».

В ней дан обобщённый образ защитника Земли Русской. На фоне тёмного неба и горы Маковец с Троице-Сергиевым монастырем стоит святой Сергий.

Он благословляет воинов, идущих на Куликовскую битву…

 Н.К.Рерих. Святой Сергий Радонежский (1932г.)

Величественная фигура Сергия Радонежского стоит на Земле, объятой пламенем, возвышаясь, как бы защищая Русь собою от пожара, заслоняя её от беды.
Н.К. Рерих изобразил Сергия Радонежского не просто в полный рост – фигура святого словно восходит в небо, соединяя собой, как живым мостом, крошечную Землю и Беспредельность Космоса.

Вокруг головы святого сияет золотой нимб – символ святости и чистоты… В руках у него плат со знаком Знамени Мира и храм, – “Покров на Нерли”, посвященный Святой Богородице – символ будущей Руси.

Символ трех кругов в общем круге вечности на Его одежде указывает на Его Высшие Знания. Тёмно-сиреневый цвет одежды говорит о высочайших качествах Его духа – смирении, мужестве, устремлении, связи с Высшим.

Наверху над головой Сергия Радонежского в тревожном небе изображено Всевидящее Око в фиолетовом треугольнике, – “знак Божественного Разума”, символическое изображение Бога, – свидетельствует, что Преподобный Сергий осуществляет свою Миссию по Высшей воле.

Все композиционное решение картины можно охарактеризовать словами Е.И.Рерих: «Осиянный Светом Несказуемым, стоит Он, невидимо Видимый».

Внизу картины Рерихом была сделана надпись: «Дано Святому Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. Первый раз при князе Дмитрии. второй при Минине. Третий …»
Многоточие в этой надписи красноречиво говорило о том, что имел в виду художник (самая кровопролитная война – Великая Отечественная 1941-1945 гг.).

Пророчество Н.К.Рериха, данное им в надписи на картине «Святой Сергий», хоть и сбылось в годы Великой Отечественной войны, но дано оно было, как считается, и на всё будущее нашей страны.

Н.К. Рерих посвятил картину своему духовному Учителю, Махатме Мории, нарочито придав Лику святого Сергия черты восточного мудреца.

Интересным свидетельством огромной значимости этой картины является высказывание известной болгарской пророчицы Ванги.

В одной из бесед Ванга назвала Преподобного Сергия «не просто святым, а главным русским святым», а затем, по внутреннему видению, которым обладала, подробно описала картину Рериха «Святой Сергий».

И в заключении добавила:

«Картину (“Святой Сергий”) рисовали четыре души, которые пришли из иного мира. Мало люди знают об этой картине. Надо, чтоб о ней знали все!

Как зеницу ока берегите картину!

Это самое большое богатство России.

Не посылайте её в другие страны.

Она предназначена лишь для России!

Тот, кто был Святым Сергеем, сейчас является самым большим Святым. Он водитель всего человечества. О, как Он помогает сейчас человечеству! Он превратился в свет, Его тело из Света!..»

Картина Н. Рериха “Махатма Мория”

Источник: http://shkola-mira.umi.ru/stat_i1/glavnyj_svyatoj_zemli_russkoj/

Armageddon Стоковые фотографии и лицензионные изображения. Картина армагеддон

ГлавнаяКартиныКартина армагеддон

16.08.2016

Когда языка живописи было недостаточно. Чтобы выразить свои идеи, Николай Рерих садился за написание публицистических очерков. Он никогда не останавливался на достигнутом, и жадно брал все то, что предлагала ему жизнь. И в своем творчестве он никогда не забывал главной цели – уберечь людей от зла.

В картине «Армагеддон» художник не отходит от этих идей. Мир был полон зла и жестокости, и эта картина отклик Рериха на происходящее вокруг ведь она создавалась во время гражданской войны в Испании, когда страна была объята пожарами. Город на заднем плане картины практически весь поглощен ярко-желтой дымкой.

Здесь нет языков пламени и пожара, только клубы дыма, обволакивающего город на горе. Когда это место стало напоминать ад на земле, жителям пришлось покинуть его. Они шествуют, как безликие двухмерные силуэты или тени, на переднем плане. Их лица опущены от невыносимого горя, кто-то все еще с надеждой поглядывает на горящие родные места.

Но огонь уже застелил собою даже небо, покрыв весь город ярко-желтым цветом.

Никогда не наступит перемирия между добром и зло, ведь это два противоположных полюса, которые не могут сосуществовать вместе в компромиссе. И Армагеддон – их борьба в этом мире. Эта тема так волновала живописца, что он изливал в своих письмах все то, что не смогла высказать живопись.

Он считал, что молчать и бездействовать – худшее, что можно сделать в мире, где зло берет верх над добром. А те, кто все еще пытается уравновесить эти две силы, поступают не только преступно, но и глупо. И если никто не встанет на борьбу со злом, то в мире будет множиться несправедливость, он погрязнет в человеческих пороках, и тогда, как возмездие, наступит Армагеддон.

И тогда уже ни у кого не будет возможности избежать его. Но человек, к сожалению, глух к призывам художника.

8-poster.ru

Armageddon Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти

#10319970 – hand holds the fire of the globe

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#17360276 – Dramatic apocalyptic background, end of world, bright lightnings,..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#49001490 – The remains of destroyed houses at sunset.Apocalyptic landscape

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#31012304 – Jesus Christ in blue sky with clouds, bright light from heaven,..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#32978438 – Apocalyptic scientific background – burning and exploding planet..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#14887104 – Scientific background – planet Earth in danger, struck by big..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#15890715 – Nature force background – lightnings in stormy sky with dark..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#30174431 – Apocalyptic dramatic background – bright lighnings in dark red..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#15163203 – Abstract scientific background – exploding of planet in space

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#31011256 – A soldier is wearing a gas mask in a polluted, scary city with..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#22621495 – Apocalyptic dramatic background – giant tsunami waves crashing..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#30174776 – Apocalyptic dramatic background – lightnings in dark red sky,..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#43264318 – Dramatic apocalyptic background – dark red sky with full moon..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#19220568 – Nuclear explosion

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#35240174 – Blue sky with sun and dark red stormy sky with lightning, heaven..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#37045483 – Skulls And Bones as Conceptual Spooky Horror Halloween image.

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

ru.123rf.com

Николай Рерих. Армагеддон

Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/kartina-armageddon.html

Ссылка на основную публикацию