Описание картины николая рериха «горы»

Величие недосягаемого: горы в живописи Николая Рериха

Говорят, что овладеть в совершенстве каким-либо искусством можно только в том случае, если посвятить себя ему всецело. Но, обратив внимание на феноменальную личность Николая Константиновича Рериха, это правило можно с легкостью подвергнуть сомнению. Рерих блестяще проявил себя во многих сферах науки и искусства.

Горы в жизни Николая Рериха сыграли важнейшую роль. Они дарили ему вдохновение и жизненные силы. Одно из первостепенных достижений русского гения – это богатое живописное наследие, о котором и пойдет речь.

Начало творческого пути. Ранние горные пейзажи Рериха

Основная часть живописных полотен, отражающих красоту окружающей природы, относится к позднему этапу творчества художника. Но нельзя сказать, что эта тема была затронута Николаем Константиновичем впервые только в период Азиатской экспедиции. Свое место горы в творчестве Рериха занимали и раньше. Великолепные пейзажи становились частью произведений художника еще со времен учебы в Академии.

Ценные знания, которые помогли Рериху развить дар пейзажиста, художник получил в натурном классе при Академии.

После получения среднего образования талантливый студент поступил в мастерскую великого Архипа Куинджи, прославленного русского пейзажиста, с трепетом и любовью передававшего красоту горных вершин на своих полотнах.

Взаимодействие с этим мастером живописи сформировало у Рериха основной понятие того, какой должна быть жанровая композиция.

В студенческие годы Николай Константинович был увлечен мотивами из истории становления Руси, а горы в живописи служили средством для поэтизации сюжетов. Первой картиной, в которой сочетание исторического мотива и горного пейзажа нашло удачное воплощение, было полотно «Гонец».

Это было повествование о жизни древних славян: тихое, даже камерное, лишенное всякой помпезности. Горные вершины здесь не трактуются как нечто холодное и недосягаемое.

Собственно, с этой работы и начался великий путь Художника – Рерих получил высочайшую похвалу, а также предложение от крупного мецената Третьякова о приобретении серии работ.

Говоря о влиянии гор в творчестве Рериха на ранних этапах, невозможно не упомянуть о таких картинах, как «Илья Пророк» и «Веления неба». В этих работах горы занимают далеко не основную часть холста, но оттого не делаются второстепенной частью композиции. Полоса далеких гор, увенчанная необъятным простором неба, символизирует бесконечный путь — к просветлению и умиротворению.

Путешествие в Гималаи

Своё самое выдающееся путешествие Николай Константинович совершил, уже будучи признанным не только художником, но и философом и общественным деятелем. Рерих со своей семьей, прекрасной женой Еленой Ивановной и двумя сыновьями, отправляются в Азию. Познание философии Востока ознаменовало совершенно новый этап в живописи мастера.

Горы навсегда пленили художника. Этюды и полноценные картины, написанные во время Центрально-Азиатской экспедиции и позже, по впечатлениям от неё, представляют большую часть всей живописной коллекции Рериха.

Насыщенные, ирреальные цвета выбирал Рерих для изображения гор в живописи не случайно. Художник стремился передать неземное величие Гималайских вершин. Нельзя было придумать лучших средств для изображения «снеговой страны, меняющей свои очертания при каждом изменении света», чем сияющие оттенки красок и нежная, вибрирующая фактура холста.

Серия Гималайских этюдов необычайна ценна для человечества также тем, что даёт возможность окунуться каждому в мир самых недоступных, но и самых чарующих красот нашей планеты.

Горы в искусстве несут совершенно иной замысел, нежели простое повествование действительности.

Николаю Рериху была не чужды гуманистические убеждения и просвещенческая деятельность, которая нашла своё отражение и в его полотнах.

«Знаки Майтрейи», большая живописная серия горных пейзажей Рериха, была создана во время пребывания художника в хотанском оазисе. Экспедиция Рериха покорила суровые горные перевалы Каракорума, прибыв в старейший округ Хотан.

На пути по Индии и Непалу, направляясь к этому месту, путешественники знакомились с монголо-тибетским эпосом и идеями о пришествии времени Шамбалы. Горы в искусстве мастера периода «Знаков Майтрейи» полны символов, связанных с наступлением времени всеобщего счастья и справедливости на земле.

Алтайский цикл картин. «Тибетский путь»

Следующий этап экспедиции был связан с пребыванием семьи Рерихов в заповедном крае – на Алтае. Проделав изнурительный путь, путешественники пересекли Великие Гималаи, посетив Монголию и Тибет.

Интересно то, что некоторые горные пейзажи Рериха написаны с невероятно труднодоступных мест. К примеру, на его полотнах была неоднократно запечатлена гора Белуха – высшая точка Алтайских гор.

Путь к месту, открывавшему её полный вид, занял бы у путешественников слишком много времени и никак не вписывался в рамки экспедиции.

Исследователи творчества художника считают, что Рерих обладал удивительным даром: благодаря духовным практикам он мог видеть пейзажи, находясь на значительном удалении от них.

Почему горы в творчестве Рериха так восхитительны? В цикле Гималайских и Алтайских этюдов больше не наблюдается академической взвешенности.

Нет, Николай Рерих никогда не был дотошным академистом, он всегда отрицал традиционную реалистическую манеру живописи. Его картины всегда привлекали свежестью колорита, нестандартным решением композиций.

Но горы в живописи позднего, зрелого периода – это подлинный поток творчества, чистая метафизика, символизм и поиск тайного.

Для многих художников академическая школа стала альфой и омегой в живописи. Но Николай Рерих пошел значительно дальше, совмещая накопленный опыт занятиями профессиональной живописью с собственным видением и философскими знаниями.

Горы в искусстве русских художников нередко становились ведущим мотивом.

Исаак Левитан, Алексей Саврасов, Николай Ярошенко и многие другие замечательные мастера, подобно французским импрессионистам, находили своё вдохновение именно в натурных пейзажах.

Но скромный гений, Николай Константинович Рерих, сумел по-своему интерпретировать живую природу. Запоминающиеся, абсолютно не похожие ни на чьи другие горы в творчестве Рериха навсегда останутся в памяти многих поколений всех народов мира.

Источник: http://world-of-adventures.ru/world-of-adventures/velichie-nedosyagaemogo-gory-v-zhivopisi-nikolaya-rerixa/

Картины Рериха

mp-3-плейер

(музыкальное сопровождение)

Небесный бой. 1912. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

Восставший сон Востока. 1923 г. Местонахождение – частная коллекция

Медитация. 1923 г.. Местонахождение – частная коллекция, Нью-Йорк

Видение. 1923 г. Местонахождение – частная коллекция

Три стрелы.1923 г. Местонахождение – частная коллекция

Чудо. Серия “Мессия”. 1923 г. Местонахождение картины: Государственный музей Востока, Москва

Знаки Христа. Серия “Знамёна Востока”. Местонахождение картины: частная коллекция, Москва

Матерь Мира. Серия “Знамёна Востока”. 1924 г. Международный центр-музей им. Н.К.Рериха

Змий мудрости. 1924 г. Из серии “Знамёна Востока” Местонахождение: частная коллекция, Москва

Тзонг-Ка-Па. 1924 г. Серия “Знамёна Востока” Местонахождение: частная коллекция

Ясный вечер. 1924 г. Серия “Гималаи” Местонахождение: частная коллекция, Москва

Горы из Сошинга. 1924 г.Из серии “Гималаи” Местонахождение: Международный цент-музей им.Н.Рериха

Превыше гор. 1924 г. Серия “Его Страна” Местонахождение картины: частная коллекция, Москва

Жар-Цвет. 1924 г. Серия “Его Страна” Местонахождение: частная коллекция

Сокровище Мира. 1924 г. Серия “Его Страна” Местонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк

Сжигание тьмы. 1924 г. Серия “Его Страна” Местонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк

Звезда Матери Мира. 1924 г. Серия “Его Страна” Местонахождение: частная коллекция, Россия

Гималаи. 1924 г. Серия “Сикким” Местонахождение: частная коллекция, США

Ступени Гималаев. Серия “Сикким” Местонахождение: частная коллекция, Нью-Йорк

Матерь Турфана. 1924 г. Серия “Сикким” Местонахождение: частная коллекция, США

Будда победитель. 1925 г. Серия “Знамёна Востока” Местонахождение: частная коллекция, Москва

Чаша Христа. 1925 г. Серия “Знамена Востока” Местонахождение: частная коллекция, Москва

Магомет на горе Хира. 1925 г. Серия “Знамена Востока” Местонахождение: частная коллекция, Россия

Моисей водитель. Серия “Знамена Востока” Местонахождение: частная коллекция, Россия

Миларепа услышавший. 1925 г. Серия “Знамёна Востока” Местонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк

Скрещение путей Христа и Будды. 1925 г. Местонахождение: Международный музей Рериха, Москва

Озеро Наг. Серия “Озёра и Гильгитский путь” Местонахождение: частная коллекция

Исток Инда. 1925 г. Местонахождение: Международный музей-центр им. Н.К. Рериха, Москва

Знамена грядущего. Сюита “Майтрейя”1926г.Местонахождение: Нижегородская Государственная художественная галерея

Конь счастья. Сюита “Майтрейя” Нижегородская Государственная художественная галерея

Шёпоты пустынь. Сюита “Майтрейя” 1926 г. Нижегородская Гос-я художественная галерея

Приказ Ригден-Джапо. 1927 г. Местонахождение: частная коллекция, Москва

Весть орла. 1927 г. Местонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк

Агни-Йога. Проект фрески (I) 1928 г. Местонахождение: частная коллекция, США

Агни-Йога. Проект фрески (I) 1928 г. Местонахождение: частная коллекция, США

Сосуд нерасплесканный. 1927 г. Местонахождение: частная коллекция

Чёрная Гоби. 1928 г. Местонахождение: частная коллекция

Буреин-гол. Цайдам 1928 г. Местонахождение: частная коллекция

Перевал Тангла. 1928 г. Местонахождение: частная коллекция

Чудь подземная.1929 г. Местонахождение: частная коллекция

Форт Бхарагарх. Серия “Кулу” 1929 г. Местонахождение: Международный центр-музей Н.К. Рериха, Москва

Ступа в Чунг-тю. 1928 г. Местонахождение: частная коллекция, США

Цайдам. 1929 г. Местонахождение: частная коллекция, США

Эскиз декорации к балету И.Ф.Стравинского “Весна священная” 1929 г.Местонахождение: Музей Н.Рериха

Илья Пророк 1931 г. Местонахождение: Nicholas Roerich Museum, New York

Жанна Д'Арк, Триптих 1931. Коллекция Боллинга, Гранд Хейвен, Мичиган

Архат. 1932 г. Местонахождение картины: Художественный музей г. Аллахабада, Индия

Брахмапутра 1932 г. Местонахождение картины: Государственный художественный музей, Рига, Латвия

Священная Тангла 1932 г. Местонахождение картины: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк

Мадонна Орифламма (Червоннопламенная)1932 г. Местонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк

Его тень (Тень Учителя) 1932 г. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Звезда героя 1932 г. Местонахождение: Музей индийского искусства, г. Варанаси, Индия

Воин Света 1933 г. Коллекция Стиббе, Гринуич, США

Гималаи. Розовые горы 1933. Музей Н.К.Рериха, Нью-Йорк

Шатровая гора 1933. Музей Н.К.Рериха, Нью-Йорк

Чантанг. Северный Тибет (тибетский стан) 1939. Музей исскуств народов мира

Гималаи (лунный закат) 1940. Музей исскуств народов Востока, Москва

Философ. Тишина. 1940 г. Государственный Музей искусств Востока, Москва

Гесер-хан. 1941 г. Местонахождение: частная коллекция, Москва

Нанда-Деви 1941 г. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

Неведомый старик Местонахождение: Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург 

Полунощное. 1943. Музей исскуств народов Востока, Москва

Ангел последний 1942. Международный Центр Рерихов, Москва

Борис и Глеб 1943. Музей исскуств народов Востока, Москва

Песнь о Шамбале. 1943 г. Местонахождение: Государственный музей искусства Востока, Москва

Канченджунга. 1944 г. Местонахождение: Государственный Музей Востока, Москва

Горное озеро. Перевал Бара-Лача Местонахождение: Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

Гималаи 1945 г. Музей искусств народов Востока, Москва

Н.К.Рерих. Клад захороненный 1947. Холст, темпера. 91,4×153,3 см

Огни на Ганге 1947. Международный Центр Рерихов, Москва

Тибет. Музей исскуств народов Востока, Москва

         Николай Константинович Рерих – художник-философ, художник-мистик, художник-странник, художник-археолог, художник-литератор.

    Творчество Николая Константиновича Рериха – явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Его полотна притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью, глубоким символизмом. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии.

По воспоминаниям художника Святослава Николаевича Рериха об отце, это был человек «с ясным и задумчивым лицом. Его фиолетово-синие глаза временами могли становиться совершенно темными. У него всегда был спокойный голос, он никогда не повышал его, и все выражение его лица отображало ту удивительную выдержку и самообладание, которые являлись основой его характера.

Это было спокойствие незаурядного человека, серьезного и приветливого, вдумчивого, с замечательно острым чувством юмора. Во всех его движениях была уравновешенная гармония. Он никогда не спешил, и все же его продуктивность была изумительной. Он писал крупным и ясным почерком, никогда не исправляя и не меняя своих предложений и слов, и менее всего своих мыслей.

При всех обстоятельствах, в наиболее трудных положениях он оставался спокойным и выдержанным и никогда не колебался в своих решениях».

       Художественное наследие Рериха огромно. Его картины, эскизы декораций, рисунки хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира.

Читайте также:  Описание картины аркадия александровича пластова «юность»

В России крупные собрания произведений Рериха, кроме Третьяковской галереи и Музея искусства народов Востока в Москве, находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в Нижегородском художественном музее и в Новосибирской картинной галерее.

      Картины Рериха в собрании Третьяковской Галереи представляют основные этапы творческого пути художника. В 1897 году П.М. Третьяков приобрел полотно “Гонец”. выставленное на весенней ученической выставке в Академии художеств в Петербурге.

Собирателя заинтересовали идеи молодого талантливого художника, его замыслы по созданию большой серии картин, посвященных начальной истории Руси.

Третьяков намеревался собрать всю будущую серию, но в 1898 году знаменитого коллекционера не стало, и его пожелание не сбылось полностью.

     Несколько картин Рериха затем были приобретены Советом галереи. В разные годы были получены его произведения в дар, приобретены у частных лиц, некоторые из них поступили из Государственного Музейного фонда. В 1949 году Галерея приняла ряд картин Рериха, ранее находившихся в Русском культурно-историческом музее в Праге.

Художник Николай Константинович Рерих родился в Петербурге 10 октября (27 сентября) 1874 года в дворянской семье. Его отец – коренной петербуржец юрист Константин Федорович Рерих (1837-1900), мать – псковитянка Мария Васильевна, урожденная Калашникова (1845-1927). В семье, кроме Николая, было еще трое детей – сестра Людмила и младшие братья Борис и Владимир.

Ранние впечатления детства – дом на Васильевском острове, летние поездки в город Остров Псковской губернии и в загородное имение Извара под Петербургом, рассказы отца и деда о предках старинного скандинавского рода Рерихов, пейзажи Русского Севера – все удивительным образом, словно в фокусе, собралось в душе и памяти будущего художника.

     Отец надеялся, что Николай, как старший сын, наследует его профессию, станет юристом, но рано определившееся призвание привело Рериха после окончания гимназии К.И. Мая в 1893 году в стены петербургской Академии художеств. По настоянию отца он, тем не менее, вынужден был одновременно поступить на юридический факультет университета.

      В Академии Рерих стал посещать мастерскую А.И. Куинджи. Метод преподавания Куинджи отличался от системы прочих профессоров. Он стремился, прежде всего, развить в своих учениках чувство декоративности цвета. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины писались по памяти.

Художник должен был в себе вынашивать образ будущего произведения, продумывать его композицию и цвет. Так когда-то творили византийские и древнерусские иконописцы, старые итальянские и нидерландские мастера, буддийские художники Востока. Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их «сочинениями».

Он редко делал к ним подготовительные этюды и эскизы.

      Изучая древнюю историю, участвуя в археологических раскопках, испытывая постоянное тяготение к природе, живописец стремился дать художественную концепцию «несравненно самобытной былой природы», русского исторического прошлого. Особенно остро Рерих чувствовал «прямую противоположность» природы и современного города: «Город, выросший из природы, угрожает теперь природе, город, созданный человеком, властвует над человеком», – писал он.

Путь к духовному обновлению жизни многие мыслители видели в возвращении к природе. Идеи Руссо приобрели в XIX веке еще больший смысл. В России Лев Толстой звал к «опрощению»; в Индии Махатма Ганди сделал домашнюю прялку символом спасения; во Франции художник Поль Гоген в поисках «первобытного рая» бежал из Европы на остров Таити; в Англии философ Джон Рёскин, идейный вдохновитель художников-прерафаэлитов, требовал, чтобы при сооружении железных дорог сообразовывались с окружающим пейзажем; американские кантианцы-трансценденталисты (Р.У. Эмерсон, Г. Торо, Т. Паркер и другие) связывали свои духовные искания с природой.

     Увлечение Рериха Востоком не взялось из «ниоткуда», как иногда пишут. В этом смысле он даже не был оригинален: не шел вразрез со своим временем, не опережал его, а, напротив, вполне соответствовал его духу.

На переломе веков Россия переживала увлечение Индией и всем ориентальным. В 1890-1891 годах наследник престола, будущий император Николай II, в сопровождении востоковеда князя Э.Э.

Ухтомского посетил многие города Индии и привез оттуда огромную коллекцию предметов буддийского культа. В 1893 году в залах Зимнего дворца была устроена специальная выставка.

У 19-летнего Николая Рериха захватывало дух от статуэток будд, маленьких изображений ступ, четок; нетерпеливыми пальцами он перелистывал огромный красочный каталог, описывающий все представленные предметы. От них веяло тайной.

     Помимо всего прочего, в начале века России удалось непосредственно познакомиться с индийской философией. Были переведены и изданы «Провозвестие Рамакришны», книги его ученика Вивекананды, Упанишады, «Бхагават-Гита».

Индийские метафизические доктрины, их взгляд на космические и исторические циклы захватили Рериха, как захватили многих. Тибет и тибетские чудотворцы были притягательны особо. Как раз появилось несколько книг о культуре и истории Тибета, труды Ухтомского, Потанина, Пржевальского.

К 1911 году, дате строительства в Петербурге первого буддийского храма, интерес Николая Рериха к Востоку сформировался настолько определенно, что он вошел в комитет содействия строительству и тесно общался с посланником далай-ламы XIII – Хамбо Агованом Лобсаном Дорчжиевым.

В картинах и очерках Рериха Индия стала появляться все чаще и чаще.

     Его крайне интересовал вопрос общих корней России и Азии.

     Он подозревал общность между Россией и Азией во всем: в искусстве, верованиях, складе души. Еще в 1895 году Рерих писал в дневнике: «Мне весьма любопытно, было ли на русское искусство два влияния – византийское и западное или было еще и непосредственно восточное? Кое-где нахожу смутные указания на это».

     У Рериха была своя идея-фикс: пережив сначала Первую мировую войну, а потом русскую революции и возмущаясь тем, как разумные существа могут вести себя как «потерявшие человеческий облик безумцы», Рерих пришел к своей формуле спасения человечества (впрочем, уже до него высказанной его соотечественником) – «красота спасет мир», а инструментом этой красоты должно стать искусство. «Искусство объединит человечество, искусство едино и нераздельно. У него много ветвей, но корень один». В Америке снова проявился неутомимый общественный темперамент Рериха: он организовал Институт объединенных искусств в Чикаго, объединение художников с характерным названием – «Пылающее сердце». А в 1922 году, опять же его стараниями, возник Международный культурный центр «Венец мира», где могли трудиться деятели науки и искусства из разных стран.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://artgalereya.mirtesen.ru/blog/43050384373

Картины Н.К.Рериха – горные пейзажи, “Путь”

Лет двадцать назад к нам в Ригу привезли из Москвы большую выставку картин Н.К.Рериха. Конечно, мы с друзьями отправились на эту выставку. Я обошла весь огромный зал, неспешно осмотрела картины. И направилась к выходу.

Около двери я обернулась… И вдруг увидела, что со всех картин льется свет! Словно из распахнутых окон! Я замерла в изумлении. Другая женщина, заметив мой взгляд, тоже остановилась… Так собралась небольшая группа людей. Мы все в восторге смотрели на эти картины, стоя у дверей – и воочию видели, как с них изливался удивительный, неземной свет!

В «Гранях Агни-Йоги» говорится о том, что картины Н.К.Рериха (Гуру) излучают духовный Свет:

Чтобы заметить этот Свет, на картины Н.К.Рериха надо смотреть именно с большого расстояния. Вот что сказано об одной из картин:

Горные пейзажи

Вспомним легенду о происхождении гор, данную в Учении Живой Этики:

В творчестве Н.К.Рериха особое место занимают горные пейзажи. Путешествуя, он создал огромное количество картин, которые несут в себе духовный свет горных высот. В Учении сказано:

Фантастическими кажутся эти яркие синие, лиловые, розовые тона. Но именно так и выглядят горы на самом деле:

Тибет (Утро) (1933)

Гора Пяти Сокровищ (1933)

Канченджанга (1938)

Тибет (Вечерний свет) (1944)

В Учении Живой Этики духовный путь человека сравнивается с подъемом на горную вершину:

“Путь”

Основатели мировых религий, святые и духовные учителя были посланниками Иерархии Светлых Сил, которые воплотились на Земле для того, чтобы нести человечеству Свет Истины. Невероятно трудной и полной страданий была их земная жизнь. Елена Ивановна Рерих писала:

Путь (1936)

Учение Живой Этики упоминает о многих Учителях Света под зашифрованными именами. Иисус Христос назван Великим Путником. На картине Н.К.Рериха «Путь» мы видим человека, уходящего вдаль по острым камням узенькой горной тропинки. И понимаем, что это Великий Путник. Путь Его опасен и труден – между скалой и обрывом. Руки подняты, как напоминание о распятии.

Этот не тот Иисус Христос, который проповедует или служит объектом поклонения. Он идет вперед – и нам как бы предстоит следовать за Ним по тропинке. Принцип следования ученика за Духовным Учителем – основополагающий в Учении Живой Этики. Не поклонение и не обращение с просьбами о жизненных благах, а применение Заветов Учителя на трудном пути духовного восхождения.

Глядя на эту картину, мы вспоминаем слова из Учения:

Источник: http://strelnikova.lv/mirovozzrenie/kart_1.html

Николай Рерих: картины и биография художника

Изображенный на картине пейзаж был тревожен, таинствен. На погруженном в ночную тень высоком холмистом берегу виднелись постройки древнего селения, забор из кольев, с надетыми на них черепами, тускло светящийся огонек. В зеленоватом небе ярко выступал из-за холма серп месяца. По реке в самодельном челне плыли два старца. Чувствовалось, что спешат они с недобрыми вестями.

Картина называлась “Гонец. Восстал род на род”. Когда она появилась на выставке, то сразу же привлекла к себе всеобщее внимание. Третьяков приобрел ее для своей галереи.

Автором картины был молодой художник, воспитанник петербургской Академии художеств, Николай Константинович Рерих.

Эта картина явилась его дипломной работой и первым произведением в задуманной сюите «Славяне.

Начало Руси», из которой кроме «Гонца», написанного в 1897 году, он выполнил «Сходятся старцы» (1898), «Поход» (1899), «Зловещие» (1901), «Заморские гости» (1901), «Город строят» (1902).

Заморские гости

В Академии художеств непосредственным наставником Рериха был замечательный пейзажист А. Куинджи. Большую роль в развитии и формировании дарования Рериха сыграли И. Репин и В. Стасов. Темы исторического прошлого Родины привлекли Рериха с первых же лет пребывания в Академии. Именно тогда им была задумана серия «Славяне. Начало Руси».

Рерих страстно изучал все, что имело отношение к излюбленной им старине. Он даже сам принимал участие в раскопках курганов.

Однако в своих картинах избегал акцентировать внимание на конкретных археологических деталях. Археология являлась лишь подспорьем для его поэтической фантазии.

Полотна Рериха отличались подчеркнутой декоративностью. В некоторых из них явно проступали черты стилизации, символики, иррационализма.

В 1900—1901 годах Рерих, живя в Париже, занимался в студии Ф. Кормона. Вернувшись в Россию, он примкнул к мирискусникам, стал активно работать в Обществе поощрения художеств, исполняя должность секретаря Общества, а затем директора его Рисовальной школы.

Рерих много путешествовал.

Увлекаясь народными преданиями, песнями, древнерусским зодчеством, художник в 1903—1904 годах совершил ряд поездок по областям и городам России, прославленным своими памятниками древнерусского искусства и изделиями народных мастеров. Из этих поездок он привез около девяноста картин, изображающих Углич, Ростов Великий, Смоленск, Псков, Москву и другие города России. Интересовала Рериха и готика Риги и скандинавский эпос.

Читайте также:  Описание картины андрея рябушкина «воскресный день»

Особенно полно своеобразие живописной манеры художника проявилось в картинах «Бой» (1906), «Песнь о викинге» (1907), «Триумф викинга» (1909), «Варяжское море» (1910), «Три радости» (1906). Острота социальных конфликтов предреволюционных лет отразилась в цикле символических картин Рериха: «Меч мужества» (1912), «Крик Змея» (1913), «Град обреченный» (1914).

Замечательным явлением творчества Рериха были его театральные работы. Как художник-декоратор он впервые показал себя в 1907 году, оформив мистерию «Три волхва» в петербургском Старинном театре.

Увлечение древнерусской стариной, монументальными формами русской архитектуры проявились у Рериха в красочных эскизах декорации к опере Бородина «Князь Игорь» для «Русского сезона» в Париже.

Особенное впечатление производила оформленная им сцена «Половецкие пляски», где жарко полыхали оранжево-красные и огненные тона К числу лучших работ Рериха следует также отнести оформление «Снегурочки» А. Островского (1912, Русский театр, Петербург), «Пер Гюнта» Г.

Ибсена (1912, МХТ) и особенно балета «Весна священная» И. Стравинского (1913, антреприза С. Дягилева, Париж). Известны его декорации к «Валькириям», и музыкальной драме «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (1912, неосуществленная постановка).

 Октябрьская  революция застала Рериха в Финляндии. Началась его жизнь вне родины. В 1920 году художник совершил выставочное турне по США и поселился там на некоторое время. В 1923 году Рерих осуществляет свою давнишнюю мечту: организует экспедицию в Индию и Центральную Азию. В его искусство входят совершенно новые темы и образы: природа Гималаев, Тибета, местные предания и легенды.

Здесь, в Индии, в долине Клу, он работает над живописными полотнами. Так же, как и в картинах на темы из истории Древней Руси, Рерих стремится раскрыть характер страны, в которой живет.

Его композиции и пейзажи овеяны поэзией древних мифов и сказаний, их одушевляют философские представления мудрецов Востока, в которых, по глубокому убеждению Рериха, воплотились этические представления народа, его мудрость, его мечты («Майтрея-Победитель», 1925; «Приказ Ригден Джапо», 1926).

Никогда не оставлял художник тем и образов родной страны. Свидетельство тому — картины «Александр Невский» (1941), «Поход Игоря» (1942), «Настасья Микулична» (1943).

Рерих был инициатором международного движения в защиту памятников культуры. Еще в годы первой мировой войны он поднял свой голос против уничтожения художественных ценностей, напоминая об этом в символически-архаических формах таких картин, как «Зарево», «Дела человеческие».

В 1947 году Рерих решил покинуть Индию и стал готовиться к возвращению на Родину. Но болезнь помешала осуществлению этого замысла. Умирая, художник завещал свои произведения советскому народу.

Картины Рериха

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1647-rerih.html

Картины Николая Константиновича Рериха (живопись), творчество художника, смотреть фото известных работ

Николай Константинович Рерих (27 сентября (9 октября) 1874 г., Санкт-Петербург — 13 декабря 1947 г., Наггар, Химачал-Прадеш, Индия) — русский художник, философ, писатель, сценограф, археолог, путешественник.

Автор «Пакта Рериха», на законодательном уровне закрепившего охрану и защиту памятников культуры во всем мире.

Особенности творчества художника Рериха: наследие Н. К. Рериха многогранно, оно представлено произведениями станковой, театрально-декорационной, а также монументальной живописи.

На сегодняшний день насчитывается более 7 000 работ Рериха — картин, мозаик, фресок, набросков, эскизов декораций.

Основная тема творчества Рериха — древнерусские и восточные традиции, красота живой природы.

Известные картины Рериха: «Заморские гости», «Славяне на Днепре», «Небесный бой», «Александр Невский», «Русская Пасха», «Единоборство Мстислава с Редедей», «Снегурочка и Лель».
Николай Рерих родился в семье образованных людей: Константин Федорович, его отец, занимал должность нотариуса и принимал активное участие в жизни общества, а мать, Мария Васильевна, была дочерью купца. Семья Рерихов дружила со многими известными людьми того времени — Д. Менделеевым, М. Микешиным, Н. Костомаровым и другими. Николай Рерих с детства интересовался живописью, историей, археологией, историей и культурой России, а также стран Востока. Любовь к рисованию ему привил художник и друг отца Михаил Микешин.

Чтобы получить художественное образование, в 1893 году Рерих поступает в Академию Художеств в Санкт-Петербурге, в студию под руководством известного живописца А. И. Куинджи, чьи работы оказали огромное влияние на творчество будущего художника. Это особенно заметно, если рассматривать фото любой картины Николая Константиновича Рериха, написанной в раннем периоде его творчества.

Параллельно с учебой в Академии, Николай учится в Государственном Университете на юридическом и историко-филологическом факультетах.

Свободное время он посвящает рисованию: работы Рериха печатаются в журналах «Всемирная иллюстрация» и «Звезда», также он пишет иконы по заказам, полученным от церквей.

Вдохновение для своих работ молодой живописец находит в древних книгах и летописях, изучая их в Публичной библиотеке.

Первое свое путешествие художник совершил в 1899 году: из Санкт-Петербурга Рерих на пароходе добрался до Новгорода, проделав тот же водный путь, что и варяги, плававшие тут сотни лет назад. Впечатления, полученные во время этой поездки, зажгли в нем тягу к путешествиям и нашли отражение в последующем творчестве Рериха, посвященном истории Руси.

Дальше была поездка в Париж, учеба у известного художника Фернана Кормона, отдававшего предпочтение историческим сюжетам, и, наконец, свадьба с Еленой Ивановной Шапошниковой — верным другом, спутником и музой. Вместе с женой Рерих активно путешествует по России, изучая древнюю архитектуру, организовывает выставки, работает директором Рисовальной школы, возглавляет объединение «Мир искусства». В 1904 году этюды и картины Николая Константиновича Рериха отправляются в Сант-Луис (Америка), где проводилась выставка-продажа. На родину художника они вернулись спустя 70 лет.
С 1906 года живопись Николая Рериха приобретает новое направление: в каталоге известных работ того времени преобладают полотна, где художник экспериментирует с оттенками, меняя состав красок и накладывая один цвет на другой. Он много работает над тем, чтобы отыскать гармонию в сочетании реализма и символизма. На картины Николая Рериха, созданные в этот период его творчества, можно смотреть бесконечно, замечая все новые детали и любуясь игрой красок.

В работах Рериха, написанных до революции 1917 года, воспевается красота живой природы, русских городков и сел, простых людей, обыгрываются различные сюжеты из былин и народных сказок («Сходятся старцы», «Идолы», «Утро богатырства Киевского», «Сеча при Керженце»). Художник Рерих много и плодотворно работает, создавая декорации для театральных постановок («Пер Гюнт», «Снегурочка», «Валькирия»), а также принимая участие в оформлении церквей, московского Казанского вокзала, буддийского храма в Санкт-Петербурге.

Болезнь легких в 1916 году вынуждает живописца сменить климат — он уезжает на побережье Ладожского озера в Финляндии. Закрытые после революции 1917 года границы между Финляндией и Россией лишили его возможности вернуться на родину.

Рерих много путешествует по странам Европы, посещает Америку, а в 1923 году отправляется в Индию в составе Центрально-Азиатской экспедиции.

Эта страна настолько очаровывает его, что в 1935 году он остается жить в долине Куллу у подножия Северных Гималаев.

На многих картинах Николая Рериха, написанных за 12 лет жизни в Индии, зритель может видеть величественные горы, изображенные во всей своей суровой красоте. Серия «Гималаи» насчитывает более 2 тысяч полотен, благодаря чему Рерих получает от художественных критиков прозвище «мастер гор». Помимо этого, в своем творчестве художник использует сюжеты из индийской мифологии и легенд.

Список с названиями картин Николая Константиновича Рериха может занять не одну страницу: наследие этого трудолюбивого человека поистине огромно. Предлагаем вашему вниманию самые известные его работы, созданные в различные периоды творчества:

• «Гонец. Восстал род на род» (1897);

• «Поход» (1899);
• «Заморские гости» (1901);
• «Зловещие» (1901−02);
• «Город строят» (1902);
• «Ростов Великий» (1903);
• «Человечьи праотцы» (1911);
• «Меч мужества» (1912);
• «Эверест» (1931);
• «Меч Гэсэра» (1932);
• «Князь Игорь» (1941);
• «Партизаны» (1942) и др.

Вернуться в Россию живописцу так и не удалось. Он ушел из жизни в 1947 году в долине Куллу, где и был развеян его прах.

Источник: https://artchive.ru/artists/835~Nikolaj_Konstantinovich_Rerikh

Николай Рерих

Николай Константинович Рерих – выдающийся деятель русской и мировой культуры. Художник, философ, писатель, ученый, общественный деятель и путешественник. После себя он оставил огромное творческое наследие – свыше семи тысяч картин, около тридцати томов литературных произведений.

Детство и юность

Николай Рерих родился в Петербурге 9 октября 1874 года. Его отец Константин Федорович Рерих был влиятельным в городе юристом. Мать Мария Васильевна была домохозяйкой, воспитывала детей. У Николая были старшая сестра Лидия и два младших брата – Владимир и Борис.

Художник Николай Рерих

В детстве мальчик увлекся историей, много читал. Скульптор Михаил Микешин, который был частым гостем в семье Рерихов, заметил, что у Николая есть талант к рисованию, и начал его обучать художественному ремеслу. Учился Рерих в гимназии Карла Мая. Его одноклассниками были Александр Бенуа, Дмитрий Философов.

По окончании поступил в Императорскую Академию художеств. И параллельно учился в университете на юриста. В академии работал в мастерской именитого художника Архипа Ивановича Куинджи. В это время близко общался с Ильей Репиным, Николаем Римским-Корсаковым, Анатолием Лядовым и другими.

Николай Рерих в детстве и молодости

В студенческие годы ездил на археологические раскопки, а в 1895 году он стал членом Русского археологического общества. В этих поездках он записывал истории местного фольклора.

В 1897 году Николай Рерих окончил Академию художеств. Его дипломной работой была картина «Гонец», ее приобрел для своей галереи Павел Третьяков. Тогда же молодой художник получил должность помощника заведующего Императорским музеем, а параллельно работал в издании «Искусство и художественная промышленность».

Живопись

В 1900 году Николай Константинович Рерих решает поехать в Париж, там обучался в студиях художников Фернана Кормона и Пьера Пюви де Шаванна. По возвращении Рерих предпочитал писать исторические сюжеты. К раннему периоду его творчества относятся картины «Идолы», «Строят ладьи», «Сходятся старцы» и т.д. Художник работал в области монументальной и театрально-декоративной живописи.

Картина Николая Рериха «Эверест»

Начиная с 1905 года Рерих трудился над оформлением балетных, оперных и драматических постановок. В этот период времени Николай Константинович ведет активную деятельность по возрождению художественной Руси и сохранению памятников старины.

В 1903 году он организует путешествие по древнерусским городам. В это время пишет серию этюдов с памятниками архитектуры России. Также художник создает эскизы для росписи церквей и часовен. В 1910 году участвовал в археологических раскопках, в которых ему удалось обнаружить остатки кремля Древнего Новгорода.

Картина Николая Рериха «Огни победы»

В 1913 году Рерих начал работу над двумя панно – «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани». Размеры полотен были впечатляющие. «Покорение Казани» создавалось для оформления Казанского вокзала в Москве. Но из-за войны строительство вокзала затянулось. Временно панно было передано в Академию художеств.

Но новый ее руководитель из своих личных соображений решил уничтожить музей Академии и все экспонаты, в нем находившиеся. В итоге полотно Рериха было разрезано на куски и роздано студентам. Вот так безвозвратно погибла работа великого художника.

Панно Николая Рериха «Покорение Казани»

Также Николай Константинович трудился и над оформлением книжно-журнальной графики, например, он участвовал в создании издания пьес Мориса Метерлинка.

В 1918 году Рерих переехал в США. В Нью-Йорке он создал Институт объединенных искусств.

В 1923 году в городе стал функционировать Музей Рериха – это был первый музей русского художника, открытый за пределами России.

Картина Николая Рериха «Путь в шамбалу»

Но, пожалуй, наибольший след на творчестве Рериха оставила его экспедиция в Гималаи. В 1923 году он вместе с семьей приехал в Индию. Он сразу же начал готовиться к важнейшему путешествию в его жизни – в экспедицию по труднодоступным местам Центральной Азии.

Эти территории интересовали его не только как художника. Он хотел изучить и решить проблемы, связанные с мировой миграцией древних народов. Маршрут был длинным и сложным. Он проходил через Сикким, Кашмир, Синцзян (Китай), Сибирь, Алтай, Тибет и даже нехоженые области Трансгималаев.

Картина Николая Рериха «Заморские гости»

По количеству собранного материала данную экспедицию можно смело заносить в число крупнейших экспедиций ХХ века. Длилась она 39 месяцев – с 1925 по 1928 годы.

Читайте также:  Описание картины жана огюста энгра «купальщица»

Пожалуй, самые популярные картины Рериха созданы именно под впечатлением от этого путешествия и великих гор. Художник создал серию картин «Учителя Востока», «Матерь Мира» – цикл, посвященный Великому Женскому Началу. В этот период он написал свыше 600 картин. В его творчестве на первый план вышли философские поиски.

Литература

Велико и литературное наследие Николая Константиновича Рериха. Он издал сборник стихов «Цветы Мории», несколько прозаических книг – «Твердыня Пламенная», «Алтай-Гималаи», «Шамбала» и др.

Но, пожалуй, главным литературным произведением Рериха является духовное учение «Агни-йога» или «Живая Этика». Оно создавалось при участии супруги Николая Константиновича – Елены Рерих. В первую очередь это философия космической реальности, закономерной эволюции Космоса. По учению смысл эволюции человечества – духовное просветление и совершенствование.

Подписание Пакта Рериха 15 апреля 1935 год

В 1929 году благодаря Рериху Николаю Константиновичу начался новый этап в истории всего человечества – был принят Пакт Рериха. Это был первый в истории документ, речь в котором шла о защите мирового культурного наследия. Договор об охране художественных и научных учреждений, а также исторических памятников был подписан 21 страной.

Личная жизнь

Знаменательным годом для Николая Рериха стал 1899. Он повстречал свою будущую жену – Елену Ивановну Шапошникову. Родом она была из семьи петербургской интеллигенции.

С детства увлекалась рисованием и игрой на фортепиано, позднее стала изучать философию, религию и мифологию. Они сразу же прониклись друг другом, одинаково смотрели на мир.

Поэтому вскоре их симпатия переросла в сильное чувство. В 1901 году молодые люди поженились.

Николай Рерих и его жена Елена

Всю жизнь они дополняли друг друга в творческом и духовном плане. Елена Ивановна разделяла любые начинания мужа, была надежной спутницей и верным другом. В 1902 году на свет появился их первенец – сын Юрий. А в 1904 году родился сын Святослав.

В своих книгах Рерих Елену Ивановну называл не иначе, как «вдохновительницей» и «другиней». Новые картины он показывал в первую очередь ей, доверяя ее интуиции и вкусу. Во всех путешествиях и экспедициях Елена Ивановна сопровождала супруга. Благодаря ей Рерих познакомился с трудами мыслителей Индии.

Николай Рерих с сыновьями

Существует версия, что Елена Ивановна была больна психическим заболеванием. Об этом свидетельствовал их семейный доктор Яловенко. Он писал, что женщина страдает «эпилептической аурой».

По его словам, такие больные часто слышат голоса и видят невидимые предметы. Доктор об этом сообщал и Николаю Константиновичу. Но он данную информацию воспринимал холодно.

Рерих часто попадал под ее влияние и даже верил в ее экстрасенсорные способности.

Смерть

Еще в 1939 году Николаю Константиновичу поставили диагноз, свидетельствующий о болезни сердца. В последние годы художник хотел вернуться в Россию, но началась война, потом ему было отказано во въездной визе. Весной 1947 года все же пришло столь долгожданное разрешение. Семья Рерихов стала готовиться к отъезду.

Камень на месте кремации Николая Рериха

13 декабря 1947 года, когда были упакованы вещи и свыше 400 картин, Николай Константинович дописывал картину «Приказ учителю». Неожиданно его сердце перестало биться. Похоронили великого художника по индийскому обычаю – тело сожги и развеяли по ветру с вершины горы. На месте кремации поставили памятник с надписью:

Произведения

  • 1897 – «Гонец (Восстал род на род)»
  • 1901 – «Заморские гости»
  • 1901 – «Идолы»
  • 1905 – «Сокровище ангелов»
  • 1912 – «Ангел Последний»
  • 1922 – «И мы трудимся»
  • 1931 – «Заратустра»
  • 1931 – «Огни победы»
  • 1932 – «Святой Сергий Радонежский»
  • 1933 – «Путь в Шамболу»
  • 1936 – «Корабль пустыни (одинокий путник)»
  • 1938 – «Эверест»

Библиография

  • 1931 – «Держава Света»
  • 1990 – «Зажигайте сердца»
  • 1991 – «Врата в будущее»
  • 1991 – «Нерушимое»
  • 1994 – «О Вечном…»
  • 2004 – «Агни Йога в 5 томах»
  • 2008 – «Знак Эры»
  • 2009 – «Алтай – Гималаи»
  • 2011 – «Цветы Мории»
  • 2012 – «Миф Атлантиды»
  • 2012 – «Шамбала»
  • 2012 – «Шамбала сияющая»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/9746-nikolai-rerikh.html

Николай Рерих: биография, картины, музеи, личная жизнь художника

Художник, сценограф, философ, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель — список амплуа Николая Рериха бесконечен.

Он составил первое международное соглашение о защите культурных ценностей и создал философское учение «Живая этика», возродил старинные русские ремесла и оформил театральные представления на Русских сезонах Сергея Дягилева.

Картины Николая Рериха хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, Музее искусства народов Востока и частных коллекциях по всему миру.

Николай Рерих — «Поездка по старине»

Николай Рерих родился в 1874 году в Санкт-Петербурге. Его отец был известным нотариусом и общественным деятелем, мать происходила из купеческой семьи. Мальчик получил превосходное образование: в восемь лет он поступил в одну из лучших частных школ Санкт-Петербурга — гимназию Карла фон Мая.

Летние и зимние каникулы семья проводила в загородном поместье Извара в Петербургской области. Здесь юный Рерих собирал гербарий и минералы, изучал местных животных и птиц.

Еще в детстве он начал заниматься археологией: вел раскопки, составлял карты рельефа, подробно описывал находки.

В Изваре Николай Рерих познакомился с известным археологом Львом Ивановским и помогал ему в археологических исследованиях местных курганов.

Мальчик интересовался историей и эпосом изварской земли, с увлечением записывал былины, предания и народные сказы, которые слышал от местных жителей. Позже сюжеты этих сочинений легли в основу его картин. Впервые художественные способности мальчика заметил друг семьи – скульптор Михаил Микешин. Он стал первым учителем будущего художника.

Отец не поддерживал увлечения сына и хотел, чтобы он продолжил семейное дело. Ослушаться родителей Николай Рерих не мог, поэтому после частной гимназии поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

Одновременно юноша сдал экзамены и в Императорскую Академию художеств. Его первым крупным успехом стала дипломная картина «Гонец»: за нее Рерих получил звание художника.

В 1897 году он окончил Академию художеств, а через год — университет.

Вся биография Николая Рериха связана с русской историей и культурой. Интерес молодого исследователя с каждым годом только усиливался.

Еще в студенческие годы он стал членом Русского археологического общества и проводил раскопки во многих русских губерниях, изучал фольклор. В 1903 году художник отправился в большое путешествие по России.

Он посетил более 40 городов, известных своими памятниками старины.

В путешествии родилась целая серия полотен — «Начало Руси, славяне». На них художник отразил свое мистическое представление о предках. В «поездке по старине» Рерих изучал корни русской культуры, фотографировал предметы старины, писал статьи о ценности древнерусского искусства.

Свое путешествие по древним русским городам Николай Рерих завершил в Талашкино — в имении мецената Марии Тенишевой.

Здесь вместе с художниками Михаилом Врубелем, Александром Бенуа и Константином Коровиным Рерих восстанавливал техники древнерусских ремесел и традиции народных промыслов.

В художественных мастерских он создавал эскизы для мозаики и росписи в старинных техниках. Одна из самых известных работ — декор в храме Святого Духа в Талашкине.

Художник, археолог, редактор и ученый

Талант Николая Рериха проявлялся в разных областях. Он работал редактором в журнале «Старые годы», в больших изданиях «История русского искусства» под общей редакцией Игоря Грабаря и «Русская икона».

Как археолог участвовал в раскопках курганов на территории Новгородской и Тверской губерний. Как художник создавал мозаики и росписи для церквей, вокзалов и домов.

Как декоратор оформлял оперные, балетные и драматические постановки, как мастер книжно-журнальной графики — различные издания.

Наряду с древнерусской темой в творчестве Николая Рериха стали появляться восточные мотивы. Он изучал философию Востока, коллекционировал предметы японского искусства, написал несколько очерков о Японии и Индии, создал картины на индийские мотивы — «Девассари Абунту», «Девассари Абунту с птицами», «Граница царства», «Мудрость Ману».

В своем искусстве художник соединил реализм и символизм, уделяя большое внимание цвету.

Он почти отказался от масла и перешел к темперной технике: много экспериментировал с составом красок, использовал метод накладывания одного тона на другой.

Оригинальность его работ отмечали многие критики: с 1907 по 1918 год в России и Европе издали девять монографий и несколько десятков художественных журналов, посвященных творчеству Рериха.

В 1916 году из-за тяжелой болезни Николай Рерих по настоянию врачей вместе с семьей переехал в Финляндию. После революции 1917 года Финляндия закрыла границу с Россией, и Рерихи оказались отрезаны от молодого СССР. За границей с успехом прошли несколько его выставок.

В 1919 году семья Рерихов переехала в Лондон. Здесь они стали членами оккультного Теософского общества. Николай Рерих и его жена Елена основали новое философское учение «Живая этика» — о внутреннем преображении, раскрытии способностей и овладению космической энергией.

Через год по приглашению директора Чикагского института искусств Николай Рерих с семьей переехал в США.

В Америке он организовал масштабное трехлетнее выставочное турне по 30 городам США, создавал эскизы костюмов и декораций для Чикагской оперы, читал лекции о русском искусстве, этическом и эстетическом воспитании.

В эти годы художник написал серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости» и серию картин «Санкта» («Святые») о жизни русских святых и подвижников.

«Мастер гор» Николай Рерих

В 1923 году Рерих покинул Америку и отправился в Париж, а затем — в Индию, где организовал масштабную Центрально-Азиатскую экспедицию.

В это время он проводил археологические и этнографические исследования в разных частях Азии, изучал редкие манускрипты, собирал лингвистические материалы и произведения фольклора, описывал местные обычаи, написал книги «Сердце Азии», «Алтай — Гималаи».

В эти годы художник создал около 500 полотен. На них отражалась живописная панорама экспедиционного маршрута.

Обширные научные материалы, которые собрали Рерихи во время экспедиции, требовали систематизации и обработки. После поездки супруги основали в Нью-Йорке Институт гималайских исследований, а затем — институт «Урусвати» (в переводе с санскрита «Свет утренней звезды») в Гималаях, в долине Куллу.

В 1928 году Николай Рерих подготовил проект Договора о защите культурных ценностей — Пакт Рериха. Пакт стал первым международным актом, посвященным охране культурных ценностей, и единственным соглашением в этой сфере, которое было принято международным сообществом до Второй мировой войны. За него Рериха дважды номинировали на Нобелевскую премию мира, но он так и не получил ее.

С конца 1935 года Рерих постоянно жил в Индии. Этот период — один из самых плодотворных в его творчестве. За 12 лет он написал более тысячи картин.

В это время вышли две новые книги Николая Рериха и несколько томов литературных очерков.

В Индии были написаны серии «Шамбала», «Чингис хан», «Кулута», «Кулу», «Святые горы», «Тибет», «Ашрамы», за которые художественные критики называли Рериха «мастером гор».

В годы Второй мировой войны он вновь обратился в своем творчестве к теме родины и создал ряд картин, используя образы русской истории, — «Поход Игоря», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», «Богатыри проснулись».

Николай Рерих умер в 1947 году в Индии, в долине Кулу Гималайских гор.

Источник: https://www.culture.ru/persons/8245/nikolai-rerikh

Ссылка на основную публикацию