Описание картины осипа браза «портрет антона павловича чехова»

Интересные факты о Чехове

Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 года в Таганроге. Это один из самых выдающихся писателей не только 19 века, но и вообще, всех времен. Об этом вы поймете, когда прочитаете все интересные факты о Чехове.

Итак, гениальный русский писатель, драматург и прозаик был профессиональным врачом. Этот факт знают более-менее все образованные люди, однако дальше этого мало кто идет. На самом деле, Антон Павлович очень душевно относился к тем больным, которых он лечил.

В его рассказах нередко прослеживается потрясающая наблюдательность прирожденного доктора, умеющего анализировать не только внешние характеристики человека, но и внутренний мир.

Будучи чрезвычайно тонким психологом и глубоким знатоком души, он нередко помогал пациентам с необычными проблемами.

Интересных фактов о А.П. Чехове столько, что из них можно составить целую книгу. Однако нам нужно обойтись одной статьей.

Хочется только добавить, что если вы никогда не читали произведения этого гениального русского писателя, известного во всем мире как выдающегося классика, то непременно восполните этот пробел. Многие великие люди двадцатого века считали чтение Чехова лучшим отдыхом для ума.

Ведь удивительная красота чеховского языка, потрясающий юмор, ирония и глубина суждения – все это делает его рассказы уникальными и не имеющими аналогов в мире.

Несмотря на множество юмористических произведений, это был необычайно серьезный и, вместе с тем, ироничный человек.

По рассказам современников глаза Чехова были слегка прищуренные и смеющиеся. Надо сказать, что это был в полном смысле «мужской» писатель. То есть он был совершенно чужд сентиментальности.

Он никогда не жалеет своих героев, а рассказывает о них с невероятным соединением докторской констатации фактов и сочного оформления тончайшего художественного стиля.

Итак, перейдем к нашей главной теме.

Интересные факты о Чехове А.П

  1. В семье Чеховых было пять сыновей и одна дочь. Антон был третьим ребенком.
  2. Его отцом был простой купец, владелец бакалейной лавки.
  3. Каждый день после школы Чехов вместе с братьями по очереди сторожили лавку отца. В пять утра семья просыпалась для того, чтобы петь в церковном хоре.
  4. Долгие годы Чехов любил петь в семье с братьями и сестрой.

    Сам он исполнял партию альта. По словам писателя «в детстве у него не было детства».

Семья Чеховых

  1. Вообще надо сказать, что родители Чехова были весьма набожными людьми. Они соблюдали все церковные уставы и приучали к этому детей. Сам отец играл на скрипке и часто подрабатывал регентом.

    Антон Павлович вырос в очень музыкальной семье, что существенно повлияло на его дальнейшую жизнь.

  2. В целом взрослел Чехов в дружной семье, несмотря на немного деспотичный характер отца.

Отчий дом А.П. Чехова в Таганроге

  1. Маленького Антошу Чехова называли «Бомбой» за то, что у него была слишком большая голова. Однако он сердился на это.

    По воспоминаниям родных, он был самым смиренным сыном среди детей.

  2. Многие думают, что Чехов был щуплым и хрупким «ботаником». На самом деле, по описанию знакомых, в молодости Антон Павлович слыл «русским богатырем». Однако к концу жизни он действительно здорово подкачал, так как несколько лет тяжело болел туберкулезом.

    Интересен тот факт, что однажды Юрий Яковлев, известный артист, рост которого составлял 187 см., решил примерить настоящий пиджак Чехова. Каково же было его удивление, когда он оказался ему как раз по размеру. Следовательно, рост Антона Чехова был не менее 185 см.. Каково!

Чехов с сестрой

  1. Интересен факт, что у писателя, вместе с известностью, появилось множество поклонниц.

    Причем они в буквальном смысле слова преследовали его.
    Прогуливаясь по улицам, он то и дело сталкивался со «случайными» дамами, которые всеми силами пытались привлечь его внимание. Они тщательно рассматривали его костюм, восхищались походкой и улыбкой, которая, по воспоминаниям многих современников, была действительно «удивительной».

    Острые языки местных журналистов мигом присвоили поклонницам писателя меткое название – «Антоновки».

  1. Известно ли вам, что Антон Павлович Чехов входит в тройку самых экранизируемых авторов в мире? Возглавляет эту триаду Шекспир, за ним идут Чехов и Диккенс соответственно.
  1. Немногие знают еще один интересный факты из биографии Чехова.

    Дело в том, что его дед, Егор Михайлович, был крепостным, однако он сумел собрать нужную сумму денег и выкупить всю семью.

  2. Интересно также, что в 1899 году император Николай II подписал указ о даровании Чехову потомственного дворянства. Однако он был не то, чтобы отвергнут, а просто проигнорирован писателем.

    Антон Павлович никак не отреагировал на появление этого указа и вообще нигде о нем не упоминает, хотя прекрасно знал о его существовании.

  3. В императорской семье Николая II часто читали произведения Чехова, и даже иногда ставили по ним домашние спектакли.
  4. До своего широкого признания, молодой писатель около 5 лет работал на различные издания «литературным негром».

    Как правило, ему заказывали юмористические рассказы.

  1. Достоверно известно, что Чехов имел более 50 различных псевдонимов. Самые известные из них: Антоша Чехонте, Шиллер Шекспирович Гете, Шампанский, Брат моего брата, Гайка № 6, Гайка №9, Грач, Человек без селезенки, Акакий Тарантулов, Некто, Архип Индейкин, Василий Спиридонов Сволачев и т.д.

  2. Немногие знают, что Антон Чехов был чрезвычайно добрым человеком, несмотря на некоторую «докторскую» угловатость. Он всю сознательную жизнь занимался благотворительностью. Помогал собирать средства для постройки сельских школ и санаториев для малоимущих крестьян. Работал доктором как волонтер.

    Даже в последние годы, когда он сам был тяжело болен, он не переставал в определенные часы принимать пациентов и бесплатно снабжать их лекарствами.

  1. Интересен факт, что Чехов почти всю жизнь коллекционировал почтовые марки разных стран. Это было его любимым хобби. Еще он любил записывать смешные фамилии, которые встречались у реальных людей.

    Естественно, что многие из них он использовал в своих рассказах.

С изображением Чехова существует очень много различных марок

  1. Его любимыми собаками были таксы. Веселый по своей натуре, он давал весьма смешные названия своим питомцам. Две его любимые собачки носили имена Брома Исаевича и Хины Марковны.
  2. У писателя было огромное количество записных книжек.

    Туда он записывал буквально все, что хоть немного привлекало его внимание.

Рукопись Чехова. Почерк мелкий и быстрый, как у много пишущего человека

  1. Чехов дружил с выдающимся композитором П.И. Чайковским, и даже посвятил ему произведение под названием «Хмурое утро».

  2. Мало кто знает и тот факт, что именно благодаря дружбе с Чеховым, Максим Горький смог опубликовать свою, ставшую впоследствии знаменитой, пьесу «На дне».

Антон Чехов с Максимом ГорькимВ Ялте с Горьким

  1. Когда Чехов впервые увидел Сергея Рахманинова, он сказал: «Из вас выйдет большой человек».

    На вопрос о том, на каких основаниях он сделал такое «предсказание», Антон Павлович ответил просто: «это написано на вашем лице».

  2. Самый известный портрет Антона Павловича Чехова, который имеется практически во всех мировых изданиях его произведений, принадлежит работе Осипа Браза. Однако сам писатель отзывался об этом портрете весьма не лестно.

    Он говорил, что в нем «есть что-то не мое, и нет чего-то моего». Он также говаривал, что «если он и стал пессимистом и пишет мрачные рассказы, то виноват в этом портрет».

Портрет Чехова работы О. Браза

  1. А этот интересный факт о Чехове не знает практически никто. Станиславский рассказывает, что однажды к нему в гости пришел его старый знакомый.

    Это был веселый человек, которого в обществе считали «немножко беспутным». Он со всеми общался, шутил и смеялся, а Чехов, тем временем, сосредоточенно посматривал на гостя. Когда тот ушел, Антон Павлович стал расспрашивать Станиславского об этом человеке. Когда хозяин решил поинтересоваться о причине такого любопытства, Чехов воскликнул: «Как же, ведь он самоубийца».

    Через несколько лет Станиславский с изумлением узнал, что этот его знакомый совершил суицид, выпив яд. Эта поистине мистическая прозорливость писателя глубоко поразила режиссера.

  2. Когда Чехов узнал о том, что он болен туберкулезом, ему не хотелось, чтобы об этом кто-нибудь знал.

    Он никогда не жаловался и не беспокоил близких людей даже в минуты крайнего обострения мучившей его болезни.

  3. Чрезвычайно интересный факт заключается в том, что Чехов очень любил редактировать чужие рассказы. Он нередко собирал из газет художественные произведения и «шлифовал» их. Сам писатель называл это гимнастикой для ума.

  1. Литературоведы знают, что интересные факты о Чехове рассказывали только современники. Сам же писатель очень не любил о себе говорить. Когда речь заходила о том, чтобы он написал краткий биографический рассказ о своей жизни, он отшучивался, говоря, что у него автобиографофобия.

  2. Чехов первый писатель, который совершил самоотверженную поездку на остров Сахалин, где жили ссыльные каторжники. Это была тяжелейшая для его здоровья поездка в 10 тыс. км., которая длилась 81 день, причем 4 тысячи километров совершались на лошадях, а не на поезде (в статье «Интересные факты о России» вы можете узнать, что Транссибирская Магистраль еще не была построена).

    Десятичасовые переезды в мокрых валенках привели к серьезному обострению симптомов заболевания. Как опытный врач, Чехов понял, что у него туберкулез. В конечном счете, именно эта поездка стала катализатором болезни писателя. Так, по крайней мере, считали его родственники. Итогом этого путешествия стали произведения «Из Сибири» и «Остров Сахалин».

    Любопытно, что Чехов провел опрос почти десяти тысяч жителей Сахалина, проведя, по сути, первую перепись тамошних жителей.

  1. Вопреки расхожему мнению, Чехов до самой смерти так и не смог расстаться с профессией врача. В 1904 году, когда началась Русско-Японская война, он писал своему знакомому о том, что хочет поехать на Дальний Восток в качестве врача, а не корреспондента.

    Если бы через несколько месяцев он не умер, может быть, он стал бы и первым писателем, прошедшим войну, опередив Хемингуэя и Ремарка.

  2. Надо сказать, что короткие, простые и удивительно талантливые рассказы Чехова были настоящим переворотом в литературе. До этого никто даже не пробовал так писать.

    Но действительно, что было делать молодому гению после таких титанов мысли, как Достоевский, Толстой, Тургенев? Ведь эти гиганты написали уже все, что только можно, научили людей жизни и художественно осмыслили душу. Но тут появляется Чехов!

  3. Ольга Книппер, жена писателя, расстраивалась тем, что у мужа нет «крупных» произведений.

    На что Чехов отвечал: «Это у меня, Дуся, почерк мелкий…».

Чехов с женой Ольгой Книппер

  1. Интересен тот факт, что Лев Толстой после смерти Антона Павловича сказал: «Чехов создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы письма, подобных которым я не встречал нигде…». Именно Льву Николаевичу принадлежит высказывание: «Чехов — это Пушкин в прозе».

Чехов в Ясной Поляне в гостях у Льва Толстого

  1. Антон Чехов был чрезвычайно гостеприимным человеком. В иные дни у него в доме спали на всех кроватях, диванах и лавках. Иногда даже в сенях. Мелихов писал: «Чехов принимал у себя гостей в таком беспримерном количестве, словно у него был не дом, а гостиница».

  2. Практически все спектакли по пьесам Антона Павловича на первых представлениях имели провал. Спектакли по его произведения поражали не вмиг, но навсегда, становясь мировыми шедеврами.
  1. На Западе Чехова, как несравненного творца юмористических рассказов практически не знают. Он известен как гениальный драматург, равный по величине Шекспиру.

    Бернард Шоу писал: «В плеяде великих европейских драматургов… имя Чехова сияет как звезда первой величины».

  2. Этот интересный факт будет понятен тем, кто читал великолепный рассказ «Попрыгунья». Художник Левитан, близкий друг писателя, чуть не вызвал Чехова на дуэль за этот рассказ, так как узнал в художнике Рябовском себя, а в Ольге Дымовой – их общую знакомую.

Портрет Чехова написанный Левитаном

  1. Когда умер отец Чехова, Антону Павловичу достался его перстень с надписью: «Одинокому везде пустыня». Он всегда носил его с собой.

30-летний Чехов в кругу семьи. 1890 год.

  1. Однажды Чехов написал своему брату: «Если говорить о рангах, то в русском искусстве он (П. И.

    Чайковский) теперь занимает второе место после Льва Толстого, который давно уже сидит на первом. (Третье я отдаю Репину, а себе беру девяносто восьмое)».

  1. Практически все современники Антона Павловича отмечают его удивительную скромность. Получив Пушкинскую премию в 28 лет, он уже стал знаменитостью. Однако это не вызвало звездной болезни в молодом писателе.

    Он был не из тех, кто любит производить впечатление и пафос.

  2. Еще один очень интересный факт о Чехове. Антон Павлович однажды написал в письме: «Я не знаю языка лучшего, чем у Лермонтова. У него я учился писать». Поиски «лермонтовского следа» в творчестве А.П. Чехова — любимое дело литературоведов.

Чехов в своем кабинете в Ялте

  1. Практически все наследство и авторские права писатель завещал сестре Марии. Супруге Чехова, Ольге Книппер, досталось 5 тыс. рублей и дача в Гурзуфе. Однако вдова отказалась от своей «доли» в пользу той же сестры Чехова.
  2. Последние слова завещательного письма, написанные сестре из Германии, были сугубо «чеховскими»: «Помогай бедным.

    Береги мать. Живите мирно».

Справа Чехов с женой, слева мать и сестра

  1. У писателя не было детей, хотя он о них мечтал.
  2. Чехов умер ночью, 2 июля 1904 года в возрасте всего лишь 44 лет. Когда он отъезжал в Германию для лечения, одному знакомому он прямо сказал: «Еду подыхать».
  3. В эту ночь он проснулся, и впервые за все время попросил позвать врача.

    Затем Чехов произнес по-немецки: «Ich sterbe» (их штербе) – я умираю. Потом повторил это дважды на русском языке. Далее Ольга Книппер рассказывает, как он попросил, чтобы она налила ему шампанского. Выпив, он повернул к ней лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой и сказал: «Давно я не пил шампанского». После этого он лег на левый бок и умолкнул навсегда.Последнее фото Чехова на смертном одре

  4. Согласно законам Германии, умерших от туберкулеза запрещено было перевозить куда-то, их нужно было срочно кремировать. Но Ольга Книппер, жена Чехова, договорилась, и местный чиновник достал ей холодильный вагон для перевозки мороженых устриц. Именно так тело Чехова было доставлено в Москву.
  5. Антон Павлович Чехов похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря, возле отца.Подлинный автограф А. П. Чехова
  6. В статье, напечатанной в немецкой газете после смерти Чехова, его лечащий доктор Эрик Шверер писал: «Он переносил свою тяжелую болезнь, как герой. Со стоическим, изумительным спокойствием ожидал он смерти. И все успокаивал меня, просил не волноваться, не бегать к нему часто, был мил, деликатен и приветлив».
  7. Ольга Книппер-Чехова пережила своего мужа, Антона Павловича Чехова, на 55 лет.
  8. Память великого русского писателя чтится в самых разных сферах, приведем лишь некоторые интересные факты. В честь Чехова названы астероид в главном астероидном поясе, кратер на Меркурии, город в Московской области, а также институты, библиотеки, музеи, театры и различные сообщества не только в России, но и за рубежом.

Рекомендуем вам также цитаты и высказывания Чехова.

Японский писатель Асахи Суэхико однажды написал трехстишие, которое очень хорошо подходит для завершения данной статьи:

Ноябрьская ночь.
Антона Чехова читаю.
От изумления немею.

Если Вам понравились интересные факты о Чехове, поделитесь, пожалуйста, в социальных сетях с друзьями.

Рекомендуем почитать факты о Пушкине. Очень интересно, — узнаете много нового.

Источник: http://interesnyefakty.org/interesnyie-faktyi-i-vyiskazyivaniya-chehova/

Описание картины Осипа Браза «Портрет Антона Павловича Чехова»

Описание картины Осипа Браза «Портрет Антона Павловича Чехова»

Осип Браз был признан одним из лучших портретистов своего времени. Его творчеству были присущи красочность и непринужденная манера написания, а также комбинирование различных художественных стилей и направлений.

Заветной творческой идеей мастера было воскрешение изобразительного наследия русского парадного портрета.

Получив европейское образование, по возвращении в Россию, Браз был одинаково подвержен жесткой обличающей критике – его осуждали за шаблонность и виртуозное, но «бездушное» исполнение; и положительным отзывам – в 1896 году его наградили дипломом Петербургской академии художеств.

Как ни странно, мастер был удостоен звания художника не за особую конкурсную работу, а за серию портретов. Некоторые из них были после приобретены П. М. Третьяковым, впоследствии заказавшим Бразу портрет Чехова.

Кстати сказать, этот портрет является единственным законченным прижизненным изображением писателя. Осип Эммануилович писал портрет два года, представив окончательный вариант осенью 1898 года в Ницце.

Публика восприняла полотно неоднозначно. Стоит отметить, что сам писатель не любил эту картину.

Антон Павлович высказался о своих ощущениях следующим образом: «…если я стал пессимистом и пишу мрачные рассказы, то виноват в этом портрет мой…»

Трудно представить Антона Павловича в таком свете, ведь портрет писался на пике его славы, и этот человек всегда был полон энергии и силы духа.

Но ни последний, ни один из первых «пробных» произведений Браза, по мнению противников, не смогли воссоздать живой, мужественный и удивительный образ Антона Чехова.

Лишь немногие, в том числе, доброжелатель Браза – художественный критик Александр Бенуа, утверждали, что юному живописцу удалось объективно и доподлинно запечатлеть образ знаменитого писателя.

Браз изобразил Антона Павловича в возрасте около сорока лет. Весь его образ изящен и дышит интеллигентностью. Он сидит в роскошном старинном кресле, глаза спрятаны за пенсне. Поза напряжена и нервозна, ощущается некая скованность.

Лицо писателя бледное, с выражением болезненной грусти, предположительно уже тогда Чехов догадывался о своей болезни. В картине преобладают холодные мрачные тона, подчеркивая строгость портрета и неуловимую печаль, скрывающуюся в чертах лица.

В изображении не проглядывает и капли того мальчишеского озорства, которое было присуще писателю и было запечатлено в фотографиях. Жесткость, глубокая задумчивость и апатичность.

Этот портрет стал последним изображением Антона Чехова. Никто более из художников не пытался воплотить образ писателя.

(1 votes, average: 5.00

Источник: http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-osipa-braza-portret-antona-pavlovicha-chexova/

Репрессированные художники: Осип Браз

22 января 1873 года в Одессе родился Осип Эммануилович Браз – известный живописец, гравер-офортист, литограф. В будущем он стал известен как художник сложной творческой и еще более драматичной человеческой судьбы.

Отмеченный признанным знатоком живописи, российским искусствоведом А.Н.Бенуа как один из лучших портретистов своего времени, сегодня он незаслуженно забыт.

В своем творчестве художник, наряду с другими мастерами объединения «Мир искусства», пытался в новых условиях возродить традиции русского парадного портрета.

Автопортрет

Осип Браз, сразу после окончания гимназии в 1889 году поступил в Одесскую школу рисования, которой руководил Кириак Костанди, где получил первоначальное профессиональное образование. Продолжил занятия живописью в частной школе Мюнхена у знаменитого венгерского художника Шимана Холлоши и классах рисунка Мюнхенской Академии художеств.

Из Германии начинающий художник переехал в Париж, где получил доступ на так называемую Champ de Mars – выставку крупнейших передовых художников, которые боролись за новое искусство. Затем Браз отправился в Голландию, где изучал творчество «старых» голландцев и знакомился с современным европейским искусством.

После возвращения он поступил в Петербургскую Академию художеств, в мастерскую Ильи Ефимовича Репина. Здесь Браз сблизился с молодыми живописцами, вошедшими вскоре в художественное объединение «Мир искусства» (в нём состояли и такие видные художники как А.Васнецов, М.Врубель, Б.Кустодиев, И.Левитан, К.Петров-Водкин, Н.Рерих, В.Поленов, М.

Сарьян), и стал постоянным участником его выставок. Браз был виртуозным рисовальщиком; в своем живописном стиле соединив традиции русского психологического портрета с новой, широкой и несколько поверхностной манерой, возникшей, вероятно, под влиянием модных тогда на Западе художников А. Цорна и Дж. Уистлера.

Вскоре Браз выработал шаблонный тип салонного, главным образом женского портрета, пользовавшийся неизменным успехом у публики. Художник и искусствовед А.

Бенуа остроумно называл его «мирискусственником», но отмечал присущую этому художнику уже в ту пору зрелость вкуса и «европеизм»: «Ему, получившему европейское образование и хорошо знавшему классическую живопись, уже нечему было учиться в Академии, у Репина нужно было лишь получить звание». Впрочем, как и во все времена, у всех талантливых людей были свои «доброжелатели». Несмотря на положительные отзывы А. Бенуа, М. Нестеров называл Браза «ловким мастером-кустарем, но не художником».

Портрет графини Е. М. Толстой

В 1896 году Браз удостоился диплома Петербургской академии художеств. Выполненные им портреты художников Д.Кардовского и Е.Мартыновой заслужили высокую оценку критики, причём последний приобрел сам П.М. Третьяков. Он заказал художнику также изображения В. Ф. Комиссаржевской и А.П.Чехова.

Портрет Чехова, над которым художник работал в 1897-1898 годах, удостоился противоречивых оценок современников, но является сейчас единственным прижизненным законченным портретом классика рассказа. Окончательный вариант этого произведения был написан в Ницце. Бенуа особо отмечал, что будущие поколения будут благодарить автора за объективный «документ».

Портрет Антона Павловича Чехова

Интересна дальнейшая история этой картины. Чехова не стало 15 июля 1904 года в Баденвейлере, маленьком немецком городке, по дороге в Италию. Уже через четыре года после смерти Чехова сюда прибыли его родные, друзья, почитатели и воздвигли памятник в центре города. Бронзовый Чехов смотрел со склона горы Бургберг на долину Рейна и соседний Эльзас.

Открытие первого памятника проходило в июле 1908 года и имело большой отклик, это имело большое значение для установления культурных связей между царской Россией и Германской империей.

Вплоть до середины 1914 года у памятника произносились пламенные речи о мире и благе обоих народов, но в 1914 году грянула Первая мировая война, и бронзовый Чехов был отправлен на переплавку.

Остался лишь гранитный постамент с надписью.

В 50-е годы по инициативе местных властей здесь были собраны уникальные материалы, был создан архив Чехова.

В городе о Чехове напоминает очень многое: это самая первая в мире памятная доска писателю, расположенная на балконе чеховской комнаты тогдашним владельцем гостиницы «Зоммер» Глёзером сразу после кончины писателя.

Это памятный камень, установленный в год смерти Антона Павловича, но самое главное – это «Чеховский салон» – музей, открытый в 1998 году по инициативе городских властей.

Огромные окна-стенды «Чеховского салона» привлекают гостей и жителей города в музей, всегда открытый и никем не охраняемый.

Сюда можно зайти в любое время и побеседовать с великим писателем – его портрет встречает посетителей у входа.

Это первая точная копия знаменитой картины Иосифа Браза из Третьяковской галереи, написанная в 1988 году по заказу федерального президента Германии Рихарда фон Вайцзекера и Михаила Горбачева. Она передана в дар музею в 2001 году.

Портрет Сергея Васильевича Иванова

Под влиянием «мирискусственников» художник обратился к графике, занимался литографией и офортом, в частности выполнял портреты и пейзажи.

Большой популярностью пользовались изысканные портреты Браза, написанные им интерьеры, которые отличала свободная и элегантная манера живописи.

Им была создана целая галерея портретов русских художников конца XIX – начала XX вв.: Л. Пастернака, А. Соколова, К. Сомова, К. Первухина, И.Гинцбурга и других.

Художник много работал на заказ.

Он специализировался на женских портретах, которые выполнял по одинаковой, но модной на рубеже веков схеме: дама сидит в кресле, смещенном к краю рамы, и кисть ее руки свисает с подлокотника («Портрет графини Е.М.

Толстой»). Известность О.Браза росла. В 1900-1905 он давал частные уроки в своей студии на Мойке, среди его учеников была ставшая впоследствии очень известной Зинаида Серебрякова.

…В 1910 году никому не известная Серебрякова представила на выставке Союза русских художников ряд портретов, пейзажей, этюдов крестьянского быта. Её выступление, столь неожиданное, вызвало восторженные отклики, но настоящий фурор произвёл автопортрет «За туалетом». Картина, казалось, была выполнена с необычайной лёгкостью и быстротой.

С полотна на зрителя смотрела счастливая, гармоничная женщина, своей красотой и уютом дома защищённая от сурового внешнего мира. В 1910-е годы, когда искусство декларировало ломаные линии и изломанные судьбы в предчувствии катастроф, картина Серебряковой поразила современников своей детской непосредственностью и восторженностью перед будущим.

Зинаида рано научилась работать акварелью, добиваться чистоты цвета и тона. А сделал из неё художницу Осип Браз. У него Серебрякова проучилась два года.

Известный портретист мало занимался учениками, направив все свои усилия на заказы и заработки, и всё же в мастерской Браза Зинаида заметно усовершенствовала свой рисунок.

Учитель ввёл специальный предмет «Копирование картин Эрмитажа», что позволило студентам не только изучить приёмы письма старых мастеров, композицию, колорит, но и вникать в суть творческого замысла художника.

«К вечеру»

Самарский областной художественный музей

В 1907 году Браз уехал во Францию, где прожил до 1911-го. Новейшие достижения французского искусства оказали влияние на его творчество: живописная манера Браза стала еще более свободной, а колорит – насыщенным.

В таком ключе исполнены его пейзажи Крыма, Бретани и Финляндии, относящиеся к 1910-м гг. Художественные занятия Браз совмещал с коллекционированием. Еще в юности он увлекся голландским искусством XVII века и собрал значительную коллекцию.

Вторую страсть художника составляла бронза Ренессанса: плакетки – небольшие рельефы из бронзы или драгоценных металлов, образки и статуэтки.

Собирательство не могло не отразиться на творчестве мастера, и Браз написал картину «Интерьер» – своего рода образ кабинета собирателя, наполненного вещами из прошлых эпох и произведениями искусства. В 1914 году живописца единогласно избрали академиком императорской Академии художеств.

Осип Эммануилович был прекрасным знатоком живописи. В 1916 году его как специалиста включили в состав комиссии по реставрации картин Эрмитажа, а в 1918 – назначили хранителем голландской живописи музея. Одним из шедевров своего собрания – картиной Ж.-Б.

Шардена «Натюрморт с атрибутами искусства» – Эрмитаж обязан Бразу. Художник обнаружил картину в комиссионном магазине, отреставрировал ее и определил авторство. Работа в Эрмитаже оказала влияние и на его собственное творчество.

Под впечатлением от голландского искусства XVII века в начале 20-х годов он создал целый цикл «кухонных» натюрмортов, отмеченных простотой натуры, четкой лаконичной композицией и сдержанностью колорита: «Натюрморт с медной ступкой», «Натюрморт с голубым кувшином», «Натюрморт с белой салфеткой».

Его произведения хранятся в Третьяковке, Русском музее, Одесском художественном музее, Пермской и Самарской художественных галереях.

«Шахматы»

В 1924 году художник был арестован по целому ряду ложных и нелепых обвинений – в скупке картин для вывоза за границу, осведомлении англичан о предстоящей продаже ценностей Эрмитажа и шпионаже, после чего он на три года был заключен в СЛОН – Соловецкий лагерь особого назначения, а его коллекции национализированы.

Как выяснилось впоследствии, обвинение в шпионаже основывалось на том, что он посещал германского генерального консула в Петрограде.

Полтора года Браз не получал известий от своей семьи в Германии, и только перед самой отправкой на Соловки получил письмо от старой прислуги о том, что самые близкие ему люди бедствуют и что оба сына умерли в Берлине.

Осип Браз попал в СЛОН летом 1924 года. Осень же 1925 года очевидец описывал так: «Вступив на соловецкий берег, мое внимание привлекли по виду голодные, измученные, оборванные заключенные, работавшие на пристани.

Оказавшись ближе, я нашел среди них знакомых, которых видел год назад в Петроградской тюрьме, некоторые из них сидели даже в одной камере со мною… Среди сходящих с баржи с ящиками груза, едва держась на ногах, был художник, профессор Браз, бывший вице-президент Императорской Академии художеств. Я был с ним в августе 1924 г.

в Шпалерной тюрьме (для подследственных ГПУ). Браз находился на острове уже больше года. Его поместили в особую роту, поручив работу, связанную с архитектурой. За два месяца до моей встречи с ним на пристани его вновь осудили и направили на тяжелые штрафные работы в порту, затем он был «помилован» и помещен в 10-ю конторскую роту.

Ежедневно старого заслуженного профессора посылали делать зарисовки соловецкого лагеря, в частности сцены из жизни заключенных и наброски видов исторических церквей и монастыря. Тяжело переживая свое положение «придворного художника», Браз вынужден был подчиняться инструкциям начальства, изображая Соловки «потемкинской деревней».

Его зарисовки предназначались для изданий, пропагандирующих райскую жизнь в лагерях и тюрьмах. Поэтому, кроме Браза, на Соловках был и «придворный фотограф».

Лагерный музей на Соловках, вычурно именовавшийся «музеем Соловецкого общества краеведения» – это один из самых необычных музеев, когда-либо существовавших.

История его создания и судьба сотрудников, спасших для нас многие святыни соловецкой истории, содержат в себе немало героического и трагического. Браз оставил заметный след в истории этого музея.

Он принимал активное участие в его создании, некоторое время был его заведующим, но в основном занимался памятниками, и их зарисовками. Часть этих прекрасных рисунков сохранилась, находится в фондах музея Истории религий в Санкт-Петербурге.

В конце 1926 года он был освобожден по ходатайству ленинградских художественных обществ и направлен в ссылку в Новгород. Не желая больше искушать судьбу, Браз в 1928 году уехал в Германию к семье, а затем поселился в Париже. Знания и опыт позволили художнику успешно вести антикварную торговлю и собрать обширную коллекцию произведений искусства.

В 1926 году Осип Эммануилович провёл в Новгороде персональную выставку, где представил пейзажи древнего города. Покинув Россию, Браз не оставил новгородской темы. Ориентируясь на свои эскизы, в 1930-м он устроил в парижской галерее Хиршмана экспозицию, посвящённую Новгороду.

Одним из мотивов изображения стал зимний вид с торговой стороны на Кремль и Софийский собор, в картину вошла и металлическая конструкция моста, затем разрушенного во время Великой Отечественной войны.

Бразу удалось передать эпический характер златоглавого храма, возвышающегося над кремлёвской стеной и отражающегося в холодной воде Волхова, уловил мастер и особенный колорит новгородского влажного воздуха.

Последние годы жизни Осип Эммануилович провел в Париже. 6 ноября 1936 года Браз покинул этот мир. Он похоронен в городке Шантильи, близ французской столицы, но вдали от родной Одессы, которая подарила миру талантливого живописца.

14 октября 2017 годаOctober 14, 2017

2221

Источник: https://bessmertnybarak.ru/article/osip_braz/

Третьяковская галерея

Адрес: Москва, Лаврушинский переулок, д.10. Проезд: метро “Третьяковская” или “Полянка”. Режим работы: – вторник, среда, воскресенье – с 10.00 до 18.00 (кассы и вход до 17.00); – четверг, пятница, суббота – с 10.00 до 21.00 (кассы и вход до 20.00); – понедельник – выходной. Входной билет: 400 р. – взрослый, 150 р. – льготный (студенты, пенсионеры и т.п.

), бесплатно – дети до 18 лет.

Коллекция картин и объектов изобразительного искусства в Третьяковской галерее считается одной из крупнейших в мире.

Создана Галерея благодаря стараниям и неиссякаемому желанию купца Павла Третьякова, который тратил для закупки живописных полотен огромные по тем временам деньги и отдал под создание художественной галереи купленный его семьей дом.

История возникновения Третьяковской Галереи

После посещения Санкт-Петербургского Эрмитажа у Павла Третьякова возникла идея создать нечто подобное в Москве. В возрасте двадцати лет он принял решение собрать собственную коллекцию картин. Самыми первыми покупками живописи были одиннадцать графических полотен и девять картин, приобретенных в 1854 году у голландских художников.

Однако основана Галерея была только в 1856 году 22 мая в период приобретения Павлом Третьяковым картин Худякова и Шильдера.  Посещение Галереи всеми желающими было разрешено в 1881 году. И через девять лет после того, как умер родной брат Третьякова, Павел решил подарить собственную галерею Москве.

  Изначально Галерея расположилась в здании, купленном семьей Третьяковых в 1851 году. Растущее с каждым годом собрание экспонатов вынуждало делать дополнительные пристройки к основному дому, в которых произведения демонстрировались, хранились. Всего было сделано пять пристроек. Последние помещения достраивались в 1902-1904 годах.

Именно в начале XX века появился новый фасад Галереи, за разработку которого взялся архитектор Башкиров. Воплощение дизайна фасада было осуществлено по ранее созданным рисункам Васнецова. Курировал обновление здания архитектор Калымов.

К моменту передачи Галереи в дар городу в экспозиции насчитывалось более 1250 произведений живописи, а также более пятисот графических произведений русской школы, семьдесят пять картин и восемь рисунков в графическом стиле европейской школы. Важными экспонатами считались пятнадцать скульптур и целая коллекция старинных икон. 

Распорядителем галереи вплоть до самой смерти был Павел Третьяков. После его кончины был создан попечительский совет, во главе которого стоял И.С.Сухоруков, а затем – И.Э. Грабарь. Галерея и ее экспонаты содержались за счет оставленной Третьяковым финансовой “подушки” в 125 тысяч рублей. Дополнительно для содержания Галереи Москва выделяла дотации в размере пяти тысяч рублей ежегодно.

Вынужденная эвакуация экспозиции во время военных действий 1941-1945 гг

Во время Второй Мировой Войны всю коллекцию, хранившуюся в Третьяковской Галерее, было решено эвакуировать, чтобы немцы не вывезли столь важные для истории России и Москвы, в частности, художественные полотна.

 
Во время Великой Отечественной войны большинство московских музеев эвакуировало свои экспозиции в удаленные уголки России.

Работники Галереи очень тщательно подошли к демонтажу экспозиции: каждое полотно было накатано на деревянный вал, между картинами помещали специальную папиросную бумагу, затем укладывали аккуратно в заранее подготовленные и сооруженные для перевозки ящики, покрытые водонепроницаемым материалом. Перевезли коллекцию в Новосибирск на поезде. Для перевозки экспонатов потребовалось семнадцать вагонов. Обратно в Москву экспозиция была возвращена только в середине мая 1945 года.

Самые интригующие и яркие  экспонаты Третьяковской Галереи

Павел Третьяков был очень заинтересован в том, чтобы в его Галерее находились самые лучшие произведения русских и зарубежных художников. Его порывом было даже отправление за свой счет художников в своеобразные командировки за границу, чтобы те написали свои живописные шедевры.

Так, Третьяков, чтобы иметь в своей коллекции портрет Антона Павловича Чехова, отправил Осипа Браза в 1898 году в Ниццу, где в тот момент находился писатель. Правда, портрет по итогу Чехову не понравился, так как писателю показалось слишком неестественным выражение его лица на полотне.

 
Тайна Николая Ге, спрятанная в картине “Что есть истина?”
В Галерее хранится очень интересное с художественной точки зрения произведение – полотно Николая Ге “Что есть истина?”. Главным изображением картины является Христос, общающийся с Понтием Пилатом.

Изображение Христа абсолютно не понравилось царю Александру Третьему, чего не скажешь о других ценителях живописного искусства. Со временем краска на полотне стала трескаться, что потребовало проведения реставрационных работ.

Специалисты были очень удивлены, когда принялись исправлять огрехи времени – под “Что есть истина?” находилась другая картина – “Милосердие”, произведение, созданное в 1879 году художником и даже представленное на художественной выставке. Присутствующие на выставке критики настороженно отнеслись к произведению, раскритиковав его полностью.

Через десять лет художником было принято решение использовать картину – как обычное полотно для создания нового своего произведения – картины “Что есть истина?”. С течением времени слой красящих пигментов стал бледнеть, за счет появившейся прозрачности слоев картина “Милосердие” стала проступать поверх Христа и Понтия Пилата.

Проведенные реставрационные работы по восстановлению полотна выявили еще один важный нюанс – под “Милосердием” ранее художник рисовал ранние свои варианты картины “Распятие”.
Нелепость или намеренность? Что скрывает картина “Петр Великий…”? Немало интересных моментов было и у картины “Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга”, написанной Алексеем Венециановым.

До 1986 года произведение висело на парадной лестнице Третьяковской Галереи. Немало ученых и историков обращали внимание на непропорциональность некоторых элементов на полотне, а также не характерные для Венецианова изображения: небо было изображено не в стилистике художника.

Тоже самое касалось камня, на котором находился “Медный всадник” – валун был слишком мал в сравнении с оригиналом. В преддверии грандиозных по масштабу ремонтных работ полотно было решено перенести в депозитарий. Через двадцать лет в преддверии стапятидесятилетия со дня основания Третьяковки, картину было принято планово отреставрировать.

Перед процедурой полотна обычно проходят рентгенконтроль, в ходе которого учеными был обнаружен второй слой на картине. Согласно рентгеновским данным камень на первоначально нанесенном слое был как оригинал, небо полностью “венециановское”, да и глаза у Петра были совершенно другие. Проведенное экспертное исследование установило: во время очередной реставрации специалистом было повреждено полотно (произошел его разрыв). Поэтому, реставратор, никому ничего не сказав, практически полностью переписал картину на “свой вкус и цвет”.  Комиссия приняла решение восстановить первоначальный слой картины, что позволило называть ее подлинником Алексея Венецианова. 

“Утро в сосновом лесу” – кто на самом деле автор картины?

В Третьяковской Галерее находится занимательное художественное полотно – “Утро в сосновом лесу”. Правда, мы привыкли называть данное произведение – “Три медведя” (хотя на деле медведя четыре).  Почему три? Кондитеры, запуская в производство новую линейку конфет, приняли решение изобразить на их обертках репродукцию картины известных российских художников: Шишкина и Савицкого. Однако в силу ограниченного пространства изображения четырех медведей никак бы не уместились на обертке. Поэтому, дизайнеры приняли решение нарисовать только трех косолапых.  Особенностью данной картины является не использование ее в качестве “лица” сладостей, а в авторстве. Дело в том, что произведение было создано двумя художниками: Иваном Шишкиным и Константином Савицким, первым рисовался таинственный лес и иная растительность, а вторым – собственно говоря, сами медведи. Однако, если присмотреться к полотну, внизу его стоит подпись только Шишкина Ивана.  Оригинал картины, приобретенный в свое время Третьяковым, стал важным экспонатом в его Галерее. Третьяков решил удалить подпись Савицкого по одной простой причине – по его словам, абсолютно все художественное произведение было выполнено в “шишкинской стилистике”, начиная от манеры и заканчивая методиками нанесения изображения. К слову, Савицкий абсолютно не был против передачи единоличного авторского права на произведение Шишкину, о чем не раз говорил в обществе.

Сменившая пол картина

Еще сорок лет назад любители искусства и живописи были очень удивлены известием, что произведение “Портрет неизвестного в треуголке” изображает не мужчину, как думалось ранее, а представительницу женской половины человечества.

Под самым верхним слоем краски эксперты обнаружили декольте и брошку. Исследователи выяснили, что в свое время художнику Рокотову был дан заказ на написание портрета жены лучшего друга художника. Однако в скором времени супруга умерла, а мужчина женился снова.

Чтобы не оскорблять чувств второй жены, а также иметь возможность любоваться своей первой женой в любой момент, приятель попросил Рокотова дорисовать и слегка видоизменить портрет так, чтобы только они могли понимать, кто на самом деле изображен на полотне.

Художник дорисовал картину, сменив тем самым пол изображенного на ней персонажа. 

На основе реальных событий: “Неравный брак”

В 2002 году путем экспертных исследований удалось выявить предысторию картины “Неравный брак”, написанной художником Василием Пукиревым. Работниками Третьяковской Галерее был обнаружен нарисованный карандашом портрет старой женщины, а внизу рисунка было написано, что именно с этой женщины сорок четыре года назад была написана картина Пукирева “Неравный брак”. Также на рисунке было написано, что Варенцова Прасковья Матвеевна проживает в Мазуринской богадельне в Москве. Сотрудникам не составило никакого труда выяснить, что девушка, вышедшая замуж за богатого старика практически сорок лет назад, жила в старости в абсолютной нищете. Также удалось установить, что Варенцова Прасковья была никем другим как невестой художника Василия Пукирева! Рисуя картину, художник изобразил даже на ней себя. Мужчина, стоящий справа от старика и молодой девушки – это и есть Пукирев. Если присмотреться к глазам мужчины, становится понятно, почему они наполнены печалью и болью. Именно в этом произведении изображена личная драма автора картины, его страдания и печаль. Нарисована картина была в 1862 году. Прямо в этот же год Синод издал указ, запрещающий заключать брачные союзы между лицами с большой разницей в возрасте.
Самая растиражированная работа Саврасова Картина Алексея Саврасова “Грачи прилетели”, которая сейчас находится в “Третьяковке”, была написана им после смерти маленькой дочери и тяжелой болезни жены. Художник позже пытался повторить свое произведение, но до оригинала копии не дотягивали. Позже, когда с финансами было совсем туго, Саврасов расписывал стены кабаков и трактиров, получая в качестве вознаграждения обеды и спиртное.

Сколько на самом деле “Черных квадратов”? 

Известный художник – Казимир Малевич создал четыре изображения черного квадрата. Версии отличались не только размерами, но и оттенками, рисунком и даже фактурой. Две версии находятся сегодня в Третьяковской Галерее, одна –  в Петербургском Эрмитаже, и еще одна – в “Русском музее”.

Иконы в Третьяковской Галерее

Источник: http://lions-guides.ru/Moscow/Moscow-attractions/Tretyakov-gallery

Интересные факты и высказывания Чехова

Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 года в Таганроге. Это один из самых выдающихся писателей не только 19 века, но и вообще, всех времен. Об этом вы поймете, когда прочитаете все интересные факты о Чехове.

Итак, гениальный русский писатель, драматург и прозаик был профессиональным врачом. Этот факт знают более-менее все образованные люди, однако дальше этого мало кто идет. На самом деле, Антон Павлович очень душевно относился к тем больным, которых он лечил.

В его рассказах нередко прослеживается потрясающая наблюдательность прирожденного доктора, умеющего анализировать не только внешние характеристики человека, но и внутренний мир. Будучи чрезвычайно тонким психологом и глубоким знатоком души, он нередко помогал пациентам с необычными проблемами.

Интересных фактов о А.П. Чехове столько, что из них можно составить целую книгу. Однако нам нужно обойтись одной статьей.

Хочется только добавить, что если вы никогда не читали произведения этого гениального русского писателя, известного во всем мире как выдающегося классика, то непременно восполните этот пробел.

Многие великие люди двадцатого века считали чтение Чехова лучшим отдыхом для ума.

Ведь удивительная красота чеховского языка, потрясающий юмор, ирония и глубина суждения – все это делает его рассказы уникальными и не имеющими аналогов в мире. Несмотря на множество юмористических произведений, это был необычайно серьезный и, вместе с тем, ироничный человек.

По рассказам современников глаза Чехова были слегка прищуренные и смеющиеся. Надо сказать, что это был в полном смысле «мужской» писатель. То есть он был совершенно чужд сентиментальности.

Он никогда не жалеет своих героев, а рассказывает о них с невероятным соединением докторской констатации фактов и сочного оформления тончайшего художественного стиля.

Итак, перейдем к нашей главной теме.

Интересные факты о Чехове А.П

  1. В семье Чеховых было пять сыновей и одна дочь. Антон был третьим ребенком.
  2. Его отцом был простой купец, владелец бакалейной лавки.
  3. Каждый день после школы Чехов вместе с братьями по очереди сторожили лавку отца.

    В пять утра семья просыпалась для того, чтобы петь в церковном хоре.

  4. Долгие годы Чехов любил петь в семье с братьями и сестрой. Сам он исполнял партию альта. По словам писателя «в детстве у него не было детства».

Семья Чеховых

  1. Вообще надо сказать, что родители Чехова были весьма набожными людьми. Они соблюдали все церковные уставы и приучали к этому детей. Сам отец играл на скрипке и часто подрабатывал регентом. Антон Павлович вырос в очень музыкальной семье, что существенно повлияло на его дальнейшую жизнь.
  2. В целом взрослел Чехов в дружной семье, несмотря на немного деспотичный характер отца.

Отчий дом А.П. Чехова в Таганроге

  1. Маленького Антошу Чехова называли «Бомбой» за то, что у него была слишком большая голова. Однако он сердился на это. По воспоминаниям родных, он был самым смиренным сыном среди детей.
  2. Многие думают, что Чехов был щуплым и хрупким «ботаником». На самом деле, по описанию знакомых, в молодости Антон Павлович слыл «русским богатырем». Однако к концу жизни он действительно здорово подкачал, так как несколько лет тяжело болел туберкулезом. Интересен тот факт, что однажды Юрий Яковлев, известный артист, рост которого составлял 187 см., решил примерить настоящий пиджак Чехова. Каково же было его удивление, когда он оказался ему как раз по размеру. Следовательно, рост Антона Чехова был не менее 185 см.. Каково!

Чехов с сестрой

  1. Интересен факт, что у писателя, вместе с известностью, появилось множество поклонниц. Причем они в буквальном смысле слова преследовали его.
    Прогуливаясь по улицам, он то и дело сталкивался со «случайными» дамами, которые всеми силами пытались привлечь его внимание. Они тщательно рассматривали его костюм, восхищались походкой и улыбкой, которая, по воспоминаниям многих современников, была действительно «удивительной». Острые языки местных журналистов мигом присвоили поклонницам писателя меткое название – «Антоновки».
  1. Известно ли вам, что Антон Павлович Чехов входит в тройку самых экранизируемых авторов в мире? Возглавляет эту триаду Шекспир, за ним идут Чехов и Диккенс соответственно.
  1. Немногие знают еще один интересный факты из биографии Чехова. Дело в том, что его дед, Егор Михайлович, был крепостным, однако он сумел собрать нужную сумму денег и выкупить всю семью.
  2. Интересно также, что в 1899 году император Николай II подписал указ о даровании Чехову потомственного дворянства. Однако он был не то, чтобы отвергнут, а просто проигнорирован писателем. Антон Павлович никак не отреагировал на появление этого указа и вообще нигде о нем не упоминает, хотя прекрасно знал о его существовании.
  1. В императорской семье Николая II часто читали произведения Чехова, и даже иногда ставили по ним домашние спектакли.
  2. До своего широкого признания, молодой писатель около 5 лет работал на различные издания «литературным негром». Как правило, ему заказывали юмористические рассказы.
  1. Достоверно известно, что Чехов имел более 50 различных псевдонимов. Самые известные из них: Антоша Чехонте, Шиллер Шекспирович Гете, Шампанский, Брат моего брата, Гайка № 6, Гайка №9, Грач, Человек без селезенки, Акакий Тарантулов, Некто, Архип Индейкин, Василий Спиридонов Сволачев и т.д.
  2. Немногие знают, что Антон Чехов был чрезвычайно добрым человеком, несмотря на некоторую «докторскую» угловатость. Он всю сознательную жизнь занимался благотворительностью. Помогал собирать средства для постройки сельских школ и санаториев для малоимущих крестьян. Работал доктором как волонтер. Даже в последние годы, когда он сам был тяжело болен, он не переставал в определенные часы принимать пациентов и бесплатно снабжать их лекарствами.
  1. Интересен факт, что Чехов почти всю жизнь коллекционировал почтовые марки разных стран. Это было его любимым хобби. Еще он любил записывать смешные фамилии, которые встречались у реальных людей. Естественно, что многие из них он использовал в своих рассказах.

С изображением Чехова существует очень много различных марок

  1. Его любимыми собаками были таксы. Веселый по своей натуре, он давал весьма смешные названия своим питомцам. Две его любимые собачки носили имена Брома Исаевича и Хины Марковны.
  2. У писателя было огромное количество записных книжек. Туда он записывал буквально все, что хоть немного привлекало его внимание.

Рукопись Чехова. Почерк мелкий и быстрый, как у много пишущего человека

  1. Чехов дружил с выдающимся композитором П.И. Чайковским, и даже посвятил ему произведение под названием «Хмурое утро».
  2. Мало кто знает и тот факт, что именно благодаря дружбе с Чеховым, Максим Горький смог опубликовать свою, ставшую впоследствии знаменитой, пьесу «На дне».

Антон Чехов с Максимом ГорькимВ Ялте с Горьким

  1. Когда Чехов впервые увидел Сергея Рахманинова, он сказал: «Из вас выйдет большой человек». На вопрос о том, на каких основаниях он сделал такое «предсказание», Антон Павлович ответил просто: «это написано на вашем лице».
  2. Самый известный портрет Антона Павловича Чехова, который имеется практически во всех мировых изданиях его произведений, принадлежит работе Осипа Браза. Однако сам писатель отзывался об этом портрете весьма не лестно. Он говорил, что в нем «есть что-то не мое, и нет чего-то моего». Он также говаривал, что «если он и стал пессимистом и пишет мрачные рассказы, то виноват в этом портрет».

Портрет Чехова работы О. Браза

  1. А этот интересный факт о Чехове не знает практически никто. Станиславский рассказывает, что однажды к нему в гости пришел его старый знакомый. Это был веселый человек, которого в обществе считали «немножко беспутным». Он со всеми общался, шутил и смеялся, а Чехов, тем временем, сосредоточенно посматривал на гостя. Когда тот ушел, Антон Павлович стал расспрашивать Станиславского об этом человеке. Когда хозяин решил поинтересоваться о причине такого любопытства, Чехов воскликнул: «Как же, ведь он самоубийца». Через несколько лет Станиславский с изумлением узнал, что этот его знакомый совершил суицид, выпив яд. Эта поистине мистическая прозорливость писателя глубоко поразила режиссера.
  2. Когда Чехов узнал о том, что он болен туберкулезом, ему не хотелось, чтобы об этом кто-нибудь знал. Он никогда не жаловался и не беспокоил близких людей даже в минуты крайнего обострения мучившей его болезни.
  3. Чрезвычайно интересный факт заключается в том, что Чехов очень любил редактировать чужие рассказы. Он нередко собирал из газет художественные произведения и «шлифовал» их. Сам писатель называл это гимнастикой для ума.
  1. Литературоведы знают, что интересные факты о Чехове рассказывали только современники. Сам же писатель очень не любил о себе говорить. Когда речь заходила о том, чтобы он написал краткий биографический рассказ о своей жизни, он отшучивался, говоря, что у него автобиографофобия.
  2. Чехов первый писатель, который совершил самоотверженную поездку на остров Сахалин, где жили ссыльные каторжники. Это была тяжелейшая для его здоровья поездка в 10 тыс. км., которая длилась 81 день, причем 4 тысячи километров совершались на лошадях, а не на поезде (в статье «Интересные факты о России» вы можете узнать, что Транссибирская Магистраль еще не была построена). Десятичасовые переезды в мокрых валенках привели к серьезному обострению симптомов заболевания. Как опытный врач, Чехов понял, что у него туберкулез. В конечном счете, именно эта поездка стала катализатором болезни писателя. Так, по крайней мере, считали его родственники. Итогом этого путешествия стали произведения «Из Сибири» и «Остров Сахалин». Любопытно, что Чехов провел опрос почти десяти тысяч жителей Сахалина, проведя, по сути, первую перепись тамошних жителей.
  1. Вопреки расхожему мнению, Чехов до самой смерти так и не смог расстаться с профессией врача. В 1904 году, когда началась Русско-Японская война, он писал своему знакомому о том, что хочет поехать на Дальний Восток в качестве врача, а не корреспондента. Если бы через несколько месяцев он не умер, может быть, он стал бы и первым писателем, прошедшим войну, опередив Хемингуэя и Ремарка.
  2. Надо сказать, что короткие, простые и удивительно талантливые рассказы Чехова были настоящим переворотом в литературе. До этого никто даже не пробовал так писать. Но действительно, что было делать молодому гению после таких титанов мысли, как Достоевский, Толстой, Тургенев? Ведь эти гиганты написали уже все, что только можно, научили людей жизни и художественно осмыслили душу. Но тут появляется Чехов!
  3. Ольга Книппер, жена писателя, расстраивалась тем, что у мужа нет «крупных» произведений. На что Чехов отвечал: «Это у меня, Дуся, почерк мелкий…».

Чехов с женой Ольгой Книппер

  1. Интересен тот факт, что Лев Толстой после смерти Антона Павловича сказал: «Чехов создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы письма, подобных которым я не встречал нигде…». Именно Льву Николаевичу принадлежит высказывание: «Чехов – это Пушкин в прозе».

Чехов в Ясной Поляне в гостях у Льва Толстого

  1. Антон Чехов был чрезвычайно гостеприимным человеком. В иные дни у него в доме спали на всех кроватях, диванах и лавках. Иногда даже в сенях. Мелихов писал: «Чехов принимал у себя гостей в таком беспримерном количестве, словно у него был не дом, а гостиница».
  2. Практически все спектакли по пьесам Антона Павловича на первых представлениях имели провал. Спектакли по его произведения поражали не вмиг, но навсегда, становясь мировыми шедеврами.
  1. На Западе Чехова, как несравненного творца юмористических рассказов практически не знают. Он известен как гениальный драматург, равный по величине Шекспиру. Бернард Шоу писал: «В плеяде великих европейских драматургов… имя Чехова сияет как звезда первой величины».
  2. Этот интересный факт будет понятен тем, кто читал великолепный рассказ «Попрыгунья». Художник Левитан, близкий друг писателя, чуть не вызвал Чехова на дуэль за этот рассказ, так как узнал в художнике Рябовском себя, а в Ольге Дымовой – их общую знакомую.

Портрет Чехова написанный Левитаном

  1. Когда умер отец Чехова, Антону Павловичу достался его перстень с надписью: «Одинокому везде пустыня». Он всегда носил его с собой.

30-летний Чехов в кругу семьи. 1890 год.

  1. Однажды Чехов написал своему брату: «Если говорить о рангах, то в русском искусстве он (П. И. Чайковский) теперь занимает второе место после Льва Толстого, который давно уже сидит на первом. (Третье я отдаю Репину, а себе беру девяносто восьмое)».
  1. Практически все современники Антона Павловича отмечают его удивительную скромность. Получив Пушкинскую премию в 28 лет, он уже стал знаменитостью. Однако это не вызвало звездной болезни в молодом писателе. Он был не из тех, кто любит производить впечатление и пафос.
  2. Еще один очень интересный факт о Чехове. Антон Павлович однажды написал в письме: «Я не знаю языка лучшего, чем у Лермонтова. У него я учился писать». Поиски «лермонтовского следа» в творчестве А.П. Чехова – любимое дело литературоведов.

Чехов в своем кабинете в Ялте

  1. Практически все наследство и авторские права писатель завещал сестре Марии. Супруге Чехова, Ольге Книппер, досталось 5 тыс. рублей и дача в Гурзуфе. Однако вдова отказалась от своей «доли» в пользу той же сестры Чехова.
  2. Последние слова завещательного письма, написанные сестре из Германии, были сугубо «чеховскими»: «Помогай бедным. Береги мать. Живите мирно».

Справа Чехов с женой, слева мать и сестра

  1. У писателя не было детей, хотя он о них мечтал.
  2. Чехов умер ночью, 2 июля 1904 года в возрасте всего лишь 44 лет. Когда он отъезжал в Германию для лечения, одному знакомому он прямо сказал: «Еду подыхать».
  3. В эту ночь он проснулся, и впервые за все время попросил позвать врача. Затем Чехов произнес по-немецки: «Ich sterbe» (их штербе) – я умираю. Потом повторил это дважды на русском языке. Далее Ольга Книппер рассказывает, как он попросил, чтобы она налила ему шампанского. Выпив, он повернул к ней лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой и сказал: «Давно я не пил шампанского». После этого он лег на левый бок и умолкнул навсегда. Последнее фото Чехова на смертном одре
  4. Согласно законам Германии, умерших от туберкулеза запрещено было перевозить куда-то, их нужно было срочно кремировать. Но Ольга Книппер, жена Чехова, договорилась, и местный чиновник достал ей холодильный вагон для перевозки мороженых устриц. Именно так тело Чехова было доставлено в Москву.
  5. Антон Павлович Чехов похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря, возле отца. Подлинный автограф А. П. Чехова
  6. В статье, напечатанной в немецкой газете после смерти Чехова, его лечащий доктор Эрик Шверер писал: «Он переносил свою тяжелую болезнь, как герой. Со стоическим, изумительным спокойствием ожидал он смерти. И все успокаивал меня, просил не волноваться, не бегать к нему часто, был мил, деликатен и приветлив».
  7. Ольга Книппер-Чехова пережила своего мужа, Антона Павловича Чехова, на 55 лет.
  8. Память великого русского писателя чтится в самых разных сферах, приведем лишь некоторые интересные факты. В честь Чехова названы астероид в главном астероидном поясе, кратер на Меркурии, город в Московской области, а также институты, библиотеки, музеи, театры и различные сообщества не только в России, но и за рубежом.

Высказывания Чехова А.П

Краткость — сестра таланта.

Если в первом акте на сцене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить.

Медицина — моя законная жена, а литература — любовница. Когда надоедает одна, я ночую у другой.

Этого не может быть, потому что не может быть никогда.

Незнакомая девица похожа на закупоренную склянку с неизвестной жидкостью – попробовал бы, да страшно: а вдруг там яд?

Если тебе изменила жена, радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству.

Лучше развратная канарейка, чем благочестивый волк.

Я твой законнорожденный муж.

Разве льгота, данная Ивану, не служит в ущерб Петру?

Мертвые срама не имут, но смердят страшно.

Университет развивает все способности, в том числе – глупость.

Кто не может взять лаской, тот не возьмёт и строгостью.

Если боитесь одиночества, то не женитесь.

Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума.

Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения.

Женщины без мужского общества блекнут, а мужчины без женского глупеют.

Бывают люди, которые всегда говорят только умные и хорошие слова, но чувствуешь, что они тупые люди.

Замечательный день сегодня. То ли чай пойти выпить, то ли повеситься.

«Циник» — слово греческое, в переводе на твой язык значащее: свинья, желающая, чтобы весь свет знал, что она свинья.

Когда в твой палец попадает заноза, радуйся: «Хорошо, что не в глаз!».

Нужно по капле выдавливать из себя раба.

Японский писатель Асахи Суэхико однажды написал трехстишие, которое очень хорошо подходит для завершения данной статьи:

Ноябрьская ночь.
Антона Чехова читаю.
От изумления немею.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: https://hochyznat.ru/blog/43182819731

Ссылка на основную публикацию