Описание картины павла филонова «крестьянская семья»

Русский гений Филонов

* Поэт Велимир Хлебников так описал собственный портрет кисти Филонова:

Я со стены письма Филонова Смотрю, как конь усталый, до конца. И много муки в письме у оного В глазах у конского лица…

«Конское лицо»… Как это верно сказано! Поэт. А сегодня я хочу поговорить о болезненно мной любимом Филонове и его центральной картине. Это одна из тех картин в Русском музее, что позволяют мне отпаиваться после очередной дурацкой выставки. Душа и взор мой отдыхают, глядя на сиё чудо: «Святое семейство» или «Крестьянская семья». Кстати, оба названия автор сразу дал, не переименовывал. У неё двойное имя. И двойной смысл. Конечно, это икона. Филонов был глубоко верующим человеком, даже совершил в 1905-1907 годах паломничество в Новый Афон и Иерусалим. Он был и иконописцем, глубоко изучил иконописный канон. Посмотрите на картину. Эх, какие мощные фигуры, как всё могуче! Как любил говорить Филонов – «сделанная вещь».«Крестьянская семья (Святое Семейство)» (1914) Двойное название совсем не случайно. Он «окрестьянивает» икону, он объединяет вечное и временное, он приближает иконный канон к таким как я, не знающих его, но чувствующих красоту иконы.

Крестьянская Мария что-то увидела, что-то предчувствует. Видно по её глазам – грядёт апокалипсис. Она смотрит мимо сына, в грядущее. А губы напряжены, но не предупреждение не слетит с её губ. Иосиф стоит в иконной позе предстояния, руки

разведены перед Божественной тайной. Его крестьянское лицо – лик с иконы. Младенец Христос освещает всю картину, от него свет. И его распахнутые руки – «Я пришёл дать вам… волю, любовь, спасение души. Берите». И даже волк, оскалил зубы, но понимает: там правда! И смотрит не отрываясь. И грациозный конь, готовый служить верному делу.

А фон картины – просто гобелен по своей прописанности и красоте. Это райские кущи, уже остались позади… но недалеко, мы ещё не ушли, они рядом… Человечество ещё встретит грядущий «Мировой расцвет». И так называется одна из картин художника, тоже великая… *** Когда недавно в Русском устроили отличную выставку Филонова, я сходил на неё дважды.

И на второй раз почувствовал, где-то я такое же понимание уже видел. А, готовя этот пост, я узнал, что на религиозное миросозерцание Филонова повлияла “Философия общего дела” Н. Фёдорова, о которой философ Н. Лосский писал, что она “соединяла глубокую религиозную метафизику… с натуралистическим реализмом”. Вот это я почувствовал, ибо Фёдоровым и я зачитывался.

Личность и творчество художника, да и вся его жизнь – несёт отпечаток этого космизма. «Философия общего дела» – основной его труд, который, я уверен, в том или ином виде, будет всё более захватывающим для думающего русского человека будущего.

Весь его труд рассматривать не буду, только скажу, что основная цель человечества, по его мнению, есть воскрешение наших отцов. Реальное, овеществлённое. Вот немного про Фёдорова писал здесь .

Подобно философу, Филонов вёл предельно аскетичный образ жизни, зарабатывая на пропитание, а также на краски и холсты в основном малярной работой. Не брал платы с учеников, не продавал картин (последнее обуславливалось и нежеланием распылять художественное наследие); был одержим творчеством (работал по 18 часов в сутки) и фанатичной верой в правильность своего метода.

И всегда, глядя на его картины, я испытывал такое же погружение, как в рассказы Платонова. Они из одной глины сделаны! Беспредметное у Филонова воспринимается на уровне догмы, постулата, это «вещественное» беспредметное или, лучше – вещество бытия, «вещество существования» (если воспользоваться словами писателя Андрея Платонова).

Материя Филонова абсолютна и непроходима, непроницаема, пространство сжато, максимально сконцентрировано, иногда — даже безвыходно («Кому нечего терять»), экзистенциально в последней степени. И мне всегда радостно, что Филонов был резким противником Пикассо и кубизма. «Организм» против «механизма» – так можно определить пафос филоновской позиции.

В его искусстве таится загадка, идущая от корней – примитива с одной стороны и остро-изломанного индивидуализма с другой. И если он, подобно кубистам, агрессивно вторгается в сокровенное материи, следя не за формой, а за тем, как она делается, то его отличает от них, прежде всего «русский генофонд» – воспаленная совесть и мучительные поиски гармоничного мира.

Мира, где люди похожи на животных, но и животные похожи на людей и всё движется в едином биологическом ритме. При этом учтите, что Филонов — абсолютный выходец из низов: отец был кучером, мать  прачкой. В семье было пятеро детей. Отец и мать рано умерли, и будущему художнику пришлось рано начать работать. Рисовать Филонов любил с детства.

Окончив в Москве школу, он уехал в Петербург, где в живописно-малярных мастерских получил профессию маляра-уборщика. В 1903— 1908 он занимался в частной студии Л.Е. Дмитриева-Кавказского, в 1908-1910 — в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у Г.Р. Залемана, В.Е. Савинского, Я.Ф. Ционглинского, П.Е. Творожникова, Г.Г. Мясоедова.

Поступить в 1908 в Академию художеств вольнослушателем Филонову удалось лишь с третьей попытки. Преподаватели Академии не принимали его творческий метод. Филонова временно исключили на втором году обучения, а в 1910 он сам оставил Академию. Однако уже через два года он покинул Академию, где находил понимание, по его словам, только у одного профессора — Я. Ф. Ционглинского.

Как вспоминал он позже, “Ционглинский не раз кричал на весь класс: “Смотрите! Смотрите, что он делает! Это вот из таких выходят Сезанны, Ван-Гоги, Гольбейны и Леонардо””. В 1929 должна была состояться выставка Филонова в Русском музее, но она была запрещена. Началась травля художника, что привело к разгрому МАИ.

Художника обвиняли в «контрреволюционной» тяге к сложному, непонятному искусству. Он был лишен работы и средств к существованию, страшно бедствовал, но продолжал творить. Филонов не продавал своих картин. Он хотел их подарить государству, чтобы «из них был сделан музей аналитического искусства». Художник умер в первые дни блокады от голода.

Его сестра, Евдокия Николаевна Глебова, спасла работы, хранила их все годы забвения и запретов, а затем согласно воле брата, подарила Русскому музею. Ещё интересное про его личную жизнь. Женился он поздно, на учительнице английского. Екатерине Серебряковой тогда исполнилось 62 года, а Павлу Филонову – 43. «Молодые» жили в разных комнатах и вели разное хозяйство.

По сути никакой проблемы быта для Павла не существовало – он сам шил себе одежду, не признавал никаких докторов, поэтому всегда сам лечил и себя и свою жену. С раннего детства он привык рассчитывать на свои силы, поэтому никогда не бегал от одиночества. Несмотря на крутой нрав, Филонов всегда был внимателен и любезен с женой, которую называл не иначе, как «дочкой».

Художник жил в полной нищете. Девять лет он вел дневник. Это шесть толстых тетрадей, в которых отражалась жизнь художника. В последней тетради он писал только о жене. Эти дневники в 2002 году изданы. В ноябре 1938 года у Екатерины Серебряковой на улице случился инсульт. Ей было тогда 76 лет.

Читайте также:  Описание картины абрама архипова «в гостях»

На «Скорой» ее увезли в больницу, но на следующий день Филонов на руках принес жену домой и сам стал ее выхаживать. Он заново учил ее говорить, ходить, развлекал, встряхивал и продлил на три года жизнь, потому что без его забот тяжело больная Екатерина Серебрякова не смогла бы выжить. 3 декабря 1941 года во время Ленинградской блокады Павел Филонов умер от истощения и голода.

Труп пролежал на столе 9 дней, пока нашлись доски от Союза художников на гроб. Жена пережила его на несколько месяцев.

Настоящей эпитафией явилось известное стихотворение друга Филонова, поэта-футуриста А. Крученых:<\p>

А рядом ночью в глухом переулке перепилен поперёк четвертован вулкан погибших сокровищ великий художник очевидец незримого смутьян холста Павел Филонов.

Был он первым творцом в Ленинграде но худога с голодухи погиб во время блокады не имея в запасе ни жира, ни денег картин в мастерской бурлила тыща но провели краснобурые лихачи дорогу крутую И теперь только ветер посмертный свищет. ***

Вчра я разместил у себя в ЖЖ очень редкие свои снимки могилы Филонова  на Серафимовском кладбище. Это очень грустное зрелище: разваливющаяся могила русского гения.

Кросс-пост в сообществе kartina_ru  . Присоединяйтесь.

Источник: https://troitsa1.livejournal.com/428321.html

Прекрасный и страдальческий Павел Филонов

Номер журнала: 

#3 2013 (40)

EXPERIMENT/ЭКСПЕРИМЕНТ. ЖУРНАЛ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ: СБОРНИК СТАТЕЙ О ТВОРЧЕСТВЕ П.Н. ФИЛОНОВА ПОД РЕДАКЦИЕЙ НИКОЛЕТТЫ МИСЛЕР, ИРИНЫ МЕНЬШОВОЙ И ДЖОНА Э. БОУЛТА. ЛОС-АНДЖЕЛЕС, США, 2005. СБОРНИК ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ ЕВГЕНИЯ ФЕДОРОВИЧА КОВТУНА (1928-1996), ВНЕСШЕГО ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ВКЛАД В ИЗУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ИСКУССТВА И ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ П.Н. ФИЛОНОВА.

Хотя в настоящее время изобразительное и литературное наследство Павла Николаевича Филонова (1883-1941) пристально исследуется, особенно российскими специалистами, его искусство все еще продолжает окружать тайна. Знаменательно то, что творчество Филонова высоко ценят в России, а на Западе -меньше.

Отчасти это происходит потому, что большинство его картин находится в Русском музее, поскульку сам Филонов считал себя глубоко русским человеком и хотел, чтобы русский народ стал законным владельцем его наследия, а отчасти — из-за философской полифоничности его искусства, которая во многом совпадает с русским менталитетом.

Если современникам Филонова, таким как Василий Кандинский, Каземир Малевич, Александр Родченко и Владимир Татлин, посвящены многочисленные публикации, выставки и конференции, то Филонову повезло меньше, и все еще есть серьезные пробелы в изучении его биографии и эстетического развития, самыми серьезными из которых являются: так и не выясненные истоки стиля мастера, отсутствие точной хронологии его картин (его собственные «удлиненные» даты — особенная проблема для исследователей), интерес художника к анатомии и хирургии и его интерпретация православной традиции. Вопросы большой сложности — происхождение искусства мастера, то есть источники и ресурсы творчества, сформировавшие его тематическое и стилистическое развитие, о которых он почти не упоминает в своих письмах и дневниках. Это особенно досадно, поскольку видимые разнобразные оттенки влияния на его творчество работ Босха, Брейгеля, Кранаха, Микеланджело, Леонардо да Винчи — только предположения, редко поддержанные документальными свидетельствами.

При оценке места Филонова в истории русского авангарда мы должны напоминать общие места, которые, поскольку они общие, часто исключаются из серьезного обсуждения.

Филонов был фанатически убежден, что «аналитическое искусство» — единственно законная, революционная система, и он высказывал свои аргументы и мнения, чтобы продвигать и вводить в действие эту систему.

Даже в те времена, когда политический конформизм и уравниловка достигли вершины, Филонов рвался спорить со Сталиным и НКВД, а на своих лекциях он даже смел противостоять диктату Карла Маркса, о чем позже вспоминал Григорий Серый: «Маркс говорил… А Филонов говорит…»1

Догматический и упорный, Филонов утверждал, что подлинный художник должен быть квалифицированным ремесленником, сведущим в законах анатомии, перспективы и композиции, что художник должен подчинить свои физические нужды потребностям искусства; то, что рождается, не может быть продано, его необходимо сохранить для потомства в целости, и что с авторитетами, как академическими, так и политическими, надо считаться. «Настанет день, — говорил Филонов, сидя у себя дома, — и Сталин войдет в эту комнату»2. Образ Филонова также сопровождают многочисленные легенды, такие как, например, его пребывание в сумасшедшем доме на попечении Владимира Бехтерева3 и что для него не было различия между процессами живописи и рисунка — «я пишу инком»4. Разрешение этих вопросов осложнено молчанием самого Филонова относительно своей личной жизни («я не люблю говорить о жизни своей»)5, но, несмотря на опасность ошибки, один из наших авторов, Александр Лозовой, пробует поднять завесу, предугадывая или временами предполагая то, о чем «молчал» Филонов. Кроме этого, главные теоретические термины Филонова — «аналитическая живопись», «формула» и «сделанность» — все еще не поддаются окончательному определению, несмотря на его усилия объяснить и распространить мировой расцвет своего мировоззрения. Даже дневники Филонова и его жены лишь слегка приоткрывают внутренний мир художника и его путь в искусстве.

Сборник выходит в свет вслед за международным симпозиумом «Пропевень о проросли мировой: Поэзия и Живопись Павла Филонова», прошедшим в прошлом году в Центре исследований им. Пола Гетти в Лос-Анджелесе.

В рамках симпозиума были прочитаны лекции и исполнена первая часть поэмы «Пропевень о проросли мировой», после чего состоялось обсуждение этой постановки.

Спонсируемый Институтом современной русской культуры и Университетом Южной Калифорнии «Пропевень о проросли мировой» состоялся не только как общественный форум с целью более широкого исследования жизни и искусства Филонова, но и как лаборатория для анализа конкретных проблем и частных вопросов, связанных с мировоззрением художника, таких, например, как процессы разложения и реэволюции, смертное и девичье в немецком Ренессансе, Первая мировая война, драматическая структура «Пропевени о проросли мировой» и др. (о спектакле пишут Юлия Волхонович и Олег Минин, участники филоновского спектакля).

Источник: https://www.tg-m.ru/articles/3-2013-40/prekrasnyi-i-stradalcheskii-pavel-filonov

Образовательный портал

Устный журнал

Павел Филонов. Очевидец незримого…

(к 130-летию со Дня рождения)

Смирнова Елена Борисовна,
воспитатель Кронштадтского кадетского корпуса

Живописная работа – это вид работы, сделанный с

максимальной отдачей и аналитической сделанностью…

П. Филонов

Цель: познакомить кадет с творчеством художника

Оформление: презентация «П. Н. Филонов. Очевидец незримого…»

стихотворение «Девять досок» Н. Чернова

стихотворение «Сон о Филонове» А. Крученых

видеоролик «Павел Филонов. Очевидец незримого…»

Ход мероприятия

I страница (10 мин.)

1 Ведущий: 03.12. 1941г. в блокадном Ленинграде оставил свое тело, истощенное от голода и лишений, Павел Филонов, художник, открывший «третий путь» в живописную беспредметность.

Тело мастера еще несколько дней лежало  в холодной квартире, накрытое его самым загадочным произведением – «Пир королей». В тот тяжелый для страны период было нелегко достать гроб.

Кто знает, быть может, одиннадцать властителей позаботились о теле художника куда лучше, чем девять досок, которые в конечном итоге выделил Союз художников.

1-й чтец: Блокадный Ленинград… потухли свечи

Весь город в голоде с ног падает на снег,

И отголоски вопиющей и жутчайшей речи

Холодных губ целующих замерший оберег

Он там, средь мертвых и разбитых знаний,

Читайте также:  Описание картины маурица эшера «день и ночь»

Потемок тлеющих, открытых и замерших глаз

Не предает свой мозг изнеженным желаниям,

Он мог сбежать, но он остался здесь… сейчас,

Средь всех своих возлюбленных творений,

Все до последней крошки отдает сестре.

В предсмертной оргии, голодный гений

Готов предать себя униженной земле…

Он умер, девять дней лежа холодным телом

Накрытый сверху лишь картиною своей.

Да… глупый мир, с кровавым переделом

Без сожаления плюет на умерших людей.

Цена всех мук его, всего лишь девять досок,

Которых не могли найти за девять дней.

Теперь ты там, где жизни отголосок

Неслышен… средь вбивания гвоздей…

Долой жить с золотом, долой есть досыта…

Не каждый может жить, чтоб не предать себя,

Чтоб не предать все то, что было создано

Свое творенье искренне любя…

Воспитатель: Имя Павла Николаевича Филонова окружено легендами.

Но эти легенды, передающиеся из поколения в поколение, основаны не на вымысле, а на реальных жизненных фактах; его биография не обросла фантазиями, как это часто бывает с биографиями знаменитостей. Фантазиям тут нечего делать.

Сам по себе Филонов был настолько удивительной личностью, что воспринимался современниками, и особенно учениками, как живой, реальный герой, постоянно пребывающий в свершении подвига. Он и был таким.

2 Ведущий: (сл. 3)

Филонов Павел Николаевич, художник-исследователь, родился в 1883 г. в Москве. Родители – мещане г. Рязани. Мать брала в стирку белье. Отец был кучером, затем недолго извозчиком.

Рисовать Филонов начал с 3-4-летнего возраста. Мальчишкой для заработка вышивал крестиком полотенца и скатерти.

В 18 лет окончил в Петербурге живописно-малярные мастерские и получил свидетельство на звание маляра-уборщика.

Затем, проработав пять лет в художественной мастерской академика Дмитриева-Кавказского, поступил вольнослушателем в Академию художеств, в 1910 г., добровольно покинул стены Академии.

Все это время, начиная с детства, дома велась самостоятельная работа по ИЗО, незаметно перешедшая в исследовательский подход к искусству.

1 Ведущий: (сл.4-8) Зимой 1910-1911 гг. была сделана первая картина Филонова – «Головы». Картина «сделана» (этим термином мастер заменил слово «творчество»). В начале 1914 г. Филоновым была напечатана декларация «Сделанные картины».

Тогда же по линии революции в театре художником была сделана постановка трагедии Маяковского в театре Неметти. В 1914-1915 гг.

написана «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности» с политическим лозунгом  в ИЗО «Мировой расцвет» и отпечатана книга  поэзии «Пропевень о проросли мировой».

В Германскую войну Филонов, солдат 2-го Морского полка Балтийской дивизии, был послан на Румынский фронт.

IIстраница (10 мин.)

2 Ведущий:(9-13) В 1918 г. Павел Николаевич продолжает в Петрограде исследовательскую работу. В 1922- 1923 гг. написана во второй, дополненной редакции «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности».

Она не отпечатана, но расходится в рукописях. С 1923-1925 гг. Филонов отклонил несколько предложений правления Академии занять место профессора, т.к.

предложенные Филоновым программа и проект переорганизации живописного факультета правлением не были приняты.

В 1925 г.  под руководством художника образовалась группа учащихся ИЗО, ныне известная, как коллектив мастеров аналитического искусства (школа Филонова). Группа сделала по заказу Ленинградского Дома печати в 1927 г. 22 картины. Они же сделали для Дома печати постановку «Ревизора». Группа имела 4 выставки своих работ.

Филонов предлагал ученикам свою теорию. Он призывал их отдавать все свое внутреннее напряжение и мастерство каждому кусочку холста, начинать с частного, подвергая его глубокому живописному анализу, слагать частные элементы в общее, доведя это целое до степени «сделанности».

Мастерская художника добивалась все больших успехов. Однако наряду с признанием появилось и непонимание его творческих поисков. В 1930 г. выставка его произведений так и не была открыта.

1 Ведущий: (сл.14) С 1923 г., будучи совершенно отрезанным от возможности преподавать и выступать в печати, под планомерно проводимой компанией клеветы, Филонов ведет исследовательскую работу в развитии  ранее данных им положений, куда относится «Анализ программы преподавания скульптурного факультета Академии».

Давление на художника все увеличивалось, и круг друзей сужался. К концу жизни Филонова многие ученики покинули его, и казалось, что слава художника больше никогда не возродится. Однако всякое значительное явление культуры, как бы к нему не относились современники, возрождается в жизни заново. Так произошло и с творчеством Филонова.

2 Ведущий: Сложный мир Филонова затягивает своими тревогами, вопросами. Мастер заставляет мучительно думать, догадываться о том, чего еще не знаешь, познавать чувством большее, чем то, что знал разумом. Это ли не награда за труд сопереживания?

Для России фигура художника, стоящего не в общем строю, а отдельно, не редкость. Такими были Александр Иванов, Михаил Врубель, Николай Ге, Василий Суриков. Но все они выражали, тем не менее, закономерность общего движения.

Одинокая фигура Филонова на российском художественном горизонте должна была возникнуть. При всей  отчужденности своей позиции Филонов выступает, как художник, обобщивший многие движения, не будучи прямым их продолжателем.

Сам способ работы над картинами у мастера —  есть свидетельство ориентации на своеобразное саморазвивающееся движение форм. Он футуристичен, хотя далек от живописного футуризма художественной проблематикой своего творчества. Но зато близок футуризму поэтическому, и особенно Хлебникову.

Хлебников тоже открывал первичную сущность мифологического мышления, восходил к первоначальному значению слова, искал новые способы человеческого общения, законы времени, законы судьбы, законы чисел.

Нередко начиная писать картину с какого-нибудь одного края, передавая формам свой творческий заряд, Филонов сообщает им жизнь, и они затем уже будто не по воле художника, а своим собственным движением развиваются, видоизменяются, обновляются, растут. Это саморазвитие форм у Филонова поистине поразительно!

Заключение (12 мин.)

Воспитатель: Сегодня мы говорили о человеке, который всю свою жизнь посвятил творчеству и умер в блокадном Ленинграде, смертельно простудившись во время очередного дежурства  на посту ПВО. При жизни художника не было не одной выставки его работ. Да и потом он был незаслуженно забыт на долгие годы, но как Феникс из пепла возродился вновь.

И все-таки она состоялась  — выставка работ мастера. Это произошло в 2006 году в Санкт-Петербурге. Вот, что написал после посещения выставки «Очевидец незримого…», студент 2 курса философского факультета СПбГУ: «Определенно, я не перепутаю Филонова ни с каким другим художником.

Посему непросто, наверное, отнести его к какому-либо направлению в живописи. Все-таки любое течение предполагает массовость, а Филонов —  единственный в своем роде. Мне было интересно разгадывать филоновские образы: смотреть на картину внимательно и лишь потом читать внизу, как она называется.

Иногда я угадывал, как в случае с «Мужчиной и женщиной», иногда  — нет: глядя на картину «Крестьянская семья», я думал, что имеется в виду рождение Христа. Младенец на этой работе особенно выделяется на окружающем его темном фоне, что подчеркивает его самобытность, исключительность.

Еще меня смутила лошадь – как известно, Иисус родился в пещере, куда сгоняли скот…

Чтобы лучше понять Филонова, необходимо ознакомиться с его теоретическими выводами, с принципами аналитического искусства, хотя бы даже поверхностно. Чтобы не возникало таких недоразумений, как с одним моим другом, который, посмотрев фильм «Догвилль» Ларса фон Триера, спросил: «А почему дом висит в воздухе? И почему люди стучат в невидимые двери? »

Читайте также:  Описание картины пабло пикассо «купальщица»

Неоднозначное, не всегда понятное, но, тем не менее, интересное творчество определенно оставляет впечатление. И это самое главное! В кинофильме, демонстрировавшемся на выставке, совершенно разные люди говорили о Филонове. Каждый по-своему.

Были диаметрально противоположные точки зрения на его творчество, как, например, у Луначарского и Ильи Глазунова (по-моему, это был он): один говорит, что о Филонове еще заговорят во всем мире, другому не нравится его творчество.

Так же и со всеми остальными – работы этого художника могут быть понятны, могут – нет, могут нравиться, могут не удовлетворить чей-то взысканный вкус, но то, что они запомнятся и вызовут эмоции можно сказать с уверенностью. А это важнее всего прочего…»

1 Ведущий: Один из учеников Филонова,  узнав о его смерти уже после войны написал      стихотворный-некролог.

2-й чтец: «Сон о Филонове»

А рядом

Ночью

В глухом переулке

Перепилен поперек

Четвертован

Вулкан погибших сокровищ

Великий художник

Очевидец незримого

Смутьян холста

Павел Филонов.

Был он первым творцом в Ленинграде

Но худога

С голодухи

Погиб во время блокады,

Не имея в запасе ни жира, ни денег.

Картин в его мастерской

Бурлила тыща.

Но провели

Кровавобурые

Лихачи

Дорогу крутую

И теперь там только

Ветер посмертный

Свищет.

А. Крученых

2 Ведущий: (сл.15) Сейчас наступило время Филонова, на смену легенде, существовавшей десятилетия, пришли его картины, не утратившие своей значительности и актуальности. Став доступным, творчество Филонова, несомненно, повлияет на художественные процессы как в нашем, так и зарубежном искусстве.

(просмотр (сл. 17) видеоролика «Павел Филонов. Очевидец незримого…»)(4 мин.)

Рефлексия:(5мин.) Участники журнала делятся впечатлениями о мероприятии, высказывают мнение о необходимости и дальше проводить такого рода мероприятия.

Воспитатель:

Источник: http://ext.spb.ru/site/5987—l-r.pdf

Павел Филонов. Самый загадочный художник русского авангарда

Художника, в отличие от Малевича и Кандинского, почти не знают за границей, его имя обошли стороной на открытии Олимпиады в Сочи. Хотя, кто, если не он, и есть воплощение русского авангарда? Репортаж Татьяны Баженовой.

Смутьян холста или певец городского страдания – как только не называли современники Павла Филонова. Самый загадочный художник русского авангарда. Его полотна можно рассматривать под лупой, каждый сантиметр – отдельно живущая картина. 

Павел Филонов сложился как-то сразу, без длинного академического пути. Писал агрессивно, пёстро, даже вызывающе, но о вполне конкретном. Его, скитальца и мученика начала 20 века, интересовала судьба человека и страны.

Доказательство – полотно «Россия после 1905 года». Предсказание – или предвкушение? – революции. Он двигался в одном направлении с авангардистами, но его имя несправедливо забыли. Филонова, в отличие от Малевича и Кандинского, почти не знают за границей. Имя громады искусства обошли стороной на открытии Олимпиады в Сочи. Хотя, кто, если не он, и есть воплощение русского авангарда?

Евгения Петрова, заместитель директора Государственного Русского музея по научной работе: «Он всё время думал об истории, думал о том, что происходит с людьми. Он верил в мировую революцию. Роль пролетариата в революции, это была его святая вера. Не было ангажированности, это была его личная убежденность».

Стереоизображение передаёт тяжелые взгляды героев. Картина «Крестьянская семья». Вот она, аналитика человеческой души. Филонов хотел создать отдельное направление в искусстве. И создал. К слову, именно фигуры людей у него выходили хуже всего. Из-за этого дважды провалил экзамен в петербургскую Академию художеств. А потом и сам её бросил – давили стены.

Семён Михайловский, и.о. ректора Санкт-Петербургского государственного института живописи, скульптуры и архитектуры: «Он совсем, конечно, не вписывался в ту систему, которая была. Он покинул академию и перешел в другое, что ли, пространство. Ему здесь было тесно, ему было узко. Он был ограничен этими стенами, система образования была направлена на другие цели».

Сочетание живого и неживого, растительного и механического, настоящего и вымышленного – это Павел Филонов. Художника интересовала Вселенная – с большой буквы. Воплощение космоса для мастера – очертания головы человека. Она парит в пространстве, не принадлежа телу, а в глазах – целый мир.

Татьяна Баженова, корреспондент: «Для самого мастера цветные точки и фигуры становились складной историей только по окончанию работы над картиной.

Вообще Филонов пытался ввести правило: рисовать надо от частного к общему. Ставил точку, или, как он говорил «молекулу», на холсте и долго всматривался, что же из этого выйдет.

Может, именно такой философский подход и сделал его одним из величайших художников 20 века».

Пёстрый ковер? Микросхема? Нет, «Формула весны или действующие силы». Картина площадью более семи квадратных метров! Занимает особое место в зале Филонова в Русском музее.

Искусствоведы говорят: можно бесконечно «кромсать» это полотно на фрагменты, и каждый  будет законченным произведением.

Павел Филонов называл это формулами неспроста: он вообще не считал свой труд творчеством, он «вырабатывал» картины. Последователям говорил «введи в работу весь свой ум».

Отнюдь не каждый петербуржец узнает в этой картине Нарвские ворота. А это они. Город в полотнах Филонова – болезненный и изящный. Как и в жизни. Копировать эту эстетику, говорит художник Иван Совлачков, нет никакого смысла. Но учиться у Филонова никогда не поздно.

Например, его отец, тоже художник, после войны ходил к сестре мастера и часами разглядывал полотна. Перенимал опыт, а, может, заряжался энергией.

Иван Совлачков, художник: «Пожалуй, он один из самых петербургских художников. По структуре даже, если вы обратите внимание, его картины похожи на карту города. Смотришь на карту Петербурга и видишь филоновские структуры. Кроме того, сумрачный свет в его полотнах — он тоже чисто петербургский».

Искусство Павла Филонова рождалось в муках. Художник не только видел революцию, Первую мировую и гражданскую войны, но и застал блокаду. Голодал, сидя за холстом. Дежурил на чердаке, спасая свои работы. Первая суровая зима 41-го стала для него последней.

Татьяна Баженова, корреспондент: «В последние годы жизни художник не брал деньги за свои работы, занимался лишь творчеством.

Павел Филонов скончался в своей комнате дома на Петроградке в первый год блокады. Голод не пощадил и его супругу.

Своим ученикам незадолго до ухода он говорил: «Я не знаю, свидимся ли мы, но я точно знаю, что мы победим». Любопытно, что в этом доме теперь располагается детский сад».

Павел Филонов стал легендой при жизни, а вот всемирно известным художником до сих пор нет. В 90-х мошенники даже пытались подменить его полотна в Русском музее, чтобы продать подлинники заграницей. Но картины вернулись домой. Автор всю жизнь твердил – его работы не должны покидать Россию.

В 80-х пару его полотен привезли на выставку во Францию. Очевидцы тех событий писали, по сравнению с Филоновым «всё погасло — весь цвет французской живописи». Еще настанет время, когда весь мир пожалеет, что вовремя не оценил гения русского авангарда с Невы.

Источник: https://topspb.tv/programs/stories/466749/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector