Питер Брейгель — средневековый моралист
esdra
Однажды в детстве родители взяли меня в гости к своим взрослым друзьям. Семья была очень интеллигентная – это чувствовалось по самой обстановке в квартире – в каждой комнате были книжные полки, а на стенах висели репродукции картин в красивых рамках. Вот одна из этих репродукций меня и заинтересовала.
На ней были изображены слепые люди, которые вели за собой таких же слепых. Я долго стоял и смотрел на нее. Подошедший хозяин дома спросил меня: «Нравится?» – «Не знаю, – ответил я. – Она страшная какая-то. Кто это нарисовал?» – «Питер Брейгель. Это иллюстрация библейской притчи».
Вот так я познакомился с творчеством гениального нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего (ок. 1525—1569), который был отцом двух других художников, довольно сильно уступавших ему в таланте и разносторонности творчества. Таинственна жизнь и судьба Брейгеля.
До сих пор исследователи ищут одноименную фантастическую деревушку, якобы давшую имя юному бродяге, который (за двести лет до нашего Ломоносова) пришел за мифическим рыбным обозом в Антверпен и, поздно приступив к наукам и художествам, вскоре блистательно всё наверстал.
Учился у знаменитого и преуспевающего Питера Кука Ван Альста – придворного художника императора Карла V. В его богатом доме, полном книг и заморских редкостей, безродный бедняк приобщился не только к живописи, но и обрел интересных мыслящих друзей.
Сильнее их уроков действовали на него только острые впечатления от окружающей жизни, вместившие в себя и трезвый скепсис, и безудержное фантазерство.
Произведения Питера Брейгеля (вплоть до ХХ века) были скрыты в недрах частных коллекций. Гениален цикл картин «Времена года».
Их заказчик, брюссельский купец Ионгелинг, ещё при жизни автора упрятал этот шедевр в ломбард. Другие вещи художника рассеялись по городам и весям Европы… Собранный по крупицам и представленный, наконец, во всём своём творческом могуществе, Питер Брейгель Старший сразу убрал с пьедестала своих сыновей – художников Питера Младшего и Яна Бархатного, преуспевших в карьере и славе куда больше отца.
В жестокое время довелось жить художнику. Это был период господства в его Нидерландах испанских захватчиков. Даже евангельские сюжеты «Перепись в Вифлееме» и «Избиение младенцев» маскируют у Брейгеля сцены современных ему грабежей и разбоев.
В его картинах угадываются зловещие силуэты виселиц и кострищ, ставших в те годы столь же неотъемлемой частью голландского пейзажа, как мирные мельницы и колокольни.
И вот парадокс: кардинал Гранвелла, испанский наместник, засыпавший Нидерланды пеплом еретиков, вошел в историю как истовый поклонник Питера Брейгеля! Именно он прятал в своём доме его картины, спасши, таким образом, и автора, и его вольнодумное искусство от неминуемой гибели.
В конце 1551 года Брейгель стал членом профессионального объединения художников — Гильдии св. Луки в Антверпене, из чего можно сделать вывод, что период учебы к этому времени был завершен. Вскоре после этого Брейгель отправился в Италию. Подобные путешествия предпринимали многие молодые художники того времени.
Итальянская «практика» увеличивала их шансы на получение в дальнейшем выгодных заказов. В 1552 году Брейгель, миновав Францию и посетив Рим, направился на юг Италии — в Неаполь и Мессину.
Видимо, побывал он и в Палермо — в пользу этого предположения говорит бросающаяся в глаза перекличка между его «Триумфом Смерти», написанном в 1562 году, и созданной на тот же сюжет фреской в палермском Палаццо Склафани. В 1553 году Брейгель вновь оказался в Риме.
Здесь он познакомился с известным художником-миниатюристом Джулио Кловио (1498—1578) и некоторое время работал в его мастерской. Кловио был восхищен талантом молодого чужестранца и приобрел несколько его произведений, в том числе вид Лиона и миниатюру «Вавилонская башня». Путешествие в Италию связано с ещё одним увлечением художника.
Во время перехода через Альпы его поразила красота открывшихся его взору горных пейзажей. Мастерство Брейгеля-пейзажиста принесло ему признание на родине. После возвращения художника в Антверпен гравер и издатель Иероним Кок (ок. 1510/20 — 1570) напечатал «Большую серию пейзажей» Брейгеля (1555).
Некоторые исследователи считают, что именно Кок несколькими годами ранее побудил художника отправиться в путешествие по Италии. Он же оставался главным его работодателем вплоть до переезда Брейгеля в Брюссель, состоявшегося в 1563 году. Новые идеи Брейгель мог черпать не только из общения с Коком.
К тому времени он сблизился с выдающимся картографом Абрахамом Ортелием (1527–1598). Ортелий принадлежал к религиозному обществу «Семья Любви», члены которого, выказывая внешнее согласие с постулатами католической церкви, утверждали персональную связь каждого человека с Богом, не требующую сложного ритуала, то есть, на практике были чистейшей воды протестантами.
Мы не знаем, стал ли членом этого общества художник, но характерные для «Семьи Любви» взгляды на взаимоотношения человека и Бога он разделял. Это заметно и по некоторым его религиозным картинам, например, таким как «Успение Богородицы» и «Иисус и грешница». В начале 1560-х годов произошли резкие перемены в личной жизни Брейгеля.
В 1563 году он женился на Марии Кук, дочери своего бывшего наставника Питера Кука ван Альста. Новоиспеченные супруги поселились в Брюсселе, предоставившем художнику новые возможности. Брюссель был столицей, в нём обитали коронованные особы и богатые вельможи, что повышало шансы найти себе знатных покровителей.
Жить художнику оставалось всего шесть лет, но именно за этот короткий срок он успел создать большинство своих шедевров. Среди заказчиков Брейгеля были такие крупные личности, как кардинал Антуан Перрено де Гранвела, возглавлявший Государственный совет Нидерландов, и банкир Николас Ионгелинк, заказавший писцу его знаменитую серию «Месяцы» («Времена года»).
Последний период жизни Брейгеля совпал с бурными потрясениями в жизни Нидерландов. За отречением Карла V (1555 год) последовало краткое правление ненавидимого всеми испанского короля Филиппа II, закончившееся восстанием. Восстание вспыхнуло в 1568 году и быстро переросло в гражданскую войну. Разумеется, в этих условиях большинству людей было не до искусства. Заказы стали редки. Все это отразилось на самочувствии Брейгеля. Его творчество той поры, как зеркало показывает, в каком направлении шла эволюция художника. Картины Брейгеля наполнились горечью и смирением перед лицом неумолимого рока.
В своем творчестве Брейгель осуждал религиозные войны и жестокость, он пытался показать, что христианство отошло от новозаветных идеалов апостольской Церкви, окунувшись в кровавые распри и грехи.
Им созданы великолепные полотна на библейские сюжеты, но даже в пейзажах и сценах из крестьянской жизни Брейгель оставался христианским моралистом, его не пугала такая слава. Как художник, он считал своим долгом показывать то, что его волновало и возмущало в окружающей его действительности.
И делал он это настолько гениально, что опасался гнева инквизиции для своих близких, поэтому и прятал картины от посторонних глаз. Слишком уж обличительными были его живописные шедевры. В его многолюдных картинах «Обращение Павла», «Проповедь Иоанна», «Несение Креста» даже Сам Христос не выделяется из окружающей Его равнодушной толпы.
Так Брейгель возвращает нам жестокую правду истории – даже мученики за веру уходили из жизни, не признанные никем. Никто из всемирных героев не был оценен при жизни.
Картина «Несение креста» написана в 1564 году.
Сюжет, столь распространенный в христианском искусстве, Брейгель трактует весьма необычно: зритель не сразу обнаруживает на картине Христа, которого ведут на Голгофу. На переднем плане, изображающем край скалистого обрыва, находятся близкие Христа: Дева Мария, скорбно стиснувшая руки, склонившийся над ней апостол Иоанн, рыдающая Магдалина.
Далее открывается вид на равнину, заполненную людской толпой, которая движется к виднеющемуся вдалеке месту казни. В картине Брейгеля это не холм, а ровная площадка – пустующая сцена грядущей трагедии. Её окаймляет кольцо из жаждущих зрелища зевак. По всему пути шествия разъезжают конные стражники. Их алые одеяния ярко пестрят среди темных фигур горожан.
Этот тревожный пунктир красных пятен напоминает цепочку кровавых следов и помогает увидеть фигуру Христа, падающего под Своей ношей. Заметить Его приход и подвиг не под силу равнодушному взгляду. Трагический удел Христа – идти тем же путем, каким идут ослеплённые люди, чтобы быть вместе с ними.
Христос окажется в центре их круга (привлечет, наконец, их внимание) лишь тогда, когда взойдет на крест, – там, впереди, на зеленой лужайке, среди кольца любопытных. Для того Он и явился в мир. «Несение креста» – картина религиозная, христианская, но явно выбивавшаяся тогда из традиционной манеры живописи.
Брейгель соотносил истины Священного Писания с личным опытом, размышлял над библейскими текстами, давал им свои толкования, т.е. откровенно нарушал действовавший в то время императорский указ от 1550 г., который под страхом смерти запрещал самостоятельно изучать Библию. На картине «Обращение Савла» (1567 г.) изображен вооруженный отряд, взбирающийся по крутой горной тропе.
Позади, внизу, остались гладь озера и закатное небо. Маленькая армия готова скрыться в темноте; последние лучи солнца святят в спины уходящим. Но вот их движение замерло: конные и пешие сгрудились вокруг неприметной фигурки упавшего с коня предводителя отряда. Он привстает, опираясь на локоть, лицо его обращено в сторону заходящего солнца.
Он отважился обернуться к свету, и теперь ослеплен ярким сиянием закатных лучей. Примечателен внешний облик упавшего. Его борода и орлиный нос – канонические черты Савла Тарсянина, который также напоминает современника художника герцога Альбу. Традиционный сюжет наполняется современным художнику звучанием.
Вспомнив чудесное прозрение Савла, мастер вложил в свою работу отчаянную надежду на чудо – то единственное, что еще могло спасти его родину от опустошения. Чуда не произошло. Разорение, массовые казни, бесчинства чужеземных солдат стали уделом каждого нидерландского города, каждой деревни.
Как отголосок этих бедствий воспринимается картина Брейгеля «Избиение младенцев в Вифлееме», созданная в 1566 г. На картине изображено нидерландское селение, в которое пришли враги. По заснеженной деревенской площади мечутся каратели и их жертвы.
В глубине композиции, в окружении закованных в сталь всадников, виден человек, руководящий расправой, – суровый, длиннобородый старец в черном. Этому неумолимому посланцу царя Ирода художник сознательно или невольно придает портретное сходство с герцогом Альбой.
Жуткий смысл происходящего не сразу доходит до сознания зрителя: со стороны трагедия в Вифлееме выглядит почти буднично. Земля спокойна и величава в своем белоснежном убранстве. Кажется, что сама природа отторгает от себя людскую жестокость, ужас и горе. «Истина жива даже в безжалостный век» – так считает живописец.
И ещё одна картина, о которой мне хотелось бы написать.
Это «Слепые» или «Притча о слепых», написанная живописцем в 1568 г. Еще в начале 1560-х годов нидерландцам в полной мере пришлось изведать несчастия, которые обрушили на них испанские власти. С приездом герцога Альбы страна была превращена в гигантский застенок. В это время и создается картина «Слепые», в которой отчаяние Брейгеля-человека и величие Брейгеля-художника достигли своего наивысшего предела. Картина посвящена словам Христа в библейской притче о слепцах, которые пытаются быть поводырями у своих собратьев по несчастью: «Они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» – Матф.15:14.
Жуткая вереница бесприютных калек, лишенных не только зрения, но и поводыря, бредет из глубины картины на зрителя медленно и осторожно, они идут друг за другом, не подозревая, что их путь ведет в заполненный водой овраг. Внезапно вожак оступается и падает, и вслед за ним падет идущий следом.
Последние пока идут спокойно, ибо ещё не ведают о грозящей беде. Их лица полны мнимого смирения, едва прикрывающего тупость и затаённую злобу. Брейгель старается избежать нарочитого драматизма: его персонажам, скорее всего, не угрожает гибель — овраг неглубок.
Весь ужас происходящего сконцентрирован не в сюжете, а именно в образах: в неторопливом, след в след, движении к краю ямы, в череде страшных лиц, подвижных и разнохарактерных, но лишённых какой-либо тени мысли и жизни.
Эта картина — последняя из известных ныне сохранившихся работ Брейгеля.
Брейгель, умерший в Брюсселе 5 сентября 1569 г. (в возрасте примерно сорока лет), до конца своих дней работал еще над одной картиной, которая «была самым лучшим из созданных им произведений». Ни сама картина, ни ее описание не дошли до нас, известно только название: «Торжество правды».
Лишь одно ясно для нас сейчас о Питере Брейгеле – торжество правды наступит только тогда, когда люди обернутся к Богу и евангельские истины станут частью их повседневной жизни.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Источник: https://esdra.livejournal.com/775655.html
Сумрачный день
Искусство Нидерландов 16-го века
Картина «Сумрачный день» из серии «Времена года». Работе над этой серией пейзажей, изображающей полный годовой цикл изменений природы, Брейгель посвятил весь 1565 год.
Пейзажи «Времена года» были созданы по заказу антверпенского финансиста Николоса Ионгелинка, видного коллекционера произведений искусства, в собрание которого уже входили другие картины Брейгеля. К своей коллекции Ионгелинк относился сугубо практически — как к удобному средству вложения денег.
Когда художник еще только начинал работу над «Временами года», заказчик уже распорядился их судьбой: 22 февраля 1565 года Ионгелинк передал всю свою коллекцию антверпенской городской казне в обеспечение крупного денежного займа, взятого им у города.
Ионгелинк так и не выкупил свой залог, и лучшие картины Брейгеля оказались запертыми в городском казнохранилище на долгие десятилетия.
Вот уже много лет картины-пейзажи «Времена года» Брейгеля вызывают бурные дебаты исследователей.
Спорят, например, о том, сколько картин первоначально входило в серию: одни предполагают, что их было двенадцать и каждая изображала определенный месяц; другие доказывают, будто их всего четыре и посвящены они временам года, так что из цикла исключается то «Сенокос», то «Жатва».
Наиболее правдоподобна версия, что Брейгель написал шесть картин, посвятив каждую двух месяцам сразу. В картинах «Времена года» художник начинает выводить на первый план укрупненные фигуры людей. Это крестьяне, занятия которых естественно подчинены смене времен года. Таким образом, человек выступает как органическая часть природы.
Все пейзажи Брейгеля не только величавы, но и по-своему уютны. Такова приветливая земля Нидерландов, жители которых лучше других народов обживали природу, не нанося ей вреда. Питер Брейгель умеет показывать зрителю самые простые вещи как чудо.
Картинам серии «Времена года» созвучны слова философа и писателя Эразма Роттердамского: «Бог способен явить любые чудеса — в нарушение законов природы, но ежедневно творит чудеса намного большие: Эти чудеса в естественном ходе вещей, т.е.
в самих законах природы, которые нам привычны, и поэтому мы не замечаем их чудесности».
В картине «Сумрачный день» Питер Брейгель изобразил природу ранней весны, конец февраля или март с его рваными, набухшими тучами, медленно разгорающимися красно-коричневыми тонами земли, оживающими голыми ветвями и всепронизывающим весенним сырым ветром. В цикле картин «Времена года» художником отображен круговорот природы, перемена ее обличья и внутреннего ритма.
История искусства. Далее →
Источник: http://smallbay.ru/article/bruegel05.html
Питер Брейгель-старший: картины с названиями и описанием :
Нидерландский художник Питер Брейгель-старший, картины которого мы рассмотрим, родился в 1525 году и умер в 1569 году, 15 сентября. Брейгель известен под прозвищем Мужицкий. Питер Брейгель-старший картины писал преимущественно на бытовые темы. Основные произведения живописца мы представим в этой статье.
«Времена года»
Цикл картин на эту тему содержал 6 или 12 работ. На сегодняшний день их осталось только пять. Питер Брейгель-старший картины с названиями «Охотники на снегу», «Возвращение стада», «Сенокос», «Жатва» и «Сумрачный день» написал предположительно в 1565 году. Именно с этих жанровых сцен мы начнем представлять произведения художника.
Работа «Охотники…» показывает, как предполагается, декабрь или январь.Три уставших охотника со стаей гончих возвращаются с небольшими трофеями домой. Слева от них, на улице, перед гостиницей «У оленя», находится семья, которая разжигает огонь, чтобы опалить свинью.
Пейзаж, который мы видим сверху, – это долина с замерзшей рекой и деревеньки. Везде бурлит жизнь. Кто-то катается на коньках или санках, кто-то тушит пожар на крыше, кто-то носит хворост.
Цветовая гамма темна, в особенности зеленый лед и небо, они контрастируют с белизной снега и холмов вдали.
Раннюю весну без единого просвета солнышка мы видим при изображении «Сумрачного дня». Один из персонажей занят обрезкой ветвей, другой собирает их в вязанки, еще трое подвыпили и бездельничают. По бурлящей реке несутся, как щепки, кораблики. По мрачному небу ветер гонит тучи.
Настроение радости несет произведение «Сенокос».Оно создано в золотисто-оранжевых тонах и показывает оживленный и бодрый труд крестьян, слитых в гармонии с природой. На переднем плане широкая дорога, по которой туда-сюда снуют крестьяне, мужчины и женщины. Одни на головах, другие на повозке переносят собранный урожай.
Три женщины с граблями деловито направляются сгребать сено. На дальнем плане повозка с ним нагружена уже доверху. А рядом на лугу его собирают в стога. Все торопятся воспользоваться погожими деньками. Питер Брейгель-старший картины писал с любовью к своим персонажам, детальным знанием их труда и часто с легким юмором.
«Жатва» отражает работу более поздним летом, может быть, даже в начале осени. Кто-то активно трудится, другие уже подкрепляются перед дальнейшей работой. Один из мужчин заснул в тени дерева.
Поздняя осень, небо потемнело, почернело, пастухи торопятся загнать стадо, поскольку надвигается ненастье. Так Брейгель изобразил «Возвращение стада» с летних пастбищ.
Страшные события на родине
Армия испанцев под предводительством Альбы вторглась на родину художника. Начались бесчинства оккупантов. Несколько тысяч нидерландцев признали еретиками и уничтожили. На эту тему Питер Брейгель-старший картины пишет очень страшные и горькие.
«Триумф смерти» (около 1562)
На дальнем плане — выжженная земля, полыхают огни пожаров. Все застилает едкий дым. Смерть размножилась, ее костлявые скелеты мелькают везде. Кажется, что Апокалипсис уже наступил. В самом отдалении человека приготовили к колесованию. Поодаль стоят виселицы с повешенными.
Осужденных утопить уже одели в белые саваны и спускают на воду. Многим отрубают головы. Смерть с косой уничтожает все на своем пути. Ее подруга в верхнем левом углу бьет в колокола, вещая, что миру пришел конец.
В нижнем правом углы картины кавалер играет даме на лютне, предпочитая не замечать стоящую рядом смерть, забирающую их соседку по пиршественному столу. Напротив них, в левом углу, приходит конец королю с короной, в доспехах, в алом плаще, подбитом горностаем.
Скелет, стоящий рядом, показывает на песочных часах, как время его жизни утекает. Простой народ и аристократы – все равны перед смертью.
Путешествие в Италию
В 1552-1553 годах художник побывал во Франции, Швейцарии и Италии. Его потрясли памятники Вечного города и шедевры Возрождения.
Переосмыслив их, Питер Брейгель-старший картины создает с итальянскими мотивами на библейские темы. Его волнует, как Бог смешал все языки, не дав людям кощунственно построить башню до небес.
Он создал три картины. Мы же рассмотрим большую, которая находится в Вене.
Вавилонский зиккурат
Очень впечатляет картина «Вавилонская башня». Питер Брейгель-старший (1563-й – год создания произведения) взял за образец римский Колизей.
Уже построены семь этажей, растет восьмой, проникающий за облака, но башня уже слегка дала крен и местами обваливается. Тщетны старания строителей, чьи фигурки мелки по сравнению с громадным сооружением.
Они среди каменных блоков упали на колени перед Нимвродом и его свитой, испрашивая прощения за неудачи. Вдали виднеются картины гордого Вавилона. В основу был положен популярный сюжет из Библии о строительстве башни, достигающей вершиной неба.
Библейские мудрецы, ненавидя города как таковые, как места греховные, дали картину бренности людских устремлений. А Брейгель изобразил не традиционное смешение языков, а ошибки в расчетах, потому башня и рушится.
Поздние работы
Питер Брейгель-старший картины в позднем периоде пишет с укрупнением персонажей на своих работах. Если раньше фигурки были мелкими, то теперь художник начинает интересоваться человеком. Мы также рассмотрим последнюю картину «Слепые», которую написал Питер Брейгель-старший. Картины с описанием как давались выше, так и последуют далее. Произведение «Слепые» — немеркнущий шедевр Брейгеля.
Картина «Слепые», Питер Брейгель-старший
Сюжет основан на притче из Библии, которая гласит, что если слепец ведет слепого, то они обязательно попадут в яму.
На картине, двигаясь цепью и держась один за другого, медленно идут слепые. Исследования показали, что каждый ослеп от разных причин, так детально изобразил художник незрячие глаза. Каждый из них поднял голову, полагаясь не на зрение, а на обоняние и слух. Поводырь уже упал в пруд. Следующий уже запнулся за него. Третий вот-вот оступится.
Остальные пока ни о чем не подозревают, но скоро все будут вместе. Художник сумел изобразить нарастание падающего движения. Никто не придет им на помощь. Не спасет от неминуемой гибели в пруду. Их гибель предначертана. На лицах – беспомощность и ужас. В центр мира живописец поставил судьбы живых людей, о которых никто не пожалеет.
Так и зрячих, которые, кажется, видят дорогу, провидение ведет зачастую в пропасть.
Картина «Сорока на виселице» написана перед смертью художника. Она завершает его творчество, наполненное духовными исканиями.
Источник: https://www.syl.ru/article/305104/piter-breygel-starshiy-kartinyi-s-nazvaniyami-i-opisaniem
«Колорит»: «Мужицкая» живопись Питера Брейгеля. Смыслы картины «Падение Икара»
Питер Брейгель Старший – это один из наиболее известных художников Северного Возрождения, и можно лишь гадать, почему так вышло, что на фоне целой плеяды одаренных творцов той эпохи общеизвестными стали именно Брейгель, Босх и Дюрер. Сегодня Concepture разбирает по полочками картину Питера Брейгеля «Падение Икара».
Стиль Брейгеля, быть может, не столь запоминающийся, как у Босха, но довольно узнаваемый. Кроме того, по какой-то причине его картины очень любят использовать иллюстраторы и оформители книг (особенно его «Вавилонскую башню», «Охотников на снегу» и «Зимний пейзаж»).
В первую очередь, это очень насыщенные деталями и действиями картины, в которых преобладают реалистические сюжеты, часто соединенные с библейскими темами и мотивами. В большинстве случаев картина Брейгеля представляет собой смесь пейзажа и жанровой сцены. Именно за интерес к визуальной и нарративной стороне жизни простого народа, Брейгель и получил свое прозвище – «Мужицкий».
Картина «Перепись Вифлееме», 1566 г.
Бытует даже легенда, что художник часто переодевался в крестьянскую одежду, чтобы гулять среди селян и подмечать яркие мелочи жизни.
Также стилю Брейгеля характерна палитра из чистых цветов (как в иконописи, где каждый цвет – прежде всего символ), с некоторым преобладанием желтого тона (что во многом связано с фламандской манерой и вообще теми средствами и техниками, которыми писались картины в то время).
Брейгеля действительно можно считать одним из самых ярких представителей и эпохи в целом, и складывающейся франко-фламандской школы живописи, а потому в его работах отразилось многое – техника того времени, исторические события, представления о мироздании. И все-таки хотелось бы обойтись здесь без ставших привычными в отечественной литературе клише, вроде этого:
Подобные суждения пытаются установить связь автора и эпохи как-то слишком наивно и «в лоб». А ведь за такой попыткой лежит и убеждение исследователя в том, что он выше и умнее жителей того времени, хотя бы просто потому что знает последствия. Возможно, совсем избежать подобной позиции и не удастся, но мы попробуем.
Брейгель непредвзятым взглядом
Воображение зрителя. Как художник он обращается прежде всего к воображению зрителя.
Схематичные из-за малых размеров фигурки не показывают, а рассказывают о происходящем, равно как ключевые смыслы и эмоции вычитываются и даже домысливаются нами.
Так, например, главное событие, вынесенное в название, у него часто находится отнюдь не на первом плане: таковы «Падение Икара», «Обращение Савла», «Перепись в Вифлееме», более того, в последней картине мы даже не видим лица Иосифа.
Картина «Обращение Савла», 1567 г.
Однако то, что было для современника Брейгеля понятным знаком-отсылкой, для нас – уже загадка, требующая расшифровки. Например, в картине «Охотники на снегу» можно найти сразу несколько отсылок, точно указывающих на месяц декабрь (крестьяне готовятся коптить свинью, охотники с жалкой добычей, игры на льду).
Театральная сцена. Мир в картинах Брейгеля похож на театральную сцену, на которой одновременно разыгрываются и маленькие эпизоды человеческих жизней, и природные, космические процессы. По сути в основе его визуального опыта не снимок с натуры, а театральная мистерия, показывающая, что наша повседневность не чужда великого и значительного.
Картина «Фламандские пословицы», 1559 г.
Мистерия как особый жанр в то время остается знаковым явлением для городов, он постепенно освобождается от контроля церкви (переходя в ведение муниципалитетов).
Ярче всего эта сценичность, соединяющаяся в некое общее «космическое» зрелище, проявилась в цикле картин «Времена года» (количество картин неизвестно, до нас дошли только пять работ – «Сенокос», «Жатва», «Возращение стада», «Охотники на снегу» и «Хмурое утро»).
Карнавальное мироощущение, также связанное с шествиями и мистериями, хорошо заметно в других работах (например, «Детские игры», «Фламандские пословицы», «Битва Карнавала с Постом» и другие).
Двойственное настроение. Настроение, превалирующее в сюжетах, о которых повествует Брейгель, довольно двойственно – это что-то трагически-ироническое.
Повествуя о серьезных событиях, он при этом не отказывает себе в иронии, зубоскальстве и доле гротеска, а юношеский пафос Возрождения у него почти всегда уравновешен стариковской народной мудростью, выраженной в пословицах и поговорках.
Картина «Возвращение стада», 1565 г.
Брейгеля сложно заподозрить в высокомерии или отсутствии симпатии к тем, кого он изображает (т.е. по сути простолюдинам), но вы не найдете у него и идеализации крестьянства. По этой причине его картины буквально сопротивляются какой-то однозначной интерпретации, а уж тем более некоей выводимой морали.
Загадочное «Падение Икара»
Это единственная картина Питера Брейгеля, написанная на мифологический сюжет, где-то во второй половине 50-х годов XVI века. На самом деле до нас дошли две версии картины «Падение Икара»: классическая (более логичная) и со странностями (парадоксальная), и обе вызывают вопросы о подлинности.
Первая находится в собрании музея Ван Бюрен в Брюсселе, вторая – в Царском музее роскошных искусств (тоже в Брюсселе). Причем сложно датировать их точно, обычно по умолчанию считается, что вторая написана где-то в 1558 году. Под странностями картины из Царского музея имеются в виду следующие моменты (мы остановимся только на нескольких):
Картина «Падение Икара», версия из Ван Бюрен.
во-первых, на ней есть Икар, но нет Дедала, который по мифу находился тоже в небе (на картине из Ван Бюрен он есть, именно на него направлен взгляд пастуха);
во-вторых, солнце на картине изображено в закате на горизонте, что нелогично, т.к. закатное солнце вряд ли бы растопило воск крыльев Икара, к тому же пейзаж в общем нарисован в яркой, а не закатной части дня (что видно по гамме и теням);
в-третьих, возможно в силу плохого состояния картины на этой версии нельзя разобрать, что представляет собой крупная белая точка в кустах (перед пахарем).
Обычно это пятно трактовали как голову мертвого или спящего человека, якобы подчеркивающего смысл картины. Возможно, лицо было дорисовано позже.
Однако инфракрасное изучение версии из Ван Бюрен позволило обнаружить, что это не лицо, а зад человека, справляющего нужду.
Эта двойственность породила мнение о том, что первая версия – оригинал, а вторая – чья-то неумелая копия. Однако были и те, кто напротив утверждал, что именно парадоксальное построение композиции – признак гения, отступающего от канона, который, согласно нарративу мифа, предписывал изображать Икара вместе с Дедалом.
Картина «Падение Икара», версия из Царского музея роскошных искусств.
Великий художник способен изобразить не только то, что можно видеть, но и то, чего видеть нельзя. Так, например, уставившийся в никуда пастух – не просто какая-то несуразица, а естественное удивление человека, над которым только что нечто пронеслось по небу (т.е. мы буквально видим траекторию падения Икара).
Поэтому, на наш взгляд, второе суждение вполне оправданно, учитывая склонность Брейгеля к необычным ракурсам, символам и загадкам, а также иронии и свободному отношению к канонам. В некотором смысле эта точка зрения подтверждается и любопытным фактом: повсеместно цитируемой стала именно вторая версия картины.
О принадлежности обеих картин кисти Брейгеля до сих пор идут споры. Обе версии, вероятно, (даже с инфракрасной рефлектографией искусствоведение – наука неточная) являются копиями с одной картины, предположительно написанной Брейгелем.
На это указывает характер первоначального наброска, более простого по технике, чем манера великого художника.
Однако в целом по своим смыслам с большой долей вероятности можно утверждать, что «Падение Икара» когда-то было задумано (и, возможно, написано) Питером Брейгелем Старшим.
Дело в том, что в общей смысловой канве этой картины очень тонко переплетены три ключевых элемента: идеи Ренессанса, ироническое отстранение от них и указания на народную мудрость, выступающую контрапунктом этого отстранения.
Таким образом, возникает узнаваемый стиль Брейгеля Старшего, в котором высокое (идеалы Возрождения) и низкое (народное, мужицкое здравомыслие) не столько противопоставляются, сколько пребывают в динамике и взаимном дополнении.
Именно по этой причине «Падение Икара» невозможно проинтерпретировать сугубо в одном ключе: ни как чисто трагическое произведение, ни напротив, как высмеивание трагического пафоса.
Верхняя центральная часть картины «Падение Икара» (версия из Ван Бюрен): в небесах парит Дедал.
Итальянский Ренессанс во многом опирался на две взаимосвязанные идеи – гуманизм и гносеологический оптимизм. Вера в человека и вера в познаваемость мира придает Возрождению напор и задор, характерный юношеству.
Однако где-то на периферии сознания вместе с этой дерзостью и оптимизмом появляется меланхолия. Причина в том, что человек – не только гордый творец, но еще и хрупкое существо, подвластное случаю.
Мир (даже если и познаваем) велик, а жизнь человека коротка, и всякая юность, красота и острота ума – довольно часто мимолетны.
Человек Ренессанса бежит прочь от этих мыслей, но они возвращаются в форме ощущений (возможно, поэтому в итальянском искусстве той эпохи это чувство нашло себе место лишь в музыке).
Брейгель, выбравший сюжет о наказании за гордыню, явно отсылает не только к традиции христианского порицания этого греха, но и буквально изображает судьбу тех, кто возомнил себя титанами духа.
В то же время на картине присутствует целый ряд образов, показывающих, что сам автор не отказывается от идей Возрождения, а лишь указывает на трагизм существования (особенно легкомысленного, как у Икара).
Детали и образы
Общая композиция «Падения Икара» задана двумя источниками. Первый – сюжет мифа об Икаре и Дедале.
Он хорошо известен, чтобы его пересказывать, отметим лишь любопытный момент: в отличие от большинства мифов, где боги наказывают людей за высокомерие или непочтительность, история Икара – это гибель из-за легкомыслия в отношении отцовского совета, а также пренебрежения естественными законами.
Правый нижний угол картины «Падение Икара»: в воде можно заметить тонущего Икара.
Вторым источником считается голландская пословица «Ни один плуг не остановится, когда кто-то умирает». Именно это и изображено на переднем плане картины. У этой поговорки, вероятно, есть несколько прочтений, как минимум буквальное и символическое.
В буквальном прочтении речь идет о том, что ничто не должно быть важнее выживания тех, кто еще жив, и главной угрозой для большинства оставался голод.
В символическом же плане плуг – это указание на космический цикл, включающий в себя повторяющиеся природные процессы, и они безразличны по отношению к судьбам людей.
Левый нижний угол и центральная часть картины «Падение Икара»: пахарь с плугом – предположительно отсылка к пословице.
Главными персонажами картины являются пахарь, пастух с собакой, рыбак, а также тонущий Икар (в варианте из Ван Бюрен еще Дедал) и еще один человек в кустах. Список этих персонажей, кроме последнего, по всей видимости, Брейгель взял из строк Овидия. В «Метаморфозах» он описывает полет Икара и Дедала так:
Персонаж же, скрывающийся в кустах, становится своего рода подписью Брейгеля; как выше уже отмечалось это фигура человека, справляющего нужду (она будет повторяться несколько раз в его картинах, например, в «Сороке на виселице»). Она подчеркивает безразличие присутствующих персонажей к произошедшему с Икаром.
Несколько важных символов
Куропатка
Правый нижний угол картины «Падение Икара»: на ветке рядом с рыбаком видно куропатку.
Во-первых, это куропатка (сидящая на ветке над рыбаком), которая имеет прямое отношение к мифу о Дедале. Согласно Овидию, причиной бегства Дедала на Крит было убийство своего юного племянника Пердикса, чьи таланты вызвали зависть мастера. Погибший Пердикс был превращен Афиной в куропатку. И ее присутствие на картине добавляет произошедшему оттенок возмездия.
Меч
Левый нижний угол картины «Падение Икара»: на небольшом выступе рядом с ослом можно заметить некие предметы, предположительно меч и сума
Во-вторых, это меч, кошель или сума и мешок (расположенные на камне перед пахарем).
Сегодня сложно определить, что именно вкладывал в эти символы Брейгель и его современники, но по большому счету это указания на то, вокруг чего строится жизнь простого человека – защита себя, борьба с нищетой и забота о пропитании. Недаром одна из голландских поговорок звучит так: «Человек без денег – всё равно что мертвец».
Каракка
Правая центральная часть картины «Падение Икара»: рядом с тонущим Икаром изображена каракка.
В-третьих, каракка, направляющаяся то ли в город вдали, то ли в открытое море. Стоит отметить, что во времена Брейгеля это не обычный корабль, а настоящее сверхсовременное чудо техники и человеческой мысли.
По сравнению с небольшими коггами и неуклюжими галерами, составлявшими основную часть флотов средневековья, каракка (со временем превратившаяся в галеон) – это просто космолёт. Это первый корабль, действительно приспособленный для открытого моря, с большим экипажем и сложной конструкцией.
На построенной госпитальерами в 1522 году каракке «Святая Анна» была кузница, ветряная мельница, печи, столовые, цветочный сад.
Именно на таком типе судна Колумб достиг Америки, и команда Магеллана совершила первое кругосветное плавание.
Присутствие образа такого корабля вряд ли было случайным или было призвано еще раз подчеркнуть безразличие окружающих к Икару (экипаж корабля смотрит в другую сторону).
Скорее он подчеркивает контраст между технологиями (и тем, что они обещают в будущем) и традиционным тяжелым трудом крестьянина.
Брейгель и «новые времена»
Стараясь уйти от банальных суждений и моралите, некоторые исследователи склоняются к мысли о том, что для Брейгеля важной темой творческой рефлексии остается связь человека и мира. Возможно, «Падение Икара» – это род суждения о том, как связаны человек и природа.
Картина «Мизантроп», 1568 г.
В то же время нужно подчеркнуть амбивалентность этого суждения: на картине можно заметить не только мысль о подчинении природе (как это делают пахарь, пастух и рыбак), но и о возможности ее познания и преобразования (корабль и город – это рукотворная, «вторая природа» человека, улучшающая его жизнь).
В целом же эта картина является яркой иллюстрацией сложного отношения Брейгеля к «новым временам».
С одной стороны, Возрождение без сомнения способствовало прогрессу наук, искусств и нравов, а это сулило облегчение и улучшение жизни для всех.
С другой стороны, в реальности призывы умных мужей мало что значили, в Европе расцветали охота на ведьм, религиозная нетерпимость, кровавые войны (теперь с еще более совершенным оружием), от чего страдали прежде всего простые люди.
Да и сами идеалы гуманизма были противоречивы, а также не лишены легкомыслия и высокомерия. Брейгель критикует отрыв этих идей и идеалов от реальности, но не становится и консерватором-традиционалом. Зная оба мира, он знает и о том, что правда у каждого своя. И каждому – своё. Или как сурово вещает еще одна голландская поговорка: «Что для одного смерть, для другого – хлеб».
Источник: http://concepture.club/post/rubrika_2021/smysly-kartiny-padenie-ikara
Брейгель старший, питер
БРЕЙГЕЛЬ, ПИТЕР (Brueghel, Pieter) (ок. 1525–1569), также Питер Брейгель Старший, последний великий художник эпохи Возрождения в Нидерландах.
Биография Питера Брейгеля, написанная в 1604 голландским художником и историком-биографом Карелом ван Мандером, является главным источником сведений о мастере. Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св.
Луки в Антверпене в1551; это дает возможность предположить, что он родился приблизительно между 1525 и 1530. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны.
Считается, что Брейгель был учеником Питера Кука ван Альста, а позже сотрудничал с издателем Иеронимусом Коком, который гравировал многие рисунки Брейгеля. В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы.
Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. Здесь он женился и достиг процветания, пользуясь признанием современников и получая более чем достаточное количество заказов от влиятельных покровителей. Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564–1638) и Ян Брейгель (1568–1625), стали известными художниками.
Самые ранние произведения Брейгеля – пейзажные рисунки, в некоторых из которых зафиксированы тонкие наблюдения над природой, в других отрабатываются и изучаются приемы пейзажной живописи венецианцев и других северных мастеров более старшего поколения, таких, как Иоахим Патинир (ок. 1485–1524) и Херри Мет де Блес (ок. 1480–1550).
Именно это сочетание прямого, непосредственного наблюдения с условными формулами и создает эффект неизъяснимой притягательности картин Брейгеля. Художник рассматривал пейзаж не просто как декорацию, но как арену, на которой разворачивается человеческая драма. Одно из самых ранних его полотен – Падение Икара (ок.
1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). В этой картине на холме, возвышающемся над усеянной кораблями бухтой, пахарь, пастух и рыбак занимаются своей повседневной работой. Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега.
Брейгель трактует зрелище его смерти как незначительную деталь в ничем не нарушаемом ритме вселенной.
Одной из главных тем в творчестве Брейгеля является изображение человеческой слабости и глупости – наследие позднесредневекового мышления. На его рисунке Большая рыба поедает малую (1556, Вена, Альбертина) изображена мелкая рыбешка, вылезающая из лежащей на берегу огромной рыбины.
Вновь в качестве названия взята поговорка, явно намекающая на излишества и обжорство. В картинах Битва поста и масленицы (ок. 1559), Детские игры (ок. 1560, обе – Вена, Художественно-исторический музей), Нидерландские пословицы (ок. 1560) изображена толпа на деревенской площади.
Хотя названия картин Брейгеля точны в своей описательности, каждая из них, по-видимому, является также ироническим комментарием к бесцельности человеческой деятельности.
Брейгель обогатил образы глупости, воскресив чудовищные и фантастические создания Иеронимуса Босха (ок. 1450–1516).
Эти создания появляются в сериях гравюр Кока по рисункам Брейгеля Семь смертных грехов и Семь добродетелей (1558).
Босховский дух вновь появляется в таких поздних картинах Брейгеля, как Падение ангелов (1562, Брюссель Королевский музей изящных искусств) и Безумная Грета (1562, Антверпен, музей Майер ван ден Берг).
Во многих картинах мастера персонажи, изображенные со всеми подробностями и красочно одетые, имеют лишенные индивидуальности лица, напоминающие маски. Брейгеля никогда не интересовала человеческая индивидуальность.
Его занимал обычный, средний человек из средневековых пьес-мистерий, и именно такое анонимное человечество населяет космическую среду выдающихся религиозных картин художника. В Триумфе смерти (ок.
1562, Прадо) звучание популярной в то время темы плясок смерти усиливается благодаря пейзажу, внушающему одновременно благоговение и мрачный ужас, в котором армия скелетов уничтожает все живое.
В Несении Креста (1564, Вена, Художественно-исторический музей) также показаны бескрайние просторы, наполненные безликими грубыми ордами. В середине процессии находится ничем не выделяющаяся фигура Христа, упавшего под тяжестью креста и почти потерявшегося в безразличной толпе.
Брейгель хотел, чтобы его зритель увидел Евангельскую историю в свете современной жизни Фландрии. В двух картинах – Избиение младенцев (ок.
1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) – в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля. Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда.
В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в.
Возможно, самые величественные картины Брейгеля – пять пейзажей, называемые Времена года, или Месяцы (1565), изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года. Лишь немногие художники обладали умением столь чутко улавливать настроение того или иного времени года и выражать внутреннюю связь человека с ритмом природы.
В картине Охотники на снегу (1565, Вена, Художественно-исторический музей) изображен мир, скованный зимней стужей. В композиции картины использован типичный для живописи Брейгеля прием – высокий передний план, с которого открывается вид на простирающуюся внизу равнину.
Диагонали линий деревьев, крыш и холмов направляют взгляд зрителя строго внутрь пространства картины, туда, где люди работают и развлекаются. Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха. Деревья и фигуры изображены как застывшие силуэты на фоне серого зимнего пейзажа, а пики островерхих крыш вторят зубцам гор вдали.
На картине Жатва (1565, Нью-Йорк, Метрополитен) из этой же серии изображено залитое солнцем поле; находящаяся на нем группа крестьян прервала свою работу для полуденной трапезы.
Ван Мандер характеризует Брейгеля как крестьянского художника; однако эта оценка упускает из виду несомненную сложность творчества мастера и скорее исходит от сюжетов его пользующихся заслуженной известностью картин, изображающих грубоватую повседневную жизнь жителей фламандской деревни.
Как в начале, так и в конце своего жизненного пути Брейгель размышляет о прирожденной глупости человека.
На картине Мизантроп (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика.
На картине Слепые (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь, идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) – «а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».
Брейгель многолик: он был одновременно средневековым моралистом и пейзажистом в современном смысле слова; был истинно северным художником, и вместе с тем его живопись отмечена итальянским влиянием.
Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие – приверженцем еретической секты. Однако эти парадоксы не являются непримиримыми.
Величие Брейгеля заключается в утверждении неразрывной связи между человеком и природой, а также в глубоко человечном видении христианской истории как живой реальности.
Источник: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/BREGEL_PITER.html
Сенокос
Год создания: 1565.
Музей истории искусств, Вена.
Картина «Сенокос» из серии пейзажей «Времена года» художника Питера Брейгеля посвящена летним месяцам июню и июлю. Сохраняя всеобъемлющий характер своих панорам, Брейгель в основу каждого художественного решения кладет острое и, в конечном счете, конкретное ощущение реальности.
Достаточно вспомнить обращенность в пространство сцены картины «Сумрачный день», посвященной весне; уравновешенность спокойных ритмов картин «Сенокос» и «Жатва»; другую пространственность — как бы сокращающуюся, сжимающуюся — осеннего пейзажа и объединение всех композиционных линий вокруг тихо-оживленного городка в картине «Охотники на снегу», чтобы почувствовать, как уже самое существо композиционного строя этих картин призвано выразить состояние природы. Природа Питера Брейгеля и грандиозна и совершенно близка человеку, достоверна. Но было бы неверно видеть в серии картин «Времена года» жизнь одной природы. Созданный в живописных картинах Брейгеля мир заселен людьми.
Описание картины Питера Брейгеля «Сенокос»
Свое произведение «Сенокос» Питер Старший писал в серии полотен, относящихся к «Временам года». Картина была написана в 65 году 16 века. Несмотря на давность, перед этой работой всегда много посетителей, ведь автор с такой любовью передал красоту природы, что не залюбоваться ею просто невозможно.
Летний денек – это июнь либо июль, ведь именно в это время крестьяне выходили на заготовку сена. Ничего надуманного в сюжете нет – только реалии, связанные с трудными сенокосными буднями. Автор передает тесную связь природы и человека, их гармонию. В этом величие художника, потому что подобное слияние, в котором видны чувственные и эмоциональные порывы людей, мог передать только гений.
На полотне показан весь процесс нелегкого сенокосного времени. Мужская половина занята косьбой, женщины – уборкой. Часть людей отдыхают в тени и подкрепляются. Все в картине гармонично связано, а краски природы подчеркивают тяжесть физического труда.
Посмотрите на мужчину, которого автор поместил на передний план. Видно, что он очень устал и никак не может найти удобную позу, чтобы тело смогло отдохнуть. Именно сельские труженики главные герои картины. А пейзаж как бы второстепенный, но он настолько передает реальность происходящего, что порой зрителям кажется, что они сами герои картины.
Для своего полотна живописец выбрал теплые тона. Для неба – голубой цвет, поле у него золотое, а трава отливает изумрудной зеленью. А вот главный цвет принадлежит героям произведения, которым он описал одежду крестьян.
Пробуждение природы, труд сельских тружеников заставляют зрителей задумываться: для чего они пришли в этот мир, что в жизни главное. В настоящее время полотно украшает залы пражской Национальной галереи.
Если доведется побывать там, обязательно сходите в галерею: впечатлений хватит надолго.
Питер Брейгель Старший «Сенокос» (1565)
Дерево, масло. 117 х 161 см
Дворец Лобковича в Пражском Граде, Прага, Чехия
Сюжет посвящён летним месяцам: июню и июлю, в то время, когда начинается и идёт сенокос. Картина написана в реалистичном стиле, она несёт ощущение реальности от увиденного на полотне.
Происходит невероятная связь человека и природы, их общение настолько тесно, что они сливаются в единой гармонии.
Добиться жизни и единения с природой очень трудно, только великие мастера способны донести до нас все чувства, эмоции и действия людей.
Главные герои — крестьяне, которые изображены в разных вариациях: мужчины косят траву, женщины собирают её в снопы, другая бригада с тени дерева обедает и отдыхает.
Люди вносят особый смысл полотну, они едины с природой и в тоже время находятся на разных полюсах.
Посмотрите, насколько гармонично крестьяне вписываются в общий фон картины, даже несмотря на то, что все заняты разной деятельностью.
На первом плане спит уставший мужчина после рабочей смены. Видно, что он сильно устал, потому что не успел принять удобную позу для сна. Труд рабочего народа стоит на первом плане. Местность и пейзаж потрясают своей реалистичностью, создаётся впечатление, что мы сами присутствуем там.
Художник использует тёплые цветовые гаммы для создания образа природы: жёлтое поле, зелёная трава, голубое небо.
Основные цвета в композиции Брейгель всё же отдал людям, он чётко передаёт это через крестьянскую одежду. Природа пробуждается, крестьяне начинают работать, не зря здесь проведены эти две параллели.
Нам зрителям стоит задуматься о смысле бытия и о нашем предназначении в этом мире.
Источник: https://8-poster.ru/pictures/Senokos3/
Питер брейгель
Источники, проливающие свет на его жизнь, крайне немногочисленны. Год рождения Брейгеля вычисляется приблизительно, на основании даты (1551) вступления в гильдию св. Луки.
Фламандский Вазари – Карел ван Мандер в своей «Книге о живописцах», опубликованной в 1604 году, называет Брейгеля уроженцем Бреды, маленького городка на границе современной Бельгии и Голландии. В других источниках упоминается название вымышленной деревни Брейгель, от которой художник и получил якобы свое имя.
Как сообщает Мандер, Брейгель начинал как подмастерье у крупного антверпенского живописца Питера Кука ван Альста. В 1544 году Питер поступает в мастерскую ведущего антверпенского издателя печатной графики Иеронима Кока. Их сотрудничество продлится до самой смерти Брейгеля.
В 1551 году он был принят в члены Антверпенской гильдии св. Луки, где получил звание мастера. Около 1552 года Питер отправился в Италию. Через Лион и восточную часть Франции он попадает в Южную Италию. В следующем году Брейгель прибыл в Рим, где знакомится со знаменитым итальянским миниатюристом Д. Кловио.
К годам, проведенным в Риме, относится самая ранняя из подписанных и датированных картин Брейгеля «Пейзаж со Христом и апостолами на Тивериадском озере» (фигуры были написаны Мартеном де Восом).
В самой Италии или вскоре после возвращения Брейгель написал картину «Вид Неаполя», которая производит величественное впечатление.
Около 1554 года художник возвращается на родину. В 1555 году И. Кок выпускает серию пейзажных гравюр Брейгеля.
В эти же годы мастерская Кока печатала гравюры с картин И. Босха. Его фантасмагорические видения, зашифрованный язык аллегорий, живописная манера оказали значительное влияние на дальнейшее творчество Брейгеля.
Появляются его произведения, где в бесконечном, всеобъемлющем мире теряется, поглощается человек «Сеятель» (1557), «Падение Икара». С 1558 года Брейгель посвятил себя главным образом живописи.
Новая ступень в искусстве Брейгеля начинается с 1559 года, когда он пишет «Битву Масленицы и Поста».
Композиция картины – вид из окна на площадь фламандского городка, где последний день масленицы народ провожает карнавалом и представлением сражения между Масленицей и Постом.
Сюжет этот, вероятно, навеян указами Филиппа II, аскетичного и жестокого, требовавшего неукоснительного соблюдения религиозных обрядов. В это время в стране, потерпевшей поражение, прокатывается волна кровавого террора, чинимого испанской инквизицией.
«Вместо безграничных, поглотивших в себе людей, равнодушных к ним и вечных пейзажей явилась бурлящая, шумная человеческая стихия. Осознав космическую необъятность мира, он почувствовал и другую космичность – людских, человеческих масс.
Те же идеи Брейгель развивает в картинах «Фламандские пословицы» (1559) и особенно «Игры детей» (1560).
В этой последней изображена улица, усыпанная играющими детьми, но перспектива ее не имеет предела, чем как бы утверждается, что веселые и бессмысленные забавы детей – своего рода символ столь же абсурдной деятельности всего человечества.
В работах конца 1550 х годов Брейгель с неизвестной прежнему искусству последовательностью обращается к проблеме места человека в мире» (Р.Б. Климов). С 1561 года художник обращается к другим сюжетам. Он создает сцены, своей зловещей фантастичностью даже превосходящие Босха.
Так в «Триумфе Смерти» (1562) скелеты убивают людей, и те напрасно пытаются найти убежище в гигантской мышеловке, отмеченной знаком креста. В «Безумной Грете» (1562) старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готова ринуться в адскую пасть – преисподнюю, лишь бы насытить свою жадность – олицетворение алчности и порока.
После женитьбы в 1563 году на Мейкен Кук, дочери Питера Кука ван Альста, Брейгель переезжает в Брюссель. У них родилось двое сыновей, ставших впоследствии знаменитыми художниками – Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Бархатный. Большинство картин этого периода написано по заказу коллекционеров.
Среди покровителей художника – фактический правитель Нидерландов кардинал Антонио Перенно да Гранвела, антверпенский коллекционер Николас Йонгелинк, нидерландский ученый гуманист Абрахам Ортелиус.
«Сохранилось около 25 работ Брейгеля этого периода, однако это лишь часть выполненного им, – пишет В.Е. Сусленков.
– Главные персонажи во многих картинах брюссельского периода («Проповедь Иоанна Крестителя», «Избиение младенцев», «Обращение Савла», «Перепись в Вифлееме», «Несение креста») с трудом различимы среди групп или толп людей, художник подчеркивает незаметность события или происходящего чуда в повседневном течении жизни, тем самым обостряя их переживания.
Так, в «Несении креста» многочисленной толпе, глумящейся над несущим крест Христом, противопоставляется незаметная его фигура, подлинный центр и смысл человеческой истории».
В развитии великой нидерландской живописи, да и всего мирового изобразительного искусства серия картин Брейгеля «Времена года» имеет столь же огромное значение, представляет собой такое же художественное откровение, как ванэйковский Гентский алтарь.
В 1565 году художник выполнил цикл пейзажей, состоящий из четырех картин (впрочем, распространено другое мнение, – что их было шесть или двенадцать), посвященных временам года.
Эти произведения занимают в истории искусства место вполне исключительное – не боясь впасть в преувеличение, можно сказать, что не существует изображений природы, где бы ее грандиозность и всеобъемлющая величественность была так же органично слита с совершенно живым чувством ее жизни. Л.Д.
Любимов пишет об этом цикле: «Смысл человеческого существования – в слиянии с природой, в труде, благодаря которому человек уже не просто затерян в мироздании, а занимает в нем главное, подобающее ему место.
«Хмурый день» (весна), «Жатва» (лето), «Возвращение стад» (осень), «Охотники на снегу» (зима) – это поистине величественная панорама природы, как бы апофеоз пейзажной живописи.
Нигде в мировом искусстве, ни до, ни после, осень, например, не была изображена с такой силой, как на брейгелевской картине, где буро зеленые и рыжие тона служат художнику для создания некоей особой живописной плоти, из которой он строит свои образы.
И кажется вам, что вы слышите мычание коров, топот лошадиных копыт, крики погонщиков и вдыхаете пахучую сырость ржавой листвы. И все это на фоне грандиозного гористого пейзажа, где царственно увядает природа.
А в «Охотниках на снегу» вас буквально пронизывает холод, вы слышите шорох полета сороки в морозном воздухе, усталое дыхание собак, тяжелую поступь охотников, и манят вас уютом и жаром домашние очаги.
Вера в человека и одновременно страх за человека, вспышка оптимизма и снова пессимизм, тупик обреченности определяют последние работы этого гениального и трагического мастера, так и не нашедшего подлинного равновесия в своем мироощущении. Картины из серии «Времена года» – это эпическое видение природы глазами крестьянина, труженика земли, вечно к земле привязанного».
В 1567–1569 годах Брейгель пишет несколько картин на темы народной жизни. «По всей видимости, в 1567 году Брейгель исполнил одну из самых своих капитальных работ – «Крестьянский танец», – считает Р.Б. Климов. – Эта картина не похожа на его предшествующие произведения. Ее персонажи изображены в несвойственных Брейгелю крупных масштабах, а общий характер отличается замкнутым в себе пафосом и жесткой рациональностью. Грузные, сильные фигуры крестьян придвинуты к зрителю, изображены с тщательностью, но сдержанно и лаконично. Художника не интересует ни атмосфера крестьянского празднества, ни живописность отдельных групп, но только сами крестьяне – их обличие, черты лица, повадки, характер жестикуляции и манера двигаться. Его взгляд до черствости объективен, а манера размещать фигуры отличается холодной математической точностью.
Остановленное движение каждого участника этого празднества выражает одну, но вполне законченную в себе черту единого образа крестьянства, а носители главных черт выдвинуты на передний план. Брейгель конструирует образ крестьянства, он придает ему очертания жесткие и обнаженные. Он выявляет в нем лучшее, худшее.
И самим характером композиции как бы подводит черту под этим образом – подводит итог мощной и грозной силы крестьянства. В этой картине рождается конкретный по своему методу бытовой крестьянский жанр, как особая отрасль живописи. Но значение ее не только в этом. Ибо здесь впервые в истории искусства сознательно и отчетливо выражен образ народа».
В другой картине – «Крестьянский праздник» – острота видения народного характера еще сильнее, а главные фигуры обрели еще большую мощь. Среди последних произведений художника преобладают мрачные, жесткие картины: «Мизантроп» (1568), «Калеки», (1568), «Похититель гнезд» (1568), и в том числе знаменитые «Слепые» (1568).
«Еще со времен средневековья любили изображать слепого поводыря, ведущего слепого. Такие изображения обозначали «перевернутый мир», в котором все наоборот. И, может быть, Брейгель вернулся к этой теме ранних своих картин.
Есть предположение, что сюжет Брейгелю дала старая евангельская притча: «Может ли слепой водить слепого? Не оба ли они упадут в яму?» И Брейгель думал о духовной слепоте человека – или о слепом случае, слепой судьбе, управляющей жизнью человека.
Современники Брейгеля были захвачены спорами об истинной вере, рассуждали о том, что тот, кто ее не исповедует, подобен слепому.
Может быть, поэтому Брейгель в картине и поместил символ всякой веры – церковь» (О.В. Сугробова). Умер Брейгель 9 сентября 1569 года в Брюсселе.
Источник: http://megaznanie.ru/index.php/encyclopedia/art/1125-2010-07-09-09-07-18.html