Описание картины питера рубенса «герцог лерма»

Рубенс Питер Пауль (1577 — 1640)

На рубеже 16 — 17 веков Нидерланды разделились на две части: Голландия, как стали называть семь северных провинций, освободившихся от власти Испании, и южная часть, оставшаяся под владычеством Испании — Фландрия (ныне Бельгия). С этого момента искусство этих стран пошло по разным направлениям.

Во Фландрии феодальное дворянство и высшее бюргерство, а также католическая церковь играли главную роль в жизни страны и являлись основными заказчиками искусства.

Поэтому картины для замков, для городских домов антверпенских патрициев и величественные алтарные образа для богатых католических церквей — вот главные виды работ фламандских живописцев этого времени.

И поэтому фламандское искусство стремилось к пышности, к роскошному барокко.

Священные писания, античные мифологические сцены, портреты именитых заказчиков, сцены охот, огромные натюрморты — вот основные жанры искусства Фландрии.

Центральной фигурой фламандского искусства 17-го века был Питер Пауль Рубенс.

Он родился в Германии, где недолго жили его родители. Образование получил в Антверпене, изучал европейские языки, познакомился с античной истороией, а затем обучался живописи. По окончании обучения совершенствовал свое мастерство в Италии, где изучал творчество великих мастеров.

В 1608 году приехал на родину и женился на богатой девушке из бюргерского семейства Изабелле Брандт и прочно обосновался в Антверпене. С этих пор начинается его напряженная творческая работа, когда ему неизменно сопутствовал успех. Он получает заказы от церкви, двора, бюргерства, ему заказывают произведения иностранные дворы.

Искусство Рубенса — типичное выражение стиля барокко, которое приобрело в его произведениях национальные особенности. Даже в самых драматических картинах его чувства преобладают над рассудочностью, в них огромное жизнеутверждающее начало.

В них начисто отсутствует мистика. Физическая сила, страстность, иногда даже необузданность, упоение природой — вот характерные черты рубенсовской живописи.

Рубенс прославляет национальный тип красоты: женщины у него светлокожие, русоволосые, с пышными формами, мужчины — мощные атлеты.

Картины Рубенса полны бурного движения, это поистине мир, где нет покоя.

Рубенс понимал и любил античность, он часто претворял античные образы в живописные. Но преимущественно избирал те сюжеты, где все находится в бурном движении.

Успех и всеобщее восхищение сопутствовали Рубенсу всю жизнь. Он написал огромное количество произведений на исторические, мифологические, религиозные сюжеты, писал портреты.

В целом во всех своих полотнах он прославлял радость земной жизни. Его образы полны цветущей силы и ликования. В его картинах всюду горячие, пылающие краски, роскошные одежды и сверкающие украшения, много пышной бело-розовой плоти.

Рубенс умер в 1640г., в расцвете творческих сил. Он оставил после себя гениальные произведения живописи, а главное — определил пути развития фламандской школы, имевшей огромное влияние на последующее развитие западно-европейского искусства.

Источник: http://cvetamira.ru/rubens-piter-paul-1577-1640

Нидерланды. История в картинках (часть 2)

?agritura (agritura) wrote,
2014-06-04 15:07:00agritura
agritura
2014-06-04 15:07:00
НАПАДЕНИЕ ИСПАНЦЕВ НА ФЛАМАНДСКУЮ ДЕРЕВНЮ. Петер Снайдерс

Я специально вывесила эту картинку, как заглавную —  «для затравки», ведь смерть, секс и безумие всегда вызывает болезненное любопытство даже у чопорной интеллигенции.

К тому же, она является логическим продолжением того, на чем мы остановились в ПЕРВОЙ ЧАСТИ.Со смертью и безумием во времена революций всегда все было хорошо, как и с не совсем добровольным сексом. На самом деле, испанская армия получила карт бланш на подобное поведение от своих патронов — короля Филиппа Второго и герцога Альбы.

Сам Альба собственноручно подписал 18 600 смертных приговоров за 6 лет своего пребывания в Нидерландах.

Это только официальные цифры! И официальные казни! А сколько жителей страны стали жертвами вот такого разбоя и марадерства, остается только предполагать И это в стране, в которой проживало всего около 3 млн населения!  Говорят, при приближении армии Альбы Фландрию в страхе  покинули 100 тысяч жителей, включая, как я уже говорила, и самого Вильгельма Оранского — слава бежала впереди Кровавого герцога.

ДВОЙНОЙ ПОРТРЕТ. ЛАМОРАЛЬ, ГРАФ ЭГМОНТ, ПРИНЦ ГАВЕРСКИЙ и ФИЛИПП де МОНМОРАНСИ, ГРАФ ГОРН. Неизв. последователь РубенсаГрафы Эгмонт и Горн принадлежали к избранной знати Нидерландов. Они стояли «у руля» антипапских протестов, основав вместе с принцем Оранским Конфедерацию, однако пытались сохранить добрые отношения с Испанским королем. Их возмущала Инквизиция и ее зверства во Фландрии, но портить отношения с хозяевами окончательно они не желали. Герцог Альба, прибыв в Нидерланды, вежливо пригласил графов на совет, который позднее назвали «Кровавым». Ничего не подозревающие Горн и Эдмонт прибыли, но были тут же схвачены, осуждены и публично обезглавлены 5 июня 1568 года в Брюсселе. Это мероприятие вместо своей прямой цели — запугивания местного населения, подняло новые волны народного волнения. Альба был исправный служака, очень набожный, ревностный католик,  и, говорят, человек решительный, не сомневающийся в своей правоте. Но, немного дурак, похоже.Так вот смотришь на головы этих бедняг, изображенных на портрете, отмечаешь напряженный взгляд этих глаз, и в голове не умещается, как это кто-то совершенно спокойно, и возможно, даже с чувством выполненного долга, отдал приказ отделить эти головы от туловищ с помощью топора. А потом преспокойно пошел ужинать.
Казнь братьев Бронкхорст ван Батенбург. ГравюраЗа 4 дня до казни Горна и Эгмонта были обезглавлены 18 нидерландских дворян, включая братьев Батенбург. Фландрия содрогнулась.
ВЗЯТИЕ БРИЛЯ МОРСКИМИ ГЁЗАМИ в 1572 году. Гравюра 1583г

Война «морских гёзов» против испанцев фактически началась с этого сражения. Корабли голландцев атаковали Город Бриль, и выбили оттуда испанский гарнизон. Были казнены 19 католических священников, которые позднее были причислены католической церковью к лику святых.

Интересно, что битва произошла 1 апреля, после этого возник каламбур «1 апреля герцог Альба потерял очки» (голландское слово «bril» (очки) созвучно с названием города). Некоторые приписывают этому рождение Дня Дураков, однако это, скорее всего, не верно.

Зато один из первых исторически задокументированных каламбуров точно родился.

БИТВА ПРИ ХАРЛЕМЕРМЕЕР. Хендрик Корнелис ВромНе все битвы были удачны для Нидерландов. Трагическое событие отображено на картине сверху. Битва эта состоялась между Испанским и Голландским флотом 26 мая 1573 года. Целью голландцев было снятие блокады Харлема.  Голландскую флотилию «морских гёзов»  возглавлял Маринус Брандс. 63 испанских корабля, выставленные против 100 голландских, были гораздо лучше оснащены, кроме того, испанцы стали с наветренной стороны. Им способствовала удача , голландцы были разбиты, 21 корабли захвачен, множество других потоплены или повреждены. Харлем через какое-то время пришлось сдать после 7-месячной осады.
ЗВЕРСТВА ИСПАНЦЕВ В ХАРЛЕМЕ В 1573. Гравюра 1583Ворвавшись в истощенный город, испанцы начали кровавую вакханалию. В первые же дни были казнены около 2 000 знатных оранжистов и простых голландских солдат.  По легенде, когда палачи уже не имели сил поднимать топоры, они просто связывали пленников спина к спине и бросали их в море.
НАРДЕНСКАЯ РЕЗНЯ В ДЕКАБРЕ 1572 ГОДА. Ян ЛюйкенЕще одна трагедия. Вначале к Нардену подступила пара сотен немецких наемников, находящихся на службе у Испанского короля. Жители закрыли ворота, вопреки протестам магистрата. Несколько «горячих голов» даже слегка постреляли в немцев со стен города. Перепуганные насмерть отцы города выслали парламентеров. Пока они занимались болтовней под стенами Нардена, подтянулся испанский авангард. Магистрат уговорил жителей открыть ворота и устроить торжественную встречу захватчикам. Чуть ли не праздничный ужин им готовили. Ворвавшиеся в город испанские солдаты, возглавляемые сыном герцога Альбы доном Фредериком, были настроены отнюдь не миролюбиво. Бойня началась в стенах главной церкви города. За считанные минуты испанцы перебили практически всех жителей города, которые не успели сбежать.
РАЗРУШЕНИЕ ЛЕЙДЕНСКОЙ ДАМБЫ И ЗАТОПЛЕНИЕ ПОЛЬДЕРОВ ГЁЗАМИ. Неизв. худ. 17 векОсада Лейдена испанцами длилась 7 месяцев. Гёзы разрушили дамбу и затопили польдеры, чтобы голландские корабли могли подойти вплотную к городу. Испанцы в результате были изгнаны, осада снята.
ТОРЖЕСТВА ПО СЛУЧАЮ СНЯТИЯ ОСАДЫ ЛЕЙДЕНА В 1574. Отто ван Веен3 октября в истощенный город вошли освободители, неся с собой долгожданную еду. Это был хлеб и селедка. С тех пор каждый год лейденцы 3 октября празднуют День освобождения, торжественно поедая селедку на белом хлебе. Героическому городу в награду за его мужество Вильгельм Оранский предложил на выбор снижение налогов или открытие университета. Угадайте, что они выбрали? Университет! А что бы выбрали ваши соотечественники, как вы думаете?
РАЗГРАБЛЕНИЕ ДЕРЕВНИ ВОММЕЛЬГЕМ. Себастьян Бранкс, кон. 16 векаНебольшая деревня сильно пострадала во время карательной экспедиции испанцев. Были сожжены несколько ветряных мельниц, почти все деревянные дома, разграблены лавки и пивоваренный завод, убито около 4 десятков жителей, в том числе старейшины города.
БИТВА ГОЛЛАНДСКОЙ АРМИИ С ИСПАНЦАМИ. Питер Снайдерс«Смешались в кучу кони, люди…»Давайте, наконец-то, я вам расскажу, кто такие гёзы.На заре революции, когда нидерландская знать еще наивно пыталась мирно договориться с испанцами, группа дворян подписала петицию и напросилась на аудиенцию к Маргарите Пармской, дочери короля Испании Карла Пятого, сестре действующего тогда короля Филиппа Второго. Братец назначил ее наместницей (штатгальтером) Нидерландов, т.к. была она незаконнорожденной, мама у нее была фламандка.

Читайте также:  Описание картины владимира гаврилова «осень»

Делегация фламандцев заявилась ко блестящему двору Маргариты, а одеты они были, как водится у протестантов, скромно. «Босяки!»  — шипели им вслед разряженные в золото и шелка испанцы. «Босяки», «нищие», значит «гёзы»,  «Geuzen» по-фламандски. Шипели испанцы довольно громко, так, что делегация их услышала.

Они с гордостью приняли обидную кличку, как самоназвание. У фламандской знати вскоре стало модным нашивать лже-заплатки на вполне добротные сюртуки и носить за плечом бутафорскую нищенскую суму. Были они, конечно, никакие не нищие, просто экономные, домовитые.

А вот потом кличка распространилась и на по-настоящему бедных партизан-гёзов из простого народа.

А Маргарите-то пришлось бежать! Вместо нее прислали Альбу.
ФРАНСУА АНЖУЙСКИЙ (АЛАНСО). Франсуа КлуэЭто чудо в кружевах —  неудачливый жених Елизаветы Первой Английской, которая нежно называла его «Мой лягушенок». Родной брат, король Франции Генрих, любивший адреналиновые забавы типа Варфоломеевской ночи, дразнил его «обезьянкой».

В 1581 году Нидерланды официально заявили, что отныне испанский король Филипп Второй — никакой им не правитель. Вильгельм Оранский сам лезть на Голландский трон не решился, так как не принято это тогда было — садить на престол кого попало. Нужна была особа королевской крови. Франсуа Анжуйский шлялся тогда по Европе, как неприкаянный, а Оранскому нужна была поддержка французского короля.

Вот он и предложил ему — а давайте-ка вашу обезьянку мы поставим сувереном Голландии! Правда, у народа своего он забыл спросить согласия, за что народ сильно обиделся и принялся дружно нового господина игнорировать. В истории не сохранилось доказательств большой мудрости и расчетливости Алансо, видимо потому, что этой мудрости и расчетливости не было и в помине.

Он вознамерился силой взять Антверпен и еще несколько городов, чтобы доказать, чьи в лесу шишки. Напомню — Нидерланды уже пару десятков лет находились в состоянии почти непрерывной войны, мальчик в кружевах не на тех нарвался!
ВЪЕЗД ГЕРЦОГА АНЖУЙСКОГО В АНТВЕРПЕН В 1581.

Монограммист МХВХСмешной парень Франсуа Анжуйский решил обмануть антверпенцев и заявил, что хочет поприветствовать их, войдя в город торжественным парадом. Когда его войско вошло в город, солдат попросту закидали камнями с крыш. Затем фламандские солдаты открыли огонь по французам, убив около 1 500 человек.

Нехорошо, конечно, но затяжная война выработала в жителях Нидерландов некоторую нервозность. Лишь небольшой кучке солдат Анжуйского удалось бежать, включая самого незадачливого принца. Он бесславно вернулся в Париж, где вскоре странно умер в возрасте 29 лет.
ГЕРЦОГ ЛЕРМА. Питер Пауль Рубенс, 1602Изумительная картина, не могла ее сюда не поместить! Это еще один испанский герцог.

Не такая, конечно, сволочь, как Альба, но тоже ярый противник независимости Нидерландов. Он вышел на политическую сцену уже после смерти Альбы, был правой рукой Испанского короля Филиппа Третьего. С упорством сумасшедшего продолжал борьбу с Нидерландами, разоряя свою собственную страну. Вплоть до перемирия в 1609 года. Еще один горячий, но не слишком мудрый испанский идальго.

Но как хорош, чертяка!
ЛОВЦЫ ДУШ. Адриан Питерс ван де Венне.

Эта сатирическая картина показывает, как протестанты и католики боролись за паству во время перемирия, соревнуются, кто вытащит из воды больше голых баб. Слева — строгие протестанты, справа — разноцветные католики во главе с Папой.

МОРИЦ НАССАУСКИЙ. Михаель Янс ван МиервельтСын Вильгельма Оранского, стал следующим штатгальтером Нидерландов с 1585 года (сначала 5 провинций). Хитрый, умный, решительный, блестящий полководец и тонкий политик. Мужичонка рыжеватый, поганенький, даже женат никогда не был, но зато настоящий гений военного искусства. Он создал настоящую голландскую армию и флот, объединив и подчинив строгому порядку разрозненные ранее  «банд-формирования». Умелыми действиями его армии были освобождены провинции, ранее занятые испанцами, устье реки Шельды было закрыто для торговли, что вызвало блокаду Антверпена и стимулировало развитие Амстердама. Почти полностью разорившаяся Испания в 1609 году вынуждена была объявить перемирие на целых 12 лет и признать независимость Объединенных Северных штатов.
БИТВА ПРИ ГИБРАЛТАРЕ. Якоб ван Херскерк. Одно из важных событий, ускоривших победу Нидерландской революции. 25 апреля 1607 года Голландский флот застал врасплох стоящую на якоре Испанскую армаду в составе 21 кораблей у Гибралтара, и полностью разгромил ее. Все испанские корабли были уничтожены, погибли 4 000 испанцев, включая командующего флота. Факт печальный — столько людей погибло, хоть «наши» и победили,  а вот картина очень красивая.
КАЗНЬ ЙОХАНА ВАН ОЛЬДЕНБАРНЕВЕЛЬТА В ГААГЕ В 1619. Клас Янц ВисхерЙохан ван Ольдер… Ольден…, ну, короче, вот этот дядька на картинке, поначалу был ярым сторонником и первым соратником Морица Нассау. Погубило его то, что он принадлежал к другой вере. Вернее, к другому ответвлению кальвинизма — к ремонстранству. Он был невероятно богат, знатен и влиятелен, но не смотря ни на что, был обвинен в измене и казнен. Это чтобы вы понимали, насколько важны были вопросы веры в то время. Идея — всё!!!
РОСПУСК ГВАРДИИ МОРИТЦЕМ НАССАУСКИМ 31 ИЮЛЯ 1618 ГОДА. УТРЕХТ, ПЛОЩАДЬ НЕИДЕ.  Йост Корнелис Дрохслот, 1625Это было новшество — набирать армию из местных, а потом разоружать и  распускать ее после боевой компании. Во избежание лишних затрат и мародерства. Мориц вообще ввел много новых армейских порядков, которые вскоре взяло на вооружение большинство армий Европы.
МЮНСТЕРСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ. Герард Терборх. 1648Долгожданное Мюнстерское соглашение ознаменовало конец 80-летней войны и декларировало независимость 7 Северных провинций. Называлось теперь это Республика Соединенных Провинций Нидерландов. Переговоры перед подписание важного документа велись на протяжении 7 лет.
ЖИТЕЛИ АМСТЕРДАМА ПРАЗДНУЮТ МЮНСТЕРСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ. Питер ХальсА это, собственно, пьянка. Судя по постным физиономиям, самое ее начало.
СРАЖЕНИЕ У СХЕВЕНИНГЕНА. Ян Абрахамс Баарстратем, 1654А это Первая Англо-Голландская война за гегемонию в Северном море. Всего их было четыре. Ну, нет бедным голландцам покоя!!!Сейчас Схевенинген — популярный курорт, малые голландцы очень любили изображать на своих пейзажах бескрайние песчаные пляжи Схевенингена, а на картине видите, что творится?
ЙОХАН ДЕ ВИТТ. Ян де БаенПосле смерти Морица Нассауского штатгальтером Нидерландов стал его брат, Вильгельм-Генрих, потом его сын, Вильгельм Второй. А потом это самый Вильгельм взял, да и умер от оспы в 24 года. Наследник его родился через восемь дней после его смерти, и как вы понимаете, брать бразды правления в свои руки пока отказывался. Вот этот человек, Йохан (Ян) де Витт фактически управлял Нидерландами в отсутствие наследника. Целых 12 лет. Политик и экономист он был, кажется, грамотный, хоть по образованию он был адвокатом. Считал он, естественно, что никакие Оранские и всякие там штатгальтеры Голландии не нужны, она и сама (в его лице) чудесно справится.К концу его правления французский король вдруг «воспалился» и потребовал вернуть к власти Оранских, и так ему это не давало покоя, что он двинул на Голландию войска. Это вызвало недовольство народа, чем и воспользовались оранжисты.
СМЕРТЬ БРАТЬЕВ ДЕ ВИТТ. Ян де БаенСторонники дома Оранских натравили пьяную толпу на Яна де Витта и его брата Корнелиуса и несчастных буквально растерзали на части. Поговаривают, что даже съели до костей, но тоненький слой белого вещества моего головного мозга отказывается верить в такое.

Читайте также:  Описание картины маурица эшера «водопад»

И еще несколько картинок из истории Голландии:

ВЗРЫВ АРСЕНАЛА В ДЕЛФТЕ В 1654. Эгберг ван дер Поэл

Было такое, причем при жизни Вермеера. Мощный взрыв практически полностью разрушил центр города.

КИТОБОЙНЫЙ ПРОМЫСЕЛ. Абрахам СторкКлассная картинка, и еще одна статья доходов голландских купцов. Мишек жалко!

ГОЛЛАНДСКИЕ КИТОБОИ ВОЗЛЕ ШПИЦБЕРГЕНА. Абрахам Сторк, 1690
АМСТЕРДАМСКАЯ ФОНДОВАЯ БИРЖА. Эманьюэл де Витте. 1653Биржи, банки, фьючерсы и другие финансовые пузыри — до сих пор любимая игрушка голландцев. Иногда полезная. Для них.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ЭКСПЕДИЦИИ ОСТ-ИНДСКОЙ КОМПАНИИ, Хенрик Корнелис Вром. 1599Международная торговля, отличный флот  и колониальная политика — три кита голландской экономики 16-18 веков. Специи, ковры, экзотический товар, черные рабы — все это попадало в Европу через Голландию. По баснословным ценам, естественно.
ДЕРЕВНЯ СЕРИНХЕМ В БРАЗИЛИИ. Франц ПостПост вместе с экспедицией ОИК побывал в Бразилии и даже прожил там 8 лет, а потом вернулся в родной Харлем и до конца жизни по памяти рисовал бразильские пейзажи, похожие на земной рай.
РУССКИЙ ЦАРЬ ПЕТР ПЕРВЫЙ В ГОЛЛАНДИИ. Неизв. голл. художник кон. 17 векаТаким его здесь запомнили — играющим в карты в компании подвыпивших друзей. Говорят, голландцы любят русских, но не за Петра, а за три вещи:1) За то, что прогнали Наполеона;2) За то, что прогнали Гитлера;3) За то, что оба раза сами убрались восвояси.
КУПЕЦ ИСААК МАСС. Франц ХальсОдин из удачливейших послов и купцов, успешно торговавших в Московии. Хальс нарисовал еще один его портрет — с женой.
ЧУМА КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА В 18 ВЕКЕ В НИДЕРЛАНДАХ. ГравюраИ такое у них бывает. И совсем недавно было — ящур.
САТИРА НА ТЮЛЬПАНОМАНИЮ. Ян Брейгель Младший.

Источник: https://agritura.livejournal.com/129816.html

Рубенс Питер Пауль. Картини й біографія. Rubens Peter Paul

Рубенс Питер Пауль Картини й біографія Питера Пауля Рубенса Рубенс, точніше Рюбенс (Rubens) Питер Пауль ( 1577-1640), великий фламандський живописець. З 1589 жил в Антверпені, де одержав всебічне гуманітарне утворення. Рано присвятивши себе живопису, учився (з 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса.

В 1600-1608 Рубенс побував в Італії, де вивчав твору Мікеланджело, живописців венеціанської школи, Караваджо. Повернувшись в Антверпен, Рубенс зайняв місце головного придворного живописця правительки Фландрії інфанти Ізабелли Австрійської.

Уже в його перших послу повернення картинах виявилося прагнення до переробки італійських вражень у дусі національних художніх традицій

Створені їм на початку 1610-х років монументальні релігійні композиції «Спорудження Хреста», біля 1610-1611, «Зняття із Хреста», біля 1611-1614, — обидві в соборі Онзе-Ливе-Враукерк в Антверпені) відзначені характерними для живопису барокко театральністю композиції, драматизмом, бурхливим рухом, яскравими колірними контрастами.

Разом з тим у них уже вгадуються риси повнокровного, життєстверджуючого реалізму, що повністю розкрився в наступному творчості художника.

Тоді ж Рубенс виконав кілька парадних портретів у дусі нідерландських традицій 16 століття («Автопортрет із дружиною Ізабеллою Брант», 1609, Стара пінакотека, Мюнхен), що відрізняються інтимною простотою композиції, любовною старанністю відтворення вигляду моделі й ошатних одіянь, стриманим вишуканим колоритом. В 1612-1620 складається зрілий стиль Рубенса.

Звертаючись до тем, почерпнутим з Біблії й античної міфології, художник трактував їх з винятковою сміливістю й волею. Фігури людей, античних божеств, тварин, зображені на тлі квітучої й плодоносної природи або величної фантастичної архітектури сплітаються в картинах Рубенса в складні композиції, те гармонічно врівноважені, те пронизані буйною динамікою

З жагучим «язичеським» життєлюбством Питер Пауль Рубенс відтворить повнокровну Герцог Лерма, 1603 Музей Прадо, Мадридмаркиза Бригитта Спинола Дориа 1606, Галерея мистецтва, Вашингтон Святий Георгій і дракон 1606-1607, Музей Прадо, Мадридтуалет Венери, 1608 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид Ромул і Рем з вовчицею, 1616 Капітолійська пінакотека, Римсоюз Землі й Води, 1618 Ермітаж, Санкт-Петербург Красу оголеного людського тіла, оспівує почуттєву радість земного буття («Союз Землі й Води», близько 1618, Державний Ермітаж, Санкт-Петербург; «Викрадення дочок Левкиппа», біля 1619-1620, Стара пінакотека, Мюнхен). Поступово відмовляючись від характерного для його ранніх робіт локального кольору, художник досяг виняткової майстерності в передачі найтонших градацій світла й кольору, повітряних рефлексів; теплі й свіжі тони його картин м'яко перетікають один в іншій, тілесно-рожеві, перлово-сірі, червоно-коричневі й м'які зелені відтінки зливаються в радісну святкову гаму. До кінця 1610-х років Питер Пауль Рубенс одержав широке визнання й популярність. Суд Париса 1605Марія Паллавичино 1606Филопемен і стара рабиня, 1609-1610Художник із дружиною Ізабеллою Брантвозвращение з війни 1610-1612 Прометей прикутий 1610-1612Викрадення Ганимеда 1611-1612Каледонская полювання на кабана, 1612Венера байдужа, 1613Тріумф Вікторії 1614 Велика майстерня художника, у якій працювали такі великі живописці, як Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, виконувала по замовленнях європейської аристократії численні монументально-декоративні композиції, у тім числі цикл картин «Історія Марії Медичи» (біля 1622-1625, Лувр, Париж) для французького королівського двору, у якому Рубенс міфологічні й алегоричні фігури сполучив з реальними історичними персонажами

З винятковою майстерністю й почуттєвою переконливістю відтворював Рубенс фізичний вигляд і особливості характеру моделі в парадних портретах цього періоду (Марії Медичи, близько 1625, Прадо, графа Т. еренделя, 1620, Стара пінакотека, Мюнхен).

Істотне місце у творчості Рубенс зайняв пейзаж: ландшафти з могутніми деревами, що гнуться по вітрі, що здіймають пагорбами, зеленими гаями й долинами, що стрімко несуться хмарами він населяв мирно пасущимися чередами, що йдуть, їдучими на візках або селянами, що розмовляють.

Пронизані відчуттям могутності стихійних сил природи або, навпроти, поезії мирного буття, що відрізняються сміливою динамічною грою світлотіні, свіжістю й соковитістю приглушених фарб, вони сприймаються як узагальнений поетичний образ фламандської природи («Возії каменів», близько 1620, «Пейзаж з веселкою», біля 1632-1635, — обоє в Державному Ермітажі, Санкт-Петербург). Виявлення дитини ерихтония, 1615Венера в дзеркала 1615Чотири стихії 1615Нічна історія 1616-1617Ахілл, Одиссей і Диомед 1617 Помірність 1617Викрадення дочок Левкиппа, 1617Голова Медузи 1617Олена Фаурмент 1629П'яний Сильна 1618 Особливою віртуозністю й ліричністю відрізняються інтимні портрети Рубенса, у тому числі «Портрет камеристки інфанти Ізабелли» (близько 1625, Державний Ермітаж, Санкт-Петербург), у якому він за допомогою прозорих колірних переходів і м'яких рефлексів передає поетичну чарівність і трепетну життєвість моделі. Біля 1611-1618 Рубенс виступив і як архітектор, побудувавши відзначений барочною пишністю власний будинок в Антверпені. В 1626 році, втративши свою першу дружину Ізабеллу Брант, Рубенс на час залишив живопис і зайнявся дипломатичною діяльністю, відвідав Англію й Іспанію, де познайомився з живописом Тиціана, роботами іспанських майстрів

Ганна Австрійська 1622Марія Медичи в образі Беллонивстреча Марії Медичи й Генріха IVвзятие герцогства Юлих, 1622-1625Прибуття в Марсель 1623Церера й дві німфи 1624 У 1630-е роки почався новий період творчості художника.

Він подовгу працював у придбаному їм замку Стін в елевейте, де писав поетично одухотворені портрети своєї другої дружини, Олени Фаурмент («Шубка», біля 1638-1640, Музей історії мистецтва, Відень), іноді в образі міфологічних і біблійних персонажів («Вирсавия», близько 1635, Картинна галерея, Дрезден), сцени сільських свят («Кермесса», біля 1635-1636, Лувр, Париж), виконані грубуватого реалізму й бурхливої захоплюючої життєрадісності, що викликають у пам'яті аналогічні композиції Питера Брейгеля Старшого. Багатство декоративної фантазії, виняткова воля й тонкість живопису властиві циклу проектів тріумфальних арок, виконаному Рубенсом з нагоди в'їзду в Антверпен нового правителя Фландрії інфанта Фердинанда ( 1634-1635, Державний Ермітаж, Санкт-Петербург). Сад любові 1632Портрет камеристки 1625Німфи й сатири 1634Портрет дами в солом'яної шляпкетерей, Прокна й Филомела 1635-1638 В «стеновский» період живопис Рубенса стає більше інтимний і задушевної, колорит його картин втрачає многоцветность і будується на багатстві барвистих відтінків, витриманих у гарячої, емоційно насиченої червоно-коричневої гамі. Віртуозністю живопису, строгістю й лаконізмом художніх засобів відзначені пізні роботи художника — «Олена Фаурмент із дітьми» (близько 1636, Лувр, Париж, робота не завершена), «Три грації» ( 1638-1640, Прадо, Мадрид), «Вакх» (біля 1638-1640, Державний Ермітаж, Санкт-Петербург), автопортрет (біля 1637-1640, Музей історії мистецтв, Відень).

Тонкою спостережливістю, лаконізмом, м'якістю й легкістю штриха відрізняються численні малюнки Рубенса: замальовки голів і фігур, зображення тварин, ескізи композицій і інші.

Читайте также:  Описание картины джотто ди бондоне «бегство в египет»

Викрадення Гипподамии 1636-1638Кінний портрет Пилипа II, 1628Меркурій і Аргус 1636-1638Шубка 1630Орфей і евридика 1636-1638 Діана й Каллисто 1638-1640Три грації 1635Німфи, переслідувані фавнами, 1638-1640Персей звільняє Андромеду, 1641Римське милосердя 1640-1641 У творчості Рубенса яскраво виражені потужний реалізм і своєрідний фламандський варіант стилю барокко. Всебічно обдарований, блискуче утворений, Рубенс рано дозрів і висунувся як художник величезного творчого розмаху, щирих поривів, сміливих дерзань, бурхливого темпераменту. Природжений живописець-монументаліст, графік, архітектор-декоратор, оформитель театральних видовищ, талановитий дипломат, що володів декількома мовами, учений-гуманіст, він користувався пошаною при князівських і королівських дворах Мантуи, Мадрида, Парижа, Лондона

Рубенс — творець величезних барочних патетичних композицій, те запечатлевающих апофеоз героя, те виконаних трагізму. Сила пластичної уяви, динамічність форм і ритмів, торжество декоративного початку становлять основу творчості Рубенса.

Виконане жагучого життєлюбства, багатогранне й віртуозне по майстерності творчість Рубенса зробило величезний вплив на фламандських живописців, на безліч художників XVIII-XIX століть (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, ежен Делакруа, Огюст Ренуар і інші живописці).

Творчість Питера Пауля Рубенса Примітка

1. Клич по мініатюрі картини перехід на сторінку скрипта зображення, регулювання від 25 до 200%. 2. Клич за назвою картини перехід на сторінку із зображенням максимального розміру й описом. Мистецтво Франції. Паризькі художники, скульптори, архітектори, майстри гравюри

Історія закордонного мистецтва. Від епохи романського стилю й готики середньовіччя до сучасності

Источник: http://www.nitpa.org/rubens-piter-paul-kartini-j-biografiya-rubens-peter-paul/

Презентация «Питер Пауль Рубенс — король живописи»

Данная презентация является методическим приложением к одноимённой теме по МХК в 11 классе

Питер Пауль Рубенс

(1577-1640)

Автор: Беляева Наталия Анатольевна

ГБОУ СОШ №84 Петроградского района

Санкт-Петербург

Выдающийся фламандский живописец Питер Пауль Рубенс (1577-1640) был человеком редкого по масштабу гения, который обладал всеми достоинствами, столь необходимыми как для великих свершений в искусстве, так и для успеха в обществе, — мощным интеллектом, кипучей энергией, крепким здоровьем, приятной внешностью, удивительным даром гармонии и, в придачу, ясной головой для творческой и деловой активности.

Фрагмент автопортрета

Фальфраф Ришартц Музей, Кельн

«Четыре части света» 1612-1614

Музей истории искусств, Вена

Рубенс говорил на шести языках, учился у трёх фламандских живописцев, был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве.

Современники называли его «королём художников и художником королей» Достаточно посмотреть на его картины, и в этом не останется ни малейшего сомнения.

«Герцог Лерма» 1603

музей Прадо, Мадрид

Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела. Хотя ему нравился окружающий его материальный мир, он весь был наполнен глубокой, доводящей до экзальтации религиозной верой своего времени. 

«Пригвождённый Прометей» 1610-1611

Музей Изобразительных Искусств, Филадельфия

«Возвращение Дианы с охоты» 1615

Дрезденская картинная галерея, Германия

Что бы он ни рисовал — белокурую Венеру в окружении нимф или задумчивую Богоматерь с ребенком на руках, сияющую светом аллегорию мощных фигур на облаках, плодородный пейзаж возле дома, — его творчество всегда было гимном, восхваляющим красоту нашего мира.

«Союз Земли и Воды» 1618

Государственный Эрмитаж

«История искусства не знает ни единого примера такого универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, абсолютного авторитета, такого творческого триумфа», — писал о Рубенсе один из его биографов.

«Святое семейство и Святая Анна» 1630 музей Прадо, Мадрид

«Охота на гиппопотама» 1615-1616

Старая Пинакотека, Мюнхен

Рубенс как никто другой воплотил подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Его творчество — органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы.

«Похищение дочерей Левкиппа», 1617

Старая пинакотека Мюнхен

Рубенс не только виртуозный мастер масштабных работ на мифологические и религиозные темы, но и тонкий портретист и пейзажист .

«Летний пейзаж с видом Хет Стина» 1635. Лондонская Национальная Галерея, Англия

Vivis, vita tuo picta colore rubet.  Жив ты! В красках твоих жизнь пламенеет сама.  Дж. П.Беллори.

«Три Грации» 1639

Музей Прадо, Мадрид

СПАСИБО ЗА

ВНИМАНИЕ!

Источник: https://kopilkaurokov.ru/mhk/presentacii/priezientatsiia_pitier_paul_rubiens_korol_zhivopisi

Питер Пауль Рубенс (1577-1640)

Cлайд 1

Питер Пауль Рубенс (1577-1640) Автор: Беляева Наталия Анатольевна ГБОУ СОШ №84 Петроградского района Санкт-Петербург 2013

Cлайд 2

Фрагмент автопортрета Фальфраф Ришартц Музей, Кельн Выдающийся фламандский живописец Питер Пауль Рубенс (1577-1640) был человеком редкого по масштабу гения, который обладал всеми достоинствами, столь необходимыми как для великих свершений в искусстве, так и для успеха в обществе, — мощным интеллектом, кипучей энергией, крепким здоровьем, приятной внешностью, удивительным даром гармонии и, в придачу, ясной головой для творческой и деловой активности.

Cлайд 3

«Герцог Лерма» 1603 музей Прадо, Мадрид Рубенс говорил на шести языках, учился у трёх фламандских живописцев, был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве. Современники называли его «королём художников и художником королей» Достаточно посмотреть на его картины, и в этом не останется ни малейшего сомнения.

Cлайд 4

«Пригвождённый Прометей» 1610-1611 Музей Изобразительных Искусств, Филадельфия Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела. Хотя ему нравился окружающий его материальный мир, он весь был наполнен глубокой, доводящей до экзальтации религиозной верой своего времени. 

Cлайд 5

«Возвращение Дианы с охоты» 1615 Дрезденская картинная галерея, Германия

Cлайд 6

«Союз Земли и Воды» 1618 Государственный Эрмитаж Что бы он ни рисовал — белокурую Венеру в окружении нимф или задумчивую Богоматерь с ребенком на руках, сияющую светом аллегорию мощных фигур на облаках, плодородный пейзаж возле дома, — его творчество всегда было гимном, восхваляющим красоту нашего мира.

Cлайд 7

«Святое семейство и Святая Анна» 1630 музей Прадо, Мадрид «История искусства не знает ни единого примера такого универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, абсолютного авторитета, такого творческого триумфа», — писал о Рубенсе один из его биографов.

Cлайд 8

«Охота на гиппопотама» 1615-1616 Старая Пинакотека, Мюнхен

Cлайд 9

«Похищение дочерей Левкиппа», 1617 Старая пинакотека Мюнхен Рубенс как никто другой воплотил подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Его творчество — органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы.

Cлайд 10

Рубенс не только виртуозный мастер масштабных работ на мифологические и религиозные темы, но и тонкий портретист и пейзажист. «Летний пейзаж с видом Хет Стина» 1635. Лондонская Национальная Галерея, Англия

Cлайд 11

«Три Грации» 1639 Музей Прадо, Мадрид Vivis, vita tuo picta colore rubet.  Жив ты! В красках твоих жизнь пламенеет сама.  Дж. П.Беллори.

Источник: http://bigslide.ru/mhk/19483-piter-paul-rubens-.html

Ссылка на основную публикацию