Описание картины поля сезанна «девушка за пианино»

“Девушка у пианино” Сезанна

“Девушка у пианино” Сезанна [May. 17th, 2018|08:53 am]Живописцы, окуните ваши кисти…
[]

На сайте Эрмитажа есть рубрика “экспонат в фокусе”. В частности, можно послушать описание картины Сезанна (1868 года): “Девушка у пианино. Увертюра к «Тангейзеру» (видео-ролик под катом).Несмотря на то что увертюра была написана Вагнером для духовых инструментов (*), большой популярностью пользовалась фортепианная транскрипция Листа. Первоначальный замысел существенно отличался от итоговой работы. Друг Сезанна в письме от 28 августа 1866 года так описывал один из предварительных эскизов картины:

    «Недавно он за одно утро наполовину написал великолепный холст… Он будет назван “Увертюра к Тангейзеру”.

Эта живопись принадлежит будущему, как сама музыка Вагнера… Девушка за пианино; белое на синем; всё на первом плане.

Пианино написано широким мазком, повернутый в профиль старик отец сидит в кресле; в глубине комнаты находится мальчик, слушающий музыку с глуповатым видом. В целом впечатление свирепой и подавляющей силы».

6 сентября 1867 года из другого письма того же автора:

    «Он вернулся к знакомому тебе сюжету… однако в совершенно других и совсем светлых тональностях, все фигуры отличаются большей законченностью. Светловолосая головка девушки очень красива, написана с удивительной силой.

Мой профиль получился очень похожим, к тому же он мастерски выполнен, без прежней резкости цвета и отпугивающей дикости других его работ.

Пианино написано так же великолепно, как в первом варианте, а складки занавеси, как и обычно, поражают подлинностью».

(*) Update: Шютка, см. комментарии.

Сама картина датируется 1868 годом, и оба эти ранних варианта не сохранились.

Comments:
From: yudinkostik2018-05-17 02:57 pm (UTC) (Link)

“Несмотря на то что увертюра была написана Вагнером для духовых инструментов” – это слишком сильно сказано:)там начинают духовые, первые 16 тактов, а потом вступают и струнные:)

From: jenya4442018-05-17 02:59 pm (UTC) (Link)

Вот и копируй из википедии, ах, ни на кого нельзя положиться!
Исправляю 🙂

From: virginian2018-05-17 04:23 pm (UTC) (Link)

Немного мрачноватая палитра, но Сезанн он и с мрачной палитрой Сезанн и композиция хорошая.

Источник: https://classic-art-ru.livejournal.com/480477.html

Творчество Поля Сезанна. Ранний период. 1861-1870 :: фотообзор :: Поль Сезанн (Paul Cezanne)

Поль Сезанн был не только великим мастером композиции, но и великим колористом, сравнимым с Тицианом, Рубенсом и Делакруа. В его зрелом творчестве романтическая напряженность чувств соединяется с классической ясностью и строгостью.

Взяв за основу традиции классицизма и романтизма, Сезанн привел их к окончательному единству и тем самым завершил целую эпоху. Но вместе с тем открыл новую: его зрелые произведения произвели необратимое воздействие на формирование художественного видения в современной живописи.

Последующие поколения безоговорочно признали, что Сезанн, подобно ветхозаветному Моисею, открыл дорогу в мир нового искусства.

“Дядя Доминик в облачении монаха” 1865-1867 Холст, масло. 64,8 x 54 см Собрание Аненберг, Нью-Йорк

“Портрет старика” 1865-1868 Холст, масло. 51 х 48 см Музей Орсэ, Париж

“Портрет мужчины” 1866 Холст, масло. 81,5 х 66 см Коллекция Оскара Рейнхарта, Винтертур

“Портрет Луи-Огюста Сезанна, отца художника, читающего “Эвнеман”” 1868-1870 Холст, масло.

200 х 120 см Национальная галерея искусства, собрание Эндрю Меллона, Вашингтон В портрете Луи-Огюста Сезанна, сосредоточенного и полного достоинства старого человека, художник ничем не выдал своих взаимоотношений с отцом и той унизительной зависимости от нег, в которой художник находился вплоть до самой смерти отца. На стене позади кресла виден один из самых ранних натюрмортов Сезанна.

“Весна” 1860-1862 Холст, масло. 314 х 97 см Париж. Музей города Парижа, Пти Пале Первыми, предположительно, возникли серии картин Лето и Зима, в которых еще ощущается беспомощность в обращении с новой техникой, затем изображения на боковых стенах – Весна и Осень, где мотивы прописаны лучше.

“Лето” 1860-1862 Холст, масло. 314 х 109 см Париж. Музей города Парижа, Пти Пале

“Зима” 1860-1862 Холст, масло. 314 х 104 см Париж. Музей города Парижа, Пти Пале Все картины были подписаны “Энгр”, изображение зимы сохранило датировку 1811 года, и тем самым Сезанн обыгрывает имя не любимого им Энгра и название его шедевра Юпитер и Фетида, который относился к самым прославленным картинам музея в Эксе.

“Осень” 1860-1862 Холст, масло. 314 х 104 см Париж. Музей города Парижа, Пти Пале Осень изображена в виде идиллической крестьянки, несущей на голове корзину плодов урожая.

“Поль Алексис и Эмиль Золя” 1869-1870 Холст, масло. 52 х 56 см Частное собрание Эта картина, построенная на эффектном сочетании красного с зеленым и контрасте светотени, изображает друга юности Сезанна Эмиля Золя, автора цикла романов “Ругон-Маккары”, со своим секретарем Полем Алексисом, журналистом, писателем и другом Сезанна по годам в Эксе.

“Черные часы” 1869-1871 Холст, масло. 54 х 73 см Частное собрание Каждый предмет этой строгой, основанной на ритме горизонталей и вертикалей композиции является составной частью структуры картины, однако существует сам по себе. Резким контрастом предстают органическая форма раковины с ее зияющим отверстием и холодный мрамор часов.

“Дорога с горой Сент-Виктуар” 1867-1870 Холст, масло. 80 х 129 см Новая Пинакотека, Мюнхен В светлой импрессионистической манере, но не размывая формы в воздушной среде, изображает Сезанн повседневный пейзаж в окрестностях Экса.

В этой картине впервые появляется прославленная горная гряда, гора святой Виктории (Сент-Виктуар).

Этот простой строгий мотив с более светлыми красками говорит о воздействии красочной гаммы импрессионистов, но полностью отличается от них и манерой живописи и способом видения: решительными, широкими мазками, большими красочными пятнами Сезанн сообщает пейзажу суровость и торжественную строгость.

Предметы сохраняют свою материальность; песок, земля и скалы не растворяются в воздушной среде, но предстают перед глазами зрителя во всей своей будничной и неприкрашенной реальности. Почти параллельное расположение планов в картине направляет взгляд к ее середине, где зияет дорожная выемка.

“Скалы в лесу Фонтенбло” 1865-1868 Холст, масло. 41 х 33 см Частное собрание

“Оргия или Банкет” 1867 Картон, цветной мел, карандаш, акварель и гуашь. 32,4 х 23,1 см Частное собрание, Штутгарт Сезанн часто обращается к темам обольщения и взаимоотношения полов. Картина исполнена в пестрой красочной гамме, напоминающей живопись венецианцев.

“Хлеб и яйца” 1865 Холст, масло. 59 x 76 см Художественный музей города Цинциннати

“Сахарница, груши и синяя чашка” 1865-1866 Холст, масло. 30 x 41 см Музей Орсэ, Париж

“Адвокат” 1866 Холст, масло. 62 x 52 см Музей Орсэ, Париж

“Мужчина в хлопоковой шапке (дядя Доминик)” 1866 Холст, масло. 79.7 x 64.1 см Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США

“Череп и подсвечник” 1866 Холст, масло. 47.5 x 62.5 см Частное собрание, Швейцария

“Похищение” 1867 Холст, масло. 90.5 x 117 см Музей Фицуильяма, Кембридж

“Темнокожий” 1867 Холст, масло. 107 x 83 см Музей искусств Сан-Пауло

“Юноша облокотился на руку” 1867-1868 Холст, масло. 58 x 50 см Частное собрание, Швейцария

“Купальщик и скала” 1867-1869 Холст, масло. 167.5 x 113 см Chrysler Art Museum, Норфолк, штат Вирджиния, США

“Натюрморт с зеленым горшком и оловянным кувшином” 1867-1869 Холст, масло. 63 x 80 см Музей Орсэ, Париж

“Портрет Энтони Валабрека” 1869-1870 Холст, масло. 60 x 50.2 см Музей Джона Пола Гетти, Малибу, Калифорния

“Пастораль (Идиллия)” 1870 Холст, масло. 65 x 80 см Музей Орсэ, Париж

“Оргия” 1864-1868 Холст, масло. 130 х 81 см Частное собрание

“Пейзаж с колодцем” 1865-1867 Холст, масло. 55 х 38 см Частное собрание, Париж

“Скалистый пейзаж” Холст, масло. 53,8 х 64,9 см Городская галерея Штеделевского института искусств, Франкфурт-на-Майне Здесь иначе, чем в картине Тающий снег в Эстаке, Сезанн выбирает мотив.

Это лишенный внешних эффектов уголок природы – лесная дорога у поросшего соснами обрыва скалы.

Контрастное сопоставление красок, усиленное игрой света и тени, придает этому простому виду особую выразительную силу – эффект, достигнутый пристальным наблюдением природы, а не внешней инсценировкой.

“Тающий снег в Эстаке” 1870 Холст, масло. 73 х 92 см Частное собрание Своим экспрессивным драматизмом этот пейзаж еще во многом напоминает повышенно-эмоциональные композиции раннего Сезанна.

Картина полна драматического напряжения, в ней царят темные краски и резкие контрасты, но сама тема уже не плод фантазии художника, а результат реального наблюдения.

Реальна и резкая, крутая диагональ снега, сползающего по склону холма, и крыши домов, и кроны пиний, подхваченные порывами мистраля, и грозовое небо. Драматическое состояние природы передает также и душевное состояние художника.

“Пейзаж в Иль-де-Франс” 1865 Холст, масло. 33 х 41 см Частное собрание

“Подготовка к похоронам (Вскрытие трупа)” 1869 Холст, масло. 49 х 80 см Частное собрание

“Мадам Сезанн в платье” 1865-1870 Холст, масло.

“Суждение о Париже” 1862-1864 Холст, масло. 15 х 21 см Частное собрание

“Купальщицы” 1870 Холст, масло. 33 х 40 см Частное собрание

“Искушение святого Антония” 1867-1869 Холст, масло. 52 х 73 см Фонд Э. Бюрле, Цюрих

“Убийца” 1867-1870 Холст, масло. 65 х 80 см Картинная галерея Уокера, Ливерпуль Мужчина и его спутница склоняются под нависшим небом над телом своей жертвы. Краски Сезанна выражают такой эмоциональный порыв, что, по словам одного из приятелей его детства: “Он, казалось, мстил самому себе за какие-то тайные обиды”.

“Девушка за пианино” 1868 Холст, масло. Эрмитаж, Санкт-Петербург Картина изображает мирную бытовую сцену в гостиной дома Сезаннов.

Спокойные фигуры, старательно расположенные на фоне обоев со сложным рисунком, полосатого ковра и цветастой обивки, указывают на растущий интерес художника к композиционной продуманности и равновесию.

На картине изображены, по-видимому, мать Сезанна и его сестра Мари, поддерживавшие его намерение стать художником, но почти никогда не позировавшие ему.

Источник: http://lichnosti.net/pset_544.html

Девушка у пианино

Эрмитаж – Сезанн, Поль – Девушка у пианино

«Девушка у пианино» (Увертюра к «Тангейзеру»), Поль Сезанн, ок. 1868, Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Написанная в Жа де Буффен, родовом имении художника, “Девушка у пианино” является ярким примером раннего творчества Поля Сезанна. На картине изображена сестра и мать художника. Каждая из них занята своим делом: девушка музицирует за пианино, а мать увлечена вязанием.

Картина геометрически выверена: фигуры женщин симметричны относительно края дивана, также как и пианино в левой части и кресло в правой. Палитра цветов, использованных на холсте, почти черно-белая; широкие мазки мастихином проецируют объем, несвойственный для этих цветов.

Сдержанная и замкнутая сцена создает торжественное и возвышенное впечатление, связанное с музыкой Рихарда Вагнера, популярного у молодежи Франции того времени.

Один из друзей Сезанна, Марион, рассказывает в письме: 

“Недавно он (Сезанн) за одно утро наполовину написал великолепный холст… Он будет назван “Увертюра к “Тангейзеру” (…). Эта живопись принадлежит будущему, как сама музыка Вагнера…

Девушка за пианино; белое на синем; все на первом плане. Пианино написано широким мазком, повернутый в профиль старик отец сидит в кресле; в глубине комнаты находится мальчик, слушающий музыку с глуповатым видом. В целом впечатление свирепой и подавляющей силы…

” Здесь описывается первоначальный вариант картины, исполнение которой, видимо, должно было соответствовать бурной музыке немецкого композитора. Спустя год корреспонденты сообщают: “..

У Поля имеется несколько крупных начатых полотен; он собирается снова работать над “Увертюрой к “Тангейзеру” в совершенно других, более светлых тональностях…” 

И в одном из следующих писем той же переписки Марион рассказывает: 

“Он вернулся к знакомому тебе сюжету “Увертюра к “Тангейзеру”, однако в совершенно других и совсем светлых тональностях, все фигуры отличаются большой законченностью. Светловолосая головка девушки очень красива, написана с удивительной силой.

Мой профиль получился очень похожим, к тому же он мастерски выполнен, без прежней резкости цвета и отпугивающей дикости других его работ.

Пианино написано так же великолепно, как в первом варианте, а складки занавеси, как и обычно, поражают подлинностью”.

Как видно из этого описания, следующий вариант картины был уже ближе к эрмитажному, но в нем было еще много подробностей – занавес, выразительный портрет Мариона.

Картина, которую мы можем увидеть в Эрмитаже, – это третий, окончательный вариант, две предыдущие не сохранились. В композиции возобладало спокойствие, уравновешенность, в ней нет и следова “свирепой и подавляющей силы”, а, напротив, разлито спокойствие, окрашенное легкой печалью. Сезанн здесь подводит итог целой серии семейных сцен и портретов…”

По материалам книги:

А.Перрюшо “Жизнь Сезанна” и послесловия К.Богемской

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Devushka_u_pianino/

Постимпрессионизм. Поль Сезанн

Постимпрессионизм  (от лат. post – после и импрессионизм), условное собирательное обозначение основных направлений французской живописи конца XIX – начала XX вв. Мастера постимпрессионизма, многие из которых ранее примыкали к импрессионизму, с середины 1880-х гг.

искали новые и, по их мнению, более созвучные эпохе выразительные средства, позволившие бы преодолеть эмпиризм художественного мышления и перейти от импрессионистической фиксации отдельных мгновений жизни к воплощению её длительных состояний – духовных и материальных.

 В постимпрессионизме отразились кризисные черты западноевропейской культуры этого времени, мучительные и противоречивые поиски художниками устойчивых идейно-нравственных ценностей.

Для периода постимпрессионизма характерно активное взаимовлияние отдельных направлений и индивидуальных творческих систем.

И хотя ряд направлений постимпрессионизма (неоимпрессионизм, отчасти “наби” – французский вариант “модерна”) не выходит из указанных временных границ, творчество его ведущих мастеров (прежде всего постимпрессионизм Сезанна, В. ван Гога, П. Гогена, А. де Тулуз-Лoтрека) своей проблематикой кладёт начало многим тенденциям изобразительного искусства XX в.

Сезанн, Поль (1839-1906). Французский художник, представитель постимпрессионизма.

П.Сезанн – один из самых значительных мастеров конца XIX – начала XX вв., художественные открытия которого во многом определили облик современного искусства и легли в основу таких явлений, как фовизм и кубизм.

Свой творческий путь Сезанн начинает в 60-е гг. с увлечения Делакруа и Курбе.

Учился в колледже Бурбон в Эксе вместе с писателем Э. Золя; одновременно проходил курс рисунка при городском музее.

В 1861 г. приехал в Париж, где посещал частную Академию Сюиса (1862—65); познакомился с К. Писарро, а позднее с К. Моне, О. Ренуаром, А. Сислеем.

Не пройдя по конкурсу в Школу изящных искусств, вернулся домой и поступил на службу в контору отца, не оставив, однако, твёрдого намерения стать художником.

П.Сезанн «Убийство», 1867—70

В этот т. н. тёмный, или романтический, период (1862—72) художник писал трагические сцены («Убийство», 1867—70), натюрморты типа «суета сует» («Натюрморт с черепом и подсвечником», 1865—67), создал «Портрет отца» (ок. 1867 г.

), запечатлел свою сестру, исполняющую музыку Р. Вагнера («Девушка за пианино. Увертюра к “Тангейзеру”», ок. 1869 г.).

Сезанн часто бывал в Париже, встречался с будущими импрессионистами и ежегодно безуспешно пытался экспонировать картины в Салоне.

П.Сезанн.  «Девушка за пианино. Увертюра к “Тангейзеру”», ок. 1869 г.

В импрессионистический период (1873—76) художник работал на пленэре вместе с импрессионистами в Понтуазе и Овере, учился раздельному мазку у К. Писарро. В 1874 и 1877 гг. он участвовал в выставках импрессионистов. Но вскоре под влиянием Э.

 Золя, советовавшего «живописцам впечатлений» обратиться к более значительным темам, Сезанн заявил о своём намерении «сделать импрессионизм чем-то более основательным и постоянным».

 Художник обладал особым цветовым и пространственным видением, на основе которого создал к 1880 г. новую живописную систему, стремясь передать в своих картинах не мимолётные впечатления, но конструктивную основу мира.

Уже ранние работы нарушают законы прямой перспективы: все линии в пространстве искривлены, предметы предстают преувеличенно весомыми и объёмными, а пространство – сферическим.

П.Сезанн. «Дом доктора Гаше»

П.Сезанн.«Эффект снега»

Цветовая гамма, чёткость контуров практически не меняются по мере удаления предметов в глубину («Дом доктора Гаше», «Эффект снега», «Панорамный вид Овера»; все – 1873—75). Пространство в «Доме повешенного» (1873) построено как система наклонных осей; дом повешенного отклонён влево, дом перед ним – вправо, камень в нижнем углу – снова влево.

П.Сезанн. «Дом повешенного» (1873)

В начале 80-х годов Сезанн стал все больше сосредотачиваться на натюрморте.

Вещи, которые он использовал в своих натюрмортах, не были ни разнообразны, ни роскошны. Драгоценности, китайские безделушки, прекрасный шелк не прельщали его. Он снова и снова писал яблоки. Ему нравились персики, груши, апельсины, лимоны и лук. Рядом с ними он ставил одиночные предметы: чайники, кувшины, бутылки, блюда, стаканы, тарелки. Таковы главные герои сезанновских композиций.

Поль Сезанн. «Натюрморт с кувшином и драпировкой» 1893-1894 годы

    Сезанн писал натюрморты на протяжении всей своей творческой жизни – не в пример другим великим художникам, его равно увлекали натюрморт, пейзаж, изображение фигур людей и портретная живопись, но натюрморту он уделял особое внимание.  Сезанн создал около 200 картин этого жанра.

Поль Сезанн. Портрет отца. 1885.
Поль Сезанн. Портрет госпожи Сезанн в оранжерее. 1890  

Вместе с пейзажами и натюрмортами Сезанн создавал и портреты. Большинство портретов, созданных Сезанном, имеет одно отличительное общее свойство: художник так мало заботился о сходстве с оригиналом, что его портреты кажутся портретами вообще. Часто героями портретов были его жена Гортензия, которую он писал более сорока раз, и он сам. Сохранилось более 35 его автопортретов.

Поль Сезанн. Автопортрет в каскетке

    Свой интерес к человеческой фигуре, сохранявшийся всю жизнь, Сезанн выразил и в создании групповых портретов. Некоторые из них изображают небольшие группы, как в известной серии игроков в карты; другие, в особенности купальщицы, насчитывают более дюжины фигур.

Поль Сезанн. “Игроки в карты”

В поздний период творчества художник увлекся идеей соединить два крупнейших живописных жанра, включив фигуры людей в пейзаж. В самом конце жизни Сезанн блестяще реализовал эту идею в “Больших купальщицах”.

Поль Сезанн. “Большие купальщицы”. 1905
 

    В 1880-90-е годы Сезанна по-настоящему занимали пейзажи Прованса. Интерес был таков, что Сезанн создал 300 живописных пейзажей, и половина из них выполнена между 1883 и 1895 годами.

Поль Сезанн. Пейзаж в Провансе

    Естественное соотношение форм тяжелой, выжженной солнцем земли Прованса и прозрачность здешнего света напоминали Сезанну его представления об Италии и Греции, и Прованс был связан для него с этими странами как один из “великих классических ландшафтов”.

    В течение жизни Сезанн написал огромное количество видов Прованса. Но было среди них несколько, к которым он обращался чаще, чем к другим.

Среди них наиболее продуманно выстроены виды города Гардана. Другим излюбленным местом для Сезанна-пейзажиста были окрестности Эстака.

Поль Сезанн. Вид на Эстак

К началу 90-х годов интерес Сезанна к ландшафтам Эстака угас, и художник сосредоточился на видах горы Сент-Виктуар, которая неизменно очаровывала его.

Поль Сезанн. Гора святая Виктория

Он рисовал Сент-Виктуар более 60 раз. С середины 80-х годов Сент-Виктуар стала единственной и самой важной темой пейзажей Сезанна и оставалась ею до конца его жизни.

Могучая творческая индивидуальность Сезанна соседствовала с необычайной неустойчивостью его натуры. Это очевидное расхождение художественного и личностного начал вводило в заблуждение всех, кто знал его, и поражало тех, кто занимался изучением его жизни и творчества.

Его терзало предчувствие ранней смерти, и, начиная с сорока трех лет, он много времени тратил на составление своего завещания. Страх заставил его обратиться к церкви – со средних лет до конца жизни он был практикующим католиком, хотя посещение мессы называл “данью средневековью”.

Он искал спасения в живописи. Работа была для него единственным, что приносило полное “душевное удовлетворение”. Об этом он снова и снова говорит в своих письмах. Творчество исцеляло Сезанна и от неуверенности в себе.

Во времена, когда его живопись подвергалась яростным нападкам, он писал матери: “Я научился чувствовать себя выше всего, что вокруг”. Не вызывает сомнения, что он был твердо убежден в несравнимом превосходстве своего художественного видения.

Примечательно то, как мало зрелое творчество Сезанна свидетельствует о нестабильности натуры своего создателя: когда мир предавал художника, он находил поддержку в своей живописи.

Уверенный в своей гениальности, Сезанн тем не менее был вечно одержим страхом того, что не найдет точных средств выражения. Он вечно твердил о неспособности “осуществить” собственное видение, и каждая новая картина становилась и опровержением, и подтверждением этого.

Источником творческого упорства была для Сезанна вера в искусство как “священнодействие”. Вся его жизнь являет пример служения, преданности и эпической завершенности.

И творчество его, и судьба исключительно важны для художников следующих поколений. В XX веке он предстал великим отшельником искусства, мужественно боровшимся в одиночестве.

“Важно не то, что художник делает, но то, кем он является, – сказал о Сезанне Пикассо в 1935 году, – безграничное упорство – вот чему он учит нас”.

  Роль Сезанна как “отца” нового искусства была по заслугам оценена следующими поколениями художников.

Достаточно вспомнить о том воздействии, которое он оказал на формирование неисчислимого множества мастеров и такие художественные направления, как символизм, фовизм, кубизм и экспрессионизм. Значимость Сезанна не ограничивается этим влиянием.

Он перешагнул пределы современной ему и следующих эпох, в своей исключительности и завершенности встав вровень с другими гигантами европейской живописи.

Источник: http://nik191-1.ucoz.ru/publ/istorija_sobytija_i_ljudi/istorija_iskusstva/postimpressionizm_pol_sezann/10-1-0-4238

Художник Сезанн Поль: биография, работы и автопортрет

Чем отличается просто талантливый художник от гениального? Бывает так, что человек с детства поражает всех своими художественными способностями, и окружающие пророчат ему блистательное будущее, но, вырастая, он становится лишь одним из многих.

А бывает и наоборот: никто не видит в ребенке или молодом человеке ничего примечательного, но по прошествии какого-то времени все вдруг начинают замечать то, что он делает великолепно и гениально. Сезанн Поль относится именно к таким художникам.

Детство художника

Биография Поля Сезанна интересна и необычна. Впрочем, разве может быть обычной жизнь гениального художника? А началось все в конце 1839 года.

Именно тогда, 19 декабря, во французском городке Экс-ан-Прованс появился на свет младенец, которому дали имя Поль. Отец будущего художника – Луи Огюст – был богатым человеком.

Сначала он торговал фетровыми шляпами, а затем стал потихоньку давать деньги в рост и, быстро поняв преимущества такого бизнеса, открыл в городе собственное банковское дело.

Матерью Поля Сезанна была продавщица из шляпного магазина. Это была скромная и малообразованная женщина, но она любила сына до безумия и как могла оберегала от сурового нрава отца. Сохранилось единственное ее изображение на картине “Девушка за пианино”, на которой мать Поля сидит на заднем плане с рукоделием в руках.

Характер у Сезанна-старшего был и вправду “не сахар”. В городе его не любили, так как он прослыл жестоким и очень скупым человеком. Сезанн Поль тоже не любил своего отца и боялся его.

Долгие годы он сильно страдал от своего зависимого положения в родительском доме.

Но нужно признать, что, несмотря на строгость и суровый нрав, отец хорошо позаботился об образовании мальчика и отдал сына учиться в самую престижную школу города – колледж Бурбон.

Годы учебы в школе и формирование характера

Поль Сезанн был способным и прилежным учеником. Он прекрасно справлялся с математикой и очень любил писать сочинения. Особой страстью будущего художника была поэзия. Сезанн Поль выучил наизусть почти всего Вергилия и Гомера. У него была превосходная память, и даже спустя многие годы он мог свободно цитировать этих поэтов наизусть.

Удивителен тот факт, что школьные уроки рисования мальчик не то чтобы не любил, а боялся их, хотя и чувствовал в себе сильную тягу к искусству.

В ту пору никто, включая самого Поля, даже и подумать не мог, что из него когда-нибудь выйдет настоящий художник. В школе его успехи в учебе неоднократно отмечали похвальными грамотами.

Отец надеялся, что сын пойдет по его стопам и станет продолжателем семейного дела. Он заставил Поля после окончания школы поступить на юридический факультет в местном университете.

Непростые отношения в семье и внутренние противоречия оказывали не лучшее влияние на формирование характера юного Сезанна. Он рос замкнутым и нелюдимым, таким он и остался на всю жизнь. Люди всегда раздражали художника, он всю свою жизнь избегал света и суеты и находил отраду и утешение только в живописи.

Дружба с Эмилем Золя

Единственным другом Поля Сезанна на протяжении многих лет был Эмиль Золя. Они познакомились еще в младших классах школы, так как учились вместе. Детей сблизил один неприятный инцидент: маленького Золя постоянно дразнили в школе за то, что он сильно шепелявил, однажды одноклассники побили его, а Поль заступился за однокашника. Это положило начало их 40-летней дружбе.

Сезанн Поль очень ценил эти отношения, так как трудно сходился с людьми и, кроме Золя, друзей у него не было. Удивительно то, что Эмиль Золя очень любил в школе рисование и так преуспевал в этой дисциплине, что ему предрекали карьеру художника. А вот Сезанну, напротив, больше всего удавалось литературное творчество, и окружающие думали, что он будет писателем. Но все получилось наоборот.

После окончания школы Эмиль едет в Париж и настойчиво зовет Поля с собой. Но юноша не осмеливается ослушаться деспотичного отца и остается в своем родном городе. Но дружба продолжалась еще долго, до тех пор, пока Эмиль Золя не написал произведение под названием “Творчество”, в главном герое которого – неудачнике и самоубийце – Сезанн узнал себя.

Обучение живописи

Вот и закончились школьные годы! Юный Сезанн по настоянию отца учится в университете, но вместе с тем он начинает посещать уроки живописи в местной школе-студии и даже оборудует собственную художественную мастерскую в поместье отца. Искусство все больше и больше увлекает его. Он всеми силами стремится в Париж, и наконец отец, поддавшись на настойчивые просьбы и уговоры, отпускает его в столицу.

Теперь Сезанн получает возможность обучаться искусству рисования и живописи в знаменитой академии Сюисса. Поль часто посещает Лувр, где усердно копирует картины великих художников: Рубенса, Делакруа, Тициана.

Первые самостоятельные работы Поля Сезанна мрачные и романтичные, пронизаны влиянием творчества этих живописцев.

С другой стороны, в ранних картинах Сезанна отобразились его сильные душевные переживания того периода.

Первые шаги в искусстве

Молодому художнику приходится тяжело в столице, общество не принимает его, считая этого провинциала слишком мрачным и неотесанным. Он уезжает обратно к отцу, пытается работать в его конторе, но затем вновь возвращается в Париж, потому что чувствует, что не может уже жить без живописи. Этот период метаний продолжался целых десять лет и сопровождался тяжелой депрессией.

Первые картины, которые художник выставлял в Парижских салонах, не принесли ему никакого успеха. Публика и критика не принимали его “странного”, необычного взгляда на этот мир. В это время единственным человеком, который его поддерживал, был Эмиль Золя. Сезанн чудовищно много работал, пытаясь постичь секреты ремесла, но успех был еще впереди.

Знакомство с Камилем Писсарро

Шли годы, Поль Сезанн – художник и мужчина – минует первую бурю страстей, становится спокойнее и уравновешеннее.

В его жизни происходит знаковое событие – знакомство с известным импрессионистом Камилем Писсарро. Этот художник дает Сезанну совет сделать свою палитру более светлой, учит его технике раздельного мазка.

Этот период творчества Сезанна – с 1872 по 1879 гг. – можно назвать импрессионистическим.

Основным жанром этого времени был пейзаж. Сезанн Поль и Писсарро часто работают вместе над одними и теми же мотивами, правда, средства при этом они используют разные. Несмотря на сильное влияние импрессионизма и Писсарро на его творчество, Сезанн так и не стал полным приверженцем этого направления в живописи.

Ему были чужды стремления импрессионистов показать сиюминутное состояние окружающего мира, его изменчивость и зыбкость. Он скорее воспринимал окружающую среду, как нечто незыблемое, подчиненное строгой гармонии. Геометрия пространства никогда не перестанет играть для него важную роль.

Личная жизнь художника

Биография Поля Сезанна была бы неполной без короткого рассказа о его личной жизни. Как уже было сказано, Сезанн имел мало привязанностей, он был мизантропом, избегал людей, новых знакомств и женщин. И все же в 1869 году он встретил девушку, к которой по-настоящему привязался. Ее звали Мария-Гортензия Фике, она подрабатывала натурщицей и была на 11 лет младше художника.

Сезанн женился на девушке и впоследствии она послужила ему моделью для более чем сорока картин. В 1872 году Гортензия родила Полю сына. И хотя супруги были достаточно разными людьми по своим привычкам и восприятию мира и по большей части жили раздельно (Сезанн – в своем имении в Провансе, а Гортензия – в Париже), все-таки эта женщина осталась единственной в жизни маэстро.

Картины Сезанна

Поль Сезанн, творчество которого оставило глубокий след в сердцах современников, был настоящим отшельником и трудоголиком. Он оставил после себя более 800 картин, написанных маслом. И это не считая множества рисунков и работ, выполненных в технике акварели, которой особенно увлекался в последний творческий период Поль Сезанн.

Вот названия некоторых самых известных его картин: “Мост в лесу” (1880 г.), “Дома в Провансе близ Эстака” (1882 г.), “Море в Эстаке” (1885 г.), “Портрет мадам Сезанн” (1887 г.), “Вид Гарданны” (1886 г.), “Гора св. Виктории” (1890 г.). Все эти и многие другие пейзажи написал великий Поль Сезанн.

Натюрморты занимают особое место в его творчестве. Когда-то в школьные годы, получив от Эмиля Золя в подарок корзинку с яблоками, он произнес фразу: “Яблоками я покорю Париж”. Это восклицание ребенка стало пророческим.

Через много лет его многочисленные великолепные натюрморты с яблоками действительно покорили столицу Франции.

Маэстро работал в разных жанрах. Наряду с пейзажами и натюрмортами, у него есть множество автопортретов, портретов и жанровых картин, в основном написанных маслом.

Последние годы жизни

В последние годы жизни художник был болен сахарным диабетом, но по-прежнему много и плодотворно работал. Только в конце творческого и жизненного пути к Сезанну пришел успех, которого он, правда, не искал. Живописец был настоящим затворником, презрительно относился к мирской суете и жил, боготворя лишь святое искусство.

Многие искусствоведы считают, что творчество этого мастера живописи, его художественные находки и сама личность были столь грандиозны и масштабны, что все это вкупе оказало огромное влияние на многие последующие поколения живописцев.

Поль Сезанн, краткая биография которого изложена в этой статье, скончался в возрасте 67 лет, в октябре 1906 года. Сейчас его картины стоят миллионы долларов, и их стоимость с каждым годом стремительно возрастает.

В заключении несколько слов хочется сказать о том, где можно увидеть его работы.

Работы Поля Сезанна в России

В разных музеях нашей страны находи
тся немало работ французского постимпрессиониста. В Санкт-Петербурге, в Эрмитаже, можно увидеть его натюрморты “Фрукты”, “Букет цветов в вазе”, “Натюрморт с драпировкой”, пейзажи “Большая сосна близ Экса”, “Голубой пейзаж”, “Гора св. Виктории”.

Там же можно увидеть, как выглядел Поль Сезанн – “Автопортрет в каскетке”, написанный художником между 1873-1875 гг., тоже находится в Эрмитаже. В Москве, в ГМИИ, в постоянной экспозиции выставлены живописные полотна “Пьеро и Арлекин”, “Мост на Марне в Крейтеле”, “Дорога в Понтуазе” и т. д.

Источник: http://4u-pro.ru/iskusstvo-i-razvlecheniya/hudozhnik-sezann-pol-biografiya-raboti-i-avtoportret

Ссылка на основную публикацию