Описание картины поля сезанна «дом повешенного»

Поль Сезанн Дом повешенного: Описание произведения

Картина Поля Сезанна «Дом повешенного» обзавелась мистическим шлейфом сразу же, как только появилась на первой выставке импрессионистов в ателье фотографа Надара в 1874 году. Ничто, абсолютно ничто не предвещало, что она станет одной из нескольких картин, проданных тут же, на этой скандальной выставке.

Ужасно и смешно прославившийся критик Луи Леруа (придумавший импрессионистам это прозвище в насмешку), уже написал свою снисходительно-нервную рецензию. В этом ядовитом журналистском репортаже «Дом повешенного» становится для зашедшего на выставку художника Венсана последней каплей на пути к безумию.

Но, как ни странно, Леруа по отношению к Сезанну очень скуп на подробности. Никаких виртуозных сравнений с обойными эскизами и малярами, подновляющими фонтан, никаких комментариев по поводу рисунка и цвета.

Это случалось потом всегда с Сезанном: мало кто толком мог объяснить, за что его ненавидит или за что боготворит.

Однажды на выставку зашел немолодой человек со взрослым сыном. Видя «Дом повешенного», он останавливается, морщится. Объясняя сыну свое неприятное впечатление от полотна, мужчина старается найти точные аргументы. Чем дольше он говорит, тем медленнее и неувереннее звучат его слова, тем больше интереса появляется во взгляде.

«Нет, мы ничего решительно не понимаем! — внезапно восклицает незнакомец. — Какие-то важные особенности заложены в полотнах этого художника. Он непременно должен быть представлен в моей галерее» (цитата из книги Анри Перрюшо «Жизнь Сезанна»). Это коллекционер граф Арман Дориа. Он сразу же выкладывает 300 франков за поразившую его картину.

Он, конечно, не может еще толком объяснить, за что начинает любить Сезанна.

Пройдет 25 лет, но ничего не поменяется. Другой граф Исаак Камондо покупая картину уже за 6200 франков, все еще не понимает, что делает.

«О да, я купил полотно, никем еще не признанное! Но я ничем не рискую: у меня есть письмо, подписанное Клодом Моне, который дал мне слово чести, что этому холсту суждено стать знаменитым. Навестите меня, и я покажу вам это письмо.

Я храню его в небольшом кармане, приколотом с обратной стороны холста, специально для злопыхателей, которые думают, будто я повредился умом со своим «Домом повешенного».

То, что почувствовал, но не смог объяснить сыну граф Дориа, то, что знал Моне, но не стал объяснять графу Камондо, с тех пор пытались объяснить по-разному.

Сюрреалисты, считавшие Сезанна одним из своих предтеч, видят в картине прежде всего искусно созданное зловещее пространство и целый набор символов и метафор: дом, словно подвешенный в воздухе, разлагающая горизонтальная трещина на стене дома.

«Художник, как и всякий человек, имеет обыкновение возвращаться к месту преступления», — пишет Андре Бретон. И вспоминает другие картины Сезанна, воссоздающие накаленную атмосферу угрозы и смерти: «Заброшенный дом», «Дом с треснувшей стеной», «Юноша с черепом» и, наконец, «Игроки в карты».

Матисс вообще называет Сезанна художником «Дома повешенного» и «Игроков в карты» и ставит эти работы на один уровень: юношескую дебютную картину и мощный зрелый многолетний цикл.

«Матисса привлекла структура этих работ – или архитектура, если можно так выразиться: то, что обе они четко выстроены, видно сразу.

В основе обеих композиций V-образная форма, образованная в одном случае стенами зданий, а в другом — ногами игроков в карты», — рассказывает Алекс Данчев, биограф Сезанна.

Источник: https://artchive.ru/artists/1020~Pol_Sezann/works/347678~Dom_poveshennogo

Поль Сезанн

В 1874 году в Париже, ставшим в то время местом художественной революции, открылась первая выставка художников, которых впоследствии назвали импрессионистами. Это событие вызвало шквал негатива со стороны критиков, привыкших оценивать работы, выполненные в соответствии с канонами классической живописи.

Портрет Поля Сезанна

Творчество Клода Моне и Огюста Ренуара не поддавалось осмыслению, а их картины осуждали и высмеивали. В ряду недооцененных творцов был и постимпрессионист Поль Сезанн, в чью сторону отпускались самые нелицеприятные высказывания.

Сейчас холсты живописца, которого при жизни игнорировали и не понимали, украшают лучшие музеи Европы и продаются на различных аукционах за баснословные суммы денег.

Детство и юность

Будущий художник родился 19 января 1839 года в небольшом городке на юге Франции – Экс-ан-Прованс.

Поль был первенцем в семье банкира Луи — Огюста Сезанна. Отец, начинавший с продажи шляп, а затем открывший собственный банк, был человеком крайне властным. Вся семья подчинялась его воле. Мать художника, Анна — Елизавета, родила еще двух дочерей – Марию и Розу, но обожала своего первенца Поля и во всем его поддерживала.

Автопортрет Поля Сезанна

Тяга к рисованию проявилась у художника в пять лет. Тогда Сезанн разрисовывал стены в доме углем, создавая весьма правдоподобные изображения. Правда, успехами сына гордилась только мать, а отец мечтал передать сыну свой бизнес.

Из биографии гениального живописца известно, что он по воле главы семейства в 1849 году поступил в школу Сен-Джозеф. В 1852 году Поль перевелся из Сен-Джозефа в шестой класс престижного закрытого колледжа Бурбон.

Там создатель картины «Персики и груши» познакомился с будущим знаменитым писателем Эмилем Золя. Именно Эмиль открыл новому товарищу волшебный мир книг и поэзии.

Портрет отца Поля Сезанна

В 1855 году шестнадцатилетний Поль окончил колледж, отличившись в написании стихотворений на французском и латыни, но никак не проявив себя как художник.

Затем амбициозный юноша по велению отца поступил на юридический факультет. После занятий, вечерами, Поль ходил в местную школу живописи.

К радости Сезанна, в ту пору глава семейства не усмотрел в этом занятии ничего предосудительного.

Любимым местом творческого парня был городской музей, в котором регулярно выставлялись живописные полотна. Именно там Сезанн понял, что хочет стать художником. Правда, отец был непреклонен и настаивал на том, чтобы сын продолжал изучать право.

Мыслями одаренный юноша был в Париже, в который его зазывал друг по колледжу — Эмиль Золя, перебравшийся к тому времени во французскую столицу и пробовавший свои силы в литературном творчестве. В конце концов, Сезанн добился от отца позволения уехать на пару месяцев в гости к товарищу.

Поль Сезанн в молодости

В 1861 году юный живописец окончательно перебрался в столицу Франции для того, чтобы готовится к поступлению в Академию художеств.

В тот период Сезанн посещал занятия в местной мастерской, в которой он познакомился с будущими импрессионистами Камилем Писсарро и Клодом Моне, которые хоть и обучались азам рисования, но уже имели собственное сформированное видение пути развития живописного искусства.

Писсарро сразу поверил в Сезанна и прочил в будущем ему успех. Несмотря на хвалебные отзывы, молодой художник из провинции чувствовал себя чужим в атмосфере столичной мастерской. Единственным другом, которого он там завел, был его земляк Ахилл Амперера, который впоследствии увлеченно писал обнаженных женщин.

Ахилл Амперера

Поль не верил в свой талант. Временами ему даже казалось, что все его занятия бессмысленны и нужно вернуться в родные края, чтобы продолжить дело отца. Художника мучили угрызения совести и чувство вины перед родителем, надежды которого он не оправдал. Эти душевные терзания в конечном итоге привели к тому, что творец бросил любимое занятие и уехал домой.

В Экс-ан-Провансе Поль стал работать в банке Сезанна – старшего, которого обрадовало возвращение блудного сына. Правда, радость обоих была недолгой.

Парень не мог долго жить без живописи и скоро вновь стал посещать школу рисования.

После проведенного дома года и бесконечных разговоров с главой семейства молодой человек вновь отправился в Париж с намерением во что бы то ни стало поступить в школу при Академии художеств.

Готовясь к сдаче экзаменов, Сезанн вдруг обнаружил, что ему чуждо то искусство, которое он вознамерился изучать. Салонная живопись казалась юноше бессмысленной и пустой. Помимо прочего, Поль вновь стал сомневаться в собственном таланте. Он много работал, но его недовольство собой только усиливалось. Результатом стала очередная неудача – художник завалили экзамены.

Поль Сезанн

В 1863-ем живописец посетил Салон, в котором увидел отвергнутую публикой скандальную работу Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Это произведение, благодаря которому в искусстве того времени свершился переворот, изменило и видение мира Сезанна. Именно оно приобщило молодого художника, как и многих его ровесников, к новому пониманию искусства.

Судьбоносным для Сезанна стало знакомство с Фредериком Базилем, случившееся в этом же году. Базиль привел нового знакомого в мастерскую Марка Глейра, выпускниками которого были Клод Моне, Альфред Сислей и Огюст Ренуар. Природная робость не позволила Сезанну влиться в круг будущих импрессионистов.

В 1864 году, получив отказ Салона принять его новые работы, Поль вновь бросил занятия живописью и снова вернулся в Экс-ан-Прованс. Правда, и там он продолжил писать, не в силах отказаться от занятий искусством. Через полгода Сезанн приехал в Париж, чтобы в очередной раз показать жюри Салона свои работы, которые те вновь забраковали.

Автопортрет Поля Сезанна

По возвращении в Экс-ан-Прованс Поль посвятил себя портрету. Он упорно работал, но и в следующем году произведения художника были списаны в утиль. Сезанн совершенно отчаялся. Он понимал, что его творчество чуждо современникам, но рисовать, подстраиваясь под узко мыслящих критиков, живописец не хотел.

После того как на очередном предварительном показе в Салоне картины Сезанна получили издевательские овации публики, к нему подошел Эдуард Мане, который тепло отзывался о работах молодого дарования. Получив положительный отзыв от своего кумира, Сезанн наконец-то обрел уверенность, которой ему так не хватало.

Живопись

Работы раннего периода творчества Поля имели романтический характер: сцены насилия («Убийство»), натюрморты («Натюрморт с черепом и подсвечником»), эротические видения («Оргия»).

Картина Поля Сезанна «Персики и груши»

В начале 1870-х годов художник начал писать этюды на пленэре и в совершенстве овладел техникой мелкого мазка. Наиболее импрессионистическая картина этого периода — «Дом повешенного».

Картина Поля Сезанна «Берега Марны»

Стоит отметить и то, что в пейзажах с панорамным охватом Сезанн достигал величественной эпичности («Берега Марны»), а в натюрмортах подчеркивал структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры («Горшок с геранью и фрукты», «Натюрморт с яблоками и апельсинами»).

Картина Поля Сезанна «Натюрморт с яблоками и апельсинами»

На рубеже 1880-1890 годов Поль все больше увлекся фигурными жанрами. Так, композиция «Пьеро и Арлекин» сюжетно посвящена последнему дню карнавала перед постом. В этот же период живописец написал серию картин, посвященных игре в карты. Все они вышли под одинаковым названием – «Игроки в карты».

Картина Поля Сезанна «Пьеро и Арлекин»

С каждой последующей работой автор уменьшал количество изображенных на холсте людей, а также удалял с полотна лишние детали. Героями картины были люди, живущие в дорогих сердцу художника краях – в Провансе.

Картина Поля Сезанна «Игроки в карты»

Творчество одного из главных мастеров постимпрессионизма, стремившегося к созданию классического искусства, лишенного всего преходящего и мимолетного, оказало громадное влияние как на художников ХХ века, так и на целые направления изобразительного искусства.

Личная жизнь

Сезанн, страдавший от фобии прикосновений и способный разве что сбрить бороду, чтобы завоевать понравившуюся женщину, был женат на натурщице Мари-Гортензии Фике.

Встреча будущих супругов произошла в Париже в 1869 году, когда Сезанну было тридцать лет, а Фике едва исполнилось девятнадцать. Через год влюбленные уже жили вместе. В 1872-ом Мари родила избраннику сына, который при крещении получил имя Поль.

Картина Поля Сезанна «Дома у дороги»

После рождения наследника чувства живописца к супруге постепенно остывали. Разлуки, случавшиеся во время сезонных переездов Сезанна то в Париж, то в Экс-ан-Прованс, усугубляли и без того шаткое положение дел.

Сначала их отношения были тайными. Ни Поль, ни Мари не стремились вести общее хозяйство. Сезанн, опасавшийся родительского гнева, приложил немало усилий, чтобы отец не узнал о его возлюбленной.

Портреты жены Поля Сезанна

Открыто признать связь с Гортензией и официально усыновить Поля получилось только в 1886 году, когда они наконец поженились. В итоге за двадцать лет супружеской жизни Сезанн написал маслом двадцать четыре портрета Гортензии. После того как супруги развелись, натурщица продолжала позировать Полю.

Смерть

Известно, что на протяжении последних лет жизни у художника обострился диабет. Помимо прочего, он страдал от конъюнктивита и гнойника на правой ноге. Для того чтобы добираться до пленэра, живописец каждый день нанимал один и тот же ветхий экипаж, доставлявший его от собственного дома до места назначения.

Когда в октябре 1906 года стало прохладно и самочувствие создателя картины «Дома у дороги» ухудшилось, цена на экипаж резко подскочила, и разгневанный Сезанн прогнал возницу. Из-за того что художник был не в состоянии носить громоздкие принадлежности, необходимые при работе маслом, он перешел на акварель. Правда, даже ходьба с этюдником на спине была для мастера испытанием.

Поль Сезанн в последние годы

Однажды Поль попал в сильную грозу недалеко от горы Сент-Виктуар, на которой он часто писал этюды. По пути домой продрогший живописец потерял сознание. Через пару часов кучер проезжавшего мимо экипажа подобрал мастера и отвез его восвояси. Домоправительница, увидев Сезанна, тут же послала за доктором.

Читайте также:  Описание картины владимира гаврилова «последние васильки»

Следующий день был холодным, и, вопреки предписаниям врача, своенравный художник отправился дописывать портрет своего садовника Валье среди лимонных деревьев на холме. Проведя весь день на улице, Поль простыл. У него начался жар. Творец всегда испытывал отвращение к чужим прикосновениям, но в тот день попросил Валье помочь ему спуститься к дому.

Могила Поля Сезанна

Заболев пневмонией, осложненной хроническим диабетом, художник скончался, так и не придя в себя. На протяжении пары дней автор произведения «Купальщицы» бредил, попеременно бормоча себе под нос имена то покойного друга Эмиля, то сына. Сестра Мари, понимая, что брату осталось недолго, пригласила в дом священника, который совершил все полагающиеся обряды.

Картина Поля Сезанна «Купальщицы»

22 октября 1906 года, когда Мари была в церкви, домоправительница обнаружила, что лежащий лицом к стене художник скончался. Объявление о смерти отложили до следующего дня, чтобы жена живописца Гортензия и наследник приехали на похороны Сезанна, проходившие на кладбище Сен-Поль в Экс-ан-Провансе.

Произведения

  • 1865 – «Натюрморт с хлебом и яйцами»
  • 1867 – «Пейзаж с источником»
  • 1867 – «Похищение»
  • 1869 – «Завтрак на свежем воздухе»
  • 1870 – «Купание»
  • 1870 – «Убийство»
  • 1874 – «Дом отшельника в Понтуазе»
  • 1877 – «Вечно женственное»
  • 1877 – «Мадам Сезанн в красном кресле»
  • 1884 – «Натюрморт с суповой чашей»
  • 1890 – «Мужчина с трубкой»
  • 1900 – «Натюрморт с черепами»
  • 1906 – «Садовник Валье»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/4761-pol-sezann.html

Поль Сезанн: жизнь и творчество художника

Поль Сеза́нн (фр. Paul Cézanne; 1839-1906) — французский художник-живописец, яркий представитель постимпрессионизма.

СОДЕРЖАНИЕ

Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в старинном французском городке Экс-ан-Прованс. Единственный сын грубоватого и жадного отца, Поль, в детстве практически не имел отношения к живописи, но в других областях получил весьма неплохое образование. Учеба давалась ему легко и результативно. Он постоянно получал школьные награды по латыни и греческому, по математике.

Рисование и живопись входили в курс обязательных дисциплин, но в молодые годы Поль не снискал на этом поприще особых лавров.

Примечательно, что ежегодный приз по рисованию в колледже достался однокласснику молодого Сезанна – будущему классику Эмилю Золя.

Стоит отметить, что крепкую детскую дружбу два выдающихся француза сумели пронести через всю жизнь. Да и выбор жизненного пути практически полностью определился дружеским советом Эмиля.

В 1858 году Сезанн сдает экзамены на бакалавра в университете Экса, поступив в действующую при вузе юридическую школу. Совершенно лишенный интереса к юриспруденции, молодой Поль был вынужден сделать это по настоянию своего властного родителя. Два года он «промучился» в этой школе, и за это время в нем твердо сформировалось решение посвятить себя живописи.

Сыну и отцу удалось достичь компромисса – Луи Огюст оборудовал сыну мастерскую, где тот, в перерывах между юридической практикой, мог посвящать время изучению художественного мастерства под руководством местного художника Жозефа Жибера.

В 1861 году отец все же отпустил сына в Париж для настоящего обучения живописи. Посещая Ателье Суисс, впечатлительный Поль Сезанн под влиянием здешних художников быстро отошел от академической манеры и занялся поиском собственного стиля.

Ненадолго вернувшись в Экс, Поль затем снова последовал за своим другом Золя в столицу.

Он пытается поступить в Эколь-де-Бозар, но экзаменаторы сочли представленные им работы как слишком «буйные», что, впрочем, было не так уж далеко от действительности.

Впрочем, 23 года – это возраст, полный надежд, и не слишком огорченный Сезанн продолжил писать. Ежегодно он представлял свои творения в Салоне. Но требовательное жюри отвергало все картины художника.

Ущемленное самолюбие заставляло Сезанна все глубже погружаться в работу, постепенно вырабатывая свою собственную манеру. Некоторое признание вместе с другими импрессионистами пришло к Сезанну в середине 70-х годов.

Несколько богатых буржуа приобрели несколько его работ.

Portrait of the artists sonSelf-portrait 1864Madame Cezanne in the Greenhouse

В 1869 году женой Поля становится Мария-Гортензия Фике. Они прожили вместе сорок лет. Сезанн с женой и сыном Полем постоянно переезжали с места на место, пока, наконец, в 1885 году Амбруаз Воллар не организовал персональную выставку художника.

Но долги, связанные со смертью матери, вынуждают художника продать фамильное имение.

На рубеже веков он открывает собственную студию, продолжая одновременно неутомимо работать, пока 22 октября 1906 года пневмония не прерывает его сложный и плодотворный жизненный путь.

ТВОРЧЕСТВО

Рано сблизившись с Камилем Писсарро, Эдуаром Мане, Клодом Моне, Сезанн в 1874 и 1877 годах участвовал в выставках импрессионистов, но уже в этот период складывается его собственная живописная система.

Принципиально расходясь с этого времени с методом импрессионизма, Поль Сезанн интересовался не динамикой световоздушной среды и изменчивостью цвета в атмосфере, а устойчивыми закономерностями цветовых сочетаний и форм, материальностью предметного и природного миров (“Дом повешенного в Овере”, 1872-1873, Музей Орсе, Париж).

Упорно постигая эти законы, Сезанн подолгу разрабатывал один и тот же мотив в поисках структурной конструктивности природных форм (многочисленные изображения горы Сент-Виктуар, в том числе в Институте Кортолда, Лондон, 1887; в Эрмитаже, Санкт-Петербург, около 1900; и в других собраниях).

Гора Сент-Виктуар 1882-1885Вид горы Сент-Виктуар из карьера Бибемю. 1897 гВид горы Сент-Виктуар.

1904-1906 гг
Гора Сент-Виктуар 1897-1898Гора Сент-Виктуар 1885-1895

Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зеленого, голубого и желтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесенными плотными корпусными мазками, он обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещенности.

Материальная весомость красочной фактуры гармонично сочетается в произведениях Сезанна со смелым лаконичным рисунком, конструктивно четкой, пластически обобщенной лепкой формы и ясной уравновешенностью композиции («Автопортрет», 1879-1885, “Пьеро и Арлекин”, 1888, “Персики и груши”, 1895, — все в ГМИИ, Москва).

В пейзажах с их широким, панорамным охватом наполненного светом ландшафта Сезанн достигает величественной эпичности (“Берега Марны”, 1888, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).

В натюрмортах, подчеркивая структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры и использования чистого цвета, художник выявляет материальную вещественность и строгую пластичность предметного мира (“Горшок с геранью и фрукты”, 1890-1894, Метрополитен-музей; “Натюрморт с драпировкой”, 1898-1899, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Творчество Сезанна, одного из главных мастеров постимпрессионизма , стремившегося к созданию своего рода классического искусства, лишенного всего преходящего и мимолетного, к раскрытию неизменного величия и гармоничной уравновешенности природы, органического единства ее форм, оказало громадное влияние как на многих художников ХХ века, так и на целые направления изобразительного искусства, разрабатывавшие, как правило, отдельные стороны сезанновского наследия (кубизм, лучизм, так называемая симультанная живопись и др.).

В своём творчестве художник попытался ценой титанических усилий примирить классику и современность, Пуссена и природу, законы большого стиля и право на индивидуальный выбор.

Конечно, в эпоху торжества индивидуального выбора никакой стиль больше не мог быть образцом для художников, каждый из которых выбирал теперь свой путь в искусстве свободно, повинуясь исключительно внутренним свойствам своей души, а не требованиям художественного сообщества.

Поэтому задача, которую ставил перед собой Сезанн, была в принципе невыполнимой, что и предопределило постоянные сомнения художника. Невозможно одновременно утверждать и свободу, и каноны.

Но те конкретные художественные результаты, которых достигал в своём творчестве Сезанн, были настолько впечатляющими, что вызывали уважение у представителей самых разных направлений в живописи.

ForestHouses Along a RoadIn the Woods

Живопись Сезанна в определённом смысле стала возрождением в искусстве древних пифагорейских традиций, хотя Сезанн, безусловно, лишь ощущал совпадение своих итоговых взглядов с этой традицией, а не следовал пифагорейству сознательно.

Здесь скорее можно говорить о том, что и пифагорейство, в свою очередь, лишь выразило некие прозрения, которые свойственны людям разных исторических эпох, независимо от того, знают эти люди взгляды пифагорейцев или нет.

Это означает, что Сезанн сначала пришёл к своим убеждениям самостоятельно, а уже потом осознал, с какой традицией они родственны.

Со временем, когда Сезанн стал увлекаться акварелью, он перенёс некоторые приёмы акварельной живописи в масляную: стал писать на белых, специально негрунтованных холстах. В результате красочный слой на этих полотнах стал более облегчённым, словно бы высвечивая изнутри.

Сезанн стал ограничивать себя тремя цветами: зелёным, голубым и охристым, смешанными, естественно, с белым цветом самого холста. Этот подход к выбору цветов был нужен Сезанну, чтобы с минимумом средств добиваться максимально содержательного художественного результата.

Лаконичнее в этот период становится и лепка форм на холсте, а также их обобщённость.

Интересные факты из жизни художника

Художественное наследие Сезанна составляет больше 800 работ маслом, не считая акварелей и других произведений.

Никто не может подсчитать количества работ, уничтоженных, как несовершенные, самим художником за годы своего долгого творческого пути.

В парижском осеннем Салоне 1904 года целый зал был отведен для демонстрации картин Сезанна. Эта выставка стала первым действительным успехом, более того — триумфом художника.

Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Противоречия были изначально свойственны и психическому миру художника, и его художественным устремлениям.

Южный темперамент соединялся в бытовой жизни Сезанна с затворничеством и аскетизмом, набожность — с попытками освободиться от сковывающих темперамент религиозных традиций.

Уверенный в своей гениальности, Сезанн тем не менее был вечно одержим страхом того, что не найдет точных средств выражения того, что он видел и хотел выразить на картине средствами живописи.

Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать, и каждая новая картина становилась и опровержением, и подтверждением этого.

Сезанну очевидно были свойственны многие страхи и фобии, и его неустойчивый характер нашёл себе пристанище и спасение в труде живописца.

Возможно, именно это обстоятельство послужило главной причиной столь фанатичного труда Сезанна над своими картинами. Мнительный и нелюдимый, Сезанн в работе становился цельным и сильным человеком.

Творчество тем сильнее излечивало его от собственных непреодолённых душевных противоречий, чем интенсивнее и постоянней оно было.

Высказывания художника об искусстве

«Художники должны полностью посвящать себя изучению природы и пытаться создавать картины, которые бы являлись наставлением. Разговоры об искусстве почти бесполезны. Работа, которая помогает человеку достичь успеха в своём деле, является достаточной компенсацией за непонимание, проявляемое глупцами.

Литератор выражает себя абстракциями, тогда как художник конкретизирует свои ощущения и восприятия посредством рисунка и цвета.

Художник не должен быть чересчур скрупулезным, или чересчур искренним, или чересчур зависимым от натуры; художник является в большей или меньшей степени хозяином своей модели, а главным образом — своих средств выражения».

«Мой возраст и моё здоровье не дадут мне осуществить мечту, к которой я стремился всю мою жизнь. Но я всегда буду благодарен тем умным любителям искусства, которые, невзирая на мои колебания, поняли, чего я пытался добиться, дабы обновить моё искусство. Я считаю, что не заменяешь своим искусством прошлое, а только прибавляешь к нему новое звено».

«Нужно идти в направлении классики, но через натуру, то есть через ощущение».

«Мой метод — это ненависть к фантастическому образу. Я пишу только правду».

«Я хочу поразить Париж с помощью моркови и яблока».

«Работать, ни на кого не оглядываясь, и набирать силу – вот в чем цель художника. А на все прочее – наплевать!».

«Когда ты в своей работе хоть немного продвигаешься вперед, это достаточное вознаграждение за то, что ты не понят глупцами».

Вариант перевода: «Работа, благодаря которой делаешь успехи в своем ремесле, достаточное вознаграждение за то, что тебя не понимают глупцы».

Другой вариант перевода: “Труд художника, которым он достигает совершенства в своем деле, есть достаточное вознаграждение за то, что дураки его не понимают».

«Одобрение других — это возбуждающее средство, иногда его следует остерегаться. Сознание своей силы делает скромным».

«Я достиг некоторых успехов. Почему так поздно и почему с таким трудом? Неужели искусство и вправду жречество, требующее чистых душ, отдавшихся ему целиком?»

«Мне нечего скрывать в искусстве. Только изначальная сила, то есть темперамент, может привести человека к цели, которую он должен достичь».

«Мне кажется, с каждым днем я продвигаюсь вперед, хотя и очень медленно».

«Даже с маленьким темпераментом можно быть настоящим живописцем, и можно писать хорошо, не будучи специально колористом и не очень тонко понимая гармонию. Достаточно иметь художественное чувство, и вот это-то чувство является пугалом для всех буржуа. Институты, Стипендии, отличия, придуманы только для глупцов, шутов и пройдох. Бросьте критику, занимайтесь живописью. Спасение — в ней».

Не существуют ни линии, ни формы, есть только контрасты. Эти контрасты порождаются не черным и белым, а цветовым ощущением. Форма создается точным соотношением тонов. Когда тона сопоставлены гармонически и без упущений, картина создается сама собой.

Читайте также:  Описание картины ильи глазунова «раскулачивание»

Колористический эффект — главное в картине, он делает картину единым целым, организует ее; этот эффект должен опираться на одно доминирующее цветовое пятно.

Рисунок и цвет неразделимы; по мере того как пишешь — рисуешь, и чем гармоничнее делается цвет, тем точнее становится рисунок. Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту. Контрасты и соотношения тонов — вот весь секрет рисунка и моделировки.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Яворская Н. В. Сезанн. — М., 1936
  • Перрюшо А. Сезанн. Пер. с франц. — М., 1966
  • Сост. Яворская Н. В. Поль Сезанн: Переписка. Воспоминания современников. — М., 1972
  • Сост. Барская А. Л. Поль Сезанн: Альбом. — 1975
  • Линдсей Дж. Поль Сезанн. Пер. с англ = J. Lindsay. Cezanne: His Life and Art. — L.: Evelyn, Adams and Mackay, 1969. — М.: Искусство, 1989
  • Venturi L. V. 1—2 // Cezanne, son art, son oeuvre. — Paris, 1936
  • Rewald J. The ordeal of Paul Cezanne. — London, 1950
  • Novotny F. Cezanne und das Ende wissenschftlicher Perspektive. — Wien, 1938
  • Badt K. Die Kunst Cezannes. — Munchen, 1956
  • Мурина Елена. Сезанн. — М.: Искусство — XXI век, 2014

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: , muzei-mira.com, smallbay.ru

Поль Сезанн: картины художника

Поль Сезанн — все картины
Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Поль Сезанн: жизнь и творчество художника

5 (100%) 2 голос(ов)

Источник: http://allpainters.ru/sezann-pol.html

Художник ПОЛЬ СЕЗАНН (1839-1906)

studiaprizПОЛЬ СЕЗАНН. Пейзажи и история любви.

Поль Сезанн(1839-1906) — французский живописец, один из самых ярких представителей постимпрессионизма.

Именно его посмертная выставка в 1906 году стала поворотным пунктом в истории всего искусства XX века. Именно его картины вдохновили на новые поиски художников самых разных направлений.

Многие искусствоведы до сих пор называют такое популярное течение, как кубизм, «гиперсезаннизмом»… Здесь биография художника.

Коте де Галлет в Понтуазе, 1880

Жюль Массне — Размышление из оперы «Таис»

Поль Сезанн и молоденькая, едва достигшая девятнадцатилетия натурщица Гортензия Фике — встретились в Париже в 1869-ом.

Ещё не востребованный и не признанный широкой публикой, тридцатилетний Сезанн сразу понял, что в этой провинциальной девочке есть нечто такое, что достойно и внимания, и уважения.

А она, восторженная умница, увидела, как друзья-художники ценят его живопись, продиктованную первым впечатлением, созданную в новообретённой стилистике, будто объёмную, полную воздуха, отмеченную высочайшей духовностью.

Пруд в Осни, 1875

Так начался их роман, их “Битва любви”. И, конечно, в этой одноименной, полной чистой эротики картине присутствовала Гортензия.

В созданных им портретах Гортензии своего рода исповедь художника о его любви к этой женщине, и мучительном понимании того, что он не может дать ей любовь столь же огромную, какую дарила ему она. Их, этих портретов, 29 — масло, акварель, графика.

Это история жизни женщины, умевшей любить, но история любви несчастливой с многолетним ожиданием, когда Поль ответит такой же страстью, какую испытывает она. Любовь налетела стремительно, и через три года родился Поль, единственный сын.

Но жениться на Гортензии Сезанн не мог: точно так же, как долгие годы противился его отец-банкир занятиям сына живописью, не принимал он и его союз с натурщицей. Речи о браке быть не могло…

Берега Марны (Вилла на берегу реки), 1888

Вдобавок, узнав, что Поль живёт вместе с возлюбленной, отец вдвое уменьшил ему содержание. Картины не покупали. Зачастую материально помогал друг Эмиль Золя. Теперь представьте себе, каково было все эти годы Гортензии: неопределённость, страх быть брошенной, издержки трудного, взрывчатого характера Сезанна…

И всё это на портретах в её глазах — она ведь была самой частой моделью Поля, который умел выразить не случайное и поверхностное, а главное и сокрытое. В 1886 году, через 17 лет, Поль, наконец-то, повёл Гортензию под венец, и она стала полноправной мадам Сезанн.

Впрочем, это не рекорд: Огюст Роден обвенчался со своей Розой, когда их сыну было 50.

Бассейн в парке Жа де Буффан, 1876

У Сезаннов всё резко изменилось: вскоре умер старый банкир, оставив сыну значительное состояние, да и имя художника стало популярным, а живопись — признанной. Появились заказы, картины стали покупать…

И он давно прозрел, как эта женщина его любит и как она ему нужна. А она оставалась собой — любящей и отчаянно боящейся потерять любимого.

Сезанн, любя её очень-очень по-своему, с бесконечными срывами, это честно отображал на ее портретах.

Шато Нуар. 1904

Но в конце века он отдалился от своей жены, которая воспитывала их сына Поля. В одном из писем утверждал, что воспрял к жизни благодаря некоей крестьянке Фанни, которая позволила ее обнять…

Но это тема другого разговора, а сегодня я сочла возможным остановиться только на своих любимых, изумительных на мой взгляд, пейзажах Поля Сезанна, панорамных и наполненных светом.

Пейзаж в Жа де Буффан, 1876

Залив Эстак с востока, 1882В долине Уазе, 1874Дома и деревья, 1881Вид на Овер, 1873Высокие деревья в Жа де Буффан, 1887Гора Сент-Виктуар, 1900Долина Уазе, 1880Дом повешенного в Овере, 1873Дома в Эстаке, 1880Большая сосна, 1889Бассейн и умывальник в Жа де БуффанКаштаны и усадьба в Жа де Буффан, 1876Эстак с красными крышами, 1885Марсельский залив, 1885Мельница в ПонтуазМон-Сент-Виктуар, 1887Озеро в Анси, 1896Мост через Марну, 1888Мост и водопад в Понтуазе, 1881Порт на СенеПейзаж с виадуком, гора Сент Виктория, 1887Пейзаж с мельницей,1860Пейзаж, 1870Пейзаж в Провансе, 1875Полуденный пейзаж, 1887Тающий снег в Фонтенбло, 1880Тополя, 1879-82Усадьба в Жа де Буффан, 1870Шато де Медан, 1880Эстак, утро
Гора Сент Виктория, 1895

http://russian-bazaar.com/ru/content/161648.htm
http://gallerix.ru/storeroom/819964423/
http://www.bibliotekar.ru/p-Cezanne/
http://www.ikleiner.ru/lib/painter/painter-0084.shtml
http://xn--80ajgzat.xn--p1ai/galr.html

Оригинал взят: http://www.liveinternet.ru/users/4468278/post387574731

Источник: https://to-priz.livejournal.com/149063.html

Сезанн Поль

Другие известные живописцы

Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в маленьком провинциальном городке Экс-ан-Прованс. Его отец был владельцем шляпного магазина. Он женился на матери Поля, Анне-Элизабет, когда мальчику уже исполнилось пять лет. Поль учился в одной школе с писателем Эмилем Золя, который на всю жизнь останется его самым близким другом. Мальчиков сближала любовь к литературе.

В 1852 году Поль стал пансионером «Коллежа Бурбон». Здесь он пребывал до 1858 года, последние два года, до 1858 года, был приходящим учеником. В том же году Поль начинает учиться в Муниципальной школе рисования.

При поддержке матери и младшей сестры Мари он получает от отца разрешение посвятить себя живописи и в 1861 году отправляется в Париж. Некоторое время он учится в академии Сюиса, но уже в сентябре возвращается в Экс. Поль устраивается служащим в отцовском банке и снова посещает рисовальную школу.

Через несколько месяцев он уезжает в Париж, где проваливается на вступительном экзамене в Школу изящных искусств. Вскоре Поль вновь возвращается в столицу, снимает мастерскую.

Отныне жизнь художника связана с двумя городами — Парижем и Эксом. Париж поразил Сезанна своими музеями. Художник называл Лувр «книгой, по которой мы учимся читать», особенно выделял он испанских и венецианских живописцев. Бывая в столице, Поль сближается с Писсарро, Моне, Сислеем, Ренуаром, Мане.

Как и его новые друзья, будущие импрессионисты, Поль охотно проводит время в пригородах столицы. Он много работает в окрестностях Экса — в Эстаке, в Гарданне, в имении отца Жа-де-Буффан. Со временем поездки в Париж становятся все более редкими. Уже в ранних произведениях Сезанн ищет способы передачи материальной сущности вещей.

Его привлекает Домье остротой формы, динамикой, смелыми контрастами темных и светлых цветовых пятен.

Автопортрет, 1875

Творчество этого периода имеет ярко выраженный романтический характер «Убийство», «Натюрморт с черепом и подсвечником», «Оргия», «Человека голубом колпаке», «Дядюшка Доминик», «Девушка у пианино». Можно выделить среди этих работ большой «Портрет отца».

Таким образом, Поль, наверное, хотел утвердиться в глазах отца как художник. В 1870 году началась война с Пруссией. Отец дважды «выкупал» Поля, спасая от призыва в армию. Художник уезжает в Эстак, неподалеку от Марселя. Здесь он живет с молодой натурщицей Гортензией Фике.

В 1872 году у них рождается сын Поль.

«Брак долгое время держали в секрете от отца, — рассказывает Ю.Г. Шапиро. — Лишь в 1878 году последний случайно узнал все и наказал сына, наполовину уменьшив средства, которые давал ему на жизнь.

Сезанн был вынужден вернуться в Экс, временно оставив жену и маленького сына в Марселе, где их поддерживал, посылая деньги, Золя. Лишь в 1886 году художник смог официально оформить брак с Гортензией Фике.

А несколько месяцев спустя, после смерти отца, он стал обладателем значительного состояния». После сближения с импрессионистами Сезанн часто пишет картины на пленэре.

Вместе с Писсарро художник работает в Понтуазе под Парижем (1872), а затем переезжает в Овер, где остается до 1874 года. В этот период Сезанн еще работает в манере импрессионистов, в живописи которых главным была динамика изображения свето-воздушной среды.

Его палитра заметно посветлела, очистилась от черных тонов. В ней зазвучали насыщенные зеленые и золотистые тона. Отказавшись от построения формы с помощью контуров, Сезанн начал лепить ее цветом, от чего форма сделалась более пластичной и весомой.

В 1874 и 1877 годах Сезанн выставляется вместе с импрессионистами.

Портрет отца Поля Сезанна

На первую выставку импрессионистов художник представил три картины, в том числе «Дом повешенного» (1873). Несмотря на критику, у этой картины нашелся покупатель.

Он объяснял удивленным знакомым «У меня есть гарантия — личное письмо Клода Моне, в котором он заверяет, что картина еще станет знаменитой. Я прикрепил это письмо с задней стороны картины.

Если недоброжелатели вздумают надо мной посмеяться, я сразу покажу им письмо!» На Сезанна нападали еще яростнее, чем на других художников-импрессионистов.

Он отошел от группы, постепенно уединился, стал подолгу жить в Эксе «Я решил молча работать вплоть до того дня, когда почувствую себя способным теоретически обосновать результаты своих опытов», — писал художник. Иллюзорная передача природы и нюансов освещения уже не удовлетворяет Сезанна.

Художник стремится показать мир объективно. Он хочет передать постоянные качества природы, найти и запечатлеть на холстах тот извечный порядок и гармонию мироздания, которые он не находил в разрываемой противоречиями социальной действительности своего времени.

На смену импрессионистическому «изображаю как вижу» приходит сезанновское «изображаю как есть».

Поль Сезанн в молодости

Начинается самый плодотворный период Сезанна — «классической живописи».

Между 1882 и 1888 годами внимание его в основном сосредотачивается на пейзаже, в котором художник стремится передать свои ощущения «Поворот дороги» (1882), «Маленький мост» (1882-1885), «Дома в Эстаке» (1882-1885), «Вид Гарданны» (1885-1886), многочисленные изображения горы Сент-Виктуар (1885-1887), «Пейзаж с горой святой Виктории» (1885-1887), виды Марсельской бухты, «Мост через Марну в Кретёе» (1888).

После 1890 года и до конца века лучшие шедевры Сезанна — это портреты «Курильщик» (1892), «Мальчик в красном жилете» (1890- 1895), «Пьеро и Арлекин» (1888), «Мадам Сезанн в желтом кресле» (1890-1894), «Портрет садовника Валлье» (1906).

В картине «Пьеро и Арлекин» художник использовал в качестве сюжета два персонажа итальянской комедии масок. Персонажи являют собой вечный конфликт мечтательно-бездеятельного и демонически-активного начала. Для Сезанна главным были поиски художественно-пластического решения.

Напряженная, несбалансированная композиция, схематизация фигур открывают пути к появлению экспрессионизма и кубизма.

История жизни Поля Сезанна

«Портрет Поля Сезанна» (1890-1894), быть может, самый человечный из всех автопортретов Сезанна. Изображение превосходно вписано в окружающее его пространство, объемно выступая из него как внезапное и мощное видение.

«Женщина с кофейником» (1890 и 1894), обращенная лицом к зрителю, предстает перед нами как монументальная башня, поражая массивностью своих форм. Положение фигуры в пространстве и трактовка окружающей обстановки создают полное единство картины.

Ярко-синий цвет платья, облекающего мощное тело, контрастирует с нежным серовато-розовым цветом фона и ярко-оранжевым тоном кожи. «Картежники» (1890-1892), пожалуй, самая выдающаяся композиция Сезанна.

Ахилл Амперера

Он много раз изображал этот мотив с большим или меньшим числом игроков.

Цветовой эффект основан на контрастах между сине-фиолетовой курткой игрока, сидящего слева, и желтой с синими тенями фигурой игрока справа и на контрасте этих тонов с красными тонами фона и тел с желтым тоном стола.

В середине девяностых годов Сезанн начинает работать над портретами, которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и оставались незавершенными — «Портрет А. Воллара» (1899), «Портрет Г. Жеффруа» (1895).

«Творческие принципы Сезанна наиболее полно раскрылись в многочисленных натюрмортах, — считает Н.Л. Мальцева. — Простые по мотивам, они всегда торжественны, передают материальность мира вещей, как бы наполненного значительным смыслом. Предметный мир в них раскрывается в движении и вместе с тем в незыблемости своего бытия».

Свои первые натюрморты «Черные часы» и «Натюрморт с оловянным чайником» Сезанн написал около 1869-1870 годов. Объекты картин Сезанна настолько вещественны, что кажутся ирреальными. Вместе с тем он умеет обратить наше внимание на красоту вещи, как это видно по его картинам «Горшок с геранью и фрукты» (1890-1894), «Натюрморт с драпировкой» (1898-1899).

Одно из первых мест в длинном ряду подобных натюрмортов занимает картина «Персики и груши» (1888). В начале XX века Сезанн создает знаменитую теорию, по которой во многом пойдет развитие авангардного искусства.

В письме к своему единомышленнику, художнику Бернару, он так излагает свои взгляды «Нужно вернуться к классицизму через природу, иначе говоря, через ощущение.

Картина Поля Сезанна «Персики и груши»

В природе все лепится на основе шара, конуса и цилиндра. Рисунок и цвет неразделимы, по мере того как пишешь — рисуешь чем гармоничнее делается цвет, тем точнее становится рисунок. Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту.

Контрасты и соотношения тонов — вот весь секрет рисунка и моделировки». Слава приходит к художнику в конце жизни.

На картине «В честь Сезанна» Морис Дени изображает вокруг мастера молодых художников, которые восхищаются им это сам Дени, Редон, Руссель, Серюзье, Вюйяр.

В 1904 году проходит большая ретроспективная выставка Сезанна в Осеннем Салоне. На следующий год там же выставлены «Большие купальщицы», над которыми художник работал семь лет. В Экс начинается паломничество художников, коллекционеров и критиков. Сезанн оставался фанатиком живописи до своего последнего вздоха.

Картина Поля Сезанна «Берега Марны»

В конце жизни он из-за диабета уже не мог далеко ходить пешком, но каждый день в любую погоду, невзирая на болезнь, отправлялся на этюды в повозке.

15 октября 1906 года он простудился, работая на натуре над картиной «Хижина Журдина», а 22 октября — скончался.

Только после смерти художника выяснится, какое огромное творческое наследие он оставил после себя, — восемьсот с лишним полотен, около 350 акварелей и такое же количество рисунков.

Источник: http://tunnel.ru/post-sezann-pol

Сезанн ПольКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Сезанн Поль (Сezanne Paul) (1839-1906), французский живописец. Учился в частной академии Сюиса в Париже (1861-1865); работал в Париже и Экс-ан-Провансе.

В ранних работах Поля Сезанна, имеющих характер бурных, экспрессивных и фантасмагорических сцен (“Оргия”, 1864-1868), заметно воздействие на него живописи старых мастеров (Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто), а также французских художников Эжена Делакруа и Оноре Домье.

Рано сблизившись с Камилем Писсарро, Эдуаром Мане и Клодом Моне, Сезанн в 1874 и 1877 годах участвовал в выставках импрессионистов, но уже в этот период складывается его собственная живописная система.

Современная Олимпия,

1873, Музей д'Орсе, Париж

Пьеро и Арлекин,

1888, Музей имени А.С. Пушкина

Юная итальянка,

1896, Частное собрание

Принципиально расходясь с этого времени с методом импрессионизма, Поль Сезанн интересовался не динамикой световоздушной среды и изменчивостью цвета в атмосфере, а устойчивыми закономерностями цветовых сочетаний и форм, материальностью предметного и природного миров (“Дом повешенного в Овере”, 1872-1873, Музей Орсе, Париж).

Дома в Провансе,

1882, Частное собрание

Натюрморт с драпировкой,

1889, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Натюрморт с черепами,

1900, Частное собрание, Швейцария

Упорно постигая эти законы, Сезанн подолгу разрабатывал один и тот же мотив в поисках структурной конструктивности природных форм (многочисленные изображения горы Сент-Виктуар, в том числе в Институте Кортолда, Лондон, 1887; в Эрмитаже, Санкт-Петербург, около 1900; и в других собраниях). Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зеленого, голубого и желтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесенными плотными корпусными мазками, он обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещенности.

Материальная весомость красочной фактуры гармонично сочетается в произведениях Сезанна со смелым лаконичным рисунком, конструктивно четкой, пластически обобщенной лепкой формы и ясной уравновешенностью композиции (автопортрет, 1879-1885, “Пьеро и Арлекин”, 1888, “Персики и груши”, 1888-1890, — все в ГМИИ, Москва).

Тающий снег в Эстаке, 1870
Дом и дерево, 1874
Вакханалия, 1880
Дом с потрескавшимися стенами, 1894
Кувшин и чаша с фруктами, 1893-1894
Купальщицы, 1900-е

В пейзажах с их широким, панорамным охватом наполненного светом ландшафта Сезанн достигает величественной эпичности (“Берега Марны”, 1888, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).

В натюрмортах, подчеркивая структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры и использования чистого цвета, художник выявляет материальную вещественность и строгую пластичность предметного мира (“Горшок с геранью и фрукты”, 1890-1894, Метрополитен-музей; “Натюрморт с драпировкой”, 1898-1899, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Картежники, 1893
Большие купальщицы, 1905
Рыбаки, 1875

Творчество Сезанна, одного из главных мастеров постимпрессионизма , стремившегося к созданию своего рода классического искусства, лишенного всего преходящего и мимолетного, к раскрытию неизменного величия и гармоничной уравновешенности природы, органического единства ее форм, оказало громадное влияние как на многих художников ХХ века, так и на целые направления изобразительного искусства, разрабатывавшие, как правило, отдельные стороны сезанновского наследия (кубизм, лучизм, так называемая симультанная живопись и другие).

Источник: http://smallbay.ru/cezanne.html

Картинная галерея. Занятие «Творчество Поля Сезанна»

В августе, мы продолжили своё знакомство с художниками, несмотря на каникулы. Вместе с дочкой за пределами Украины, в цветущем фруктовом крае Приднестровья, мы изучали творчество французского художника Поля Сезанна, яркого представителя постимпрессионизма в живописи.

Изучаем жизнь и творчество художника.

Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в небольшом французском городке Эксе, в обеспеченной семье банкира и коммерсанта. Отец Поля был властным человеком и любил, чтобы в семье все подчинялись его воле. Поль одновременно и боготворил, и очень боялся отца.

С раннего детства Поль любил рисовать, он часто разрисовывал углём стены, но мать художника только поощряла его тягу к прекрасному, ведь он был её первенцем. В 1852 году произошла встреча будущего художника Поля Сезанна с будущим писателем Эмилем Золя, в колледже Бурбон.

Это знакомство очень быстро переросло в настоящую дружбу и оказало большое влияние на Поля, его литературные и художественные способности.

С 1858 года Поль Сезанн серьёзно увлёкся рисованием, изучал живописные полотна, по вечерам посещал школу рисования Жибера, а днём учился на юриста под давлением отца.

Поль понимал, что хочет посвятить свою жизнь живописи, что изучение права ему совсем неинтересно, но отец даже не хотел об этом слышать. Молодой Поль рвался в Париж, где его ждал Эмиль Золя, веривший в художественное будущее друга.

Забросив юридический факультет, со временем Сезанн добился у отца разрешения уехать в Париж.

В 1861 году Поль Сезанн приезжает в Париж, готовясь поступить в Академию художеств, знакомиться с такими известными импрессионистами, как Клод Моне и Камиль Писсаро.

Писсаро верил в будущего художника Поля Сезанна, а сам Поль, выходец из провинции, чувствовал в мастерской себя чужим, не верил в свои способности и всё чаще задумывался над тем, чтобы вернуться домой и продолжить юридическое обучение, став приемником отца.

Его душевные терзания перебороли любовь к живописи и Поль, к огромнейшей радости отца, вернулся в Экс, продолжил работать в банке отца. Но тоска по живописи не проходила и после долгих разговоров с отцом, Сезанн снова уехал в Париж, готовясь поступить в школу при Академии искусств.

В школу он так и не поступил, но не отсутствие таланта помешало ему осуществить свою мечту, а непринятие салонной живописи, которую он считал пустой и ненужной.

В 1863 году, увидев скандальное полотно Эдуарда Мане «Завтрак на траве», Поль кажется, приобщает себя к новому искусству. Его новые работы в Салоне получили отказ и Поль Сезанн, со свойственной ему природной робостью и вздорностью характера, снова уехал из Парижа в родной Экс. 

Художник всё снова и снова отсылал свои работы в Парижский Салон, но каждый раз получая отказ, отчаивался всё больше и больше, понимая, что его живопись так и не будет понята, а по-другому Сезанн рисовать не хотел. Но удача улыбнулась Сезанну, когда его картины высоко оценил Эдуард Мане.

В 1870 году Поль Сезанн знакомится с Гортензией Фике, которая стала его натурщицей и любимой женщиной. Связь с Гортензией Сезанн тщательно скрывает от своей семьи, боясь гнева отца и лишения небольшого содержания. Даже рождения сына от Гортензии, которого тоже назвали Полем, не меняет ситуации.

В начале 1870 –х годов, Сезанн переезжает в Понтуаз, где жил веривший в его потенциал Камиль Писсаро. Именно в Понтуазе, поддержка друга Писсаро и врача Гаше, вселила в Сезанна надежду. Он пишет свои многочисленные импрессионистические пейзажи. Ведь теперь Поль Сезанн рисует то, что видит, а не то, что должен писать уважающий себя художник.

По протекции Писсаро в 1874 году Сезанн участвовал в первой выставке импрессионистов. Публика по-прежнему смеялась над его картинами, но на выставке нашёлся один крупный коллекционер, который купил его «Дом повешенного».

Сезанн интуитивно шёл своей дорогой в искусстве, не встречая на своём пути одобрения и славы, его никто не понимал, а картины так и оставались невостребованными.

И хотя он писал так, как хотел, неуверенность часто посещала его, порой он сомневался в правильности своего выбора.

В 1885 году благодаря Ренуару произошла важная встреча Поля Сезанна с крупным коллекционером Виктором Шоке. Покупка одной картины Сезанна переросла в их долгую дружбу. На третьем Салоне картины поля Сезанна снова были осмеяны.

Но важность этой выставки для Поля оказалась чрезвычайной, ведь его картинами всерьёз заинтересовался будущий постимпрессионист Поль Гоген. Гоген, не ставший ещё живописцем, купил для своей коллекции около 20 картин Сезанна.

       

В 1886 году Сезанн женится на Гортензии и что парадоксально, против своей воли, по требованию отца, когда их с Гортензией сыну исполняется четырнадцать лет. В этом же году уже известный писатель Эмиль Золя выпускает роман «Творчество», где прототипом главного героя становится художник.

Но сюжет романа ярко повествует об истинном отношении писателя к творчеству друга-художника, приготовив для главного героя смертный конец, Эмиль Золя со страниц своего романа выразил неверие в творчество Сезанна, назвав его неудачником. Так пришёл конец старой дружбе.

Вскоре, умирает деспотичный отец художника, оставив Сезанну немалое состояние.

В 1888 году семья Сезаннов, по требованию Гортензии переехала в Париж. По настоянию парижского торговца картинами Амбруаза Воллана, который долгое время изучал творчество художника, состоялась персональная выставка работ Сезанна.

Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писсаро, Эдгар Дега были в восхищении. Сразу было приобретено несколько картин художника. Парижская публика, наконец, была готова принять новое искусство художника, которое ушло далеко вперёд за пределы импрессионизма.

Картины стали покупаться, хоть и недорого, но зато стабильно. 

В 1900 году творчество Поля Сезанна получило признание и на его родине, в Эксе. Работы художника участвовали в международных выставках, постепенно Сезанн становится известным во всём мире, а его имя – легендой. Жаль, что всемирная слава пришла к художнику к самому концу его жизни. 22 декабря 1906 года Поль Сезанн умер.

Художник всегда шёл непроторенным путём, он хотел открыть миру «новое» искусство, которое не просто пошло даже дальше искусства импрессионизма, а предвосхитило искусство кубизма и абстракционизма. Общество не было готово к этому искусству, которое считалось дерзким, однако постепенно Поль Сезанн обрёл своих почитателей.   

Изучая творчество Поля Сезанна, мы с дочкой смотрели книги, журналы, репродукции картин.

Хочется поделиться со всеми подборкой цифровых книг, журналов, репродукций, которые доступны в сети.

Смотрели с дочкой такие информационные ресурсы
Сайт о Поле Сезанне  
http://сезанн.рф/index.html

Он-лайн галерея

http://www.tereks.com/albums/sezanne.htm

http://gallerix.ru/storeroom/819964423/

Видео-фильмы 

Игры для изучения творчества художника.

Для закрепления знаний о творчестве художника, я предложила дочке посмотреть озвученную презентацию о творчестве Поля Сезанна.

Также мы рассматривали и изучали «Хронологическую таблицу творчества Поля Сезанна».  

Творчество по картинам художника.

Часто предметы простой формы — яблоки, кривобокие кувшины, чашки — в натюрмортах Сезанна соседствуют с драпировками, что придаёт гибкость и подвижность всей композиции. Художника всегда магнетически притягивала простота и совершенство форм обыкновенных яблок.

 

Может быть поэтому среди картин художника дочке особенно приглянулись яблочные натюрморты. Кроме того, в нашем домашнем саду, когда мы гостевали у бабушки, вовсю на солнышке румянились яблочки и груши. Вот и решила дочка, что идеи постимпрессионизма она попытается реализовать именно в натюрморте с яблоками.

Это шедевр, который нарисовала Даша.  

Материалы для скачивания:

Книги и журналы о творчестве Поля Сезанна
Озвученная презентация «Поль Сезанн»
Хронологическая таблица творчества Поля Сезанна 

ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ БЛОГА, ЧТОБЫ ПОЛУЧАТЬ 

НОВЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ 

Источник: http://vchudoma.blogspot.com/2014/08/blog-post_50.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector