Описание картины рафаэль санти «лоджии психеи»

Рафаэль Санти — великий итальянский живописец

Рафаэль Санти — великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы.

Рафаэль или Раффаэлло Санти (также его в некоторых источниках именуют и как Санцио) – Rаffaello Santi (Sаnzio) – родился в Урбино двадцать шестого или двадцать восьмого марта 1483 года (иные данные утверждают, что это было шестого апреля) и прожил до шестого апреля 1520 года. Итальянский архитeктор и живописец умер в Риме.

Искусство, которое творил Рафаэль, внимание привлекало прежде всего своей гармоничностью. Оно с невероятно четкой ясностью передавало все гумaнистические представления o прекрасном и идеальном мире, также воплощало высокие жизнеyтверждающие идеалы красоты, которые были характерны для эпохи, именуемой Высоким Возрождением.Отцом Рафаэля был Джованни Санти, который был живописцем.

Юный талант перебрался в Перуджу в 1500 году, где и основал свою мастерскую под именем «Перуджино». Даже в самых первых творениях Рафаэля, в его удивительно гармонирующих с окружающим пейзажем изящнейших фигурах чувствуется невероятное мастерство и рука художника, который весьма одарен.

Примеров подобных работ можно подобрать много, вот oдни из них: «Мадонна Конестабиле», Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Три грaции», Музей Кoнде, Шантийи; «Сoн рыцаря», Национaльная галерея, Лoндон. Все три работы были написаны в течение двух первых лет творчества Рафаэля – с 1500 по 1502 годы.

Далее Рафаэль решает уйти из мастерской «Перуджино», после чего в 1504 году создает образ для алтаря под названием «Обручение Марии» (картина сейчас находится в Милане, в «Галерее Брера»).

Данный образ в пространственном построении был весьма недалек от фрески «Перуджино» под названием «Передача ключей»; увенчивает данную композицию купольная постройка, надо заметить, что весьма изящная, которая умела оказалась соотнесeнной с полуциркульным обрaмлением изображения.

Рафаэль в том же 1504 году пребывает во Флоренцию, где решает изучить перспективу, анатомию и работы самых выдающихся художников этого города. Наибольшее внимание уделяет Леонардо дa Винчи и Фpа Бартоломмео. После этого в живописи Рафаэля действий становится больше, но при этом общий вид картины все-равно остается в строгом равновесии.

Пример для этого случая – «Святой Георгий», написанный в 1504-1505 году, ныне покоящийся в вашингтонской Национальной галерее. Слава к Рафаэлю приходит благодаря написанным им многочиcленным алтарным обрaзам: его Mадонны годов 1504-1508 было настолько чисты и полны материнской прелести, что не могли не нравиться окружающим.

Также были изображения и с детьми на руках («Mадонна Грандука», Галeрея Палатина, Флорeнция), либо отдыхают на сочной зелёной лужайке, а маленький Христос играет с малышом по имени Иоанн (это «Мадонна в зeлени», Художественно-истoрический музей, Вeна; и «Мадонна с млaденцем и Иоанном Креститeлем», или точное название «Прекрасная садовница»).

Менее удачливой у Рафаэля оказалась картина с множеством фигур, которой он рассчитывал вызвать эффект драмы – «Полoжение во гроб», 1507, Гaлерея Боргезе, Pим. Через Браманте от Папы Второго (Юлия Второго) Рафаэль получает приглашение на работу в Рим – в Ватиканский дворец. В новом месте обитания мастер очень близко знакомится с памятниками античности, участвует в разнообразных раскопках.

Здесь Рафаэлем было создано наибoлее капитальное произведение — он расписал парадные залы (точное название «станц») в Ватиканском дворце. По содержанию эти фрески были гораздо шире тех, которые были заявлены в официальном заказе – прославление Папы Римского и католической церкви.

В творениях Рафаэля можно увидеть идеал свoбоды и земнoго человеческого счастья, всестороннего развития его духовных сил и физической природы. В величаво-торжественных и многолюдных композициях станц почти всегда действие происходит внутри или на фоне ренессансных зданий.

Рафаэлю смог просто блестяще проработать связь с реальностью и изображенным пространством, при этом не создавалось даже впечатления зрительного обмана.

Рафаэль изобразил четыре области деятельности человека в «Стaнца делла Сеньятyра» (1509—1511): богoсловие («Диспyта»), философию («Афинcкая школа»), пoэзию («Паpнас»), юриспруденцию («Мyдрость, Мера и Cила» с историческими примерами церковного и светского права), а тaкже соответствующие фигуры-аллегории, на плафоне же были воссозданы мифологические и библейские сцены.

Второй зал («Стaнца д’Элиодoро», 1511—1514) отличился тем, что именно там дарование Рафаэля проявилось особенно сильно. Он показал, что он настоящий мастер светотени и сотворил фрески на лeгендарно-историчeские темы: это «Освобoждение апостола Пeтра из темницы», «Мeсса в Больсене», «Вcтреча Льва I с Аттилoй», «Изгнание Элиодора».

Становится заметным то, что потихоньку начинает нарастать драматизм на этих фресках. Усиливается он в третьем зале (роспись «Стaцца дель Инчeндио», 1514—1517) и принимaет оттенок театрaльной патетики. Объясняется это не только прибытием большого количества учеников, но также и воздействиeм усиливавшейся рeакции, поколебавшей гумaнистические принципы искуcства Рафаэля.

K фрескам из Ватиканского дворца коллекция работ Рафаэля пополняется кaртонами к серии шпaлер для украшения стeн Сикстинской капеллы в прaздники (1515—1516, итaльянских карандаш, раcкраска кистью, «Мyзей Виктории и Альбeрта», Лондон, и дрyгие собрания). Дyхом классики античных времен с ee культом чyвственной красоты пронизана фреска, именуемая «Триумф Галатеи» на римской вилле Фарнезина (1514).

Зрелость таланта Рафаэля в отношении портретов достигается в Риме.

В своих портретных картинах художник в пeрвую очередь старается передать самые устойчивые характерные черты рисуемых им персонажей, к примеру, сдержанную властность Юлия Второго (Галерея Уффици, Флоренция, около 1511 года), надменный вид неизвестного кардинала (Прадо, Мадрид, около 1512 года ), мягкость души «Женщины в покрывaле» («Донна Келата», Галерея Палатина, около 1513 года), обходительность и приветливость близкого друга Рафаэля по имени Б. Кастильоне, изнеженность Льва Х, папы-эпикурейца («Лев X с кардиналами», окoло 1518, Галерея Пaлатина). Рафаэль в римских мадоннах настрой на идиллию меняет на более глубокое и весомое чувство – матeринство («Мадонна Aльба», около 1510—1511 годов, Нациoнальная галерея, Вашингтoн; «Мадонна ди Фoлиньо», около 1511—1512, Ватикaнская пинакотека; «Мадoнна в кресле», окoло 1516, Галерея Палaтина). Самым совершeнным произведением Рaфаэля считается «Сикcтинская Mадонна» (1515—1519 годы, Картинная галерея в Дрездене), которая в себе очень гармонично сочетает настроения глубочайшей нежности и тревоги. Жизнь Рафаэля была недолгой, а в свои последние годы заказами он был просто перегружен. Данная перегрузка была настолько большой, что художник решил передоверить многие из них свoими ученикам и помoщникам – Джyлио Романо, Дж. Ф. Пeнни, Перино дeль Вага и дрyгим. Ими были выполнены фрески в «лоджии Пcихеи» виллы Фарнeзина (1514—1518), a также фрeски и лепнина из стyкко в Лоджиях Вaтикана (1519). Рафаэль лишь наблюдал над тем, как они работали. В перечисленных ранее произведениях, выполненными подмастерьями, имеется очень четкое проявление тяготения к маньеризму. Самым поздним и незаконченным рафаэлевским алтарным образом является «Прeображение» (1519—1520 годы, Ватикaнская пинакотека).Исключитeльное значение имeет деятельность Рафаэля в области архитектуры, которая собой представляет связь между творчеством Палладио и Браманте. Рафаэль после кончины Браманте в собoре Святого Пeтра занял дoлжность главного архитeктора (он составил совершенно новый, базиликальный план). Занимался он достройкой ватикaнского двора c Лоджиями, начатого Браманте. В Риме он пострoил в плане круглую церковь под названием «Сaнт-Элиджо дeльи Оpефичи» (c 1509) и очень изящную капеллу «Киджи» для цeркви «Сfнта-Мария дeль Пополo» (1512—1520). Рaфаэль также оказался автором постройки пaлаццо: «Видoни-Каффaрелли» (с 1515) co сдвоенными полyколоннами второго этажа на рустованном первом этаже, который был надстрoен, «Бранкoнио дель Аквилa» (окончание пришлось на 1520 год, к сожалению, до наших дней постройка не дожила) с шикарнейшей фасадной пластикой (оба — в Pиме), «Пандoльфини» во Флoренции (стрoился с 1520 по прoекту Рафаэля и архитeктора Дж. да Сангaлло), он отличaлся благородной сдeржанностью форм и интимнoстью интерьeров. Рафаэль в этих творениях всегда делал связь между рисунком и рельефом декора фасада и особенностями участка с застройкой-соседом, назначением и размерами здания, неизменно старался каждому дворцу придать как можно более индивидуализированный и нарядный облик. Интереснейшим, но, к сожалению, только частично осущeствленным архитектурным зaмыслом Рафаэля являeтся римcкая вилла «Мадaма» (с 1517 гoда строительство прoдолжил А. да Сaнгалло Младший, но и с ним оно не закончилось). Данная вилла в проекте была весьма органично связанная с огромным парком на террасе и окружающими садами-дворами.

У Рафаэля не оказалось достойных учеников, которые могли бы стать настоящими его преемниками. Но несмотря на это, его творчество еще очень долго имело значение образца и непререкаемого авторитета (его творениями были несказанно вдохновлены Н. Пуccен, А. А. Иванoв и другие).

На Рафаэлево наследие опирались и зaщитники академизма, которые в его произведениях видели выcшие образцы идеализирyющего искусства; пoэтому противники акадeмизма часто выступали против Рафаэля, потому что недооценивали истинные и глубоко реалиcтичные основы его твoрчества.

http://rerive.com/interesnye_stati/162-rafael-santi-velikiy-italyanskiy-zhivopisec.html#slide

Источник: https://www.colors.life/post/251332/

Лоджия Психеи — 1517 Рафаэль Санти картины

Октябрь 04, 2012

Гермес, вводящий Психею на Олимп

1517; 405х1200 см; фреска
Лоджия Психеи, Вилла Фарнезина, Рим

Когда Рафаэль завершил работу над «Триумфом Галатеи», банкир Чиги поручил ему оформление следующего зала на вилле Фарнезина.

Этот зал вошел в историю искусства под названием Лоджия Психеи, поскольку сюжетной основой росписей стала легенда о Психее в изложении древнеримского поэта Апулея (ок. 125-ок. 180), автора знаменитых «Метаморфоз».

По версии Апулея, Психея была настолько прекрасна, что могла соперничать по красоте с самой Афродитой (Венерой). Богиня решила извести девушку и подослала к ней своего сына Эрота (Амура), чтобы он наказал ее.

Однако Амур был пленен красотой Психеи, перенес ее в свой чертог и посещал только по ночам, чтобы Психея не могла увидеть его лица. Однажды Психея решилась нарушить запрет и с зажженной лампой в руках подошла к спящему сыну Венеры. Восторженно смотрит она на прекрасного бога и не замечает, как капля раскаленного масла с лампы падает на его нежную кожу. Амур исчезает.

Психея долго разыскивает его, проходит через множество испытаний и даже становится рабыней Венеры, исполняя все ее прихоти. В конце концов Психея в сопровождении Гермеса попадает на Олимп, где получает от Юпитера бессмертие и навсегда соединяется с Амуром…

Сохранилось множество рисунков, которые Рафаэль исполнил в процессе подготовки к этой работе, однако непосредственно реализацией проекта по эскизам мастера занимались его ученики во главе с Джованни да Удине, что, впрочем, не умаляет бесспорных достоинств этих росписей.

В плафоне зала размещены две большие фрески, на одной из которых изображен свадебный пир Амура и Психеи, а вторая (которую вы видите здесь) представляет богов, которые принимают Психею на Олимпе. Росписи Лоджии Психеи — гимн любви и красоте.

В письме к своему другу Бальдассарре Кастильоне Рафаэль признается: „Для того чтобы нарисовать одну красивую девушку, я должен увидеть многих красавиц.

Однако если бы ты был рядом, проблема выбора самой красивой из них не стояла бы так остро: ты помог бы мне. А так, поскольку рядом со мной нет истинных ценителей (как нет и истинно красивых женщин), — я должен придумывать красавиц сам”.

Поиск совершенной красоты — вот в чем состоит главный смысл творческих устремлений художников эпохи Ренессанса.

(1483-1520) Рафаэль

Поделиться ссылкой в социальных сетях

Источник: http://www.filoli.ru/artists/038-raphael/lodzhiya-psihei.php

Рафаэль Санти: Триумф Галатеи — Вилла Фарнезина

Главная › Достопримечательности Рима › Виллы Рима

Последние изменения: Сентябрь 30, 2018

Вилла Фарнезина, расположенная в районе Трастевере, была построена в первом десятилетии XVI века для известного итальянского банкира тех времен Агостино Киджи.

Для строительства своей роскошной виллы в живописном месте на берегу Тибра Киджи не пожалел средств — над проектом особняка работал знаменитый архитектор эпохи Возрождения Бальдассарэ Перуцци, а над художественным оформлением внутренних помещений, помимо самого Перуцци, трудились такие мастера как Себастьяно дэль Пьомбо, Содома и великий Рафаэль.

Читайте также:  Описание картины томаса гейнсборо «голубой мальчик»

На первом этаже виллы Фарнезина, в просторном зале, расположенном слева от Лоджии Психеи, можно увидеть одну из самых знаменитых работ Рафаэля Санти в Риме. Фреска «Триумф Галатеи», написанная Рафаэлем в 1512 году, привлекает внимание ценителей искусства на протяжении уже многих десятилетий.

Сюжет росписи взят из греческой мифологии и посвящен одной из морских нимф Галатее, олицетворяющей спокойствие и безмятежность водной стихии.

Как-то раз, выплывая из лазурных волн, Галатея озарила своей ослепительной красотой циклопа Полифема, однако все его попытки завоевать сердце прекрасной нимфы оказались тщетными. Свою любовь Галатея подарила юному сицилийскому пастуху Акиду, сыну древнегреческого бога плодородия и скотоводства.

Влюбленные часто прогуливались по морскому побережью, и однажды их заметил жестокий и коварный Полифем. Разгневанный великан, обезумев от ревности, погнался за Галатеей, но она успела укрыться в море. Тогда Полифем оторвал от горы целую скалу и бросил ее в Акида, раздавив несчастного.

В «Метаморфозах» древнеримского поэта Овидия рассказывается, что Галатея, для возвращения к жизни своего любимого, превратила его кровь, струящуюся из-под скалы, в источник с чистейшей водой.

На фреске Рафаэля Санти, Галатея скользит по волнам на колеснице в виде морской раковины, упряженной дельфинами, в окружении ликующего кортежа из морских божеств: тритонов и нереид, а присматривающие за ними купидоны держат наготове свои любовные стрелы. Взгляд Галатеи обращен к четвертому амуру, прячущего за пышным облаком целый пучок стрел и символизирующего чистоту платонической любви.

Поза нимфы, ее движения и черты лица схожи с фигурой Святой Катерины Александрийской изображенной на картине, написанной Рафаэлем несколькими годами раньше, хранящейся на сегодняшний день в Национальной Галерее в Лондоне.

Тела других персонажей отличаются особой мужественностью и динамикой, характерной для работ Микеланджело, что демонстрирует сильное влияние, оказанное великим мастером, на творчество молодого Санти.

Мощные фигуры тритонов уравновешены Рафаэлевской мягкостью и изяществом женских форм, присущим, в частности, образу Галатеи.

Источник: http://39rim.ru/rafael-santi-triumf-galatei-villa-farnezina.html

Рафаэль Санти: картины, биография

РАФАЭЛЬ (наст. имя Рафаэлло Санти) (Raffaello Santi) (26 или 28 марта 1483 – Урбино – 6 апреля 1520, Рим), итальянский художник и архитектор.

Искусство Рафаэля, привлекающее своей гармоничностью, с наибольшей ясностью воплотило в себе гуманистические представления о прекрасном и совершенном мире, высокие жизнеутверждающие идеалы красоты, характерные для эпохи Высокого Возрождения.

Наряду с Леонардо да Винчи, Микеланджело был создателем искусства Высокого Возрождения.

Самые знаменитые произведения Рафаэля : росписи «Афинская школа», «Парнас», «Диспут», «Триумф Галатеи», «Лоджии Психеи», картины «Сикстинская мадонна», «Сон рыцаря», «Мадонна Конестабиле», «Положение во гроб», «Портрет папы Юлия II», «Мадонна Альба», капелла Киджи в Риме, палаццо Пандольфини во Флоренции.

Биография Рафаэля

Рафаэль принадлежит к числу счастливых гениев. Его искусст­во, чуждое каким-либо диссонансам или противоречиям, воплощает собой идеал гармонического совершенства. Любая художественная задача, которую он ставит перед собой, находит в его произведениях свое полное воплощение.

С легкостью, не исключающей, однако, глубины и подлинности, Рафаэль достигает того,что у других художников отняло бы долгие годы кропотливого труда.

Именно это качество таланта Рафаэля натолкнуло Вазари на следующие слова: «Насколько щедрым и благосклонным бывает иногда небо, одаряя одного человека бесконечными богатствами своей сокровищницы и всеми милостями и редчайшими талантами, которые обычно оно распределяет в течение долгого времени между многими, это можно видеть по столь же одаренному, сколь обаятельному Рафаэлю Санцио из Урбино».

Справедливость этих слов подтверждается первыми шагами Рафаэля в искусстве. В ранней «Мадонне Конестабиле» (1500— 1502, Гос. Эрмитаж), написанной в то время, когда молодой мастер уже получил некоторые знания от своего отца, тоже живописца, и перешел в мастерскую к известному урбинскому художнику Перуджино, в полной мере выражено творческое кредо Рафаэля.

Трогательный и поэтичный образ молодой Марии с младенцем Иисусом, окружающая их нежная природа, погруженная в прозрачную дымку, — все слилось в единую, полную поэтического чувства гармонию. Учеба у Перуджино дала Рафаэлю очень многое. Помимо профессиональных знаний ученик перенял у учителя то, что можно было бы назвать «возвышенным восприятием мира».

Обоих привлекала окружающая человека гармония и красота; их художнические темпераменты были сходны, только Рафаэль превосходил Перуджино так, как гений превосходит талант. Перуджино понимал все это и старался развить в своем ученике то лучшее, чем его наградила природа. Рафаэль же во всем старался превзойти своего учителя.

Недаром одно из лучших произведений этой поры — «Коронование Марии» из миланского музея Брера — по сюжету и композиции перекликается с алтарной картиной Перуджино на аналогичную тему и воспринимается как попытка опередить учителя. И это в полной мере удается Рафаэлю. Сопоставление двух произведений, при всем их внешнем сход­стве, говорит о том, что молодой художник мыслит шире, глубже, значительней.

Из мастерской Перуджино Рафаэль выходит уже зрелым мастером и в том же 1504 году переезжает во Флоренцию. Здесь он сталкивается с совершенно иной художественной атмосферой.

Он изучает произведения флорентийских мастеров XV века и своих современников, работавших в это время во Флоренции — Леонардо и Микеланджело. По словам Вазари, «манера Леонардо его чрезвычайно поразила и ошеломила».

Это видно по произведениям флорентийского периода.

Многие картины этого времени посвящены мадонне. Их Рафаэль написал около пятнадцати («Мадонна в зелени», 1505; так называемая «Прекрасная садовница», 1507; «Мадонна со щегленком», ок. 1506, и другие). Все они написаны по одному типу, в котором переплелись сильные леонардовские влияния и собственные поиски художника.

Знаменитое «сфумато» — изобретенная Леонардо дымчатая светотень — увлекло и Рафаэля, как и композиционные приемы великого мастера. Но это не значит, что Рафаэль превратился в подражателя. Он имел счастливую способность усваивать необходимые ему уроки так, что узнанное превращалось в неотъемлемую часть его собственных знаний.

Переезд Рафаэля в Рим состоялся, видимо, в конце 1508 года. Главные причины этого переезда неизвестны, но одна из них, вероятно, была в том, что Рим постепенно отбирал у Флоренции право называться центром итальянского искусства, и к началу XVI века он действительно стал таким центром.

Здесь собрались самые известные итальянские художники: архитектор Браманте занимался перестройкой собора св. Петра, Микеланджело начал расписывать потолок Сикстинской капеллы, начиная с 1513 года несколько лет в Риме прожил Леонардо да Винчи. По приказанию новоизбранного папы Юлия II перестраивается и достраивается Ватиканский дворец.

Рафаэль, видимо, по рекоменда­ции своего земляка Браманте, принимает участие в этих рабо­тах. Здесь он становится мастером монументальной живописи. Объем работ, порученных Рафаэлю в Ватиканском дворце, был не так уж велик — ему было необходимо расписать всего три комнаты. Сначала папа велел расписать «Станцу делла Сенья- тура» («комнату подписи», т. е.

зал, где подписывались докумен­ты). Но работа Рафаэля так по­нравилась Юлию II, что он приказал сбить уже готовые фрески в «Станце д'Элиодоро» (комнате Элиодора) и «Станце дель Инчендио» (комнате пожара) — и просил художника сделать новую роспись.

Небольшие по размеру, эти фрески, наряду с Сикстинским потол­ком Микеланджело и леонардов- ской «Тайной вечерей», стали высшим достижением монументального искусства Возрождения, символом классического искусст­ва, синтезом ренессансной худо­жественной и философской мысли.

Сюжеты, выбранные худож­ником, особенно это касается «Станцы делла Сеньятура», были несомненно подсказаны кем-то из гуманистов, состоявших при дво­ре папы Юлия II. Весь монументальный цикл начинается именно с этой комнаты, фрески которой выполнены раньше других (1508— 1511).

Пожалуй, это самый цельный художественный и идейный ансамбль Ватиканского дворца. Главное место в нем принадле­жит двум расположенным друг против друга фрескам — «Диспу­те» и «Афинской школе».

«Диспута» (иначе говоря, спор о таинстве причастия) представ­ляет собой как бы символическое изображение триумфа христианской религии.

Здесь собраны все виднейшие представители церков­ной и богословской мысли — Гри­горий Великий (с лицом Юлия II, что было для папы очень лестно), Иероним, Августин, Фома Аквинский. Среди них видны и современники художника (архи­тектор Браманте), и те, кого он ставил выше других среди пред­ставителей итальянской культуры

(Данте и монах-живописец Фра Анджелико). Над этой огромной группой возвышается сонм свя­тых во главе с Троицей.

«Афинская школа» — пожалуй, самое известное монументальное произведение Рафаэля. Это ше­девр пространственной компози­ции. Под сводами великолепной ренессансной архитектуры изображены древнегреческие филосо­фы. Они сгруппированы в соот­ветствии со своими философскими представлениями.

В центре ком­позиции •— указующий рукой на небо Платон и простирающий над землей руку Аристотель. Они стоят на лестнице в окружении философов, а у ее подножия видны группы во главе с Эвкли- дом и Пифагором. Между ними виден возлежащий на ступенях Диоген.

Эта многофигурная ком­позиция поражает необыкновен­ной легкостью и гармоничностью. Мировое искусство знает и более сложные по замыслу произведе­ния, но примера столь совершен­ного композиционного построе­ния, пожалуй, нет.

Умение строить пространство выдает в Рафаэле не только великого знатока перспективы и способного архитектора. Оно го­ворит о его душевных качествах, о ясности и гармонии его внут­реннего мира. Таковы и его ге­рои — святые отцы, богословы, философы, поэты, художники, музыканты.

Это люди возвышен­ные, занятые познанием истины, обладающие высокими духовными и моральными принципами (как сказал Энгр: «Рафаэль писал людей добрыми, все его персона­жи имеют вид честных людей»).

Одним словом, это яркое вопло­щение того идеального представ­ления о человеке и его назначе­нии в жизни, которым грезили лучшие умы эпохи Возрождения. Росписи других станц не были столь совершенны, так как во время работы над ними (1511—- 1517) Рафаэль прибегал к помощи многих своих учеников. Одна­ко общий замысел и отдельные части фресок принадлежат ему лично.

До середины 1510-х годов про­должается высший творческий взлет, высшее творческое напряжение Рафаэля. Среди велико­лепных портретов и алтарных об­разов, которые он создает, особо выделяется «Сикстинская мадон­на» из Дрезденской галереи (да­тировка ее спорна — от 1512 до 1519; наиболее вероятная дата исполнения—1513—1514).

В этом произведении сконцентрировалось все лучшее, чем был одарен и чему научился художник. Картина была заказана бенедик­тинскими монахами для своего монастыря Сан Сиксто в Пьяченце. Именно ради выполнения этого заказа Рафаэль оставил ватиканские фрески своим учени­кам и полностью отдался работе над алтарным образом.

Сюжет традиционен — мадонна с младенцем в окружении святых Сикста и Варвары. Композиция тоже принадлежит к уже распространенному в то время типу «святого собеседования», когда богоматерь изображалась в ре­альном пространстве в окружении предстоящих перед ней раз­личных святых.

Единственное новшество заключается в том, что художник представил богоматерь в идеальном пространстве: она стоит на облаках, но в то же вре­мя это не небо, так как внизу виден каменный парапет с двумя ангелочками и папской тиарой, а вся сцена обрамлена двумя сви­сающими драпировками.

Вся ис­ключительность и новизна картины — в образе богоматери с младенцем. В ней соединены рели­гиозная идеальность и необыкно­венная глубина человеческих чувств. Именно такая — страда­ющая и гордая, недоступная и близкая каждому — она спускает­ся навстречу человеку.

После «Сикстинской мадонны» Рафаэль не создал ни одного произведения, открывающего но­вые художественные горизонты. Все сделанное им, а вернее, его мастерской, было повторением старого. И дело объясняется не творческим бессилием художника, а теми обстоятельствами, в кото­рые он попал.

После 1514 года Рафаэль становится во главе многих общественных художественных работ. Он возглавляет строительство собора св.

Петра в Риме, руководит огромной мас­терской, Именно в ней осуществлялись такие заказы, как изготов­ление картонов для десяти огромных ковров для папского дворца или декорация лоджий в том же дворце, получивших впоследствии название «лоджий Рафаэля». По­мимо этого мастер увлекается ар­хеологией, собирает памятники античного Рима. Но вся эта дея­тельность по своей силе уже не может сравниться с временем его зрелого творчества, когда были созданы его лучшие произведе­ния, ставшие классикой мирового искусства.

Читайте также:  Описание картины иеронима босха «поклонение волхвов»

Галерея картин Рафаэля

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/882-raffael.html

Рафаэль Санти. Картины, фрески и биография. Raffaello Santi

Рафаэль Санти Картины и биография Рафаэля СантиРафаэль (собственно Раффаэлло Санти или Санцио, Raffaello Santi, Sanzio) (26 или 28 марта 1483, Урбино — 6 апреля 1520, Рим), итальянский живописец и архитектор.

В его творчестве с наибольшей ясностью воплотились гуманистические идеалы Высокого Возрождения о прекрасном и совершенном человеке, живущем в гармонии с миром, характерные для эпохи идеалы жизнеутверждающей красоты.

Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино.

В 1500-1504 годах Рафаэль, по свидетельству Вазари, учился у художника Перуджино в Перудже.

Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (“Сон рыцаря”, Национальная галерея, Лондон; “Три грации”, Музей Конде, Шантийи; “Мадонна Конестабиле”, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; все — около 1500-1502).

Близок по композиционному решению фреске Перуджино “Передача ключей святому Петру” в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля “Обручение Марии” (1504, Галерея Брера, Милан).

С 1504 Рафаэль работал во Флоренции, где познакомился с творчеством Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео, занимался изучением анатомии и научной перспективы. Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля.

Первостепенное значение для художника имело знакомство с методом великого Леонардо да Винчи.Мадонна Конестабиле, 1502-1504 Эрмитаж, Санкт-ПетербургСвятое семейство, 1508 Старая пинакотека, МюнхенСикстинская мадонна, 1514 Картинная галерея, ДрезденВидение Иезекииля, 1518 Палаццо Питти, Флоренция Вслед за Леонардо Рафаэль начинает много работать с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы.

В последних флорентийских работах Рафаэля (“Положение во гроб”, 1507, галерея Боргезе, Рим; “Святая Екатерина Александрийская”, около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело.

Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (“Мадонна Грандука”, 1504, Галерея Питти, Флоренция; “Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем” или “Прекрасная садовница”, 1507, Лувр, Париж; “Мадонна со щеглом”, Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу.

Рафаэль получил от папы Юлия II приглашение в Рим, где он смог ближе познакомиться с античными памятниками, принимал участие в археологических раскопках.

Переехав в Рим, 26-летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» и поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с 1514 руководит строительством собора святого Петра, работает в области церковной и дворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по древностям, отвечает за изучение и охрану античных памятников, археологические раскопки. Выполняя заказ папы, Рафаэль создал росписи залов Ватикана, воспевающие идеалы свободы и земного счастья человека, безграничность его физических и духовных возможностей. В исполненной спокойного величия, стройной композиции росписей большую роль играют архитектурные фоны, новаторски развивавшие тенденции современного Рафаэлю итальянского зодчества.

Ангел.

Алтарь Барончи Фрагмент, 1501Мадонна Грандука 1504Сон рыцаря 1504Три грации 1504Битва святого Георгия с драконом, 1505Мадонна Ансидеи 1505-1507Дама с единорогом 1505Мадонна в зелени 1506Мадонна ди Фолиньо 1511Мадонна дель Импанната, 1514 В зале Ватикана Станца делла Сеньятура (1509-1511), где скреплялись печатью папские декреты и буллы, художник Рафаэль Санти представил сюжеты в области духовной деятельности: богословие (“Диспута”), философию (“Афинская школа”), поэзию (“Парнас”), юриспруденцию (“Мудрость, Мера, Сила”), каждая из стен этого сравнительно небольшого помещения имела для росписи полукружье, горизонтальное основание которого находилось выше уровня глаз стоящего зрителя. На плафоне помещения Рафаэль создал соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены — “Грехопадение”, “Победу Аполлона над Марсием”, “Астрономию” и “Суд Соломона”. В соседней зале Станца д'Элиодоро в фресках на легендарно-исторические сюжеты (“Изгнание Элиодора”, “Встреча папы Льва I с Атиллой”, “Месса в Больсене”) с особой силой проявилось дарование Рафаэля как мастера светотени и гармоничного, мягкого и светлого колорита. В произведении “Чудесное изведение апостола Петра из темницы” Рафаэль с необычной для художника Средней Италии живописной тонкостью передает сложные эффекты ночного освещения – ослепительного сияния, окружающего ангела, холодного света луны, красноватого пламени факелов и их отсветы на латах стражников. Нарастающий в этих фресках драматизм принимает оттенок театральной патетики в росписях Станца дель Инчендио (1514-1517), которые Рафаэль исполнял уже с многочисленными помощниками и учениками. К ватиканским фрескам близки картоны Рафаэля к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-1516, итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон, и другие собрания).

К числу лучших работ Рафаэля, как художника-монументалиста, относятся также выполненные по заказу банкира и мецената Агостино Киджи росписи сводов капеллы Киджи (около 1513-1514, Санта Мария делла Паче, Рим) и проникнутая духом античной классики с ее культом чувственной красоты знаменитая фреска “Триумф Галатеи” (1514-1515, вилла Фарнезина, Рим).

Портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515Дама в покрывале 1516Иоанна Арагонская 1518Святое семейство под дубом, 1518Святой Михаил и Дьявол 1518 Первые портреты относятся к флорентийскому периоду (“Аньоло Дони”, 1505, Питти, Флоренция; “Маддалена Строцци”, около 1505, там же; “Донна Гравида”, 1505, там же).

Однако только в Риме Рафаэль преодолел суховатость и некоторую скованность своих ранних портретов. Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (“Портрет кардинала”, около 1512, Прадо, Мадрид; “Дама в покрывале” или “Донна Велата”, около 1516, Галерея Палатина, Флоренция; портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515-1516, Лувр, Париж, и другие).

В “Мадоннах” Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств (“Мадонна Альба”, около 1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон; “Мадонна ди Фолиньо”, около 1511-1512, Ватиканская пинакотека); как полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля – “Сикстинской Мадонне” (1514-1519, Картинная галерея, Дрезден).

Фрески РафаэляАдам и Ева 1509-1511Афинская школа 1509Триумф Галатеи 1511Диспута 1510Пророк Исайя 1512 Фрески и последние картины РафаэляИзведение Петра из темницы, 1514Суд Соломона 1518-1519Торжество Психеи на Олимпе 1517-1518Форнарина или Маргерита Лути, 1519Преображение 1520 В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Джованни да Удине, Перино дель Вага, Франческо Пенни и другим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. В этих работах (фрески “Лоджии Психеи виллы Фарнезина”, 1514-1518; фрески в Лоджиях Ватикана, 1519; алтарный образ “Преображение Христово”, 1520, Ватиканская пинакотека) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение к маньеризму. Исключительное значение для развития итальянского зодчества имела деятельность Рафаэль как архитектора, представляющая собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио.

https://www.youtube.com/watch?v=mEOPg6z4k0o

После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Святого Петра в Риме (составил новый план собора положив в его основу архитектурный тип базилики), а также достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями.

Среди других построек Рафаэля: круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (строилась с 1509) и капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520) в Риме, нарядные палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) в Риме и Пандольфини (с 1520) во Флоренции.

Частично осуществлен авторский замысел Рафаэля в римской вилле Мадама (с 1517 года строительство продолжил архитектор А.

де Сангалло Младший), органически связанной с окружающими садами и террасным парком.

Рафаэль оказал огромное влияние на последующее развитие итальянской и европейской живописи, став наряду с мастерами античности высшим образцом художественного совершенства.

Искусство Рафаэля, оказавшее громадное влияние на европейскую живопись XVI-XIX и, отчасти, XX веков, на протяжении столетий сохраняло для художников и зрителей значение непререкаемого художественного авторитета и образца.

Примечание. 1. Клик по миниатюре картины переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200%. 2. Клик по названию картины переход на страницу с изображением максимального размера и описанием. Искусство Франции. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры.

История зарубежного искусства. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности. 1с склад . Лучшие Фрески в России от Affresco.

Источник: http://www.nitpa.org/rafael-santi-kartiny-freski-i-biografiya-raffaello-santi/

Рафаэль Санти

Рафаэль (Раффаэлло Санти или Санцио, Raffaello Santi, Sanzio) (26 или 28 марта 1483, Урбино — 6 апреля 1520, Рим), итальянский живописец и архитектор.

В его творчестве с наибольшей ясностью воплотились гуманистические идеалы Высокого Возрождения о прекрасном и совершенном человеке, живущем в гармонии с миром, характерные для эпохи идеалы жизнеутверждающей красоты.

Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино.

В 1500-1504 годах Рафаэль, по свидетельству Вазари, учился у художника Перуджино в Перудже.

Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов («Сон рыцаря», Национальная галерея, Лондон; «Три грации», Музей Конде, Шантийи; «Мадонна Конестабиле», Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; все — около 1500-1502).

Близок по композиционному решению фреске Перуджино «Передача ключей святому Петру» в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля «Обручение Марии» (1504, Галерея Брера, Милан).

С 1504 Рафаэль работал во Флоренции, где познакомился с творчеством Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео, занимался изучением анатомии и научной перспективы. Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. Первостепенное значение для художника имело знакомство с методом великого Леонардо да Винчи.

Вслед за Леонардо Рафаэль начинает много работать с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы.

В последних флорентийских работах Рафаэля («Положение во гроб», 1507, галерея Боргезе, Рим; «Святая Екатерина Александрийская», около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело.

Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн («Мадонна Грандука», 1504, Галерея Питти, Флоренция; «Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем» или «Прекрасная садовница», 1507, Лувр, Париж; «Мадонна со щеглом», Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу.

Рафаэль получил от папы Юлия II приглашение в Рим, где он смог ближе познакомиться с античными памятниками, принимал участие в археологических раскопках.

Переехав в Рим, 26-летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» и поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с 1514 руководит строительством собора святого Петра, работает в области церковной и дворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по древностям, отвечает за изучение и охрану античных памятников, археологические раскопки. Выполняя заказ папы, Рафаэль создал росписи залов Ватикана, воспевающие идеалы свободы и земного счастья человека, безграничность его физических и духовных возможностей. В исполненной спокойного величия, стройной композиции росписей большую роль играют архитектурные фоны, новаторски развивавшие тенденции современного Рафаэлю итальянского зодчества.

В зале Ватикана Станца делла Сеньятура (1509-1511), где скреплялись печатью папские декреты и буллы, художник Рафаэль Санти представил сюжеты в области духовной деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила»), каждая из стен этого сравнительно небольшого помещения имела для росписи полукружье, горизонтальное основание которого находилось выше уровня глаз стоящего зрителя. На плафоне помещения Рафаэль создал соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены — «Грехопадение», «Победу Аполлона над Марсием», «Астрономию» и «Суд Соломона». В соседней зале Станца д’Элиодоро в фресках на легендарно-исторические сюжеты («Изгнание Элиодора», «Встреча папы Льва I с Атиллой», «Месса в Больсене») с особой силой проявилось дарование Рафаэля как мастера светотени и гармоничного, мягкого и светлого колорита.

https://www.youtube.com/watch?v=mvADl6F1Lr4

В произведении «Чудесное изведение апостола Петра из темницы» Рафаэль с необычной для художника Средней Италии живописной тонкостью передает сложные эффекты ночного освещения — ослепительного сияния, окружающего ангела, холодного света луны, красноватого пламени факелов и их отсветы на латах стражников.

Читайте также:  Описание картины ивана крамского «лесная тропинка»

Нарастающий в этих фресках драматизм принимает оттенок театральной патетики в росписях Станца дель Инчендио (1514-1517), которые Рафаэль исполнял уже с многочисленными помощниками и учениками.

К ватиканским фрескам близки картоны Рафаэля к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-1516, итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон, и другие собрания).

К числу лучших работ Рафаэля, как художника-монументалиста, относятся также выполненные по заказу банкира и мецената Агостино Киджи росписи сводов капеллы Киджи (около 1513-1514, Санта Мария делла Паче, Рим) и проникнутая духом античной классики с ее культом чувственной красоты знаменитая фреска «Триумф Галатеи» (1514-1515, вилла Фарнезина, Рим).

Первые портреты относятся к флорентийскому периоду («Аньоло Дони», 1505, Питти, Флоренция; «Маддалена Строцци», около 1505, там же; «Донна Гравида», 1505, там же). Однако только в Риме Рафаэль преодолел суховатость и некоторую скованность своих ранних портретов.

Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста («Портрет кардинала», около 1512, Прадо, Мадрид; «Дама в покрывале» или «Донна Велата», около 1516, Галерея Палатина, Флоренция; портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515-1516, Лувр, Париж, и другие).

В «Мадоннах» Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств («Мадонна Альба», около 1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон; «Мадонна ди Фолиньо», около 1511-1512, Ватиканская пинакотека); как полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля — «Сикстинской Мадонне» (1514-1519, Картинная галерея, Дрезден).

В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Джованни да Удине, Перино дель Вага, Франческо Пенни и другим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами.

В этих работах (фрески «Лоджии Психеи виллы Фарнезина», 1514-1518; фрески в Лоджиях Ватикана, 1519; алтарный образ «Преображение Христово», 1520, Ватиканская пинакотека) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение к маньеризму.

Исключительное значение для развития итальянского зодчества имела деятельность Рафаэль как архитектора, представляющая собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио.

После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Святого Петра в Риме (составил новый план собора положив в его основу архитектурный тип базилики), а также достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями.

Среди других построек Рафаэля: круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (строилась с 1509) и капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520) в Риме, нарядные палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) в Риме и Пандольфини (с 1520) во Флоренции.

Частично осуществлен авторский замысел Рафаэля в римской вилле Мадама (с 1517 года строительство продолжил архитектор А. де Сангалло Младший), органически связанной с окружающими садами и террасным парком.

Рафаэль оказал огромное влияние на последующее развитие итальянской и европейской живописи, став наряду с мастерами античности высшим образцом художественного совершенства.

Искусство Рафаэля, оказавшее громадное влияние на европейскую живопись XVI-XIX и, отчасти, XX веков, на протяжении столетий сохраняло для художников и зрителей значение непререкаемого художественного авторитета и образца.

Источник: http://selfire.com/2010/09/2809/

Рафаэль Санти

Краткая справка из БСЭ:

Рафаэль [собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio)] [26 или 28.3 (по др. данным, 6.4). 1483, Урбино, — 6.4.1520, Рим], итальянский живописец и архитектор. искусство Р.

, привлекающее своей гармоничностью, с наибольшей ясностью воплотило в себе гуманистические представления о прекрасном и совершенном мире, высокие жизнеутверждающие идеалы красоты, характерные для эпохи Высокого Возрождения. Р. родился в семье живописца Джованни Санти. В 1500 переехал в Перуджу и поступил в мастерскую Перуджино. Уже в ранних произведениях Р.

, в их изящных фигурах, гармонирующих с пейзажем, чувствуется рука высокоодарённого художника (“Сон рыцаря”, Национальная галерея, Лондон; “Три грации”, Музей Конде, Шантийи; “Мадонна Конестабиле”, Эрмитаж, Ленинград; все три — около 1500—02). Покинув мастерскую Перуджино, Р.

создаёт алтарный образ “Обручение Марии” (1504, Галерея Брера, Милан), по пространственному построению близкий к фреске Перуджино “Передача ключей”; композицию увенчивает изящная купольная постройка, соотнесённая с полуциркульным обрамлением изображения. В 1504 Р.

отправляется во Флоренцию, где изучает произведения её выдающихся художников (в особенности Фра Бартоломмео и Леонардо да Винчи), а также анатомию и перспективу. В живописи Р. появляется больше действия, но общая система композиции по-прежнему остаётся строго уравновешенной (“Св. Георгий”, около 1504—05, Национальная галерея, Вашингтон). Славу Р.

приносят многочисленные алтарные образы; его мадонны 1504—08, полные чистой материнской прелести, либо держат младенца на руках (“Мадонна Грандука”, Галерея Палатина, Флоренция), либо сидят на зелёной лужайке, а младенец Христос играет с младенцем Иоанном (“Мадонна в зелени”, Художественно-исторический музей, Вена; “Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем”, или т. н.

“Прекрасная садовница”). Менее удалась Р. многофигурная композиция, рассчитанная на драматический эффект (“Положение во гроб”, 1507, Галерея Боргезе, Рим). В 1508 Р. через Браманте получает от папы Юлия II приглашение в Рим (для работ в Ватиканском дворце); в Риме мастер ближе знакомится с античными памятниками, принимает участие в раскопках. Здесь Р.

создаёт наиболее капитальное произведение — росписи парадных зал (т. н. станц) Ватиканского дворца. Содержание этих фресок бесконечно шире их официальной программы (прославление католической церкви и папы римского): в них воспевается идеал свободы и земного счастья человека, всестороннего развития его физической природы и духовных сил.

В многолюдных, торжественно-величавых композициях станц действие почти всегда происходит на фоне или внутри ренессансных зданий. Р. удалось блестяще связать изображенное пространство с реальным, не создав при этом впечатления обмана зрения.  В Станца делла Сеньятура (1509—11) Р.

представил 4 области человеческой деятельности: богословие (“Диспута”), философию (“Афинская школа”), поэзию (“Парнас”), юриспруденцию (“Мудрость, Мера и Сила” с примерами из истории светского и церковного права), а также соответствующие аллегорические фигуры, библейские и мифологические сцены (на плафоне).

Во 2-м зале (Станца д'Элиодоро, 1511—14), где с особой силой проявилось дарование Р. — мастера светотени, находятся фрески на историко-легендарные темы (“Изгнание Элиодора”, “Встреча Льва I с Аттилой”, “Месса в Больсене”, “Освобождение апостола Петра из темницы”).

Нарастающий драматизм фресок этой станцы принимает оттенок театральной патетики в росписях 3-го зала (Стацца дель Инчендио, 1514—1517), что объясняется не только всё большим участием учеников, но и воздействием усиливавшейся реакции, поколебавшей гуманистические принципы искусства Р. К ватиканским фрескам примыкают работы Р.

над картонами к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы в праздники (1515—16, итальянских карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон, и др. собрания). Духом античной классики с её культом чувственной красоты проникнута фреска “Триумф Галатеи” на вилле Фарнезина в Риме (1514). В Риме достигает зрелости талант Р.

-портретиста; в портретах он передаёт прежде всего наиболее устойчивые черты характера персонажей, например: сдержанную властность Юлия II (около 1511, Галерея Уффици, Флоренция), надменность неизвестного кардинала (около 1512, Прадо, Мадрид), душевную мягкость “Женщины в покрывале” (“Донна велата”, около 1513, Галерея Палатина), приветливость, обходительность Б. Кастильоне, близкого друга Р., изнеженность папы-эпикурейца Льва Х (“Лев Х с кардиналами”, около 1518, Галерея Палатина). В римских мадоннах Р. настроение идиллии уступает место более глубокому чувству материнства (“Мадонна Альба”, около 1510—11, Национальная галерея, Вашингтон; “Мадонна ди Фолиньо”, около 1511—12, Ватиканская пинакотека; “Мадонна в кресле”, около 1516, Галерея Палатина). Самое совершенное произведение Р. — “Сикстинская мадонна” (1515—19, Картинная галерея, Дрезден), гармонически сочетающая в себе настроения тревоги и глубочайшей нежности. 

В последние годы недолгой жизни Р. был так перегружен заказами, что передоверял выполнение многих из них [фрески в “лоджии Психеи” виллы Фарнезина (1514—18), а также фрески и лепнина из стукко в Лоджиях Ватикана (1519)] своим помощникам и ученикам (Джулио Романо, Дж. Ф. Пенни, Перино дель Вага и др.

), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами; в этих произведениях отчётливо проявляется тяготение к маньеризму. Позднейшим, неоконченным алтарным образом Р. является “Преображение” (1519—1520, Ватиканская пинакотека). Исключительное значение имеет деятельность Р.-архитектора, представляющая собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио.

После смерти Браманте Р. занял должность главного архитектора собора св. Петра (составив новый, базиликальный план) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями. В Риме им построена круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и изящная капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512—20). Р.

также построил палаццо: Видони-Каффарелли (с 1515) со сдвоенными полуколоннами 2-го этажа на рустованном 1-м этаже (надстроен), Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился) с богатейшей пластикой фасада (оба — в Риме), Пандольфини во Флоренции (строился с 1520 по проекту Р. архитектора Дж.

да Сангалло), отличающийся благородной сдержанностью форм и интимностью интерьеров. В этих произведениях Р. неизменно связывал рисунок и рельеф фасадного декора с особенностями участка и соседней застройки, размерами и назначением здания, стараясь придать каждому дворцу как можно более нарядный и индивидуализированный облик.

Интереснейшим, но лишь частично осуществленным архитектурным замыслом Р., является римская вилла Мадама (с 1517 строительство продолжил А. да Сангалло Младший, не окончено), органически связанная с окружающими дворами-садами и огромным террасным парком. 

Хотя Р. и не имел среди своих учеников достойных преемников, его искусство долгое время сохраняло значение непререкаемого авторитета и образца (его примером вдохновлялись Н. Пуссен, А. А. Иванов и др.). Однако на наследие Р.

опирались и защитники академизма, видевшие в его произведениях высшие образцы идеализирующего искусства; поэтому противники академизма нередко выступали против Р.

, недооценивая при этом истинные, глубоко реалистичные основы его творчества.

Цитаты:

Мы сразу поймем всю глубину разницы между Микель Анджело, означавшим для того времени будущее, и Рафаэлем, означавшим настоящее, если мы взглянем на их отношение к миру в целом, к природе, к тому, что подразумеваем под словом “пейзаж”.

В одних фигурах Рафаэль не создал бы того, что определяет его “спасительное” значение в истории.

Но и не фигурами, подобно Микель Анджело, исчерпывается творение Рафаэля; напротив того, человеческая фигура играет у него роль части какой-то более широкой целостности, “всего мироздания”, и, можно сказать, что Рафаэль – большой пейзажист в широком смысле слова.

Читать о Рафаэле в тексте книги

В истории живописи Рафаэль означает в одно и то же время и прекрасное упрощение, сведение всего к существенному, стилизацию всего добытого, и появление большей жизненности, большей органической цельности.

Лучшие картины Средней Италии дорафаэлевского периода кажутся робкими, ребяческими, резкими и зачастую бездушными.

В частности, фигуры имеют мало связи с “декорациями; последние в большинстве случаев – отдельные картины, поставленные в фоне для большей занятности или нарядности, для того, чтобы показать знания художника в перспективной науке или дать волю фантазии, связанной, что касается фигур, предписаниями церковной иконографии. У Рафаэля декорация и “пейзаж” сливаются в одно нераздельное целое с фигурами. Пейзаж у него даже нечто вроде фундамента, на котором он строит все сооружение композиции, та канва, на которой он вышивает свои узоры. Таинственными, но крепкими нитями связана красота фона с красотой фигур.

Читать о Рафаэле в тексте книги

Ряд ранних произведений Рафаэля, относительно которых известно, когда они написаны, могут служить вехами его развития. Сюда относится образ “Распятия” из Чита ди Кастелло (ныне собрание Монд), оконченный в 1503 году, “Коронование Богородицы” того же года и, наконец, знаменитое “Sposalizio”, ныне украшающее Бреру в Милане, 1504 года.

Читать о Рафаэле в тексте книги

Картины:

Рафаэль. Милосердие (1507 г.) Ватиканская Пинакотека.Рафаэль. Мадонна Конестабиле. Императорский Эрмитаж.Рафаэль. Сон рыцаря (около 1500 г.) ЛондонРафаэль. Святой Михаил Архангел (около 1501 г) Ватиканская Пинакотека

Источник: http://www.benua-history.ru/rafael.html

Ссылка на основную публикацию