Описание картины сальвадора дали «галатея сфер»

Галатея

Древняя мифология примечательна фантастическими сюжетами с непредсказуемой логикой повествования и необычными сплетениями перипетий и коллизий.

Греческая мифология, описывающая божественный Олимп, населенный сверхсуществами, и его взаимоотношения с миром простых смертных, представляет собой обширный пласт культурного наследия, на базе которого формируются произведения искусства, научные исследования и творческие проекты.

История создания

По преданию, Галатея появилась на свет от союза Нерея и Дориды. Значение ее имени – «молочная» или «беломраморная». В одних мифах девушка называется богиней, в других нимфой, с чьей помощью усмирялись бурные морские волны.

Галатея

Легенда гласит, что в девушку влюбился Циклоп по имени Полифем. Приревновав возлюбленную, остававшуюся холодной к нежным чувствам чудовища, Полифем убил ее избранника Акида, сына бога Пана. Полифем пустился на ухищрения, подкараулив соперника. Он зашиб юношу большим валуном. Галатея превратила Акида в речку, чтобы избавить от страданий.

Эллины воспевали этот миф, и любопытный сюжет был переложен Феокритом в его литературном сочинении. Поэты и драматурги черпали вдохновение из древнегреческой легенды. Произведения о трагической любви Галатеи написали авторы Торелли, Гундлич, Саннадзаро, Лафонтен.

Циклоп Полифем

Традиционно сюжет воспевался и в музыкальных произведениях. Оперы по мотивам мифа создали композиторы Орланди, Виттори, Шарпантье, Штельцель, Гендель и Гайдн. Дидло и Новер написали балет по сюжету легенды.

Пигмалион и Галатея

Большой популярностью пользуется миф о Пигмалионе и Галатее. В нем повествуется о нежной любви скульптора, изваявшего прекрасную статую и потерявшего голову от нее.

Пигмалион и Галатея

Пигмалион жил на Кипре и славился талантом скульптора. Однажды он создал непревзойденную статую из слоновой кости.

Изваяние изображало прелестную девушку, затмевавшую красотой всех прелестниц, которых когда-либо видел художник.

Влюбившись в собственное творение, Пигмалион ухаживал за скульптурой, одевая ее в восхитительные наряды и делая дорогие подарки. Статуя же оставалась безмолвной и не отвечала мужчине взаимностью.

Пигмалион страдал от неразделенных чувств и в праздник, посвященный Афродите, обратился к богине за помощью. Он просил покровительницу помочь найти супругу, которая оказалась бы столь же красивой, как его произведение. Афродита была тронута страстностью просители и оживила статую.

Афродита

Спустя некоторое время оттенок кожи скульптуры потеплел, а грудь изображенной девушки начала вздыматься от дыхания. Самая невероятная мечта Пигмалиона оказалась реальностью.

Любопытно, что древнегреческий миф не называет имени ожившей скульптуры. Имя для прекрасной героини придумал Жан-Жак Руссо. Многие литераторы вдохновлялись этой легендой, а Бернард Шоу написал пьесу «Пигмалион», находясь под впечатлением от греческой легенды.

Рафаэль изобразил Галатею на фреске в 1515 году, Гюстав Мюро создал портрет нимфы в 1870 году, Жан-Жером Леон писал девушку в 1890. В 1952 году сюрреалист Сальвадор Дали изобразил героиню мифа на картине «Галатея сфер». Среди скульпторов извечный сюжет воспроизводили в изваяниях Фальконе, Понторно, Ванлоо и Буше. Наброски на тему мифа делал даже Пикассо.

Картина Сальвадора Дали “Галатея сфер”

Пигмалион и Галатея неоднократно изображались на картинах современных художников, а история их любви нашла отражения в различных сферах. Так, например, исследуя случаи серьезной влюбленности, некоторые психологи присваивают ей название, соответствующее мифу.

Фото

Источник: https://24smi.org/person/5748-galateia.html

Турблог » Путешествие в Барселону. Часть 5: Дали

ДАЛИ  для меня это не просто имя, это —  мистификация, разрушение общепринятых догм и стандартов, провокация, и в то же время, высочайший художественный профессионализм, гармония, индивидуальность. «Сюрреализм — это я!»- говорил Дали. И это не так далеко от истины, как может показаться.

Поэтому, отправляясь в Каталонию, я не могла не запланировать поездку в театр-музей в Фигерасе.Эта поездка начиналась рано утром, т.к. Фигерас находится в 140 км от Барселоны+ 100 км от Салоу до Барсы, дорога была достаточно длинная.

Но по пути наш гид Наталья ( кстати она наша соотечественница,  10 лет живет в Испании), очень красочно и эмоционально рассказывала о жизни и творчестве Дали.

“Памяти Ньютона” скульптура олицетворяющая науку, находится на улочке рядом с музеем

Не нагружая Вас излишней информацией скажу, что Дали с детства отличался эксцентричностью, любовью к эффектным выходкам и  костюмам, нравилось ему шокировать и провоцировать публику, быть в центре внимания. Очень часто  он играл  и заигрывал с окружающими, понимая, что от него ждут безумств. Дали никогда не разочаровывал ничьих ожиданий!

Один из трех памятников, посвященных живописцу Мейсонье, находится перед зданием музея ( постамент выполнен из автомобильных шин)

В 1961 году Дали начал сам создавать свой музей ( это уникально, сам автор создавал экспозицию, расставлял по залам все свои произведения).  Музей располагается в здании муниципального театра, которое  было частично разрушено бомбежками Второй мировой войны. Все залы музея пронумерованы Дали с 1-18-22, хотя, это не по Дали, рекомендовать просмотр в определленной последовательности.

“Обелиск телевидения” Вольфа Фостеля и дальше инсталляция Дали — гигантская голова с телевизором во лбу

» Где же еще, как не в моем городе, должны сохраниться и жить в веках самые экстравагантные и фундаментальные из моих работ? То, что осталось от Муниципального театра, кажется мне очень подходящим по трем причинам: во-первых, потому, что я, прежде всего театральный художник; во-вторых,потому, что Театр находится напротив церкви,  в которой я был крещен, а вы знаете, что я католик до мозга костей; а в-третьих, именно в этом театре, в его фойе, я впервые выставил свои живописные работы,»- говорил Дали.

Площадь Гала-Сальвадор Дали с фасадом Театра-Музея и памятником каталонскому философу Франсеко Пужольсу ( на заднем плане атом водорода– элемент образной системы Дали)

Музей был открыт  28 сентября 1974 года, но вплоть до своей смерти в 1989 году Дали менял и  дополнял экспозицию. Музей стал последним шедевром и абсолютным венцом творчества Сальвадора Дали.

“Великая Эсфирь” Эрнста Фукса и знаменитый кадиллак во внутреннем дворике

Поразительный внутренний двор- сад под открытым небом, на месте партера муниципального театра.

В центре двора возвышается скульптура Эрнста Фукса «Великая Эсфирь», которая тянет цепями колонну Трояна из автомобильных шин — дань римскому императору, выходцу из античной Испании. И конечно, кадиллак.

, создающий композицию «дождливого такси», если бросить копеечку, то в машине начинает идти дождь и водитель, и два его пассажира( все манекены) мокнунут на радость зрителям.

Колонна Траяна из автомобильных шин, мраморный бюст Франсуа Жирардона и “далинизированный” “раб” Микеланджело, вместе с лодкой Гала и черным зонтом, являются составными частями величайшего, по мнению Дали, сюрреалистического памятника в мире

Со стен старого театра посетителей приветствуют манекены, чередующиеся с обугленными балками, гротескными чудовищами, барельефами из серии «Искусство и ремесла»…

Стены старого театра

«Начнем дом с крыши, как поступали великие зодчие Возрождения, первым делом придумывая купол,»-говорил, Дали. Поэтому подымаясь из двора на бывшую сцену муниципального театра, мы попадаем в уникальное место, зал, увенчанный поразительным прозрачным куполом, ставшим символом музея и всего Фигераса.

Купол, построенный архитектором Эмилио Перес Пинейро

Часть зала под куполом

” Обнаженная Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна” Это первое оцифрованное живописное изображение

Пианино в зале под куполом

Следующий зал, это Зал сокровищ, названный так самим Дали.Он весь обшит красным бархатом, будто шкатулка для драгоценностей. В этом зале находятся важнейшие из экспонатов Музея и произведения наиболее ярко выражающие дух творчества Дали.

Корзинки с хлебом

«Корзинка с хлебом» — это важнейшая картина для Дали. «Полгода моей задачей было овладеть утерянной техникой старых мастеров, достичь предвзрывной неподвижности предмета.

Это самая строго выдержанная картина с точки зрения геометрической композиции».  Эта картина стала иллюстрацией «Плана Маршала», программы американской помощи послевоенной Европе.

  Хлеб, горбушка хлеба повторялись, как символ жизни во многих картинах Дали.

Портрет Гала (“Галарина”) 1945г

Наверно настал момент написать, тем, кто не знает, кто такая Гала. Гала( в переводе с фр.»праздник»ударение на последний слог) — это еще одна русская женщина Елена Дьяконова, ставшая женой великого испанского художника Дали( у Пикасо жена была тоже русская). Однако в отличие от жены Пикасо, Гала была совсем необыкновенной женщиной, которую нельзя судить обычными мерками.

Еще одни портрет Гала в зале сокровищ: Атомная леда, 1949

Они познакомились в 1929 году, когда Дали пригласил поэта Поля Элюара с женой (Гала) (Брак Гала с Полем был не совсем обычным, Поль любил показывать своим друзьям фото обнаженной жены, Гала, запросто заводила любовников) и их одиннадцатилетней  дочерью к себе в дом в рыбацкую деревню Кадакес.

  Дали было —25, ей— 35. Гала сразу поняла, что перед ней гений. А дальше Гала якобы сказала Сальвадору Дали «историческую фразу»: «Мой маленький мальчик, мы никогда не покинем друг друга».  И все.

Поль Элюар с дочерью уехал, а Гала осталась с Дали на 53 года до своей смерти в 1982 году, кстати Дали пережил ее только на 7 лет.

И еще один портрет Гала в Зале сокровищ

Гала не была красавицей, но обладала большим шармом, женским магнетизмом, от нее исходили флюиды, которые околдовывали мужчин. Неслучайно Французский книгоиздатель, коллекционер живописи Пьер Аржилле, отвечая на вопросы журналистов, сказал: «Эта женщина обладала необычайной притягательностью.

Ее первый муж Элюар до самой своей смерти писал ей нежнейшие любовные письма. И только после того как он умер в 1942 году, Дали и Гала официально поженились. Сальвадор без конца ее рисовал. Честно говоря, она была не так уж и молода для натурщицы, но художники, сами знаете, народ непростой.

Коль скоро она его вдохновляла…»

Портрет Гала с двумя бараньими ребрышками, 1933

До встречи с Гала художник стоял лишь на пороге собственной славы. Эта женщина помогла ему перешагнуть порог и насладиться сверкающими залами всемирной популярности.

Она самоотверженно и самозабвенно помогала ему, искала богатых спонсоров, организовывала выставки, продавала его картины. «Никогда мы не сдавались перед неудачами, — отмечал Дали. — Мы выкручивались благодаря стратегической ловкости Гала. Мы никуда не ходили.

Гала сама шила себе платья, а я работал в сто раз больше, чем любой посредственный художник».

Читайте также:  Описание картины исаака левитана «свежий ветер волга»

Гала

Из парижанки, находившей удовольствие в развлечениях богемы, Гала превратилась в няньку, секретаря, менеджера гения-художника, а затем и в хозяйку огромной империи, которую сама и создала,имя которой — Дали.  Дали ее боготворил, обожал, дышал ею, подписывал свои картины: Гала, Дали, позже прощал молодых любовников, подарки им, она на всегда осталась его МУЗОЙ.

Картина из зала сокровищ

И еще немного картин  Сальвадора Дали.

Ранние работы Дали очень напоминают стиль Пикасо

Портрет

Необычные камни у необычного Дали

Серия картин, посвященных войне Израиля в 1948 году

Из этой же серии

Тоже из серии войны на ближнем востоке

А эта картина мне понравилась особенно, для меня одна из лучших

Картина “Аллегория весны”, 1978г. обрамленная альпаргатами с лентами

И опять Гала , картина: Галатея сфер,1952

Поэзия Америки, 1943

Работа 1973 года

Одна из многих картин в Театре-Музея с оптическим обманом, две картины в одной, как переливающийся календарик, только это полотно художника

Нельзя не сказать о тех экспонатах, которые составляют славу и известность этому Музею-Театру во всем мире — это и   гротескные инсталляции, причудливые фигуры, статуи, головы с шеей из чайных ложек, различные оптические композиции и картины,исчезающие изображения, мебель, безумные авангардные композиции на лестнице, например такая

На лестнице

Вход в зал с лестницы

Я просто перечислю некоторые названия залов, например, зал «Дворец ветра»,с впечатляющим панно на потолке, зал «Рыбные лавки» с ранними работами Дали, Зал монотеизма «Башня Галатеи», и один из наиболее известных залов Мэй Уэст( американская актриса). В этом зале можно увидеть трансформацию двухмерного изображения в трехмерное пространство.

Уменьшающая линза, подвешенная к верблюду, позволяет нам увидеть лицо Мей Уэст, на самом деле это большая комната с диванчиком-губы,нос с аляповатыми часами–ноздрями, глаза — картины с видами Парижа и Сены, волосы же ее висят, как шторы

Вот как это выглядит без линзы. Кстати этот красный диванчик-губы стал символом не только Дали, а всего авангардизма и сюрреализма.

Зал Мэй Уэст

И конечно ювелирные работы Дали, это не просто украшения, порой  это целые технологичные, инженерные проекты. Все изделия выполнены только из драгоценных металлов и камней. В зале практически нет света, только слегка подсвечены экспонаты.

Потир жизни

И опять Гала

Это еще один разрекламированный и миллионы раз повторенный ювелирный шедевр

И необычные по замыслу и оригинальности эскизы ювелирных украшений

А это кольцо, выполненное по предыдущему эскизу

Одно из ювелирных сердец Дали

Знаменитый слоник Дали

Обратите внимание на верхние ягодки грозди винограда

А теперь крупнее

Крест, с открывающейся дверкой-камнем

В этом Театре-музее и похоронен Сальвадор Дали. Под основным этажом здания находится склеп, маленькая комната, где хранится могила Сальвадора Дали.  В Театре-Музее Дали его похоронили против воли (он хотел обрести покой в замке Пуболь, рядом с Гала). Здесь он был захоронен 25 января 1989г., два дня спустя после смерти.

Это обычная белая плита в стене, охраняемая шестью жезлами-кадуцеями из серии “Дали Д,ор”

Вот один из них

Говоря о Дали нельзя заканчивать на столь грустной ноте. Поэтому, я наконец объясню всем, кто следил за моими повествованиями о путешествии в Испанию, Барселону, что изображено на фотографии  главной на всех 5 частях .

Это здание Музея-Театра в Фигерасе, с знаменитым стеклянным куполом “глаз мухи”, золотыми манекенами и яйцами на крыше, а также особенными “украшениями” на всех стенах

А это “украшение” на стенах, увеличенное, угадали, что это????

Вот теперь на этой оптимистично-провакационной ноте и можно закончить рассказ о Сальвадоре Дали. Я пыталась передать Вам ту атмосферу, которая царит в Театре-Музее Сальвадора Дали, прочувствовать  изыски его нестандартного мышления, выдающегося художника, странного человека, Великого Испанца, как его называют на родине.

Будете в Барселоне, обязательно посетите Дали, не пожалеете, «вывих мозга» я Вам гарантирую!

Источник: http://tourblog.by/puteshestvie-v-barselonu-chast-5-dali/

Самые известные картины Сальвадора Дали

Великий и ужасный Сальвадор Дали прожил яркую, полную противоречий жизнь. С самого детства отличался от сверстников несносным характером и мастерским умением манипулировать взрослыми. Странный, непонятный ребенок не мог влиться в рамки норм поведения, за что часто подвергался насмешкам. Его поступки невозможно было оценивать с точки зрения логики обычного человека.

Гениальность, которую каталонский мальчишка осознал в себе очень рано, мешала жить всему окружению. Родители боготворили ребенка, ведь его старший брат умер от менингита, поэтому всепоглощающая любовь воспитывала нарциссизм и эгоцентризм с малых лет. Вседозволенность и свобода выбора подарила миру мастера сюрреализма, в работах которого зашифрованы сновидения, фобии и детские воспоминания.

Пьеро, играющий на гитаре

Написанная, маслом в 1925 году относиться к ранним работам гения. Четкие, геометрические линии Кубизма, выбраны не случайно.

Создание двух героев Арлекина и Пьеро по средствам визуального обмана, бумажный коллаж, расположенный на средине комнаты, символизирует двойственную натуру человека, в котором наслоениям ложатся противоположные образы клоунов.

Палитра достаточно приглушенная, лишь за окном открывается лиловый морской пейзаж с одиноким парусником. После смерти матери Дали остался без семьи и без поддержки, что никак не сгладило непримиримость его жизненных установок.

Анна Мария

Младшая сестра художника до встречи с Галой была лучшим другом Сальвадора Дали и это единственная работа посвященная ей. На картоне, маслом, в 1924 году сидящей на стуле, запечатлена Анна Мария. Детское единение и душевная близость осталась с ними и в юности.

Красавица с бездонными глазами в легком белом платье сидит, склонив лицо. Это было золотое время дружбы брата и сестры.

Но, брак с Галой навсегда разрушил все родственные отношения, упреки и ревность Анны Марии и всяческая поддержка супруги в творчестве сделало выбор очевидным, и осталась лишь одна верная муза.

Геополитический младенец, наблюдающий за рождением нового человека

Сложный период второй мировой войны, художник провел в Америке. Его горячо любимая Испания была в самом центре кровавых событий, и, конечно же, переживания за судьбу человечества нашло отклик в душе гения. Картина написана в 1943 году, в разгар военных действий в Европе.

В центре изображено огромное яйцо, символизирующее планету. Через него проходит трещина и виднеется рука, крепко вцепившаяся за скорлупу. Очертания внутри, говорят какие муки, испытывает Новый Человек, а капля крови ниспадает на белую ткань, простеленную под планетой.

В правом углу стоит женщина с развивающимися на ветру волосами и обнаженной грудью, указывая младенцу, обнимающему её колени на сложное действие рождение нового сознания человечества. Вселенная изображена как пустыня, где виднеются одинокие силуэты.

Написанная в желто-коричневых тонах, символизирующими болезненное состояние, в котором находится мир.

Постоянство памяти

Вдохновением для одной из лучших работ Сальвадора Дали стал кусочек сыра Камамбер. Бессознательным человека стал безлюдный пляж с тихой гладью воды. На суку сломанного дерева висят расплавленные часы, повторяющие форму сыра.

В центре лежит причудливой формы создание, в котором можно рассмотреть сомкнутые веки с длинными ресницами, на котором также располагаются мягкие часы. Своеобразное представление о времени, которое медленно стекает в тихой гавани человеческого сознания.

Человек-невидимка

В основе людское очертание, которое теряется в его фантазиях и воображении. Автор создал работу поражающей своей глубиной, границы размыты, а пространство становится космически бесконечным.

Это же ощущение передается за счет соединения временных отрезков истории человечества. Античность и средние века остались по средствам колон и архитектуры, современность представлена четким формами кубизма. Картина содержит множество образов понятных лишь художнику.

В «Человеке-невидимке» просматривается увлечение Сальвадора Дали теориями Фрейда.

Лицо войны

Пустыня, расчерченная желтым горизонтом, лицо неестественное, сморщенное, уничтожающее людские жизни. Вместо волос шипящие змеи с открытой пастью. В глазницах и ротовом отверстии еще по черепу с таким же наполнением. Война отожествляется с пожирающей все смертью прогрессирующей бесконечно и не оставившей после себя ничего живого, лишь бескрайние желтые пески.

Галатея сфер

Картины Сальвадора Дали можно рассматривать часами, вглядываясь в спрятанные метаморфозами и воображением автора образы и силуэты. «Галатея сфер» как будто создана с помощью современных высоких технологий.

Как обычными инструментами художника во множестве сфер можно написать прозрачные очертания бессменной музы? Трехмерное изображение увлекает в бесконечность, небесно-голубые тона создают вселенную, состоящую из тысячи атомов и створяющие одну прекрасную женщину.

Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря

В центре изображение вазы, которая является ничем иным как прекрасным, античным лицом. Размытые скулы переходят в скатерть, где небрежно брошены веревка, платок и гвозди. На заднем плане виднеются людские силуэты и морской пейзаж. Возвышающиеся над вазой две собаки, которых автор делает частью природы, создавая визуальные метаморфозы.

Распятие

На шахматной доске в левом углу стоит женщина в одеждах эпохи Возрождения, впереди морская гладь воды. Взор женщины, в которой узнаваема жена художника, направлен вверх, где распят Иисус Христос.

Лица не видно, голова откинута назад, тело вытянуто как струна, пальцы рук изогнуты в болевом спазме. Геометрические формы куба и совершенство молодого тела сливаются и в тоже время становятся антиподами.

Холодная гладь распятия – человеческое равнодушие и жестокость, на котором умирает любовь и доброта.

Три загадки

Последнее творение руки великого мастера посвященного любимой жене. На горизонте виднеется морская бирюза и ясное небо, а в центре постепенно уменьшаясь, просматриваются 3 женские профили, принадлежащие Гале.

Улыбка, озарившая лицо, не менее загадочная, чем у Моно Лизы Леонарда да Винчи. Рассматривая полотно сверху вниз и можно обозначить самое первое изображение, золотистое, нечёткое размытое символизирующее первые совместные годы.

Второе лицо воздвигнуто на пьедестале, на этом жизненном этапе Дали обожествлял свою любовь, его нарциссизм отступил перед совершенством удивительной женщины. Последний профиль, по величине больше остальных, цвет серый, лишенный теплого золота.

Читайте также:  Описание иллюстрации гюстава доре «лес самоубийц»

Такова его Гала, настоящая, с пороками и достоинствами, навсегда оставшаяся для гения главной и незаменимой.

Источник: https://vivareit.ru/samye-izvestnye-kartiny-salvadora-dali/

История любви в картинах: Сальвадор Дали и Гала

Совместная жизнь испанского художника и его русской жены была яркой, насыщенной, полной скандалов и сплетен.

Насколько сильно ненавидел ее мир, считая алчной, хитрой и расчетливой — настолько превозносил ее Сальвадор, называя «победоносной богиней».

Она была неиссякаемым источником его вдохновения: он писал ее портреты в течение многих десятков лет, в разных стилях и техниках. Позволим этим картинам рассказать историю их любви.

«Сон Галы. Мечты о рае» Неудивительно, что Гала поразила Дали с первого взгляда. Она была необыкновенной женщиной: при весьма скромных внешних данных ей удавалось обращать на себя внимание всех, кто оказывался в ее поле зрения.

Сон Галы. Мечты о рае
Сальвадор Дали
1972, 50×41 см
По некоторым сведениям, Елена Дьяконова (настоящее имя Галы) родилась в Казани в 1894 году. Согласно другим данным, она была на два года старше. Девушка получила хорошее образование в Московской женской гимназии, а в 1912 году семья отправила ее на лечение от туберкулеза в Швейцарию. В санатории она познакомилась со своим первым мужем — поэтом Полем Элюаром. К слову, это она дала ему такое имя: до встречи с Еленой его звали Эжен Эмиль Поль Грендель. А ему, в свою очередь, она обязана своим прозвищем Gala («праздник» по-французски).

Это и правда была женщина-праздник: с ней никогда не было скучно — спонтанная, амбициозная, тщеславная, своенравная и неукротимая, она не давала расслабляться мужчине рядом с собой. «Я никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду много читать и делать все, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не перетруждает.

Я буду, как кокотка, сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с маникюром», — таковы были планы Галы на жизнь, которые она впоследствии успешно воплотила.
Сальвадор Дали.

Портрет Галы
А вот муж на ее фоне был недостаточно ярким, и вскоре она завела роман с художником Максом Эрнстом, не скрывая отношения от законного супруга — более того, некоторое время вся троица проживала вместе. Но Элюар никогда не воспринимал соперника как угрозу, не веря, что он сможет разрушить их брак.

Не видел он опасности и тогда, когда познакомил жену с молодым художником Сальвадором Дали. Даже после того, как Гала оставила его и дочь Сесиль ради испанца, Элюар ждал ее возвращения и писал письма до самой своей смерти.

Картина: Сальвадор Дали.
Портрет Галы, 1933

«Галатея в момент творения» В 1929 году Сальвадор Дали находится на пороге взлета своей карьеры. Вышел «Андалузский пес» — сюрреалистический фильм, совместное детище с Луисом Бунюэлем. С ним художник подружился во время учебы в Академии изящных искусств Мадрида.

Дали молод, красив и харизматичен: одевается как настоящий пижон, тщательно укладывает волосы и ухаживает за щегольской растительностью на лице.

Только с личной жизнью не клеится: ходят слухи, что в свои 25 он все еще никогда не бывал с женщиной, и лишь регулярно отбивается от настойчивых ухаживаний поэта Федерико Гарсиа Лорки.

Галатея в момент творения
Сальвадор Дали
1954, 100.6×101 см
Дали приглашает погостить к себе в Кадакес Поля Элюара с женой и 11-летней дочерью, которые прибывают в составе настоящего богемного десанта вместе с Рене Магриттом и Луисом Бунюэлем. Художник познакомился с поэтом в одном из ночных заведений Парижа и тогда не предполагал, что визит нового знакомого перевернет всю его жизнь раз и навсегда. Он вспоминает, что произвел неоднозначное первое впечатление на 35-летнюю гостью: «Она призналась, что приняла меня за противного и невыносимого типа из-за моих лакированных волос, которые придавали мне вид профессионального танцора аргентинского танго… У себя в комнате я всегда ходил нагишом, но, если надо было отправиться в селение, целый час приводил себя в порядок. Я носил безукоризненно белые брюки, фантастические сандалеты, шелковые рубашки, колье из фальшивого жемчуга и браслет на запястье».

Но все решил один немаловажный фактор: Гала имела безупречное чутье, позволившее определить в этом странном «типе» потенциал, который мог бы осуществить все её амбиции: «Я сразу поняла, что он — гений», — вспоминала она.

«Она стала рассматривать меня как гения, — вторит ей Дали. — Полусумасшедшего, но обладающего большой духовной силой. И чего-то ждала — воплощения ее собственных мифов. Считала, что я, может быть, смогу стать этим воплощением».

Сальвадор Дали. Портрет Поля Элюара
С тех пор они больше не расставались. Прогуливались вместе по окрестностям Кадакеса, все больше проникаясь друг другом.

Гала вмиг приняла решение отречься и от мужа, и от дочери, а Дали не придумал ничего лучше, как написать портрет Поля Элюара в качестве возмещения морального ущерба: «Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз».

«Мадонна Порт-Льигата»
Начало совместной жизни было настоящим испытанием для пары. Дали еще не был высокооплачиваемым художником, своих доходов у Галы не было.

Ко всему прочему прибавился скандал с одной из картин, где Дали оставил надпись о том, что «иногда он с наслаждением плюет на портрет моей матери», после чего его отец на полтора десятка лет разорвал все контакты с сыном и лишил его содержания.

Гала, Мадонна Порт-Льигата
Сальвадор Дали
1950, 12×10 см
Гнев родителя зашел настолько далеко, что тот объявил об отречении от своего сына во всеуслышание и призвал всех жителей Кадакеса и Фигераса также бойкотировать Дали.

Многие действительно последовали призыву уважаемого в округе нотариуса и отказывали Сальвадору в крове и аренде жилья. Нашлась лишь одна вдова рыбака, некая Лидия Сабана де Коста, которая знала его с самого детства и всегда верила в его талант.

Она за бесценок продала паре лачугу на отшибе недалеко от Кадакеса, в Порт-Льигате, где хранились рыболовные снасти. Там Сальвадор и Гала обустроили свой рай в шалаше.

Комната площадью 16 квадратных метров была одновременно гостиной, спальней и студией. Обедом им иногда служил один фрукт на двоих.

Это время, проведенное с Дали почти в нищете, не вписывается в образ Галы как алчной и корыстной женщины, ведь ее прежний быт в хороших парижских апартаментах с Полем Элюаром был куда более благоустроенным.

Но те, кто хочет видеть в ней только холодный расчет, все равно спишут этот эпизод на дар предвидения скорого богатства с многообещающим художником. Сальвадор Дали. Обнаженная Гала смотрит в невидимое зеркало

Чтобы продать несколько картин и выручить немного денег на ремонт ветхого жилища, они отправляются в Париж, где Элюар предоставляет им одну из своих квартир. Дали продолжает писать, а Гала с утра до вечера обивает пороги всех столичных галерей с папкой рисунков, предлагая приобрести его работы. Возвращаясь домой, она ведет домашнее хозяйство, полностью взяв на себя все заботы.

Обнаженная Гала смотрит в невидимое зеркало, 1960

По воспоминаниям одного из их посетителей, образ жизни этой пары тогда не отличался особой эксцентричностью — на тот момент они просто не могли себе этого позволить: «Гала считала каждый сантим и всегда разыскивала самые дешевые продукты.

Супружеская чета умела ладить со всеми на свете. У Дали были обворожительные манеры, он был прекрасно воспитан, Гала тоже. Без нее он, может быть, и позволял бы себе какие-нибудь выходки, но она понимала значимость встреч, цену человеческих отношений и всячески их поддерживала.

За взаимоотношения с внешним миром отвечала Гала».

Главным успехом того времени стал договор о персональной выставке, которая состоится в июне 1931 года в галерее Пьера Коля.

24 работы, представленные публике, наконец принесли Дали первый успех у критиков и покупателей. Ключевым экспонатом мероприятия стала картина «Постоянство памяти».

Художник отдает дань возлюбленной, сделавшей все возможное для этого успеха: теперь он подписывает холсты именем Гала-Дали.

«Галарина» Постепенно финансовое положение пары налаживается. В 1934 году они предпринимают путешествие, которое окончательно закрепит и упрочит его — в США. Но перед этим они официально оформляют свои отношения.

Гала пойдет на это лишь после того, как ее первый муж женится во второй раз, хотя Элюар сам неоднократно призывает ее к заключению брака с Дали.

Ее бывший возлюбленный переживал, что в противном случае Гала останется ни с чем, если вдруг отношениям с художником придет конец либо же с ним случится несчастье.

Галарина
Сальвадор Дали
1945, 64×50 см
Во время первой поездки в Америку семейному тандему удалось привлечь немало внимания публики, которое очень хорошо конвертировалось в доллары. Правда, перед отъездом домой произошел скандал — случайно или преднамеренно — который навсегда присвоил Гале репутацию жестокой и циничной женщины.

На организованный супругами с большой помпой прощальный «Бал галлюцинаций» она явилась в наряде, который венчала кукла в виде мертвого ребенка на шляпке. Пресса углядела в этом намек на недавнее преступление: похищение и убийство сына Линдберга — первого авиатора, пересекшего Атлантику.

Несмотря на все заверения Дали о том, что маскарадный костюм Галы имел отношение не к трагедии, а к психоаналитическим теориям его кумира Фрейда, публику, уверенную в злом намерении и жестокости его супруги, разубедить не удалось.

Портрет Гала с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече
Сальвадор Дали
1933, 68×88 см Тем временем привязанность или, вернее сказать, одержимость Дали Галой только росла.

Он считал ее причиной всего хорошего, что только с ним происходило, и не стеснялся в эпитетах: «Я сразу ощутил покой, равновесие, ощутил, что моя жизнь течет плавно и размеренно.

Я могу сказать, что моей жене достаточно было одного взгляда, чтобы моя параноико-критическая активность упорядочилась… Все разрозненные, выпирающие, доминирующие элементы моей жизни обретали архитектурную форму». Гала боготворит его не меньше. Когда во время Второй мировой войны ее дочери Сесиль пришлось продать несколько работ Дали, чтобы свести концы с концами, мать ей этого простить не смогла. Более того, из-за этого случая она лишит свою Сесиль наследства. А Дали напишет на одной из картин признание: «Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег».

«Портрет Галы против света»

Но ничто не вечно: в то время как слава художника и его финансовое состояние растут в геометрической прогрессии, отношения с Галой постепенно начинают портиться.

Причиной этому становится физический износ его супруги — она стареет, и неспособность смириться с неумолимым ходом времени влияет на ее и без того сложный характер не лучшим образом.

Портрет Галы против света
Сальвадор Дали
1965, 37×34 см
В попытке ухватить ускользающую молодость за хвост Гала начинает лихорадочно менять молодых любовников, делать пластические операции, и на все эти недешевые удовольствия ей требуется все больше денег.

Ходят слухи, что в приступах алчности она чуть ли не запирает Дали на замок, чтобы тот работал безвылазно. Но все было не так просто, ведь Дали тоже оценил вкус денег и зарабатывал их всеми доступными методами, включая не самые честные.

Такие, как согласие ставить подпись на десятках тысяч пустых листов для изготовления литографий, которые уходили к жуликам по 40 долларов за экземпляр.

Но и в этом случае Дали и Гала все еще блестяще дополняли друг друга, судя по отзывам окружающих: «В коммерческих отношениях Дали был дьявольски хитрой бестией и вдобавок очень жесток, — писал Джон Ричардсон, директор нью-йоркской галереи Кнедлер. — Гала умела манипулировать им, а он в свою очередь манипулировал ею. В артистическом мире существует непреложная аксиома: творец представляется свободной личностью, человеком не от мира сего, зато жена у него практична донельзя, настоящий черт в юбке. Но Гала в самом деле была чертовкой. Она могла вас поколотить, если не получала того, чего хотела. А хотела она, как мне кажется, власти, денег и роскоши».

В 1969 году Дали решает выполнить давнишнее обещание и подарить жене целый замок. Так Гала становится обитательницей настоящего средневекового замка Пуболь, куда Дали имеет право приезжать только по предварительному письменному уведомлению. Но его нисколько не расстраивает этот факт. Напротив, он находит в нем некоторое мазохистское удовольствие — добиваться аудиенции своей королевы.

В то время, как за художником присматривает юная французская модель Аманда Лир (Дали обожает смотреть, как она принимает ванну, но на этом их физический контакт заканчивается), Гала находит себе зазнобу за океаном.

Ее новой долгоиграющей пассией становится подходящий по возрасту во внуки американец Джеф Фенхольдт — звезда бродвейского мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда».

Она приглашает его погостить в свой замок, и златокудрый юноша принимает предложение.

«Галатея сфер» В начале 1980-х состояние здоровья обоих супругов стремительно ухудшается.

Дали начинает страдать от депрессии и, по иронии судьбы, от приступов паранойи, которую он ранее ставил во главу своего «параноико-критического метода».

Восьмидесятипятилетняя Гала все еще бредит воссоединением с покинувшим ее Фенхольтом и вымещает агрессию на художнике. Их ссоры доходят даже до драк с серьезными увечьями.

Галатея сфер
Сальвадор Дали
1952, 65×54 см В 1982 году Гала получает перелом шейки бедра при падении и вскоре умирает от остановки сердца.

Дали все еще не готов расстаться с возлюбленной и поначалу отрицает ее уход. «Если Галы не будет, никто не сможет мне заменить ее, — утверждал он. — Она незаменима. Я останусь одиноким».

Составляя год спустя введение к каталогу ретроспективной выставки, Дали называет его «Божественная Гала» и по-прежнему превозносит усопшую супругу: «Любовь к ней пламенела во мне еще до рождения.

В миг высочайшего напряжения этой любви произошла мутация, породившая своеобразие.

Благодаря ей возник мой знаменитый параноико-критический метод, и критический разум стал с максимальной точностью отслеживать бредовые видения».

Последние годы жизни художник скоротает в башне Галатея в Фигерасе. Изначально это был исторический памятник 13 века, который после реставрации стал частью театра-музея Дали. Он переименовал башню в честь Галы, и при ее жизни лишь она могла дать согласие на посещение достопримечательности.

Дали, повернувшись спиною, пишет портрет Галы, повернувшейся спиною и увековеченной шестью виртуальными роговищами, временно отраженными в шести зеркалах
Сальвадор Дали
1973, 60×60 см
Художник предсказывал, что в день смерти «близнецов Дали и Галы» огромная статуя, символизирующая сумасбродную пару в их доме в Порт-Льигате, заплачет. В день, когда почил Дали, местные рыбаки следили за скульптурой. Но слез они так и не увидели.

Источник

Источник: http://feellfeed.pw/istoriya-lyubvi-v-kartinah-salvador-dali-i-gala/

Самые известные картины Сальвадора Дали

Всемирно известный художник и скульптор Сальвадор Дали прожил долгую, яркую, наполненную противоречиями жизнь.

Его с младых ногтей отличал непослушный характер, который дополняли непоседливый нрав, упрямство и редкое умение манипулировать окружающими.

Общепринятые нормы поведения никогда не признавались им за догму, поступки в большинстве своем были крайне нелогичны и совершенно непонятны обычным людям.

Избранность и непохожесть, которую Сальвадор Дали осознал достаточно рано, находила поддержку родителей во всех проявлениях таланта мальчика.

Всепоглощающая любовь близких людей воспитала в подростке эгоцентризм, однако, если бы не эта неограниченная свобода выбора, мир потерял бы в лице Дали неповторимого мастера, творчество которого представляет собой своеобразный шифр сновидений, фобий, фантазий, детских воспоминаний…

Геополитический младенец — наблюдающий за рождением нового человека

События Второй мировой войны не могли не затронуть сознание художника. Дали находился в Соединенных Штатах, в то время, как в Испании, на его беззаветно любимой родине, происходили военные действия, горели города, гибли люди. Душа гения была переполнена болью за судьбу всего человечества в целом. Дата появления полотна — 1943 год.

В центре полотна изображен своеобразный символ нашей планеты — гигантское яйцо. Оно покрыто зияющими трещинами, зрителю хорошо видна человеческая рука, которая крепко вцепилась в скорлупу. Появление нового человека сопряжено с муками, кровью, страданиями.

Справа в углу картины стоит обнаженная женщина, ее волосы развеваются по ветру. Она указывает маленькому мальчику, прижимающемуся к ее коленям, на потрясающее по своей сути действие — это рождается новое сознание человечества.

Желто-коричневые тона окружающего пустынного пейзажа, на горизонте которого виднеются неясные силуэты, изображают Вселенную. Болезненное состояние современного мира отражено безнадежной цветовой палитрой.

Постоянство памяти

Удивительно, но небольшой кусочек мягкого сыра камамбер вдохновил Сальвадора Дали на создание одной из наиболее известных картин. Гладь воды, окруженная безлюдным пляжем олицетворяет собой подсознание человека.

Сломанное дерево причудливой формы стало своеобразным пьедесталом для расплавленного циферблата, похожего на тающий сыр.
В центре картины расположилось непонятное создание, в котором можно узнать лицо спящего человека.

С его длинных ресниц стекают часы.

Это произведение пропитано духом времени, убегающего безвозвратно, словно песок сквозь пальцы…

Лицо войны

Безводная пустынная местность, рассеченная пополам безжизненной линией горизонта, смертоносное лицо — высохшее, неживое, жуткое в своей откровенной кровожадности. Шипящие злобные змеи вместо волос, как у Медузы Горгоны. Безгубый рот и пустые глазницы вобрали в себя множество аналогичных безжалостных лиц.
Война — это смерть, бесконечное уничтожение всего живого, которому нет конца.

Галатея сфер

Произведения Сальвадора Дали можно рассматривать бесконечно, открывая для себя все новые образы, скрытые от поверхностного взора любопытного зрителя. Картина «Галатея сфер» необычно привлекательна, она как будто соткана из множества прозрачных сфер, в которых ясно видны очертания бессмертной музы.

Бесконечность трехмерного изображения перекликается с Вселенной, состоящей из миллионов атомов. Сотворение прекраснейшей из женщин — вот основной мотив этого произведения великого мастера сюрреализма.

Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря

В центре полотна изображена прекрасная ваза, которая при ближайшем рассмотрении повторяет очертания женского лица. Неясный абрис скул постепенно переходит в белоснежную ткань, на которой в живописном беспорядке разбросаны несколько предметов.

На втором плане картины мы видим морское побережье, горы, силуэты людей. Визуальные метаморфозы завершают две большие собаки, выглядывающие из вазы. Их головы переходят в горный пейзаж, становясь частью окружающего мира.

Распятие

В самом низу картины изображена шахматная доска, она представляет собой праведную жизнь, которая идет по общепринятым законам. Слева на морском берегу стоит прекрасная женщина, в которой легко можно узнать вечную музу мастера — его жену.

Тяжелые драпировки одежды Галы, ее прическа как будто появились с полотен эпохи Возрождения. Взгляд ее прикован к кресту, на котором распят Иисус.

Его голова запрокинута, тело напряжено, пальцы сведены в болевом спазме. Совершенное тело оттенено холодными кубическими формами.

Равнодушие и жестокость окружающего мира — распятие, на котором гибнет все прекрасное, что есть в человеке, его любовь, доброта, сострадание.

Три загадки

Это последнее произведение великого Дали, посвященное безгранично любимой женщине. Ясный горизонт, бирюзовые оттенки моря, небесная синева оставляют впечатление бескрайнего пространства. Три женских профиля, расположенные в центре полотна, принадлежат жене художника. На губах играет легкая загадочная улыбка, напоминающая знаменитую Мону Лизу кисти Леонардо да Винчи.

Если рассматривать картину сверху вниз, то можно увидеть, что первый профиль написан нечетко, в золотистой туманной дымке. Он символизирует начало отношений, первые, еще неясные чувства.
Второй профиль расположен на своеобразном пьедестале, этот жизненный этап стал признанием своего божества, совершенной и несравненной любимой жены.

И, наконец, третий профиль, почти лишенный золотых оттенков, здесь преобладает благородный и изысканный серый цвет . Это возлюбленная муза художника, она не лишена недостатков, но навсегда останется в его сердце.

Источник: https://top-top.info/lyudi/samyie-izvestnyie-kartinyi-salvadora-dali.html

Ссылка на основную публикацию