Картина недели: «Ад» Боттичелли
Художник Раннего Возрождения Сандро Боттичелли (1440–1510) известен прежде всего лучезарными портретами неопознанных молодых людей, очень напоминающими современные модельные тесты, а уже потом тяжеловесными полотнами на религиозную тему. На одной из таких картин Боттичелли изобразил структуру ада Данте. Попробуем бегло осмотреться в этом детальном универсуме не прибегая к искусствоведческой зауми.
Художник закончил эту работу в 1480 году. В настоящий момент она хранится в Ватиканской библиотеке
Почему вам будет легко понять Боттичелли
1. «Ад» был создан в качестве покаяния, но не в высоком смысле. Вообще-то художник имел весёлый нрав, ему больше всего нравилось писать красивых девочек и мальчиков. Но именно в глубоком аду оказался Боттичелли, потратив все деньги, заработанные на службе у Папы Римского, на излишества и поверхностные увлечения. Пришлось вернуться домой, читать Данте, много думать.
2. Картина стала особенно популярной уже в XXI веке, когда попсовый беллетрист Дэн Браун сделал «Ад» шифром в своём очередном бестселлере про древние шифры «Инферно». Так иллюстрация к одной книге стала героем другой.
3. Из всех западных концепций ада именно эта средиземноморская версия ближе всего нашему культурному коду. Здесь, конечно, есть чуждое православному человеку Чистилище, но уже подробно изображены наказания и мучения грешников, чего не было в более ранних версиях, и что не слишком-то выпукло изображено в пустынном и бесконечно унылом мефистофелевском аду. К тому же, форма воронки!
4. Художник уделяет особое внимание наказанию коррумпированных чиновников. Их мучают в восьмом круге неприятные сущности с копьями, которые, кстати, тоже обречены на вечное мучение в этом месте. Здесь все равны: и высокопоставленные бывшие миряне, и, собственно, черти тоже страдают. Просто за то, что они черти.
5. «Ад» Ботичелли — это, по сути, комикс. И его главные персонажи — он сам и поэт Вергилий. Они, нарядные, изображены множество раз, как в мультипликации. Видения их типичны для творческих людей и вообще крутых парней: путешествие начинается со зрелища мучимых бесами душ сутенёров, стукачей, конъюнктурщиков и проституток, барахтающихся в грязи.
Поэт и художник в обществе
Экскурсия по 9 кругам
Посмотреть большую карту
Круг Первый. Лимб
Здесь собрались также не крещённые младенцы, язычники и любители новейших религиозных течений, а ещё античные поэты и мыслители: Гомер, Платон, Сократ. Ветхозаветные праведники Ной и Авраам дождались здесь своей очереди в Рай.
Круг Второй. Сладострастие
Здесь собрались те, кто согрешил во имя любви или перепутал её с банальной похотью. Души грешников крутят порывы ветра, как в центрифуге. Всех тошнит.
Круг Третий. Чревоугодие
Обжоры гниют здесь под снегом и дождём, обдумывая своё поведение. Но всё бестолку — приходит Цербер и поедает загруженных грешников.
Круг Четвёртый. Жадность
Души жадин заняты бессмысленным трудом: две толпы грешников толкают перед собой тяжёлые грузы, двигаясь навстречу друг другу. Сталкиваются и затем расходятся, чтобы начать все сначала.
Круг Пятый. Гнев и лень
В последнее время можно оправдывать свою несдержанность и распущенность повышенной эмоциональностью. Те, кто так делал, в дантовском аду вечно будет драться с себе подобными в бескрайнем болоте.
Круг Шестой. Еретики и псевдогуру
Здесь повсюду летают фурии. Они присматривают за лжеучителями и пророками, которые, придавленные неизбывной скорбью, неподвижно лежат в открытых гробницах.
Круг Седьмой. Душегубы
Души-уголовники всех мастей, при жизни совершавшие насильственные преступления, вечно мучаются под огненным дождём и кипят в кровавой реке. Периодически к исполнению наказаний подключаются голодные собаки и гарпии.
Круг Восьмой. Жулики и воры
«Грешники идут двумя встречными потоками, бичуемые бесами, влипшие в кал зловонный, туловища некоторых закованы в скалы, по ступням струится огонь. Кто-то кипит в смоле, и, если высунется, черти вонзают багры. Закованных в свинцовые мантии ставят на раскаленную жаровню, грешников потрошат и мучают гады, проказа и лишай». Исчерпывающе.
Круг Девятый. Предатели и отступники
Это самый нижний, закованный в лёд, круг. Здесь невыносимый минус. Все знаменитые предатели вроде Брута и Иуды бесконечно пережёвываются самим Люцифером. Он томится на самом нижнем этаже.
LiveJournal Media, 2016
Источник: https://www.livejournal.com/media/46542.html
Дантов ад на картине Боттичелли и современные преломления
Наткнулся в посте товарища на картину Боттичелли, иллюстрирующую карту ада из «Божественной комедии» Данте Алигьери. Поначалу даже не понял, что там изображено — детали слишком мелкие, а сохранность оригинала недостаточна.
Я заинтересовался и стал искать схемы Дантова ада в трактовке Боттичелли, разъясняющие структуру его картины. Большинство схем есть лишь на иностранных языках (оно и понятно — ведь это католический ад). Я отобрал из них англоязычные.
Чтобы лучше понимать изображённое, напомню структуру ада по Данте. Это воронка в земле, уходящая концентрическими уступами вглубь аж до центра Земли, где находится Дьявол. Боттичелли изобразил её в виде, напоминающем глубокий карьер, каждый из уступов которого представляет собой соответствующий круг ада.
Чем глубже, тем менее материальные и более сознательные грехи караются:
* Преддверие — где томятся души нерешительных людей, не грешивших и не совершавших добродетелей (это те же самые, которых «Пуговичник» из ибсеновского «Пера Гюнта» лишал бессмертия души — расплавляя в общую массу и отливая в новую форму).
* 1-й круг — безбольная скорбь для некрещёных младенцев и добродетельных нехристиан. * 2-й — 5-й круги — карают невоздержанность (похоть, чревоугодие, скупость, гнев). * 6-й круг — стены города Дита, подле которых караются еретики.
* 7-й круг — карает сознательных вершителей зла (против ближних — тиранов и разбойников, против себя — самоубийц, игроков и мотов, против естества — содомитов, против естества и искусства — лихоимцев). * 8-й круг — карает обманувших не доверившихся (сводников, обольстителей, льстецов, воров, прорицателей, фальшивомонетчиков и т.п.).
* 9-й круг — карает обманувших доверившихся им (предателей родных, родины и единомышленников, друзей и сотрапезников, благодетелей, величества божеского и человеческого; последних терзает в трёх пастях сам Люцифер).
Иллюстрация «Dante's Inferno» (автор — Линдсей Маккаллох) воспроизводит картину Боттичелли в схематичном виде, с подписями:
В процессе поиска я также наткнулся на замечательную инфографику Райана Флинна, графически соединяющую воедино номера песен поэмы, путь героя, местность, названия грехов и логику их группировки, описания казней и список встреченных героем именитых грешников:
Вообще вариантов схемы Дантова ада существует множество (и в сети немало подборок, можете ознакомиться сами). Некоторые из них воспроизводят картину Боттичелли, другие используют свои подходы к описанию.
Мне же хотелось затронуть схемы на русском языке. Я нашёл две — и они занятны тем, что оформлены в виде несерьёзных дизайнерских иллюстраций, чего (несерьёзности и дизайнерства напоказ) в иноязычных схемах почти не наблюдается.
Есть пиксельная иллюстрация «Круги ада по Данте» (авторы — Люся Дурасова, Надежда Авдеева, Антония Гапотченко):
Сами авторы называют данную иллюстрацию инфографикой. Но на фоне плотности информации действительно хорошей инфографики Райана Флинна пиксельная шутливость и запутанные выноски данной работы выглядят достаточно слабо.
Ещё есть иллюстрация из «Аргументов и Фактов», «9 кругов Ада «Божественной комедии» Данте Алигьери» (авторы — Елена Слободян, Юлия Осинцева):
Наши западники опираются на западную культуру, имеющую католические и протестантские корни (а также более глубокие — и в «Божественной комедии» видно переплетение христианской и дохристианской культуры, даже проводником героя является римский поэт Вергилий, автор «Энеиды»).
Но западные католики отстраняются от зла и относятся к аду серьёзно.
Притом, признавая определённое подобие прижизненного буржуазного бытия аду на земле (буржуазные идеологи и формулируют суть капитализма как войну всех против всех, упорядоченную чудовищем-левиафаном национального государства), они говорят, как из этого мира попасть в посмертный рай.
В земном аду нельзя не грешить, чтобы быть успешным (а среди протестантов земной успех попросту становится мерилом божественного избрания), но можно всё же стремиться к добродетели — и это противоречие решается концепцией католического Чистилища (в православной культуре, не принявшей буржуазных идеалов, никакого Чистилища нет).
Отечественные либералы-западники по большей части являются людьми светскими, потому образ рая у них необычайным образом сплёлся с буржуазными идеалами якобы живительной войны всех против всех, помноженными на либеральный отказ от чудовищного государства-левиафана (ведь он порождает издержки в процессе вменённого ему упорядочения процесса взаимного пожирания). Подобные установки порождают принятие фактического ада на земле как образа жизни (и видно, что ад помещается в метро или многоквартирном доме). А живя по его правилам и не веря в жизнь после смерти, наши либералы-западники видят, что порок отнюдь не карается по Данте, а вполне себе процветает. Да и существование ледяного озера Коцит в центре Земли не соответствует современному пониманию о температуре земного ядра. Отсюда несерьёзная и даже глумливая форма иллюстраций при сравнительно аутентичном содержании.
Будучи сам светским человеком, замечу, что отсутствие веры в бога не означает отказа от различения добра и зла и понимания о каре за грехи (которая свершится на земле — или при жизни грешника, или после его смерти, в людской памяти). Потому описание ада по Данте, будучи продуктом представлений своего времени (и своей культуры, находящейся в непростых отношениях с русской культурой), всё равно любопытно не только с исторической точки зрения.
Источник: http://unv.livejournal.com/958…
Источник: https://cont.ws/@unv/82903
Платоническая любовь Сандро Боттичелли. Картины и персонажи
20:55, 06 декабря 2015 1 14 562
- Боттичелли, Рождение Венеры
- Боттичелли, Карта ада
Сандро Боттичелли всегда казался мне очень тонким и нежным художником и незащищенным, неприспособленным человеком. Может быть, таким он и был… Но недавно мне открылись новые подробности о его жизни и творчестве и моё мнение о нём не то, чтобы изменилось, но обогатилось.
Оказывается, есть какая-то тайна – не тайна, но во всяком случае неожиданные и удивительные вещи, которые способны взволновать и заинтриговать… Итак, какие картины наиболее символичны для художника и кто был моделью для главных персонажей Сандро Боттичелли – сегодня речь об этом.
Боттичелли, Рождение Венеры
Не знаю, как там соотносится в официальной интерпретации: какая картина наиболее знаменита «Весна» или «Рождение Венеры»?
Весна
Рождение Венеры
Обе они прекрасны, обе чрезвычайно известны. Но для меня, сколько себя помню, Венера Боттичелли всегда была эталоном женственности и красоты. Недавно читаю книгу Ирвинга Стоуна «Муки и радости». Посвящена она Микеланджело, что уже делает это литературное произведение необыкновенно притягательным в моих глазах.
Но это и вообще своего рода хрестоматия об эпохе Возрождения, о Флоренции – родине целой плеяды блестящих мастеров, о выдающихся представителях династии Медичи.
Шикарная вещь! И там я читаю, что возлюбленной Сандро Боттичелли была некая девушка Симонетта, она же и послужила прототипом для большинства неотразимых женских образов художника.
Я было заподозрила, что это авторский вымысел, сугубо литературный персонаж. Ан нет! Прочитала в Википедии – совершенно историческое лицо, персона знатного происхождения, которая, судя по всему, являлась просто-таки кумиром флорентийского высшего общества. Прозвище она имела Симонетта Прекрасная по причине несравненной внешней красоты.
Но предания сохранили образ Симонетты, как девушки исключительно кроткого, скромного и обаятельного поведения. Говорят, что в неё были влюблены все флорентийские мужчины, и вместе с тем, её обходила стороной ревность и зависть женщин.
Бывает ли такое на самом деле? Похоже на идеализированную сказку, но имя Симонетты Прекрасной осталось в истории, хотя прожила она всего 23 года… Так или иначе, считается, что Сандро Ботичелли тайно любил её всю свою жизнь, изображал молодую женщину по памяти на своих картинах уже после её смерти, никогда не женился и не имел детей, и наконец, завещал похоронить себя рядом с Симонеттой… Вот такая трогательная и романтическая история, которая только усиливает нежные и утонченные мотивы в творчестве живописца.
Боттичелли, Карта ада
И вдруг – не побоюсь сравнения: как гром среди ясного неба! – такой вот образ немного блаженного художника, который упивается возвышенным искусством и платонической любовью, расшатался и подвергся ревизии! Опять же из художественной литературы, а именно из романа Дэна Брауна «Инферно» черпаю разнообразные сведения о «Божественной комедии» Данте. И в общем-то, как и в предыдущем случае, не только о великом поэте и его прославленной поэме, а вновь – об эпохе Возрождения, о Флоренции и её знаменитых гражданах. Весьма подробно описывая и растолковывая значение кругов дантовского ада, автор Инферно для пущей наглядности вплетает в свой сюжет живописную картину с названием «Карта ада».
И что вы думаете, кто является создателем этой действительно «адской» картины? Да, Сандро Боттичелли.
Я не могу поверить, что этот певец женской красоты и изысканной магической гармонии, мог прельститься изображениями всяческих ужасов, которые претерпевали грешники в аду! Я опять думаю, что это художественные вольности и допущения, что на самом деле такой картины и не существовало.
А если и существовало такое реальное полотно, то автором его никак не мог быть Боттичелли. Опять сверяюсь с Википедией: да, художник в самом деле в своё время создал серию иллюстраций к «Божественной комедии».
И где-то на просторах интернета я нахожу эту самую Карту ада… Что ж, сказать – разочарована? Нет, ни в коем случае, скорее – удивлена. Оказывается, вот каким причудливым образом могут сплетаться Любовь, Красота, служение Прекрасной Даме и мрачные тяжёлые размышления о людских судьбах. Ведь их, этих мрачных мыслей не могло не быть при создании произведения с таким сюжетом и названием – Карта ада.
Источник: https://turov.top/cultura-traditcii/sandro-bottichelli-kartinyi-i-personazhi.html
«Ад» Боттичелли – картина-иллюстрация к «Божественной Комедии»
Искусство и развлечения 28 января 2014
Алессандро Боттичелли – один из величайших художников Италии. Большинство людей помнит его как представителя Раннего Возрождения, прославившегося светлыми полотнами, изображающими юношей и девушек небесной красоты. Однако были у него и мрачные картины на религиозную тематику.
Его заинтересовал самый ужасный сюжет в христианской теологии – Ад. Боттичелли, картина которого на эту тему находится в данное время в Ватиканской библиотеке Рима, закончил ее написание в 1480 году.Ее полное название «Бездна ада».
Она была создана художником в качестве иллюстрации к «Божественной Комедии» своего великого соотечественника.
«Ад» Боттичелли – картина-иллюстрация к Данте
Джорджо Вазари, который дает нам много сведений о биографии различных художников, пишет о периоде, в котором живописец стал увлекаться подобными темами, следующее. Алессандро очень прославился своими работами, и был приглашен Папой в Рим.
Там он заработал много денег, но имея привычку к веселой и беспечной жизни, практически все их потратил и вынужден был вернуться домой. В связи с этим художник преисполнился глубокомыслия и стал увлекаться чтением Данте.
Он сделал несколько рисунков, иллюстрирующих великое произведение последнего – «Божественную Комедию».В это время он не работал за деньги, и, таким образом, обеднел еще больше.
«Ад» Боттичелли иллюстрировал вместе с другими частями этого произведения – «Раем» и «Чистилищем». Приблизительно так можно охарактеризовать историю создания этого рисунка.
Картина Боттичелли «Ад» — своеобразная «карта местности»
Известно, что художник является автором нескольких картин по мотивам знаменитого произведения сурового флорентийца. Однако именно этот цветной рисунок на пергаменте известен более других, потому что представляет собой своеобразную «адову карту».
Ведь Данте в своей книге описал не только грехи и ужасные мучения, на которые осуждены те, кто их совершал. Он создал своего рода топографию Ада. Согласно поэту, преисподняя состоит из восьми кругов, а по периметру первого из них течет подземная река Ахерон.
Из нее вытекают потоки, попадающие в пятый круг – болота Стигии, где наказываются гневные люди. Затем она превращается в кровавую реку Флегетон, а в девятом круге – с предателями – водопадом обрушивается в центр земли и замерзает. Эта ледяная бездна носит название Коцит. Так выглядит Ад.
Боттичелли, картина которого фактически является картой преисподней Данте, пытается точно следовать слову поэта.
Круги Ада, описанные флорентийским визионером, сужаются. Поэтому преисподняя его представляет собой своеобразную воронку, поставленную на кончик. Он упирается в центр земли, где заточен Люцифер. Как говорится у автора, чем глубже ад, тем уже круг, тем страшней сотворенный грех.
Самые страшные преступники, по мнению Данте – это предатели. Художник довольно подробно и тщательно изображает все перечисленные поэтом места, где томятся и мучаются грешники.
Другие рисунки, подобно иконописи прежних времен, показывают, как Вергилий и Данте посещают то один, то другой круг, и все их, перечисленные в поэме, остановки.
Видео по теме
Современное искусство и произведение художника
Интересно, что эта карта, созданная живописцем, стала весьма популярной в двадцатом веке. Например, известный романист Дэн Браун, автор нашумевшего «Кода да Винчи», написал еще один бестселлер – «Инферно» (Ад).
Боттичелли, картина которого фигурирует в данной книге в качестве своеобразного шифра, делается с легкой руки автора, пророком. Мол, в его «карте» указан способ «реализовать» некую модифицированную версию преисподней здесь и сейчас.
Однако этот роман, несмотря на всю свою фантастичность, заставил многих почитателей Брауна внимательно разглядывать рисунок великого Боттичелли.
Источник: fb.ru
Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).
Источник: http://monateka.com/article/132254/
Божественная комедия в живописи
О влиянии работы Данте на творчество знаменитых живописцев.
Ад Данте в живописи
Со времен написания культовой Божественной комедии прошло немало лет, однако, идеи и образы, созданные Данте, вдохновляют художников на написание иллюстраций к поэме, а скульпторов на создание различных памятников. Некоторые мастера весьма скрупулезно воссоздавали детали произведения, другие привносили свои идеи.
Сандро Боттичелли (1445–1510)
В 1550 году Джорджо Вазари писал следущее:
Стоит отметить, что первые комментарии к комедии были опубликованы во Флоренции, в 1481 году, когда она только набирала популярность. Иллюстрации мастер создал в 1490-х годах, для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Работа являлась беспрецедентной. В то время было принято создавать иллюстрации книг в формате небольших изображений, акцентируя внимание на тексте, однако, у Боттичелли они больше похожи на картины.
Многочисленные и крупные, они сопровождают каждую песнь поэмы. Художник был чрезвычайно внимателен к первоисточнику, точно изображая каждую сцену.
Многие иллюстрации были растеряны, некоторые лежат в музеях Ватикана и Берлина.
Карта ада
Боттичелли также составил очень подробную карту подземного мира. Знаменитая карта, как и другие работы художника, считается одним из самых точных изображений ада по Данте. Восхищение, которое живописец испытывает к поэту, можно видеть в портрете Алигьери, созданном в 1495 году для библиотеки Боттичелли.
Сатана
Страданус (1523–1605)
Известный под именами Ян ван дер Страт, Джованни Страдано и Страданус, фламандский живописец жил во Флоренции и был близок с семьей Медичи.
Несмотря на то, что художник был одним из ведущих мастеров итальянского маньеризма, он не забывал о своем происхождении, что отчетливо видно в серии иллюстраций к Божественной комедии.
Суровый северный характер раскрывается прежде всего в изображениях Инферно, содержащих демонические образы и жуткие ландшафты.
Данте и Вергилий пересекают реку Стикс с помощью паромщика Флегия
Уильям Блейк (1757–1827)
102 рисунка Блейка, иллюстрирующих комедию, были введены в эксплуатацию в 1825 году. После смерти художника, два года спустя, было найдено множество набросков и предварительных композиций.
В отличие от Боттичелли, Блейк не только уделяет внимание деталям поэмы, но и привносит собственную точку зрения на ключевые сцены. Образы, созданные Уильямом, иногда намекают на критическое отношение к труду Данте, хотя и имеют множество признаков, свидетельствующих об интеллектуальной симпатии поэта и художника.
Поль Гюстав Доре (1832–1883)
Доре был известным французским художником. Начав свою карьеру в возрасте 16-ти лет, он работал иллюстратором для газет и издательств. Его работы ценились за то, что удачно совмещали элементы реализма и романтизма, а также хвалились за потрясающее изображения тел и внимание к анатомии. Огромного успеха живописец достигает в 1865 году, благодаря своим иллюстрациям к Библии.
Уже в 1855 году Доре планировал создать серии иллюстраций к шедеврам мировой литературы. В списке авторов, помимо Гомера, Оссиана, Гете и других, был также и Данте Алигьери. Этот проект Гюстав реализовал в промежутке между 1861 и 1868 годами, и был так вдохновлен Божественной комедией, что сам финансировал создание рисунков к Аду.
Восхищение поэмой в 19 веке было велико, поэтому иллюстрированная книга Доре в кротчайшие сроки достигла успеха. В дальнейшем была закончена работа над Чистилищем и Раем, а сама книга переведена на многие языки.
Иллюстрации Доре к комедии шедевральны. Мастер сумел передать сверхъестественную атмосферу поэмы, помогая зрителю погрузиться в сюжеты, поставив себя на место главного героя. Гюстав смог донести структуру жизни и смерти, изобретенную Данте, созданную на четыре века ранее.
Вильям Бугро (1825–1905)
Автор многих реалистичных картин на мифологические и религиозные темы не был по достоинству оценен при жизни, во многом из-за его негативного отношения и отказа от импрессионизма и авангарда.
С Божественно комедией связана работа «Данте и Вергилий в аду», в которой герои сталкиваются с алхимиками, фальшивомонетчиками, лжесвидетелями и самозванцами. Джанни Скикки, узурпатор и обманщик, вцепился в шею Капаччо, еретика и алхимика.
Они бьют друг друга руками, ногами, головой, разрывая тела на куски.
Франц фон Байрос (1866–1924)
Австрийский живописец и писатель фон Бойрос известен благодаря иллюстрациям эротических книг (Декамерон Боккаччо, Сказки тысячи и одной ночи). Рисунки Байроса по Божественной комедии наполнены влиянием Густава Климта, Коломана Мозера, Альфонса Мухи, а также стилем прерафаэлитов.
Сальвадор Дали (1904–1989)
По случаю 700-го дня рожденья Данте Алигьери, в 1951 году, Дали было поручено создать набор рисунков к Божественной комедии. Помимо акварельных рисунков, сюрреалист создал ряд гравюр на дереве.
В сотнях иллюстраций, кроме образов снов и галлюцинаций, характерных для стиля Дали, можно видеть сырость и материальность Ада Данте.
Помимо простого создания рисунков на основе поэмы, художник также хотел передать все эмоции и чувства, которые привели Данте к созданию своей загробной жизни. Серия создавалась в период между 1951–1959 годами.
Взгляд Биатриче. Дали.Обход в долину цветов. Дали.Данте из серии ДалиЦербер. Дали.
Источник: https://artrue.ru/articles/bozhestvennaya-komediya-v-zhivopisi.html
«Божественная комедия» Данте: 9 кругов ада :
Тему о кругах ада уже развивали и художники, и композиторы, и режиссеры 20 ст. Многие любители видеоигр знают, что есть игра под названием «Данте: Инферно». А в 2010 году даже вышел в свет фэнтези-мультик по книге Д. Алигьери.
9 кругов ада: «Божественная комедия» Данте
Знаменитый поет и, наверное, первый фантаст Данте 9 кругов ада изобразил в «Божественной комедии» как огромную воронку.
Чем серьезнее грех, чем больше людей пострадало от греховного человека, тем глубже в воронку земной преисподней его опустит царь Минос, встречающий умершего на 2 кругу.
Поэт Данте 9 кругов ада описал как место, где на каждом «этаже» души умерших отбывают каторжное наказание. Поэма написана в темные века, когда ум человеческий был скован страхом перед чистилищем.
Данте долго работал над поэмой — с 1307 по 1321 год. То есть поэма прославляет имя этого человека уже больше чем 700 лет. Для литературы это прекрасный образец средневековой поэзии. Вся поэма написана терцинами, с небывалым для тех времен стилистическим шармом.
Поэт описывает все эти круги ада очень мрачными и жестокими, какими их только мог представить человек, живший в эпоху католического деспотизма. Для общего представления опишем все 9 кругов, как они изображены именно в первоисточнике — поэме «Божественная комедия».
Описание первых 5 кругов ада
В лимбе (1 круг) Данте «поселил» поэтов и ученых древности, которые не были крещеными. Так что, по сути, их души не принадлежат ни низшему миру, ни высшему. В этом месте душа человека испытывает скорбь, но телесных мук — пишет Данте — тут нет.
На 2 кругу души уже мучаются. Их терзают порывы ветра. Как на земле они были неприкаянными и искали утех в сладострастии, а не в духовном мире, так и здесь их вечно будет терзать небывалая буря.
Следующий круг – загробное пристанище обжор и гурманов. Они обречены на гниение под непрерывным и мерзким дождем. Далее следует жадность. Этот грех карается тем, что душа скупца обязана перетаскивать тяжести на спине вечно и драться с другими душами, которые тащат такие же тюки навстречу.
Последний круг из менее тяжких грехов, связанных с несдержанностью и тягой к материальному, — это круг для душ гневливых, ленивых или унывающих людей.
Круги ада для самых ужасных мук
Самые страшные грехи, как считает писатель, – это насилие, обман, мотовство, лицемерие и предательство. Круг 6-й предназначен для лжеучителей, направивших человеческие умы ко лжи ради собственной выгоды.
На всех «просторах» 7 яруса мучаются насильники. А 8 и 9 круги — для самых «утонченных» лицемеров, еретиков, сводников и обольстителей. А также торгующих священников и алхимиков.
Именно эти грехи осуждает Данте, и для таких душ вечная каторга в 9 круге наиболее ужасна.
На самом последнем кругу, в центре, находится падший ангел, вмерзший в озеро с античным названием Коцит. В его зубах обречены истязаться такие исторические личности, как Иуда, а также предавшие Цезаря Марк Брут и Гай Кассий.
Поистине ужасающими и необычными описывает Данте Алигьери 9 кругов ада.
Кто вдохновлял Данте?
Как у каждого писателя, у Данте была своя муза. Девушка по имени Биче (имя Беатриче дал ей гений впоследствии сам) вдохновляла талантливого юношу только одним своим существованием. Он так беззаветно и долго был предан всеми мыслями только одной даме сердца, что самое великое произведение, как и другая его поэзия, написано в ее честь.
Многие мастера кисти изображали эту девушку с поэтом. Художник Холидэй Генри написал картину «Данте и Беатриче» (год написания — 1883-й).
Полотно автор посвятил неразделенной любви, пытаясь красками передать душевное состояние самого поэта. Сейчас картина находится в Ливерпульской галерее.
Экранизации
Продолжают описывать 9 кругов и режиссеры. За время существования кинематографа было создано несколько экранизаций, первая их которых – фильм L'inferno. Что с итальянского буквально означает «место мучений для чувствующих и мыслящих существ».
Все экранизации можно назвать, их немного. Приведем фильмы в хронологическом порядке:
- L'inferno – снят в 1911 году. Режиссер – Джузеппе де Лигоро.
- «Божественная комедия» Данте Алигьери. Фильм снят в СССР в 1961 году.
- Питер Гринуей, Рауль Руис, Том Филлипс сняли фильм «Ад Данте» в жанре музыкальной драмы (1989 г.).
А вот мультипликаций и художественных постановок, по-иному раскрывающих «детище» Данте (9 кругов ада в его произведении), а также чистилище и рай, намного больше. Таких произведений можно насчитать около 20 шт.
В 1989 году снят сериал под названием «Ад Данте». А в 2009-м создан небольшой фильм-короткометражка «Оживший Ад Данте». Режиссер — Борис Акоста. Ну и, наконец, самый известный на сегодня фильм «Инферно» по книге Дэна Брауна. Но здесь поэзию Данте автор затрагивает лишь вскользь. Его герой разгадывает шифр, остроумно сложенную загадку в искаженной репродукции картины Боттичелли.
Ходят слухи, что компания «Ворнер Бразерс» готовит по мотивам сюжета Данте Алигьери (9 кругов ада) фильм нового поколения. Придуманная поэтом история превратится в новый фэнтези-экшн. Для постановки такого фильма в наше время есть компьютерная графика, чего не было в 1911 году, когда вышла первая экранизация.
Аниме по мотивам поэмы
Мультфильм снят в 2010 году по мотивам поэмы Данте. «9 кругов ада» (аниме) снят как увлекательный эпический роман, где герой проходит через все адские круги, чтобы спасти девушку. Трудились над созданием этого проекта 6 опытных режиссеров-аниматоров.
Аниме понравится всем, кто любит жанр фэнтези, так как приключения героя на самом деле захватывают. Сам Данте был бы поражен, наверно, красочностью, с которой изображают люди нашего века плоды его поэтических терзаний и трудов.
«Божественная комедия» в картинах знаменитых художников
Об аде Данте писали картины и знаменитый Эдуард Мане, и Алессандро Боттичелли, и Доре. Алессандро Боттичелли написал самую известную картину — «Бездна ада», на которой он не заработал ни единой монеты.
Зато полотно принесло ему огромную славу. С 1480 по 1495 год создавалась это картина.
Данте 9 кругов ада описал словами, а великий художник нарисовал настоящую карту, точную визуальную копию преисподни средневековой мысли.
Известна картина Гюстава Доре, на которой фурии — Мегера, Алекто и Тисифона — мечутся и истязают грешников. Они обязаны стрелять в тех заложников, кто хочет выбраться на волю их адского гроба. Вообще, у Г. Доре много работ, посвященных этому произведению. Дьявола в озере Коцит он также изобразил очень интересно.
В 1822 году Делакруа написал полотно под названием «Данте и Вергилий переплывают на ладье реку Стикс». Хранится картина на данный момент в Лувре. Эдуард Мане переписал впоследствии эту картину.
А Вильям Бугро изобразил сражения алхимика и обманщика Джанни Скикки, описанное в 30 главе «Божественной комедии». Эта картина также известна в художественном мире и находится сейчас в музее «Орсе» в Париже.
«Божественная комедия». Взгляды философов на идею поэмы
В произведении смешивается античная философия с мыслью схоластов Средних веков. Все реки и многие герои взяты из античной мифологии. А вот при создании картины загробного мира ад, рай и чистилище автор описывает так, как понимали его Фома Аквинский и Альберт Великий. Взгляды Птолемея заложены в космологию поэмы.
Основная идея — это рассказать о путешествии души в обитель рая. Но человек имеет право выбирать: отправляться в рай напрямую или пройдя все 9 адских кругов.
Даже через несколько сотен лет 9 кругов ада Данте продолжают интересовать современного человека. Ведь тема поднята вечная — загробная жизнь души.
Источник: https://www.syl.ru/article/284885/new_bojestvennaya-komediya-dante-krugov-ada
Ад в живописи
Адольф Вильям Бугро.
«Данте и Вергилий в аду».
1850.
Музей Орсе, Париж.
И, когда он вошел в, эту старинную мрачную крепость, ему показалось, что какой-то голос прокричал ему в ухо слова, начертанные флорентийским поэтом над вратами ада: «Входящие, оставьте упованье»*.
* Знаменитая строка из поэмы великого итальянского поэта, уроженца Флоренции, Данте (1265–1321).
В поэме Данте «Божественная комедия» изображен ад, над вратами которого начертаны эти слова (в другом переводе: «Оставь надежду всяк сюда входящий»).
Вальтер Скотт. «Квентин Дорвард». Библиотека приключений в 20 томах. Том 15. Москва, «Энергоиздат». 1983 год.
* * *
Андреас Ритзас?
Икона «Сошествие во Ад»,
Средиземноморье. Середина XV в.
По имеющимся у нас сведениям, человек не способен вообразить себе то, чего он так или иначе не видел. Образные представления человека об аде гораздо более развиты, дифференцированны и детальны, чем о рае. К тому же ад, так сказать, хорошо заселен нами и нашими знакомыми. Ад нам как бы понятен.
Андрей Битов. «Оглашенные».
* * *
Иероним Босх.
«Сад земных наслаждений. Ад».
В представлении китайцев ад состоял из десяти кругов или, точнее сказать, инстанций, поскольку ад в Китае, как всякое публичное учреждение, мыслился по образу чиновничьей канцелярии.
В первой инстанции определялось наказание, уготованное для души в стенах чистилища, в последней – её судьба в следующем рождении (душа могла переродиться в одном из шести состояний – от святых небожителей до зверей и растений).
Считалось, что накануне перерождения адские власти давали душам напиток забвения, который отнимал у них память о прошлой жизни… В массе простонародья наибольшее значение среди властителей подземного царства придавалось всемилостивому бодхисаттве Дицзан-вану, у которого можно было просить заступничества и хозяину пятой канцелярии Яньло-вану – наиболее грозному и неподкупному судье ада, ведущему своё происхождение от буддийского Ямы – владыки ада.
Владимир Малявин. «Китайская цивилизация».
* * *
Иероним Босх.
«Стол со сценами, изображающими семь смертных грехов и «четыре последние вещи» (Смерть, Страшный суд, Ад и Рай)».
Библия и Коран злонамеренно едины в запугивании адом всех, кто не признаёт их Божественное происхождение и проявляет свою волю и собственное миропонимание вместо безоговорочно-бездумного следования догматам веры. Наличие ада и рая представляется крайне немилостивым и недостойным Божественной воле, когда изначально предопределены некие «отходы производства», обречённые на нескончаемые мучения.
В противовес этим учениям верования Русской цивилизации до её крещения не включали в себя учений о вечном аде и рае. Такое мировоззрение делало людей свободными от морального террора и прямого подкупа, когда они вершат свои дела от души, а не из-за чувства боязни или ради ожидаемого воздаяния.
В. Ефимов. «Коран и пути преодоления российско-чеченского разлома». Радиопрограмма №17 (16.11.2002).
* * *
Икона «Сошествие во ад».
Византия, Афон. XII век.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Мастерская Андрея Рублёва.
«Сошествие во ад».
1425-1427.
Троицкий собор, Троице-Сергиева лавра.
«АД» с ассирийского означает «Отец». По-арамейски «ад» означает один (первый), а «ад-ад» – единственный.
Владимир Пятибрат. «Глубинная книга».
* * *
Мастерская Андрея Рублёва.
«Сошествие во ад».
Икона праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Питер Брейгель Старший.
«Сошествие Христа во ад».
Библия не менее 300 раз пугает верующих ужасами ада, также программируя их психику на катастрофичность бытия.
В. Ефимов. «Счастье и смысл жизни – цивилизационные особенности». Радиопрограмма №26 (07.04.2003).
* * *
Сандро Боттичелли.
«Инферно (Карта ада)».
1480-1490.
Библиотека Ватикана.
Сандро Боттичелли.
«Ад».
Иллюстрация к «Божественной комедии», песнь 18-я, восьмой круг).
1480-1495.
Берлинский гравюрный кабинет, Берлин.
Сандро Боттичелли.
«Ад».
Иллюстрация к «Божественной комедии», песнь 31-я).
Около 1492-1497.
«Собрание проповедей монаха Иоанна Коккиновафа о деве Марии. Рай, четыре реки рая и врата ада».
Эдуард Мане.
Копия картины Э. Делакруа «Данте и Вергилий в аду».
1854.
Музей изящных искусств, Лион.
ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Источник: http://aria-art.ru/0/A/Ad/1.html
750 лет и 15 портретов Данте Алигьери
В эти дни великому Данте стукнуло семь с половиной веков. Считается, что его крестили 26 мая, а с днем рождения даже в Википедии данные расходятся. Но дата такая, что не грех праздновать и подольше! Все-таки, Данте! Автор книги про которую все знают, но никто не читал.
Фрагмент фрески 1450 года. Написано через 130 лет после смерти Данте.
«Божественная комедия», которая на самом деле просто «Комедия», и которую никто не читал, но все знают, что там про ад. Увы, незавидна участь титанов Ренессанса в пост-пост модерне! Все помнят только имя.
А ведь Данте Алигьери, действительно, титан! Создал итальянскую литературу и несколько величайших произведений, нарисовал всему человечеству рай и ад. Вел политическую борьбу за власть в родной Флоренции, а потом долго жил в изгнании. Создал одну из самых романтических историй любви в истории человечества.
Это один из главных воплощений образов Творца и Изгнанника в мировой культуре. Человек, которого чаще всего изображают в лавровом венке. Поэтому особенно интересно посмотреть, как видели Данте в разные времена. Великим гражданином, визионером, любовником, одиноким изгнанником, символом страны.
Тем более, что рисовали Данте художники не менее талантливые, чем он сам. Полюбуйтесь и вы, как выглядит гений, имя которого знает каждый спустя семь с половиной веков после рождения! С юбилеем, Дуранте!
Данте на обложке первого издания «Божественной комедии».
Данте на фреске во дворце Кардуччо (1450) в эпоху «монументализации» образа.
Портрет работы Доменико де Микелино. Фреска собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Поэт на фоне родного города, которого не увидел, Ада, Чистилища и небес.
Канонический портрет Сандро Ботичелли
Данте на фреске в Палаццо Жудичи
Варези. Шесть тосканских поэтов. Чино ди Пистойа, Гвиттоне д’Ареццо, Кавальканте, Бокаччо, Данте и Петрарка.
Посмертная маска Данте.
Фреска Луки Синьорелли, 1499-1502 год, капелла Сан Брицио
В эпоху Просвещения и Новое время Данте представляли, как великого, но мрачного визионера. Таким увидел его Гюстав Доре, иллюстрируя «Божественную комедию».
В XVIII и XIX веках художники все чаще обращаются к образу поэта-изганника, непонятого толпой и одинокого. Антонио Котти. Данте в Вероне
Данте в изгнании. Фредерик Лейтон. 1864
Доменико Петарлини. Данте в изгнании. Около 1860
Эта страсть к изображению Данте в изгнании неслучайна. В эпоху идет объединение Италии и образ великого сына нации, не находящего себе приюта, был актуален среди итальянских мастеров. А для художников прерафаелитов главным в образе и жизни Данте стала его любовь к Беатриче.
Данте и Беатриче — Джон Уильям Уотерхаус
Россетти. Беатриче, встретив Данте на свадебном пиру, отказывается приветствовать его.
Генри Холидей. Встреча Данте и Беатриче.
Росетти. Встреча Данте и Беатриче в раю. Ну а перед гостями Флоренции он предстает вот таким.
Памятник Данте на площади Кроче, Флоренция.
Источник: http://samcult.ru/heritage/3237
Больше ада. кого искать на иллюстрации боттичелли к «божественной комедии»
За основу иллюстрации взят кадр из телефильма De Goddelijke Komedie van Dante en Inferno van Dan Brown, 2013Спускаемся в глубины дантовского ада и делаем обзор привычек и развлечений его обитателей.
Итак, чем заняться в аду Боттичелли?Художник Раннего Возрождения Сандро Боттичелли (1440–1510) известен прежде всего лучезарными портретами неопознанных молодых людей, очень напоминающими современные модельные тесты, а уже потом тяжеловесными полотнами на религиозную тему. На одной из таких картин Боттичелли изобразил структуру ада Данте.
Попробуем бегло осмотреться в этом детальном универсуме не прибегая к искусствоведческой зауми.Художник закончил эту работу в 1480 году. В настоящий момент она хранится в Ватиканской библиотеке
Почему вам будет легко понять Боттичелли
1. «Ад» был создан в качестве покаяния, но не в высоком смысле. Вообще-то художник имел весёлый нрав, ему больше всего нравилось писать красивых девочек и мальчиков. Но именно в глубоком аду оказался Боттичелли, потратив все деньги, заработанные на службе у Папы Римского, на излишества и поверхностные увлечения. Пришлось вернуться домой, читать Данте, много думать.2. Картина стала особенно популярной уже в XXI веке, когда попсовый беллетрист Дэн Браун сделал «Ад» шифром в своём очередном бестселлере про древние шифры «Инферно». Так иллюстрация к одной книге стала героем другой.3. Из всех западных концепций ада именно эта средиземноморская версия ближе всего нашему культурному коду. Здесь, конечно, есть чуждое православному человеку Чистилище, но уже подробно изображены наказания и мучения грешников, чего не было в более ранних версиях, и что не слишком-то выпукло изображено в пустынном и бесконечно унылом мефистофелевском аду. К тому же, форма воронки!4. Художник уделяет особое внимание наказанию коррумпированных чиновников. Их мучают в восьмом круге неприятные сущности с копьями, которые, кстати, тоже обречены на вечное мучение в этом месте. Здесь все равны: и высокопоставленные бывшие миряне, и, собственно, черти тоже страдают. Просто за то, что они черти.5. «Ад» Ботичелли — это, по сути, комикс. И его главные персонажи — он сам и поэт Вергилий. Они, нарядные, изображены множество раз, как в мультипликации. Видения их типичны для творческих людей и вообще крутых парней: путешествие начинается со зрелища мучимых бесами душ сутенеров, стукачей, конъюнктурщиков и проституток, барахтающихся в грязи.
Круг Первый. Лимб
Здесь собрались также не крещённые младенцы, язычники и любители новейших религиозных течений, а ещё античные поэты и мыслители: Гомер, Платон, Сократ. Ветхозаветные праведники Ной и Авраам дождались здесь своей очереди в Рай.
Круг Второй. Сладострастие
Здесь собрались те, кто согрешил во имя любви или перепутал её с банальной похотью. Души грешников крутят порывы ветра, как в центрифуге. Всех тошнит.
Круг Третий. Чревоугодие
Обжоры гниют здесь под снегом и дождём, обдумывая своё поведение. Но всё бестолку — приходит Цербер и поедает загруженных грешников.
Круг Четвёртый. Жадность
Души жадин заняты бессмысленным трудом: две толпы грешников толкают перед собой тяжёлые грузы, двигаясь навстречу друг другу. Сталкиваются и затем расходятся, чтобы начать все сначала.
Круг Пятый. Гнев и лень
В последнее время можно оправдывать свою несдержанность и распущенность повышенной эмоциональностью. Те, кто так делал, в дантовском аду вечно будет драться с себе подобными в бескрайнем болоте.
Круг Шестой. Еретики и псевдогуру
Здесь повсюду летают фурии. Они присматривают за лжеучителями и пророками, которые, придавленные неизбывной скорбью, неподвижно лежат в открытых гробницах.
Круг Седьмой. Душегубы
Души-уголовники всех мастей, при жизни совершавшие насильственные преступления, вечно мучаются под огненным дождём и кипят в кровавой реке. Периодически к исполнению наказаний подключаются голодные собаки и гарпии.
Круг Восьмой. Жулики и воры
«Грешники идут двумя встречными потоками, бичуемые бесами, влипшие в кал зловонный, туловища некоторых закованы в скалы, по ступням струится огонь. Кто-то кипит в смоле, и, если высунется, черти вонзают багры. Закованных в свинцовые мантии ставят на раскаленную жаровню, грешников потрошат и мучают гады, проказа и лишай». Исчерпывающе.
Круг Девятый. Предатели и отступники
Это самый нижний, закованный в лёд, круг. Здесь невыносимый минус. Все знаменитые предатели вроде Брута и Иуды бесконечно пережёвываются самим Люцифером.Он томится на самом нижнем этаже.
источник
Источник: https://artur-s.livejournal.com/5447569.html