Описание картины сергея иванова «стрельцы»

Возвращение к истокам

Без преувеличения можно сказать, что одним из самых популярных фестивалей, проходящих на территории нашей губернии, был и, к счастью, остается фестиваль «Ратное дело». Ежегодно несколько тысяч зрителей могут лицезреть сражения отрядов Запада, Руси и Степи в полях под Старым Буяном.

Путь устроителей фестиваля не был устлан розами, и, как итог, в 2015 году для широкой публики он и вовсе не проводился. В прошлом году «Ратное дело» обрело новую площадку близ села Кинель-Черкассы.

А в 2017-м фестиваль кардинально сменит и свою историческую тематику. На смену XIII придет век XVII, «бунташный», когда на кону в большой геополитической игре стояло существование Российского государства.

Самара в этих «играх престолов» занимала не последнее место.

Обо всем этом в преддверии фестиваля «Ратное дело: Самарский острог» мы поговорили с одним из его организаторов Игорем Майоровым.

— В этом году вы впервые организовываете фестиваль, посвященный истории Смутного времени?

— Да, в Самаре это будет первый прецедент. Хотя фестивали по этой исторической эпохе проводятся в соседних городах, например, в Волгограде. А Самара остаётся не охваченной.

Связано это с тем, что людей, интересующихся этой эпохой, в нашем городе до определенного момента не было. Но несколько лет назад на базе клуба «Легенда» появились те, кто заинтересовался XVII веком и стал изучать тему самарских стрельцов.

Мы съездили на несколько фестивалей и задумались над тем, чтобы сделать что-то подобное в Самаре.

— Ну правильно, а чем мы хуже!

— Да. А тут сложилась еще такая ситуация, что основная часть оргкомитета «Ратного дела» за семь лет немного устала и решила в этом году сделать паузу и дать себе передышку. Ну, а году то зачем пропадать? И теперь у нас будет чередование фестивалей по XVII веку и по ставшему уже привычным тринадцатому.

— В этом году «Ратное дело» пройдет там же, где и в прошлом, в Кинель-Черкассах?

— Да. Нам очень повезло, что администрация Кинель-Черкасс, от главы района и до главы поселения, с большим энтузиазмом отнеслись к идее проведения фестиваля и оказывают нам всестороннюю помощь.

— Как изменилось количество зрителей в прошлом году, в связи со сменой площадки?

— Их стало меньше, конечно. Безусловно, сыграл свою роль фактор удаленности новой площадки. Но тысячи три зрителей на «Ратном деле -2016» собрались. В Старом Буяне было порядка пяти тысяч. Но нам выбирать не приходится. Либо фестиваль будет на той площадке, которую нам предоставили, либо его не будет вообще.

К слову, в связи с удаленностью места проведения фестиваля, мы постарались оптимизировать его программу, чтобы зрители, добирающиеся к нам на автобусах, не пропустили ничего интересного.

Ратное дело — 2016

— Вот об автобусах и поговорим. Планируется ли в этом году «целенаправленная» доставка зрителей на фестиваль, как это было раньше?

— Скорее всего, ее не будет. Дело в том, что в этом году фестиваль проводится исключительно на средства администрации Кинель-Черкасского района, а они, сами понимаете, не безграничны.

Даже когда мы сами организовывали платную доставку зрителей автобусами, то не смогли по затратам выйти в ноль. И радовались, когда убытки от аренды транспорта были для нас минимальными.

Но несмотря на все это, мы надеемся, что сможем в этом году организовать доставку зрителей на фестиваль автобусами.

— Давайте поговорим об исторической канве фестиваля. О чем, грубо говоря, на нем будет идти речь?

– О событиях Смутного времени (первая треть XVII века — прим. ред).

В тот период произошло сильное ослабление центральной власти, что развязало руки тем же самым кочевникам, для защиты от набегов которых и была в свое время построена Самарская крепость. В нее, например, пришли саратовские стрельцы, когда их город был сожжен войском Ногайской орды. Активизировались «воровские люди», казаки.

Атаман Заруцкий, покровитель Марины Мнишек, находясь в Астрахани, собирал войска для похода по Волге к Казани. Таким образом, в Поволжье лишь Самара оставалась островком стабильности и защиты интересов государственности.

Картина Сергея Иванова «Стрельцы»

И в рамках фестиваля будет разыграна некая ситуация, когда есть небольшое укрепление, где несут службу стрельцы — «государевы люди», заметившие, что какой-то экспедиционный отряд мятежников-казаков и европейских наемников пытается нащупать брешь в их обороне.

— То есть это будет безымянное укрепление без привязки к Самарской крепости?

— Да, мы назвали фестиваль «Самарский острог», хотя наш город к тому моменту уже был крупной крепостью. Поэтому главным героям фестиваля будет острожек, который стоит где-то на подступах к ней.

— Подведем итоги. Какие у нас будут персонажи: стрельцы, мятежники-казаки, кочевники-ногайцы…

— Последних не будет, потому что нет реконструкторов, которые занимались бы именно кочевниками XVII века.

— Но зато будут ландскнехты, европейские наемники. Верно?

— Да, наемники будут, но не ландскнехты, они все-таки относятся к XVI веку.

— А вообще, с исторической точки зрения их участие в этих событиях оправдано или это такая вольность, которую можно допустить?

— Теоретически они могли быть в Поволжье того времени.

Ведь Русь еще в XVI веке начала активно перенимать европейский опыт ведения войны. Активно приглашались на службу иностранцы в качестве военных инструкторов и оружейников.

Можно сказать, что Петр I распахнул двери в Европу, а окно было прорублено еще веком ранее.

— К слову, несколько позже Смуты, в 1670-х годах, трое самарских воевод были немцами. Но вернемся к военной тематике. Будет ли в ходе фестиваля применяться огнестрельное оружие и артиллерия?

— Конечно. Будут, само собой, стрельцы с пищалями, надеюсь, что приедут московские рейтары. Очень красиво, когда они на своих лошадях в начищенных кирасах стреляют из пистолетов. Едут к нам стрельцы из города Бирска и везут с собой пушечку. Так что вся огнестрельная красота, конечно, будет присутствовать.

— А мастер-классы по обращению с огнестрельным оружием XVII века будут?

— Да, мы планируем их организовать. Продемонстрируем принципы работы и пищалей, и пушек.

— Как изменится программа фестиваля в этом году, будет ли в ней что-то кардинально новое или все пойдет по проверенной схеме?

— Новшества будут с поправкой на эпоху. Например, мастер-классы по обращению с пикой, бердышом…

— А немилитаристские активности будут, как это было на фестивале по XIII веку — ткачи, гончары?

— Да, конечно, мы позовем мастеров и ремесленников. Все это мы будем анонсировать в нашей группе по мере приближения фестиваля.

— А по количеству именно реконструкторов — их будет столько же, сколько на «Ратном деле» по XVII веку?

— Максимально в лучшие годы собиралось до 200 человек. Но надо сказать, что для российского фестиваля по XIII веку это большая цифра. Скажем, X век — времена викингов — собирает куда больше.. Например, фестиваль в Ельце — «Русборг» — собрал в прошлом году тысячу человек!

— Кошмар. Они ведь Елец могли захватить. Вот заголовки бы были в СМИ!

— Там, кстати, был любопытный случай, один из викингов копьем сбил пролетающий квадракоптер. Но вернемся к XVII веку.

Фестивали по этой эпохе собирают немного участников. Мы ожидаем максимум 100 человек. Но здесь есть нюанс. 90% участников выйдут на поле боя.

А на фестивале по XIII веку половина участников — это «лагерь»: женщины, дети, различные «небоевые» персонажи.

Вообще, реконструкторы XVII века в России — это люди в большинстве своем зрелые. Которые хотят «красивости», чего-то эффектного.

— Небольшое философское размышление. В истории нашего города есть некие реперные точки, которые освещаются со всех сторон: «Самара космическая», «Куйбышев — запасная столица», «Купеческая Самара», а XVII век как-то оставлен за скобками. Между Засекиным и Татищевым, условно говоря, белое пятно. Сталкиваешься ли ты с недостатком исследований по этому периоду?

— Да, тема изучена достаточно слабо. Конечно, исследована хронология, событийная часть. В частности, в работах Эдуарда Дубмана. Но это один исследователь.

Если брать какие-то более узкие темы, скажем, жизнь самарских стрельцов, то таких исследований нет. И вот эта «неосвещенность» (помимо того, что XVII век мне просто нравится как историческая эпоха) побудила меня ею плотно заняться.

Тем более это история нашего города. И я надеюсь, что именно с этой стороны фестиваль 2017 года будет близок зрителям.

Читайте по теме:
— Самара в годы Смуты: 1613-1614 годы
— Очерки по истории Самары 1586-1680-х годов

Используемые в материале фотографии взяты из группы фестиваля «Ратное дело» и архива Игоря Майорова. Фотография обложки — фестиваль СтрЕлец.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»  

Источник: http://drugoigorod.ru/samarski_ostrog/

«Янычары» Ивана Грозного: начало боевого пути

Классическую западноевропейскую модель середины XVI века можно смело отбросить. Ивановы стрельцы совсем не похожи на обычных немецких ландскнехтов – изначально стрельцы не делились на пикинёрские сотни.

И на польских и литовских наёмных жолнеров-драбов стрельцы тоже не походили, поскольку в середине XVI века десятки, из которых состояли драбские роты, всё ещё сохраняли заведённый в конце XV века смешанный состав. Такой десяток мог включать в себя пикинёра-«копийника» в полном «копийничем» доспехе, щитоносца-павезника и нескольких «стрельцов» с ручницами-аркебузами.

Весьма популярной и распространённой, особенно в последние годы, является версия, согласно которой образцом для подражания при создании московских стрельцов стали османские янычары.

Царское войско на походе. Миниатюра из 22-го тома Лицевого летописного свода

В пользу такого предположения говорят и слова И. Пересветова, небогатого служилого человека и прожектёра середины 50-х годов XVI века, обращавшегося к царю с предложением учинить по османскому образцу царскую лейб-гвардию и корпус «юнаков храбрых с огненною стрельбою» для охраны границы с татарами.

Также в пользу этой теории говорит запись в Холмогорской летописи, сообщающая, что послал в 1559 году царь и великий государь своего воеводу Данилу Адашева воевать Крым с детьми боярскими, стрельцами и янычарами. Наконец, запись в дозорной книге Тверского уезда 1551–1554 гг.

, сообщающая о некоем сыне боярском Рудачке Песоцком, который «служит царю и великому князю в ениченех».

Здесь сходства больше, но, как нам представляется, говорить о прямом заимствовании османского опыта всё же не стоит – если уж он и был, то опосредованный, через Крымское ханство.

Здесь, в годы «замятни», наступившей после смерти Мухаммед-Гирея I в 1523 году, сперва Саадет-Гирей I, а потом его брат и преемник Сахиб-Гирей I обзавелись по османскому образцу собственной «лейб-гвардией», включавшей и отряды пеших стрелков с огнестрельным оружием, ставших опорой ханов в борьбе за власть.

С ними не могли не познакомиться русские дипломаты, регулярно посещавшие ханский двор, да и русские служилые люди встретились с ханскими стрелками на берегах Оки летом 1541 года, когда Сахиб-Гирей явился наказать своего неверного улусника Ивана за его нерадение «царским» интересам.

«Казанское крещение» стрельцов

Как бы то ни было, но в конце лета 1550 года вблизи царской загородной резиденции в Воробьёво поселились «выборные» «огненные стрельцы», положив начало истории стрелецкого войска. Правда, недолго они пребывали в праздности: Иван, «ко ополчению дерзостен и за свое отечество стоятелен», не собирался давать им покою.

Ни одна война, ни одна крупная кампания, ни один мало-мальски серьёзный поход в долгое правление грозного царя не обходился без участия стрельцов. Уже весной 1551 года Иван отправляет в набег на Казань князя П. С. Серебряного, «а с ним дети бояръские и стрельцы и казаки».

Перед ними была поставлена задача отвлечь внимание казанцев от строительства крепости в Свияжске, которым руководил дьяк И. Выродков.

Ранним утром («на первом часу дни» – на Руси в то время день начинался с восхода солнца) 18 мая 1551 года князь Серебряный со своими людьми внезапно объявился под стенами Казани и атаковал казанский посад. Как писал летописец, князь «побил многих людей, и живых поимали, и полону русского много отполонили, а князей и мурз великих болши ста побили, и многых мелкых людей и жен и робят побили…».

Поставленную перед ними задачу князь и его ратники выполнили и даже перевыполнили, отбив томившихся в казанской неволе русских полоняников, но при этом понесли и потери.

По словам русского книжника, процитировавшего воеводскую «отписку»-рапорт о сражении, «на том бою убили Михаила Зачесломского да двух Стромиловых, да жива взяли сотцкого стрелетцкого Офоню Скоблева; да стрелцов человек с пятдесят и взяли и убили и потонуло».

Читайте также:  Описание картины юрия пименова «фронтовая дорога»

Сведения же синодика (поминальной книги) Архангельского собора в Москве позволяют уточнить и название одной из стрелецких статей, принимавших участие в этом набеге. В синодике поимённо названы 15 стрельцов «Ивана Черемисинова», что «под Казанью потонули и побиты» – того самого Ивана Черемисинова, который назван был третьим в списке первых стрелецких голов.

Пока остальные стрельцы участвовали в строительстве Свияжска и стояли вместе с казаками и детьми боярскими на Волге, Каме и Вятке «по всем перевозам», Иван Черемисинов со своими людьми отправился в Казань сажать «царевича» Шах-Али (Шигалея русских летописей) на казанское «царство», а потом остался при «царском» дворе выполнять одновременно роль и царской охраны, и конвоя (на тот случай, если вдруг Шигалей решил изменить Ивану IV). Увы, недалёкий и жадный Шах-Али не сумел наладить отношения с казанской знатью и «лутчими людьми», и в марте 1552 года, охраняемый стрельцами Черемисинова, незадачливый «царь» бежал из города к Ивану. Последняя страница казанской драмы была открыта.

Стрельцы во время осады Казани в 1552 году. Миниатюра из 21-го тома Лицевого летописного свода

В кампании 1552 года стрельцы приняли самое активное участие. Часть годовала в 1551/1552 гг. в новопостроенном Свияжске, понеся большие потери от болезней. Иван Черемисинов со своими людьми ходил в июле 1552 года под началом князя С. И. Микулинского на «горних людей».

Разбитые черемисы «воеводам добили челом, государя правду дали и к городу Свияжьскому пошли и з женами и з детми». Три же статьи, Г. Пушечникова-Жолобова, Ф. Дурасова и М. Ржевского, покинув в мае 1552 года свою слободу, отправились «в судех» (то есть водой) с воеводой князем П. А.

Булгаковым «с товарыщи» в Муром, а оттуда – водой же в Свияжск.

Здесь, в Свияжске, собравшиеся вместе стрельцы 13 августа 1552 года участвовали в торжественной встрече Ивана IV, прибывшего с главными силами русского войска в крепость.

Спустя два дня большая часть русского войска, переправившись через Волгу на «казанскую сторону», начала готовиться к последнему переходу к стенам Казани и обложению города.

После тяжёлого марша, «бе тогды время дождиво и воды в реках велики», русское войско вышло на подступы к столице татарского ханства.

23 августа, завершив приготовления к осаде, «поиде государь к городу Казани», имея в авангарде ертаульный полк, «а с ним стрелцы и казаки пеши перед полкы; такоже пред всеми полкы головы стрелетцкие, а с ними их сотцкие, всякой своим стом идет…». Так началась знаменитая последняя осада Казани, в которой новоучреждённым стрельцам Ивана IV довелось сыграть одну из важнейших ролей.

Казанская эпопея, достойная отдельного рассказа, дорого обошлась стрельцам.

Бившиеся в передних рядах, во «рвах» и в «закопех» перед казанскими стенами, отбивавшие вылазки казанцев и бравшие Арский острог князя Япанчи (беспокоившего своими набегами русский лагерь), шедшие в авангарде штурмовых колонн в день генерального штурма 2 октября 1552 года, они понесли немалые потери.

Был убит голова Василий Прончищев, ранен другой – Матвей Ржевский, многие сотники и другие начальные люди, рядовые стрельцы были «язвлены» «многыми ранами» или же «всяческы нужно скончались», заслужив вечную память. Но понесённые потери не сломили боевой дух, дисциплину и боеспособность стрельцов — и это не осталось незамеченным Иваном Грозным и его воеводами.

Стрельцы, казаки и дети боярские отражают вылазку казанцев. Из 21-го тома Лицевого летописного свода

После 3-й Казани начинается стремительный рост численности стрелецкого войска. Часть из них осталась в Казани на гарнизонную службу, другие, приняв активное участие в астраханских походах 1554–1556 гг., были расквартированы в Астрахани.

И здесь стрельцы снова отличились, подтвердив свою высокую боеспособность и дисциплину.

В конце августа 1556 года, преследуя беглого астраханского «царя» Дервиш-Али, стрельцам и казакам пришлось целый день отступать к своим стругам, отбивая атаки татарской конницы, поддержанной огнём присланных на помощь Дервиш-Али крымских стрелков-тюфенгчи. И ведь отбились, сумели дойти до судов в полном порядке!.

Ещё один приказ (так стали называть стрелецкий отряд) головы Т. Тетерина ушёл зимой 1555 г. на северо-запад. Здесь он принял участие в походе русских войск на Выборг в ходе русско-шведской войны 1554–1557 гг.

и, похоже, так и остался в Новгороде, положив начало новгородским (и псковским) стрельцам.

Примечательно, что в ходе выборгского похода стрельцы Тетерина получили для ускорения передвижения набранных с местного тяглого населения лошадей и, получается, проделали большую часть пути верхом.

Между двух войн

Несмотря на убыль стрельцов как по причине их перевода в другие города, так и в силу боевых (так, взбунтовавшиеся черемисы и татары зимой 1553 года разгромили выступивший на подавление мятежа из Казани приказ В.

Ершова, положив на месте 350 стрельцов, а в 1555 году 34 стрельца, не считая раненых, было побито в памятной для татар и русских битве при Судьбищах в Поле) и небоевых потерь, число московских стрельцов к концу 50-х гг. практически удвоилось.

Во всяком случае, в декабре 1557 года, в преддверии начала Ливонской войны, Иван Грозный устроил ежегодный смотр стрельцов в Москве. В этом смотре, по сообщению присутствовавшего на нём оставшегося неизвестным англичанина, участвовали 5000 «аркебузиров» — и это при том, что приказ головы Г.

Кафтырева к тому времени уже убыл в Новгород для участия в походе против ливонцев). Прошедшие боевое крещение, стрельцы пользовались заслуженной славой отменных стрелков, и ногайский бий Исмаил, союзник Ивана Грозного, умолял царя прислать ему из Астрахани на помощь против его врагов ну хоть десятка два стрельцов!

К началу Ливонской войны организация и порядок содержания и снабжения стрельцов уже устоялись.

По факту они к этому времени уже поделились на московских (к последним после учреждения опричнины добавились государевы опричные стрельцы числом не менее полутора тысяч) и городовых (хотя долгие «командировки» московских стрельцов в провинциальные города, «докуды в те городы жилетцкие стрельцы не прибертца», никто не отменял). В больших городах, таких как Москва, Новгород Великий, Смоленск, Полоцк (взятый в 1563 г. при активном участии стрельцов) или Астрахань, стояли гарнизонами по несколько пятисотенных приказов. При этом в той же Астрахани были и конные стрельцы – не сажаемые на случай похода для скорости на казённых и собранных с тяглых лошадей и телеги, а конных изначально. В малых городах, крепостях и острогах стрельцов насчитывалось от нескольких сот до нескольких десятков.

Стрелец

Приказы, как уже было сказано выше, делились на сотни, сотни – на полусотни во главе с пятидесятниками и десятки во главе с десятниками.

В военно-административном плане стрельцы, надо полагать, подчинялись Разрядному приказу, а в остальных, пока не была создана отдельная Стрелецкая изба/приказ (впервые упоминается около 1571 года), похоже, что подчинялись приказу Большого дворца, отвечавшему за царский двор и всё, что с ним связано.

И если это так, то тогда нам известно и имя боярина, которому были подсудны стрельцы и их начальные люди. Приказом Большого дворца с марта 1547 года и до 1564-го заведовал боярин, дворецкий Д. Р. Юрьев, брат царской жены Анастасии.

Вооружались стрельцы фитильными пищалями (про примерные нормы отпуска пороха-«зелья» и свинца мы уже писали прежде), саблями и топорами (если верить английскому дипломату Флетчеру – они носили их за спиной.

Однако это не бердыши – бердыши янычары Ивана Грозного не использовали, поскольку бердыши тогда на Руси, похоже, не появились).

Начальные же люди, головы и сотники, набиравшиеся из детей боярских, вооружались традиционно, как и положено служилому человеку «по отечеству» – обычно шелом, пансырь-кольчуга да сабля с саадаком. Кроме того, судя по всему, стрелецкие приказы имели и свою собственную артиллерию.

Стрелецкий сотник

Устоялась и система выплаты жалованья стрельцам. Помимо денежного, стрельцы получали ещё и хлебное жалованье (не меньше осьмины ржи в месяц на человека – т.е.

2 пуда зерна), деньги на соль, а стрелецкие головы и сотники – ещё и земельное жалованье, поместья (при этом московские стрельцы стабильно получали большие, нежели городовые/»жилетцкие» выплаты, денежные и натурой).

И, похоже, стрельцам не возбранялось (во всяком случае, в провинции) заниматься разными промыслами и торговлей. Некоторые из них, судя по «обидным спискам», в которых перечислялось утраченное ими в результате грабежей имущество, торговали довольно успешно и прибыльно.

«Служилое платье» стрельцов, видимо, было обычным для русских людей того времени – суконный кафтан и однорядка с колпаком да суконная же епанча (плащ). Судя по сохранившимся документам, в каждом приказе/приборе был свой цвет кафтана и колпака.

Что же касается тактики применения стрельцов, то здесь сказать что-либо определённое сложно.

Соблазнительно, конечно, было бы полагать (исходя из того, что Иван Грозный де советовался с иноземными капитанами, а на смотре 1557 года стрельцы вышагивали «в добром порядке» строем по 10 человек в ряд), что стрельцы на поле боя строились 10-шереножным построением и были обучены ведению залпового огня и караколе. Однако, по здравому размышлению, от такой картины стоит отказаться – очень уж шаткие основания для такого предположения.

Львиное отступление русских стрельцов и казаков летом 1556 г.

Вообще, в первые годы своего существования стрельцы блестяще показали себя не в полевых сражениях (которых, собственно, и не было – если не считать Судьбищи и «Львиного отступления» 1556 года), а во время осад и штурмов крепостей, «в закопех» и «во рвах», снимая прицельным огнём из своих пищалей неприятельских воинов со стен и башен и отбивая их вылазки «огненным боем» и «ручным сечением». В поле же, не имея в своих рядах пикинёров, стрельцам с их медленно перезаряжающимися пищалями было крайне сложно, а то и вообще невозможно, противостоять атакам неприятельской конницы -особенно польско-литовской, стремившейся решить исход схватки в ближнем бою. Тем временем, приближалась Ливонская война, в которой стрельцам была уготована далеко не последняя роль…

Репост: warspot.ru

Источник: http://www.pravda-tv.ru/2016/03/23/217621/yanychary-ivana-groznogo-nachalo-boevogo-puti

Иванов С.В

Для увеличения – нажмите на изображение

Браз О.Э. Портрет художника Сергея Васильевича Иванова

 Русский художник-реалист Сергей Васильевич Иванов родился 4 июня 1864 года в небольшом городке Руза, находящемся в Московской губернии, в семье акцизного служащего.

Наклонности к рисованию у него проявились с ранних лет, однако отец мальчика считал, что из сына не выйдет хорошего художника, и мечтал определить его в инженеры.

Подчинившись отцовской воле, в 1875 году одиннадцатилетний подросток поступил в Межевой корпус. 

Эти занятия не нравились Сергею и очень угнетали его. Заметив это, товарищ отца П. Синебатов, обучавшийся в то время в Академии Художеств, предложил отдать мальчика в художественное училище. После того, как его рисунки были показаны В.Г.

Перову и высоко им оценены, Сергей Иванов начал заниматься в МУЖВЗ (в 1878 году) как вольный слушатель, а через год официально поступил туда, оставив обучение в Межевом корпусе. В МУЖВЗ будущий художник Иванов Сергей Васильевич занимался до 1882 года. Его учителями были И. Прянишников и Е. Сорокин.

С 1882 по 1884 год С.В. Иванов обучался в Академии Художеств.

Первое произведение, принесшее художнику славу, “В дороге.

Смерть переселенца”, написанное им в 1889 году, было очень близко по стилю раннему творчеству художников-передвижников — описательный мотив, досконально прописанные подробности; однако, взгляд на случившееся передан нетрадиционно.

Трагический исход — потеря кормильца и отчаяние — усиливается изображением безлюдной, испепеленной степи. Оглобли повозки, неуклюже торчащие вверх, подчеркивают безысходность положения. Художник обращает внимание зрителя на социальную проблему, существующую в обществе.

Попытки обновления языка живописи приводят С. Иванова к участию в создании Союза русских художников (СРХ). Для этой организации стали характерными декоративная стилизация силуэтов, многообразие в применении освещения, определение канонов пленэра.

В 1905 Сергею Иванову было присвоено звание академика. В том же году, во время вооруженного восстания в Москве, свидетелем и участником которого он являлся, Ивановым было сделано несколько эскизов, по которым была написана знаменитая картина “Расстрел”, поразившая публику ярко выраженным протестом.

На безлюдной площади, после только что произошедшей здесь казни, остался лежать расстрелянный, повернутый вниз лицом; на заднем плане изображены унылые силуэты зданий, и слегка очерчены фигуры удаляющихся жандармов.

Придать столь небольшому сюжету такую яркую красноречивость не удавалось никому из предыдущих живописцев.

Многие картины Иванова Сергея Васильевича затрагивают историческую тему, но в них художник показывает происходящее в новом ракурсе, изображая не героические события, а сцены из повседневной жизни древней Руси. В некоторых образах проскакивает оттенок гротеска и иронии.

Читайте также:  Описание картины павла филонова «крестьянская семья»

С.В. Иванов участвовал во многих творческих объединений того времени. Наряду с занятиями живописью, был отличным мастером литографии и офорта, а так же замечательным иллюстратором.

3 августа 1910 года у С. В. Иванова случился сердечный приступ, в результате которого он скончался. Это произошло на даче художника в подмосковной деревне Свистуха.

*   *   *

Галерея (27 изображений)

*   *   *

Источник: http://gorenka.org/index.php/ivanov-s-v

Стрелец – характеристика знака зодиака, описание характера мужчины и женщины знака Стрелец – Рамблер/гороскопы

Знак стихии огня, обладает ярко выраженной харизмой лидера, стремится к образованию, энергичен и увлечен идеей изменить весь мир. Всю жизнь Стрелец стремится к популярности, к высокой оценке своей работы и достижений со стороны близких людей.

Стрелец почти всегда добивается успеха хотя бы в одном из многочисленных видов своей деятельности. У энергичного по натуре Стрельца обычно несколько специальностей, широкий спектр интересов и деловых связей.

Свой бизнес, участие в общественной жизни нередко сопровождаются преподавательской или политической деятельностью.

Характер знака

Внимание к общечеловеческим проблемам, интерес к философии часто делает Стрельца духовным гуру, преподавателем в университете, известным политиком.

Интерес к иным культурам, потребность в миссионерской деятельности (распространение духовных идей), желание передать знания и идеи (заставляют Стрельца участвовать) находят воплощение в жизни Стрельца в виде участия в различных общественных акциях, религиозного и политического толка, активное участие в социальной жизни.

Стрельцы редко стеснительны, сильна потребность быть на виду, часто это прекрасные танцоры и артисты. Отличные спортсмены, атлеты, Стрельцы обладают превосходной координацией, выносливы, но нетерпеливы. Любят верховую езду, Энтузиазм и оптимизм помогают окружить себя друзьями и поклонниками.

Стрелец очень дружелюбен, открыт в общении, любит помогать людям и заботиться об окружающих. Представители этого знака часто возглавляют общественные движения, идут в депутаты, принадлежат к какой-либо партии. Успешны в шоу-бизнесе в качестве продюсера.

Интересы Стрельца похожи на синие огни газовой горелки – его занимают все явления мира, но понемногу. Стрелец амбициозен, любить приписывать себе подвиги, которые еще не совершил.

Банальное хвастовство и бестактность — это обратная сторона характера неугомонного Стрельца. Если Стрельца обделить вниманием, то он постарается добиться его любым способом, даже нарушающим границы приличий.

Стрельцы не гнушаются недвусмысленно выражать свои чувства в общественных местах, часто — виновники громких скандалов.

Личная жизнь и совместимость знака Стрельцы

Желание добра для всех обделяет личную жизнь Стрельца, которого часто не понимают близкие. Стрелец склонен идеализировать партнера, но стоит тому упасть с пьедестала (совершить, как Стрелец отправится на поиски новой музы. Сам стремится поделиться знаниями с любимым, показать весь мир.

Из недостатков стоит отметить, что Стрельцы обидчивы, бывают очень грубыми или резкими в конфликтах. Не забывают своих обид, провокаторы в ссорах. Часто ревнивы без повода. Стрелец может пренебрегать интересами близких ради успеха у малознакомых людей, что приводит к болезненному разрыву отношений.

Чтобы удержать Стрельца, надо постоянно ставить перед ним новые цели, пусть даже обещанный рай недостижим. Часто вступают в брак с иностранцем, человеком, принадлежащим к другой культуре. Стрелец любит все делать вместе с партнером – работать, путешествовать, учиться.

Если встретит “своего” человека, то может вступить в брак на всю жизнь. Даже, когда страсть утихнет, на ее место Стрелец всегда приведет дружбу, общие интересы и заботы, так что длительные отношения со Стрельцом никогда не скучны. Наилучшая совместимость с Весами, Водолеем, знаками огненной стихии.

Сложные взаимоотношения с Близнецами, Девой и Рыбами.

Мужчина-Стрелец

Бывает неоднократно женат, возможен брак ради карьеры, по расчету. Влюбчивый Стрелец очень привлекателен, обаятелен и заметен среди других знаков, но удержать его постоянное внимание трудно.

Увлекающаяся натура, он ищет Музу для своего вдохновения и богиню для домашнего очага.

Когда Стрелец влюблен, для него не существует никаких преград или препятствий, чтобы исполнить желание своей возлюбленной.

Женщина-Стрелец

Нуждается в партнере, который увлечет ее ум, покажет ей весь мир, будет занимать значительное место в обществе или просто будет талантлив в чем угодно.

Сами зачастую служат Музами для мужчин зодиака, но резки и требовательны, когда им не хватает средств для ощущения полной свободы и независимости. Часто имеют профессию и добиваются успеха, руководители, бизнес-леди.

Занимаются благотворительностью и любят участвовать в социальной жизни. Творческие, кипучие натуры сохраняют молодость до преклонных лет.

Если ваш ребенок — Стрелец, то не стоит ограничивать его стремление узнать что-то новое. Это не самый послушный и спокойный ребенок, темперамент, любознательность и общительность являются яркими чертами характера маленького Стрельца.

Он будет стремиться получить все ваше внимание и самое горячее одобрение всех его занятий, открытий и новых друзей. Очень ревниво этот ребенок будет следить за вниманием родителей к братьям и сестрам, а также ему необходимо посещать всевозможные кружки и спортивные секции.

Не стоит препятствовать вновь возникшим интересам, маленький Стрелец захочет попробовать все занятия.

Здоровье знака Стрелец

Депрессия разрушает Стрельца, когда ему не хватает внимания и признания со стороны окружающих. Нервные расстройства могут стать следствием неправильного образа жизни. Стрелец презирает пассивный отдых, предпочитает отдыхать, меняя сферу деятельности, часто работает до изнеможения. Важно беречь печень, чистить сосуды, беречь сердце и нервную систему от перегрузок и стрессов.

Интересные страны: Австралия, Мадагаскар, Португалия, Аравия, Франция, США (Калифорния), Объединенные Арабские Эмираты, Венесу­эла, Испания, Камерун

Источник: https://horoscopes.rambler.ru/sagittarius/description/

История российской военной формы

Поздравляя защитников Отечества с наступающим праздником, нельзя не вспомнить о богатой истории российской военной формы.

Ее вид многократно менялся от эпохи к эпохе, как и менялось и отношение к ней – в одно время во главу угла ставилось удобство, в другое – красота.

Сегодня требования к одежде для военных стали особенно строгими – она должна быть не только эстетически привлекательной, но и предельно функциональной.

Как все начиналось

Долгое время на Руси не было как таковой единой военной формы, потому что практически не существовало постоянных войск.

До XVII века присутствовали отдельные княжеские дружины, одежда которых не очень отличалась от того, что носили мирные жители, разве что во время боя еще надевались защитные доспехи.

Первой попыткой создать некое подобие унифицированного военного обмундирования было предпринято в стрелецких полках в XVII веке, именно тогда появились знакомые нам по картинам Василия Сурикова («Утро стрелецкой казни») и Сергея Иванова («Стрельцы») кафтаны.

Они назывались «цветное платье» и их цвет определялся принадлежностью к определенному полку. Кроме того, парадная форма стрельцов, надевавшаяся только по особым случаям, например, по большим церковным праздникам, предполагала шапку с меховой опушкой и добротные сапоги.

«Стрельцы». Сергей Иванов

Следующую страницу истории российской военной формы написал Петр I. И он же, как известно, поставил кровавую точку в недолгом существовании стрелецких полков. Взамен расформированных войск стрельцов, репрессированных за то, что они выступили против Петра в борьбе за власть, будущий император создал регулярную армию.

При этом он во многом, в том числе и в обмундировании, ориентировался на иноземные образцы. Форма в петровских войсках представляла собой камзол, верхний кафтан, узкие штаны, чулки, башмаки с пряжкой. Завершала костюм епанча – широкий безрукавный круглый плащ с капюшоном, и приплюснутая треуголка.

Основными цветами были выбраны синий, зеленый и красный.

Поначалу офицерская форма петровской армии мало отличалась от солдатской. Потом ввели «командирский знак отличия» – офицерский шарф. Эта деталь была позаимствована у шведов, за исключением расцветки, которая воспроизводила цвета российского флага.

По правилам шарф одевался через правое плечо и завязывался у левого бедра, но наши офицеры приспособились носить его вокруг пояса – в бою так было удобнее. Петровский шарф с изменениями дожил до современности – в виде парадного офицерского пояса.

Петр I ввел и погоны, к 1762 году по ним стали отличать солдат одного полка от солдат другого, а позже – и солдат от офицеров.

Красота или комфорт: от Петра I до Александра III

Надо заметить, что в петровскую эпоху функциональность военной формы никого особенно не волновала. Например, в середине XVIII века одежда для военных была настолько узкой и неудобной, что новобранцам приходилось три месяца тренироваться, чтобы научиться ее надевать.

Об удобстве военной формы одним из первых, уже во времена правления Екатерины II, задумался князь Потемкин.

Он пресек введенную во времена Петра I традицию военным носить парики, объявив, что «пудриться да плесть косы солдатам не дело», а затем ввел практичные широкие мундиры, заправленные в сапоги брюки, и каски, которые защищали от удара сабли.

Но недолго продлился этот благодатный для солдат и офицеров период, вступивший в царствие Павел I поспешил вернуться к петровским традициям и провел реформу в армии, вернув в нее строгую дисциплину и неудобную одежду.

Военные вновь стали пудрить волосы, облачились в узкие брюки и лакированную обувь, напоминающие те, что носили в прусской армии. Они плохо грели и очень натирали ноги во время походов.

Но соблюдение формы было обязательно, за его нарушение грозила ссылка в Сибирь.

Портрет императора Павла I. Неизвестный художник

Александр II решил примерить красоту и удобство, оставив внешний лоск военной формы, но сделав ее более просторной. Это позволяло поддевать под нее теплые вещи, что было довольно уместно, учитывая холодные российские зимы. Военные получили шинели с отложным, закрывавшим уши воротником, а также практичный башлык, помогавший солдату в зимнее время. 

Александр III озадачился дороговизной военной формы и решил ее упростить, после чего она стала напоминать крестьянскую одежду, зато была очень комфортной, недорогой в производстве и теплой. В стремлении к экономии царь пошел еще дальше – издав приказ, диктующий, чтобы средства на обмундирование изымались из жалования солдат и офицеров.

Между двумя войнами

К Первой Мировой войне военная форма дошла почти без изменений, разве что была постепенно восстановлены форма гвардейских кавалерийских полков эпохи Александра II. Офицерам армии была назначена галунная плечевая портупея, вместо введенной Александром III простой кожаной.

В 1907 году по итогам Русско-японской войны в российской армии был введен в качестве летней формы однобортный китель защитного цвета с воротником-стойкой на крючках, с застежкой на пять пуговиц, с карманами на груди и на боках.

Он стал очень популярен и получил название «френч», по имени английского генерала Френча.

Император Николай II и императрица Александра Федоровна в Ливадии (1902 год). 
Николай II с царевичем Алексеем (1917 год).

После революции, начался абсолютно новый виток истории военной формы нашей страны. По началу Красная армия не могла себе позволить никакого унифицированного обмундирования.

Единственным отличием военных были красные ленты с надписью «Красная гвардия» на рукавах и головных уборах.

Потом была предложена форма очень странного вида, в которой игнорировался весь предыдущий военный опыт – она была настолько аляповато декорирована разноцветными элементами, что если бы экономика страны позволила ее массовое производство, то в первом же бою армейцы стали бы идеальной мишенью для противника.

  В 1918 году появились суконные шлемы, которые назвали сначала «богатыркой», потом «фрунзевкой», а затем появилось более знакомое нам название – «буденовка». Как пережиток царской армии были отменены погоны, им на смену пришли квадраты и треугольники, определяющие рода войск и звания. К погонам было решено вернуться лишь в 1943 году.

Красноармеец в буденовке (1926 год).

К 1943 году, к переломному моменту Великой отечественной войны, были возрождены не только погоны – шло постепенное восстановление и других традиций формы дореволюционной русской армии.

Была введена парадная форма для всех категорий военнослужащих, артиллеристам возвращаются их приборные черно-красные цвета, устанавливается традиционная форма для казачьих частей.

Многие приметы Красной армии сходят на нет, в том числе отменяется знаменитая «буденовка».

Парад победы. 1945 год.

Война и мир

В мирные для страны послевоенные десятилетия изменения в форме военнослужащих происходили, но они были редкими и нерадикальными.

Несколько изменилось обмундирование в 1969 и 1972 годах, легендарная гимнастерка поменялась на полевой китель. Новую экипировку диктовало и появление новой бронетехники.

После военных действий в Афганистане появляется на свет унифицированный зимний и летний полевые костюмы, получившие название «афганка». 

Военная форма 1969 год.

Развал Советского Cоюза отразился и на армии, а затем, как следствие, и на обмундировании военных. 23 мая 1994 года президент РФ Борис Ельцин подписал указ «О военной форме одежды и знаках различия по воинским званиям» – можно сказать, что в этот день и была отменена советская военная форма.

 После подписания этого документа форма претерпела большие изменения. Основным цветом и парадной, и повседневной экипировки военнослужащих стал оливковый. Шинели были заменены на зимние пальто, кители – на пиджаки с накладными карманами.

На военной форме появились шевроны и нашивки, обозначающие принадлежность к определенному роду войск или части.

Читайте также:  Описание картины сандро боттичелли «флора»

В 2005 году вышел новый президентский указ, подписанный уже Владимиром Путиным. Он вновь несколько изменил экипировку, в том числе вернул папахи в качестве зимних головных уборов для полковников и генералов. Но главное новаторство указа состояло в том, что он запрещал ношение военной формы теми, кто не относится к военнослужащим. 

Неформальный подход

В последние годы форма еще несколько раз дорабатывалась и самый актуальная ее комплектация должна была быть введена в российские войска в прошлом 2015 году.

Появилась новая офисная одежда для офицеров и генералов, а комплект новой полевой одежды для солдат и офицеров был окончательно утвержден – в его состав вошли: костюм, различные виды сезонных курток, жилет, шапка и берет, разносезонные ботинки, балаклава, перчатки и рукавицы. 

В 2016 году в войска будет поставлено около 4000 комплектов арктической формы –экипировки военнослужащих, проходящих службу в условиях особо холодного климата (низкая температура -50, -60 и сильный ветер и снег).

Она обеспечивает защиту от длительного воздействия холода с высокой влажностью и ветром более 15 м/с, от дождя и налипающего снега, и имеет специальные конструктивные решения, в том числе очень высокий воротник анатомической формы, специальный капюшон увеличенного объема с возможностью регулировки в трех направлениях, клапаны, ветрозащитные юбки.

Основой армейской униформы сегодня стали принцип многослойности и возможность военным самим  комбинировать предметы обмундирования в зависимости от поставленных перед ними задач и погодных условий.

В форме используются самые актуальные технологии, мембранные материалы, доказавшие свою эффективность утеплители, особая обработка швов, быстросохнущие и дышащие инновационные ткани, обеспечивающие необходимые воздухообмен.

В местах, на которые оказывается наибольшая нагрузка, костюмы усиливаются. Новая экипировка военных прошла суровые испытания в полевых условиях и строго оценивалась ее будущими обладателями, лично заинтересованных в ее функциональности.

Так что острота дилеммы «красота или комфорт» в том, что касается военной формы в современной армии, снизилась до минимального уровня. А вскоре, как мы надеемся, этот вопрос совсем перестанет быть актуален.

Источник: http://www.rustekstile.ru/publishing/istoriia-rossiiskoi-voiennoi-formy

Картина “Утро стрелецкой казни”: характеристика и фото :

В. И. Суриков (1848-1916 гг.) внес большой вклад в развитие исторической живописи России. Он разгадывал работы древнерусских художников, восхищался удивительно красочной гаммой, глубиной созданных образов. Наша статья будет посвящена первой работе живописца – картине «Утро стрелецкой казни».

Несколько слов о биографии художника

Он родился в Красноярске, в казачьей семье. Закончив учебу в уездном училище, юноша стал писцом в управлении губернии и постоянно при этом рисует. Ради забавы он на бумаге в канцелярии изобразил муху. Увидев ее, губернатор попытался смахнуть насекомое.

Однако муха продолжала сидеть. Разобравшись, в чем дело, глава губернии написал письмо в Петербург и рассказал о способностях молодого писца. Ответ с приглашением в столицу пришел довольно скоро. Меценат-золотопромышленник П.

Кузнецов оплатил юноше и дорогу, и обучение.

Закончив учебу в Петербурге в 1875 году, В. Суриков через два года переезжает в Москву, где работает над фресками храма Христа Спасителя. К этому времени у него уже созрел замысел картины «Утро стрелецкой казни», как позже художник ее назовет.

История создания полотна

Во время переезда из Красноярска в Северную столицу В. Суриков на один день остановился в Москве. Он впервые увидел Кремль с его соборами и Красную площадь. В воображении юноши ярко обрисовались жестокие публичные телесные наказания и казни, которые происходили на ней.

Он видел внутренним взором мощных, сильных духом, несгибаемых людей, с которыми здесь безжалостно расправлялись.Второй мыслью, которая его натолкнула на написание картины «Утро стрелецкой казни», была свеча. Она горела днем и показывала художнику, как умирает ее тело, а огонь, исчезнув, присоединяется к Вечности.

Две идеи, объединенные в одно целое, не давали покоя мыслям художника, когда он учился в Академии и работал в Москве. Его манила история, Суриков всерьез принялся изучать тему стрелецких восстаний 1682 и 1698 годов. События тех лет были столь драматичны, что молодому художнику снились кровавые сны. В них он на физическом уровне чувствовал запах крови.

Суриков на своей картине «Утро стрелецкой казни» решил изображать время, которое ей предшествовало, психологический настрой всех персонажей.

Каким было реальное восстание

Пока молодой Петр, уже заточивший сестру Софью в монастырь, но не усмиривший ее бунтарский дух, был с великим посольством в Европе, то его войска, которые участвовали в Азовских походах, разделились надвое. «Потешные» – всегда были приверженцами царя, а стрельцы считали себя войсками Софьи.

Они не желали превращаться в солдат и пытались удержать страну в старине: при необходимости воевать, а в мирное время торговать и огородничать на Москве.

Из монастыря Софье Алексеевне удавалось распускать слухи, что в Европе ее брата подменили, что на Русь вернется совсем другой человек, и что ей грозит опасность. Стрельцы, вместо того чтобы идти в Великие Луки, куда их направили из Азова, пошли в Москву.

В ней они укрепились в своих слободах и наладили связь с Софьей, которую собирались защищать. Солдаты Петра выбили их из столицы. Мятежники закрепились под Новым Иерусалимом. Там, после переговоров о мире, с ними быстро расправилось четыре полка. Восставших взяли в плен.

Физическое уничтожение началась почти сразу. Сто тридцать человек было повешено, сто сорок избивали кнутами и около двух тысяч приготовили к ссылке. К этому времени, к августу 1698 года, в Россию срочно вернулся Петр Алексеевич.

Новое следствие

Царь морально приготовился к борьбе не на жизнь, а на смерть: стрельцы были олицетворением всего застаревшего, мешавшего стране двигаться вперед к новым преобразованиям, которые он наметил для своего государства.

Когда читал розыскное дело о стрельцах, то находил одни только злые выпады против Лефорта, а значит и против себя самого. В душе царя разгоралась ярость. По Москве начались казни. Они не проходили на Красной площади, как это изображает картина Сурикова «Утро стрелецкой казни».

Сначала в четырнадцати застенках Преображенского собрали 1 700 человек – их долго и жестоко пытали. Об этом подробно рассказывает историк С.М. Соловьев. От них добыли признание, что они собирались посадить Софью на царство.

А тем временем готовились к казням, повсюду ставились виселицы: в Земляном и Белом городе, у ворот и окон Софьи около Девичьего монастыря.

Казни

Первая казнь была проведена у Покровских ворот, когда на ста телегах привезли сразу 200 стрельцов. Каждый из них держал в руке зажженную свечу. После прочтения указа Петр лично пятерым зачинщикам отрубил головы, но сделал он это в Преображенском. Весь октябрь продолжались казни, кого-то вешали, а некоторых приближенных бояр царь заставлял собственноручно рубить головы.

Опыта у них не было, они только мучили своих жертв не одним взмахом топора, а рубили по нескольку раз. Художник картины «Утро стрелецкой казни» отошел от исторических фактов, но передал ужас смерти и противостояния двух миров. Под окнами кельи Софьи поставили 195 виселиц, чтобы она и все москвичи хорошо запомнили, чем оканчиваются бунты. Повешенных целых пять месяцев не снимали.

В.И. Суриков: описание картины «Утро стрелецкой казни»

Как считает М. Волошин, композиция родилась, когда художник смотрел на горящую свечу, которая отбрасывала на белую стену золотистые отсветы.

Освещенная горящей свечой днем белая рубаха с отблесками просто преследовала и не отпускала художника. В конце концов она воплотилась в белые рубахи обреченных на смерть стрельцов.

В XIX веке свеча, которая горит днем, у каждого вызывала мысль о похоронах, покойнике и смерти. Это для современного человека она имеет иной смысл.

Композиция достаточно сложна. Она опирается на горящие свечи.Они своими огнями ведут нас снизу от старухи, затем поднимаются к середине, делают полукруг, обвивая рыжего стрельца, и, идя слева, пересекают все полотно, чтобы погаснуть под гневным взглядом Петра справа.

Имеется еще один композиционный прием, который применил автор картины «Утро стрелецкой казни». Он сознательно исказил в сторону уменьшения размеры Красной площади, сблизив Лобное место, собор Покрова Богородицы и стену Кремля.

Этим Суриков достиг впечатления на ней огромной толпы. На самом деле скопление людей составляет около 20 человек, а не двух сотен, как кажется, когда бросаешь на полотно первый взгляд.

К тому же он сильно обрезал купол храма Пресвятой Богородицы.

Два главных персонажа картины

Два человека противостоят друг другу – суровый сосредоточенный Петр, который с детства ненавидит этот сброд, и рыжий стрелец со свечой. С него начались первые эскизы к картине. Репин выискал натуру для Сурикова. Это был кладбищенский могильщик. Художник еле-еле уговорил его позировать. В результате получился образ человека с несгибаемой волей.

Если все снова повторить, то стрелец, заранее зная, что ему грозит, пойдет против царя, защищая уклад, сложившийся веками. Их соединяет условная диагональ, символизируя антагонизм. Царь уверен в себе и спокоен. Он навсегда раздавит эту замшелую, упорствующую в своей косности Русь.

Стрелец, закованный в колодки, готов хоть сию минуту вцепиться в горло Петра и уничтожить его со всеми его преобразованиями.

Остальные герои

Мы продолжаем описание картины «Утро стрелецкой казни». Площадь еще накрывает полумгла. На казнь ведут к стоящим в глубине виселицам уже второго человека, покорного и безвольного, подхватив его под руки.В отчаянии причитает его жена, а малыш уткнулся лицом в ее парчовый подол.

Следующим, наверное, будет сидящий в центре горемыка с пшеничными волосами, у которого солдат уже забрал свечу.Он уже отрешился от этого мира, машинально положив натруженную руку на голову дочери, уткнувшейся отцу в колени, и пытаясь приобнять плачущего сына.

Кто пойдет далее – неизвестно…Это может быть черноволосый и чернобородый с орлиным носом, мрачно сдвинувший брови, непокорный стрелец. Его за плечи в наброшенном красном кафтане в последние мгновения приобнимает жена. На ее лице – ужас и скорбь.

А, может быть, это будет поднявшийся во весь рост, кающийся перед народом и Богом стрелец, в которого уже вцепилась рука солдата.

Невозможно выпустить из поля зрения седоволосого старика с серьгой в одном ухе, который сидит к нам спиной. Его взгляд мы не видим, но, наверное, он неотрывно смотрит на истаивающую, как его жизнь, горящую свечу.

Колорит полотна

Темный колорит раннего туманного утра после ночного дождя, когда совершается казнь, подчеркивает трагизм событий. Только-только светает. Туман еще не рассеялся. Среди массы народа ярко выделяются белые чистые рубашки стрельцов, которым предстоит неминуемая смерть без покаяния. Среди толпы нет ни одного священника… Так решил всемогущий государь.

Рассказ по картине «Утро стрелецкой казни»

На полотне художник в темных тонах написал седое туманное утро после ночного дождя. Всю Красную площадь занимает толпа скорбящего народа. Стрельцы в белых рубахах с горящими свечами в руках привезены в колодках на телегах из застенков, где они прошли допросы и пытки.

Мы видим, как Василий Суриков на картине «Утро стрелецкой казни» написал шестерых еще живых персонажей. От седьмого, уже повешенного, у его матери в руках осталась только свеча. Не у всех первая казнь сломила мятежный дух. Особенно выделятся не сдавшийся духом царю Петру рыжий стрелец.

Его лицо полно бессильной ненависти к этому отродью, который хочет изменить слободскую спокойную жизнь на бурную, полную борьбы и преобразований. Петр, в свою очередь, окруженный боярами и иностранцами, уверен в своих силах. Он, расправив плечи, сидит справа на коне и возвышается над всеми.

Его воля повернет Россию на новый путь, который откроет ей широкие горизонты.

Выставка передвижников

Картина «Утро стрелецкой казни» была выставлена в день покушения на жизнь царя-освободителя Александра II и в день его кончины. Полотно не прошло незамеченным общественностью и сразу поступило в коллекцию П.М. Третьякова.

Источник: https://www.syl.ru/article/322326/kartina-utro-streletskoy-kazni-harakteristika-i-foto

Ссылка на основную публикацию