Описание картины станислава жуковского «в мае»

Весенняя пора в русской живописи и поэзии

?kovlam (kovlam) wrote,
2015-06-30 09:30:00kovlam
kovlam
2015-06-30 09:30:00Воскресенье, 17 Марта 2013 г. 22:04 + в цитатник

marylai

Календарная весна уже вступила в свои права.

Все чаще, проходя по улице, мы ощущаем тепло солнечных лучей, все больше замечаем луж во дворах и точно знаем, что дороги скоро превратятся в бурные весенние реки. Каждому из нас весна дарит свои впечатления: пока одни боятся промочить ноги и сетуют на грязь и слякоть, другие меняют шубы на легкие плащи и надевают цветные резиновые сапожки.

Что сказать, все мы ощущаем весну по-своему. Давайте обратим свой взор к классике – бессмертным живописным полотнам, попытаемся увидеть это необыкновенное время года глазами знаменитых художников. Великие поэты, воспевшие в стихах такие разные весенние дни, помогут нам проникнуть в замыслы авторов живописных полотен.

Ну что же, в добрый путь!

Архип Иванович Куинджи(1842 – 1910 )Бесспорно, стоит начать с выдающегося новатора в сфере живописи и талантливого педагога А.И. Куинджи. Его по праву называют “мастером света”. Красочные, впечатляющие, живые полотна, посвященные русской природе, стали настоящим событием в искусстве.

Очень тонко и точно передают настроение его картин стихи М. Лермонтова:Когда весной разбитый ледРекой взволнованной идет,Когда среди полей местамиЧернеет голая земляИ мгла ложится облакамиНа полуюные поля…М. Лермонтов

(фрагмент стихотворения “Весна”, 1830 г.)

Ранняя весна,1890-1895

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897)Еще один выдающийся живописец, мастер русского пейзажа – А.К. Саврасов. Его полотна очень тонко и проникновенно передают простоту, трогательную грусть и глубинную сущность родной природы. Но лучше всего о художнике сказал его, не менее известный, ученик – И.

Левитан: “С Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле”.Песни жаворонков сноваЗазвенели в вышине.”Гостья милая, здорово!” –Говорят они весне.Уже теплее солнце греет,Стали краше небеса…Скоро все зазеленеет -Степи, рощи и леса…А. Плещеев (фрагмент стихотворения “Весна”, 1861 г.

)

Грачи прилетели, 1871Оттепель,,1874Весенний день, 1873Ранняя весна,1868, Русский музей, Санкт-Петербург

Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900 )Все вы знаете заповедь: “Не сотвори себе кумира”. Увы, не могу удержаться и отмечу, что с самого детства творчество И.И. Левитана не давало мне покоя.

Учился этот выдающийся живописец у не менее знаменитых художников и педагогов: А.К. Саврасова, В.Г. Перова и В.Д. Поленова. Глубина пространств, движение воздуха, наполненность и “звучание” реки – все это физически ощущается при одном лишь взгляде на его картины. Стихотворение классика русской поэзии Ф. Тютчева как нельзя лучше передает настроение весенних полотен И.

Левитана:Еще в полях белеет снег,А воды уж весной шумят –Бегут и будят сонный брег,Бегут, и блещут, и гласят…Они гласят во все концы:”Весна идет, весна идет,Мы молодой весны гонцы,Она нас выслала вперед!Ф. Тютчев (фрагмент стихотворения “Весенние воды”, 1829 г.)

Март,1895Весна.

Большая вода ,1897

Станислав Юлианович Жуковский(1875 – 1944 )Еще один талантливый ученик В.Д. Поленова, В.А. Серова, С.А. Коровина, И.И. Левитана, по праву получивший звание мастера – С.Ю. Жуковский. Крупными мазками, проработкой деталей, цветовыми нюансами, контрастами света и тени он прекрасно передает ощущение весны, грядущих перемен и пробуждения природы.

Волна катится за волноюВ неизмеримый океан…Зима сменилася весною,И реже воет ураган;Не ждет безжалостное время,Оно торопится на срок;Полей и нив богатых бремя,Исчез белеющий снежок…Н.А. Некрасов (фрагмент стихотворения “Весна”, 1839 г.

)

Весенняя водаВеснаВеснаРанняя весна (Беседка в парке),1910Весенний бурлящий ручей,1913Весенний вечер,1904Весна,1913Весна

Илья Семенович Остроухов(1858 – 1929)Еще один феномен русской живописи – полотна И.С. Остроухова.

Этот необычайно одаренный человек, с прекрасным образованием и эрудицией, с детства игравший на рояле, заинтересовался живописью к двадцати годам, что не помешало ему достичь необычайных высот на новом поприще. В полотнах И.С. Остроухова соединяется мягкая импрессионистическая манера письма и поэтика лирического пейзажа, близкая к полотнам И.И. Левитана.

Очень точно настроение его работ, посвященных весне, передает стихотворение А.Т. Твардовского:Снега потемнеют синие Вдоль загородных дорог, И воды зайдут низинами В прозрачный еще лесок… А.Т. Твардовский (фрагмент стихотворения “Снега потемнеют синие”)

Ранней веснойРанняя весна

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля(1872 – 1957)Выдающийся живописец, ученик С.А.

Коровина, В.Д. Поленова, И.М. Прянишникова, И. Левитана. Под влиянием художников, увлекся пейзажем и достиг наеобычайных высот. Тонко чувствуя русскую природу, ее настроение и некоторую наивность, он передавал эти ощущения зрителю через свои в живописные работы.За рекой луга зазеленели,Веет легкой свежестью воды;Веселей по рощам зазвенелиПесни птиц на разные лады…И.

Бунин(фрагмент стихотворения, 1893 г.)Весна,1899

Константин Федорович Юон (1875 – 1958)К.Ф. Юона по праву считают академиком лирического пейзажа. Картины повседневной жизни, запечатленные на его полотнах, показывают быт и настроение российского народа.

В свойственной ему манере, сочетающей технику импрессионизма и проработку тонких деталей, художник создал яркие и запоминающиеся живописные произведения. Полотна К.Ф. Юона на тему весны, для усиления их выразительности, “проиллюстрируем” стихотворением А. Фета:Еще весны душистой негаК нам не успела низойти,Еще овраги полны снега,Еще зарей гремит телегаНа замороженном пути…А.

Фет(фрагмент стихотворения)

Солнечный день. Весна,1876Мартовское солнце,1915

Исаак Ильич Левитан
Весна в Италии,1890Весна. Последний снег,1895Весна. Белая сирень. 1890-е.

Алексей Кондратьевич СаврасовСельский вид, 1867, Третьяковская галерея

Станислав Юлианович ЖуковскийВесна (Речка вскрылась),1903Старая усадьба.Май.

В маеОкно в лесОкно в лес

Константин Федорович ЮонМайское утро. Соловьиное место. Лигачево,1915Весна в Троицкой лавре,1911

Волна катится за волноюВ неизмеримый океан…Зима сменилася весною,И реже воет ураган;Не ждет безжалостное время,Оно торопится на срок;Полей и нив богатых бремя,Исчез белеющий снежок…Н.А. Некрасов (фрагмент стихотворения “Весна”, 1839 г.

)

Иван Августович ВельцВесной в окрестностях Петербурга,1896

Константин Алексеевич КоровинПоследний снегРанняя весна

Виктор Эльпидифорович Борисов-МусатовМайские цветы,1894Весна

Игорь Эммануилович ГрабарьПоследний снегМартовский снег, 1904Майский вечер, 1905

Песни жаворонков сноваЗазвенели в вышине.”Гостья милая, здорово!” –Говорят они весне.

Уже теплее солнце греет,Стали краше небеса…Скоро все зазеленеет -Степи, рощи и леса…А. Плещеев (фрагмент стихотворения “Весна”, 1861 г.)

Константин Яковлевич КрыжицкийПовеяло весной,1910

Туржанский Леонард Викторович(1875-1945)Последний снегВесна в западном крае,1910Весна. Московский двор

Перед весной бывают дни такие:Под плотным снегом отдыхает луг,Шумят деревья весело-сухие,И теплый ветер нежен и упруг.И легкости своей дивится тело,И дома своего не узнаешь,А песню ту, что прежде надоела,Как новую, с волнением поешь.А. Ахматова

Венецианов Алексей Гаврилович(1780-1847)На пашне. Весна

Ендогуров Иван ИвановичНачало весны

Брюллов Павел АлександровичВесна,1875

Васильковский Сергей ИвановичВесна

Башкирцева Мария Константиновна(1860-1884)Весна

Источник: https://kovlam.livejournal.com/1252775.html

Жуковский Станислав ЮлиановичКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Жуковский Станислав Юлианович – живописец, мастер пейзажа, художник белорусско-польского происхождения, подданный Российской империи.

Родился в 1873 году в селе Ендриховичи Гродненской губернии в семье аристократа, лишенного владений и дворянских прав за участие в Польском восстании 1863 года.

Поражение восстания, высылка братьев отца, потеря родовой усадьбы, сложное материальное положение семьи и разбитые надежды – все это повлияло на мировоззрение и душевное состояние художника.

Беседка в парке ранней весной, 1906, Курская картинная галерея
Старая усадьба в мае, 1910, Музей Республики Беларусь
Золотая осень, 1901, Серпуховской историко-художественный музей
Печальные думы, 1907 год, Ярославский художественный музей

В 1892 году Жуковский, вопреки воле отца, отправился в Москву учиться живописи. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И. И. Левитана, В. Д. Поленова, В. А. Серова.

С середины 1890-х годов Жуковский стал участвововать в выставках Товарищества передвижных художественных выставок. В 1899 году его картина “Лунная ночь” была приобретена в собрание Третьяковской галереи.

В 1907 года вступил в художественное объединение Союз русских художников, в том же году Жуковскому было присвоено звание академика пейзажной живописи. Художник в своих произведениях продолжал лучшие традиции лирического пейзажа Исаака Левитана. Многие пейзажи Жуковского отличаются сильной мажорной гаммой.

Тонкий мастер интерьера; изображал старинные усадьбы и парки (“Усадьба”, 1899, Государственная Третьяковская галерея; “Терраса”, 1906, Государственный Русский музей; “Радостный май”, Государственная Третьяковская галерея, 1912). К началу XX века Жуковский стал одним из самых известных в России пейзажистов импрессионистического направления.

Участвовал в выставках объединения художников “Мир искусства”. Жил преимущественно в Москве. Организовал здесь частную школу, где преподавал в 1907–1917 годах. Много путешествовал по Средней России, посещая старинные дворянские усадьбы. В 1923 году художник уехал в Польшу. Во время Второй мировой войны Станислав Юлианович Жуковский был арестован нацистами.

Умер художник в концентрационном лагере в Прушкове близ Варшавы в 1944 году.

Плотина, 1909,

Русский музей

Река Неман, 1895,

Музей Республики Татарстан

Старая усадьба зимой, 1911, Архангельский художественный музей
Отблески вечерней зари, 1912, Ярославский художественный музей
В комнате, 1920, Ростовский музей изобразительных искусств
Библиотека в помещичьем доме, 1910, Музей Республики Татарстан
Лунная ночь
Весенний ручей
Терраса осенью

Источник: http://smallbay.ru/artrussia/zhukovsky.html

Жуковский С.Ю

“Моне, Сезанн и другие – прекрасные и очень искренние художники. Но я не выношу, когда пишут русскую природу, подгоняя ее под полотна Сезанна. Когда я вижу такие произведения, я делаюсь буквально больным…”

Жуковский С.Ю.

 Станислав Юлианович Жуковский родился в 1873 году на мызе Ендриховичи Гродненской губернии. Его отец принадлежал к родовитым польским шляхтичам, однако за участие в восстании 1863 года он был лишен дворянских прав и многочисленных имений.

Когда Станиславу исполнилось двадцать лет, он решил обучаться живописи. Для этого Жуковский, преступая отцовский запрет, едет в Москву и поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Читайте также:  Описание картины пабло пикассо «купальщица»

В России девятнадцатого столетия это учебное заведение было одним из ведущих в области искусства. 

Учителем и наставником Жуковского стал не кто иной, как великий И.И. Левитан. В его мастерской Станислав Юлианович постигал азы художественного восприятия и технические приемы живописи. В определенном смысле именно Жуковского Левитан считал наследником своего таланта.

Через три года после начала обучения Жуковский примыкает к «Товариществу передвижных художественных выставок». С 1895 года он участвует в деятельности передвижников. Деятельность Жуковского в рядах ТПХВ продолжалась до начала ХХ века.

Творчество молодого художника уже в 1890-е годы начинает получать широкое признание.

Две малые серебряные медали получил он в 1896 и 1897 годах, а в самом начале нового столетия, в 1901 году, еще одной серебряной медалью, на сей раз большой, и званием классного художника Жуковский награждается за картину «Лунная ночь». Лучшей же наградой стало приобретение «Лунной ночи» знаменитой Третьяковской галереей.

Жуковский в 1890-1900-е годы совершает ряд творческих поездок по Средней России и Украине. Немало времени он проводил в Тверской и Орловской губерниях.

Станислав Жуковский, подобно своему учителю, предпочитал работать без эскизов – он писал сразу с натуры.

Объектами, привлекавшими неизменный интерес художника, были «дворянские гнезда» российской глубинки; пейзажи, изображающие поместья, и усадебные интерьеры с прекрасным видом из окна – вот основной мотив работ Жуковского в этот период времени.

На рубеже веков рождается новое художественное объединение – «Мир искусства». С 1902 года Станислав Жуковский представляет свои работы для выставок «мирискусников», и это моментально приносит ему успех среди ценителей пейзажной живописи.

Год 1907 приносит Жуковскому звание академика. С этого времени начинается его педагогическая деятельность – некогда получавший образование у выдающихся учителей, он становится учителем сам.

Жуковский создает собственную художественную школу со сроком обучения 2 года. Школа эта просуществовала в Москве до 1917 года. Примечательно, что в школе Жуковского обучался с 1911 года молодой В.В.

Маяковский.

В 1909 и 1913 годах на художественных выставках в Мюнхене Станислав Юлианович Жуковский удостаивался медалями за свое творчество.

После Октябрьской революции Жуковский являлся членом Комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете и Коллегии художников при Государственной Третьяковской галерее. В 1919-1920 годах художник проживал в Вятке, где была организована его персональная выставка.

В 1923 году Станислав Жуковский эмигрировал в Польшу. В этой стране он продолжал творить, участвовал в художественных объединениях «Захента» и «Про арте».

Начало Второй мировой войны Станислав Юльевич Жуковский встретил в Варшаве. После занятия Варшавы Жуковский попал в нацистский концлагерь в Прушково, где в 1944 году и оборвалась его жизнь. Похоронили художника в общей могиле.

*   *   *

Галерея (195 изображений)

*   *   *

Источник: http://gorenka.org/index.php/zhukovskij-s-yu

Жуковский станислав юлианович – галерея произведений (142 изображения)

Станислав Жуковский – известный русский пейзажист, певец русской усадьбы, яркий представитель искусства эпохи модерна. Художник родился 13 (25) мая 1875 года на мызе Ендриховцы Гродненской губернии в польской дворянской семье. Первые художественные навыки получил в Белостокском реальном училище у С.Н.Южанина (1889-1892)

С 1892 года жил в Москве, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892-1901) у В.Д.Поленова, И.И.Левитана. Был награжден за время учебы малыми и большой серебряными медалями, получил звание классного художника.

В ранний период своего творчества Жуковский работал в манере своего учителя Исаака Левитана, активно участвовал в художественной жизни, выставлялся на выставках передвижников, «Мира искусства», «Союза русских художников» и других творческих объединений.

С середины 1900-х годов Жуковский под влиянием живописи французских импрессионистов вырабатывает свой собственный стиль, находит особую тему для творчества: пейзажные и интерьерные виды старых усадеб, «дворянских гнёзд».

О себе Жуковский говорил: «Я большой любитель старины, в особенности пушкинского времени». Он много путешествовал по средней полосе в поисках натуры и изучая историю России.

Картины художника быстро завоевали популярность в художественной среде, критика восхищалась его талантом, любители искусства и музеи охотно покупали работы Жуковского для своих собраний.

В 1906-1917 годах преподавал в собственной Школе-студии живописи и рисования в Москве. В 1907 был удостоен звания академика. Член объединений: Товарищества передвижных художественных выставок (с 1903), Союза русских художников (с 1907, входил в состав Комитета).

В 1919 – 1921 годах жил в Вятке, работал как сценограф и режиссер-постановщик в местном театре.

В 1923 художник эмигрировал на свою историческую родину в Польшу, где продолжал активно работать как живописец, оставаясь верным своим излюбленным темам. Жил в Варшаве и Кракове, был членом Краковского общества друзей изящных искусств (с 1923).

В августе 1944 года С.Ю.Жуковский был арестован немцами при подавлении Варшавского восстания и погиб в концлагере в Прушкуве близ Варшавы…

1. Жуковский Станислав «Усадьба зимой» 1892 Холст, масло 36х63 Частное собрание2. Жуковский Станислав «Лес. Папоротники. Закат» 1895 Холст, масло 28,7х39 Государственная Третьяковская галерея3. Жуковский Станислав «Усадьба осенью» 1895 Холст, масло 49х61 Частное собрание4. Жуковский Станислав «Осень» 1895 Холст, масло 74,6х106 Ярославский художественный музей5. Жуковский Станислав «Вход на кладбище. Монастырская стена» 1896 Холст, масло 40х56 Государственная Третьяковская галерея6. Жуковский Станислав «Закат. Верховья Волги» 1897 Холст, масло 67х104 Музей музыкальной культуры имени М.И.Глинки7. Жуковский Станислав «Река Неман» 1895 Холст, масло 84,5х122 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань8. Жуковский Станислав «Неман» Холст, масло 41х67 Костромской государственный художественный музей9. Жуковский Станислав «Сирень в парке» 1890-е Холст, масло 27,3х36 Плёский музей-заповедник10. Жуковский Станислав «Пейзаж. Дорога» 1897 Холст, масло 27х43 Плёский музей-заповедник11. Жуковский Станислав «Пробуждение природы (Ранняя весна)» 1898 Холст, масло 41х60,5 Волгоградский музей изобразительных искусств12. Жуковский Станислав «Весна. Кусты сирени» 1898 Холст, масло 40,5х59,5 Государственная Третьяковская галерея13. Жуковский Станислав «Лунная ночь» 1899 Холст, масло 83х115 Государственная Третьяковская галерея14. Жуковский Станислав «В мае» 1899 Холст, масло 40,5х47,4 Костромской государственный художественный музей15. Жуковский Станислав «Ясная осень. Бабье лето» 1899 Холст, масло 38х49 Государственная Третьяковская галерея16. Жуковский Станислав «Усадьба» 1899 Холст, масло 40,2х60,5 Государственная Третьяковская галерея17. Жуковский Станислав «Ледоход» Конец 1890-х Холст, масло 30,5х44,3 Частное собрание18. Жуковский Станислав «Под вечер. В заброшенной усадьбе» Холст, масло 85х112 Художественный музей Алтайского края, Барнаул19. Жуковский Станислав «Синий снег. Весна» 1899 Холст, масло 80х142 Государственная Третьяковская галерея20. Жуковский Станислав «Дорога в лес» Холст, масло 32,8х43 Химкинская картинная галерея

Источник: http://cultobzor.ru/2015/07/stanislav-zhukovskiy-gallery/

Жуковский Станислав Юлианович — русский художник

Русский художник Жуковский Станислав Юлианович . Автор картин: Апрельский вечер; Белый дом; Бесонная ночь. Светает; Большая гостиница в Брасове; Брошенная терраса; и многих других.

Жуковский Станислав Юлианович (1873-1944)

В начале XX столетия С. Ю. Жуковский – один из самых известных и популярных пейзажистов в России. В МУЖВЗ он считался наиболее талантливым учеником и прямым наследником И. И. Левитана.

И действительно, сам великий пейзажист с особым интересом присматривался к работам еще совсем молодого студента. Уже в 1895 г.

Жуковский участвует в выставках ТПХВ, позже он становится одним из членов-учредителей Союза русских художников.

Еще до выхода Жуковского из училища, в 1899 г., его картина “Лунная ночь” была приобретена в собрание Третьяковской галереи.

Ранние пейзажи художника (“Закат. Верховья Волги”, 1897; “Весенняя вода”, 1898; “Начало осени”, “Ясная осень. Бабье лето”, оба 1899; “Восход луны”, 1902; “Хотьково”, 1903) написаны в духе левитановской традиции. Мастерски исполненные, мягкие и поэтичные, они во всех смыслах легче пейзажей учителя.

Жуковский не был философом. Он был влюбленным в жизнь и красоту мира человеком и стремился запечатлеть неповторимую прелесть каждого мгновения, каждого природного состояния. Он работал стремительно, писал большие пейзажи прямо с натуры, часто за один два сеанса. Свежесть непосредственного восприятия, столь ценимая в конце XIX – начале XX в., очень важна и для Жуковского.

В середине 1900-х гг. манера его несколько меняется, краски становятся ярче – сказывается влияние импрессионистов, мазок делается более выраженным и энергичным, усиливается декоративность. Так Жуков ский пишет и в дальнейшем (“Мартовский вечер”, 1904; “Плотина”, 1909; “Под вечер”, 1910; “Осень.

Веранда”, 1911; “Увядающие астры”, “Свежий снег”, обе 1912; “Озеро”, 1912-14; “Весна”, 1913; “Синяя вода”, 1914, и др.). Все сильнее влечет художника “поэзия барской усадьбы” (“Разъезд на рассвете”, 1902; цикл “Бессонная ночь”, “Утро. Осень в усадьбе”, 1906; “Печальные думы”, 1907; “Цветы последние”, 1908; “В старой аллее”, 1913; “Парк осенью.

Старинная усадьба Меньшиковых”, 1900-е, и др.).

Однако для Жуковского это не просто дань моде. Детство его прошло в родовом имении отца Старая Воля в Западной Белоруссии. Он знал и прелесть усадебной жизни, и чувство утраты привычного уютного мира.

Отец художника был лишен дворянства и имущественных прав за участие в Польском восстании 1863 г. и жил с семьей в собственном имении на правах арендатора. Да и сам художник отправился в 1892 г.

в Москву учиться живописи против воли отца, чем не только обрек себя на крайне тяжелое (в материальном смысле) существование, но и потерял на долгие годы возможность вернуться в родные места.

С конца 1900-х гг. Жуковский пишет много усадебных интерьеров. Но и тут он остается прежде всего пейзажистом. Интерьеры Жуковского всегда открыты миру.

Значительную роль в них играют окна, в которых виден окружающий пейзаж (“Радостный май”, “Поэзия старого дворянского дома”, обе 1912; “Весенние лучи”, 1913; “Комната в имении Барсове”, 1916; “Кусково. Малиновая гостиная”, 1917, и др.).

Читайте также:  Описание картины константина коровина «розы в голубых кувшинах»

Художник любит писать и просто окна – эту прозрачную границу между маленьким домашним миром, созданным человеком, и большим внешним миром, частью которого он является (“Первые предвестники весны”, 1910; “Подснежники”, “Праздник весны”, обе 1911).

После Октябрьской революции Жуковский по-прежнему интенсивно работает, несмотря на все трудности. Долгое время он живет в Вятке. Вернувшись в Москву, художник устраивает в 1921 г. персональную выставку. Однако тут ему пришлось пережить резкие нападки авангардистской критики.

Постепенно Жуковский утверждается в намерении покинуть Россию. В 1923 г. он уезжает в Польшу. Круг тем и образов в его искусстве остается прежним (“Перед маскарадом. Портрет жены”, 1923; “Речка в Полесье”, “Осеннее утро”, “Иней”, все 1928, “Лунная ночь. Жасмин и пионы”, 1920-е, и др.). Только мазок становится, пожалуй, еще более текучим.

В годы европейского экономического кризиса конца 1920-х – начала 1930-х гг. друзья-художники, а среди них влиятельнейший И. И. Бродский, настойчиво уговаривают Жуковского вернуться в СССР.

На словах он соглашается, однако ограничивается продажей в советские собрания ряда своих работ. Умер художник в лагере для высланных нацистами после Варшавского восстания жителей польской столицы.

Во время восстания погибли и многие его картины.  

Картины художника

Апрельский вечер

Белый дом

Бесонная ночь. Светает

Большая гостиница в Брасове

Брошенная терраса

В комнате

В мае

В старом доме (Интерьер).

В старом доме

Весенний бурлящий ручей

Золотая осень

Интерьер библиотеки помещичьего дома (Библиотека в помещичьем доме).

Июльская ночь

Комната в доме имения Брасово

Летний день

Осень. Веранда

Печальные думы

Плотина

Под вечер

Ранняя весна (Беседка в парке).

Река Неман

Старая усадьба зимой

Старая усадьба. Май

Усадьбы. Отблески вечерней зари

Источник: https://wearts.ru/ruartist/86

Поэзия Игоря Северянина в живописи русских художников

Великолепная подборка опубликована на страничке режиссёра Андрея Кончаловского в Facebook. В ней стихотворения Игоря Северянина «проиллюстрированы» картинами русских художников XIX-XX вв.

Семнадцать картин, восемнадцать стихотворений — настоящее наслаждение! «Моря нельзя не любить, как нельзя не любить леса, озер, рек — природы Божьей. Природы и искусства. Во всех проявлениях.

Да и что же любить остается здесь, на земле? Привыкшему к природе трудно жить в городе, может быть, и нельзя уже жить. Безлюдье обворожительно, в наши дни — в особенности. Природа прекрасна. Без людей — вдвое. Нет красоты, которой бы не испортил человек.

Я говорю о людях вообще. Но среди людей есть такие влекущие, необходимые люди. Они — исключенье, а без него нет правила. Как гадки люди в целом! Как привлекательны в частности…»

1927

«По лесам и озерам»
Игорь Северянин
В мае — юбилей, 130 лет со дня рождения русского поэта «серебряного века», «Короля поэтов», переводчика Игоря СЕВЕРЯНИНА (наст. имя Игорь Васильевич Лотарёв; 16 мая 1887 — 20 декабря 1941). В юности я увлекался Серебряным веком, мне нравился Северянин. У поэта потрясающая лирика о красоте природы. Марина Цветаева писала ему : «Вы открыли то, что отродясь Вам было приоткрыто — природу. Вы, наконец, раз-нарядили ее…» В дни юбилея «раз-нарядим» поэзию Северянина прекрасной живописью российских художников 19-20 века.

Вне политики

Где ходит море синим шагом То к берегу, то к островам, Нет плаца бешеным ватагам, Нет фразы взбалмошным словам. Где в зелень берегов одета Златисто-карая река, Здесь нет ни одного «кадета», Ни одного большевика.

И где в растущем изумруде Лесов и поля дышит Бог, Здесь братьями живут все люди И славословят каждый вздох.

И здесь, где лишь от счастья плачет Живой, где горести чужды, Здесь нет политики, и значит: Нет преднамеренной вражды!

1918

Игорь Северянин

«Бессонная ночь. Светает», 1903. Жуковский Станислав (1875-1944)

Поэза белой сирени

Белой ночью в белые сирени, Призраком возникшие, приди! И целуй, и нежь, и на груди Дай упиться сонмом упоений, И целуй, и нежь, и утруди…

Белой ночью белые приветы, Ласк больных, весенних полусны, И любовь, и веянье весны, И полутемени, и полусветы, И любовь, и чувства так лесны!..

Эта ночь совсем, совсем живая! В эту ночь приди ко мне, приди! И судьбу свою опереди! А сирень цветет, слегка кивая! А любовь растет, легка, в груди!

Игорь Северянин,

Июнь 1917, Гатчина

«Туман над водой», 1890-е. Левитан Исаак (1860-1900)

Ноктюрн (Месяц гладит камыши…)

Месяц гладит камыши Сквозь сирени шалаши… Всё — душа, и ни души. Всё — мечта, всё — божество, Вечной тайны волшебство, Вечной жизни торжество. Лес — как сказочный камыш, А камыш — как лес-малыш. Тишь — как жизнь, и жизнь — как тишь. Колыхается туман — Как мечты моей обман, Как минувшего роман… Как душиста, хороша Белых яблонь пороша… Ни души, и всё — душа!

Игорь Северянин,

Декабрь 1908

«Пейзаж. Сирень цветет» , 1905. Беркос Михаил (1861-1919)

Карменсите Целый день хохотала сирень Фиолетово-розовым хохотом. Солнце жалило высохший день. Ты не шла (Может быть, этот вздох о том?) Ты не шла. Хохотала сирень, Удушая пылающим хохотом… Вдалеке у слепых деревень Пробежал паровоз тяжким грохотом. Зло-презло хохотала сирень, Убивая мечты острым хохотом. Да. А ты все не шла — целый день. А я ждал (Может быть, этот вздох о том?…) До луны хохотала сирень Беспощадно осмысленным хохотом… Ты не шла. В парке влажная тень. Сердце ждет. Сердце бесится грохотом. — Отхохочет ли эта сирень? Иль увянет, сожженная хохотом!

Игорь Северянин

«Розы. Вечер», 1908. Коровин Константин (1861-1939)

Классические розы

В те времена, когда роились грезы В сердцах людей, прозрачны и ясны, Как хороши, как свежи были розы Моей любви, и славы, и весны! Прошли лета, и всюду льются слезы… Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране…

Как хороши, как свежи ныне розы Воспоминаний о минувшем дне! Но дни идут — уже стихают грозы. Вернуться в дом Россия ищет троп…

Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!

1925

Игорь Северянин

«Весна — цветущий сад», 1904. Малевич Казимир (1878-1939)

Весенний день

Дорогому К.М. Фофанову Весенний день горяч и золот, — Весь город солнцем ослеплен! Я снова — я: я снова молод! Я снова весел и влюблен! Душа поет и рвется в поле, Я всех чужих зову на «ты»…

Какой простор! Какая воля! Какие песни и цветы! Скорей бы — в бричке по ухабам! Скорей бы — в юные луга! Смотреть в лицо румяным бабам! Как друга, целовать врага! Шумите, вешние дубравы! Расти, трава! цвети, сирень! Виновных нет: все люди правы В такой благословенный день!

Апрель 1911

Игорь Северянин

«Лунная ночь», 1880. Крамской Иван (1837-1887)

Кензели

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом По аллее олуненной Вы проходите морево… Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева, А дорожка песочная от листвы разузорена – Точно лапы паучие, точно мех ягуаровый. Для утонченной женщины ночь всегда новобрачная… Упоенье любовное Вам судьбой предназначено…

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом – Вы такая эстетная, Вы такая изящная…

Но кого же в любовники! и найдется ли пара Вам? Ножки пледом закутайте дорогим, ягуаровым, И, садясь комфортабельно в ландолете бензиновом, Жизнь доверьте Вы мальчику в макинтоше резиновом, И закройте глаза ему Вашим платьем жасминовым – Шумным платьем муаровым, шумным платьем муаровым!…

Игорь Северянин

1911 год

«В саду». Вторая половина 1870-х. Маковский Константин (1939-1915)

Янтарная элегия

Деревня, где скучал Евгений, Была прелестный уголок.

А. Пушкин

Вы помните прелестный уголок — Осенний парк в цвету янтарно-алом? И мрамор урн, поставленных бокалом На перекрестке палевых дорог? Вы помните студеное стекло Зеленых струй форелевой речонки? Вы помните комичные опенки Под кедрами, склонившими чело? Вы помните над речкою шалэ, Как я назвал трехкомнатную дачу, Где плакал я от счастья, и заплачу Еще не раз о ласке и тепле? Вы помните… О да! забыть нельзя Того, что даже нечего и помнить… Мне хочется Вас грезами исполнить И попроситься робко к Вам в друзья…

1911 Мыза Ивановка

Игорь Северянин

«Пристань в Гурзуфе», 1916. Коровин Константин (1861-1939)

На пристани

Сидел на пристани я ветхой, Ловя мечтанье тихих струй, И посылал сухою веткой Тебе, далекой, поцелуй. Сидел я долго-долго-долго От всех вдали и в тишине, Вдруг ты, пластичная как Волга, Прошла по правой стороне. Мы увидались бессловесно, Мы содрогнулись — каждый врозь.

Ты улыбалась мне прелестно, Я целовал тебя насквозь. И я смотрел тебе вдогонку, Пока не скрылась ты в лесу, Подобно чистому ребенку, С мечтою: «все перенесу»… День засыпал, поля морозя С чуть зеленеющей травой… Ты вновь прошла, моя Предгрозя, И вновь кивала головой.

Игорь Северянин

«Лодка на берегу». 1880-е. Левитан Исаак (1860-1900)

На реке форелевой

На реке форелевой, в северной губернии, В лодке, сизым вечером, уток не расстреливай: Благостны осенние отблески вечерние В северной губернии, на реке форелевой.

На реке форелевой в трепетной осиновке Хорошо мечтается над крутыми веслами. Вечереет, холодно. Зябко спят малиновки. Скачет лодка скользкая камышами рослыми.

На отложье берега лен расцвел мимозами, А форели шустрятся в речке грациозами.

Август 1911

Игорь Северянин

«Сирень», 1915. Костанди Кириак (1852-1921)

Мороженое из сирени

— Мороженое из сирени! Мороженое из сирени! Полпорции десять копеек, четыре копейки буше. Сударыни, судари, надо ль? — не дорого — можно без прений… Поешь деликатного, площадь: придется товар по душе! Я сливочного не имею, фисташковое все распродал…

Ах, граждане, да неужели вы требуете крем-брюле? Пора популярить изыски, утончиться вкусам народа, На улицу специи кухонь, огимнив эксцесс в вирелэ! Сирень — сладострастья эмблема. В лилово-изнеженном крене Зальдись, водопадное сердце, в душистый и сладкий пушок…

Мороженое из сирени, мороженое из сирени! Эй, мальчик со сбитнем, попробуй! Ей-богу, похвалишь, дружок!

Игорь Северянин

«Буря. Дождь», 1899. Левитан Исаак (1860-1900)

Томление бури

Сосны качались, сосны шумели, Море рыдало в бело-седом, Мы замолчали, мы онемели, Вдруг обеззвучел маленький дом. Облокотившись на подоконник, В думе бездумной я застывал. В ветре галопом бешеным кони Мчались куда-то, пенился вал.

Ты на кровати дрожко лежала В полуознобе, в полубреду. Сосны гремели, море рыдало, Тихо и мрачно было в саду. Съежились листья желтых акаций. Рыжие лужи. Карий песок. Разве мы смели утром смеяться? Ты одинока. Я одинок.

Июнь 1915

Игорь Северянин

«Девушка и парус», 1906. Савинов Александр (1881-1942)

Когда придет корабль

Вы оделись вечером кисейно И в саду стоите у бассейна, Наблюдая, как лунеет мрамор И проток дрожит на нём муаром. Корабли оякорили бухты: Привезли тропические фрукты, Привезли узорчатые ткани, Привезли мечты об океане. А когда придёт бразильский крейсер, Лейтенант расскажет Вам про гейзер. И сравнит… но это так интимно!.. Напевая нечто вроде гимна.

Читайте также:  Описание фрески доменико гирландайо «тайная вечерня»

Он расскажет о лазори Ганга, О проказах злых орангутанга, О циничном африканском танце И о вечном летуне — «Голландце». Он покажет Вам альбом Камчатки, Где ещё культура не в зачатке, Намекнёт о нежной дружбе с гейшей, Умолчав о близости дальнейшей… За моря мечтой своей зареяв, Распустив павлиньево свой веер, Вы к нему прижмётесь в тёплой дрожи, Полюбив его ещё дороже…

Игорь Северянин

«Лунная ночь. Жасмин и пионы», 1929. Жуковский Станислав (1875-1944)

Это только в жасмин..

Это только в жасмин… Это только в сирень… Проклинается город надрывно… Заночеет бело,- и в простор деревень Окрыляется сердце порывно… И не хочется сна… И зачем ты один?.. Кто-то бродит в ничем… Что-то в ком-то… Это только в сирень… Это только в жасмин… Это только узоры экспромта…

1912

Игорь Северянин

«Лунная ночь. Здравнево», 1896. Репин Илья (1844-1930)

Почему бы не встречаться..

Почему бы не встречаться Нам с тобой по вечерам У озер, у сонных речек, По долинам, по борам? Отчего бы нам не грезить От заката до зари? Это что-то вроде счастья, Что ты там ни говори!

31 августа 1909, Мелле-Кюлле

Игорь Северянин

«Июньский день (Лето)», 1890-е. Левитан Исаак (1860-1900)

Поэза о незабудках

Поет Июнь, и песни этой зной Палит мне грудь, и грезы, и рассудок. Я изнемог и жажду незабудок, Детей канав, что грезят под луной Иным цветком, иною стороной. Я их хочу: сирени запах жуток.

Он грудь пьянит несбыточной весной; Я их хочу: их взор лазурный чуток, И аромат целебен, как простор. Как я люблю участливый их взор! Стыдливые, как томны ваши чары…

Нарвите мне смеющийся букет, В нем будет то, чего в сирени нет, А ты, сирень, увянь в тоске нектара.

Мыза Ивановка

Игорь Северянин

«Пейзаж. Степь», 1890-1895. Куинджи Архип (1842-1910)

Моя Россия

И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи…

Ал. Блок

Моя безбожная Россия, Священная моя страна! Ее равнины снеговые, Ее цыгане кочевые, — Ах, им ли радость не дана? Ее порывы огневые, Ее мечты передовые, Ее писатели живые, Постигшие ее до дна! Ее разбойники святые, Ее полеты голубые И наше солнце и луна! И эти земли неземные, И эти бунты удалые, И вся их, вся их глубина! И соловьи ее ночные, И ночи пламно-ледяные, И браги древние хмельные, И кубки, полные вина! И тройки бешено-степные, И эти спицы расписные, И эти сбруи золотые, И крыльчатые пристяжные, Их шей лебяжья крутизна! И наши бабы избяные, И сарафаны их цветные, И голоса девиц грудные, Такие русские, родные И молодые, как весна, И разливные, как волна, И песни, песни разрывные, Какими наша грудь полна, И вся она, и вся она — Моя ползучая Россия, Крылатая моя страна!

1924

Игорь Северянин

«Встреча солнца. Море», 1849. Айвазовский Иван (1817-1900)

Солнце и море

Море любит солнце, солнце любит море… Волны заласкают ясное светило И, любя, утопят, как мечту в амфоре; А проснешься утром — солнце засветило! Солнце оправдает, солнце не осудит, Любящее море вновь в него поверит… Это вечно было, это вечно будет, Только силы солнца море не измерит.

Август 1910

Игорь Северянин

Из: Андрей Кончаловский

Источник: http://www.izbrannoe.com/news/iskusstvo/poeziya-igorya-severyanina-v-zhivopisi-russkikh-khudozhnikov/

Н.П. и Л.М. Анисовы – Художник с русской душой

25 мая 1873 года, 140 лет назад родился Станислав Юлианович Жуковский, выдающийся русский живописец-пейзажист

Молодые ученики Московского училища живописи, ваяния и зодчества В.К.Бялыницкий-Бируля и С.Ю.Жуковский мечтали побывать в мастерской преподавателя училища И.И.Левитана. Однажды такой случай представился.

Друзья были на Чистых прудах, когда неожиданно столкнулись с идущим им навстречу Левитаном.

Жуковский обратился с просьбой разрешить им посмотреть работы в его мастерской: «Исаак Ильич, помогите нам набраться бодрости и “левитановского духа” для участия на выставке, побалуйте нас вашими работами».

«Через полчаса, — вспоминал позже В.К.Бялыницкий-Бирулся, — мы подошли к Трёхсвятительскому переулку, где в доме Морозовых находилась мастерская и квартира Левитана. Помню, как мы сидели, поражённые зрелищем его прекрасных работ. Но вдруг Левитан подошёл к одному из пейзажей и начал жестоко тереть стеклянной бумагой небо. Мы были удивлены. Жуковский толкнул меня плечом.

Левитан заметил наше недоумение и, продолжая тереть пейзаж, заговорил: “Видите ли, нужно иногда забывать о написанном, чтобы после ещё раз посмотреть по-новому. И сразу станет видно, как много ещё не сделано, как упорно и много ещё надо работать над картиной.

Я сейчас снимаю лишнее, именно то, что заставляет кричать картину…”» Многое привлекало молодых художников в замечательном мастере.

Стараясь отмести всё чужое, наносное, Левитан помогал ученикам выявлять самих себя. «Картина — это что такое? — говорил он. — Это кусок природы, профильтрованный через темперамент художника, а если этого нет, то это пустое место».

Работы Жуковского Левитан заприметил на ученической выставке. Изучал каждый его этюд, расспрашивал, сколько времени он их писал, и от многих приходил в восторг. После этой выставки он был особенно ласков к Жуковскому и внимателен к его работам.

Было ещё нечто, что сближало обоих. Оба пережили (каждый в своё время) острую нужду, но не отступились от страстного желания стать художником. Левитану порой не в чем было прийти на выставку, и он прятался за колоннами, чтобы не увидели его рваные башмаки; Жуковскому нечем было платить за обучение, и он, во внеурочное время, не имея собственной мастерской, писал пейзажи для продажи.

В 1897 году его картина «Весенний вечер» была приобретена П.М.Третьяковым. Художнику в ту пору едва исполнилось 24 года.

Жуковский очень высоко ценил русскую живопись. С большим пиететом относился к Репину. Очень чтил А.К.Саврасова. По воспоминаниям родственника С.Ю.Жуковского, профессора Московского архитектурного института Ю.Ю.Савицкого, не однажды в присутствии художника поднимался разговор о французской живописи. Позиция Жуковского всегда оставалась неизменной.

— Моне, Сезанн и другие — прекрасные и очень искренние художники. Но я не выношу, когда пишут русскую природу, подгоняя её под полотна Сезанна. Когда я вижу такие произведения, я делаюсь буквально больным, — говорил он с глубоким внутренним волнением.

Немногословный, замкнутый, в присутствии малознакомых людей Жуковский, замечает Савицкий, чувствовал себя неуютно и с видимым трудом поддерживал беседу. Был сдержан, но за этой сдержанностью чувствовался сильный и горячий темперамент.

Оживлённым и приветливым был Жуковский только среди близких ему людей. Страстный охотник он едва дожидался ранней весны, чтобы выехать в Тверскую губернию. «Только охотники по-настоящему чувствуют природу», — говорил он часто.

  Своим охотничьим трофеем — огромной медвежьей шкурой — гордился, пожалуй, больше, чем самыми лучшими своими картинами.

Очень любил русскую провинцию. Многие его картины были написаны в окрестностях озера Удомли, близ Вышнего Волочка, где жил его близкий друг В.К.Бялыницкий-Бируля.

Как художник Жуковский предпочетал весну и осень. «Конечно, я пишу во все времена года, но меньше всего люблю лето. Самое интенсивное наслаждение природой для меня кончается в мае».

В конце первого десятилетия прошлого века художник избирает местом своей работы тверское сельцо Всесвятское. Сельцо представляло собой старинную усадьбу, принадлежащую Милюковым. Работал в старом помещичьем доме, за которым открывался вид на берег проточного озера. Писал многочисленные интерьеры с сохранившейся старинной обстановкой комнат.

Здесь Жуковский пишет лучшие свои картины «Первые предвестники весны» (1909) и «Праздник весны» (1911). Здесь пробуждается у него неизбывная любовь к русской старине, русскому быту.

Простая мысль проглядывает в картинах Жуковского. Красота природы — это красота Божественной мысли, разлитой вокруг нас, и человек, восприявший её, напитавшийся ею, привносит её в свой дом.

«Всегда левитановец по духу, он вдруг… зазвучал мажором — прояснился, развеял дымку грусти и дрёмы», — подметил критик, увидев его последние работы.

В 1907 году его избирают академиком императорской Академии художеств.

Интерес к русской усадьбе возрос в ту пору, когда дворянская культура уходила в историю. Но именно в ней видел Жуковский почву для утверждения национального самосознания. Именно поэтому пишет он и последующие свои картины «Радостный май» (1912), «Поэзия старого дворянского дома» (1912), «Былое. Комната старого дома» (1912), «Весенние лучи» (1913), «В старой аллее» (1913).

После октябрьского переворота 1917 года многое изменилось в художественной жизни России.

«Для Жуковского начало 1920-х годов было временем очень тяжёлых переживаний, — вспоминал Ю.Ю.Савицкий. — Среди части советских художников и искусствоведов были сильны тенденции к отрицанию реалистической живописи, увлечение “левыми” направлениями. Жуковский же с давних пор стоял в оппозиции к этим тенденциям».

Ему оставались близкими слова В.А.Серова: «В России жить — так уж русским быть». Размышляя над некритическим использованием достижений искусства Запада многими русскими художниками, С.Ю.

Жуковский писал: «Пора перестать ездить за модами в Париж, пора стряхнуть с себя вековую рабскую зависимость, пора иметь своё лицо».

Слова художника были с неодобрением встречены идеологами «нового» направления в искусстве.

После персональной выставки Жуковского в 1921 году в журнале «Театральное обозрение» появилась разносная статья А.М.Эфроса, буквально зачёркивающего всё творчество художника. «Обычная выдержка не смогла сдержать темперамент Жуковского, — вспоминал Ю.Ю.Савицкий. — Он публично нанёс Эфросу “оскорбление действием”, что породило, конечно, страшный шум.

Одни с полным основанием негодовали, другие считали статью Эфроса заслуживающей такой реакции. Жуковский был подавлен мыслью о том, что статья Эфроса является чуть ли не официальным выражением взглядов на реалистическое искусство. Всё это в конце концов повлияло на решение его уехать из России.

Осенью 1923 года Жуковский уехал с женой в Варшаву, где и провёл последние десятилетия своей жизни».

Живя в Польше, С.Ю.Жуковский очень скучал по русской природе. Оттуда он писал своей любимой племяннице Марии: «Ты там не понимаешь, какая ты счастливая, что видишь русскую берёзку и иван-чай».

Наталия Петровна и Лев Михайлович АНИСОВЫ

Источник: http://www.russdom.ru/node/6253

Ссылка на основную публикацию