Описание картины валентина серова «портрет иды рубинштейн» (вариант 2)

Серов Валентин Александрович (художник)

Валентин Александрович Серов

Валентин Александрович Серов прожил не слишком долгую жизнь, за которую, однако, он успел создать не одну сотню картин и портретов. Многие из них являются признанными шедеврами и даже эталонами в своих жанрах, а сам художник заслужил славу лучшего портретиста своей эпохи.

Несмотря на то, что Серов превосходно владел многими техниками, именно ему удалось добиться признания карандашного портрета как полноценной картины, не нуждающейся в доработке (его перу принадлежат полотна, на которых при помощи обыкновенного грифеля мастерски изображены Левитан, Шаляпин и другие известные деятели тех лет).

Гений Серова был признан далеко не всеми критиками и художниками, обвинявшими его в не профессионализме и других оплошностях, однако на сегодняшний день творчество мастера оценено очень высоко.

В 2014 году на знаменитом лондонском аукционе портрет Серова, на котором изображена Мария Цетлин, ушел с молотка почти за 10 миллионов английских фунтов.

Жизнь знаменитого художника

Валентин Александрович родился 19 января 1865 году в семье известного петербургского композитора и по совместительству музыкального критика и его ученицы, Марии Бергман.

Он с самого раннего детства был окружен различными представителями творческой среды и богемы.

Несмотря на это, мальчик зачастую был предоставлен сам себе, что отразилось во всей его дальнейшей изобразительной деятельности.

Портрет И. Репина. 1892 г.

Оставшись без отца в весьма юном возрасте, Валентин вынужден был переезжать с места на место, успев пожить в Мюнхене, Париже, Киеве, Москве.

Валентин был отдан в ученики знаменитому мастеру изобразительного искусства, Илье Репину, который смог разглядеть в мальчике огромные способности и таланты, что и было поворотным моментом в жизни юного Серова.

Быстро овладев азами художественной науки, он уже некоторое время спустя стал не только копировать труды гениального Репина, но и создавать свои работы, обладающие собственным стилем и неповторимым обаянием.

В 1880 году Валентин решил отправиться в путешествие по Украине, Крыму и Кавказу, где его сопровождали друзья и приятели.

Портрет Александра III с рапортом в руках. 1900. Холст, масло.

160 х 107

В 1890 году он заслужил определенный почет и уважение многочисленной публики, а от заказов на написание портрета от известных людей своего времени не было отбоя.

В этом же году он стал преподавать изобразительное искусство, а еще несколько лет спустя Серов удостоился чести писать портрет Императора Александра III в сопровождении семьи.

На протяжении 1900 года художник создал ряд ставших в дальнейшем знаменитых работ, среди которых портрет царя Николая II, его дяди и других персон, приближенных к императорскому двору. В этом же году мастер оставил членство в Товариществе передвижных выставок, в котором он на протяжении нескольких лет занимался активной организаторской и пропагандистской деятельностью.

В 1903 году Серова выбрали на руководящий пост объединения под названием «Мир искусства», однако мастер предпочел от него любезно отказаться. В этом же году он серьезно заболел, однако благодаря вмешательству врачей и вовремя проведенной операции, его проблемы с перитонитом были на некоторое время решены, и художник «вернулся обратно в строй».

Портрет княгини З. Н. Юсуповой. 1902 г.

Вплоть до 1911 года Валентин Александрович трудился буквально не покладая рук, и за этот период он успел создать внушительное количество шедевров и знаменательных работ.

Его полотна выставлялись на самых престижных выставках, а слава опережала художника, поэтому за возможность быть изображенными именно Серовым многие состоятельные люди готовы были отдать серьезные деньги.

В этот период мастер нарисовал такие известные полотна, как «Портрет Иды Львовны Рубинштейн», «Похищение Европы», портрет Грузенбергов, Олсуфьевы и другие.

Скончался он внезапно 22 ноября 1911 года по дороге на очередной портретный сеанс. Останки великого деятеля были перезахоронены и покоятся на Новодевичьем кладбище.

Влияние Валентина Серова

Портрет графа Ф.Ф.Сумарокова-Эльстона впоследствии княза Юсупова»1903 г.

Несмотря на тот факт, что художник являлся лучшим портретистом всей эпохи, многие откровенно побаивались заказывать картину у мастера.

И дело здесь было вовсе не в сумме гонорара, а в том, что Серов имел потрясающую способность увидеть те черты характера, которые некоторые старательно пытались скрыть, незримо отобразив их в концепции всей работы.

К примеру, портрет, на котором был изображен шестнадцатилетний Феликс Юсупов, сын состоятельных промышленников и магнатов, выдавал многочисленные пороки, капризность и избалованность «графчика» (как за глаза называл его сам художник).

На данной картине помимо самого Юсупова изображен был и его мопс по прозвищу Клоун, которого сам мастер считал лучшей моделью на этом холсте.

И действительно, профессиональное чутье не обмануло великого художника, ведь в скором времени Феликс получил скандальную известность в качестве убийцы Григория Распутина и гомосексуалиста, который завел роман с агентом британской разведки.

Портреты Императора Николая II

Хотя сам Александр Валентинович отличался независимым характером и не любил лести ради карьеры, у него получилось стать придворным живописцем.

В этом статусе художник находился порядка десяти лет, однако он так и не был допущен на торжественную коронацию последнего российского Императора Николая II.

Портрет так и остался незаконченным, поскольку сановники не восприняли слишком «приземленное» и лишенное пафоса отображение царя, а сам художник принял решение отказаться от этой работы.

Если изначально перу мастера был присущ определенный реализм, которым отличались полотна модных на тот момент передвижников, то спустя некоторое время он начал стремительно удаляться от данного стиля, предпочитая ему античную архаику и другие тенденции, почерпнутые мастером во время его путешествий в Грецию и в частности на остров Крит, где его посетила идея создания монументального полотна, известного как «Похищение Европы».

Валентин Серов и значение его творчества для наших современников

Портрет Иды Рубинштейн. 1910. Холст, темпера, уголь

В свое время многие полотна остались непонятыми и не принятыми широкой публикой. К примеру, огромный портрет известной танцовщицы Иды Рубинштейн был воспринят критиками как выходящий за рамки любых стилей, бездарный и даже ужасный.

Даже Илья Репин, учитель Серова, отметил, что картина является изображением «Гальванизированного трупа». Тем не менее на сегодняшний день Валентин Александрович входит в число русских художников, картины которых ценятся больше всего не только на родине, но и далеко за ее пределами.

Дороже можно приобрести только работы таких мэтров, как Алексей Явленский, Марк Шагал, Казимир Малевич и Василий Кандинский.

Серов стал, сам того не ведая, образцом для подражания для нескольких поколений художников, вдохновленных его работами.

Смелость автора, позволяющая смело экспериментировать с различными стилями и выходить за рамки общепринятых мнений, позволили другим художникам почувствовать уверенность в собственных силах и начать работать так, как требует их интуиция, а не в угоду сложившимся стереотипам и шаблонам.

На сегодняшний день работы Серова находятся в музеях, галереях и частных коллекциях.

Источник: http://Valentin-Serov.ru/%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82-%D0%B8%D0%B4%D1%8B/

Портрет Иды Рубинштейн

В. СеровПортрет Иды РубинштейнФрагмент

                    В дягилевских «русских сезонах» в Париже на сцене Гранд-опера, блистала несравненная Ида Львовна Рубинштейн (1880 – 1960). Танцовщица-любительница, ученица Михаила Фокина, она исполняла роль царицы Клеопатры в одноименном балете своего наставника и роль Зобеиды, в поставленной им же, «Шехерезаде». Успех сопутствовал громоподобный.

    Весной 1910 года Валентин Александрович Серов приехал в Париж с дочерью Ольгой, старшей из его шестерых детей. Им довелось посетить Гранд-Опера 4 июня 1910 года, где они смотрели «Шехерезаду» с участием Иды Рубинштейн. Серов сразу подпал под обаяние танцовщицы и «нашёл в ней столько стихийного подлинного Востока», что решил, во что бы то ни стало, её писать.

Она показалась художнику новым воплощением египетской Клеопатры. Любуясь её утонченными темпераментными танцами, можно было представлять себе древние Ассирию и Египет, «каким-то чудом воскресшие». «Монументальность есть в каждом её движении – просто оживший архаический барельеф».

«У неё рот раненой львицы, а смотрит она в Египет», — говорил Серов с несвойственным ему, человеку очень сдержанному, волнением. 1  Внешность танцовщицы также не оставляла никого равнодушным.

Одна из кузин Серова, Нина Яковлевна Симонович-Ефимова, жившая тогда же в Париже, оставила словесный портрет Иды Рубинштейн: «Овал лица, как бы начертанный без единой помарки счастливым росчерком чьего-то лёгкого пера, благородная кость носа. И лицо милое матовое, без румянца, с кипой черных кудрей позади. Современная фигура, а лицо – некоей древней эпохи. Из былинной Индии».

Образ, будто вырванный из обычной среды. Знаменитая танцовщица, которую знали все и принимали в обществе, появлялась на сцене полуголой, также  сохранились её фотографии в стиле ню. Серов предложил ей позировать ему обнаженной. В начале 20 века это должно было вызвать недоумение критики, недалеко было и до публичного скандала.

    Во второй половине мая – июне 1910 года, когда писался портрет, Серов снимал помещение домовой церкви в католическом монастыре Сакре-Кёр, около бульвара Инвалидов. Там же была его мастерская.

Читайте также:  Описание картины игоря грабаря «рябины»

Когда Ида Рубинштейн направлялась к художнику и шла по двору, из всех окон высовывались жильцы.

Люди буквально пожирали эту необыкновенную женщину глазами, многие восхищались, а друзья были просто в неё влюблены.

Ида Рубинштейн — 

звезда серебряного века

фото

    Портрет Иды Рубинштейн наделал много шума. Серова упрекали в модернизме. Репин пришёл в отчаяние, воскликнув: «Да это же гальванизированный труп!» Хотя потом писал, что даже самое неудачные произведения Серова «драгоценности». «Вот, например, его «Ида Рубинштейн».

Но как она выделялась, когда судьба забросила её на базар декадентщины».

Действительно, Серов сотрудничал с объединением «Мир искусства», дружил с представителями новой русской культуры рубежа 19 – 20 веков, в частности с художником и искусствоведом Александром Бенуа, который являлся лидером молодых выразителей потребностей русского искусства.

Особенность искусства того времени заключалась в его необычайной многоликости. Самые разнообразные эстетические тенденции эпохи, способы преображения натуры демонстрировались на выставках, соревнуясь с выдающимися художниками европейского модерна. Серов тоже участвовал в этих выставках. Работы лучшего портретиста России узнала публика Вены, Берлина, Мюнхена, Венеции, Рима.

    Художник относился к своей новой модели с восхищением. Стильная, изящная, но отнюдь, не настолько измождённая, как живописал Серов, танцовщица рисовалась ему в новом образе.

Создавая на холсте сложный характер Иды, он намеренно подчеркивал не реальные, но гротескные формы, используя многочисленные контрасты: линейные, цветовые, фактурные.

Это скорее, формула модерна, а не живая женщина. И одновременно – портрет.

   В. Серов

Портрет Иды Рубинштейн

Холст, темпера, уголь.

1910 год. ГРМ, СПб

    Серов воспроизвёл фигуру Иды Рубинштейн в сложном повороте. Контур тела предельно заострён. Композиция, отвечая требованиям модерна, построена так, что кажется, танцовщица распластана по стене.

Лицо обращено к зрителю, но куда на самом деле обращены эти больные страдающие глаза львицы? Синие подглазья, карминово-красный рот. Несмотря на изящество позы, обнаженное тело написано «мёртвыми» красками на фоне жёлтой стены и синего покрывала. Драгоценные перстни — на пальцах рук и ног.

Длинный зелёный шарф напоминает змею, от укуса которой скончалась египетская царица. При всей внешней экстравагантности, Ида Рубинштейн выглядит беззащитной и очень грустной. Сюжет можно истолковать как предсмертный танец Клеопатры со змёей.

Тема прощания и близкой смерти отражена в этом больном взгляде. Умирающая красавица будто превращается в изваяние, становясь кумиром эстетства начала 20 столетия.

    Серов выставил портрет Иды Рубинштейн весной 1911 года на Международной художественной выставке в Риме. Тут же его обвинили в модернизме. Критики неистовствовали с пеной у рта. Нашлись и поклонники.

Поступило предложение директора музея Александра  III (Русского музея), графа Дмитрия Ивановича Толстого продать ему картину для экспозиции, на что Серов согласился.

«Это приобретение, вспоминает Ольга Серова, — вызвало ропот в некоторых художественных кругах, и раздались голоса, требовавшие удаления картины из музея. Серов писал по этому поводу М.С. Цетлин:

  «Остроухов (художник, друг Серова) мне, между прочим, говорил о Вашем намерении пристроить у себя бедную Иду мою Рубинштейн, если её, бедную, голую, выгонят из музея Александра на улицу.

   Ну, что же, я, конечно, ничего не имел бы против – не знаю, как рассудят сами Рубинштейны, если бы сей случай случился. Впрочем, надо полагать, её под ручку сведёт сам директор музея граф Д.И. Толстой, который решил на случай сего скандала уйти. Вот какие бывают скандалы, т. е. могут быть. Я рад, ибо в душе – скандалист, да и наделе, впрочем». 2

    Портрет Иды Рубинштейн – апофеоз нового стиля позднего Валентина Серова — самый нетрадиционный для своего времени. Мастер возвысил свою героиню, не впадая в пафос, впрочем, он умел обобщать и создавать не похожее, не имеющее аналогов в искусстве, даже в свою многоликую эпоху.

Примечания

1         Грабарь И. «Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. 1865-. 1965

2         Серова О.В. Воспоминания о моём отце Валентине Александровиче Серове. Ленинград. Искусство, 1986

Источник: https://biblioiskusstwo.blogspot.com/2015/02/blog-post_26.html

Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения/Выставки/Выставки в России

название выставки: «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения»
где проходит выставка: Третьяковская галерея, Москва, Россия
время проведения выставки: 7 октября 2015 — 17 января 2016 года
адрес: Москва, Крымский Вал, 10, залы 60–62, 80–82

7 октября 2015 года в Третьяковской галерее открывается выставка произведений Валентина Серова. Специалисты уже назвали ее самой ожидаемой в этом году. Экспозиция занимает три этажа нового здания Третьяковки и включает 250 работ. Специально к этой выставке был создан промо-сайт, который рассказывает, что будет представлено посетителям.

Работы из своих собраний предоставили 25 российских музеев (включая ГМИИ имени Пушкина, Русский музей), четыре зарубежных — Музей Орсе (Париж), Офицерский фонд Королевской лейб-гвардии (Копенгаген), Национальная галерея Армении, Национальный художественный музей Республики Беларусь и девять частных коллекционеров.

Впервые будут показаны три этапных работы Серова: портрет Александра III , хранящийся в Копенгагене, и два женских портрета — из Национального музея Армении и парижского Орсе.

Также можно будет увидеть оформленный Серовым занавес для спектакля дягилевской труппы «Шахерезада», графику, но все же основу экспозиции составят известные полотна — «Девочка с персиками», портрет Иды Рубинштейн и другие.

Валентин Александрович Серов родился в 1865 году в Санкт-Петербурге, в семье композиторов Александра Николаевича Серова и Валентины Семёновны Серовой. Он прожил всего 46 лет. Сегодня же в его честь названы улицы, а его работы продаются на аукционах за десятки миллионов долларов.

Как пишет официальный сайт Третьяковской галереи: «Серов синтезировал в своем творчестве лучшие традиции русской реалистической школы, уроки старых европейских мастеров, новаторства современных живописцев.

Он не только определил развитие стиля модерн в России, но и стал предтечей авангарда. Для русского искусства Серов стал формообразующим художником.

Универсализмом и парадоксальностью своего таланта он предвосхитил архетип творческой личности ХХ века.

Исключительная одаренность Серова позволяла ему одинаково ярко проявлять себя в разных сферах изобразительного искусства — в станковой и монументальной живописи, графике, театральном и декоративно-прикладном искусстве.

Жанровый диапазон его работ разнообразен и включает исторические картины, пейзажи, бытовые зарисовки, иллюстрации.

Но главное — Серов был выдающийся портретист, он создал обширную по количеству и редкую по качеству исполнения и глубине характеристик галерею образов современников, которая отражает всю противоречивость эпохи рубежа веков».

Относительно работы Валентина Александровича над портретами приведем еще одну цитату, на этот раз из «Монографии художника Валентина Серова»: Одна особенность портретных замыслов Серова достойна внимания — исключительное разнообразие поз, неповторимость положений, посадок, поворотов, жестов.

Люди все различны, почему коренным образом различна должна быть и построенность портретов… Серов берёт свою модель каждый раз по-другому, так, как не брал до этого ни одну из прежних, и так, как он находил это для неё наиболее характерным.

Поэтому он сажает Ванду Ландовскую таким образом, чтобы её посадка, движение, наклон были для неё наиболее выразительными. Для портрета А. К.

Бенуа берет только одну голову, чтобы фигура не помешала задуманной им тонкой характеристике выражения её лица, глаз и ужимки, а Семёнова-Тян-Шанского сажает по-стариковски, как ему в восемьдесят лет и подобает.

Перед началом большого, волнующего портрета Серов долго обхаживает свою модель, наблюдая её в жизни в различных условиях и обстановке — дома, в концерте, в гостях, на улице. Он делает обычно наброски в альбоме, намечающие общую идею портрета…

Не всё и не всегда ему удается. Он мечтал о большом портрете Шаляпина, в котором был бы передан весь многогранный облик его великого друга… он делает угольный рисунок во весь рост, в величину натуры. Им он недоволен: это только небольшая часть Шаляпина, а он задумал дать его всего. Так и не была осуществлена долго лелеянная мечта.

Из числа рисунков последнего года жизни, в которых видно всецело захватившее Серова стремление к упрощённости средств выражения, не последнее место должно быть отведено рисунку полуфигуры юной девушки, М. А. Ливен.

Но самым ярким примером стилевых исканий может служить известный портрет обнаженной Иды Рубинштейн». Игорь Грабарь

Остановимся подробнее на портретах кисти Валентина Серова, которые можно будет увидеть на выставке.

«Девочка с персиками», 1887 год, Государственная Третьяковская галерея

На портрете изображена Вера Мамонтова, старшая дочь знаменитого предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова. Портрет был написан в столовой усадьбы Мамонтовых в Абрамцево. В августе 1887 года 11-летняя Вера Мамонтова вбежала в дом и, взяв персик, присела за стол.

Валентин Серов, который часто гостил в имении Абрамцево, предложил девочке позировать. Вера позировала 22-летнему Серову каждый день почти два месяца. Серов подарил картину Елизавете Мамонтовой, матери Веры, и картина долгое время висела в комнате.

Теперь в Абрамцево висит копия, а оригинал экспонируется в Третьяковской галерее. Сам художник так отзывался о своей работе: «Всё, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах.

Читайте также:  Описание картины пабло пикассо «три женщины»

Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров»

А, собственно, «девочка с персиками» выросла, вышла замуж за московского губернского дворянства А.Д. Самарина, родила троих детей, но в возрасте 32 лет заболела пневмонией и через три дня умерла.

Портрет Иды Рубинштейн, 1910, Русский музей

В этом портрете нашла отражение тема «жизни напоказ», увлекавшей художника в поздний период творчества. На картине, написанной в 1910-м году в Париже изображена Ида Рубинштейн — знаменитая танцовщица и актриса, чья жизнь проходила под пристальным вниманием публики.

Серов увидел Рубинштейн на парижской сцене и нашёл в ней воплощение Древнего Востока. «Монументальность есть в каждом её движении, — восхищался художник, — просто оживший архаический барельеф». Интересно, что был отрицательно воспринят рядом художников, в частности, Ильёй Репиным.

Картина была выставлена на выставке «Мира искусства» в Москве в 1911 г. и был назван Репиным «базар декадентщины».

Вскоре после того, как был написан, портрет приобрели в собрание Русского музея. Дочь художника, Ольга Валентиновна Серова, писала в своих воспоминаниях: «Она была совсем не так худа, как её изобразил папа, по-видимому, он сознательно её стилизовал».

Портрет княгини Ольги Орловой, 1910-1911, Русский музей

На картине изображена княгиня Ольга Константиновна Орлова (1873—1923) — жена начальника Военно-походной канцелярии, генерал-майора князя В. Н. Орлова.

Серов писал этот портрет по заказу самой княгини. И «хотя произведение выполнено с утончённой живописной техникой, оно не лишено иронии, и даже насмешки. О. К. Орлова изображена в претенциозной позе: непропорционально большая шляпа, обнаженные плечи, соболий палантин, руки, сжимающие жемчужное ожерелье, выставленная лакированная туфля придают образу вычурное изящество».

 Эта ирония пронизывает многие портреты художника Серова. «Он умел тиранить свою модель. Многие позировали по 100 сеансов. А в результате он находил то, что, может, они пыталась прятать при жизни. Вот некие стороны характера на полотне проявлялись», — рассказывает куратор выставки Ольга Атрощенко.

Возвращаясь к выставке, приуроченной к 150-летию со дня рождения художника, напомним, что эти и многие другие, не менее интересные работы Валентина Серова можно будет увидеть в Третьяковской галерее до 17 января 2016 года.

Источник: http://2queens.ru/Articles/Vystavki-Vystavki-v-Rossii/Valentin-Serov-K-150letiyu-so-dnya-rozhdeniya.aspx?ID=2994

Портрет Иды Рубинштейн

Портрет Иды Рубинштейн — оригинальный по исполнению образ молодой российской танцовщицы, который был в свое время принят публикой с жесткой критикой. Работа В.

Серова – знаменитого портретиста, была впервые представлена в 1911 году на Всемирной выставке в Риме   и сразу вызвала скандал. Такие величайшие живописцы как Суриков и Репин сочли картину отвратительной.

Серов умер в том же году, жестоко осмеянный современниками и коллегами по цеху.

Портрет Иды Рубинштейн

Валентина Серова можно назвать одним из величайших мастеров портрета XIX века, хотя он работал и в других направлениях – пейзаж, графика, иллюстрация и анималистка – ему удавалось все.

Иду Рубинштейн — знаменитую танцовщицу, которая стала звездой «русских сезонов» и покорила Париж своей необычной красотой и пластикой, художник впервые увидел на сцене в роли Клеопатры.

Хореография балета передавала тематику египетских фресок с плоскими движениями и отсутствием перспективы, что вдохновило живописца на создание необычной стилистики портрета.

Серов даже не надеялся, что известная дива согласится ему позировать, но Рубинштейн приняла приглашение мгновенно.

Дочь киевского миллионера, девушка еврейского происхождения, выросла в Петербурге и долго искала себя в искусстве, ей предлагал вступить в свою труппу Станиславский, но она нашла себя в балете.

Такие величайшие композиторы как Равель, Дебюсси и Стравинский писали музыку специально к ее партиям.

Писать портрет обнаженной танцовщицы Серов решил в храме Шале в Париже. Изнеженная богачка молча выдержала все – и прохладу, и пристальный взгляд художника, который не переносил никто, даже его родная мать.

Портрет решено было выполнить матовой темперой, живописец стремился не допустить и нотки вульгарности, которую мог придать блеск масляной краски. Обнаженная, длинноногая натурщица, чья угловатая поза усиливает эффект отсутствия перспективы, а струящийся шарф придает фигуре еще большую утонченность, идеально передала образ.

Для усиления наготы фон практически совпадает по оттенку с кожей Иды. Обнаженная, беззащитная модель распластана в пространстве.

Знаменитость, чья жизнь проходит под пристальным вниманием публики — «жизнь напоказ», именно эта тематика увлекала Серова в последние годы жизни. Ида Рубинштейн, чьей монументальной красотой был восхищен художник подошла для портрета лучше других. Художник нарушил каноны живописи и намеренно изобразил линии рук и ног более прямыми, придавая фигуре женщины еще большее изящество.

Бурная критика для Серова была ожидаемой реакцией, но все же ценители искусства расходились во мнениях. Прекрасной половине человечества портрет в большей степени пришелся по душе.

Однако перевешивал все-таки негатив, о художнике говорили, что он выдохся и пустился паясничать. После смерти автора, публика взглянула на произведение по-новому. Русский музей был полон желающих взглянуть на картину.

Теперь критики пришли к выводу, что портрет Иды Рубинштейн является классическим образцом русской живописи.

Источник: http://creatico.ru/portret-idy-rubinshtejn/

Валентин Серов

Уже ранние шедевры Валентина Серова, среди которых знаменитая «Девочка с персиками», открыли миру талантливого портретиста. Прошло несколько лет, и мастер достиг пика совершенства, найдя лаконичные и выразительные способы изображения характера персонажей.

Портрет Валентина Серова

Техника живописи Серова позволяла художнику достигать портретного сходства даже без рисования лица, а карандашные портреты с его легкой руки впервые стали полноценными произведениями искусства. Пейзажи, картины на исторические и мифологические темы, анималистика – все удавалось мастеру. Но главное, он мог с первого взгляда уловить суть человека или явления.

Детство и юность

Родился художник в январе 1865 года в Санкт-Петербурге. Родители Серова – композиторы и музыканты. Мама Валентина Бергман – из еврейской семьи, содержавшей в Москве лавку колониальных товаров. Увлечение музыкой привело 18-летнюю девушку в петербургскую консерваторию, но из-за противоречий с руководителем Валентина оставила учебу.

Частные уроки у 43-летнего музыканта Александра Серова окончились браком с репетитором, который старше москвички на 26 лет. Валентина Серова – первая женщина-композитор России.

Валентин Серов в молодости

Через год у пары родился первенец, которого назвали Валентином, для домашних – Тошей. В 4 года мальчик побывал в Европе. Он рос в богемной среде, где все дышало искусством. Иван Тургенев, Илья Репин, Марк Антокольский были частыми гостями в хлебосольном доме Серовых.

Счастливое детство окончилось для Валентина Серова в 6 лет со смертью отца. Мама, нигилистка и поклонница Николая Чернышевского, отправила мальчика в Смоленскую губернию, где на хуторе Никольском жила подруга Нина Друцкая. Сама уехала в Мюнхен писать оперу и повышать мастерство.

Автопортрет Валентина Серова

Воспоминания о коммуне последователей Чернышевского, куда определила мальчика Друцкая, тягостные. Не сложились и отношения с тетушкой: за мелкую шалость женщина порвала рисунок маленького художника, в отместку он изрезал любимое платье княгини.

Спустя год Валентин Серов отправился к матери. Женщина заметила способности сына к рисованию и определила 8-летнего мальчика на учебу к мюнхенскому граверу Карлу Кеппингу. Но и здесь юный художник не задержался: через год, в 1874-м, мать по совету художника Антокольского перевезла сына в Париж, доверив обучение Тоши Репину, находившемуся в зените славы после «Бурлаков на Волге».

Через год скитания Валентина Серова продолжились. В 1875 году он с матерью вернулся в Россию и поселился в подмосковном имении князей Мамонтовых в Абрамцево, где провел лето.

Осенью у матери вспыхнул роман с нигилистом Василием Немчиновым. Пара, прихватив Тошу, отправилась в Киев, а потом на хутор Немчиновых в Харьковскую губернию. С сыном гражданской супруги у Василия Ивановича сложились дружеские отношения. Вскоре в семье появился мальчик, которого назвали Сашей.

В 1878 году Валентина Серова с детьми покинула хутор из-за разразившейся чумы и уехала в столицу. Муж остался, чтобы лечить заболевших крестьян. В Москве Серова родила дочь Надю и узнала о смерти заразившегося чумой гражданского супруга.

Весной женщина оставила старшего сына в столице на попечение Ильи Репина и уехала с детьми в Новгородскую губернию. Валентин Серов отправился в 3 класс столичной гимназии, где учился из рук вон плохо, зато карандашные рисунки мальчика восхищали всех.

Автопортрет Валентина Серова

Первые портреты 14-летний Серов написал в 1879 году, изобразив мецената Савву Мамонтова и Репина. Произведения чрезвычайно понравились, но из гимназии нерадивого ученика выгнали. Валентин Серов отправился с учителем путешествовать. Они проехали Украину, побывали в Крыму, а летом остановились в Абрамцево.

Через год в биографии Валентина Серова снова появился родной город: в 1880 году юный художник поступил Императорскую художественную академию, в класс Павла Чистякова, воспитавшего Михаила Врубеля, Илью Репина, Василия Поленова.

Читайте также:  Описание картины пабло пикассо «жаклин рок»

Обоюдное восхищение Серова и Чистякова закончилось через 5 лет: молодой художник, не окончив курс, отправился в самостоятельное плавание: учебу продолжил в Европе, изучая полотна мастеров в итальянских и голландских музеях.

Живопись

На художественные взгляды Валентина Серова повлияла жизнь в Абрамцево. В имении Мамонтова появился портрет дочери мецената – 12-летней Веры Мамонтовой, названный «Девочка с персиками». Вера позировала художнику полтора месяца.

Картина Валентина Серова «Девочка с персиками»

Валентин Серов, рисуя девочку, добился цели – «той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах». Юная натурщица на полотне и правда сияет детской свежестью.

В работу «Девушка, освещенная солнцем» молодой мастер вложил еще больше труда. На картине изображена Мария Симонович, двоюродная сестра Серова. Главное на полотне – игра солнечных бликов, пробивающихся сквозь листву. Художник мечтал о легкости восприятия нарисованного им. Ему претило, что «в нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного».

Картина Валентина Серова «Девушка, освещенная солнцем»

Перед Машей Валентин Серов поставил задачу: вспоминать о приятном. Глядя на полотно, зрители и вправду «тонут» в безмятежности натурщицы, чувствуя теплоту солнечных «зайчиков».

Обе картины ценители живописи впервые увидели в 1888 году на московской выставке передвижников. Импрессионисты оценили новаторство мастера, смело смешавшего жанры портрета, интерьера и пейзажа.

В Абрамцеве Серов создал портрет Ольги Трубниковой, невесты. В начале 1889 года пара обвенчалась и отправилась на выставку в Париж. Вернувшись через полгода в Россию, Валентин Серов путешествовал по стране и в основном трудился над портретами.

Картина Валентина Серова «Портрет Ольги Трубниковой»

Серова недаром называют портретистом царской семьи.

В 1892-м дворяне Харьковской губернии в честь чудесного спасения императорской семьи при крушении состава на станции Борки заказали картину.

С Александром III Валентин Серов встретился один раз, поэтому работать пришлось по фотографиям царя, а эскизы портретов царских отпрысков – Ксении, Михаила и Ольги – рисовал с натуры.

Живописцу позволили присутствовать на коронации царя Николая II в Успенском соборе. Так в 1896-м появилась картина «Миропомазание Государя Императора».

Картина Валентина Серова «Миропомазание Государя Императора»

Позже Валентин Серов создал парадные портреты Александра III и Николая II, а по заказу императрицы Александры Федоровны художник нарисовал «домашний» портрет царя в тужурке. Позже коллега Серова – Константин Коровин – заметил, что Серов первый, кто заметил и отобразил на полотне мягкость, интеллигентность и слабость императора.

Благодаря гению художника современники знают, как выглядели Илья Репин, Исаак Левитан, Николай Лесков и десятки деятелей искусства начала ХХ века.

С 1898 по 1909 годы Валентин Серов руководил мастерской Московской школы живописи. Учителем его назвали Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов и Мартирос Сарьян.

Картина Валентина Серова «Портрет Мики Морозова»

Рисуя портреты, Валентин Серов полагал важнейшей задачей передать эмоции, чувства персонажей. Ярчайшее доказательство достижения поставленной цели – «Портрет Мики Морозова», написанный в 1901 году и признанный современниками и потомками гениальным.

В 1910-е годы мастер сотрудничал с антрепренером и организатором «Русских сезонов» Сергеем Дягилевым. Валентин Серов изобразил театрального деятеля, создал афишу для выступления балерины Анны Павловой, написал портрет обнаженной танцовщицы Иды Рубинштейн.

Картина Валентина Серова «Портрет Иды Рубинштейн»

Изображение танцовщицы удивило современников Серова. В конце творческого пути художник уходил от реализма передвижников в сторону модернизма. Деформированное тело Иды, лишенное плоти, с неестественно длинными руками и ногами Репин назвал «гальванизированным трупом».

Тогда же ценители искусства получили от мэтра картину «Похищение Европы», навеянную посещением в компании Льва Бакста острова Крит. В рисунке Валентин Серов использовал яркую гамму: рыжий бык на фоне фиолетово-синих волн. На полотне просматриваются первые намеки на абстракционизм.

Картина Валентина Серова «Похищение Европы»

Один из последних шедевров мэтра – портрет княгини Ольги Орловой, которую называли «первейшей при дворе дамой» и «самой элегантной женщиной Петербурга». Над полотном светской львицы живописец трудился с 1909 года, закончил работу после перерыва в 1911-м и был чрезвычайно доволен портретом, что для Серова не характерно.

Тонкие ценители искусства уловили в портрете Орловой насмешку художника над персонажем, некую пародию на даму.

Картина Валентина Серова «Портрет княгини Орловой»

Знатные люди мечтали о портрете работы Валентина Серова и одновременно побаивались, ведь живописец слыл отличным физиономистом.

Он видел человека насквозь, изображая даже то, что натурщик пытался скрыть. Таков портрет юного Феликса Юсупова, самодовольного и капризного наследника миллионного состояния, бисексуала и будущего убийцы Григория Распутина.

Даже мопс Феликса подчеркивает своенравие хозяина.

О жизни и творчестве гениального портретиста снято несколько фильмов. В 2015 году вышла документальная лента «Валентин Серов. Биография и география – Абрамцево».

Личная жизнь

С любовью всей своей жизни Ольгой Трубниковой живописец познакомился у Симоновичей, родственников по материнской линии, воспитавших сироту. 9 лет влюбленные переписывались и ждали часа, когда смогут соединить судьбы.

В январе 1889 года пара обвенчалась: Валентин Серов продал полотно «Девушка, освещенная солнцем» и сыграл на полученные деньги свадьбу. На венчании в петербургском храме присутствовал Илья Репин. Серовы поселились в Москве. Один за другим у них родилось шестеро детей.

О личной жизни и семье портретиста снят фильм, вышедший в рамках программы цикла «Больше, чем любовь».

Смерть

Ранним утром в начале декабря 1911 года Валентин Серов собирал краски и кисти, чтобы отправиться в дом князей Щербатовых рисовать семейные портреты. Неожиданный сердечный приступ свалил его с ног. 46-летний художник умер мгновенно. Супруга пережила любимого мужа на 11 лет.

Могила Валентина Серова

Смерть художника в России восприняли так же трагично, как смерть Александра Пушкина и Льва Толстого. Похоронили Валентина Серова на Донском кладбище, но позже перенесли прах на Новодевичье.

Произведения

  • 1875 – «Синяя ваза»
  • 1885 – «Автопортрет»
  • 1885 – «Портрет О. Ф. Трубниковой»
  • 1887 – «Девочка с персиками»
  • 1888 – «Девушка, освещенная солнцем»
  • 1889 – «Портрет П. А. Мамонтовой»
  • 1892 – «И. Е. Репин»
  • 1893 – «И. И. Левитан»
  • 1899 – «А. С. Пушкин»
  • 1899 – «Александр III»
  • 1900 – «Николай II»
  • 1901 – «Мика Морозов»
  • 1902 – «З. Н. Юсупова»
  • 1904 – «С. П. Дягилев»
  • 1909 – «Анна Павлова»
  • 1910 – «Похищение Европы»
  • 1910 – «Ида Рубинштейн»
  • 1911 – «Портрет О. К. Орловой»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/5216-valentin-serov.html

Семь портретов Валентина Серова

Если эмблемой экспозиции стала «Девочка с персиками», то её ядром оказались портреты — камерные, парадные, психологические. Этим московская выставка разительно отличается от петербургской, которая весной прошла в Русском музее под полемическим названием «Серов не портретист». Там портреты сознательно обошли стороной. Чья же оценка вернее?

«Я не портретист. Я просто художник», — говорил сам Валентин Александрович. Однако прославился он в первую очередь портретами. Существует ли оппозиция между Серовым-портретистом и Серовым-художником? На наш взгляд, нет: мастер много писал на заказ, но избежал опасности выполнять любые прихоти клиентов. Благодаря этому каждый портрет Серова рассказывает свою историю.

В рамках обзора выставки можно лишь бегло рассказать о творчестве художника. Мы выбрали другой путь: сосредоточившись на нескольких работах, дать возможность зрителю самостоятельно открыть другие произведения Серова. Если вас заинтересуют эти семь историй, приходите в Третьяковскую галерею на Крымском валу и продолжайте исследование — до закрытия выставки 17 января 2016 г. ещё есть время.

Девушка, освещённая солнцем. Портрет М. Я. Симонович. 1888. Холст, масло. 89,2 × 71,3. Третьяковская галерея

Художник посадил свою кузину Марию Симонович под деревом, где солнце делает её частью окружающего пейзажа. Этот импрессионистический приём Серов использовал и в написанной годом раньше «Девочке с персиками»: поверхности предметов воспринимают отсветы соседних вещей.

Удивительно, что при этом живописец не был знаком с творчеством французских импрессионистов. Обе работы написаны скорее под воздействием импульса, полученного от поездки по Италии в 1887 г.

и увлечения мастерами Ренессанса. «Легко им жилось, беззаботно. Я хочу таким быть — беззаботным; в нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного.

Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное», — отмечал Серов.

Для нового поколения художников был характерен поворот от изображения «язв общества» к запечатлению гармонии. И если не всё творчество Серова можно назвать «отрадным», то есть в этой картине то, с чем художник не расстанется — стремление проникнуть во внутренний мир изображаемого.

На склоне лет, в эмиграции, Мария Яковлевна Симонович познакомилась с мужчиной, помнившим ее портрет. «Он сказал: «Глаза те же». Оказывается, этот портрет был его первая любовь, он остался неженатым, и теперь был озадачен, что в далёкой Франции, в деревне, вдруг нечаянно встретил ту самую девушку, которую любил по портрету, перед которым проводил часы.

Уходя, он сказал: «Благодарю вас за глаза»…» — рассказывала М.Я. Симонович в письме на родину.

Источник: http://www.taday.ru/text/2146745.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector