Описание картины валентина серова «портрет императора николая ii»

Валентин Александрович Серов Портрет императора Николая II (Портрет Николая II в серой тужурке): Описание произведения

В 1902 году во время работы над очередным портретом Николая II произошел инцидент, поставивший точку в отношениях между Серовым и династией Романовых. Императрица Александра Федоровна, пожелавшая взглянуть, как продвигается работа, осмелилась давать Серову советы (она и сама рисовала — брала уроки у немецкого художника фон Каульбаха).

И Серов, будучи человеком независимым и не самого легкого нрава, предложил ей окончить портрет вместо него. Государыня, покрывшись пунцовыми пятнами, выбежала из комнаты вон. Портрет остался недописанным. На все попытки императорского дома восстановить с Серовым дипломатические отношения, художник отвечал решительным отказом.

Когда Николай попробовал подобраться к Серову через Сергея Дягилева, Валентин Александрович отрезал: «В этом доме я больше не работаю», — и слово свое сдержал.Портрет Николая II в офицерской тужурке Преображенского полка стал, таким образом, последним законченным портретом императора кисти Серова.

После 1905 года неприязнь Серова к царской семье возросла многократно: художник винил императора в событиях Кровавого воскресенья. Он считал, что в своем портрете предугадал будущие невзгоды, связанные с правлением Николая. Однажды, увидев свою картину на выставке, Серов воскликнул: «А в уголках глаз-то – 1905 год!».

А друг художника – Константин Коровин – писал об этом портрете: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора».

Однако в 1900-м Валентин Серов определенно испытывал симпатию к своей высокопоставленной модели.

Работая над этим портретом, Серов заступился за Мамонтова (Савва Иванович находился под следствием), и император немедленно распорядился, чтобы того отпустили под домашний арест.

Серов попросил Николая материально поддержать журнал «Мир искусства», и тот снова не отказал. Серова подкупало умение царя держаться просто и в то же время с огромным достоинством, он явно пребывал во власти его обаяния.

Этим и продиктована композиция картины. Предназначенная в подарок императрице*, она начисто лишена бравурности и пафоса парадных портретов.

Николай II в повседневной военной форме, в его позе (к слову, моментально оживляющей в памяти знаменитую серовскую «Девочку с персиками») нет ни самолюбования, ни высокомерия, в глазах светится ум.

Известный искусствовед Абрам Эфрос говорил, что Серов «ласковой кистью написал тихого светловзорого мечтателя в полковничьих погонах».

В том же году Серов сделал копию с «Портрета в тужурке». Однажды он принес ее в комнату, где собиралась редакция «Мира искусства».

«Усадив» нарисованного императора во главе стола, он умело подсветил портрет и едва не довел до коллективного сердечного приступа Льва Бакста, Александра Бенуа и других своих соратников по журналу.

 Именно эта авторская копия хранится сейчас в Третьяковской галерее**.

Что касается первого портрета, который висел в рабочем кабинете императрицы Александры Фёдоровны, его постигла не столь веселая участь. В 1917 году глаза «светловзорого мечтателя» с оригинала выкололи штыками матросы, штурмовавшие Зимний дворец.

**В Эрмитаже хранится офорт, сделанный в 1913 году по оригиналу Серова.

Источник: https://artchive.ru/artists/1101~Valentin_Aleksandrovich_Serov/works/36161~Portret_imperatora_Nikolaja_II_Portret_Nikolaja_II_v_seroj_tuzhurke

Валентин Серов: портреты Романовых — Александра III, Николая II, Александры Федоровны и других

Художник Валентин Серов прославился как мастер портрета. Среди его заказчиков были и представители императорской династии Романовых — Серов написал более десяти портретов августейших особ. Предлагаем посмотреть картины знаменитого русского портретиста и познакомиться с пятью представителями царской семьи.

Портрет великого князя Михаила Александровича в детстве

Портрет великого князя Михаила Александровича в детстве. 1893

Про портрет сына, написанный Валентином Серовым, Александр III сказал: «Мишенька как живой».

Художник сумел поймать краткий миг ускользающего детства: на картине мы видим Михаила взрослеющим, уже почти подростком. Он немного задумчив, но в его взгляде еще таится детская мечтательность.

Одет цесаревич по моде конца XIX века — в белую матроску. Тысячи обычных мальчишек тоже носили их на рубеже веков.

Эта картина — этюд для группового портрета царской семьи. Живописцу отвели на работу лишь три сеанса, во время которых Михаил и его сестры Ксения и Ольга позировали ему. Остальное пришлось дописывать по памяти. Для Серова такой подход был непривычным: обычно он работал долго, несколько месяцев подряд, уделяя особое внимание деталям.

Групповой портрет впервые выставили в 1894 году в селе Борки Харьковской губернии. В честь спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе здесь возвели церковь и часовню. На торжествах по их освящению портрет семьи Александра III висел в отдельном павильоне, однако многие зрители принимали его за икону и останавливались, чтобы перекреститься.

Сегодня портрет Михаила Александровича хранится в Государственном Русском музее.

Портрет великого князя Павла Александровича

Портрет великого князя Павла Александровича. 1897

Шестой сын императора Александра II Павел Александрович служил генерал-адъютантом в лейб-гвардии Конного полка. На полотне великий князь изображен в парадном мундире. Денщик придерживает коня князя за уздцы.

Серебристый цвет княжеского мундира, вороная масть коня и его светлые «чулочки» создают на полотне своеобразную игру вертикали и горизонтали, белого и черного.

Переступающий с ноги на ногу взволнованный конь контрастирует с нарочитым спокойствием своего хозяина, позирующего художнику.

В центре композиции находится золотая сверкающая кираса (нагрудные латы) Павла Александровича. Критики отмечают мастерство Валентина Серова: художнику удалось выписать в отражении блестящих лат детали пейзажа.

Портрет Павла Александровича завоевал золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Сегодня он хранится в Третьяковской галерее.

Портрет Александра III

Портрет Александра III. 1899

Александра III Валентин Серов писал несколько раз. Групповой портрет императорской семьи 1893 года стал единственным полотном, написанным при жизни монарха. Облик Александра III на картине 1899 года приходилось воссоздавать по памяти. Валентин Серов также опирался на снимки императорского фотографа Сергея Левицкого.

На картине Александр III выглядит одновременно величественным и добродушным. Он изображен на фоне дворца Фреденсборг в Копенгагене в мундире почетного полковника датской Королевской лейб-гвардии. Это звание присвоил императору король Кристиан IX в 1879 году.

С тех пор во время визитов в Данию Александр III всегда носил офицерскую форму: треуголку с голубым и белым плюмажем и алый парадный мундир.

На нем кроме российских высших наград можно увидеть и датские: голубую ленту, звезду ордена Слона, звезду и крест ордена Данеброг.

Художник несколько раз ездил в Данию, чтобы сделать натурные зарисовки. Один из сержантов позировал ему возле дворца вместо императора. Оригинал императорского портрета хранится в Копенгагене, в офицерском фонде Королевской лейб-гвардии.

Читайте также:  Описание картины аркадия александровича пластова «юность»

Портрет императора Николая II

Портрет императора Николая II. 1900

Домашний портрет Николая II, подарок Александре Федоровне, художник создал всего за две встречи с императором. Оригинальная версия картины не сохранилась: захватившие Зимний дворец революционеры распороли холст штыками. Однако Серов, едва закончив портрет в 1900 году, сразу же сделал его копию.

Он беспокоился о судьбе картины, потому что она не очень нравилась императрице. Во время сеансов Александра Федоровна пристально наблюдала за художником и щедро раздавала советы, как «подправить» лицо Николая II на портрете.

В конце концов Валентин Серов не выдержал, протянул императрице палитру с кистями и предложил ей самой закончить работу.

Портрет Николая II выглядит незавершенным: он написан широкими свободными мазками без тонких световых переходов, детали полотна не проработаны. Но исполнение картины отражает идею Валентина Серова.

Художник хотел показать в первую очередь человека — уставшего на службе, пришедшего домой после работы. На полотне отсутствуют обычные атрибуты царских портретов — торжественные интерьеры, парадная одежда, высшие награды.

Николай II изображен в тужурке лейб-гвардии Преображенского полка, которую он носил каждый день.

Полотно хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Выход императрицы Александры Федоровны от заутрени

Выход императрицы Александры Федоровны от заутрени. Не позднее 1901 года

Обычно портретные рисунки художники XIX века создавали как этюды к большим живописным полотнам. Но акварельные и карандашные работы Валентина Серова — это самостоятельные произведения искусства.

Портрет Александры Федоровны выполнен в трех цветах: черном, белом и красном. Художник построил композицию картины так, что зритель смотрит на изображение снизу вверх, из-за этого императрица кажется более величественной.

Проходя мимо поданных, она отстраненно отвечает на их знаки внимания. Плавными линиями Валентин Серов прорисовал строгий и изысканный крой ее платья, воздушную накидку, сброшенную с плеч.

Окружающих он, напротив, изобразил подчеркнуто прямыми и ломаными линиями, их лица практически не различимы, а фигуры — угловаты.

Про Александру Федоровну, иностранку по происхождению, часто говорили, что ее отношения с двором не сложились. Во время торжественных церемоний императрица вела себя сдержанно: ее стесняло общение с незнакомыми людьми.

Однако официальные мероприятия были обязательной частью жизни двора. Об одном из них Николай II писал в своем дневнике: «В 2 часа в Зимнем начался дамский безмен — 550 дам! Моя дорогая Аликс выглядела замечательно красивою в русском платье».

Безменом в те годы называли церемонию целования рук.

Рисунок с изображением императрицы Александры Федоровны можно увидеть в Государственном Русском музее.

Источник: https://www.culture.ru/materials/126453/valentin-serov-i-portrety-romanovykh

Тайна холста. Как за портретом Ленина нашли изображение Николая II. Картины николай 2

ГлавнаяКартиныКартины николай 2

Илья Репин и Валентин Серов, Борис Кустодиев и Лауриц Туксен — многие художники были удостоены чести писать Николая II. Вспоминаем основные этапы жизни последнего русского императора, отраженные в его портретах.

«Детский портрет Николая II» Лаурица Туксена (1883)

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Николай II родился 18 мая 1868 года в Царском Селе. Он получил хорошее домашнее образование по специально написанной программе — изучал экономику, юриспруденцию, политическую историю, военное дело и языки.

Среди его преподавателей были композитор Цезарь Кюи, который также был большим специалистом по фортификации, известный правовед Константин Победоносцев, химик Николай Бекетов и другие. Правда, они лишь читали наследнику престола лекции — проверять усвоенный материал преподаватели права не имели.

Тем не менее учился Николай II прилежно. Как вспоминал великий князь Александр Михайлович: «Накануне окончания образования, перед выходом в лейб-гусарский полк, будущий Император Николай II мог ввести в заблуждение любого оксфордского профессора, который принял бы его, по знанию английского языка, за настоящего англичанина».

Пятнадцатилетнего Николая II, еще не принесшего присягу о службе Родине, и нарисовал придворный художник его отца Александра III Лауриц Туксен.

«Венчание Николая II и Александры Федоровны» Ильи Репина (1894)

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1894 году в Большой церкви Зимнего дворца Николай II обвенчался со своей возлюбленной принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской, будущей императрицей Александрой Федоровной. Свадьба была предельно скромной.

По воспоминаниям Александры Федоровны, «церемония в церкви очень сильно напоминала… ту, которая состоялась в 1884 году (венчание сестры Александры, Елизаветы Фёдоровны, и великого князя Сергея Александровича, — Прим.ред.

), только на нашей не было наших обоих отцов — и это было просто ужасно — ни отцовского поцелуя, ни благословения. …Ты можешь вообразить себе наши чувства. Один день в глубоком трауре, оплакиваем горячо любимого человека, а на следующий день в пышных одеждах встаем под венец.

Невозможно представить себе больший контраст, и все эти обстоятельства сблизили нас еще больше». А венчание молодых перенес на холст Илья Репин.

Союз Николая II и Александры Федоровны считали уникальным для людей их круга — настолько теплыми и душевными были их отношения.

Письменными свидетельствами их любви стала переписка, которую вели Николай и Александра. «Молиться за тебя — моя отрада, когда мы разлучены.

Не могу привыкнуть даже самый короткий срок быть без тебя в доме, хотя при мне наши пять сокровищ» — так писала императрица мужу в одну из долгих разлук.

«Парадный портрет Николая II» Ильи Репина (1895)

Государственный музей Эрмитаж, Санкт-Петербург

Илья Репин писал императора неоднократно, и в 1895 году создал «Парадный портрет Николая II». Так как долгое время эта работа была неизвестна, сведений о ней сохранилось крайне мало. Император в парадном мундире с голубой лентой через плечо был изображен в интерьерах Мариинского дворца.

В письмах Репин вспоминал: «На прошлой неделе состоялось три сеанса, т. е. в понедельник, 28-го, — 1-й сеанс, полтора часа; во вторник час и вчера — полчаса. Лепит в это же время Антокольский и кончает свой медальон Васютинский. Мы приезжаем во дворец в час и раньше.

Государь выходит к нам в два часа, его все время сопровождает императрица и все время остается здесь во время работы». Позднее он добавлял: «Государя портрет я кончил, было всего семь сеансов. Много раз откладывали, он был не совсем здоров — инфлюенция (все проклятая и их не щадит).

Государь позировал плохо, все находят мой портрет похожим и не бранят». Написан этот портрет был вскоре после вступления Николая II на российский престол после смерти его отца Александра III.

Читайте также:  Описание картины камиля коро «купание дианы»

«Миропомазание императора Николая Александровича» Валентина Серова (1896)

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Священная коронация Николая II и Александры Федоровны состоялась 26 мая 1896 года в Успенском соборе Московского Кремля и проходила по традиционным канонам: коронование, литургия, миропомазание (именно этот момент и запечатлел на картине Валентин Серов), причащение.

Николай II вспоминал об этом дне в своем дневнике: «Великий, торжественный, но тяжкий, в нравственном смысле, для Аликс, Мама и меня, день.

Все это произошло в Успенском соборе, хотя и кажется настоящим сном, но не забывается во всю жизнь!!!» Однако с коронацией Николая II связано трагическое событие: 30 мая, в ближайшее воскресенье после коронации, состоялся «народный праздник» на Ходынском поле, во время которого из-за неграмотной организации в давке погибло 1389 человек, а еще 1300 получили увечья.

«Портрет императора Николая II» Валентина Серова (1900)

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Валентин Серов был одним из самых известных художников своего времени. В отличие от многих коллег, он мог сам выбирать, кого рисовать, а кому отказывать. Однако отказать самому императору в портрете Серов не мог.

По воспоминаниям художника работа долго не клеилась, в особенности из-за многочисленных советов императрицы, которая активно вмешивалась в творческий процесс. В какой-то момент Серов даже не выдержал и отдал Александре Федоровне кисть и палитры, чтобы она написала портрет сама. Но портрет все равно не получался, о чем Серов и сообщил императору.

Расстроенный Николай II, одетый в куртку офицера Преображенского полка, присел за стол и сложил руки перед собой — и вот только тогда Валентин Серов понял, как надо писать императора. Как написал потом об этой картине Константин Коровин: «Серов первым из художников уловил мягкость, интеллигентность и вместе с этим слабость императора, и запечатлел их на холсте…

» Возможно, успех портрета как раз и заключался в том, что на нем был изображен именно военный, полковник, а не блистательный государь. Великий князь Александр Михайлович вспоминал: «В Николае II рано начала развиваться большая любовь к военной службе. Эта служба как нельзя лучше отвечала складу его характера. Он был командиром эскадрона лейб-гусарского полка.

Два года прослужил он офицером в Гвардейской конно-артиллерийской бригаде. Ко всем своим обязанностям относился серьезно и добросовестно. Смерть отца застала его командиром батальона л[ейб-]г[вардии] Преображенского полка в чине полковника, и всю свою жизнь он остался в этом сравнительно скромном чине.

Это напоминало ему его беззаботную молодость, и он никогда не выражал желания произвести себя в чин генерала. Он считал недопустимым пользоваться прерогативами своей власти для повышения себя в чинах».

«Торжественное заседание Государственного Совета» Ильи Репина (1903)

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Это грандиозное полотно Ильи Репина площадью 8,7 на 4 метра заслужило отдельный зал в Русском музее. Картину Репин создал для экспонирования в Мариинском дворце, где и проходили заседания Государственного совета Российской империи.

Написать групповой портрет с 81 героем было задачей непростой, и в этом Репину помогали художники Илья Куликов и Борис Кустодиев. В работе живописцы использовали многочисленные фотоснимки, сделанные во время заседания совета (в частности, по фотографии и по предыдущим портретам Репина был написан Николай II).

На картине изображен Николай II в момент речи, посвященной столетнему юбилею этого государственного института, а также награждение членов Совета памятными медалями.

«Император Николай II с орденом святого Владимира» Генриха Манизера (1905)

Государственный исторический музей, Москва

Генрих Манизер изобразил Николая II в непростое для императора время. В начале ХХ века отношения между Россией и Японией серьезно ухудшились — и в итоге 9 февраля 1904 года, после того как японцы атаковали эскадру в Порт-Артуре, Россия объявила войну Японии. После ряда неудачных сражений Россия оставила Мукден и Порт-Артур.

По воспоминаниям Константина Рыдзевского, «новость, которая удручила всех, любящих свое Отечество, царем была принята равнодушно, не видно на нем ни тени грусти».

Сам же Николай в своем дневнике писал: «Получил ночью потрясающее известие от Стесселя о сдаче Порт-Артура японцам ввиду громадных потерь и болезненности среди гарнизона и полного израсходования снарядов! Тяжело и больно, хотя оно и предвиделось, но хотелось верить, что армия выручит крепость.

Защитники все герои и сделали более того, что можно было предполагать. На то значит воля Божья!» Неудачи в Русско-японской войне способствовали росту общественного недовольства, критическим настроениям в обществе.

«Император Николай II» Александра Маковского (1907)

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1907 году, когда Александр Маковский создал этот портрет для штаба Царскосельского гусарского полка Его Величества, Николай II был уже иным правителем.

После революции 1905 года в стране работала Государственная дума, действовали прежде не регламентированные свободы совести, слова, собраний, была отменена цензура.

Но, несмотря на все эти преобразования, Николай II не смог заслужить народной любви — он по-прежнему считался виновником поражения в Русско-японской войне, трагедии на Ходынском поле и других внутренних и внешних неудачах страны. Тогда Константин Бальмонт написал известное стихотворение «Наш царь»:

Наш Царь — Мукден, наш Царь — Цусима, Наш Царь — кровавое пятно,Зловонье пороха и дыма,В котором разуму — темно. Наш Царь — убожество слепое,Тюрьма и кнут, подсуд, расстрел,Царь-висельник, тем низкий вдвое,Что обещал, но дать не смел. Он трус, он чувствует с запинкой,Но будет, час расплаты ждет.Кто начал царствовать — Ходынкой,Тот кончит — встав на эшафот.

Читайте также:  Описание картины константина коровина «на берегу моря»

«Царь Николай II» Бориса Кустодиева (1915)

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Один из последних портретов Николая II был написан Борисом Кустодиевым в 1915 году в Царском Селе, хотя изображен император был на фоне Московского Кремля.

Художник вспоминал: «Ездил в Царское 12 раз; был чрезвычайно милостиво принят, даже до удивления… Много беседовали — конечно, не о политике (чего очень боялись мои заказчики), а так, по искусству больше — но просветить мне его не удалось — безнадежен, увы…Что еще хорошо — стариной интересуется, не знаю только, глубоко или так — «из-за жеста». Враг новшества и импрессионизм смешивает с революцией». Портрет был написан в разгар Первой мировой войны, неудачное участие России в которой вызвало еще большее недовольство царем у жителей страны. В феврале 1917 года произошла очередная революция, в результате которой 2 марта Николай II был вынужден отречься от престола.

Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/kartiny-nikolaj-2.html

Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения

В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась выставка Валентина Серова. Time Out вспомнил восемь историй, которые стоят за главными работами художника.

Девочка с персиками. 1887

«Девочка» была написана в Абрамцево — имении Мамонтовых, друзей Серова. Художник вообще любил гостить у знакомых и часто оставался в их поместьях на многие месяцы. Во время долгой работы над этим портретом автор говорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного.

Я хочу, хочу отрадного, и буду писать только отрадное».

Радость и свежесть действительно так и брызжут с полотна, но в реальности героиня работы умерла от пневмонии в 32 года — и это можно считать символом несчастливой судьбы многих клиентов Серова, которые после революции или эмигрировали, или остались в новой России и жили в нищете.

Портрет княгини Ольги Орловой. 1911

Несмотря на то, что портретами Серов зарабатывал на жизнь, он часто позволял себе иронизировать над своими моделями. Немалая доля сарказма кроется и в портрете княгини Ольги Орловой — хозяйки самого модного в Петербурге салона.

Современники считали ее гордой и ограниченной женщиной, не отличавшейся ни особой красотой, ни высокими духовными качествами, и Серов разделял это мнение.

Княгиню в этом случае можно только пожалеть: кроме того, что она немало заплатила автору за нелестный портрет, так ей пришлось еще и позировать художнику в течение 100 сеансов.

Портрет А. И. Абрикосова. 1895

Любой хороший российский художник по версии официального искусствознания должен быть образцом скромности, честности и других лучших моральных качеств. Однако Серов, кажется, не был таким занудой, каким его представляют составители подписей к картинам в Третьяковке, и обладал завидным чувством юмора.

Например, его ученик Николай Ульянов вспоминает, что знаменитый предприниматель и благотворитель Абрикосов часто устраивал перерывы между сеансами позирования и «уходил завтракать в готическую столовую, откуда доносился запах еды и звон посуды, а затем выходил и по-ученому вел разговоры о Рафаэле».

Серов в ответ на это написал герою письмо следующего содержания: «…Если Вы будете еще иметь дело с нашим братом живописцем, то советую Вам поступать так, как принято в “хороших домах”.

Во время обеда некоторые господа сажают художника к себе за стол, а некоторые, которые попроще, отсылают его на кухню к прислуге, а голодного не отпускают».

Девушка, освещенная солнцем. 1888

Сотнями портретных сеансов художник мучил не только неугодных ему княгинь: героиня этой работы, двоюродная сестра Серова Мария Симонович, позировала для портрета больше трех месяцев. «Сеансы происходили по утрам и после обеда — по целым дням.

Мы работали запоем, оба одинаково увлекаясь: он — удачным писанием, а я — важностью своего назначения. … В начале четвертого месяца вдруг я почувствовала нетерпение и сбежала в Петербург», — вспоминает девушка.

Энтузиазм Серова понятен: во время работы над портретом художнику было только 22 года, он только что вернулся из путешествия по Италии и его переполняло «ощущение праздника жизни и света».

Портрет императора Николая II. 1900

Серов писал многих Романовых, а Николая II даже несколько раз. Один портрет, правда, остался незаконченным, потому что во время работы над ним Серов повздорил с императрицей Александрой Федоровной.

Государыня нашла изъяны в изображении лица супруга и попросила их переделать, на что художник взорвался и, передавая ей палитру, предложил: «Может, Вы сами исправите, Ваше императорское величество?» После этого случая Серов с Романовыми больше не работал.

Портрет княгини Зинаиды Юсуповой. 1900–1902

Княгиня, которую, в противовес Орловой, все любили и хвалили, кроме ума, хорошего воспитания и доброты обладала еще и громадным состоянием и была самой завидной невестой России. Отец ее надеялся, что дочь сделает партию, но Зинаида решила по-своему и вышла за недалекого кавалергардского офицера Феликса Сумарокова-Эльстона.

По словам исследователя Игнатьева, «неглупая и очаровательная супруга сделала карьеру этого заурядного гвардейца, но ума, конечно, ему придать не смогла». Серов написал портреты всех членов семьи Юсуповых, в том числе и двух сыновей Зинаиды. Один из них — Феликс — известен участием в убийстве Распутина.

Мать поступок сына оправдала со словами: «Ты убил чудовище, терзавшее страну. Ты прав. Я горжусь тобой».

Петр I. 1907

«Обидно, что его, этого человека, в котором не было ни на йоту позы, слащавости, всегда изображают каким-то оперным героем и красавцем. А он был страшный: долговязый, на слабых тоненьких ножках и такой же по отношению ко всему туловищу головкой… При этом шагал огромными шагами, и все его спутники принуждены были следовать за ним бегом…» — писал Серов про своего героя.

Портрет Иды Рубинштейн. 1910

Портрет знаменитой танцовщицы был представлен публике на выставке «Мира искусства» в Москве в 1911 году.

Мнения о нем разделились: Репин назвал произведение «базаром декадентщины», сам Серов сообщил, что пытался создать аналог древнего рельефа.

Позже искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что в нем стиль модерн в его русском варианте достигает своих вершин и исчерпывается в серовском совершенстве.

Источник: http://www.TimeOut.ru/msk/artwork/355811

Ссылка на основную публикацию