Описание картины валентина серова «портрет левитана»

Фотография: Серов пишет портрет Левитана, 1893

Фотография: Серов пишет портрет Левитана, 1893 [Apr. 20th, 2013|11:08 am]Живописцы, окуните ваши кисти…
[]

Из книжки ЖЗЛ про Серова:В конце того же, 1892 года Серов начал писать портрет Исаака Ильича Левитана. Сеансы позирования проходили в мастерской Левитана, на втором этаже флигеля, который был предоставлен художнику поклонником его творчества промышленником и меценатом Сергеем Тимофеевичем Морозовым.

С Левитаном Серова познакомил во второй половине 80-х годов приятель Исаака Ильича по Училищу живописи, ваяния и зодчества Константин Коровин. Не раз встречались они в Абрамцеве, вместе писали там этюды. С. Т. Морозов и И. И.

Левитан были в числе тех близких Серову людей, кто поздравил его со свадьбой. Серов высоко ценил живописный талант Левитана и в вопросах современного искусства видел в нем единомышленника.

Как и Серов, Левитан отстаивал права молодых художников в Товариществе передвижных художественных выставок.

Этот год сложился для Левитана очень нелегко. Новый генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович проводил «чистку» города от евреев-ремесленников. Стараниями ретивых чиновников антиеврейская кампанияя затронула не только ремесленников.

От нее пострадал и Левитан, и в сентябре 1892 года он был вынужден выехать из Москвы в Болдино. Однако выселение известного художника, картины которого уже висели в Третьяковской галерее, обернулось скандалом. Благодаря вмешательству влиятельных лиц (вероятно, хлопотали С. Т. Морозов и П. М.

Третьяков) Левитан в начале декабря вновь вернулся в Москву.

Серову вся эта неприглядная история была известна, и желание его написать именно в это время портрет Левитана надо расценивать как акт моральной поддержки, желание защитить коллегу от несправедливых действий московских властей и напомнить обществу о значении Левитана в современной русской живописи.

Серов, подъехав к дому, где жил и работал Левитан, проходил через заснеженный двор, и на стук в дверь вместе с чернобородым хозяином его встречала охотничья собака Исаака Ильича Веста. Не теряя времени, Левитан с Серовым поднимались по винтовой лестнице наверх, где располагалась мастерская.

В минуты отдыха от позирования Левитан показывал некоторые последние свои работы и среди них – очень светлый по настроению вид Волги в солнечный день, со стоящими у пристани и бороздящими водный простор небольшими суденышками. Картина казалась законченной, но Левитана что-то в ней не удовлетворяло.

– Почти два года работаю, – признавался он, – а выставить пока не могу. Хочу назвать ее «Свежий ветер».

– Чудесный пейзаж, будто писал ты его с ликованием в душе, – похвалил Серов.<\p>

Серов заканчивал портрет, сознавая, что ему, пожалуй, удалось отразить внутренний мир Левитана, свойственные ему печаль и меланхолию. Обычно трудно давались руки, но в этот раз артистизм модели подчеркивала и небрежно опущенная кисть руки с тонкими, выразительными пальцами.

Фотография – взята с этого сайта

Сопоставление Серова и Левитана оставил в своих мемуарах Александр Бенуа.

Вспоминая, как он хотел ближе сойтись с Серовым в период создания объединения «Мир искусства» и как ценил его дружбу, Бенуа писал: «Впечатление, которое произвел на меня Левитан при первом знакомстве, было, пожалуй, однородным с впечатлением от Серова… Однако внешностью они вовсе не были друг на друга похожи, хотя в обоих и текла еврейская кровь.

Но Серов с виду казался чистокровным русским – приземистый, светловолосый, с „тяжелыми“ чертами лица, со взглядом скорее исподлобья. Самая угрюмость Серова имела в себе нечто „северное“.

В смысле же одежды все на нем как-то висело, казалось плохо сшитым или приобретенным с чужого плеча… Левитан имел прямо-таки африканский вид: оливковый цвет кожи, и густая черная борода, и черные волосы, и грустное выражение черных глаз, – все говорило о юге… Всей своей натурой, своими спокойными, благородными жестами, тем, как он садился, как вставал и ходил, наконец, тем вкусом, с которым он одевался, он сразу производил впечатление „человека лучшего общества“».

Источник: https://classic-art-ru.livejournal.com/172216.html

Лики Левитана. Истории 10-ти портретов гениального пейзажиста и писаного красавца

?Вадим Алешин (vakin) wrote,
2017-01-06 14:08:00Вадим Алешин
vakin
2017-01-06 14:08:00«Левитан вообще отличался редкой красотой, — рассказывает биограф художника Иван Евдокимов. — Черты его смуглого лица, точно загоревшего от солнца, были удивительной правильности и тонкости.

Темные волосы юноши вились. Но главное обаяние Левитана заключалось в его огромных, глубоких, черных и грустных глазах. Таких редких по красоте и выразительности глаз нельзя было не заметить даже в большой толпе».
Исаак Левитан. Автопортрет, 1885.Третьяковская галерея

1885, 37.7×27.

8 см • Тушь, Белила, Размывка, Перо, Бумага кремовая, Кисть

Левитан являлся обладателем наружности не только красивой, но и чрезвычайно колоритной и запоминающейся. На него, высокого и стройного, засматривались на улице. Где-нибудь в театре, вспоминали современники, все женские взгляды, пока не погас свет и не открылся занавес, устремлялись на Левитана.

На железнодорожных станциях, крокетных площадках, летних концертах под открытым небом появление Левитана приводило к неизбежному следствию: в его направлении сворачивались шеи. Женщины, влюблявшиеся в художника (а таковых были десятки), теряли сон и покой.

Внешняя Левитанова привлекательность в среде его знакомых стала притчей во языцех, друг художника Антон Чехов иронизировал в письмах: «Я приеду к вам, красивый, как Левитан».

Одним словом, нет ничего удивительного в том, что Левитана всегда охотно рисовали и писали — его однокурсники Николай Чехов и Алексей Степанов, его учитель Василий Поленов, его современник Валентин Серов. Пристальное разглядывание портретов Левитана, созданных в разное время и разными людьми, могло бы стать неплохим поводом попутно рассказать о самой жизни художника и о его окружении.
Николай Павлович Чехов. Портрет больного Левитана
1885

Амплуа: болеющий Левитан

Кто автор? Николай Чехов

Обстоятельства создания.

Этот эскиз сделал однокашник Левитана по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества Николай Чехов, старший брат писателя.

Вообще, болел Левитан часто — основной причиной тому была его сиротская, временами бездомная и поначалу совсем нищая юность. Он дважды за жизнь умудрился подхватить тиф. В первый раз — лет в 17, одновременно с отцом. Сочувствующие соседи тогда увезли лежавших в бреду Эльяша (Илью) и Исаака Левитанов в разные московские больницы, а вернулся оттуда один Исаак — отец скончался.

Второй тиф в конце 1890-х годов обострит сердечную болезнь Левитана, которому не исполнилось еще сорока, и приблизит его кончину. Между этими крайними случаями Левитан регулярно страдал от мучительных, с сильным суицидальным компонентом, депрессий.

Его сохранившиеся письма переполнены жалобами на меланхолию, неудовлетворённостью собой, невозможность воплотить красоту природы во всей полноте, личную неустроенность.Но этот портрет-набросок Николая Чехова, по-видимому, связан с другой болезнью.

25-летний Левитан, всё еще не имевший стабильных доходов, был вынужден взять нежеланный для него заказ — написать эскиз Москвы-реки с вмерзшими в воду баржами у Краснохолмского моста. Зиму Левитан не любил и почти не писал, но нужны были деньги.

В сильный мороз Левитан в худом пальто и холодных ботинках работал на пронизывающем ветру и заработал воспаление надкостницы (локализацию воспаления биографы, впрочем, не уточняют, говорят только, что болезнь протекала тяжело).

Но что интересно: и в лечебнице, и потом в гостинице, куда перевезли выздоравливающего пейзажиста, за ним, строго распределив очередность, трогательно ухаживали его друзья: художники Нестеров и Степанов, архитектор Шехтель, братья Чеховы. Недаром Илья Остроухов говорил, что Левитан — это тот редкий человек, который вообще не имеет врагов.

Похоже, дежуря у постели Левитана, Николай Чехов (6 лет назад, кстати, вписавший в левитановскую картину «Осенний день. Сокольники» женскую фигурку) и сделал этот портрет. Выдающимся портретистом Чехов не был. Это изображение, как видим, слишком обобщает и идеализирует черты Левитана, но оно любопытно как документ. Всего через четыре года, в 1889-м не станет и самого Николая Чехова: в 31 год он умрёт от туберкулёза. «Сердечник» Исаак переживёт друга-«чахоточника» на 11 лет.
Алексей Степанович Степанов. Портрет И.И.Левитана. Рисунок с автографом ЛевитанаПортрет И.И.Левитана. Рисунок с автографом Левитана

1888, 21×13 см

Амплуа: Левитан задумчивый

Кто автор? Алексей Степанов

Обстоятельства создания.

Это еще один «дружеский» портрет, написанный года через три после чеховского наброска. Его сделал сокурсник Левитана, художник-анималист Алексей Степанов. Закончив училище, оба они поселились в так называемых «меблирашках» — скудно, но всё же с претензией обставленных комнатах гостиницы «Англия».

Насмешливый Антон Чехов острил, что это будет их «английский период творчества». В «Англии» было темновато, накурено и страшно шумно. Друзьям приходилось пошире раздвигать шторы, впуская свет, и, наоборот, получше завешивать и затыкать любой подходящей ветошью двери — чтобы навязчивый посторонний шум не мешал работать.

И Левитан, и Степанов были небогаты, за плечами у обоих было трудное детство — словом, их многое связывало.

А вот что отличало двух пейзажистов — так это то, что Левитан всегда работал в сфере чистого пейзажа, не уклоняясь в жанр (ему долго была памятна вписанная Николаем Чеховым «ненужная баба» — так бранился после выставки их учитель Саврасов), тогда как Степанов щедро населял свои пейзажи животными и людьми. Он и в зимний пейзаж Левитана однажды волка «пристроил».

Впрочем, сделал это хоть и искусно, да напрасно: Левитан обладал редкостным умением заставить «говорить» сам пейзаж — ему для этого не требовались ни люди, ни животные, ни даже птицы. Учитель Алексей Саврасов внушил Левитану: «Ты должен научиться писать так, чтобы жаворонка на холсте было не видно, а пение его — слышалось».

Василий Дмитриевич Поленов. Портрет И.И. Левитана
1891, 67×54 см

Амплуа: Левитан-щёголь

Кто автор? Василий Поленов

Обстоятельства создания.

Когда в 1882-м году талантливого, но год от года всё сильнее пьющего и не стеснявшегося озвучивать свои нелицеприятные мнения Алексея Саврасова тихо выжили из Московского училища живописи, ваяния и зодчества, на его место — возглавить пейзажный класс — пришёл Василий Поленов.

Левитан собирался покинуть училище вслед за своим педагогом: он провел там 8 лет, большую серебряную медаль ему по «зарубили» (причиной была неприязнь к Саврасову и имевший место в училище антисемитизм), пора было уходить на вольные хлеба. Но Левитан неожиданно остался.

Еще недавно ему казалось, что в области пейзажа никто, кроме Саврасова, не способен ничего ему дать в профессии, но вдруг выяснилось, что новый преподаватель Поленов — не только интересный художник, а еще и дипломированный юрист, знавший в совершенстве несколько языков и немало поездивший по миру — может научить Левитана многому.

Саврасов не был выдающимся колористом, а Поленов — был. Он знал, как взаимодействуют краски, интересовался их химией, умел делать красочный слой чрезвычайно долговечным и добивался от учеников чистых праздничных цветов, а любознательному Левитану — рассказывал о барбизонцах и импрессионистах.

После знакомства с Поленовым в живописи Левитана стало меньше рыжих и мрачно-серых оттенков, он смелее стал позволять себе яркую палитру.

Любимцами Поленова в училище были Левитан и Константин Коровин. Общаться все трое продолжали и после училища. На беспокойного, тоскующего Левитана общество Василия Дмитриевича Поленова действовало умиротворяюще. И в самые черные свои минуты Левитан иногда обращался к нему в письмах с просьбой — разрешить приехать поохотиться в его имении.

А Поленов часто использовал Левитана в качестве модели.Левитану на этом портрете Поленова чуть за тридцать. Он смотрит в сторону и скрестил руки на груди. Любой психолог скажет, что этот жест — проявление того, что человек «закрывается».

Левитан таким и был — дверь в его личную жизнь или в глубины его личности практически для всех оставалась закрытой, он отличался внешней сдержанностью и, как писал Александр Бенуа, «восточной важностью».

Обратим внимание, как щегольски Левитан на портрете Поленова одет: черный ладный сюртук, белоснежный крахмальный воротник и манжеты, крупная запонка, галстук (галстуки Левитан умел повязывать какими-то особыми способами).

Щеголь жил в Левитане всегда, и потому в юности его особенно угнетали его неизменный (по причине единственности) клетчатый пиджак, измазанный краской и с протёртыми локтями, короткие брюки, кричаще красная рубашка, которую Левитан был вынужден носить целое лето, последние ботинки, рассохшиеся после того, как писал этюды на болоте.

Даже на свою дебютную выставку, где его картину впервые купит Третьяков, 19-летний Левитан пришёл в одежде с чужого плеча — сюртучке, спешно купленном в маскарадной лавке, — и ужасно этого стеснялся, он был от природы болезненно аккуратен, любил красивую одежду.

Поэтому как только у Левитана появлялись деньги, он начинал форсить — покупал дорогую тросточку, например, или туфли на номер меньше — так они изящнее облегали стопу. А его сестра Тереза, если ей удавалось удачно продать этюд брата, за вырученные деньги покупала Левитану тонкую рубашку и одеколон — как он любил, с запахом резеды. К тридцати его материальное положение немного наладилось и Левитан радовал окружающих своей несколько даже картинной элегантностью. Писательница и переводчик Татьяна Щепкина-Куперник, например, вспоминала его восхитительные бархатные блузы, оттенявшие яркую внешность.
Василий Дмитриевич Поленов. Голова И.И. Левитана в повороте головы Христа. Этюд для картины “Мечты”
1894, 21×20 см

Амплуа: Левитан — восточный мудрец

Кто автор? Василий Поленов

Обстоятельства создания.

Поленов много лет работал над произведением, которое, как считал он сам, его родители и друзья, должно было бы стать его главным делом — огромной картиной из жизни Христа (сейчас мы знаем эту работу под названием «Христос и грешница»).

Художнику был интересен исторический Христос — не тот идеально прекрасный, образ которого подарила человечеству живопись Возрождения и барокко, а такой, каким Он мог бы быть в реальности. Набросков и предварительных работ для «Христа и грешницы» Поленова сделал бессчетное число.

Для Иисуса ему позировали любимые ученики — Коровин и Левитан, оба их профильных портрета сохранилось. Но если уж ставить целью полное правдоподобие, следовало признать, что еврей (и к тому же внук раввина) Левитан выглядел в качестве модели для фигуры Христа и достовернее и органичнее, чем Коровин.

В финальной версии картины Поленова (да и в других его картинах евангельской серии) без труда считывается внешность Левитана.

Интересно, что изначально в «Христе и грешнице» Левитан, с которого Поленов писал Спасителя, как и на этом этюде, должен был быть в головном уборе — под палящим палестинским солнцем иначе было нельзя, недаром же все остальные персонажи изображены с покрытыми головами.

Но «Христос в шапочке» сильно возмутил матушку Поленова, женщину властную, немного вздорную и имевшую на сына огромное влияние: это же было против живописной традиции, ни Рафаэль, ни Рубенс себе такого не позволяли! И в последний момент Поленов дрогнул и на большой картине оставил «Левитана» без головного убора.

Василий Дмитриевич Поленов. Христос и грешница (Кто из вас без греха?)
1887-е, 325×611 см, Масло, Холст

Василий Дмитриевич Поленов. Левитан в одежде бедуина
1887, 14×14 см • Тушь, Перо, Бумага

Сергей Арсеньевич Виноградов.

Левитан в одежде бедуина
1887, 20×12 см • Тушь, Картон, Перо

Михаил Васильевич Нестеров. Левитан в одежде бедуина. 1887, 1.9×1.1 см

Амплуа: Левитан-бедуин

Кто автор? Василий Поленов, Сергей Виноградов

Обстоятельства создания.

С 1884-го года Василий Поленов закладывает интересную традицию совместной работы с учениками и друзьями прямо у себя дома: по четвергам у Поленовых проводились «рисовальные четверги», а по воскресеньям — «акварельные утра». Завсегдатаями таких встреч бывала молодёжь: Константин и Сергей Коровины, Илья Остроухов, Сергей Виноградов, Исаак Левитан, Михаил Нестеров, Леонид Пастернак, Елена Поленова и другие.

Кто чаще других становился моделью? Бесспорно — сам по себе живописный Левитан. Василий Поленов, готовясь к библейским картинам, ездил в Палестину и привозил из путешествий восточную одежду, которая могла бы пригодиться ему в работе.

В одну из творческих встреч в костюм бедуина был наряжен Левитан, а остальные посетители «рисовального четверга», включая хозяина дома, обступив перевоплотившегося пейзажиста, сосредоточенно работали карандашами.Образ бедуина Левитану очень шёл, в художнике словно включался загадочный «зов предков».

Приятельница Левитана Татьяна Щепкина-Куперник так описывала его: «Очень интересное матово-бледное лицо, совершенно с веласкесовского портрета, слегка вьющиеся темные волосы, высокий лоб, „бархатные глаза“, остроконечная бородка: семитический тип в его наиболее благородном выражении — арабско-испанском».

Летом 1885 и 1886 года Левитан продолжил свои перевоплощения в бедуина, но уже с иной целью. Они с Антоном Чеховым, гостя в подмосковной усадьбе Бабкино, устраивали, наряжаясь бедуинами, уморительнейшие представления. Сначала заматывались простынями и Левитан под хохот окружающих учил Чехова, как правильно «ходить бедуином».

Потом начиналось собственно действо. Бедуин-Чехов, взяв ружье, прятался в кустах, а бедуин-Левитан, оседлав ослика (которого хозяева усадьбы держали для своих детей), медленно кружил по лугу, долго выбирая место для «молитвы». Потом Левитан слезал с осла, опускался на землю и начинал «творить намаз», издавая громкие заунывные горловые звуки.

А в это время из кустов в его сторону медленно полз на брюхе и прицеливался бедуин-убийца. На самой визгливой и резкой ноте молитву бедуина прерывал меткий чеховский выстрел. Окружающие уже не просто хохотали — они катались по траве и хватались за животы.

Левитан заваливался навзничь, его «труп» погружали на носилки, и начинался следующий акт комедии — потешные похороны. «Безумства» бабкинских лет остались для Левитана одними их самых счастливых воспоминаний.Валентин Александрович Серов. Портрет художника И. И. Левитана1893, 82×86 см. Масло, Холст

Амплуа: Левитан — одновременно знаменитость и изгой

Кто автор? Валентин Серов

Обстоятельства создания.

В 1892-м году генерал-губернатором Москвы стал великий князь Сергей Александрович, одним из первых его решений было выселение из города всех евреев-ремесленников. Ретивые чиновники, подогревая истерию антисемитизма, вручили Левитану и его родне предписание покинуть Москву. Так уже было более десяти лет назад, когда народовольцы покушались на царя, а крайними опять назначили евреев: но тогда изгнанный из Москвы Левитан был никому не известным 19-летним студентом, заступиться за него было некому.

А теперь из Москвы выдворяли художника с всероссийской славой, получившего первую известность и за пределами страны.

За Левитана хлопотали влиятельные лица, в том числе Третьяков, в галерее которого уже находилось немало левитановских шедевров, и к концу года Левитан всё же вернулся в Москву, в свой флигель-студию в Трёхсвятительском переулке, предоставленный ему поклонником его творчества, промышленником и меценатом Сергеем Морозовым.

На второй этаж этого дома, поднимаясь по витой лесенке, приходил писать портрет Левитана художник Валентин Серов.

Неприглядная история выдворения Левитана была известна Серову, человеку большого благородства и исключительной нравственной щепетильности.

То, что он задумал писать портрет Левитана именно в это трудное для пейзажиста время, можно расценивать как «акт моральной поддержки, желание защитить коллегу от несправедливых действий московских властей, — пишет биограф Серова Валентин Кудря, — Серов заканчивал портрет, сознавая, что ему, пожалуй, удалось отразить внутренний мир Левитана, свойственные ему печаль и меланхолию. Обычно трудно давались руки, но в этот раз артистизм модели подчеркивала и небрежно опущенная кисть руки с тонкими, выразительными пальцами».

Источник: https://vakin.livejournal.com/1476760.html

Презентация “Великий русский портретист”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Валентин Александрович Серов

2 слайд Описание слайда:

7 (19) января 1865 года в семье композитора Александра Серова и пианистки Валентины Серовой, проживавших в Петербурге, родился удивительный малыш. Взрослые называли его Тошей. Это уменьшительное от Валентоши, то есть от Валентина. Валентин Серов – имя и фамилия этого мальчика, будущего знаменитого мастера изобразительных искусств.

3 слайд Описание слайда:

Отец семейства ушел из жизни, когда мальчику было шесть лет. После тяжелой потери Валентина Семёновна вместе с маленьким сыном отправилась за границу. С 1871 по 1874 годы они жили в Мюнхене. Здесь Серов учился художественному ремеслу у немецкого художника Кеппинга. Затем мальчик вместе с матерью переехал в Париж. Здесь Валентина Семёновна познакомилась с художником Ильёй Ефимовичем Репиным.

4 слайд Описание слайда:

Репин заметил, как любит маленький Тоша рисовать. Его рисунки очень понравились Репину, и он сказал, что будет заниматься с ним. Потом Репин уговорил мать Тоши, чтобы мальчик пожил у него.

Так с маленьких лет Валентин Серов стал учеником замечательного русского художника. Тоше тогда было тринадцать лет. В мастерской Репина он рисовал акварелью или карандашом.

Когда была хорошая погода, учитель и ученик брали краски, кисти, карандаши, бумагу и уходили на улицу. Тоша рисовал с удовольствием и с большим упорством.

5 слайд Описание слайда:

В 1880 году Серов стал студентом Академии художеств. Его учитель П.Чистяков неоднократно отмечал, что такой одарённости, какая была свойственна Серову, он ещё не встречал. Близкими друзьями в академии Валентину Серову стали М. Врубель и Дервиз.

6 слайд Описание слайда:

Автопортрет Серову очень хотелось написать такую картину, чтобы люди смотрели на неё и чувствовали, как хорошо жить на свете, как прекрасна жизнь. Но какой будет картина, художник не знал. В 1884 году Валентин Серов стал работать самостоятельно, совершенствуясь в живописи, преимущественно портретной.

7 слайд Описание слайда:

Он приехал в Абрамцево, местечко под Москвой, к своему знакомому – Савве Ивановичу Мамонтову. Это был очень богатый человек, который очень любил искусство и помогал художникам.

Валентин Серов рассказал ему о том, какую картину хочет написать. Мамонтов посоветовал: «Пока найдёшь тему для картины, рисуй мою дочку Верушку!».

Так появился первый шедевр Валентина Серова – «Девочка с персиками» – портрет Веры Мамонтовой.

8 слайд Описание слайда:

Девушка с персиками

9 слайд Описание слайда:

Через год после «Девочки с персиками» Валентин Серов написал ещё одну солнечную картину. Он так и назвал её – «Девушка, освещённая солнцем».

Вновь на его картине сверкала летняя листва, снова светилось счастьем милое лицо. Позировала Серову его двоюродная сестра Маша Симонович.

На первой же выставке успех этих двух портретов был ошеломительным. Третьяков приобрёл эти картины для своей галереи.

10 слайд Описание слайда:

Девушка, освещённая солнцем

11 слайд Описание слайда:

Серов с особой теплотой и любовью изображал детей. К числу истинных шедевров художника относятся детские портреты: «Дети», «Мика Морозов», «Саша Морозов» и другие полотна.

12 слайд Описание слайда:

Мика Морозов

13 слайд Описание слайда:

На картине «Дети» художник изобразил своих сыновей – Сашу и Юру.

14 слайд Описание слайда:

Портрет великой княжны Ольги Александровны

15 слайд Описание слайда:

С течением времени круг интересов художника расширился. Он начал писать жанровые картины. Волы

16 слайд Описание слайда:

В деревне. Баба с лошадью.

17 слайд Описание слайда:

Прудик Абрамцево

18 слайд Описание слайда:

В девяностые годы Серов приобрел славу выдающегося портретиста. Героями его картин становились артисты, художники, писатели, представители крупной буржуазии, высшей знати. В 1900 году художник добился международного признания. На Парижской всемирной выставке «Портрет великого князя Павла Александровича» получил «Гранд приз”.

19 слайд Описание слайда:

Портрет великого князя Павла Александровича

20 слайд Описание слайда:

Была создана целая портретная галерея деятелей культуры – И.Левитана, Н.Римского-Корсакова, Ф.Шаляпина, К.Станиславского, М.Врубеля, И.Репина и других; представителей знати – княгини Орловой, князя Голицына, фабриканта Гиршмана.

21 слайд Описание слайда:

Портрет Н.Римского-Корсакова

22 слайд Описание слайда:

Княгиня Орлова

23 слайд Описание слайда:

Портрет И.Репина

24 слайд Описание слайда:

Серов пишет портрет Левитана

25 слайд Описание слайда:

На рубеже 1890-1900 художник обратился к русской истории. Им был создан цикл карандашных рисунков и акварелей на исторические сюжеты.

26 слайд 27 слайд Описание слайда:

Выезд Екатерины II на соколиную охоту

28 слайд Описание слайда:

Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте.

29 слайд Описание слайда:

Портрет Николая II (в тужурке) кисти Серова, по мнению современников, является лучшим изображением последнего российского императора.

30 слайд Описание слайда:

Александр III с рапортом в руках

31 слайд Описание слайда:

Всего художник создал около 200 портретов, и это притом, что портреты писал Серов мучительно долго – по 70-90 сеансов. В 1907 году он посетил Грецию, которая произвела на художника сильнейшее впечатление. Под воздействием поездки создал несколько картин на мифологические сюжеты.

32 слайд Описание слайда:

Похищение Европы

33 слайд Описание слайда:

Серов с 1894 года был членом «Товарищества передвижных выставок», активно сотрудничал с художественной группировкой Мир искусства. В период с 1897 по 1909 год Валентин Александрович преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

В своём творчестве мастер отдал дань импрессионизму, стилю модерн. К сожалению, скоропостижная смерть настигла его в самом расцвете творческих сил. Многие его замыслы остались незавершенными.

Серов Валентин Александрович скончался 5 декабря 1911 года.

34 слайд Описание слайда:

«Его искусство подобно драгоценному камню: чем больше вглядываешься в него, тем глубже он, этот драгоценный камень искусства, затягивает в глубину своего очарования…» И.Е.Репин

35 слайд 36 слайд Описание слайда:

Автор-составитель: учитель ИЗО Шадрина С.А.

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-velikiy-russkiy-portretist-2475570.html

Художник Левитан биография и творчество, Isaak Levitan

Исаак Ильич Левитан выдающийся основоположник пейзажной живописи 19 века.

Среди многих своих коллег пейзажистов Левитан выделяется, как одухотворенный мастер создающий поэтический образ природы, с ее глубокой эмоциональностью цветовых оттенков, что заставляет зрителя чувствовать в картине художника прекрасное состояние русской природы, во всем ее великолепии и умиротворенности.

Его работы очень восторженно были оценены современниками, считавшие картины художника пейзажами настроения с удивительно правдивой достоверностью. За все время творческой биографии Левитан создал тысячи картин и этюдов, и его работы с полной уверенностью можно считать эталоном в пейзажной живописи.

Художник Левитан биография и творчество, описание картин Левитан родился в Литве, Ковенской губернии ) 30 августа 1860 г в небольшом городишке под названием Кибарты, в небогатой, даже можно сказать бедной и многодетной еврейской семье, тем не менее родители Исаака были образованными и порядочными людьми. В связи с трудным материальным положением, семья решилась на переезд в Москву.

Старший брат Исаака также имел художественные наклонности и в Москве он первый поступает на учебу в училище живописи, ваяния и зодчества в 1871 году, параллельно помогая развитию живописных навыков Исааку, который вместе с ним ходит на этюды и получает некоторые познания работы с красками и понимания красоты природы.

Спустя 2 года после вступления его брата в училище поступает и Исаак Левитан, которому очень повезло, его учителями были известные мастера живописи это Саврасов, Перов и художник Поленов, от которых молодой художник получал необходимые познания живописных приемов.

Но в 1875 году в семье Левитана произошли не приятные события, умирает его мать, с трудом перенося утрату супруги заболевает его отец, который был уже не в силах полноценно обеспечивать семью материально, поэтому глядя на такое положение в училище решили частично помогать семье Левитана, освободив способных в учебе братьев от оплаты за обучение.

Но жизненные неудачи продолжались в 1877 году от болезни умирает его отец, оставшиеся без родителей он с братом и сестрами оказывается фактически в очень трудном финансовом положении. Смотря на бедственное положение в котором оказался Левитан со своей семьей, художник Саврасов предлагает ему учебу в его пейзажном классе и под присмотром Саврасова молодой художник упорно работает.

В конце 70-х годов Левитан заводит дружбу писателем с Антоном Павловичем Чеховых, с которым по жизни дружили и по товарищески помогали друг другу, конечно, как и бывает у друзей и без сор дело не обходилось.

Благодаря учебе у Саврасова Левитан создает несколько замечательных картин, 2 из них выставляются на выставке, за что молодой художник награждается малой серебряной медалью и денежной премией в 220 рублей, что соответственно было очень кстати. Но трудности с этим закончились, как мы помним Исаак Левитан был евреем и казалось бы все ничего.

В 1879 году некий А. Соловьев устроил покушение на самого царя, кто то пустил слух.

что он был еврей, как оказалось в последствии это было не так, тем не менее царь издал грозный указ: Всем евреям запрещено постоянное проживание в Москве.

Семья Левитана была вынуждена переехать в Балашихинский район Подмосковья, где они обосновались в небольшом домике в Салтыковке. Там же художник занимается творчеством пишет картину Вечер после дождя.

Позднее через год на заработанные от продажи картин деньги, художник снимает квартиру на Лубянке. Окрыленный некоторыми успехами он продолжает работать, много пишет с натуры, создает картину в 1880 году Дубовая роща.

Осень, Дуб, Полустанок, Сосны, Последний снег. Саввинская слобода и другие.

В 1885 году Исаак Левитан заканчивает училище, но то ли по еврейским делам того времени в звании художника ему было отказано, вместо этого ему вручают диплом учителя по чистописанию.

От всех этих жизненных передряг у художника пошатывается его здоровье, он едет в Крым и там создает серию своих работ а по возвращению устраивает выставку.

В 1887 году художник посещает Волгу, но пасмурное погода в окрестностях Волги в то время его не устроила. И только через год он решается опять посетить Волгу, вместе с коллегами они выбрали прекрасное место для этюдов, в окрестностях города Плес.

Здесь они задержались на долго с 1888 по 1890 годы, за это время Левитан создал огромное количество картин, которые шокировали общественность России.

На данном периоде биографии Левитан становится известным пейзажистом поправляя свое финансовое положение он едет за границу посещая такие страны Европы, как Францию и Италию, где знакомится с искусством европейских художников, посещая галереи импрессионистов он убеждается в правильности выбранного им ранее направления живописи.

В 1891 году в марте месяце Исаак Левитан вступает в ряды художников передвижников, где часто демонстрирует свои работы и знакомится с меценатом Сергеем Морозовым. который страстно увлекался живописными работами.

Морозов устраивает Левитану хорошую мастерскую в Трёхсвятительском переулке, что соответственно было мечтой любого художника.

В 1892 г. он пишет картины: Осень, У омута, Лето, Октябрь, Вечерний звон которые были экспонированы на 20-й передвижной выставке.

Но опять наступили смутные времена для художника, в 1892 году был приказ о выселении всех евреев из Москвы в течении 24 часов. Левитан переезжает в провинцию и живет то в Тверской, то Владимирской волостях.

Возвращению Левитана в Москву поспособствовали его многочисленные друзья и меценаты.

Вернувшись снова в Москву с собой из временной “ссылки” художник привозит картину Владимирка.

Портрет Левитана, что вы видите на этой странице в 1893 годубыл написан его коллегой портретистом Серовым.

В 1894 году в Тверской губернии Левитан пишет картину Над вечным покоем. Не смотря на то что Левитан был еврей, картина Над вечным покоем была признана истинно русским произведением среди работ других художников.

В 1895 году в имении Турчановой в Горке Левитан создает известную нынче картину Март и несколько работ: Ненюфары, очередной шедевром была знаменитая картина Золотая осень и картина Свежий ветер. Волга.

Художник часто переезжает из одного города в другой в 1896 г Одессе он устраивает с коллегами художниками выставку, затем посещает Финляндию, там пишет ряд своих работ картины Крепость. Финляндия, Скалы, Финляндия, Остатки былого. Сумерки. Финляндия и др.

За все эти времена у Левитана накапливается большой опыт им создано великое количество работ и в 1898 году ему присваивается почетное звание академика за заслуги в пейзажной живописи.

В 1899 году были проблемы со здоровьем и Левитану предложили лечение в городе Ялта, где он встретился со своим другом Чеховым.

Но в Ялте он пробыл не долго, так, как, не было улучшение здоровья и художник ходил с палочкой и его душил кашель.

Так и не выздоровев в Крыму Левитан вернулся в Москву в 1900 году, где его больного навещал опять писатель Чехов. в 1900 году 3 августа Художник Левитан скончался.

Источник: http://www.art-portrets.ru/hudozhnik_levitan.html

Ссылка на основную публикацию