Описание картины валентина серова «портрет м. ф. морозовой»

Наш архив / Морозовские_чтения_97 / Портреты Морозовых в творчестве В. А. Серова

Выдающийся русский живописец Валентин Александрович Серов (1865—1911) родился в семье известного композитора, автора «Рогнеды», «Юдифи», «Вражьей силы» и многих других музыкальных сочинений. Мать тоже была композитором и пианисткой. В доме постоянно царила атмосфера высокого искусства.

После смерти отца семилетний мальчик попадает в Мюнхен, где мать отдает его учиться рисованию к художнику Кеппингу. Позже, уже в Париже, он будет брать уроки у Репина, который посоветует Тоше поехать учиться у Чистякова в Петербургской академии художеств.

С детских лет большое место в становлении богатой духовной культуры В. А. Серова занимала старинная подмосковная усадьба Абрамцево (бывшее имение С. Т. Аксакова) и ее владелец С. Мамонтов, а также имение его тверских друзей — Домотканово.

Серов был организационно и образно-стилистически связан с художниками «Мира искусства». Но прочными в его творчестве оставались и традиции передвижничества. Серову никогда не жилось легко: большая семья (пятеро детей) требовала немалых материальных средств. Не прожив и полувека, художник оставил целую галерею образов своих современников.

Начиная со второй половины 1890-х годов, В. А. Серов все чаще пишет портреты представителей крупной буржуазии.

Первым заказным портретом крупнейших в России богачей (заводчиков, купцов, фабрикантов) Морозовых был портрет М. Ф. Морозовой, жены Тимофея Саввича Морозова. «Мамаша» последних московских архимиллионеров — Саввы и Сергея Тимофеевичей Морозовых, по словам современников, была настолько богата, что ее любимая приживалка топила печку пачками ценных бумаг.

На портрете В. Серова перед нами «крепкая умная старуха», которая явно держит в руках и мужа, и сыновей. Она сидит в кресле золоченого дерева с синей бархатной обивкой. Темная масса одежды придает ее фигуре устрашающую монументальность, а причудливый силуэт, напротив, делает ее смешной и жалкой.

Сверкающий левый глаз и прищуренный правый: посмотришь на левую половину — одно лицо, на правую — совсем другое.

И когда видишь все: и лицо, и глаза, и руки, в которых она держит очки (то ли роман читала, то ли счета проверяла?), — удивляешься, как Серову удалось, будучи объективным в своей оценке, передать свое неприязненное отношение к изображаемой.

Кисти В. Серова принадлежат портреты и других представителей «династии» Морозовых.

В 1902 году он написал Михаила Абрамовича Морозова. О портретируемом и картине И. Грабарь сказал: «Московский купец, сын одного из Тит Титычей Островского, но уже приват-доцент Московского университета, стоит посреди своей гостиной «в китайском вкусе».

Серов создает портрет образованного человека, собирателя, ценителя и знатока русской и французской живописи конца прошлого—начала нынешнего века. Но… И здесь, как в портрете М. Ф. Морозовой, замечаешь скрытую бомбу замедленного действия. Понимаешь, насколько ярко охарактеризовала Н. Я.

Симонович-Ефимова, хорошо знавшая В. Серова, созданный им образ. Она пишет:

» Блестящий и парадный большой портрет, в котором ясно, что тончайшее сукно на этом выхоленном дяде и под сукном чистейшее подкрахмаленное тончайшее полотно, а поза — огородное чучело, кабан, выскочивший на охотника и остановившийся с разгону». М. А. Морозов у Серова и злой, напыщенный, и добродушный, смешной.

В этом портрете художник пророчески уловил какую-то эфемерность монументальной личности, остановившейся у самого края пропасти. В 1903 году М. А. Морозов умер в возрасте 33 лет. Кстати, по воспоминаниям самого В. А.

Серова, Михаил Абрамович был единственным из портретируемых, кто остался очень доволен своим портретом и считал художника своим близким другом.

Сыну Михаила Абрамовича Морозова Серов сделал такой портрет («Мика»), о котором знает весь мир. Михаил Михайлович Морозов (1897—1952) прожил прекрасную жизнь, став выдающимся знатоком литературы и искусства, известным всему миру шекспироведом.

В этом большом, немного грузном человеке самым существенным было ощущение радости жизни и незаменимости каждой человеческой судьбы, необходимости счастья. Только талант такого художника-психолога, как В. А.

Серов, мог запечатлеть в четырехлетнем мальчике Мике непоседливость, неуемное любопытство и детскую непосредственность — качества, оставшиеся у М. М. Морозова на всю жизнь. Добиться у зрителя ощущения необыкновенной взволнованности ребенка помогает художнику композиционное построение картины по диагонали и приемы контраста.

Светящийся взгляд ярких карих глаз, чуть приоткрытые губы, стремительная поза, своеобразное движение рук, и все это — в пределах большого неподвижного дедовского кресла, которое мешает маленькому человечку ускользнуть.

В 1910 г. В. А. Серов написал портрет брата М. А. Морозова — И. А. Морозова, тверского текстильщика. Портрет написан темперой на картоне. Изображен Морозов на фоне натюрморта Матисса.

Насколько ярко все у Матисса и как все лаконично и сдержанно у Серова! Плотная фигура сидящего с расставленными широко локтями и сжатыми в кистях руками создает ощущение стабильности (готов часами сидеть в этой устойчивой позе).

Обведя фигуру по контуру черной линией, Серов как бы отделяет портретируемого от всего мира: только он и вы. Основную часть лица занимает высокий лоб с залысинами на висках. Дуги бровей повторяют линию уложенных по моде того времени волос. Форма усов напоминает очертание всей фигуры, а бородка — копия выреза пиджака.

Яркое пятно губ, запонка, золотое кольцо на пальце — то немногое, что отвлекает внимание от взгляда портретируемого. Этот человек вас завораживает своим умением слушать, смотреть на вас зеркально чистыми, ясными, добрыми и в то же время умными и лукавыми глазами.

На первый взгляд кажется, что портрет написан с огромным чувством симпатии к И. А. Морозову. Но и в этой своей работе Серов верен себе.

Он настолько проникается характером модели, настолько тонко понимает ее сущность, что незаметно становится сатириком, бытописателем нравов.

Перед нами очень подтянутый, очень вылощенный европеец, который демонстрируется на фоне принадлежащей ему картины Матисса и как бы мощью своего тела старается выйти на передний план, заслонить собой великое творение.

Изысканность, точность, поразительная экономичность просматриваются и в графике Серова. Примером такого изящного рисунка служит портрет Ю. М. Морозова (1905 г.), где каждая линия имеет значение, где нет ни одного лишнего штриха, где «даже точки живут».

Многочисленные хранящиеся в частных художественных коллекциях произведения В. А. Серова дают возможность предполагать, что существуют и другие портреты «династии» Морозовых, о которых широкой публике пока ничего не известно.

Источник: http://www.bogorodsk-noginsk.ru/arhiv/chteniya97/17.html

Презентация, доклад Творчество В. А. Серова Презентация работы студентки 4 курса АГСО Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина Минаев

Слайд 1
Описание слайда:

Творчество В. А. Серова Презентация работы студентки 4 курса АГСО Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина Минаевой Любови.

Слайд 2
Описание слайда:

«Страсть к рисованию» В. А. Серов.

Слайд 3
Описание слайда:

Валентин Александрович Серов родился в Петербурге в 1865 году. Его отец — Александр Николаевич Серов был известным композитором и выдающимся музыкальным критиком, мать, пережившая сына, — пианисткой и композитором. Отец умел к тому же рисовать, даже мечтал когда-то стать живописцем. В их доме часто собирались “петербургские знаменитости”.

После смерти отца в 1871 году мальчик стал чувствовать себя одиноким: увлеченная музыкой, мать не очень баловала его своими заботами. Зато о будущем сына она позаботилась очень хорошо.

Заметив его страсть к рисованию, она из Мюнхена, где они тогда жили, поехала в Париж, к знакомому ей Репину и всю зиму 1874 — 1875 года Валентин брал уроки у автора “Бурлаков”.

Слайд 4
Описание слайда:

“Он с таким самозабвением впивался в свою работу, — вспоминал Репин, — что я заставлял его иногда оставить её и освежиться на балконе перед моим большим окном. Были две совершенно разные фигуры того же мальчика.

Когда он выскакивал на воздух и начинал прыгать на ветерке — там был ребенок; в мастерской он казался старше лет на десять, глядел серьёзно и взмахивал карандашом решительно и смело. Особенно не по-детски он взялся за схватывание характера энергичными чертами, когда я указал ему их на гипсовой маске.

Его беспощадность в ломке не совсем верных, законченных уже им деталей приводила меня в восхищение: я любовался зарождающимся Геркулесом в искусстве”.  

Слайд 5
Описание слайда:

Занятия Репина с Серовым продолжались потом и в Москве, приобретая всё более систематический и серьёзный характер. В конце концов, Валентин даже поселился у Репина, став членом семьи.

Они вместе рисовали и писали натурщиков, вместе ходили на этюды в Абрамцево летом 1879 года, вместе совершили и поездку в Запорожье. Это была великолепная школа для юного Серова.

Когда же Серов выполнил мастерский этюд с горбуна — того самого, который позировал Репину для картины “Крестный ход в Курской губернии” — Репин сказал ему: “Ну, Антон (близкие звали Валентина Антоном), пора поступать в Академию”.

Слайд 6
Описание слайда:

И с рекомендательным письмом Репина к Чистякову Серов едет осенью 1880 года в Петербург, блестяще выдерживает экзамен, становится учеником Академии художеств.

С присущим ему неторопливым упорством он осваивает “чистяковскую систему” строго построенного, как бы математически выверенного рисунка, очаровывает своего учителя разносторонними способностями.

“Чистяков повторял часто, — пишет Репин, — что он ещё не встречал в другом человеке такой меры всестороннего художественного постижения в искусстве, какая отпущена была природой Серову. И рисунок, и колорит, и светотень и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция — все было у Серова, и было в превосходной степени”.

Читайте также:  Описание картины юрия пименова «фронтовая дорога»

Слайд 7
Описание слайда:

Большое значение в формировании художественных взглядов имела жизнь Серова в Абрамцеве и Домотканове.

Среднерусская природа с рощами, полянами, оврагами, перелесками, с околицами русских деревень полюбилась художнику с детских лет, а дом Мамонтова, где над эскизами декораций трудились Коровин и Врубель, где была мастерская майолики, где с успехом шла частная опера, вдохновил художника на счастливые творческие успехи. В возрасте двадцати двух-двадцати трех лет Серов создает произведения, которые стали классическими в русском искусстве.

Слайд 8
Описание слайда:

В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой «Девочка с персиками» (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить «свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров». В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры.

Вспоминая это время, Мария Яковлевна Симанович писала: «Мы работаем запоем, оба одинаково увлеклись: он удачным писанием, а я важностью своего назначения. Он искал нового способа передачи на полотно бесконечно разнообразной игры света и тени при свежести красок.

Да, я просидела три месяца и почти без перерыва, если не считать те некоторые сеансы, которые приходилось откладывать из-за плохой погоды. В эти несчастные пропуски он писал пруд» («Заросший пруд. Домотканово», 1888, ГТГ).

Оба портрета наполнены не только увлеченностью новой техникой живописи, но и особой одухотворенностью, поэтичностью, что сразу выделило молодого художника и сделало его известным. За картину «Девочка с персиками» Серов получил премию Московского общества любителей художеств, а второй портрет тотчас купил П. М. Третьяков.

Слайд 9
Описание слайда:

«Девочка с персиками»

Слайд 10
Описание слайда:

В 1887 году Серов женился на Ольге Федоровне Трубниковой. Семья была большой и дружной. Детей В. А. Серов любил нежно и с удовольствием писал их. Портрет-картина «Дети» (1899, ГРМ), где изображены сыновья художника Юра и Саша, рисунок «Сестры Боткины» (1900, ГТГ), портрет Мики Морозова (1901, ГТГ) привлекают лиричностью и тонким постижением детского характера.

Слайд 11
Описание слайда:

«Мика Морозов»

Слайд 12
Слайд 13
Описание слайда:

Старшая дочь Серова в воспоминаниях об отце писала, с каким творческим горением работал художник над портретами.  «А вот глаза — глаза взглядывали быстро, с таким напряжением, с таким желанием увидеть и охватить все нужное ему, что взгляд казался частицей молнии, как молния, он мгновенно как бы освещал все до малейших подробностей».

Слайд 14
Описание слайда:

Источник: https://presentacii.ru/presentation/1503994730

Тамбовский государственный университет — ppt video online download

1 Тамбовский государственный университет
Творчество В. А. Серова Презентация работы студентки 4 курса АГСО Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина Минаевой Любови.

2 «Страсть к рисованию» В. А. Серов.

3 Валентин Александрович Серов родился в Петербурге в 1865 году
Валентин Александрович Серов родился в Петербурге в 1865 году. Его отец — Александр Николаевич Серов был известным композитором и выдающимся музыкальным критиком, мать, пережившая сына, — пианисткой и композитором. Отец умел к тому же рисовать, даже мечтал когда-то стать живописцем.

В их доме часто собирались “петербургские знаменитости”. После смерти отца в 1871 году мальчик стал чувствовать себя одиноким: увлеченная музыкой, мать не очень баловала его своими заботами. Зато о будущем сына она позаботилась очень хорошо.

Заметив его страсть к рисованию, она из Мюнхена, где они тогда жили, поехала в Париж, к знакомому ей Репину и всю зиму — 1875 года Валентин брал уроки у автора “Бурлаков”.

4 “Он с таким самозабвением впивался в свою работу, — вспоминал Репин, — что я заставлял его иногда оставить её и освежиться на балконе перед моим большим окном. Были две совершенно разные фигуры того же мальчика.

Когда он выскакивал на воздух и начинал прыгать на ветерке — там был ребенок; в мастерской он казался старше лет на десять, глядел серьёзно и взмахивал карандашом решительно и смело. Особенно не по-детски он взялся за схватывание характера энергичными чертами, когда я указал ему их на гипсовой маске.

Его беспощадность в ломке не совсем верных, законченных уже им деталей приводила меня в восхищение: я любовался зарождающимся Геркулесом в искусстве”.

5 Занятия Репина с Серовым продолжались потом и в Москве, приобретая всё более систематический и серьёзный характер. В конце концов, Валентин даже поселился у Репина, став членом семьи.

Они вместе рисовали и писали натурщиков, вместе ходили на этюды в Абрамцево летом 1879 года, вместе совершили и поездку в Запорожье. Это была великолепная школа для юного Серова.

Когда же Серов выполнил мастерский этюд с горбуна — того самого, который позировал Репину для картины “Крестный ход в Курской губернии” — Репин сказал ему: “Ну, Антон (близкие звали Валентина Антоном), пора поступать в Академию”.

6 И с рекомендательным письмом Репина к Чистякову Серов едет осенью 1880 года в Петербург, блестяще выдерживает экзамен, становится учеником Академии художеств.

С присущим ему неторопливым упорством он осваивает “чистяковскую систему” строго построенного, как бы математически выверенного рисунка, очаровывает своего учителя разносторонними способностями.

“Чистяков повторял часто, — пишет Репин, — что он ещё не встречал в другом человеке такой меры всестороннего художественного постижения в искусстве, какая отпущена была природой Серову. И рисунок, и колорит, и светотень и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция — все было у Серова, и было в превосходной степени”.

7 Большое значение в формировании художественных взглядов имела жизнь Серова в Абрамцеве и Домотканове.

Среднерусская природа с рощами, полянами, оврагами, перелесками, с околицами русских деревень полюбилась художнику с детских лет, а дом Мамонтова, где над эскизами декораций трудились Коровин и Врубель, где была мастерская майолики, где с успехом шла частная опера, вдохновил художника на счастливые творческие успехи. В возрасте двадцати двух-двадцати трех лет Серов создает произведения, которые стали классическими в русском искусстве.

8 В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой «Девочка с персиками» (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить «свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров». В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры.

Вспоминая это время, Мария Яковлевна Симанович писала: «Мы работаем запоем, оба одинаково увлеклись: он удачным писанием, а я важностью своего назначения. Он искал нового способа передачи на полотно бесконечно разнообразной игры света и тени при свежести красок.

Да, я просидела три месяца и почти без перерыва, если не считать те некоторые сеансы, которые приходилось откладывать из-за плохой погоды. В эти несчастные пропуски он писал пруд» («Заросший пруд. Домотканово», 1888, ГТГ).

Оба портрета наполнены не только увлеченностью новой техникой живописи, но и особой одухотворенностью, поэтичностью, что сразу выделило молодого художника и сделало его известным. За картину «Девочка с персиками» Серов получил премию Московского общества любителей художеств, а второй портрет тотчас купил П. М. Третьяков.

9 «Девочка с персиками»

10 В 1887 году Серов женился на Ольге Федоровне Трубниковой
В 1887 году Серов женился на Ольге Федоровне Трубниковой. Семья была большой и дружной. Детей В. А.

Серов любил нежно и с удовольствием писал их.

Портрет-картина «Дети» (1899, ГРМ), где изображены сыновья художника Юра и Саша, рисунок «Сестры Боткины» (1900, ГТГ), портрет Мики Морозова (1901, ГТГ) привлекают лиричностью и тонким постижением детского характера.

11 «Мика Морозов»

12 «Дети»

13 Старшая дочь Серова в воспоминаниях об отце писала, с каким творческим горением работал художник над портретами.  «А вот глаза — глаза взглядывали быстро, с таким напряжением, с таким желанием увидеть и охватить все нужное ему, что взгляд казался частицей молнии, как молния, он мгновенно как бы освещал все до малейших подробностей».

14 В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики

Источник: https://slideplayer.com/slide/4846250/

Описание картины Валентина Серова «Портрет М. Ф. Морозовой». Описание картины серова

ГлавнаяКартиныОписание картины серова

Первой работой из серии портретов Морозовых – известных в России богачей, было полотно Серова с изображением пожилой Марии Федоровны. Портрет исполнен в 1897 году. Чем же интересен образ богатейшей русской женщины?

М. Ф. Морозова помещена в фокус портрета на нейтральном неоднородном сером фоне. Фигура женщины восседает в кресле. Заметна позолота на его спинке и мягкий бархат темно-синей обивки.

Дама облачена в черное платье, его контуры неясны. Темная масса ткани, кажется, завладевает фигурой, зловеще тянется откуда-то снизу.

Читайте также:  Описание картины андрея рябушкина «едут!»

Черный цвет придает облику некую монументальность, серьезность, значительность.

Парадоксальное впечатление производят оборки одеяния у ворота – они схожи с забавными рюшами, смотрятся на зрелой женщине комично и нелепо. Седые волосы аккуратно убраны за платок, повязанный бантом, который тоже выглядит слегка неуместно и смешно. Руки героини покоятся на коленях, удерживая снятые очки.

Лицо – центральное звено образа. В нем мы замечаем некоторую диспропорцию. Правый глаз чуть закрыт, а левый – пристально и презрительно смотрит вперед, на зрителя. В лице Морозовой заметна решительность и готовность идти к цели вопреки всему.

Чувствуется в портрете миллионерши неприязненное отношение художника к ней. Будто уверен он в нечестных путях достижения ее огромного богатства. Нет света и духовного содержания в ее пугающей, но несколько жалкой фигуре.

«Крепкая умная старуха» – так смело называл Марию Федоровну автор портрета. Эта «мамаша» зажиточных фабрикантов и купцов явно властная не только в отношении работников, но и с собственными сыновьями и мужем – Тимофеем Саввичем.

Небрежно выполненный задний план явственно отличается от детальной проработки мимики и деталей лица. Серов сумел в ограниченной цветовой палитре описать отчетливый характер.

opisanie-kartin.com

Описание картины Валентина Серова «Портрет Репина»

Выдающийся художник своего времени и своего поколения Валентин Серов жил и трудился в XIX-XX веках. За время своей работы он написал очень много самых разных картин, но поначалу Серов занимался написанием портретов и картин под заказ. За счет своих работ по заказу он и стал одним из самых талантливых и выдающихся портретистов своей эпохи.

Среди его картин-портретов есть и портрет его друга и соратника Ильи Репина. Завершил Валентин Серов свою работу чуть более одного века назад – в 1901 году. Это художественное произведение было написано в, конечно же, жанре реализма. Картина была написана не зря – Репин действительно очень много значил для Серова.

А началась эта история в 1874 году, когда мама молодого художника, увидев талант своего сына, отвезла его в Париж. В эти года в Париже жил, работал и творил Репин, который в итоге и стал самым первым наставником и учителем для будущего художника портретиста.

Через некоторое время мама художника познакомилась с меценатом. Результатом этих отношений стало то, что она взяла Валентина Серова, совсем еще молодого и не отличающегося опытом, в Абрамцево. Там его начали учить Репин, Поленов и Васнецов. Но самое большое влияние на него опять же оказал Репин, который заслужил доверие и расположение парня ранее.

Правда, дружба их оказалась не такой продолжительной, и разорвалась через несколько лет после того, как художник написал картину-портрет своего первого учителя, наставника и мастера. Случилось это из-за после 1905 года, когда Серов сильно изменился и стал угрюмым, вспыльчивым.

Из-за своего изменившегося характера он полностью отказался от звания академика. Это и послужило окончанием дружеских отношений между двумя художниками. Тем не менее, портрет Репина, написанный талантливой рукой Серова, до сих пор поражает умы творческих деятелей современности.

opisanie-kartin.com

Описание картины Валентина Серова «Портрет С. И. Мамонтова»

Савва Иванович Мамонтов, будучи известным во всей Российской империи меценатом и коллекционером, был еще и весьма близким человеком для художника Валентина Серова.

Мамонтов был протеже многих художников и деятелей искусства, он организовывал домашние спектакли, места проведения культурных мероприятий, а его поместье в Абрамцево стало настоящим центром художественной жизни России того времени.

В имении Саввы Мамонтова жили и трудились известные русские художники, среди них: Врубель, Васнецов, Репин, Нестеров и сам Серов. Оказывая финансовую поддержку деятелям искусства, Мамонтов внес существенный вклад в культурное развитие России девятнадцатого века.

Художественный стиль Серова особо привлекал Савву Ивановича Мамонтова, известно, что его дочь Вера – та самая знаменитая девочка с персиками, изображенная на картине Валентина Серова «Девочка с персиками», которая на сегодняшний момент хранится в московской Третьяковской художественной галерее.

Портрет Саввы Ивановича Мамонтова выполнен маслом на холсте, представляет собой классический камерный поясной портрет в жаре реализма. Фон, выполненный в темных тонах преднамеренно оттенён Серовым для того, чтобы подчеркнуть значимость фигуры Мамонтова.

Особое внимание уделено душевному состоянию портретируемого. Взгляд Саввы Ивановича Мамонтова выражает заинтересованность, страсть к любимому делу, словно в данный момент портретируемый занят не позированием, а внимательным рассмотрением очередной картины, созданной, к примеру, Врубелем.

В то же самое взгляд Мамонтова очень теплый и понимающий.

Особая значимость фигуры портретируемого подчеркивается акцентами, такими, как выделенный белый воротник под темным, в тон фона пиджаком и рукой, деловито просунутой в карман брюк.

opisanie-kartin.com

Описание картины Валентина Серова «Портрет А. П. Чехова»

Фамилия художника Серова знакома, наверное, каждому русскому человеку. Автор знаменитой «Девочки с персиками» считается одним из самых популярных и знаменитых художников русского искусства.

Валентин Александрович Серов, такого его полное имя, являлся графиком и живописцем, чей талант признавали при жизни. Серов дружил с Репиным, от которого заимствовал много технических и живописных элементов творчества, ходил в Академию Художеств и постоянно занимался живописью, совершенствуя свои умения.

Направление, в котором он работал, принято определять, как реализм. И действительно, глядя на картины Серова трудно не начать дивиться реалистичности и живости изображенных сцен. Но главным в его творчестве суждено было стать жанру портрета.

В нем проявился весь талант Серова, вся его любовь к запечатлению людей и их привычек, костюмов и окружающего интерьера. Мастеру удалось найти свое место в мире искусства, и он стал главным портретистом России.

Валентин Серов, за всю свою долгую и плодотворную жизнь, запечатлел на холстах и бумагах множество деятелей культуры своего времени. Он много работал для Третьякова, заполняя его коллекцию «выдающихся людей», но и выполнял работы для себя.

Одним из его интереснейших портретов можно считать изображение писателя А.П. Чехова или, как его всегда называл Серов, «Неуловимого Чехова». Почему же он так его назвал? Ответ кроется в самом изображении.

Валентин Александрович брался писать Чехова множество раз, но никогда не был полностью удовлетворен результатом. Ему хотелось отметить каждую деталь, подчеркнуть значимость Чехова. И только этот портрет, исполненный в 1903-м году, почти удовлетворил художника.

Написанный быстро, на бумаге и в графичном монохроме, портрет запечатлевает неуловимую сущность писателя с непревзойденной легкостью и живостью, свойственной всем портретам кисти Серова.

opisanie-kartin.com

Описание картины Валентина Серова «Портрет Ермоловой»

Картина написана в 1905 году.

Серов создал этот великолепный портрет Ермоловой, увековечив память об этой артистке. Эта картина – классический образец того, как художник может понять внутренне содержание человека. Именно на этих ярких примерах стоит изучать портретную живопись.

Перед зрителем предстает гениальная артистка. Она изображена максимально реалистично. Зрители. Глядя на эту картину, отчетливо понимают, почему талант этого человека так сильно воздействовал на всех современников. Мы видим женщину, в которой заключено максимально значимое духовное содержание.

Это цельная личность, которая верна своим убеждениям. Сердце ее очень горячее, а сила воли поистине огромна. Именно благодаря такому богатому внутреннему содержанию за произносимыми артисткой текстами таилось нечто большее.

Достаточно всмотреться в образ артистки, чтобы достичь понимания того, почему ее стихи пробуждали в зрителях настоящий протест. Они явственно слышали призыв к немедленной борьбе. Все это можно почувствовать, благодаря мастерству Серова.

Художник сумел создать великолепный образ, пробуждающий в зрителях мысли об искусстве и творчестве. Мы можем смотреть на эту картину и вблизи, и издали. Силуэт героини невероятно выразителен. Замысел Серова оригинален и своеобразен. Создается полное впечатление, что мы созерцаем монументальную скульптуру.

Наш взгляд прикован к лицу Ермоловой. Невольно хочется задержаться на ее глазах. В них скрыта максимальная притягательность. Взгляд удивляет глубиной и вдохновленностью.

Творение живописца помогает понять, почему игра Ермоловой была настолько выразительной. Каждый человек мог увидеть через глаза могучий темперамент артистки. В них отразилась многогранная суть ее натуры. Портрет Серова действительно впечатляет.

opisanie-kartin.com

Короткое описание картины В. Серова «Девушка, освещенная солнцем»

Картина В. Серова «Девушка, освещенная солнцем» описания особо не требует. С первого взгляда кажется понятным сюжет полотна, а яркие тона завораживают глаз. Однако некоторые моменты создания картины все же нуждаются в более подробном объяснении.

История создания картины

Весенне-летний период 1888 года В. Серов провел в усадьбе Домотканово Тульской губернии. Поместье принадлежало другу и коллеге художника Владимиру Дервизу, женатому на двоюродной сестре Серова Надежде.

Там же присутствовала и будущая модель полотна – младшая сестра хозяйки имения Мария Симонович. Молодой портретист, истосковавшийся без работы, решил запечатлеть юную кузину на фоне игры солнечного света.

Мария, сама любившая рисовать, с радостью согласилась помочь брату в создании картины. Долгих три месяца она неустанно позировала художественному описанию. Картине В.

Серова «Девушка, освещенная солнцем» суждено было впоследствии стать любимым холстом автора.

Уже перед самой кончиной, в который раз любуясь своим детищем, Серов с грустью замечал, что ничего подобного в дальнейшем ему создать не удалось.

Читайте также:  Описание картины кузьмы петрова-водкина «фантазия»

Словесное описание картины В. Серова «Девушка, освещенная солнцем»

Главной задумкой автора при создании полотна была точная передача игры солнечных лучей. Завороженный неповторимой природой с одной стороны, и искренней наивностью персоны натурщицы – с другой, В.

Серов стремился передать зрителю неповторимую взаимоигру солнечных бликов и лучистых глаз кузины. Результат превзошел все смелые ожидания художника: фигура девушки, замершей у подножия могучего дерева, излучает спокойствие и вдохновение.

Жизнеутверждающая красота полотна выражена при помощи сочного и ясного колорита оттенков.

Краткое описание картины В. Серова «Девушка, освещенная солнцем» заключается в отображении сюжета полотна. Фон пышного пейзажа имения в Домотканово освещен летним солнцестоянием. Летний мотив подчеркнут насыщенностью красок в желто-зеленой гамме. В тени дерева притаилась уставшая от зноя молодая девушка.

Однако даже пышная крона деревьев не смогла полностью укрыть ее от лучей. Но, невзирая на это, вся фигура натурщицы говорит о безмерном спокойствии и умиротворенности. Казалось бы наивный, почти детский взгляд Марии таит в себе глубокую мудрость и твердость убеждений. Молодая женщина будто слилась с природой, одухотворяя ее.

«Девушка, освещенная солнцем» — настоящий гимн русской первозданной красоты.

Местонахождение произведения художника

Еще при жизни В. Серова картина была куплена известным меценатом и почитателем произведений изобразительного искусства Павлом Михайловичем Третьяковым.

Цена полотна по тем временам стоила немалых денег – целых 300 рублей. Коллекционер поместил произведение в свою галерею. Там оно и осталась по нынешний день.

Москвичи и гости столицы имеют уникальную возможность увидеть холст в Государственной Третьяковской галерее.

Слушая историю гида, его описание картины В. Серова «Девушка, освещенная солнцем», экскурсанты будто погружаются в атмосферу радости и спокойного счастья, которой наполнено изображение.

fb.ru

Описание картины Валентина Серова «Автопортрет»

Наверное, все знаменитые портретисты не раз изображали себя на полотнах картин. Для кого-то с этого начинался творческий путь, а кто-то рисовал изображения самого себя в самом его завершении.

В 1880 году с собственного автопортрета начал творческую деятельность, подающий большие надежды, художник Валентин Серов, обучающийся мастерству у самого Репина.

С самого рождения он рос в семье талантливых родителей, и это сыграло немаловажную роль в развитии его художественных способностей.

Картина, на которой изображен молодой живописец, написана маслом на холсте. На ней нет четких линий, изображение состоит из штрихов. Зеленовато-серые и светло-коричневые оттенки доминируют в цветовой композиции. Художник владел поразительной способностью выразить нрав и душевное состояние человека, может быть, поэтому его называли мастером в написании портретов.

На полотне зритель видит глубокие, изумрудного цвета, глаза Серова, которые обладают притягательным и даже, в чем-то, гипнотическим эффектом. Взгляд его внимательный и сосредоточенный. Глаза, как известно, способны отражать суть человека, а у художника был весьма сложный и противоречивый характер. Его слегка волнистые русые волосы ложатся на лоб непослушными прядями.

Лицо художника обрамляет небольшая борода и линия усов над губами того же цвета, что волосы и брови. Свет падает на полотно из правого угла картины, это подчеркивает прямую и правильную линию его носа. Губы Серова плотно сжаты, что характерно для сложной и задумчивой творческой личности.

Написание собственного автопортрета было для Серова, в своем роде, личным экзаменом на мастерство. Он сделал глубокий анализ своей внешности и отнесся к нему с критикой. В результате этого художник перенес на полотно свое точное отражение в зеркале.

opisanie-kartin.com

Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/opisanie-kartiny-serova.html

Творчество В. А. Серова Презентация работы студентки 4 курса АГСО Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина Минаевой Любови

Слайд 0

Творчество В. А. Серова Презентация работы студентки 4 курса АГСО Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина Минаевой Любови.

Слайд 1

«Страсть к рисованию» В. А. Серов.

Слайд 2

Валентин Александрович Серов родился в Петербурге в 1865 году. Его отец — Александр Николаевич Серов был известным композитором и выдающимся музыкальным критиком, мать, пережившая сына, — пианисткой и композитором. Отец умел к тому же рисовать, даже мечтал когда-то стать живописцем. В их доме часто собирались “петербургские знаменитости”.

После смерти отца в 1871 году мальчик стал чувствовать себя одиноким: увлеченная музыкой, мать не очень баловала его своими заботами. Зато о будущем сына она позаботилась очень хорошо.

Заметив его страсть к рисованию, она из Мюнхена, где они тогда жили, поехала в Париж, к знакомому ей Репину и всю зиму 1874 — 1875 года Валентин брал уроки у автора “Бурлаков”.

Слайд 3

“Он с таким самозабвением впивался в свою работу, — вспоминал Репин, — что я заставлял его иногда оставить её и освежиться на балконе перед моим большим окном. Были две совершенно разные фигуры того же мальчика.

Когда он выскакивал на воздух и начинал прыгать на ветерке — там был ребенок; в мастерской он казался старше лет на десять, глядел серьёзно и взмахивал карандашом решительно и смело. Особенно не по-детски он взялся за схватывание характера энергичными чертами, когда я указал ему их на гипсовой маске.

Его беспощадность в ломке не совсем верных, законченных уже им деталей приводила меня в восхищение: я любовался зарождающимся Геркулесом в искусстве”.  

Слайд 4

Занятия Репина с Серовым продолжались потом и в Москве, приобретая всё более систематический и серьёзный характер. В конце концов, Валентин даже поселился у Репина, став членом семьи.

Они вместе рисовали и писали натурщиков, вместе ходили на этюды в Абрамцево летом 1879 года, вместе совершили и поездку в Запорожье. Это была великолепная школа для юного Серова.

Когда же Серов выполнил мастерский этюд с горбуна — того самого, который позировал Репину для картины “Крестный ход в Курской губернии” — Репин сказал ему: “Ну, Антон (близкие звали Валентина Антоном), пора поступать в Академию”.

Слайд 5

И с рекомендательным письмом Репина к Чистякову Серов едет осенью 1880 года в Петербург, блестяще выдерживает экзамен, становится учеником Академии художеств.

С присущим ему неторопливым упорством он осваивает “чистяковскую систему” строго построенного, как бы математически выверенного рисунка, очаровывает своего учителя разносторонними способностями.

“Чистяков повторял часто, — пишет Репин, — что он ещё не встречал в другом человеке такой меры всестороннего художественного постижения в искусстве, какая отпущена была природой Серову. И рисунок, и колорит, и светотень и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция — все было у Серова, и было в превосходной степени”.

Слайд 6

Большое значение в формировании художественных взглядов имела жизнь Серова в Абрамцеве и Домотканове.

Среднерусская природа с рощами, полянами, оврагами, перелесками, с околицами русских деревень полюбилась художнику с детских лет, а дом Мамонтова, где над эскизами декораций трудились Коровин и Врубель, где была мастерская майолики, где с успехом шла частная опера, вдохновил художника на счастливые творческие успехи. В возрасте двадцати двух-двадцати трех лет Серов создает произведения, которые стали классическими в русском искусстве.

Слайд 7

В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой «Девочка с персиками» (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить «свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров». В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры.

Вспоминая это время, Мария Яковлевна Симанович писала: «Мы работаем запоем, оба одинаково увлеклись: он удачным писанием, а я важностью своего назначения. Он искал нового способа передачи на полотно бесконечно разнообразной игры света и тени при свежести красок.

Да, я просидела три месяца и почти без перерыва, если не считать те некоторые сеансы, которые приходилось откладывать из-за плохой погоды. В эти несчастные пропуски он писал пруд» («Заросший пруд. Домотканово», 1888, ГТГ).

Оба портрета наполнены не только увлеченностью новой техникой живописи, но и особой одухотворенностью, поэтичностью, что сразу выделило молодого художника и сделало его известным. За картину «Девочка с персиками» Серов получил премию Московского общества любителей художеств, а второй портрет тотчас купил П. М. Третьяков.

Слайд 8

«Девочка с персиками»

Слайд 9

В 1887 году Серов женился на Ольге Федоровне Трубниковой. Семья была большой и дружной. Детей В. А. Серов любил нежно и с удовольствием писал их. Портрет-картина «Дети» (1899, ГРМ), где изображены сыновья художника Юра и Саша, рисунок «Сестры Боткины» (1900, ГТГ), портрет Мики Морозова (1901, ГТГ) привлекают лиричностью и тонким постижением детского характера.

Слайд 10

«Мика Морозов»

Слайд 11

«Дети»

Слайд 12

Старшая дочь Серова в воспоминаниях об отце писала, с каким творческим горением работал художник над портретами.  «А вот глаза — глаза взглядывали быстро, с таким напряжением, с таким желанием увидеть и охватить все нужное ему, что взгляд казался частицей молнии, как молния, он мгновенно как бы освещал все до малейших подробностей».

Слайд 13

Источник: https://KeepSlide.com/no_category/117510

Ссылка на основную публикацию