Описание картины василия максимова «мальчик-механик»

Максимов Василий Максимович ( 1844 — 1911)

Максимов Василий Максимович

Выходец из крестьянской среды, он поступил в Академию художеств после нескольких лет учения в иконописной мастерской. Но из разногласий с руководством отказался, от конкурсной работы на золотую медаль и оставил Академию.

Максимов справедливо полагал, что ни к чему ехать в Италию, когда совершенно не изучена и не отражена в искусстве жизнь крестьян. Все свое творчество он посвятил теме крестьянской жизни. Он принимал активное участие в передвижничестве.

Его картины отличаются созерцательной искренностью, теплотой.

Бабушкины сказки. (1867)

Знаменитая картина Максимова. В центре деревенской избы, освещенной лучиной, сидит старушка и рассказывает сказки. Заслушались деревенские ребятишки.

Если приглядимся к лицам слушателей, — а они здесь разного возраста,-то увидим, какие разные чувства и эмоции они выражают! Вот лица ребят, сидящих слева -на них выражение открытой увлеченности и нетерпеливого ожидания продолжения событий. А вот вдумчиво переживают мальчик с девочкой, что рядом с бабушкой.

А вот с другой стороны от рассказчицы две молодые женщины погрузились под влиянием сказки в свои теплые детские воспоминания.Тихая сосредоточенность в лицах приостановивших работу мужчин.

Художник показывает в картине не действие, а состояние. Отключенность от будничности трогает простодушным лиризмом.

Приход колдуна на крестьянскую свадьбу. (1875)

Автор картины передает самобытную поэзию крестьянской жизни. Перед нами скромная горница, украшенная вышитыми полотенцами, развешанными по стенам и обрамляющими иконы. Художник любуется молодой парой, видимо, влюбленной друг в друга.

Нельзя не залюбоваться невестой, чувствуется ее поэтическая натура. Собрались гости, местные крестьяне, дьячок. Вдруг из сеней, засыпанный снежными хлопьями, зашел сельский колдун, зловещая фигура, не вызвавшая, однако, смятения и страха.

А вот невеста напугана: к добру ли пришел колдун? Хозяева, конечно же, сами пригласили колдуна, как и деревенского дьячка, чтобы обезопасить себя на всякий случай. Тревогу невесты рассеивает шепот матери, сообщившей дочери, что колдун приглашен на свадьбу ими.

В успокаивающем жесте протянул руку к девушке дьячок, словно заявляя, что в присутствии его духовной особы бессильны «бесовские чары».

В картине сочетаются гамма теплых темно-коричневых и ярких, праздничных тонов. Самым светлым пятном выделены жених с невестой, по контрасту с другими гостями.

Все в прошлом (1889)

В картине запечатлен облик уходящего помещичьего быта. Можно сказать, что картина стала символом пореформенной эпохи 60-70 годов.

Старый господский дом с колоннами стоит заколоченный. Некогда знающий лучшие времена, он сильно обветшал, жизнь в нем замерла. Старуха, барыня, переселилась в бревенчатый домик своей бывшей крепостной.

У его крыльца две одинокие женщины, погруженные в свои воспоминания, коротают последние дни: одна немощная, но величественная, другая, полная грустной покорности судьбе, уныло проводит время возле барыни.

На столе остатки ушедшего благополучия — изящный фарфор, собранный из разных сервизов.

Тема гибели дворянских гнезд, смены поколений, питавшая творчество Тургенева, Гончарова, Чехова, нашла в в лице Максимова своего тонкого продолжателя.

Больной муж

В крестьянской избе на лежанке тяжело больной мужик, опора семьи, работник. В углу, перед иконами, на коленях стоит жена — ее хрупкая фигурка выражает отчаяние. Она молит бога о помощи, потому что более просить некого.

Семейный раздел (1876)

Перед нами типичное явление — распад патриархальной семьи. Братья не ужились под одной крышей после смерти отца. Каждый пожелал иметь свое отдельное хозяйство, сбывать на рынке свой товар. К сожалению, дележ проходит отнюдь не полюбовно: старший обделяет меньшего брата. Тщетно взывая к совести, обиженный с укоризной разводит руками.

Корыстолюбию и алчности с одной стороны художник противопоставляет беззащитность и кротость с другой. Эта вечная тема также выражена в ярких образах обездоленной, обманутой младшей невестки и жадной, вздорной жены старшего брата.

Игра в шашки (1895)

С дипломом (1890)

Сборы на гулянье

Мальчик-механик

Примерка ризы

Слепой хозяин. (1884)

Источник: http://cvetamira.ru/maksimov-vasiliy-maksimovich-1844-1911

Художник Василий Максимович Максимов..

Художник Василий Максимович Максимов родился 17(29) января 1844 года в деревне Лопино,близ Новой Ладоги в крестьянской семье.Рано остался сиротой,после чего в 1855 году пошел обучаться в иконописную мастерскую в Петербурге,где получил первые уроки живописи.

В 1863 году Максимов поступил в Петербургскую Академию Художеств.С 1864 года стал членом Художественной артели П.А.Крестоносцева,которая просуществовала немногим более года.В этот период Максимов написал картину «Больное дитя»(1864),которая была удостоена золотой медали Академии Художеств «за экспрессию.

Окончив Академию в 1866 году,художник отказался от конкурса на большую золотую медаль,получив звание классного художника 3-й степени.Максимов отправился в Тверскую губернию в деревню Шубино.Там он устроился на должность домашнего учителя рисования в имение Голенищевых-Кутузовых.

Летом 1866 года совершил путешествие по Волге,которое оставило массу ярких впечатлений от  русской деревни.Его картина «Бабушкины сказки»,написанная в 1867 году,показанная на выставке ОПХ,была премирована и куплена Третьяковым для картинной галереи.

Наиболее ярко талант художника раскрылся в картине «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу»,написанной в 1875 году.После художник продолжил близкую для него тему быта русской деревни.В 1872 году Максимов принят в ряды Товарищества передвижных художественных выставок.

На первой передвижной выставке художник все свое творчество посвятил изображению простого народа.Среди наиболее значительных произведений Максимова стоит отметить картину «Все в прошлом»,написанную в 1889 году.Картина имела большой успех и много раз была повторена художником.

После этого в жизни Максимова наступает период угнетающей нужды и лишений.Художник продолжал рисовать сцены крестьянского быта и почти не находил заказчиков и покупателей.

Незадолго до смерти Максимов начал картину «Прощенное воскресенье»,но так ее и не успел закончить:бедность и болезни сломали художника.Он умер 18 ноября(1 декабря)1911 года .

Однако в истории русской живописи навсегда займет достойное место как «летописец» крестьянской жизни.

Шитье приданного.1866 год

С дипломом .1890 год

Все в прошлом .1889 год

Семейный раздел. 1876 год

Примерка ризы .1878 год

Бабушкины сказки. 1867 год

Аукцион за недоимки. 1880-1881 год

Бедный ужин .1879 год

Крестьянская изба .1869 год

Внутренний вид избы .1869 год

Приход колдуна на крестьянскую свадьбу 1875 год

У ограды скита.

Лесной сторож .1896 год

После обедни .1891 год

Сад при доме Третьяковых .1877 год

У своей полосы. 1891 год

Добредет ли?1896 год

Мечты о будущем .1868 год

Залом ржи.1903 год

Красный угол в избе.1869 год

По примеру старших.1864 год

Заслушались.1864 год

В комнатах.

Мальчик-механик.1871 год

Пережил старуху.1896 год

Кто там?1879 год

Девушка у амбара.1874 год

Материнство.1871 год

Больной муж.1881 год

Слепой хозяин.1884 год

Сборы на гулянье.1869 год

Цитата сообщения Валентина_Шиенок

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Художник Максимов Василий Максимович(1844-1911)

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43294422447/next

Василий Максимович Максимов

?Василий Сергеев (vasily_sergeev) wrote,
2015-01-29 08:05:00Василий Сергеев
vasily_sergeev
2015-01-29 08:05:00Цитата сообщения Bo4kaMeda
Сборы на гулянье 1869холст масло 67 х 85

Читайте также:  Описание картины александра иванова «хождение по водам»

Государственный музей искусств им. Кастеева Республики Казахстан

Кто же, как не сын крестьянский, рано потерявший родителей, смог бы описать жизнь и нравы деревенской жизни, ее боли и проблемы. Естественно, что к знаниям и опыту необходим талант. Всем этим и владел Василий Максимович Максимов, который после окончания иконописной мастерской и обучения в Академии художеств (1863—1866) посвятил себя крестьянской теме. Свое кредо он изложил после отказа в Академии от выпускного конкурса на большую золотую медаль и потенциальную поездку за границу: «Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс. Я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя».Его работы: Бабушкины сказки (1867), Сборы на гулянье (1869), Приход колдуна на крестьянскую свадьбу (1875), Семейный раздел (1876), Больной муж (1881) — лишь небольшая часть из выполненного художником по своей главной теме. Естественно, что В. Максимов — один из наиболее стойких и последовательных членов Товарищества передвижных художественных выставок. Его картины — желанные цели для собрания П. М. Третьякова. Не обойден художник и официальным признанием — в 1878 году ему присваивают звание академика. Картина Все в прошлом (настолько популярная с момента написания, что В. М. Максимов по просьбам и заказам неоднократно повторял ее) стоит в стороне от основного творческого направления художника. Но она чрезвычайно важна и для понимания последующей судьбы живописца, ибо к изменениям жизни в стране и в искусстве В. М. Максимов не приспособился (да, видимо, и не мог приспособиться). Он умер, истощенный нуждой, болезнями, отсутствием заказов. Как умирали некоторые герои его полотен. В них и остался для русского искусства наш замечательный, с обостренным отношением к жизни живописец.

Приход колдуна на крестьянскую свадьбу 1875

холст масло 116 х 188 ГТГ

Приход колдуна на крестьянскую свадьбу (фрагменты)

Русская крестьянка 1896холст масло 343.5 х 34Национальная галерея республики Коми, Сыктывкар«Заслушались» 1864Холст, маслоНиколаевский художественный музей им. В.В.ВерещагинаКрестьянская изба 1869Внутренний вид избы 1869холст масло37 х 45.

2ГРМВнутренний вид избы 1869Красный угол в избе 1869холст на картоне маслоГРМАукцион за недоимки 1880-1881холст масло 122 х 191Бердянский художественный музей им. И. И. БродскогоБабушкины сказки 1867холст, масло 67 х 92ГТГБедный ужин 1879холст маслоИркутский областной худ-й музей им.

СукачеваБольной муж 1881 холст маслоГТГВ комнатаххолст маслоВоронежский областной худ. музейВид города Рыбинска 1886холст масло 20 х 53ГРМВсе в прошлом 1889холст масло 72 х 94ГТГЕдинственный учительХерсонский областной худ. музей имени А.А. ШовкуненкоЗалом ржи 1903Злая свекровьКто там? 1879холст маслоРязанский гос. обл. музей имени И.П.

ПожалостинаМальчик-механик 1871холст масло 56.5 х 78Национальный художественный музей республики Беларусь, МинскМужской портрет 1888холст масло 38 х 32.2

Вологодский гос. историко-архитектурный и худ. музей-заповедник

1. Опять на родине
2. Торговка. 1881 г. ГТГ
Пережил старуху 1896холст маслоЛьвовская картинная галереяПо примеру старших 1864холст масло 43 х 36

Иркутский обл. худ. музей им. Сукачева

1. Максимов Василий«Автопортрет. Рука. Мужская фигура» 1863Бумага, графитный карандаш, растушка, мел(?) 32,4 х 21,2

Государственный Русский музей

2. Максимов Василий«Портрет В.А.Боброва» 1863Бумага, соус, сангина, белила, пастель 32,8 х 19,3Государственный Русский музейПримерка ризы 1878холст масло 35.5 х 44Кировский обл. худ. музей им. ВаснецовыхС дипломом 1890холст маслоПолтавский худ. музейСемейный раздел 1876холст масло 106 х 148ГТГСлепой хозяин 1884Шитье приданого 1866холст масло 65 х 79

ГТГ

1. Новая Ладога. Успенский монастырь 18752. «Крестьянская девочка» 1865Холст, масло 42 х 32

Государственный Русский музей

Автопортрет и портреты товарищей 1864холст масло 43 х 53,5 ГТГтакже изображены:

Балицкий Иван (служащий сената)

Бобров Виктор Алексеевич (ученик ИАХ)
Волков (ученик ИАХ)
Дамберг Александр Константинович (ученик ИАХ)
Еремеевский Иван Федорович (ученик ИАХ)
Калмыков Александр Федорович (ученик ИАХ)
Мотвочевский Константин Михайлович (ученик ИАХ)«Сад при доме Третьяковых» 1877Холст, масло. 33.7 x 28.5 смГосударственная Третьяковская галерея«Старик-крестьянин».Girl with book SunМаксимов Василий МаксимовичБудущий художник 1899холст масло 46.6 х 22.1Национальный худ. музей республики Беларусь, МинскВзятие Владимира монголамиГолова крестьянинаЭтюдхолст масло 47.5 х 37Севастопольский худ.музей им. М.П. КрошицкогоГород Макарьев на Унже (1893 г.)Девочка 1866холст масло 31 х 27ГРМДевушка у амбара 1874холст масло 41 х 27.5Пермская государственная картинная галереяДобредет ли? 1896картон масло 26 х 17.5Иркутский областной художественный музей им. В. П. СукачеваКрестьянская девушка 1865Лесной сторож 1893холст масло 207 х 134Одесский худ. музейМаксимов Василий (1844-1911)У своей полосы. 1891Максимов Василий«Будущий кормилец» 1869Холст, масло 52 х 66,8Государственная Третьяковская галереяМаксимов Василий«На берегу. Набросок» 1865Бумага, сепия 16,7 х 20,8Государственный Русский музейМаксимов Василий«Пойман с поличным» 1867Бумага, сепия 14,2 х 15,3Государственный Русский музейМаксимов Василий«Портрет В.А.Боброва» 1863Бумага, графитный карандаш 32,4 х 19,6Государственный Русский музейМатеринство 1871Мечты о будущем 1868холст масло 58 х 44ГРММужской портретПортрет задумавшейся девушки 1880холст на картоне масло 45.5 х 33.6Гос. худ. музей Алтайского края, БарнаулПортрет старикаПосле обедни 1891картон маслоОмский обл. худ. музей изобр. искусства им. М. А. ВрубеляСтарик 1881холст маслоГТГУ колыбелиГосударственный Русский музейУ ограды скита 1898холст масло 34 х 26Луганский обл. худ. музейУ своей полосы 1892холст масло 76.5 х 51.5Одесский худ. музейШвейцар (старый служака) 1880Холст, масло. 33 х 26,5Свердловская картинная галереяБольное дитя. 1864Чувашский государственный художественный музейChouvashia State Art MuseumВиктор Алексеевич Бобров (1842—1918)Портрет В. М. Максимова 1864холст, масло 44,6 х 34,2 см (овал)Государственная Третьяковская галерея, МоскваПортрет В. М. Максимова (1878, И. В. Крамской)watercolor and gouache on brown paper29.4 × 22 cm

ПРАВДА НАРОДНАЯ
(И. Репин Далекое близкое)

Кремень “передвижничества”, самый несокрушимый камень его основания — Василий Максимович Максимов немыслим без России, неотделим от своего народа.

Даже судьба Василия Максимовича всю жизнь колотила его, как злая мачеха, — точно так же, как она беспощадна к исключительно даровитому народу русскому и с какой-то тайной завистью не дает ему ни отдыху, ни сроку — дубасит его в самые больные места.

Так и наш бытописатель, — в живых картинах, полных любви и смысла, весь свой век был заглушаем за беззаветную преданность, кровную любовь и неизменную службу своему великому народу.

В этом служении было единственное счастье Максимова, и его назначение определилось в самой ранней юности. В самом искреннем искании веры в свое дело он встретил учение о величии и значении своего обездоленного народа.Картины его можно назвать перлами народного творчества по характерности и чисто русскому миросозерцанию.

Они скромны, не эффектны, не кричат своими красками, не вопиют своими сюжетами; но пройдут века, а эти простые картины только чем-то сделаются свежее и ближе зрителю будущих времен. А чем? — Это вовсе не загадка и не таинственный символ, — это самая простая русская вечная правда.

Она светит из невычурных картин Максимова: из каждого лица, типа, жеста, из каждого местечка его бедных обстановок, бедной жизни.Какой бы культуры ни достиг в будущем русский гражданин, каких палат ни понастроил бы он впоследствии для развлечений, обучений и общежитии своим молодым орлятам, во всех этих великолепных хоромах и обширных чертогах картины В. М.

Читайте также:  Описание картины виктора попкова «строители братска»

Максимова займут почетное место; и из поколения в поколение будет традиционно переходить к ним любовь и сердечный интерес к бедным формам бедного быта предков; а имя автора будет вспоминаться и чествоваться, и будет бессмертен скромный художник со своею простою наружностью.

И все реальнее и знакомее будут казаться возвеличившемуся потомству его дорогие черты, и все дороже будут ценить его правдивые картинки. Их будут любить и вечно ими любоваться.Вот награда художнику.И это не фантазия к случаю, не утешение в горькой юдоли.

Нет, счастье художника как художника, несомненно, заключается в этой счастливой находке своей “зеленой палочки”; только она и укажет ему путь в его “царство небесное”.Может показаться, что Максимову просто и без борьбы пришлось достигнуть своей художественной вечности.

Нет, в действительности на пути его было много искусов и соблазнов, много заманчивых дорог и более блестящих перспектив.В Академии художеств Максимов шел одним из самых первых, в первом десятке.

Профессора считали его кандидатом на все высшие отличия академического курса, на серебряные и золотые медали и, наконец, на самую большую награду: поездку в Европу на шесть лет для окончательного усовершенствования в искусстве, чтобы возвратиться достойным звания и деятельности профессора.

Как! Имея в виду такую блестящую художественную карьеру, Максимов отрекся от нее и остался в России для своих бедных мужичков?!— Вот простота!..— Да, простота и правда, — можно ответить на это недоумение эстета… Эстет равнодушен и к России, и к правде мужицкой, и даже к будущему своей родины… Кто там ее разберет!.. Искусство для искусства, совершенство — одно всем.

И наконец: эта “бедность да бедность, да несовершенство нашей жизни”… Все это так тяжело… Так рассуждает эстет, купаясь глазами, как сыр в масле, в героических историях Горациев и Куриациев, мучеников в колизеях и Юлиев Цезарей и т. д.Эстет опьянен этим абсентом; он давно уже алкоголик этих холодных экзерсисов на исторические темы.

Что ему, что родина иронически нема на его долголетние ухищрения в техниках “последнего слова” искусства… Он никогда не задумывался, сколько стоили отечеству все эти никчемные совершенства…Да, никчемные. Разверните “Войну и мир” Л. Н.

Толстого, начните читать эту великую книгу жизни, которую написал русский человек, и вы невольно сконфузитесь перед величием искусства, воплощающего русскую правду.И художнику, желающему стать живым, сбросить весь хлам и пошлость, прививаемые методически курсами авторитетных учреждений, предстанет колоссальный, самостоятельный и трудный путь искусства правды и жизни; чтоб идти по этому пути, нужно беспощадно отречься от усвоенной пошлости общих мест, готовых форм (как в литературе — от литературности, навевающей скуку). Нужно стать подвижником, как Александр Иванов, преодолевавший ложные, мертвые формы искусства в течение двадцати семи лет.И Василий Максимович понял с юных лет этот путь правды и жизни в живописи.Ничто не дается даром. И ему долго надо было отучаться от шаблонных условностей — и работать, трудиться наново: видеть, чувствовать, искать и, что всего важнее, уметь перенести на холст свое новое, излюбленное. Много было труда, и бессмертие нелегко достигнуто им.

Максимов Василий «Автопортрет» 1863Холст, масло80,5 х 62

Государственный Русский музей

Bo4kaMeda

Источник: https://vasily-sergeev.livejournal.com/6900959.html

Презентация обучающегося 8 б класса МОУ «Горютинская СОШ» Калининского района Тверской области Максимова Максима по истории «Художник передвижник» (номинация. — презентация

1 Презентация обучающегося 8 б класса МОУ «Горютинская СОШ» Калининского района Тверской области Максимова Максима по истории «Художник передвижник» (номинация учебные предметы) «Максимов Василий Максимович»<\p>

2 Максимов Василий Максимович Максимов Василий Максимович — живописец, мастер бытового жанра. Родился 17 января 1844 году. Умер 18 ноября 1911 в Санкт-Петербурге.<\p>

3 Родился в крестьянской семье в деревне Лопино Новгородской губернии. В 1855 году приехал в Петербург, где до 1862 года учился в иконописных мастерских. Через год поступил вольнослушателем в Академию Художеств. В 1864 году за картину «Больное дитя» художник был награжден золотой медалью. Отказавшись от конкурса на Большую золотую медаль и заграничной поездки, Максимов в 1866 году покинул стены Академии Художеств со званием художника 3-й степени и отправился, по его словам, изучать «Россию и бедную русскую деревню». Через год он представил на выставке Общества поощрения художеств работу «Бабушкины сказки», получившую премию и купленную Третьяковым для картинной галереи. В 1872 году Максимов стал членом Товарищества передвижных выставок, а в 1878 году получил звание академика. Родился в крестьянской семье в деревне Лопино Новгородской губернии. В 1855 году приехал в Петербург, где до 1862 года учился в иконописных мастерских. Через год поступил вольнослушателем в Академию Художеств. В 1864 году за картину «Больное дитя» художник был награжден золотой медалью. Отказавшись от конкурса на Большую золотую медаль и заграничной поездки, Максимов в 1866 году покинул стены Академии Художеств со званием художника 3-й степени и отправился, по его словам, изучать «Россию и бедную русскую деревню». Через год он представил на выставке Общества поощрения художеств работу «Бабушкины сказки», получившую премию и купленную Третьяковым для картинной галереи. В 1872 году Максимов стал членом Товарищества передвижных выставок, а в 1878 году получил звание академика.<\p>

4 Больной муж, 1881 В картине «Больной муж» (1881) художник продолжил близкую для него тему, изобразив больного деревенского мужика па лежанке, в избе, где у икон склонилась скорбная женская фигурка.<\p>

5 Всё в прошлом, 1889 С глубоким сочувствием к обездоленным, Максимов изображал сцены крестьянского быта, с острой наблюдательностью раскрывал нравы и обычаи русской деревни, внутренний мир крестьянина<\p>

6 Мальчик-механик, 1871<\p>

7 Аукцион за недоимки,<\p>

8 Приход колдуна на крестьянскую свадьбу, 1875 В крестьянской избе играют свадьбу. В красном углу под образами стоят молодые. За столами расположились родственники, соседи. Начался веселый пир. Вдруг дверь отворилась, и в избу вошел старик в закиданном снегом тулупе, с суковатой палкой в руке. Это был деревенский колдун. Все испуганно обернулись к двери. Смолкли разговоры, шутки. Хозяева спешат задобрить незваного гостя — подносят ему хлеб-соль. Рассердится колдун — сглазит, нагонит болезнь, изведет красоту…<\p>

9 Семейный раздел, 1876 Атмосферу пореформенной деревни, разложение патриархального быта показал Максимов в произведении «Семейный раздел» (1876), изобразив дележ имущества между двумя братьями. Корыстолюбие и алчность, с одной стороны, и беззащитность и кротость — с другой.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1233665/

Что умел 14-тилетний мальчик 100 лет назад на Руси?

КАРТИНА: Константин Маковский «Крестьянский мальчик» (1880)

В крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к ответственности и систематическому труду: это было одновременно и главным вопросом воспитания, и залогом выживания. Причём взгляды наших предков на этот процесс вряд ли порадовали бы современных тинейджеров.

Самое главное – подход к своим наследникам в народной среде был не просто строгим, а очень строгим. Во-первых, никто тогда не считал детей равными родителям. И именно на первых годах жизни ребёнка взрослые видели залог того, каким человеком он станет.

Во-вторых, авторитет матери с отцом в крестьянских семьях был непререкаем. Обычно родители были едины во взглядах на воспитание и обязанности чада, а если даже в чём-то и не были между собой согласны, то никогда не демонстрировали этого публично, поэтому у ребёнка не было шансов «перетянуть» одного из родителей на свою сторону.

В-третьих, ни с девочками, ни с мальчиками не было принято «миндальничать» и баловать их зазря. Обычно поручения между домочадцами распределялись главой семейства в приказном тоне, и никто не перечил ему в ответ. В то же время за успешно выполненное задание ребёнка всегда хвалили и поощряли, всячески подчёркивая, что он принёс пользу всей семье.

Наша справка. Детский труд – привлечение детей к работе на регулярной основе.

В настоящее время в большинстве государств он считается формой эксплуатации и, согласно конвенции N32 ООН «О правах ребёнка» и актам Международной организации труда, признан незаконным.

Нашим прадедам подобное не могло даже присниться. Может, именно поэтому они вступали во взрослую жизнь прекрасно подготовленными и адаптированными?

Иван Пелевин «Дети в санях» (1870)

Возрастные критерии для детей были очень чёткими, и, соответственно, так же чётко разделялись их трудовые обязанности. Возраст измеряли семилетиями: первые семь лет – детство или «младенчество». Малышей называли «дитё», «младень», «кувяка» (плачущий) и другими ласковыми прозвищами.

Во вторые семь лет наступало отрочество: ребёнок становился «отроком» или «отроковицей», мальчикам выдавались порты (штаны), девочкам – длинная девичья рубаха.

Третья семилетка – юность. Как правило, всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни подростки овладевали уже к окончанию отрочества. Мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка – полноценной помощницей матери.

Пожалуй, требования к мальчикам были строже, чем к девочкам, ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие «кормильцы», «заботники» и защитники. Словом, настоящие мужья и отцы.

Василий Максимов «Мальчик-механик» (1871)

В первую семилетку жизни мальчик постигал многие азы крестьянского труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также – основам мастерства. Например, совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба, и, конечно же, лапти, которые должны были быть крепкими, тёплыми, непромокаемыми.

Многие 6- и 7-летние мальчишки уверенно помогали отцам при изготовлении мебели, упряжи и прочих необходимых в хозяйстве вещей. Пословица «Учи дитя, пока оно поперёк лавки лежит» не была в крестьянских семьях пустым звуком.

Во вторую семилетку жизни за мальчиком окончательно закреплялись устойчивые и разнообразные хозяйственные обязанности, причём они приобретали чёткое половое разделение. Например, ни один отрок не был обязан ухаживать за младшими братьями и сёстрами или заниматься огородом, зато он должен был научиться пахать и молотить – к такой физически тяжёлой работе девочек не привлекали.

Нередко уже в 7-9 лет крестьянские мальчишки начинали подрабатывать «в людях»: родители отдавали их в пастухи за умеренную плату. К этому возрасту считалось, что чадо уже окончательно «вошло в разум», и поэтому необходимо научить его всему тому, что умеет и знает отец.

Работа на земле. В русских деревнях землепашество было подтверждением полноценного мужского статуса. Поэтому мальчики-подростки должны были работать в поле.

Они удобряли землю (раскидывали навоз по полю и следили, чтобы его комья не затрудняли работу плуга), бороновали (рыхлили верхний слой почвы боронами или мотыгами), вели под уздцы запряжённую в борону лошадь или ехали на ней верхом, «когда отец ведёт борозду».

Если земля была комковатой, то отец усаживал сына на борону, чтобы утяжелить ее, а сам вёл лошадь под уздцы. Подростки принимали самое активное участие и в сборе урожая.

С 11-13 лет мальчика уже привлекали к самостоятельной пахоте.

Сначала ему выделяли небольшой участок пашни, на котором можно было потренироваться, а к 14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю, то есть становился полноценным работником.

Владимир Маковский «Пастушки» (1903)

Уход за скотиной. Ещё одна важная составляющая крестьянского быта, которую женщинам не доверяли (они могли только доить коров или коз, выгонять их на пастбище). Кормить, убирать навоз, чистить животных должны были отроки под строгим руководством старших.

Главной же кормилицей в крестьянской семье всегда была лошадь, которая целый день работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью, и это также было обязанностью мальчишек. Именно поэтому с самых ранних лет их учили запрягать лошадей и ездить на них верхом, управлять ими, сидя или стоя в телеге, водить на водопой – в полном соответствии с поговоркой «Дело учит, мучит, да кормит».

Промысловые занятия. Были особенно распространены на Русском Севере и в Сибири, где служили надёжным источником дохода. Глядя на отца и старших братьев, мальчик сначала в форме игры перенимал навыки рыболовства и охоты, а затем совершенствовал это искусство.

Уже к 8-9 годам отрок обычно умел расставлять силки на мелкую дичь и птицу, стрелять из лука, удить рыбу или бить её острогой. К этому перечню нередко добавлялся сбор грибов, ягод и орехов, что тоже было неплохим материальным подспорьем.

К 9-12 годам подросток мог вступить во взрослую промысловую артель и к 14, пройдя испытательный срок, стать полноценным её членом.

Тогда он начинал вносить значимую долю в семейный бюджет и переходил в разряд взрослых «добытчиков» и завидных женихов.

Алексей Корзухин «Птичьи враги» (1887)

Вот так и вырастали в крестьянских семьях «добры молодцы» – отцовы помощники, которыми родители по праву гордились. Кроме трудового воспитания, мальчишкам прививали и чёткие моральные принципы: их учили почитать старших, милосердно относиться к нищим и убогим, гостеприимству, уважению к плодам своего и чужого труда, основам веры.

Было ещё два важных правила, которые любой отрок знал наизусть: первое – мужчина должен уметь защитить свою женщину и свою семью, причём не только физически, но и с материальной, и с психологической стороны. Согласно второму правилу, мужчина должен был уметь сдерживать свои эмоции и всегда контролировать себя.

Источник: http://RusPravda.info/CHto-umel-14-tiletniy-malchik-100-let-nazad-na-Rusi-22342.html

Ссылка на основную публикацию