Описание картины василия верещагина «торжествуют»

«Торжествуют»: картина в деталях

В обширной Туркестанской серии Верещагина (около 250 работ) есть цикл «Варвары» — семь картин, в которых рассказывается история одного русского отряда, сражающегося против туркестанского ополчения.

Сам Верещагин говорил, что цикл «может быть назван эпической поэмой, в которой картины заменяют главы».

Центральная точка этого сюжета — картина «Торжествуют», на которой туркестанцы празднуют победу над русскими.

Василий Верещагин, «Торжествуют», около 1872 года © Государственная Третьяковская галерея

Мы видим оживленную площадь, где, несмотря на палящее солнце, толпится множество народа вперемешку со скотом и бродячими собаками («Вам каждую минуту угрожает опасность быть опрокинутым ослом или раздавленным верблюдом», — пишет Верещагин об улицах Самарканда). Площадь, изображенная на картине, — это Регистан, главное общественное пространство Самарканда, окруженное тремя медресе (мусульманскими высшими школами).

На переднем плане мы видим дервишей — монахов-бедняков, постоянных обитателей улиц туркестанских городов XIX века.

В предисловии к каталогу первой выставки Туркестанской серии Александр Гейнс, приятель и сослуживец Верещагина, описывает их как бродячий хор людей «в конических высоких шапках и типичных длинных халатах, иногда сшитых из разноцветных кусков всевозможных материй.

В руках у них длинные посохи и миски или баклаги, сделанные из темной тыквы. Бродя из города в город, они наберут много «коканов», двугривенных, а при случае распалят фанатизмом правоверные головы».

Дервиши. Василий Верещагин, «Торжествуют», около 1872 года, фрагмент © Государственная Третьяковская галерея

Видно здесь и других жителей города: среднего достатка воинов на конях по правую сторону и вереницу торговцев на верблюдах по левую. Но лица их разобрать толком невозможно: все они как бы отвернулись от зрителя, взгляды устремлены вглубь картины.

Воины на конях. Василий Верещагин, «Торжествуют», около 1872 года, фрагмент © Государственная Третьяковская галерея

Здесь, в самом центре композиции, мы видим небольшую фигуру муллы. Он громко и эмоционально обращается к толпе. На раме картины Верещагин написал сопроводительный текст: «Так повелевает Бог! Нет Бога, кроме Бога». Видимо, что-то в этом роде мулла проповедует собравшемуся народу.

Мулла проповедует. Василий Верещагин, «Торжествуют», около 1872 года, фрагмент © Государственная Третьяковская галерея

Гейнс тоже вспоминает подобные выступления мулл на улицах: «Вдруг, вероятно припомнив что-то страшное, он метнется вперед, к самому носу слушающего его жирного торгаша, и не своим голосом закричит и завопит на весь базар. Не беспокойтесь; это только ловкий ораторский прием. Через несколько секунд он вернется на свое место и спокойно обводя слушателей глазами, будет продолжать свою проповедь тихим и расчитанным голосом».

После того, как русская армия захватила Самарканд и Верещагин перебрался туда вместе со штабом генерала Кауфмана, при котором состоял, у художника завязались дружеские отношения со старшим муллой медресе Шердор.

Верещагин этим знакомством очень гордился и оттого особенно расстроился, когда мулла перестал здороваться с ним на улице, а через несколько дней стал одним из организаторов восстания против русских.

Когда восстание было подавлено, приятеля Верещагина сбросили с одного из минаретов медресе Шердор — эти минареты видно на заднем плане картины.

Медресе Шердор. Василий Верещагин, «Торжествуют», около 1872 года, фрагмент © Государственная Третьяковская галерея

Фасадные орнаменты медресе настолько скрупулезно выписаны, а яркие халаты зевак на переднем плане настолько красочны, что картина кажется почти радостной — и при этом от нее веет ужасом. Посмотрите, куда указывает палец муллы. Это двенадцать голов на шестах, возвышающиеся над толпой.

Головы убитых русских солдат. Василий Верещагин, «Торжествуют», около 1872 года, фрагмент © Государственная Третьяковская галерея

В цикле «Варвары» художник разместил картины в особом порядке. Картину «Торжествуют» предваряет полотно «Представляют трофеи», изображающее эмира, который рассматривает отрезанные головы русских солдат.

Василий Верещагин, «Представляют трофеи», 1872 года, фрагмент © Государственная Третьяковская галерея

Верещагин не понаслышке знал о сохранившейся в Средней Азии традиции отрубания головы поверженному неприятелю (распространенность этого варварского обычая подтверждает и Гейнс).

Обыденность происходящего и спокойствие толпы усиливают зловещее впечатление от картины. Как верно подметил современник Верещагина Крамской, «он не ставил себе задачей выражение человеческого лица самого по себе, — он всегда предпочитал перенести выражение на всю фигуру, или, еще лучше, на много людей».

Источник: https://bm.tretyakovgallery.ru/article/367512380055248980/torzhestvuyut-kartina-v-detalyah

Верещагин: послание человечеству

17 мая 2017

Василий Верещагин изучил войну настолько хорошо, что мог бы написать о ней целую энциклопедию. И он написал — красками на холстах. В его картинах почти нет атак, маневров и помпезных парадов. Зато много такой войны, о которой не принято говорить.

Сам художник как-то сказал: «Я задумал наблюдать войну в различных видах и передать это правдиво. Факты, перенесенные на холст без прикрас, должны красноречиво говорить сами за себя». Сегодня творческое послание Верещагина актуально настолько, что от исторических и социальных параллелей становится не по себе.

В преддверии юбилея художника мы отобрали 10 самых страшных картин и рассказали, как правильно их «читать».

«Представляют трофеи»
1872 г. Холст, масло. 240×171 см. Государственная Третьяковская галерея.
Цикл «Варвары», Туркестанская серия

Изящные восточные колонны, залитый солнцем внутренний двор, нарядные одежды собравшихся — что ужасного в этой картине? Сама суть происходящего. В недавнем сражении солдаты эмира продемонстрировали отвагу и доблесть. Они только что прибыли ко двору с ценным трофеем.

Увы, это не золото и не захваченные знамена: у ног восточного владыки в кучу свалены отрезанные головы «неверных» — русских солдат, проигравших в битве. Потемневшие лица в запекшейся крови, отвратительная вонь разложения, от которой собравшиеся прикрываются рукавами халатов, — так выглядит сладкая победа.

Такова минута славы армии-победителя. Одна из голов подкатилась к ноге эмира, и он задумчиво разглядывает лицо мертвого врага. Картина «Представляют трофеи» вошла в цикл «Варвары», который Верещагин написал после возвращения из Туркестана, когда бухарский эмир объявил России джихад — священную войну.

Но может ли война быть священной, когда под твоими ногами отрезанные головы?

«Торжествуют»
1872 г. Холст, масло. 195,5×257 см. Государственная Третьяковская галерея.
Цикл «Варвары», Туркестанская серия

На площади перед величественным медресе Шердор в Самарканде собралась толпа. Одетый в белое мулла в центре читает проповедь. Люди празднуют, но что? Ответ становится очевидным, если приглядеться получше.

На шестах торчат головы солдат — почетный трофей армии эмира, выставленный на всеобщее обозрение. Их можно было бы совсем не заметить на фоне разноцветных орнаментов, залитых ярким солнцем. И все же они здесь, наблюдают за толпой, которая пиршествует буквально на костях.

На раме надпись: «Так повелевает Бог! Нет Бога, кроме Бога». 

«Подавление индийского восстания англичанами»
1884 г. Местонахождение неизвестно.
Серия «Три казни»

Эта утерянная картина имеет традиционную трактовку: английские солдаты казнят повстанцев во времена борьбы Индии за независимость от Британской империи. К дулу пушек привязаны мятежники. Вот-вот раздастся залп и несчастных разнесет на куски.

Казнь, которая называлась «дьявольский ветер», была жестока не только в физическом смысле. Для глубоко религиозного населения Индии страшнее, чем смерть, было «предстать пред высшим судьею в неполном, истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов».

Сложно придумать более унизительную расправу, учитывая и кастовость индийского общества: собранные после расстрела части тел хоронились все вместе, скопом. После того как Верещагин написал это полотно, британцы обвинили его в шпионаже.

Однако свою идею он передал точно: колониальная война, как и любая другая, делает из одних — хозяев, а из других — рабов.

«На Шипке все спокойно», триптих
1878–1879 гг. Холст, масло. Частные коллекции, Костромской государственный объединенный художественный музей.
Балканская серия

Три картины, объединенные одним сюжетом, рассказывают о последних часах жизни рядового солдата в период Русско-турецкой войны (1877–1878). Несмотря на снежную бурю и лютый холод, он до последнего вздоха держит пост на захваченном Шипкинском перевале: на третьей картине от него остается лишь сугроб да кончик торчащего из-под снега штыка.

Кажется, командование просто забыло про него и оставило на растерзание стихии. Этот триптих рассказывает о недобросовестности и безответственности руководителей армии, которые старательно скрывали настоящее положение дел.

Война здесь — не в прекрасных батальных сценах и глазах, горящих героизмом, а в непростительной беспечности командиров, которым дела нет до своих людей. Русские солдаты, охранявшие перевал, не только ежедневно подвергались обстрелам турок. Часто они попросту замерзали в снегу, так как не имели должной экипировки.

За период с сентября по декабрь 1877 года 700 человек выбыли из строя ранеными и убитыми, а больше 9000 — больными. Но разве генералам было до этого дело? «На Шипке все спокойно», — регулярно рапортовали командиры в столицу.

«Шипка — Шейново. Скобелев под Шипкой»
1878–1879 гг. Холст, масло. 147×299 см. Государственная Третьяковская галерея.
Балканская серия

Сражение за Шипкинский перевал произошло 9 января 1878 года и принесло русской армии долгожданную победу. Наконец закончилась изнурительная оборона, и пришло время героям ликовать.

Генерал Скобелев объезжает шеренги выживших с поздравлениями, и солдаты радостно подбрасывают в воздух шапки. Резво скачет белый конь, развевается победное знамя.

Только какая цена у этой победы? Веселье и радость победителей не так важны, раз на переднем плане оказались десятки окровавленных и изувеченных тел — русских и турецких солдат. В отличие от собратьев, они навсегда останутся в снегах под Шипкой.

Это полотно Верещагина вошло в Балканскую серию, посвященную событиям Русско-турецкой войны. Свою работу над циклом он описывал так: «Возьмешься писать, разрыдаешься, бросишь… За слезами ничего не видно…»

«Перед атакой. Под Плевной»
1881 г. Холст, масло. 179×401 см. Государственная Третьяковская галерея.
Балканская серия

Командование отдало приказ о штурме Плевны. Войско готово начать наступление. Император Александр II вглядывается вдаль, адъютанты рассматривают врага в бинокль. Как ни парадоксально, командиры почти никогда не участвуют в сражении. Они только отдают приказы, посылая на смерть простых людей.

На этой картине Верещагина руководители армии даже не могут толком разглядеть происходящее. Они визуально отделены от войска и выглядывают «из-за угла».

В день атаки император наблюдал за сражением с «закусочной горы» — холма, где он со штабом отмечал именины и поднимал бокалы шампанского «за здоровье тех, которые там теперь дерутся».

После битвы художник возвращался к этому месту: «Везде валяются груды осколков гранат, кости солдат, забытые при погребении. Только на одной горе нет ни костей человеческих, ни кусков чугуна, зато до сих пор там валяются пробки и осколки бутылок шампанского — без шуток». 

«После атаки. Перевязочный пункт под Плевной»
1878–1881 гг. Холст, масло. 183×402 см. Государственная Третьяковская галерея.
Балканская серия

Третий штурм Плевны обернулся полным провалом — русская армия потеряла около 13 000 человек и была вынуждена временно отступить. В сражении погиб и Сергей Верещагин — родной брат художника.

Василий долго бродил среди разлагающихся тел погибших, стараясь его отыскать, и это зрелище произвело на него неизгладимое впечатление. Художник вспоминал о днях после сражения: «Число раненых было так велико, что превзошло все ожидания.

Все, что заготовлено, оказалось недостаточным.

«Победители»
1878–1879 гг. Холст, масло. 180×301 см. Киевский национальный музей русского искусства. 
Балканская серия

Еще одна картина о Русско-турецкой войне изображает финал битвы под Телишем, когда по вине командующих был почти полностью уничтожен русский полк. Снова на холсте тела погибших и немногочисленные выжившие. Но ужас этой картины не в унесенных смертью жертвах. Ужасна бесчеловечность тех, кто остался жить.

Победители-турки рыщут по карманам убитых — вдруг найдется что-то ценное? Тут же стягивают с еще теплых тел мундиры и сапоги и весело хохочут, забирая в плен одного из уцелевших. Война шокирует и замыливает глаз, и в какой-то момент жестокие поступки перестают казаться противоестественными.

Верещагин показывает неуважение к погибшим — пусть и врагам, но таким же людям, у которых дома остались дети и семьи. 

«Побежденные. Панихида»
1879 г. Холст, масло. 179,7×300,4 см. Государственная Третьяковская галерея

После окончания штурма Плевны и Русско-турецкой войны Верещагин написал: «Не могу выразить тяжесть впечатления, выносимого при объезде полей сражения в Болгарии. В особенности холмы, окружающие Плевну, давят воспоминаниями — это сплошные массы крестов, памятников, еще крестов и крестов без конца».

На картине «Панихида» война изображена как всепоглощающая смерть. Бледно-желтое поле до самого горизонта усеяно телами, и нет им конца и края. Две мрачные фигуры священника и командира, совершающие панихиду, — единственное живое, что здесь есть.

Небо в трауре льет горькие слезы по великой человеческой глупости, заставляющей раз за разом, из поколения в поколение затевать бессмысленные и жестокие войны.

«Апофеоз войны»
1871 г. Холст, масло. 127×197 см. Государственная Третьяковская галерея

Пожалуй, это самое известное полотно художника, которое венчает его творчество. На картине раскаленная пустыня, выжженный фруктовый сад, руины города — все, что осталось от некогда цветущего края. Стая стервятников кружится над этим кладбищем в поисках добычи.

Читайте также:  Описание картины меризи да караваджо «зубодер» (1609)

Верещагин прекрасно знал человеческую анатомию и старательно выписал каждый череп в огромной пирамиде. Эти останки принадлежат не только солдатам: здесь и старики, и женщины, и дети. А значит, война касается всех. И уничтожает — всех. Эта работа — нравственная проповедь всем живущим и апофеоз философии Верещагина.

На раме адресная надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». 

Верещагин ненавидел войну, хотя всю жизнь самоотверженно писал только ее. Он погиб, делая зарисовки очередного сражения во время морского столкновения России и Японии. О своем творчестве он писал: «Существует немало других предметов, которые я изображал бы с гораздо большей охотой. Я всю свою жизнь горячо любил и хотел писать солнце».

Для справки

Увидеть вживую картины художника вы можете с 20 апреля по 24 июля в Государственном Русском музее на ретроспективной выставке «Василий Васильевич Верещагин. К 175-летию со дня рождения», генеральным спонсором которой выступает банк ВТБ.

Источник: https://vtbrussia.ru/culture/rm/vereshchagin-poslanie-chelovechestvu/

Блоги / «Хранители»: Рустам Цуциев: Картина Верещагина «Торжествуют»

Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ru«Хранители» :: блог Z Все блоги

Блог публикуется в рамках совместного проекта Эха Москвы, Дилетанта и Государственной Третьяковской галереи «Хранители».

Партнёром проекта «Хранители» является служба выездных мероприятий Metropol Catering московского исторического отеля «Метрополь». Metropol Catering обладает богатейшим опытом в проведении выездных мероприятий в Москве и Подмосковье, от семейных торжеств до деловых событий.

Европейскую и русскую кухню Metropol Catering высоко оценивают деятели культуры и искусства, дипломаты, главы государств, бизнесмены со всего мира.

Первая картина, которую мы видим, когда заходим, – это «Апофеоз войны» Речь пойдет не о нем, однако в нем я сразу узнаю важный символ в творчестве Верещагина – это черепа, отрубленные головы – все то, что олицетворяет жестокость описываемых им событий.

Говорят, искусство не стремится к реалистичности. Задача художника – показать свое собственное видение, а не фактическую точность.

Картина «Торжествуют» — о событиях, прямым свидетелем которых сам Верещагин никогда не был, но ему удалось точно передать весь ужас, используя уже привычные нам атрибуты и символы.

Она вошла в знаменитую «Туркестанскую» серию»
Название – очень емкое и лаконичное, в нем лишь один глагол – как раз в духе Верещагина. Но какой повод у торжества? Событие происходит в Самарканде, на фоне памятника узбекской архитектуры Медресе Шердор.

В середине картины, окруженный толпой, стоит мулла. По жестикуляции и поднятой вверх руке можно понять, что он произносит речь – это проповедь, побуждение к убийству неверных.

Этот мулла указывает вверх не только для толпы, изображенной на картине, но и для зрителя: посмотрев чуть выше, мы замечаем тот самый символ – отрубленные головы, которые насажены на шесты. Я обращаю на это внимание только после указаний экскурсовода, и по телу медленно пробегает дрожь.

Василий Верещагин. Торжествуют.
1872. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия

Обилие оттенков желтого и светло-голубого позволяют нам как бы переместиться в место, изображенное Верещагиным, почувствовать жар палящего солнца и ужас, вселяемый этим событием. Изображение толпы на заднем плане абсолютно статично и неподвижно: она внимательно слушает каждое слово.

Интересно то, что на картине нет четко и детально прорисованных лиц. На переднем плане – каждый внемлющий изображен со спины, на заднем — только контуры и черты самого муллы и людей, сидящих за ним. Даже изображенные выше головы незаметны, пока не приглядишься к ним.

Но важны те, лица, присутствие которых чувствуется при первом взгляде на полотно. Мы не видим их, но это лица страха, смерти и ужаса. Кажется, именно их в первую очередь и хотел показать Верещагин, их перед собой он представлял, когда писал картину, их взгляд и пронизывает зрителя холодом.

Но зачем лишний раз брать на себя груз тех эмоций, которые появляются, стоит только увидеть изображение? Зачем смотреть в глаза страху и ужасу, показанных на переднем плане картины?

Искусство не всегда «про красивое», оно не всегда «удобное» и вдохновляющее. Искусство не всегда случается просто «ради искусства».

Человеческая способность к воображению заставляет каждого из нас переживать чужой опыт, чужую радость и трагедию; она заставляет нас присутствовать на событиях, свидетелями которых мы никогда не были. На этом и играет Верещагин.

Благодаря этой способности сам художник запечатлел сцену, благодаря ей мы сами чувствуем то, что чувствуем.

Источник: https://echo.msk.ru/blog/hraniteli/2226900-echo/

Верещагин Василий ВасильевичКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Верещагин Василий Васильевич (Vereshchagin Vasily Vasilyevich), русский художник, мастер батальной картины. Родился в Череповце 14 (26) октября 1842 в семье помещика.

В 1850–1860 учился в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине гардемарина. Плавал в 1858–1859 на фрегате «Камчатка» и других кораблях в Данию, Францию, Англию. В 1860 Верещагин поступил в петербургскую Академию художеств, но оставил ее в 1863 году неудовлетворенный системой преподавания.

Посещал мастерскую Жана Леона Жерома в парижской Школе изящных искусств (1864).

Портрет бачи, 1867-1868,

Третьяковская галерея

Афганец, 1867-1868,

частное собрание

После неудачи, 1868,

Русский музей

Всю жизнь русский художник Василий Васильевич Верещагин был неутомимым путешественником.

Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). В 1877–1878 годах участвовал в русско-турецкой войне на Балканах.

После удачи, 1868,

Русский музей

Дервиши в праздничных нарядах,

1869-1870, Третьяковская галерея

У дверей мечети, 1870-е,

Музей искусств, Бостон

Много путешествовал Верещагин и в частном порядке, в 1884 году посетил Сирию и Палестину, в 1888–1902 США, в 1901 Филиппины, в 1902 году Кубу, в 1903 Японию. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин.

В батальных картинах Верещагина публицистически остро, с жестким реализмом раскрывается изнанка войны.

Хотя его знаменитая «туркестанская серия» имеет вполне определенную имперски – пропагандистскую направленность, в картинах над победителями и побежденными всюду тяготеет чувство трагической обреченности, подчеркнутое тусклым желтовато – коричневым, воистину «пустынным» колоритом.

Апофеоз войны, 1871
У крепостной стены, 1871
Киргизский охотник с соколом, 1871

Эти три картины находятся в Третьяковской картинной галерее в Москве

Если нужно оформление визы в США, обращайтесь на golondon.ru.

Знаменитым символом всей серии стала картина «Апофеоз войны» (1870–1871, Государственная Третьяковская галерея), изображающая груду черепов в пустыне; на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

Другая картина художника «Торжествуют» (1871–1872, Государственная Третьяковская галерея) имеет такое описание автора: «Средняя Азия. Самарканд, площадь Регистан. Торжество победы над врагом. Эмир Бухары и жители города на площади, где водружают шесты с головами убитых русских солдат.»

Нападают врасплох, 1871
Торжествуют, 1871-1872
Двери Тимура, 1872

Эти три картины находятся в Третьяковской картинной галерее в Москве

«Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская».

В ней художник, напротив, бросает прямой вызов официальной панславистской пропаганде, напоминая о фатальных просчетах командования и страшной цене, которую заплатили русские за освобождение болгар от османского ига.

Особенно впечатляет полотно «Побежденные. Панихида» (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли.

Продажа ребенка-невольника, 1872
Смертельно раненный, 1873
Высматривают, 1873

Эти три картины хранятся в Третьяковской картинной галерее в Москве

Широкую известность завоевала также его серия «Наполеон в России» (1887–1900). Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги «На войне в Азии и Европе.

Воспоминания» (1894); большой интерес представляют также «Избранные письма» русского художника-баталиста (переизданы в 1981).

Василий Васильевич Верещагин погиб во время русско-японской войны, 31 марта (13 апреля) 1904 года, при взрыве броненосца «Петропавловск» на рейде Порт-Артура.

Парламентеры, 1873
Мавзолей Тадж-Махал в Агре, 1876
Горный ручей в Кашмире, 1875

Эти три картины находятся в Третьяковской картинной галерее в Москве

Шипка-Шейново. Скобелев на Шипке, 1878, Третьяковская галереяAдъютант, 1878-1887,

частное собрание

Людоед, 1870-1880,

частное собрание

Дорога военнопленных,

1879, Бруклинский музей, Нью-Йорк

Побежденные. Панихида,

1879, Третьяковская галерея

Лагерь военнопленных,

1879, Бруклинский музей, Нью-Йорк

Победители, 1878-1879, Киевский

музей русского искусства, Украина

После атаки. Перевязочный пункт под

Плевной в 1877-1878 годах, 1881, ГТГ

Шпион, не датировано,

аукцион Sotheby's, частное собрание

Царская гробница в Иерусалиме,

1884, частная коллекция

Распятие в эпоху римлян,

1887, частное собрание

Проход Барскаун, 1863,

первая картина художника

Источник: http://smallbay.ru/vereshagin.html

Неполиткорректный живописец ©

?Колотун-Бабай (v_murza) wrote,
2017-12-16 17:29:00Колотун-Бабай
v_murza
2017-12-16 17:29:00К ПРОШЕДШЕМУ 175-ЛЕТИЮ ВАСИЛИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ВЕРЕЩАГИНА (1842-1904)

«Верещагин не просто только художник, а нечто большее»,— так записал И.Н. Крамской после первого знакомства с его живописью.

Через несколько лет он скажет: «Несмотря на интерес его картинных собраний, сам автор во сто раз интереснее и поучительнее».26 октября исполнилось 175 лет со дна рождения Василия Васильевича Верещагина, крупнейшего русского художника. Его называют баталистом, что является неким упрощением, поскольку ему прекрасно удавались и портрет, и пейзаж.

Еще он был неутомимым путешественником, писателем, этнографом и военным разведчиком.В Русском музее с мая по июль были выставлены 150 его картин с этнографическими дополнениями. Выставка эта уже подзабылась, особо на фоне ажиотажа с Айвазовским. Отпустить уходящий 2017 год, не обратившись еще раз к работам Верещагина, положительно невозможно.

Как-то невыносимо актуальным стало сегодня его творчество.

ПАМЯТЬ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Морской корпус Петра Великого, что на Васильевском острове в Петербурге, является старейшим учебным заведением страны. На его фасаде целая галерея мемориальных досок, посвященных учившимся здесь мореплавателям, флотоводцам, ученым, адмиралам.

Среди них одна отличается от всех, и надпись на ней гласит: «Здесь учился и в 1860 году окончил полный курс Морского кадетского корпуса Василий Васильевич Верещагин, великий русский художник».

Все доски умыты и ухожены, эта единственная пребывает в плачевном состоянии: не очищена от пыли и грязи, во всю толщину мраморной плиты проходит поперечная трещина, другая наискосок у правого нижнего угла. Краска, заполнявшая контуры букв, почти полностью исчезла. Доска надломлена и в любой момент может свалиться прохожим на голову.

Вот, нашел ссылку оказывается, еще в июне Военно-морская академия им. Кузнецова грозилась эту доску восстановить. Правильно, господа офицеры! «Festina lente,— как говорил тов. Светоний — торопись медленно».

Василий Верещагин поступил в Морской кадетский корпус 9-ти лет отроду и закончил его первым по баллам в 1860 г. Лучшего гардемарина даже представили Вел. князю Константину Николаевичу. «Проси чего хочешь»,— обратился он к нему. Отличник попросил рапорт об отставке.

Гардемарин Василий Верещагин. Фото 1859 г. Все были в гневе, родители лишили его наследства. А он поступил в Академию художеств. Вскоре он и там прервет обучение и отправится повышать квалификацию в Париж — к Жану-Леону Жерому.В жизни Верещагина будет много загадок и парадоксов. Он участвовал во всех крупных войнах, которые вела Россия во второй половине XIX в. и был номинирован на Нобелевскую премию мира.Он объездил половину земного шара, десятилетиями жил в Париже, подолгу пребывал в Нью-Йорке, Токио и Стамбуле; был наиболее известным русским живописцем за рубежом, но самые сенсационные его картины пропали. Цензура запрещала его полотна, и ему позировал президент США Теодор Рузвельт. Верещагина, Георгиевского кавалера, обвиняли в антипатриотизме, и он погиб в 1904 г. в Порт-Артуре вместе с адмиралом С.О. Макаровым на борту броненосца «Петропавловск».

ФУРИИ ВОЙНЫ

«Я всю жизнь любил солнце и хотел писать солнце. И после того, как пришлось изведать войну и сказать о ней свое слово, я обрадовался, что могу посвятить себя солнцу. Но фурия войны вновь и вновь преследует меня» (© В.В.)В 1867 г. Верещагин был зачислен на службу в чине прапорщика и направлен во вновь присоединенные к России области Средней Азии в распоряжение генерал-губернатора К.П. Кауфмана. По Туркестану он путешествует в 1867-1868 гг. и в 1869-1870 гг. (уже в гражданской должности при штабе). Выполняя служебные задания, делает зарисовки с натуры, ведет путевой дневник, собирает этнографические коллекции и даже занимается археологическими раскопками.3 мая 1868 г. Верещагин прибыл в Самарканд, где в качестве секретаря принял участие в мирных переговорах с бухарскими послами, а уже в начале июня побежденный эмир бухарский Музаффар возобновил военные действия.2-го июня в город вошли бухарцы, взбунтовалось местное население. Горстке русских пришлось отойти в цитадель у западной стены города. Осаждающие огромными толпами бросились на стены цитадели, цепляясь за них железными кошками. Три попытки штурма были отбиты, был тяжело ранен командующий русским отрядом майор Альбедиль.Утром 3 июня штурм возобновился. Бухарцы, сломав остатки крепостных ворот, разобрали сооруженную русскими баррикаду и захватили пушку. Солдаты бросились в штыки, причем впереди всех был художник Василий Верещагин. После рукопашной осаждающие отступили. Еще 3 дня продолжались стычки, художник участвовал в 2-х вылазках из цитадели в лабиринт городских улочек и едва избежал смерти. И только 8 июня к Самарканду подошли войска генерала Кауфмана.За храбрость в бою Верещагин был награжден орденом Св. Георгия 4-й ст. Этот крест он с гордостью носил на своем гражданском сюртуке до конца жизни и не принял больше ни одной награды, отказавшись даже от звания профессора Императорской академии.Вот одни из первых работ Верещагина, посвященных войне.«После удачи» (1868)Это бухарские сарбазы собирают трофеи — отрезанные головы, одежду и оружие русских солдат. Кто такие сарбазы, вы знаете? Пехотинцы армии эмира, от персидского سرباز‎ — удалец, рискующий головой. Правильнее сказать, головорез.«После неудачи» (1868). Тут у сарбазов что-то пошло не так.

Читайте также:  Описание картины андрея ивановича иванова «сретение господне»

В воспоминаниях о туркестанской кампании художник писал: «Ужасны были тела тех нескольких солдат, …головы которых были глубоко вырезаны из плеч, чтобы ничего, вероятно, не потерять из доставшегося трофея.

Солдаты кучкой стояли кругом этих тел и решали, кто бы это мог быть — «Сидороу или Федороу» — и только по некоторым интимным знакам на шее земляки признали одного из них.

Известно, что за каждую доставленную голову убитого неприятеля выдается награда, преимущественно одеждой, и это не в одной Средней Азии… Этот случай дал мне также тему для небольшой картины, представляющей собирание в мешок голов убитых неприятелей…».

«Представляют трофеи» (1871).«Торжествуют» (1871-1872) — картина в заголовке поста, это ее фрагмент.На полотне центр Самарканда, медресе Шердор. Здесь активно идет проповедь о войне с неверными. Для антуража и поднятия боевого духа головы русских солдат насажены на шесты. Некое подобие ДАИШ (запрещен в РФ), существовавшее у границ Российской империи в XIX в.Что это, если не грозное предупреждение художника толерантным потомкам. Кои получили в итоге столь неприятное явление, как НМР — неомусульманский радикализм.После этих картин начинаешь понимать истинный смысл «Апофеоза войны», горы черепов с воронами. Приводить здесь общеизвестную работу мы не будем, а покажем пару жанровых картин.«Опиумоеды» (1868), без комментариев.«Портрет бачи» (1867-1868). Бача или батча – мальчик-танцор, для представлений наряженный в девочку, без комментариев.Вернемся к батальному. «У крепостной стены. «Пусть войдут» (1871-72) — эпизод обороны Самарканда.«У крепостной стены. «Вошли». Картина была уничтожена художником.«Забытый» (1871).Эпиграфом к этой картине служили строки печальной народной песни.

Ты скажи моей молодой вдове,Что женился я на другой жене,Нас сосватала сабля острая,

Положила спать мать сыра земля.

«Туркестанская серия» была с огромным успехом показана на выставке Верещагина в Лондоне в 1873 г. А на выставке 1874 г. в Петербурге художника обвинили в «клевете» на российскую армию. Возмутил «Забытый» и императора Александра II. Со всех сторон сыпались обвинения. В ответ художник вынимает из рам три картины — «Забытый», «Окружили — преследуют», «У крепостной стены. Вошли» — относит домой и сжигает.Правительство отказалось приобрести картины, позднее их купил Павел Третьяков.Чтобы разрядить обстановку, немного позитива из «Туркестанской серии». «Богатый киргизский охотник с соколом» (1871).Картина посвящена другу художника, офицеру РИА и предводителю киргизского племени Байтику Канаеву, с которым он познакомился в 1867 г., когда Канаев был приглашен в Петербург в числе 17 представителей Туркестана на торжественный прием у императора Александра II.«Проход Барскаун» (1869)Не дождавшись завершения петербургской выставки, Верещагин с супругой отплыл в Индию, где пробыл 2 года в путешествиях по этой огромной колонии. Англичане подозревали в бывшем морском офицере русского шпиона, но холсты Верещагина, созданные по итогам поездки, отличались полной аполитичностью. В апреле 1877 г. началась русско-турецкая война.

БАЛКАНСКАЯ СЕРИЯ. НОВЫЙ ИЕЗЕКИИЛЬ

Верещагин направляется в действующую армию, где причисляется к составу адъютантов главкома. В этой кампании он будет тяжело ранен, его будет оперировать и спасет от гангрены сам Николай Склифосовский.Балканская серия картин создавалась в Париже в 1878-1879 гг. на основе этюдов, привезенных из Болгарии.

В ней около 30 работ, объединенных в группы по основным эпизодам войны.«Перед атакой. Под Плевной» (1881)Отдан приказ о 3-м штурме Плевны.

Генерал и штабные офицеры рассматривают врага, бесконечная цепь русских солдат неудержимо стремится к турецкому редуту по желтому сжатому полю мимо изуродованных снарядами деревьев.«После атаки. Перевязочный пункт под Плевной» (1878–1881).

Русская армия потеряла около 13 тысяч чел.

и была вынуждена временно отступить. В сражении погиб Сергей Верещагин — родной брат художника. «Число раненых было так велико, что превзошло все ожидания. Все, что заготовлено, оказалось недостаточным…

Каждый из докторов работал за двоих, сестры милосердия оказали невознаградимые услуги в эти дни, и, несмотря на то, все-таки массы раненых по суткам оставались без перевязки и без пищи. Когда шел дождь, раненые промокали буквально насквозь, так как укрыться всем было негде»,— строки из воспоминаний художника.

Обратите внимание: на картине слева изображены турецкие раненые, которые ждут от наших врачей помощи.«Побежденные. Панихида» (1879). Здесь изображен эпизод несчастливой битвы под Телишем, которой Верещагин был свидетелем. Тогда по вине командующих был почти полностью уничтожен русский полк.

Тела убитых уже сливаются с землей, с горизонтом, облаками, сама живопись, коричнево-охристо-мглистая, дает ощутить это взаимопроникновение. Изображение поднимается до уровня мистерии. Один из европейских критиков заметил, что в этом полотне есть что-то уподобляющееся видению пророка Иезекииля.

«Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи.

И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это» (Иез. 37, 1-3).

«На Шипке все спокойно», триптих (1878–1879).«На Шипке все спокойно», — так регулярно рапортовали командиры в имперскую столицу.

«ТРИЛОГИЯ КАЗНЕЙ»

Так называется цикл из трех картин, исполненный в середине 1880-х гг.: «Распятие на кресте у римлян», «Подавление индийского восстания англичанами» и «Казнь заговорщиков в России».

Расправа правительств над мятежниками с учетом местной специфики.

Работа над «Трилогией» началась со второй картины: «Этот сюжет проберёт не одну только английскую шкуру»,— строка из письма художника искусствоведу Владимиру Стасову.

Он оказался прав. Картина, изображавшая варварскую казнь «цивилизованными» англичанами мятежных сипаев — их разрывали на части пушечными выстрелами,— куда-то подевалась из американского музея лет сто назад: говорят, ее выкупили и уничтожили оскорбленные британцы.«Распятие на кресте у римлян».Это полотно вызвало весьма злые отклики клерикальных кругов, как в России, так и на Западе из-за несоответствия принятым канонам.«Казнь заговорщиков в России».Сложно найти даже фотографию этой картины приемлемого качества. На посмертной выставке Верещагина в 1904 г. она отсутствовала. В 1908 г. И.Е. Репин видел ее в музее петербургского Общества поощрения художеств повёрнутой лицом к стене, выставлять ее было запрещено. Картину приобрёл проживавший в России французский подданный Левитон, у которого ее отобрали полицейские власти, невзирая на протесты французского посла Палеолога.По имеющейся информации «Казнь заговорщиков в России» хранится в запасниках Музея политической истории и не выставлялась с 1920-х гг. Русский музей не смог ее получить «по техническим причинам».

ПАЛЕСТИНСКАЯ СЕРИЯ

Работа над Балканской серией тяжело повлияла на душевное и физическое состояние Верещагина. Он пытается отойти от военной темы, заявляя: «Больше батальных картин писать не буду — баста! Я слишком близко принимаю к сердцу то, что пишу; выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого».В начале 1884 г. художник отправляется с женой в новое путешествие — на Ближний Восток, чтобы восстановить душевные силы и набраться новых впечатлений. Поездка по Святой земле вдохновила его вновь приняться за работу. В путешествии он писал этюды с натуры, а дома создавал крупные произведения.«Стена Соломона» (1884–1885).«Старая еврейская могила близ Иерусалима» (1883-1884).«Русский отшельник на Иордане».В палестинскую серию входили и картины на Евангельские сюжеты, в частности, «Святое семейство» и «Воскресение Христово». Они принесли художнику немало неприятностей на выставке в Вене в 1885 г. Для начала оскорбился в религиозных чувствах князь-архиепископ Целестин-Иосиф, кардинал Гангльбауер. В ответ Верещагин выступил в прессе и подробно изложил свои рассуждения о евангельских текстах, предложив собрать Вселенский собор для разрешения спорных вопросов.Тогда в ход была пущена тяжелая артиллерия: гопники с бутылками разной едкой и вонючей дряни (ничего не напоминает?).

«Какой-то сумасшедший, проповедовавший перед моими картинами, все спрашивал мой адрес.

Другой, как ты знаешь, бросил витриоль, и хотя не столько испортил, сколько хотел, но все-таки несколько рам надо перезолотить, одну маленькую картинку переписать, 5 других поправить и в «Воскресенье» всю правую половину переписать, если только полотно не лопнет, так как местами кислота прошла через краску», — писал художник жене.

В итоге часть картин была безвозвратно утрачена. Например, вот это замечательное полотно «Святое семейство».

ШТУРМ ХОЛМА САН-ХУАН

Весною 1898 г. сорокалетний помощник министра военно-морских сил США Теодор Рузвельт сформировал из «золотой молодежи» и отчаянных сынов диких прерий добровольческий кавалерийский батальон Rough Riders (обычно переводится, как «Буйные всадники»). С этими парнями отправился покорять Кубу. Штурмом холма Сан-Хуан близ г.

Сантьяго-де-Куба (причем в пешем порядке), на котором окопались испанцы, будущий президент добыл себе чин полковника, всеобщее признание героя войны и безграничную любовь женщин, единодушно признавших его одним из храбрейших мужчин Америки.
Теодор Рузвельт, 1902 г.Верещагин узнал об этой истории в ходе своей выставки в США 1901-1902 гг.

Он обратился к президенту США с предложением написать картину и просьбой о личной встрече. Хозяин Белого дома к этой идее отнесся благосклонно. Рузвельт всегда гордился боевым опытом, приобретенным в испано-американской войне, и, как истинный янки, не упустил случая еще раз публично продемонстрировать эту гордость.

Верещагин задел самую отзывчивую струну в душе президента, за что и был вознагражден не только любезностью хозяина Белого дома, но и широкими полномочиями пребывания на закрытом для иностранцев мятежном острове. В феврале 1902 г. Василий Васильевич отправился на Кубу. Там он встречался с участниками знаменитого штурма, с которых написал несколько этюдов.

По возвращении в июне Верещагин подарил президенту две небольших картины: вид холма Сан-Хуан и морской пейзаж с затопленным испанским кораблем. Рузвельт в ответ преподнес художнику свою недавно изданную книгу «Буйные всадники».
В.Верещагин. Взятие Рузвельтом холма Сан-Хуан (эскиз) В итоге было создано грандиозное полотно (пять футов в ширину и девять в высоту).

С этой картиной вышла интересная история. Почему-то в России за нее принимают показанный выше эскиз, а где она в настоящее время находится, никто не знает.Так вот, по имеющейся у автора информации, само полотно пребывает в ресторане Duane’s Prime Steaks & Seafood Restaurant, 3649 Mission Inn Avenue, Riverside, CA.

Его изображения в сети нет, но картина хорошо видна на рекламном проспекте ресторана.
Источник фото.

Это не реклама! Обращаюсь к френдам из Северо-Американских Соединенных Штатов: друзья, если кого из вас занесет на Южную Калифорщину, сделайте доброе дело, сфотографируйте это полотно, выложите в сети скан приличного разрешения! Тогда будет закрыто еще одно белое пятно в судьбе творений замечательного русского художника Василия Васильевича Верещагина.

Основные источники:
1. Сайт http://veresh.ru
2. Дэвид ван дер Ойе. Завоевание Средней Азии на картинах В.В. Верещагина.

Источник: https://v-murza.livejournal.com/152335.html

Василий Васильевич Верещагин

В.В. Верещагин. «Батча»

«Батча» (Картина г. Верещагина)

Для объяснения прилагаемого в этом № рисунка с картины г. Верещагина, мы позволим себе заимствовать из статьи, принадлежащей г. Верещагину же и напечатанной в «Голосе», описание того, что такое «батча» и какую роль играет он на Востоке. В статье, озаглавленной «Из путешествия по Средней Азии», мы находим следующие интересные сведения об этом оригинальном явлении восточной жизни:

«Крайне униженное положение восточных женщин, составляет главную причину, между прочим, одного ненормального явления, каким представляется «батча». В буквальном переводе «батча» — значить мальчик.

В батчи-плясуны поступают обыкновенно хорошенькие мальчики, начиная лет с восьми, а иногда и более.

Из рук неразборчивых на способ добывания денег родителей, ребёнок попадает на руки к одному, к двум, иногда и многим поклонникам красоты, отчасти немножко и аферистам, которые, с помощью старых, окончивших свою карьеру плясунов и певцов.

выучивают этим искусствам своего питомца и. раз выученного, нянчат. одевают, как куколку, нежат, холят и отдают за деньги на вечера. желающим, для публичных представлений.

Такие публичные представления — «тамаша» мне случалось видеть много раз; но особенно осталось в памяти первое мною виденное, бывшее у богатого купца С.А.

«Тамаша» даются почти каждый день в том или в другом доме города, а иногда и во многих домах разом. перед постом главного праздника байрама, когда бывает наиболее всего свадеб, сопровождающихся обыкновенно подобными представлениями.

Тогда во всех концах города слашны стук бубнов и барабанов, крики и мерные удары в ладоши, под такт пения и пляски батчи. Имея ещё в городе мало знакомых, я просил С.А.

нарочно устроить «тамашу» и раз, поздним вечером, по уведомлению его, что представление подготовлено и скоро начнётся, мы, компаниею в несколько человек отправились к нему в дом.

В воторах и перед воротами дома мы нашли много народа; двор был набит битком; только посредине остался большой круг, составленный сидящими на земле, чающими представления зрителями; всё остальное пространство двора — сплошная масса голов; народ во всех дверях, по галереям, на крышах (на крышах больше женщины).

С одной стороны круга, на возвышении, музыканты — несколько больших бубен и маленькие барабаны; около этих музыкантов, на почётное место усадили нас, к несчастью для наших ушей. Двор был освещён громадным нефтяным факелом, светившим сильным красным пламенем. которое придавало. вместе с тёмно-лазуревым звёздным небом.

удивительный эффект сцене.

«Пойдёмте-ка сюда», шепнул мне один знакомый сарт, подмигнув глазком, как это делается при предложении какого-нибудь запретного плода. — Что такое. зачем? — «Посмотрим, как батчу одевают». В одной из комнат, двери которой, выходящие во двор, были, скромности ради, закрыты.

несколько избранных, большею частью из почётных туземцев, почтительно окружали батчу, прехорошенького мальчика, одевавшегося для представления; его преображали в девочку: подвязали длинные волосы. с несколькими мелкозаплетёнными косами, голову покрыли большим светлым шёлковым платком и потом, выше лба, перевязали ещё другим узко сложенным, ярко красным.

Перед батчёй держали зеркало, в которое он всё время кокетливо смотрится. Толстый, претолстый сорт держал свечку, другие благоговейно, едва дыша (я не преувеличиваю), смотрели на операцию и за честь считали помочь ей. когда нужно что-нибудь подправить или подержать. В заключение туалета, мальчику подчернили брови и ресницы.

налепили на лицо несколько мушек — signes de beaute — и он, действительно преобразился в девочку, вышел к зрителям, приветствовавшим его громким дружным одобрительным криком.

Батча тихо, плавно начал ходить по кругу; он мерно, в такт тихо вторивших бубна и ударов в ладоши зрителей, выступал грациозно, изгибаясь телом. играя руками и поводя головою. Глаза его, большие красивые, чёрные и хорошенький рот имели какое-то вызывающее выражение.

Счастливцы из зрителей, к которым обращался батча с такими многозначительными взглядами и улыбками, таяли от удовольствия и, в оплату за лестное внимание, принимали возможно униженные позы, придавали своему лицу подобострастные умильные выражения.

«Радость моя, сердце моё», раздавалось со всех сторон, «возьми жизнь мою», кричали ему, «она ничто перед твоею улыбкою» и т.п.

Вот музыка заиграла чаще и громче; следуя ей, танец сделался оживлённее; ноги батча танцует босиком — стали выделывать ловкие, быстрые движения; руки змеями завертелись около заходившего корпуса; бубны застучали ещё чаще, ещё громче; ещё быстрее завертелся батча, так что сотни глаз едва успевали следить за его движениями; наконец, при отчаянном треске музыки и неистовом возгласе зрителей, последовала заключительная фигура, после которой танцор или танцовщица. как угодно, освежившись немного поданным ему чаем, снова тихо заходил по сцене, плавно размахивая руками, раздавая улыбки и бросая направо и налево свои нежные, томные, лукавые взгляды.

Чрезвычайно интересны музыканты: с учащением такта танца. они ещё более. чем зрители, приходят в такое восторженное состояние, а в самых сильных местах даже вскакивают со своих обыкновенных корточек на колени и донельзя яростно надрывают свои и без того громкие инструменты.

Батчу-девочку сменяет батча-мальчик, общей характер танцев которого мало разнится от первых.

Пляска переменяется пением оригинальным, но монотонным, однообразным, большею частью грустным: тоска и грусть по молом, неудовлетворённая, подавленная, но восторженная любовь и очень редко любовь счастливая, служат обыкновенными темами этих песен; туземцы сплошь и рядом прослезились, а подчас и всплакнёт, слушая их.

Интереснейшая, хотя неофициальная и не всем доступная часть представления начинается тогда, когда официальная, т.е. пляска и пение, окончились. Тут начинается угощение батчи, продолжающееся довольно долго — угощение очень странное для мало знакомого с туземными нравами и обычаями.

Вхожу я в комнату во время одной из таких закулисных сцен и застаю следующую картину: у стены важно и горда восседает маленький батча; высоко вздёрнув свой маленький носик и прищуря глаз, он смотрит кругом надменно с сознанием своего достоинства; он него вдоль стен, по всей комнате, сидят один возле другого, поджав ноги, на коленях, сарты разных видов, размеров и возрастов — молодые и старые, маленькие и высокие, тонкие и толстые — все уткнувшись локтями в колени и возможно согнувшись, умильно смотрят на батчу; они следят за каждым его движением, ловят его взгляды, прислушиваются к каждому его слову. счастливец. которого мальчишка удостоит своим взглядом и ещё более словом. отвечает самым почтительным, подобострастным образом, скорчив предварительно из лица своего и всей фигуры, вид полнейшего ничтожества и сделав боту (род приветствия, состоящего в дёргании себя за бороду), прибавляя постоянно, для большего уважения, слово «таксирь (государь)». Кому выпадет честь подать что-либо батче, чашку ли чая или что-либо другое, тот сделает это не иначе, как ползком, на коленях и непременно сделав предварительно бату. Мальчик принимает всё это, как нечто должное, ему подобающее и никакой благодарности выражать за это не считает обязанным.

Я сказал выше, что батча часто содержатся несколькими лицами: десятью, пятнадцатью, двадцатью; все они наперерыв друг перед другом стараются угодить мальчику; на подарки ему тратятся последние деньги, забывая часто свои семьи. своих жен, детей, нуждающихся в необходимом, живущих впроголодь»…

Иллюстрация и текст из еженедельника «Всемирная иллюстрация» №32 1869 г.

«Курильщики опиума» («Опиумоеды»).  Картина В.В. Верещагина.

Два слова о живописцах: профессор К. Верещагин и художник В. Верещагин. 

В.В.Верещагин — «Удача»

Мы представляли уже нашим читателям картинки В. Верещагина, бывшие на туркеставской выставке6 «Батча» и «Опиумоеды» (№№32 и 48), сегодня мы даём другие две «Удача» и «Неудача». В №50 дали мы «Завтрак Заключённого», картину профессора Верещагина, бывшего чуть ли не лучшею вещью на последней художественной выставке.

Два художника, носящие одну и ту же фамилию, появляются почти одновременно, на суд публики — это вызывает пусть невольно, на проведение параллелей между ними, и на сравнительную оценку обоих дарований. Художественное творчество, как бы оно ни проявлялось, в статуях или картинах, в стихах или архитектуре, сводится к двум диаметрально противоположным типам.

Один из них (да простят нам эти клички) — простой, другой — сложный.

Тип простой: художник. одарённый большим или меньшим талантом, владеющий более или менее совершенною техникою, затрагивается всяким, выходящим из ряду, единичным явлением бытовой или исторической жизни, и, ограничиваясь им одним, не суммируя его, переходит от созерцания к непосредственному творчеству.

Отличительные черты этого типа: резкая. фотографическая жизненность, нервность работы, большая плодовитость художника, дешевизна и грубость морали. философии и чувства. поверхностное отношение к мысли. взаимные противоречия в мотивах.

быстрый успех в большинстве публики, и невозможность дальнейшего развития, по достижении художником известной, таланту его определённой нормы.

Тип сложный: художник, обладающий большим или меньшим талантом и техникой, затрагивается далеко не всяким, из ряда выходящим явлением бытовой или исторической жизни, и не ограничивается изображением единиц этой жизни, но суммирует их, подводит итоги и переходит от созерцания к творчеству, но не непосредственно, а путём долгих взвешиваний и отмериваний. Отличительные черты этого типа: недостаток резкой жизненности. спокойствие работы. сравнительно меньшая плодовитость. местность и глубина основной мысли. отсутствие внутренних противоречий. сомнительный. не сразу устанавливающийся успех, и безграничная возможность развития таланта.

«Неудача» — В.В. Верещагин

Для объяснения сказанного нами примерами, возьмём их на удачу из тех. которые напрашиваются под перо сами собою. Едва ли не согласятся с нами наши музыканты, и рецензенты их, если к числу типов простых отнесём мы Мендельсона, к типам сложным — Бетховена. Едва ли не согласятся с нами читатели, относительно другого примера.

более близкого и более непосредственного, а именно: от сопоставления имени Гоголя (тип сложный) с именами двух других рассказчиков наших Щедрина и Успенского (типы простые). В области карикатуры. во Франции, мы встречаем образчиком типа сложного, гениального Гаварни, образчиками типа простого — Шама, Берталя и Консортова. В живописи.

скульптуре, и их представителях. всех времён и народов, видна та же двойственность, причём крупнейшие и гениальнейшие имена группируются, бесспорно, в типе сложном, и образчиками этой двойственности являются и те два художника. которые занимают нас в настоящую минуту. мы относим профессора Верещагина к типам сложным, а однофамильца — к простым типам.

Этим самым характеризуем мы, по нашему крайнему разумению, обоих художников. «Батча», «Опиумоеды» и две картины, помещённые нами сегодня, достаточно полно характеризуют талант В. Верещагина. Мы дадим, в скором времени, ещё несколько туркестанских и кавказских видов и типов его работы. В.

Верещагин относится к числу молодых живописцев, подающих большие надежды. Обладая весьма верным чувством линий и красок. он умеет метко пуантировать относительные положения сових фигур и мотив картины. Имея под рукой такой любопытный и сырой материал. как Туркестан и его теперешнее положение, Верещагин даёт вещи неоспоримого достоинства.

Сумеет ли он подняться выше этнографических этюдов и дать что-нибудь равноправное с «Завтраком заключённого» своего однофамильца — это покажет будущее. В настоящее время В.

верещагин в Туркестане, в чём редакция «всемирной иллюстрации» имела возможность убедиться из письма его, адресованного в одну из петербургских газет, письма, не совсем верно передающего его отношение к нам. Мы, со своей стороны, с искренним удовольствием будем ждать появления новых работ его, о которых непременно дадим отчёт нашим читателям.

«Завтрак Заключённого» или «Свидание заключённого со своим семейством» — картина профессора Василия Петровича Верещагина (1835-1909)

«Всемирная иллюстрация» №58 от 1 января 1870 года

Такое впечатление, что у редакции еженедельника на момент написания представленной выше статьи был серьёзный конфликт с В.В. Верещагиным. Автора же картины «Завтрак заключённого» Василия Петровича Верещагина ошибочно указали как профессора К. Верещагина.

Зато позднее в 1893 году в «Альбоме картин русских художников» предложенном подписчикам к качестве бесплатного приложения, мнение коллектива журнала относительно Василия Васильевича Верещагина было несколько иным:

Сейчас эта картина представляется под названием «Торжествуют», в «Альбоме» изданном в 1893 году она носит название «Нет бога, кроме Бога». Возможно автор картины — Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) имел в виду известное выражение: «Нет бога, кроме Аллаха»

Нет Бога, кроме Бога

В.В. Верещагина можно назвать самым талантливым представителем реализма в русской живописи. В Академии художеств он курса не окончил, но отправился в Париж, где работал в Ecole des beaux-arts и под руководством французского художника Жерома. Возвратившись в Россию, он много путешествовал, долгое время жил на Кавказе.

в 1867 году он отправился в Туркестан, где состоял при генерал-губернаторе Кауфмане. Возвратившись из Туркестана, он долго жил в Мюнхене, там он написал почти все свои туркестанские картины.

Высьтавленные в Петербурге, эти картины производили сильное впечатление на зрителей, в особенности некоторые из них, как например «После неудачи», «После удачи», «Опиумоеды», а также фотография с картины, уничтоженной самим художником «Батча со своими поклонниками». Ввиду толков и обвинений в тенденциозности В.В.

Верещагин снял с выставки и уничтожил три картины из этой замечательной коллекции: «Окружили — преследуют», «Забытый» и «Вошли». В Индии г.

Верещагин пробыл два года и вывез оттуда огромную коллекцию картин, написанных большей частью в самой Индии; затем во время русско-турецкой войны, в 1877 году, он отправился на Дунай; там он состоял при Скобеле и Гурко и получил рану во время пребывания на миноноске лейтенанта Скрыдлова.

Он присутствовал также при Плевненской битве и во время кавалерийского набега на Адрианополь исполнял дежа должность начальника штаба. Таким образом он объездил во время войны всю Болгарию и привёз в Париж огромное количество этюдов, которые послужили материалом для новой коллекции картин из русско-турецкой войны.

Обе эти коллекции (болгарская и индийская) были выставлены в Петербурге в 1883 гду. В 1884 году г. Верещагин отправился в Палестину и Сирию, продолжая во время своих путешествий писать этюды. Обладая замечательным талантом (он один из самыз замечательных колористов), г.

Верещагин является самым решительным реалистом в искусстве, берёт сюжеты только из действительности и если трактует их тенденциозно, то лишь для протеста против ужасов войны. В своих картинах из Нового Завета он решительно порывает всякую связь с традицией религиозной живописи. Во всяком случае, г. Верещагина нельзя не считать одним из самых замечательных художников современной Европы. Его выставки в России, Европе и Америке возбуждали весьма много толков, а статьи о нём, на разных европейских языках и в том числе на русском. без преувеличения можно сказать, составляют целую литературу.

Помещаемая нами картина «Нет Бога, кроме Бога» взята из коллекции его туркестанских картин; она изображает мусульманское празднество перед храмом в Самарканде. Картина представляет блестящую композицию, в особенности по отношению к группировке фигур и яркому, прекрасному колориту.

Вся эта разнохарактерная.

пёстрая толпа, с выразительными, типичными восточными физиономиями, распределённая в живописные группы, производит сильное впечатление к картине также и величественный храм со своей чисто восточной архитектурой и прекрасными арабесками, — храм, освещённый лучами яркого, южного солнца.

Источник: https://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2014/02/blog-post_12.html

Ссылка на основную публикацию