Описание картины винсента ван гога «красные виноградники в арле»

Красные виноградники в Арле Ван Гога — описание, история создания и судьба картины

Статистика утверждает, что при ответе на вопрос о самом знаменитом художнике большинство произносит три имени: Леонардо, Пикассо и Ван Гог. Далее выясняется, что Леонардо да Винчи – универсальный гений Возрождения, Пикассо – выдумщик, добившийся славы и богатства, и лишь Винсент Ван Гог – истинный гений живописи, чьей безумной рукой водил Бог.

Общее мнение – вещь сомнительная, но, глядя на картину «Красные виноградники в Арле», с ним можно и согласиться.

Одна из немногих, проданных при жизни

Жизнь выдающихся людей полна загадок и мифов. Винсент Ван Гог (1853 1890) прожил жизнь сроком в классические для гениев 37 лет, активно занимался живописью около 10, но успел пройти путь от начинающего самоучки до мастера, перевернувшего мир живописи.

Это вызывает удивление и вопросы у всех, кто интересуется искусством, и не дает покоя любителям сенсаций и конспирологических теорий. Есть мнение, что голландский мастер творил свои полотна под влиянием психической болезни, которая и свела его в могилу.

Другие представляют его расчетливым дельцом, искавшим вместе с братом Тео – удачливым арт дилером – способ покорить рынок невиданным стилем живописи и заработать состояние.

История написания

В 1888 году Ван Гог переезжает из Парижа в Прованс, на юг Франции. В городке Арль он снимает под студию небольшой дом. Его вдохновляла идея об организации коммуны из художников, с которыми он познакомился в столице.

В частности, он пригласил Поля Гогена (1848 1903) который провел в Арле около двух месяцев, что кончилось бурным конфликтом и непонятным эксцессом, в результате которого Ван Гог лишился части уха.

Вокруг этой истории построено много мутных теорий и догадок, она стала первым ярким проявлением психической болезни, победившей Ван Гога в конце концов.

Но главным стало то, что период, проведенный мастером среди ярких южных красок, среди пейзажей Прованса, покоривших художника, стал для Ван Гога одним из самых плодотворных.

Портреты, пейзажи, знаменитые «Подсолнухи», «Ночное кафе», «Звездная ночь над Роной» всё это написано в Арле и его окрестностях. «Красные виноградники в Арле» стали итогом одной прогулки, описанной художником в письме брату Тео.

Заходящее солнце обагрило прибрежный виноградник, создав на некоторое время мир невиданных цветовых сочетаний, который суждено видеть и запечатлеть только настоящему живописцу.

Описание

На прибрежном участке земли, у изгиба небольшой речки идут работы по сбору винограда. Яркое солнце клонится к горизонту, заливая пылающим золотом небо, отражаясь слепящей дорожкой в воде, окрашивая листву виноградника на переднем плане разными оттенками багрового цвета. Среди поля видны фигуры работающих женщин и повозок.

Они написаны сложными оттенками голубого цвета и имеют характерный темный контур, то четкий, то мерцающий в вечернем воздухе. Так же написаны ограждающие поле деревья, уходящие к горизонту.

Картина «Красные виноградники в Арле» удивительная гармония теплых, горячих цветов с холодным мерцанием оттенков синего и голубого, очень сложного зеленого.

Там, где на переднем плане не осталось костров из огненной лозы, появились участки голой земли. Она похожа или на остывающий металл, или на гаснущие дрова, когда вспыхивающие огненные языки сменяются дрожащими чешуйками пепла на бугристых поверхностях древесного угля и золы.

Кое где видны последние искры солнечного света, но не слепящие, а погашенные – розовые, лиловые, персиковые.

Они сглаживают те цветовые сочетания, которые были бы жутким диссонансом, если бы их выдернули из общего полотна картины и показали отдельными пятнами на нейтральном фоне.

Но это сглаживание не гасит энергии отдельных мазков и штрихов, разнообразных по форме и размеру. «Красные виноградники в Арле» бурлящий котел цвета и энергии, гением мастера спаянный в единую гармонию.

Новый этап

Те, кто побывал в музее Ван Гога в Амстердаме, где находится крупнейшее собрание полотен мастера, говорят, что смотреть на его картины в течение долгого времени трудно физически. Особенно это касается всего, что создано после парижского этапа жизни и творчества.

Земляной, сдержанный колорит времени «Едоков картофеля» сменили звенящие, чистые цвета. Таковы и «Красные виноградники в Арле».

Винсент Ван Гог использует здесь найденные на юге Франции, в «Подсолнухах» и «Желтом доме» особые вибрации желтого цвета, который охватывает жаркое пламя оранжевого и красного.

Но важно знать и другое творчество Ван Гога основано на высоком интеллекте. История о безумном самоучке, совершающем бессмысленные неконтролируемые движения кисти, наносящей произвольные штрихи и пятна – это не о нем.

Каждая картина голландца – мудрая притча о мире и человеке, о смысле и красоте жизни. Не зря литературное творчество Ван Гога в виде писем к брату Теодору, содержащих рассуждения о творческих поисках и находках, имеет огромную ценность.

В них он – начитанный, образованнейший человек, владеющий знаниями и теоретической базой.

Каждый находит своё

По настоящему великие произведения искусства многослойны, каждый зритель находит в них своё, обусловленное подготовкой ума и души. Картина Ван Гога «Красные виноградники в Арле» полное энергии и эмоций повествование о единстве человека и природы, о смысле и разумности бытия, о нескончаемости потока времени.

Источник: https://autogear.ru/article/193951/krasnyie-vinogradniki-v-arle-van-goga—opisanie-istoriya-sozdaniya-i-sudba-kartinyi/

Красные виноградники в Арле

Винсент ван Гог — Красные виноградники в Арле,

Год создания: 1888

Холст, масло.

Оригинальный размер: 75×93 см

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва

«Красные виноградники в Арле» (нидерл. De rode wijngaard) — картина голландского живописца Винсента Ван Гога. Долгое время необоснованно считалась единственной проданной при жизни художника его живописной работой. Картина написана во время пребывания Ван Гога в городке Арль на юге Франции.

Небольшой период жизни там (с февраля 1888 по май 1889) считается самым продуктивным в жизни художника. К нему приехал Гоген, и Винсент мечтал о создании поселения художников, возглавить которое должен был его друг. Ван Гог вдохновлялся окружающими пейзажами, видами городской и сельской местности.

В ноябре 1888 года он писал своему брату Тео: «Ах, почему тебя не было с нами в воскресенье! Мы видели совершенно красный виноградник — красный, как красное вино. Издали он казался жёлтым, над ним — зеленое небо, вокруг — фиолетовая после дождя земля, кое-где на ней — жёлтые отблески заката».

В этом же месяце были написаны «Красные виноградники в Арле», изображающие сбор винограда в окрестностях аббатства Монмажур. У Ван Гога этот пейзаж приобретает характер притчи. Люди, собирающие урожай, становятся символом жизни, представленной художником как тяжёлый ежедневный труд.

Впоследствии эта работа была выставлена на восьмой выставке «Группы двадцати» в Брюсселе и куплена за четыреста франков бельгийской художницей Анной Бош. Вместе со знаменитым «Ночным кафе» картина была приобретена русским коллекционером Иваном Морозовым. После национализации его собрания экспонировалась в Музее нового западного искусства, ныне в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Описание картины Винсента Ван Гога «Красные виноградники в Арле»

Знаменитый художник Ван Гог всю свою недолгую жизнь прожил практически в нищете, часто сталкиваясь с пренебрежительным отношением к себе, как к полной бездарности. Единственная проданная при жизни картина «Красные виноградники в Арле» принесла ему сумму 400 франков. Сегодня же стоимость этого полотна может составить более 90 миллионов долларов.

Из 37 прожитых им лет как художник он творил примерно 7 последних в жизни, но при этом успел написать примерно тысячу гениальных полотен и такое же количество рисунков. Несмотря на все неудачи, художник писал новые и новые картины (иногда две-три в неделю), искренне надеясь, что когда-нибудь его работы принесут ему славу и почет.

Рисовать Ван Гог старался с натуры, считая, что невозможно передать феерию красок и оттенков увиденного по памяти. Ведь мельчайшие детали увиденного, прочувственного, игра света и тени, богатство красок может со временем поблекнуть.

Одним из вечеров 1888 года художник возвращался домой после зарисовок на природе, и вид одного из виноградников, освещенного лучами солнца на закате поразил его в самое сердце. Листья винограда словно купались в красном пламени заката, угасающие лучи солнца окрасили небо в желтый цвет.

Люди, животные, окружающая земля казались синими и фиолетовыми штрихами.

Такова история рождения шедевра «Красные виноградники в Арле». Художественная богема и многие критики высмеивали неестественные с их точки зрения цвета и оттенки и презрительно отзывались о чересчур буйной фантазией автора произведения.

Мы видим на картине, как лучи заходящего за горизонт солнца желто-зелеными линиями превращают виноградные листья в переливающееся багровыми оттенками пламя. Почти фиолетовая в игре закатных красок земля перемежается штрихами синего цвета. Таким увидел тот вечер и окружающий пейзаж на закате дня гениальный художник. 

Многие уверены, что при жизни Винсент Ван Гог продал всего одну свою картину, «Красные виноградники в Арле» — которая сейчас находится в Москве, в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

По-своему приятно считать Ван Гога гениальным безумцем-отшельником, обретшим славу лишь спустя годы после смерти в нищете и скитаниях. Тем не менее, это сильно грешит против истины.

На самом деле его полотна — чаще всего при деловом посредничестве брата Тео — продавались ничуть не хуже работ современников, например, Сера или Гогена.

Что касается конкретно этой картины, то она примечательна, но вовсе не так, как принято утверждать о ней: проданная на брюссельской выставке 1890 г. за 400 франков, для этого художника она стала шагом в мир серьезных цен.

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Krasnyie_vinogradniki_v_Arle/

Искусство, каким вы его еще не видели

#1

Винсент Ван Гог

Красные виноградники в Арле

#2

#11

Винсент Ван Гог переехал в город Арль на юге Франции в феврале 1888 года, устав от Парижа и решив поправить здоровье, и находился там до мая 1889-го. В Арле за год с небольшим он написал более 200 картин.

Ван Гог любил это место и связывал с ним свое будущее: он мечтал, что Арль станет центром творческого содружества художников, где они будут вместе работать, развиваться и вдохновлять друг друга. В итоге к нему приехал только Поль Гоген — и то ненадолго: художники очень быстро поссорились.

В Арле здоровье Ван Гога стремительно ухудшалось; именно там он отрезал себе мочку уха, после чего был помещен в психиатрический госпиталь.

Долгое время считалось, что «Виноградники в Арле» — единственная картина, которую Ван Гог продал при жизни: после выставки в Брюсселе в 1890 году ее за 400 франков (значительные деньги для художника) купила художница-импрессионистка Анна Бох. Сейчас известно, что на самом деле при жизни Ван Гога были проданы несколько работ.

#3

#12

Считается, что Ван Гог видел красный виноградник во время прогулки с Полем Гогеном 4 ноября 1888 года. Вскоре он написал об этом брату Тео:

#13

«Ах, почему тебя не было с нами в воскресенье! Мы видели совершенно красный виноградник — красный, как красное вино. Издали он казался желтым, над ним — зеленое небо, вокруг — фиолетовая после дождя земля, кое-где на ней — желтые отблески заката».

#15

«Я также кончил холст с виноградником, совершенно красным и желтым с небольшими синими и фиолетовыми фигурками и желтым солнцем».

#4

#16

По тому, как Ван Гог изображает солнце, хорошо видно, чем он отличается от современников-импрессионистов. Его не интересуют эффекты света, он пишет солнце таким, каким его в реальной жизни не видит человеческий глаз: с четким диском и концентрическими лучами.

Читайте также:  Описание картины эдгара дега «танцевальный класс»

Красный, багровый, малиновый мазки напоминают всполохи пламени. Ван Гог не отображает природные зрительные эффекты, а передает эмоции.

Если принять драматическую метафору эмоционального горения, заданную солнцем и обилием красного и оранжевого цветов, то синий и фиолетовый внизу картины могут быть считаны как пепел.

#5

#17

Фигуры арлезианок на сборе винограда — символ труда как библейского служения. Любимым художником молодого Ван Гога был Жан Франсуа Милле, говоривший о себе: «Я крестьянин — и ничего больше». Ван Гог называл его «папаша Милле», много копировал и подражал ему, что чувствуется и в «Сеятеле», и в «Едоках картофеля», и в «Красных виноградниках в Арле».

#6

#18

Женщина — это, скорее всего, мадам Жину. Мари Жину и ее супруг Жозеф были владельцами кафе Café de la Gare, у них Ван Гог снимал жилье в 1888 году.

После прибытия Гогена в Арль супруги Жину подружились с художниками — и оба они написали портреты мадам Жину и интерьеры кафе; вангоговская серия из шести картин получила название «Арлезианки».

На этих картинах мадам Жину изображена в белом платке — так же, как и на «Красных виноградниках».

#7

#19

Фигура женщины с зонтиком может иметь японское происхождение: Ван Гог увлекался японской гравюрой, а на них часто можно видеть зонтики от солнца. В письме брату Тео он, подчеркивая влияние японского искусства на импрессионистов, говорил, что едет в Арль, так как Юг Франции является своеобразным солнечным эквивалентом Японии.

#8

#20

Высокая линия горизонта — характерная черта позднего Ван Гога; иногда ее связывают с влиянием японского искусства. Собственно, это видно не только в «Красных виноградниках», но и в «Море в Сен-Мари» и в «Пейзаже в Овере».

#25

Винсент Ван Гог. Море в Сен-Мари. 1888 год 
ГМИИ им. А.С. Пушкина

#26

Винсент Ван Гог. Пейзаж в Овере после дождя. 1890 год
ГМИИ им. А.С. Пушкина

#9

#21

Свою картину с красным виноградником в Арле создал и Поль Гоген. Ван Гог писал про друга:

#22

«Сейчас он пишет женщин на винограднике — целиком по памяти; если он не испортит или не оставит вещь незаконченной, получится очень красиво и оригинально».

#23

И действительно, Гоген, завершив работу, счел ее второй лучшей в своем творчестве. Художник интерпретировал эту сцену философски, через идею о тщете и страдании: «Сбор урожая в Арле» Гогена имеет второе заглавие — «Несчастье человеческое». Впоследствии фигура сидящей согбенной женщины, обозначающей горе, появится и на других работах художника.

#10

#24

В отличие от Гогена, Ван Гог вообще писал свои пейзажи довольно быстро, поэтому они имеют этюдный характер. Это, кстати, была одна из причин его ссоры с Гогеном, которому нужно было обстоятельно сесть, поставить мольберт, прогрунтовать холст и тщательно работать.

Ван Гог же иногда даже работал пальцами, набирая ими краску прямо из тюбиков; отсюда же — области чистого холста, не покрытые краской.

У него не было идеи «соблюсти технологию» и закрыть краской всю плоскость картины — он просто изображал все, что хотел, а если после этого на холсте оставались пустые, незакрашенные места, то художника это не сильно беспокоило.

Источник: https://ar.culture.ru/ru/subject/krasnye-vinogradniki-v-arle

Как устроены «Красные виноградники в Арле» Винсента Ван Гога

?Вадим Алешин (vakin) wrote,
2017-10-06 14:15:00Вадим Алешин
vakin
2017-10-06 14:15:00
Винсент ван Гог. Красные виноградники в Арле. 1888Холст, масло. 75 × 93 см

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва, Россия. Викисклад

Город АрльВинсент Ван Гог переехал в город Арль на юге Франции в феврале 1888 года, устав от Парижа и решив поправить здоровье, и находился там до мая 1889-го. В Арле за год с небольшим он написал более 200 картин. Ван Гог любил это место и связывал с ним свое будущее: он мечтал, что Арль станет центром творческого содружества художников, где они будут вместе работать, развиваться и вдохновлять друг друга. В итоге к нему приехал только Поль Гоген — и то ненадолго: художники очень быстро поссорились. В Арле здоровье Ван Гога стремительно ухудшалось; именно там он отрезал себе мочку уха, после чего был помещен в психиатрический госпиталь.Долгое время считалось, что «Виноградники в Арле» — единственная картина, которую Ван Гог продал при жизни: после выставки в Брюсселе в 1890 году ее за 400 франков (значительные деньги для художника) купила художница-импрессионистка Анна Бох. Сейчас известно, что на самом деле при жизни Ван Гога были проданы несколько работ.
Винсент Ван Гог. Вид Арля с цветущими деревьями. Апрель 1889 годаVan Gogh MuseumВинсент Ван Гог. Желтый дом. Сентябрь 1888 годаДом на площади Ламартин, в котором жил художник.Van Gogh MuseumВинсент Ван Гог. Зимний пейзаж с видом Арля. 1888 годWikimedia CommonsВинсент Ван Гог. Поле с ирисами у Арля. Май 1888 годаVan Gogh Museumинсент Ван Гог. Вид на Арль с пшеничного поля. Июнь 1888 года

Wikimedia Commons

Красный виноградник

Считается, что Ван Гог видел красный виноградник во время прогулки с Полем Гогеном 4 ноября 1888 года. Вскоре он написал об этом брату Тео: «Ах, почему тебя не было с нами в воскресенье! Мы видели совершенно красный виноградник — красный, как красное вино.

Издали он казался желтым, над ним — зеленое небо, вокруг — фиолетовая после дождя земля, кое-где на ней — желтые отблески заката». Позднее он писал: «Я также кончил холст с виноградником, совершенно красным и желтым с небольшими синими и фиолетовыми фигурками и желтым солнцем».

Солнце

По тому, как Ван Гог изображает солнце, хорошо видно, чем он отличается от современников-импрессионистов. Его не интересуют эффекты света, он пишет солнце таким, каким его в реальной жизни не видит человеческий глаз: с четким диском и концентрическими лучами.

Красный, багровый, малиновый мазки напоминают всполохи пламени. Ван Гог не отображает природные зрительные эффекты, а передает эмоции.

Если принять драматическую метафору эмоционального горения, заданную солнцем и обилием красного и оранжевого цветов, то синий и фиолетовый внизу картины могут быть считаны как пепел.

Фигуры на сборе винограда

Фигуры арлезианок на сборе винограда — символ труда как библейского служения. Любимым художником молодого Ван Гога был Жан Франсуа Милле, говоривший о себе: «Я крестьянин — и ничего больше».

Ван Гог называл его «папаша Милле», много копировал и подражал ему, что чувствуется и в «Сеятеле», и в «Едоках картофеля», и в «Красных виноградниках в Арле».
Жан Франсуа Милле. Сборщицы колосьев.

1857 год
RMN — Grand Palais / Musée d'Orsay / Jean Schormans

Фигура справа

Женщина — это, скорее всего, мадам Жину. Мари Жину и ее супруг Жозеф были владельцами кафе Café de la Gare, у них Ван Гог снимал жилье в 1888 году. После прибытия Гогена в Арль супруги Жину подружились с художниками — и оба они написали портреты мадам Жину и интерьеры кафе; вангоговская серия из шести картин получила название «Арлезианки».

На этих картинах мадам Жину изображена в белом платке — так же, как и на «Красных виноградниках».
Винсент Ван Гог. Из серии «Арлезианки». 1888–1889 годыMetropolitan Museum of ArtВинсент Ван Гог. Из серии «Арлезианки». 1890 годВинсент Ван Гог. Из серии «Арлезианки». 1890 годMusée d’Orsay / Wikimedia CommonsВинсент Ван Гог. Из серии «Арлезианки».

1890 год

Museu de Arte de São Paulo / Wikimedia Commons

Женщина с зонтиком

Фигура женщины с зонтиком может иметь японское происхождение: Ван Гог увлекался японской гравюрой, а на них часто можно видеть зонтики от солнца. В письме брату Тео он, подчеркивая влияние японского искусства на импрессионистов, говорил, что едет в Арль, так как Юг Франции является своеобразным солнечным эквивалентом Японии.

Горизонт

Высокая линия горизонта — характерная черта позднего Ван Гога; иногда ее связывают с влиянием японского искусства. Собственно, это видно не только в «Красных виноградниках», но и в «Море в Сен-Мари» и в «Пейзаже в Овере».
Утагава Хиросигэ. Вид реки Оигава. 1855 годVan Gogh MuseumУтагава Хиросигэ.

Внезапный дождь над мостом Син-Охаси на реке Атака. 1857 годVan Gogh MuseumУтагава Хиросигэ. Вид на горы вокруг Камакуры. 1855 годVan Gogh MuseumУтагава Кунисада. Во время отлива. 1855 годVan Gogh MuseumУтагава Кунисада. Развлечения у побережья. 1858 годVan Gogh MuseumУтагава Кунисада. Ирисовый сад в Хорикири.

1857 год

Van Gogh Museum

Виноградники и Поль Гоген

Свою картину с красным виноградником в Арле создал и Поль Гоген. Ван Гог писал про друга: «Сейчас он пишет женщин на винограднике — целиком по памяти; если он не испортит или не оставит вещь незаконченной, получится очень красиво и оригинально». И действительно, Гоген, завершив работу, счел ее второй лучшей в своем творчестве.

Художник интерпретировал эту сцену философски, через идею о тщете и страдании: «Сбор урожая в Арле» Гогена имеет второе заглавие — «Несчастье человеческое». Впоследствии фигура сидящей согбенной женщины, обозначающей горе, появится и на других работах художника.
Поль Гоген. Сбор урожая в Арле.

1888 год
Ordrupgaard

Густые мазки пальцами и области чистого холста

В отличие от Гогена, Ван Гог вообще писал свои пейзажи довольно быстро, поэтому они имеют этюдный характер. Это, кстати, была одна из причин его ссоры с Гогеном, которому нужно было обстоятельно сесть, поставить мольберт, прогрунтовать холст и тщательно работать.

Ван Гог же иногда даже работал пальцами, набирая ими краску прямо из тюбиков; отсюда же — области чистого холста, не покрытые краской.

У него не было идеи «соблюсти технологию» и закрыть краской всю плоскость картины — он просто изображал все, что хотел, а если после этого на холсте оставались пустые, незакрашенные места, то художника это не сильно беспокоило.

Источник — Arzamas

Источник: https://vakin.livejournal.com/2020445.html

Винсент Ван Гог Красные виноградники в Арле. Монмажор: Описание произведения

Долгое время считалось, что картина «Красные виноградники в Арле», которую Ван Гог написал осенью 1888 года, была единственной работой художника, проданной при его жизни.

Однако за последние несколько лет было обнаружено несколько документальных свидетельств того, что Винсент не был таким уж неудачливым и непризнанным, каким его принято изображать.

Согласно информации с официального сайта Музея Ван Гога в Амстердаме, первым покупателем Винсента был его дядя Кор, который заказал племяннику 19 работ с видами Гааги, чтобы поспособствовать его карьере.

Вряд ли это можно назвать удачными сделками, но Ван Гогу нередко удавалось обменивать свои картины и рисунки на еду и краски. Кроме того, художник продал несколько работ Папаше Танги – владельцу художественной лавки в Париже и большому ценителю искусства. А позже Тео продал одну картину (предположительно, автопортрет) Винсента в лондонскую галерею.

Но вернемся к «Красным виноградникам». На момент создания этой картины Ван Гог уже жил в Арле не один – к нему присоединился Поль Гоген. И в этой работе, как и во многих других, написанных в тот же период, заметно влияние художественных методов «старшего товарища» Винсента.

Художник выразил на полотне все свое восхищение осенними природными красками, когда яркая зелень сменяется более мягкими рыжими, красными и желтыми тонами, и поймал отражение клонящегося к закату солнца в речной воде.

Гоген, к слову, написал свою версию «Сбора винограда», поместив на передний план девушку, отдыхающую от работы, и нарядив сборщиц в традиционные бретонские костюмы.

В 1890 году «Красные виноградники в Арле» представили публике на выставке «Двадцатки» в Брюсселе.

Здесь работы Винсента, занявшие место рядом с картинами Сезанна, Ренуара, Тулуз-Лотрека и Синьяка, лишили дара речи консервативных критиков и привели в восторг авангардистов.

Надо сказать, что на тот момент имя Ван Гога уже было у всех на устах в Париже благодаря статье художественного критика Альбера Орье в газете «Меркюр де Франс», полной восторгов и дифирамбов.

«Красные виноградники в Арле» купила на выставке «Двадцатки» за 400 франков бельгийская импрессионистка и коллекционер Анна Бош. Винсент был дружен с ее братом Эженом, с которым познакомился в Арле летом 1888 года и написал его портрет.

В 1906 году Анна Бош продала полотно за 10000 франков, и в том же году его приобрел московский коллекционер Сергей Щукин.

Спустя 12 лет галерея Щукина была национализирована, а в 1948-м его коллекцию разделили между Эрмитажем и ГМИИ, и «Красные виноградники» оказались в московском музее.

Источник: https://artchive.ru/artists/739~Vinsent_Van_Gog/works/331095~Krasnye_vinogradniki_v_Arle_Monmazhor

Винсент Ван Гог, «Красные виноградники в Арле» :

Винсент Ван Гог – прославленный гений, который творил в стиле постимпрессионизма. Каждая его картина многослойна, полна тайн и несбывшихся надежд. Яркость красок живописной работы «Красные виноградники в Арле» навеяны пребыванием Ван Гога на юге Прованса, где прошел самый активный период его творчества.

О художнике

Жизнь талантливого художника полна мистических тайн. Срок его в этом мире был ограничен типичным для гениев временем – тридцатью семью годами, из которых творил Ван Гог всего десять.

Существует гипотеза, что писал голландский живописец под влиянием безумия. Да и как иначе можно объяснить, что за ничтожно малый срок из дилетанта он превратился в необычайно плодотворного художника, который творил шедевры.

Его работа «Красные виноградники в Арле» произвела настоящий фурор в мире живописи.

Жизнь гения оборвалась в конце июля 1890 года. Воспользовавшись револьвером, Винсент Ван Гог покончил с собой.

История творения

Обосновавшись с февраля 1888 года в небольшом городке Арле на юго-востоке Франции, Ван Гог грезил об основании поселения художников. Идея, вдохновившая его на переезд, закончилась бурной размолвкой с французом Полем Гогеном. В итоге загадочного конфликта он потерял мочку уха.

Возможно, это произошло в результате психического расстройства Ван Гога. Два месяца, проведенные живописцем среди южных пейзажей, вдохновили мастера на создание картины «Красные виноградники в Арле».

Описание эмоций, навеянных прогулкой, предшествующей работе над этим полотном, встречается в письмах Винсента своему брату Тео.

Описание

Гармония сочных красок искусно передана художником в гениальной картине «Красные виноградники в Арле». Яркое солнце, отражаясь слепящей полосой в небольшой реке, клонится к горизонту.

Закат окрашивает листву на переднем плане багровым заревом. Фигуры женщин, собирающих виноград, написаны сложными лазурными оттенками.

Характерные для работ художника четкие контуры деревьев и людей мерцают в звенящем воздухе.

Голая земля похожа на остывающий огонь, когда дрожащие всполохи пламени угасают на поверхности. Меркнут последние лучи солнечного света нежных персиковых полутонов. Симфония теплых и холодных красок удивительным образом смягчает отдельные резкие мазки. Общее впечатление от созерцания – энергия нескончаемого потока времени, единство бытия, истинная гармония.

Полотно «Красные виноградники в Арле» стало первой картиной художника, проданной при его жизни за существенное вознаграждение. Благодаря ценителю живописи Ивану Морозову это гениальное произведение можно увидеть в Государственном музее имени А. С. Пушкина.

Источник: https://www.syl.ru/article/301159/vinsent-van-gog-krasnyie-vinogradniki-v-arle

Описание и анализ картины Винсента Ван Гога «Красные виноградники в Арле»

Поиск Лекций

Сравнительный анализ картин Поля Гогена “Сбор плодов” 1899 г. и Винсента Ван Гога “Красные виноградники в Арле” 1888 г. (ГМИИ)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………. . 3

Винсент Ван Гог «Красные виноградники в Арле»…………. . . 4

Поль Гоген «Сбор плодов»……………………………………………….. …..8

Заключение………………………………………………………..15

Список источников и литературы……………………………….16

Введение

«Постимпрессионизм» – именно такой термин сформулировал в 1910 году Роджер Фрай, пытаясь подобрать подходящее для выставки название, которое охватило бы все разнообразие французской живописи конца XIX века.

[1] Сейчас это слово, родившееся в долгих и мучительных поисках, кажется идеально подходящим для определения сложившейся в тот период ситуации.

Можно даже сказать, что никакое другое понятие не представляется возможным, так как все творившие в тот период художники настолько индивидуальны и самобытны, что единственная общая для них черта – это факт того, что все они создавали свои произведения после импрессионизма и находились под значительным влиянием этого течения.

Разумеется, наиболее талантливые из художников сумели преодолеть привязанность к импрессионизму и создали свои собственные художественные миры, наполненные неповторимыми образами и идеями.

Среди тех, кому это бесспорно удалось, находятся Поль Гоген и Винсент Ван Гог. Этих художников можно назвать ярчайшими представителями постимпрессионизма; их творчество особенно сильно повлияло на развитие искусства XX века .

Об их произведениях и пойдет речь в данной работе.

Рассмотрение и сопоставление «Красных виноградников» Ван Гога со «Сбором плодов» Гогена позволит выявить основные черты, характерные для творчества каждого из художников, а также понять, каким образом они проявляются в формальном и смысловом отношении.

Кроме того, анализ произведений данных авторов интересен, поскольку они не только были знакомы, но и находились в дружеских отношениях, и, соответственно, оказывали определенное влияние друг на друга, что, впрочем, не помешало каждому из них остаться самим собой.

Данная работа – это попытка узнать, что представляют собой два столь близких и, в то же время, очень далеких мира – мир Винсента Ван Гога и мир Поля Гогена.

Описание и анализ картины Винсента Ван Гога «Красные виноградники в Арле»

Картина «Красные виноградники в Арле», как становится ясно уже из названия, была написана Винсентом Ван Гогом во время арльского периода, который стал для художника наиболее важным и плодотворным.

Ван Гог прожил в Арле чуть более года, и за это недолгое время он окончательно вышел из-под влияния импрессионистов, а его неповторимый индивидуальный стиль укрепился и расцвел во всей своей силе. К этому периоду относятся 190 картин и 108 сохранившихся рисунков. В это время тяга Ван Гога к творчеству была поистине непреодолимой.

В письме к своему брату Тео он говорил: «В жизни, да и в живописи я могу обойтись без Бога, но я, как человек, который страдает, не могу обойтись без чего-то большего, без того, что составляет мою жизнь, — возможности творить».[2]

Живя в Арле, Ван Гог работал без устали, создавая порой по нескольку картин за день, причем каждая из них наполнена необычайной энергией художника, каждая отражает его глубокую и напряженную внутреннюю жизнь.

В ноябре 1888 года, когда и были написаны «Виноградники», Винсент испытывал состояние душевного подъема: он был очарован арльской природой, ставшей неиссякающим источником для его полотен; надежды Ван Гога на создание мастерской художников подкрепились недавним приездом Гогена.

Раздоры еще не омрачали их жизнь, и до трагедии было далеко. В таких условиях была создана эта картина – единственная проданная при жизни работа Ван Гога.

Смотря на эту картину, мы видим совершенно обыденный сюжет: крестьяне собирают виноград в солнечный день.

Однако буйство красок и не поддающийся логическому описанию мазок — живой, подвижный, готовый вырваться за пределы холста; а также ярчайшее солнце, лучи которого растворяются в небе и освещают все пространство картины, не дают нам усомниться в истинной глубине и нетривиальности этого произведения.

Картина была создана быстро, очень быстро. Создается впечатление, что, только лишь начав писать, художник сразу же впадал в состояние неистовой экзальтации и своеобразной истерии, пытаясь писать так же быстро, как видел.

[3] Тогда ничто уже не могло завладеть его вниманием, потревожить или помешать творить. Подобное состояние он, наверное, сохранял до тех пор, пока картина не была закончена.

Об этом свидетельствует разнонаправленность мазка и неоднородность его фактуры: на большей части полотна он практически рельефен, но, в то же время, в некоторых местах проглядывает холст.

Однако скорость не подразумевает необдуманности выполнения. Как известно из писем Ван Гога, он много времени проводил, гуляя по Арлю в поисках новых сюжетов, обращая внимания на те мотивы, в которых он находил что-то, что могло его затронуть, в чем, по его мнению, крылась внутренняя поэзия и жизнь.

«Я целиком отдаюсь сложным раздумьям, результатом которых является ряд полотен, выполненных быстро, но обдуманных заблаговременно»[4], — писал он Тео. Интересно отметить, что его «никогда не влекли знаменитые античные руины Арля и красивые церкви – места, посещаемые всеми туристами.

Он предпочитал писать вещи, знакомые ему, или простые сюжеты, красоты которых не замечали большинство туристов».[5]

Ван Гог был поистине близок к природе. Он писал: «Лично я люблю все настоящее, все подлинно возможное.

… В моих работах звучит подлинно сельская нота, и они пахнут землей» и «…Меня так интересует действительное, реально существующее, что у меня слишком мало желания и смелости, чтобы искать идеал, являющийся результатом моих абстрактных исследований. … Я безостановочно поглощаю натуру.

Я преувеличиваю, иногда изменяю мотив, но все-таки не выдумываю всю картину целиком; напротив, я нахожу ее уже готовой в самой природе».[6] Так и сюжет «Виноградников» был найден Ван Гогом в окрестностях Арля.

Рождение данной картины можно проследить по письмам Винсента к брату.

Вначале он восхищался «Если бы ты видел здешние виноградники!»[7], затем писал уже более конкретизировано: «Ах, почему тебя не было с нами в воскресенье! Мы видели совершенно красный виноградник – красный, как красное вино.

Издали он казался желтым, над ним зеленое небо, вокруг – фиолетовая после дождя земля, кое-где на ней – желтые отблески заката».[8] Два письма спустя он уже сообщает Тео о том, что завершил полотно, изображающее виноградник.[9]

Точно таким, каким описал его брату Ван Гог, видим красный арльский виноградник и мы. Пространство картины уходит вглубь по линии, образованной деревьями, окаймляющими виноградник. Эта линия постепенно переходит в линию горизонта, где изображена пара домиков, одинокое дерево и смутные очертания города. Изгиб дороги повторяет линию деревьев, уравновешивая, таким образом, композицию картины.

Условно пространство полотна можно разделить на две части: ближнюю и дальнюю. В ближней части зритель, прежде всего, видит мокрую после дождя землю, изображенную преимущественно фиолетовым цветом с вкраплениями красного, черного, грязно-зеленого, оранжевого.

Важно отметить, что художник использовал преимущественно чистые краски, не смешивая цвета заранее, – разные краски начинали взаимодействовать друг с другом уже на холсте. Исключением является лишь создание некоторых тонов при помощи белил.

Цвет был чрезвычайно важен для Ван Гога. Он писал Гогену, что хочет внушать поэтические идеи с помощью цвета.[10] Помимо этого, Винсент использовал цвет и для построения композиции.

Изменение цвета, а именно переход от красного к оранжевому в изображении виноградника, в первую очередь, отделяет передний план от заднего.

Очевидно, что во многих местах Ван Гог просто выдавливал краску на холст из тюбиков, а участие кисти было минимальным. Так, например, выполнена большая часть самого виноградника, который представляет собой неделимое взаимодействие пурпурного, винно-красного, оранжевого, коричневого, бордового, бежевого и черного цветов.

На первом плане картины, там, где еще нет виноградника, а есть лишь влажная земля, художник оставил достаточно много свободного, не заполненного фигурами пространства.

Благодаря этому, зритель, наблюдающий за происходящим на картине чуть сверху, легко может воспринять своеобразный призыв Ван Гога – приглашение проникнуть в изображенный им мир, оказаться внутри картины, почувствовать зной южного солнца и непосредственно приблизиться к крестьянам, выполняющим свою рутинную работу.

Крестьяне за работой – одна из любимых тем Ван Гога. Его сочувствие к низшим слоям общества было вызвано не жалостью, а глубокой симпатией к качествам, которые видел Винсент в простом народе.

Среди этих качеств он отмечал силу духа, искренность, любовь к труду, естественность, и, конечно, глубокую связь с землей и природой.

Вообще, «как художник, он акцентировал внимание на различных категориях тружеников, и его выбор был обоснован стремлением изображать людей в движении».[11]

И на данной картине мы видим фигуры работающих крестьян, выполненные с вниманием и интересом: ни одна поза не повторяет другую. Более того, приглядевшись, мы обнаружим, что шестеро из них образуют композиционный круг.

Он берет свое начало от крестьянки, расположенной ближе всего к зрителю, движется вглубь виноградника и затем поворачивает, причем каждый следующий крестьянин еще сильнее сгибается к земле, чем предыдущий. Круг завершается, возвращаясь туда же, где начался; и движение возобновляется, не прерываясь.

Такова цикличность тяжелого крестьянского труда, который состоит из бесконечного повторения одних и тех же движений; таково и все однообразие человеческой жизни.

Началом второй, дальней части картины можно считать то место, где виноградник становится скорее желтым, чем красным, фигурки крестьян превращаются в черные силуэты, и начинается окаймляющая линия деревьев.

На этой же прямой находится человек, едущий на повозке, и путник, идущий по дороге. Здесь колорит становится более однотонным, манера исполнения более уравновешенной, мазок – менее бурлящим и динамичным.

Спокойствие дальнего плана контрастирует с волнением ближнего.

Вся ярко-желтая часть поля однородна, направление мазков кисти – горизонтальное. Очертания деревьев с красно-коричневыми стволами и сине-зелеными кронами сформированы с помощью мазков соответствующего направления. Это типично для Ван Гога, отказавшегося от предварительного рисунка во имя большей выразительности красок и фактуры.

Дорога связывает передний и задний планы картины, но и начало, и конец ее нам неведомы — они находятся за пределами полотна. Дорога – отражение неба — написана короткими горизонтальными штрихами голубого и желтого цвета; так обычно изображают художники поверхность воды.

Ван Гог передает таким образом ощущение земли, пропитанной влагой; и поэтому дорога даже может показаться рекой. Однако идущий человек доказывает обратное.

Этот путник идет по дороге, направляясь к горизонту, где все становится менее четким и стихает, туда, где уже нет места тяжелому и кажущемуся бессмысленным труду и где Ван Гог мог видеть возможность умиротворения.

Там же находится и солнце, которое на этой картине играет значительную роль. Оно — большое, добела раскаленное, хоть и приближающееся к закату, распространяет свои яркие оранжевые лучи повсеместно.

Они растворяются в желто-зеленом, латунном небе, отражаются от мокрой земли, освещают виноградник; их отблески видны и на листве деревьев.

Благодаря этому всепоглощающему свету, картина становится теплой, несмотря на явное присутствие холодных тонов.

В целом, первоначальное смятение, которое вызывает картина, затем значительно смягчается. «Странное сочетание уравновешенности и напряженности»[12] — отличительная черта как жизни и характера, так и живописи Винсента Ван Гога, которая проявляется и на этом конкретном полотне.

Источник: https://poisk-ru.ru/s11535t8.html

Сочинение по картине Ван Гога «Красные виноградники в Арле»

Картина «Красные виноградники в Арле» была написана Ван Гогом на юге Франции в небольшом городке Арле. Это был период вдохновения, период планов и творческого подъема. К Ван Гогу приезжает Поль Гоген и они мечтают создать в Арле поселение художников, так они были поражены красотой местных пейзажей.

На картине изображен сбор винограда в аббатстве Монмажур. Этот пейзаж приобрел у автора характер притчи. Сельская местность, насыщенно красные виноградники и фигуры людей в контрастирующих цветах одежды. Справа изображена река с игрой бликов на воде.

На заднем плане телега с лошадью, на которой сидит человек, а за ними простирается желтая нива. Картина как бы разделена на две неравные части линией горизонта.

Фигуры сборщиц винограда распределены таким образом, что они образуют круг и являются центром полотна.

Но главное в картине, конечно же, цвет. Преобладают три ярких насыщенных цвета – красный, желтый и синий. Эти цвета передают эмоциональное состояние автора и имеют символическое значение.

Желтый цвет – символ тепла, радости жизни и доброты. Синий цвет, который у Ван Гога доходит почти до черного – символ отчаяния, тоски и безысходности.

Красный цвет усиливает и подчеркивает тревогу, нарастающее отчаяние, предчувствие в скором времени чего-то плохого.

Полотно выполнено в пастозной манере неровными мазками разных размеров, в присущей художнику изломанной и выразительной манере.

Эта манера и цветовой выбор превращает обычную будничную сельскую сцену в жесткую схватку человека и природы. Люди и солнце – символ жизни у художника.

Только солнце – источник жизни, постоянно присутствующий в работах автора. А жизнь людей на этой картине – тяжкий ежедневный труд.

Картина Ван Гога вызвала бурную хвалебную волну критиков. Они называли ее большой удачей художника и писали отзывы, в которых говорили о силе эмоционального напряжения в картине, об ощущении, что присутствуешь при возникновении мироздания.

Эта картина была приобретена русским коллекционером Сергеем Щукиным у бельгийской художницы Анны Бош, которая приобрела эту работу на Брюссельской выставке еще при жизни автора за четыреста франков.

После национализации частных русских коллекций эта картина сначала была выставлена в Музее нового западного искусства.

Сейчас «Красные виноградники в Арле» Ван Гога выставлена в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве.

(1 votes, average: 5.00

Источник: http://school-essay.ru/sochinenie-po-kartine-van-goga-krasnye-vinogradniki-v-arle.html

Отдел реставрации и консервации

Рентгенограммы картин Ван ГогаКартина «Красные виноградники в Арле» в инфракрасном спектре (слева) и в ультрафиолете (справа)Фрагмент оборотной стороны картины «Лодки в Сент-Мари». Среднезернистое полотно с крупными порами загрунтованное фабричным способом.

Фрагмент оборотной стороны картины «Красные виноградники в Арле». На снимке хорошо заметны следы просачивания грунтовочной массы сквозь поры холста вследствие слабой предварительной проклейки перед нанесением грунтовки.Фрагмент кромки картины Винсента ван Гога «Красные виноградники в Арле».

Грунт, нанесённый самим художником, не покрывает кромку крупнозернистого полотна.

В 2012 году в лаборатории физических методов исследования было проведено развернутое технико-технологическое исследование двух картин Винсента ван Гога (1853–1890) ­­– «Море в Сент-Мари» (Инв.

№3438) и «Красные виноградники в Арле» (Инв. №3372). Оба полотна относятся к самому плодотворному, так называемому «арльскому» периоду творчества голландского живописца. «Море в Сент-Мари» было создано в начале лета, «Красные виноградники в Арле» в конце осени 1888 года.

Исследование картин выявило как отдельные черты сходства, так и различия технических приемов ван Гога.

Сначала было проведено рентгенографическое исследование полотен методом пленочного рентгенографирования с последующим цифровым объединением полученных рентгеновских снимков в цельное изображение.

После были произведены химические исследования состава грунта и красочного слоя картин методами микроскопии отобранных с картин проб в проходящем и поляризованном свете.

Затем был изучен элементный состав на электронном микроскопе, укомплектованном энергодисперсионным спектрометром1.

«Море в Сент-Мари» написано ван Гогом на небольшом (44,5×54,5) холсте, загрунтованном фабричным способом. Тип плетения полотна, его плотность (12×12 нитей по основе и утку в 1 см2) характерны для многих произведений импрессионистов из собрания Музея. Вероятнее всего мастер использовал растянутый на подрамнике холст «стандартного» формата, приобретенный в одной из лавок для художников.

Холст покрыт грунтовочной краской, состоящей из мела и свинцовых белил, что было характерно для живописных холстов фабричного производства во второй – последней трети XIX века. Рентгенографирование картины выявило, что она была написана ван Гогом за один сеанс, без последующих правок и изменений.

Кроме мазков на отдельных участках живописи мастер пользовался черенком кисти, создавая углубленные линии рисунка в непросохшей краске. Таким способом, в частности, он изобразил мачты парусных лодок.

Рентгенограмма картины прекрасно отражает характер авторской манеры художника, порывистой и стремительной, с чередованием тонких и широких фактурных мазков неразбавленных растворителем красок, в некоторых местах нанесенных непосредственно из тюбика.

Картина «Красные виноградники в Арле» (холст, масло, 74×91,5) написана на грубозернистом, подобном мешковине, холсте (плотность плетения – 6×6 нитей в 1 см2). Такой же холст обнаружен в картине Поля Гогена «Кафе в Арле» 1888 года (Инв.

№3367), созданной во время его совместной работы в Арле с ван Гогом. Кромки картины «Красные виноградники в Арле» не покрыты слоем грунтовки, что позволяет предположить, что холст был загрунтован самим художником.

В составе грунта обнаружены баритовые белила, мел с небольшой примесью силиката. В данном случае холст был загрунтован самим художником. В отличие от картины «Море в Сент-Мари» полотно «Красные виноградники в Арле» написано в несколько сеансов.

На многих участках рентгенограммы хорошо видны мазки краски, нанесенные по непросохшему нижнему слою живописи.

Исследование пигментов красочного слоя

Химические исследования картин «Море в Сент-Мари» и «Красные виноградники в Арле» выявили привычку ван Гога писать чистыми красками, смешивая их на палитре только со свинцовыми белилами. Однако в основном художник использовал не смешанную краску, которую брал с палитры лишь для нее предназначенной кистью.

Отдельные цвета, например фиолетовый, он получал путем смешения искусственного ультрамарина и красного органического пигмента.

Согласно данным микрорентгеноспектрального анализа проб, отобранных с картины «Море в Сент-Мари», ван Гог использовал всего семь красок, широко распространенных с середины XIX века: свинцовые белила, синий кобальт, берлинская лазурь, искусственная киноварь (французский вермильон) швейнфуртская зелень, желтый и оранжевый хром2.

Подпись в нижнем правом углу была нанесена по непросохшей живописи красной краской органического происхождения. Берлинская лазурь, имеющая интенсивно синий цвет, использована вместо черной краски. В частности ею написана фигура лодочника, нанесены отдельные мазки в изображении морских волн.

В изображении неба использованы свинцовые белила и синий кобальт. Морские волны написаны смесями белил со швейнфуртской зеленью, синим кобальтом и желтым хромом. Оранжевые, красные и ярко-зеленые детали лодок написаны мазками оранжевого хрома, киновари и швейнфуртской зелени.

При написании картины «Красные виноградники в Арле» Винсент ван Гог использовал более широкую палитру – свинцовые белила, свинцовый сурик, цинковая желтая, искусственная киноварь, зеленый хромовый пигмент изумрудного оттенка (гидрат окиси хрома Cr2O(OH)4), швейнфуртскую зелень, берлинскую лазурь, искусственный ультрамарин, красный органический пигмент.

Кроме того в живописных слоях полотна обнаружены примеси красной охры и жженой кости. Виноградник написан киноварью, суриком, баритовым желтым, красным органическим и зеленым хромом, фигуры собирательниц – ультрамарином и жженой костью, деревья на дальнем плане – смесями швейнфуртской зелени и берлинской лазури со свинцовыми белилами.

В изображении неба художник использовал свинцовые белила и цинковую желтую.

1. Исследования произведены в Научно-исследовательской лаборатории Минералогического музея им. А.Е. Ферсмана РАН совместно с экспертом-технологом А.В. Васильевой и научными сотрудниками Л.А. Паутовым и А.А. Агахановым.

2. Roy Ashok. Monet and the nineteenth century palette. National Gallery. Technical Bulletin. Vol. 5. 1981. P. 22–25. Roy Ashok. The Palette of Three Impressionist Painting. National Gallery. Technical Bulletin. Vol. 9. 1985. P.12–20.

Источник: http://www.museumconservation.ru/data/works/technical_investigations_van_gogh/index.php

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector