Описание картины юрия волкова «раненый»

Картина В.В. Верещагина «Смертельно раненый»

Есть что добавить?Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Разное / Картины / Картина В.В. Верещагина «Смертельно раненый»

  Скачать сочинение
Тип: Сочинение по картине

    Борясь через искусство с бесчеловечностью войны, сам В.В. Верещагин погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца “Петропавловск” в 1904г. Изображая войну, художник показал, как пороховой дым закрывает солнце, как недоступна штурмуемая крепость, как тяжело будет ее взять, как гибнут русские люди…     Творчество Верещагина всегда поражало современников.

Его картины рассказывали русским зрителям о далёких таинственных странах, их народах и обычаях. Отказавшись от привычного парадного изображения войны, Верещагин поведал людям правду об ужасах кровавых военных будней. Можно сказать, что на своих батальных полотнах художник предсказал собственную судьбу.     Картина «Смертельно раненный» показывает военное сражение.

При первом же взгляде на полотно появляется ощущение бессмысленности войны. Солдаты гибнут за непонятные им идеи, пули со свистом проносятся над головами бойцов, неприступная стена пугает своей высотой и безразличием. Раненный человек, истекающий кровью, бежит прочь от этого безумия, бросая ружье и уже погибших товарищей.

И только солнце, лучами которого освещена вся картина, своим ярким светом дает надежду на то, что война рано или поздно закончится.     Композиционно художник показывает, что является самым важным на войне: это фигура солдата, отдающего свою жизнь. Стена, оружие, погибшие люди – все это на втором плане. Главное – человеческая жизнь, самое ценное, что у нас есть.

    Автор картины хотел сказать зрителю, что он не видит смысла в войне и не понимает, почему гибнут люди.

    Несмотря на трагичность изображаемых событий, Верещагин использует светлые, мягкие тона. Эти цвета доказывают, что в мире, кроме войны, есть много хорошего. Человекоубийству нет места на Земле, среди солнечных лучей и синего неба.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Разное / Картины / Картина В.В. Верещагина «Смертельно раненый»

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00083701184864217600

«Военный подвиг моряков в живописи»

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Кронштадтский морской кадетский корпус Министерства обороны Российской Федерации»

(г. Санкт-Петербург, г. Кронштадт, 197760,

ул. Зосимова, д. 15. т. 311-04-63)

Научно-практическая конференция «Ушаковские чтения»

среди обучающихся довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации

Тема работы: «Военный подвиг моряков в живописи»

Выполнила:  ученица 7 класса

Однороб Светлана

ГБОУСОШ№400

имени Александра Невского

Колпинского района

Санкт-Петербурга

Руководитель: Макарова Юлия Аркадьевна

учитель начальных классов, учитель ИЗО

ГБОУСОШ№400

имени Александра Невского

Кронштадт 2015

Оглавление

I Введение

II Основная часть

  1. 1. А.А. Дейнека «Оборона Севастополя»
  1. 2. Волков Ю. «Подвиг пяти черноморцев»
  1. 3. П.Т. Мальцев  «Подвиг старшего краснофлотца  Ивана Голубца»

III Заключение;

IV Список использованной литературы

V Приложение

I Введение

           Великая Отечественная война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю советского народа. Её тяжести и кровопролития оставили огромный отпечаток в сознании людей и имели тяжелые последствия для жизни целого поколения.

2015 год – год 70-летия Победы советского народа над фашистскими захватчиками. Об этой страшной войне, унесших жизни миллионов людей написано много книг. Но свой проект я хочу посвятить подвигу моряков-героев в живописи.

II Основная часть.

  1. А.А.Дейнека «Оборона Севастополя»

        «Оборона Севастополя» (1942 год) — одна из наиболее знаменитых картин А.А.Дайнеки. Картина, написанная в Москве, в настоящее время находится в Русском музее в С-Петербурге.

Импульсом к созданию картины послужили фотографии разрушенного Севастополя, которые Дейнека увидел в начале 1942 года. Замысел картины родился у художника при просмотре своих материалов, альбомов и рисунков по Севастополю, где пришлось много работать до войны.

Зимой 1942 года Дейнека привез из фронтовых поездок многочисленные зарисовки, которые были использованы в работе.

Но этого было недостаточно: мастер делал в пластилине скульптурные наброски, раз за разом, проверяя правильность ракурсов, писал обнаженную натуру, чтобы избежать неточностей.

Можно предположить, какое время изображено на картине. Исходя их исторических данных, первым штурмом Севастополя принято считать попытки немецких войск с ходу захватить город в течение 30 октября – 21 ноября 1941 года.

С 30 октября по 11 ноября велись бои на дальних подступах к Севастополю, со 2 ноября начались атаки внешнего рубежа обороны крепости.

Сухопутных частей в городе не оставалось, защита осуществлялась силами морской пехоты Черноморского флота, береговыми батареями, отдельными (учебными, артиллерийскими, зенитными) подразделениями при огневой поддержке кораблей.

Может быть, именно такое сражение и не развертывалось на набережной Севастополя, но были сотни ему подобных. Художник создал монументально-эпическое полотно, сумев обобщить в нем героику великой войны: на картине запечатлен скорбный и величественный подвиг морских пехотинцев, отдавших свою жизнь при обороне Севастополя.

…На городской набережной идет ожесточенный бой. Советские моряки преграждают путь врагу. Вдали – разрушенные дома, кругом огонь. На первом плане в полный рост изображен раненый матрос, бросающий связку гранат.

Лицо его напряжено, ноги широко расставлены, руки резко отведены в сторону. В позе матроса чувствуется самоотверженность, неприступность и готовность остановить врага.

Мы как будто чувствуем его частое дыхание и напряженность.

Достигая достоверности изображаемого, Дейнека сдвинул фигуру пехотинца в левый угол картины и оставил перед ней пространство, необходимое для полета связки гранат. Величественная фигура матроса в последнем отчаянном броске придает динамику и драматизм всей композиции. Автор умело показывает весь напор надвигающихся немцев, используя композиционный прием — торчащие справа штыки от винтовок.

Фашиста, лежащего замертво у ног моряка, мастер специально изображает несоразмерно маленьким по отношению к главному герою картины, говоря тем самым, как слаб и беспомощен враг перед нашей армией. Дейнека рисует на дальнем плане бегущих матросов. Люди в движении – излюбленная тема для живописца.

По мере удаления матросов от переднего плана их действия достигают наибольшей агрессивности: сначала моряки бегут, затем замахиваются на врага, после вступают с ним в бой. Бойцы бегут рядами, загораживая друг друга, выстраивая, таким образом, цепь. Этот прием придает сверхдинамику данному сюжету.

Рассмотрим колорит картины. Красный цвет неба — самый яркий — контрастирует с белым цветом формы морских пехотинцев и ярко освещенных бетонных развалин, выделяя их еще сильнее. По цвету моря, отражающего всю лазурь ясного неба, понятно, что на полотне изображен день.

Но ясного неба на картине нет, а весь горизонт пропитан копотью и дымом. Можно предположить, что над происходящей драматической схваткой добра со злом есть еще живой небесный свод, который позволяет падать солнечным лучам на солдат в правой части холста.

Этот свет подчеркивает движения людей, делая складки на одежде контрастнее, падая на лица, помогает сильнее передать эмоции матросов.

На мой взгляд, художник специально скрывает от нас чистое небо, но одновременно дает понять, что оно еще живет среди взрывов снарядов, среди огня и черного дыма, ассоциирует его с надеждой, которая умрет только тогда, когда последний солдат сделает свой последний вздох.

В картине не чувствуется временных границ. Когда рассматриваешь ее, то невольно становишься участником тех героических событий. Действия в картине происходят настолько быстро, что невольно оживляешь и додумываешь сюжет, представляя, как вражеский самолет совершает дугу и улетает, сбрасывая массивные бомбы на город, как матросы с криками и топотом бросаются в рукопашный бой.

Еще раз хочется подчеркнуть, что картина А.А. Дейнеки – не документальное воспроизведение боевого эпизода, а символическое изображение столкновения двух непримиримых сил: богатырских фигур советских моряков в белоснежных одеждах с надвигающейся темно-серой, почти безликой массой захватчиков.

Катрина «Оборона Севастополя» изображает не падение города, а отвагу людей, которые побеждают или умирают. Автор показал жертвенность русского бойца, его смелость, отвагу и любовь к родине. Такого человека нельзя сломить. Эта мысль, воплощенная в яркой образной форме, прозвучала в самый грозный год войны, вселяя уверенность в грядущей победе.

Для советских людей и всего мира Севастополь стал символом мужества, твердости духа, безграничной любви к Родине. Всему миру стало ясно, что народ, защищающий свою землю с такой отвагой и самопожертвованием, не может быть побежден!!!

  1. Волков Ю. «Подвиг пяти черноморцев»

Особый успех выпал на долю картины Юрия Волкова “Подвиг пяти черноморцев”. Огромное полотно впечатляет зрителя суровой правдой о войне. Эмоционально и документально точно художник изображает кульминационный момент боя, когда ценой своей жизни моряки защищали каждый метр севастопольской земли от наступающих фашистов.

Глядя на картину, мы видим, что бой длится уже много часов. Трое матросов тяжело ранены, один – убит. Живые, помогая друг другу, продолжают мужественно отбивать новую атаку танков.

Лица, фигуры героев силуэтно выделены на фоне огня. Зритель долго не может оторвать взгляд от них, поэтому не сразу видит пятого матроса, который, взяв бутылку с зажигательной смесью, ползет под фашистский танк, чтобы взорвать его и погибнуть. Художник не идеализирует героев.

Он талантливо пишет своих современников, людей сильных духом, но внешне совершенно обычных, показывает их усталость, наспех перевязанные раны, испачканные землей окровавленные повязки, разорванную одежду. Эмоциональное воздействие на зрителя усиливает и батальный пейзаж.

За склонёнными над пулемётами матросами виден горящий немецкий танк, огненная река течет от него, заливая каменистую почву. Земля побурела от огня и тлеет. На втором плане полотна – небо, все в дыму от взрывов.

Рассматривая картину, зритель понимает, что матросы погибнут, но в этот день враг будет остановлен. Картина производит сильное впечатление не только замыслом и сюжетом, но и техникой живописи: люди, огонь, дым, небо – всё в ней изображено рукой мастера. Правда написана она была на двух  сшитых  простынях, большого холста у художника ещё не было.

Тяжела была война,Но закончилась она.Флот и армия родная,Авиация морская, И морские пехотинцы – Вот кем Родина гордится!Мы героев тех, что жизни,Отдавали за Отчизну,Не забудем никогда,

Ими Родина горда!

  1. П.Т. Мальцев  «Подвиг старшего краснофлотца  Ивана Голубца»

Когда  впервые я увидела репродукцию П.Т.Мальцева «Подвиг старшего краснофлотца Ивана Голубца» меня поразило буйство красок и динамика картины. Мне захотелось подробно ее рассмотреть, появилось желание узнать о герое картины и его подвиге. Оказалось, что изображенный на полотне матрос, спасающий горящий катер, краснофлотец Иван Голубец.

Когда началась оборона Севастополя, катер на котором нёс службу старший матрос рулевой Голубец, входил в Севастопольский гарнизон. Манёвренные боевые корабли охраняли выходы из бухт: катера были первыми, кто встречал прорывающиеся к осаждённому городу транспорты, и последними, кто провожал их, увозящих из крепости раненых, женщин и детей.

Весну 1942 года Севастополь встретил, находясь уже в глубоком тылу. 25 марта рулевой сторожевого катера «СК-0183», дислоцировавшегося в Стрелецкой бухте, был послан по служебному заданию на берег. В это время противник начал обстрел бухты дальнобойной артиллерией, укрытой в районе Мекензиевых гор.

Возле кораблей стали рваться снаряды, в воздухе засвистел горячий металл. В результате близкого попадания был повреждён стоявший у пирса катер-охотник «СК-0121»: борт пробили осколки, загорелся моторный отсек.

Присутствовавшие на корабле члены команды почти ликвидировали огонь, когда рядом, почти в том же месте, что бывает крайне редко, взорвался еще один снаряд.

Его осколки попали в цистерну с топливом и на корабле начался обширный пожар – горел бензин, который было невозможно потушить стандартными средствами. Пламя охватило корабль, команда была оттеснена на нос и получила приказ прыгать в воду.

Тем временем все силы были брошены на тушение катера с берега. Ведь охотник был снаряжён к походу, на его борту находился запас мощных глубинных бомб, каждая по 160 кг весом.

Это оружие обладает страшной разрушительной силой, рассчитанное на уничтожение крепких стальных корпусов подлодок сквозь многометровую толщу воды. Детонировав на воздухе, глубинные бомбы могли бы уничтожить не только все корабли, находящиеся в бухте, но даже склады, мастерские и причалы.

Катер даже пытались потопить противотанковыми гранатами, но безуспешно, ведь бросать их нужно было так, чтобы не спровоцировать взрыва больших бомб.

Казалось, выхода не было, но тут появился решительный краснофлотец – Иван Голубец и сделал то, что никто бы ему не приказал. На бегу он застегнул бушлат, надвинул на глаза зимнюю шапку и через железную баржу, рядом с которой был пришвартован горящий охотник, по горящим сходням устремился в самый огонь – на корму, где крепился опасный груз.

Будучи опытным военным моряком, Иван знал, что в первую очередь необходимо сбросить в воду глубинные бомбы. Но рычаги сбрасывающих устройств заклинило, и краснофлотец принялся вручную скатывать за борт начинённые взрывчаткой бочки.

По рассказам очевидцев, чёрный дым от горящего топлива скрыл моряка и с берега только по всплеску бомб знали, что тот жив и продолжает свою работу. Дорога была каждая секунда, и Иван Голубец лихорадочно сбрасывал одну бомбу за другой. Огонь бушевал вокруг него, на краснофлотце уже тлела одежда, но он не обращал на это внимания.

Все большие бомбы уже были сброшены за борт и оставались только две мелкие, когда пламя охватило стеллаж. Иван Голубец ушел бросить за борт еще одну бомбу предпоследнюю и нагнулся, чтобы схватить последнюю, когда раздался взрыв. Столб воды взметнулся у причала. И когда ветер отнес дым в сторону, на поверхность моря всплыли обломки катера.

Читайте также:  Описание картины аполлинария васнецова «расцвет кремля. всехсвятский мост и кремль в конце xvii века»

Герой-таганрожец погиб, но ценой своей жизни он спас все катера и корабли, стоявшие в бухте, и людей, находившихся па них.

…На холме у Стрелецкой бухты в Севастополе воздвигнут памятник Герою Советского Союза, старшему краснофлотцу Ивану Голубец. Белый высокий обелиск, облицованный мрамором, стоит па высоком берегу Черного моря. Его украшают барельефы Золотой Звезды, ордена Ленина, ордена Отечественной войны и медалей, которыми был награжден Иван Голубец. На мраморе высечен портрет краснофлотца и

слова: «Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу и независимость пашей Родины.

Каждый         год в День Военно-Морского флота черноморские моряки приходят к памятнику, чтобы почтить память своего бесстрашного товарища и дать клятву любить и защищать Родину так, как любил и защищал Иван Голубец.

III Заключение

Боль о погибших – это боль нашего народа. И стереть из памяти все, что было на войне, нельзя, так как «Это нужно не мертвым, это нужно живым», то есть всем нам, и молодежи в том числе.

IV Список использованной литературы

  • И. Л. Маца, А. Дейнека, М., 1959; [Г. Л. Демосфенова], Журнальная графика Дейнеки. 1920 — начало 1930 гг., М., 1979;
  • В. П. Сысоев, А. Дейнека. Альбом, Л., 1982. Сысоев В. П. «Александр Дейнека» в 2-х томах. М., 1982;
  • Н. А. Ионова «100 великих картин», издательство «Вече»,2002 год.
  • http://sevastopol-ua.info/Ivan-Golubec.php
  • http://drittereich.info/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=2734&start=30&postdays=0&postorder=asc&highlight=
  •  http://www.grekovstudio.ru/artists/old/84/
  • http://artlibrary.ru/article/2978

Приложение 1

Юрий Васильевич Волков
«Подвиг пяти черноморцев»

Приложение  2

Александр Александрович Дейнека
«Оборона Севастополя». 1942 год

Приложение 3

Петр Тарасович Мальцев «Подвиг старшего краснофлотца

Ивана Голубца»

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2015/05/22/voennyy-podvig-moryakov-v-zhivopisi

Хуго Симберг – “Раненый Ангел” / Hugo Simbergin – “Haavoittunut enkeli”

Хуго Симберг – “Раненый Ангел” / Hugo Simbergin – “Haavoittunut enkeli”

“Раненый Ангел” одна из самых популярных картин Финляндии и, должен сказать, финны знают что выбирать. И что мне больше всего понравилось в Симберге – он отказывался говорить о символике картины, даром что был символистом, и считал что зритель должен сам решать что он видит….

Это у меня написалось по поводу этой картины.

Сами посмотрели? Некоторые пояснения к картине могут быть интересны, мне же было интересно перевести это описание:

Источник: http://www.fng.fi/fng/html4/en/peda/project/simberg/txt/enkeli/enkeli.htm

Так-то все это занудство, но перевод картины в текст – дело богугодное. )Хуго Симберг написал Раненого Ангела между 1898 и 1903. Это большое полотно, написаное маслом: 127×154 см.

Что изображено на картине?

Два очень мрачно выглядящих мальчика идут по пустынной дороге у воды.На самодельных деревянных носилках они несут девочку-ангегла с поврежденном крылом.Аллегорическая процессия с ангелом изображена на фоне довольно реалистичного пейзажа.

В действительности это изображен парк Eläintarha в Хельсинки, и дорога, которую мы видим на картинк и по сей день идет вдоль берега бухты Eläintarha. Во времена Симберга этот парк был популярным местом отдыха среди рабочих, в то время как более зажиточные люди предпочитали парк Kaivopuisto.

В парке Eläintarha располагалось множество благотворительных учреждений; на картине мальчики ранненую девочку в направлении Школы для Слепых Девочек и Дома Инвалидов.

Мальчики несущие носилки

Мальчики и ангел изображены на переднем плане картины. Судя по всему мальчики идут тяжело и медленно, и несут что-то очень ценное. Идущий впереди мальчик выглядит младше, он одет во все черное (пр. пер.: и брюки и пижак ему велики) и на нем черная шляпа.

Он несет носилки глядя прямо вперед, в то время как второй мальчик повернул свое серьезное лицо к зрителю и смотрит нам прямо в глаза. На нем коричневая куртка, которая ему мала и черные штаны. Штанины заправлены в сапоги (пр. пер.: гачи в кирзачи!).

Ангел

Цветовая палитра картина приглушена. Светлая утонченность девочки-ангела контрастирует с земными, темными фигурами мальчиков. Ангел сидит на носилках сгорбившись и склонив голову, держась руками за края носилок. На ней длинное белое платье, полы которого касаются земли (тащатся по земле? подметают землю?). Ее ноги босы.

В правой руке она держит небольшой вянущий букет цветов. Ее глаза закрыты белой косынкой, повязаной вокруг головы.Картина не показывает (пр. пер.: и не подсказывает) что случилось с девочкой ангелом. При внимательном рассмотрении можно заметить, что левое крыло ангела внизу слегка надорвано. Ярко белое крыло немного запятнано кровью.

Безлюдный берег

Фоном этой печальной процессии служит тихая долина у воды. Основание картины – грязная дорога, по которой бредут мальчики. Вдоль дороги растут белые цветы, напоминающие те, что держит в руки ангел. В середине картины – болотистая поймы, пересекаемая узким ручьем. Возле ручья стоит бледная тонкая ива.

Фон картины составляет вода и пустой противоположный берег. На самом верху – тонкая полоска неба (пр. пер.: какое избитое словосочетания).Композиция Раненого Ангела проста: дорога на переднем плане, берег, вода и противоположный берег (пр. пер.: тогда уж и небо) – горизонтальные элементы.

Вертикальные фигуры мальчиков, почти во всю высоту картины, и заваливающаяся фигура ангела придают картине динамику.Кроме этого, Симберг писал много чертей, ангелов, крестьян и икон, и делал это в интересной, скандинавской манере, и довольно забавно:P.S.

:А вот пример того, как прекрасную картину символиста используют пошло и уродливо:

Клип на песню “Amaranth” группы Nightwish: http://www.youtube.com/watch?v=GdZn7k5rZLQ

Источник: https://klammeraffe.livejournal.com/190227.html

Кто есть кто на картине Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану.”(Продолжение) | Волшебная сила искусства

Натурой для персонажей картины Репину служили реальные люди. Его друзья, знакомые, а порой и просто случайные встречные. 
Например, загорелый усатый казак, радостно отклонившийся от стола срисован с художника Яна Францевича Ционглинского, преподавателя рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств, активного участника питерского творческого объединения “Мир искусства”.

Кстати родился он в Варшаве, и по национальности был поляком (клятым ляхом), однако, все-таки составил компанию запорожцам.
А этот красивый юноша с благородными чертами лица и вполне интеллигентной усмешкой — внучатый племянник известного русского композитора Михаила Ивановича Глинки. А нашел Репин молодого человека в Петербурге — в те времена Глинка был камер-пажем.

На картине юноша представлял собой образ Андрия – младшего сына Тараса Бульбы, предавшего отца и Родину из за любви к прекрасной польской девушке
А вот этот огромный раненый в голову казак — это одесский художник Николай Дмитриевич Кузнецов (Он же Микола). Шутник, силач, академик Академии художеств, профессор, руководитель класса батальной живописи в Академии.

Кузнецов водил дружбу со всей Одессой, был учредителем Товарищества южнорусских художников в Одессе и Одесского литературно-артистического общества. Кстати, несмотря на одесское происхождение и русскую фамилию — по национальности он был греком.
Микола Кузнецов – это старшый сын Тараса Бульбы – Остап. Я его представлял немного иначе… но Репин видел его таким..

 

Ну а напротив сыновей застыл и сам Тарас. Его проще всего узнать и смеется он от души…

Прототипом его оказался профессор Петербургской консерватории Александр Иванович Рубец. Несмотря на то, что Александр Иванович жил и работал в Питере, родом он был из Стародуба, являлся потомком польского шляхетского рода.

Рубец был талантливым музыкантом и педагогом, прекрасно играл на многих инструментах, включая фортепиано и бандуру.

Через его руки прошло более десяти тысяч воспитанников, а его огромное собрание русских, украинских и белорусских народных песен (около шести тысяч!) еще ждет своей публикации — если бы, конечно, его удалось разыскать… 

Не могу не отметить – образ ненависника ляхов Тараса Бульбы Репин рисовал с человека польского происхождения….
Из-за Рубца-Бульбы уныло выглядывает худой, высокий длинноусый казак. Это солист Мариинского театра, Федор Игнатьевич Стравинский. Кстати, отец известного композитора Игоря Стравинского. Между прочим, Ф.И.Стравинский был еще и неплохим художником, и в свое время долго колебался — куда поступать: в консерваторию, или в Академию художеств. Любовь к музыке победила….
Беззубый сморщеный дедок с люлькой был зарисован Репиным со случайного попутчика на пристани города Александровска (нынче Запорожье). Имени его история не сохранила, но его образ запечатлен художником на долгие годы существования картины. 
Типичный бурсак, подстриженный под макитру (под горшок), и не успевший еще отрастить усов — художник Порфирий Демьянович Мартынович. Обучался в Академии художеств, владел, кстати, филигранной графикой, но из-за болезни в 25 лет был вынужден оставить живопись. Однако, самое интересное то, что Репин его в глаза никогда в жизни не видел. А персонажа “Запорожцев” он писал не с живого Мартыновича, а с гипсовой маски, снятой с лица молодого художника. И еще более забавно то, что бедняга, когда с него (живого!) снимали маску, усмехнулся, и усмешка так и осталась на маске. Так ее Репин и срисовал. 
А для этого хмурого типа с сумеречным взором позировал ни кто иной, какВасилий Васильевич Тарновский, украинский коллекционр и меценат, владелец известного имения Качановка. Был, кстати, по совместительству предводителем дворянства Борзнянского и Нежинского уездов Черниговской губернии. В Качановке Репин срисовывал казачью амуницию (а заодно — и самого Василия Васильевича), которой у Тарновского было — завались: его коллекция древностей козацкой эпохи стала основой коллекции Черниговского Исторического Музея. 
На картину попал не только В.В.Тарновский, но и его кучер, Никишка. Здесь он являет собой образ казака Голоты. Репин, будучи восхищен Никишкиными щербатостью, одноглазостью, нетрезвостью и смешливостью, успел его зарисовать, когда они вместе с Тарновским переправлялись через Днепр на пароме. 
Ну, а вот и сам атаман — тогдашний кошевой Сечи, Иван Дмитриевич Сирко — одна из центральных фигур картины. Историчесеий персонаж

Художник долго искал для него походящий образ, остановившись, в конце концов, на генерале Михаиле Ивановиче Драгомирове, тогдашнем командующем войсками Киевского военного округа, впоследствии — киевском генерал-губернаторе. Герой русско-турецкой войны, шутник, весельчак и балагур, М.И.

Драгомиров был необыкновенно популярен среди киевлян. О нем ходили легенды, самая известная из которых — классическая история с телеграммой, посланной самолично императору Александру: “Третий день пьем здоровье Вашего Величества”. В общем, генерал, как и И.Д.

Сирко, тоже имел опыт оригинального эпистолярного жанра…

О Иване Дмитриевиче Сирко
А вот персонаж, изображающий татарина, рисовался, действительно, со студента-татарина. Но, прошу обратить внимание, не все черты лица у него татарские. Прекрасные белые зубы были “позаимствованы” художником с черепа козака-запорожца, найденного на раскопках возле Сечи….

Ну, в эта обширная лысина и трехэтажный затылок – они, как не удивительно, тоже имеют “владельца”. Это Георгий Петрович Алексеев. Личность, надо сказать, уникальная.

Предводитель дворянства Екатеринославской губернии, Обер-гофмейстер двора его Величества, кавалер почти всех российских орденов, почетный гражданин города Екатеринослава (Днепропетровска), страстный нумизмат, автор научных трудов по русской нумизматике. Весьма анекдотична история, о том, как он позировал Репину.

Тот, увидев его уникальные затылок и лысину, загорелся желанием запечатлеть их на картине. Однако Алексеев с негодованием отверг предложение художника позировать ему в столь неприглядной позиции. Здесь на помощь Репину пришел Яворницкий.

Пригласив Алексеева посмотреть свою коллекцию монет, он втихаря посадил художника сзади, и пока доверчивый нумизмат любовался коллекцией, проворная рука мастера изобразила его в нужном ракурсе. Георгий Петрович, узнав себя уже в Третьяковке, был очень обижен на обоих, но делать было нечего…

 
Полуголый запорожский вояка (заодно и картежник) — это приятель Репина и Яворницкого, педагог народной школы, Константин Дмитриевич Белоновский. Впрочем, картежником он был лишь по сюжету картины, а вовсе не в жизни.

Кстати, именно потому, что сей персонаж должен являть собой образ не только воина, но и любителя азартных игр, он изображен с голым торсом — при серьезной игре казаки снимали рубашки, чтобы не прятали карты за пазуху и в рукава. 
Ну и, наконец, еще один центральный персонаж картины: писарь, он же Дмитрий Иванович Яворницкий, собственной персоной.

Ну, не мог Репин не изобразить на картине своего друга! Ведь именно Яворницкий являлся главным вдохновителем и консультантом художника. Именно с экспонатов собрания Яворницкого Репин срисовал большую часть амуниции, оружия и прочей казацкой атрибутики. И, как уже было сказано, первый законченный эскиз картины Илья Ефимович подарил именно Дмитрию Ивановичу.

Между прочим, усмешку, которая запечатлена на картине, Репину удалось выдавить из Яворницкого не сразу. Когда Яворницкий приехал в мастерскую художника позировать, он был весьма хмур. Но у Репина кстати нашелся журнал с карикатурами, который он подсунул Яворницкому. Тот, просмотрев несколько страниц, заулыбался, и в таком виде попал в окончательный вариант картины. 

Так же Репину позировали для картины такие личности, как Гиляровский, и Мясоедов, и Мамин-Сибиряк, а может, и еще кто-либо из известных людей. Попали они в окончательный вариант картины, или нет — это вопрос, который еще ждет своего ответа.  

Читайте также:  Описание картины питера рубенса «венера и адонис»

Источник: http://maxpark.com/community/6782/content/1612296

«Война» Отто Дикса

Осенью 1914 года двадцатидвухлетний студент дрезденской Высшей школы изобразительных искусств Отто Дикс добровольно записался в германскую армию.

Последующие годы он почти без перерывов провёл на фронте, стал кавалером Железного Креста, многое увидел и пережил.

Вернувшись с фронта, Дикс заработал репутацию классика немецкой живописи и создал потрясающие антивоенные работы, которые называют шедеврами мирового искусства ХХ века.

Судьба художника

Отто Дикс, сын заводского рабочего и швеи, родился в 1891 году в городе Гера неподалеку от Лейпцига. Пролетарская семья была не чужда искусству, и уже в детстве Отто начал учиться живописи. В 1910 году он смог поступить в престижную Высшую школу изобразительных искусств в Дрездене.

Учителем Дикса стал известный в Германии начала ХХ века скульптор Рихард Гур, но молодой человек искал собственный уникальный стиль в духе актуального для того времени модернизма.

Любопытно, что в эпоху нацизма консервативный Гур быстро освоился и сделал успешную карьеру, в то время как его ученик Дикс подвергся репрессиям.

«Автопортрет мишени», 1915 год. Отто Дикс перед отправкой на фронт Источник: wikiart.org

Осенью 1914 года студент Отто Дикс, движимый патриотическими чувствами, записался добровольцем в артиллерию. Годом позже молодой человек попал на Западный фронт пулемётчиком и провёл там около трёх лет.

В 1916 году Дикс участвовал в битве на Сомме и был награждён Железным крестом II степени, а в 1917 году пережил ужас печально известных боев во Фландрии.

В конце 1917-начале 1918 года он недолгое время находился на Восточном фронте, после чего вернулся на запад и весной 1918 года участвовал в последнем генеральном наступлении германской армии.

В августе 1918 года Дикс получил ранение, был отправлен в тыл, где и встретил перемирие, после чего официально демобилизовался в звании вице-фельдфебеля. В 60-е годы, будучи уже пожилым человеком, Дикс утверждал, что направился на войну, желая обрести своего рода экзистенциальный опыт:

Сразу же после окончания Первой мировой войны художник вернулся к учебе в Высшей школе изобразительных искусств.

Несмотря на все экономические трудности и политическую нестабильность послевоенной Германии, он с головой погрузился в творчество и быстро стал одним из самых ярких представителей немецкой богемы.

Дикс увлекался самыми передовыми художественными тенденциями своего времени (например, дадаизмом), начал выставляться за рубежом. В 1924 году тринадцать работ Дикса попали на первую выставку современного немецкого искусства в СССР.

«Как я выглядел, когда был солдатом», 1924 год. Рисунок Отто Дикса, созданный во время работы над циклом «Война» Источник: deutsche-digitale-bibliothek.de

20-е годы общепризнанно считаются временем наивысшего расцвета творчества Отто Дикса – звезды немецкого экспрессионизма. Он приобрел множество знакомств, в том числе, среди влиятельных коллекционеров живописи, активно занимался не только творчеством, но и преподавательской работой.

Его картины пользовались большим коммерческим успехом. Дикс жил на два дома, в Дрездене и Берлине (с 1925 года), посещал с выставками Италию, Францию, США и другие страны.

В 1931 году Отто Дикс стал действительным членом престижнейшей Прусской академии искусств, что являлось символическим признанием его славы и высокого авторитета.

Все изменилось после прихода к власти нацистов. Уже в 1933–1934 годах Дикса заклеймили как представителя «дегенеративного искусства», более двухсот его работ были изъяты из музеев и коллекций, ряд картин нацистские функционеры уничтожили.

Дикс покинул преподавательскую работу, переехал в усадьбу на границе Германии и Швейцарии, где жил уединенной незаметной жизнью, удалившись во «внутреннюю эмиграцию». Известно, что он пережил краткосрочный арест гестапо – к счастью, без серьезных последствий.

В 1945 году уже немолодого художника мобилизовали в фольксштурм, он снова попал на фронт и ненадолго оказался во французском плену.

«Автопортрет военнопленного», 1947 год. Усталый и подавленный Дикс в 1945 году Источник: wikiart.org

После Второй мировой войны Дикс умудрялся поддерживать дружественные отношения с обоими правительствами разделенной Германии.

Он жил в ФРГ, но регулярно посещал ГДР, получал награды и почетные звания, проводил выставки как на Западе, так и на Востоке. Отто Дикс скончался от инфаркта в 1969 году.

Ныне его работы представлены во многих престижных собраниях современного искусства по всему миру.

Ранние картины о войне

Отто Дикс пытался заниматься живописью во время Первой мировой войны, однако имел для этого мало времени и возможностей. Он делал зарисовки непосредственно на фронте, но эти эскизы и карандашные рисунки интересны, прежде всего, как материал для более зрелых работ, создававшихся в послевоенные годы.

В первые мирные годы Дикс активно изображал жертв войны – на какое-то время эта тема стала одной из главных в его творчестве. Изуродованные калеки оказались мрачной реальностью Первой мировой, когда медицина могла спасти людям жизнь, но была не в состоянии сохранить их тела.

С одной стороны, физическое уродство само по себе привлекало эпатажного художника-модерниста. С другой – картины, запечатлевшие трагедию инвалидов, пытавшихся вернуться к мирной жизни, имели очевидный социальный и гуманистический подтекст.

Достаточно сказать, что после 1933 года эти работы Дикса стали объектом яростного преследования со стороны нацистов как «клевета на героев войны».

«Игроки в скат», 1920 год Источник: wikiart.org«Пражская улица», 1921 год Источник: wikiart.org«Продавец спичек», 1921 год Источник: wikiart.org«Калеки», 1920 год. Картина, созданная на основе этого рисунка, была уничтожена нацистами в 30-е годы Источник: moma.org

К сожалению, до наших дней не сохранилась картина «Окоп», созданная Диксом в 1923 году и считавшаяся современниками едва ли не лучшей его работой. Известно, что художник запечатлел на полотне ужасающую сцену в немецком окопе после артиллерийского обстрела.

Картина вызвала восторг у ценителей искусства и вместе с тем подверглась яростным нападкам тех, кто считал её позорящей героев-фронтовиков.

Прославленный американский критик и арт-менеджер, первый директор нью-йоркского Музея современного искусства Альфред Барр в 1931 году назвал эту работу «вероятно, самой известной картиной, созданной в послевоенной Европе».

А бургомистр Кёльна и будущий канцлер ФРГ Конрад Аденауэр в 1925 году запретил выставлять «Окоп» в своём городе. Увы, в 30-е годы картина попала в руки нацистов и после показа на «Выставке дегенеративного искусства» бесследно исчезла.

Серия «Война»

В 1924 году Дикс создал серию из 51 офорта, получившую простое название «Война». По мастерству, эмоциональному накалу и шокирующей искренности она стоит в одном ряду с легендарным циклом Гойи «Бедствия войны».

Однако если Гойя наблюдал ужасы взаимного ожесточения и ненависти эпохи наполеоновских войн со стороны, то пугающие офорты Дикса базировались на личном фронтовом опыте автора.

Немецкий художник прошёл через ад и перенес на бумажные листы именно то, что видел своими собственными глазами. Историки искусства отмечают потрясающую точность Дикса в изображении реалий Западного фронта Первой мировой войны.

Особенно впечатляет едва ли не болезненное внимание к самым кошмарным деталям, которые автор бесстрашно демонстрирует зрителю. «Оксфордский справочник по искусству ХХ века» характеризует цикл «Война» так:

Трудно отделаться от чувства, что работа над офортами серии «Война» стала для Дикса своеобразной арт-терапией, позволившей бывшему фронтовику показать миру то, что скрывалось в глубине его души. Незадолго до смерти автор вспоминал в одном из интервью:

«Штурмовая группа в газовом облаке»«Изрытое воронками поле у Донтриена во вспышках осветительных снарядов»«Разрушенный окоп»«Покойник в грязи»«Фронтовик в Брюсселе»«Отравленные газом. Тамлё-ла-Фос, август 1916 года»«Труп лошади»«Обед в окопе (высоты Лоретто)»«Перекличка вернувшихся»«Череп»«Переноска раненого в лесу Отлуст»«Мертвый часовой в окопе»«Доставка пайков у Пилькема»«Раненый. Осень 1916 года, Бапом»«Танец смерти 1917»«Блиндаж»«Пулемётный отряд в наступлении. Сомма, ноябрь 1916 года»«Ночная встреча с безумцем»«Трансплантация»«Мертвецы у позиции вблизи Таюра»

Полный цикл офортов «Война» был издан тиражом в 70 экземпляров в виде альбомов, которые разошлись по музеям и частным коллекциям. Альбом, хранящийся в Национальной галерее Австралии (Канберра), доступен в интернете в виде PDF-файла (https://nga.gov.au/dix/slideshow.cfm).

Триптих «Окопная война»

Создав серию «Война», Дикс сказал о Первой мировой всё, что хотел, и почти десять лет эта тема не играла заметной роли в его творчестве. Как мы упоминали выше, во второй половине 20-х годов художник наслаждался славой и популярностью, вышедшими за пределы Германии.

Но в мрачной атмосфере кризиса Веймарской республики, накануне и во время прихода к власти нацистов Дикс вернулся к призракам своего прошлого.

Когда Германию захлестнул реваншизм, и массовую поддержку получили национал-социалисты, Дикс смело создавал яркие антивоенные манифесты.

С высоты наших дней триптих «Окопная война» (1932 год) можно назвать своеобразным эпилогом темы Первой мировой войны в творческой карьере Отто Дикса, неким подведением итогов.

Не может не вызывать восхищение мастерство художника – Дикс блестяще обыгрывает эстетику средневековой и ренессансной религиозной живописи, делая её актуальной для своей эпохи. Заметно явное сходство его работы с шедевром мастера XVI века Матиаса Грюневальда «Изенгеймский алтарь» и знаменитым «Мёртвым Христом» Ганса Гольбейна.

Под кистью Дикса вечные темы жизни и смерти, веры и надежды, страдания и искупления оказываются созвучными кошмару механизированной тотальной войны ХХ века.

Очевиден символизм триптиха, слева направо: солдаты отправляются на фронт, переживают ужасы войны, немногие уцелевшие возвращаются домой Источник: wikiart.

org

Уже после установления в Германии нацистского режима, в 1934 году, Дикс создал свою последнюю большую работу о Первой мировой войне – «Фландрия».

К сожалению, его родина, жаждавшая реванша, стремившаяся отомстить за «национальное унижение» и желавшая новой войны, так и не услышала этот отчаянный призыв одуматься.

В уведомлении об отставке Дикса с поста преподавателя дрезденской Высшей школы изобразительных искусств было сказано, что его работы «подрывают волю германского народа к защите себя» Источник: wikiart.org

Источники:

  1. otto-dix.de (официальный сайт Фонда Отто Дикса)
  2. moma.org (официальный сайт Музея современного искусства в Нью-Йорке)
  3. nga.gov.au (официальный сайт Национальной галереи Австралии)
  4. Jones Jonathan «The first world war in German art: Otto Dix's first-hand visions of horror» https://www.theguardian.com/artanddesign/2014/may/14/first-world-war-german-art-otto-dix
  5. Matzner Alexandra «Otto Dix – Der böse Blick» https://artinwords.de/otto-dix-der-boese-blick/

Источник: https://warspot.ru/9055-voyna-otto-diksa

Теодор Жерико Раненый кирасир, покидающий поле битвы: Описание произведения

«Раненый кирасир, покидающий поле битвы» – одна из знаковых и самых драматических картин Теодора Жерико – создавалась 23-летним художником в страшной спешке. Шёл 1814-й год. Франция переживала мучительное похмелье после поражения наполеоновской армии. Наполеон отрёкся от престола. К власти опять вернулись Бурбоны.

В начале лета этого года Жерико оставил столицу.

Он провёл летние месяцы на родине своей матери, в Нормандии, посвящая больше времени не живописи, а конным прогулкам. Однако Париж, переживающий катастрофическую и калейдоскопическую смену политических режимов, всё равно манил художника. В сентябре Жерико вернулся и получил приглашение участвовать в Салоне. Представить ему было нечего.

Всего за три недели, работая в сумасшедшем ритме, он написал «Раненого кирасира». По замыслу Жерико, «Кирасир» должен был стать парной картиной к «Офицеру конных егерей» и представляться вместе с ней.

За «Офицера», свою дебютную работу, 21-летний Жерико получил двумя годами ранее, на Салоне 1812 года, большую золотую медаль и признание публики и критики, еще не подозревая, что этот успех станет в его биографии не только первым, но и самым крупным и повторить его более не удастся.

«Раненого кирасира» отделяет от «Офицера конных егерей императорской гвардии» всего каких-то полтора-два года, а как изменилось настроение и общая тональность! Офицер представлен в момент атаки, в спокойной и торжественной уверенности – кирасир же покидает поле битвы, он сломлен и теряет уверенность. Фактура обеих картин также существенно разнится. «Офицер конных егерей» был написан в нервной, энергичной манере, густыми мазками (за стремление работать с краской, по консистенции больше напоминающей тесто, товарищи даже прозвали Жерико тестомесом). Эта новаторская эскизная манера тогда поразила главу классицистов – стареющего Жака-Луи Давида, воскликнувшего: «Откуда это? Я не знаю этой кисти и такого стиля!» Однако, создавая «Раненого кирасира», Жерико отступил от своего новаторства, он сделал работу более «приглаженной» и в целом традиционной.

Но самым ярким отличием «Раненого кирасира» от «Офицера конных егерей» стал колорит.

Работая над «Офицером», совсем еще юный, но очень амбициозный Жерико ставил себе целью если не превзойти, то, по крайней мере, сравняться с Рубенсом в богатстве фактуры; он использовал богатую палитру, совмещающую холодные цвета с яркими вспышками алого и фрагментами теплых тонов.

Читайте также:  Описание картины василия поленова «автопортрет»

Колорит «Раненого кирасира» стал мрачным, контрастным, тёмным. Он только усиливал гнетущую атмосферу неизбежного поражения. Позднее Теодор Жерико сформулирует афоризм, заключающий его художественные убеждения: «Чем больше на картине оттенков чёрного – тем выше её художественная ценность».

И вот, при том, что «Кирасир» в художественной выразительности не уступает «Офицеру», ни критики, ни зрители не захотели его принять. Они отвернулись от Жерико. Те, кто еще недавно превозносил его молодое, но мощное дарование, теперь демонстрировали неудовольствие.

Общее настроение Салона 1814 года выражалось словами «на этой выставке слишком много офицеров и лосин», в отношении картины Жерико высказывались еще резче: «Лошадь чудовищна! Колорит чёрен и искажён…» Легко идентифицировать себя с победой, но никто не хочет отождествлять себя с поражением, вот и французская публика – не пожелала.

Если «Офицер конных егерей» был грандиозным символом взлёта наполеоновской эпохи, то «Раненый кирасир, покидающий поле боя» стал её скорбным реквиемом, предвестником её неминуемого заката.

Источник: https://artchive.ru/artists/132~Teodor_Zheriko/works/376990~Ranenyj_kirasir_pokidajuschij_pole_bitvy

Сочинение по картине Иванова Подвиг молодого киевлянина 5 класс (описание)

Подвиг молодого киевлянина

Картина написана художником Андреем Ивановым по древней летописи Нестора о событиях, происходивших в 968 году.

Летопись рассказывает о молодом киевлянине, который во время нападения печенегов на Киев бросился через вражеское войско к реке Днепр, чтобы привести на помощь войска воеводы Претича.

Город Киев остался без защиты войска князя Святослава, который находился в то время в походе.

В работах Андрея Иванова идея патриотизма занимает одно из важнейших мест.

В центре картины юный герой, он сбросил одежду перед тем, как войти в реку. В этом его беззащитность перед вражеским войском. Несмотря на внешнюю уязвимость, юный киевлянин бесстрашен и полон решимости.
Молодой киевлянин будто озарён ярким сиянием вечернего солнца на фоне темных силуэтов печенегов.

Писатель подчеркивает прекрасный и самоотверженный поступок киевлянина через красоту и силу его тела. Главная и жизненно важная цель для него привести помощь, чтобы спасти Киев от вражеского нашествия. В руке киевлянина уздечка и это не случайно.

По летописи Нестора, юный киевлянин пробирается во вражеский стан якобы в поисках своего коня, зная их язык. На плече киевлянина развевается огненно-красная ткань. Алая, развевающаяся ткань будто знак, предупреждающий о смертельной опасности, о пролитой крови.

За спиной киевлянина черный мечущийся конь, потерявший своего всадника. В образе коня художник выразил дьявольскую тёмную силу.

Молодого киевлянина окружает мрачный фон. Небо затянуто черными тучами. Деревья грозно расставили свои ветви. Природа противится всему происходящему, противится кровопролитию.

На заднем плане картины стены осаждённого Киева. Войны печенеги на фоне светлого образа юноши изображены не так красочно. Их темные лица обезображены злобой, жестокостью и ненавистью. Образы печенегов отталкивают и вызывают неприязнь.

В отличие от юноши, которому сопереживаешь и опасаешься за его жизнь. Стрела пущенная всадником сзади попадает во врага, умирающего у ног киевлянина. Раненый печенег протягивает руку, прося о помощи юношу. Но ничто не может остановить героя на пути за подмогой.

В этом проявляется настоящий патриотизм русского воина.

Мрачное настроение от картины сменяется на светлые чувства. Хочется верить и надеяться, что добро рано или поздно одержит победу над злом, юноша достигнет противоположного берега Днепра и осаждённый город с её жителями будет спасён.

5 класс

← Подвиг молодого киевлянина↑ Иванов А.А.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-kartinam/sochineniya-po-kartinam-xudozhnika-ivanova-a.a/podvig-molodogo-kievlyanina-5-klass

Война. Другая правда – Графская пристань, Севастополь

Звонок читателя поверг нас в шок. По его словам, на “Вернисаже”, который расположен в Севастопольском центре культуры и искусства,  представлены картины весьма сомнительного содержания. Возмущенным голосом он сообщил о том, что одна из работ в открытую пропагандирует фашизм. На полотне, мол, изображен подвиг немецкого солдата, подбившего советский танк и упивающегося этим.

Звонивший также сказал, что такое псевдотворчество поставлено на поток в угоду немецким туристам, в последние годы зачастившим в славный город-герой. До чего докатились! Немцы с удовольствием увозят с собой подобные работы наших отечественных художников, потерявших всякий стыд и совесть. За валюту те готовы продать память.

Шутка сказать, произведение о котором идет речь стоит десять тысяч долларов!

Исполненные справедливым гневом мы незамедлительно поспешили на выставку и без труда обнаружили картину, о которой идет речь.  И действительно, на полотне на переднем плане изображен немецкий солдат, подбивший из легкой пушки советский танк Т-34.

Немец из-за щитка наблюдает за советским танкистом, который сумел выбраться из горящей машины. Еще немного, и все будет кончено. Враг – советский солдат –  повержен! От первого взгляда на картину есть от чего оторопеть и возмутиться. Солдат вермахта – герой, победитель.

Такого просто не может быть!

– Интересуются, покупают? – спрашиваем сотрудницу галереи, мысленно акцентируя вопрос на серийности производства подобных произведений.

– Что значит, покупают? – удивляется девушка. – Эта картина написана в единственном экземпляре и представляет собой художественную ценность. Ее автор – известный советский художник-баталист Юрий Волков – фронтовик, который на себе испытал тяготы и лишения военного лихолетья. Юрий Владимирович прошел войну сапером.

Он – кавалер ордена Красной Звезды, награжден медалями “За взятие Будапешта”, “За освобождение Праги”, “За взятие Вены”, “За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов”. О мужестве сапера Волкова в январе сорок четвертого писала газета “Красная звезда”. Первые батальные картины Юрий Волков начал писать еще на фронте.

В одном из писем он писал: “Я раньше представлял войну. Но никогда не знал ее. Теперь я знаю, что такое война”.  Его первые работы, к сожалению, не сохранились. Остались только несколько их фотографий, на которых видно, что эпизоды войны написаны с натуры.

Сам художник вел дневник, где оставил такую запись: “Каким же долгим был путь к Победе – через огонь, ужас и неимоверные тяготы смерти”. Юрий Волков родился в 1921 году в Севастополе, и поэтому многие его работы посвящены военной истории нашего города.

Картина, о которой идет речь, написана в 1960 году.  Со дня Победы минуло всего полтора десятилетия. В памяти художника, да и всех фронтовиков, события военных лет не только не стерлись, но и обозначились еще четче, еще пронзительнее. А потому говорить о том, что это произведение – бездумный конъюнктурный новодел, неправильно. Посмотрите на нее внимательно.

На переднем плане рядом с немецким солдатом  лежит убитый немец. В руке фашиста, подбившего советский танк, пистолет, опущенный дулом вниз. Два непримиримых врага смотрят в глаза друг другу.  И хотя картина называется “Один из многих. Не забудем”, ей вполне бы подошло  другое название – “Поединок”.

Вот именно – поединок. Противостояние. Можно предположить, что пока раненый советский танкист выбирался из горящей машины, у немца было предостаточно возможностей с ним расправиться. Почему он этого не сделал? Над этим вопросом, как нам кажется, и предлагает поразмыслить автор.

И в этом – философия войны. Что происходит с теми, кто находится по разные стороны линии фронта в тот момент, когда враг из общего понятия становится вполне реальным человеком. По воспоминаниям ветеранов, самым страшным на войне был ближний бой, рукопашная схватка, когда противникам приходилось видеть глаза друг друга. Тоже самое утверждают и снайперы.

Сделаем небольшое отступление и вспомним о том, что другая известная картина Юрия Волкова “Расплата” является частью экспозиции Музея Черноморского флота. Это большое эпическое полотно, на котором изображены опять же немецкие солдаты и офицеры. Только уже в трагической ситуации последних часов их пребывания на севастопольской земле.  Май 1944. Мыс Херсонес.

На фоне обрывистых скал изображены фигуры немцев, потерявших всякую надежду на спасение, они готовятся встретить свой последний час. Тем не менее у берега видна разбитая румынская баржа. Иными словами, в отличии от ситуации, которая сложилась на мысе Херсонес в июле 1942 года, немецкое командование позаботилось об эвакуации своей армии.

В этом тоже ­заключается правда войны.  Как и в том, что 40 тысяч гитлеровцев так и не сумели эвакуироваться. Ковровые бомбардировки советской авиации сделали свое дело. На мысе Херсоне было пленено 26 тысяч немецких солдат и офицеров.

Об этом нам рассказала экскурсовод флотского музея Нина Князева, по словам которой картина Волкова имеет высокохудожественную ценность, что неоднократно подтверждали сотрудники столичных музеев. Но ее главное достоинство, как и в случае с картиной “Один из многих. Не забудем”, — историческая достоверность.

И говоря об этом, Нина Алексеевна вспомнила об интересном  факте. Несколько лет назад один из немецких туристов при взгляде на полотно “Расплата” пришел в неописуемое волнение. Как оказалось, он был непосредственным участником тех событий и по счастливой для него случайности смог покинуть Севастополь.

Более того, он фотографировал то, что тогда происходило на Херсонесе. В доказательство чего  в 2003 году гражданин Германии по фамилии Сагуста прислал  Музею КЧФ сделанные им фотоснимки. Сегодня они представлены в экспозиции. При рассмотрении картины и архивных фотографий складывается впечатление о том, что Волков присутствовал на мысе Херсонес в мае 1944 года.

То, что изображено на снимках совпадает с изображенным на живописном полотне даже в деталях. Но самое главное художнику удалось передать моральное состояние немцев. И дело даже не в потерянном выражении лиц, а в том, как Волков сумел изобразить их фигуры – раздавленные, униженные, уничтоженные.

Правда художника заключается и в том, что он показывает врага не слабым и глупым, как того требовала тогдашняя идеология, а сильным, хитрым и опасным. Как это было на самом деле. Унижать врага значит принижать себя, нивелировать  то, какой ценой досталась советскому народу Победа в этой войне.

Нам также удалось по телефону связаться с севастопольцем, в коллекции которого долгие годы находилась картина “Один из многих. Не забудем”.  Александр Гаркуша рассказал о том, что купил это произведение по случаю лет пятнадцать назад. Севастопольский коллекционер дополнил, что Юрий Волков начал увлекаться живописью еще в детстве.

В 15 лет он стал победителем Всесоюзного конкурса детского и юношеского рисунка в Москве. В период с 1938 по 1940 год учился в Крымском художественном училище. Он был учеником выдающегося советского художника-баталиста, профессора Академии искусств Николая Самокиша.

Именно под влиянием Николая Семеновича Волков увлекся батальной живописью и по его рекомендации поступил в студию военных художников имени Грекова. “Однако главным педагогом для него стала война, ­- продолжает Александр Гаркуша, — после которой он напишет семь работ на эту тему.

Известно, что кроме Музея Черноморского флота его картины находятся в музейных собраниях Симферополя, Волгограда и даже в Третьяковской картинной галерее. Самые известные из них – “Расплата”, “Подвиг пяти черноморских матросов, “Херсонесский тупик”. Интересна судьба картины, о которой идет речь.

Выставленная в центральном выставочном зале Москвы в Манеже она провисела там всего три дня. По указанию “сверху” ее убрали в запасники, поскольку, по разумению чиновников,  ее содержание не укладывалось в рамки советской идеологии. Впрочем, ему так и не объяснили причину, а сам он так и не понял, почему наложен запрет на то, что его волнуют.

И хотя Волкову заплатили за эту работу деньги, картину ему не вернули. Вот объяснение тому, каким образом картина   спустя годы оказалась в частной коллекции. Волков умер в 1991 году, так  и не узнав ее судьбы. Подобная участь постигла многие его картины, особенно довоенной поры. Тем не менее уместно упомянуть о том, что произведения Юрия Волкова и сегодня являются национальным достоянием”.

От себя же добавим: появление картины “Один из многих. Не забудем” на севастопольском “Вернисаже” можно рассматривать в качестве сенсации. Надолго ли она останется в Севастополе, пока вопрос.

Там же нам сказали о том, что этим произведением интересуются многие. И в первую очередь знатоки живописи и коллекционеры.

Недавно к работе Волкова приценивался один из киевских музея, сотрудникам которого обозначенная стоимость не показалась заоблачной. Обычные туристы таких покупок не делают.

Дмитрий Макаров,

Евгения Щербакова

Другие публикации автора:

Источник: http://grafskaya.com/?p=3722

Ссылка на основную публикацию