Описание картины жана батиста шардена «возвращение с рынка»

Пьер Жан-Батист МариКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Пьер Жан-Батист Мари, французский художник, гравер и рисовальщик. Мастер историко-мифологической и религиозной живописи, а также автор картин с жанровыми сценами. Родился 6 марта 1714 года в Париже в семье богатого ювелира.

Учился у Шарля-Жозефа Натуара. В 1734 после получения Римской премии, Пьер отправился в Вечный город для изучения итальянского искусства.

В Риме он в течение пяти лет занимался живописью под руководством проживавших в италийских землях представителей Академии художеств Франции Жан-Франсуа де Труа и Никола Флейхельса.

Осень, Музей Смидт ван Гелдер, Антверпен, БельгияДаная,

частная коллекция

Вулкан представляет свою работу, частное собрание

Флейхельс поощрял Пьера к созданию рисунков-пейзажей окрестностей Рима, что в дальнейшем вызвало у молодого художника интерес к жанровой живописи. Первыми результатами этого увлечения стали картины, выставленные в 1736 году в Париже, как жанровые сценки из жизни простых людей.

За картину «Геркулес убивает Диомида, царя Фракии» (Монпелье, музей Фабра), написанную в 1741 году, художник был принят в Академию художеств.

В 1751 году Пьер написал картину «Смерть Гармонии» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк), отражая в ней уже интерес к героическим свершениям греков и римлян, впоследствии ставшими очень востребованными во времена Французской революции.

Психея, утешаемая нимфами, 1750–е, Художественный музей, Бирмингем
Аллегория Скульптуры, 1755 год, Галерея Хемпшир, МассачусетсРождество,

частная коллекция

Художник был принят в члены Академии в 1742 году, став ее директором еще до смерти Франсуа Буше в 1770 году, который был первым живописцем короля Луи XVI. Пьер разработал ряд оригинальных стилей.

Для создания религиозных картин и историко-мифологических композиций он прибегал к концепциям итальянской живописи в стиле барокко. Мифологическим образам в своих картинах Пьер часто придавал более светлые оттенки, создавая эмалевые эффекты, которые хорошо сочетались с декоративными деталями рококо.

Однако жанровые сцены были представлены художником как строгие композиции, выполненные в ограниченном диапазоне цветов.

Венера,

частное собрание

Диана и Каллисто,

1745-1749, Музей Прадо, Мадрид

Антиопа и Юпитер,

1745-1749, Музей Прадо, Мадрид

Жан-Батист Мари Пьер сделал блестящую карьеру живописца, в 1770 году он стал ректором Королевской Академии художеств, а после смерти Буше в том же году – первым живописцем короля.

Он был всесильным мэтром в художественных кругах Франции, настойчиво продвигавшим свои воззренческие концепции.

Пьер не одобрял новаторство Шардена и других художников, и в Королевской Академии придавал главенствующую роль исключительно исторической живописи.

Похищение Европы,

1750, Музей искусств, Даллас

Искушение Евы,

середина 18-го века, частная коллекция

Анжелика и Медор

(мастерская Пьера), 1750–е

Религиозные картины Жана-Батиста Мари Пьера «Мученичество святого Стефана» (1745, Музей изящных искусств, Марсель), «Казнь Иоанна Крестителя» (1761, Музей Кальве, Авиньон), росписи (Собор Сент-Рок, Париж), жанровые сцены «Урок бабушки (1741, музей искусств, Осер), «Возвращение с рынка» (Музей изящных искусств, Дижон), «Старик в кухне» (около 1745, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), пейзажи (Лувр, Париж), рисунки (Национальный музей, Стокгольм; Государственный художественный музей, Копенгаген) и эскизы – очень элегантны и полны грации.

Военные у стен города,

частное собрание

Идиллия у реки,

частная коллекция

Афродита на волнах,

частное собрание

Талантливо построенные композиции французского мастера исторической живописи Жана-Батиста Мари Пьера, светлые и гладко положенные цвета его картин, по сравнению с художниками предшествующего поколения очень ясны, чисты и сдержанны. Французский живописец скончался 15 мая 1789 года в Париже, оставив после своей смерти множество учеников, ставших талантливыми художниками.

Юнона просит пояс Венеры, 18-й век, Национальный музей, Версаль
Юнона обманывает Юпитера с помощью пояса Венеры, Версаль
Пейзаж с танцорами и музыкантами, частная коллекция
Геркулес убивает Диомида, 1742, Музей Фабра, Монпелье
Смерть Гармонии, 1740-1741, Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк
Старик в кухне, около 1745, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Гермес, Герса и Аглавра, 1763, Музей Лувр, Париж
Любимый барашек, около 1758 года, Музей искусств, Индианаполис
Китайский маскарад, 1735 год, Музей искусств, Лос-Анджелес

Источник: http://smallbay.ru/artfrance/pierre_jean-baptiste.html

Презентация на тему «Живопись Жан Батиста Симеона»

  • Скачать презентацию (0.9 Мб)
  • 12 загрузок
  • 4.5 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме «Живопись Жан Батиста Симеона». pptCloud.ru — каталог презентаций для детей, школьников (уроков) и студентов.

  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов12
  • Слова
  • КонспектОтсутствует
  • Слайд 1Презентацию сделала ученица 9б класса АбдулхакимоваУмринисо Дата рождения: 2 ноября 1699 Место рождения: Париж Дата смерти: 6 декабря 1779 (80 лет) Место смерти: Париж Жанр: натюрморт, бытовые сцены Влияние: Куапель, Ноэль
  • Слайд 2В своём творчестве художник сознательно избегал торжественных и пасторально-мифологических сюжетов, свойственных искусству его времени. Основным предметом его натюрмортов и жанровых сцен, целиком основанных на натурных наблюдениях и являвшихся по сути скрытыми портретами, была повседневная домашняя жизнь людей из так называемого третьего сословия, переданная в спокойной, задушевной и правдивой манере. Шарден, чья деятельность как художника ознаменовала собой расцвет реализма в XVIII в., продолжил традиции голландских и фламандских мастеров натюрморта и бытового жанра XVII в., обогатив эту традицию и внеся в своё творчество оттенок изящества и естественности.
  • Слайд 3Ученик П.-Ж. Каза и НоэляКуапеля, Шарден родился и всю жизнь провёл в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Помогая Куапелю исполнять аксессуары в его картинах, приобрёл необычайное искусство изображать неодушевленные предметы всякого рода и решился посвятить себя исключительно их воспроизведению. В начале своей самостоятельной деятельности писал плоды, овощи, цветы, хозяйственные принадлежности, охотничьи атрибуты с таким мастерством, что любители искусства принимали его картины за работы знаменитых фламандских и голландских художников, и только с 1739 года расширил круг своих сюжетов сценами домашнего быта небогатых людей и портретами. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Это произошло во многом благодаря парижской «выставке дебютантов», которая проходила на площади Дофина. Так, в 1728 году он представил там несколько полотен, среди которых был в том числе натюрморт «Скат». Картина так поразила Никола де Ларжильера, почётного члена французской Академии живописи и скульптуры, что он предложил молодому художнику выставить свои произведения в стенах А.. Впоследствии живописец настоял на том, чтобы Ш. поборолся за место в Академии. Уже в сентябре кандидатура Ш. была принята, и он был занесён в списки как изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен.
  • Слайд 4В 1730-х гг. Шарден обратился к жанровой живописи, к повседневным семейным и домашним сценам, полным любви и покоя, удивительной образной и колористической цельности («Молитва перед обедом», 1744). В жанровых сценах Шарден воссоздал спокойный, размеренный уклад повседневной жизни — то в самые заурядные, но лирически возвышенные моменты, то в эпизодах, имеющих внутреннее нравственное значение. Картина «Натюрморт с атрибутами искусств» ( 1766 г., Государственный Эрмитаж) выполнена по заказу Екатерины II для строившегося в Петербурге здания Академии художеств Картины жанровой живописи, отличающиеся наивной простотой содержания, силой и гармоничностью красок, мягкостью и сочностью кисти, ещё более, чем прежние работы Шардена, выдвинули его из ряда современных ему художников и укрепили за ним одно из видных мест в истории французской живописи. В 1728 г. он был сопричислен к парижской академии художеств, в 1743 г. избран в её советники, в 1750 г. принял на себя должность её казначея; кроме того, с 1765 г. он состоял членом руанской академии наук, словесности и изящных искусств.
  • Слайд 5В произведениях разных лет и разных жанров, таких, как «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760) или «Атрибуты искусств» (1766), Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником «тихой жизни», поэтом повседневности; его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы. В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (автопортрет, 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу. Много для распространения славы Шардена сделали энциклопедисты, которые противопоставляли его «буржуазное» искусство «оторвавшимся от народа» придворным художникам — мастерам эротических и пасторальных виньеток в духе рококо. Дидро сравнивал его мастерство с колдовством: «О, Шарден, это не белая, красная и черная краски, которые ты растираешь на своей палитре, но сама сущность предметов; ты берешь воздух и свет на кончик своей кисти и накладываешь их на холст!»

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/raznoe/zhivopis-zhan-batista-simeona

Жан-Батист Симеон Шарден (1699 — 1779)

22.07.2008

Читайте также:  Описание картины павла филонова «крестьянская семья»

Публикации

Во главе с Шарденом в искусство XVIII столетия вошла плеяда мастеров, противопоставивших искренний и простой рассказ о натуре придворной парадной живописи рококо.

Шарден был не только создателем прославивших его натюрмортов и бытовых сцен, но и одним из родоначальников новой портретной концепции в европейской живописи века Просвещения.

Он одним из первых французских художников обратился к жанровому типу портрета, который явился важным этапом в развитии живописи XVIII столетия, как и реалистический бытовой жанр.

Мыльные пузыри. Ок. 1739

Работы Шардена, составляющие гордость европейских и американских музеев, пленяют особой естественной простотой натуры, теплом и человечностью, с которой она передана художником.

Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками? Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета). Благодаря этому зритель вовлекается в сферу видения натуры художником, одухотворенный его чувством.

Как никто другой Шарден сумел выразить обостренную чуткость века Просвещения в умении находить тонкости в самых общих вещах. Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать».

Молитва перед обедом. 1740

Отец художника был мастером-столяром, и Шарден воспитывался в полуремесленной-полухудожественной среде. Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П.Ж. Каза, Н.Н. Куапеля, Ж.Б.

Ванлоо Шарден был замечен и приглашен к участию в реставрации росписей Королевского дворца в Фонтенбло под руководством Ванлоо. Почти одновременно он написал вывеску по заказу парижского хирурга, на которой изобразил толпу уличных зевак, стоящих вокруг раненого. Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке.

Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена — «Скат» и «Буфет» (оба — 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств.

В обеих картинах поэтически передана красота простых вещей — серебрящихся на зеленоватом фоне рыбы и кухонной посуды и стоящей на белой скатерти посуды из темного стекла в окружении разбросанных фруктов. Элемент развлекательности вносят крадущийся к рыбе кот и пес, лающий на стол с посудой, как в полотнах фламандских и голландских мастеров.

Однако в отличие от барочных натюрмортов этих северных художников, натура у Шардена не выглядит столь эффектно и выигрышно скомпонованной. Конечно, художником глубоко продумывался каждый нюанс в ее расположении, и каждый натюрморт Шардена заставляет почувствовать его особый дар в ощущении предметности мира.

Возвращение с рынка. 1739

Кухарка (Женщина, чистящая овощи). 1738

Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. В 1731 году Шарден женился на Франсуазе Маргерит Сентар и в том же году у него родился сын.

Он жил в Париже, предпочитая изображать людей своего круга, не любил создавать работы по официальным заказам, хотя иметь его произведения стремились Фридрих II, Екатерина II, Густав III, многие представители блестящей европейской аристократии.

С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730—1740-х годов многие свои лучшие полотна: «Возвращение с рынка» (1739, Париж, Лувр), «Гувернантка» (1738, Оттава, Национальная галерея), «Кухарка (Женщина, чистящая овощи)» (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), «Трудолюбивая мать», «Молитва перед обедом» (оба — 1740, Париж, Лувр). Шарден всегда шел в них от изображения реального жизненного мотива, придавая ему значительность, ведя неторопливый рассказ о повседневном событии, о предметах, связанных с окружением человека. Интерес художника к работам голландских мастеров XVII века был закономерен на пути поисков живой и естественной интерпретации натуры. Эти сценки с изображением матерей, воспитывающих детей или занятых хозяйством, Шарден часто повторял, поэтому варианты этих полотен имеются во многих музеях и частных коллекциях. В придании правдивости сценам велика роль интерьера. Кистью мастера натюрморта выписаны овощи, посуда на столе, предметы, разбросанные в прихожей. Они рассказывают о жизненном укладе простых горожан, людей третьего сословия, к которому принадлежал и сам художник. В отличие от ярких светящихся красок голландских жанристов, преобладающие в полотнах Шардена коричневые, зеленые, голубые, белые цвета придают неброскость колориту.

Мальчик с карточным домиком Ок. 1740

Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением, игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах («Карточный домик», 1741, «Юная учительница», ок.

1740, оба — Вашингтон, Национальная галерея искусства; «Мальчик с волчком» (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность.

Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа — младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине «Мальчик с волчком», и десятилетний Шарль («Портрет Шарля Годфруа», 1738, Париж, Лувр).

Шардена увлекает не раскрытие мимолетного выражения чувств или психологической сложности детского образа, а повествование о человеке своей среды. И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние.

Юная учительница. Ок. 1739

С 1737 года художник становится постоянным участником парижских салонов, вновь открывшихся после длительного перерыва. Его работы нравятся маршанам и критике, их часто воспроизводят в гравюре известные мастера.

Дидро, отличая самобытность его работ, восторженно пишет: «Шарден — умный художник, который прекрасно умеет говорить о своем искусстве»; «Вот кто умеет создавать гармонию красок и светотени!» — восхищенно восклицает он о колорите Шардена.

Натюрморт с трубкой. 1737

Живописное мастерство художника совершенствуется с годами. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием.

Свои спокойные, уравновешенные композиции в натюрмортах он составляет из кухонных предметов, битой дичи, фруктов, музыкальных инструментов, атрибутов живописи, скульптуры, архитектуры, науки.

Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам, или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). Красота изящных форм каждого предмета подчеркнута в полотне с изысканным подбором вещей Натюрморт с трубкой. Открытый ящик с табаком, к которому прислонена трубка, вобравшие в себя множество цветовых рефлексов белый глиняный кувшин и чашка повествуют о моде и быте эпохи, когда курение заморского табака входило в обычай в европейских странах.

Натюрморт с атрибутами искусств. 1766

Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы.

Эмоциональную выразительность колорита натюрморта отметил Дидро, написавший: «Как четки массы! Как одни предметы отражаются в других! Не знаешь, в чем именно кроется очарование, ибо оно разлито повсюду…» В четком ритме расположил художник принадлежащие ему предметы — фигурку Меркурия, папку с рисунками, ящик для красок и палитру, свитки чертежей и готовальню, книги.

На теплом красно-коричневом тоне подмалевка плотными мазками рельефно выписаны все эти предметы, освещенные мягким светом.

Подбор предметов, включая орденский крест Святого Михаила на ленте и медали как символа заслуженного труда художника, как во всех аллегориях века Просвещения, без усложненности повествует о профессии художника, о его особом новом свободном статусе, дарованном ему временем.

Портрет жены художника. 1776

Последнее десятилетие творчества художника было омрачено отставкой в Академии, ослабевшим зрением, меньшим вниманием публики. Однако созданные в этот период работы стали выдающимися произведениями французской живописи XVIII столетия.

Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры — «Автопортрет с зеленым козырьком» (1775, Париж, Лувр) и «Портрет жены» (1776, Чикаго, Институт искусств).

Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном «Автопортрете» 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». Поздние портреты ознаменовали новый этап не только в его искусстве, но и в европейской портретной живописи XVIII столетия.

Читайте также:  Описание картины константина коровина «розы в голубых кувшинах»

Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Он обращается к новой форме камерного портрета, заменяя лирическое повествование о человеке третьего сословия более глубоким обобщением. В образе Маргерит, жены художника раскрыт характер женщины, жизнь которой прошла в тревоге и заботах о ближних. Атласный домашний халат и нескладно сидящий чепец не умаляют благородного облика красивой в прошлом женщины.

Автопортрет с зеленым козырьком 1775

В домашней одежде представил себя художник и в «Автопортрете с зеленым козырьком». Повязка на голове, на которой крепится козырек и нашейный платок, завязанный в свободный узел, — атрибуты старой и удобной профессиональной одежды.

Спокойный, проницательный взгляд из-под козырька — тоже черта профессии. Возможности интимной характеристики максимально емко использованы в поздних портретах Шардена, которые предвосхитили будущие открытия в произведениях таких крупных мастеров, как О.

Фрагонар и Ж.Л. Давид.

Елена Федотова

Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=587

Искусство Франции XVIII в

Искусство стран Европы эпохи Просвещения

XVIII в. во Франции начался смертью престарелого короля Людовика XIV. Регентом малолетнего племянника был объявлен герцог Филипп Орлеанский. Период Регентства (1715-1723) вошел в историю как время крайнего падения нравов, когда аристократия вознаграждала себя за долгие годы лицемерного смирения при ханжеском дворе старого Людовика XIV.

Вкусам аристократии отвечал стиль рококо, который проявился преимущественно в украшении интерьеров, мебели и декоративных изделий, утратил присущие барокко монументальность и размах, связь с торжественной парадностью.

Искусство рококо сближалось с бытом, пресыщенность вкусов требовала все больше эстетических раздражителей в виде живописи, лепки, позолоты, мелкой пластики, изысканной утвари. Мебель, посуда, декоративные ткани, бронза, фарфор, статуэтки оформлялись светлыми, яркими красками, изящными завитками.

Дробность формы, ажурный орнамент, строящийся на игре сложных изогнутых линий раковин, цветочных букетов, лент и арабесок — особенность декора рококо.Мебель делалась из лимонного, красного, палисандрового дерева, украшалась резьбой и позолотой, вставками из фарфора, применялся наборной узор из дерева.

Изделия из фарфора приобретают форму цветков, они покрыты лимонно-желтой, розовой или сиреневой росписью.

Стиль рококо был обращен к домашнему обиходу и его нуждам. Для французского рококо характерны отказ от ордера в интерьере, внимание к удобству и комфорту и утонченности каждодневного быта. Изобразительное искусство рококо отличает асимметрия композиции, демонстративное легкомыслие, игривость, фривольность сюжетов, изящество, легкие, светлые краски.

Одним из художником, в чьем творчестве проявляются изысканность и фривольность рококо, был Жан-Антуан Ватто (1684-1721), сын кровельщика. Ценой невероятного напряжения Ватто выбился из нужды, добился славы. Неуживчивый, легко ранимый, не имеющий семьи, Ватто был неизлечимо болен, предчувствовал свою раннюю смерть.

Он умер в 36 лет, работая до последнего дня. Мизантроп в жизни, Ватто писал галантные сцены, для которых Академия живописи специально ввелаэто жанровое обозначение.

«Галантные празднества» — лирические сцены, полные утонченной грации: кавалеры и дамы встречаются в парках, слушают музыку, танцуют и поют («Общество в парке», «Капризница»).

Одна из прославленных сцен — «Отплытие на остров Цитеру» изображает влюбленных, которых ожидает корабль, следующий на остров, где любовь никогда не умирает. Ватто любил изображать и такие будничные сцены войны, как привалы, бивуаки и походы.

Среди его друзей были актеры парижских театров, им, а вернее их персонажам, посвящены такие театральные сцены, как «Жиль», «Актеры Французской Комедии». В театральных сценах все чувства заключены в традиционные актерские амплуа. В конце жизни он создает свой шедевр для друга, владельца магазина по продаже картин — «Лавку Жерсена».

Франсуа Буше (1703-1770) писал эротизирова-нные мифологические картины («Геркулес и Омфала»), пасторали, был первым живописцем короля, автором портретов его фавориток («Портрет мадам де Помпадур»).

Жан Оноре Фрагонар (1732-1806), наделенный художест-венной впечатлительно-стью, впитавший многие влияния, начинал как исторический живопи-сец, но его бурный темперамент проявлялся и в других жанрах. Он мог быть и рассказчиком, и тонким поэтом, и декоратором («Поцелуй украдкой», «Счастливые возможности качелей»).

Скульптура Франции начала XVII в. представлена творчеством Гийома Кусту (1678-1746), чьим лучшим творением стали группы укротителей коней для садов Марли, позже перенесенные на Елисейские поля. Жан-Батист Пигаль (1714-1785) прославился мраморными фигурами Меркурия и Венеры.

Этьен-Морис Фальконе (1716-1791) в 1757 г. назначается начальником скульптурной мастерской Севрской фарфоровой мануфактуры. Он исполняет в бисквите десятки моделей — отдельных статуэток и групп. Сюжеты его бесконечно разнообразны — сцены из сказок Лафонтена, из опер и пьес. В 1765 г.

русскийпосол в Париже обратился к мастеру с предложением создать памятник Петру I.

Вся образованная Франция 60-70-х гг. XVIII в. находилась под влиянием учения Руссо о преимуществах естественного состояния человека.

Под влиянием идей Руссо рождается сентиментализм, для которого характерны интерес к миру чувств, камерность, повышение роли пейзажа, иногда излишние назидательность и слащавость. Жан-Батист Грез (1725-1805) становится самым популярным художником-сентименталистом.

Любая картина Греза — это и жанровая сцена и некое моральное поучение, отсюда такие названия его картин, как «Паралитик, за которым ухаживают его дети, или Плоды хорошего воспитания». Выразительность колорита или самой манеры живописи недоступны для Греза.

Колорит его картин однообразен, мазок безлично ровен. Соединение сентиментальности и завуалированной эротики характерно для его жеманных и манерных изображений так называемых «женских головок».

Пейзаж второй половины ХУПI в. представлен творчеством Клода-Жозефа Берне (1714-1789), стихией которого было небо и море. В 1753 г. Берне получил заказ на серию полотен портов Франции.

В изображение пейзажа Берне вводит отдельные фигуры и группы.

Другой пейзажист Франции Гюбер Роббер (1733-1808), проведший в молодости несколько лет в Италии, писал античные руины, изобретательно соединяя античные колонны, статуи, фонтаны, каскады, обелиски.

Портрет достигает развития в творчестве Элизабет-Луизы Виже-Лебрен (1755-1842), которая наделяла своих героинь нарочитой простотой.

Поза, жест и декор — вот основные составляющие парадного репрезентативного барочного портрета, перешедшего в XVIII в. из предшествующего столетия. Портрет должен был говорить зрителю, кто перед ним — непобедимый полководец, великий министр.

В обществе того времени существовал строжайший этикет, в портрете художник также руководствовался определенными правилами. Верность правде для портретиста заключалась в умении наилучшим образом воплотить социальный статус и роль своей модели.

В середине века в моду входит «мифологический портрет» (портретируемый изображается как герой античных мифов).

Великим художником Франции XVIII в., который прославил быт французского третьего сословия, опоэтизировал простой быт людей, был Жан-Батист Симеон Шарден (1699-1779). Свою жизнь в искусстве он начал как мастер натюрморта.

Сначала художник увлекался декоративными эффектами, стремясь изображать дорогие красивые вещи, перегружая картину большим количеством предметов. С годами язык Шардена упростился и достиг классической ясности. В 50-60-м гг.

им были созданы лучшие натюрморты, в которых небольшое количество предметов дано в скупых сочетаниях, композиция подчинена строгой закономерности. Особую выразительность у Шардена имеют сами вещи повседневного обихода — баки, связка лука. Они могут говорить о занятиях своего хозяина («Атрибуты наук», «Атрибуты искусств»).

Шарден пишет простые обычные вещи необычайно изысканно, тонкими стежками краски. Красочные оттенки становятся неуловимыми. Создает художник и жанровые картины – обычно бытовые сцены из жизни людей третьего сословия («Прачка», «Возвращение с рынка»).

В последней четверти XVIII в. Франция переживает потрясение всех основ жизни, начало которой положили революционные события 1779 г.

Эпоха революции, гражданской войны и отражения внешней угрозы поставили перед искусством задачу прославления человека, который исполняет свой долг перед отечеством. Идеал такой личности был воплощен в искусстве Рима, ставшем для классицизма XVII в.

объектом подражания. Теперь, в конце XVIII в., искусство классицизма повторяло эволюцию Рима — от республики к империи.

В отличие от придворного классицизма XVII в. классицизм конца XVIII в. называют революционным. Его самым ярким представителем стал художник, чья судьба неотделима от событий этого времени.

Это был Жак-Луи Давид(1748-1825), член революционного Конвента, художник, перед которым заискивали члены Директории, а затем попавший в немилость у ставшего императором Наполеона.

Его картины прославляли гражданские добродетели («Клятва Горациев» — юноши перед боем дают клятву верности Риму, «Смерть Марата» — этот деятель революции пал от руки девушки-аристократки). В 1800 г. Давид написал портрет мадам Рекамьев античной тунике и на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, которая вскоре получит название «рекамье».

Читайте также:  Описание картины уильяма блейка «песни невинности»

Дата добавления: 2016-08-06; просмотров: 683;

Источник: https://poznayka.org/s54564t1.html

Французский художник Жан-Батист Шарден. Родился 2 ноября

(1699–1779)

Шарден был крупнейшим художником‑реалистом своего времени.

Рену в некрологе писал: «Невольно кажется, что он имел глаза, устроенные наподобие призмы, чтобы различать различные цвета предметов, неуловимые переходы от света к тени. Никто лучше его не владел магией светотени».

Жан‑Батист Симеон Шарден родился 2 ноября 1699 года в Париже, в семье мастера резчика по дереву, выполнявшего сложные художественные работы.

Родители сочувственно относились к его первым успехам в рисовании, а затем отдали сына для обучения живописи в мастерскую Пьера Жака Каза. В течение нескольких лет он копировал здесь картины, среди которых были произведения церковного содержания.

Первые настоящие уроки он получил в мастерской Ноэля Никола Куапеля. Помогая учителю исполнять аксессуары в его картинах, он приобрел необычайное искусство изображать всякого рода неодушевленные предметы.

Одним из его учителей стал художник Ж.‑Б. Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло. Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св. Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта.

В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии. Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году.

Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов».

Тридцатые–сороковые годы – период расцвета творчества художника. Оставаясь верным своему стилю, Шарден вдохновлялся искусством голландских мастеров жанровой живописи, картинами Давида Тенирса и Герарда Доу.

Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие совершенно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744).

С 1737 года Шарден становится постоянным участником парижских Салонов. Его работы нравятся маршанам (торговцам картин) и критикам.

Дидро восторженно пишет о нем: «Вот кто умеет создавать гармонию красок и светотени! Не знаешь, на какой из этих картин остановить свой выбор, – они равно совершенны… Это сама природа, если говорить о правдивости форм и цвета».

В Салоне 1738 года Шарден показал картины «Мальчик‑половой» и «Мойщица посуды» (обе – 1738), а также два портрета – «Мальчик с юлой» и «Юноша со скрипкой» (обе – 1738).

Чаще всего художник изображал женщин и детей. Трудолюбивая хозяйка, любящая мать, заботливая гувернантка или дети с их непосредственностью и невинными забавами – вот главные герои Шардена.

Так, на картине «Прачка» изображена женщина, стирающая белье, и сидящий рядом с ней мальчик, пускающий через соломинку мыльные пузыри.

Солнечный блик играет на мыльном пузыре и видны переливы разных оттенков на пене.

В 1731 году после нескольких лет знакомства Шарден женится на дочери купца Маргарите Сентар. Вскоре у них родится сын Пьер, впоследствии ставший художником, а в 1733 году – дочь.

Но проходит два года, и художника постигает тяжелая утрата, когда в один день умирают и жена, и маленькая дочь. Вновь он женится только в 1744 году. Его избранницей стала Франсуаза Маргарита Пуже, вдова буржуа.

Но и здесь Шардена поджидает новая беда – погибает ребенок от нового брака.

Несчастья в личной жизни не отразились на творчестве художника. В 1730–1740 годы он создает свои лучшие картины, впервые во французском искусстве отображавшие простых парижан.

«…отказ от развлекательности и нарочитых эффектов, преданность натуре, изображение людей и вещей такими, какими их можно видеть в жизни, но какими их никогда до этого не изображали художники Франции, привлекали внимание к этим произведениям.

Картины Шардена по содержанию камерны, и их небольшой формат оказывается единственно возможным. Наше внимание концентрируется на ограниченной, но достойной внимания сфере жизни – на теплоте человеческих чувств, на добром согласии, которые царят в семьях скромных парижан. Этим настроением проникнута почти каждая его работа.

С благоговением и подлинным лиризмом изображает художник женщину‑наставницу, воспитывающую у своих питомцев добрые чувства. И это обращение к разуму ребенка, забота о его нравственном воспитании, о соблюдении им норм поведения характерны и типичны для времени распространения просветительных идей («Молитва перед обедом», «Гувернантка»)», – пишет Ю.Г. Шапиро.

В 1743 году Шардена избирают советником Королевской академии, а в 1755 году он стал ее казначеем. В 1765 году художника избирают также членом другой академии – Руанской.

Огромное место в творчестве Шардена, в особенности с пятидесятых годов, занимает натюрморт: «Шарманка и птицы» (около 1751), «Надрезанный лимон» (около 1760), «Десерт» (1763), «Кухонный стол», «Медный бак», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766), «Корзина с персиками» (1768).

Умение краской передать материальность каждой вещи вызывало восхищение Дидро. Мастерство Шардена он называл колдовством. Дидро писал: «О, Шарден, это не белая, красная и черная краски, которые ты растираешь на своей палитре, но сама сущность предметов; ты берешь воздух и свет на кончик своей кисти и накладываешь их на холст».

Шарден утверждал в своих картинах ценность и значение материального мира и окружающей реальной жизни. В своих натюрмортах художник не любит пышных и декоративно перегруженных композиций. Он ограничивается небольшим числом любовно отобранных предметов, очень скромных и не бросающихся в глаза.

Его натюрморт «Атрибуты искусств» отличается простотой, уравновешенностью композиции и материальной определенностью предметов.

Прелесть полотна заключается в пронизывающем его спокойном и ясном чувстве гармонии, где сдержанная, сероватая красочная гамма так тонко соответствует обыденности и в то же время изысканности избранных вещей.

Вводя нас в тихую и серьезную атмосферу художественной мастерской, эти предметы должны были в то же время создавать как бы аллегорический образ наук и искусств. Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки».

Основой шарденовской палитры является серебристо‑серый тон. Рафаэлли дал прекрасное объяснение этому предпочтению художника: «Когда вы срываете плод – персик, сливу либо гроздь винограда, вы видите на нем то, что мы называем пушком, особый вид серебристого налета.

Если вы положите такой плод на стол, свет, игра рефлексов от окружающих его предметов придадут его окраске сероватые оттенки. Наконец, воздух, с его голубовато‑серым тоном, окутывает все предметы.

Это приводит к тому, что самые интенсивные краски природы как бы купаются в повсюду разбросанных лиловато‑серых оттенках, которые видит лишь тонкий колорист, и именно наличие такой сероватой гаммы позволяет нам опознать хорошего колориста.

Колористом отнюдь не является тот, кто кладет на холст много красок, а лишь тот, кто воспринимает и фиксирует в своей живописи все эти сероватые оттенки. Шардена следует рассматривать как одного из наших величайших колористов, так как среди наших мастеров он не только тоньше всех видел, но и умел лучше всех передавать те нежнейшие сероватые оттенки, которые порождены светом, рефлексами и воздушной средой».

В результате интриг со стороны недругов здоровье художника было подорвано. Тяжелым ударом для него явилось и внезапное исчезновение сына (1774). Несмотря на преклонный возраст и болезнь, он продолжал работать, но материальное положение становилось катастрофическим. Мастер вынужден был продать свой дом. Отказавшись от казначейских дел в Академии, он решил остаток сил отдать живописи.

Мастер пишет в технике пастели два замечательных портрета – «Автопортрет с зеленым козырьком» и «Портрет жены» (оба – 1775 г.).

«Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности. Художник изобразил себя в ночном колпаке, с небрежно завязанным шарфом – он выглядит типичным домоседом‑бюргером, который мало следит за собой, стар, добродушен, немного курьезен.

Но уже в следующее мгновение, когда зритель встречается с его взглядом, недоумение исчезает… Мы узнаем художника, который также внимательно, спокойно и серьезно всматривается в жизнь, чтобы утвердить своим поэтическим талантом на основании жизненного опыта лишь то, что разумно, полезно, гуманно», – пишет Ю.Г. Шапиро.

После долгой болезни Шарден умирает 6 декабря 1779 года.

Источник: https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43567047369

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector