Васнецов виктор. церковь спаса нерукотворного

Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево: сказочный храм в лесу

Главная страница » Россия » Подмосковье » Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево: сказочный храм в лесу

Изящная церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево стоит на окруженной деревьями поляне неподалеку от Поленовской дачи. Она считается первым памятником русского модерна. Церковь производит очень сильное впечатление. В ней угадываются знакомые с детства сказочные образы, что-то очень родное и близкое.

♦ По теме: Музей-заповедник «Абрамцево»: вспоминая Абрамцевский кружок

Церковь Спаса Нерукотворного

Церковь Спаса Нерукотворного

Около церкви почти всегда много людей

Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево: прекрасная история создания храма

Впервые мысль о постройке церкви в Абрамцево появилась у Саввы Ивановича Мамонтова в 1880 году.

В ту весну река Воря сильно разлилась, и крестьяне окрестных деревень оказались отрезанными от ближайшей церкви, что находилась на другом берегу.

Усадебный дом не смог вместить всех желающих, желающих попасть на заутреню. В следующем, 1881 году, было решено строить церковь по образцу древнерусских храмов.

Первоначально проект создал В.Д.Поленов, взявший за основу храм Спаса на Нередице в Новгороде (XII в.). Но он оказался несколько массивным и тяжеловесным.

Работы продолжил В. М. Васнецов, в то время увлекавшийся архитектурой московских, ярославских и ростовских церквей.

Он переработал проект Поленова, сделав храм более гармоничным и изящным.

Строительные работы начались в конце мая 1881 года. Васнецов писал:

Художники предприняли поездки в Ярославль, Ростов и другие города, чтобы полнее изучить древнерусское искусство и воплотить его в абрамцевском храме. К концу июля были возведены стены и крыша. Затем храм украсили резным орнаментом. От поленовского проекта остался западный фасад, выполненный в виде звонницы.

В орнаменте на валике, обрамляющем вход, множество изображений с христианской символикой: Агнец, олицетворяющий Христа, голова осла, напоминающая о торжественном въезде Христа в Иерусалим. Отречение Петра символизирует петух. Здесь же символы евангелистов: ангел, лев, орел и телец. Лик Спаса Нерукотворного над входом принадлежит кисти Поленова.

Звонница

Окно

Апсиды

Внутреннее убранство церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцево

Внутреннее убранство церкви Спаса Нерукотворного выполнено по эскизам Поленова: иконостас, киоты, подсвечники, запрестольный крест, паникадило, свадебные венцы, хоругви и другая церковная утварь.

Иконостас сделан двухъярусным, как было принято в древности на Руси и долго сохранялось на Русском Севере. Здесь можно увидеть и традиционные иконы, собранные членами Абрамцевского кружка, и авторские работы: «Спас Нерукотворный» (1881–1882) И. Е. Репина, «Николай Чудотворец» (1881) Н. В.

Неврева, «Сергий Радонежский» (1881) и «Богоматерь» (1882) В. М. Васнецова, «Благовещение» (1882) В. Д. Поленова, «Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом» (1890-е) Е. Д. Поленовой и др.

Васнецов также расписал клиросы изображениями цветов и бабочек, а также выложил мозаичный пол, который первоначально был залит цементом и резко выделялся на фоне белоснежных стен храма.

Внутреннее убранство церкви

Орнамент на полу

Роспись окна в храме

Светильник

Лампада

Престольная икона и иконостас

Роспись окна и печь работы М.А.Врубеля

Херувим, роспись окна

Икона «Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом», 1890-е годы

Клирос

Царские врата

В 1882 году церковь была освящена во имя Спаса Нерукотворного. В 1892 году была поставлена печь работы М.А.Врубеля.

Деталь печи работы Врубеля

В 1891 году, после смерти Андрея, сына С.И.Мамонтова, по проекту Васнецова ризница была перестроена в часовню. У стен церкви погребены дочь Мамонтовых Вера (1907), Елизавета Григорьевна Мамонтова (1908), внук Мамонтовых, сын Веры Сергей (1913) и Савва Иванович Мамонтов (1918).

Крест на могиле сына Андрея, высеченный Е.Г.Мамонтовой

Кресты на могилах

Усыпальница Мамонтовых

Могила С.И и Е.Г.Мамонтовых

Усыпальница Мамонтовых

Купола храма Спаса Нерукотворного

Храм прячется за деревьями

© «Путешествия с Марией Анашиной», 2009-2018. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены

Если мой сайт оказался вам полезным, вы можете поблагодарить меня, купив туристические услуги по моим партнерским ссылкам. Эти сервисы опробованы мною лично. Вы ничего не переплачиваете.

Источник: https://anashina.com/poezdka-v-abramcevo-3/

Владимирский собор в Киеве, расписанный Виктором Васнецовым

Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма
В. Васнецов

По завершении работ Виктор Михайлович произнес сакраментальную фразу: «Я поставил свечку Богу».

В росписи собора принимали участие разные художники, но здесь мы рассмотрим росписи Виктора Васнецова.

Главная роль в декоре храма принадлежит В.М.Васнецову. Прежде чем приступить к работе, художник подписал контракт, который обязал его и его помощников добросовестно выполнить поставленную задачу в течение двух лет со дня подписания этого договора.

Однако, на весь объем работ ушло около 11 лет. Васнецов был воодушевлен своей миссией, он твердо верил в успешный исход работы, ведь все делалось на благо людей и Господа Бога.

Художник и так не отличался отменным здоровьем, еще к тому же собор не отапливался, и работать приходилось в холоде, поэтому он часто болел. Кроме того, Васнецов несколько раз срывался с лесов, но ни болезни, ни травмы не остановили его. Кисти В.М.

Васнецова принадлежат 15 композиций и 30 отдельных фигур. За весь период работы он расписал более 2 тысяч квадратных метров.

Роспись Виктора Васнецова (фото и эскизы)
Единородный Сыне и Словесе Божий. Росписи Владимирского собора
Христос-Вседержитель (Пантократор), 1885-1896Икона «Господь Вседержитель» — один из самых распространенных в России иконографических типов Спасителя. Духовное и богословское содержание иконы заключается в представлении Господа Иисуса Христа как Вершителя судеб мира, Источника Истины и Жизни: одной рукой Господь благословляет, во второй руке Он держит книгу как многогранный символ и Благой Вести, и Книги Жизни, в которую вписаны имена спасенных, и Божественной мудрости. Традиционно входящая в венчальную пару икон, икона «Господь Вседержитель» обычно первой входит в дом молодой семьи, к ней обращаются при чтении утренних и вечерних молитв и во всякой нужде и в радости. Икона Господа Иисуса Христа, Спасителя и Искупителя всех грехов человеческих, должна быть в каждом православном доме.Взгляд Спасителя строгий и милующий одновременно, проникающий в глубины человеческой души.

В барабане (основании) купола изображено Предверие Рая.
Радость праведных о Господе. Преддверие Рая (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Правая часть. 1885-1996
Радость праведных о Господе. Триптих, (левая часть)
Радость праведных о Господе.

Триптих, (центральная часть)Роспись барабана (основания) главного купола Владимирского собора изображает предверие рая.В настоящее время находится довольно в плачевном состоянии.Центр росписи — несомненно образы трех главных Архангелов небесной иерархии — Архистратиг Михаил, Гавриил и Рафаил.

Справа от них выделяется фигура разбойника согбенного под тяжестью креста. Вера, которую он исповедал на этом кресте, спасла его; обет Христа: ныне будешь со мною в раю — исполнился.

Над разбойником — Адам, седой старик, его держит за руку ангел, рядом Ева, руки сомкнуты в молитвенном жесте, на лице как будто неверие своему счастью —  долгая трагедия человечества, начавшаяся с ее грехопадения, теперь пришла к концу, потерянный рай возвращен. С ними их сын, благочестивый Авель, в виде нежного женственного отрока с восторженно простертыми руками.

Позади их Мария Магдалина в темном покрывале на полуобнаженных плечах, с разметавшимися роскошными волосами, которыми она некогда отерла ноги Спасителя, со взглядом, исполненном веры. Возле этого молодого, прекрасного лица старое, изборожденное морщинами лицо Марии Египетской и длинные космы седых волос, которые 47 лет заменяли ей в пустыне одежду.

Прижавшись  головой  к Марии Магдалине, она не то ободряет ее, не то делится с ней какой-то поразившей ее мыслью.Еще дальше трогательная группа мученицы св. Софии и ее трех дочерей — Веры, Надежды и Любви. Ангел указывает им на рай. София, спокойная, с твердой и кроткой верой в лице, смотрит на райские врата.

Но дочери ее, как бы испуганные земными мучениями, боязливо жмутся к ней. Прелестное личико прильнувшей к ее плечу темноволосой девочки измучено и печально. Самая младшая с роскошными белокурыми кудрями спрятала головку на груди у матери.На третьей части росписи, — великомученица Варвара, прижимающая к себе тот меч, которым ей отсекли голову. Ее поддерживает Ангел.

Дальше дивной красоты группа св. Екатерины и поддерживающих ее Ангелов (помните монастырь на горе Синай в Египте?, по приданию ангелы вознесли тело Великомученицы после казни на гору Синай, где в VI веке его обрели монахи и перенесли в монастырь). Взгляд Святой тверд и спокоен, на руке ее блестит обручальное кольцо, символ обручения ее с Небесным Женихом.

Далее изображен равноапостольный Владимир с крестом и жена его Анна. Под ними смуглые восточные лица пяти мудрых дев, у которых хватило елею, что бы дождаться Жениха. Над Владимиром и Анной их сыновья мученики Борис и Глеб, и св. Алексий.

Еще дальше, прямо против центральной группы Ангелов торжественно шествуют в зеленоватых ассирийских одеждах три отрока, чудесно спасшиеся в пещи огненной. За этими главными фигурами целый сонм праведников и праведниц с радостными лицами, с пальмовыми ветвями, сливающийся в один светлый венец.

Таков сюжет этой знаменитой картины, прославившейся как смелостью концепций, так и вдохновенным исполнением.По церковному преданию, основанному на словах Христа, души праведников относятся ангелами в преддверие рая, где они пребывают до Страшного Суда, ожидая вечного блаженства. Души грешников попадают в руки демонов и находятся «в аду, в муках».

Окончательное разделение на спасенных и осужденных произойдет на Страшном Суде, когда «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление».
Бог Отец (Бог Саваоф)Бог Отец (лат. Deus Pater) — в христианстве первая ипостась Святой Троицы (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух).

Крестная смертьРаспятие Христово — это казнь Иисуса Христа через распятие, эпизод, венчающийСтрасти Христовы и предшествующий погребению и Воскресению Христову.
Апостол и Евангелист Иоанн БогословСимвол Евангелиста Иоанна — Орел.
Апостол и Евангелист Левий МатфейСимвол Евангелиста Матфея — Человек.

На свитке который подает ангел Матфею написаны завершающие слова Евангелия от Матфея в которых Иисус посылает своих учеников нести слово учения всем народам и обещает быть всегда рядом с ними:се Аз с вами есмь во вся дни… века (Мф. 28, 20) или в современном звучании «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».
Апостол и Евангелист МаркСимвол Евангелиста Марка — Лев.
Апостол и Евангелист ЛукаСимвол Евангелиста Луки — Телец.
Серафимы (орнамент)Серафим  — ангел, особо приближённый к престолу Бога и Его прославляющий. У него 6 крыльев. В христианской системе ангельской иерархии это первый ангельский чин.

Все иконы алтаря Владимирского собора написаны на свинцовых досках, толщиной около 2 см.

Мария Магдалина — христианская святая, мироносица, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при Распятии и была свидетельницей его посмертного явления.

С Марией Магдалиной связывают появление традиции пасхальных яиц: по легенде, когда Мария пришла к императору Тиберию и объявила о Воскресении Христа, то император сказал, что это так же невозможно, как то, чтобы куриное яйцо было красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета.
Святой ВладимирВладимир I Святославич (др.-русск.

Володимеръ Святъславь, ок. 960 — 15 июля 1015) — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.
Святая ОльгаКнягиня Ольга, в крещении Елена (умерла 11 июля 969) — великая княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича (древляне привязали его к двум согнутым деревьям и разорвали), как регент с 945 примерно до 960 года.

Читайте также:  Описание картины константина маковского «женский портрет»

Святая Русской православной церкви, первая из русских правителей приняла христианство ещё до Крещения Руси.
Крещение Руси. Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. 1896
Святой Князь Михаил Черниговский
Святой Нестор-Летописец
Святые отцы. Роспись алтарной части собора святого Владимира в Киеве. Конец 1880-х гг.


Страшный суд. 1885-1896Страшный суд, Судный день — последний суд, совершаемый над людьми с целью выявления праведников и грешников, и определения награды первым и наказания последним.
Иисус и апостолы в образе агнцов Божиих.

Роспись потолка центральной апсидыВ основе изображения Христа в виде агнца (жертвенное животное) лежат слова евангелиста Иоанна: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1, 29).»…ось Агнець Божий, який бере на себе гріхи світу» Ін 1.

29Изображение Христа в иносказательном символическом образе было распространено в среде христиан в периоды гонений на христианскую веру римских властей. Тогда они были понятны лишь посвященным.Впоследствии, после установления христианства в качестве официальной религии Римской империи в 4 веке, церковный собор запретил изображать Христа в виде отличном от канонического.

Однако такие символические, обращенные к традициям первых веков христианства, изображения можно довольно часто встретить и в наши дни.
ЕвхаристияДанное изображение находится в закрытой для посещения части Храма — алтаре. Увидеть его можно или частично во время службы через врата в иконостасе или сверху, находясь на хорах Собора.

Внутреннее убранство алтаря можно осмотреть с помощью панорамы алтарь в разделе виртуальный тур данного сайта.Евхаристия (греч.

благодарение), Святое Причастие — главнейший, признаваемый всеми христианскими вероисповеданиями обряд или — Таинство, при котором верующие христиане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа под видом хлеба и вина, и через этот акт взаимной жертвенной любви соединяются непосредственно с самим Богом.Согласно Евангелию, евхаристия была установлена самим Иисусом Христом на Тайной Вечери.

Причащение необходимо каждому христианину для спасения:«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.» (Ин.6:53-58).

Образ Богоматери у Виктора ВаснецоваВ 1885 году во время посещения собора вице-губернатором Баумгартеном и Адрианом Праховым, им обоим на только что отштукатуренной запрестольной стене открылось видение Богородицы с младенцем на руках. О чудесном явлении лика Божьей Матери тут же пошли слухи, которые дошли до митрополита.

Тот попросил Прахова немедленно написать заметку в газету, и объяснить публике, что никакого чуда совсем нет, что изображение-де всего-навсего от пятен сырости на штукатурке.  Как повелели, так Прахов и сделал.Виктор Васнецов, уже отказавшись от работы во Владимирском, весенним вечером на даче, был просто поражен образом своей супруги с сыном младенцем на руках.

Ребенок потянулся к открывшемуся ему дивному зрелищу весеннего сада и всплеснул руками. Вид женщины с младенцем настолько поразил Васнецова, что ему вдруг пришла мысль, как хорошо было бы написать Богородицу с младенцем, такими, как только что представшие перед глазами дорогие ему люди.

Он тут же принял решение расписывать Собор и на другой день послал Прахову телеграмму о своем согласии…Впоследствии, когда Васнецов представил Прахову свои эскизы алтарного образа Богоматери, тот извлек и показал художнику сделаны когда то набросок проступившего на штукатурке изображения.

Сам Прахов рассказывал, как поразился Васнецов точному совпадению обоих изображений образа Божьей Матери. На несколько минут утратив дар речи, впоследствии он произнес сакраментальную фразу: Это был заказ Божий.Около двух лет писал Васнецов этот образ. Когда леса были убраны, открылся совершенно потрясающий вид иконы Богоматери.Вот она легко и неторопливо идет навстречу зрителям.

Царица небесная несет грешному миру своего Сына… ее большие, полные печали и любви карие глаза ласково смотрят на зрителя. Необыкновенно прекрасно ее бледное, озаренное внутренним светом лицо. Образ наполнен любовью и человеческой красотой.Традиционный образ Богоматери получил под кистью Васнецова необыкновенно оригинальную и свободную трактовку.

Этот образ стали называть с тех пор Васнецовской Богоматерью.
Дочь Прахова в образе СерафимаРосписи Собора проходили под руководством профессора Адриана Прахова более 10 лет. За это время художники сдружились, а дом Прахова стал своеобразным клубом, средоточием их общения.

Нестеров и Врубель были влюблены в харизматичную, не отличавшуюся особенной красотой Эмилию Прахову (ее портрет есть на страничке Врубеля). Михаил Врубель даже избразил ее в образе Мадонны в Кирилловской церкви.Чрезмерное увлечение женой патрона стоило Врубелю участия в росписях Владимирского Собора. Его эскизы были отвергнуты.

Васнецов же, как видим, ограничился прелестным детским портретом, изобразив дочь Прахова в образе серафима.
Ветхозаветные ПророкиПророки — одна из первых работ Васнецова в соборе. …Пророки — это две группы людей, лицами обращенных к запрестольной «Богоматери», предмету их пророчеств.

Это уже не портреты, каковы изображения святителей, а фигуры в движении, со взглядами обращенными в определенную точку, с лицами, воодушевленными определенными чувствами и определенной мыслью… Двенадцать великолепных лиц, двенадцать своеобразных одеяний, двенадцать вдохновенных оюразов.

Давид, в причудливом роскошном царском наряде, сосредоточенно играющий на лире; также пышно одетый безбородый юноша Соломон, с прекрасным восточным лицом, с большими мудрыми черными глазами, видящими будущее; богатырь и воин Гедеон; мальчик Даниил с горящими глазами; седой, в рубище Исайя, ликующий в пляске; великий Моисей с заповедями в руках.Текст рядом с пророками гласит: пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз — слова апостола Павла следующие за словами Апостола Петра, которые нанесены напротив. Полностью мы произносим эти слова перед причастием: Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз?.Заметьте, что вначале мы произносим исповедание апостола Петра, а затем произносим слова апостола Павла, который называет себя самым первым грешником из всех людей. Таким образом, в одной молитве соединяются вера Петра и смирение Павла, дерзновение и самоуничижение.
Пророки Ветхого ЗаветаТекст рядом с пророками гласит: Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго.
Вход Господень в Иерусалим
Св.Ирина
Эскизы
Андрей Боголюбский (эскиз)
Княгиня Евдокия, 1885-1893
Святой Нестор-летописец, 1885-1893
Богоматерь с Младенцем на престоле. 1885-1893 г.
Святой Алипий Живописец, 1885-1893
Святая княгиня Ольга, 1885-1893
Святой Александр Невский, 1885-1893
Эскизы орнаментов росписи Владимирского собора, 1885-1893

Росписи других художников (фото и эскизы)

Кроме Васнецова в росписи стен собора принимал участие и Н.В. Нестеров, который выполнил образы святых Кирилла и Мефодия, князей Бориса и Глеба, великой княгини Ольги, великомученицы Варвары, святых Константина и Елены, работал над такими композициями, как Рождество Христово, Богоявление, Воскресение Христово, занимался написанием икон четырех иконостасов верхних и нижних приделов собора.

Нестеров Михаил. Святой Кирилл
Нестеров Михаил. Святой Мефодий
Нестеров Михаил. БогоявлениеНад созданием настенных росписей также трудились художники иконописной мастерской А.И. Мурашко и выпускники Киевской рисовальной школы С. Костенко и Н. Пимоненко. Композиции Тайная вечеря, Христос перед Пилатом, Распятие, образы древнерусских князей Андрея Боголюбского и Игоря Святославича принадлежат кисти художников П.А. Сведомского и В.А. Котарбиньского. Все, работавшие над оформлением собора худодники, по окончании всех работ были награждены золотыми медалями, сделанными по эскизам А.В. Прахова.
Котарбинский Вильгельм.Тайная вечеря
Котарбинский Вильгельм. Воскресение Лазаря
Котарбинский Вильгельм. Распятие Иисуса Христа
Котарбинский Вильгельм. Моление о чаше
Котарбинский Вильгельм. Святой Пафнутий
Котарбинский Вильгельм. Серафимы — Малый купол Собора
Котарбинский Вильгельм. Роспись потолка

Своды боковых нефов изображают библейский сюжет «Дни творения». Авторами этих композиций стали художники П.А. Сведомский и В.А. Котарбинский.

Росписи сводов на хорах содержат сюжеты из земной жизни Иисуса Христа. В данном случае мы можем увидеть сюжет «Преображение Господне».

Сведомский Павел. Преображение Господне

Внутренний вид Собора Св.Князя Владимира. в Киеве. Литография 1898 г.
Правый неф

I интерактивная экскурсия по собору I

Источник: https://radiant-kristal.livejournal.com/94437.html

Виктор Васнецов

Русский художник Виктор Васнецов, истинный патриот своей страны, стал родоначальником «русского стиля» в рамках символизма, присущего европейскому искусству конца 19 века. В его творчестве соединились исторические мотивы с поэтической атмосферой сказок, оставив в русской и мировой культуре яркий след.

Детство и юность

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьяле Вятской губернии. Отец, священник Михаил Васильевич Васнецов, всю душу вкладывал в шестерых детей.

Он не просто воспитывал детей в соответствии с религиозными правилами, но делал все, чтобы они выросли разносторонне развитыми, в том числе и в области науки.

Но маленький Витя рос в окружении сказаний, поверий, легенд, в изобилии бытовавших на вятской земле, и предпочитал науке сказку.

Автопортрет Виктора Васнецова

С раннего детства Виктор рисовал, и в работах мальчика чувствовался талант. Но семья Васнецовых не отличалась большим достатком, и потому отец не смог отправить сына в художественную школу. Вместо этого Витя в 1858 году поступил в Вятское духовное училище, где, как сын священника, имел право учиться бесплатно.

Следующей ступенью в образовании для юного Васнецова стала семинария. Но это учебное заведение юноша бросил с благословения отца ради петербургской Рисовальной школы, куда поступил в 1867 году.

Одновременно с поступлением в художественную школу Виктор умудрился сдать экзамен в Академию художеств, но заниматься там начал только через год.

В художественной школе преподавателем живописи у юного художника был Иван Крамской.

Творчество

Академию Виктор Васнецов окончил в 1873 году, а выставляться начал еще во время учебы, в 1869 году. Сначала работы художника включались в экспозиции Академии. Позже, после его вступления в 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок, – в выставках, организуемых товариществом.

Картина Виктора Васнецова «Витязь на распутье»

Творчество Васнецова делится на два больших этапа. Изначально художник творил в социально-критическом жанре.

Среди его героев – чета обедневших стариков на картине «С квартиры на квартиру», скучающе-унылые мещане на картине «Преферанс».

Работы художника напоминают в этот период произведения Федора Достоевского, проникнутые иронией и состраданием одновременно.

В конце 19 века начался второй этап творчества Васнецова, логично связанный с интересом общества к «преданьям старины глубокой». Особенности творчества состояли в сочетании исторических фактов и фольклорных мотивов. Художник писал невероятно волнующие полотна, затрагивающие душу любого русского человека.

Картина Виктора Васнецова «Три богатыря»

К этому периоду относятся произведения «Гусляры», «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Три богатыря». Последняя, на которой стоят на страже границ земли русской Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, пожалуй, визитная карточка Васнецова.

«Эпический» период живописца стал, по мнению ценителей-современников, ярким примером «нового русского стиля». Новаторство привнес Васнецов и в сценографию, создав эскизы костюмов и декораций для оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова. Чего стоит только декорация, которая должна изображать палаты царя Берендея.

Декорация Виктора Васнецова «Палаты царя Берендея» к опере «Снегурочка»

Помимо «Снегурочки», художник приложил руку к театральному оформлению драмы Шпажинского «Чародейка» и оперы Даргомыжского «Русалка». Подводный пейзаж в «Русалке» и поныне изображают, основываясь на созданных Васнецовым декорациях.

Читайте также:  Описание картины питера рубенса «герцог лерма»

Благодаря таланту Васнецова посетители Исторического музея в Москве до сих пор любуются живописным фризом «Каменный век». Коллеги дали этой работе мастера, выполненной в 1883-1885 годах, высокую оценку.

Картина Виктора Васнецова «Аленушка»

Вскоре Васнецов увлекся религиозной темой. Его кистью выполнена роспись в петербургском храме Спас-На-Крови. Он прорабатывал стенную живопись для Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, в соавторстве с другими живописцами создавал интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.

Много сил и десять лет жизни потребовалось живописцу на роспись Владимирского собора в Киеве. С 1880 по 1890 годы Васнецов с помощниками расписал почти 3000 квадратных метров стен собора. Строгость византийских канонов художнику удалось смягчить лирическим, поэтичным началом, сказочными мотивами.

Картина Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»

Собственное видение мира привнес Васнецов в архитектуру.

«Русский стиль» для него означал не подражание старинным мотивам, а разумное заимствование особых свойств зодчества Древней Руси.

С его легкой руки в усадьбе Абрамцево появились церковь Спаса Нерукотворного, выстроенная в соответствии с псковско-новгородской традицией, и сказочная беседка «Избушка на курьих ножках».

Дом для собственной семьи художник тоже спроектировал сам с помощью архитектора Василия Башкирова. Ныне это здание, расположенное по адресу Москва, переулок Васнецова, 13, является домом-музеем живописца.

Дом музей Виктора Васнецова

После первой русской революции 1905 года и Кровавого воскресенья Васнецов, как истинный гений, проникся происходящим. Его убеждения, практически совпавшие в тот период с доктриной ультраконсервативного «Союза русского народа», привели к участию в финансировании и оформлении монархических изданий.

Поздние картины Васнецова наполнены тревогой, предчувствием неизбежных перемен. Тогда на свет появилось полотно «Варяги», на котором пришли на Русь по призванию новгородцев Рюрик, Синеус и Трувор.

Картина Виктора Васнецова «Варяги»

Свершившаяся революция 1917 года положила конец активному участию Васнецова в художественной жизни. Художник перешел на иллюстрации к русским сказкам.

Над темами «Спящая царевна», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна» мастер работал до последних дней, но, по мнению некоторых критиков, сила образов была уже не та.

Зато в этот период живописец создал ряд прекрасных портретов.

Личная жизнь

Жена Виктора Васнецова, Александра Рязанцева, происходила из большого вятского купеческого рода, окончила вятскую гимназию и первые женские врачебные курсы медико-хирургической академии в Петербурге.

Женился художник на Александре Владимировне в 1878 году, и почти полвека супруги прожили душа в душу. У четы Васнецовых родились пятеро детей – дочь Татьяна и сыновья Борис, Алексей, Михаил и Владимир.

Памятник Виктору и Аполлинарию Васнецовым

Аполлинарий Васнецов, младший брат живописца, тоже известный художник. В селе Рябово Кировской области (Вятской губернии), где семья священника Васнецова прожила более 20 лет, расположен музей обоих братьев-художников.

Смерть

Завершилась биография Виктора Васнецова 23 июля 1926 года, когда тому было 78 лет. Скончался художник от инфаркта в московской мастерской. Похоронили Васнецова на Лазаревском кладбище, а когда оно было уничтожено, прах перезахоронили на Введенском кладбище.

Интересные факты

  • Виктору Михайловичу Васнецову в 1912 было пожаловано «дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством».
  • Самолет «Airbus A320» компании «Аэрофлот» носит имя Васнецова.
  • В 1998 году Банк России посвятил 150-летию со дня рождения Васнецова две серебряные двухрублевые монеты.

Виктор Васнецов на юбилейных монетах России

  • Картины Васнецова и сам живописец появлялись на почтовых марках России и Советского Союза. В России в 1998 году вышли две марки и купон с картинами «Битва славян с кочевниками» (1881), «Автопортрет» (1873) и «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889).
  • По воспоминаниям коллеги по цеху Михаила Нестерова, он однажды спросил у Васнецова, не прячется ли тот от жизни за сказочными сюжетами. Художник ответил так:

Произведения

  • 1876 – «С квартиры на квартиру»
  • 1879 – «Преферанс»
  • 1878 – «Витязь на распутье»
  • 1880 – «После побоища Игоря Святославича с половцами»
  • 1880 – «Ковер-самолет»
  • 1881 – «Аленушка»
  • 1881 – «Три царевны подземного царства»
  • 1889 – «Иван-Царевич на Сером Волке»
  • 1890 – «Крещение Руси»
  • 1897 – «Царь Иван Васильевич Грозный»
  • 1897 – «Баян»
  • 1897 – «Гамаюн – птица вещая»
  • 1898 – «Сирин и Алконост»
  • 1898 – «Богатыри»
  • 1899 – «Снегурочка»
  • 1899 – «Гусляры»
  • 1904 – «Страшный суд»
  • 1909 – «Варяги»
  • 1914 – «Поединок Пересвета с Челубеем»
  • 1918 – «Царевна-лягушка»
  • 1926 – «Спящая царевна»
  • 1926 – «Кощей Бессмертный»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/5480-viktor-vasnetsov.html

Блоги / Путешествие по Подмосковью (блог передачи): Церковь в Абрамцеве

В Абрамцеве новость – усадебная церковь вновь открыта после реставрации.

Выстроена церковь Спаса Нерукотворного была в период, когда усадьбой владел Савва Мамонтов. Решено было ставить храм по типу старинных русских соборов. И представьте – в сложившемся вокруг Мамонтова художественном кружке прошел целый внутренний конкурс.

В результате в окончательном варианте проект разработал Виктор Васнецов – используя также вклад Василия Поленова. Для разработки декоративной отделки фасадов участники кружка совершали поездки в  Ростов и Ярославль.

И хотя строилась церковь с оглядкой на старинные традиции, ее считают первым в России примером модерна в храмовой архитектуре.

Василий Поленов стал главным по интерьерам. Именно по его эскизам были выполнены иконостас и киоты.

Иконы писали художники абрамцевского кружка. Илья Репин.

Виктор Васнецов написал Богоматерь и Сергия Радонежского.

Поленов – Благовещение.

Николай Неврев написал Николая Чудотворца.

Елена Поленова написала икону «Святые князь Федор с  сыновьями Константином и Давидом».

Среди этих небольших икон, в основном принадлежащих кисти Васнецова и Поленова, любопытна та, что слева – Вера, Надежда, Любовь и мать их  Софья.

У нее несколько неожиданный автор – Вара Репина, жена художника. (Правда, злые языки утверждают, что и сам мастер эту работу поправил. Но не будем поддаваться сплетням. 🙂

Другая часть иконостаса – небольшие иконы старинного письма.

Рельеф головы Иоанна Крестителя – скульптор Марк Антокольский.

Роспись окон была сделана по эскизам сына Саввы Мамонтова, Андрея, которому было в то время 12 лет.

Рано умерший Андрей Мамонтов был похоронен в  пристроенной к церкви Спаса часовне.

Михаил Врубель поставил в церкви изразцовую печь.

Обратим внимание и на мозаику пола. Она выполнена по  рисункам Виктора Васнецова. А вот материал – разноцветные камешки – были собраны, как утверждается музейщиками, в местной речке. 

А теперь о переменах. Есть новшества чисто технического характера – например, установленный для сохранности экспонатов климат-контроль. Но есть и возвращение к прежнему интерьеру, запечатленному на старых фотографиях.

Например, вернулись в церковь некоторые резные киоты, исполненные мастерами абрамцевской студии – каким-то странным образом в 30-х годах они были перемещены в усадебный дом, где использовались как рамы для зеркал.

Среди новых экспонатов – пелена, вышитая руками абрамцевских дам. Кстати, принимала в этом участие и дочь Саввы Мамонтова Верочка – известная народу как «девочка с персиками».

Отреставрировано паникадило, уточнено расположение предметов интерьера.

Ну, и главное – те, кто бывал в Абрамцеве раньше или видел церковь Спаса на фотографиях, наверно, уже успели удивиться – а что это с ее цветом снаружи? Действительно, еще позапрошлым летом, до реставрации, она была совершенно белой (см. фотографии в моем блоге того времени).

А здесь тоже провели исследования. Размыли краску до самых нижних слоев – оказалось, при Мамонтове-то она была именно что кремовой! Теперь исконный цвет восстановлен и церковь в Абрамцеве предстает такой, какой ее  видели современники строительства.

И еще раз напомню об открывшейся недавно в абрамцевском музее выставке: она посвящена домашнему театру в доме Мамонтовых и частной мамонтовской опере.  Подробности – здесь.

Источник: https://echo.msk.ru/blog/moscowtravel/1480300-echo/

Церковь Спаса

Совершить ВИРТУАЛЬНУЮ ЭКСКУРСИЮ по Церкви Спаса Нерукотворного

Церковь Спаса Нерукотворного.Западный фасадПо проекту В. М. Васнецова и В. Д. Поленова. 1881–1882

«В 1880 году в Великую субботу речка Воря сильно разлилась, жители окрестных деревень были лишены возможности попасть через реку в ближайшую церковь и потому устремились в усадьбу, зная, что там будут служить заутреню.

Абрамцевский дом переполнился массой молящихся. Тогда Савве Ивановичу пришла мысль в будущем помочь этому положению постройкой отдельной часовни… но до дела так и не дошло, – вспоминала участница Мамонтовского художественного кружка Н.

 В. Поленова.

– В 1881 году была чудесная весна, опять служили заутреню в доме, съехались все друзья, и снова подняли вопрос о постройке. Но тут уже решили, что часовня мала по вместимости, и что надо строить маленькую церковь. Выбрали место в парке и решили поставить храм во имя Спаса Нерукотворного, по образцу старых русских соборов».

Первоначальный проект церкви создал В. Д. Поленов. Прообразом для него послужил храм Спаса на Нередице (XII в.) под Новгородом. В поленовском проекте уже прослеживались основные черты будущей постройки. Глава храма покоилась на массивном барабане, венчая высокую четырехскатную кровлю.

Вход-портал в главном, западном фасаде с изображением Спаса Нерукотворного был выполнен в виде звонницы. С восточной, алтарной стороны располагались три Апсиды. В северном фасаде художник предусмотрел два окна: тройное и небольшое полуовальное. По краям стен находились мощные подпорки-контрфорсы.

Поленовский проект храма производил суровое и несколько тяжеловесное впечатление.

Особую сложность представляло решение южного фасада, так как он просматривался от усадебного дома сквозь аллею парка и имел не меньшее значение, чем западный. Поленов оставил проект этого фасада незавершенным.

Работу над проектом церкви продолжил В. М. Васнецов. «Я был увлечен Кремлем и московскими церквами, впоследствии – ярославскими и ростовскими», – признавался он позднее в письме к В. В. Стасову. Васнецов изменил пропорции постройки, увеличив высоту стен за счет кровли. Северный фасад, разработанный Поленовым, он перенес на место южного.

Тем самым художник добился большего освещения интерьера храма и придал южному фасаду парадный вид. Васнецов внес изменения и в остальные фасады, сделав их более декоративными и живописными.

Васнецовский храм приобрел пропорциональный, гармоничный облик и лучше соответствовал своему предназначению – небольшой усадебной церкви, вписанной в пейзаж абрамцевского парка.

Церковь Спаса Нерукотворного.Южный фасад

В конце мая 1881 г. начались строительные работы. Васнецов вспоминал: «Все мы, художники – Поленов, Репин, я – сам Савва Иванович и семья его принялись за работу дружно, воодушевленно.

Наши худо-жественные помощницы – Елизавета Григорьевна… Елена Дмитриевна Поленова, Наталья Васильевна Поленова (тогда еще Якунчикова), Вера Алексеевна Репина – от нас не отставали. Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши вышивали хоругви, пелены и даже на лесах около церкви высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотесы.

Савва Иванович, как скульптор, тоже высекал по камню… Подъем энергии и художественного творчества был необыкновенный: работали все без устали, с соревнованием, бескорыстно…»

К концу июля стены церкви были подведены под крышу. Декоративная отделка фасадов и интерьера потребовала дополнительного изучения средневекового русского искусства, и участники кружка предприняли поездки в Ростов, Ярославль и другие города. В течение лета храм был украшен резным орнаментом.

На валике, обрамляющем вход, в орнамент включены изображения, связанные с христианской символикой и евангельскими сюжетами: Агнец олицетворяет Христа; голова осла напоминает о торжественном входе Христа в Иерусалим; петух – об отречении апостола Петра; ангел, лев, орел и телец символизируют евангелистов и т. д.

Под главой церкви выложен фриз из разноцветных изразцов, придавший впечатление легкости мощному барабану. Позднее над входом было помещено изображение Спаса Нерукотворного (1882) работы Поленова, а печная труба в углу крыши покрыта изразцами (1890-е). В оформлении интерьера церкви ведущая роль принадлежала В. Д. Поленову.

По его эскизам выполнены иконостас, киоты, подсвечники, запрестольный крест, паникадило, свадебные венцы, хоругви и другая церковная утварь. Двухъярусный иконостас восходит к интерьерам деревянных сельских церквей русского Севера.

Иконы традиционного письма, собранные участниками Мамонтовского кружка, соседствуют в нем с авторскими произведениями.

В иконостасе – «Спас Нерукотворный» (1881–1882) И. Е. Репина, «Николай Чудотворец» (1881) Н. В. Неврева, «Сергий Радонежский» (1881) и «Богоматерь» (1882) В. М. Васнецова, «Благовещение» (1882) В. Д. Поленова и другие произведения абрамцевских художников.

Читайте также:  Описание картины пабло пикассо «первое причастие»

Впервые в православном храме иконы были выполнены в реалистической манере, предвосхитившей работы Васнецова во Владимирском соборе (1885–1896) в Киеве. На северной стене – рельеф «Голова Иоанна Крестителя» (1880-е) работы М. М. Антокольского, на южной – икона «Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом» (1890-е) Е. Д. Поленовой.

Клиросы расписаны изображениями цветов и бабочек Васнецовым. По его же рисункам выполнен мозаичный пол со стилизованным цветком и датой строительства: 1881–1882 по-старославянски. В 1892 г. в церкви поставил печь М. А. Врубель. Оформление документов на храм заняло все лето 1881 г.

Осенью, когда церковь уже была построена, состоялась ее официальная закладка, а летом следующего года – обряд освящения во имя Спаса Нерукотворного.

Церковь Спаса Нерукотворного.Окно южного фасада

В отличие от построек эклектичного «русского стиля», абрамцевская церковь – тонкая стилизация под старину, гармонично сочетающая в себе элементы различных школ средневековой русской архитектуры.

Она считается первым произведением русского модерна, получившего развитие в беседке «Избушка на курьих ножках» (1883) и оформлении спектакля «Снегурочка» (1880-е), выполненных Васнецовым. В 1891 г.

, после смерти сына Мамонтовых – Андрея, ризницу церкви, где он был похоронен, перестроили в часовню (1891–1892) по проекту Васнецова. По сравнению с церковью, часовня, украшенная поясами многоцветных изразцов с цветочным орнаментом и прихотливой росписью главки, производит более изысканное и нарядное впечатление.

Позднее у стен церкви были погребены дочь Мамонтовых Вера (1907), Елизавета Григорьевна Мамонтова (1908), внук Мамонтовых, сын Веры Сергей (1913) и Савва Иванович Мамонтов (1918). В настоящее время в церкви проходят богослужения по памятным для Абрамцева датам.

Источник: http://www.abramtsevo.net/guidway/charch

Васнецов иконописец… / К 170-летию

Ещё художники, в т.ч.

РИ и религиозная живопись«Свеча, зажжённая перед ликом Господа»
15 мая исполнилось 170 лет со дня рождения Виктора Васнецова / Искусство / Настоящее прошлое / Неизвестное об известном

Большинство знает его как автора былинно-сказочных сюжетов и исторических полотен, однако главным поприщем художника была религиозная живопись. Росписи Васнецова и по сей день украшают храмы в России, Киеве, Дармштадте и Софии. ©

Ещё Васнецовы

Михаил Нестеров «Портрет художника В.М. Васнецова» (1925 г.)

А вот шедеврам, созданным для польского собора Александра Невского, не повезло. В двадцатые годы прошлого века в националистическом угаре собор был снесён. Что ж, нынешним борцам с памятниками есть с кого брать пример.Десять лет работал Васнецов над росписью Свято-Владимирского собора в Киеве. В результате гигантского труда были созданы шедевры, поражавшие воображение: «Христос Вседержитель» с раскрытым Евангелием в левой руке и поднятой для благословления правой со скрещёнными пальцами – в куполе храма; «Богоматерь с младенцем» – в апсиде над алтарём; композиция «Страшный суд» над входом на хоры. Главные, тематические фрески раскрывали Крещение Руси и крещение князя Владимира. В центральной, левой и правой частях собора находился триптих «Радость праведных о Господе» и «Бог Саваоф».

Во время работы над росписями Владимирского собора вокруг Васнецова образовалась группа талантливых русских художников, среди которых были М.В. Нестеров, М.А. Врубель, А.С. Мамонтов, братья Сведомские, С.П. Костенко, В.Д. Замирайло. Привлекал он и многих своих друзей: В.Д. Поленова, В.И. Сурикова, В.А. Серова. Но именно стиль Васнецова стал определяющим.

Первый опыт религиозной живописи Виктор Михайлович получил в имении купца Саввы Мамонтова в Абрамцеве. Вместе с художником В.Д. Поленовым он стал автором проекта построенного там храма Спаса Нерукотворного, стилизованного под старину с элементами различных школ средневековой русской архитектуры. Освящение храма состоялось в 1882 г.

Работая наряду с другими художниками (И.Е. Репиным, В.Д. Поленовым, М.М. Антокольским), Васнецов исполнил в храме наибольшее количество росписей. Им были написаны образ Богоматери (1882) и образ Сергия Радонежского в полный рост (1881). Этот опыт стал для художника откровением и повлиял на всю его дальнейшую жизнь.

Христос-Вседержитель. Виктор Васнецов.

Росписи Владимирского собора в Киеве (1885-1896)

Виктору Васнецову принадлежит и ряд замечательных работ для храма-памятника Воскресения Христова в Петербурге – яркого образца архитектуры неорусского стиля. Сооружённый на набережной Екатеринбургского канала на месте смертельного ранения террористами императора Александра II, он получил также название «Храм Спаса на Крови».

Строительство длилось 24 года. К оформлению были привлечены известные мастера России, в том числе В.М. Васнецов, А.П. Рябушкин, Н.А. Кошелев, Н.К. Бондаревский, Н.Н. Харламов, М.В. Нестеров, В.В. Беляев. Наружные мозаичные панно созданы по рисункам и эскизам Васнецова на евангельские сюжеты.

С именем Виктора Васнецова связан ещё один величественный памятник архитектуры и живописи конца XIX – начала ХХ в. – Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном, построенный в 1892–1903 гг. хозяином хрустальной фабрики Ю.С. Нечаевым-Мальцовым по проекту архитектора Леонтия Николаевича Бенуа.После революции храм стал «дворцом труда».

Полотно Васнецова снято, сложено в рулон и отправлено в сарай, где позже его случайно нашёл художник М.В. Нестеров. Реставрация картины началась только несколько десятилетий спустя – 13 августа 1981 г., и лишь 13 июля 1983 г. работа В.М. Васнецова «Страшный суд» после сложнейшей реставрации, проведённой ленинградскими художниками под руководством А.Я.

Казакова, вернулась на своё место.

Крещение князя Владимира в Царьграде. Виктор Васнецов 1885-1893

С именем Васнецова связано создание уникальных мозаик собора Александра Невского в Варшаве, строительство которого началось в конце XIX века. Проект Леонтия Бенуа был выдержан в древних прототипах Владимиро-Суздальской земли, а столпообразная 70-метровая колокольня напоминала московского Ивана Великого.Средства на строительство собирались по всей России.

В основном это были частные пожертвования. Сумму в 13 500 рублей пожертвовал Иоанн Кронштадтский, значительная часть получена от муниципалитетов. Общая сумма равнялась трём миллионам рублей. Строительство собора, который вмещал 2,5 тысячи человек, завершилось в 1900 г. Работа над интерьером велась в течение 12 лет под руководством профессора Николая Покровского.

По эскизам Виктора Васнецова были выполнены 16 огромных мозаичных композиций. Он расписал 2840 кв. м, написал 15 картин и 30 отдельных фигур, 150 подготовительных картин и росписей. Часть их была приобретена Александром III, часть – П.М. Третьяковым.Судьба варшавского собора Александра Невского, увы, оказалась трагичной. Как православный храм он просуществовал всего три года. В 1915 г.

Варшаву заняли немецкие войска и устроили там гарнизонный костёл в честь святого Генриха. С куполов была снята позолота, внутри установлены орган и ряды стульев для прихожан.В 1918 г., спустя три месяца после провозглашения независимости Польши, городские власти Варшавы приняли решение о сносе всех православных церквей города.

Хотя многие польские общественные деятели высказывались за сохранение храма, Александро-Невский собор был снесён. В том же, 1926 году, Виктор Михайлович Васнецов скоропостижно скончался в своей мастерской…После разрушения собора уцелело совсем немного шедевров великих русских мастеров. Небольшой фрагмент композиции Васнецова «О Тебе радуется, Благодатная» и уцелевшее мозаичное полотно Н.А.

Кошелева «Спас со строителем» благодаря усилиям православных подвижников был перевезён в полесский город Барановичи, в построенный там в 1931 г. православный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Другие орнаменты после длительного хранения в Национальном музее Варшавы установлены в православном храме Марии Магдалины в Праге, правобережной части Варшавы.

Соборные колонны из яшмы отправлены в усыпальницу маршала Пилсудского в Кракове.

Святые отцы. Виктор Васнецов. Роспись алтарной части собора святого Владимира в Киеве. Конец 1880-х гг.

Гораздо больше повезло творениям выдающегося русского художника в Болгарии и Германии. Для внутреннего оформления собора Александра Невского в Софии Васнецовым были написаны две иконы, которые сохранились там до сих пор, – «Спаситель на престоле» и «Богоматерь с младенцем».Воздвигнутый в 1897–1899 гг.

в Дармштадте по проекту ректора Петербургской академии искусств Альберта Бенуа на личные деньги последнего русского императора Николая II православный храм Марии Магдалины также сохранил до наших дней замечательные работы Виктора Васнецова.

Васнецов являлся автором эскизов для мозаики апсиды и наружных стен, а также богатых орнаментов на стенах и сводах и обеих хоругвей возле иконостасов. Мозаичные картины по эскизам Васнецова были воплощены художником Фроловым и доставлены в Дармштадт.

Работы Васнецова являются не только памятниками национального религиозного искусства с обращением к традиционным основам русского средневекового искусства, но и образцом русского модерна конца XIX – начала ХХ в.

«Красота составляет основу всех форм мироздания» – так сам Васнецов определял формулу своей живописи.

Юлия Кудрина
«Литературная газета», №20(6644), 23 мая 2018

Источник: https://yarodom.livejournal.com/2274585.html

Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Абрамцево

Съездить в Абрамцево стоит хотя бы ради этой замечательной церкви. Уникальный пример совместного творчества нескольких великих российских художников 19 века. Художественные формы здания навеяны московско-новгородским зодчеством, резной белокаменный декор создан под влиянием владимиро-суздальских орнаментальных мотивов

Церковь Спаса Нерукотворного Образа построена в 1880—1882 гг. по проекту Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926). Над её внутренним украшением также работали Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) и другие члены абрамцевского кружка. Появившийся задолго до внедрения неорусского стиля в строительную практику, этот храм обладал всеми его признаками, Васнецову удалось создать новый стиль.

Виктор Михайлович писал: «Впервые при постройке абрамцевской церковки почувствовал я сладость архитектурного творчества». Он вспоминал: «Идея соорудить церковь, вероятно, была Елизаветы Григорьевны (супруга Саввы Мамонтова, хозяина усадьбы), человека глубоко религиозного. В. Д.

Поленов предложил взять за образец новгородский храм Спаса Нередицкого. Он и я конкурировали в составлении проекта церкви. Мой рисунок вышел более в московском характере, чем в новгородском, но в семейном жюри к исполнению был принят мой эскиз с некоторыми изменениями.

Летом сделали закладку, и на другой год храм был уже готов. Все мы — художники Поленов, Репин, я, сам Савва Иванович и семья его — принялись за работу дружно, воодушевлённо.

Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши вышивали хоругви, пелены и даже на лесах около церкви высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотёсы. Савва Иванович, как скульптор, тоже высекал по камню. Работа кипела.

По его же проекту в 1892 г. западный угол паперти был перестроен в часовню над могилой сына Мамонтова — Андрея, художника.

Эскиз часовни с подписью Васнецова.

Сама часовенка. В часовне в 1918 г. погребён и сам Савва Иванович (он умер от воспаления лёгких), около часовни — могила Веры Саввишны Мамонтовой, в замужестве Самариной (ум. 1907), под этим же камнем похоронена Елизавета Григорьевна Мамонтова (ум. 1909).

В церкви совершенно чудесный иконостас. Васнецов так писал о нем-«Поленов создал прекрасный иконостас, строго новгородского стиля и орнамента, можно сказать, образец своего рода. Написал он также на вратах „Благовещение“, одно из прекраснейших его произведений. Репин написал образ Нерукотворного Спаса. Н. В. Неврев — Николая Чудотворца.»

«Мои там работы: небольшой образ Богоматери в иконостасе, послуживший мне впоследствии во Владимирском соборе, „Преподобный Сергий“ и несколько других малых образов».

Образ Богоматери настолько понравился профессору А. В.

Прахову, что он тут же пригласил автора расписывать Владимирский собор в Киеве, постройкой которого руководил, и Васнецов написал для собора подобный образ, увеличив его в восемь раз.

Образ Богоматери созданный Васнецовым.

Мозаичный пол в укладке которого принимали участие Васнецов и Поленов.

В 1882 г. в только что отстроенной церкви венчались Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) и Наталия Васильевна Якунчикова

В 1883 г. по эскизу В. М. Васнецова построена «избушка на курьих ножках»рядом с церковью.

Советую к посещению-тихое, прекрасное и уединенное место.

Вокруг Москвы на машине (28 из 48)

Заходи к нам через соцсеть и получай больше информации,

лайфхаков и общения!

Источник: https://igorb.enjourney.ru/fotootchety/czerkov_spasa_nerukotvornogo_obraza_abramczevo_4934

Ссылка на основную публикацию