Описание иконы андрея рублева «преображение господне»

Андрей Рублёв. “Преображение Господне”. Благовещенский собор Московского Кремля

Об этом выдающемся произведении, где наиболее отчетливо видны не только манера, но и миросозерцание великого художника, написано, пожалуй, больше, чем о всех других праздничных изображениях из Благовещенского собора. Несравненно лучше других сохранившееся «Преображение» вызывает у исследователей исключительно высокую оценку.

«Особенно хорошо «Преображение», выдержанное в холодной серебристой гамме. Надо видеть в подлиннике эти серебристо-зеленые, малахитово-зеленые, бледно-зеленые и белые цвета, тонко гармонирующие с ударами розовато-лилового, розовато-красного и золотистой охры, чтобы по достоинству оценить исключительный… дар художника» (В. И. Лазарев).

Именно исключительность, несравненная высота иконы склоняют признать Рублева ее автором. Но есть и другие свойства в этом произведении, говорящие о том же. Уловить их более сложно, они требуют погружения в содержание этого образа и связанных с ним представлений рублевской и предшествовавшей ей эпох.

6 августа – день Преображения на Руси – издревле отмечался всенародно и радостно. Ранним, уже холодноватым утром спешил народ на освящение первых поспевших яблок. Отсюда и просторечное название празднику – «яблочный» Спас.

Корзины, чистые холщовые узелки с отборными, лучшими плодами. Легкий, как будто цветочный, запах. Синее небо, еще летнее, но веет от него предосенним холодком. Зелень деревьев серебриста под ветром. Слегка начинает пожухать, желтеть трава. Осень подает свои первые знаки.

Время пожинать плоды годовых трудов на земле…

Но не простой это праздник. О смысле его спорили, и ох как горячо спорили греки. И на Русь пришли эти споры. Хорошо понимал Андрей: не праздного ради любопытства, не для упражнения изощренных в богословских тонкостях умов не одно уже десятилетие трудились лучшие, острейшие умы едва ли не половины христианского мира, рассуждали о природе «Фаворского света».

Да и художники, ученейшие византийцы и здешние их ученики, не только в беседах распытывали об этом свете. Писать его приходилось на иконах, фресках, а иной раз и на книжных страницах, но всякий раз изображая именно этот праздник – Преображение. Нехитрое дело просто написать это событие. И книгу разгибать не нужно, каждому ведомо от малых лет то, что праздновалось на день яблочного Спаса.

Как Спаситель с тремя своими учениками, ближайшими, доверенными, Иоанном, Петром и Иаковом, отправился однажды из шумного города в дальнее уединенное место, на гору Фаворскую. И там ученикам дано было увидеть странное, загадочное… Тело учителя просветилось перед их взором. Вот об этом-то чудесном свете, о смысле его, а главное – о происхождении, природе и размышляли, спорили.

И художникам немаловажно узнать верный ответ на эту загадку, чтобы и писать осмысленно, «по существу». Был в греках монах Варлаам, который потом переметнулся к католикам. Так тот считал, что на Фаворе сиял апостолам обыкновенный, естественный свет, «видимый при посредстве воздуха», или вообще нечто призрачное, что «иногда является, но никогда не существует, ибо не имеет совершенного бытия».

Иными словами, ничего загадочного в том свете не было, обычный свет, а может быть, просто данное спутникам Иисуса видение, воплотившееся в образ света, чтобы они могли поверить в божественность своего учителя. Но это учение Варлаама вызвало резкие возражения исихаста Григория Паламы и многих единомышленных с ним. Они считали это увиденное осияние энергией, проявлением божества в Иисусе Христе.

Так они и учили – в боге есть два способа бытия. Одно сущностное, совершенно непроницаемое, которое совсем нельзя познать, к которому нельзя приобщиться. Другое же, и это самое важное при понимании смысла Преображения, бытие в энергиях, которые светом истекают в мир, которые могут сообщиться человеку, могут быть им восприняты.

Эти-то энергии, этот свет, по учению исихастов, можно «стяжать», получить, чтобы им просветить, очистить, преобразить человеческую природу.

Пройдут столетия, и современные нам историки восточноевропейской средневековой мысли будут писать о том, что споры о «Фаворском свете» в XIV – начале XV века стали центральным вопросом тогдашней антропологии – учения с человеке.

Это был также один из главных, краеугольных вопросов не только личной духовной, но и общественной жизни – возможно ли преображение человеческой личности до идеального просветленного состояния, возможно ли преображение по высшим законам добра и любви социальное бытие.

Русское исихастское движение, возглавлявшееся Сергием Радонежским, возникнув в пору великого духовного подъема Руси и будучи наиболее чистым его выражением, ответило на этот вопрос положительно и в результате стало, по мысли некоторых исследователей исихазма, великой «духовно-общественной утопией» (А. И. Клибанов), сумевшей оказать значительное влияние на жизнь Руси и ее культуру.

Тогдашние художники, предшественники и современники Рублева, живо откликались на идеи, связанные с «Фаворским светом», – ведь за ними стояли насущные вопросы устроения и одной человеческой души, и целых народов.

Случалось, что художники в своих иконах «Преображения» выражали в основном ту мысль, что человеческому взору трудно, почти невозможно, вынести этот неизреченный свет.

Так, в конце XIV столетия для древнего Преображенского собора в Переславле-Залесском была написана большая икона «Преображения».

Круг Феофана Грека.
Преображение.
Конец XIV века.
Государственная Третьяковская галерея.

Сейчас она хранится в Третьяковской галерее. Ее приписывают кисти Феофана или, что более вероятно, относят к авторству одного из его русских учеников-подражателей.

Холодные лучи неземного света пронизывают сверху донизу эту икону. Свет, просиявший в Христе, потоком низвергается на апостолов.

Круг Феофана Грека.
Преображение. Фрагмент.
Конец XIV века.
Государственная Третьяковская галерея.

Переславльская икона – драма встречи двух миров, двух разомкнутых измерений бытия. Лишь на единое мгновение открылся, человеческому взгляду иной, нездешний свет – и человек потрясен, едва выдерживает такое предстояние.
В этой иконе, по меткому определению М. В. Алпатова, «радость озарения заглушается… волнением и беспокойством свидетелей чуда».

Совсем иные мысли и настроения несет в себе удивительное рублевское «Преображение». Его икона изнутри сияет легким и ровным светом. Мы не видим лучей, от которых укрылись апостолы.

Андрей Рублёв.
Преображение Господне. Фрагмент.

Они созерцают свет внутри себя. Он разлит во всем творении, просвещает тихо и почти невидимо людей, и землю, и растения.

Лица людей обращены не на внешнее, они сосредоточенны, в движениях фигур больше задумчивости, длящегося, нежели выражения пронзительного и потрясающего мгновения.

Таинственный свет повсюду, но к нему нужно «восходить, готовиться к его приятию, и лишь тогда человек, насколько это для него возможно, им освещается.

В «Преображении» очень тонко, ассоциативно Андреем передан образ летней природы в день самого праздника, когда едва заметно блекнут краски, отсветы лета становятся прозрачней, холодней и серебристой, и еще издали чувствуется начавшееся движение к осени. Это прозрение значения праздника в образах самой природы – черта национальная, русская. Ее единодушно увидят все историки искусства в будущей рублевской «Троице».

О вкладе Рублева в благовещенские праздники спорят, но «Преображение» бесспорно, оно входит в число икон, где художник наиболее полно выразил свое отношение к человеку, к возможности приобщения его к высшему бытию. В этом произведении – его опыт созидания в себе «внутренней тишины». Опыт русского исихаста, живущего близко к нетронутой, чистой природе.

Валерий Сергеев. «Рублёв». Серия ЖЗЛ №618.

АНДРЕЙ РУБЛЁВ (ок. 1360 – 1428)

Источник: http://aria-art.ru/0/R/Rubljov%20A.%20Preobrazhenie%20Gospodne/1.html

Икона «Преображение Господне»: что скрывает этот образ

19 августа празднуется Преображение Господне – день, когда Христос явил трем апостолам свою Божественную природу. В иконе праздника есть все сведения об этом событии. Но как читать ее?

Мандорла

На иконе Преображения, как и на многих других иконах, Спаситель изображается внутри круга или овала, называемого мандорлой. Это итальянское слово, в переводе означающее «миндалина». По сути, это большой сияющий нимб, в который помещается все тело, если не весь мир. Круг в иконографии – один из важнейших символов.

Не имеющий начала и конца, он символизирует вечность и полноту, а мандорла – Божественную славу. То есть наличие мандорлы говорит о том, что Господь в этот момент является нам во всей своей славе.

Часто мандорла состоит из колец, «концентрических кругов», расположенных в порядке высветления — либо к центру, либо к краям. Этим подчеркивается движение, исхождение энергии из мира горнего в земной мир. Бывает, ее пронизывают тонкие золотые или белые лучи.

Цвет мандорлы обычно сине-голубой или красный, иногда она позолачивается. На иконе «Преображение Господне» преподобного Андрея Рублёва мандорла изображена иссиня-чёрной, непроницаемой.

Скалы и деревья

В тех местах, где произошло Преображение, пологие, а не скалистые склоны, но на иконе зачем-то изображаются именно скалы. Это значит, что и у скал есть своя «духовная нагрузка», символическое значение в иконе.

С одной стороны, скалы – это камни, символ крепкой, непоколебимой веры. С другой стороны, горы – это всегда символ духовного восхождения, причем символ общекультурный, который сохраняется и в живописи, и в литературе.

Они символизируют здесь духовный путь, который должен совершить верующий, чтобы достичь преображения, обожения.
Что же касается деревьев, то и у них есть не только прямое значение – то, что деревья действительно растут на Фаворе.

Преображение Господне воспринимается как часть пути к распятию. Поэтому дерево – это и символ Крестного Дерева, на котором распяли Христа. И древо нашего спасения.

Читайте также:  Описание картины владимира маковского «не пущу»

Цвета

На иконах Преображения Христос всегда одет в белое. Белый цвет в иконе не бывает случайным, он – знак рая, вечности, праведности, чистоты и святости. Таким цветом окрашен наконечник копья Дмитрия Ростовского в древней мозаике – символ того, что святой пронзает сердце тоской по раю.

Белыми показаны и отблески Его света на лицах и одежде апостолов. Коричневый цвет – цвет голой земли, праха, всего тленного. Удивительно, что на иконах Преображения коричневый цвет гор часто заменяется или соседствует с желтым или охристым, переходит в него, то есть тоже преображается.

Большое значение в иконописи придается золочению. Фон иконы Преображения Господня золотой – это одновременно цвет и свет. Золото обозначает сияние Божественной славы, в которой пребывают святые, это свет нетварный, не знающий разделения “свет-тьма”.

Фаворский свет

В евангелиях мы видим свидетельства сияния Христа, и икона напоминает нам о них: «И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.17:2), «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.» (Мк.

9:3), «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею.» (Лк.9:29). Христос в момент преображения открывает ученикам Божественный, Несотворенный свет, присутствующий в нем.

То есть Он не изменяется, но изменяются ученики, способные теперь видеть его славу, ставшие из слепцов зрячими.

Лучи света изображены на всех иконах Преображения, но количество их разное. Этому должна быть причина, ведь в иконе все имеет смысл, и нет ни одной точки, поставленной «просто так». Григорий Палама объясняет, что нет никакого противоречия, если изображается от 3 до 8 символических лучей на иконе.

Он пишет: «На горе было восемь, но видимы были только шесть: трое – Петр, Иаков и Иоанн, возшедшие вместе с Иисусом, увидели там стоящих с Ним и беседующих Моисея и Илию, так что всех их было шесть; но вместе с Господом, конечно, были и Отец, и Дух Святой: Отец – гласом Своим свидетельствуя, что Сей есть Его Сын возлюбленный, а Дух Святой – воссиявши с Ним в светлом облаке».

Пророки

Во время молитвы Христа на горе, когда лицо его просияло и преобразилось, явились два пророка: Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9:31).

Они традиционно изображаются на иконах Преображения, но изображение их имеет и еще один, «прикровенный» смысл, о котором писал Иоанн Златоуст. Моисей – умерший пророк, призванный ангелом из ада, Илья – не испытавший смерти, призванный ангелом с небес.

Моисей иногда изображается стоящим во гробе или в погребальных пеленах, на некоторых иконах оба пророка изображаются с ангелами. Они, по словам Златоуста, пришли вместе, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй».

Выходит, что свидетельство о божественной природе Христа было тройным: через глас Отца и обоих пророков. Преподобный Ефрем Сирин говорит, что гора была образом Церкви, «потому что Иисус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих».

Композиция

Традиционно икона преображения немного вытянута вверх. Благодаря этому в ней чувствуется, с одной стороны, разделение двух миров: горнего и дольнего, небесного и земного, а с другой – их связь через лучи Божественного света, пересекающие всю икону, идущие сверху вниз.

Композиция иконы строится как два треугольника, чаще всего один из них – Христос и два апостола, а другой, перевернутый – пророки и апостол, находящийся между двумя другими. Перспектива в иконе обратная. Центр иконы заключает в себе самое важное – Иисуса Христа, перед Которым предстоит молящийся.

Христос чаще всего изображен не стоящим, а парящим над горой Фавор.
Всю композицию пронизывает движение, динамизм. Ослепленные Божественным светом апостолы изображаются в резких ракурсах, а иногда даже вниз головами.

Жесты их часто символичны: их руки касаются разных частей тела, что символизирует зрение, слышание и чувствование сердцем.

Источник: https://cyrillitsa.ru/actual/43336-ikona-preobrazhenie-gospodne-chto-sk.html

Преображение Господне

?Покажите мне Москву, москвичи. (leonovvaleri) wrote,
2018-08-19 17:52:00Покажите мне Москву, москвичи.
leonovvaleri
2018-08-19 17:52:00

Икона «Преображение Господне», – 1405 год, – из праздничного чина Успенского собора Симонова монастыря. Размер 80,5х61 сантиметров. Музей Рублева.

«Преображение» из Успенского собора Симонова монастыря (ныне в Благовещенском соборе Московского Кремля) – наиболее известная из праздничных икон прп. Андрея Рублева († 17.10.1428), максимально воплотившая все приметы рублевского стиля и почерка. Первое, что бросается в глаза в данном контексте, – взаимоотношение фигур Христа и пророков. Линии силуэтов Ильи и Моисея, сформированные касательными, исходящими из точек окружности, образующей мандорлу Христа, создают упругую дугу, обращенную концами вниз, параллельно граням ковчега. Трехчастная группа вверху оказывается связана невидимым силовым полем с тремя «пригвожденными» к земле апостолами, распластанными у нижней кромки поля всего изображения. Физически ощущаемое стремление дуги «распрямиться» явно снимает потенциальное противоречие между композиционной формой и параметрами иконной доски. Одновременно в композиции возникает мотив воображаемого круга, резонирующего с мандорлой, столь известного по многим вариантам рублевской «Живоначальной Троицы». Словно вовлекаемые круговым движением в орбиту божественной славы, пророки становятся её сопричастниками, образуя монолитную группу с Христом. Не случайно для раскраски одежд Ильи и хитона Моисея иконописец применил тот же зеленый цвет, что и для звезды и ореола Христа. При этом лучи звезды устремлены на лики и фигуры пророков, в то время как на рублевской фреске Успенского собора во Владимире они направлены на апостолов.Ритмический строй иконы «Преображения» чрезвычано обогащен тонко найденными связями персонажей верхней и нижней честей композиции: вытянувшаяся вверх фигула Иакова (!) – вышерасположенная группа дерев – поднятая десница Христа; плавно опущенная левая рука Христа, подхваченная свисающим гиматием – пониженная группа дерев – припавшая к земле фигура Петра.

По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет, – от Матфея святое благовествование глава 17 стих 1-2.

И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; – от Луки святое благовествование глава 9 стих 29-30.

Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом, – от Марка святое благовествование глава 9 стих 3-4.

Празднуется Преображение Господне православной церковью 19 августа. В Православной церкви Преображение Господне входит в число двунадесятых праздников.В народной традиции Преображение называется Вторым Спасом или Яблочным Спасом.

Народное название праздник приобрёл по причине того, что в этот день освящаются яблоки, после чего их разрешалось употреблять в пищу.

Икона «Преображение Господне» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, 1425 год – скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».

Икона «Преображение Господне» из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, около 1497 года, – скан  собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».

Икона «Преображение Господне», – вторая половина XV века, Москва, – из собрания музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

Преображение, – последняя треть XVI века, Русский Север. Музей русской иконы, – ранее галерея Ричарда Темпла в Лондоне.

Последняя треть XVI – начало XVII века. Север (?). Дерево, темпера; размер 53х45 см. Из собрания Музея имени Андрея Рублёва.

Преображение Господне – один из двунадесятых праздников. Это событие описано у всех четырех евангелистов. Христос, взяв с собой троих учеников – Петра, Иакова и Иоанна, – поднялся на гору Фавор, гдепреобразился: его лицо просияло, одежды стали белыми.

Рядом с Христом ученики увидели пророков Моисея и Илию, и с небес раздался глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте». Испугавшись, апостолы пали ниц и, когда поднялись, уже не видели больше никого, кроме Иисуса, который запретил им рассказывать о случившимся до момента, пока «Сын Человеческий не воскреснет из мертвых».

Иконография Преображения в основных чертах сложилась в VI веке. Вверху в центре изображается Иисус в сиянии славы и белых одеждах. Рядом с ним стоят пророки Илия и Моисей. Ниже – трое апостолов, падающих или поднимающихся.Икона из собрания Музея Рублёва воспроизводит сложившуюся в древности композицию, лишенную дополнительных деталей.

Пропорции фигур, отсутствие нимбов у апостолов восходят к образцам XV столетия. Икона некогда входила в праздничный ряд иконостаса, из которого в собрании музее хранится еще восемь икон. В XIX веке все они были поновлены: фрагменты первоначальных досок с авторской живописью врезаны в новую деревянную основу.

Преображение, Сошествие Святого Духа на апостолов, – начало XVII века, Греция. Музей русской иконы, – ранее Ikonen Gallerie Dritsoulas Германия.

Икона «Преображение Господне», – 1732 год, Палех, – Тверская областная картинная галерея.

Читайте также:  Описание картины густава климта «три возраста женщины»

Икона «Преображение Господне», – конец XVIII – начало XIX века, Ярославль, – из собрания музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

Источник: https://leonovvaleri.livejournal.com/388302.html

Икона Преображение Господне: в чем помогает, значение

19 августа – день празднования Преображения Господня, когда Иисус впервые явил свою Божественную ипостась Своим ближайшим ученикам. Это одно из самых знаковых евангельских событий, имеющее огромное значение и сегодня – недаром этот праздник вошел в число двунадесятых, то есть двенадцати важнейших в православии.

В основу иконы положена история, описанная во всех четырех Евангелиях. Иисус пророчествовал Своим ученикам, что вскоре Ему уготована смерть, но через три дня после этого Он воскреснет. Ученики опечалились, но им было трудно уверовать в слова Учителя о воскресении, ведь все считали Его пророком, Мессией, но не ведали Его Божественной природы.

Через несколько дней после этого пророчества Он взошел для молитвы на гору вместе с Иоанном, Петром и Иаковом, которые из всех учеников были Ему наиболее близки. Здесь и произошло событие, которое описывает икона «Преображение Господне»:

Но чудо на этом не кончилось: рядом с Иисусом появились Илия и Моисей, ветхозаветные пророки, говорившие с Ним

На учеников Преображение произвело совершенно потрясающее впечатление, особенно когда из облака, осенившего всех, раздался Глас Божий:

Когда же облако исчезло, Иисус принял свой прежний образ и остался наедине с учениками. Он запретил им рассказывать о том, что они видели,

Описание иконы «Преображение Господне»

У православных особым почитанием пользуется икона «Преображение Господне» Феофана Грека, выдающегося русского иконописца. Безусловным центром иконы является преображенный образ Иисуса.

Согласно Евангелиям, Он вел аскетический образ жизни, соответственно,  и одежда Его была более чем скромной.

Здесь же Спаситель после Преображения явлен во всем Своем величии и силе, что подчеркивает ослепительно-белый цвет Его одежд и исходящее от Него сияние, пронизывающее все вокруг, а также светло-голубой круг, в который помещена Его фигура.

Резко контрастируют с этим сияющим образом фигуры учеников, в испуге павших ниц, и фигуры ветхозаветных пророков Илии и Моисея, на которые падает отблеск Божественного сияния.

В композиционном плане икона «Преображение» Феофана Грека разделена на две части, что имеет особое значение: верхняя, небесная ее часть решена в светлых тонах, нижняя же – в темных, земных цветах камня и травы, что символизирует контраст между Божественной чистотой Неба и греховностью тварей земных.

По бокам, как бы в небольших нишах, показано, как Иисус вместе с учениками вначале поднимается на гору, а затем спускается с нее.

В чем помогает икона «преображение господне»

В празднование Преображения Господня проводится торжественная литургия, и перед иконой возносятся молитвы о прощении грехов и очищении.

Верующие не только просят Господа о помощи и защите для себя и близких людей, но и возносят ему благодарность и хвалу.

В народной традиции Преображение Господне именуется также Вторым (Яблочным) Спасом, когда в церквях освящают плоды нового урожая. В этот день положено посещать могилы предков и оставлять на них яблоки, а также раздавать их нуждающимся.

Молитва перед иконой

(2

Источник: https://omolitvah.ru/ikony/ikona-preobrazhenie-gospodne/

Икона «Преображение Господне»

Икона имеет огромное значение в православном христианстве. В ней отражено великое событие преображения Господа во время молитв Всевышнему на горе Фавор. Верующие почитают святой образ и молятся перед ним для очищения душ от негатива и зла.

Праздник Преображения Господня приходится на Успенский пост. Одноименная икона отражает события, произошедшие с нашим Спасителем, и явление Божественной сути последователям Иисуса. В этот день отмечается и Яблочный Спас, в который каждый православный освящает в церкви плоды нового урожая.

История иконы

Значимое событие, произошедшее перед окончанием земной жизни Иисуса, послужило написанию иконы Преображения Господня.

К Иисусу явились пророки Моисей и Илия, которые вели с ним беседу о предстоящих страданиях и о том, что кровь Спасителя искупит все грехи человечества.

Это судьбоносное событие говорит о том, что истинная вера, всепрощение и смирение даруют вечную жизнь и бессмертие души каждому, кто встанет на путь православия.

Где хранится икона

Икону Преображения Господня можно встретить повсеместно. События, происходящие на горе Фавор в виде фресок. мозаики и росписи украшают многие храмы России. Один из наиболее древних написанных образов можно найти в Третьяковской галерее города Москва.

В чем помогает икона «Преображение Господне»

Молитвы перед иконой помогают христианам обрести истинную веру и освободить душу от грехов. Во время произнесения молитвенных слов каждый может получить ответы на любые вопросы, попросить у Всевышнего защиты и покровительства.

К одной из самых главных икон можно обратиться с любой просьбой, душевной раной, в поиске истины. Она символизирует преображение, которое подвластно каждому, вставшему на путь исправления и искупления своих неблаговидных поступков.

Описание иконы

На иконе отображено событие, произошедшее на священной горе Фавор, куда Иисус отправился со своими учениками. Они еще не знают, что Иисус хочет показать им, что ожидает его и его последователей после физической смерти.

Преображение во время вознесения молитв изменяет цвет одежд Спасителя на Белоснежные. Он находится в центре иконы, окутанный сиянием, а внизу располагаются его ученики, как символ неоконченных земных дел.

Пораженные последователи молча спускаются с горы, а их Учитель просит не рассказывать о случившемся на горе до тех пор, пока его не станет.

Дни празднования

Дата празднования приходится на 19 (6) августа. Этот день является одним из двунадесятых церковных праздников и его значение в православном мире огромно. В это время идет Успенский пост, поэтому каждая молитва и следование церковным канонам помогут вам в духовном росте и очищении.

В русской традиции Преображение Господне названо Вторым или Яблочным Спасом. В этот день после освящения в церкви православные христиане пробуют свой урожай, угощают дарами нуждающихся и обязательно посещают могилы предков, чтобы оставить им яблоки.

Молитва перед иконой

«Господи Иисус Христос, к тебе обращаемся с молитвами искренними. Спаси и сохрани души наши в чистоте, избави от корысти и зависти, да не позволь ступить на тропу, с верного пути сбивающей.

Молим Тебя, яви свою благодать каждому, кто избрал путь, верой праведной наполненный. Позволь искупить все прегрешения деяниями благочестивыми.

Помоги, Господи, укрой от противников наших, зло против наших жизней помышляющих. Аминь».

Празднование Преображения Господня сопровождается торжественной литургией и молитвами Господу о прощении грехов и очищении. В этот великий день каждый может вознести молитвы о помощи и поддержки для себя и своих близких. Желаем вам счастья и радости, и не забывайте нажимать на кнопки и

Матрона Московская — одна из любимых и почитаемых православными верующими святых. С самого рождения она …

София является одной из самых почитаемых святых в православной церкви. Ее жизнь была полна страданий …

В православии есть множество икон, но некоторые почитаются верующими особенно сильно. Одной из таких икон …

Чудотворные иконы являются одним из главных достояний христианского мира. Множеству верующих через молитвы перед святынями …

Источник: https://dailyhoro.ru/article/ikona-preobrazhenie-gospodne/

Ренессанс

Главная => Художники России => Андрей Рублев

Икона писана на липовой рубленой доске. С обратной стороны имеются две позднейшие шпонки. Нижняя загнана с правой стороны, причем конец ее отстоит на 6-7 см от края. Верхняя шпонка загнана слева, она почти сквозная, причем при забивании ее древняя доска был повреждена, так как кусок доски отщеплен, но еще не отломан.

На доске имеются две большие трещины, левая из них в месте соединения досок сквозная и заделана врезными пластинками и рейками, а внизу склеена тонким холстом. По торцам трещина скреплена широкими железными скрепами. Правая трещина вся проклеена грубым холстом.

С обратной стороны икона окрашена серой масляной краской. Над нижней шпонкой слева имеются два отверстия от винтов. По-видимому, здесь была железная скоба, такая же, как и на других иконах. Над верхней шпонкой есть остатки ветхой бумажной наклейки с надписью чернилами: «Преображ… икона левой……3-го яруса».

Торцы доски испещрены мелкими гвоздиками от басмы и следами от них. Красочный слой иконы очень плохой сохранности. С лицевой стороны, кроме сквозной трещины, справа в месте соединения досок, имеется небольшая трещина слева на нижнем поле.

Большие утраты левкаса, обнаруживающие доску и паволоку, имеются: вверху (в углу) и внизу правого поля, около середины на верхнем поле и по краю нижнего поля. Большие вставки темного грубого позднейшего левкаса имеются в правом верхнем углу, одна из них несколько искажает контур спины Моисея. На ней видны остатки желтой позднейшей краски.

Размер примерно 23 x 24 см. Грубые вставки левкаса занимают большую часть боковых и нижнего полей. На одежде Христа справа у пояса овальная вставка, а мелкие заделки темным левкасом имеются на фоне и полях иконы, испещренных, кроме того, следами от басменных гвоздей.

Слева за спиною Илии на уровне пояса выступает восковая вставка квадратной формы, а крупные левкасные вставки искажают контур его фигуры. Поверхность иконы покрыта сетью кракелюр, особенно заметных на полях и на фоне. Следы древней киноварной опушки сохранились лишь на верхнем поле слева.

«Преображение» из Троицкого иконостаса в основном следует краткому иконографическому изводу, т.е. художник не изображает среди гор небольших сцен восхождения Христа и трех апостолов на гору Фавор и нисхождения их с горы после преображения Христа и явления пророков Илии и Моисея.

Больше половины иконы занимают светлые прозрачные, очень жидко написанные лещадные скалы горы Фавор с тремя маленькими темно-зелеными кустиками растений.

На переднем плане, имея основание во всю ширину средника иконы, возвышается желтовато-зеленоватая гора с отсветами более светлого тона, уступчато суживающаяся кверху.

Читайте также:  Описание картины валентина серова «волы»

Светлые блики и оливково-зеленые прозрачные тени, расположенные с правой стороны уступов, свидетельствуют, что именно эта средняя возвышенность гор наиболее освещена светом, исходящим от белых риз Христа, стоящего на ее вершине в ореоле некогда голубых сфер и пятиконечной звезды.

Слава Христа представляет три кольца: внешний светло-голубой, второй – темно-голубой, средний -темно-синий. Некоторое представление о первоначальном цвете дают фрагменты у ног Христа и слева внизу между Христом и Илией. Голубой цвет искажен потемневшей олифой.

О красоте колорита сфер, благодаря фрагментам, можно судить по славе, окружающей Христа в композиции «Сошествие во ад», близкой по тонам к славе «Преображения». По незначительным фрагментам можно догадываться, что пятиконечная звезда была светлой голубой, как внешнее кольцо сферы, но теперь она представляет зеленовато-оливковую поверхность, по-видимому, позднейшей записи, неровную и рябоватую.

Круг славы несколько срезан вверху ковчегом иконы, а внизу – вершиной горы.

У пятиконечной звезды нижнее острие и два нижних боковых острия равновелики, а два верхних, которые вздымаются за плечами Христа наподобие крыльев, значительно уже и острее, что придает легкость и устремленность вверх хрупкой, очень удлиненной его фигуре.

Правая благословляющая рука Христа поднята на уровень груди, левая, несколько отставленная и долженствующая держать свиток, едва различима из-за плохой сохранности левой части фигуры Христа.

Под левой рукой изображен развевающийся острый конец белой одежды Христа, что придает легкость и подвижность его фигуре, повернувшейся несколько влево, тогда как по следам рисунка головы можно видеть, что она немного повернута вправо. Живопись головы, рук и ног настолько утрачена, что воспринимается как зеленовато-оливковые пятна.

На белой одежде Христа сохранились следы светло-серых линий складок и голубоватых острых пробелов. Несмотря на фрагментарность, фигура Христа прекрасна, монументальна и исполнена грации. Слева от Христа – Илия, справа – Моисей стоят на вершинах розовато-песчаных горок, написанных светлой черленью с голубовато-белыми пробелами без теней.

«Явившись во славе, они говорили об исходе его, который ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Ев. от Луки, гл. 9, ст. 31). (Справа живопись горок сильно утрачена). Легкие, светлые массы боковых горок как бы выступают из-за горы, на которой стоит Христос.

Их формы спокойнее, чем у средней, их вершины не устремляются вверх, а представляют как бы постаменты с ровными площадками, на которых стоят хрупкие, стройные, сильно удлиненные и прекрасные по рисунку пророки. Их симметрично развевающиеся одежды и очерки склоненных фигур сливаются с круглящимися линиями сфер, создавая полукруглое завершение верхней части композиции.

Илия предстоит в молитвенной позе. На нем оливково-зеленый гиматий, написанный светлой жидкой краской, через которую ясно просвечивают линии рисунка.

Хотя красочный слой сильно поистерт, кое-где заметны следы легких пробелов.

Темно-зеленый хитон виден только внизу, у ног Илии, и представляет темное пятно, устремленное острым концом вверх, вторя движению вверх же темного кустика над апостолом Петром (сохранность хитона тоже плохая).

Справа к Христу склоняется Моисей. В руках он держит коричневатые скрижали. На нем темно-зеленый глубокого тона, как у Илии, хитон, выделяющийся темным силуэтом (хотя красочный слой поистерт и зеленый цвет деформирован под позднее потемневшей олифой).

На Моисее охряно-желтый прозрачного тона гиматий со следами рисунка и светло-желтых пробелов.

Живопись головы, рук и ног очень плохой сохранности, видны только тени прекрасного рисунка и незначительные фрагменты тонкой моделировки, дающие понятие об исключительном изяществе мастерства творца иконы «Преображения».

Внизу только относительно узкая полоса иконы занята изображением трех апостолов, поверженных на землю светом преобразившегося Христа.

Слева (занимая нижний угол иконы) в испуге пал на колени апостол Петр, голова его оборачивается назад, а взгляд обращен вверх на Христа. На нем охряно-желтый гиматий, как на Моисее, стоящем вверху в противоположном по диагонали направлении, и голубоватый хитон. На гиматий Петра такие же, как и на гиматий Моисея, следы темного рисунка складок и белых тонких пробелов.

В середине между Петром и Иаковом, опираясь на правую руку, распростерся на земле Иоанн. Левой рукой он закрывает глаза от Фаворского света.

На нем красновато-коричневой черлени гиматий (с остатками, по-видимому, поздней графьи) и следами голубоватых пробелов и темно-зеленый хитон, выделяющийся темным пятном на фоне гиматия. Некогда этот тон был очень глубок и красив и давал художнику возможность выделять выразительные силуэты.

Относительно темная фигура Иоанна, связанная ритмически построенными силуэтами теней на скалах с фигурой Христа, служит для нее как бы опорой.

Внизу справа упал навзничь Иаков, закрывая левой рукой глаза, а правой как бы отстраняя необычайное видение.

На нем серовато-зеленый гиматий, близкий по тону к гиматию Илии, и темно-зеленый хитон, что дает вместе с тенями горок цветовой отзвук фигуре пророка, находящейся в противоположном по диагонали направлении. Темный рисунок одежды Иакова ясно проступает сквозь жидкую краску игматия.

Живопись головы, рук и ног Иакова не только стерта, но и испорчена рябинами пятен, как на «Богоявлении» (по-видимому, от плесени). Золото фона и нимбов на иконе утрачено.

Несмотря на очевидное сходство иконографического извода «Преображения» из троицкого иконостаса с «Преображением» из благовещенского иконостаса в Московском Кремле, есть между ними и существенные различия.

Во-первых, апостолы Петр и Иаков расположены иначе: в благовещенском иконостасе Петр находится в правом нижнем углу иконы, а Иаков в левом, тогда как в троицком иконостасе, наоборот, Петр – в левом, а Иаков – в правом. Иоанн соответственно повернулся в сторону Иакова, т. е.

вправо, причем в троицком празднике он закрывает глаза рукой от света, а в благовещенском он просто держит руку на голове, что менее выразительно.

На «Преображении» из Благовещенского собора верхнюю и нижнюю группы людей соединяют четыре деревца на скалах в равном расстоянии от верхней и нижней групп, а в троицком празднике три меньших деревца расположены ниже в непосредственной близости к Петру и Иакову, а затенения граней скал ритмически связаны с фигурами апостолов. На троицком «Преображении» Илия и Моисей склоняются не столь низко перед Христом, как в благовещенском «Преображении», и звезда славы в иконе Троицкого собора имеет более острые и узкие верхние два острия, отчего Христос делается более стройным, легким, окрыленным.

Рисунок у мастера «Преображения» из троицкого иконостаса поражает утонченной деликатностью и простотой даже при сравнении с превосходным рисунком мастера «Преображения» из Благовещенского собора.

Присущие ему качества рисунка отличают «Преображение» от всех других икон праздничного ряда троицкого иконостаса за исключением «Успения Богоматери» и «Николы» из деисусного ряда, в которых, помимо рублевских черт, более чем в других иконах ощущаются традиции ростово-суздальской живописи.

Несмотря на руководящую роль Феофана Грека в украшении живописью Благовещенского собора, его русские помощники – старец Прохор с Городца и Андрей Рублев – выбрали иконографический тип «Преображения» далекий от того, который появился в Переславле-Залесском (Государственная Третьяковская Галерея) и который отмечен характерными чертами не только палеологовского, но даже прямо феофановского стиля.

Разные русские мастера, создававшие «Преображение» для благовещенского и для троицкого иконостасов, совершенно по-иному понимали природу Фаворского света, чем мастер «Преображения» из Переславля-Залесского.

В нем голубой свет, наполняющий икону, настолько силен и вещественно ощутим, настолько поражающе ослепителен, что кажутся естественными и смятение Иоанна и Иакова, падающих и заслоняющих глаза от этого света, и мужество Петра, который, упав на колени, все же взывает ко Христу («Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: тебе одну, Моисею одну и одну Илии».- Ев. от Марка, гл. 9, ст. 5; Ев. от Матфея, гл. 17, ст. 4).

Сила Фаворского света выявляется в материальности, весомости скалистых гор и людей, на которых блистая он снизошел, как бурный поток энергии.

Художник показал, что природа и люди должны быть сильными и крепкими,, чтобы выдержать его преображающее воздействие. Фаворский свет для него наивысшая реальность, почти вещественность.

Таков был замысел «Преображения» в духе мощного творческого темперамента Феофана Грека.

Совсем по-иному разрешали проблему Фаворского света русские художники. Для них Фаворский свет – это, прежде всего не сильный, а тонкий свет. Под его внутренним воздействием природа и люди предстают в духовно утонченной бесплотности, осиянными не мощными лучами, а ровным, мягким светом подобно древнему, идущему еще от пифагорейцев, песнопению: «Свете тихий, святыя славы…»

Несмотря на то, что традиционные позы падающих и заслоняющихся от света апостолов сохраняются в варианте «Преображения» в Благовещенском и Троицком соборах, но в них совершенно не ощущается ни вещественности гор и людей, ни динамического воздействия Фаворского света на окружающую среду.

Подобное толкование природы Фаворского света как нравственно умиротворенной просветленности было результатом творческого переосмысления русскими художниками византийского палеологовского варианта «Преображения», близкого к миниатюре рукописи Иоанна Кантакузена и «Преображения» из Переславля-Залесского.

Вариант «Преображения» из благовещенского и троицкого иконостасов надолго удерживается в московской школе живописи как рублевский образец,, о чем свидетельствует надпись на иконе конца XV века, (Государственная Третьяковская Галерея), приписывающая ее Андрею Рублеву.<\p>

Источник: https://www.renesans.ru/russian_artist/rublev-a/preobrajenie-gospodne.shtml

Ссылка на основную публикацию