Описание картины александра иванова «море» (1850 годы)

Картина «Девятый вал» Айвазовского – ода морской стихии :

Картина «Девятый вал» Айвазовского является одним из самых знаменитых шедевров не только русской марины, но и русской живописи в целом.

Любимая стихия художника – море – способна внушать трепет и благоговейный страх, поражать своей мощью и величием.

Все это, благодаря эмоциональной насыщенности картины, ее сюжету и невероятной палитре оттенков, делает «Девятый вал» одним из величайших творений Айвазовского, несмотря на то, что картина была написана в ранний период его творчества.

Предыстория

За несколько лет до начала работы над «Девятым валом», в 1844 г., Айвазовскому было присвоено звание академика Петербургской академии художеств. В то же самое время его полотнами стал интересоваться знаменитый меценат Третьяков, убежденный в том, что никому не удается передать волшебство водной стихии так живо и естественно, как Ивану Айвазовскому.

В 1845 г., завершив трудоемкую работу над видами нескольких портов и приморских городов по заказу Главного морского штаба, Айвазовский переехал в свой родной город – Феодосию.

Там он построил дом-студию на берегу Черного моря и написал в ней большинство своих работ, включая «Девятый вал».

Картина Айвазовского словно впитала бушующий характер Черного моря, его непредсказуемость и непобедимую силу.

История создания

Сложно сказать с абсолютной уверенностью, когда именно была написана картина «Девятый вал» Айвазовского. Некоторые источники указывают 1850 г., однако принято считать, что картина была начата немногим ранее – в 1848 г., поэтому правильным вариантом даты создания полотна считается 1948-1850 гг.

Полотна, написанные до этого шедевра, – в основном умиротворяющие пейзажи приморских городов и виды бухт и кораблей. Спокойное море, пронизанное лучами солнца или отражающее свет полной Луны, – вот среднестатистическое описание картины Айвазовского. «Девятый вал» стал переломным моментом в творчестве художника. Здесь проявилась вся сила его кисти.

Считается, что картина Ивана Айвазовского «Девятый вал» воссоздана по собственным воспоминаниям художника, пережившего бурю и крушение корабля в Бискайском заливе в 1844 г. Однако сюжет картины не совпадает с воспоминаниями Айвазовского и других выживших.

Анализ сюжета

Общепринятое описание картины Айвазовского «Девятый вал» говорит о восходящем Солнце, несущем надежду на выживание морякам, потерпевшим крушение. Однако море может быть жестоким, и пережить ночной шторм не значит победить стихию.

Изображение моря на картине говорит о прошедшей ночной буре, которая разрушила корабль, сокрушив мачту, за обломки которой из последних сил цепляются люди в борьбе за жизнь. Ночной шторм прошел, и обессиленные мореплаватели ждут, что принесет им новый день.

Яркими оттенками восходящего Солнца картина рисует надежду на чудо; освещенные первыми лучами светло-зеленые гребни волн переходят в темно-фиолетовые тона морской пучины, не позволяя зрителям забывать о мощи штормового моря.

Картина «Девятый вал» Айвазовского – это одновременно ода непобедимой и непредсказуемой водной стихии и несокрушимому человеческому духу.

Символизм картины

Основной характеристикой картины является ее двойственность. Сюжет можно интерпретировать с долей оптимизма и надежды на положительный исход либо воспринимать его как торжество стихии над человеком. Возможно, к этому и стремился Айвазовский, добавляя в картину ряд противоречивых символов, среди которых:

  • яркие оттенки Солнца и темная пучина волн, противоречащие друг другу и возбуждающие одновременно надежду и страх;
  • обломок мачты, напоминающий крест, что может интерпретироваться как символ спасения либо символ распятия;
  • красный платок, которым размахивает один из выживших моряков, может символизировать новую кровь или, в качестве антитезы белому флагу, нежелание людей сдаваться.

Название полотна – «Девятый вал» – само по себе символично: по преданиям мореходов, девятый вал – самый сильный. Волна, идущая в шторм девятой, способна сокрушить корабли и поглотить все в пучину.

Судя по названию, именно эта сокрушительная сила и является сюжетом картины.

И в то же время, несмотря на грядущий девятый вал, несколько выживших людей все еще держатся за обломки мачты, помогая друг другу в надежде пережить шторм.

Картина «Девятый вал» Айвазовского никого не оставит равнодушным. Девятый вал – символ обреченности, стремление выжить – символ надежды, они создают в картине больше чем просто противостояние, они задают вопрос, ответить на который предстоит зрителю.

Источник: https://www.syl.ru/article/184365/new_kartina-devyatyiy-val-ayvazovskogo-oda-morskoy-stihii

Море – Иванов А. А. :: Артпоиск – русские художники

Многие из ивановских пейзажных акварелей, в особенности поздние, очень мало или совсем не привлекали внимание исследователей. По существу, всегда рассматриваются одни и те же акварельные пейзажи. Необходимо расширить этот круг и рассмотреть самостоятельные пейзажи, а также те акварели, которые в известной мере влияли на ход работы, эволюцию живописного метода пейзажей маслом.

На первый взгляд метод работы Иванова-акварелиста ничем не примечателен. Тем не менее разница при сравнении с работами других акварелистов, его современников, проявляется уже с первого этапа рисунка. Если у наиболее характерных акварелистов первой половины XIX века— Чернецова, П.Ф.

Соколова, Александра Брюллова и других — рисунок представляет собой выясненное решение, которому художник в красках находит нужный эквивалент, то у Иванова рисунок играет иную роль.

Для него это лишь первый, далеко не законченный этап натурного восприятия, который в дальнейшем корректируется цветом.

Разумеется, у Иванова можно встретить и более традиционные решения, в основном в акварелях, относящихся к раннему периоду творчества, таких, как «Сан Латерано», «Понтийские болота», где наблюдается некоторая репрезентативность видового характера.

Пейзажи говорят больше о типе местности, нежели о ее характерных особенностях. В дальнейшем типизированный и индивидуальный подход к натуре будет находиться в илл. 1, 5 гармоническом равновесии.

Характерно, что цвет в этих работах еще в значительной степени был аморфным, не обладая такими качествами, как подвижность, гибкость.

Постепенно становится более четким рациональный характер метода Иванова. При этом большое значение приобретают сами изобразительные средства — рисунок и цвет. При взгляде на лучшие пейзажные акварели можно видеть, как органично разрабатывается вся поверхность листа.

Разумеется, бумага играет особо активную роль в прозрачной акварельной живописи. Художник по-разному использует эти возможности. Тонкие контурные линии, которыми намечается композиция, почти не замыкают границы предметов, распределяя основные массы в пространстве.

Художник благоговейно, как бы издалека, приближается к природе. Подобная отстраненность благодарно сказывается на художественной системе Иванова.

Она не настолько отвлеченная, чтобы увести художника от точного переживания данного мотива, но этой отстраненности достаточно, чтобы способствовать высокому воззрению Иванова на природу.

Рисунок, ясно намечающий расположение основных композиционных масс, по своей природе не вступает в противоречие с акварельным пятном. Художнику достаточно поверх него положить несколько широких мазков какого-либо одного цвета, чаще всего синего, чтобы такой лист «задышал» богатством цветотонального решения.

Примером служат прекрасные городские пейзажи из так называемого альбома № 100119. Одухотворенная пластика ивановского рисунка и здесь играет немаловажную роль. Лаконизм цветового решения (белая бумага играет роль света, синие прокладки — тени) придает особую выразительность этим листам.

Последующая работа обогащает цветом сами акварели, усложняет поверхность, но не меняет логической конструкции построения. Форма

зэегшетов и масса цвета выкристаллизовываются одновременно. Пластика маска в известной акварели «Море» выявляется вместе с богатством цветовых переходов. С последними отрывистыми мазками приходит движение, выверенное, драматизированное без аффектации.

Источник: http://ArtPoisk.info/artist/ivanov_aleksandr_andreevich_1806/more_055/

Иванов александр андреевич – галерея произведений (420 изображений)

В истории русского искусства есть имя, которое невозможно вместить в какие бы то ни было рамки. в этом художнике многое необычно; прежде всего – уровень его дарования. не отказываясь ни от одной из художественных систем, существовавших в его время, он наполнил жизнью уходящий классицизм, соединив его с романтизмом и реализмом. 

в его работах мы встречаем черты разных жанров, которые он соединял так же естественно, как краски на холсте. он оставил большое творческое наследие, хотя в сознании широкой публики он известен как автор одной картины.

речь идет об александре андреевиче иванове.

«явление христа народу» — одно из величайших произведений в мировой живописи. его тайна раскрывается перед зрителем постепенно – вот перед нами разноликая толпа, люди разных возрастов и сословий, которых, кажется, ничто не объединяет.

только смятение… и жест иоанна крестителя. мы следуем за этим жестом – и вздрагиваем, пораженные чудом. чудом явления истины, добра, света. не обещающим немедленного счастья, но требующим тяжелых трудов на пути к себе.

таким тяжелым трудом и веры был исполнен и жизненный путь художника. задумав грандиозное полотно, он напишет не одну сотню этюдов, совершит прорыв в пейзажной живописи, создаст целую галерею портретов. он вложит в эту картину свои самые важные, самые выстраданные мысли о мире и человек.

александр иванов считал, что долг художника – показать дорогу к свету. приблизить своим творчеством золотой век человечества. ответственность этой миссии не подавляла его, но погружала в работу, в которой только и состояла для него настоящая жизнь.

работая над своей главной картиной, иванов все тверже укреплялся в мысли, что художник должен непосредственно участвовать в жизни общества. ища наиболее действенные приёмы просвещения и воспитания, он задумал большой цикл росписей на библейские темы, исполнив сотни эскизов, стремясь (как было всегда для него характерно) достичь наибольшей исторической достоверности.

библейские эскизы александра иванова исследователи называют теперь новым словом в мировом искусстве. трудно даже представить, произведения какой художественной силы мы могли бы увидеть, если бы художнику удалось осуществить свой замысел.

кем он булл, этот человек? строителем новой вавилонской башни, чьим дерзким замыслам сами небеса поставили предел? благим вестником, который ушел, сказав своё слово?

он был величайшим художником – об остальном мы можем только предугадывать.

александр андреевич иванов родился 16 (28) июля 1806 года в с.-петербурге. сын художника академика живописи а.и.иванова. состоял «посторонним» учеником иах (1817-1828) в историческом классе. награжден малой и большой золотой медалями и в 1828 получил звание классного художника.

в 1830 году иванов был отправлен в италию пенсионером общества поощрения художников. по дороге в рим посетил германию, австрию, города северной италии, флоренцию. неоднократно совершал поездки по италии, с целью изучения искусства возрождения и эпохи барокко.

в 1836 за картину «явление христа марии магдалине после воскресения» (грм) удостоен звания академика. в 1837 после четырехлетней разработки в эскизах иванов приступил к работе над картиной «явление христа народу» (гтг), длившейся с перерывами до конца 1840-х – начала 1850-х. в этот период художник создал более 400 этюдов для картины.

иванов был знаком со многими выдающимися людьми своего времени, приезжавшими в рим, в их числе с ф.овербеком – главой немецких художников-назарейцев. в 1838 состоялось его знакомство с н.в.гоголем, перешедшее в тесную дружбу. в 1847 познакомился с а.и.герценом, посвятившему художнику главу в своих «былое и думы.

в 1851 иванов ознакомился с книгой д.штрауса «жизнь христа», послужившую основополагающим источником в разработке плана и системы росписей на библейские сюжеты на стенах задуманного им особого храма. разработка этого замысла получила воплощение в грандиозной серии «библейских эскизов» (гтг).

в конце мая 1858 иванов возвратился в с.-петербург, где состоялась выставка его картины «явление христа народу» вместе с этюдами. 3 (15) июля 1858 художник скоропостижно скончался.

1. Иванов Александр «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» 1824 Холст, масло 119х124,7 Государственная Третьяковская галерея2. Иванов Александр «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару» 1827 Холст, масло 178,5х213 Государственный Русский музей3. Иванов Александр «Автопортрет» 1828 Бумага, масло 43,2х33,2 Государственная Третьяковская галерея4. Иванов Александр «Портрет мальчика» Конец 1820-х Бумага на холсте, масло 40,2х30,9 Государственная Третьяковская галерея5. Иванов Александр «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры. Первоначальный эскиз» 1829 Холст, масло 39,2х30 Государственный Русский музей6. Иванов Александр «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры» 1829 Холст, масло 130,5х113 Государственный Русский музей7. Иванов Александр «Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина. Эскиз неосуществленной картины» 1831-1833 Холст, масло 49,5х62,7 Государственная Третьяковская галерея8. Иванов Александр «Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина. Окончательный эскиз неосуществленной картины» 1831-1833 Холст, масло 36х55 Государственная Третьяковская галерея9. Иванов Александр «Иосиф открывается братьям. Эскиз» 1831-1833 Картон, масло 23х38,5 Государственная Третьяковская галерея10. Иванов Александр «Давид играет на арфе перед Саулом. Эскиз» 1831 Бумага на картоне, масло 8,5х13,5 Государственная Третьяковская галерея11. Иванов Александр «Две сидящие натурщицы на фоне зелени. Этюд» Начало 1830-х Холст, масло 74х61,5 Государственный Русский музей12. Иванов Александр «Полулежащая обнаженная женщина. Этюд» Начало 1830-х Бумага на холсте, масло 61,5х57,3 Государственная Третьяковская галерея13. Иванов Александр «Портрет Виттории Кальдони» 1834 Холст, масло 25,2х23,2 Государственный Русский музей14. Иванов Александр «Сон Иакова. Эскиз» Начало 1830-х Бумага на картоне, масло 20,5х32,5 Государственная Третьяковская галерея15. Иванов Александр «Девочка-альбанка в дверях» Начало 1830-х Холст, масло 43х31 Государственная Третьяковская галерея16. Иванов Александр «Убиение Петра Мученика. Уменьшенная копия с картины Тициана» 1839(?) Бумага на холсте, масло 75х76 Государственный Русский музей17. Иванов Александр «Голова Апостола с книгой. Копия фрагмента картины Рафаэля «Преображение» 1830-е Бумага на холсте, масло 36,3х45,8 Государственный Русский музей18. Иванов Александр «Меркурий и три Грации. Уменьшенная копия картины Тинторетто» 1839(?) Бумага на холсте, масло 31,5х36,5 Государственный Русский музей19. Иванов Александр «Головы бесноватого и женщины. Копия фрагмента картины Рафаэля «Преображение» 1830-е Бумага на холсте, масло 36х46 Государственный Русский музей20. Иванов Александр «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» 1831-1834 Холст, масло 100х139,9 Государственная Третьяковская галереяСтраницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Источник: http://cultobzor.ru/2015/01/aleksandr-ivanov-gallery/

Мастер морского пейзажа – Иван Айвазовский

Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) –  русский живописец, мастер морского пейзажа.

Предки Айвазовского в XVIII веке переселились из Западной (Турецкой) Армении на юг Польши. В начале XIX века оттуда перебрался в Феодосию торговец Константин (Геворг) Гайвазовский.

17 июля 1817 года в книгу рождений и крещений местной армянской церкви была внесена запись о том, что родился “Ованес, сын Геворга Айвазяна”.

Читайте также:  Описание картины пьера огюста ренуара «танцовщица»

Отцу мальчика, на попечении которого были две дочери и три сына, после постигшей Феодосию в 1812 году эпидемии чумы жилось тяжело. Содержать семью помогала ему жена Рипсиме, искусная вышивальщица.

Иван Айвазовский с детства обнаружил в себе художественные и музыкальные способности; в частности, он самостоятельно научился играть на скрипке.

Национально-освободительное движение греческого народа было особенно близко и созвучно армянам, чья родина также изнывала под османским игом. Поэтому пристрастие Айвазовского-мальчика к этой теме, конечно же, нельзя считать случайным.

Начальное образование юный Айвазовский получил в армянской приходской школе, а затем окончил Симферопольскую гимназию. В 1833 году отправился в Петербург и поступил в Академию художеств, где учился у известного пейзажиста Максима Воробьева, в батальном классе – у А. Зауервейда и недолгое время – у приглашенного из Франции мариниста Ф. Таннера.

Работы, выставленные в годы учебы, возбудили всеобщий интерес. В 1837 году, окончив курс обучения с золотой медалью первой степени, Айвазовский получил право на поездку за границу в качестве пенсионера академии.

Однако первоначально молодого художника командировали в Крым писать виды приморских городов.

Плавая на боевых кораблях, Айвазовский проникся глубокой верой в силу русского флота и стал впоследствии непревзойденным певцом его побед.

В 1840 году Айвазовский уехал в Италию. Там он сблизился с яркими деятелями русской литературы, искусства, науки – Гоголем, Александром Ивановым, Боткиным, Панаевым. Одновременно расширился круг его армянских знакомств. Затем побывал во Флоренциф, Амальфи, Сорренто, Неаполе и Риме.

Итальянская природа, итальянское искусство и музеи в формировании Айвазовского-художника стали второй и поистине вечной академией. На протяжении всей жизни он возвращался к пейзажам Италии, гармоничное сосуществование человека и моря в этой стране запечатлелось в его памяти как образец красоты. Италия наложила глубочайший отпечаток на все его последующее творчество.

Айвазовский работал в Италии и создал здесь около пятидесяти крупных картин. Выставлявшиеся в Неаполе и Риме, они вызвали настоящий ажиотаж и прославили молодого живописца. Критики писали, что никто прежде не изображал свет, воздух и воду столь живо и достоверно. Папа Григорий XVI наградил художника золотой медалью.

Большой успех ожидал Айвазовского также в Венеции, а затем Париже, Лондоне, Амстердаме. Как единственный представитель русского искусства он участвовал в международной выставке, организованной в Лувре. Десять лет спустя он первым из иностранных художников стал кавалером ордена Почетного легиона.

Айвазовский вернулся на родину прославленным художником, членом нескольких академий. В Петербурге 28-летний мастер также был удостоен академических регалий; позднее его назначили художником при Главном военно-морском штабе.

В Феодосии художник построил на берегу моря дом-студию.

Здесь, в маленьком провинциальном городе, в кругу своих близких, Айвазовский создал обособленный собственный мир, свою малую родину с ей одной присущей атмосферой, живущую по законам, которые сам он, ее полновластный хозяин, установил.

Он чувствовал себя в этом уютном мире по-настоящему свободным. Однако самоизоляция сыграла в его творчестве и негативную роль. Айвазовский остался в стороне от важнейших тенденций современного ему искусства и не реализовал заложенный в нем потенциал истинного новатора.

Айвазовский создал своеобразный метод цвето-линейного построения картин и свой живописный язык, никого не повторявший и не противоречивший предмету изображения.

Эти выразительные средства постепенно претерпели изменения, палитра художника стала светлее, он вплотную подошел к пленэрной живописи.

Однако его мировосприятие никогда не менялось, он остался верен своему романтическому характеру или, вернее, живописным урокам моря, с которым подружился еще в детстве.

Обладая колоссальной трудоспособностью, за долгие десятилетия он создал около шести тысяч картин. Его творчество – своего рода морская энциклопедия.

Из нее можно в деталях узнать о любом состоянии, в каком пребывает водная стихия – штиль, и легкое волнение, и шторм, и буря, производящая впечатление вселенской катастрофы, – здесь можно увидеть ее, эту стихию, в любую пору суток – от светозарных восходов до колдовских лунных ночей – и в любое время года насчитать десятки оттенков, окрашивающих морские волны, – от прозрачных, почти бесцветных через все мыслимые нюансы голубизны, синевы, лазури до густой черноты.

Художник умер 2 мая 1900 года в Феодосии, в возрасте восьмидесяти двух лет.

Перед самой смертью Айвазовский написал картину, которая называется «Морской залив», а в последний день жизни начал писать картину «Взрыв турецкого корабля», которая осталась незаконченной.

Айвазовский похоронен в Феодосии, в ограде средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса).

Картины Айвазовского можно по праву назвать величественными и эмоциональными шедеврами 19 века. Особенно впечатляют отображенные на полотне морские баталии. Их палитра, линии и формы наполнены героическим пафосом, но, несмотря на это, сюжет произведений этого художника воспринимается на одном дыхании.

Популярнейшие картины Айвазовского – “Радуга” (1873 г.), “Чёрное море” (1881 г.), “Волна” (1889 г.), “Девятый вал” (1850 г.), “Девятый вал”. Айвазовский посвятил многие картины подвигам русских моряков (“Чесменский бой”, “Наварринский бой”, обе – 1848 г.).

Девятый вал

Бриг “Меркурий”, атакованный двумя турецкими кораблями

Вид Леандровой башни в Константинополе

А.С.Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал

Алушта

Афинский Акрополь

Аю-Даг в туманный день

Баржи у морского берега

Башни на скале у Босфора

Башня. Кораблекрушение

Берег моря

Берег моря.Туманное утро

Берег моря ночью.У маяка

Берег Неаполя.Вид Везувия

Берег Ялты

Беспокойное море

Чумаки на отдыхе

Флот в виду Севастополя

Большой рейд в Кронштадте

Бриг “Меркурий”, атакованный двумя турецкими кораблями

Бурное море

Бурное море ночью

Буря

Буря у берегов Ниццы

Венчание поэта в Древней Греции

Вид моря ночью

Ялта

Взрыв корабля. Это картина последняя-неоконченная

Источник: https://obiskusstve.com/281032847311505811/master-morskogo-pejzazha-ivan-ajvazovskij/

Описание картины Ивана Айвазовского «Девятый вал» — Сообщество по интересам

Эта картина наполнена бурей, как в прямом смысле погодным явлением, так и в смысле переполнения эмоций. Она была написана в 1850 году, на то время буквально за короткие сроки стала известнейшим шедевром.

Благодаря своей известности данная картина попала во дворец царя Николая І. Также известный коллекционер П.М.

Третьяков не пропустил известия об успехах молодого мариниста Айвазовского, стал интересоваться его работами.

Трепетно наблюдая за процессами создания картин, коллекционер страстно восхищался талантом художника, и настойчиво требовал, чтобы тот подарил ему одну из своих бесподобных картин.

Что же такое девятый вал? Это самая сильная из волн, наивысшая точка шторма. На картине изображено море, которое еще с ночи не оправилось от бури, но в предчувствии новой, самой сильной и всепоглощающей. Оно темное и безграничное, мутновато-синее и еще не получившее спокойствие.

Волны, одна за одной, бьются о борта плота, если можно так назвать то плавсредство, на котором плывут, изможденные ночным штормом, люди. Лиц их почти не видно, но их сутулые фигуры пошли на уступки природе, их сердца надеются на то, что все пройдет и Всевышний сжалится и подарит им спасение.

Ведь они еще не знают, что их ждет дальше…

Глядя на озаренное солнцем синеющее небо, можно предположить, что скоро все стихнет, море успокоится и путники доберутся до своего дома. А вот глядя на черного цвета воду, мы понимаем, что спасение не придет и путники вынуждены будут отдать свои жизни водной пучине.

Произведения такого характера создаются в моменты, когда наступает творческий подъем, приходит вдохновение. Это не последняя из работ Айвазовского, которая так бурно описывает неспокойное состояние моря, но именно эта картина сделала его всемирно-известным и подарила ему “золотой ” билет в ряды известнейших художников.

Одним из наиболее распространенных в сети поверхностных описаний картины Ивана Константиновича Айвазовского “Девятый вал” (1850 г.) является то, которое я привел в записи от 30.05.2011 г. Причем, многочисленные описания переписываются слово в слово. Давайте более внимательно посмотрим на гениальное произведение Айвазовского.

Смею заметить, что я не профессиональный искусствовед, не претендую на истину в последней истанции и излагаю только свои размышления и чувства. Первое, что бросается в глаза это то, что громадный “девятый вал” готов обрушится, но не на спасшихся моряков, а в стороне от них. Судя по направлению ветра и расположению волн, девятый вал для моряков уже только что прошел и они его выдержали.

После удара этой волны в наиболее критическом положении оказался человек, которого удерживает бородатый товарищ по несчастью. Никакой другой громадной волны, угрожающей жертвам кораблекрушения на картине нет.Второе, это солнце, которое прорывается сквозь тучи, оно просто разрывает эти тучи, неся надежду на спасение.

 Далее – это восходящее солнце, следовательно люди с корабля уже пережили самое страшное — ночной шторм, ураган. Настает утро и солнце возвещает об окончании бури.Вместе с тем, солнце возвещает о победе людей над стихией. Те, кто до последнего мгновения сражался с роком, победили. Они выстояли.

Они держались друг друга, поддерживали надежду, не позволяя себе и другим поддаться слабости, смириться с грозной стихией и погибнуть. Они выстояли.Далее перед ними встает новая задача — это окончательное спасение и человек, поднявший в руках кусок красной материи возвещает о продолжении борьбы. Борьбы за то, чтобы их заметили проходящие суда.

Еще буря не прекратилась, еще только-только стал очевиден перелом в силе шторма, а лидер этой группы уже поднял сигнал о помощи. И недаром кусок материи в его руке напоминает по форме факел.

Даже есть некоторое преувеличение в том, что кусок материи, неизвестно каким образом сохранившийся у этого человека, разве только потому что он специально его сохранил на этот случай, принял очертания красного горящего факела. Этот сигнал является одновременно и символом победы над роком. Показательны взгляды остальных товарищей на этот сигнал.

  В них читается и удивление и продолжение надежды на спасение.  Понятно, что пока буря не утихомирилась окончательно, невозможно отыскать спасительное судно.

И еще хотелось бы сказать о том предмете, который стал пристанищем для жертв кораблекрушения — о мачте, которая имеет форму креста — символа христианства. С другой стороны, все изображенные на картине люди имеют восточную внешность и скорее всего являются мусульманами. Возможно, Художник изобразил очертание креста — распятия, как символа спасения, независимо от религиозной принадлежности.

Источник: http://luchshiy.com/tvorchestvo/opisanie-kartiny-ivana-aivazovskogo-devj.html

Иван айвазовский – гений морской пучины

Иван Айвазовский – истинный гений безудержной морской стихии. Царь моря. Созданные им картины моря неповторимы и узнаваемы. Вот оно бушующее, враждебное, клокочущее, а вот повеял легкий бриз, и волны с белыми барашками набегают на берег. А вот оно ласковое и ручное – как маленький котенок улеглось возле ног…

«Большой рейд в Кронштадте» 1836, Государственный Русский музей

Будущий художник-маринист появился на свет в Феодосии. Незаурядное дарование мальчика проявилось очень рано. Он сам обучился скрипичной игре, прекрасно рисовал своё любимое море.

Однажды Ованес (таково настоящее имя художника) мастерски изобразил солдата, стоящего в карауле. Рисунок случайно попал на глаза Феодосийскому градоначальнику.

Благодаря его протекции способного юношу приняли в Петербургскую императорскую Академию художеств.

«Кораблекрушение у Афонской горы», 1856. Центральный военно-морской музей Санкт-Петербург

В 1833 году в Санкт-Петербург приехал Филипп Таннер – французский мастер изображения моря. Вскоре ему понадобился толковый помощник. Им-то и стал Иван Айвазовский. Стараясь успевать в Академии, молодой художник работал в две смены и даже представил на выставке два своих полотна. В рецензии на эти работы написали: «Талант Айвазовского поведет его далее». И они не ошиблись.

«Встреча рыбаков». Государственная Третьяковская галерея

В 1837 году за достижения в изобразительном искусстве руководство Академии присудило юному художнику Большую золотую медаль и вынесло решение командировать его в солнечный Крым для оттачивания мастерства.

В первых полотнах того времени отражены яркие картины прибрежной полосы Солнечного полуострова. «Без моря я не представляю своей жизни» — часто повторял художник.

Он обладал удивительной способностью передавать движение моря.

«По дороге в Ялту», 1860-е. Государственная Третьяковская галерея

Значительных успехов достиг художник в Италии. За это время Айвазовский создал сорок крупноформатных полотен. Все свои произведения художник выдерживал в одной тональности, основываясь на единстве светотени.

«Вид на Капри», 1845. Государственный музей русского искусства, Киев

Самой масштабной картиной, написанной Айвазовским в Италии, считается «Сотворение мира», изображающее противоборство двух стихий: небесной и морской.

Сотворение мира. 1864. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

После возвращения в Россию Айвазовский написал свои самые известные полотна.

Главной темой картины «9-ый вал» выступила борьба человека с морской стихией. А в полотне «Черное море» Айвазовский мастерски передал её неповторимую магию.

«Это один из величайших шедевров, какой я когда-либо видел» — так сказал о картине Иван Крамской.

Девятый вал. 1850. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Бурное, холодное, но одновременно прекрасное море изображено мастером на полотне «Среди волн». Айвазовский мастерски озаряет волны ярким лучом света.

Среди волн, 1898. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского, Феодосия.

Оказывается, у Айвазовского была абсолютная память и исключительная работоспособность. Он написал более 6000 полотен. Причем, многие марины — по памяти.

Аю-Даг в туманный день. 1853. Галерея Г. Басмаджяна, Париж

Что ж, никто так, как Иван Айвазовский не смог выразить на холсте притягательность и неповторимость морской стихии. И, надо сказать, его талант оказался настолько сильным, что даже передался по наследству его потомкам – почти все его внуки стали художниками-маринистами.

«Побережье в Амальфи», 1841. Государственный Русский музей., Санкт-Петербург

Начиная с XVII века изображение моря заняло большое место в европейской живописи. Особенно широкое развитие маринистическая живопись получила в Голландии, Англии и Франции.

Но ни один художник не поднялся до восприятия моря как живой стихии, и только Айвазовский, наделив его всеми оттенками своих чувств и переживаний, сумел передать на полотне поэтическое представление своего народа о море как о грозной силе, зовущей к мужеству, отваге, борьбе. Издревле для русского народа морская стихия была синонимом свободы.

Читайте также:  Описание картины николая рериха «илья муромец»

«Петр I при Красной горке, зажигающий костер на берегу, для подачи сигнала гибнущим судам своим», 1846

«Русская эскадра на Севастопольском рейде», 1846. Государственный Русский музей

«Всемирный потоп», 1864
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Закат», 1866 . Собрание А. Шагиняна, Нью-Йорк

«Захват пароходом Россия турецкого военного транспорта Мессина на Черном море 13 декабря 1877 года»

Источник: painteropedia.ru

Факты об Иване Айвазовском

Иван Айвазовский начал рисовать с ранних лет. В роли полотна при этом выступали заборы, дома, альбомы и даже песок.

Один раз рисунки в городе увидел местный губернатор, который был настолько поражён талантом мальчика, что потребовал у подчинённых разыскать его, чтоб познакомиться.

Некоторое время спустя будущий всемирно известный художник поступил в Петербуржскую Академию художеств именно при помощи этого человека.

Художник никогда в жизни не был вольным творцом. Занимая должность художника в Главном морском штабе, он постоянно направлялся в места сражений для оперативного изображения боевых действий, ведь запечатлеть их в те времена могли исключительно живописцы. При этом, множество картин были написаны из рассказов очевидцев.

Иван Константинович был очень работоспособным человеком, свидетельством чего являются более 6000 написанных картин.

Айвазовский считал, что умение писать по памяти отличает настоящего художника от ненастоящего:

Окна мастерской Айвазовского смотрели в сторону двора, поэтому моря с них не было видно. Он писал свои марины по памяти, исключительно точно передавая различные состояния моря.

Айвазовский часто приезжал к брату на остров св. Лазаря. Там он останавливался исключительно в комнате Джорджа Байрона.

Самой дорогой среди всех картин Айвазовского стал ««Вид Константинополя и Босфора», купленный в 2012 году на британском аукционе Sotheby’s за 3 миллиона 230 тысяч фунтов стерлингов, что в переводе на рубли составляет более 153 миллионов.

Пребывая в Италии, живописец создал картину «Хаос. Сотворение мира», которая произвела такой фурор, что в последствие была приобретена Римским Понтификом, наградившим его золотой медалью.

Источник: https://moiarussia.ru/ivan-ajvazovskij-genij-morskoj-puchiny/

Описание картины «Девятый вал» И.Айвазовского

Выходец из крымского курортного городка, сын священника, с неблагозвучной фамилией Гайвазовский, впоследствии достиг мировой славы как художник-маринист. Он был самым последним и ярчайшим и российских художников-романтиков. Его притягивала свобода морской стихии и ее, словно женская, переменчивость.

Творчество Айвазовского наглядно представляет принципы романтизма в живописи – из событий в жизни, а так же явлений природы отбирается не типичное, а то, что представляет уникальность и выходит за привычные для человека рамки.

Окончив Императорскую академию художеств, юноша предпринял несколько неудачных попыток выставить свои картины, а потом вдруг начал обучение в классе по морской военной живописи. Это и определило его дальнейшую судьбу – Айвазовский убрал от своей фамилии мешающее «г» и отправился путешествовать по Крыму.

Морская стихия привлекла его и в результате появились полотна, достойные звания шедевров, одно из которых – «Девятый вал».

Маринистическая тема подразумевает романтику, вселяющую страх. Еще древние цивилизации задумывались над губительной силой стихии, восхищались безбрежными водами и страшились их изменчивости. Греки считали третью волну во время шторма самой губительной, римляне – десятую, а жители Восточной Европы – девятый вал.

Картина Айвазовского с одноименным названием не пугает, она успокаивает, ведь передает торжество жизни – в неравной борьбе со стихией остались уцелевшие люди.

Первое, что броситься вам в глаза – это небо, играющее оттенками желтого, оранжевого и фиолетового. Из-за облаков чуть проглядывает солнце, начинает загораться рассвет. Ночью была буря.

Где-то вдали накатывает девятый вал, а выжившие моряки, с трудом уместившиеся на обломке мачты, со страхом ждут его.

Море на полотне – не безбрежно синее, а изумрудно-живое, темное, с вкраплениями розового отблеска заката.

Еще один момент – свет. Многие из тех, кто был в Феодосии и своими глазами видел полотно, ищут подсветку. Блики солнечных лучей на неспокойном море настолько загадочны, что придают творению Айвазовского объем и реалистичность.

У каждого, кто хоть раз увидел «Девятый вал» до предела обостряются все чувства. Художник ни в одном произведении не достиг такой анатомической точности изображения, как в этом.

Биографы связывают это с тем, что Айвазовский пережил подобное в Бискайском заливе, а судно, на котором он находился в тот момент, похоронили все европейские и российские газеты.

Наверное, увидев своими глазами дикость морской стихии, мастер не смог удержаться от того, чтобы ее не запечатлеть.

Психологизм картины используется в наши дни на многих психологических тренингах. Группка выживших после бури знает и видит, что надвигается последняя волна – та самая убийца. Карабкаясь на мачту из последних сил, каждый из них поддерживает товарища. Люди не теряют надежду, ведь знают, что минует девятый вал и выживших спасут.

Следующий психологический маневр мастера – «на грани», когда бездна вот-вот заберет человеческие жизни или даст им шанс уцелеть. Вы можете лишь представить, что произошло ночью, какая трагедия случилась, и сколько людей не уцелело.

Причем выживших мужчин на мачте вы замечаете не сразу – настолько ярко изображение рассвета. Лишь потом присматриваетесь и видите уцелевших пятерых мужчин. Если принять во внимание, что в среднем команда судна тех времен составляла больше сотни человек, то ощущается весь ужас ночного шторма.

Самый старый из них из последних сил держится за обломок корабля. Возможно, девятый вал заберет его жизнь вместе с тем человеком, что тянет руку к небу, будто посылая мольбы о спасении. Трое других стараются поддерживать друг друга, чтобы не соскользнуть со спасительной мачты.

Именно они, кажется, выживут после разрушительной волны, но сейчас, по замыслу художника, олицетворяют надежду на спасение.

Глядя на неистовую борьбу человека и стихии, многие из вас вспомнят Хемингуэя и его «Старика и море». Однако, если писатель изображает диалог человека и стихии, то маринист передает жизнь самого водного пространства.

Колористика картины потрясающая – все переходы цветов настолько плавны, что порой невозможно определить, где начинается море и заканчивается небо. Одно лишь можно сказать с уверенностью – небо занимает большую часть холста. Облака имеют объем лишь в левой части холста, в правой они покрыты дымкой.

Четко прописаны волны, которые спокойны в нижней части. С дальнего расстояния они кажутся зелеными, но если вы подойдете ближе, то увидите здесь нефритовые, изумрудные, черные, лиловые, оранжевые оттенки. Синий присутствует только в левом нижнем углу картины, причем не как цвет, а как отблеск игры света на воде.

Еще один момент «Девятого вала»– движение. Облака, стремительно бегущие по небу, пена волн и люди представляют законченную и целостную композицию полотна.

Посмотрев на картину, вы заметите, что цвета сменяют друг друга подобно тем самым валу разбушевавшегося моря. Поначалу возникает туман, который слегка начинают отогревать солнечные лучи.

Они подсвечивают изумрудный девятый вал, а после появляется темно-синяя волна, которая таит в себе жуткие и мрачные недра моря.

Интересна судьба картины. Где бы ее ни выставлял Айвазовский, очередь желающих увидеть «Девятый вал» была сравнима лишь с потоком в Лувр к «Джоконде». Русские критики писали восторженные отзывы и сравнивали ее цветовую гамму с «Последним днем Помпеи» К. Брюллова.

Осенью 1850 года картина оказалась на выставке в московском Училище живописи, ваяния и зодчества. Иван Шишкин, которому тогда было всего 19 лет, рассказывают, несколько часов провел перед этой работой. Дальнейшая судьба автора полотен «Рожь», «Золотая осень» известна всем – от искусствоведов до Википедии.

Айвазовский был предан маринистической теме до конца своих дней. До него российская маринистика практически не существовала, художник стал ее создателем и гуру. Мастер был поэтом моря, романтиком стихии, который изображал морскую гладь и опасность вод на холсте, подобно Байрону на бумаге.

Источник: http://5sec.info/kartiny/kartina-ajvazovskogo-devyatyj-val/

Картины, описание картин — Девятый вал. 1850 – Музей Арт-Рисунок

Опи сание картины Ивана Айвазовского: Девятый вал.

В сентябре 1844 года совет Петербургской академии художеств единогласно присвоил Ивану Константиновичу Айвазовскому звание академика.

А еще через несколько дней художник был причислен к Главному морскому штабу в звании первого живописца, с правом носить морской мундир. Ему было поручено написать виды русских портов и приморских городов – Кронштадта, Петербурга, Петергофа, Ревеля, Свеаборга, Гангута.

Айвазовский с энтузиазмом взялся за новую работу и в несколько месяцев выполнил ее.

После этого Айвазовский на окраине Феодосии построил для себя дом и мастерскую и на всю жизнь поселился в этом небольшом черноморском городке. Трогательная любовь к родной Феодосии, плескавшееся у древних стен ее море – все давало художнику пищу для новых образов.

Его ненасытную жажду творчества можно было утолить только вдали от суеты, да и стремление к независимости удерживало его в Феодосии.Картина «Девятый вал» была написана в 1848 (или в 1850) году, когда художнику было всего 33 года и он находился в самом расцвете творческих сил.К этому времени И.К.

Айвазовский побывал уже и за границей, где в короткое время стал самым знаменитым художником Италии. До него еще никто так верно и живо не изображал свет, воздух и воду. Папа Григорий XIV приобрел его картину «Хаос» и поставил ее в Ватикане, куда удостаиваются быть помещенными только произведения первейших художников.

Об успехах Айвазовского писали все газеты, но, будучи скромным и благородным, он приписывал все эти успехи не столько себе, сколько всему русскому искусству. Не только в Италии, но и в других европейских странах, где Айвазовский выставлял свои картины, его всегда сопровождал невиданный успех.До Айвазовского море редко изображалось русскими художниками.

Его ранние произведения отличаются пленительной тишиной. Восход или закат солнца, штиль, сияющая над морем луна – все изображалось художником с тонкой поэзией. Но к середине XIX века, вместе с ростом реализма во всем русском искусстве, И. Айвазовский тоже расширил круг своих творческих интересов и тем.

Он стал изображать волнение на море, приближение бури, шторм. Одновременно росло и его творческое мастерство, в основе которого лежало внимательное изучение натуры, накапливание в памяти «впечатлений живой природы».

Своим названием картина обязана распространенно му мнению, будто бы каждый девятый вал во время шторма является особенно большим и страшным, превосходящим все другие. На своем полотне Айвазовский изобразил рассвет после бурной ночи. За обломок мачты погибшего корабля цепляются четыре человека в восточной одежде, уцелевшие после кораблекрушения .

Пятый старается выбраться из воды на мачту, ухватившись за падающего с нее своего товарища. Людям угрожает гибель среди обрушивающихся на них валов, но они не теряют надежды на спасение. Айвазовский во многих своих картинах изображал кораблекрушения и людей, борющихся с морской стихией. В «Девятом вале» он особенно резко противопоставля ет бушующее море и упорство нескольких человек.

Восходящее солнце своим золотистым сиянием пронизывает водяную пыль, повисающую в воздухе, валы и пену, срываемую ветром с их гребней. Красочное великолепие раннего солнечного утра над волнующимся еще морем передано Айвазовским с замечательной смелостью и силой.

Он соединил в одно целое золотистые, сиреневые, зеленые и синие тона. В картине все находится в движении, и зрителю порой кажется, что цвета эти сменяют друг друга вместе с вздымающимися и рушащимися волнами.

Сам художник говорил: «Движения живых струй неуловимы для кисти; писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры. Для этого-то художник и должен запоминать их».

Верхняя часть картины наполнена фиолетово-розов ой мглой, пронизанной золотом низко стоящего солнца и расплывающихся, клубящихся, похожих на горящий туман облаков. Под ними хрустальное, зеленовато-сине е море, высокие бурные гребни которого сверкают и переливаются всеми цветами радуги.

Свою картину художник выставил в Москве, и она сразу стала знаменитой. О ней складывались легенды, на «Девятый вал» приходили смотреть помногу раз, как когда-то на «Последний день Помпеи».

Пейзажисты до Айвазовского писали главным образом «красивые виды», чтобы поразить зрителя чудесами и великолепием знаменитых живописных местностей. Об искренней любви к природе не было и речи, живой красоты ее не замечали.

Существовал даже особый шаблон пейзажной живописи, по которому и писали художники так называемой Воробьевской школы. Айвазовский тоже был в Академии учеником М.Н. Воробьева, но стоял несколько в стороне от всех остальных.

Александр Бенуа впоследствии говорил: «Лишь один Айвазовский, идя по пятам Тернера и Мартина, зажигался на время их вдохновенным восторгом от великолепия космоса, являвшегося для них живым, органическим и даже разумным существом».

Источник: http://www.art-drawing.ru/gallery/8-aivazovsky-ivan-konstantinovich/detail/204-ninth-wave-1850

Картина Айвазовского Девятый вал. 1850 г

В сентябре 1844 г. Айвазовскому присвоили звание академика, и он был командирован в Главный морской штаб, чтобы делать зарисовки портов на Балтике. Но уже весной 1845 г. художник понимает, что не может жить вдали от родной Феодосии. Его не могут удержать в Петербурге даже слава и хороший заработок.

На побережье художник построил себе дом и остался здесь на всю жизнь.

Он трогательно любил свою родную Феодосию и набегавшие на ее древние стены волны Черного моря, которые давали ему сюжеты для его гениальных картин.

Всю свою жизнь художник испытывал ненасытную жажду творчества, которую можно было утолить только вдали от шумной суеты больших городов. Море стало для него главным героем и прославило его.

Проживая у моря и общаясь с матросами, маринист довольно часто слышал о суеверных приметах. У него возникает мысль изобразить это старинное поверье о несущей неминуемую гибель морским судам девятой волне. Суеверие имело несколько вариантов.

Например, греки называли погибелью третью волну, древние римляне – десятую, но моряки, прибывшие в город из дальних стран, таинственным шепотом рассказывали, что самая сокрушающая все на своем пути – это девятая волна. Именно эту легенду и выбрал Айвазовский и в 1950 году он создает картину Девятый вал.

Он решил изобразить противостояние силы человека и грозной морской стихии, выбирая самый драматический миг.

Читайте также:  Описание картины анри руссо «автопортрет» (таможенник)

Вздымающееся до небес море и низкое небо, почти сливающееся с необыкновенно высокими волнами – и посреди этого буйства моряки, накануне потерпевшие страшное кораблекрушение и теперь пытающиеся спастись на разбитых мачтах и бревнах. Их вот-вот накроет приближающаяся огромная вспененная волна. Кучка людей на грани отчаяния борется с неукротимой стихией, но как им противостоять ей, смогут ли… Ответа нет…

Живописец изображает крайнее отчаяние людей, застигнутых морской бурей, но отнюдь не смирение или панику, а борьбу со стихией. И стоя у этого полотна в Государственном русском музее Санкт-Петербурга, с замиранием сердца не отрывая взгляда от этого шедевра, нам очень хочется верить, что, несмотря на чудовищный шторм и такие ненадежные бревнышки, люди смогут спастись.

Картина Айвазовского Девятый вал просто завораживает, очаровывает и в тоже время ужасает действиями природы, неумолимой морской стихией. Мы стараемся отыскать то, что дает нам уверенность в счастливом спасении. Возможно, это лучи восходящего солнца и светлая дорожка посреди грозно вздымающихся гигантских волн.

Хотя название картины говорит о том, что неистовый девятый вал может уничтожить и погубить горстку людей, которые чудом спаслись после того, как их парусник пошел ко дну. Держась поблизости, они стараются подбодрить себя и других. За небольшой обломок мачты, все что осталось от корабля, крепко уцепились четверо моряков в непривычной одежде.

Еще один матрос пытается взобраться на этот обломок, хватаясь за падающего с нее человека.

Непревзойденный талант Айвазовского смог найти точные краски и композицию, чтобы изобразить величие, мощь и даже какую-то мистическую красоту морской стихии. Сквозь драматизм сюжета нам виден оптимизм автора произведения. Это колористический характер полотна. Через просвет грозы волны переливаются словно радуга – символ надежды.

Айвазовского часто называют наиболее ярким представителем романтического направления. Он всегда стремился отобразить в огромном многообразии явлений, то, что, по его мнению, выходило за рамки серых будней.

Полотно было продемонстрировано в Москве, и с самой первой публичной выставки стало не пререкаемым шедевром. О нем рассказывали всем родным, друзьям и просто знакомым, складывали легенды. Посмотреть на картину приходили по несколько раз. По числу «паломников» ее можно сравнить, например с «Последним днем Помпеи» Карла Брюллова.

Некоторые биографы Айвазовского предполагают, что живописец в этом произведении изобразил свое путешествие, когда он оказался в штормовых водах, в Бискайском заливе в 1844 г. Корабль, попавший в этот страшный шторм, посчитали погибшим.

Газеты Петербурга и некоторых стран Европы поместили сообщение о этой трагической гибели талантливого русского художника, имя которого уже тогда пользовалось известностью.

Но, к счастью, корабль сумел выйти из схватки со стихией почти невредимым.

Существует мнение, что Айвазовский рисовал не с натуры, а воображал ситуацию и вспоминал виденное им ранее, а затем гениально соединял их в своих картинах. Но ведь действительно невозможно хотя бы на миг представить, что такой шторм возможно написать с натуры.

Картина «Девятый вал» Ивана Айвазовского стала наиболее известным и по сей день непревзойденным живописным шедевром. После создания полотна в 1950 году его приобрел император Николай I для Эрмитажа, а в 1897 г. передан в Русский музей.

Источник: http://www.art-portrets.ru/artists/kartina-ayvazovskogo-devyaty-val.html

Айвазовский. 7 морских шедевров, три льва и один Пушкин

Говоря об Айвазовском, мы сразу представляем морские пейзажи.

Кажется, что можно найти в картинах Айвазовского? Одно сплошное море с кораблями. Бытует мнение, что достаточно взглянуть на 5-7 его картин и познать всего Айвазовского.

Я докажу, что это не так. Что Айвазовского нельзя назвать скучным пейзажистом.

Он был художником-романтиком. Его картины – это драматические кораблекрушения, морские сражения. Сюжеты весьма занятные для просмотра.

Еще это лунные дорожки, дымящиеся вулканы, деревья до небес. Все то, что поражает своей красотой.

К тому же Айвазовский писал не только морские пейзажи. Среди его работ вы найдёте изображение львов, убивших верблюда. Портрет прекрасной женщины. И даже Пушкина.

Айвазовский был изобретателен. Не любил повторяться. Задача кажется маловыполнимой. Учитывая, что за всю жизнь он создал 6 000 работ!

Вот лишь 7 тематик его амплуа. Которые раскрывают все разнообразие его творчества.

Все репродукции в статье кликабельны.

1. Шторм и кораблекрушение

Девятый вал. 1850 г

Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850 г. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikipedia.org

“Девятый вал” – самое известное кораблекрушение Айвазовского.

Рассвет. На отломанной мачте – горстка спасшихся моряков. Они герои. Которые противостоят грозной стихии. Драма. Но не трагедия. Айвазовский был оптимистом. Поэтому большая волна проходит стороной. Художник оставляет несчастным шанс на спасение.

В состоянии шторма волны у Айвазовского выглядят особенно эффектно. Посмотрите, насколько прозрачна волна.

Вам может показаться, что такую картину создают долгие месяцы. Но Айвазовский был удивительно мастеровит. Свои работы он начинал рано утром. А заканчивал … в полдень. Иногда работал до вечера.

Его не смущало даже присутствие зрителей. Иногда показывал этакий мастер-класс для молодых художников. Создавал на их глазах очередной шедевр. Приводя новичков в шоковое состояние. Ведь чистый холст всего за 1,5 часа превращался в плескающееся море!

С годами Айвазовский не растерял мастерства. Посмотрите на его работу “Корабль среди бурного моря”. Созданную 37 лет спустя после “Девятого вала”.

Иван Айвазовский. Корабль среди бурного моря. 1887 г. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург

Преклонный возраст не помешал Айвазовскому изобразить потрясающе красивую воду. Как вы понимаете, эта картина также создана за несколько часов.

Читайте также статью “Девятый вал” Айвазовского. Почему это шедевр”

2. Величие российского флота

Чесменский бой. 1848 г

Иван Айвазовский. Чесменский бой. 1848 г. Картинная галерея им. И.К. Айвазовского, г. Феодосия. Wikipedia.org

“Чесменский бой” – одна из самых известных картин в батальном жанре.

Очень яркий огонь. Будто картина на самом деле горит. Летят щепы от взрыва. В воде пытаются спастись моряки.

Все так живо и правдоподобно. Как будто художник присутствовал при этом сражении.

Этот морской бой российских и турецких кораблей произошёл в 1770 году. Так что Айвазовский его вживую не видел. Он ещё к тому времени не родился. Но это не значит, что он вообще не видел сражений.

Ещё как видел. Ведь он был официальным художником военно-морского флота. Ему был открыт доступ на все корабли. В том числе во время реальных военных действий.

Он не боялся пуль. Даже игнорировал риск для жизни. С линии огня уходил лишь по приказу главнокомандующего.

Айвазовский отлично знал оснастку кораблей. Даже если корабль изображён далеко, детали на нем все равно тщательно прописывал.

Иван Айвазовский. Смотр черноморского флота в 1849 г. 1886 г. Центральный военно-морской музей, г. Санкт-Петербург

3. Ночное море

Неаполитанский залив в лунную ночь. 1842 г

Иван Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь. 1842 г. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского, г. Феодосия, Крым

Особенно хороши были у Айвазовского ночные пейзажи. “Неаполитанский залив в лунную ночь” – одна из первых таких работ.

Очень яркая, но далёкая луна. Лунная дорожка. Дымящий Везувий. На переднем плане высоченные деревья. Монастырь. Двое монахов в белом.

Луна была такой яркой, что некоторые посетители на полном серьезе заглядывали за картину. Надеясь найти там зажженную свечку. Которая сзади подсвечивает картину.

Пейзаж написан во время длительного турне по Европе. Поначалу туда его отправила Академия художеств. Картины Айвазовского хорошо продавались в каждой стране. Поэтому он смог позволить себе продлить путешествие. В его загранпаспорте по возвращению в Россию насчитывалось 130 виз!

Луна часто появлялась на картинах Айвазовского. Но невероятный ночной свет он мог изобразить даже без луны. Как на картине “Взгляд из Байдарских ворот”.

Иван Айвазовский. Взгляд из Байдарских ворот, Чёрное море. 19 век. Частная коллекция

На картине – отраженный лунный свет. Мы видим чуть ли не каждый камешек в горах. Фантастическое зрелище. Повествующее о самых прекрасных видах природы на нашей планете.

4. Религия и море

Хаос или Сотворение мира. 1841 г

Иван Айвазовский. Хаос. 1841 г. Музеи Ватикана

Картина “Хаос” – самая известная религиозная работа Айвазовского. Лунная дорожка прокладывает себе путь через тёмные волны. Но на небе не просто луна, а силуэт Бога с распростертыми руками. Очень эффектно.

Эту картину приобрел Папа Римский Григорий XVI. Этот случай прославил Айвазовского ещё больше.

Прежде чем совершить сделку, комиссия Ватикана тщательно изучила картину. Но не нашла в ней ничего, что могло бы помешать покупке.

Николай Гоголь лично поздравил Айвазовского “…Ваня, пришёл ты … в Рим и сразу поднял хаос в Ватикане!”

Не знаю, почему картину художник назвал “Хаосом”. Все на ней гармонично и торжественно. Есть у Айвазовского гораздо более хаотичные картины.

Посмотрите на другую религиозную картину “Всемирный потоп”. Фигуры погибающих людей и животных вперемешку с волнами и брызгами. Вот где настоящий хаос. Хотя и очень помпезный.

Неожиданно, правда? Попробуйте найти тонущего слона в этом хаосе (картина кликабельна).

Иван Айвазовский. Всемирный потоп. 1864 г. Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург. biblia-zhivopis.ru

5. Море и Пушкин

Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г

Иван Айвазовский. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г. Одесский художественный музей

Иногда Айвазовский вписывал в свои морские пейзажи важную персону. Около десятка раз он это проделывал с Пушкиным.

Правда на большинстве из них фигура поэта мелкая. Черты лица еле различимы. Узнаваем он лишь по характерным бакенбардам. Как, например, на картине “Пушкин в Крыму…”

Айвазовский был художником-романтиком. Для которого природа всегда величественнее человека. Каким бы великим этот человек ни был. Отсюда “мелкие” Пушкин, Наполеон или Петр I.

Но есть одно исключение. На картине “Прощание Пушкина с морем” фигура поэта покрупнее.

Иван Айвазовский (в соавторстве с И. Репиным). Прощание Пушкина с морем. 1877 г. Всероссийский музей А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург. Wikipedia.org

Но эту картину сложно назвать исключением. Потому что Пушкина написал … Илья Репин.

Об этом его попросил Айвазовский. Знаменитый маринист признавал, что Репину гораздо лучше удаются портреты. И даже не обижался на критику с его стороны.

Однажды Репин обратил внимание, что фигуры у Айвазовского освещены солнцем с обеих сторон. И что это противоречит природе. На что Айвазовский нисколько не обидевшись, ответил “Ах, Илья Ефимович, какой же вы педант”.

Интересно, они заранее договорились, что работа будет подписана только именем Айвазовского? Думаю, Репин не возражал. Судя по тому, как скромно он оценил свою работу: “Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку”.

6. Просто море

Среди волн. 1898 г

Иван Айвазовский. Среди волн. 1898 г. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского, г. Феодосия, Крым. izi.travel

“Среди волн” – самая большая картина Айвазовского. 285 на 429 см. Как вы думаете, сколько писал ее художник? Несколько лет? Долгие месяцы?

10 дней! И это в свои 80 лет! Правда за эту работу Айвазовский чуть не поплатился своим здоровьем.

Чтобы написать верхнюю часть, он поднимался на деревянный помост. Но однажды забылся и начал двигаться спиной назад, чтобы оценить написанное. Он полетел вниз… К счастью его успел подхватить слуга. А иначе травмы было бы не избежать.

“Среди волн” очень реалистичная картина. Здесь нет слишком яркой луны. Лишь широкий луч. Нет и эффектно накренившихся кораблей… Хотя нет.. Одна лодка все-таки была.

Когда Айвазовский показал своё творение близким, высказался один из его зятьев, корабельный инженер. Он удивился, как эта хрупкая лодка-скорлупка держится на волнах.

Айвазовский вышел рассерженный. На следующий день шлюпка на картине исчезла. Художник безжалостно ее закрасил.

Есть у него ещё одна похожая работа. Чёрное море. Лишь тёмные волны. Небольшой шторм. Здесь есть и парусник. Вы его видите? (Картина кликабельна).

Иван Айвазовский. Чёрное море. 1881 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. wikipedia.org

7. Неожиданный Айвазовский. 3 льва и один портрет

Иван Айвазовский. Львы в пустыне. 1874 г. Частная коллекция

Три льва, убившие верблюда. Не ожидали такого от мариниста? Казалось бы, совсем не по-Айвазовски. Но приглядитесь.

Разве он здесь не в похожей стихии? Бескрайняя пустыня вместо моря. Погибший от лап львов верблюд. Он словно затонувший корабль под натиском свирепых волн. Только цветовая гамма другая. Не синяя, а желтая.

А ещё Айвазовский писал портреты. Правда среди них нет шедевров. Они были скорее мемуарными. Наиболее известный среди них – портрет второй жены.

Иван Айвазовский. Портрет жены художника. 1894 г. Феодосийская картинная галерея, г. Феодосия, Крым. wikipedia.org

Этот портрет был написан, когда художнику было за 70. Разница в возрасте со второй женой была 40 лет. Их брак продлился 18 лет.

Красивая, скромная женщина. Которая после смерти мужа хотела лишь уединения. Она проведёт ещё 45 лет своей жизни в полном одиночестве.

***

Однажды на первых курсах обучения в Академии Айвазовский принёс свой рисунок. Учителя были поражены.

Иван Айвазовский. Предательство Иуды. 1834 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва.

Они были уверены, что Айвазовский не сам его нарисовал. А если и сам, то сделал копию с работы какого-то мастера.

Но это не копия. А творение раннего Айвазовского. Оно говорит лишь об одном.

Если бы Айвазовский не родился у моря, если бы он не стал маринистом, он бы все равно стал выдающимся художником.

Только мы бы лицезрели роскошные леса и романтические города. Разнообразные и точно не скучные.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Источник: https://arts-dnevnik.ru/aivazovsky-kartiny/

Ссылка на основную публикацию