Описание картины андрея рябушкина «микула селянинович»

Андрей Рябушкин: картины, биография

Андрей Петрович Рябушкин принадлежал к числу замечательных мастеров русской исторической живописи. Исключительность дарования художника заключалась в поэтическом видении прошлого, в тонком проникновении в поэтику и стилистику старины.

Андрей Петрович Рябушкин родился в селе Борисоглебском близ Воронежа в семье иконописца. В 1875 году Рябушкин поступает в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавали такие яркие и самобытные художники, как В. Г. Перов, И. М. Прянишников, Е. С. Сорокин, сразу оценившие талант юноши, его работоспособность. На ученических выставках появляются первые работы Рябушкина.

Одна из них — «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии» (1880) — была приобретена П. М. Третьяковым для своей галереи. Первые успехи окрыляют молодого художника, и в 1882 году он поступает в Академию художеств в Петербурге. В эти годы он работает легко и быстро, но тяжелая болезнь и слабое здоровье затянули его пребывание в Академии художеств, которую он окончил только в 1890 году.

Ёще будучи учеником Академии художеств, Рябушкин с удовольствием начинает работать как иллюстратор в популярных журналах «Нива», «Всемирная иллюстрация», «Исторический вестник». Его увлекают картины далекого прошлого русского народа, бытовая жизнь XVII века.

После окончания Академии художеств Рябушкин хотя и получил право на заграничную командировку, но отправился в путешествие по России. Он побывал в Москве, Ростове, Ярославле, Новгороде, Пскове, Киеве. Художник открывает для себя очарование старинных русских городов, одухотворенную красоту средневековых фресок.

Он интересовался «каждой мелкой подробностью, каждым старинным костюмом, старинной песней, старинной грамотой, старинной утварью, резьбой на избе, старинным узором на тканях, вышивками на полотенцах», он запоминал «каждую интересную мелодию, каждое местное выражение, одним словом, жил и дышал только своим, народным, русским». После окончания командировки художник живет и работает в Петербурге.

Талант Рябушкина развивается медленно, постепенно. Как художник он сформировался в демократических традициях московской живописи, поэтому бытовой жанр и особенно сцены из крестьянской жизни занимают большое место в творческом наследии мастера. Картины проникнуты светлым радостным настроением, мягким лиризмом.

Таковы «Возвращение с ярмарки» (1886), «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии» (1891), неоконченная картина «Праздник в деревне» (1892).

Для своих картин художник выбирает продолговатый, довольно вытянутый по горизонтали формат, что позволяет вместить в композицию большое количество фигур, размещенных свободно и естественно.

В этих сценах отсутствует развернутая сюжетная повествовательность, они бессобытийны, но с удивительной выразительностью воссоздается атмосфера, настроение праздника или его ожидания.

В 1892 году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок появилась картина «Потешные Петра I в кружале».

Художнику удалось точно передать суровый дух петровского времени, показать драматическое столкновение двух сил; история постигается не только через кульминационные трагические события в жизни народа или личности, но через события каждодневные, обыденные. Эта картина была высоко оценена И. Е. Репиным и по его совету приобретена П. М. Третьяковым для своей галереи.

Наиболее плодотворным стало для художника обращение к русскому XVII веку, к освоению художественного наследия прошлого. Прошлое становится источником вдохновения, дает импульс художническому переживанию эпохи, поэтизации ушедшей культуры.

В картине «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895) передана атмосфера праздничного, шумного дня.

Каждому персонажу найдена тонкая психологическая характеристика: здесь и простодушный парень, и кокетливо потупившая очи красавица, и уверенный в себе удалой молодец.

Особенно выразительна в своей отрешенности от праздничной толпы фигура молодой женщины на первом плане. Яркая красочность одежд, энергичный цветовой ритм создают ощущение движения, биения жизни.

Очень интересна картина «Семья купца XVII века» (1897). Купец и члены его семьи откровенно позируют художнику. В этой картине есть многое от семейной фотографии XIX века, от парадного репрезентативного портрета и от парсуны, что придает художественному образу многослойную ассоциативность. Созданные воображением художника типы людей поразительны по своей убедительности, по своей правдивости.

Одно из самых поэтичных и гармоничных произведений А. П. Рябушкина — небольшая картина «Русские женщины XVII в. в церкви» (1899).

Тонкая согласованность красочного узорочья одежд и росписи церковного интерьера выдержана в мажорной цветовой гамме.

Цвет определяет эмоциональную выразительностью художественного образа, полного просветленной радости, внутренней успокоенности, душевной чистоты. По поводу этой картины художник отметил: «Вот теперь только я выучился».

В 1900 году эти картины были выставлены на Всемирной выставке в Париже, и Рябушкину была присуждена награда.

Последние годы жизни художника — период расцвета его творчества, период больших художественных завоеваний. Новое понимание картины как целостного и замкнутого единства композиции, цвета и ритма активизирует средства художественной выразительности.

В картине «Едут. (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII.века)» (1901) используется узкий вертикальный формат, края картины срезают фигуры, что создает впечатление большой толпы, часть которой изображена на полотне.

Яркие локальные цветовые пятна одежд уравновешивают композицию, придают ей законченность.

Рябушкин соединяет приемы средневековых русских фресок и новаторский для русской живописи этого времени прием фрагментарности в композиции и добивается впечатления торжественной декоративности.

Эмоциональное и декоративное качества цвета создают тонкий поэтический образ одного из лучших произведений Рябушкина — картины «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)» (1901). По широкой улице, мимо проулка проносится яркий пестрый свадебный поезд, спешат за ним парадно одетые люди. Красочная процессия движется по белому снегу на фоне темных деревянных строений.

Интенсивные цветовые пятна красного, малинового, золотистого, синего написаны тонким слоем краски, что придает цвету сияющую светозарность. Особенно выразительна одинокая фигура молодой женщины на первом плане. Глубоко задумавшись, женщина медленно уходит от праздничной процессии. Рождается чувство грусти, сожаления.

Душевное состояние персонажа художник выражает в мягкой, приглушенной цветовой гамме.

Многие картины Рябушкина впервые появлялись на выставках художественного объединения «Мир искусства», которое активно выступало за новые формы творчества и новые эстетические задачи, вставшие в 1900-е годы перед русской художественной культурой.

Картина «Чаепитие» (1903) появилась на выставке «Мир искусства» в год смерти художника. Небольшому произведению художник придал характер монументального полотна.

Крестьяне, чинно восседая за столом, совершают обряд чаепития, которое напоминает по своей торжественной значимости ритуальное действо.

Яркие и лаконичные характеристики персонажей, фронтальное расположение фигур, неглубокое пространство, строгий рисунок, тонкая, деликатная живопись и скрытое внутреннее напряжение создают сложный и неоднозначный в своем постижении художественный образ.

Тяжелая болезнь оборвала жизнь художника, многие творческие замыслы остались невыполненными. В творчестве Рябушкина проявились искания подлинного художника, воплотившего свои представления о прекрасном в замечательных произведениях живописи.

Галерея картин Андрея Рябушкина

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/2910-ryabushkin.html

Микула Селянинович

Микула Селянинович. А. П. Рябушкин. 1895 г.

Микула Селянинович — богатырь-пахарь в былинах новгородского цикла. Его необычное имя чаще всего связывают с просторечным вариантом, образованным от Николая. Впрочем, не исключено и нечто среднее между именами Николай и Михаил. 

Родила Микулу сама Мать Сыра Земля, оттого и главный его дар — поднимать «тягость земную», а более такой подвиг не по силам ни одному из богатырей. От славного пахаря идет и целый род богатырский: дочь его Василиса — супруга Ставра Годиновича, а вторая дочь Настасья — жена Добрыни Никитича. Впрочем, знамениты красны девицы не только своими героическими мужьями, но и собственными подвигами.

БОГАТЫРЬ-ПАХАРЬ

Микула Селянинович — символ крестьянской силы, и мощь сия неистощима. Его родила сама Земля. Он исправно сеет и пашет. Биться с ним нет никакой возможности, потому как «любит Матушка Сыра Земля весь род Микулов». Когда богатырь Святогор не может взять суму, в которой заключена «тягость земная», именно Микула с легкостью поднимает ее одной рукой.

БОГАТЫРЬ-СВЯТОЙ

Некоторые исследователи русских былин связывают образ Микулы Селяниновича с Николаем Чудотворцем. Например, считается, что праздник Николы вешнего, который отмечается 9 мая, являлся Микулиным днем. 

Можно привести в пример почитание Грома Гремучего, которое позднее обратилось в чествование Ильи Громовника, а преклонение перед Волосом — святого Власия.

Одним из доказательств служит и тот факт, что весеннего праздника Николая Чудотворца у греков не было. То есть русичи приурочили его ко дню Матери Святой Земли, 10 мая.

Они почитали ее сына Микулу, который более всего из богатырей русских был любим крестьянами и земледельцами.

Дела славные

Микула Селянинович. Н. М. Маторин. Начало XX в.

Все былины о Микуле Селяниновиче подчеркивают его взаимосвязь с твердыней русской. Любимый сын Матери Сырой Земли, которого в сказаниях называют «оратаюшко», наделен родительницей неистощимой силою. А посему и одолеть Микулушку никто не может.

Микула и Святогор. Согласно одной из былин о Святогоре, могучий богатырь не смог поднять суму именно Микулы Селяниновича. В ней лежала «тягость земная», которую сам могучий крестьянин одной рукой поднимал.

Микула и Вольга. В ту пору, когда правили Русской землей князья киевские, отправляли они своих слуг доверенных собирать дань по городам и весям. Одним из посланников выбран был Вольга Святославович. Встретил он по дороге молодца силы небывалой: вспахивая поле своей сохой, он и пни из земли выворачивал, и камни огромные в кучу сваливал.

А как начали разговор, так предупредил пахарь Вольгу: «Неспокойный путь впереди, полна дорога лихими людьми да разбойниками». И решил Вольга взять могучего молодца себе в спутники.

Да едва они отъехали, вспомнил пахарь, что оставил на поле соху свою. Послал Вольга за ней дружину, да все воины его разом не смогли соху из земли выдернуть. Пахарь вернулся сам и одной рукой соху поднял.

А после признался, что он Микула Селянинович:

Простой крестьянин я, князь. Землю пашу. Хлебом Русь кормлю.

Поделиться ссылкой

Источник: http://SiteKid.ru/istoriya/bogatyri/mikula_selyaninovich.html

Рябушкин А.П

 Хрупкий и болезненный, “словно носящий в себе какую-то тайну”, “человек большого таланта и больших, скрытых страстей” (Михаил Нестеров), Андрей Петрович Рябушкин создал картины, в которых в поэтической форме и со свойственным ему природным чувством декоративности представил быт Древней Руси. 

Родился Рябушкин в семье крестьянина-иконописца. Четырнадцати лет остался сиротой. Художественные и музыкальные способности его проявились очень рано. Благодаря счастливому случаю, он оказался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) (1875-1882). После смерти своего учителя, В. Г.

Читайте также:  Описание картины жака луи давида «антиох и стратоника»

Перова, Рябушкин продолжил обучение в Петербургской АХ (1882-1890). Работы его неизменно отмечались наградами, однако за дипломную картину “Снятие с креста” (1890) Рябушкин не получил большой золотой медали по той причине, что отступил от первоначально утвержденного Советом АХ эскиза.

Расстроенный художник уже намеревался разрезать огромный (240 Х 429 см) холст на части и использовать для других работ, но тут его мастерскую посетил П. М. Третьяков и купил картину.

Президент АХ великий князь Владимир Александрович счел нужным предоставить Рябушкину из своих личных средств сумму, полагающуюся золотым медалистам на заграничную поездку, правда, сроком не на три, а на два года. И Рябушкин отправился по старым городам России.

Он побывал в Новгороде, заново объездил Москву и Подмосковье, затем посмотрел Киев, Тулу, Орел, Рязань, Углич, Ярославль, Ростов, Кострому, Нижний Новгород. Везде он пишет этюды церквей, копирует фрагменты древних фресок, зарисовывает орнаменты. Изучает в музеях старинные ткани, предметы быта, костюмы, оружие.

С увлечением читает литературу по истории Руси, летописи, народные сказания.

Все это интересует его давно: еще с 1880-х годов вынужденный все время подрабатывать студент Рябушкин постоянно публикует в разных иллюстрированных журналах композиции на темы из истории Древней Руси, а также бытовые зарисовки из жизни современной русской деревни (журнальной и книжной графикой он будет заниматься и дальше).

Нужно признать, что серьезное изучение исторических реалий не повлекло за собой стилизации. История у Рябушкина оставляет впечатление живой жизни. Этим редким даром он напоминает Василия Сурикова.

Художник поселяется под Петербургом, недалеко от станции Любань, в имении Приволье своего друга И. Ф. Тюменева.

Здесь в специально для него построенном доме с мастерской он начинает самостоятельный путь с двух вариантов жанровой картины “Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии” (1891) и исторической композиции “Потешные в кружале” (1892; изображены солдаты потешных полков Петра I и стрельцы в кабаке).

Живопись этих полотен еще по-передвижнически темная. Но появляется новое – отсутствие развернутого действия. Драматические столкновения не по сердцу Рябушкину. Так будет и в дальнейшем. Эти произведения были приняты на выставки передвижников.

Но следующую картину, в которой художник наконец нашел себя, – яркое, красочное “Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате” (1893) – передвижники взять отказались. Почему? Слишком непривычна.

Опять нет действия, вернее, все действие заключается в бездействии – в “думании” о государственных делах, изображенном весьма иронично. Предметы обстановки оказываются здесь важнее людей, почти заснувших от скуки. Рябушкин с наслаждением изображает жизнерадостные узоры расписных стен и потолка, богатых парчовых одежд, изразцовой печки, витой люстры, изукрашенного вставками из драгоценных каменьев трона.

Рябушкин приобретает большую известность. Его ценят и Илья Репин, Василий Поленов, и “мирискусники”, на выставках которых он какое-то время показывает свои работы. Правда, у них он не прижился и примкнул впоследствии к объединению “36 художников” (преобразовано вскоре в Союз русских художников).

Самая известная из поздних работ Рябушкина – “Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)” (1901). Подобно сказочному видению проносится по улице красный свадебный возок, сопровождаемый скороходами и всадниками. Вокруг – нарядные прохожие, привыкшие к такому зрелищу.

Есть намек на драму – женская фигурка с мрачным выражением на раскрашенном лице, удаляющаяся в сторону от свадебного поезда.

Пейзаж почти саврасовский: ранняя весна, маленькая белая, вся в кокошниках церковь вдали освещена закатным солнцем, темные деревянные постройки вокруг, лужа на переднем плане, тронутая тонким льдом.

Среди последних работ художника есть одна, которую можно назвать символической. Это крошечный пейзаж “Новгородская церковь”. На голом холме, открытом всем ветрам, стоит, как одинокий воин, старинный храм. Ветхие избы, словно вросшие в землю, даже не поднимаются над линией горизонта.

Умер Рябушкин всего сорока трех лет от туберкулеза легких в усадьбе родственника Тюменева – В.В. Беляева, где он прожил последние три года. Ему удалось сделать много, но возникает ощущение, что он сказал не все, что мог.

Загородникова Е. В.

*   *   *

Галерея (60 изображений)

*   *   *

Источник: http://gorenka.org/index.php/ryabushkin-a-p

Кибрик евгений адольфович – график и живописец

КИБРИК Евгений Адольфович (1906-78), российский график и живописец, народный художник СССР (1967), действительный член АХ СССР (1962). Графические серии, иллюстрации («Кола Брюньон» Р. Роллана, 1934-36; «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, 1943-45) отмечены исторической и психологической убедительностью образов. Государственная премия СССР (1948).

Художник рисует Илью Муромца на пиру у князя Владимира. Однажды созвал на почетный пир Владимир князей, бояр да забыл позвать Илью Муромца. Рассердился Илья. Стал он маковки церковные сшибать, народ смущать. Верный защитник родины и простых людей, Илья справедливо требует уважения к себе.

Испугался князь, послал за богатырем, встретил его с почетом.

Но суров и горд Илья. Фигура его кажется огромной даже теперь, когда сидит он, склонив голову на богатырскую грудь. Не станет он заливать вином свою обиду, долгу своему не изменит.

Иллюстрация к былине «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром».

Яркой внешностью наделен богатырь Микула Селянинович: «Глаза ясна сокола, брови черны соболя, кафтанчик у него да черна бархата…». В изображении богатыря художник достиг удивительной выразительности. Стоит Микула, как хозяин, на родной земле, расправив богатырские плечи.

Чувство простора передано в необъятной дали неба, по которому летят стаи лебедей. Буйные травы и пластами вспаханная земля рисуют величавую картину богатырского труда. В образе Микулы Селяниновича народ воплотил свою мечту о свободном, радостном труде на родной земле.

Е.А. КИБРИК. Иллюстрация к былине «Вольга и Микула Селянинович».

Иллюстрация к трагедии А.С. Пушкина “Борис Годунов”. 1962 г. Гуашь, тушь

Не пьет, не ест на пиру у князя Владимира старый богатырь Данило Игнатьевич. Повесил он свою буйну голову.

Л когда спросил его про то Владимир, встал Данило и сказал, что верно служил ему пятьдесят лет, а теперь хочет идти в монастырь. Боится князь, что некому будет защищать стольный Киев-град. Данила в ответ говорит ему о своем сыне – молодом богатыре Михайлушке, которого оставляет взамен себя.

Жест сложенных на столе рук и низко опущенная могучая голова богатыря помогают передать состояние горького раздумья и твердо принятого решения.

К.А. К И Б Р И К. Иллюстрация к былине «Михайло Данилович».

Остап. Иллюстрация к “Тарасу Бульбе” Н. Гоголя. Автолитография

… полный тоски, садился он на морской берег. Долго сидел он там, понурив голову и все говоря: «Остап мой, Остап мой!» Перед ним сверкало и расстилалось Черное море; в дальнем тростнике кричала чайка; белый ус его серебрился, и слеза капала одна за другою.

Н.Гоголь.

Е. А. Кибрик. Иллюстрация к повести «Тарас Бульба».

«Прощайте, товарищи!» — кричал он им сверху: «Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь, да хорошенько погуляйте!..» А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву… Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!

Н. Гоголь

Е.А Кибрик. Иллюстрация к повести «Тарас Бульба».

Источник: https://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2008/01/blog-post_28.html

Микула Селянинович

Прославленные сказочные персонажи, чьи образы кажутся знакомыми с детства, имеют многовековую историю.

Воины и богатыри из преданий и легенд, которые рассказывали бабушки и дедушки, – не просто представители традиционного фольклора, а персонажи, олицетворяющие дух и традиции великого русского народа.

Герои былин наделены недюжинными талантами для защиты родной земли. В веренице могучих воинов находится место и Микуле Селяниновичу.

История создания

Микула Селянинович – герой, воспетый в былине под названием «Вольга и Микула Селянинович». Былину сочиняли на протяжении нескольких столетий, так как легенда претерпевала изменения и передавалась из уст в уста в различных интерпретациях.

Характеристика героев точно передана в версии, сложенной на севере страны после распада Киевской Руси. Неизвестно, каким образом сочинялось описание Микулы, но Вольга (Олег) Святославович – реальное историческое лицо.

Князь приходился двоюродным братом царю Владимиру Мономаху и внуком Ярославу Мудрому.

Микула Селянинович и Вольга Святославович

В былине отсутствует единство места, времени и действия. Она предполагает описание вымышленных событий с участием сказочных персонажей, но этимология слова указывает на то, что некоторые эпизоды все-таки были на самом деле.

Повествование описывает встречу двух богатырей: князя и крестьянина-пахаря. Первый едет на войну, а второй, богатырь-плуг, возделывает землю. Простой крестьянин представлен в благородном облике. Это ухоженный мужчина в чистой одежде и расписном кафтане.

На Микуле надеты зеленые сапоги с каблуком и пуховая шляпа. Такое одеяние не соответствовало привычной одежде пахаря, привыкшего к работе с землей и изматывающему труду.

Но статный герой должен, по традициям былины, иметь красивый наряд, и это правило соблюдено.

Микула Селянинович

Специфика былины «Вольга и Микула Селянинович» заключается в художественных приемах. Она включает в себя элементы архаичного языка и многочисленные повторы. Посредством красочных эпитетов описываются детали одеяния, черты характера героев, окружающий их быт. В былине противопоставляются друг другу образы крестьянина и воина.

При этом труд простого землепашца ставится выше, ведь пахаря могли призвать на защиту родины в любой момент, а работать на земле дано не каждому. Есть также версия, что в сказании противопоставляются образы двух божеств, покровителей земледелия и охоты.

Микула Селянинович и Вольга Святославович

Мотив восхваления труда пахарей ярко описан в эпизоде, когда князь Вольга приказывает дружине взяться за сошку. Воины не могут осилить ее, а Микула Селянинович справляется с задачей на раз.

Богатырь, способный обойти дружину, – настоящий защитник земли русской и ее возделыватель. Сочинители былины по-доброму, с лаской отзываются о герое. Примечательно, что на протяжении повествования богатыря называют не иначе как оратай. И лишь в финале раскрывается имя Микулы. Герой рассказывает о своих достижениях, не бахвалясь.

Биография и сюжет

В былине о Микуле Селяниновиче главными действующими лицами стали два персонажа: он сам и князь Вольга. Первая встреча происходит, когда по завету Владимира Мономаха во владение Олега переходят три града.

Читайте также:  Описание картины пабло пикассо «портрет гертруды стайн»

Князь направляется на осмотр владений. На пути дружины встречается статный богатырь, которого видно издалека, но добраться до любопытного персонажа получается только спустя три дня и три ночи.

Гипербола такого рода показывает народное восхищение богатырем.

Пахарь Микула Селянинович

Микула – пахарь. Он с легкостью возделывает землю, выкорчевывая пни и камни деревянной сохой, украшенной драгоценными каменьями. Кобыла Микулы увешана шелковыми гужами, да и сам наряд богатыря не похож на простое крестьянское платье. Становится понятно, что перед читателем герой, для которого усердная пахота – это развлечение.

Микула Селянинович представлен в образе героя, почитаемого на Руси больше всех. Работе, связанной с землей, посвящались праздники, с ней сопряжены традиции и предания. Микула – народный герой, его прототипом считался Святой Николай, покровитель крестьянства.

Микула Селянинович и Святогор

Этот образ был олицетворением русского землепашца. Поэтому создатели былины не упоминают о том, как звали отца богатыря: Селянинович сочетается со словом «село», а значит, родителем был простой русский народ.

Микула – обладатель покладистого характера и доброй души, щедрый и гостеприимный человек. Без него княжеские воины не способны даже вытянуть легкую сошку, а значит, царское могущество зиждется на силе пахаря. Русь стоит на простом деревенском мужике, который кормит народ и защищает родину от напастей.

Микула Селянинович и Змей Горыныч

Богатырская сила не делает Микулу хвастуном. Герой скромен и спокоен, не лезет на рожон и просто общается с князем. Бесконфликтный персонаж – везде свой. Он угождает окружающим, умеет работать и отдыхать на славу.

Православная Русь славится смирением и прощением, но всегда способна отстоять свою честь и защитить ближнего. В эпизоде нападения разбойников, требующих грошики, понятно, что праведный Микула готов терпеть и проявлять лояльность до последнего. Выйдя из себя, он сможет вразумить соперников силой.

Интересные факты

Популярными русскими богатырями считаются Алеша Попович, который боролся с ханом Тугарином, Илья Муромец, противостоявший Соловью Разбойнику и Добрыня Никитич, чьим противником оказался Змей Горыныч. Но в народных преданиях описывались и другие герои, защищавшие родину от нашествия темных сил.

Микула Селянинович – простой пахарь, Святогор боролся с «сумой переметной», в которой заключена «вся тяжесть земная». Волх Всеславьевич – чародей, помогавший победить индийского царя. Василий Буслаев считался богатырем-гулякой, а Пересвет обрел славу после Куликовской битвы.

Волх Всеславьевич, Василий Буслаев, Александр Пересвет

Биография богатырей редко описывается подробно. Зачастую неясно, кем был герой до того, как проснулась в нем богатырская сила.

Порой неизвестно даже, где тот родился.

Но главные подвиги, которыми персонажи прославились, передавались в подробностях из уст в уста, считаясь национальным достоянием, и поддерживали дух русского народа, нуждавшегося в защитниках.

Богатырская сила входит в число излюбленных сюжетов изобразительного искусства. Картины Васнецова, написанные в одинаковой манере, повествовали о подвигах и путешествиях русских героев. В числе поклонников русского фольклора были живописцы Врубель и Рябушкин.

Фото

Источник: https://24smi.org/person/1926-mikula-selianinovich.html

Рябушкин Андрей Петрович – великий русский художник

Рябушкин Андрей Петрович родился 17 октября 1861 года в с.Станическая Слобода. Работал в жанре исторической и жанровой живописи. Его картины в большинстве своём описывают Московский быт времён 17 века.

Любовь к искусству у Андрея Рябушкина появилась ещё в детстве. Его отец и брат занимались иконописью и он, как младший в семье, помогал им. Время от времени Андрей и сам пробовал писать иконы и просто делать рисунки. Когда в 14 лет будущий великий художник осиротел, его талант к изобразительному искусству заметил А. Х.

Преображенский, который и дал ему тот самый билетик в жизнь. Преображенский увёз молодое дарование в Москву и определил в училище. Так  на небосклоне русского искусства появилась ещё одна звезда.  Вскоре после этого Рябушкин бросил училище и уехал в Петербург для того, что бы поступить в Академию Художеств. С его способностями это было сделать довольно просто.

Здесь, в Академии, он раскрыл свой талант полностью.

В своих работах Рябушкин изображает не только быт Москвы 17 века, но и различные деревенские темы, которыми увлёкся в последние годы своей жизни. Одной из лучших его картин считается ” Свадебный поезд в Москве “, которая была написана в 1901 году.

  Его знают и помнят как человека большого таланта, который с огромной любовью и преданностью относился к своей стране и истории. Его работы отмечались многочисленными наградами и отзывами, в том числе и иностранных критиков. При жизни его талант оценивали такие великие живописцы, как:  И. Е. Репин, В. Д.

Поленов  и другие. И сейчас его картины находятся в самых известных музеях России.

” Свадебный поезд в Москве “

В гости

В деревне. К обедне

Воскресный день

Девочка с куклой

Диакон

Русские женщины XVII столетия в церкви

Московская девушка XVII века

Московская улица XVII века в праздничный день

Едут! (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века)

Ожидают выхода царя

Иоанн Грозный с приближенными

Красная палата

Пожалован шубой с царского плеча

Поклон с красного крыльца

Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате

Слепой гусляр, поющий старинку

Стрелец

Улица старой Москвы

Семья купца в XVII веке

В тереме

Владимир Красно Солнышко и его жена Апраксия Королевична

Алеша Попович

Василий Буслаев

Вольга Всеславьевич

Добрыня Никитич

Илья Муромец

Марфа Посадница

Микула Селянинович

Садко, богатый новгородский гость

Святогор

Рябушкин Андрей Петрович скончался в 1904 году на усадьбе Дидвинов Санкт-Петербургской губернии. Похоронен на Любанском кладбище.

via

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://oksana52.livejournal.com/3152867.html

Рябушкин андрей картины

Рябушкин Андрей Петрович — великий русский живописец. Появился 17 октября 1861 года в с.Станическая Слобода.

Трудился в жанре исторической и жанровой живописи. Его картины в большинстве собственном обрисовывают Столичный быт времён 17 века.

Любовь к мастерству у Андрея Рябушкина показалась ещё в юные годы. Его брат и отец занимались иконописью и он, как младший в семье, помогал им.

Иногда Андрей и сам пробовал писать иконы и просто делать картинки. В то время, когда в 14 лет будущий великий живописец осиротел, его талант к изобразительному мастерству увидел А. Х. Преображенский, что и дал ему тот самый билетик в судьбу.

Преображенский увёз молодое дар в Москву и выяснил в училище. Так на небосклоне русского мастерства показалась ещё одна звезда. Практически сразу после этого Рябушкин кинул училище и уехал в Санкт-Петербург для того, что бы поступить в Академию Художеств.

С его свойствами это было сделать достаточно легко. Тут, в Академии, он раскрыл собственный талант всецело.

В собственных работах Рябушкин изображает не только быт Москвы 17 века, но и разные деревенские темы, которыми увлёкся в конце жизни. Одной из лучших его картин считается Свадебный поезд в Москве , которая была написана в 1901 году.

Его знают и не забывают как человека громадного таланта, что с преданностью и огромной любовью относился к истории и своей стране. Его работы отмечались отзывами и многочисленными наградами, среди них и зарубежных критиков.

При жизни его талант оценивали такие великие художники, как: И. Е. Репин, В. Д. Поленов и другие. И по сей день его картины находятся в самых известных музеях России.

Рябушкин Андрей Петрович умер в 1904 году на усадьбе Дидвинов Санкт-Петербургской губернии. Похоронен на Любанском кладбище.

Картины Рябушкина Андрея:

Андрей Петрович Рябушкин

Алеша Попович

К себе домой

В деревне. Женщина с ведрами

В деревне. К обедне

В тереме

Василий Буслаев

Владимир Красно его жена и Солнышко Апраксия Королевична

Вольга Всеславьевич

Воскресный сутки

Девочка с куклой

Диакон

Добрыня Никитич

Едут! (Народ столичный на протяжении въезда зарубежного консульства в Москву в конце XVII века)

Илья Муромец

Иоанн Грозный с приближенными

Кабак

Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд)

Красная палата

Марфа Посадница

Микула Селянинович

Столичная женщина XVII века

Столичная улица XVII века в праздник

На гулянке

Новичок

Ожидают выхода царя

Пир богатырей у нежного княза Владимира

Пожалован шубой с царского плеча

Поклон с красного крыльца

Портрет И.Ф.Тюменева

Потешные Петра I в кружале

Прогулка боярышни

Русские дамы XVII столетия в церкви

Садко, богатый новгородский гость

Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)

Святогор

Семья торговца в семнадцатом веке

Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его царёвой комнате

Слепой гусляр, поющий старинку

Снятие с креста (Голгофа)

Старички (Старики умные)

Стрелец

Улица ветхой Москвы

Вы интересуетесь мировым мастерством и желали бы знать об этом всё? История развития мастерства на History of Arts познакомит вас с главными этапами его становления и развития.

Живописцы. Работы А. П. Рябушкина

Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Источник: http://rodinagagarina.ru/rjabushkin-andrej-kartiny/

Богатырь Добрыня Никитич как жертва супружеского насилия

?Русские былины еще ждут своей правильной экранизации, в стиле иностранного сериала “Викинг”, “Игры престолов” и проч. Драмы и крови в них хватит на много серий; есть также и сильные женские образы.
Вот, например, жена богатыря Добрыни Никитича, которую звали Настасья Микулична.

ДЕТСТВО ГЕРОИНИ.

О маме Настасьи Микуличны ничего не известно (небось, довели человека), зато папой у нее был богатырь Микула Селянинович.По профессии он был великан, а особой приметой у него было “пахарь”.Судя по формату фигуры Микулы Селяниновича, за один рабочий день он спокойно мог вспахать всю Псковскую область.

Микула обладал такими скиллами, что создатели отечественного блокбастера “Защитиники” зря не сплагиатили.Так, в барсетке на поясе он носит, как выражаются былины, “тягу земную” — очевидно, какой-то магический артефакт, заговоренный магией Архимеда. Сумочку это ни один другой богатырь приподнять не может, нормальные люди тем более, даже барсеточники.

Константин Васильев (извиняйте за автора). Встреча Вольги и Микулы Селяниновича.

Как-то к мирно пахавшему Микуле пристали проезжавшие мимо на гелендвагенах богатырь Вольга и его дружина. Они начали докапываться до Микулы с дурацкими вопросами. Кончилось тем, что они попытались всей братвой выворотить его плуг, но не смогли. А Микула взял его одной рукой с легкостью и забросил за куст (придавив гигантским плугом затаившихся там в засаде гаишников, так что Вольге в общем был профит).

Читайте также:  Описание картины аркадия пластова «в октябре»

Иван Билибин. Вольга и Микула Селянинович

Короче, при таком папашке Настасья Микулична и сестра ее Василиса Микулична, сами понимаете, кисейными барышнями вырасти не могли. Отец воспитывал их как хлопцев — учил не плакать, когда бо-бо, ставил мультфильмы про трансформеров и могучих рейнджелов и учил разбирать пулемет.Ну и одевал, соответственно, как правильных пацанов — в кольчугу, шлем, щит, Guerlain pour Homme.

ВСТРЕЧА С БУДУЩИМ МУЖЕМ

Так что выросла Настасья настоящей амазонкой.Вообще в школе этого не преподают, но амазонок в наших былинах чортова прорва: Настасья Микулична, Василиса Микулична, Настасья Королевична, Златыгорка, некая Ильинична, Савишна, Марья Моревна и т.д.

Сергей Соломко. Настасья Королевична

Они, как и положено амазонкам, шлялись в степях в полном вооружении, грабили и убивали, разве что не насиловали.В былинах их называют славянским словом “поляница” — от ратного (степного) поля, куда они выезжали “поляковать” (это устарелое слово реально значит “ехать на войну, на бой”. Наверно, сродни глаголу “мышковать” — охотиться на мышей…).Причем слово “поляница” намного старше слова “богатырь”, которое пришло в нашу речь из тюркского языка (поэтому некоторые делают вывод, что богатырши по факту появились раньше богатырей).Герл пауэр!Еще поляницы вместе с богатырями пировали на торжественных обедах у князя киевского Владимира Красное Солнышко.

Андрей Рябушкин. Пир богатырей у ласкового князя Владимира.

С реальными амазонками из древнегреческих мифов славянских былинных поляниц связывает не только модус операнди и стиль гардероба, но и тупо — ареал обитания. И те и другие тусили в степях Причерноморья.Фольклористы даже выдвигают версию, что в обоих случаях идет речь об одних и тех же воительницах — освобожденных женщинах Скифо-Сарматии, которые (тут кивают на женские захоронения в курганах с полным комплектом вооружения), реально существовали, реально мочили мужиков вокруг и поражали соседние народы подобным экономически выгодным образом жизни.

Николай Рерих (звиняйте за авторство). Настасья Микулична
(автор рисует ее именно в образе скифско-сарматской женщины).

Итак, как-то раз выехала Настасья Микулична в полном комплекте вооружения в степь поляковать.По совпадению, ровно с той же целью в означенную же географическую локацию отправился знаменитый богатырь Добрыня Никитич.

Виктор Васнецов. Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем

Вообще, такие интересные квесты, как убить дракона (Змей-Горыныча) или спасти принцессу (царевну) богатырям выпадали нечасто. По былинам складывается впечатление, что обычным, повседневным их занятием было шляться по району и приставать ко всем встречным с вопросом “ты меня уважаешь?”, сорри, с предложениями “меряться силушкой”.Вот и тут, завидев поблизости хорошо вооруженного всадника, Добрыня Никитич подскакал к этому совершенно незнакомому человеку и повел себя как гопник. Не говоря ни слова, даже не попросив закурить, он подскакал к ней сбоку (то есть подло, со спины) и врезал дубинкой по голове.

Что характерно, наша отечественная Red Sonja вообще этого нападения не заметила, внимания не обратила.

Вардгес Суренянц. Женщина-рыцарь. 1909

— Непорядок, — подумал Добрыня, — Что это моя strength так упала богатырская? Неучто я забыл денег на аккаунт опять закинуть?С целью проверить, не мерещиться ли ему, Добрыня подскакал к крепкому дубу, на свое несчастье росшему неподалеку, и врезал по нему той же дубинушкой. Дуб раскололся на щепочки (жалко дерево, оно еще Пушкина помнило).– Порядок! Но почему не сработало?!Еще раз подскакал Добрыня к Настасье Микуличне. Дождался, когда они окажутся вне зоны действия дворовых видеокамер и опять врезал ей по голове дубиной, еще сильнее прежнего.

Н.М. Кочергин. Настасья Микулична. До 1967.

Но на дочь великана-пахаря, закаленную в лучших додзё своей родины, это опять произвело нулевой эффект.Правда, тут она все-таки заметила, что “кто-то копошится возле ее лица” (так некоторые еще называют поцелуи).Настасья Микулична обернулась, удивилась, и говорит:— Я думала, что меня комарики покусывают, а это богатырь дерется!

Илья Репин. Поляница удалая.

Не успел Добрыня отреагировать на это хамское замечание по-джентльменски (то есть еще одним ударом по голове), как Настасья Микулична взяла инициативу в свои руки.

(Далее описание событий теряет правдоподобие: либо тут была применена сильная магия, либо имеет место когнитивное искажение показаний очевидцев).

Былина гласит:”Взяла Настасья Добрыню за русые кудри, подняла одной рукой, спрятала в карман вместе с его конем.”

Андрей Рябушкин. Настасья Микулична

С одной стороны, она конечно дочь великана, поэтому тоже может быть масштаба А1, а то и А0, вместо стандартных А4. Таким в карман нормального человека закинуть действительно просто.Но если она тоже великанша, то как же Добрыня бил ее дубинкой по голове (до свадьбы; а после свадьбы — все остальное)?Может, она магически увеличилась, чтобы совершить означенную процедуру похищения богатыря Добрыни (кстати, ценный заложник ради выкупа, родной дядя князя Владимира Красное Солнышко, ну, знаете, такой, не моется, его еще Данила Козловский недавно сыграл)?Но русские былины вообще за плагиатом сюжетных ходов из “Алисы в Стране Чудес” не замечены.Я предполагаю, что она его банально перекинула через седло коня, применив веревку методом а-ля “Анастейша Стил знакомится с неведомым миром сибари”. А Добрыня либо потом соврал, преуменьшая свои возможности спастись, либо действительно настолько перепугался, что у страха глаза велики в прямом смысле случились.

Извините, опять Константин Васильев.
“Настасья Микулична”.

Тут конь Настасьи Микуличны взмолился (тогда у всех непарнокопытные были говорящие, это сильно помогало увеличивать размер рукописи по количеству знаков и, соответсвенно, влияло на гонорар аэдов и гусляров):

— Пожалей меня, Настасья Микулична, не могу больше возить тебя с богатырем да еще коня богатырского!

Вынула богатырша Добрыню из кармана и говорит:

— А вот я посмотрю на богатыря, как он мне понравится: если старый да нехороший — так голову ему срублю, а молодой да пригожий — так замуж за него выйду.К счастью для Добрыни, он был вполне симпатичен (причем несмотря на отсутствие в тогдашнем Киеве приличных барбер-шопов).

Виктор Васнецов. Три богатыря (фрагмент) – Добрыня Никитич.

Так что Настасья Микулична взяла его в мужья.Впрочем, в браке, начавшемся с попыток нанесения тяжелых черепно-мозговых травм женщине и низведения самооценки мужчины до полного плинтуса, они жили не так уж чтобы счастливо (почти сразу Добрыня свалил в загранкомандировку, и не возвращался оттуда много лет).Но это совсем другая история, и может, я ее когда-нибудь расскажу.А в мультиках студии “Мельница”, франшиза “Три богатыря”, усе врут.Проппа они явно не читали. И Рыбакова.

РАНЕЕ ПО ТЕМЕ

***
Предыдущие выпуски читайте по тэгу “омерзительное искусствоведение”.

Предлагайте свои темы!

трансляция вконтакте

Источник: https://shakko-kitsune.livejournal.com/1043484.html

Микула Селянинович — герой-предок народа-землепашца

Микула Селянинович — былинный богатырь, чудесный пахарь, несущий «тягу земную», олицетворение русского крестьянства; биться с ним нельзя, так как «весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля» — один из самых монументальных и загадочных образов русского эпоса.

По-старинному Микула Селянинович — оратай (нет никакой связи с глаголом «орать – кричать»). Имя Микулы — по́зднее, а его отчество Селянинович означает «землепашец». Ореол славы, сакрализация, постоянно сопутствуют образу Микулы в русских былинах, легендах и сказаниях.

Микулу в народной традиции воспринимали как бога «всей Руси», крестьянского покровителя, святого Николу. Сакрализация сопутствует также и образу плуга, сохи и самому акту пахоты. Главное в жизни Микулы Селяниновича, согласно былинам, труд, пахота.

Он олицетворяет крестьянскую силу, силу народа, ибо только Микула может поднять те «сумочки переметные», в которых обретается «тяга земли».

Казалось бы, куда ему, мужику-деревенщине, до удалого витязя Вольги (Волха) Святославича, племянника князя Владимира, при рождении которого «подрожала Мать Сыра Земля, сотрясалося славно царство Индейское, а и сине море сколебалося»? Но витязь вынужден был уступить пахарю Микулушке первенство в труде.

Вольга Всеславьевич увидел в поле пахаря, который пашет, да с таким размахом, что «ехал Волх до ратая день с утра до вечера, а не мог до ратая доехати».

Не утерпел Волх, зовет Микулу Селяниновича поехать с собою в побратимах, и Микула соглашается, но когда пришло время вынимать из земли соху, то ни сам Волх, ни вся его дружина не могли с ней справиться, а только одной рукою выдергивает соху из земли и перебрасывает ее за ракитов куст.

В других былинах богатырь Микула посрамляет не только Вольгу, но и великана Святогора. Святогор — также один из древнейших мифологических персонажей русского эпоса. Он олицетворяет абсолютную вселенскую силу.

Сильнее него нет никого на свете, он настолько огромен и тяжел, что его «не держит мать сыра земля», и он ездит на своем богатырском коне по горам. В этой былине образ Микулы приобретает космическое звучание.Однажды Святогор увидел идущего впереди «добра молодца пешего».

Святогор пустил своего коня «во всю силу лошадиную», но не смог догнать пешехода. Согласно еще одной из былин, Микула просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием.

Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная», которая под силу только мирному, трудолюбивому пахарю.

Микула Селянинович — это герой-предок народа-землепашца, вся историческая судьба, успехи и неудачи, слава и бесславье которого были связаны с земледелием, с «орамою» пашней и хлебом — основой жизни, торговли, благосостояния страны, развития ремесел, городов, промышленности и военного могущества. Герой-предок, в образе которого — корневая историческая судьба народа, получившего золотой плуг прямо «с неба» как первый дар, определивший его жизнь и судьбу (рискнем на сопоставление, пока, как выше говорилось, несколько гипотетичное). В образе которого — прославляется богатырский характер свободного крестьянского труда, красота простой крестьянской жизни, достоинство делателя, труженика, превосходство его в этом смысле над князем и его слугами. Этот герой, по прозванью Микула Селянинович, стал самым ярким выразителем характера нации в целом, обобщенным выразителем народа.

Источник: http://ru.narvol.org/mikula-selyaninovich-geroj-predok-naroda-zemlepashca/

Ссылка на основную публикацию