Аполлинарий Васнецов: биография, фото и интересные факты :
Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933), младший брат художника В. Васнецова, не получив систематического художественного образования, тем не менее был прекрасным пейзажистом. Особенно его интересовали городские пейзажи-реконструкции. Художник не сразу нашел свою дорогу. Мы расскажем о его жизненном и творческом пути.
Детство Аполлинария
В семье приходского священника Вятской губернии Михаила Васильевича и его жены Аполлинарии Ивановны родилось 6 детей. Младшим был Аполлинарий, который появился на свет в 1856 году, 25 июля.
Село Рябово, где он родился и рос, было окружено хвойными девственными могучими лесами и стояло на речке Рябовке.
Характеры двух братьев, будущих художников, были сформированы не только суровой вятской природой, но укладом жизни земляков, которые хранили древние сказания и поверья, старинные былины и песни.
В семье соседствовали деревенский и городской уклад. Отец старался дать детям образование. Дома много читали вслух, рисовали карандашом и акварелью. Для учебы он направил сыновей в Вятское духовное училище, а затем – в семинарию, которая обладала обширной библиотекой и незаурядными преподавателями. Однако Аполлинарий Васнецов рано стал сиротой.
Когда ему было 10 лет, умерла матушка, а в 14 лет он потерял и отца.Поддержкой стал брат Виктор, который был на 8 лет старше и в это время находился в Москве. Брат, зная о художественных способностях подростка, посоветовал ему заниматься рисованием. Его учителем стал польский ссыльный художник Эдвиро Андриоли.
В 16 лет Аполлинарий закончил духовное училище и переехал в Петербург.
Северная столица и возвращение в Вятку
Брат Виктор подготовил его к поступлению в Академию художеств, познакомил с И. Репиным. Но Аполлинарий Васнецов увлекся геологией, а затем в 1875 году вернулся в Вятку, сдал экзамены в реальное училище и стал «ходить в народ», просвещая его вместе с народниками. Но быстро разочаровался и вернулся к брату в Москву в 1878 году.
Работа в Москве
Сначала Аполлинарий Васнецов учился у брата и рисовал для газет и журналов. Затем познакомился с работами И. Репина, И. Шишкина, А. Куинджи, поразился их мастерству и много работал над собой.
Кружок Саввы Мамонтова
С 1882 года Аполлинарий Васнецов вместе с братом вошел в круг художников, которые определяли развитие русского искусства (В. Суриков, В. Серов, К. Коровин, В. Поленов, М. Врубель, М. Нестеров). Он написал свой первый значительный пейзаж «Серенький день» в 1883 году. Его приобрел В. Третьяков.
Но художник не был доволен собой. Эпические черты, которыми будут сильны картины А. Васнецова, проявляются еще мимолетно в полотнах «Родина» и «Сумерки» (1889 год).
Сам художник считал, что более всего ему удались «Сумерки», где он изобразил большую одинокую сосну на фоне стремительно покрывающегося ночной мглой неба и одинокого путника. Он виден зрителю только со спины, а в дальней деревушке, куда он направляется, уже появился первый огонек.
Дерево нам показывает краткость нашей жизни, над ним пролетели века. Вот тот первый эпический, а не сиюминутный момент, который появился в работе начинающего художника.
Урал и Сибирь
Тема девственного, не тронутого рукой человека русского Севера привлекала всех наших художников того времени: К. Коровина, И. Остроухова, И. Левитана, В. Серова, А. Рылова, М. Нестерова. Аполлинарий Васнецов в 1890-1891 годах совершил большую поездку по Уралу и Сибири. Он привез не только эскизы и наброски, но и большие эпические картины «Тайга на Урале. Синяя гора».
Это произведение просто пугает мощью природы. Древний лес застыл в неопределенном ожидании. Далеко за ним кружат птицы, а еще дальше горизонт замыкает силуэт синей горы. Небо мглистое, бессолнечное. Диагональная композиция привлекает внимание к почти упавшему в озеро замшелому дереву.
А рядом стоит засохший ствол, возле которого по контрасту поднялось справа высокое стройное хвойное дерево. Картина выполнена в зловещих, приглушенных, свинцово-серых, темно-зеленых тонах, которые передают сказочное колдовство тайги. Позже, после 1885 года, он напишет после поездки на южный Урал «Каму» – большое полотно, столь же мрачное, могучее и суровое.
В нем найдет отображение извечная тема русского пейзажа – река как дорога жизни, которая движется по бесконечным просторам нашей земли.
Сближение с археологами
В 1891 году, создавая иллюстрации к юбилейному изданию М. Лермонтова, художник близко знакомится с историками и археологами. После поездки за границу, во Францию, Италию, Германию в 1898 годы, углубляется его интерес к истории Москвы.
В 1900 году художника принимают в Комиссию по сохранению московских древних памятников. С 1901 он 17 лет возглавляет пейзажный класс, который вел умерший И. Левитан. В 1906 году такие историки, как В. Ключевский, И.
Забелин, единогласно избирают художника действительным членом МАО.
К этому времени он в 1903 году создал семью с Татьяной Ивановной Одоевцевой.
Рубеж веков
В это время художник погружается в театральную атмосферу, создавая декорации для исторических опер, которые активно ставились в Большом театре в Москве, в Мариинском в Петербурге, у С. Мамонтова в Частной опере, у С. Зимина в оперном театре. С его декорациями шли оперы М. Мусоргского («Хованщина»), Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского («Опричник»).
Новый путь
Постоянно развиваясь как художник и ученый, историк и археолог, он находит для себя тему, которая определит его место в искусстве. Теперь глубоко, с научным подходом и вместе с тем интересно и живо воссоздает жизнь древней столицы Аполлинарий Васнецов. Москва, сердце России, стала для него неиссякаемым источником вдохновения.
Особенно привлекало его XVII столетие. Он жил в Замоскворечье. Аполлинарий Васнецов Кремль хорошо видел из окон квартиры, в которой жил. Но представлял его совсем другим — каким он был прежде, когда вокруг него кипела и бурлила жизнь простого торгового и крестьянского люда, когда на кремлевской площади, еще белокаменной, производились жестокие казни.
По картинам Аполлинария Михайловича можно последовательно проследить все изменения, которые претерпевала наша столица. Это работы ученого, который без ошибок, в соответствии со всеми найденными в его время археологическими находками, представил романтику веков, которые пронеслись над Москвой.
Достоверность и романтизм теперь мы видим в его работах, которые можно разделить на две части: графические и живописные полотна.
Живопись
На картине «Улица в Китай-городе. Начало XVII века» изображается волнение и суета посадских людей, которыми характеризовался период Смуты. На полотне «На рассвете у Воскресенского моста.
Конец XVII века» Москва сурова и лирична одновременно.Грандиозная картина, которая показывает ясный зимний день с карнавалом, с группой скоморохов, воссоздана в картине «Всехсвятский каменный мост. Конец XVII века».
Яркий, радостный колорит демонстрирует зимний город с замерзшей рекой.
Совсем другой, страшный Кремль, около которого боятся ходить люди, переносит зрителя в мрачное средневековье. К Константино-Елененской башне Кремля во времена Ивана IV пристроили пыточный застенок, а замученных людей потом просто выбрасывали. На картине «Московский застенок. Конец XVI века» только родственники бродят по заснеженной площади, ища своих близких.
Эрудиция живописца
Художник Аполлинарий Васнецов для написания картин глубоко изучал исторические источники: летописи, миниатюры, гравюры. Он много читал описаний Московии, оставленных путешественниками с Запада, внимательно рассматривал старинные планы Москвы, принимал участие в раскопках, делал доклады.
Ему требовалось как можно достовернее изобразить быт и проникнуть в ту непростую и зачастую непонятную жизнь, которая от нас отделена многими столетиями.
Творческое воображение и фантазия художника помогали делать непростые иллюстрации к научным фактам, сохранять точность и подлинность, объемно изображать давно ушедшее время, начиная с основания Москвы Юрием Долгоруким, искусно рисовать как деревянные, так и каменные стены Кремля.
Московский Кремль
Не единожды писал Аполлинарий Васнецов московский Кремль. Первая каменная крепость была сложена при князе Дмитрии Ивановиче, когда полностью заменили деревянные стены, которые были поставлены из вековых дубов при князе Иване Калите.
Строение обветшало, Русь укреплялась, не боясь монголов. Из каменоломен под Москвой, как предполагал историк И. Забелин, камень привозили по реке на судах, а зимой – на санях. Башни и стены строились много лет.
После этого Москву стали называть белокаменной.
Необычайно красивым предстает пред нами белокаменный Кремль с соборами в Чудовом и Воскресенским монастырях.
Судя по постройкам, это последний Кремль, который сооружали при Иване III. Уже имеется Спасская Башня с часами, уже построен Собор Василия Блаженного (Покровский собор).
Но красные стены Кремля, его башен и соборов, залил дивный ирреальный бело-сиреневый свет, возможно, утренний или вечерний, так как под стенами суетятся люди.
Нежнейшие оттенки сиренево-белого света, который падает с неба, покрыли дымкой дали и четко обрисовывают стройную белоснежную красавицу Беклемишевскую и низкую, более темную трехэтажную Петровскую башни.
Зелень башенных шатров повторяется в зеленых лужайках внутри Кремля, и ею отсвечивает каменная кладка, которая спускается вниз. Восхищает и поражает колористическое мастерство живописца до такой степени, что уже мало обращаешь внимание на совершенную композицию, настолько она органична.
Музей Аполлинария Васнецова
Мемориальный музей-квартира был создан усилиями сына и невестки художника. Он находится в центре Москвы, в Фурмановском переулке, д. 6, где Аполлинарий Михайлович прожил последние 30 лет своей жизни.
Три комнаты – кабинет, мастерская и гостиная — знакомят с личными вещами художника. В мастерской на мольберте стоит последняя завершенная работа мастера.Отдельное место занимает экспозиция, посвященная работам живописца и ученого.
Третьяковская галерея, в состав которой входит этот музей, нашла возможность разместить экспозицию в двух квартирах на третьем этаже.
Более тысячи графических работ и двухсот полотен экспонируются в этом уютном компактном музее, где можно познакомиться как с ранними произведениями художника, так и с более поздними картинами. Всего в музее имеется девять тысяч единиц хранения.
Интересные факты
Ниже приведены интересные факты о художнике:
- Сохранилась карта за 1885-1886 годы, на которой Васнецовым отмечено около ста пунктов, где он писал этюды в разных местах России.
- На исторические сюжеты он создал свыше 125 полотен.
- Чтобы изучить Москву, в 1900 году А. Васнецов поднялся над ней на воздушном шаре и сделал зарисовки столицы с птичьего полета.
- В 1931 году был единственным художником, который публично выступил против сноса храма Христа Спасителя.
Источник: https://www.syl.ru/article/311753/apollinariy-vasnetsov-biografiya-foto-i-interesnyie-faktyi
Васнецов Аполлинарий МихайловичКартины и биография
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Васнецов Аполлинарий Михайлович – русский исторический живописец, мастер пейзажа. Родился 7 августа 1856 года в деревне Рябово, неподалеку от Вятки в семье священника.
Получил воспитание в Вятском духовном училище. Осенью 1872 года он по настоянию своего старшего брата Виктора Михайловича Васнецова приехал в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств.
Но вскоре вынужден был возвратиться в Вятку и устроиться там на должность городского учителя.
Двор удельного князя, XIII-XIV век, 1908 год, Государственный Исторический музей, Москва
Новгородский торг, 1909 год, Мемориальный музей-квартира Аполлинария Васнецова, Москва
Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века, 1913 год, Третьяковская галерея
В 1878 году он вместе с молодой женой Александрой Владимировной Рязанцевой переехал в Москву к брату Виктору Васнецову, и с этого времени Аполлинарий Михайлович окончательно посвятил себя живописи и графике.
В 1880–1890 годах Васнецов жил в Петербурге, зарабатывая на жизнь рисунками, которые публиковались в журналах «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация» и других. Много работал в Киеве и снова в Москве.
Совершил несколько поездок по северу и югу России, изучал новые приемы в технике живописи в Париже, также путешествовал по Италии и Германии.
Аполлинарий Михайлович был членом Товарищества передвижников и одним из основателей Союза русских художников. В 1901–1918 годах преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, руководя там классом пейзажной живописи после смерти Исаака Левитана.
Озеро, 1902,
Третьяковская галерея
Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века, 1922
Московский Кремль при Дмитрии Донском, 1922, Музей истории и реконструкции города Москвы
Старая Москва. Разъезд после кулачного боя, 1900-е годы, Самарский художественный музей
Площадь Ивана Великого в Кремле в XVII веке, 1903, Государственный Исторический музей, Москва
Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке, 1922, Музей истории и реконструкции города Москвы
К числу наиболее удачных картин Аполлинария Васнецова, замечательных тонкой и сильной передачей общего впечатления природы, принадлежат: «Серенький день», «Родина», «Тайга на Урале», «Кама» (все четыре в Третьяковской галерее в Москве), «На Севере» и «Старая Москва» (обе в Русском музее императора Александра III в Санкт-Петербурге).
На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века, 1900, Государственная Третьяковская галерея
Скит, 1901 год, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века, 1901, Ярославский художественный музей
Сумерки, Музей русского искусства, Киев
Родина, 1866, Третьяковская галерея
Кама, 1895, Третьяковская галерея
Северный край. Сибирская река, 1899, Русский музей, Санкт-Петербург
Картины Аполлинария Васнецова. Продолжение →
Источник: http://smallbay.ru/artrussia/vasnezov_apollinariy.html
Аполлинарий, средний сын
В семье священника Михаила Васильевича Васнецова было шестеро сыновей. Николай (1845 г.р.), Виктор (1848), Пётр (1852), Аполлинарий (1856), Аркадий (1858), Александр (1860). Старший Николай и младшенький Александр всю жизнь посвятили учительскому труду.
Пётр Михайлович стал простым русским агрономом. Аркадий – 20 лет проработал членом Вятской Городской Управы, являлся гласным Городской Думы по списку партии Народная Свобода. Виктор и Аполлинарий – получили мировую известность. Наш небольшой рассказ – о среднем, Аполлинарии.
В 1929 г. семидесятилетний Аполлинарий Васнецов, в то время академик Петербургской Академии художеств, в автобиографическом повествовании «Как я сделался художником…» написал об отце и своём детстве в Рябове: «Любовь к природе, влюблённость в неё, наблюдательность была воспитана во мне отцом с глубокого детства.
Когда наступала весна, он звал меня в лес слушать зябликов; перед окнами мы ставили скворечники, вечерами всей семьёй гуляли по полям. Ночью обращал моё внимание на небо, я с детства знал главные созвездия и звёзды; вращение небесного свода и его причины… Любовь к природе и пейзажу воспитали во мне художника, и этим я обязан отцу.
Его смерть потрясла меня до глубины души… Вечное, сердечное спасибо отцу».
Художник Аполлинарий Михайлович Васнецов – достоинство и слава русского искусства. Его талант признан всеми, полотна его хранятся во всех крупнейших музеях страны. Есть они и в вятском Художественном музее им. братьев Васнецовых. Добрые благодарные люди, вятчане, гордятся выдающимся земляком, не забывают его, дорожат всем, что связано с семьёй и творчеством Ап. Васнецова.
Рассказывает Всеволод Аполлинарьевич Васнецов, сын художника, организатор московского мемориального музея-квартиры Ап. Васнецова:
«Меня поражала работоспособность отца: всегда он чем-то был занят, дел у него было по горло. Конечно, прежде всего он много рисовал: в домашней мастерской и в училище живописи, ваяния и зодчества. Работал сосредоточенно, увлечённо, не любил, когда ему мешали.
После отца остались тысячи этюдов и набросков, сотни рисунков карандашом, углём, тушью, свыше трёхсот пятидесяти полотен, написанных маслом и акварелью, сотни иллюстраций к литературным произведениям.
Кроме живописи, графики, Аполлинарий Михайлович очень интересовался историей, археологией, древнерусской архитектурой, философией, литературой, оформлял музыкальные спектакли.
Он говорил: «Я вообще люблю науку: собирать материал, классифицировать факты, изучать их». Цикл полотен «Старая Москва» написан отцом на основе им самим произведённых археологических раскопок и тщательного изучения исторических материалов и летописей.
В юности Ап. М. увлекался геологией, коллекционировал горные породы, ракообразных моллюсков, морские лилии, кораллы. Одно время даже думал поступить в геологический институт. Его коллекцию окаменелостей и отпечатков приобрёл для Петербургского университета профессор Брант.
В московском обществе любителей астрономии Аполлинарий Михайлович выступал с докладами об определении положения звёзд, о солнечных и лунных затмениях. Он часто встречался с известными учёными, дружил с академиком К. А. Тимирязевым, социологом и философом В. Н. Танеевым, историками Д. Н. Анучиным и В. О.
Ключевским, архитектором К. М. Быковским. В юности познакомился с идеалистической философией Платона, зачитывался произведениями «властителя умов тогдашней молодёжи» Писарева.
Надо сказать, Михаил Васильевич, отец, имел очень хорошую библиотеку – сочинения Дарвина, Добролюбова, Герцена, духовная, философская литература: юные братья Васнецовы были неплохо знакомы с ней.
Литературная деятельность Аполлинария Михайловича имеет немаловажное значение. Он автор книг «Художество – опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи» и «Происхождение красоты»; писал очерки и рассказы. Был членом Союза писателей СССР. Сохранился отцовский членский билет за номером четыре, подписанный Леонидом Леоновым.
У нас часто устраивались «Васнецовские вечера», – продолжает Всеволод. – На них бывали многие известные музыканты, композиторы, певцы, часто звучала музыка. Аполлинарий Михайлович не мог без волнения слушать романсы Петра Ильича Чайковского: он очень любил музыку. По душе Ап. М.
была музыка «Князя Игоря» Бородина, он высоко ценил талант Римского-Корсакова, Мусоргского.
И, конечно, отец восхищался пением Фёдора Ивановича Шаляпина, его неповторимым голосом, его игрой; без конца мог говорить о Шаляпине в ролях Бориса Годунова, Мефистофеля, Ивана Грозного, Досифея…
Ближе всех был ему брат Виктор Михайлович. Братья сердечно любили друг друга. Ап. М. всегда прислушивался к советам брата. «Влияние брата на то, что я сделался художником, было бесспорно», – писал он. И всё же, при всей близости, братья были очень разными людьми, часто спорили по вопросам искусства.
Узы дружбы связывали Ап. Мих. со многими художниками. Он искренно восхищался талантом Куинджи, Шишкина, Репина, Левитана. Любил Архипова, Поленова, К. Коровина, Хохрякова, Жуковского.
В 1965 году открыт мемориальный музей-квартира Аполлинария Васнецова как филиал Музея истории и реконструкции Москвы – Фурманный пер., д. 6. Художник жил тут с 1903 по 1933 год.
Сохранились его вещи: стол, стулья, мольберты… В экспозиции музея есть картины из цикла «Моя родина», прелестные, обворожительные пейзажи Рябова.
Сохранились отцовские этюды, детские и юношеские рисунки, работы последних лет. Мы собираем всё, что относится к жизни и творчеству Аполлинария Михайловича: его картины, письма, литературные работы, ведём переписку с музеями страны, с теми, кто помнит художника.
Бывал я и в Рябовском музее братьев Васнецовых, подарил картины, фотографии, письма отца. В Кировском художественном музее увидел немало пейзажей и исторических работ Ап. М. Немало интересного дала мне работа в областном архиве. Оказывается, там много документов, касающихся Васнецовых. Отыскалась, например, родословная Васнецовых».
В 1900-х годах А. М. Васнецов много занимался философией, историей искусства, читал опусы по вопросам теории и психологии творчества. Результатом напряжённых аналитических занятий явилась книга «Художество…» – достопримечательный трактат об эстетике изобразительного искусства. Книга вышла в Москве, в издательстве И. Кнебель.
«Изобразительная способность лежит в самой природе человека, это одна из форм самопознания, самоопределения человека.
Но, как и всякий инстинкт, стремление к творчеству в художнике должно быть пробуждено и воспитано.
Нельзя полагаться только на талант, на природу: выйдет, мол, само… Художник должен много учиться, отдать все силы души искусству, если хочет написать произведение, полное глубокого смысла».
Васнецов формулирует основные категории, «тезисы» пластического искусства: представление, впечатление, внутренний образ, красота.
Главное в искусстве – содержание. Им определяется подлинная красота и художественность произведения. Некоторые утверждают, размышляет художник: «Не важно, что писать, а важно, как писать». – Контрадикция равносильна отрицанию внутреннего образа произведения, его содержания.
Такие люди похожи на человека, желающего переправиться через реку, но взявшего токмо одно весло без лодки… Правда действительности, актуальность, злободневность произведений искусства определяют их красоту. Аполлинарий Михайлович вводит понятие «художественная красота».
Истинное произведение искусства всегда художественно. Художественное – это красота, постигаемая эстетическим чувством. В произведении искусства красота входит в более совершенную стадию, она облекается в «художественность».
Следовательно, «художественная красота сопряжена с сознательным творчеством человека».
Искусство всегда имеет классовый характер, утверждает Васнецов. В капиталистическом обществе искусство зависит от капиталистов-меценатов. Они «заказывают музыку», искусство стремится угождать их вкусам. Вот истоки появления модернизма, декадентов, эстетов с их тезисом «искусство для искусства».
Аполлинарий Михайлович убеждён, что «живопись будущего не будет продолжением того рода искусства, которое принято у нас называть “декадентским”». – Элегантный и заманчивый цветок упадничества не несёт в себе плодотворных семян для родного искусства.
Он отцветёт, не успевши расцвесть. Будущее – за реалистическим искусством: «Настанет день, и снова воспрянет оно, как Феникс из пепла. Не умрёт искусство потому, что оно есть проявление самосознания человека».
Конечно, с изменением социальных условий изменится и облик искусства. Оно станет достоянием общества, могучим рычагом умственного и нравственного развития народа.
Искусство будущего непременно наследует вечные основы – традиции, завещанные великими художниками предшествующих эпох – Веласкесом, Тицианом, Рубенсом, Рембрандтом, Левитаном, А. Ивановым.
Васнецов предвидел необычайный рост интереса народа к искусству. Он резко критиковал тех, кто писал картины для избранных, для элиты, тех, кто считал, что народ не дорос до понимания искусства.
Эстетическое чувство, художественный вкус можно развить: к услугам человека в новом обществе будут выставки, галереи, музеи, история искусства, и «если во всём этом человек разберётся сознательно, то ему откроется вся бесконечная область изобразительного искусства так же свободно, как для птицы свободный воздух».
«Художество», – книга умная, глубокая, не утерявшая значение в наши дни, написанная взволнованно, образно. Она будет интересна всем, кто увлекается искусством. А разве можно искусством не увлекаться? – спрошу я Вас.
1899 год. Москва. Из письма брату Аркадию:
«Здравствуй, Аркадий! Как видишь, я пишу тебе из первопрестольной, а не какого-нибудь Берлина или Неаполя. Вот уж с половины июля я обретаюсь здесь и с месяц без малого как водворился в своей Кокоревке… Как твои дела? Можно сказать тебе приятные новости, что весь твой свободный товар, т. е.
буфет и два шкафа покупает Савва Иванович для Парижской выставки. Когда лучше выслать – сам знаешь, с пароходами теперь или весной. (…) Что твои дела по самоуправлению Вяткой? (…) О себе скажу, что принялся за работу: мои картины меня поглощают всего, хотя разочарование в них отнимает ещё больше времени.
Мой адрес: Кокоревка, 32. Пиши. Твой Аполлинарий».
От себя добавлю, что сделка та не состоялась, так как С. И. Мамонтов вскоре оказался за решёткой, будучи ложно обвинён в изъятии крупных денежных сумм из средств акционерного общества железных дорог.
ОТПРАВИТЬ:
Источник: http://www.chaskor.ru/article/apollinarij_srednij_syn_40793
Картины аполлинария васнецова
Портрет Аполлинария работы его брата Василия
Превосходный мастер-пейзажист, А. М. Васнецов прославился как знаток и вдохновенный поэт старой Москвы. Редко кто, однажды увидев, не запомнит его картины, акварели, рисунки, воссоздающие волнующе сказочный и вместе с тем столь убеждающе реальный образ древней русской столицы.
Аполлинарий Васнецов родился в 1856 год в селе Рябово под Вяткой, в многодетной семье священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых. Его отец был одаренным и просвещенным человеком. Он знал и любил природу, интересовался естественными науками, астрономией и к тому же сам хорошо рисовал. Влияние отца на формирование характеров и взглядов сыновей было огромным.
В 1875 году Аполлинарий отказался от идеи поступить в Академию художеств и сдал экзамен на звание народного учителя, после чего уезжает работать в село Быстрица Орловской губрнии.
Вскоре, однако, он разочаровался в народнических идеях.
В 1878 году Аполлинарий Васнецов покинул деревню, уехал в Москву, к брату, и с тех пор уже полностью посвятил себя искусству близкому и понятному народу, воспевая родную природу, талантливо воссоздавая картины прошлого своей страны.
Увлечение Васнецова народническими идеями было временным, но демократически убеждения художника, сформировавшиеся в эти годы, проходят красной нитью через всю его жизнь и творчество. Любовь к народу, интерес к его жизни, быту и фольклору сохранились у него навсегда. Лучшим подтверждением этому является глубоко народное творчество Васнецова на всех этапах его деятельности.
В 1900 году Васнецов стал академиком петербургской Академии художеств. В 1903 году участвовал в организации Союза русских художников. В 1901-1918 годах руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. С 1918 года возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города.
Аполлинарий Васнецов умер в Москве 23 января 1933года, похоронен на Введенском кладбище. В столице действует мемориальная квартира-музей художника.
ru.wikipedia.org/wiki/Васнецов,_Аполлинарий_Михайлович
Родина
Волнующаяся нива
Баллада. Урал
Горное озеро. Урал
Днепр перед бурей
Крым. Байдарские ворота
Озеро
Уральский пейзаж
Скит
Юнгфрау
Утро
Древнерусский город
Варяжские корабли в Новгороде
Гонцы
Кирилло-Белозерский монастырь
Торг в Нижнем Новгороде
Троицко-Сергиева Лавра
Основание Москвы
Набег татар
Москва при Иване Калите
В осадном сиденьи
Московский Кремль при Дмитрии Донском
Московский Кремль при Иване Ш
Москва при Иване Грозном
У Воскресенского моста
Выход боярыни
Сад князя Жемчужного
Калинкин мост в петровские времена
Стрелецкая слобода
Старая Москва
Отъезд с кулачного боя
Московский застенок
Площаль перед церковью
Двор удельного князя
В Московском Кремле
Красная клощадь
Кремль в конце 17 в.
Городская площадь
Дворцовый мост. Лефортово
Коломенское
Московский Кремль. 1887 г.
Тайга на Урале. Синяя гора
Шум старого парка
Элегия
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43246491235/next