Описание картины диего веласкеса «венера с зеркалом»

А что есть красота? – «венера с зеркалом»

 Умеете  ли вы не только смотреть на картины, но ещё и понимать их? Я хочу спросить – действуют ли они на вас так, как действуют на людей сведущих? Что в них есть такого, что делает их шедеврами, которыми не просто восхищаются не один век, а любят, ценят и, даже ненавидят?

Ну, вот возьмем  три полотна с Венерой и зеркалом – три великих творца написали картины на один и тот же сюжет… Тициан, Рубенс и Диего Веласкес – чье творение вам ближе?

Может нам для начала вернуться к истокам и вспомнить рождение Венеры? Думаю, так будет лучше всего…

Я не стал мучиться  с поиском особой музыки эпохи  Ренессанса, а просто разыскал Maksimа Mrvica – такого Грига я ещё не слышал…

                                                Maksim Mrvica – Grieg's A Minor Piano Concerto

По мнению одних, Венера была дочерью Юпитера и Дионы, богини влаги; по мнению других — родилась из морской пены. Первыми ее обнаружили океанические нимфы. Она лежала, как в колыбели, на большой голубой волне, и они отнесли ее в свои коралловые пещеры…

У Боттичелли миф немного изменен и у него Венера плывет к берегу в раскрытой раковине, но мы посмотрим более подробный  миф, а на шедевр Боттичелли просто лишний раз полюбуемся

                                                       Сандро Боттичелли “Рождение Венеры”

Потом они уложили ее на большую волну и вверили заботам Зефира, нежного южного ветра, который и отнес ее на остров Кипр. 

(Аа…вот дальше интересно, кто к ней присоединился, по пути на Олимп)

Ветер доставил богиню на берег и, как только ее нога ступила на белый песок, все склонились перед ее необыкновенной красотой и с благоговением стали смотреть, как она сушит волосы.

Немного приведя себя в порядок, Венера и ее свита отправились на Олимп, по пути к ним присоединились: Гимера – богиня желания любви, Пафос – бог согласия в любви, Суадела – богиня нежных любовных речей, и Гименей – бог брака.

Для Венеры был приготовлен трон, и, когда она уселась на него, собравшиеся олимпийцы не смогли сдержать возгласов восхищения.

Ее красота поразила их, как молния, а грация очаровала, и все они тут же выразили желание взять ее в жены, но она с презрением отвергла предложения богов.

Венера отказала даже царю богов, и, чтобы наказать ее, он объявил, что выдаст ее замуж за Гефеста, бога кузнецов, самого захудалого из всех.

Этот союз с Гефестом (Вулканом), не был счастливым, ибо Венера никогда не любила своего уродливого супруга и, вместо того чтобы быть верной женой, вскоре ушла от него и заявила всем, что будет наслаждаться жизнью.

И так она сделала, а от союза с Марсом у ней родилась дочь Гармония (кто бы мог подумать?) и сын Купидон…

(Вот в кого Купидон вечно при оружии – в папу)

Самыми страстными и преданными почитателями Венеры были молодые люди, поскольку она радовалась их любви и всегда помогала всем истинно любящим, если на их пути возникали непреодолимые препятствия.

                                                      Maksim Mrvica – Handel`s Sarabande

Венеру, богиню красоты, представляли либо полностью обнаженной, либо в короткой одежде, называвшейся «поясом Венеры».                                                      <\p>

                                       Тициан “Венера с зеркалом” (примерно 1515 г.)

Картина создана художником в 1550-х годах, когда ему было уже за семьдесят. Однако эти годы и предшествующая им четверть века явились самыми счастливыми и плодотворными в жизни мастера. 

“Венера перед зеркалом” явилась своеобразным живописным ответом на теоретический спор между представителями флорентийской и венецианской художественными школами о том, какое искусство считать главным – живопись или скульптуру.

 Сама тема – античная богиня любви со своим сыном Купидоном – не допускала многозначных толкований.

Художник формулирует свой идеал красоты, вступая в соревнование с классическим искусством и одновременно демонстрируя знание античных образцов.  

( Настоящая венецианская красавица, как по-мне…А что в ней видите вы?)

                                                                Maksim Mrvica Chopin – Nocturne

                                       Питер Пауль Рубенс. Венера перед зеркалом, 1615

Тут можно просто послушать  Эжена Делакруа:

  «Его главное качество — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь; без этого ни один художник не может быть великим… Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными»…

И правда – этот величайший религиозный художник своего времени был также еще и великим мастером женских форм.

По его мнению, тело человека до последней детали в такой же степени творение Божие, как и жизнь любого святого, и хотя он часто помещал обнаженные женские фигуры на фоне прошлой, языческой истории, он рисовал их всегда с откровенной прямотой.

С технической точки зрения в изображении Рубенсом «ню» почти невозможно отыскать изъян, хотя современные вкусы в отношении женской красоты значительно отличаются от вкусов и подходов художника…

(Вот это точно – глобально отличаются…или нет? И, раз бурлит жизнь – немного непривычный Шопен )

                                                      Maksim Mrvica Chopin  Etude in c minor 

                                                 Диего Веласкес  “Венера с зеркалом”

Нет точной даты, когда Веласкес написал свою Венеру…примерный период, это с 1640 по 1650 г.. Как раз в этот период он совершил поездку в Рим. Возможно, что именно в Италии художник создал свой шедевр, тем более, что он был под влиянием творчества мастеров венецианского Возрождения. 

Посмотрите на  “Венеру с зеркалом” Веласкеса глазами Гойи и Фейхтвангера:

Франсиско Гойя, если бы мог, попросил бы у судьбы мастерство и славу Веласкеса; он считал, что в Испании есть один великий художник — Диего Веласкес.

 И вот теперь перед ним была эта большая, новая, таинственная, знаменитая на весь мир картина.

Скорый на ощущение и восприятие, скорый на любовь, ненависть, почтение и презрение, Гойя меньше чем за полминуты успел восхититься картиной и отвергнуть ее.

Восхитило его то, в какой естественной позе лежит эта прелестная женщина, причем поза ничуть не кажется безжизненной; у него самого, у Франсиско, люди часто не лежали и не сидели, а парили в воздухе.

Восхитил его ловкий прием  живописца, показавшего лицо женщины в неясном отражении зеркала, с тем чтобы все внимание зрителя было направлено на изумительные линии тела, на очертания лежащей чисто испанской женской фигуры с тонкой талией и сильно развитым тазом.

Однако больше всего восхитило его то, что дон Диего отважился написать такую картину.

Запрет инквизиции изображать нагое тело был строг и непреложен, и никакой другой испанский живописец не посмел бы написать этот воплощенный соблазн — нагую женскую плоть.

Как бы ни был дон Диего защищен милостью короля или какого-нибудь могущественного мецената, однако и при дворе Филиппа IV, несомненно, пользовались властью и влиянием попы и святоши, а настроения повелителей очень переменчивы.

Веласкес написал эту женщину потому, что его соблазняло показать, что наготу можно изобразить иначе, чем ее изображали Рубенс или Тициан. Он не побоялся опасности, ибо был великим художником и в своей испанской гордости хотел доказать, что мы, испанцы, способны и на это.

Он это доказал.

Какая изумительная гамма тонов — перламутровый оттенок тела, темно-каштановые волосы, прозрачная белизна вуали, зеленовато-серая поверхность зеркала, малиновые ленты на голом мальчугане, чуть намеченные радужные переливы его крыльев. Нагая женщина была написана нежной, мягкой, строгой и изящной кистью, без дешевых эффектов, без откровенного, бьющего в глаза сладострастья, какое исходит от женских тел, написанных итальянцами и голландцами.

Наоборот, в этой картине было что-то суровое: и черные краски покрывала, на котором лежит женщина, и темно-красный занавес, и черная рама зеркала — словом, весь ее строгий колорит не допускал вольных мыслей. Дон Диего был испанец. Он не воспринимал красоту и любовь как нечто легкое, игривое, для него они были чем-то суровым и диким и часто служили преддверием к тяжелому и трагическому.

                            Maksim Mrvica – Rachmaninov Rhapsody on a Theme of Paganini  

Я бы никогда не смог сам увидеть так много в этой картине, если бы не прочел роман – в прямом смысле не смог бы. Поставил перед собой репродукцию и читал.Смотрел – читал, тогда все вроде разглядел и даже понял…

Кстати – В 1914 году суфражистка Мэри Ричардсон, пройдя в музей с мясным тесаком, семь раз ударила им по картине ( прямо в тело нарисованной Венеры).

Потом в интервью она заявила следующее: «Я пыталась уничтожить картину самой красивой женщины в мифологии в знак протеста против ареста госпожи Панкхерст, самой прекрасной личности в современной истории», позже она добавила ещё, что «ей не нравилось, как посетители музея целый день смотрят на это».  

Мэри Ричардсон дали полгода тюрьмы. 

  А воскресенье для музеев самое то, разве нет?:)

Источник: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/pianino/540123.html

7 роковых картин, тайна которых до сих пор не разгадана

Порой можно испытать сильные эмоции или ощутить настоящий страх при одном лишь взгляде на картину. И это объяснимо, ведь художник вкладывает определенную энергетику в свою работу. И чем талантливее художник, тем больше силы он может передать своему творению.

 Перед вами такие «роковые» картины, которые обладают сильной и необъяснимой художественной мощью.

Айзелуортская Мона Лиза

90 % посетителей Лувра приходят туда лишь ради того, чтобы взглянуть на самую загадочную картину в мире — легендарную «Мону Лизу». До сих пор остается множество нераскрытых тайн картины. Кроме того, известно, что она способствует возникновению синдрома Стендаля.

Это расстройство, при котором человек очень остро воспринимает произведения искусства: дезориентируясь в пространстве, люди буквально переносятся внутрь картины.

Что можно увидеть по ту сторону «Джоконды», неизвестно, но факты говорят за себя: она доводила посетителей как до агрессии, так и до самоубийства.

Читайте также:  Описание картины клода моне «лягушатник»

Но мало кто знает, что существует еще одна версия «Джоконды» — «Айзелуортская Мона Лиза», которая, вероятно, принадлежала кисти того же Леонардо да Винчи и была написана годами ранее.

Либо она и вовсе представляла оригинал картины, а всем известный вариант был написан Леонардо спустя 20 лет в его мастерской. Это полотно было найдено более века назад в частной коллекции, сейчас же оно представлено в музее Прадо в Мадриде.

Возможно, когда-нибудь именно эта картина поможет расшифровать все тайны знаменитой «Джоконды».

Почтовый дилижанс

Эта картина была написана художницей Лаурой П. с фотографии. Причем автор фотографии Джеймс Кидд утверждает, что никакого человека, стоящего слева от дилижанса, он не снимал. Он неожиданно возник в процессе проявления фотографии.

Завершенную работу художница повесила в офисе, но ее попросили немедленно забрать оттуда полотно. Именно с появлением картины в помещении будто завелся полтергейст, а сама она всегда висела криво, несмотря на то что ее поправляли каждый раз. Далее история повторялась в других домах, которые «приютили» картину. В конце концов ее пришлось сжечь.

Плачущий мальчик

©

Существует целая серия картин плачущих детей итальянского художника Бруно Амадио. Это портреты 65 детей-сирот, которые художник продавал туристам после Второй мировой войны.

Самой знаменитой картиной этой серии является «Плачущий мальчик», которая официально признана проклятой в нескольких регионах Англии. По легенде, автор полотна зажигал перед позирующим мальчиком спичку, чтобы тот плакал. С тех пор репродукции этой картины поучаствовали в 50 пожарах по всей Англии.

Венера с зеркалом

Картина Диего Веласкеса «Венера с зеркалом» сама по себе представляет тайну: искусствоведы теряются в догадках, почему же отражение лица настолько красивой и молодой богини нарисовано довольно старым. И почему здесь неправильная перспектива? Что имел в виду автор?

Помимо этих тайн картине приписывают также и мистическую силу. Получилось так, что всех ее владельцев преследовали несчастья: разорения, пожары и грабежи. Где бы она ни оказалась, от нее пытались тут же избавиться.

В начале XX века картина попала в Национальную галерею Лондона, казалось бы, найдя успокоение. Но в 1914 году британская активистка по борьбе за права женщин нанесла ей пять ударов тесаком, растерзав красавицу Венеру.

Больше с картиной ничего странного не случалось.

Женщина дождя

Картина «Женщина дождя», написанная винницкой художницей Светланой Телец, также производит крайне странное впечатление. Художница признается, что нарисовала картину всего за 5 часов, и при этом будто кто-то водил ее руку. Все покупатели полотна возвращали его обратно, жалуясь на бессонницу, беспокойство и ощущение, что за ними кто-то постоянно следит.

Портрет испанского генерала Бернардо де Гальвеса

Если вы пишете роман о привидениях, вам определенно стоит посетить отель «Гальвеc» в Галвестоне (Техас, США).

Постояльцы зачастую жалуются на портрет испанского генерала Бернардо де Гальвеса, чей взгляд, как они утверждают, пристально следует за ними по коридору и лестнице.

При этом многих не покидает чувство, что генерал следует за ними и после — настолько живо он изображен. Самое удивительное, что эту картину не получается сфотографировать. Снимок на камеру обычно выходит с пятнами, засвеченным либо искаженным.

Вообще про этот отель ходит множество таинственных слухов и легенд.

Руки противятся ему

Художник Билл Стоунхэм утверждает, что картину он писал со своей детской фотографии. Кукла, что стоит рядом с ним, выступает тут проводником в мир снов, которая находится за дверью. Но в мир каких снов…

Неприятные истории случились в семье уже одних из первых ее владельцев. Семья, которая приобрела картину, повесила ее в детской.

В итоге маленькая дочка стала каждую ночь с плачем прибегать в спальню родителей и кричать, что дети на картине дерутся.

Последующие обладатели полотна также жаловались на странные обстоятельства, плохое самочувствие и жуткие трансформации картины. На нее и правда дольше минуты спокойно не посмотришь.

Источник: https://obiskusstve.com/1132571240145619295/7-rokovyh-kartin-tajna-kotoryh-do-sih-por-ne-razgadana/

Диего Веласкес: биография, произведения художника :

Прожил творец на белом свете почти 6 десятилетий, и 2/3 своей жизни он провел в качестве придворного живописца у Филиппа IV.

Это, несомненно, почетная и желанная должность, однако, она была частично губительна для его таланта. Это связано со строгим регламентом, который предъявлял ему королевский двор.

Тем не менее это не помешало Диего Веласкесу создавать картины в его уникальной, живописной манере.

Несравненный портретист

С многочисленных портретов королевской четы или знати на зрителей смотрят настоящие, живые люди. Живописец часто раскрывал тайны, которые люди, изображенные на его картинах, хотели бы скрыть. Он вовлекает зрителя в их переживания, раскрывая многогранность их тревог и волнений, а также сложности, что находятся в душах самых сильных и великих людей мира.

Начало карьеры

Диего Родригес де Сильва Веласкес был рожден в июне в 1599 году на территории Севильи. Он был из семьи маранов, то есть евреев, которые приняли христианство. Диего был старшим среди восьмерых детей в его семье.

Талант к живописи мальчик смог обнаружить у себя в очень раннем возрасте, а уже в десятилетнем возрасте его отдали учиться сначала к известному художнику Франсиско Эррере Старшему. После он пошел обучаться к Франсиско Пачеко.

По достижению 18 лет Диего Веласкес прошел экзамен для получения звания мастера, и стал гордым членом гильдии живописцев в Севилье. В своем раннем периоде мастер черпал вдохновение с быта и жизни простых людей, которые окружали его.

Зарисовки обыденной жизни жителей Севильи художник старательно выписывал, придерживаясь особой реалистичности, которую постарался подчеркнуть у Караваджо.

Престижное повышение

Получить престижное место живописца при дворе короля Испании художнику Диего Веласкесу помог портрет знаменитого поэта Луиса де Гонгора-и-Арготе, который был ярым конкурентом и соперником Лопе де Веги.

Работа настолько понравилась монарху, что тот решил заказать у живописца собственный портрет. Готовая картина настолько его поразила, что он пообещал, что никто кроме Диего Веласкеса не будет больше писать его таким образом.

Итак, с 1623 года он завоевал эксклюзивное право писать картины обо всем королевском семействе, прославляя на своих полотнах Великую династию Габсбургов.

Кончина

Умер Диего Веласкес в августе 1660 года. После себя он оставил огромное творческое наследие, из которого брали вдохновение различные поколения художников, относившихся как к романтизму, так и к импрессионизму. Безусловно, биография Диего Веласкеса интересная и захватывающая, однако ничто не сравниться с его творчеством.

Портрет папы Иннокентия X (написана в 1650 году)

Картина находится на территории Рима, в галерее Дориа-Памфили. Многие эксперты называют данное произведение одним из лучших реалистических портретов. Папа Иннокентий X нарисован в своих парадных пышных убранствах, он сидит богато в своем украшенном кресле.

Тем не менее это не классический парадный портрет, художник Диего Веласкес решил передать на своем холсте глубокий внутренний мир понтифика. Всего дважды он встречался в живую с Иннокентием X. Это было во время его визита в Вечный город в 1650 году.

Эмоции от обеих встреч настолько сильно на него повлияли, что он сумел непревзойденно перенести эти ощущения в портрете.

Иннокентий X славился своей двуличностью и корыстолюбием. Смотря на полотно, мы видим недобрый взгляд коварного и действительно жесткого человека. Тем не менее в холодном свете его глаз можно прочитать подавленность: мы понимаем, что понтифик чем-то сильно озадачен.

Именно таким для дьявола Веласкесу представился однажды папа. Он стал свидетелем личных переживаний столь выдающейся личности, которые понтифик не смог скрыть от посторонних. Не вызывает сомнений и тот факт, что это чрезвычайно умный и сообразительный человек.

Иннокентий X, увидев свой портрет, восторженно воскликнул: «Слишком правдиво!» За этот портрет художник получил в качестве вознаграждения нагрудную цепь с изображением папы, находящимся в медальоне.

Слава о столь талантливом и непревзойденном испанском живописце молниеносно пронеслась по всей Италии, из-за чего сразу же начали появляться многочисленные подражатели.

“Венера с зеркалом”

Картина Диего Веласкеса «Венера с зеркалом» сейчас хранится на территории Лондонской Национальной галереи и является последним сохранившимся полотном обнаженной женщины, которую писал художник.

Точные даты картины, когда она была нарисована, определить не удается. Художник трудился над ней на территории Италии, ведь в Испании рисовать обнаженное тело строго запрещалось законами инквизиции.

Сюжет был выбран Диего из-за влияния творчества венецианцев, принадлежавших к эпохе Возрождения: Тициану и Джорджоне. В отличие от итальянцев, кисть испанца изображала Венеру целомудренно, со спины.

Глубину картины подчеркивает и рама зеркала, в которое смотрится непревзойденная Венера. Согласно данным искусствоведов, самая первая рама для картины также была черной, что играло на перспективу. Венера Веласкеса менее относится к чему-то божественному.

Больше всего это гимн о красоте женщины, ее чувственной любви.

Портрет Маргариты

Диего Веласкес, являясь придворным служителем испанской короны, часто на своих полотнах рисовал членов королевской семьи. Это не только было очень популярно, но и помогало подчеркивать могущество и выдающееся благородство правящей династии.

Одним из великолепных примеров таких работ является картина Диего Веласкеса «Маргарита», написанная в 1655 году. Этот портрет является важным событием в творчестве художника, его смело можно отнести к зрелому периоду его искусства.

В это время Веласкес написал большое количество портретов дочери короля Филиппа IV, в последствии ставшей императрицей Римской империи.

На картине мы видим маленькую девочку, одетую в официальный наряд. У нее холодный и надменный взгляд, какой и должен быть у представителя столь великой династии. Осанка тоже отображает в девочке прямую принадлежность к королевскому роду.

Тем не менее, несмотря на всю чопорность и статичность фигуры, художник сумел передать детали лица с малейшими подробностями: мягкость линий, золото ее волос, нежные слегка пухлыми губы. Это помогает придать портрету некую теплоту и детскую нежность, что сильно контрастирует с внешним строгим обличием.

Если вы хотите увидеть воочию этот великолепный портрет Диего Веласкеса, тогда вам стоит отправиться в Лувр, один из самых известных и роскошных музеев на территории не только Европы, но и всего мира. Картина относится к стилю барокко.

“Менины”

Это произведение Диего Веласкеса находится на территории мадридского музея Прадо. Полотно изображает мастерскую художника на территории Королевского дворца в Мадриде. Сейчас такую обстановку могли бы назвать «бэкстейджем».

Картина изображает живописца, что трудится над портретом короля с королевой. Их можно увидеть в зеркале на заднем плане. Стоит отметить, что это единственная картина Диего, где венценосная пара изображается вместе.

Девочка, что находится в центре картины, это единственная на то время дочь королевской семьи – пятилетняя Маргарита. В облике девочки Веласкес старается воплотить все состояние, богатство и изящество, которыми обладала семья. Инфанта изображена с несвойственным для ее юного возраста спокойствием.

Она ничем не выдает ту радость, которую испытывает от нахождения с родителями, на ее лице мы не можем разглядеть интереса, непременно появившегося бы у ребенка при виде необычной обстановки внутри мастерской художника.

Становится очевидным, что наследная принцесса отлично выучила: сдержанность считается главной добродетелью в ее семье. Стоит отметить, что король Филипп IV смеялся на людях всего два раза, прожив долгих 60 лет.

Читайте также:  Описание картины микеланджело меризи да караваджо «нарцисс»

Полотно называется «Менины». Именно так называли фрейлин, которые с самого раннего возраста прислуживали принцессе. На сцене, которую изображает Веласкес, можем заметить двух фрейлин.

Это реальные девушки, имена которых, к счастью, удалось сохранить. Дама, которая подает молодой принцессе кувшин в глубоком реверансе, является доньей Марией Сармиенто.

Позади малышки находится донья Иабелла де Веласко.

На просторном полотне нашлось место и для придворных карликов – это Мария Барболе и Николас Петрусато. Эти люди изображены в композиционной группе вместе с собаками. Таким образом художник напоминает об их статусе. Многих людей, которые отличались физическим уродством, при дворе расценивали, как утварь.

Они помогали веселить знать, заставляли их чувствовать себя более привлекательными и уверенными в себе. Тем не менее для зрителя очевидно, что художник относился к карликам со значительным уважением. Мария Барбола и инфанта находятся на одной параллели, их образы пересекаются. Безусловно, одна – привлекательная и молодая, а вторая может вызвать содрогание.

Однако каждая из них отличается умными чертами лица, в этом и заключается особый трагизм полотна.

Отдельно стоит обратить внимание на автопортрет Веласкеса. Себя он изображает занятым работой. В руках он держит кисть с палитрой и одет в черный костюм.

На груди его красуется величественный крест Великого военного ордена Меча святого Иакова Компостельского. «Менины» писались в 1656 году, однако, членом ордена Диего стал лишь 3 года спустя. Крест дописали позже.

Согласно легенде, его написал король собственной рукой.

“Дама с веером”

Помимо представленных картин, также предлагаем насладиться величественным произведением Диего Веласкеса «Дама с веером». Она написана в 1640 году и изображает привлекательную интересную испанскую женщину. Изысканно подчеркиваются ее национальные особенности: маленький рост, стройная фигура, изящные движения.

Источник: https://www.syl.ru/article/378817/diego-velaskes-biografiya-proizvedeniya-hudojnika

Венера с зеркалом. Картина, которая разоряет

Главная » Статьи на *LADY forever* » Известные женщины мира
На свете немало произведений искусства имеют за собой шлейф дурной славы – и пальма первенство в этом принадлежит картинам. Картины убивают и вызывают помешательство, наводят порчу, вызывают пожары и причиняют уйму других неудобств своим владельцам. Эта картина относится к более-менее безобидным – она всего лишь оставляет своих владельцев ни с чем. Хотя, один из ее хозяев даже был зарезан – но, опять же, во время ограбления.«Венера с зеркалом» (исп. La Venus del espejo) — картина испанского художника Диего Веласкеса, изображающая полулежащую обнажённую Венеру. Она смотрится в зеркало, которое держит перед ней Амур. Отражение лица женщины смутное, размытое, да и лицо выглядит не так, как его ожидаем увидеть. Оно кажется старее, чем дышащее юностью, грациозностью тело. Такое вот несоответствие.Молодое тело, отражение зрелой женщины, маленький сын — Купидон. Куда смотрит женщина? По одной теории Веласкес, таким образом, показывает связь между старостью и молодостью. На что нужно обращать внимание? На потомство, в котором продолжается жизнь и красота, которая так временна?По другой теории, зеркало являет собой разграничитель на мир реальный (отражение) и мир фантазий (красота)… Более того, лицо в зеркале отражено не так, как должно быть на самом деле. Конечно, это специальный приём художника.История созданияТочная дата написания картины неизвестна. Считается, что она была закончена около 1647—1651 гг. Предположительно, Веласкес написал «Венеру с зеркалом» во время своего визита в Италию, так как инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело. Также влиянием целомудренного испанского мировоззрения считается то, что Венера изображена, в отличие от итальянских «Венер», лежащей спиной к зрителю.«Венера с зеркалом» — единственное сохранившееся изображение обнажённого женского тела кисти Веласкеса.Легенда о таинственных свойствах картины«Венера с зеркалом» Диего Веласкеса славится тем, что… разоряет своих хозяев в пух и прах! Первым ее владельцем стал купец из Мадрида. С появлением «Венеры» его бизнес постигли крупные неприятности: часть его судов с товарами потонула, а остальные были захвачены пиратами. Коммерсант понес такие убытки, что вынужден был распродать все свое имущество. Полотно Веласкеса приобрел другой испанский негоциант. Не успел он отдать деньги за картину, как в склад с его товарами в порту угодила молния. Начавшийся пожар уничтожил все дотла…«Венеру» вновь выставили на аукцион. На этот раз ее купил богатый ростовщик. Три дня спустя в его дом забрались грабители. Чтобы получить доступ к сундукам с золотом, они зарезали хозяина… В Мадриде заговорили о дурной репутации картины. Наследники убитого ростовщика никак не могли сбыть шедевр с рук. В конце концов, они отдали его за бесценок в музей. После этого полотно долго путешествовало по музеям и частным коллекциям, и в начале прошлого века оказалось в Национальной галерее в Лондоне.Нападение на картинуВ 1914 году с картиной приключилось несчастье. Суфражистка Мэри Ричардсон, пройдя в музей с мясным тесаком, семь раз ударила им по картине (в область тела нарисованной Венеры). Потом в интервью она заявила следующее: «Я пыталась уничтожить картину самой красивой женщины в мифологии в знак протеста против ареста госпожи Панкхерст, самой прекрасной личности в современной истории», позже она добавила ещё, что «ей не нравилось, как посетители музея целый день смотрят на это». За своё ужасное действие Мэри Ричардсон дали полгода тюрьмы. К счастью, картина была полностью отреставрирована.Конечно, это все может быть всего лишь легендой – но и легенды не возникают на пустом месте, правда?
Категория: Известные женщины мира | Добавил: lady-foreve (21.01.2013)

Источник: http://lady-forever.ru/publ/izvestnie_zhenshini_mira/venera_s_zerkalom_kartina_kotoraja_razorjaet/7-1-0-2122

Зеркальные тайны ч.2

Великим продолжателем «зеркальных» традиций фламандцев XV в. стал Диего Веласкес. Испанцу принадлежит самая загадочная из всех загадок, связанных с зеркалом в XVI–XVII вв. Она была загадана в 1656 г. в картине «Менины».

Согласно традиционному толкованию, на картине изображен сам художник за созданием портрета короля Филиппа IV и Марианны Австрийской. Короля и королевы не видно. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты.

Зато на первом плане запечатлено все то, что представляется глазам позирующих. Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, стоя перед мольбертом. Рядом с ним, среди комнаты, находится крошечная инфанта Маргарита, которую привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов.

Над ней предупредительно склоняются две статс-дамы, по-испански «менины»,

которые и дали название картине. За Изабеллой из полумрака выступает женщина в монашеском одеянии и гвардадамас – придворный чин, обязанный повсюду сопровождать инфанту.

Не позабыты любимые забавы испанского двора: крохотный карлик толкает ногой невозмутимо дремлющую огромную собаку. Рядом степенно выступает уродливая карлица. Действие происходит в просторном покое королевского дворца, отведенном художнику под мастерскую.

Вдали виднеется фигура гофмаршала. Откинув тяжелую гардину, он заглядывает в дверь, и поток солнечных лучей льется в полутемную залу.

Однако среди многочисленных произведений Веласкеса нет ни одного парного портрета Филиппа и Марианны, а сведений о нем не имеется и в старинных дворцовых описях.

Возможно, на холсте, невидном зрителю, изображена не королевская чета, а инфанта с придворными, которых художник на самом деле рисует в присутствии Филиппа и Марианны. При этом Веласкес перевернул холст и попал в компанию позирующих. Король же с королевой остались там, где были.

Теперь над зеркалом, в котором он вроде бы должен отражаться, художник вправе, подобно ван Эйку, написать:«Веласкес был здесь». Был, и нет!

«Менинам»
предшествовала «Венера с зеркалом» (1651). Традиционно считается, что художник нарочито «смазал» лицо натурщицы, чтобы у той не возникло проблем с испанской инквизицией, запрещавшей изображение обнаженного женского тела. А чтобы самому их избежать, Веласкес показал Венеру со спины – якобы так целомудреннее! Спрашивается, зачем художнику вообще понадобилось зеркало?

Справедливости ради признаем, что к этому моменту уже сложилась традиция рисования Венеры с зеркалом. Например, полотно Петера Пауля Рубенса «Венера перед зеркалом» (1615). Загадок оно не загадывает. Правда, немного смущает взгляд богини – кажется, она смотрит куда-то влево, поверх руки амура. Ну и вероятно, Рубенс также отдал дань целомудрию, изобразив лишь спину и все, что с ней связано.

Насколько итальянский Ренессанс опережал время, демонстрирует картина Бернардо Строцци «Старая кокетка» (1615). Рубенс только собирался писать своюВенеру, а юный Веласкес и помыслить такого не мог, у Строцци же налицо усталость от всех этих «венерических» красавиц с их зеркалами… Обратите

внимание, как зеркало облагораживает глуповатое лицо служанки с пером,скрывая ее улыбку за прической старухи.

А как все начиналось! Джованни Беллини в картине «Обнаженная женщина с зеркалом» (1515) осмелился на эксперимент с двумя зеркалами, на который даже фламандцы не решались. Но художник испугался своей смелости.

Мы не видим отражения ручного зеркальца в настенном, его полностью скрывает левая рука женщины. Отражаются лишь прическа и головной убор, недоступные взгляду в реальности. Кстати, здесь имеет место один из физиологических просчетов картин эпохи Ренессанса.

Сравните две руки: правую – тонкую, изящную и левую – длинную, с мощным локтем.

Оригинально обыгрывает тему зеркала Тинторетто в картине «Венера, Вулкан и Марс»(2-я половина XVI в.). Гомер в восьмой песне «Одиссеи» повествует о том, как Венера изменила своему мужу Вулкану с молодым богом войны Марсом. Но влюбленные были пойманы ревнивым мужем и выставлены на посмешище созванным богам.

У Тинторетто Вулкан неожиданно появляется в покоях, где расположились ни о чем не подозревающие влюбленные. Марс в последнюю минуту прячется под стол, причем покрывало едва его скрывает. При этом он успел нацепить доспехи (XVI в.) и даже шлем! Амур, который должен оберегать влюбленных от таких неожиданностей, изображен на заднем плане мирно спящим.

Но хотя собачонка привлекает внимание своего

хозяина к Марсу, того вряд ли найдут: Вулкан находится в каком-то полупьяном состоянии – это неудивительно, учитывая направление его поисков. Круглое зеркало также не поможет Вулкану: оно демонстрирует лишь филейную частичку Венеры и согбенную спину обманутого старика.

Выпуклое фламандское зеркало неожиданно «всплывает» на полотне Караваджо «Марфа и Мария Магдалина» (1598). Считается, что здесь оно выступает символом тщеславия держащей его Марфы.

В нем почти ничего не отражается –отчетливо видно лишь миниатюрное окошко на  противоположной стене. Можно догадаться, как обыграли бы подобную ситуацию фламандцы.

Наредкость курьезна картина «Женщина перед зеркалом» (1670)

малоизвестного голландца Франса Миериса.

Здесь великолепно выбран интерьер и детали – туфли, кресло, грустная собачка. А в зеркале надо бы дать смазанное изображение, как у Веласкеса.

Так нет же – автор полез в портретисты! В результате получилось (не нарочно, конечно) фатально-отрешенное выражение лица, придающее картине неуместно философский смысл: мол, не до зеркала мне.

Как же не до зеркала при такой-то позе? А между тем, с позой-то полный конфуз вышел. У героини – руки в боки (левая рука, по крайней мере, точно), а в зеркале как?

ПолотноЖоржа де Ла Тура «Кающаяся Магдалина со свечой» (1635) – прорыв в иную«зеркальную» реальность, реальность XIX–XX вв. Неслучайно, творчество художника было открыто лишь в 1940-х гг.

Читайте также:  Описание картины михаила врубеля «сошествие святого духа»

Я ни в коей мере не претендую на исчерпывающее толкование символики этой чудесной картины. Но вот зеркало… В черном зеркале отражается одна свеча.

Похоже, взгляд и художника, и зрителя лежит в одной плоскости с ней, однако отражение

расположено значительно левее – такой эффект достигается, если наблюдатель прикроет свой правый глаз.

Источник: https://alindomik.livejournal.com/4014715.html

II. Интерпретация произведения Веласкес Диего де Сильва «Венера с зеркалом»

Обнаженная натура, по мнению английского искусствоведа К. Кларка, это не изобразительный мотив, а специфическая формальная категория в искусстве. Исключительно в формах обнаженного тела нашла свое абсолютное воплощение космическая гармония античного искусства.

В Средние века эта тема как знак идолопоклонства была изгнана из мира высокого искусства и прозябала на периферии. Перед Ренессансом встала весьма сложная задача воссоединить античную телесность со средневековой духовностью.

Категории эстетики заменили космизм эллинского искусства и стали новым фундаментом для философского обоснования микро- и макрокосма обнаженной натуры.

Итальянские мастера Возрождения создали разные варианты толкования обнаженной натуры, но для всех них она была прежде всего совершенной, классически возвышенной формой.

В эпоху барокко обнаженная натура стала одним из кодов «стихийности мировых сил», лежащих за гранью рационально мыслимого (с.14). В варианте П.Рубенса это необъятность океана органичной энергетики жизни. В варианте Д.

Веласкеса это скорее неисчерпаемость глубины многосмыслия бытия.

Веласкес Диего де Сильва «Венера с зеркалом»

Произведения Диего Родригеса де Сильва Веласкеса (1599-1660) справедливо считаются вершиной испанской живописи XVII в.

Никто из современников не мог сравниться с ним по широте художественных интересов и виртуозности кисти. Живописец увлечённо изучал античную историю и культуру, итальянское Возрождение и современное ему барокко.

Сохранив национальную самобытность, Веласкес впитал в себя всё богатство европейской художественной традиции.

Особое внимание Веласкес уделял античным образам. Годы знакомства с европейским искусством избави ли его от высокомерно иронического отношения к древнеримским и древнегреческим сюжетам. На знаменитой картине «Венера с зеркалом» (1650 г.) изображена полулежащая обнажённая богиня. Она смотрится в зеркало, которое держит перед ней Амур.

Тема этого полотна, вероятно, навеяна впечатлениями от венецианской живописи эпохи Возрождения. Картина была создана художником в Италии, так как инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело.

Однако Венера Веласкеса воплощает испанский идеал женской красоты: она хрупка и пропорции её фигуры далеки от античной «правильности». Богиня показана спиной к зрителю (это очень необычно), а её лицо можно видеть только в зеркале.

Телесная, чувственная красота Венеры доступна простому взгляду, но тайну красоты внутренней зритель в состоянии лишь смутно ощутить в неясном, расплывчатом отражении.

«Венера с зеркалом» – единственная картина Веласкеса с обнаженной натурой, которая сохранилась, но не единственная в его творчестве (документированы еще три). Название полотна отсылает нас к творчеству Тициана, который впервые ввел этот сюжет в искусство.

Для Тициана зеркало было своеобразным знаком удвоения мотива любования красотой цветущего женского тела: любуется сама Венера, любуются и зрители.

При этом отражение в зеркале механически воспроизводит то, что находится перед ним, и само по себе не очень интересно зрителю, так как мало, что может добавить к уже увиденному.

Совсем иная интрига возникает в картине Веласкеса. Художник делает выбор в пользу иного канонического изображения Венеры – со спины, которое со времен античности символизировало целомудрие и стыдливость. От зрителя многое, что скрыто, в том числе и лицо богини. Именно здесь обозначается одна из силовых линий напряжения полотна Веласкеса, порожденного тотальной двойственностью любой детали.

При всей неопределенности изображения лица в зеркале о нем можно сказать, что оно более обобщенно и идеализировано по сравнению с изображением фигуры.

Возникает вопрос: кто на кого смотрит – вполне конкретная девушка на свое идеальное изображение или идеальное изображение на свой конкретный прототип? В этом случае возможно истолкование картины в духе высказывания апостола Павла, который утверждал, что мы видим идеальное и совершенное «гадательно», будто во тьме тусклого зеркала.

Еще одна силовая линия напряжения, ощущаемая на подсознательном уровне, возникает в полотне из-за возрастного несовпадения между изображением Венеры и ее отражением в зеркале – на юное обнаженное тело смотрит лицо более взрослой женщины.

Должны ли мы понимать это в духе характерных для 18 века идей, соответственно которым все, даже божественная красота, подвластно времени и имеет сугубо преходящий характер? Красота и жизнь мимолетны. Нет ничего вечного. Все – суета сует.

Возможно ли, что Веласкес приравнял неизменный и завершенный мир мифа к изменчивой и принципиально незавершенной реальности, что на его полотне «река времен в своем теченье уносит» даже вечность мира мифологического? Возникает еще один аспект толкования полотна – миф и реальность в свете категорий времени и вечности.

Образ же Венеры постоянно балансирует между чувственностью и холодностью.

Это проявляется в контрастной структуре полотна, в постоянном сопоставлении неподвижности позы и внутренней динамики прихотливого контура тела, замкнутости плавного эллипсоида всей фигуры и охватывающих ее драпировок и психологического прорыва за его границы, холода темно-синих и белых тканей и страстного горения красного занавеса. Сюжетно это проявляется в том, что при явно читаемом мотиве позирования-демонстрации фигура хранит тайну своей чувственности даже от зеркала.

Ряд исследователей указывают на то, что исходным образцом специфической веретенообразной позы Венеры стала скульптурная фигура античного Гермафордита, ныне хранящаяся в Лувре.

Сын Гермеса и Афродиты, единственный в мире после истребления богами людского племени андрогинов, обладал гармонией слитности обоих полов. Он был напоминанием о том счастливом времени, когда люди не проводили всю жизнь в мучительных поисках своей половины.

Именно о поисках цельности напоминает разобщенность фигуры и изображения лица в зеркале на картине Веласкеса.

Но не только смысловой антитезой привлек Веласкеса этот эллинистический образ, а своей непостижимой таинственностью: лежащая фигура так скручена, что ни с одной точки зрения невозможно явственно прочесть ее тайну. То же можно сказать и о позе Венеры Веласкеса, в частности о непостижимой таинственности ее образа в целом.

В пределах художественного образа картины «Венера с зеркалом» композиция произведения процессуально изменяется, фиксируя несколько вех, фаз или этапов изменения композиционной организации художественного образа картины.

Совокупная композиционная организация художественного образа картины объединяет набор иллюзорных вещей вокруг спального женского ложа, раскрывая его группирующее компоновочное значение посредством этих знаковых вещей:

1) «художественное пространство» обозначает местоположение ложа;

2) «занавес», приоткрывая, прикрывает ложе;

3) «обнаженная женщина» и «ночное белье» лежат на ложе;

4) «крылатый мальчик» и «зеркало» стоят на ложе;

5) «светлая простыня» и «темная простыня» покрывают ложе.

В пределах подобной композиции все изображенные вещи картины выстраиваются по принципу большего или меньшего подчинения изображению женской обнаженной фигуры как главному персонажу художественного образа, стараясь тем самым с разных сторон как можно точнее его проявить и характеризовать:

1) «художественное пространство» интерьера вырисовывает контуры головы, плеч и рук женщины;

2) «зрительский свет» освещает все прелести женской фигуры;

3) «занавес» раскрывает интимность утреннего женского туалета;

4) «ложе» располагает на себе лежащую спиной в зрителю цветущую молодостью женщину.

5) «ночное белье», сброшенное и скомканное, обнажает божественно прекрасные формы женской плоти;

6) «белая простыня» знаменует чистоту женского обнажения;

7) «черная простыня» знаменует порочность женского обнажения;

8) «зеркало» отражает лик прелестной женщины;

9) «лицо в зеркале» проявляет женскую душу («лицо – зеркало души») в ее «светлом» и «теневом» аспектах;

10) «мальчик с крыльями» в качестве спутника прекрасной дамы предстает как Амур – знаковый указатель того, что изображенная женщина есть античное божество Венера;

11) «лента», частично лежащая на раме зеркала, а частично находящаяся в руках Амура, являет собой знаменитый «пояс» Венеры, содержащий великую эротическую силу богини вечной молодости, любви и красоты;

12) «обнаженная женщина» открывает себя в качестве знакового выражения богини «Венеры», демонстрируется как главный элемент композиции, т.е.

как доминирующий субъект или подлежащее, требующее своего определения посредством других членов «иерархической композиционной организации» иконического художественного образа.

Определениями же этого субъекта в качестве подлежащего выступает весь вещно вещающий ряд иллюзорных вещей изображения: «Амур» и «пояс», «зеркало» и «ложе», «занавес» и «простыни».

Композиционные слои картины суммируются, во-первых, посредством формального пересечения контуров изображенных вещей друг с другом, а во-вторых, с помощью цветовых рефлексов.

Весь иллюзорно вещественный ряд картины динамично работает не только на процесс послойного выхода изображения изнутри вовне, но и нисхождения его сверху вниз:

1) изображение занавеса, нависая над всей иллюзорно вещественной сценой, ниспадает;

2) изображенный Амур, коленопреклоняясь, возлагает кисти своих рук на зеркальную раму;

3) изображение зеркала вместе с рамой тонет в тканях ложа Венеры;

4) изображенная Венера погружается в мякоть своего ложа;

5) изображения черной и белой простыней активно свешиваются с края ложа богини;

6) изображения Венерина пояса, а также крыльев и перевязи Амура в пространстве иконического статуса художественного образа произведены спадающими, опадающими, ниспадающими, свисающими, обвислыми и пр.

Художественный образ с точки зрения формы – это целостно оформленный организм, каждая иллюзорно вещная форма которого определенная часть общего оформления всего изображения, элемент единой картины.

«Объединительная композиция» художественного образа «Венеры с зеркалом» раскрывает иллюзорные вещи картины в качестве взаимосвязанных и взаимозависимых элементов единого изображения:

1) поза обнаженной женской фигуры зависит от формы ее ложа, а ложе, напротив, форму свою получает благодаря тяжести членов женской плоти; изгиб тела богини вторит изгибу ложа, а изгиб ложа повторяет контуры тела Венеры;

2) объем художественного пространства зависит от объема женского ложа и наоборот;

3) положение тела Амура и его общие габариты зависят от положения и размеров тела Венеры и наоборот;

4) поворот зеркала зависит от поворота головы, плеч и рук богини и наоборот;

5) размеры простыней зависят от размеров ложа Венеры и наоборот;

6) форма, цвет и длина «пояса» Венеры зависит от объема талии богини и наоборот;

7) занавес и ложе, словно две створки раковины, взаимодействуя друг с другом и с женской плотью, приоткрывают «розовую жемчужину» обнаженного тела Венеры.

Интересны изображения скомканных узлов из белой и черной ткани, акцентирующих ягодицы Венеры сверху и снизу. Они зеркальны относительно друг друга и по своей форме тождественны.

Подобно тому, как отраженное в зеркале лицо богини разделено тенью на светлую и темную части, так и ягодицы Венеры огранены иллюзорно вещественными изображениями белого и черного цветов.

Белое и черное, светлое и темное выступают здесь вещно вещающими знаками противоположных и противоречивых сторон чувственного явления божественной эротической сути.

Сложное содержание художественного образа заставляет зрителя в качестве «наблюдателя» и «собеседника» отказаться от общения с произведением-вещью в угоду своим идеальным отношениям с автором картины, историческим временем создания этого живописного шедевра, мифологией, художественной традицией визуализации античных мифов в пору Веласкеса и т.д. и т.п., вплоть до исследования собственных сексуальных пристрастий и сопоставления силы возбуждающего действия произведения искусства.

Источник: http://cult.bobrodobro.ru/11039

Ссылка на основную публикацию