Описание картины джузеппе арчимбольдо «флора»

Картины Джузеппе Арчимбольдо

На старинной гравюре, которая считается «автопортретом» Джузеппе Арчимбольдо (1527 — 1593 гг.) в правом углу виднеется надпись, которая якобы принадлежит самому художнику.

Надпись гласит:»Я в образе горы, и это мой портрет,

Природа, выраженная искусством».

Всю поверхность листа занимает изображение огромной скалы, которая сверху поросла густым лесом и кое-где виднеющимися домишками; мост вздыбился поперек скалы, под мостом — поднятая решетка, она открывает дорогу потоку воды, который мчится из-под скалы.

Всматриваясь в изображение, зритель начинает замечать, что постепенно скала превращается в лицо человека, где плоские дома — глаза, поднятая решетка — рот, вздыбленный мост — усы, древняя башня — нос, деревья — волосы. Заинтригованный зритель желает познакомиться с автором.

Сохранился лишь один автопортрет Джузеппе Арчимбольдо, который был написан в 1570 году (его местонахождение неизвестно), если не брать в учет рисунка пером, который хранится в Народной галерее в Праге.

На «Автопортрете» лицо мыслителя, философа, человека большого интеллекта. Высокая шапка ученого, густая борода с проседью, пристальный, проницательный взгляд — все обличает яркую, незаурядную личность.

Император Священной Римской империи Рудольф II, возвел художника Арчимбольдо в титул пфальцграфа в 1592 году.

Родился Джузеппе Арчимбольдо в 1527 году в Милане. В 22 года он уже вместе со своим отцом Бьяджо работает как художник, украшая миланский собор.

Арчимбольдо расписывает в 1551 году пять гербов, которые Милан преподнес королю Богемии Фердинанду I.

Отец Арчимбольдо дружил с семьей Луини (живописцы), хранивших рисунки и рукописи Леонардо. Поэтому Джузеппе имел доступ к работам великого флорентийца. Эти работы поразили Арчимбольдо и врезались в его память.

Император Фердинанд I в 1562 году пригласил художника в Вену на должность придворного копииста и портретиста. С 1562 по 1587 гг. (царствовали Фердинанд I, Максимилиан II, Рудольф II) Арчимбольдо живет при дворе в Праге и в Вене. За все это время он всего лишь несколько раз ездил в Италию и Баварию.

Обязанностью художника было написание королевских портретов, а также он должен был привести в порядок и украсить знаменитый «Кабинет», который включал в себя коллекцию редкостей, или «курьезов» и коллекцию произведений искусства. Современник описал эту коллекцию так: «Вазы в виде драконов и животных, музыкальные автоматы, мозаики из перьев колибри, квадранты, астролябии, корень мандрагоры».

На творчество Джузеппе Арчимбольдо повлияли индийские миниатюры «Кабинета», которые изображали животных, особенно антилоп, лошадей и слонов, составленных из человеческих фигур или фигур других животных. Здесь же находились инкунабулы и манускрипты, листы которых представляли композиции из человеческих фигур, растений и животных, которые сохранили форму букв.

Титул «Мастера Празднеств» носил Джузеппе Арчимбольдо. Как и Леонардо, он изобретал и строил различные музыкальные автоматы и гидравлические механизмы.

Нам известны два его изобретения, которые зафиксированы в мемуарах современников: «Цветовой клавикорд» и «Перспективная лютня». Первое фигурирует в «Мантуанском диалоге» Г.

Команини, ближайший друг художника в период возвращения в Италию. Второй — в инвентарной описи за 1621 год Градчанского замка.

Джузеппе Арчимбольдо является автором семнадцати станковых картин. Самыми известными можно считать два больших цикла: «Стихии» («Земля», «Воздух», «Огонь» и «Вода») и «Времена года» («Зима», «Весна», «Лето» и «Осень»).

К 1563 году относится первый вариант серии «Времена года» Музей истории искусств в Вене обладает только двумя картинами из этой серии («Зима» и «Лето»). В мадридской Академии Сан-Франциско находится «Весна», а «Осень» — утеряна.

1573 годом датируется второй вариант этой серии. Его в 1964 году приобрел Лувр.

К 1566 — 1571 году относится серия «Стихии». В 1648 году картины из этой серии вывез из Праги маршал Карл Густав Врангел, предводитель шведских войск. В Швеции в замке Шоклостер (бывшая резиденция маршала) до сих пор находятся некоторые из этих картин.

Итак, «Времена года» Арчимбольдо. Еще в средневековой арабской философии времена года и стихии, сравнивались с процессами, которые происходят в организме человека. Восход солнца — улыбка, гром — речь, ветер — дыхание. Лето сравнивали с молодостью, весну — с детством, осень со средним возрастом, зиму — со старость.

В серии «Времена года» художник, используя художественные приемы, раскрывает эти идеи.

«Весна» (1573 год; Лувр). В этой картине тема утренней зари, рассвета, молодости определяет весь художественный строй образа. Ярко сверкают растения на темном фоне, который символизирует ночь.

Разнообразные цветы, которые осветили первые лучи солнца, раскрываются навстречу ему. На щеках «Весны» заря полыхает алым цветом, сгущаясь в тюльпанах и розах, растекаясь теплым потоком в лепестках кувшинок и лилий.

Здесь такой цвет, каким бывают цветы и травы на утренней заре. Краски весенние: тепло-желтые и алые цветы, нежно-зеленые листья.

«Лето» (1573 год; Лувр). В этой картине развивается тема жаркого летнего полдня, который символизирует молодость. Плоды «Лета» вырастают из золотых колосьев пшеницы. Здесь преобладает насыщенный «летний» цвет, «знойный».

Наливающиеся груши и яблоки, изумрудные огурцы, спелые малиновые вишни — вот колорит «Лета». Одна деталь в картине «Лето» дает возможность нам более подробно остановиться на некоторых аспектах искусства Джузеппе Арчимбольдо.

Это латинская надпись на шее у «Лета»: «Givseppe Arcimboldo. F», ниже «1573».

Здесь Арчимбольдо следует за неоплатониками в понимании художественного гения: поэт созидает, творит, оживляет неживую природу; человек, индифицируя себя с природой, оживляет и одухотворяет ее. Мысль Арчимбольдо понятна: несмотря на качественные различия и количественное многообразие, единство природы сохраняется.

«Осень» (1573 год; Лувр). В картине находит свое развитие тема «среднего возраста» в изображении плодов осени, которые освещены лучами заходящего солнца. Отсюда и красновато-желтый колорит картины. Сочные спелые яблоки и груши, тяжелые грозди золотистого винограда, рыжеватые осенние листья, овощи и грибы — это все создает картину богатства и изобилия природы.

«Зима» (1573 год; Лувр). Картина, замыкающая цикл. Тема старости, ее иллюстрирует сухое дерево в образе старика, который зябко кутается в накидку из соломы. На ветке — зимние плоды: апельсин и лимон.

Тему увядания раскрывает и цвет — желтовато бурый с фиолетовыми пятнами.

Сухое дерево, изрытое морщинами, переплетающиеся красиво сухие ветки на «голове», разной формы пни, листья, сучья — это все придает образу живописность и оригинальность.

Работу «Зима» можно рассматривать как иллюстрацию к изречениям естествоиспытателя Парацельса (1493 — 1541 гг.): «Дерево — то же тело. Кора его подобна коже, ветви — волосам. Оно благоухает плодами и цветами, и подобно человеку, способно видеть, слышать, ощущать».

Такая натурфилософская идея, находит развитие в цикле «Стихии». В этом цикле раскрываются все особенности гения Джузеппе Арчимбольдо.

Во всей Европе, а также при дворе Рудольфа II была очень популярна магическая теория Агриппы Неттесгеймского (1456 — 1535 гг.).

Построена она была на мысли, что как высшее влияет на низшее, так и наоборот — все низшее влияет на все высшее, но в меньшей степени. Дальше, все стоящее на одной ступени влияет одно на другое взаимно, на основании действия закона, в котором говорится, что всякий предмет притягивает подобное себе и обратно — своим всем существом притягивает к себе силы его.

В своей работе «О тайной философии» (1510 г.) Агриппа пишет: «Есть всего четыре элемента или стихии, т. е. четыре основания для всех телесных вещей. Это суть земля, воздух, огонь и вода.

Из них все образуется, но образуется не путем смешения, а путем соединения и преобразования, и обратно, все, что пришло к концу, разлагается на четыре элемента. Каждый элемент имеет два особых свойства, из которых одно принадлежит этому элементу, а другое — переход к следующему элементу.

Огонь горяч и сух, земля — суха и холодна, вода — холодна и влажна, воздух — влажен и горяч. Так элементы противостоят друг другу по своим противоположным свойствам: земля — воздуху, огонь – воде».

Наиболее ярко отразилась эта идея в картине Арчимбольдо «Огонь» (1566 год; Вена), которая входит в цикл «Стихии». В ней мы видим четыре вида пламени, о которых писал Агриппа.

Продукты первого типа пламени можно отнести к неорганической природе, второго типа — к растительной сфере, третьего — к животной сфере, четвертого — к человеческому миру.

Художник интересно решил третий и четвертый типы.

Для третьего он выбрал изображение барана из ордена Золотого Руна, для четвертого — аркебузу и пушки.

«Огонь» Джузеппе Арчимбольдо по терминологии Агриппы «сух и горяч», а «Вода» (1568 г., Вена) — «холодна и влажна».

Решена картина «Вода» в розовато-холодной, жемчужно-серой гамме, настолько соответствующей изображенным скользким, влажным обитателям водной стихии, которые переданы «сверхточно» и «сверхосязательно».

Однако это далеко не натюрморт, глаза рыб и морских животных открыты, они полны жизни.

В 1588 году в Милане была написана одна из поздних картин Джузеппе Арчимбольдо «Флора». Творец отослал картину в Прагу, позже ее оттуда вывезли в Швецию. Последнее что о ней было известно, это что она в частной коллекции в Лондоне.

На обратной стороне картины, кем-то оставлена старая надпись: «La Flora dell'Arcimboldo».

В этой картине Джузеппе Арчимбольдо предвосхищает идею Новалиса (1772 — 1801 гг.): «Все поэтически созданное должно быть живым индивидом. Это все равно, полагаю ли я универсум в себе или себя в универсуме. Природа это одновременно бесконечное растение, бесконечное животное и бесконечный камень».

Согласно Новалису, поэт обуздывает первобытные хаотические стихийные силы. Лишь поэт, художник может выразить «дух природы», ее «внутренний разум». Человек и природа объединяются воедино.

Так, в «Флоре» разнообразные, многочисленные цветы, изображенные в сотнях цветовых нюансов, лепестки сливаются в единый женский образ, загадочный и таинственный.

«Натюрморты» Арчимбольдо помимо виртуозности и мастерства, всегда «одушевлены», это можно объяснить его натурофилософскими идеями.

Для последней его картины «Вертумн» эти идеи являются характерными. Друзья художника, Команини и Ломаццо называют эту картину «Портретом Рудольфа II». Они также сообщают и дату ее создания — 1590 год.

Вместе с этой картиной в Прагу была послана большая поэма Команини (опубликованная 1591 году), которая была посвящена этой картине. Рудольф II был восхищен картиной, и шестидесятичетырехлетний Джузеппе Арчимбольдо был возведен в титул пфальцграфа.

Вертумн это этрусское божество садов. Древние римляне считали Вертумна покровителем торговли. Изображали его в виде юноши с садовым ножом в одной руке и корзиной, наполненной плодами, в другой. Любой образ мог принимать Вертумн, согласно мифу.

Читайте также:  Описание картины павла челищева «феномен»

Арчимбольдо же изображает Вертумна в образе существа, состоящего из цветов, злаков, овощей, спелых плодов и одновременно обнаруживающего сходство с Рудольфом II.

Мы видим императора: выпуклый лоб (тыква), одутловатые круглые щеки (наливные красные яблоки), оттопыренные уши (початки кукурузы), круглые, черные, блестящие глаза (ежевика и вишня), подбородок, заросший бородой (колючие растения).

Однако «Вертумн» не шарж и не карикатура. Это могущественный плодоноситель, «астральный двойник» императора.

Картина «Вертумн» считается вершиной мастерства Джузеппе Арчимбольдо. Это образ, исполненный оптимизма, образ плодоносящей Природы. Отсюда сочность, яркость и насыщенность красок, изобилие овощей, цветов и плодов.

Композиции Арчимбольдо пользовались огромным успехом, а это породило большое количество подражателей, которых называли «арчимбольдесками».

Источник: https://VintageTorg.com/predmety-interera/kartiny/51-kartiny-dzhuzeppe-archimboldo.html

Вакханалия природы в полотнах Джузеппе Арчимбольдо

Те, кто не любит много букв и просто хочет посмотреть четыре стихии и времена года Джузеппе Арчимбольдо — сразу вниз листайте. В статье краткая биография Джузеппе Арчимбольдо и его картины.

Джузеппе Арчимбольдо смотрит на современное искусство как на…
Автопортрет Джузеппе.

Джузеппе Арчимбольдо родился 1527 г в Милане.

История умалчивает о том, где он научился так хорошо писать, но капитан очевидность утверждает, что скорее всего Джузеппе учил собственный батя, также художник.

Отец и дед (архиепископ кстати) были людьми интеллигентными и образованными, так что хорошая компания Джузеппе были обеспечены (например в виде ученика Леонардо да Винчи — Бернардино Луини).

Видео (слайд шоу) с картинами Джузеппе Арчимбольдо

Картины можно скачать — http://turbobit.net/e93va22lq8vl.html Все картины с названиями и помещены в соответствующие папки по сериям (четыре стихии, профессии, времена года и т.д.). Отобрал самое лучшее и в хорошем качестве. Тут и портреты с овощами и другие картины обманки Арчимбольдо.

Карьера Джузеппе Арчимбольдо

Свою карьеру Арчимбольдо начинал банально для художников того времени — рисуя фрески со сценками жития святых. По видимому, делал это успешно, так как был приглашен императором Фердинандом на службу придворным живописцем.

Вскоре сделал весьма неплохую карьеру при Габсбургах. С момента восхождения на престол Максимиллиана он работает главным придворным художником. В этот период живописец создает серии «Четыре стихии», «Времена года» и «Профессии».

Кроме написания картин, Джузеппе организовывал все сабантуи, игры, оргии и прочую показуху при дворе императора.

Помимо этого он занимался художественным оформлением, архитектурой и выполнял обязанности инженера (придумывал гидравлические машины, внезапно). Продолжил он эту деятельность и при Рудольфе II.

В общем, мужик был настоящим «арт директором» и даже больше. Впрочем, современные арт директора нервно курят. Мне он своей разносторонностью напоминает того самого незабвенного Леонардо.

Успешно прослужив при дворе трех императоров в Праге художник ушел в отставку и вернулся в Милан.

В 1591 Джузеппе написал свои последние две работы — «Вертумн» и «Флора», от которых император писал кипятком и пожаловал художнику титул пфальцграфа.

Ну еще бы, так польстить, нарисовав в виде бога плодородия, да еще искусно и с фантазией — я бы тоже писал. В 1593 году Арчимбольдо умер от задержки мочи вызванной банальной мочекаменной болезнью. И это печально. А мог бы ведь написать еще много картин.

Картины Джузеппе Арчимбольдо

Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины.

Знаете, когда-то, как возможно и вы сейчас, я думал, что необычные, фантастические, сказочные или сюрреалистические работы характерны только для современных художников, а старые мастера довольствовались лишь изображением реальности.

Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико.

И если в работах Босха лишь прослеживаются сюрреалистические элементы, то увидев картины Арчимбольдо, говоришь себе: «Да какой к черту маньеризм! Это же самый настоящий сюрреализм 16 века».

Впечатления от картин Арчимбольдо

Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. Великолепная компоновка фруктов, овощей, зверей и цветов из которых состоят персонажи дают ощущение реального, хоть и слегка гротескного портрета.

Несмотря на очевидную фантастичность эти коллажи словно имеют свой характер — глядя на название картины понимаешь насколько точен и характерен образ. А каково качество исполнения — настолько мастерски выписаны эти портреты натюрморты, в духе лучших мастеров эпохи Возрождения.

Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира.

Этот странный гротеск из-за которого произведения иногда смотрятся немного смешными только добавляют какой-то жутковатой реалистичности его картинам.

Но самое удивительное это то, что творчество Арчимбольдо было чрезвычайно популярно при его жизни.

Честно скажу — одна из основных мыслей, что проникли в мой разум при первом взгляде на работы Джузеппе была: «И как его не сожгли тогда на костре за такую опасную ересь».

Оказывается, его не только не сожгли, более того Арчимбольдо подражали и копировали, а император щедро наградил его за свой портрет (ну еще бы, когда тебя изображают в виде бога плодородия закрываешь глаза на то, что картина необычная).

Хотя были также и такие, кто считал Джузеппе сумасбродом, который попирает традиции.

Ну что поделать, в каждом времени существуют суровые мастодонты консерваторы, любители вопеть о том, что раньше девки были краше, художники лучше, водка слаще, а трава зеленее.

Времена года Арчимбольдо

Вариантов «Времен года» было несколько. Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. Второй вариант был написан уже при Рудольфе. Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, поэтому выложил именно ее.

Cерия времена года, пожалуй самая моя любимая, хотя четыре стихии, перевертыши и профессии тоже весьма. С одной стороны поражает символическая точность художника, настолько метко он отобразил дух каждого времени года.

С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают.

Кликабельно.

ВеснаЛетоАрчимбольдо, осеньЗимаЧетыре времени года в одном портрете

Теперь понимаете, что я имел ввиду про характер? Лето похоже на веселую румяную бабульку, осень — дедуля уже посерьезнее. Весна похожа на жизнерадостного паяца. Ну а зима, судя по всему, у них главная.

Четыре стихии Арчимбольдо

Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. Животные, накладываясь и переплетаясь создают необычный, как будто сошедший с ведьминской книги, образ. Даже оторопь берет.

Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. Вообще художнику очень повезло с покровителями. И Максимиллиан, и Рудольф очень любили изящные искусства и, в особенности, все странное и необычное. Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку.

Кликабельно.

Вакханалия природы в полотнах Джузеппе АрчимбольдоВоздухЗемляОгонь

Рекомендую читнуть. Название стати появляется если навести на картинку. Кликабельно.

Внешние ссылки:
Полное собрание картин Арчимбольдо с названиями можно скачать тут — turbobit.net/e93va22lq8vl.html Лучшие картины мэтра. Размещены в папки по сериями (стихии, времена года, професии и т.д.).

Источник: http://figgery.com.ua/vakhanaliya-prirody-v-polotnah-dzhuzeppe-archimbol-do/

Джузеппе Арчимбольдо

?Борис Вас (u_b_2006) wrote,
2007-11-30 16:35:00Борис Вас
u_b_2006
2007-11-30 16:35:00

В венском Музее Истории Искусств мое внимание привлекла картина, размещенная чуть в стороне от главных шедевров. Кругом 16-й век, а здесь — прямо сегодняшний день. Признаюсь, в живописи я не очень. Художник — Джузеппе Арчимбольдо. Было выставлено две картины, и скажу честно — сразили наповал. Уже дома нашел в инете большое количество информации, и статьи, и картины, куча фирм предлагают постеры этого художника. Вот и подумал я, что для тех, кто знаком с его творчеством — неплохо будет вспомнить, а для тех, кто не видел — обязательно нужно познакомиться. Поэтому и появился этот пост.

Четыре стихии — огонь, вода, земля, воздух. Кто-где легко поймете сами.
Времена года. Зима, Весна, Осень. Лето уже было.
Здесь склеены обычное и перевернутое (вот только какое настоящее?!) изображение.Огородник. Садовник.
Рудольф II в образе Вертемнуса(бог смены времен года у римлян). Флора. Четыре времени года.
Еще один красавчик-перевертыш!Повар.
А вот тоже «лучшие по профессии» — официант, библиотекарь и юрист
Eve and the Apple, with CounterpartЕва с яблоком и — ее аналог? — ее дополнение?- ее оппонент?
Еще одна вариация из цикла «Времена года» (Лето?). Реалистичные Анна Арчимбольде (жена?) и Автопортрет. Кстати, с 15 сентября 2007 по 13 января 2008 в Musee du Luxemburg в Париже проходит выставка, на которой представлены более 40 картин, рисунков и иллюстраций Джузеппе Арчимбольдо.Написанию поста несомненно способствовало чтение дивных статей, посвященных искусству, в журнале michletistka.Если у вас в загашнике есть картинки лучшего качества, а также те, которые здесь отсутствуют — не сочтите за труд, дайте ссылочку.Использованы материалы ресурсов:ВикипедияOlga's GalleryВарварская галереяhttp://www.intelligent.lv

Источник: https://u-b-2006.livejournal.com/43428.html

Джузеппе Арчимбольдо (1527 — 1593)

?Голиб Саидов (golibus) wrote,
2018-03-21 10:49:00Голиб Саидов
golibus
2018-03-21 10:49:00

«ВЕРТУМН»

       Старинный замок Скоклостер — одна из самых известных достопримечательностей Швеции. Он был построен во второй половине XVII века и принадлежал графу Карлу-Густаву Врангелю — фельдмаршалу и богатейшему человеку тогдашней Швеции. Сегодня замок Скоклостер — музей.

Тут можно увидеть настоящие произведения искусства — скульптуры, настенные росписи, картины, а также старинные книги и оружие.

Но самое известное сокровище Скоклостера — «Виртумн», знаменитая картина Джузеппе Арчимбольдо, портрет императора Рудольфа II, составленный из изображений фруктов и овощей.

      Императора и художника долгие годы связывали теплые, дружеские отношения. Портрет этот стал последней и, наверное, самой значительной картиной удивительного, ни на кого не похожего мастера Джузеппе Арчимбольдо.

Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна, 1590

Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане в 1527 году в семействе миланского художника Бьяджо Арчимбольдо и его супруги Кьяры Паризи. В Милане всегда помнили о том, что несколько лет великий Леонардо да Винчи работал при дворе миланского герцога.

Сеньор Бьяджо дружил с семейством Луини, преданными поклонниками Леонардо, хранившими его рукописи и рисунки, — Аурелио Луини берег как святую реликвию наброски из записных книжек Леонардо, счастливым образом попавшие в руки его отца Бернардино.

Несомненно, юному Джузеппе показывали листы Леонардо, и он с восторгом разглядывал фантастические образы, созданные воображением гения Возрождения, — удивительные чудовища, карикатуры, всевозможные гибриды растений и животных, составляющие человеческие лица.

Эти рисунки навсегда остались в памяти Джузеппе.

«Флора», 1588

 Заметив у сына явные способности к рисованию, старший Арчимбольдо стал привлекать его к своей работе. В 22 года Джузеппе, уже на равных с отцом, работал в Миланском соборе, а в 1551 году самостоятельно выполнил очень важную работу — расписал пять гербов, которые были торжественно преподнесены миланским герцогом королю Богемии Фердинанду I. Фердинанду очень понравились гербы.  Тогда он впервые узнал о способном молодом художнике и запомнил его имя, а спустя 11 лет, уже будучи императором Священной Римской империи, пригласил художника в Вену на должность придворного портретиста и копииста, предоставив, как сообщают хроники, «почетнейшее жалование». Последующие 25 лет жизни Арчимбольдо были связаны с Габсбургами — императорами Фердинандом I, его сыном Максимилианом II, высоко ценившим художника, и внуком Рудольфом II, просто обожавшим Арчимбольдо. Все это время он прожил в Вене и Праге в качестве придворного живописца.

«Вода» 1566

Перебравшись в Вену, Арчимбольдо и начал рисовать свои головы, составленные из различных цветов, плодов и животных (портреты членов высочайшего семейства и первая серия «Времена года»).

Эти причудливые картины очень нравились Габсбургам, они с удовольствием дарили их своим друзьям, правителям европейских государств. У Арчимбольдо были прекрасные отношения со всеми тремя императорами, но особенная дружба его связывала с Рудольфом.

Перенеся столицу в Прагу, он захватил с собой и своего любимого художника. Рудольф II был удивительным человеком. Современники сравнивали его с Фаустом и Просперо, героем

«Зима», 1563

          Известный историк Н. Гордеев пишет в своей книге «Пражская научная школа конца XVI — начала XVII века»: «Рудольф стремился к универсальному знанию, а через него к познанию гармонии мира и созданию гармонического общества. Широта взглядов императора, его исключительная толерантность позволили ему создать щадящую атмосферу для окружавших его деятелей науки и искусства, что ставит его в один ряд с такими покровителями наук и искусств, как Птолемеи». Прага при Рудольфе стала культурным центром всей Европы. Здесь работали лучшие умы того времени: выдающиеся астрономы — Тихо Браге и Иоганн Кеплер, крупнейшие алхимики — Михаэль Сендивой и Михаил Майер, Эдвард Келли, знаменитые философы, медики и мистики.     Уже после смерти Рудольфа Иоганн Кеплер в своей работе «Рудольфовы таблицы» высоко отзывался об императоре, подчеркивая его роль в деле просвещения и развития наук. Особо почитались при дворе алхимики, из всего пытавшиеся найти философский камень и способ превращения свинца в золото. Однако сам Рудольф II совсем не стремился с их помощью обречь неслыханные богатства, гораздо больше ему хотелось общения с внеземным,«астральным» миром. Недаром пражане, попивая пиво, любили послушать легенды о том, как их император общается с духами. И недаром: именно во времена правления Рудольфа возникла знаменитая легенда о раввине Иегуде Ливен бен Бецалеле, создавшем искусственного человека Голема, разгуливавшего по ночной Праге…

«Сидящий образ лета», 1573

 Мистические пристрастия Рудольфа не мешали ему увлекаться искусством. В знаменитой «Книге художников» Карел Ван Мандер пишет о великолепном вкусе императора, понимании искусства и поддержке, оказываемой художникам. В своем дворце Рудольф собрал огромное количество настоящих шедевров. Среди сокровищ его кунсткамеры были картины Дюрера, Брейгеля Старшего, Тициана, Лукаса Кранаха Старшего и многих других художников — голландских, итальянских, немецких. Часто полотна покупались за весьма немалые деньги.  Когда императору что-то нравилось, он не скупился. Коллекция Рудольфа II считалась тогда лучшей в Европе. Но кроме картин в кунсткамере хранились и странные, экзотичные предметы, к примеру, как пишет Бенно Гейгер в книге об Арчимбольдо, «чучела птиц со всего света, гигантские мидии, рыба-меч и рыба-игла, драгоценные камни, демоны, запаянные в стекло, предметы из недавно открытой Америки, драгоценности и целый зверинец экзотических животных». Рудольф отправлял по всему свету своих агентов, чтобы они добывали экспонаты для его кунсткамеры. Участвовал в деле ее создания и Арчимбольдо — во первых, одной из его обязанностей, помимо писания королевских портретов, было приведение в порядок и украшение кунсткамеры, а, во-вторых, он тоже иногда отправлялся в поездки в поисках новых сокровищ императорского собрания. При блестящем дворе Рудольфа, среди умнейших и образованнейших людей того времени, собранных императором, Арчимбольдо занимал далеко не последнее место. В чем-то он очень походил на своего кумира Леонардо — талантливый в самых разных областях, с широчайшей эрудицией, он служил императору и как архитектор, и как театральный художник, музыкант, гидротехник.  Арчимбольдо носил титул «Мастер празднеств». Подобно Леонардо, он помогал своим венценосным господам устраивать роскошные яркие зрелища, театральные представления, которые славились по всей Европе и служили доказательством могущества и богатства Габсбургов.

«Земля», 1570

  В одной из придуманных им праздничных процессий шли лошади, «переодетые» драконами, и настоящий слон! А еще, как и Леонардо, он был замечательным изобретателем — придумывал и строил различные гидравлические механизмы (говорили, что он изобрел способ быстро форсировать реки без мостов и паромов) и удивительные музыкальные автоматы. Так, к примеру, современники рассказывают о двух его изобретениях — «перспективной лютне» и «цветовом клавикорде». О лютне рассказывается в инвентарной описи Градчанского замка за 1621 год, а о клавикорде — в «Мантуанском диалоге» поэта и философа Грегорио-Команини, одного из ближайших друзей художника. В те времена были в моде пифагорейские теории цвета и звука, и Арчимбольдо попытался в своих музыкальных инструментах поставить в соответствие определенные цвета и звуки. И видно, на этом пути художник добился определенных успехов: однажды, рассказывает Команини, Арчимбольдо нарисовал на бумаге (видно, цветом) последовательность аккордов, и придворный музыкант Мауро Кремонезе сыграл их на клавесине! «Этот в высшей степени изобретательный живописец, — писал Команини, — умел не только верно передать цветами полутона, но и разделять тон точно пополам. Он мог изобразить очень мягкий и равномерный переход от белого к черному, постепенно добавляя черноты, подобно тому, как музыкант начинает с низких тяжелых нот, переходит к более высоким и кончает совсем высокими».

«Огонь» (он же «Марс»), 1566

    С годами Рудольф становился все более закрытым человеком. Он так и не женился, хотя молва приписывала ему многочисленные любовные интриги (правда, некоторые утверждали, что он был девственником). Порой, никого не желая принимать, он уединялся в своем замке и часами бродил по залам среди своих картин и редкостей. Или проводил опыты, пытаясь получить эликсир вечной молодости, не зная, что это невозможно, как невозможен и вечный двигатель, который придумывали его придворные ученые.    И Арчимбольдо затосковал, ему захотелось вернуться домой, в любимый Милан. В 1587 году император отпустил художника, а за долгую и верную службу пожаловал своему любимцу 1500 рейнских гульденов — сумму по тем временам далеко немалую. Отпустил, но с условием, что живописец и далее будет радовать его своими картинами. Арчимбольдо, конечно, согласился и действительно отправил из Милана в Прагу несколько своих работ, а в 1591 году Рудольф получил своего «Вертумна». «Портретом Рудольфа II» назвали эту работу друзья художника Джованни Ломаццо и Грегорио Команини. И действительно, в этом странном существе натюрморте из тыкв, вишен, яблок легко угадывались черты пражского короля. Команини, вдохновленный этой картиной, даже сочинил целую поэму, которая также была отправлена императору.   Рудольфу, обожавшему все необычное, странное, этому правителю магической Праги, города алхимиков и мистиков, портрет очень понравился, и в знак благодарности и восхищения мастерством художника император пожаловал Арчимбольдо титул пфальцграфа. Да, Арчимбольдо мог не бояться, что заказчик его не поймет, они были под стать друг другу — этот император и этот художник…   Вертумном звали этрусского бога садов и земледелия. В Древнем Риме он стал также покровителем торговли. Часто Вертумна изображали в образе юноши с садовым ножом в одной руке и корзиной плодов в другой. Согласно мифу, Вертумн мог принимать любой образ, что он и сделал под властью волшебной кисти Арчимбольдо. Художник написал его в образе существа, состоящего из спелых плодов, овощей, злаков, цветов. Но удивительным образом это странное существо вдруг становится похожим на Рудольфо II: тяжелый, типично габсбургский подбородок, заросший бородой (колючие растения), круглые блестящие глаза ( темные вишня и ежевика), одутловатые щеки (наливные красные яблоки), выпуклый лоб (тыква), уши (початки кукурузы). Бог Вертумн, каким его изобразил художник, словно двойник  императора, живущий в ином мире.

«Портрет Ирода», 1580

   Тут много спрятанных зашифрованных деталей, в которых отражается личность Рудольфа. Именно об этом и говорит Команини в своей поэме «Вертумн»:Хоть мой вид, быть может, страшен —Скрыт мой королевский облик.Мне скажи теперь, ты хочешьПокрывало тогда сброшу…  Замечательный фантазер, удивительный художник и философ Арчимбольдо покинул наш бренныймир 11 июля 1593 года. В миланской книге регистрации смертей есть запись: «от удержания мочи и почечныхкамней». Умер, оставив после себя множество поразительных картин. А высочайший покровитель Арчимбольдо Рудольф II, прослыв безумным, пережив заговоры и козни близких (его родной брат Матиуш заставил Рудольфа отречься от престола и заточил его в Градчанском замке), скончался спустя 15 лет, 20 января 1612 года. После его смерти столицей империи Габсбургов опять стала Вена, а Прага постепенно превратилась в глубокую провинцию. Но в 1648 году любимый город Рудольфа вновь стал местом, где творилась история — здесь разыгралось одно из последних сражений Тридцатилетней войны. В Прагу вошли войска шведского короля.   Прекрасная Злата Прага была безжалостно разграблена. Были разграблены и богатейшие коллекции Рудольфа. Многие из них попали во дворец шведского короля, но кое-что осталось у его генералов. Так, «Витрумн» попал тонкому ценителю живописи фельдмаршалу Врангелю и стал жемчужиной его собрания, украсившей и прославившей замок Скоклостер.

«Официант» (Натюрморт с бочкой), 1574

Источник: https://golibus.livejournal.com/214859.html

Джузеппе Арчимбольдо Лебедь Светлана Григорьевна, учитель ИЗО, МХК МАОУ Ильинская СОШ, с. Ильинское, Домодедовский район, Московская область. — презентация

1 Джузеппе Арчимбольдо Лебедь Светлана Григорьевна, учитель ИЗО, МХК МАОУ Ильинская СОШ, с. Ильинское, Домодедовский район, Московская область<\p>

2 Биография Джузеппе Арчимбольдо Джузеппе Арчимбольдо (1527, Милан 11 июля 1593, там же), итальянский художник. Прославился своими экстравагантными картинами с изображениями человеческих лиц в виде композиций из овощей и фруктов, часто с портретным сходством. Забытый средневековый художник был провозглашен в 20 в. предтечей сюрреализма, а одна из его картин («Библиотекарь») названа «триумфом абстрактного искусства в XVI столетии».<\p>

3 Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане в 1527 году. Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. Его отец был художником, работал над украшением Миланского собора; дядя архиепископом, умным и образованным человеком. В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. Наравне с отцом он оказал значительное влияние на воспитание Джузеппе и пробудил в нем интерес к наукам, философии. Биография Джузеппе Арчимбольдо<\p>

4 Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Арчимбольдо, видимо, имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. Карикатуры и наброски странных чудовищ нарисованные рукою великого Леонардо да Винчи для юноши были настоящим потрясением, он их запомнил, что и повлияло на его собственное творчество. Биография Джузеппе Арчимбольдо<\p>

5 Арчимбольдо помогал отцу расписывать Миланский собор. Вскоре ему представилась возможность раскрасить пять гербовых щитов для князя Фердинанда из Богемии будущего императора Фердинанда I, придворным художником которого он станет спустя несколько лет. Биография Джузеппе Арчимбольдо<\p>

6 В 1562, после неоднократных приглашений императора Фердинанда I, Арчимбольдо приехал в Прагу и поступил на службу в качестве придворного художника. Создал несколько портретов членов императорской семьи, первый вариант серии «Времена года» («Лето» и «Зима» находятся в Музее искусств в Вене, «Весна» в мадридской академии «Сан-Фернандо», «Осень» утеряна). Как художник-декоратор участвовал в оформлении празднеств, торжеств, турниров и свадеб, часто устраиваемых при дворе.25 лет художник жил при дворах в Вене и Праге После смерти ФердинандаI, продолжил службу при его сыне Максимилиане, а затем при Рудольфе II. Биография Джузеппе Арчимбольдо<\p>

7 Отслужив 12 лет при дворе Рудольфа II, 60-летний Арчимбольдо попросил об отставке и в 1587 вернулся в Милан. За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи рейнских гильдеров. В 1591 художник написал два своих самых прославленных полотна «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу друзья считали портретом Рудольфа) и послал их императору в Прагу; тот не только пришел в восторг от этих шедевров, но и пожаловал художнику титул пфальцграфа. Год спустя Арчимбольдо скончался Биография Джузеппе Арчимбольдо<\p>

8 Картины «Времена года»<\p>

9 Картин Джузеппе Арчимбольдо дошло до нас чрезвычайно мало. Но особенно отличаются многообразием, из общего количества дошедших до нас полотен мастера, именно картины под общим названием «Временна года», которые символизируют различные времена года.<\p>

10 Джузеппе Арчимбольдо. «Зима»<\p>

11 Джузеппе Арчимбольдо. «Весна»<\p>

12 Джузеппе Арчимбольдо. «Лето»<\p>

13 Джузеппе Арчимбольдо. «Осень»<\p>

14 Джузеппе Арчимбольдо. «Зима» (второй вариант)<\p>

15 Джузеппе Арчимбольдо. «Осень» (второй вариант)<\p>

16 Джузеппе Арчимбольдо. «Лето» (второй вариант)<\p>

17 Джузеппе Арчимбольдо. «Весна» (второй вариант)<\p>

18 Джузеппе Арчимбольдо. «Весна» (третий вариант)<\p>

19 Джузеппе Арчимбольдо. «Весна» (четвертый вариант)<\p>

20 Джузеппе Арчимбольдо. «Весна» (пятый вариант)<\p>

21 Джузеппе Арчимбольдо «Четыре времени года в одном портрете»<\p>

22 Картины «Перевертыши»<\p>

23 Так же довольно таки экспрессивное творчество Джузеппе Арчимбольдо отличается и оригинальностью картин. Так, есть несколько картин, которые дошли до наших времен, которые можно рассматривать своего рода головоломками. С одной стороны, перед нами картина, скажем, на которой изображена корзинка с фруктами, а если картину перевернуть, то перед нами окажется портрет знатного человека.<\p>

24 Джузеппе Арчимбольдо «Картина перевертыш 1<\p>

25 Джузеппе Арчимбольдо «Картина — перевертыш 2<\p>

26 Джузеппе Арчимбольдо «Картина- перевертыш 3<\p>

27 Картины «Четыре стихии»<\p>

28 Полотна Джузеппе Арчимбольдо, символизирующие четыре основные стихии природы. именно из этих элементов и состояло все в мире, по мнению тогдашних ученых.<\p>

29 Джузеппе Арчимбольдо. «Воздух»<\p>

30 Джузеппе Арчимбольдо. «Вода»<\p>

31 Джузеппе Арчимбольдо. «Земля»<\p>

32 Джузеппе Арчимбольдо. «Огонь<\p>

33 Джузеппе Арчимбольдо. «Огонь» (второй вариант)<\p>

34 Картины «Сезоны»<\p>

35 В данном разделе расположены картины Джузеппе Арчимбольдо «Сезоны», и прочие полотна, которые не подходят под остальные разделы<\p>

36 Джузеппе Арчимбольдо Сезон 1<\p>

37 Джузеппе Арчимбольдо Сезон 2<\p>

38 Джузеппе Арчимбольдо Сезон 3<\p>

39 Джузеппе Арчимбольдо Сезон 4<\p>

40 Джузеппе Арчимбольдо «Символ обоняния»<\p>

41 Джузеппе Арчимбольдо «Флора»<\p>

42 Джузеппе Арчимбольдо «Символ осязания»<\p>

43 Джузеппе Арчимбольдо «Адам»<\p>

44 Джузеппе Арчимбольдо «Ева»<\p>

45 Джузеппе Арчимбольдо «Вертум»<\p>

46 Картины «Профессии»<\p>

47 Джузеппе Арчимбольдо «Библиотекарь»<\p>

48 Джузеппе Арчимбольдо «Юрист»<\p>

49 Джузеппе Арчимбольдо «Водонос»<\p>

50 Джузеппе Арчимбольдо «Адмирал»<\p>

51 Источники Текст и картины художника- arcimboldo.ru/?page_id=32 arcimboldo.ru/?page_id=32<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/863973/

Италия. Агридженто

Джузеппе Арчимбольдо (итал. Giuseppe Arcimboldo), (1527, Милан — 11 июля 1593, Милан) — итальянский художник, декоратор, один из предтеч сюрреализма. Прославился своими экстравагантными картинами с изображениями человеческих лиц в виде композиций из овощей и фруктов, часто с портретным сходством.

Дедушка Арчимбольдо был архиепископом, отец — художником.

Джузеппе начал карьеру в мастерских Миланского собора, создавая цветные витражи и фрески со сценами из жизни святых.

Сложно сказать, где и у кого он учился. Во всяком случае, прослеживается влияние Леонардо да Винчи; известно, что Арчимбольдо исполнял картоны для шпалер в Ферраре. В Праге он был декоратором и постановщиком праздничных представлений.

Состоял на службе у Габсбургов в Австрии и Богемии (1562—1587); сначала — при имперском дворе Фердинанда I в Вене — как портретист-копировщик, затем, когда императором Священной Римской империи становится Максимилиан II (1564), Арчимбольдо — художник при дворе.

Он воспринимался друзьями как человек с универсальной эрудицией и очень развитым творческим гением. Большинство его современников, также известных людей, смотрели на него с восхищением из-за его талантов и его изобретательности не только в живописи, но также и в организации игр, свадеб, коронаций, процессий. Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II.

Он отвечал при дворе за архитектуру и театрально-художественное оформление всех мероприятий. В то же самое время он — инженер, создатель фонтанов, принимает участие в основании музея искусств.

Арчимбольдо становится главным организатором турниров, ярмарок и роскошных празднеств для аристократии, учёных и художников.

Всё это —чтобы прославить императора, чтобы укрепить его политическую власть и развлечь людей, представить монарха героем.

При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569).

В 1570 Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет — смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II.При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины.

Одиннадцать лет, который художник служил Рудольфу II, были, вероятно пиком его карьеры. Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо.

Арчимбольдо в эти годы пишет второй вариант «Времён года» (1573), посвящает императору красный кожаный фолиант, содержащий 150 рисунков ручкой и чернилами (1585).

В 1587 после многочисленных просьб Арчимбольдо Рудольф II разрешил ему возвратиться в родной Милан. В том же самом году Арчимбольдо получил просьбу императора продолжить писать для него, хотя он больше не служил при дворе. В 1591 написаны, вероятно, наиболее известные из его картин — «Флора» (1591) и «Вертумн» (1590—1591), которые он послал в Прагу.

В следующем году, 11 июля 1593, живописец умер.

Творчество

«Вертумн» был особенно оценен обществом и в особенности самим Рудольфом. Это — поясной портрет императора, представленного в виде древнеримского бога времён года, растительности и преобразования. Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо.

Есть мнения, что большое количество картин было написано между 1564 и 1576, но только очень немногие из них известны нам. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас. Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных, музыкальных и иных инструментов, книг и т. д.

Лица стилизованы; весьма искусная компоновка элементов в пространстве создаёт эффект формы и светотени. Аллегории сезонов: «Лето» и «Зима», 1563 г. (Музей Изобразительного искусства, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид); стихий — «Огонь», 1566 г. и «Вода», в Венском музее Изобразительного искусства.

Рисунок в Луврском музее — «Повар» — составлен из кухонных элементов.

Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю.

«Через все Средневековье проходит античная традиция воплощения четырех стихий не только в виде больших и малых языческих богов (типа Нептуна-воды, Кибелы-Земли, Юноны-воздуха или Вулкана-огня), но и под своим собственным «элементарным» именем, уже отделенным от имени божества, — однако все равно в фигурно-человеческом облике (и здесь средневековое средоточие на образе человека властно дает о себе знать)». (Соколов М.Н. Время и место. Искусство Возрождения как перворубеж виртуального пространства. М., 2002, с. 18).

Загадки Арчимбольдо начали разгадывать в начале ХХ века, когда проявились сюрреалисты и дадаисты, работавшие примерно в том же ключе, – отказывались от реализма в пользу визуальных парадоксов. Необычайные холсты списывали, с одной стороны, на игры гения, с другой – на веяния времени.

Портрет императора — Рудольфа II в виде Вертумна – античного бога, защитника фруктовых деревьев и мужа Помоны, богини фруктов.ВеснаЛетоОсеньЗимаВоздухОгоньВодаЗемляФлораЕва и Адам

По материалам Интернета

Источник: http://cosa-nostra13.narod.ru/kultura/izo/arcimboldo/archimboldo.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector