Эгон Шиле. У него было много таланта, но мало времени
Эгон Шиле. Автопортрет с цветами-фонариками. 1912 г. Музей Леопольда, Вена. Wikiart.org
В детстве Эгон Шиле много рисовал. В основном железную дорогу, поезда, семафоры. Так как это было единственной достопримечательностью маленького городка.
Жаль, но эти рисунки Эгона Шиле не сохранились. Родители не одобряли увлечение отпрыска. Зачем сохранять детские, хоть и весьма талантливые рисунки, если в будущем мальчик станет железнодорожным инженером?
Семья
К отцу Эгон был очень привязан, а вот с матерью дружбы не сложилось. Он даже написал картину «Умирающая мать», хотя мать была в это время живее всех живых.
Эгон Шиле. Умирающая мать. 1910 г. Музей Леопольда, Вена. Commons.m.wikimedia.org
Мальчик очень переживал, когда Адольф Эгон, его отец, стал постепенно сходить с ума и был вынужден отправиться в лечебницу, где вскоре умер.
С сестрой у будущего художника также были близкие отношения. Мало того, что она могла часами позировать старшему брату, так исследователи подозревают их ещё и в кровосмесительной связи.
Эгон Шиле. Портрет Гертруды Шиле, сестры художника. 1909 г. Частная коллекция, Грац. Theredlist.com
Влияние других художников
В 1906 году после препирательств с семьёй, Эгон всё-таки ступает на путь художественного ремесла. Он поступает в Венскую школу, а после переводится в Академию искусства. Там он знакомится с Густавом Климтом.
Эгон Шиле. Климт в синем халате. 1913 г. Частная коллекция. Commons.m.wikimedia.org
Именно Климт, когда-то констатировавший, что в юноше «даже слишком много таланта», ввёл его в общество венских художников, познакомил с меценатами и покупал его первые картины.
Чем же приглянулся мэтру 17-летний парень? Достаточно взглянуть на его первые работы, например, «Гавань в Триесте».
Эгон Шиле. Гавань в Триесте. 1907 г. Художественный музей в Граце, Австрия. Artchive.ru
Чёткая линия, смелый цвет, нервная манера. Однозначно талантливо.
Конечно, Шиле многое перенимает у Климта. Это видно по ранним работам, до выработки собственного стиля. Достаточно сравнить «Данаю» одного и второго.
Слева: Эгон Шиле. Даная. 1909 г. Частная коллекция. Справа: Густав Климт. Даная. 1907-1908 гг. Музей Леопольда, Вена
А ещё в работах Шиле есть и влияние Оскара Кокошки, ещё одного австрийского экспрессиониста. Сравните вот эти их работы.
Слева: Эгон Шиле. Любовники. 1917 г. Галерея Бельведер, Вена. Справа: Оскар Кокошка. Невеста ветра. 1914 г. Художественная галерея Базеля
Несмотря на схожесть композиций, разница все же существенная. Кокошка больше про эфемерность и потусторонность. Шиле – про реальную страсть, отчаянную и некрасивую.
«Порнограф из Вены»
Именно так называется роман Люиса Крофтса, посвящённый художнику. Он был написан уже после его смерти.
Шиле любил обнажённую натуру и с маниакальным трепетом рисовал её снова и снова.
Посмотрите на следующие работы.
Слева: Сидящая Обнаженная, опершись на локти. 1914 г. Музей Альбертина, Вена. Справа: Танцор. 1913 г. Музей Леопольда, Вена
Эстетичны ли они?
Нет, они мягко говоря малопривлекательны. Они костлявы и чрезмерно откровенны. Но именно безобразное, как считал Шиле, играет роль усилителя красоты и жизни.
В 1909 году мастер обустраивает небольшую студию, куда приходят бедные несовершеннолетние девушки, чтобы позировать Эгону.
Откровенные картины в жанре ню стали основным заработком художника – их раскупали распространители порнографии.
Однако это сыграло с художником и злую шутку – многие в художественном обществе открыто отвернулись от художника. Шиле усматривал в этом только неприкрытую зависть.
Вообще, Шиле очень любил себя. Говорящей будет следующая цитата из письма к матери: «Насколько же вы должны быть рады, что родили меня».
Художник много рисовал своих автопортретов, в том числе и весьма откровенных. Экспрессивный рисунок, ломаные линии, искажённые черты. Многие автопортреты мало похожи на реального Шиле.
Автопортрет и фото 1913 года.
Экспрессивные города в исполнении Шиле
Человек был главной моделью Эгона Шиле. Но ещё он писал провинциальные городки. Может ли дом быть экспрессивным, эмоциональным? У Шиле может. Взять хотя бы его работу “Дома с пестрым бельём”.
Эгон Шиле. Дома с пестрым бельём. 1917 г. Частная коллекция. Melanous.org
Они веселы, задорны, хоть уже и в возрасте. А ещё с ярко выраженной индивидуальностью. Да, это описание … домов.
Шиле мог наделить характером и городской пейзаж. Разноцветное белье, каждая черепица своего оттенка, кривые балкончики.
«Всё, что живо – мертво»
Тема смерти – ещё один лейтмотив творчества Эгона Шиле. Красота становится особенно яркой, когда гибель близка.
Также мастера волновало соседство рождения и умирания. Чтобы почувствовать всю драматургию этой близости, он добился разрешения посещать гинекологические клиники, где в то время при родах часто умирали и дети, и женщины.
Размышлением на эту тема стала картина «Мать и дитя».
Эгон Шиле. Мать и дитя. 1910 г. Музей Леопольда, Вена. Theartstack.com
Считается, что именно эта работа знаменует начало нового оригинального стиля Шиле. В его работах совсем мало останется Климтовского.
Неожиданный финал
Самыми лучшими работами Шиле признаны картины, где моделью автора была Валери Нойзель. Вот ее знаменитый портрет. Причём один из немногих, который подходит для просмотра тех, кому нет ещё 16.
Эгон Шиле. Валери Нойзель. 1912 г. Музей Леопольда, Вена. Wikipedia.org
Натурщицу Эгон «позаимствовал» у Климта. И та быстро стала его музой и любовницей. Портреты Валери смелы, бесстыдны и…лиричны. Неожиданное сочетание.
Эгон Шиле. Женщина, сидящая с согнутым коленом. 1917 г. Национальная галерея в Праге. Artchive.ru
Но перед своей мобилизацией Шиле порвал с любовницей, чтобы жениться на соседке – Эдит Хармс.
Валери в отчаянии пошла работать в Крастный Крест. Там она заболела скарлатиной и умерла в 1917 году. Спустя 2 года после расставания с Шиле.
Когда Эгон узнал о ее смерти, он поменял название картины “Мужчина и девушка”. На ней они изображены вместе с Валери в момент расставания.
Новое название “Смерть и девушка” красноречиво говорит о том, что Шиле чувствовал свою вину перед бывшей любовницей.
Эгон Шиле. Смерть и девушка. 1915 г. Музей Леопольда, Вена. Wikiart.org
Но и с женой Шиле насладиться счастьем так и не успел – она умерла беременной от испанки. Известно, что Эгон, не слишком щедрый на чувства, тяжело переживал потерю. Но недолго.
Всего через три дня та же самая испанка оборвала и его жизнь. Ему было всего 28 лет.
Незадолго до смерти Шиле написал картину “Семья”. На ней – он, его жена и их нерожденный ребёнок. Возможно, он предствувтсвовал их скорую гибель и запечатлел то, чего никогда не будет.
Эгон Шиле. Семья. 1917 г. Дворец Бельведер, Вена. Wikiart.org
Какой трагический и несвоевременный финал! Незадолго до этого умирает Климт, и Шиле занимает освободившееся место лидера венского авангарда.
Будущее сулило большие перспективы. Но не случилось. Художнику, который обладал “слишком большим талантом”, не хватило времени…
И в заключении
Шиле всегда узнаваем – это неестественные позы, анатомические подробности, истерическая линия. Он бесстыден, но философски понятен. Его герои некрасивы, но вызывают яркие эмоции у зрителя.
Человек стал его главным героем. А трагизм, смерть, эротизм – основой сюжета.
Ощутив на себе влияние Фрейда, Шиле сам стал вдохновителем таких художников как Фрэнсис Бэкон и Люсьен Фрейд.
Шиле оставил поразительное число своих работ, доказав своим примером, что 28 лет – это и слишком мало, и слишком много.
Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.
Источник: https://arts-dnevnik.ru/egon-shile/
Эгон Шиле
В детстве Эгон Шиле много рисовал: поезда, рельсы и семафоры, потому что это единственные достопримечательности небольшого австрийского города Тульн-ан-дер-Донау, где он родился и рос. Наброски с течением времени перевоплотились в картины, и в 28 лет Шиле ушел из жизни ярчайшим представителем австрийской живописи наравне с Густавом Климтом.
Детство и юность
Родился Эгон Шиле 12 июня 1890 года в семье Марии и Адольфа, мать по национальности чешка, отец — австриец. Глава семейства работал на железной дороге, и оттуда мальчик черпал вдохновение для первых эскизов. К нему будущий художник был привязан.
Эгон Шиле в детстве
Адольфа мучили приступы шизофрении. В 1905 году семья вынужденно переехала в Вену, потому что его состояние здоровья ухудшилось. Спустя некоторое время отец умер, что стало сильным ударом для мальчика.
Отношения с матерью у Эгона складывались нелегко, и после смерти супруга Мария без зазрения совести оставила мальчика и его младшую сестру Гертруду на воспитание брату Леопольду Чихачеку. Эгон презирал мать за слабость и винил в смерти отца. Будучи уже популярным, он облачил свои эмоции в портрете «Умирающая мать», хотя Мария была в добром здравии.
Эгон Шиле в молодости
Сестра была на четыре года младше Эгона. Есть предположения, что с ней мальчик познавал таинства обнаженного тела. Когда Герте исполнилось 12, они уехали на поезде в итальянский город Триест, где провели несколько ночей в номере отеля. Еще пару раз Леопольду приходилось выбивать дверь комнаты, чтобы узнать, чем заняты дети.
Нельзя сказать наверняка, передалась ли австрийскому художнику болезнь отца, но отдельные симптомы проявились в характере и поведении Эгона еще в юности. Он страдал манией величия и преследования, иногда — галлюцинациями, часто находился в состоянии возбуждения. Впрочем, легкое сумасшествие прослеживается и в произведениях Шиле.
Живопись
Восхождение австрийца к Олимпу живописи началось в 1906 году с поступления в Венскую школу искусств и ремесел, затем — в Академию изобразительного искусства. Спустя год он познакомился с Густавом Климтом — прославленным австрийским модернистом. На тот момент художник был в творческом расцвете и как раз писал известнейшую картину «Поцелуй».
Эгон Шиле и Густав Климт
Климт рассмотрел в Шиле тягу к творчеству, первое время покупал картины юного дарования и показывал коллегам по ремеслу. Такая реклама помогла Эгону в 1908 году дебютировать на выставке. В залах Художественной галереи Вены, в окружении работ Климта, Ван Гога и Эдварда Мунка, висели его не по годам взрослые, осознанные и мрачные картины.
Эгон Шиле и Валли Нойциль
Нескольких недель выставки хватило, чтобы имя Эгона Шиле узнали в Австрии.
Скоро ему начали заказывать портреты, но художник привык творить свободно, рисовал лишь тех, кто был ему симпатичен, чаще — любовниц. Например, некоторое время у Шиле был роман с 17-летней Валли Нойциль.
«Портрет Валли», написанный в 1912 году, стал шедевром среди множества работ Эгона, потому что он пропитан любовью художника и страстью модели.
Картина Эгона Шиле «Портрет Валли»
Биография Шиле оказалась коротка, но за годы занятий живописью он успел создать немало шедевров, которые по сей день украшают мировые музеи. Наброски знаменитых картин хранятся в галерее Альбертина в Вене.
Преобладающие темы в творчестве Эгона — смерть и зарождающаяся жизнь. 1910 год автор провел в гинекологической клинике: рисовал беременных женщин, сочетающих в себе оба этих понятия. Ведь во время родов женщина может умереть, оставив вместо себя на свете существо, у которого впереди вечность. Так появилась картина «Беременная женщина и смерть».
Картина Эгона Шиле «Беременная женщина и смерть»
Женщина — частый «гость» в картинах Эгона. Как Климт, он тяготел к обнаженной натуре. Так, на полотне «Two Friends» (в переводе «Два друга») изображены фигуры. Слово «друг» не намекает на принадлежность людей к какому-либо полу, однако по очертаниям понятно, что на картине две женщины.
Картина Эгона Шиле «Two Friends» («Два друга»)
«Женщина в черных чулках», «Женщина в зеленых чулках», «Дерущиеся обнаженные женщины», «Обнаженное женское тело» — эти картины Шиле рисовал с бедных девушек, которые приходили в мастерскую, чтобы подзаработать. Не менее четверти из 250 созданных им картин отдавали дань эротизму. Характерно, что Эгон не пытался показать людей красивыми, совершенными — фигуры узловатые, вытянутые и малопривлекательные.
Картина Эгона Шиле «Женщина в зеленых чулках»
В раннем периоде жизни австрийский художник рисовал пейзажи. Так, первая картина, которую он показал Климту, — «Гавань в Триесте». Она не имеет ничего общего с тем, что Шиле будет наносить на холст позднее: яркие цвета, близость к реализму. При взгляде на нее словно слышишь шум прибоя.
Отдельную часть наследия Эгона составляют автопортреты и самый известный из них — «Автопортрет с физалисом».
Картина Эгона Шиле «Автопортрет с физалисом»
Последняя картина, которую Шиле успел написать до кончины, — «Семья». На ней изображен он сам, супруга Эдит Хармс и их нерожденный ребенок. Силуэты сглажены, а лица людей — спокойны, несмотря на наступающую смерть. Спустя несколько недель после того, как произведение было завершено, автор умер.
Личная жизнь
В личной жизни художника было много любовниц, в том числе Валли Нойциль и, по данным некоторых исследователей, младшая сестра Гертруда. Однако законом он успел связать себя с одной женщиной.
Эгон Шиле и его жена Эдит Хармс
В 1915 году, после бурного романа с Валли Нойциль, Шиле взял в жены состоятельную Эдит Хармс. Она жила по соседству с мастерской. Накануне вспышки испанки в 1918 году Эдит узнала, что беременна, но так и не успела родить — умерла на шестом месяце беременности.
Смерть
В 1918 году испанский грипп добрался до Австрии. Сначала болезнь подхватила Эдит Хармс.
Эгон Шиле на смертном одре
Шиле как мог облегчал ее участь, но так и не смог помочь — супруга скончалась 28 октября. Спустя три дня, 31 октября, на 29-м году жизни от испанки умер сам художник.
Произведения
- 1907 — «Дома под склоном горы».
- 1908 — «Стилизованные цветы на декоративном фоне»
- 1909 — «Портрет Гертруды Шиле»
- 1910 — «Автопортрет с гримасой»
- 1910 — «Умирающая мать»
- 1911 — «Автопортрет с черным керамическим сосудом»
- 1911 — «Видящий собственного духа, или Смерть и мужчина»
- 1912 — «Портрет Валли»
- 1914 — «Слепая мать, или Мать»
- 1914 — «Обнаженный мужчина в красном полотенце»
- 1918 — «Семья»
Интересные факты
Отношения Шиле с Валли Нойциль стали поводом для общественного осуждения. Во время их романа Эгону было 22 года, а девушке — 17, она не достигла совершеннолетия.
Художнику предъявили обвинения в растлении малолетних, и хотя этого приговора удалось избежать, во время обысков у него нашли несколько десятков порнографических набросков.
Это стало поводом для 23-дневного ареста за распространение порнографии.
Картина Эгона Шиле «Смерть и девушка»
После того, как Шиле связал себя узами брака с Эдит Хармс, он предложил Валли роль любовницы и поездки раз в год в отпуск. Она отказалась.
После расставания с Эгоном девушка закончила курсы медсестер и работала в военном госпитале. В 1917 году она скончалась от скарлатины.
Когда Шиле узнал о смерти бывшей возлюбленной, то переименовал портрет 1915 года «Мужчина и девушка» в «Смерть и девушка» («Смерть и дева»).
Картина Эгона Шиле «Семья»
Изначально на картине «Семья» между ног женщины был изображен букет цветов, но Шиле заменил его на ребенка. Кстати, для создания образа женщины позировала не Эдит Хармс (хотя она была еще жива), а профессиональная натурщица.
Творчество Эгона Шиле популяризировалось и после его смерти. О короткой жизни художника было снято немало фильмов, самые известные из них – «Эгон Шиле — Скандал» об аресте за распространение порнографии и «Эгон Шиле: Смерть и дева». Образ художника появляется в фильме «Климт». 2006 года.
Фото
Источник: https://24smi.org/celebrity/65076-egon-shile.html
Эгон Шиле
«Alles ist lebend tot» – живя, все мертво Эгон ШилеЭгон Шиле (нем. Egon Schiele, 12 июня 1890, Тульн-на-Дунае — 31 октября 1918, Вена) — австрийский живописец и график, один из ярчайших представителей австрийского экспрессионизма.
Автопортрет, 1911 год
«Жить – значит прыснуть семенем; жить – значит выбрасывать семя,расточать, – для кого? –для других, бедных, может быть, для вечных школяров. Я приносил дары, посылал и дарил глаза. Выражающий и есть художник.
Живущий – один-единственный»
Э. Шиле «Автопортрет».Эгона Шиле многие современники рассматривали как наследника Густава Климта, но который умер раньше, чем смог выполнить свое предназначение. Его отец Адольф Шиле работал на австрийской Государственной железной дороге, и отвечал за важную станцию Tully, где его сын и родился в июне 1890.
Так как не имелось никакой соответствующей школы в Tully, Эгон Шиле был отослан в 1901, сначала к Krems, потом в Klosterneuberg в северных предместьях Вены. В 1904 все семейство последовало за ним туда из-за ухудшения здоровья его отца.
Безумие Адольфа Шиле быстро прогрессировало и в следующем году он умер, в возрасте пятидесяти четырех лет. Шиле впоследствии всю жизнь чувствовал на себе влияние своего отца.
1916 годВ течении его запоздалой юности, эмоции Шиле были направлены к его младшей сестре Герте, которые не обошлись и без кровосмешения.
Когда ему было шестнадцать, и ей было двенадцать, они на поезде ездили в Trieste, где проводили ночи в двухместном номере в гостинице. В другом случае, его отец сломал дверь запертой комнаты, чтобы увидеть, что два его ребенка там делают вместе.
Эгон Шиле «Осеннее солнце и деревья»В 1906 Эгон Шиле преодолел сопротивление своего опекуна, дяди по матери, и получил место в Школе Изобразительного искусства в Вене, где до этого учился Густав Климт. Там в нем почувствовали проблемного ученика и отправили его в более традиционную Академию искусств.
Шиле должным образом сдал вступительный экзамен и ему было в этот момент шестнадцать лет. В следующем году он разыскал своего идола, Климта, и показал ему некоторые из своих рисунков.
“В них есть талант? Да, Даже слишком много!” — отметил Климт.
1910 годГустав Климт любил поощрять более молодых художников, и он сильно помог Эгону Шиле, покупая его рисунки, или предлагая обменять их на некоторых из его собственных, устраивая модели для него и представляя его потенциальным патронам. Он также представил Шиле в цех ремесел связанных с Сецессионом. Эгон Шиле делал случайные работы для них, он сделал проекты для мужской одежды, для женских ботинок, и рисунки для открыток.
1914 годВ 1908 он открыл свою первую выставку, в Klosterneuberg.В 1909 он оставил Академию искусств, после завершения его третьего года. Он нашел квартиру и организовал там студию. В это время предметом его картин часто становились дети на грани полового созревания, особенно девочки, как вспоминал Paris von Guetersloh, молодой художник, который был современник Шиле, что его студия была наводнена ими:
“ Они там спали, укрывались от биений учиняемых родителями или полицией, просто лениво слонялись там целыми днями, расчесывали волосы, чинили одежду и обувь, мылись… подобно животным в клетке, которая удовлетворяет их, они были оставлены на их собственное усмотрение, или во всяком случае им верилось что самостоятельное.”
1911 годУже превосходный рисовальщик, Шиле сделал много рисунков этих юных моделей, некоторые из которых были чрезвычайно эротические. Он, делает это своим доходом снабжая распространителей и коллекционеров порнографии, которых изобиловало в Вене в то время. Шиле был также очарован его собственным телом, и делает огромное количество автопортретов. Но впечатлил он не только самого себя, но и всех с кем входил в контакт.
Автопортрет, 1913 годАвтор Артур Роесслер, один из его защитников и покровителей, описывал его таким образом:
“Даже в присутствии известных людей с экстремальными наклонностями, необычные взгляды Шиле выделились… Он имел высокое, тонкое, податливое тело с узкими плечами, длинными руками и длинными пальцами на костистых руках. Его лицо было загорело, безбородо, и окружалось длинными, темными, непослушными волосами. Его широкий, угловой лоб прорезали горизонтальные линии.
Особенности его лица обычно замечались при серьезном, почти грустном выражении, как если бы вызванный болями, которые заставили его плакать внутри….
Его лаконичный стиль говорить афоризмами в сочетании с его взглядом производили впечатление глубокого внутреннего благородства, которое казалось более убедительным, потому что это было очевидно естественно и никоим образом не симулировалось.”
1914 годВ течение этого периода, и впоследствии, Шиле любил производить впечатление чрезвычайной бедности. Но его утверждения, что в это время, он был фактически в тряпках, имеют разногласия не только с тем, что его современники говорят, но и с его оставшимися фотографиями. Его письма однозначно дают понять, что он страдал от мании преследования — например, он написал в письме от 1910:
“Как отвратительно здесь! Каждый завидует мне и сговаривается против меня. Прежние коллеги разглядывают меня злорадными глазами.”
Эгон Шиле «Молодая мать»В 1911 Шиле встретил семнадцатилетнюю Уолли Невзила, которая стала жить с ним и послужила моделью для некоторых из его лучших картин. Уолли была уже немного известна тем, что была до этого моделью для Климта, и возможно была одна из любовниц старшего живописца. Шиле и Уолли хотели выйти из клаустрофобии Венской обстановки, и переехали в маленький город Krumau, в котором Шиле имел семейные связи, но были вытеснены неодобрением местных жителей. Они тогда переехали в такой же маленький город Neulengbach, тридцать минут из Вены поездом. Также, как это было в Вене, студия Шиле опять стала сборищем для всех неблагополучных детей окрестности.
Шиле, пишущий обнажённую натуру перед зеркалом, 1910Его стиль жизни неизбежно пробудил враждебность, и в апреле 1912 он был арестован. Полиция захватила больше чем сотню рисунков, которые они рассмотрели порнографическим, и Шиле был заключен в тюрьму, по обвинению в совращении. На суде обвинения в похищении и совращении были отклонены, но художник был признан виновным в показе эротических рисунков в месте, доступном для детей. Поскольку двадцать один день он уже провел в заключении, это было принято во внимание, и он был приговорен только заключению на три дня. Хотя судья счел обязательным для себя лично сжечь один из рисунков Шиле перед собравшейся толпой, он был очень рад так легко отделаться.
Портрет, 1910 годВ то время, как он был в тюрьме, он нарисовал ряд автопортретов, подписанных саможалостливыми фразами:
“я не чувствую себя наказанным; только очищенным”; “ограничить художника — преступление. Это должно убить прорастающую жизнь.”
Neulengbach дело не имело никакого эффекта на его карьеру, и очевидно не отразилось на его характере. В 1912 он был приглашен показать свои работы на Sonderbund выставке в Кельне, и он познакомился с важным дилером Хансом Гольцем в Мюнхене. Их отношения были постоянной борьбой за цены на картины, Шиле который всегда требовал самые большие гонорары за свои работы.
1913 годТем временем он хвастливо писал матери, в марте 1913:
“Все красивые и благородные качества были объединены во мне …, я буду плод, который оставит вечную жизнь позади даже после ее распада. Насколько большой должен быть ваша радость, поэтому вы родили меня.”
Самовлюбленность Шиле, эксгбиционизм и мания преследования могут весь быть обнаружены в эмблеме, которую он нарисовал для его первой индивидуальной выставки в Вене, проходившей в галерее Арно в самом начале 1915, в котором он изобразил себя как Cвятого Себастьяна.
Смерть и девушка, 1915 годГод 1915 стал поворотным пунктом в жизни Шиле.
В этом году он встретил двух девочек среднего возраста, которые жили напротив его студии. Эдит и Адель был дочери слесаря, владельца мастерской. Шиле привязался к им обоим, но в конечном счете остановился на Эдит; к апрелю 1915 он был очень увлечен ею, и Уолли Невзил была довольно равнодушно уволена.
1917 годПоследняя встреча Шиле к Уолли имела место в их местном кафе Eichberger, где они играл в бильярд почти каждый день. Он вручил ей письмо, в котором он предложил, чтобы, несмотря на их разделение, они брали отпуск вместе каждое лето — без Эдит. Не удивительно, что Уолли отказалась.
Она присоединилась к Красному Кресту как медсестра и умерла от скарлатины в военной больнице около Раскола в Далмации как раз перед Рождеством 1917.
Агония, 1912, Neue Pinakothek, MunichШиле и Эдит стали супругами, несмотря на протесты ее семейства, в июне 1915. Мать Шиле к тому времени уже умерла. Через четыре дня после свадьбы Шиле был призван в армию.
По сравнению с большинством его современников, он легко пережил войну. Он был передан отделению, транспортирующему Российских военнопленных к и из Вены, и позже стал клерком в тюремном лагере для Российских офицеров в нижней Австрии.
1917 годНаконец, в январе 1917, он был переброшен в Вену непосредственно, чтобы работать для “Имперской и Королевской Комиссии для Армии в Области” — склад, который снабжал продовольствием, спиртными напитками, табаком и другими продуктами Австрийскую армию. В стране, где продовольствие все более и более дорожало, это было привилегированное место.
Беременная женщина и смерть, 1911Армейская служба для Шиле не останавливала роста его популярности – о нем теперь говорили как о ведущем Австрийском художнике молодого поколения, и попросили принять участие на поддержанной правительством выставке в Стокгольме, и Копенгагене намереваясь улучшить образ Австрии в нейтральных Скандинавских странах.
Четыре дерева, 1917В 1918 он был приглашен быть главным участником на 49-ой выставке Сецессиона. Для этого он нарисовал проект эмблемы, напоминающей Тайную Вечерню, с его собственным портретом вместо Христа. Несмотря на войну, показ вызвал настоящий триумф. Цены за рисунки Шиле росли, и ему предлагали много портретов. Он и Эдит переехали в новый великолепный дом-студию.
Но их удовольствия в нем были кратки. 19 октября 1918 Эдит, которая была беременна, заболела гриппом, тогда свирепствовавшим в Европе. 28 октября она умерла.
«Семья» Умирающий художник Эгон Шиле изобразил трёх жертв испанки себя, свою беременную жену и её нерождённого ребёнкаШиле, который, кажется никогда не написал ей настоящего любовного письма и который посреди ее болезни написал достаточно холодное письмо её матери, что, вероятно, она не останется жива, был опустошен потерей. Почти немедленно он слег с той же самой болезнью, и умер 31 октября, тремя днями после своей жены.(с)
«Искусство долго формируется, прежде чем сделаться красивым, и все равно это подлинное, великое искусство, часто более подлинное и великое, чем искусство красивое»
Гете — 1771 год.Источник — Edward Lucie-Smith, «Lives of the Great 20th-Century Artists»
Источник: https://ngasanova.livejournal.com/187815.html
Венский декадент в Чешском Крумлове
?bohemicus (bohemicus) wrote,
2010-08-14 10:20:00bohemicus
bohemicus
2010-08-14 10:20:00
Побывать в самом сказочном из богемских городов стоит хотя бы ради того, чтобы убедиться, что в действительности улицы Крумлова выглядят как на рекламных проспектах турагентств, а не как на баснословно дорогих картинах Эгона Шиле.
Эгон Шиле. «Вид на Чешский Крумлов». Продано в 2003 г. за 12 миллионов 700 тысяч фунтов стерлингов
Чешский Крумлов
Уроженкой Крумлова была мать Эгона Шиле Мария Соукупова. Она принадлежала к чешскому меньшинству этого города, в то время совсем немногочисленному. Крумлов был населён по преимуществу немцами и носил название Крумнау. Отец Шиле Адольф работал начальником железнодорожной станции в австрийском городке Тульн. Там в 1890 г. и пришёл на свет Эгон. Адольф Шиле страдал душевной болезнью, по-видимому вызванной сифилисом, и умер довольно рано. Некоторые биографы Эгона Шиле задаются вопросом, не была ли его наследственность отягощена этим обстоятельством.
Эгон провёл детство в окружении трёх своих сестёр. Часто пишут, что он был единственным сыном Адольфа. Это неточность. Tрое его братьев умерли во младенчестве. А самая старшая сестра Эльвира не дожила до десяти лет.
Говорят, сёстры рассматривали его, как свою игрушку. Он рос в мире женщин, и их тайны не были для него тайнами. До конца своей жизни Эгон пытался воспроизвести атмосферу этого странного детства, окружая себя одновременно несколькими женщинами, часто совсем девочками. Hо кажется, самой большой его любовью так и осталась младшая сетра Гертруда, обычно называемая Герти.
Эгон Шиле. Автопортрет с палетой. 1905 г. Эгон Шиле. Портрет сестры Мелании. 1908 г.
Когда Эгону было шестнадцать, а Герти двенадцать, он буквально похитил её и увёз в Триест, по маршруту свадебного путешествия их родителей, и провёл с ней ночь в отеле.
Эгон Шиле. Автопортрет. 1910 г. Эгон Шиле. Портрет сестры Герти. 1910 г.
Эгон Шиле родился через год после того, как в замке Мейeрлинг были найдены мёртвыми кронпринц Рудольф и его семнадцатилетняя любовница баронесса Мария Вечера. При ретроспективном взгляде кажется, что вся культура поздней Австро-Венгрии была пропитана эротизмом и темой смерти. И создавали её художники, разрывавшиеся между Эросом и Танатосом.
Георг Тракль, выдающийся поэт, которого называют двойником Шиле, жил в инцестной связи со своей сестрой Маргаритой и в конце концов лишил себя жизни, преднамеренно передозировавшись кокаином. Несколько лет спустя покончила с собой и Маргарита.
Рихард Герстль, художник, которого порой считают единственным соперником Шиле в живописи, был влюблён в жену композитора Шёнберга Матильду и совершил самоубийство, когда та его отвергла.
Оскар Кокошка, оставленный своей любовницей Альмой Малер (бывшей женой Густава Малера и коллекционершей славных мужчин), сделавшей от него аборт, ушёл добровольцем на фронт и был тяжело ранен в Галиции.
Недаром Фрейд был их современником и соотечественником. Он располагал богатейшим материалом.
Эгон Шиле стал кем-то вроде Фрейда живописи.
Эгон Шиле
Когда в 1906 г. он приехал поступать в Венскую Академию, там не хотели верить, что его рисунки сделаны шестнадцатилетним юношей. Интересно, что экзамены у Шиле принимал профессор Христиан Грипенкерль, у которого год спустя провалился молодой человек по имени Адольф Гитлер.
Когда работы Шиле показали Густаву Климту и спросили, есть ли у автора талант, тот ответил: «У него слишком много таланта»
В ранний период Шиле подражал Климту. Но очень скоро у него появилась собственная манера. В моду как раз входил экспрессионизм, словно созданный для Шиле.
У него есть и пейзажи, и натюрморты. Запечатлённая на них природа мертва.
Эгон Шиле. Осенние деревья. 1911 г.
Эгон Шиле. Увядшие подсолнухи. 1914 г. Продано в 2006 г. за 11 миллионов 800 тысяч фунтов.
Он умел передать эмоции.
Эгон Шиле. Мать и дитя. 1912 г. Продано в 2008 г. за 2 миллиона 900 тысяч фунтов.
И любил изображать смерть.
Эгон Шиле. Девушка и смерть, 1916 г.
Он много рисовал женщин, часто обнажённых. Некоторые из его натурщиц были явно слишком юными для подобного позирования. Один из посвящённых Шиле романов носит название «Венский порнограф». Это не случайно. У него действительно есть работы, выложить которые мне не позволили бы соображения нравственности.
Стоящая девушка, 1910 г. Две девушки в переплетённой позе, 1915 г.
Но самое неожиданное в творчестве Шиле — серия «Мёртвый город». Таким он увидел Чешский Крумлов.
Мёртвый город, 1911 г. Дома и крыши Чешского Крумлова, 1911 г.
Дома и крыши Чешского Крумлова. Вид с вертолёта.
Он находил образы смерти повсюду, даже там, где их не видел никто другой.
При этом в частных письмах Шиле утверждал, что оставил Вену, потому что это чёрный город, где все ему завидуют, и переселился в Крумлов из-за его солнца, зелени, воздуха и великолепной природы.
По картинам можно было бы сделать вывод, что Шиле был мрачным и депрессивным типом. Ничего подобного. Современники описывали его как весельчака и жизнелюба, любителя изысканно одеться и хорошо провести время.
В Крумлов разочаровавшийся в Вене Шиле переехал в 1910 г. Его сопровождала семнадцатилетняя Валли Нойцель, бывшая прежде натурщицей и любовницей Климта. А также Эрвин Доминик Оссен, мим, сценограф и театральный художник, крайне эксцентричный молодой человек, тоже приехавший со своей подругой.
Отношения внутри этой четвёрки были загадкой для жителей семитысячного городка. В местное общество наши герои очевидно не вписывались.
О них ходили самые невероятные слухи, выдвигались скандальные обвинения вроде похищения детей и совращения малолетних.
Кончилось тем, что крумловчане составили петицию с требованием выдворить декадентов из города. Говорят, её подписало всё население Крумлова.
Портрет Осена, 1910 г. Портрет Валли, 1912 г.
Впоследствии, уже после изгнания из Крумлова, Шиле арестовывался по подозрению в растлении малолетних и распространении порнографии. Обвинения в растлении были сняты, но один его рисунок был торжественно сожжён как безнравственный. Он получил три дня тюрьмы.
В 1915 г. Шиле познакомился с сёстрами Адель и Эдит Хармс. И не мог между ними выбрать. Наконец, он женился на Эдит, но продолжал рисовать их обеих. Шиле обожал рисовать женщин в чулках разных цветов — чёрных, красных, зелёных.
На одной из подобных картин, «Женщина в сиреневых чулках», запечатлена Адель, сестра его жены. Перед свадьбой, расставаясь с Валли Нойцель, он предложил своей натурщице ежегодно проводить вместе отпуск. Без Эдит.
Валли предпочла уйти санитаркой в военный госпиталь.
Эгон Шиле. Женщина в сиреневых чулках. 1917 г. Продано в 2008 г. за 4 миллиона 800 тысяч фунтов.
Через четыря дня после свадьбы Шиле мобилизовали. Он сначала охранял русских пленных, потом служил на продовольственном складе. Слава его неизменно росла на протяжении всей войны.
Его картины хорошо продавались, он стал состоятельным человеком. В 1918 г. Австро-Венгрия организовала имиджевую пиар-кампанию в нейтральных странах.
В её рамках в Швеции, Дании и Голландии прошли выставки современного австрийского искусства. Работы Шиле пользовались огромным успехом…
А потом участники этой истории умерли.
На Рождество 1917 г. в военном госпитале в Далмации от скарлатины скончалась Валли Нойцель, муза двух великих художников, Климта и Шиле.
В феврале 1918 не стало и Климта. Кровоизлияние в мозг. Шиле оказался в положении величайшего из австрийских живописцев. Не надолго.
28 октября Австро-Венгрия объявила о прекращении огня без предварительных условий. Это был конец империи.
В тот же день не стало Эдит Шиле. Её скосил испанский грипп, эпидемия которого охватила Европу. Она была на шестом месяце беременности. На одной из свои последних картин Шиле изобразил их втроём — себя, Эдит и ещё не рождённое дитя.
Эгон Шиле. Семья. 1918 г.
Он пережил Эдит на три дня. Причиной смерти стала всё та же испанка. Перед смертью Эгон Шиле оставил записку, полную уверенности, что потомки будут ценить его талант исключительно высоко. Он успел создать около трёхсот картин и трёх тысяч рисунков. Ему было 28 лет.
Эгон Шиле
В этом году в Чешском Крумлове проходит выставка, приуроченная к стодвадцатилетию со дня его рождения.
Я ехал в Крумлов с намерением побывать в замке и в галерее. В замке побывал, в галерее — нет.
Находившись по покоям замка и улицам Крумлова, я добрался до галереи и понял, что не войду вовнутрь. Причин тому было две. Во-первых, из нас четверых Шиле, судя по всему, всерьёз интересовал только меня. Во-вторых, этот город оказался настолько живым, а день выдался такой солнечный, что думать о мёртвом художнике из погибшей империи, рисовавшем смерть, не хотелось даже мне.
Мы уселись за столиком в одном из ресторанов на берегу Влтавы. Вoт это место:
Второй снимок сделан через бойницу крепостной стены, ведущей к замку. Если же смотреть с противоположного берега, оттуда, где мы сидели, то сама эта стена выглядит так:
Мы сидели за столом из грубого дерева, ели штрудель, который там подаётся горячим с двумя шариками мороженого, и запивали его кофе из пузатых глиняных кружек.
Каждыe пять минут по реке проносились любители экстремального спорта на лодках всевозможных видов. Влтава в этом месте делает крутой поворот, и как раз на повороте лодки проходят порог.
Течение там бурное, а порог довольно высокий, так что большинство сплавляющихся с визгом переворачивалось, чем вызывало оживлённую реакцию туристов.
В этот день я сбросил усталость, накопившуюся за много недель.
Шиле и его друзья, ровно сто лет назад пытавшиеся поселиться в этом городе и не прижившиеся в нём, были очарованы Эросом и одержимы Танатосом. Но в последующие сто лет Эроса было хоть отбавляй, а от Танатоса просто деваться некуда. Зато слишком часто не хватало Штруделя.
Я конечно побываю в музее Шиле. Hе на этой выставке, так на следующей. Возможно, я приеду в Крумлов зимой. Говорят, он неподражаем, когда покрыт снегом. Но в этот день мне было не до Шиле.
Где-то в глубине души я всегда считал величайшим из философов Эпикура. Думаю, он тоже выбрал бы штрудель.
Источник: https://bohemicus.livejournal.com/31573.html
Биография Эгона Шиле
artofhistorian
Биография Эгона Шиле.
Родился Эгон Шиле 12 июня 1890 г. в небольшом городе Туллн, на Дунае. Впрочем, городом это место можно было назвать с большой натяжкой, скорее это был поселок, выросший вокруг крупного железнодорожного узла.
Отец Эгона — Адольф Шиле, австриец, долгое время живший в Вене, работал служащим на железной дороге. Мать Шиле — чешка из Богемии.
О самых ранних, детских годах художника мало что известно. Можно лишь предположить, что прошли они вполне благополучно. Его мать вспоминает: «Когда ему было семь лет, он целыми днями сидел на подоконнике и рисовал в большой тетради перроны, семафоры… « К сожалению, эти ценные тетради сгорели в печи, так как родители не одобряли увлечений сына.
Отец, человек благородный, с традиционными принципами, надеялся, что Эгон сделает карьеру инженера железных дорог. Но мальчик не выказывал ни малейшего желания учиться.
Он предпочитал рисовать и предаваться мечтаниям о далёких странах, в которые его мог бы увезти один из этих завораживающих поездов.
Будучи учеником лицея в Клостернеубурге, который он посещает с 1900 года, Эгон обратил на себя внимание преподавателя рисования, который открыл перед ним мир искусства, а особенно Венского сецессиона. Поощрённый таким образом, Эгон Шиле решил посвятить себя живописи.
Ещё одной рано проявившейся чертой был плохо контролируемый интерес к сексуальности. В переходном возрасте окружение Шиле стало замечать его довольно странную привязанность к его младшей сестре Герде, бывшей явно чем-то иным, чем просто опека и любовь старшего брата.
Часто они уединялись, обсуждали довольно откровенные для детей темы. Сейчас уже нельзя сказать, что это было: просто детская игра в отношения, или действительно имел место инцест. Есть и версия, что «инцест» был лишь плодом болезненного воображения отца – Адольфа Шиле.
Во всяком случае, уже тогда у Эгона сформировалось довольно странное отношение к сексу, состоящее одновременно из интереса и глубокого стеснения.
В 15 лет Эгон переживает один из самых тяжелых периодов в жизни, событие, к которому он еще не раз будет возвращаться в своих воспоминаниях и с которым так и не сможет примириться.
Умирает, долгое время страдавший от сифилиса отец, Адольф Шиле. Причем умирает он, впадая в безумие, вызванное поражением инфекцией головного мозга. Что именно происходило с ним в последние месяцы жизни, мы можем лишь предполагать.
Психозы, возникающие при нейросифилисе, обычно проявляются нелепым поведением больных, резким снижением памяти и интеллекта, довольно быстро стирается личность больного.
Мать Шиле мало сочувствовала больному мужу и п о его смерти не была сломлена горем, продолжая вести вполне обычную жизнь. Эгон же расценил такое поведение матери как предательство памяти отца и даже личную обиду. С этого момента семья фактически распалась. Об этой ситуации он позже напишет следующие, довольно эгоистичные слова:
«Моя мать страшная женщина она не понимает и не очень-то любит меня. Если бы она меня и вправду любила, то могла бы и пожертвовать чем-нибудь…».
Покойному отцу Эгон адресует куда более лестные строки, но все равно, пишет больше о себе, чем о нем.
«Я не знаю, есть ли вообще кто-либо еще, кто вспоминает моего благородного отца с такой печалью. Я не знаю, кто еще в состоянии понять, зачем я посещаю места, где он был и где я могу почувствовать боль Я верю в бессмертие всех созданий почему в моей живописи столько скорби и тому подобных вещей? Потому что это продолжает жить во мне».
В 16 лет Шиле поступает в венскую школу искусств и ремесел, начинает посещать художественные курсы Христиана Грайпенкерла, художника, специалиста в портретной и исторической живописи.
Этот преподаватель стремился приучить студентов к классической манере рисования. Шиле вспоминал позже, что всякая попытка проявлять собственный стиль и манеру пресекались Грайпенкерлом мгновенно.
Консервативный преподаватель ставил ему исключительно тройки и относился к замкнутому и довольно самовлюблённому юноше снисходительно.
В 18 лет он встретил Густава Климта. Еще в училище Шиле был знаком с его работами, которым активно пытался подражать.
Густав Климт, уже состоявшийся художник, сразу проникся симпатией к молодому рисовальщику и стал оказывать ему протекцию. Это, в прочем было не удивительно. Во-первых, Климт вообще отличался широтой души и стремлением поддерживать молодых художников. Во-вторых, в Шиле Климт видел наследника своего стиля и взглядов на живопись.
В Вене Эгон Шиле арендует небольшое помещение под студию. Деньги он зарабатывает оформлением открыток, а так же делая рисунки порнографического содержания, которые распространяет через уличных торговцев. Данный вид заработка не был чем-то из ряда вон выходящим.
Спрос на порнографию в Вене был огромным и почти каждый начинающий художник зарабатывал подобным образом.
В случае Шиле примечательно другое: его открытки изобиловали образами малолетних девиц, а в его студии постоянно жило одновременно несколько беспризорных девочек, работавших в качестве натурщиц.
Все они спали и ели прямо в помещении студии, тут же мылись, кто как переодевались и позировали. Эгону самому тогда было только 18, но его моделям иногда не было и 13 лет. Даже на друзей-художников образ жизни Шиле производил неоднозначное впечатление и заставлял подозревать во многих грехах.
Достоверных свидетельств сексуальных связей Шиле с его юными натурщицами, впрочем, не обнаружилось.
Работы Эгона Шиле и сейчас можно назвать несколько вызывающими, при жизни художника они и вовсе производили скандальный и взрывной эффект. Главной целью художника было добиться яркого эмоционального ответа у зрителя.
Провокационный эротизм у Шиле дополнялся стремлением к искаженным, неестественным формам, формам как будто подчёркнуто уродливым.
В своих рисунках Шиле применял принципы, которые в последующем лягут в основу экспрессионизма. В этих рисунках очень много самого художника, его сиюминутного внутреннего состояния. Рисовал он жадно, быстро, без наброска, стремясь враз выплеснуть внутреннее напряжение.
Творчество Шиле носило для него самого глубоко психотерапевтический смысл. В своём творческом поиске Шиле активно использовал психоанализ, заинтересовавший художника сразу после знакомства с идеями Фрейда, популярными среди венской богемы того времени.
Эгон Шиле»Заходящее солнце»1913Размеры: 90×90.5 см Масло, Холст
Когда Шиле исполняется 21 год, он знакомится и мгновенно влюбляется в модель Валли Нойзель. Ко всем окружающим, кроме Валли и Климта Шиле начинает в те годы испытывать неприязнь. Всюду ему мерещатся завистники, лжецы, вредители для его жизни и карьеры. Он стремится уехать из Вены куда-нибудь в глушь. Валери и Эгон вскоре решаются уехать подальше от привычного венского окружения.
Они отправляются в город Крумлов, родину матери Шиле. Дополнительным мотивом послужило и желание Шиле организовать собственную большую студию, что в имперской столице было финансово невозможно.
Чешская провинция встретила двух представителей Австрийской богемы недобро. То ли из личной неприязни, то ли из-за нелюбви к «австриякам», местные постоянно устраивали паре какие-то козни. Впрочем, может просто уже вкусивший столичной жизни, нарциссичный Шиле не смог сам сговориться с провинциалами.
Эти обстоятельства заставляют влюбленных скоро сменить место пребывания, они перебираются в город Нойленгбах, пригород Вены. За время своего путешествия Шиле ведёт дневник, где довольно удачно упражняется в поэзии.
Содержание его стихов, в целом, соответствует сути его живописи.
Их главный герой — молодой, излишне мечтательный человек, глядящий на мир сквозь призму своих полярных эмоций и желаний, рассуждающий только большими категориями.
Эгон Шиле»Мост», 1913Размеры: 89.7×90.5 см Масло, Холст
Успех в живописи не приносил Эгону Шиле финансовой стабильности. В обществе он всегда стремился выглядеть элегантно и эффектно, в повседневности же ему приходилось довольствоваться малым.
Постепенно Шиле обживается в Вене: к 1914 году с помощью все того же Климта, организована новая студия. Теперь Шиле окружен действительно большим числом натурщиц и, зная его натуру, Валли часто проявляет ревность. Их отношения трещат по швам. Эгон, при этом, не намерен расставаться.
Вскоре Валли узнает, что её возлюбленный всерьез увлечен девушкой по имени Эдит, много моложе него и еще другой, родной сестрой ой самой Эдит, Аделью. Уже вовсе потерявший связь с реальностью Шиле предлагает им всем жить с ним посменно.
В итоге, самые продолжительные отношения в жизни Шиле прерываются: Валли уходит и в каком-то трагическом порыве записывается медсестрой на фронт. Вскоре она погибнет. Внешняя печаль о судьбе Валли не мешает Эгону жениться на Эдит. Семейного счастья ему изведать не удается. Спустя три дня после свадьбы, Шиле призван на военную службу.
В армии Эгон Шиле скорее играет роль, чем по-настоящему служит. Правительство Австрии активно рисует его известным столичным интеллектуалом, который в тяжёлый для страны момент не гнушается военной службы. Шиле с этой ролью легко справляется.
Эгон Шиле»Четыре дерева»1917, 110.5×141 см Масло, Холст
Вернувшись с военной службы, он организует масштабную выставку, обречённую из-за раскрученности имени художника военной пропагандой, на успех. Примерно в это же время умирает Густав Климт. Шиле, расстроенная смертью кумира публика принимает на ура. Его признают полноправным наследником Климта. За этим приходит и долгожданный достаток.
Шиле покупает в дом, куда переезжает со своей женой Эдит, та ждёт ребенка. Несколько месяцев спустя они оба, сначала Эдит, а затем и сам Эгон Шиле, умрут от испанки, эпидемии гриппа унёсшей тогда ещё 2000000 жизней. Художник был опустошен потерей любимой и слёг с той же самой болезнью, и умер 31 октября, тремя днями после своей жены.
Источник: https://artofhistorian.livejournal.com/54984.html