Описание картины григория мясоедова «сожжение протопопа аввакума»

Картины Григория Мясоедова (Myasoedov)

Исторические полотна Мясоедова и жанровые сцены

Пристань в Ялте

Сожжение протопопа Аввакума

Григорий Григорьевич Мясоедов (1834-1911) — выдающийся русский живописец.

Григорий Григорьевич Мясоедов вошел в историю русского искусства прежде всего как активный деятель передвижничества, бессменный — в течение почти сорока лет — член правления Товарищества передвижных художественных выставок и человек, которому ТПХВ по существу обязано самим фактом своего возникновения и существования.

Мясоедов окончил Академию художеств в 1862 году, за год до знаменитого «бунта 14-ти», то есть принадлежал к тому же поколению художников, озабоченных поисками новых связей искусства с жизнью.

Во время приездов в Россию (до 1869 года Мясоедов жил в Италии) он бывал на «четвергах» в артели Крамского и, таким образом, хотя и фрагментарно, но наблюдал деятельность первого «вольного» объединения художников.

Роль этого не зависимого от Академии предприятия осознавалась прогрессивно настроенными современниками, но с течением зремени делалось ясным я то, насколько узость организации сдерживает ее возможности и сколь в целом уязвима подобная попытка обретения самостоятельной творческой платформы. Требовалось перейти к более широким организационным формам, и именно этот шаг пришлось осуществить Мясоедову.

В Италии, в беседах с Н. Ге складывается у Мясоедова практический замысел будущей организации, разрабатывается проект У стаза «Товарищества подвижных выставок» т(ак они называлась первоначально) .

В нем сформулированы просветительские дели объединения, поддерживающего программу эстетического «хождения в народ». Проект, рассмотренный и подписанный совместной группой московских и петербургских художников (В. Г. Перов, И. Н. Крамской. Н. Н. Ге, И. И. Шишкин, А. К. Саврасов. И.

М. Прянишников), был утвержден Министерством внутренних дел 2 ноября 1870 года.

Родился в селе Паньково Новосильского уезда в небогатой дворянской семье. Отец поощрял его рано проявившийся интерес к художеству. После обучения в гимназии в Орле, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков, юноша отправился в Петербург и в 1853 г.  Григорий Мясоедов поступил в Академию Художеств. В Академии Художеств учился у А. Г. Маркова и Т. А. Нефа.

Еще в годы обучения Григорий Мясоедов написал жанровую картину «Поздравление молодых в доме помещика» (1861) и полотно на историческую тему «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» (1862), которое В. В. Стасов назвал одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин.

В дальнейшем историческая тематика будет разрабатываться в живописи Мясоедова постоянно, параллельно с картинами бытового жанра. Эти две линии творчества художника очень тесно сближались, порой переходя друг в друга.

Жанровые картины Мясоедова правдиво передают нищету и бесправие крестьянства («Земство обедает», 1872, Третьяковская галерея), величие и поэзию крестьянского труда («Косцы», 1887, Русский музей, Ленинград).

Григорий Мясоедов — один из организаторов и активных деятелей Товарищества передвижных художественных выставок.

На заметку: В интернет-магазине «Светильники» (сайт: www.svetilniki.com.ua) представлен широкий ассортимент устройств для освещения интерьера. Можно купить светильники, люстры, торшеры, бра от самых  известных производителей в Европе.

Автопортрет

Сожжение протопопа Аввакума

Лесной ручей

Осеннее утро. 1893

Молебен на пашне о даровании дождя

Крым. Осенний вид

Страдная пора

Дедушка русского флота (Франц Тимерман объясняет юному Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово. Май 1688г)

Страдная пора

Самосожигатели

Земство обедает

Поздравление молодых в доме помещика

Портрет скрипача В.Г.Вальтера. 1902

Портрет Шишкина

Портрет шахматиста А.Д. Петрова

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/229-myasoedov.html

Инквизиция и Русь

Христианство, каким бы оно ни было, католическим или почти православным, пролило немало крови и все это в угоду своему господу, который, по словам церковников, претендует на роль самого любящего и прощающего.

Справа — картина Г.Г.Мясоедова «Сожжение протопопа Аввакума»,  1897 год

Из школьного курса истории всем известно о крестовых походах, о крещении Руси огнём и мечом, ну и, конечно же, об инквизиции, которая не гнушалась жечь людей заживо.

Но, говоря об инквизиции, на ум приходят воспоминания о европейской средневековой инквизиции и редко кто догадывается, что  на Руси инквизиция тоже имела место.

Ведовские процессы возникли уже в XI* в., вскоре после утверждения христианства. Расследованием этих дел занимались церковные власти.

В древнейшем юридическом памятнике — «Уставе князя Владимира о церковных судах» ведовство, чародейство и волхвование отнесено к числу дел, которые разбирала и судила православная церковь. В памятнике XII в.

«Слово о злых дусех», составленном митрополитом Кириллом, также говорится о необходимости наказания ведьм и колдунов церковным судом.

По примеру своих католических соратников православная инквизиция разработала в XIII в. методы распознавания ведьм и чародеев огнем, холодной водой, путем взвешивания, протыкания бородавок и т. п. Вначале церковники считали колдунами или чародеями тех, кто не тонул в воде и оставался на ее поверхности.

Но затем, убедившись, что большинство обвиняемых не умели плавать и быстро тонули, изменили тактику: виновными стали признавать тех, кто не мог держаться на воде. Для распознания истины широко применяли также, по примеру испанских инквизиторов, испытание холодной водой, которую капали на головы обвиняемых.

Особым зверством отличился новгородский архиерей Лука Жидята, живший в XI в. Как отмечает летописец «сей мучитель резал головы и бороды, выжигал глаза, урезал язык, иных распинал и подвергал мучениям» Так же сурово Лука расправлялся и с принадлежавшими ему крестьянами. Холопу Дудику, не угодившему чем-то своему феодалу, по приказанию Луки Жидяты отрезали нос и обе руки.

В летописи за 1227г говорится о казни четырех волхвов, которых сначала доставили на двор архиепископа, а затем предали огню.

Около того же времени в Смоленске духовенство требовало казнить монаха Авраамия, обвиняя его в ереси и чтении запретных книг – предложенные виды казни – пригвоздить к стене и поджечь, или утопить.

В 1284 г.

в русской «Кормчей книге» (сборнике церковных и светских законов) появляется мрачный закон: «Если кто будет еретическое писание у себя держать, и волхованию его веровать, со всеми еретиками да будет проклят, а книги те на голове его сжечь».

Видимо, следуя, данному закону, в 1490 году новгородский архиепископ Геннадий велел сжечь на головах осужденных-еретиков берестяные грамоты. Двое наказанных сошли с ума и умерли, архиепископ Геннадий же причислен к лику святых.

В 1411г. киевский митрополит Фотий разработал систему мероприятий борьбы с ведьмами. В своем послании духовенству он предлагал отлучить от церкви всех, кто будет прибегать к помощи ведьм и чародеев. В том же году по наущению духовенства в Пскове сожгли 12 колдуний за якобы насланный на город мор.

В 1444 г. по обвинению в чародействе в Можайске всенародно был сожжен боярин Андрей Дмитрович с женой.

В XVI в. преследование волхвов и колдуний усилилось. Стоглавый собор 1551 г. принял против них ряд суровых постановлений. Наряду с запрещением держать у себя и читать «богомерзкие еретические книги», собор осудил волхвов, чародеев и кудесников, которые, как отметили отцы собора, «мир прельщают и от бога отлучают».

В «Повести о волхвовании», появившейся под влиянием церковной агитации против ведьм и чародеев, их предлагалось «огнем жечи». Наряду с этим церковь воспитывала народ в духе непримиримой вражды к медицине.

Читайте также:  Описание картины юлия клевера «лес»

Проповедуя, что болезни посылаются богом за грехи людей, церковь требовала, чтобы народ искал исцеления в молитвах, испрашивая «божьей милости» в «чудотворных» местах. На знахарей, лечивших народными средствами, церковь смотрела как на посредников дьявола, пособников сатаны. Этот взгляд нашел отражение в памятнике XVI в. — «Домострое».

По «Домострою», грешники, оставившие бога и призывавшие к себе чародеев, кудесников и волхвов, уготовляют себя дьяволу и будут мучиться вечно.

Обобщив весь накопившийся опыт по борьбе с ведовством и чародейством, по настоянию духовенства был издан специальный указ царя Алексея Михайловича 1653 года, повелевавший «никаких богомерзких дел не совершать, не держать отреченных, гадательных и еретических книг, не ходить к ворожеям и ведунам». Виновных лиц велено как врагов божьих жечь в срубах. Это не было одной угрозой. Так, Г.К.Котошихин рассказывает, что за «волховство, за чернокнижество мужиков жгли живыми, а женщинам за чародейство отсекали головы».

Четырьмя годами ранее Земским собором в 1649 году было принято Соборное уложение — свод законов Русского царства, действовавший почти 200 лет, до 1832 года. Глава первая Соборного уложения начинается статьёй «О богохулниках и о церковных мятежниках»

1. Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русской человек возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на честный крест, или на Святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити, зжечь.

«Уложение» было подписано всеми участниками Собора, в том числе Освященным собором — высшим духовенством. Среди подписавших был и архимандрит Никон, через несколько лет ставший патриархом.

В дальнейшем казни еретиков происходили уже государственными властями, но по указу духовенства. «Когда нужно было кого-то пытать духовное начальство посылало обвиняемого к светскому начальству».

Следующими событиями, приведшими к массовым казням, стали церковная реформа Патриарха Никона (1650—1660), а также церковный Собор (1666), на котором староверов и всех не покоряющихся церкви предали анафеме и объявили достойными «телесной» казни.

В 1666 году был схвачен и сожжен старовер-проповедник Вавила. Современник старец Серапион писал по этому поводу: «богомерзкий чернец Вавилко сожжен за свою глупость».

В 1671 году в Печенгском монастыре был сожжён старообрядец Иван Красулин.

В 1671 — 1672 годах в Москве сожжены старообрядцы Авраамий, Исайя, Семёнов.  

В 1675 году четырнадцать староверов (семь мужчин и семь женщин) сожжены в Хлынове (Вятка).  

В 1676 году было приказано «сжечь в срубе с кореньем и с травы» Панко и Аноску Ломоносовых за колдовство с помощью кореньев. В том же году сожгли старообрядца инока Филиппа, а в следующем, в Черкасске — попа-старообрядца.

11 апреля 1681 года были сожжены стараобрядцы протопоп Аввакум и три его товарища по заключению: Феодор, Епифаний и Лазарь. Кроме того, в сочинениях Аввакума сохранились сведения о сожжении ещё около ста староверов.

Сожжение в срубе протопопа Аввакума (старообрядческая икона)

22 октября 1683 года светские власти приговорили к сожжению старообрядца Варлаама. В 1684 году царевна Софья Алексеевна подписала указ «…о наказании рассеивающих и принимающих ереси и расколы», если «…с пыток начнут в том стоять упорно же, а покорения святой церкви не принесут…» «…по троекратному у казни вопросу, будет не покорится, сжечь».

В этом же году был сожжен старообрядческий проповедник Андроник («Того черньца Андроника за ево против святаго и животворящаго креста Христова и Церкви Ево святой противность казнить, зжечь»).

Иностранцы свидетельствовали, что на Пасху 1685 года по указанию патриарха Иоакима сожгли в срубах около девяноста раскольников.

В. Татищев (1686—1750), русский историк и государственный деятель, писал в 1733 году:

Свою инквизиторскую деятельность православная церковь осуществляла через судебные органы, находившиеся в распоряжении епархиальных архиереев, через патриарший суд и церковные соборы. Она располагала и специальными органами, созданными для расследования дел против религии и церкви – Приказом духовных дел, Приказом инквизиторских дел, Раскольнической и Новокрещенской конторами и др.

По настоянию церкви делами о преступлениях против церкви и религии занимались и светские следственные органы – Сыскной приказ, Тайная канцелярия, Преображенский приказ и др.

Сюда поступали дела от церковных властей в тех случаях, когда в «изъяснение подлинной правды» требовалось подвергнуть обвиняемых пыткам. И здесь духовное ведомство продолжало наблюдать за ведением следствия, получало допросные листы и «экстракты».

Оно ревниво оберегало свои судебные права, не допуская их умаления со стороны светских властей. Если светский суд не проявлял достаточной оперативности или отказывался пытать обвиняемых, посланных церковниками, те жаловались на ослушников светским властям.

По настоянию духовных властей правительство неоднократно подтверждало, что местные власти обязаны по требованию епархиальных иерархов принимать направленных ими людей «для полного розыска».

Ведовские процессы часто очень разрастались, чему способствовала применявшаяся тогда практика сыска вины пытками и казнями. Например, в 1630 г. по делу одной «бабы-ворожейки» было привлечено 36 человек; по делу Тимошки Афанасьева, возникшему в 1647 г., судили 47 «виновных». В 1648 г.

вместе с Первушкой Петровым, обвиненным в чародействе, «пытали» истину у 98 человек. За Аленкой Дарьицей, привлеченной к суду в 1648 г. за тот же грех, последовали 142 жертвы. С Анюткой Ивановой (1649 г.) судили за чародейство 402, а по процессу Умая Шамардина (1664 г.) — 1452 человека.

Ведовские процессы продолжались и при Петре I, причем для борьбы с колдовством привлекался весь административно-полицейский аппарат феодально-крепостнического государства.

В 1699 г. в Преображенском приказе велось следствие по обвинению в колдовстве аптекарского ученика Маркова. Здесь же пытали крестьянина Бложонка за его сношение с нечистой силой.

В 1714 г. в городе Лубны (Украина) собирались сжечь за чародейство одну женщину. Об этом узнал В. Н. Татищев, находившийся в этом городе проездом из Германии, автор «Истории российской».

Он критиковал реакционную роль церкви и стремился освободить «вольные науки» от религиозной опеки. Поговорив с обвиняемой, Татищев убедился в ее невиновности и добился отмены приговора.

Женщину все же отправили на «смирение» в монастырь.

Воинский устав Петра I 1716 года  предусматривал для чернокнижников сожжение, «ежели оный своим чародейством вред кому учинил, или действительно с диаволом обязательство имеет».

Активную роль служителей культа в организации и ведении ведовских процессов отмечает и Именной указ императрицы Анны Иоанновны «О наказании за призывание волшебников и о казни таковых обманщиков» от 25 мая 1731 года.

По этому указу епархиальные архиереи должны были наблюдать, чтобы борьба с чародейством велась без всякого снисхождения. Указ напоминал, что за волшебство назначается смертная казнь сожжением. Сожжению подвергали и тех, кто, не «боясь гнева божьего», прибегал к колдунам и «знахарям» за помощью.

Читайте также:  Описание картины алексея боголюбова «морской вид»

Именно по этому указу 18 марта 1736 г. в Симбирске за ересь и колдовство был сожжён посадский чиновник Яков Яров, занимавшийся знахарством.

В результате допросов выявилось, что Яров в 1730 году лечил в Симбирске многих «болящих», не только по своему личному желанию, но и по призыву самих симбирских посадских людей.

  Указанные свидетели при допросе единогласно показали, что Яров лечил их от разных болезней, и это было известно не им одним, но и другим, которые «важнее их»; что же касается его учения, еретических книг и волшебства, то об этом и подозрения у них на него никакого не было; напротив того, он казался им всегда «богобоязненным» и добрым.

Симбирская ратуша заканчивает следствие о Ярове и все дело передает сначала в канцелярию Воеводского правления, а потом и в канцелярию Симбирской провинции.

Здесь повторно опрашиваются снова все свидетели, которые единогласно повторяют свои показания и говорят, что «богохульства и еретичества в Ярове они не примечали, обращались к нему как к знахарю, принимали от него и пили именно те травы, которые делал он, и от этих трав им всегда легчало».

Однако такой ход расследования многим не нравился, необходимо было обвинить Ярова в запрещенном волшебстве и колдовстве. Теперь дело переходит в Казанскую губернскую канцелярию. Начинается новый виток расследований с применением пыток, под действием которых все показания как самого Ярова, так и всех свидетелей меняются.

Яков признается в еретичестве и колдовстве. Четыре года велось следствие, и по завершении дело было передано в Священный синод, в столицу, а затем были утверждены правительствующим сенатом. Наконец был вынесен приговор: подвергнуть еретика Якова Ярова сожжению.

Казнь Якова Ярова была приведена в исполнение 18 марта 1736 года публично на главной площади Симбирска.

***

Последнее известное сожжение произошло в 70-е гг. XVIII в. на Камчатке, где в деревянном срубе сожгли колдунью-камчадалку. Руководил казнью капитан Тенгинской крепости Шмалев.

***

В годы первой русской революции 1905 года прогрессивному историку и общественному деятелю А. С. Пругавину удалось познакомить русское общество с инквизиционной деятельностью монастырских застенков.

Журналы того времени писали, что со страниц его книг «веет ужасами инквизиции» и если инквизиция отошла уже в область преданий, то монастырские тюрьмы представляют современное зло и даже в XX в.

сохранили специфические черты человеконенавистничества и жестокости.

* — События в статье представлены с точки зрения традиционной хронологии и официальной истории.

Источники:

1) Е. Ф. Грекулов «Православная инквизиция в России»

2) Статья Е.Шацкого «Русская православная церковь и сожжения»

3) Статья « История греха. Православная инквизиция на Руси»

4) Статья в Википедии «Казнь через сожжение в истории России»

Подписаться на секретный telegram-канал, чтобы не пропустить эксклюзивную информацию, не представленную больше нигде.

Источник: https://www.kramola.info/vesti/religija/inkvizicija-i-rus

Протопоп Аввакум

Протопоп Аввакум – личность яркая и противоречивая. Священник, которого староверы возвели в ранг святого, не признавал полутонов и компромиссов. За суровый характер и готовность «душу положить за овцы своя» его ненавидели враги и боготворили последователи.

Протопоп Аввакум

Его авторитет в XVII веке был огромен: последователи называли Аввакума праведником и гонимым мучеником. Вельможи и паства, придерживавшиеся свободных нравов, ненавидели сурового попа за обличения. Священника избивали, бросали в застенки без еды и одежды, ссылали в суровую Сибирь, но дух и убеждения Аввакума не сломал никто – ни цари, ни вельможи.

Цельная натура, талантливый оратор и проповедник, истинный поборник православия и философии старообрядчества – он примером показал, что значит бороться до конца.

Детство и юность

Аввакум Петрович Петров родился в селе Григорово Нижегородского уезда в 1620 году. Примером для будущего проповедника и духовного наставника старообрядцев была мама.

Мария (позже постриглась в монахини и получила имя Марфа) воспитала Аввакума в строгости и духовной чистоте.

Придерживаясь старых православных канонов, проведя в молитвах и постах свободное от трудов время, женщина вырастила и сына в «страхе Божьем».

Памятник протопопу Аввакуму

Отец – потомственный приходской священник – умер, когда сыну исполнилось 15 лет. По словам Аввакума, отец любил выпить, что и послужило причиной ранней смерти.

В 22 года Аввакума Петрова за усердие в вере и строгое следование Закону Божьему рукоположили в диаконы.

Жизнь и учения

Через 2 года Аввакуму доверили церковный приход в Лопатинцах – селе Нижегородской губернии. Молодой поп, требовательный к себе и пастве, неистово бичевал пороки прихожан, наказывая даже за малые грехи. Снисхождения не получали ни бедные, ни вельможи, жертвовавшие на храм немалые деньги.

Однажды на исповедь к Аввакуму пришла юная блудница. По церковным канонам она детально описала грехи, и если разум не покинул священника, то плоть взбунтовалась. Чтобы усмирить ее, поп после исповеди простер ладонь над тремя горящими свечами. Боль победила греховные желания, а прихожане, чье уважение к священнику удвоилось, потянулись к Аввакуму.

Священнический крест протопопа Аввакума

За праведные поступки и строжайшее следование законам православия Аввакуму присвоили титул протоиерея – протопопа. Слух о суровом батюшке, отличавшемся крайней набожностью, разнесся по округе. К нему пошли толпы верующих за советом и благословением.

Протопоп Аввакум прославился как экзорцист. К нему приводили душевнобольных и сумасшедших, в которых вселился нечистый дух. Часто священник оставлял их «на лечение» в своем доме.

Благословение от протопопа Аввакума называли счастьем и нищие, и богачи. Однажды воевода Василий Шереметев, путешествовавший по Волге на судне, пожелал увидеть прославленного батюшку.

Священника доставили на корабль, и после душеспасительной беседы воевода попросил благословения для юного отпрыска.

Матвея Шереметева вывели к протопопу Аввакуму, но тот, увидев «блудоносный» вид парня (тот брил бороду), отказался осенить крестным знамением.

«Житие» протопопа Аввакума

Взбешенный вельможа приказал бросить Аввакума в реку, и тому чудом удалось спасти жизнь – вовремя подоспели рыбаки.

Аскет и противник всяких развлечений, Аввакум приходил в неистовство, видя в Лопатинцах праздношатающуюся публику. Когда в село пришли циркачи с медведями и музыкальными инструментами, протопоп бросился на веселую компанию с кулаками. Циркачей избил, бубны и домры поломал, одного медведя ушиб, а второй сбежал в поле.

Протопоп Аввакум не боялся заступаться за бедных, сирых и убогих. Когда вдова пожаловалась, что вельможа отнял у нее дочь, священник, не задумываясь, заступился. Вельможа избил Аввакума Петровича до полусмерти и разорил дом.

Мученичество Аввакума

Недолго прослужил протопоп Аввакум и в Юрьевце-Повольском, куда его перевели из села Лопатинцы. Крутой нрав проповедника и тут стал причиной конфликтов с прихожанами, не желавшими придерживаться старых канонов и не внимавшими наставлениям пастыря. Аввакума били батогами и топтали, угрожали ему и семье. Старообрядец в 1651 году бежал в Москву.

Читайте также:  Описание картины валентина серова «портрет александра iii»

В столице протопоп Аввакум, современник царя, подружился с монаршим духовником и будущим Патриархом Никоном. При тогдашнем Патриархе Иосифе священник участвовал в книгоиздательстве. Когда отлучался по делам церковным протопоп Казанского собора Иоанн, в доме которого остановился Аввакум, священник его подменял.

Вскоре дружба с Никоном переросла во вражду: православная философия Аввакума основывалась на вере старого образца, а Патриарх Никон, занявший место скончавшегося Иосифа, взялся реформировать церковь.

В Москве появился Арсений Грек. Никон отдал предпочтение греческим богослужебным книгам, тогда как Аввакум ратовал за древнерусские православные.

Протопоп Аввакум обратился к царю с челобитной, где критиковал Никона и греческие обряды.

Протопоп Аввакум с царем

Осенью 1653 года старообрядец подвергся гонениям – его сослали в Андроников монастырь. В сыром подвале Аввакум просидел без еды трое суток, но не покорился. Никон приказал расстричь бунтаря, но царь не позволил, заменив лишение сана ссылкой в Тобольск.

В Тобольске протопоп Аввакум продолжил агитацию и критику никонианства, за что его сослали в Забайкалье. Там проповедник раскритиковал хозяина края – Нерчинского воеводу Пашкова. Тот избил Аввакума и на зиму посадил в острог.

Весной бунтаря определили в полк, который двигался на восток через Байкал, Амур и Шилку. В этой тяжелой дороге умерли двое маленьких сыновей Аввакума. В 1663 году протопоп вернулся в Москву, куда позвал царь. Причиной неожиданной милости стала опала Никона. Монарх предложил старообрядцу стать духовником, но тот отказался, не видя в царе приверженности старым канонам православия.

Путешествие Аввакума по Сибири

Вскоре протопоп Аввакум, и не подумавший унять необузданный нрав и желание говорить все, что думает, без оглядки на последствия нажил новых врагов.

Старообрядец категорически выступал против церковных реформ, крестился двумя, а не тремя перстами, выступал за 8-конечный крест.

Через год милость государя сменилась на гнев и бунтаря сослали в Архангельскую область.

В 1666 году Аввакум Петрович снова появился в Москве на суде над Никоном. После страшных скитаний от него ждали покорности, но проповедник стоял на своем. Церковный суд отлучил Аввакума от церкви и отнял священную степень, вызвав у того гнев и наложение анафемы на высшее руководство церкви.

Протопоп Аввакум в тюрьме

Год страстотерпца держали в монастыре под Калугой, но он не сломался. Тогда Аввакума сослали в Пустозерск, в Заполярье.

В срубе, наполовину погруженном в промерзшую землю, священник томился долгих 14 лет. Проповедовать не бросил: не имея возможности говорить с последователями, духовный вождь рассылал по стране через верных людей послания.

Так появилось знаменитое «Житие», позже названное первой художественной автобиографией.

Богомольцы потоком шли к проповеднику, которого называли святым. От него уходили, пряча письма в посохах. Высказывания оратора сохранились благодаря этим тайным посланиям.

Личная жизнь

Имя знаменитого старообрядца связывают с двумя женщинами – Феодосией Морозовой, знакомой современникам как боярыня Морозова, и женой Настасьей Марковной.

Первая – духовная ученица протопопа Аввакума, как и он, пострадавшая за веру и несгибаемость. Ее – неистовую, с горящими огнем глазами – изобразил Василий Суриков. Как и духовный наставник, Морозова погибла, не желая менять убеждения.

Боярыня Морозова

Вторая – верная супруга, родившая мужу девятерых детей. Чистоту брачных уз пара поддерживала всю жизнь. Как и Аввакум, Настасья исповедовала старообрядчество. Они обвенчались по нынешним меркам юными: мужу исполнилось 17, жене 14 лет. Родом из одного селенья, оба из обедневших семей, наполовину сироты.

Жили супруги, как предписывал Домострой: будущий проповедник женился на девушке по указанию матери. Но брак освящала любовь: жена безропотно следовала за мужем в ссылки и скитания. В Сибири, по дороге к месту ссылки в Тобольск, не выдержав суровых условий, умерли двое малолетних сыновей.

Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме

Аввакум Петрович видел в жене идеал православной женщины и называл Настасью «помощницей ко спасению». Настасья Марковна стала примером для жен декабристов, каторжников и всех ссыльных, для женщин, отрекшихся от спокойной и благоустроенной жизни и последовавших за мужьями.

В книге «Наказание без преступления» Александр Авдеенко вспомнил дошедшую до современников историю, характеризующую отношения пары. Измученная очередной ссылкой Настасья спросила мужа, долго ли ей мучиться, на что священник ответил:

Ответ женщины стал своего рода девизом всех жен, разделивших тяжкую судьбу мужей. Анастасия Марковна умерла раньше супруга. Кончину второй половинки муж пережил тяжко: ушла главная опора, советница и друг.

Смерть

После кончины царя Алексея Михайловича трон занял сын Федор Алексеевич, благочестивый и впечатлительный. Мятежный Аввакум, рассчитывая, что сумеет отвратить монарха от ненавистного греческого обряда, написал ему письмо. Рассказал, что видел сон о батюшке Алексее Михайловиче, горящем в адском пламени за то, что принял никонианское учение.

Протопоп не рассчитал, что Федор осерчает и обвинит его в «великой хуле на царский дом» и церковном расколе. Современник царя был жестоко наказан. В 1682 году старообрядца со сподвижниками Епифанием, Лазарем и Федором казнили на глазах толпы. Их привязали к углам сруба, забросали берестой и сухими ветками и подожгли.

Сожжение протопопа Аввакума

Протопоп Аввакум знал о готовящейся казни, раздал книги и скудное имущество, надел белую рубаху. Примечательно, что огонь он считал очищающим и неоднократно призывал к самосожжениям. От огня умер и сам.

Казнь состоялась в пятницу Страстной седмицы. По дошедшим сведениям, когда пламя взметнулось в небо, Аввакум поднял руку с двуперстием и воскликнул: 

Интересные факты

  • Аввакума называют родоначальником вольного слова, исповедальной прозы и образной словесности. Ему приписывают 43 сочинения, среди которых «Книга бесед», «Книга обличений», «Книга толкований». Наиболее известное произведение — «Житие», перевод книг которого популярен и сегодня.

  • Протопоп Аввакум – герой 20-серийного фильма Николая Досталя «Раскол». Основная тема сериала – реформы, проводимые патриархом Никоном и сопротивление, которое возглавил протопоп Аввакум.
  • Старообрядца называют первым проповедником массовых суицидов в мировых религиозных учениях.

    В годы пика его популярности количество массовых самосожжений увеличивалось. В начале 1687 года в Палеостровском монастыре сожглись больше 2000 человек. 9 августа в том же году в Березове Олонецкого уезда – больше 1000.

Протопоп Аввакум на православной и старообрядческой иконах

  • Старообрядческие иконы, которым поклонялся Аввакум, отличаются обилием надписей на полях, темными ликами. В XVIII веке официальное православие запретило изготовление подобных икон.

  • В текстах Аввакума содержались высказывания, которые называют «пророческими». По-особому звучала в годы революции и гражданской войны цитата из Аввакума: «Выпросил у Бога светлую Россию Сатана, да очервлянит ее кровью мученической».
  • М.

    Пришвин в своих лекциях в «народном университете» трактовал Григория Распутина как «орудие мести протопопа Аввакума» дому Романовых.

В начале XX века старообрядческая церковь причислила его к лику святых, а в селе Григорово в конце XX века был установлен памятник Аввакуму.

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/32379-protopop-avvakum.html

Ссылка на основную публикацию