Описание картины ильи репина «портрет писемского»

Читать онлайн Репин страница 75. Большая и бесплатная библиотека

Основные даты жизни и творчества и. е. репина

1844 — 24 июля родился в г. Чугуеве.

1852–1855 — Обучение грамоте, чистописанию и закону божию у пономаря осиновской церкви и арифметике у дьячка В. В. Яровицкого.

1855 — Ученичество в топографической школе.

1858 — Обучение у художника-иконописца И. М. Бунакова.

1859–1863 — Работа по росписи церквей и заказные портреты. Портрет отца — Е. В. Репина.

1863 — 1 ноября — приезд в Петербург. Рисовальная школа на Бирже. Знакомство с семьей Шевцовых, с девятилетней Верой, ставшей впоследствии его женой. 2 декабря — первый автопортрет. Знакомство с Крамским.

1864 — В конце января — поступление вольнослушателем в Академию художеств. 7 сентября — перевод из вольнослушателей в ученики Академии.

1865 — 8 мая — вторая серебряная медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян». Присвоение звания свободного художника, что освобождало из податного состояния и от телесных наказаний. «Приготовление к экзамену».

1866 — Присутствие при казни Каракозова. Рисунок Каракозова по памяти. Дружба с артелью художников.

1867 — Поездка в Чугуев. Портрет матери. Портрет брата Василия.

1868 — «Диоген». Портрет Хлобощина. «Иов и его друзья».

1869 — Портрет В. А. Шевцовой. Знакомство со Стасовым.

1870 — Летом поездка на Волгу с Ф. Васильевым, братом и академическим товарищем Макаровым для сбора этюдов к картине «Бурлаки».

1871 — «Воскрешение дочери Иаира» — 2 ноября на годичном экзамене за нее получена первая золотая медаль и право на шестилетнюю заграничную поездку на казенный счет.

1871–1872 — декабрь — май — «Славянские композиторы».

1872 — 11 февраля — женитьба на В. А. Шевцовой. Знакомство с Третьяковым. «Бурлаки, идущие вброд». Апрель — портрет Стасова.

1870–1873 — «Бурлаки».

1873 — Поездка за границу. Вена, Венеция, Флоренция, Рим, Неаполь, Альбано. В октябре — приезд в Париж. «Продавец новостей».

1874 — Снята квартира и мастерская в Париже. Написан портрет Тургенева. Летом в Нормандии пишутся этюды, много пейзажей, этюд маленькой рыбачки.

1875 — Этюды к картине «Парижское кафе» и сама картина. В июле — поездка в Лондон.

1876 — «Еврей на молитве». Январь — май — «Садко». В июле Репин вернулся в Петербург. С июля по сентябрь жил на даче в Красном Селе. Там написал картину «Дерновая скамья». В начале октября через Москву поехал с семьей в Чугуев.

1876–1877 — С октября по август Репины прожили в Чугуеве.

1877 — «В волостном правлении», «Возвращение с войны», «Под конвоем», «Мужичок из робких», «Парубок из мохначей», «Протодиакон».

1877–1879 — «Проводы новобранца». Сближение с Третьяковым. Портреты Куинджи, Забелина, мертвого Чижова.

1877–1882 — С сентября 1877 по сентябрь 1882 года Репины жили в Москве. В сентябре переехали на постоянное жительство в Петербург.

1878 — «Экзамен в сельской школе».

1878–1879 — «Царевна Софья».

1879 — Квартира в Б. Трубном переулке. Лето в Абрамцеве. Портрет П. С. Стасовой. В сентябре умерла мать Репина. Портрет отца.

1880–1881 — Знакомство с Л. Н. Толстым. «Вечерницы». Портрет Писемского. С апреля по сентябрь Репин с В. Серовым ездил в Запорожье. Был в Качановке у Тарновского. Портреты М. Мусоргского, Н. Пирогова, Н. Ге.

1882 — Летом на даче в Хотькове под Москвой писались этюды для «Крестного хода». Портрет Стрепетовой. «Отдых». Портрет Т. А. Мамонтовой. Сентябрь — переезд в Петербург.

1881–1883 — Поездка за границу со Стасовым: Берлин, Дрезден, Мюнхен, Париж, Голландия, Мадрид, Венеция. Дрезденский портрет Стасова. «Пер-Лашез». Портрет Третьякова. «Сходка». «Крестный ход в Курской губернии». Портрет Гаршина.

1884 — «Не ждали».

1884–1885 — «Иван Грозный и сын его Иван».

1885–1886 — «Речь Александра III к волостным старшинам».

1879–1885 — «Отказ от исповеди».

1886 — Портреты Беляева, Мясоедова. «Франц Лист».

1887 — «Глинка». Портреты Софьи Ментер, Сурикова. В мае — июне — поездка за границу: Вена, Венеция, Рим. С 9 по 16 августа — у Л. Толстого в Ясной Поляне. Разрыв с женой.

1888 — «Николай Мирликийский». Портреты Микешина, Фофанова. Поездка на Кубань.

1889 — Портрет баронессы Икскуль. Поездка на Всемирную выставку в Париже. Портрет Антокольского. Портрет Е. Н. Званцевой.

1890 — В мае Репин поехал на юг России, в Одессу.

1878–1891 — «Запорожцы».

1891 — Портрет Элеоноры Дузе. Поездка в Ясную Поляну. «Толстой на молитве». Портрет Спасовича. В ноябре состоялась первая персональная выставка Репина к двадцатилетию его творческой деятельности. Впервые показаны на ней «Запорожцы» и «Арест пропагандиста». Куплено имение Здравнево в Витебской губернии.

1892 — В январе и феврале в Москве показывалась персональная выставка Репина. Он побывал в имении Стаховичей и в Ясной Поляне. С мая по сентябрь жил в своем имении, написал «Осенний букет».

1893 — 25 ноября Репин получил звание профессора живописи. Портреты Герарда, Рнмского-Корсакова. С мая по сентябрь Репин жил в Здравневе. Осенью и зимой с сыном Юрием — за границей: Вена, Мюнхен, Венеция, Флоренция, Рим, Неаполь. 1 декабря утвержден действительным членом Академии художеств.

1894 — Портрет Юрия в Венеции. Лето — в Здравневе. 1 сентября Репин принял руководство живописной мастерской Академии, и началась его педагогическая деятельность.

1895 — Портреты Л. И. Шестаковой, И. Р. Тарханова, Римского-Корсакова.

1896 — «Дуэль».

1897 — Портреты А. В. Вержбиловича, М. К. Тенишевой, графини Н. П. Головиной, княгини Е. И. Четвертинской.

1900 — Поездка с Нордман-Северовой в Париж на Всемирную выставку. Вторая женитьба. Переезд в «Пенаты». Портрет Н. И. Репиной, «На солнце».

1901 — «Иди за мной, Сатано!», портреты Л. Н. Толстого, графа И. И. Толстого, Е. Н. Корево, В. В. Стасова, Н. Б. Северовой, А. И. Боткиной.

1901–1903 — «Юбилейное заседание Государственного совета» и больше пятидесяти этюдов к нему.

1903 — «Какой простор!»

1905 — Показ портрета М. Горького на выставке в Таврическом дворце. Рисунок: «Горький читает в «Пенатах» свою новую пьесу «Дети солнца».

1906 — Эскизы к картинам, посвященным событиям 9-го января. Портрет шлиссельбуржца Н. А. Морозова. «Трудовик», «Жена трудовика», «Женщина-трудовик», рисунок «Трудовик».

1907–1911 — «Манифестация 17-го октября».

1907 — После тринадцати лет преподавательской деятельности Репин 1 ноября окончательно ушел из Академии.

1908 — «Черноморская вольница».

1909 — «Самосожжение Гоголя».

1910 — Портреты Н. Б. Нордман-Северовой и К. И. Чуковского.

1911 — «Пушкин», «Пушкин пятнадцати лет читает свою поэму».

1915 — Портрет Маяковского.

1916 — Портрет Сварога.

1917 — Портрет Керенского.

1920–1921 — «Голгофа», «Утро воскресения», «Неверие Фомы».

Читайте также:  Описание картины винсента ван гога «крестьянин и крестьянка, сажающие картофель»

1924 — Портрет академика Павлова.

1925 — «Финские знаменитости».

1927–1930 — «Гопак».

1930 — 29 сентября Репин умер.

Краткая библиография

И. Е. Репин, Далекое близкое. Изд-во «Искусство», М., 1953.

И. Е. Репин и В. В. Стасов, Переписка. 1, 2 и 3 тт., изд-во «Искусство», М., 1948–1950.

И. Е. Репин и И. Н. Крамской, Переписка. Изд-во «Искусство», М., 1949.

И. Е. Репин, Переписка с П. М. Третьяковым. Изд-во «Искусство», М., 1946.

И. Е. Репин и Л. Н. Толстой, 1 и 2 тт. Изд-во «Искусство», М., 1949.

И. Е. Репин, Письма к художникам и художественным деятелям. Изд-во «Искусство», М., 1952.

И. Е. Репин, Письма к писателям и литературным деятелям. Изд-во «Искусство», М., 1950.

И. Е. Репин, Письма к Е. П. Тархановой-Антокольской и И. Р. Тарханову. Изд-во «Искусство», М., 1937.

«Воспоминания, статьи и письма из-за границы И. Е. Репина», под ред. Н. Б. Северовой. СПБ, 1901.

Н. Б. Нордман-Северова, Интимные страницы. СПБ, 1910.

И. Э. Грабарь, Репин. Изогиз, М., 1937, два тома.

Сергей Эрнст, Илья Ефимович Репин. Изд. Комитета популяризации художественных изданий при Гос. академии истории материальной культуры. Л., 1927.

К. И. Чуковский, Репин (Воспоминания). Изд-во «Искусство», М., 1945.

«Художественное наследство», «Репин», 1-й и 2-й тома, 1948–1949. Изд-во АН СССР.

О. А. Лясковская, Илья Ефимович Репин. Изд. Третьяковской галереи, М., 1953.

И. С. Зильберштейн, Репин и Горький. Изд-во «Искусство», М., 1944.

Его же, Репин и Тургенев. Изд-во АН СССР, 1945.

Его же, Работа И. Е. Репина над картиной «Отказ от исповеди перед казнью», см. «И. Е. Репин — сборник докладов и материалов». Изд. Академии художеств СССР.

С. Н. Дурылин, Репин и Гаршин. Изд. Академии художеств СССР, 1926.

A. Парамонов, Иллюстрации И. Е. Репина. Изд-во «Искусство», 1952.

М. М. Антокольский, Его жизнь, творения, письма и статьи. Под редакцией В. В. Стасова. СПБ — М., 1905.

B. Москвинов, Репин в Москве. Гос. изд-во культурно-просветительной литературы, 1954.

И. А. Бродский и Ш. Н. Меламуд, Репин в «Пенатах». Изд-во «Искусство», Л.-М., 1940.

Илья Ефимович Репин — альбом. Изогиз, М., 1957.

Примечания

1

Боткин Михаил Петрович — художник, брат знаменитого врача и ученого Боткина С. П.

2

«Ленин о культуре и искусстве». Сборник статей и отрывков. Изогиз, 1938 г., стр. 298.

Источник: https://dom-knig.com/book/r/183660/75

Книга Репин. Содержание — ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА И. Е. РЕПИНА

Отказ от исповеди. (Фрагмент.) 1879–1885 гг.

Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану. 1880–1891 гг.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА И. Е. РЕПИНА

1844 — 24 июля родился в г. Чугуеве.

1852–1855 — Обучение грамоте, чистописанию и закону божию у пономаря осиновской церкви и арифметике у дьячка В. В. Яровицкого.

1855 — Ученичество в топографической школе.

1858 — Обучение у художника-иконописца И. М. Бунакова.

1859–1863 — Работа по росписи церквей и заказные портреты. Портрет отца — Е. В. Репина.

1863 — 1 ноября — приезд в Петербург. Рисовальная школа на Бирже. Знакомство с семьей Шевцовых, с девятилетней Верой, ставшей впоследствии его женой. 2 декабря — первый автопортрет. Знакомство с Крамским.

1864 — В конце января — поступление вольнослушателем в Академию художеств. 7 сентября — перевод из вольнослушателей в ученики Академии.

1865 — 8 мая — вторая серебряная медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян». Присвоение звания свободного художника, что освобождало из податного состояния и от телесных наказаний. «Приготовление к экзамену».

1866 — Присутствие при казни Каракозова. Рисунок Каракозова по памяти. Дружба с артелью художников.

1867 — Поездка в Чугуев. Портрет матери. Портрет брата Василия.

1868 — «Диоген». Портрет Хлобощина. «Иов и его друзья».

1869 — Портрет В. А. Шевцовой. Знакомство со Стасовым.

1870 — Летом поездка на Волгу с Ф. Васильевым, братом и академическим товарищем Макаровым для сбора этюдов к картине «Бурлаки».

1871 — «Воскрешение дочери Иаира» — 2 ноября на годичном экзамене за нее получена первая золотая медаль и право на шестилетнюю заграничную поездку на казенный счет.

1871–1872 — декабрь — май — «Славянские композиторы».

1872 — 11 февраля — женитьба на В. А. Шевцовой. Знакомство с Третьяковым. «Бурлаки, идущие вброд». Апрель — портрет Стасова.

1870–1873 — «Бурлаки».

1873 — Поездка за границу. Вена, Венеция, Флоренция, Рим, Неаполь, Альбано. В октябре — приезд в Париж. «Продавец новостей».

1874 — Снята квартира и мастерская в Париже. Написан портрет Тургенева. Летом в Нормандии пишутся этюды, много пейзажей, этюд маленькой рыбачки.

1875 — Этюды к картине «Парижское кафе» и сама картина. В июле — поездка в Лондон.

1876 — «Еврей на молитве». Январь — май — «Садко». В июле Репин вернулся в Петербург. С июля по сентябрь жил на даче в Красном Селе. Там написал картину «Дерновая скамья». В начале октября через Москву поехал с семьей в Чугуев.

1876–1877 — С октября по август Репины прожили в Чугуеве.

1877 — «В волостном правлении», «Возвращение с войны», «Под конвоем», «Мужичок из робких», «Парубок из мохначей», «Протодиакон».

1877–1879 — «Проводы новобранца». Сближение с Третьяковым. Портреты Куинджи, Забелина, мертвого Чижова.

1877–1882 — С сентября 1877 по сентябрь 1882 года Репины жили в Москве. В сентябре переехали на постоянное жительство в Петербург.

1878 — «Экзамен в сельской школе».

1878–1879 — «Царевна Софья».

1879 — Квартира в Б. Трубном переулке. Лето в Абрамцеве. Портрет П. С. Стасовой. В сентябре умерла мать Репина. Портрет отца.

1880–1881 — Знакомство с Л. Н. Толстым. «Вечерницы». Портрет Писемского. С апреля по сентябрь Репин с В. Серовым ездил в Запорожье. Был в Качановке у Тарновского. Портреты М. Мусоргского, Н. Пирогова, Н. Ге.

1882 — Летом на даче в Хотькове под Москвой писались этюды для «Крестного хода». Портрет Стрепетовой. «Отдых». Портрет Т. А. Мамонтовой. Сентябрь — переезд в Петербург.

1881–1883 — Поездка за границу со Стасовым: Берлин, Дрезден, Мюнхен, Париж, Голландия, Мадрид, Венеция. Дрезденский портрет Стасова. «Пер-Лашез». Портрет Третьякова. «Сходка». «Крестный ход в Курской губернии». Портрет Гаршина.

1884 — «Не ждали».

1884–1885 — «Иван Грозный и сын его Иван».

1885–1886 — «Речь Александра III к волостным старшинам».

1879–1885 — «Отказ от исповеди».

1886 — Портреты Беляева, Мясоедова. «Франц Лист».

1887 — «Глинка». Портреты Софьи Ментер, Сурикова. В мае — июне — поездка за границу: Вена, Венеция, Рим. С 9 по 16 августа — у Л. Толстого в Ясной Поляне. Разрыв с женой.

1888 — «Николай Мирликийский». Портреты Микешина, Фофанова. Поездка на Кубань.

Читайте также:  Описание картины эгона шиле «семья»

1889 — Портрет баронессы Икскуль. Поездка на Всемирную выставку в Париже. Портрет Антокольского. Портрет Е. Н. Званцевой.

1890 — В мае Репин поехал на юг России, в Одессу.

1878–1891 — «Запорожцы».

1891 — Портрет Элеоноры Дузе. Поездка в Ясную Поляну. «Толстой на молитве». Портрет Спасовича. В ноябре состоялась первая персональная выставка Репина к двадцатилетию его творческой деятельности. Впервые показаны на ней «Запорожцы» и «Арест пропагандиста». Куплено имение Здравнево в Витебской губернии.

1892 — В январе и феврале в Москве показывалась персональная выставка Репина. Он побывал в имении Стаховичей и в Ясной Поляне. С мая по сентябрь жил в своем имении, написал «Осенний букет».

1893 — 25 ноября Репин получил звание профессора живописи. Портреты Герарда, Рнмского-Корсакова. С мая по сентябрь Репин жил в Здравневе. Осенью и зимой с сыном Юрием — за границей: Вена, Мюнхен, Венеция, Флоренция, Рим, Неаполь. 1 декабря утвержден действительным членом Академии художеств.

1894 — Портрет Юрия в Венеции. Лето — в Здравневе. 1 сентября Репин принял руководство живописной мастерской Академии, и началась его педагогическая деятельность.

1895 — Портреты Л. И. Шестаковой, И. Р. Тарханова, Римского-Корсакова.

1896 — «Дуэль».

1897 — Портреты А. В. Вержбиловича, М. К. Тенишевой, графини Н. П. Головиной, княгини Е. И. Четвертинской.

1900 — Поездка с Нордман-Северовой в Париж на Всемирную выставку. Вторая женитьба. Переезд в «Пенаты». Портрет Н. И. Репиной, «На солнце».

1901 — «Иди за мной, Сатано!», портреты Л. Н. Толстого, графа И. И. Толстого, Е. Н. Корево, В. В. Стасова, Н. Б. Северовой, А. И. Боткиной.

1901–1903 — «Юбилейное заседание Государственного совета» и больше пятидесяти этюдов к нему.

1903 — «Какой простор!»

1905 — Показ портрета М. Горького на выставке в Таврическом дворце. Рисунок: «Горький читает в «Пенатах» свою новую пьесу «Дети солнца».

1906 — Эскизы к картинам, посвященным событиям 9-го января. Портрет шлиссельбуржца Н. А. Морозова. «Трудовик», «Жена трудовика», «Женщина-трудовик», рисунок «Трудовик».

Источник: https://www.booklot.ru/genre/dokumentalnaya-literatura/biografii-i-memuaryi/book/repin/content/2948878-osnovnyie-datyi-jizni-i-tvorchestva-i-e-repina/

И.Е.Репин. Портреты 1870-80х гг

Кириллина: Он всегда оставался художником-гражданином. Характерен для Репина следующий эпизод: узнав, что в Третьяковской галерее может появиться портрет известного реакционера Каткова, он обратился к основателю галереи Павлу Михайловичу Третьякову с письмом, полным гнева и осуждения.

Художник умолял не помещать в сокровищнице портрет Каткова рядом с портретами лучших русских людей, чтобы не осквернить национальную гордость и святыню. 
Начиная с конца семидесятых годов, не было ни одной выставки, на которой бы зрителя не очаровывали и не поражали портретные работы Репина. 
На передвижной выставке 1881 года появился портрет А.

Ф.Писемского. Писатель сидит тяжело опираясь на палку и напоминает настороженную большую старую птицу. Кажется, Репин, вполне подчиняясь модели, создал образ писателя таким, каким он был в последние годы жизни. Конкретность изображения здесь как будто абсолютная.

Но суть заключается в том, что в этом совершенно конкретном образе Репин сумел передать как бы обостренные старостью и болезнью наиболее существенные черты психологического облика писателя-консерватора по убеждению, полного желчного раздражения по поводу новых порядков.

Это раздражение пронизывало ядовитым сарказмом все его литературное творчество. Писемский Репина — это человек, наиболее ярко воплотивший в своей индивидуальности определенную грань общественной идеологии.

На этой же выставке экспонировался портрет композитора М.П.Мусоргского, созданный за несколько дней до его смерти в госпитале, всего за четыре сеанса. Мусоргский изображен в серо-зеленоватом больничном халате с малиновыми отворотами, на светлом фоне.

В больном отечном лице, написанном необыкновенно правдиво, Репин сумел раскрыть одухотворенность возвышенной мысли. Лицо выполнено очень мягко: прекрасны задумчивые глаза, высок чистый лоб с упавшей на него прядью волос. Мы ощущаем в образе Мусоргского и всю полноту жизни и то, что жизнь уходит.

Это не просто умирающий Мусоргский, в его облике, искаженном ужасной болезнью, есть те черты, которые были особенно дороги Репину,- черты народного характера. Перед нами образ русского богатыря, богатыря духа, светлого и ясного. Несмотря на тяготы жизни, несмотря на глубокую печаль, он не сломлен.

В 1882 году появились новые шедевры портретного искусства Репина. Художник написал свою жену, Веру Алексеевну, задремавшую в кресле, тонко передав состояние покоя, сна и тишины и назвал картину «Отдых».

Близок «Отдыху» по переданному состоянию созданный в том же году портрет пятилетней дочери Нади, которая, набегавшись, забралась в кресло, заснула — и вот только открыла непонимающие сонные глаза. Репин редко писал высокопоставленных чиновников и генералов. Но работа над портретом генерала А.И.

Дельвига увлекла художника не только чисто живописными возможностями, но, главным образом, тем, что это был интересный, умный, проницательный человек. В портрете нет холода, присущего многим парадным портретам. За мундиром с серебряными эполетами и аксельбантами художник увидел сложный человеческий характер.

Среди женских портретов в творчестве Репина есть созданные с истинным вдохновением. Таков портрет замечательной актрисы П.А.Стрепетовой. В этом образе художник подчеркнул присущий ей трагизм.

Устилая, с рассыпавшимися по плечам волосами, Стрепетова все еще будто находится во власти чувств созданного ею сценического образа: полуоткрытые, запекшиеся губы, взгляд выражает боль и страдание. 

Путешествуя со Стасовым по Европе в 1883 году, Репин во время пребывания в Дрездене создал его портрет.

Могучая фигура страстного критика написана широко и свободно. Проницательны живые глаза. Подчеркнута темпераментность неутомимого борца за демократическое искусство. 
Не один раз обращался Репин к созданию образа Льва Николаевича Толстого. С этой целью он часто бывал в Ясной Поляне, жил там и написал ряд портретов великого писателя.

Из них особенно значителен портрет 1887 года. Толстой изображен сидящим в черном кресле. Его фигура ясным, спокойным силуэтом выделяется на сером фоне. В руках открытая книга, взгляд из-под нависших бровей устремлен прямо перед собой. Великий писатель погружен в раздумья. В образе Толстого улавливается величавость и мудрость.


В 1892 году в своем имении Здравнево художник пишет портрет старшей дочери, В.И.Репиной. Осенний пейзаж, тающая в глубине голубая дымка, девушка с полевыми цветами в руках. Портрет, названный «Осенний букет», построен на контрасте увядающих блеклых цветов, оттенков осени и пышущей здоровьем, крепкой девичьей фигуры на этом фоне.

Работая над портретом второй своей дочери, Н.И.Репиной, так же как и в предыдущем портрете, художник ставит перед собой задачу изобразить человека в живом контакте с природой. Он усадил девушку прямо против солнца. Однако черный зонтик, раскрытый над головой, защищает ее от солнечных лучей.

В свою очередь, белая широкополая шляпа смягчает тень от зонтика. В результате лицо девушки получило интересное освещение, яркое и одновременно рассеянное. Создалось ощущение движения воздуха, пронизанного солнечными лучами, легли голубые тени.

Читайте также:  Описание картины антона лосенко «авель»

Бенуа: В России за 100 лет было немало чудных и великих портретистов: Левицкий, Боровиковский, Кипренский, Венецианов, Брюллов, Перов, Ге и Серов — вот те высшие точки, которых достигло портретное искусство в России. По своему таланту Репин должен стоять во главе этого ряда. В его портретах в особенности сказалась его близость к великим мастерам прошлого.

В портретах Репин достиг высшей точки своей живописной мощи. Некоторые из них прямо поразительны по тому темпераменту, с которым они написаны. Но и портреты его не лишены обычных недостатков. Репин и в них не сумел держать себя скромно, в стороне. Он и в них во что бы то ни стало навязывает свою «рекомендацию» или «приговор».

А между тем Репин никогда не был, подобно Перову или Ге, тонким знатоком людей. Его характеристики или грубы, или прямо неверны, в большинстве же случаев неясны и неопределенны, несмотря на все его старания выяснить и определить свою точку зрения.

Старое обвинение репинских портретов в «животности», в «материализме» не лишено основания, так как действительно духовного в них ничего нет. Но, к сожалению, оно и не вполне точно, так как и до настоящего материализма в духе Халса или Веласкеса им далеко.

Они слишком невнимательны и неряшливо писаны — «личина» и та в них слишком неопределенна и бессодержательна. Репин гнался в них за тем, за чем ему не дано было угнаться,— за душой, и в этом преследовании он слишком игнорировал то, что было в его распоряжении: представить по крайней мере с полным блеском и полной красотой «документ наружного вида».

В двояком отношении портреты Репина грубы, они грубо поняты и грубо исполнены. Знаменательно, что самый удачный, единственно удачный из его портретов Толстого, это тот, где яснополянский пророк изображен в небольшой фигурке за плугом.

В этом портрете никакого Толстого нет, зато представлена милая картина деревенской жизни: изображен какой-то почтенный патриарх-крестьянин, в славный серенький день пашущий среди черного, одноцветного, весеннего пейзажа.

Если бы Репин делал всю свою жизнь только подобное этой картине, если бы всю жизнь он оставался милым, задушевным, родным поэтом, он был бы и для нас, и для потомства бесконечно дороже, нежели теперь, создав свою пеструю, разношерстную и, в сущности, бездушную коллекцию «содержательных» картин.

За всем тем значение Репина в истории русского искусства, разумеется, громадно. Среди рабски приниженного перед литературой, в живописном же отношении немощного лепета передвижников его энергично, страстно написанные картины производят сильное и художественное впечатление.

Они не так хороши, как могли бы быть, но все же они бесконечно выше всего, что было сделано со времен Кипренского до наших дней. Сила его таланта настолько велика, что она все же проявилась с удивительной мощью и несмотря на все преграды, лежавшие в условиях времени и в самой личности Репина. Картины Репина все же настоящие картины: рассказы, уроки, вложенные в них, сбивают, портят, но не уничтожают истинно художественного впечатления. Репин вполне живой, жизненный и если не «великий», то хороший, большой, славный художник. Не будь его, все передвижническое дело прошло бы бесследно. Передвижники победили Академию, но только Репин указал силой своего таланта дальнейший путь к живописной красоте.

Сарабьянов: Между тем качество, которое мы отмечали в портретах Достоевского и Толстого, свойственно большинству самых значительных произведений второй половины XIX столетия.

Некрасов, Шишкин, Салтыков-Щедрин или Литовченко у Крамского, Островский, Майков, Даль, Саврасов у Перова, Герцен, Костомаров, те же Салтыков-Щедрин и Толстой у Ге, Крамской, Стрепетова, Гл. Успенский, Вл. Соловьев у Ярошенко, Мусоргский, Стасов, вновь Толстой или Стрепетова у Репина – все это герои одного типа.

Но одновременно здесь – самые характерные персонажи портретного жанра и едва ли не лучшие портретные произведения 70 –80-х годов. Репин в данном списке стоит, может быть, несколько особняком и выглядит более «европеизированным». В портретах Мусоргского или Стрепетовой герои выражают движение своей души и мысли в обнаженных, почти предельных формах.

Но это не противоречит их сопричастности всеобщим началам. Как и в других случаях, судьба одного воспринимается как судьба многих, а индивидуальная трагедия разыгрывается «на миру», становится своего рода публичной исповедью, столь часто встречающейся в русской литературе, и приобщает к себе других, ибо обращена к ним. Как выразился о. С.

Булгаков, «Злой огонь самости погасает, охваченный пламенем мировой любви»17. Именно на этой почве разрастается тот дух подвижничества, который был так характерен для русской интеллигенции XIX века и нашел столь убедительное воплощение в портретном искусстве.

Обладавший большими возможностями анализирующего видения, Репин изображал себя в разных позах и ситуациях, но ни разу не создал образ, по своей значительности хоть отдаленно приближающийся к его же «Мусоргскому», «Стрепетовой», «Стасову» или «Пирогову». Можно сказать, что он смотрел на себя в зеркало, хотя ему было некогда, и это смотрение второпях не принесло успеха.

Автопортрет не задался русскому художнику второй половины XIX века. Его программа была обращена вовне. В анализе окружающего мира он реализовывал свои возможности, а подчас и истощал их. Исключением является автопортрет Ге. Но о нем – особый разговор.

Реализм середины и второй половины XIX века (особенно русский) фиксировал время в совершенно конкретном проявлении. Иногда намеренно заострялась историческая конкретность, что, например, чувствуется в жанровых картинах и портретах Репина: время фиксируется в одной точке, на которую ориентировано и предшествующее, и последующее действие.

Гнедич: Из портретов наиболее совершенными были превосходные изображения Толстого, Писемского, Листа, Глинки, Пирогова, Гаршина, Бородина, хирурга Павлова и др

Алленов: Портрет был не только основным жанром, но и фундаментом репин­

ского метода изображения всего вообще. Уже первая прославленная ре­

пинская «хоровая картина» Бурлаки на Волге (1870-1873, ГРМ) может

быть истолкована как групповой портрет. Персонажи его портретов все­

гда реагируют на присутствие зрителя — приосаниваются, вскидывают

брови, бросают лукавые, недоверчивые или испытующие взгляды. Порт­

ретная характеристика в этом случае — это, собственно, характер реакции

на присутствие постороннего наблюдателя, особым образом обыграннаяситуация позирования. В этом смысле из русских художников прошлого

Репину наиболее близок Карл Брюллов. «Портреты Репина бывают осо­

бенно удачны, когда характер человека резко обозначен даже в его

чисто физических чертах, иначе говоря, когда человек загримирован при­

родой в актера своего собственного характера»88, — так определялся метод

Репина позднейшей критикой (Портрет писателя Льва Николаевича Тол­

стого

Источник: https://infopedia.su/9x107e4.html

Ссылка на основную публикацию