Прекрасные картины Айвазовского: Смотрим и наслаждаемся
Все мы знаем как красивы морские пейзажи! Изображение разнообразных морских состояний и стихий, подымающихся волн могут взволновать нас, а лазурный берег и морской штиль приводят нас в состояние спокойствия и умиротворения. Не даром говорят, если хочешь побыть наедине с самим собой — иди к морю. Говоря о морских пейзажах, на ум приходит лишь одно имя — Иван Константинович Айвазовский.
Тот, кто интересуется живописью знает, что художник — маринист Иван Константинович Айвазовский происходит из знатной армянской семьи и настоящее имя живописца — Ованнес Айвазян. Родился Ованес 17 июля 1817 года в городе Феодосия, откуда и родилась большая любовь к морю у будущего художника.
Девятый вал (1850)
Легендарная работа Айвазовского под названием «Девятый вал» завораживает и удивляет в одночасье.
Сюжет картины рассказывает о том, как группа людей, переживших кораблекрушение на маленьком обломке судна пытается спастись от разыгравшегося шторма, но огромная волна беспощадно настигает своих жертв и вот-вот укроет в морской бездне.
Морской пейзаж очень реалистично изображен и восхищает игрой красок, теней и света. Ярко-красный закат и лазурные волны словно играют с нами в прятки то скрываясь, то снова выныривая с дна морского.
Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями (1892)
Это одна из моих самых любимых картин Ивана Айвазовского. Данная работа художника, который любит изображать бушующее море, кораблекрушения и штормы, напротив очень светлая, чистая и на первый взгляд спокойная.
На ней изображен бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями, но несмотря на это, кажется, что ничего не предвещает беды.
Море немного волнующееся, прозрачно голубое, небо усыпано белыми перинами, и лишь с одной стороны видны серые тучки, а паруса всех трех кораблей — белоснежные.
Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива (1842)
Работа несет в себе умиление, нежность и позитив, ведь мастер кисти изобразил радость встречи родных людей, которые не виделись долгое время.
Наконец, морской царь и покровитель мореплавателей — Нептун отпустил их на сушу, где их уже встречают семьи, в данном случае — жена и дети одного из рыбаков. Айвазовский всегда работал с маслом и картины его получались как живые, яркие, красочные и сочные.
Художник нарисовал эту встречу не где-нибудь, а на одной из частей Тирренского моря, на западном берегу Италии, что придает ей некий романтизм.
Буря на море ночью (1849)
А этот холст мариниста 19 века, я бы назвала — самым мрачным, трагичным и печальным среди работ Ивана Айвазовского, а делают его таковым темные краски, тусклые тона игра света, и даже, яркая луна не спасает ситуацию.
Бушующее, темное, почти черное море жаждет захватить в свои сети маленькое судно, так стойко пытающееся удержаться на огромных волнах.
Одинокий корабль испытывает свою судьбу, попав в шторм ночью, и лишь яркая луна — единственная его спутница, и подруга.
Ночь. Голубая волна (1876)
Синяя лазурь морских волн словно слилась в одну плавную линию с горизонтом, а сила водной стихии качает наклоненный турецкий парусник, уставший дрейфовать в бескрайних просторах морских, и кажется, уже отдавшийся на волю судьбы.
Смотр Черноморского флота в 1849 году (1886)
Это удивительная работа Айвазовского! Речь идет не только о сюжете, но и о мастерстве. Посмотрите как все детально изображено, а нарисовал ее мастер кисти всего за одни сутки, особо уделяя внимание лишь морю, а не кораблям, как можно подумать, не верится, правда? Но это факт.
Говорят, что Айвазовский всегда рисовал по памяти и никогда с натуры, такая тогда у него была феноменальная память. Четкость линий и натуральность всех деталей, игра света, сочетание красок и умение правильно колорировать рисунок поражают и восхищают.
Не зря весь мир знает Айвазовского как мариниста, а его картины хранятся в музеях и частных коллекциях по всему свету, и их у него больше шести тысяч.
Штиль (1885)
Среди множества картин, где живописец морских стихий изображает бушующую водную стихию, нашлось место и картине, на которой изображен тихий и спокойный бирюзовый штиль.
Глядя на эту работу, хочется попасть на тот самый лазурный берег и насладится теплыми лучами солнца, нежась и наблюдая за дрейфующим красавцем-парусником, справа окруженным горами, а сверху окаймленным нежными, небесно-чистыми облаками.
У художника имеются и другого рода пейзажи…
Художник-пейзажист обожал историю родного края, поэтому в его коллекции есть целая серия художественных работ под названием батальные сюжеты, где Айвазовский изображает ход исторических морских битв и сражений. Вот несколько примеров…
Навари́нский бой
Самый известный бой русской флотилии 1770 года во время русско-турецкой войны, который закончился взятием русскими турецкой крепости Наварин.
Полотно дышит опасностью и пахнет порохом, поверженные корабли утопают в морской пучине, все вокруг в серых тонах и тумане, а море, на удивление, тихое и спокойное, его синие воды уже готовы принять свои первые жертвы.
Художник рассказывает нам об этом событии в своей работе — достоверно, грациозно и горделиво, а еще ярко, красочно и натурально.
Русская эскадра на севастопольском рейде (1846)
Очень красивая и важная картина в коллекции Ивана Константиновича, ведь он очень любил и ценил Россию, которая была его Родиной, поэтому каждый успех и победу принимал на свой счет и гордился как своей. Он хотел показать всю мощь и красоту российского флота, и у него получилось просто великолепно.
Да, Айвазовский Иван Константинович всю свою жизнь писал в одном жанре, то есть изображал море, море и еще раз море, но мало кто знает, что в его коллекции картин есть и другие пейзажи, например, восточные сюжеты. Автор родился в Крыму и был выходцем из древнего армянского рода. Картины, передающие жизнь восточного народа, также достойны нашего внимания.
Кстати, на сайте most-beauty.ru есть интересная статья про самые красивые места Крыма.
Сцены из каирской жизни (1881)
Эту работу маринист Айвазовский написал специально к торжественному событию, а именно, к открытию Суэцкого канала в Египте в 1869 году, куда автор морских пейзажей был делегирован в составе специальной группы русских представителей.
Его заданием было запечатлеть событие мирового масштаба, что у него гениально получилось.
Египет и все его чудеса впечатлили пейзажиста-мариниста, что после этой работы он написал еще пару картин на восточную тематику, забыв на некоторое время про любимое море.
На лодке по Кумкапы в Константинополе (1846)
Жизненные устои и традиции Востока так повлияли на Ивана Константиновича, в результате чего в его фантазии, а позже и на полотне, появилась картина под названием «На лодке по Кумкапы в Константинополе», на которой мы видим восточных женщин и мужчин в традиционных нарядах, плывущих по реке Кумкапы куда-то по своим делам. На заднем фоне видно дом, за которым виднеется купол мечети. В этих работах художник использует новые для себя цвета и оттенки, кроме хорошо известных ему синих, белых и зеленых, с которыми он тоже отлично справляется.
Великая Пирамида в Гизе
Как не парадоксально, но гений морских пейзажей был поражен красотой и величием египетских пирамид, и не смог удержатся, чтобы их не нарисовать.
Он изобразил седьмое чудо света тоже в море, но не воды, а в море песка, охраняемое сказочным сфинксом — вечным охранником мертвых песчаных дюн.
Картина выполнена в пастельных тонах, красно-коричневых цветах в изобилии света. За пирамидами виден ярко-красный закат, освещающий всю пустыню.
А о самых известных древних пирамидах мира Вы можете прочитать нашу статью!
Как истинный армянин, художник затронул в своем творчестве армянскую историю, религию. Культуру и христианские темы писал в форме библейских сюжетов.
Крещение армянского народа. Григор-просветитель (IV в) (1892)
Самое главное событие в религии армянского народа — это его переход в христианскую веру, которое осуществил Григор-Просветитель в четвертом веке нашей эры. Именно это библейское таинство изобразил Айвазовский, по-моему, вышло очень религиозно, торжественно и таинственно.
Сошествие Ноя с горы Арарат (1889)
Самый известный ветхозаветный библейский эпизод, когда Ной, уставший после долгого пребывания в ковчеге, возвращается домой на землю после Всемирного потопа, спускаясь с горы Арарат вместе со своей семьей и животными, которые спаслись.
Живя в солнечном и теплом Крыму, Иван Константинович обожал снежную и суровую зиму, любил в детстве разглядывать узоры на окнах, нарисованных морозом, обожал деревья, покрытые инеем, и огромные сугробы. Вот это все и изображал он на своих полотнах, обычные деревенские зимние пейзажи. Взгляните сами…
Зимний пейзаж (1876)
Снежная тропа то ли в лесу, то ли в парке, по которой прохаживаются люди, а по обеим сторонам стоят запорошенные снегом огромные деревья, которые словно молчаливые слушатели знают все, о чем говорят прохожие. А как красиво на картине показан белый и серый цвета! Сколько существует оттенков белого цвета, я и представить себе не могла! А вы?
Исаакиевский собор в морозный день
Санкт-Петербург — культурная столица всей России, и именно здесь Айвазовский увидел эту замечательную зимнюю картину, которую позже воспроизвел маслом на холсте. Исаакиевский собор во всей красе блестит от снега в морозный день, а возле него белые запряженные тройки с бубенцами катают дам и кавалеров на санях — самое распространенное развлечение того времени.
Мельница (1874)
Этот рисунок в жанре этюда выполнен в черно-белом цвете грифельным карандашом. Старая мельница давно стоит без дела, и только снег красиво нарисовал на ее огромных лопастях красивые узоры.
Мимо, на санях и пешком, проходят прохожие, на улице пасмурно и темно и словно грустно на душе у этих прохожих. Четкие и точные линии делают эскиз совершенным и красивым.
Правду говорят, талантливый человек — талантлив во всем…
Имя армянского художника — Ивана Константиновича Айвазовского — навек запечатлено в истории русской живописи.Его вклад просто неоценим, а его работы, которых насчитывается около шести тысяч.
Шедевры Айвазовского до сих пор очень популярны и продаются на разных аукционах за большие деньги. Красивое и качественное искусство никогда не потеряет свою ценность и не выйдет из моды, в чем можно убедиться, глядя на картины гениального пейзажиста-мариниста.
А полный список его картин в высоком разрешении Вы сможете посмотреть на сайте Википедии, пройдя по ссылке.
Источник: https://most-beauty.ru/drugoe/prekrasnye-kartiny-ajvazovskogo.html
Айвазовский в цифрах: самая маленькая картина, самые большие успехи, самая лучшая вода
?Вадим Алешин (vakin) wrote,
2016-10-25 16:01:00Вадим Алешин
vakin
2016-10-25 16:01:00Мы попробовали посмотреть на главного русского мариниста через призму сухих цифр.
Подсчитать штормы и бури на его картинах не удастся, потому что счета им нет, но кое-что можно выразить количественно.
Денежные суммы и размер картин, сколько стоит допуск к самому мистическому полотну Айвазовского, сколько раз он писал Пушкина, сколькими ведрами воды снабдил любимый город…
Ночь в Феодосии. Этюд, вмонтированный в фотопортрет И. К. АйвазовскогоИван Константинович Айвазовский
1887, 10×7 см
3-им, самым младшим ребенком в семье обедневшего феодосийского купца был Иван Айвазовский.
120 прижизненных персональных выставок состоялось у Айвазовского.
135 виз было в его заграничном паспорте, когда он на два года раньше срока возвращался из пенсионерской поездки в Европу.
7 картин Айвазовского, на которых изображен Пушкин, можно увидеть в Артхиве. Исследователи полагают, что их было намного больше: Иван Константинович — очень плодовитый автор, не все созданное им известно в наше время.
50 картин (по некоторым данным, более пятидесяти) написал Айвазовский за три года пенсионерской поездки в Европу по завершении Академии художеств.
Иван Константинович Айвазовский. Мхитаристы на острове св. Лазаря. Венеция
1843, 68×100 см
3000 рублей (по состоянию на июль 2016 год) придется заплатить желающим посмотреть на самое таинственное полотно Ивана Айвазовского «На смерть Александра III». История этой картины овеяна легендами.
Самая простая гласит, что художник просто счел ее неудачной, поэтому отправил с глаз долой и никогда не экспонировал. Более интригующие версии призывают взглянуть на полотно наискосок, с правого угла.
Внезапно печальный лик овдовевшей императрицы Марии Федоровны превращается в лицо усатого, злобно ухмыляющегося мужчины. Престолонаследник Николай II? Кто-то другой, радующийся, что «дело сделано»? По замыслу Айвазовского, картина должна была символизировать торжество жизни, но что-то явно пошло не так.
Петропавловская крепость кажется потусторонним строением, свет луны отобразился в кресте над изображением, а ночная Нева куда больше похожа на ведущий в царство мертвых Стикс, нежели на саму себя.
Феодосийской галерее картина Айвазовского «На смерть Александра III» хранится в особой кладовой. Ходят слухи, что на созерцающих картину она оказывает очень гнетущее впечатление. Так что показывают ее лишь посетителям, которые полностью уверены, на что идут, и готовы за это дополнительно заплатить.
Да, в то, что в галерее показывают одну картину за 3000 рублей, поверить непросто, но эта информация имеется в прайс-листе на официальном сайте.
На смерть Александра IIIИван Константинович Айвазовский 1890-е , 249×164 см
4 картины Айвазовского (по известным исследователям фактам) подвергались значительным изменениям в процессе написания.
Чаще всего Айвазовский сразу писал «набело». Но, к примеру, в картине «Наполеон на острове святой Елены» нижняя часть была переписана художником полностью. Волны на первом плане покрыли написанный ранее берег.
Этим обусловлено некоторое противоречие: судя по солнечной полосе на воде и по морю в глубине холста, погода достаточно спокойная, а волны у берега кажутся для нее слишком высокими. Также вся нижняя часть переписана на картине 1898 года «После заката на океане» и в картине «Корабль «Двенадцать апостолов».
Уникальны переделки, которым Айвазовский подверг свою самую известную картину «Девятый вал». Обычно он писал небо в один присест и более к нему не притрагивался. Но именно в «Девятом вале» верхняя часть картины до гребня волны была переписана заново.
Иван Константинович Айвазовский. Наполеон на острове св. Елены1897, 214×327 см • Масло, ХолстИван Константинович Айвазовский. Корабль «Двенадцать апостолов»1897, 105×139 см • Масло, ХолстИван Константинович Айвазовский. Девятый вал
1850, 221×332 см
4 дочери родилось у Ивана Айвазовского и его первой жены Юлии Гревс.
4 внука Айвазовского стали художниками.
282×425 см — размеры самой большой картины Ивана Айвазовского «Среди волн».
Иван Константинович Айвазовский. Среди волн1898, 284×429 см
10 дней писал Айвазовский свою самую большую картину.
10×7 см — размер самой маленькой картины Айвазовского, хранящейся в Третьяковской галерее. Крошечный этюд вмонтирован в автопортрет художника. Говорить с уверенностью, что это вообще самая маленькая работа Айвазовского, мы не будем: таких может быть множество.
Дело в том, что он любил вручать гостям за обедом небольшие собственные картины, производство которых было поставлено на поток. В мастерской помощники покрывали ватманский лист разведенной тушью и сепией.
Затем бумагу разрезали на небольшие кусочки, Айвазовский несколькими штрихами кисти превращал пятна в морской пейзаж, который затем помещал в раму и вручал гостю.
20 картин отправил Иван Айвазовский на выставку в Чикаго, посвященную открытию Колумбом Америки.
28 лет исполнилось обласканному фортуной и высокопоставленными персонами художнику, когда он купил участок в Феодосии и начал строить дом с тем, чтобы покинуть блистательный Санкт-Петербург и жить там, где ему хочется.
Иван Константинович Айвазовский. Восход солнца в Феодосии
1855, 82×117 см
2-х часов хватало Айвазовскому на создание достаточно большой картины, что подтверждается свидетельствами очевидцев. К примеру, ученик мастерской Куинджи Аркадий Рылов вспоминает о том, как Айвазовский на глазах учащихся «с нуля» создал картину: «Один час пятьдесят минут тому назад был чистый холст, теперь на нём бушует море». Время на создание миниатюр, которые он дарил гостям, исчисляется скорее минутами.
5 императоров сменилось на веку Айвазовского: Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II.
50 тысяч ведер чистой питьевой воды ежедневно получила Феодосия от Айвазовского. Не в силах смотреть на бедствия горожан, он проложил в Феодосию водопровод от принадлежащего ему Субашского источника.
66 турецких кораблей с 2224 орудиями сошлись 20 октября 1827 года с 26 русскими, английскими и французскими кораблями в гавани города Наварин. В результате Турция потеряла свой флот, адмирал Лазарев укрепил положение легенды морского боя, а Иван Айвазовский написал картину «Наваринский бой».
Иван Константинович Айвазовский. Наваринский бой. Этюд
1887, 10×15 см
65 лет было великому маринисту, когда он вторым браком женился на 26-летней Анне Саркизовой.
3-им художественным музеем в России, доступным для обозрения любому желающему, стала Феодосийская картинная галерея, открытая Айвазовским в 1880 году. До того «прикоснуться к прекрасному» можно было лишь в петербургском Эрмитаже и Румянцевском музее в Москве (Третьяковская галерея и Русский музей открылись позже).
2 месяца не дожил Иван Айвазовский до 83 лет.
6 тысяч картин написал художник за свою долгую жизнь.
Источник: https://vakin.livejournal.com/1368906.html
Амурский пенсионер добился переименования картины Айвазовского / Владимир Чепелев еще мальчишкой разглядел ошибку в названии мирового творения
Владимир Чепелев еще мальчишкой разглядел ошибку в названии мирового творения
Открытие по открытке
— Ты все там же, в «Амурской правде» работаешь? — спросил он меня как-то утром. — У нас ведь юбилей Айвазовского на днях отмечаться будет. 200 лет — круглая дата.
Айвазовский, конечно, личность масштабная, но где он, а где «Амурская правда». Областное издание это не хухры-мухры, но далеки мы от мировой маринистики, баталистики и художественной культуры. Ну не можем мы всех великих людей вспоминать на своих страницах. Размышляю, как бы вежливо отказать хорошему человеку, а он словно мысли мои читает.
— По моей инициативе одну из его картин переименовали. Я еще в 15-летнем возрасте понял, что не соответствует название изображению художника, — говорит он, как бы между прочим. Что самое интересное, я ему верю.
С Владимиром Романовичем Чепелевым из села СадовогоТамбовского района я познакомился год назад. Сам он пенсионер, в прошлом — сельский учитель. Грибы любит собирать, но его пожизненная страсть — корабли и морская история.
Он мне показывал переписку с серьезными иностранными историческими и морскими организациями. Они его имя даже в толстую энциклопедию внесли и почтой прислали. Так и написали английскими буквами — российский исследователь. У него эта страсть с раннего детства.
К подростковому возрасту уже знал такие исторические тонкости, что мог на взгляд определить даже случайный обман.
29 июля 1817 года в Феодосии родился Ованес Айвазян, больше известный как Иван Константинович Айвазовский.
— В 1961 году подарили мне набор открыток с полотнами Айвазовского. Среди них работа художника под названием «Наваринский бой». Сражение произошло возле острова Пелопонес, у города-крепости Наварин. Там русско-англо-французская объединенная эскадра решила поддержать восстание греков против турецкого ига. Бой случился в 1827 году.
Наши моряки показали себя в нем отлично — турецко-египетский флот был разбит. На картине, действительно, изображено сражение русской и турецкой эскадр, но, по моим соображениям, это Чесменская битва. Она произошла примерно в тех же местах, что и Наваринский бой, только на полвека раньше, — рассказывает амурский историк.
— Я еще совсем пацаном был, поэтому и в мыслях не было куда-то обращаться.
Он отложил поиски исторической справедливости в долгий ящик. Лишь спустя десяток лет, когда за плечами уже было три года срочной службы на флоте, вновь вернулся к наболевшему вопросу. В картине смущало многое, даже оснастка кораблей. Это кажется, что полвека для парусного флота не срок, а на деле многое успело измениться.
История в деталях
В 1970 году молодой учитель написал письмо в издательство «Советский художник». Привел свои доводы, указал на явные несоответствия. По его мнению, на картине изображен конкретный эпизод Чесменского сражения, во время которого адмиральские корабли российской и турецкой эскадр сошлись в абордажной схватке.
Ключевой момент, после которого мощный, превосходящий россиян в численности и вооружении турецкий флот бросился наутек. В итоге его все равно догнали, заперли в бухте и сожгли, но именно знание подобных деталей сыграло главную роль в судьбе известной картины. Спустя некоторое время из редакции пришло письмо.
Там заинтересовались исследованиями молодого сельского учителя из Приамурья. Сообщили, что копия письма отправлена в Феодосию, в одну из крупнейших в мире картинных галерей Айвазовского.
Адресатом значился сильно пожилой, но авторитетный знаток творчества великого русского художника Николай Степанович Барсамов. Во время войны именно он спасал галерею от фашистов и сумел вывезти картины в безопасное место.
Он же полвека возглавлял Феодосийскую галерею, которая разместилась прямо в жилом доме художника.
— Я не ожидал столь быстрой реакции. К изучению картины подключилась целая группа исследователей, а потом мне пришла бандероль из Феодосии. Среди прочего в ней находился номер феодосийской газеты «Победа». Сам Барсамов написал статью про мои исследования.
Название работы, действительно, изменили, — продолжает делиться Владимир Романович Чепелев. — Что касается путаницы, то, вероятно, всему виной несвоевременность наименования картины. У Айвазовского больше 6000 работ, они разбросаны по всему миру.
При этом многие, даже великие художники, отмечали свои творения собственным именем, и на этом ограничивались. Конкретные названия давались уже после их смерти.
Владимир Чепелев любит собирать грибы и заполнять белые пятна истории.
Вот живешь и не знаешь, что есть такой человек — бывший учитель, пенсионер. Живет недалеко, в селе Садовом Тамбовского района Приамурья. До Благовещенска рукой подать.
Любит встать пораньше, еще затемно, набрать грибов, нарвать ягоды да отвезти детям в город гостинчик. На обратном пути мы с ним и встречаемся. Бежит, торопится, дома дел много.
Пока все белые пятна истории заполнишь, бывает, что и картину известного художника с мировым именем переименуешь. Не без этого…
Признание ошибки
«В старых каталогах и путеводителях по Феодосийской галерее эта картина значилась под названием «Наваринский бой».
Однако в результате изучения материалов, связанных с историей русского военно-морского флота, и некоторых вопросов, касающихся батальной живописи И. К. Айвазовского, В. Р. Чепелеву и Н. С.
Барсамову удалось установить, что название «Наваринский бой» ошибочно, а изображенное событие является одним из эпизодов русско-турецкой войны 1768—74 годов», говорится на сайте «Киммерия».
WhatsApp превратил жизнь столичной многоэтажки в бесконечные соседские склоки24.10.2018, 09:37Чё дают? «Ракурс» Андрея Анохина03.10.2018, 07:01В Благовещенске нашествие бизнес-тренеров. «Ракурс» Андрея Анохина27.09.2018, 08:11О храме на «Золотой миле» можно снимать кино и писать бестселлеры13.09.2018, 08:08Шок, стресс и мучения: как плавно войти в ритм школьной учебы01.09.2018, 09:12«Ракурс» Андрея Анохина. Не так хороши «Билборды», как их малюют09.08.2018, 08:00«Ракурс» Андрея Анохина. Тротуарная плитка мешает активному отдыху в Благовещенске04.08.2018, 08:34«Ракурс» Андрея Анохина. Мяч, потрепанные кеды и Диего Марадона14.06.2018, 07:00«Ракурс» Андрея Анохина. Нравы набережной Благовещенска убивают культурный город09.06.2018, 08:00«Ракурс» Андрея Анохина. «Главное — чтобы администратором был хорошим»24.05.2018, 08:00«Ракурс» Андрея Анохина. «Собибор» без голливудства10.05.2018, 08:00
Источник: https://ampravda.ru/2017/07/27/076214.html
Иван Айвазовский
Море всегда имело огромную притягательную силу для художников. Нет ни одного русского живописца, который, побывав у моря, не пытался бы изобразить его.
У одних это были эпизодические этюды, не связанные с основным ходом развития их искусства, другие время от времени возвращались к этой теме, уделяя значительное место изображению моря в своих картинах. Среди художников русской школы только Айвазовский целиком отдал свой большой талант маринистической живописи.
От природы он был наделен блестящим дарованием, быстро развившимся благодаря счастливо сложившимся обстоятельствам и благодаря среде, в какой протекли его детство и юность.
Айвазовский прожил долгую трудовую жизнь на берегу любимого им моря, питавшего его искусство яркими образами.
Родился Айвазовский 17 июля 1817 года в Феодосии. Древний город, разрушенный недавней войной, пришел в полный упадок из-за эпидемии чумы в 1812 году. На старинных рисунках мы видим на месте когда-то богатого города груды развалин с едва различимыми следами пустынных улиц да отдельные уцелевшие дома.
Счастливая случайность привела Айвазовского из глухой Феодосии в Петербург, где в 1833 году по представленным детским рисункам он был зачислен в Академию художеств, в пейзажный класс профессора М. Н. Воробьева.
Дарование Айвазовского раскрылось необыкновенно рано. В 1835 году за этюд «Воздух над морем» ему уже была присуждена серебряная медаль второго достоинства. А в 1837 году на академической выставке он показал шесть картин, получивших высокую оценку общественности и Совета Академии художеств, который постановил: «Как I-ой ст.
академист, Гайвазовский (фамилию Гайвазовский художник в 1841 году изменил на Айвазовский) удостоен к получению за превосходные успехи в живописи морских видов золотой медали первой степени, с которою сопряжено право путешествия в чужие края для усовершенствования».
За молодостью лет он был в 1838 году послан на два года в Крым для самостоятельных работ.
За время двухлетнего пребывания в Крыму Айвазовский написал ряд картин, среди которых были прекрасно исполненные вещи: «Лунная ночь в Гурзуфе» (1839), «Морской берег» (1840) и другие.
Первые произведения Айвазовского свидетельствуют о внимательном изучении позднего творчества известного русского художника С. Ф. Щедрина и пейзажей М. Н. Воробьева.
За границу Айвазовский поехал в 1840 году сложившимся мастером-маринистом. Успех Айвазовскому в Италии и европейскую славу, сопутствовавшую ему во время командировки, принесли романтические морские пейзажи «Буря», «Хаос», «Неаполитанская ночь» и другие. Этот успех был воспринят на родине как заслуженная дань таланту и мастерству художника.
В течение своей долгой жизни Айвазовский совершил ряд путешествий: несколько раз побывал в Италии, Париже и других европейских городах, работал на Кавказе, плавал к берегам Малой Азии, был в Египте, а в конце жизни, в 1898 году, совершил далекое путешествие в Америку. Во время морских плаваний он обогащал свои наблюдения, а в его папках накапливались рисунки. Но где бы ни был Айвазовский, его всегда влекло к родным берегам Черного моря.
Жизнь Айвазовского протекала в Феодосии спокойно, без каких-либо ярких событий. Зимой он обычно уезжал в Петербург, где устраивал выставки своих произведений.
Несмотря на, казалось бы, замкнутый, уединенный образ жизни в Феодосии, Айвазовский сохранял близость со многими выдающимися деятелями русской культуры, встречаясь с ними в Петербурге и принимая их в своем Феодосийском доме.
Так, еще во второй половине 30-х годов в Петербурге Айвазовский сближается с замечательными деятелями русской культуры — К. П. Брюлловым, М. И. Глинкой, В. А. Жуковским, И. А. Крыловым, а во время своего путешествия в Италию в 1840 году он знакомится с Н.В.
Гоголем и художником А. А. Ивановым.
Айвазовский был последним и самым ярким представителем романтического направления в русской живописи, и эти черты его искусства особенно проявились, когда он писал полные героического пафоса морские баталии; в них была слышна та «музыка боя», без которой батальная картина лишена эмоционального воздействия.
Но духом эпической героики овеяны не только батальные картины Айвазовского. Его лучшими романтическими произведениями второй половины 40-50-х годов являются: «Буря на Черном море» (1845), «Георгиевский монастырь» (1846), «Вход в Севастопольскую бухту» (1851).
Еще ярче романтические черты сказались в картине «Девятый вал», написанной Айвазовским в 1850 году. Айвазовский изобразил раннее утро после бурной ночи. Первые лучи солнца освещают бушующий океан и громадный «девятый вал», готовый обрушиться на группу людей, ищущих спасение на обломках мачт.
Эта картина нашла широкий отклик в момент ее появления и остается до наших дней одной из самых популярных в русской живописи.
У Айвазовского была своя сложившаяся система творческой работы.
«Живописец, только копирующий природу, — говорил он, — становится ее рабом… Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры… Художник должен запоминать их… Сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью…»
Много раз в дальнейшем возвращался Айвазовский к изображению морских сражений; его батальные картины отличаются исторической правдой, точным изображением морских судов и пониманием тактики морского боя.
Картины морских сражений Айвазовского стали летописью подвигов русского военно-морского флота, в них нашли яркое отражение исторические победы русского флота, легендарные подвиги русских моряков и флотоводцев («Петр I на берегу Финского залива» (1846), «Чесменский бой» (1848), «Наваринский бой» (1848), «Бриг ’Меркурий’ ведет бой с двумя турецкими судами» (1892) и другие).
Айвазовский обладал живым, отзывчивым умом, и в его творчестве можно встретить картины на самые разнообразные темы.
Среди них — изображения природы Украины, он смолоду полюбил беспредельные украинские степи и вдохновенно изображал их в своих произведениях («Чумацкий обоз» (1868), «Украинский пейзаж» (1868) и других), близко подойдя при этом к пейзажу мастеров русского идейного реализма. В этой привязанности к Украине сыграла свою роль близость Айвазовского к Гоголю, Шевченко, Штернбергу.
Шестидесятые и семидесятые годы принято считать периодом расцвета творческого дарования Айвазовского. В эти годы он создал ряд замечательных полотен. «Буря ночью» (1864), «Буря на Северном море» (1865) относятся к наиболее поэтическим картинам Айвазовского.
В 1870 году, когда отмечалось пятидесятилетие открытия Антарктиды русскими мореплавателями Ф. Ф. Беллинзгаузеном и М.П. Лазаревым, Айвазовский написал первую картину, изображающую полярные льды — «Ледяные горы».
Неповторимы ночные марины Айвазовского. «Лунная ночь на море», «Восход луны» — эта тема проходит через все творчество Айвазовского.
Эффекты лунного света, саму луну, окруженную легкими прозрачными облаками или проглянувшую сквозь разорванные ветром тучи, он умел изображать с иллюзорной точностью.
Образы ночной природы Айвазовского — одни из самых поэтических изображений природы в живописи. Часто они вызывают поэтические и музыкальные ассоциации.
В 1881 году Айвазовский создал одно из наиболее значительных произведений — картину «Черное море». Море изображено в пасмурный день; волны, возникая у горизонта, движутся на зрителя, создавая своим чередованием величавый ритм и возвышенный строй картины.
Она написана в скупой, сдержанной красочной гамме, повышающей ее эмоциональное воздействие. Недаром Крамской писал об этом произведении: «Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю».
Картина свидетельствует о том, что Айвазовский умел видеть и чувствовать красоту близкой ему морской стихии не только во внешних живописных эффектах, но и в едва уловимом строгом ритме ее дыхания, в ясно ощутимой потенциальной мощи ее.
До глубокой старости, до последних дней жизни Айвазовский был полон новых замыслов, волновавших его так, будто это был не восьмидесятилетний многоопытный мастер, написавший шесть тысяч картин, а молодой, начинающий художник, только вставший на путь искусства.
Для живой деятельной натуры художника и сохранившейся непритупленности чувств характерен его ответ на вопрос одного из друзей: какую же из всех написанных картин сам мастер считает лучшей.
«Ту, — не задумываясь, ответил Айвазовский, — что стоит на мольберте в мастерской, которую я сегодня начал писать…»
В последний период творчества Айвазовский неоднократно обращается к образу А. С. Пушкина («Прощание Пушкина с Черным морем» (1887), «Пушкин у Гурзуфских скал» (1899)), в стихах которого художник находит поэтическое выражение своего отношения к морю.
В конце жизни Айвазовский был поглощен идеей создания синтетического образа морской стихии. В последнее десятилетие он пишет ряд огромных картин, изображающих бурное море: «Обвал скалы» (1883), «Волна» (1889), «Буря на Азовском море» (1895), «От штиля к урагану» (1895) и другие.
Наконец, в 1898 году Айвазовский написал картину «Среди волн», которая была вершиной его творчества. Видимо, сам он сознавал, что эта картина значительно выше по исполнению всех предшествующих работ последних лет.
Несмотря на то, что после ее создания он еще два года работал, устраивал выставки своих произведений в Москве, Лондоне и Петербурге, эту картину он не вывозил из Феодосии, завещал вместе с другими произведениями, находившимися в его картинной галерее, родному городу Феодосии.
Картина «Среди волн» не исчерпала творческих возможностей Айвазовского. В следующем, 1899, году он написал небольшую картину, прекрасную по ясности и свежести колорита, построенного на сочетании голубовато-зеленого цвета воды и розового в облаках — «Штиль у Крымских берегов».
А буквально в последние дни жизни, готовясь в поездке в Италию, он написал картину «Морской залив», изображающую Неаполитанский залив в полдень, где с покоряющей тонкостью в жемчужной красочной гамме передан влажный воздух. Несмотря на совсем малые размеры картины, в ней ясно различимы черты новых колористических достижений.
И, быть может, проживи Айвазовский еще несколько лет, эта картина стала бы новой ступенью в развитии мастерства художника.
До последнего дня он счастливо сохранил не только непритупленную зоркость глаза, но и глубокую веру в свое искусство. Он прошел свой путь без малейших колебаний и сомнений, сохранив до глубокой старости ясность чувств и мышления. Умер Айвазовский 19 апреля (2 мая) 1900 года, восьмидесяти двух лет от роду.
Источник: http://selfire.com/2008/07/1181/