Описание картины ивана никитина «портрет канцлера головкина»

Загадки портрета сэра Хьюго Баскервиля и история английской живописи

Какую работу использовали художники фильма в качестве прототипа портрета Олега Янковского в образе злодея Баскервиля и насколько они угадали с точки зрения истории искусства?Фанаты фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей» (1981 год) давно выяснили, какая реальная картина была использована при создании ленты. Однако мы не просто сравним две работы, но и используем их как повод поговорить об истории английской живописи.

Советский реквизитор почти полностью повторил образец, изменив лишь черты лица и сделав живопись более реалистичной, объемной.

Любопытно, что художником фильма был Исаак Каплан (автор «Портрета Клетчатого«), а также его жена Белла Маневич и сын Марк Каплан. Именно Белла, по словам режиссера ленты Игоря Масленникова, и написала портрет.Однако не менее вероятна другая версия, известная по воспоминаниям студента факультета журналистики, который подрабатывал на «Ленфильме» младшим ассистентом.

Он видел портрет своими глазами, когда с Исааком Капланом что-то подбирали в бутафорском цехе для «Пиковой Дамы» Масленникова (1982 год). Каплан показал ему картину со словами, что ее сделал «талантливый парень из цеха» — то ли декоратор, то ли осветитель.

Картина, судя по всему, не сохранилась: Масленников, отвечая на вопросы поклонников, сообщил, что портрет был сделан методом фотомонтажа с последующей подмалевкой маслом, причем на бумаге, которая всегда хранится хуже холста или картона.Исходная картина, хотя не известна широкой публике, важна для истории культуры Англии.

Кто здесь на самом деле изображен? Его имя известно точно — сэр Генри Ризли, 3-й граф Саутгемптон (1573 — 1624). У этого человека занимательная биография. Он один из покровителей Шекспира, посвятившего графу свои поэмы «Венера и Адонис» и «Обесчещенная Лукреция». Он спонсировал спектакли великого поэта. Подозревают, что вдобавок он — адресат шекспировских сонетов.

Жена графа — леди Элизабет, — по одной маргинальной версии была любовницей Шекспира и якобы даже родила от него дочь Пенелопу. Кстати, Пенелопа — в браке Спенсер, прямой предок принцессы Дианы.

Вероятно, именно в книге, посвященной Шекспиру, советский кинематографист и увидел репродукцию этой редкой картины, которая хранится в частном собрании герцога Баклю в Нортгемптоншире.

Причем репродукция, что не часто встречалось в ту эпоху, была цветная — красный цвет в «копии» сохранили и книга на столе, и башни замка в верхнем правом углу портрета. Это не просто башни, а изображение знаменитого Тауэра, где граф Саутгемптон просидел долгие годы.

Под картиной на стене начертан текст, относящийся к этому приговору: латинский девиз In vinculis invictus («в цепях не покоренный»), и даты. В Тауэре граф Саутгемптон, видный придворный елизаветинского времени, оказался за участие в заговоре своего друга, бывшего королевского фаворита Эссекса.

Он был приговорен к казни, находился в тюрьме до самой смерти Елизаветы I, и вышел на свободу при новом короле Якове. Именно этому заключению — вернее, достоинству, которое граф сохранил в тюрьме, — и посвящен портрет и его символика.

В числе других эпизодов жизни графа Саутгемптона — плавание на Азорские острова и славная смерть за короля в болотах Нидерландов в возрасте 51 года.

Такова реальная история человека, который одолжил свою одежду, тело, кошку и даже герб, написанный на обложке книги, Баскервилю-Янковскому.

Теперь настало время поговорить о том, в чем портрет из фильма Масленникова не совпадает с описанием из книги, где в нем с точки зрения искусствоведа ошибки, и как «Хьюго Баскервиль» должен выглядеть при идеальной исторической реконструкции.

В тексте Артура Конан Дойля о картине говорится такими словами: «кавалер напротив меня, в черном бархатном камзоле с кружевами»; «по виду он такой спокойный, тихонький. Правда, в глазах есть что-то бесовское»; «я долго рассматривал широкополую шляпу с плюмажем, белый кружевной воротник и длинные локоны, обрамляющие суровое узкое лицо.

Это лицо никто не упрекнул бы ни в грубости черт, ни в жестокости выражения, но в поджатых тонких губах, в холодном, непреклонном взгляде было что-то черствое, чопорное, беспощадное». И, самое главное —«сзади на полотне написано его имя и дата — тысяча шестьсот сорок седьмой год».

1647 год создания — это главный факт, от которого мы должны отталкиваться, «реконструируя» портрет сэра Хьюго.
Кстати, прототипом злодея считается сэр Ричард Кэбелл, растерзанный собаками позднее, в 1677 году, но его изображений не сохранилось, так что этим можно пренебречь.

И, увы, «Портрет графа Саутгэмптона» кисти Джона де Критса, использованный советскими кинематографистами, хронологически является ошибочным, поскольку он был написан в 1603 году. Это прекрасный образец елизаветинской живописи — английского Возрождения в эпоху Тюдоров.

В елизаветинское время английская живопись была еще не очень развитой, оставаясь немного провинциальной, «примитивной». Портреты этого времени отличаются плоскостностью объемов и неуверенностью в изображении человеческого тела, слегка напоминающей «наивное искусство».

Художники уделяли большое внимание роскошным костюмам и подробно прописывали детали интерьера, однако не разбирались в тайнах перспективного искажения и передачи световоздушной среды. Это происходило из-за того, что Англия тогда находилась на периферии культуры Европы, отставая в развитии живописи от Италии и Нидерландов.

По сути, эта стадия развития английской живописи напоминает парсуны допетровской Руси, только, разумеется, более высокого уровня.Так что, глядя на «Портрет графа Саутгэмптона» 1603 года, знаток искусства видит, что эта работа — неподходящий образец для создания «Портрета Хьюго Баскервиля» 1647 года.

Ведь это уже поколение внуков елизаветинцев, два года до казни короля Карла I, и совсем другая эпоха — время господства стилистики Антониса ван Дейка.

Во время правления изящного эстета Карла I английская живопись вышла на новый уровень — во многом благодаря большому количеству профессиональных живописцев из Нидерландов, которые приезжали на остров работать, привлеченные роскошью королевского двора. Художники с континента научили английских мастеров всем секретам объемной реалистической живописи, а также показали им, как придавать картинам изысканность и пышность, которые так любил Рубенс и его ученик Антонис ван Дейк.Кто же из английских или приезжих художников мог бы портретировать сэра Хьюго в 1647 году?

Из слов Шерлока Холмса мы знаем, что семья Баскервилей предпочитала заказывать свои портреты у художников первого ряда: «Бьюсь об заклад, что вон та дама в голубом шелковом платье — кисти Неллера. А толстый джентльмен в парике, безусловно, написан Рейнольдсом».

Наверняка сэр Хьюго предпочел бы пригласить самого ван Дейка, но, увы, великий художник скончался в 1641 году в возрасте 42 лет. Не успел бы он нанять и Уильяма Добсона — этот британец достиг бы большой славы, если б не скончался в 1646 году всего 35-летним.

Портрет работы Добсона показывает, как охотно английские художники используют все приемы Ван Дейка, создавая роскошные парадные портреты, полные многочисленных атрибутов, кружев и изысканных драпировок. Интерьерные фоны стараются больше не писать: гораздо интереснее изображать небо с мятущимися облаками и кудрявые кроны деревьев.

Сэр Хьюго, вероятно, должен быть тоже написан в подобной манере, одетый лишь чуть-чуть по более поздней моде.Преемником ван Дейка по славе среди английских портретистов стал Питер Лели. Однако в 1640-е годы он еще не прославился и вряд ли бы привлек внимание придирчивого заказчика.

Пик славы Лели придется на следующее царствование — эпоху Карла II, когда он разовьет английский вариант парадного портрета ван Дейка. Полотна, которые Лели пишет в нужный нам период, еще пока слишком скромны, не парадны — они не годятся для украшения фамильной галереи в богатом поместье.Кто же еще известный творил в 1647 году?..

Погодите-погодите! А ведь недаром так мало в британской живописи портретов сороковых годов! Ведь в 1642—1651 годы бушует Английская революция. Сэр Хьюго, кстати, скончался до ее окончания (манускрипт гласит: «знайте же, что во времена Великого восстания…»).

И тут мы сталкиваемся с психологическо-искусствоведческой загадкой: а с чего вообще сэр Хьюго заказал портрет в этом году? Как человек его нрава (известного нам по характеру Стэплтона), нашел для позирования свободное время в такую годину бедствий? Летом 1646 года король Карл сдался в плен революционерам, весь следующий год Парламент конфликтует со своей армией, в ноябре король бежит из плена и снова собирает войска… Обе армии маршируют туда-сюда по всей Англии, многочисленные вооруженные столкновения проходят и на территориях Дартмура. В 1649 году Карлу отрубают голову. Как в таких исторических условиях человек со склонностями сэра Хьюго мог сидеть у себя в поместье и охотиться за дочками фермеров, когда можно было грабить и насиловать герцогинь хоть в Лондоне, хоть в Шотландии? Почему он шокирует соседей своим поведением, как будто кругом — мирная страна?Наконец, почему Конан Дойль указал конкретную дату написания портрета, но при этом не сообщил год гибели сэра Хьюго? На манускрипте стоит дата «1742», то есть он был создан не в столетнюю годовщину трагедии, а всего на несколько лет раньше.

Быть может, разгадка заключается в том, что 1647 год был относительно спокойным периодом затишья: 1-я Гражданская война закончилась весной 1646 года, а 2-я Гражданская вспыхнет в феврале 1648 года. Английский читатель, в отличие от нас зубривший эти даты в школе, легко мог представить вояку, который в мирное время возвращается в поместье, позирует там для портрета — и так скучает, что вместе с беспутными товарищами, наверняка бывшими солдатами, похищает соседку. Логично предположить, что сэр Хьюго погиб вскоре после написания картины — следующий мирный период, между 2-й и 3-й Гражданскими войнами составит всего лишь несколько месяцев 1649 года.

Вернемся к живописи: ни один мастер уровня Неллера или Рейнольдса в 1647 году не работал, поэтому портрет сэра Хьюго «в стиле ван Дейка» мог написать какой-нибудь менее известный живописец, например, Корнелис Янсенс ван Кёлен — гастролер из Голландии, заработавший нормальную репутацию в Англии до Революции.

Или же автором картины мог быть Эдвард Бауэр — этот живописец, в отличие от большинства портретистов, писавших аристократов-роялистов, был на стороне Парламента. Если сэр Хьюго тоже был против короля, он мог заказать себя у того же мастера, который писал лидеров восстания — лорда Фэрфакса или Кромвеля.

И если сэр Хьюго действительно воевал, то и вправду, наверное, на стороне Кромвеля, на стороне победителей: ведь если твоя армия разгромлена и твой король в тюрьме, то настроение для заказа портрета будет не очень подходящее.

Ведь обычно заказ подобного портрета — это акт хвастовства, символ достижений портретируемого.

Примечательно, что, несмотря на то, что лорд Фэрфакс выступал против Карла, локоны и бородку он носил по той же моде, что и король — «по-мушкетерски». Да и художник Эдвард Бауэр при создании его образа не отказывается от приемов парадного портрета.

Автор портрета Кромвеля — художник Роберт Уолкер, тоже не совершает ничего революционного: его лорд-протектор изображен как доблестный полководец из аристократов, в роскошных латах, дорогих тканях и со слугой.

Но при перечитывании текста Конан Дойля кажется, что, описывая картину, писатель вдохновлялся все-таки тем образом английского аристократа с длинными кудрями, который создал Антонис ван Дейк.Взглянем напоследок, как представляли себе портрет сэра Хьюго в фильмах других стран.

При взгляде на них мы убедимся, что советский вариант все-таки оказался весьма-весьма тактичным и уместным!Недолет: картина-прототип написана в эпоху Марии или Елизаветы Тюдор, причем, судя по весьма характерной стилистике и позе, нидерландским художником Антонисом Мором (иллюстрация справа: Антонис Мор. «Портрет мужчины». 1561).

Перелет: достаточно вольная работа реквизитора без выраженной стилистики. Однако костюм и парик явно указывают на 1750−1760-е годы (иллюстрация справа: Георг фон Преннер. «Портрет М. Ломоносова», 1750-е).

Еще больший перелет: картина-прототип была создана в конце XVIII века, накануне или уже после начала Французской революции, о чем ясно свидетельствует угол наклона локонов парика, узел галстука и рокайльная дымка (иллюстрация справа: Андрей Митрохин (с оригинала Вуаля). «Портрет Павла I», 1790-е).

Недолет поменьше: реквизитор создал неплохую картину, однако такие длинные парики носили при позднем Короле-Солнце и в начале правления его преемника. Это 1710−1720-е годы (иллюстрация справа: Иван Никитин. Портрет канцлера Головкина. 1725).Почти ура! Картина-прототип, к которой приписано лицо актера, идеально подходит к 1640-м годам. Но, увы, не подходит к тексту — парадные доспехи на портрете положены лишь полководцам, к числу которых сэр Хьюго не относился (иллюстрация справа: Роберт Уолкер. Портрет Кромвеля. Ок. 1649).

Читайте также:  Описание картины клода моне «волны»

Источник: https://artchive.ru/publications/3185~Zagadki_portreta_sera_Khjugo_Baskervilja_i_istorija_anglijskoj_zhivopisi

Иван Никитич Никитин ( около 1680 не ранее 1742) русский живописец – портретист, основатель русской портретной школы XVIII века. Фесенко А.О. учитель ИЗО. – презентация

1 Иван Никитич Никитин ( около 1680 не ранее 1742) русский живописец – портретист, основатель русской портретной школы XVIII века. Фесенко А.О. учитель ИЗО Моу «Высокоключевая СОШ» Гатчинский район Ленинградской области<\p>

2 Родился в Москве, сын священника Никиты Никитина, служившего в Измайлове, брат священника Иродиона Никитина, позднее протопопа Архангельского собора в Кремле, и живописца Романа Никитина. Учился в Москве, по всей видимости, при Оружейной Палате, возможно, под руководством голландца Шхонебека в гравировальной мастерской. В 1711 году переведен в Петербург, учился у Иоганна Таннауэра, немецкого художника, который одним из первых принял приглашение Петра Первого переехать в Петербург учить перспективной живописи русских художников. Быстро завоевывает авторитет при дворе. В на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан, в числе двадцати человек, учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. После возвращения становится придворным художником. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. В 1732 году вместе с братом Романом, также художником, был арестован по делу о распространении пасквилей на Феофана Прокоповича. После пяти лет предварительного заключения в Петропавловской Крепости был бит плетьми и сослан в Тобольск пожизненно. В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург. Выехал в 1742 году и скончался по дороге.<\p>

3 Портрет напольного гетмана, е годы, Государственный Русский музей.<\p>

4 Портрет канцлера Головкина, е годы, Государственная Третьяковская галерея<\p>

5 Петр I на смертном ложе<\p>

6 Портрет Петра Первого, 1725, Государственный Русский музей.<\p>

7 Царевна Прасковья Ивановна, 1714, Государственный Русский музей.<\p>

8 Портрет Анны Петровны, Государственный Русский музей.<\p>

9 Портрет барона Сергея Григорьевича Строганова, 1726, Государственная Третьяковская галерея<\p>

10 Портрет Елизаветы Петровны ребенком, Эрмитаж<\p>

11 Портрет Петра I г<\p>

12 Имеется всего три подписанных работы Никитина, вместе с теми, что ему приписываются, всего около десяти. Ранние работы еще содержат следы парсуны, бывшей единственным стилем портрета в России в XVII веке. Никитин является одним из первых ( часто называется первым ) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Тем самым он является основателем традиции русской живописи, продолжающейся до настоящего времени.<\p>

13 gallery.ru/autor_gallery.php?autor_id= /post / Никитин,_ Иван _ Никитич<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/893121

Любимый художник Петра I. Часть вторая

И. Никитин. Пётр I на фоне
Гангутского сражения    Парным к портрету царя Никитин создаёт портрет его супруги Екатерины в синей мантии и белом парике. Оба эти портрета были поднесены герцогу Козимо и обнаружены во Флоренции сотрудниками Эрмитажа.

И. Никитин. Портрет царицы Екатерины

Царский портрет – символ державной власти, воли, авторитета, своего рода памятник, служивший прославлению и увековечению особы и деяний государя. Здесь существовала жесточайшая цензура. Не каждому живописцу дозволялось писать императора, а только освидетельствованным в добром мастерстве иностранцам: Г.Риго, Ж. Натье, Г.

Кнеллеру. К. Мору. Никитин был первым русским художником, удосужившимся такой чести. 

    Он лучше других понимал душу государя. Сутью жизни Петра была идея служения государству:”За моё отечество и люди живота своего не жалел и не жалею, – говорил он неоднократно. И это не только слова.

Вся его деятельность, устремления и помыслы были связаны с единственной целью – процветанием России. Не существовало сферы деятельности, которая бы его не интересовала, в которой он бы не проявил себя. День свой Пётр проводил в беспрестанном труде и даже в тяжелой болезни не прекращал напряженной работы: “…

зело тяжело жить, ибо я левшой не умею владеть, а в одной правой руке принужден держать шпагу и перо”. Пётр не любил церемониала и формальностей, был очень неприхотлив в быту. Его часто можно было видеть в стоптанных башмаках и обычном кафтане из грубого отечественного сукна.

На ассамблеях он запрсто садился играть в шахматы с простыми матросами, вместе с ними курил длинную голландскую трубку. 

    Но внешний демократизм царя никого не вводил в заблуждение. Это был абсолютный монарх, самовластно распоряжавшимся всем в своём государстве, не терпящий неповиновения, жестко подавлявший любое сопротивление.

И “тратил людские средства и жизни безрасчетно, без всякой бережливости, правил железной рукой”. Все были равны перед его дубинкою.

Великий созидатель, жестокий деспот, он был так же противоречив, как и породившее его время. 

    На портретах искренне увлеченным личностью Петра Никитиным, образ царя кажется не только убедительным. жизненным, но и романтически приподнятым. 

    И. Никитин. Портрет Петра I в латах

На этом портрете взгляд государя задумчив. Не так-то просто справляться с государственной “махиной”. Пётр любил говорить о себе: “пуще бурлака работал”. Никитина интересуют, прежде всего, человеческая неповторимость, человеческая сущность Петра.

Всё в портрете предельно просто: нейтральный фон, тёмный блеск лат, синяя андреевская лента. Никитин выступает тонким и умным наблюдателем, от которого не ускользают приметы пережитых Петром тревог и волнений.

Оттого-то во взгляде умных, проницательных глазах – решимость и воля, но одновременно и затаённая грусть. 

    Лучшим же изображением Петра, из всех, созданных Иваном Никитиным, является так называемый портрет в круге. Из глубины тёмного, почти черного, фона, выступает освещенное золотистым тёплым светом лицо. Сама форма круга концентрирует внимание на чертах лица.

Немолодой, очень волевой человек в черном. Время явственно наложило печать на мясистое, круглощекое, энергичное лицо: морщины, складки, отёки. Ничего царского. Лишь некоторый переизбыток многих желаний и энергий. В зрелом внимательном взгляде усталое раздумье.

И. Никитин. Портрет Петра I

    Никитин ощущал в Петре одинокого человека, в ореоле власти, славы и одиночества. Но император вовсе не тщится своё одиночество разомкнуть.

Он не склоняется под тяжестью ноши, вот только не знает, суждено ли ему донести её и куда, кому передать недостроенную “махину”? В последние годы жизни он мучился из-за отсутствия наследника, чувствуя, что силы оставляют его. Упорно не желал знать малолетнего внука, сына несчастного Алексея.

Зимой 1722 года издал указ о праве монарха избирать себе наследника. Но вокруг себя видел казнокрадство, взяточничество, подкуп. Всё меньше оставалось людей, которым можно было верить. Пётр становился всё более раздражительным и часами размышлял в уединении.

 Очевидно, он успел увидеть и оценить оборотную сторону грандиозных свершений. Но сдаваться не собирался.

Тревожные думы о судьбе России, болезнь, ощущение близкой смерти и, возможно, ещё чего-то, пока не ясного, но худшего, чем удар кинжалом из-за угла – будущей измены Екатерины, которой он, единственной, доверял безгранично, с ничтожным Виллимом Монсом. И кажется, что в образе Петра, созданном проницательным, любившим его, художником, незримо присутствует время, его пульс, его дыхание. Портрет перерастает границы изображения конкретного человека и становится портретом эпохи. 

Главное мерило – личность


   После возвращения из-за границы Иван Никитин много и плодотворно писал. Его работы, созданные примерно за четыре года, с 1720 по январь 1725-го, свидетельствуют о стремительном росте его мастерства.

    Канцлер Гавриил Иванович Головкин лёгок, изящен, уверен в себе. Портрет не говорит, что перед нами дальний родственник царя по матери, Наталье Кирилловне Нарышкиной, приближенный к нему, человек богатый и “скаредный”, с характером скверным.

Но заметно, как он стремиться упрочить своё положение, как желает быстрей оценить ситуацию и тотчас решить: приспосабливаться или противодействовать, поддержать или парировать.

Как всегда, бесстрастно держится он в придворной обстановке, печать холодной приветливости всегда лежит на устах.

И. Никитин. Портрет Г.И. Головкина

    Вглядитесь в это вытянутое лицо, обрамлённое длинным французским париком. Оно преисполнено настороженного внимания. Колючий взгляд. Сила, ум, сдержанность и достоинство. Рука безмятежно и, вместе с тем нервно, теребит голубую муаровую ленту андреевского ордена. Шестидесятилетний вельможа, государственный человек, Головкин слыл аккуратистом и педантом.

Современниками описан как “высокий, худой, тем не менее, видный старик”, “джентльмен, наделённый здравым смыслом, весьма благочестивый и вообще имеющий отличительные черты порядочного человека”. Гавриил Иванович Головкин значительно преуспел, занимая пост канцлера. Достойно нес миссию русского дипломата: им заключены 72 трактата с разными правительствами.

 

    Никитин великолепно выписал серебристо-серый парик и коричневый кафтан, оттенённый голубой лентой, мерцание золотого позумента и орденов. Он видит в модели не только канцлера и блестящего дипломата, но и умудренного жизненным опытом человека.
    Интересно сравнить портрет канцлера Головкина с портретом молодого барона Сергея Строганова. Двадцатилетний юноша предстаёт человеком жизнерадостным, эдаким эпикурействующим рыцарем. Путём умелого построения композиции, художник создаёт образ баловня судьбы, галантного и изящного придворного камер-юнкера юной цесаревны Елизаветы Петровны. В кокетливо-неестественном повороте фигуры, кавалер позволяет любоваться собой. Пухлощекое приветливое лицо , чувственные губы баюкают улыбку, под безупречными дугами бровей лучатся радостью тёмные глаза. Мягкий свет излучают тёмно-русые локоны, конечно, припудренные. Латы, жабо с драгоценной булавкой, массивный бархатный тёмно-розовый плащ дополняют портрет молодого аристократа, человека, несомненно, достойного. 

И. Никитин. Портрет барона С.Г. Строганова

    Молодой барон, как и старый канцлер, сын своего времени. Младший из наследников “именитого” человека, соледобытчика Г.Д.

Строганова, он замечательно образован, знает языки, обладает способностями к музыке и стихосложению.

Фортуна не оставит его до конца жизни: он будет камергером императорского двора, известным коллекционером, создателем Строгановской картинной галереи и отцом президента Академии художеств А.С. Строганова. 

    Полная противоположность этим двум портретам – третий, на котором изображен пожилой, задумчивый человек, одетый с небрежностью и просто. Загорелое лицо, седые усы и брови, розоватый отворот коричневого кафтана, золотые, в тени коричневатые галуны. Вся фигура выступает, точно из полутьмы, освещённой сполошными огнями. Такою представляется его судьба.

Его непростая жизнь будто бы достигла роковой черты, перелома перед роковым шагом. Кафтан небрежно распахнут, внешне человека не ухожен, волосы всклокочены, могучие плечи сгорблены. Эти широкие плечи не умещаются в пределах отведенного для них пространства, фигура придвинута вплотную к переднему краю холста. В лице усталость. Неотвязная дума переполняет глаза. красные, воспаленные.

Зрачки обращены внутрь, в самую глубину души, на ту муку, что скрывается в глубине сердца. Но с недоумением изогнута седая бровь. Удивительно мастерски передано состояние портретируемого, находящегося наедине с собой, погруженного в свои тяжкие думы. Как и царь Пётр на портрете в круге.

В отличие от многих парадных портретов, это один из ярких ранних примеров реалистического интимного портрета в русском искусстве. Но кто этот человек?

И. Никитин. Портрет напольного гетмана

    Долгое время шедевр Никитина носил это название, хотя в искусствоведческой науке непрестанно шли споры. Кто изображен на портрете? Напольный гетман – командующий украинским казацким войском, действующей армией. Перебирались имена украинских гетманов. Мазепа? Он изменил Петру в 1708 году, предан анафеме, а раньше Никитин писать его не мог.

Скоропадский? Тоже нет, этот заискивал перед Петром и пожелал бы, чтоб его персону писали при полном параде. Полуботок? После смерти Скоропадского в 1722 году, “наказанным”, то есть, временно исполняющим обязанности гетмана, был объявлен именно он. Его личность, пожалуй, подходит.

Полуботок сразу же начал дерзко требовать выполнения всех пунктов договорных отношений России и Малороссии, установленных при Богдане Хмельницком. Согласно легенде, выступил с обличительной речью против Петра и дерзкие речи заточен в Петропавловскую крепость, где вскоре умер.

Но вот сохранившийся его гравировальный портрет не слишком-то похож на героя никитинского портрета. Так что, гадай, не гадай… Было даже сделано предположение, а уж не автопортрет ли это самого Ивана Никитина? Но, кажется, больше всех правдоподобна версия, что на портрете изображен никакой не гетман, а простой малороссиянин.

При русском дворе увлекались игрой и пением украинских бандуристов, в придворной императорской капелле пели украинцы. Изображение музыканта или певца, могла заказать художнику Сам Пётр, супруга императора Екатерина, его племянницы, увлекающиеся музыкой и театром. Или он являлся другом самого художника? На это указывает костюм портретируемого.

Слишком простой, отчего-то небрежный, а также незавершенность полотна. Почему портрет не дописан? Отпала необходимость в изображении любимца Петра или Екатерины, после их смерти? Произошли перемены в жизни художника и его друга? Вопрос так и остаётся открытым.

Ясно одно, это произведение по глубине психологической характеристики, лучшее среди работ Никитина. Подлинное сокровище и в нём – истоки русского психологического портрета, истоки творчества О. А. Кипренского, И.Е. Репина, В. А. Серова, М.В. Нестерова. 

    Эти портреты современников, людей, каждый из которых по-своему замечателен, подлинные шедевры, они свидетельствуют уже не только о высоком мастерстве, но и гражданской зрелости мастера. В нем живёт вдумчивый исследователь, он изучает свою модель, иногда хладнокровно и беспристрастно.

Главное – изобразить человека живым и незаурядным. Вот и царевны выросли и превратились в невест на вывоз.Елизавету прочат за французского короля, Анна тайно и явно мечтает о престоле, усердно учится. А на планы на неё строит герцог Голштинский Карл Фридрих.

Пётр любит дочерей одинаково, горячо и нежно, но страшится оставлять страну в руках девушки-ребёнка. Своё завещание он составляет в пользу их матери и потом уничтожает, в гневе и безысходности.

Но на портретах Никитина обе цесаревны, ведь теперь они дочери императора, скорее напоминают двух немецких сказочных героинь, Белоснежку и Розоцветик. 

И. Никитин. Портрет цесаревны

Анны Петровны

Бассевич, министр жениха Анны Петровны, герцога Голштинского, отзывается о ней только с похвалой: “Анна Петровна походила лицом и характером на своего августейшего родителя, но природа и воспитание всё смягчили в ней.

Ничто не могло быть величественнее её осанки и физиономии; ничто правильнее очертаний её лица, и при этом взгляд и улыбка её были грациозны и нежны.

Она имела черные волосы и брови, цвет лица ослепительной белизны и румянец свежий и нежный, какой никогда не может достигнуть никакая искусственность, глаза её были неопределённого цвета и отличались необыкновенным блеском”. Чем не Белоснежка?

    Совершенно иной характер – прекрасная Елизавет. Восторженно-легкомысленная, бездумно-решительная. И, вместе с тем, сильная духом, крепкая на своих ногах, горячо любящая Отечество. Умный и хитрый интриган и дипломат, Пётр Андреевич Толстой прочил на престол не ученую Анну, а Елизавету, ибо только из младшей Петровны и выйдет настоящая хозяйка. 

И. Никитин. Портрет цесаревны 

Елизаветы Петровны

    Широко раскрыты жаждущие впечатлений большие глаза. Напудренный паричок. Привычно тронуты улыбкой губы. Портрет не окончен, и в этом его особенная прелесть. Мы любуемся им, как и самой девушкой, нежным бутоном алой розы, чья жизнь, уже наполненная огнём, движением и непостоянством, только начинается. 

    Никитин – наследник парсунной живописи, окончательно порывает с ней. В художнике живёт исследователь  натуры, которую он изучает порой холодно и бесстрастно.

Немногочисленные известные сегодня, портреты, созданные Никитиным, говорят о том, что мастер всегда исходил из индивидуальности своей модели, создавая каждый раз оригинальное композиционное и колористическое решение. В любви Никитина к сочному, праздничному колориту проявляются вековые традиции народного русского творчества.

Невозможно забыть полыхающий алый и ослепительно сверкающий золотой цвет мантий, драгоценные переливы красок платьев, ломкие складки бархата и отливающую металлическим блеском, парчу.

    В творчестве Никитина до сих пор остаётся немало загадок, но с уверенностью можно сказать – это крупнейший мастер Петровской эпохи.

Продолжение следует 

Источник: https://biblioiskusstwo.blogspot.com/2013/07/i_30.html

ПАРСУНА. Изображающая кН. Михаила Скопина-Шуйского. Автор неизвестен

Парсунное письмо впоследствии распространяется по всей России – начало с Москвы.

В 18 веке, когда распространяются светские жанры, продолжают писаться парсуны.

ПАРСУНОЙ ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО ЗАВЕРШАЕТСЯ И НАЧИНАЕТСЯ НОВЫЙ ЭТАП

2) Искусство 18 века

В 18 ВЕКЕ РУССКАЯ КУЛЬТУРА приобретает светский характер. Процессами развития искусства руководит уже не церковь, а светская власть.

Первый жанр – жанр портрета, что абсолютно логично. Почему? Писались иконы, появились парсуны, а теперь надо переходить к реальным пропорциям человека.

Первые русские портретисты «петровские пенсионеры» – это самоучки, которые проявили к искусству интерес и их отправляют за границу учиться искусству на полном пенсионе (пансионе). Отправляли в Италию, Голландию, Францию. В Италию! ( т.к.

Италия сохранила традиции античности – Италия дала миру эпоху барокко, в меньшей степени – в Голландию – она дала миру реалистическое искусство) . По данным ЮНЕСКО – 60% мировых культурных ценностей находятся в Италии.

Позже стали ездить во Францию.

Среди первых петровских пенсионеров мы называем Ивана Никитина – 1690-1741 – сын священника, пел в церковном хоре, увлекся математикой и преподавал точные науки в Антилерной (Артиллерийской) школе, потом стал писать – рассвет творчества – на конец 10-ых и 20-ые годы –

Никитин стремился, чтобы характер портретируемого можно было определить.

Наталья Алексеевна – сестра Петра 1.

Портрет царевны Натальи Алексеевны — одно из ранних произведений Никитинa. Наталья Алексеевна (1673 — 1716), сестра Петра 1, была сторонницей всех его реформ. Одна из образованнейших русских женщин своего времени, она содействовала развитию театра в России.

Портрет Анны Петровны

Портрет Анны Петровны, старшей дочери Петра и Екатерины Алексеевны, исполненный Никитиным еще до поездки за границу, действительно давал русскому царю все основания гордиться своим художником. Никитин запечатлел цесаревну Анну в 6-7-летнем возрасте.

По моде и по правилам портретного искусства того времени девочка изображена как взрослая: в кокетливой позе, с высокой прической и рассыпанными по плечам длинными черными волосами, в сильно декольтированном голубом платье с крупными золотыми узорами и ярко-красной мантии, подбитой горностаем, свидетельствующей о принадлежности ребенка к царскому роду.

Художник не изображает чувства, характер модели, но силой свечения красок, беспокойным движением линий как бы творит ее заново, оживляя материю на наших глазах.

Портрет канцлера Головкина – парадный,

Портрет Головкина принято считать одной из первых работ, выполненных художником по возвращении из Италии. Граф Гаврила Иванович Головкин— вице-канцлер, сподвижник Петра I, особенно преуспел на дипломатическом поприще благодаря свойственной ему ловкости и хитрости.

Надпись на обороте портрета гордо сообщает, что «в продолжении канцлерства своего он заключил 72 трактата с разными правительствами».

Приковывает к себе внимание лицо Головкина с умным проницательным взглядом и твердой волевой складкой губ; в обрамлении серебристого парика оно выступает из черного пространства фона.

Никитину удалось выразить в этом портрете идеальный образ энергичного государственного деятеля — человека эпохи Петра. В его осанке нет напыщенности, но есть чувство собственного достоинства. Величественная сдержанность позы, андреевская лента и звезда, польский орден Белого Орла в виде креста на голубом банте придают торжественность и значительность.

Портрет напольного гетмана – здесь изображен – парадный – простое лицо

Одной из лучших работ художника не без оснований считают «Портрет напольного гетмана». История написания этого произведения неизвестна, и остается неустановленным имя человека, изображенного на портрете. Основанием для титулования его послужила надпись на обороте холста, толкуемая по-разному: «Гетманъ наполно».

Убедительно закрепить за портретируемым имя какого-нибудь исторического деятеля до сих пор никому не удалось. Среди высказанных предположений — имена украинских гетманов Д. Апостола, И. Скоропадского, П. Полуботка, И.

Мазепы, а также польско-литовского магната Яна Казимира Сапеги, состоявшего на русской службе и умершего в 1730 году.

Тем не менее, и без дополнительных ассоциаций художественный образ, созданный Никитиным, остается непреходящей художественной ценностью. В портрете впечатляет психологическая яркость облика, выразительность черт лица.

Свою роль играют все компоненты, формирующие восприятие зрителя: контрасты светотени, теплый, несколько мрачный колорит, сочетающий коричневые, золотые и розовые, пластичная лепка головы, деталей и складок одежды, наконец, общий характер портрета, лишенного каких-либо признаков парадности и представительности.

Черты интимности придают изображению особую психологическую убедительность, и в этом прежде всего заключено новаторство Никитина, предвосхитившего путь дальнейшего развития русского портретного жанра.

Несколько портретов Петра 1, овальный портрет

Петр 1 на смертном одре

После смерти Петра – он примкнул к оппозиции, ненавидел Бирона – был сослан в Сибирь – при Екатерине – вернулся в Питер – но по дороге в столицу он простудился и умер.

К портретистам 18 века была допущена вопиющая несправедливость – в этом повинны художники-передвижники. Передвижники предполагали, что если художник рисовал только князей, то они лизоблюды.

В парадных портретах художники не скрывали свое отношение к модели( не приукрашивали действительность).

Объединение «мир искусства» – восстановили добрые имена портретистов.

Матвеев (современник Никитина)- работал в Голландии– написал первый автопортрет с женой – первый в русском искусстве «семейный портрет».

А.П. Антропов (1716-1795) расцвет творчества 50-е, 60-е годы 18 века.

Лучшие работы в 50-60 годы – портрет Измайловой(1754,1759) – это первая фрейлина Стацдама – эпоха Елизаветы Петровны.

Ближайшая подруга императрицы Елизаветы Петровны, Измайлова в молодости слыла красавицей, но ко времени создания портрета это была уже стареющая чопорная особа, пользующаяся немалым влиянием при дворе.

Без прикрас передал художник грузную фигуру, полное лицо с густо насурьмленными по тогдашней моде бровями и ярким румянцем на щеках.

Обращенный к зрителю живой взгляд карих глаз и язвительно поджатые губы выдают сметливый ум и властный характер Измайловой.

Массивная фигура Измайловой помещается на фоне очень темного цвета с зеленым оттенком.

Пользуясь такой палитрой, Антропов, однако, придает каждому тону светоносность и глубину, строит объемную форму, которая благодаря резким контрастам сочных красок выглядит исключительно динамичной, как бы заряженной внутренней энергией, прочной и весомой.

А эти качества формы сообщают образу характер волевой, смелый, необычайно живой и колоритный, каким и отличалась славившаяся в молодости красотою, обаятельная и умная наперсница Елизаветы.

Портрет Петра 3 в полный рост (1762 год) – формально соблюдены все каноны парадного портрета – перед нами царь-ребенок – уважения модель не вызывает.

Даже в работах, сохранивших характерные черты парадного портрета, Антропов не изменял жизненной правде. Пример тому — большой «Портрет императора Петра III» выполненный художником для Сената.

Написанный в традициях репрезентативного портрета с соответствующей атрибутикой (пышная драпировка, колонна, небрежно наброшенная на трон мантия, корона, скипетр, держава и т. д.

), портрет императора не только далек от идеализации, но отмечен предельным сходством с моделью.

Внешность Петра III, тщедушного, нескладного, с пустым самодовольным взглядом, явно контрастирует с величественным окружением, ни в коей мере ему не соответствуя.

Во второй половине 18 века наряду с парадным получил развитие камерный портрет. (интимный).Непосредственный взгляд на модель.

Крупнейший мастер камерного портрета– Федор Рокотов (1735(6)-1808(09) – у него есть и парадные портреты. Во всех портретах Рокотова – один прием – полуулыбка (неважно, женский он или мужской), за этим жестом губ скрывается свой душевный мир. ЭТО НЕ ШТАМП.



Источник: https://infopedia.su/1×9600.html

Презентация по искусству на тему “Жизнь и творчество выдающихся художников. И.Н.Никитин”

Слайд 1

«Жизнь и творчество великих художников. И.Н.Никитин» Презентацию выполнил: учащийся 9 класса ГБОУ СОШ № 407 Пушкинского района Санкт-Петербурга Никифоров Сергей

Слайд 2

Иван Никитич Никитин (около 1690(?) — 1742) — сын священника Никиты Никитина, служившего в Измайлове, брат священника Иродиона Никитина, позднее протопопа Архангельского собора в Кремле, и живописца Романа Никитина. О ранних годах обучения художника ничего не известно. Первоначальные художественные навыки он получил, вероятно, под руководством голландца А.

Шхонебека в гравировальной мастерской при Московской Оружейной палате. В 1711 году вместе с гравировальной мастерской Никитин был переведен в Петербург. Писать портреты он, судя по всему, выучился самостоятельно, изучая и копируя имевшиеся в России работы иностранных мастеров.

Благодаря родственникам, служившим в придворных церквах, Никитин быстро занял прочное положение в окружении Петра I.

Слайд 3

Имеется всего три подписанных работы Никитина, вместе с теми, что ему приписываются, всего около десяти. Ранние работы ещё содержат следы парсуны , бывшей единственным стилем портрета в России в XVII веке.

Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе.

Тем самым он является основателем традиции русской живописи, продолжающейся до настоящего времени.

Список известных произведений Ивана Никитича Никитина: Царевна Прасковья Ивановна , 1714, Царевна Наталья Алексеевна , 1716?, Портрет канцлера Головкина , 1720-е годы, Портрет Петра Первого , 1725, Портрет барона Строганова , 1726, Портрет напольного гетмана , 1720-е годы, Портрет Анны Петровны , Портрет С. П. Строганова .

Слайд 4

Прасковья Ивановна (1694—1731) — царевна, младшая дочь царя Ивана V Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны (урожденной Салтыковой), племянница Петра I. Жила при матери в Измайлове под Москвой. Петр выдавал своих племянниц замуж за иностранных герцогов, преследуя при этом политические цели. Но это удавалось не всегда: «…

младшая — Прасковья Иоанновна, „хроменькая”, болезненная и слабенькая, „тихая и скромная”, как отмечали современники, долго противостояла железной воле царя и в итоге тайно обвенчалась с любимым человеком, сенатором И. И. Дмитриевьм-Мамоновым. На портрете Ивана Никитина Прасковье Иоанновне 19 лет, ее замужество еще впереди.

Слайд 5

Художник избежал в портрете каких-либо аксессуаров, «ни одна внешняя примета не говорит о том, что изображен именно царь. Но даже при первом взгляде на полотно зритель понимает, что перед ним незаурядный человек — гордый, сильный, с непреклонной волей.

Такой человек вполне может быть тем абсолютным монархом, необходимость которого для России настойчиво обосновывала тогдашняя общественно-политическая мысль — описываемый портрет совпадает по времени создания с „Правдой воли монаршей” Феофана Прокоповича.

Никитину, видимо, была не чужда подобная идеология.

Слайд 6

Одной из лучших работ художника считают «Портрет напольного гетмана». История написания этого произведения неизвестна, и остается неустановленным имя человека, изображенного на портрете.

Основанием для титулования его послужила надпись на обороте холста, толкуемая по-разному: «Гетманъ наполно» . Тем не менее, и без дополнительных ассоциаций художественный образ, созданный Никитиным, остается непреходящей художественной ценностью.

В портрете впечатляет психологическая яркость облика, выразительность черт лица.

Слайд 7

Лежащий царь, прикрытый горностаевой мантией, увиден с необычной точки зрения – сверху, в непривычном сложном освещении от трепещущих свечей, дрожью пламени вносящих жизнь в мертвое тело. Редкое по живописной силе и свободе полотно – реквием Петру, написанный близким человеком, единомышленником, ошеломленным величиной утраты.

Слайд 8

В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра.

Возможно, этому косвенно способствовала неудачная женитьба художника и последовавший затем развод: родственники бывшей жены стремились всячески навредить Никитину. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав.

После пяти лет казематов Петропавловской крепости, допросов и пыток братьев отправляют в ссылку. Иван и Роман оказались в Тобольске. Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Но пожилой и больной художник уже не вернулся в родную ему Москву.

Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2014/08/19/prezentatsiya-po-iskusstvu-na-temu-0

Реферат: Никитин, Иван Никитич

Иван Никитич Никитин (около 1680 — не ранее 1742) — русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века.

Биография

Родился в Москве, сын священника Никиты Никитина, служившего в Измайлове, брат священника Иродиона Никитина, позднее протопопа Архангельского собора в Кремле, и живописца Романа Никитина.

Учился в Москве, по всей видимости, при Оружейной Палате, возможно, под руководством голландца Шхонебека в гравировальной мастерской. В 1711 году переведен в Петербург, учился у Иоганна Таннауэра, немецкого художника, который одним из первых принял приглашение Петра Первого переехать в Петербург учить перспективной живописи русских художников.

Быстро завоевывает авторитет при дворе. В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан, в числе двадцати человек, учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. После возвращения становится придворным художником. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого.

В 1732 году вместе с братом Романом, также художником, был арестован по делу о распространении пасквилей на Феофана Прокоповича. После пяти лет предварительного заключения в Петропавловской Крепости был бит плетьми и сослан в Тобольск пожизненно. В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург.

Выехал в 1742 году и скончался по дороге.

Творчество

Имеется всего три подписанных работы Никитина, вместе с теми, что ему приписываются, всего около десяти. Ранние работы еще содержат следы парсуны, бывшей единственным стилем портрета в России в XVII веке.

Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе.

Тем самым он является основателем традиции русской живописи, продолжающейся до настоящего времени.

Все произведения, где авторство Никитина несомненно, являются портретами.

Список известных произведений Ивана Никитича Никитина:

·       Царевна Прасковья Ивановна, 1714, Государственный Русский музей.

·       Портрет казака в красном кафтане, 1715, Харьковский художественный музей.

·       Царевна Наталья Алексеевна, 1716?, Государственная Третьяковская галерея.

·       Портрет канцлера Головкина, 1720-е годы, Государственная Третьяковская галерея.

·       Портрет Петра Первого, 1725, Государственный Русский музей.

·       Портрет барона Строганова, 1726, Государственный Русский музей.

·       Портрет напольного гетмана, 1720-е годы, Государственный Русский музей.

·       Портрет Анны Петровны, Государственный Русский музей.

·       Портрет С. П. Строгонова, Государственный Русский музей.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Никитин,_Иван_Никитич

Источник: http://www.referatmix.ru/referats/34/referatmix_34982.htm

Ссылка на основную публикацию