Как художник Иван Шишкин стал признанным мэтром пейзажной живописи?
Шишкин родился 13 (25 по н.ст.) января 1832 года в небольшой провинциальном городке Елабуге в семье небогатого купца. Его отец был человеком хорошо образованным и одаренным. Он горячо любил родной край, с его мощными лесами и величественной полноводной Камой. Эту любовь он привил и сыну.
Юный Иван с детства проявил пристрастие к рисованию, поощряемое отцом.
Когда юный Шишкин бросил гимназию и стал проводить время с карандашом и красками, отец упрекать его не стал, хотя сам выслушал немало упреков от родственников, прочивших Ивану торговое поприще.
Поддержал он сына и тогда, когда Иван решил ехать учиться «на художника». Это решение было серьезным испытанием для обоих, так как будущему художнику уже исполнилось 20 лет.
В 1852 году Иван Шишкин стал учеником Московского училища живописи и ваяния, где проучился более трех лет. Его учителем был Аполлон Мокрицкий, не без успеха использовавший в обучении своих воспитанников методику А.Г. Венецианова. Уже став известным живописцем, Шишкин продолжал поддерживать связь со своим учителем, не раз обращался к нему за помощью и советом.
Еще в училище у Шишкина проявилась пристрастие к изображению природы. Тогда же юноша сделал для себя вывод, что «природа всегда нова … и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы». Эту юношескую увлеченность родной природой он пронесет через всю жизнь.
От периода учебы Шишкина в Москве сохранилось мало работ — робкий ученический этюд маслом «Сосна на скале» и рисунки карандашом и пером, выполненные вполне профессионально.
Первоначально он проявил себя как хороший рисовальщик, а свои первые награды получал именно за рисунки, которые поражают тонкостью проработки и изяществом линий.
На его рисунках можно увидеть небольшие пейзажи, группы деревьев и кустов, отдельные растения и даже травинки или цветки. Чувствуется, что рисовались они с натуры, причем неспешно и с любовью.
Рисунки Шишкина просты и бесхитростны, но чрезвычайно точны и правдивы. Позднее его племянница А. Т. Комарова так вспоминала об его увлечении рисунком: «Мало-помалу вся школа узнала, что Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды».
Благодаря прекрасной подготовке, полученной у Мокрицкого, Шишкин в 1856 году поступил в Академию художеств, где вскоре тоже выделился своими рисунками.
Уже на следующий год он получает на академических выставках две малые серебряные медали — одну за картину «В окрестностях Петербурга», а другую — за четыре рисунка с натуры в деревне Дубки.
Если в картине чувствуется сильное влияние академической школы, с её кулисностью построений пейзажей, то в рисунках природа показана правдиво и неприкрашенно, а выполнены они столь тщательно, что их даже принимали за гравюры.
Будущий художник старательно работал в академических классах, но любимым местом, где он оттачивал свое мастерство, стал остров Валаам, с его суровой северной природой, гранитными валунами и замшелыми многовековыми елями.
Уже в 1858 году художник представляет на академическую выставку несколько работ, выполненных на острове. За три рисунка и восемь этюдов, написанных на Валааме, ему вручили очередную серебряную медаль.
На следующий год за картину «Вид на острове Валааме» он получает малую золотую медаль, позволяющую участвовать в конкурсе на пенсионерскую заграничную поездку. Конкурс Шишкин выиграл.
Его картина «На острове Валаам», представленная в 1860 году на конкурс, была удостоенна большой золотой медали.
Отправляться за границу Шишкин не спешил, предпочитая еще лето проработать на природе в родной Елабуге. Знакомиться с европейским искусством Иван Иванович уехал только в 1862 году.
Он не только посещал известные музеи и галереи, но и работал в мастерских европейских художников, много писал с натуры. В Цюрихе Шишкин работал в мастерской хорошего живописца и талантливого гравера Р.
Коллера, осваивая новую тогда для России технику офорта.
Какое-то время Шишкин провел под Дюссельдорфом в Тевтобургском лесу, где сделал массу прекрасных рисунков карандашом и пером. Его мастерство даже было замечено местными жителями. Он позднее вспоминал о том периоде: «Где и куда ни пойдешь, везде показывают — пошел вот этот русский, даже в магазинах спрашивают, не вы ли тот русский Шишкин, который так великолепно рисует».
Он не только рисовал, но и много писал маслом. Присланные из-за границы работы были одобрены академическим начальством и появились на выставке 1865 года. Особо в академии отметили успехи Шишкина в рисунке и гравировании.
Но ни европейская пейзажная живопись, ни европейская природа особого впечатления на Шишкина не произвели. Хотя, время было потрачено не зря, о чем свидетельствует явное совершенствование его мастерства.
Кстати, написанная им тогда картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» принесла Шишкину звание академика, а в 1867 году была отправлена на Всемирную выставку в Париж.
Вернувшись из-за границы, Шишкин старается применить полученные навыки к изображению русской природы, много экспериментирует, пытаясь «нащупать» собственный путь в живописи.
В это время он близко сходится с членами артели И. Н. Крамского, оказавшими на него заметное влияние.
В его работах появляются элементы эпичности, взгляда на природу, как на мощную и целостную стихию, находящуюся рядом с человеком, но живущую своей жизнью.
Летом по традиции художник выезжает на Валаам. В этих поездках Шишкина начинает сопровождать брат его невесты Ф.А. Васильев, над которым художник «берет шефство». Работы, написанные с натуры на Валааме, экспонируются на нескольких выставках, неизменно вызывая интерес зрителей.
В 1868 году у Шишкина два знаменательных события. Он женится на Евгении Васильевой, а за свое творчество получает орден святого Станислава 3-й степени. Правда, вместо ордена Шишкин рассчитывал на звание профессора, но до него было еще несколько лет. В этот же год издается первый альбом его гравюр «Этюды с натуры пером на камне».
К концу 60-х годов Шишкин вступает в период творческой зрелости. К этому времени относится удивительная картина «Полдень. В окрестностях Москвы». Так до Шишкина не писал никто.
Почти три четверти полотна занимает небо со спокойно плывущими кучевыми облаками, через которые пробиваются лучи солнца. Внизу уходящие вдаль поля золотистой ржи и ведущая прямо на зрителя полевая дорога.
Эта картина была куплена Третьяковым за солидную по тем временам сумму в 300 рублей.
То, что в России появился мощный самобытный художник-пейзажист, окончательно подтвердила картина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», представленная Шишкиным зрителям в 1872 году.
Крамской, признанный авторитет в мире живописи того времени, писал о ней Васильеву: «Он (Шишкин) написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему.
Это есть чрезвычайно характеристическое произведение нашей пейзажной живописи». А в письме Третьякову назвал эту картину «замечательнейшим произведением русской школы».
Эта картина стала значимым этапом в его творчестве. Но впереди у Шишкина было еще много прекрасных картин, рисунков и гравюр, всероссийское и европейское признание, престижные награды, любовь зрителей и учеников. До последнего дня жизни он был верен русскому лесу.
Увидев в 1898 году на выставке передвижников его последнюю крупную картину «Корабельная роща», художник К. А. Савицкий написал с восторгом: «Сосной на выставке запахло! Солнца, свету прибыло!».
А ведь Савицкий был прав, на самом деле Иван Иванович Шишкин привнес в нашу живопись терпкий запах хвойного леса. И большое спасибо ему за это.
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/biographies/articles/35162/
Сосна в живописи
Алексей Кондратьевич Саврасов.
Пейзаж с сосной.
1854.
Сосна:
1. Вечнозелёное хвойное дерево с небольшими шишками .
Тихо качают зелёными лапами огромные душистые сосны. (М. Горький. Большая любовь.)
Заблудиться в трёх соснах – заблудиться.
Словарь русского языка. «Русский язык». 1984.
* * *
Алексей Кондратьевич Саврасов.
Сосна.
1854.
Кому не знакома в обиходе привычка постучать по дереву, чтобы не сглазили! А, собственно говоря, почему по дереву? Откуда обычай такой пошёл, откуда уверенность, будто, прикоснувшись к ростку или ветке, мы и впрямь отдаём им свои напасти?
Оказывается ещё в старину раненые воины искали дерево. Считалось, что, прикоснувшись к нему и «подзарядившись» энергией растения, можно быстрее выздороветь. Особенно эффективными в такой терапии считались дуб и сосна.
Это дерево – моё. «Крестьянка» №9 1990.
* * *
Алексей Кондратьевич Саврасов.
Сосны, прилегающие к корню части стволов.
1854.
Путешествуя некогда по Заонежью, по нетронутым человеком глухим лесам, я видел деревья, умершие на корню своей естественной смертью. Пропитанные смолою стволы этих сосен высились над макушками окружавшего их живого леса.
Сильные зимние ветры давно обломали их мёртвые голые сучья, но пропитанный смолою ствол умершего дерева прочно стоял, быть может, десятки и сотни лет. Некоторые стволы упавших мёртвых деревьев, покрытые зелёным мохом, лежали на земле. Я с трудом перебирался через них.
Теперь таких нетронутых лесов осталось очень мало, и вряд ли кто видел стоящий на корню, пропитанный смолою ствол мёртвой сосны.
И. Соколов-Микитов. Русский лес. Москва. «Детская литература». 1984.
* * *
Алексей Кондратьевич Саврасов.
Старые сосны.
1854.
Кстати, возраст сосны можно узнать не только по кольцам среза, но и по форме хвойной шапки. К двадцати годам крона сосны – конус. К полувеку – крона яйцевидная. К ста годам округляется, приобретая очертания шара. А ещё лет через семьдесят – сто вершина становится плоской, как крыша.
Ю. Крутогоров. Рассказы о деревьях. Москва. «Детская литература». 1987.
* * *
Алексей Кондратьевич Саврасов.
Сосны из Гусарева.
1850-е.
Сосну с полным правом можно назвать прародительницей лесов. И как справедливо, что именем её названо целое могучее семейство хвойных: кедр, ель, лиственница, пихта. Все они – сосновые!
Но сама сосна – это и род, объединяющий почти сто видов вечнозелёных деревьев: горная, итальянская, крючковатая, обыкновенная, пицундская, эльдарская, крымская, корейская, Станкевича…
Ю. Крутогоров. Рассказы о деревьях. Москва. «Детская литература». 1987.
* * *
Алексей Кондратьевич Саврасов.
Летний пейзаж с соснами у реки.
1878.
Сосна пришла к нам из незапамятных времён, из такой глубины времени, что и вообразить трудно. Ей почти 300 миллионов лет. Она из палеозойской эры.
Ю. Крутогоров. Рассказы о деревьях. Москва. «Детская литература». 1987.
* * *
Алексей Кондратьевич Саврасов.
Сосны у болота.
1882.
На болотистых, покрытых кочками местах растёт низкорослая болотная сосна. Идёшь по такому сосновому болоту – не видно конца-края осыпанным дозревающей клюквой мягким моховым кочкам. То и дело выпархивают из-под ног болотные белые куропатки, сорвётся, полетит тяжёлый глухарь.
И. Соколов-Микитов. Русский лес. Москва. «Детская литература». 1984.
* * *
Алексей Кондратьевич Саврасов.
Летний пейзаж. Сосны.
1880-е.
Как и любой гороскоп, гороскоп деревьев, составленный друидами [ друиды – жрецы и маги древних галлов и кельтов], весьма условен. Но всё же он нередко довольно выпукло и точно соотносит черты, присущие тому или иному дереву, с характером человека, которому оно покровительствует.
СОСНА (19.02-28.02; 24.08-02.09). Изысканна, красива, умеет это подчеркнуть, любит дом, изящность обстановки. Отважна, смела, рискованна, но невезение других её не трогает. Проявляет слабость только в любви.
А. Капков. Это дерево – моё. «Крестьянка» №9 1990.
* * *
Алексей Кондратьевич Саврасов.
Сосны на берегу озера.
1880-1890-е.
Сосну использовали для определения мистического числа человека, которое, по поверью, должно было бы способствовать удаче: её обходили три раза и сколько шишек собирали, это число и было заветным.
А. Капков. Это дерево – моё. «Крестьянка» №9 1990.
* * *
Алексей Кондратьевич Саврасов.
Пейзаж с соснами.
В Псковской области отмечено семь видов сосен: четыре – двухвойные и три – пятихвойных. Двухвойные сосны имеют твёрдую древесину, обычно с большим содержанием смолы, чаще тёмноокрашенную, и мелкие крылатые семена.
Пятихвойные сосны со светлой, мягкой, с небольшим количеством смолы древесиной и орешковидными бескрылыми семенами. К двухвойным видам относят сосну обыкновенную (Pinus sylvestris), горную (Pinus mugo), скрученную (Pinus contorta), чёрную (Pinus nigra).
Единственным аборигенным видом является сосна обыкновенная, или лесная, — важнейшая лесообразующая порода в области.
Псковская энциклопедия. Псков. 2007.
* * *
Архип Иванович Куинджи.
Сосна.
1878.
Иван Иванович Шишкин.
Сосна на скале.
1855.
Сосна даёт строевой и поделочный материал, дрова и сосновую вату, идёт на мачты (корабельный лес). Из смолы получают вар, канифоль, скипидар, из древесины – бумагу, древесную шерсть, дранку для строительных работ, мебель, посуду. Кора идёт на изготовление поплавков.
Сосновая стружка – хороший материал для набивки мебели. Сосна – лекарственное растение. Почки используют для лечения органов дыхания и как мочегонное средство. Экстракт хвои идёт на ванны, а терпентин, дёготь, смола используются для приготовления пластырей и мазей.
Скипидар применяют для наружного употребления и для растворения масел. Из семян получают масло для приготовления олифы. Сосновые опилки – хороший впитывающий материал. Пыльца употребляется иногда вместо ликоподия. Хвоя – ценный источник для получения концентратов витамина С.
Сосна один из зимних кормов лосей; хвоя – корм глухаря, белки, бурундука, клеста.
Псковская энциклопедия. Псков. 2007.
* * *
Иван Иванович Шишкин.
Сосна на Валааме.
1858.
Сосны
Средь клёнов девственных и плачущих берёз Я видеть не могу надменных этих сосен; Они смущают рой живых и сладких грёз,
И трезвый вид мне их несносен.
В кругу воскреснувших соседей лишь оне Не знают трепета, не шепчут, не вздыхают И, неизменные, ликующей весне
Пору зимы напоминают.
Когда уронит лес последний лист сухой И, смолкнув, станет ждать весны и возрожденья, — Они останутся холодною красой
Пугать иные поколенья.
Афанасий Фет.
1854.
* * *
Иван Иванович Шишкин.
Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии.
1872.
Ай, во боре, боре, Стояла сосна
Зелена, кудрява.
Народная песня.
* * *
Иван Иванович Шишкин.
Окраина сосновой рощи.
1876.
— Эта сосна поющая, — сказал сопровождавший меня Олег. Приложи ухо к дереву, сам убедишься.
Мне было известно об этом явлении, но слушать музыку поющей сосны мне тогда довелось впервые. Ещё в работах известного знатока леса Сукачёва есть упоминание о таких деревьях. Только сосна обыкновенная и сосна кедровая могут приобрести это редкое качество при определённых условиях роста. Однако по сей день учёные не могут понять, каковы должны быть эти условия.
У малых народов, живущих в лесах, такие деревья особо почитаемы. Именно около них шаманы совершают свои обряды. Селькупы, населяющие противоположную часть Западно-Сибирской низменности, носят ожерелья и другие украшения из полированных дощечек поющего кедра, считая их оберегами от болезней.
Г. Левченко. Магическая земля Зауралья. «За семью печатями», июнь 2005.
* * *
Иван Иванович Шишкин.
Сосны на взморье.
1877.
Среди благородных пород деревьев китайцы единодушно ставили на первое место вечнозелёную сосну – символ прямоты и стойкости духа. Лучшими считались высокие и прямые, словно выточенные по отвесу, сосны гор Тяньму (провинция Чжэцзян).
Садовод XVII века Вэнь Чжэньхэн советует высаживать сосну перед окнами кабинета, поместив в её корнях декоративный камень, а вокруг насадив нарциссы, орхидеи и травы. Горную сосну, продолжает Вэнь Чжэньхэн «лучше сажать в твёрдую почву. Кора её – как чешуя дракона, в кроне её поёт ветер.
К чему тогда уходить из дома на горные вершины или берег седого моря?»
Владимир Малявин. Китайская цивилизация. Москва, «АСТ». 2001.
* * *
Иван Иванович Шишкин.
Сосновый бор.
1878.
В детстве я слышал мудрую народную пословицу: «Далеко сосна стоит, а свому бору шумит»… Родные места привязывают нас к себе памятью о близких, друзьях и подругах, хотя бы мы их давно потеряли, о первых радостях и печалях…
Владимир Чивилихин. Память. Собрание сочинений в 4-х томах. Москва, «Современник». 1985.
* * *
Иван Иванович Шишкин.
Сосны на отвесных скалах.
1879.
Существует легенда, что царь [Пётр I], проходя среди высоких сосен, росших тогда на Стрелке Васильевского острова, обратил внимание на диковинную сосну с веткой, вросшей полукольцом в ствол. Он велел сосну срубить, ствол с причудливой веткой сохранить, а на этом месте заложить здание новой Кунсткамеры.
Л. П. Тихонов. Музеи Ленинграда. Ленинград, «Лениздат». 1989.
* * *
Иван Иванович Шишкин.
Сосны над морем. Алупка.
1879.
Иван Иванович Шишкин.
Заповедник. Сосновый бор.
1881.
«Самым древним из живущих деревьев» считается остистая сосна в Калифорнии. У неё насчитали 4600 годовых колец.
И. Акимушкин. Причуды природы. Москва. 1992.
* * *
Иван Иванович Шишкин.
Дорожка среди сосен.
1883.
Очень хорош и красив чистый сосновый бор. Идёшь или едешь по старому сосновому бору – точно высокие чистые огромные свечи возвышаются над головою стволы старых деревьев. Опавшей прошлогодней хвоею покрыта земля. Через малонаезженную песчаную дорогу протянулись длинные узластые корни. Седым мягким мохом поросли невысокие кочки.
Кое-где зеленеют листочки брусники. Через высокие, унёсшиеся в небо зелёные вершины пробиваются лучи солнца. Светлые золотистые зайчики играют на стволах деревьев, покрытых потрескавшейся толстой корою. Пахнет смолой и землёю. Тихо в сосновом старом бору. Изредка взлетит рябчик, пролетит над дорогою дятел.
В высоком небе купаются зелёные кудрявые вершины.
И. Соколов-Микитов. Русский лес. Москва. «Детская литература». 1984.
* * *
Иван Иванович Шишкин.
Сосна на песке.
1884.
Почему так ценится сосна? Только потому, что у неё ценная, очень нужная древесина? Или потому, что сок дерева – живица – даёт человеку массу полезных веществ: скипидар, канифоль, камфару? Не только.
Да, сосна – настоящая хвойная фабрика. Но ещё и лечебница: как легко, свободно, полной грудью дышится в сосновом бору.
А как сосна, разбрасывая корни, умеет останавливать пески! А как осветляет и обеззараживает грунтовые воды!
Такой опыт провели недавно. Проанализировали состав воды из двух ручьёв. Один бежал в водохранилище с выгона, другой «прошёл» через сосновый бор. Из каждого ручья взяли по литру воды. В ручье «безлесном» в литре его воды обнаружили 920 кишечных палочек. В литре из «соснового» ручья таких вредителей оказалось в 30 раз меньше.
Ю. Крутогоров. Рассказы о деревьях. Москва. «Детская литература». 1987.
* * *
Иван Иванович Шишкин.
Сосны, освещённые солнцем.
1886.
Иван Иванович Шишкин.
Сосна.
1889.
Сосна, несомненно, одно из древнейших деревьев. Росла сосна, когда не было ещё на земле зелёных лиственных лесов. Недаром жёсткой хвоею сосны питаются глухари, тоже древнейшая на земле птица.
И. Соколов-Микитов. Русский лес. Москва. «Детская литература». 1984.
* * *
Иван Иванович Шишкин.
Сосны на плоскогорье.
Конец 1880-х.
Иван Иванович Шишкин.
Молодые сосенки у песчаного обрыва.
1890.
Хорош и подрастающий мелкий сосновый лес. Одно к одному тесно жмутся покрытые зелёной хвоею молодые сосенки. В тени этих деревцов весною и летом нужно искать грибы. Ранней весною здесь растут сморчки, летом – красивые жёлтые рыжики.
И. Соколов-Микитов. Русский лес. Москва. «Детская литература». 1984.
* * *
Иван Иванович Шишкин.
Сосна.
1890.
На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далёкой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.
М. Лермонтов.
* * *
Иван Иванович Шишкин.
Сосна без солнца.
1890.
Иван Иванович Шишкин.
Сосна под снегом.
1890.
Иван Иванович Шишкин.
Часть ствола сосны. Мери-Хови.
1890.
Иван Иванович Шишкин.
Сосна.
1892.
Иван Иванович Шишкин.
Сосна. Мерикюль.
1894.
Иван Иванович Шишкин.
Сосновый бор.
1895.
Иван Иванович Шишкин.
Сосновый бор у Лигова.
1895.
Иван Иванович Шишкин.
Сосны.
1895.
Иван Иванович Шишкин.
Верхушки сосен. Этюд.
1890-е.
Иван Иванович Шишкин.
Вершины сосен.
1890-е.
Иван Иванович Шишкин.
Сосны. Солнечный день.
1890-е.
Иван Иванович Шишкин.
Молодые сосны.
Иван Иванович Шишкин.
Поляна с соснами.
Иван Иванович Шишкин.
Сосновый бор.
Иван Иванович Шишкин.
Сосны.
Иван Иванович Шишкин.
Сосны.
Иван Иванович Шишкин.
Сосны, освещённые солнцем.
Исаак Ильич Левитан.
Три сосны.
1886.
Исаак Ильич Левитан.
Ранняя весна. Молодая сосна.
Нисикава Сукэнобу.
Девушки вырывают молодые сосенки в первый день года Крысы.
Сергей Кузьмич Фролов.
Савкина. Сосны.
1963.
Юлий Юльевич Клевер.
Зима. Сосновый бор.
1910.
Сосновый лес в живописи
ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.
Источник: http://aria-art.ru/0/S/Sosna/1.html
Каждая картина Шишкина — точное воспроизведение красоты природы
Искусство и развлечения 4 июня 2015
Знаменитый русский художник-пейзажист Иван Иванович Шишкин оставил после себя несколько сотен картин, воспевающих красоту русской природы. На выбор тематики большое влияние оказала местность, где он вырос.
Это Вятская губерния, город Елабуга и окрестности — пойма реки Камы, её обрывистые берега, лесные ручьи, прорезающие густые заросли корабельных лесов, озёра, солнечные лужайки…
Всё это рождало в нём вдохновение и желание запечатлеть божественную красоту на холсте.
Любимые сюжеты
Берёза, дуб, сосна – любимые деревья художника. Даже уезжая за пределы России, он бродил по окрестностям Дюссельдорфа, Мюнхена, Цюриха и искал похожие виды. Наезжая в Финляндию, в гости к старшей дочери Лидии, Иван Иванович продолжал писать пейзажи, ведь природа этих мест очень похожа на российскую.
Если внимательно рассмотреть полотна Ивана Шишкина, можно обнаружить на них часто повторяющиеся пейзажи с соснами. Величественные прикамские красавцы покорили сердце Ивана Ивановича ещё в детстве.
«Сосны, освещённые солнцем»
Картина Шишкина «Сосны, освещенные солнцем», написанная в 1886 году, знакомит нас с прелестью русского леса: два стройных, крепких дерева, из тех, что идут на корабельные мачты; пушистые кроны создают приятную прохладную тень; упругая почва, усыпанная толстым слоем иголок, заглушает все шумы. Только пение птиц и шелест веток от порывов ветра нарушают тишину летнего дня. Смолистый запах слегка будоражит, лёгкий ветерок бодрит. Зрителю легко представить себя в этом месте. Обратите внимание, как выписаны кора, ветки, хвоя. Можно подумать, что перед вами фотография. Некоторые наши современники считают это большим недостатком. Не надо забывать, что во времена Шишкина ещё не изобрели дегерротипию. Достоверность, скрупулёзность в изображении ценилась выше, нежели смазанные штрихи. Эпоха фотографии и импрессионизма была впереди.
Иван Шишкин – мастер мелких деталей. Он намеренно не придаёт своим сюжетам психологической направленности. Он пишет, как дышит, как живёт. Он никого не учит.
Череда тяжёлых утрат, постигших художника в самом расцвете жизни, научили его терпению, принятию своей судьбы как креста, возложенного Господом. Какие ассоциации вызывает эта картина Шишкина? «Сосны, освещенные солнцем» — пара прекрасных, сильных, здоровых деревьев.
Под их тенью приятно укрыться от палящих лучей полуденного солнца. Здесь могли бы резвиться маленькие медвежата, как в «Утре в сосновом лесу», или отдыхать уставшие грибники. Грустью веет от пейзажа. Только две сосны и пустое пространство рядом.
Ко времени написания полотна художник уже дважды овдовел и больше не надеялся на возможность жить в счастливом семейном гнезде.
Видео по теме
Две сосны как два разных человека
Иван Иванович справедливо считал излишним нагружать картины природы психологизмом. Тем не менее вышло так, что каждая картина Шишкина – это автобиография художника, проекция его личной жизни, боль и радость его души.
Сравните – «Сосна на скале», написанная в 1855 году, тогда художнику было 23 года, и «На севере диком», год написания — 1891.Ему без малого 70 лет. Он уже дважды вдовец, похоронил сыновей.
Чего можно ждать от жизни? До чего пронзительно одинокой и неприкаянной выглядит валаамская сосна (картина Шишкина «На севере диком»). Сравните её с более ранней работой 1884 года «Сосна на песке».
В том году Ивану Ивановичу исполнилось 52 года. В его работах (полотна «Сосна на песке» и «Перед грозой») ощущается надежда на перемены, на возможность начать новую жизнь.
Посмотрите, сосна на песке словно поднимается на дюну. Песчаные холмы выглядит скорее щитом от холодных ветров Балтики, чем препятствиями. И всё же почва зыбкая. Нет прежней уверенности в своих силах.
Появились сомнения, хотя надежда ещё не потеряна.
«Перед грозой»
Иван Иванович много работает. Труд не даёт сломаться и опуститься. Художник уделяет особенно большое внимание мелким деталям, прорисовывает каждую травинку, каждый листочек. Картина Шишкина «Перед грозой» написана как раз в те годы. Обратите внимание, что правая часть заметно более нагружена.
Узкая, но чёткая дорожка делает решительный поворот вправо, в строну будущего. Стоячая вода – это не то место, где нужно задерживаться. Уныние – тяжкий грех. Пока живём – должны двигаться вперёд! Свежие и яркие оттенки зелени с правой стороны и желтоватая, слегка пожухлая трава слева. Большой куст – не препятствие.
Это как бы ширма, за которой новая жизнь. Какая она?
Последняя картина Шишкина
Сосновые боры в Вятской губернии, со столетними деревьями по полметра в диаметре и высотой до сорока метров, назывались ещё корабельными, или мачтовыми лесами. Прямые, прочные и лёгкие стволы отвозили на верфи и использовали в кораблестроении.
Не случайно последняя картина Шишкина – «Корабельная роща» (1898 год). Выставка проходила в феврале-марте этого же года, и Иван Иванович представил на ней свою новую работу.
Последняя картина Шишкина известна ещё под названием «Афонасофская корабельная роща близ Елабуги». Она вызвала массу восторгов, а 8 марта замечательный художник скончался.
Смерть застала его за мольбертом, с кистью в руке, за созданием нового пейзажа…
Источник: fb.ru
Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).
Источник: http://monateka.com/article/127620/