926. Пять мест, увековеченных Иваном Шишкиным
?ВЕТВЯЩАЯСЯ БИОСФЕРА (albercul) wrote,
2014-01-27 21:39:00ВЕТВЯЩАЯСЯ БИОСФЕРА
albercul
2014-01-27 21:39:00ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА:
Записи 2 — 245 http://albercul.livejournal.com/49123.
html
Записи 246 — 661 http://albercul.livejournal.com/65567.html
Записи 662 и далее http://albercul.livejournal.com/172658.
html
Оригинал взят у vova_91 в Пять мест, увековеченных Иваном Шишкиным
«Утро в сосновом лесу»Иван Иванович Шишкин, один из талантливейших русских пейзажистов, сумевший передать красоту российской природы
И. Н. Крамской. Портрет художника И. И. Шишкина
СЕЛИГЕР
На острове Городомля Шишкин создал свою знаменитую картину «Утро в сосновом бору». Cамая известная картина Ивана Шишкина, написанная им в 1889 году в соавторстве с Константином Савицким (его кисти принадлежат всеми любимые медведи).
Животные получились у Савицкого настолько удачно, что он даже расписался на картине по ее окончании.
Но когда картину приобрел Третьяков, то оставил лишь подпись Ивана Шишкина, так как считал, что в картине, «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственном именно Шишкину». Сейчас картина находится в Государственной Третьяковской галерее.
Солнечный свет на картине пронизывает ветви деревьев и придает лесу особенную невесомость. Остров Городомля расположен на озере Селигер в Тверской области. Остров покрыт хвойными лесами, а внутри него есть озеро с двумя островами. Это место как будто специально создано для того, чтобы с него писали пейзажи.
Именно здесь написана и еще одна известная картина Ивана Шишкина — «Корабельная роща» (1898). Эта картина — завещание художника, она написана в год кончины Ивана Шишкина. Именно в этом полотне как бы обобщен весь опыт долгой и непростой жизни мастера. Картина «Корабельная роща» сейчас принадлежит Русскому музею.«Корабельная роща»
ЕЛАБУГА
Близ Елабуги (Татарстан) художник написал несколько картин. Одна из них — «Рожь». Картина была написана художником в 1878 году. В ней Шишкин мастерски изобразил колосящуюся золотистую рожь, охраняемую соснами-великанами.Сам Шишкин так описал свою картину и созданный образ: «Раздолье. Простор. Угодье, рожь. Благодать. Русское богатство».
Картина писалась после совершенной художником в 1877 году поездки в Елабугу (Татарстан). На протяжении многих лет именно на своей родной земле Иван Шишкин черпал вдохновение. В основу картины лег один из карандашных набросков с лаконичной авторской надписью: «Эта». Именно картиной «Рожь» завершаются в 1870-х годах завоевания Шишкина-пейзажиста.
Эта картина сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее.«Рожь»
ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС
На картине «Бурелом» изображен лес в Вологодской области, под впечатлением о посещении которого в 1887 году Иван Иванович и написал полотно. Картина была закончена в 1888 году.
На картине, будто на сцене, разворачивается драматичное действие. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения.
Иван Шишкин изображает экспрессивную картину гибели леса, борьбу между жизнью и смертью, невидимые силы природы.«Бурелом»
ВАЛААМ
На Валааме художник провел пять сезонов: 1858, 1859, 1860, 1867, 1878 годы. За ранние валаамские работы (три рисунка пером и восемь живописных этюдов с видами Валаама, среди них «Сосна на Валааме», «Вид острова Валаам») в 1858 году художник получил большую серебряную медаль Академии художеств.
В течение следующих сезонов создаются полотна «Вид на Валааме» («Ущелье Валаама»), «Скалы на острове Валаам. Кукко» (1859-й — малая золотая медаль), пейзаж «Вид на острове Валааме. Местность Кукко» (1860-й — большая золотая медаль).
До сих пор на Валааме бережно сохраняется раскидистая гигантская сосна, которая так и называется — сосна Шишкина.«Сосна на Валааме»
СИВЕРСКИЙ ЛЕС
Шишкин владел усадьбой в деревне Выре (сейчас Гатчинский район Ленинградской области). Он купил усадьбу в 1881 году. Шишкинская дача находилась за рекой Оредеж.
С началом лета он переезжает сюда вместе с молодой женой Ольгой Антоновной Лагодой-Шишкиной, тоже талантливой художницей. На живописных берегах Оредежа в Сиверском лесу Шишкин особенно плодотворно работал, здесь были созданы многие его этюды.
«Ручей в лесу.Сиверская»
источник
Поддержи автора — Добавь в друзья!
Источник: https://albercul.livejournal.com/241212.html
Валаам в живописи
Александр Афонин.
«Валаамские дали».
Александр Афонин.
«Моя валаамская красавица». Этюд.
Александр Афонин.
«Остров Дивный. Валаам».
Алексий — монах Валаамского монастыря.
«Вид на Валаамский монастырь сверху».
1889.
Архип Иванович Куинджи.
«На острове Валааме».
1873.
Валаамские острова, группа скалистых островов на северо-западе Ладожского озера. Состоят из одного крупного острова и свыше 50 мелких островов. Площадь 36 квадратных километров. Высота до 70 м. На острове Валаам посёлок и здание монастыря (основан в 14 в.).
Энциклопедический словарь. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия». 1963.
* * *
Архип Иванович Куинджи.
«На Валааме».
И. В. Ческий.
«Вид Валаамского монастыря».
1-я половина XIX века.
Иван Иванович Шишкин.
«Вид на острове Валааме».
1858.
Иван Иванович Шишкин.
«Сосна на Валааме».
1858.
Иван Иванович Шишкин.
«Валаам. Лес на камнях».
1859.
Иван Иванович Шишкин.
«Скалы на острове Валааме. Кукко».
1859.
Иван Иванович Шишкин.
«Вид на острове Валааме. Местность Кукко».
1858-1860.
Иван Иванович Шишкин.
«Камни в лесу. Валаам».
1858-1860.
Иван Иванович Шишкин.
«На краю берёзовой рощи. Валаам».
1859-1860.
Иван Иванович Шишкин.
«Трущоба (Вид на острове Валааме)».
1860.
Иван Иванович Шишкин.
«Пейзаж с охотником. Остров Валаам».
1867.
Юрий Константинович Люкшин.
«Беседа».
Серия «Валаамские старцы».
1989.
Юрий Константинович Люкшин.
«Молитва святого Гермогена».
Серия «Валаамские старцы».
1989.
Юрий Константинович Люкшин.
«Молитва святого Сергия».
Серия «Валаамские старцы».
1989.
Юрий Константинович Люкшин.
«Святые Сергий и Герман».
Серия «Валаамские старцы».
1989.
ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ
Источник: http://aria-art.ru/0/V/Valaam/0.html
Художник Шишкин И.И
Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Начал систематическое обучение Шишкин в гимназии в Казани, но работа чиновника не привлекала его.
Поэтому, не окончив гимназию, Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина.
Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку.
Основные работы этого периода – пейзажные наброски, в которых проявилась самобытность художника, заключающаяся в умении точно и ярко изобразить природу.
В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Но и в это время художник не ограничивается студийными занятиями: он активно пишет на природе, изучая окрестности Санкт-Петербурга и острова Валаам.
В полотнах Шишкина, созданных в эти годы, очевидны черты романтизма, сквозь которые уже проступал спокойный и уравновешенный взгляд на природу. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме».
В этом этюде отчетливо видно характерное для Шишкина стремление содержательно воспринимать природу.
В 1861 году Шишкин получает право отправиться за границу и уезжает в Мюнхен. Здесь он тщательно изучает опыт зарубежных художников, посещая также Цюрих, Женеву, Дюссельдорф. Картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» принесет художнику впоследствии звание академика. За границей Шишкин занимается также рисунками пером.
По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Как и многие художники того времени, он понимает, что перед живописью теперь стоят иные задачи, требующие отступления от жестких рамок академической живописи.
Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И.Н. Крамским. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Эту технику художник освоил еще за границей.
За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора.
До конца своих дней Шишкин упорно работал, создавая такие шедевры как «Рубка леса», «Рожь», «Утро в сосновом лесу». Даже смерть настигла его во время работы над очередным полотном 8 марта 1989 года.
Лучшие картины Шишкина И.И.
Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/shishkin/
Иван Шишкин: картины, биография и личная жизнь художника
«Лесной богатырь-художник», «царь леса» — так называли Ивана Шишкина современники. Он много путешествовал по России, воспевая величественную красоту ее природы в своих картинах, которые сегодня известны каждому.
«Никогда еще в роду Шишкиных не было художника!»
Иван Шишкин родился в купеческой семье в небольшом городе Елабуге Вятской губернии (на территории современного Татарстана). Отец художника, Иван Васильевич, был весьма уважаемым в городе человеком: несколько лет подряд избирался городским главой, провел в Елабуге деревянный водопровод на собственные средства и даже создал первую книгу об истории города.
Будучи человеком разносторонних увлечений, он мечтал дать сыну хорошее образование и в 12 лет отправил его в Первую казанскую гимназию. Однако молодой Шишкин уже тогда интересовался искусством больше, чем точными науками.
В гимназии ему было скучно и, не закончив обучение, он вернулся в родительский дом со словами, что чиновником делаться не хочет.
Тогда же начали формироваться его взгляды на искусство и призвание художника, которые он сохранил на протяжении всей жизни.
Мать Шишкина, Дарью Александровну, расстраивала неспособность сына к учебе и домашним делам. Она не одобряла его увлечения рисованием и называла это занятие «пачкотней бумаги». Отец хоть и симпатизировал страсти Ивана к прекрасному, также не разделял его отстраненности от жизненных проблем. Шишкину приходилось прятаться от родных и рисовать при свечах по ночам.
Всерьез о профессии художника Шишкин задумался впервые, когда в Елабугу приехали московские живописцы, чтобы расписать иконостас местной церкви.
Они и рассказали ему о Московском училище живописи и ваяния — и тогда Иван Иванович твердо решил следовать за своей мечтой.
С трудом, но он уговорил отца позволить ему уехать, и тот отправил художника в Москву, надеясь, что из сына однажды вырастет второй Карл Брюллов.
«Изображение всего, что имеет жизнь, есть главная трудность искусства»
В 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, где обучался под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. Тогда в своих еще слабых работах он мечтал приблизиться к природе настолько, насколько возможно, и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали пейзажа.
О его рисунках постепенно узнала вся школа. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды».
К концу обучения стало ясно: у художника был несомненный — и действительно единственный в своем роде — талант.
Не останавливаясь на достигнутом, в 1856 году Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где быстро зарекомендовал себя как блестящий студент с выдающимися способностями. Подлинной школой для художника стал Валаам, куда он отправился для летней работы на натуре.
Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. С вниманием биолога он осматривал и ощупывал стволы деревьев, травы, мхи, мельчайшие листья.
Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.
В 1860 году Шишкин окончил академию с большой золотой медалью, полученной им также за виды Валаама, и отправился за границу.
Он посетил Мюнхен, Цюрих и Женеву, много писал пером, впервые попробовал гравировать «царской водкой». В 1864 году художник переехал в Дюссельдорф, где приступил к работе над «Видом в окрестностях Дюссельдорфа».
Этот пейзаж, наполненный воздухом и светом, принес Ивану Ивановичу звание академика.
После шести лет заграничных путешествий Шишкин вернулся в Россию.
Первое время он жил в Петербурге, где встречался со старыми товарищами по академии, которые организовали к тому моменту Санкт-Петербургскую артель художников (позднее — Товарищество передвижных художественных выставок).
По воспоминаниям Александры Комаровой, племянницы живописца, сам он в артели никогда не состоял, но постоянно бывал на творческих пятницах своих друзей и принимал в их делах самое живое участие.
В 1868 году Шишкин впервые женился. Его супругой стала сестра друга, пейзажиста Федора Васильева — Евгения Александровна. Художник любил ее и родившихся в браке детей, не мог надолго уезжать от них, так как считал, что без него дома обязательно произойдет что-то ужасное. Шишкин превратился в нежного отца, чуткого мужа и радушного хозяина, в доме которого постоянно гостили приятели.
«Гений искусства требует, чтобы ему была посвящена вся жизнь художника»
В 1870-х годах Шишкин еще сильнее сблизился с передвижниками, став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. С Крамским у них были особенно теплые отношения.
Художники вместе путешествовали по России в поисках новой натуры, Крамской наблюдал за успехами Шишкина и восхищался тем, как его друг и коллега был внимателен к природе в самых разных ее состояниях, как точно и тонко он передавал цвет.
Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».
Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. В 1874 году умерла его жена, отчего он замкнулся, его характер — и работоспособность — стали портиться из-за частых запоев. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним.
Спасла его, видимо, привычка к труду: из-за своего самолюбия Шишкин не мог позволить себе упустить то место, которое он уже прочно занимал в художественных кругах, и продолжал писать картины, которые становились все популярнее благодаря передвижным выставкам.
Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.
А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Вторая жена его тоже скончалась, буквально через год после свадьбы — и художник снова ушел с головой в работу, которая позволяла ему забыться. Его привлекала изменчивость состояний природы, он стремился поймать и запечатлеть ускользающую натуру.
Он экспериментировал с сочетаниями разных кистей и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых оттенков. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива».
Современников картины Шишкина поражали тем, как легко и свободно он экспериментировал, добиваясь при этом потрясающей реалистичности.
«Что меня теперь больше всего интересует? Жизнь и ее проявления, теперь, как всегда»
В конце XIX века настал трудный для Товарищества передвижных художественных выставок период — у художников возникало все больше поколенческих разногласий. Шишкин же внимательно относился к молодым авторам, потому что старался в свое творчество вносить нечто новое и понимал, что прекращение развития означает упадок даже для именитого мастера.
В 1894 году Иван Иванович начал преподавать в Высшем художественном училище при Академии художеств. Ученики безмерно уважали Шишкина, несмотря на то, что он исповедовал иные эстетические принципы, придерживался иной художественной системы. Молодежь вдохновлялась его мастерством, а сам он в тот период «первым и лучшим» художником называл Валентина Серова.
В марте 1898 года Шишкина не стало. Он умер за мольбертом, во время работы над новой картиной. Художника похоронили на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге, но в 1950 году его прах перенесли вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
Источник: https://www.culture.ru/persons/8252/ivan-shishkin
Развитие речи. Сочинение-описание по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща»
Ход урока:
V. Итог урока
Иван Иванович Шишкин
(1832-1898)
Шишкин — художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный . В. В. Стасов
Биография и творчество художника
Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина. Вскоре поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества ( 1852-1856 ).
Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербургской Академии художеств (1856-1865), где числился учеником профессора С.М. Воробьева. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валаам.
(«Вид на острове Валаам», «Сосна на Валааме» )
Вид на острове Валаам (местность Кукко), 1859-1860 гг.
В 1860г, окончив Академию художеств и получив большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу за большое полотно «Кукко» (урочище на Валааме), Иван Иванович поверил в свои силы, но ехать сразу не решился, а вернулся в Елабугу, порадовав родителей званием «классного художника первого разряда». За лето он «написал разных картин до 50-ти штук клеевыми и масляными красками». Среди них — «Шалаш», «Мельница в поле».
Шалаш, 1861 г.
В апреле 1862г Иван выезжает в пенсионерскую командировку в Германию. Живет в Берлине, Дрездене, Праге, Мюнхене. С марта 1863г- в Цюрихе. Обучается в мастерской Р. Коллера.
В 1864г — Париж. Вместе с Л. Л. Каменевым и Е. Дюккером работает в Тевтобургском лесу на пленэре. В 1865г поселяется в Дюссельдорфе. где пишет картину » Вид в окрестностях Дюссельдорфа «, за которую получает звание академика.
В июне 1865 г . И.И.Шишкин возвращается в Россию и живёт в Петербурге.
Летом 1868г, с семьей Ф. Васильева, Шишкин выезжает на отдых в село Константиновка под Петербургом. Вскоре едет на родину, в Елабугу, чтобы получить благословение отца на венчание с Евгенией Александровной Васильевой, сестрой художника (октябрь, 1868г.)
«Вид в окрестностях Дюссельдорфа», 1865
Иван Иванович вступает в Артель художников, возглавляемую И. Н. Крамским, чьи идеи брать сюжеты из народной жизни и продвигать искусство в провинцию были ему близки.
В 1870г на конкурсе Общества поощрения художников получает первую премию за картину «Ручей в лесу». В 1971г На первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок участвует картиной » Вечер» .
В 1872г За картину «Сосновый бор . Мачтовый лес в Вятской губернии» получает первую премию на конкурсе Общества поощрения художников. В 1873г присуждается звание профессора за картину » Лесная глушь».
Ручей в лесу, 1870 г.
«Вечер»,1871 г .
« Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» , 1872 г.
«Лесная глушь», 1873 г.
Успех полотна «Среди долины ровныя» превзошел все ожидания. Привыкшие считать Шишкина «царем леса», «дедушкой лесов», «пейзажистом-лесовиком», зрители увидели перед собой обширную равнину, почувствовали настроение, созвучное тому, которое вызывала песня А. Ф. Мерзлякова, долгое время считавшаяся народной.
Такой же неожиданной стала картина «Перед грозой», передающая детское чувство тревоги от первых раскатов грома и низких туч, тенью бегущих по земле.
«Среди долины ровныя» ,1883 г.
«Перед грозой», 1884 г.
Утро в сосновом лесу , 1889 г.
Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Чувствуется глубина оврага, глушь. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.
Словно желая оставить последнюю хорошую память о себе, художник писал свою главную картину, к которой шел всю жизнь. В сущности, он все время писал одно большое полотно, наполненное ощущением радости соприкосновения души с божественной красотой, разлитой в природе. Его «Корабельная роща» (1898 г.) стала гимном русскому лесу, его вековому могуществу и покою.
Работа над репродукцией
Почему картина называется «Корабельная роща»?
Какое настроение вызывает картина? Что на ней изображено?
Что изображено на картине?
Сосновый бор ( сосны ):
стройные, величавые, великие, высокие; вершины: пышные, изумрудные, раскидистые; стволы сосен : розоватые, сероватые, стройные
Опушка :
лесная, солнечная, жаркая
Ручеек:
прозрачный, журчащий, игривый, маленький
Небо:
голубое, высокое, бездонное
Солнце :
летнее, ласковое, палящее
Составление плана сочинения
- Опушка соснового бора
- Величавые сосны
- Прозрачный ручеек
- Ласковое солнце
- Восхищение художника красотой природы
Источник: https://multiurok.ru/files/razvitiie-riechi-sochinieniie-opisaniie-po-kartinie-i-i-shishkina-korabiel-naia-roshcha.html
Статья о И. Шишкине, страница 10 :: Артпоиск — русские художники
Подлинной школой для Шишкина стал Валаам, служивший местом летней работы на натуре академическим ученикам-пейзажистам.
Шишкин был увлечен дикой, девственной природой живописного и сурового архипелага валаамских островов с его гранитными скалами, вековыми соснами и елями.
Уже первые проведенные здесь месяцы явились для него серьезной практикой в натурной работе, способствовавшей закреплению и совершенствованию профессиональных знаний, большему постижению сложной жизни природы в многообразии и взаимосвязи растительных форм.
Этюд “Сосна на Валааме” — один из восьми удостоенных в 1858 году серебряной медали — дает представление об увлеченности, с которой художник подходит к изображению натуры, и о начавшем проявляться уже в то время характерном свойстве дарования Шишкина — содержательном восприятии природы. Тщательно выписывая высокую, стройную, красивую по своему контуру сосну, Шишкин в ряде характерных деталей передает суровость окружающей местности. Одна из этих деталей — прислонившийся к сосне старый покосившийся крест — создает определенный элегический настрой. По сравнению с этюдом сосны, исполненным в 1855 году, пейзаж “Сосна на Валааме”, написанный тремя годами позже, свидетельствует, насколько за это время возросли творческие возможности Шишкина. Чрезвычайно серьезное отношение к своему ремеслу, присущее ему в высшей степени, давало явные результаты.
В самой натуре Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости, и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии — “Вид на острове Валааме” (1858).
Условность и некоторая декоративность цветового решения соседствуют здесь с тщательной проработкой деталей, с тем пристальным всматриванием в натуру, которое станет отличительной чертой всего дальнейшего творчества мастера. Художник увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида, но и разнообразием природных форм.
Их он стремился передать как можно конкрстнсс. Этот суховатый по живописи, но свидетельствующий о хорошем владении рисунком этюд лег в основу конкурсной картины Шишкина “Вид на острове Валааме. Местность Кукко”, демонстрировавшейся на академической выставке 1860 года и удостоенной Большой золотой медали.
Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Судьба ее в настоящее время неизвестна.
По сравнению с этюдом композиция данной картины стала более уравновешенной.
Художник использовал академическую схему кулисного построения с выделенным светом центральным планом и дополнил пейзаж двумя стаффажными фигурами в лодке.
Он написал произведение с более удаленной точки зрения и внес целый ряд новых подробностей, мысля эту работу как своеобразный творческий отчет о приобретенных познаниях в изображении лесной флоры.
Есть нечто общее между данной картиной и “Лесным пейзажем” (1857) одного из основателей так называемой дюссельдорфской школы живописи, представителя немецкого академического романтизма К. Ф. Лессинга. Однако мысль о каком-либо подражании должна быть отвергнута, так как Шишкин не знал этого произведения, находившегося в Германии.
Видимо, речь может идти скорее о некотором совпадении в то время творческих позиций обоих художников.
Повествовательный характер пейзажей дюссельдорфцев, композиционная построенность, при этом своеобразная интерьерная замкнутость в решении пространства, романтическая живость мотивов, точность деталей импонировали Шишкину, отвечали его собственным поискам, что отчасти позднее сыграло роль в выборе им места своего заграничного пребывания.
Мотив, близкий этюду “Вид на острове Валааме”, Шишкин разрабатывает и в пейзаже Государственного Русского музея “Вид на острове Валааме (Местность Кукко)” (1859, 60?), почти идентичном картине, находившейся в Лондоне.
Существует предположение, что авторским повторением другой одноименной конкурсной картины 1860 года является литография Шишкина “Трущоба. Вид на острове Валааме” (1860). На ней мы видим дикое место с буйной растительностью среди скал и в расщелинах камней.
Контрасты светотени призваны усилить выразительность образа, но, увлеченный подробностями, Шишкин идет еще по пути скорее внешней описательности.
Источник: http://ArtPoisk.info/article/stat_ya_o_i_shishkine/page/10/