Описание картины казимира малевича «красная конница»

Казимир Северинович Малевич Скачет красная конница: Описание произведения

По кромке бескрайней пустоши, под равнодушным бездонным небом протянулась багровая нить. Кровавым меридианом, хищными языками пока еще далеких пожарищ пляшет по горизонту Красная Смерть. Скачет красная конница. Земля освежевана, распластана под копытами разгоряченных коней.

Она буквально разъята на пласты, она слоится вглубь разноцветным некрозным беконом. Ничего не оставляют красноармейцы позади себя, ничего нет у них впереди. И, кажется, это одинокое неумолимое опустошительное движение существует вне времени, пространства и цели.

Времена, в которые писалась картина, были сложные. И если некоторые вольности с пространством и временем можно было себе позволить, то цели нужно было очерчивать четко.

Поэтому на обратной стороне холста Малевич написал: «Скачет красная конница из октябрьской столицы на защиту советской границы». Чтобы не возникало досадных недопониманий.

«Красная конница» – одна из самых известных живописных шарад Казимира Малевича. В смысле разнообразия версий того, что хотел нам сказать автор своим произведением, ее бьет разве что «Черный квадрат». Среди искусствоведов отчего-то принято подходить к этой картине с рулеткой и калькулятором.

Тестировать линию горизонта на соответствие правилу золотого сечения (если что, соответствие это практически идеально). Считать красноармейцев (три группы по четыре всадника). Находить «подозрительные» совпадения (трижды четыре – двенадцать, и, надо же, именно двенадцать оттенков имеет в разрезе земля!).

Наделять числа глубоким символическим звучанием (три – как три богатыря – символ стихийной силы, четыре – символ порядка, свидетельство того, что революция – это «управляемое стихийное бедствие», двенадцать – это и вовсе универсум, и т.д и т. п.). Весь этот математический анализ – занятие настолько же увлекательное, насколько и пустое.

Малевич был интуитивным гением, если он и наделил свое полотно столь изобильной нумерологией, то ненамеренно.

Не вносит ясности и дата создания «Конницы». Сам художник датировал ее 1918 годом, хотя эксперты единодушно считают, что она была написана намного позднее – между 1928 и 1932 годами. Зачем Малевич сжульничал? Возможно, из «харчевых» соображений.

«Красная Конница» – единственная его абстрактная работа, признанная и одобренная советской властью. Может быть, Казимир Северинович хотел задним числом добрать благонадежности.

Или не хотел «включать заднюю» и возвращаться к «презренному жанру», после того как объявил супрематизм вершиной творческой эволюции.

Впрочем, если вы любитель неочевидных трактовок, то вот вам еще одна. Приглядевшись, можно заметить, что силуэты всадников как бы «расчетверяются». Они движутся не тремя группами по четыре, а тремя своеобразными «кавалеристскими каре».

Если представить себе, как это выглядит сверху, получатся три красных квадрата на черной плоскости – зашифрованная супрематическая композиция. Так или иначе, картина была написана уже после того, как роман Малевича с советской властью испустил дух.

Возможно, даже после отсидки в «Крестах» по обвинению в шпионаже. Выходит, ключ к единственно верной трактовке все-таки следует искать с обратной стороны холста.

«Скачет красная конница из октябрьской столицы на защиту советской границы» – это можно было принять за чистую монету в 1913-м, когда Малевич работал в издании «Сегодняшний лубок». В 30-е подобное авторское уточнение выглядит совершенно ерническим.  

Те же «бравурные» нотки звучат в другом поэтическом произведении Малевича, написанном чуть позднее. «Еду, еду, ду-ду-ду! На резиновом кругу. Ничего, мадам Дуду, едет Казя на кругу» – декламировал в 1934-м смертельно больной Малевич, лежа на резиновой шине от пролежней.

Источник: https://artchive.ru/artists/1105~Kazimir_Severinovich_Malevich/works/16400~Skachet_krasnaja_konnitsa

История одного шедевра: «Скачет красная конница» Малевича

Из супрематического многообразия, созданного Казимиром Малевичем, выделяется одно полотно. Здесь нет загадочных геометрических фигур, соединенных в неоднозначно трактуемой композиции. Но есть тайна. И имя ей — «Скачет красная конница». Историю картины, чья загадка чарует не меньше, чем улыбка Джоконды.

«Скачет красная конница», Казимир Малевич

СюжетМежду небом и землей на бескрайних просторах революционной страны несется неведомо откуда и неведомо куда красная конница.

Как не вспомнить Гоголя: «Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи».Линия горизонта смещена вниз, большая часть полотна отведена небу.

При этом пространство перед конницей почти вдвое больше, чем сзади. Такое положение вещей создает иллюзию интенсивного движения: подразумевая под отрядом страна мчится навстречу светлому коммунистическому будущему. Ура, товарищи!

Казалось бы, глядя на картину, вы должны улавливать этот месседж. Но не выходит. А все потому, что в идеологию картины Малевич заложил иные мысли: «…Одни вожди звали к духовной жизни, другие — к материальным благам.

Так, уверовавшие люди двинулись в путь, сначала медленным путем, потом при содействии науки, развившей технику передвижения, пошли скорее, потом бежали, а теперь едут и летят в надежде скорее достигнуть благой земли. Прошли десятки тысяч лет, когда человек встал, поднялся и побежал, бежит, бежит и до сих пор.

А желанного блага нет и нет, мало того, все знамена в пути своем меняются, как верстовые столбы, на которых написаны и версты, и исчислено время достижения благого постоялого двора, а оказывается, что за постоялым двором вновь идут столбы, обещающие хорошие гостиницы. Знамена меняются как портянки, и толку нет, ноги потные, пальцы стерты, мозоли нарощены.

Движение человеческое в надежде получить благо напоминает собой тех безумных людей, которые, увидев горизонт, бросились туда, ибо полагали найти край земли, позабыв, что все они стоят на горизонте и бежать никуда не нужно…». Так писал Малевич в своей книге «Черный квадрат».

Полное название картины, которое сам Малевич указал, — «Скачет красная конница из октябрьской столицы, на защиту советской границы». Три группы всадников нередко сравнивают с образом трех русских богатырей. Почву, по которой несется конница, мы видим в разрезе, слои грунта раскрашены двенадцатью цветами. Это нутро нашей родины в прямом смысле слова.

На полотне максимально точно передано соотношение золотого сечения — земля: небу = небо: целому = 0,618.
Контекст
Первая загадка, которая лежит на поверхности, — год создания. Если начистоту, никто не знает точно, когда Малевич написал полотно. На самом холсте указан 1918-й.

Но исследователи утверждают, что появилось оно много позже — ближе к 1930-м, а дату художник поставил намеренно неверную.

Автопортрет. Малевич (1933)

Во второй половине 1920-х Малевич участвовал в нескольких европейских выставках. Многие его работы остались в Европе просто потому, что художник перепоручил заботу об их транспортировке третьим лицам.

В итоге когда картины понадобились ему самому для выставки в Третьяковке, пришлось хитрить: он создал цикл работ «периода импрессионизма» и датировал их 1903—1906 годами; таким же образом он восстановил работы крестьянского цикла и датировал их 1908—1912 годами.
Судьба художникаМалевич был идеологом, провокатором, активным участником и организатором.

Где была самая движуха, там не обходилось без него. Тусовки объединений в духе «Бубновый валет», «Синий всадник» и «Ослиный хвост», постановки Мейерхольда, выставки дегенеративного искусства — Малевич был в первых рядах.До определенного момента ему очень везло. Он не только творил, как душе было угодно, но и был вхож во власть.

Новообразованное государство регулярно перемещало его с одной должности по части культуры на другую. Но все это было до поры. С приближением 1930-х гайки закручивали все сильнее, творит так вольно, как прежде, уже не позволяли. Настал момент, когда вспомнили и про беспартийность Малевича. Отказываясь от членства КПСС, художник приговаривал себя к забвению.

И действительно, был период, когда из всего наследия Малевича можно было говорить только о «Красной коннице». Как любой абстракционизм, ее можно было трактовать многогранно. А образный ряд располагал к адаптации полотна к политической ситуации в стране.

Малевич «нарисовал» себе имя до начала 1920-х. Далее собрав вокруг себя почитателей, учеников и сторонников (и назвав их Утвердителями Нового Сскусства), Каземир Северинович посвятил себя теоритизации искусства. «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой», «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика» — уже из заголовков его статей ясно, что не давало покоя автору.

Осенью 1930 года его арестовало ОГПУ как «германского шпиона». Сидел он недолго, но о будущей карьере, звездных перспективах, публикациях и выставках не могло уже быть даже мысли, не то что слова.

Жена и дочь Малевича у его могилы

Казимир Малевич скончался в Ленинграде 15 мая 1935 года. С могилой его произошел конфуз, конечно. В годы войны его могила была утрачена. Позже группа энтузиастов выяснила, что прах Малевича покоится на пахотном колхозном поле, которое затем еще и застроили.

Источник: https://www.colors.life/post/818865/

Красная конница

Казимир Малевич – Скачет красная конница. 

Холст, масло

Оригинальный размер: 91×140 см

Годы создания: 1928—1932

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Картина долгое время была единственной из абстрактных работ художника, признаваемая официальной историей советского искусства, чему способствовало её название и изображение событий Октябрьской революции.

Малевич поставил на обратной стороне дату 18 года, хотя на самом деле она была написана позже. Картина разделена на три части: небо, земля и люди (красная конница). Отношение ширина земли и неба в пропорции 0,618 (золотое сечение).

Конница из трех групп по четыре всадника, каждый всадник расплывается, возможно конница из четырёх рядов. Земля нарисована из 12 цветов.

Казимир Северинович Малевич — российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве.

Описание картины Казимира Малевича «Красная конница»

Дата написания Казимиром Малевичем картины “Красная конница” доподлинно неизвестна абсолютно никому. Специалисты в сфере живописи утверждают, что это был период приблизительно с 1928 по 1932 год. Точная дата неизвестна только потому, что на большей части своих работ, которые были написаны Казимиром Севериновичем в поздний период его творчества, автор не писал даты.

Одна из самых известных работ автора, которая на протяжении довольно длительного периода была у художника единственной, нарисованной в стиле абстракционизма. В свое время она была признана советскими искусствоведами.

Тематика картины была более чем актуально в то время, ведь на полотне изображены события знаменитой Октябрьской революции.

Полотно было датировано художником 1918 годом, что немного необычно, ведь на самом деле она была создана на десяток лет позже указанной даты.

Автор словно разделил картину на три части. Все они имеют идеальные пропорции. Каждая из них имеет свое значение. Изображенная на полотне конница представляет собой три различные группы всадников, каждая из них насчитывает по четыре наездника. На картине кажется, будто каждый всадник “расчетверяется” и это создает иллюзию четверых рядов, присутствующих на картине.

Нижняя часть полотна символизирует землю. Автор изобразил ее двенадцатью различными цветами. Такой прием вполне соответствует двенадцати наездникам, изображенным художником на картине.

Центр картины смещен Казимиром Малевичем немного вправо и вниз. Расстояние от левой части полотна до всадников в два раза больше, чем расстояние с правой части картины до них. Благодаря использованию такого приема художник пытался рассказать о тех перспективах, которые были открыты произошедшей в государстве Октябрьской революцией.

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Krasnaya_konnitsa/

Казимир Малевич: Загадка Черного квадрата

Хотите получать интересные статьи на email каждое утро и расширять кругозор? Присоединяйтесь к Eggheado!

Казимир Северинович Малевич (1878 — 1935) — художник, прославленный в жанре авангардизма, импрессионизма, футуризма, кубизма, основатель суперматизма.

Родился Казимир 23 февраля 1878 года в Киеве в семье с польскими корнями. Первый рисунок красками в своей биографии Казимир Малевич выполнил в 15-летнем возрасте. С тех пор начал осваивать искусство живописи самостоятельно. Недолго учился в художественной школе Мурашко. Спустя некоторое время после переезда в Курск вместе с семьей Малевич стал посвящать все больше времени рисованию.

Сначала он писал картины в импрессионистском стиле, затем увлекся футуризмом.

На бульваре (1903)

В первой половине 1910-х годов основал новое направление в искусстве под названием Супремати́зм (от лат. supremus — наивысший) — разновидность абстракционизма. Супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника).

Читайте также:  Описание картины олега попова «в ожидании»

Женщина с ведрами (1912)Атлеты (1932)

О дате рождения Казимира Малевича долго не утихали споры. Существует версия, что художник родился в 1878 году.

Однако имеется документальное подтверждение — запись в приходской книге костела св. Александра о рождении и крещении мальчика в 1879 году. Год рождения точно установили уже после 125-летия художника.

Выяснилось, что празднование юбилея было заблаговременным. Поэтому у Малевича было два 125-летия.

Точильщик (1912)

Еще при жизни Малевич сам внес немало неясностей в свою биографию. В связи с этим сегодня существует много вариантов его жизнеописания. Например, в некоторых источниках можно найти информацию о том, что художник окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, хотя на самом деле он несколько раз провалил вступительные экзамены.

Пейзаж (1906)

Несколько лет в своей биографии Малевич преподавал в Витебской художественной школе (1919 — 1922). Затем руководил институтом художественной культуры в Ленинграде (1923 — 1927). Малевич с единомышленниками образовал группу авангардистов, распространявших идею нового видения искусства.

В 1924 году, после смерти Владимира Ленина, художник предложил на рассмотрение свой проект монумента вождя. По его замыслу это была гора сельскохозяйственных инструментов, увенчанная кубом как символом вечности. Проект был отвергнут.

Самой известной работой в биографии и творчестве Малевича является произведение «Черный квадрат». Эту работу дополняют полотна «Черный круг», «Кельтский крест». Среди других известных картин художника — «Красный квадрат», «Скачет красная конница».

Скачет красная конница (1928-1932)

С одной стороны, совсем необязательно быть великим художником, чтобы нарисовать черный квадрат на белом фоне. Да любой так сможет! Но вот в чем загадка: «Черный квадрат» — самая знаменитая картина в мире. Уже почти 100 лет прошло с момента ее написания, а споры и бурные дискуссии не прекращаются.

Почему это происходит? В чем заключается истинный смысл и ценность «Черного квадрата» Малевича?

Начнем с того, что «Черный квадрат» вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне, и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.

Казимир Малевич «Черный супрематический квадрат», 1915

Для футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин.

Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и, сгоряча, замазал ее, нарисовав черный квадрат. В этот момент в мастерскую зашел один из его друзей и, увидев картину, закричал «Гениально!».

После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придумал некий высший смысл своему «Черному квадрату».

Отсюда и эффект растрескавшейся краски на поверхности. Никакой мистики, просто картина не получилась.

Неоднократно совершались попытки исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем. Однако ученые, критики и искусствоведы посчитали, что шедевру может быть нанесен непоправимый ущерб и всячески препятствуют дальнейшим экспертизам.

Казимир Малевич неоднократно заявлял, что картина создана им под воздействием бессознательного, некоего «космического сознания».

Некоторые утверждают, что исключительно квадрат в «Черном квадрате» видят люди со слаборазвитым воображением.

Если же при рассмотрении этой картины выйти за рамки традиционного восприятия, выйти за пределы видимого, то вы поймете, что перед вами не черный квадрат, а разноцветный куб.

Тайный смысл, вложенный в «Чёрный квадрат», можно тогда сформулировать так: мир, окружающий нас, только на первый, поверхностный, взгляд выглядит плоским и черно-белым.

Если человек будет воспринимать мир объемно и во всем разноцветии, его жизнь кардинально изменится.

Миллионы людей, которых по их словам инстинктивно притягивало к этой картине, подсознательно чувствовали объемность и разноцветность «Черного квадрата».

Черный цвет поглощает все другие цвета, поэтому увидеть в черном квадрате разноцветный куб достаточно сложно. А увидеть за черным белое, за ложью правду, за смертью жизнь сложней многократно. Но тому, кому удастся это сделать, откроется великая философская формула.

На момент появления картины в России было засилье художников кубистской школы. Кубизм достиг своего апогея, уже порядком поднадоел всем художникам, и начали появляться новые художественные направления.

Одним из таких направлений стал супрематизм Малевича и «Черный супрематический квадрат» как его яркое воплощение. Термин «супрематизм» произошел от латинского suprem, что означает доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи.

Супрематические картины — это беспредметная живопись, акт «чистого творчества».

Одновременно были созданы и экспонировались на той же выставке «Черный круг» и «Черный крест», представляя три основных элемента супрематической системы. Позднее были созданы еще два супрематических квадрата — красный и белый.

«Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест»

Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Его влияние испытали многие талантливые художники. Поговаривают, что Пикассо охладел к кубизму после того, как увидел «квадрат Малевича».

Казимир Малевич раскусил суть будущего современного искусства: неважно что, главное как подать и продать.

Художники экспериментировали с черным цветом «сплошь», начиная аж с XVII века. Первым наглухо черное произведение искусства под название«Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году, за ним в 1843 году последовали Берталь и его работа «Вид на La Hougue (под покровом ночи)». Спустя более чем двести лет.

А дальше уже практически без перерывов — «Сумеречная история России» Гюстава Доре в 1854, «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда в 1882, совсем уж плагиат «Битва негров в пещере глубокой ночью» за авторством Альфонса Алле. И только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой «Черный супрематический квадрат».

И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусств. Экстравагантная выходка прославила Малевича в веках.

Впоследствии Малевич нарисовал как минимум четыре версии своего «Черного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом в надежде повторить и преумножить успех картины.

Казимир Малевич был тонким стратегом и умело подстроился под меняющуюся ситуацию в стране. Многочисленные черные квадраты, нарисованные другими художниками во времена царской России, так и остались незамеченными. В 1915 году квадрат Малевича приобрел совершенно новый актуальный своему времени смысл: художник предлагал революционное искусство на благо нового народа и новой эпохи.

«Квадрат» к искусству в его обычном понимании не имеет почти никакого отношения. Сам факт его написания — это декларация конца традиционного искусства. Большевик от культуры, Малевич пошел навстречу новой власти, и власть ему поверила. До прихода Сталина Малевич занимал почетные должности и успешно дослужился до народного комиссара ИЗО НАРКОМПРОСА.

Картина знаменовала собой явный переход к осознанию роли формализма в изобразительном искусстве. Формализм — это отказ от буквального содержания в угоду художественной форме.

Художник, рисуя картину, мыслит не столько понятиями «контекст» и «содержание», сколько «баланс», «перспектива», «динамическое напряжение».

То, что признал Малевич и не признали его современники, является де-факто для современных художников и «просто квадратом» для всех остальных.

Картина была впервые представлена на футуристической выставке «0,10» в декабре 1915г. вместе с другими 39 работами Малевича. «Черный квадрат» висел на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где в русских домах согласно правосланым традициям вешали иконы.

Там на него и «наткнулись» критики-искусствоведы. Многие восприняла картину, как вызов православию и антихристианский жест.

Крупнейший художественный критик того времени Александр Бенуа писал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен мадонны».

Выставка «0,10». Петербург. Декабрь 1915

Малевича называют чуть ли не гуру современно искусства и обвиняют в гибели традиционной культуры. Сегодня любой смельчак может назвать себя художником и заявить, что его «произведения» обладают высочайшей художественной ценностью.

Искусство изжило себя и многие критики сходятся во мнении, что после «Черного квадрата» ничего выдающегося уже создано не было. Большинство художников ХХ века утратили вдохновение, многие находились в тюрьмах, ссылках или эмиграции.

«Черный квадрат» — это тотальная пустота, черная дыра, смерть. Рассказывают, что Малевич, написав «Черный квадрат», долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. Впоследствии он написал 5 томов философских размышлений на тему искусства и бытия.

Шарлатаны успешно дурят публику, заставляя поверить в то, чего на самом деле нет. Тех, кто им не верит, они объявляют глупыми, отсталыми и ничего не понимающими тупицами, которым недоступно высокое и прекрасное. Это называется «эффект голого короля». Всем стыдно сказать, что это фигня, потому что засмеют.

А максимально примитивному рисунку — квадрату — можно приписывать какой угодно глубокий смысл, простор для человеческой фантазии просто безграничен. Не понимая, в чем великий смысл «Черного квадрата», многим людям нужно его себе придумать, чтобы было чем восхищаться при рассматривании картины.

Автопортрет. Художник. (1933)

Картина, написанная Малевичем в 1915 году, остается, пожалуй, самой обсуждаемой картиной в русской живописи. Для кого-то «Черный квадрат» — это прямоугольная трапеция, а для кого-то — это глубокое философское послание, которое зашифровал великий художник. Точно так же, глядя на кусочек неба в квадрате форточки, каждый думает о своем. А о чем подумалось вам?

Источник: https://medium.com/eggheado-art/-6064ad6424d3

Купить копию картины Малевича “Скачет красная конница” за 3 200 руб. Холст, масло | Интернет-магазин картин “Pigmentum”

Перед вами копия картины Казимира Малевича «Скачет красная конница» (1928-1932 год), находящейся в Русском Музее. Эта яркая авангардистская работа не слишком известна современному зрителю, а также замечательно не похожа на другие картины из нашего каталога, что и подтолкнуло нас к приобретению ее копии для нашего магазина.

Советские искусствоведы считали работу прокоммунистической, воспеванием революции, и долгое время это была единственная признаваемая советской властью абстрактная картина художника. В своих манифестах 1915-1916 годов Каземир Малевич действительно приветствует революцию — по крайней мере, революцию в искусстве.

Художники-новаторы того времени призывают заметить наконец новую красоту в современной жизни, красоту машин, скорости, техники, нового ритма, темпа… Может быть и красоту революции, красной конницы? «Тела их летают на аэропланах, а искусство и жизнь прикрывают халатами Неронов и Тицианов», — говорил художник о верности академизму в живописи.

По нашему мнению, эта картина и есть призыв Малевича «сбросить халаты прошлого» и выйти навстречу современной жизни, находить новые красоты, а красная конница — не большевистская пропаганда, а революция в искусстве.

Любопытно, однако, что при этом сам художник использует столь классический (времен Тициана!) прием в построении композиции, как использование «божественной пропорции» (в оригинале линия горизонта делит полотно в пропорции золотого сечения).

Важными задачами для художников начала XX века стали передача скорости («красота скорости вечна») и направления движения (отчасти достигается смещением «центра тяжести» скачущей конницы вправо). Даже название, что интересно, не «Красная конница», а «Скачет красная конница», — важность движения подчеркивается: изображается не конница, а то, что она скачет, движется.

При передаче этого движения цельность фигур исчезает, вместо этого мы видим как бы мелькающие части их тел. Это изначально футуристический прием для передачи впечатления движения.

Дай художник мчащимся всадникам четкие очертания, цельность фигурам — и он прикрепит их к холсту, как прикрепляются насекомые в коллекции энтомолога, и они, заточенные в позу бега, застынут на одном месте.

Однако в разломах и нарушении цельности предметов Малевич видел не только передачу движения вещей, но и их «разрушение на пути выхода в беспредметное».

Кони революции искусства не только на полной скорости мчатся, неся с собой перемены, но и на ходу теряют цельность, ибо перемены эти — грядущее беспредметное творчество, которое Малевич в манифестах супрематизма называется единственно настоящим.

Земля под их ногами, не имеющая никакого сходства с реальным миром, есть созидание собственной земли, фундамента нового искусства, где нет места формам натуры.

Искусствоведы советской эпохи видели и в этой «земле в разрезе» веяния материалистической философии.

Однако, читая манифесты Малевича, кажется, что раскрашенная плоскость под ногами скачущих коней символизирует именно новые принципы живописного искусства, где нет места повторению, но есть чистое созидание.

«Раскрашенная плоскость — есть живая реальная форма», результат акта творения. Истинное творчество вместо повторения, господство над формами натуры — вот самоцель.

Другая цель — освобождение цвета (красок), провозглашаемого Малевичем живописной сущностью, которая всегда убивалась сюжетом. «Краска находилась в угнетении здравого смысла, была порабощена им. И дух краски слабел и угасал.

Но когда он побеждал здравый смысл, тогда краски лились на ненавистную им форму реальных вещей». Таким образом, красная конница — революция в искусстве: поиск новой красоты, освобождение цвета и выход в беспредметное.

И пусть сейчас мы видим, что новое искусство 20 века не вытеснило, не победило академизма, классики, реализма; что людям остались милы и пейзажи, и цветы, и обнаженные женщины, а живые раскрашенные плоскости так и не полюбились, но интересно все же погрузиться на время в те веяния, те идеи, те громкие революционные заявления авангардистов и футуристов. Они заявляли, в частности, что пишут картины не ради того, чтобы было красиво, но словно против их воли, иногда получалось именно так.

Источник: http://pigmentum.ru/kopii_kartin/znamenitie_hudojniki/skachet_krasnaya_konnitsa/

Картина Малевича “Скачет красная конница…”

Два наиболее общих места описаний особенностей авангарда вообще и живописного в частности – 1) значительно возросшая по сравнению с предшествующим искусством степень рациональности (оттого и потребовались специальные манифесты различных школ, игравшие роль своеобразных “систем аксиом” соответствующих направлений в искусстве), 2) существенная нацеленность на раскрытие “фундаментальных” сущностей, возвращение к “началам”, откуда – родство с архаическим искусством и/или примитивами. Упоминаниями об этих особенностях я, кажется, прожужжал все уши на протяжении книги.

Читайте также:  Описание картины зинаиды серебряковой «обнаженная»

Из данных тезисов вытекает тривиальное следствие: рациональность вкупе с архаичностью дает архаическое рациональное – разумеется, не в его чистом виде (кто знает, как на самом деле думали древние), а в форме проекции на современность.

И тогда мы сразу попадаем в ситуацию Предисловия: речь и в данном случае должна идти о той специфически архаической рациональности (она же, само собой, элементарная), которая служит неотъемлемым достоянием современного человека.

Не случайны, по-видимому, и хронологические совпадения: авангард как явление родился в тех странах и в тот период, когда светским школьным образованием оказались охвачены репрезентативные общественные слои. Отсюда, возможно, все и выводится: рациональность – поскольку в школе изучаются как раз науки, т.е.

рациональные предметы, трактовки; нацеленность на начала – поскольку за партами штудируются исключительно элементарные вещи, относящиеся к началам каждой науки. Еще недавно, до Нового и Новейшего времени, у человека в массе не было особенно существенных поводов всерьез заниматься анализом каких-то начал: с ними, казалось, и так все ясно – см. Св. Писание.

Распространение школьного образования нанесло сильнейший удар по иератизму и догматичности общественного мировоззрения: волей-неволей прививался вкус и к рациональности, и к аналитической нацеленности на начала [1]. Процессы развивались как на сознательном, так и бессознательном уровнях.

В книге упоминались примеры рационального бессознательного в живописи и до возникновения авангарда: скажем, закон перспективы (прямой или обратной) [2].

А в данной заметке хотелось бы сделать несколько замечаний по поводу структуры картины Казимира Малевича “Скачет красная конница…” (1918 – 1928).

Как известно, этот самый знаменитый в мире русский художник обладал исключительно конструктивным (“концептуальным”) живописным мышлением.

Для начала вспомним саму картину:

Прошу прощения за невольные хроматические и геометрические искажения, возникшие в процессе сканирования (кстати, источник – альбом “Русское искусство ХV – ХХ веков. Из фондов Государственного Русского музея. Л., 1989), но сейчас нас интересует исключительно схема.

Во-первых, изображение на картине явным образом разделено на три части: небо, земля, люди (скачущая конница [3]), что сразу напоминает о трех частях мироздания и заставляет думать (или, скорее, чувствовать), что и в настоящем случае речь идет о построении некоей вселенной (конкретно – новой вселенной).

Во вторых, большую часть картины занимает небо, и линия горизонта делит полотно в точном отношении золотого сечения (небо : целому = земля : небу = 0,618. Можете проверить).

Ну, с этим приемом мы также отлично знакомы: практически ни одно руководство по проблеме золотого сечения не обходится без соответствующего примера – если в картине есть линия горизонта (небо-земля, небо-море…), то обычно соотношение двух частей и тяготеет к гармонической пропорции.

Как на образчик можно сослаться на цитату из работы проф. Тиммердинга. Просто занятно, что в картине Малевича использовано максимально точное соотношение.

В-третьих, нетрудно заметить, что конница как целое, в свою очередь, определенным образом структурирована. Перед нами три группы по четыре всадника (а если присмотреться, то каждый всадник дополнительно “расчетверяется”, что призвано передать ощущение четырех рядов).

Тройка и четверка – характернейшие числа (см. разделы 1.3 и 1.4), участвующие в организации человеческих представлений о реальности.

При этом тройка, если это еще не забыто, в большей степени коррелирует с классическими представлениями, тогда как четверка – со специфически наиновейшими (впрочем, и архаическими).

В исторический период, к которому относится рассматриваемая картина, в России происходил настоящий слом господствующих парадигм, что находило свое выражение, в частности, в одновременной актуальности обоих конституирующих чисел: и 3, и 4.

Три группы всадников, полагаю, вполне сродни трем русским богатырям (популярность упомянутого мотива в означенный период может проиллюстрировать, скажем, феномен так называемой буденновки, этого военного головного убора, разработанного в период Первой мировой войны и затем ставшего поп-атрибутом красного кавалериста.

Дизайн же буденновки, в свою очередь, – копия древнерусских боевых шлемов, что, вероятно, не удивительно, если вспомнить, что модель была разработана в кругу Васнецова, автора хрестоматийных “Трех богатырей”). Тройственность, сопряженность с мифологемой тройки былинных богатырей (см.

[4]) – свидетельство эпичности происходящего (как по масштабу, так и значению). Четверка – скорее из наиновейшего ряда, выражение рождения концептуального и эстетического мировоззрения совершенно нового типа, а именно авангардистского (см. там же и многие другие места).

Семантика тройки, напомним, – когда события происходят помимо нас (ср.: революция как стихия, как то, что заведомо превосходит человека и происходит помимо его воли и намерений), тогда как четверка – с конституирующим участием “наблюдателя” или активного деятеля, актора.

Революция, конечно, есть и то, и другое – это и неуправляемая стихия, и целенаправленный энергичный проект, результат наших действий. Отсюда актуальность сразу обоих чисел.

В отличие от традиционных изображений, нижняя часть картины, земля представлена не в своем обычном, т.е. внешнем, облике (художник-реалист скорее всего нарисовал бы открытую степь), а как бы в разрезе. Перед нами, повторяю, не фотографически-точное полотно и даже не просто приправленное некоей полузагадочной символической условностью, а по сути чертеж.

Речь идет о рождении новой вселенной (проект), о расчете и о представлении скрытой внутренней сути изображаемого. И в этом контексте не может быть оставлено без внимания, что земля в ее поперечном разрезе состоит ровно из 12 цветов (подыщите, пожалуйста, иллюстрацию повразумительнее нашей картинки).

12 = 3 х 4 – выражение одновременного действия двух формообразующих парадигм, тринитарной и кватерниорной (см. раздел 1.5). Не стану судить об использованной цветовой гамме (честно сознаюсь, моя хроматографическая грамотность сильно хромает, оставим задачу тем, кто более компетентен [5]), зато само число представляется в высшей степени характерным.

Здесь Малевича интересовала своеобразная формула земли, сама ее суть [6].

Линия горизонта, как сказано, смещена заметно вниз (небу отведена большая часть картины, см. 0,618) – не следует, по-видимому, специально пояснять почему (если захочется, можно освежить в памяти, к примеру, поэму “Двенадцать” Блока или не менее известные строки Вас.

Князева “Мы на небо залезем, разгоним всех богов”, штурм небесных бастионов – практически расхожий мотив великих революций). Центр тяжести скачущей конницы очевидно сдвинут вправо.

Результат – рождающаяся вселенная весьма динамична, и это вполне очевидный ход: если зрительный центр картины смещен вниз и вправо, то в итоге возникает ощущение движения влево и вверх.

У этого движения огромные перспективы: как обычные земные (пространство перед конницей заметно больше оставшегося за спиной), так и, если можно так выразиться, небесные, метафизические (движение вверх – ведь это в огромное небо).

Сказанным реестр конструктивных особенностей, разумеется, не исчерпывается – так, можно было бы проанализировать геометрическое распределение трех групп всадников по горизонтали. Однако поскольку в книге подобная задача не затрагивалась, постольку не станем усложнять изложения. Вместо этого подведем краткий итог.

Картина Малевича “Скачет красная конница…” представляется в высшей степени выразительной, энергетически заряженной (как теперь говорят: с отличным драйвом).

Она выглядит также вполне характерной для творчества этого исключительно “метафизического”, “философического” художника (художник-мыслитель), занимавшегося раскрытием и построением самого фундамента бытия и при этом предельно “математичного” (наверно, не стоит напоминать о “Черном квадрате”). Очередным – и весьма удачным – свидетельством подобной направленности и представляется рассмотренная картина, которая по существу “вычисляема”. Художник вычислял рождающуюся и созидаемую им самим вселенную, а нам предоставляется возможность делать то же самое с его произведениями, поскольку соответствующие элементарно-математические реалии принадлежат сразу всем и никому в отдельности.

Сноски:

Кто-то, более иронически настроенный, чем я, не преминет заметить, что создателями авангарда становились в основном весьма молодые люди, еще не отягощенные чрезмерным бременем знаний, т.е. чьи знания в основном и состояли из школьных: простейших рациональных, направленных на начала.

Ирония, впрочем, не обязательно уместна: ведь на смену патриархальности в обществе, многознанию в науках, искусствах как раз и приходил новый мир. “Коммунизм – это молодость мира и его возводить молодым”? – Это относится отнюдь не исключительно к данной утопии.

Ведь даже сейчас, в период очередных революционных изменений в России, “слишком многознающие” академики превращены в предмет насмешек (“они ничегошеньки не понимают и льют воду на мельницу врагов прогресса”) со стороны “молодых реформаторов”, прямо объявляющих, что их политическая опора – молодежь, а “старые” – они из старого мира.

Несмотря на то, что изрядная доля нас знакома с этим элементарно-геометрическим законом, при непосредственном восприятии картины он действует скорее по бессознательным каналам (впечатление объемности, реалистичности изображения).

Дотошному читателю, возможно, захочется уточнить, что перед нами не три, а четыре составные части, т.к. помимо людей тут присутствуют и лошади, репрезентанты животного мира.

Не вступая в дискуссию, лишь отмечу, что, согласно моему восприятию, люди и лошади скорее представляются неким единым существом – эдаким стадом кентавров, собирательно – конницей (она и на картине выведена весьма обобщенно), т.е. более дробная дифференциация на людей и коней в данном случае не вполне отвечает сути дела.

Заметим в скобках: не лишено вероятия, что, скажем, евразийские идеи в значительной степени родственны мифологии конницы тех времен (попутно можно вспомнить и о “Скифах” Блока).

Черный, коричневый, белый и красный – вот некоторые из использованных цветов. Белый и красный – ср.

два лагеря Гражданской войны; белый – цвет незапятнанности, чистоты (в национальной почве это все же осталось), красный – цвет крови, традиционного компонента родной земли (“земля, политая кровью”). Черный, коричневый – не менее знаменитые символы почвы.

“Blut und Boden”, коричневый, белый, красный и черный – эти цвета активно присутствовали в соответствующей символике задолго до национал-социализма и будут присутствовать всегда.

Что с остальными цветами Малевича? Желтый – от солнца, от золота (какое значение для земли имеет солнце, а земля для богатства, вероятно, не требует пояснений); то ли фиолетовый, то ли пурпурный (я сам сейчас использую лишь иллюстрацию) – возможно, и царственность…

12 цветов, которыми представлена земля, вызывают дополнительные ассоциации с 12 месяцами, 12 знаками Зодиака (судьба), 12 часовыми делениями на циферблатах хронометров.

Не шла ли речь о принципиальной изменчивости природы земли, ее подведомственности времени (в отличие от “вечного” – соответственно, неотструктурированного на картине – неба)? Революция приводит в движение тектонические слои самой истории, перемешивает их, и на картине Малевича составные цвета “перетасованы”, наезжают друг на друга. Подобные гипотезы, впрочем, превосходят формат заметки, поскольку проверка отняла бы слишком много времени и сил.

Источник: http://alestep.narod.ru/adds/lab_2.htm

Малевич

Предыдущие | Следующие

gomer4ik23 февраля 130 лет со дня рождения Казимира Севериновича Малевича. Искусство мастера очень трудно понять, если вы не задумывались над причинами культурного катаклизма. Участником такого катаклизма стал Малевич. Отчего же все это произошло. Многие поэты и художники давно пытались погасить солнце и преобразить традиционную картину мира, отменили обычный способ выражать свои мысли, отвернулись от реальности и стали писать на холсте новые формы, которых никто не видел ранее.Интересные факты:Родился в семье выходцев из Польши, был старшим среди девятерых детей. ***После начала 1-й мировой войны исполнил ряд агитационных патриотических лубков с текстами В. В. Маяковского для издательства «Современный лубок».Весной 1915 возникли первые полотна абстрактного геометрического стиля, вскоре получившего наименование «супрематизм».Сочиненный им термин восходил к латинскому корню «супрем», образовавшему в родном языке художника, польском, слово «супрематия», что в переводе означало «превосходство», «главенство», «доминирование». На первом этапе существования новой художественной системы Малевич этим словом стремился зафиксировать главенство, доминирование цвета надо всеми остальными компонентами живописи.***Малевич был последовательным пропагандистом собственной теории. Вокруг него со временем образовалась группа единомышленников УНОВИС (Утвердители нового искусства). Творения русских художников-авангардистов начала века взорвали устаревшее прозападное визуальное сознание.***Художник самостоятельно создавал мифы о себе. Например, год рождения знаменитого художника был определен после его 125 летия. Его 125 летие было отмечено два раза.***Малевич внешне подражал Л.Н.Толстому: ходил в длинной, сурового полотна, блузе; подпоясывался шнуром; летом ходил босиком. ***Долгое время Малевич мечтал посетить Париж, но ему так и не удалось это сделать. Он побывал за границей лишь в Варшаве и Берлине. Малевич не знал иностранных зыков, о чем на протяжении всей своей жизни очень жалел. Он не выезжал дальше Житомира. Ему не удалось испытать множество эстетических и житейских радостей, доступных его более обеспеченным и образованным коллегам.***По завещанию, после смерти тело Малевича было кремировано
в супрематическом гробу, а затем урна была захоронена под любимым дубом художника в Немчиновке. Над могилой был установлен кубический бетонный монумент с изображенным черным квадратом. В годы войны могила была утрачена. В настоящее время ее местонахождение было установлено энтузиастами с достаточной точностью. Могила находится недалеко от Советского проспекта в Немчиновке, восточнее пруда. На месте могилы установлен небольшой монумент. 

Читайте также:  Описание картины ивана шишкина «сосна на скале»

Черный квадрат.

Картина была написана Малевичем летом и осенью 1915 года. По утверждению художника, он писал её несколько месяцев.Впоследствии Малевич написал несколько копий «Чёрного квадрата» (по некоторым данным, семь). Достоверно известно, что в период с 1915 по начало 1930-х годов Малевич создал четыре варианта «Чёрного Квадрата», которые различаются рисунком, фактурой и цветом.По утверждениям самого художника, «Квадрат» занимал центральное место в его творчестве. «Я долгое время не мог ни есть, ни спать» — говорил Малевич, — «и сам не понимал, что такое сделал».«Правая» художественная критика восприняла «Чёрный квадрат» как вызывающий антихристианский жест. Крупнейший на тот момент художественный критик, основатель объединения «Мир Искусства» Александр Бенуа написал сразу после выставки: “Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен мадонны.” «Левая» критика поняла «Квадрат» так же, но реагировала на это восторженно.Сам Малевич в своих лекциях об искусстве называл «Квадрат» «Царственным Младенцем», тем самым сближая «Квадрат» с изображением Христа.В витебский период творчества интерпретация «Квадрата» изменилась. В листке УНОВИС № 1, вышедшего в Витебске 20 ноября 1920 года, говорилось: “Ниспровержение старого мира искусства да будет вычертано на ваших ладонях. Носите чёрный квадрат как знак мировой экономии.” В дальнейшем некоторые исследователи связывали «Квадрат» с еврейскими мотивами в творчестве Малевича.Леонид Кацис в работе Идеология витебского Уновиса, Иерусалимский Храм и Талмуд возводит «Чёрный квадрат» к тфилину. Тфилин — ритуальный предмет, надеваемый иудеями при молитве. Понятно, что черный куб на черном фоне и даст нам искомый «черный квадрат на черном фоне”.Тот же автор фиксирует факт ношения «чёрных квадратов» некоторыми участниками супрематистского движения. «Квадрат» временами противопоставляют т. н. «белому дракону», чистому листу без рисунка, имеющему символическое значение в даосизме.По поводу «Черного квадрата» написано огромное количество статей, книг и прочего, создано много картин, вдохновленных этой вещью, и чем больше проходит времени со дня ее написания, тем больше необходима нам эта загадка, не имеющая отгадки или, наоборот, имеющая их бесконечное количество». Уникальность картины Малевича состоит в том, что она имеет большое количество возможных интерпретаций. 

Красный квадрат.

 Картина Казимира Малевича, написанная в 1915 году. Назван на обороте «Женщина в двух измерениях». Представляет собой красный четырёхугольник на белом фоне, несколько отличающийся по форме от квадрата. Отмечено, что «Красный квадрат», как и «Чёрный квадрат», обладает тем свойством, что площадь белого фона равна площади закрашенного квадрата.В рассказе Толстого «Записки сумасшедшего» описывается комната, где Фёдор начинает испытывать смертельную тоску: «Чисто выбеленная квадратная комнатка. Как, я помню, мучительно мне было, что комнатка эта была именно квадратная. Окно было одно, с гардинкой — красной». То есть, красный квадрат на белом фоне является, по сути, символом тоски. Сам Малевич пояснял концепцию своего первого «Чёрного квадрата», что «квадрат — чувство, белое пространство — пустота за этим чувством». Красный квадрат на белом фоне графически изображает страх смерти и пустоты.

Скачет красная конница.

Картина долгое время была единственной из абстрактных работ художника, признаваемая официальной историей советского искусства, чему способствовало её название и изображение событий Октябрьской революции. Малевич поставил на обратной стороне дату 18 года, хотя на самом деле она была написана позже.

Картина разделена на три части: небо, земля и люди (красная конница). Отношение ширина земли и неба в пропорции 0,618 (золотое сечение). Конница из трех групп по четыре всадника, каждый всадник расплывается, возможно конница из четырёх рядов. Земля нарисована из 12 цветов.

Поздние работы.

“Сложное предчувствие”, “Девушки в поле”, “Спортсмены”, “Крестьяне” изображают людей без лиц. По его словам “будущее человека – неразрешимая загадка”. Шаблонное изображение людей, отсутствие всякой индивидуальности, роботоризация – отражение не лучшей стороны социалистического мира, революционное брожение закончилось, начался диктат. При этом работы создают впечатление монументальности, торжественности и недосказанности. Последние его работы вообще выполнены в реалистичной манере “Работница”, “Автопортрет”, “Портрет жены”. Такой переход от абстракционизма к формам реализма был продиктован влиянием художников эпохи Ренессанса. http://ec-dejavu.net/b/Black_square.htmlhttp://www.museum-online.ru/Avant-garde/Kazimir_Severinovich_Malevich/http://kazimirmalevich.ru/sense/http://news.mail.ru/society/1624276/

http://www.artbelova.ru/malevich.html

Источник: https://gomer4ik.livejournal.com/99424.html

Арт блог

Самый известный русский авангардист в конце жизни создал очень странную, трагическую картину, от которой идут мурашки по коже. «Красная конница» – одна из самых экспрессивных работ художника – таит в себе много загадок.

Несомненно, все творчество Казимира Севериновича Малевича (1879-1935) пронизано авангардной философией. Он взорвал художническое сознание начала 20 века, создав новую геометритизированную живописную систему и став таким образом основоположником супрематизма – совершенно нового абстрактного направления в искусстве.

K.Malevich. 1916

Эта картина Малевича довольно далека от его черных, красных и белых квадратов, кругов и крестов, наполненных глубоким смыслом и символикой. Но и здесь за внешней формой кроется парадоксальное внутреннее содержание. Вся жизнь Казимира Севериновича была полна противоречий и загадок.

Начать надо с того, что художник утверждал, что он появился на свет в 1878 году, но историки нашли документы, свидетельствующие о том, что он родился в 1879. Зачем надбавлять себе лишний год? Но еще более запутаны истории датировок его картин.

На представленной здесь картине «Красная конница» холст с лицевой стороны подписан 1918 годом, но, специалисты уверены, что создана эта картина была как минимум на десятилетие позже.

И есть много примеров, когда Малевич сознательно сдвигал датировки, подчиняя собственную биографию определенной логике развития.

K.Malevich. Red square. Picturalrealism of a peasant womanin two dimensions. 1915(53x53cm, oil on canvas)Russian State Museum,

Saint-Petersburg

Фантазия Малевича позволила ему перейти общепризнанные границы и стать философом-новатором. Замечательны названия некоторых его работ. Вот, например, «Красный квадрат», который в каталоге выставки 1915 года был обозначен как «Живописный реализм крестьянки в двух измерениях».

Тут ест над чем поразмышлять.Так и с этой картиной, которую кратко именуют «Красная конница» дело обстоит совсем не просто. Полное название картины длинно и стихотворно: «Скачет красная конница из октябрьской столицы, на защиту советской границы».

Думается, что такое название сослужило хорошую службу судьбе этой работы. Ведь, когда в 1926 году в СССР началась травля Малевича, «Красная конница» стала единственной его абстрактной работой, которую советская власть признала.

По мнению искусствоведов, художник создал эту картину где-то в 1928-1932 годах, то есть намного позже авторской датировки.

Судя по названию и по первому впечатлению, эта картина воспевает события Октябрьской революции. Но тут же возникает чувство трагизма, опустошенности. Да и такое лубочное название заставляет задуматься о более глубоком смысле, заложенном в произведении.

Если разглядывать картину внимательно, то можно заметить, что главные элементы (небо, земля и люди) равновесны. Каждый элемент по своему значим и тем самым уравновешивает общую композицию.

Небо тяжелое – оно удивляет довольно быстрым переходом от ясно-белого до мистически черного, материальная земля написана контрастными полосками, а сама конница, хоть и занимает мало места на картине, зато ярко-красная.

K.Malevich. Autoportrait.1910-1911(27x27cm, gouache on paper)

State Tretyakov Gallery, Moscow

Вероятно, Малевич стремился показать, что небо, земля и люди должны уравновешивать друг друга, быть в единстве, как душа, тело и духовная энергия. Вообще тема гармонии в этой картине, мне кажется, самая главная. Недаром Малевич выбрал здесь формат абсолютно точного «золотого сечения», когда отношение земли к небу, как и неба к целому, равно 0,618.

Говоря о числах, в этой картине можно насчитать 12 цветов, из которых «соткана» земля. Конники тоже структурированы на три группы по четыре всадника в каждом ряду. Намеренно ли это или нет? Не исключено, что для Малевича это число обладало особым смыслом.

Сразу приходят на ум 12 апостолов, 12 месяцев в году и двенадцатилетний зодиакальный цикл в восточных верованиях, 12 полутонов октавы в музыке и так далее.

В нумерологии число 12 несет в себе очень мощную энергетику: великие планы, идеалистичность, познание законов жизни и при этом предательство, смешение морально-этических качеств, запутанные двойственные ситуации.

K.Malevich. Running man.1932-3465x79cm, oil on canvas)

Centre Pompidou, Paris

Что же происходило в голове художника, когда он писал эту картину? Действительно ли он воспевал революцию и оправдывал гражданскую войну, которая разлилась кровавой рекой по стране? Или же он видел в происходящем нарушение законов природы и неминуемое грядущее наказание? Ведь даже направление движения конницы, можно рассматривать буквально как победу «левых», а можно, согласно композиционным законам, как движение вспять, торможение, ослабление, бесцельность динамики. Верил ли Малевич в будущее советской страны? Вот еще одна его картина того же периода – «Бегущий человек». Бежит ли он к или от?

К своему удивлению, я обнаружила интересную статью французского историка, который уверен, что Малевич создал свою «Красную конницу», замаскировав ее звучным названием, на самом деле, чтобы выразить свое отношение к власти, которая его гнобила. Филипп Виделье утверждает, что Малевич для этой картины вдохновлялся старой красивой фотографией из прессы, где был изображен отряд… Белой кавалерии!

Malevich – theorist
working at his desk

Парадокс, но верится, что это было бы в его духе. Малевич действиельно должен был ненавидеть советскую власть. Ведь в тот момент, когда он был полон сил и идей, после оглушительного успеха в предыдущие годы, его вдруг объявили формалистом и мистиком.

Его статьи перестали печатать, уволили с должности директора Института исследований культуры современного искусства, а сам институт закрыли. Опальный художник уехал на Украину, организовал несколько успешных выставок за рубежом. Но его принудили вернуться, арестовали, обвинили в шпионаже, и он просидел несколько недель в тюрьме.

В том возрасте, когда многие художники достигают признания и работают в полную силу, Малевич попал в обстановку социальной изоляции и скоро умер от тяжелой болезни, в нищете и забвении.

K.Malevich's tombstone near
Nemchinovka, Moscow region

Это сегодня Малевич – один из самых известных художников-авангардистов, чьи работы улетают с молотков аукционов за баснословные деньги. Мировой общественностью он был признан культовым художником, изменившим ход истории изобразительного искусства.

И надо отдать ему должное, из жизни он ушел как истинный художник, красиво. По его завещанию его тело после смерти поместили в супрематический гроб в виде креста и кремировали. Урна с прахом была захоронена под любимым дубом художника в Подмосковье.

Над могилой близ деревни Немчиновки был установлен деревянный кубический монумент. К сожалению, в годы войны реальная могила была утрачена. Ее местонахождение удалось определить только в конце 80-х годов, к тому времени там уже было пахотное поле.

Поэтому памятный знак пришлось разместить немного в стороне. Он представляет собой белый бетонный куб с красным квадратом.

Источник: http://russianart.fr/art_blog/n1/

Ссылка на основную публикацию